4 унитарное государство. Виды унитарных государств

- (от лат. unitas – единство) – одна из форм территориально политической организации и управления государством, в которой реализуется принцип распределения власти между центром и местными органами, политико правовой статус входящих в государство… … Политология. Словарь.

Форма государственного или национально госу дарственного устройства, при котором территории государства подразделя ется на административно территориальные единицы (области, круга, районы, департаменты и т.п.). В УНИТАРНОМ ГОСУДАРСТВЕ, в отличие… … Финансовый словарь

Форма административно территориального устройства, при которой в стране существует единая законодательная и исполнительная власть (Италия, Болгария, Республика Корея, Алжир, Колумбия). Краткий географический словарь. EdwART. 2008 … Географическая энциклопедия

Государство, предоставляющее минимальную хозяйственную самостоятельность регионам. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

унитарное государство - Государство, на территории которого нет федеративных единиц (штатов, земель и пр.), но часть властных полномочий передана административно территориальным единицам: департаментам, областям, районам, например Франция или Польша … Словарь по географии

См. Унитаризм … Юридический словарь

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, края, департаменты) в… … Современная энциклопедия

Форма государственного устройства, при которой территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своем составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно территориальные единицы (районы, области и т. д.) … Большой Энциклопедический словарь

Унитарное государство - (от лат. unitas единство; англ. unitarian/unitary state; фр. unitaire) в конституционном праве форма государственного устройства, при котором территория государства подразделяется на административно территориальные единицы (области, округа,… … Энциклопедия права

Унитарное государство - УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО, форма государственного устройства, при котором управление осуществляется центральной властью. Территория унитарного государства подразделяется на административно–территориальные единицы (области, края, департаменты) в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - простое по составу, единое цельное государственное образование, состоящее из административно территориальных единиц (департаменты, провинции, округа, области, кантоны и т.д.), не имеющих каких либо суверенных прав и подчиненных центральным… … Юридическая энциклопедия

Книги

  • Украйна. А была ли Украина? , Терещенко Анатолий Степанович. В современных украинских энциклопедиях говорится примерно так: Украина - самостоятельное унитарное государство восточных славян, расположенное в центре Европы. Обязательно подчёркивается -…
  • Украйна А была ли Украина , Терещенко А.. В современных различных украинских энциклопедиях говорится примерно так, - Украина самостоятельное унитарное государство восточных славян, расположенное в центре Европы. Обязательно…

Унитарное государство — это форма государственно-территориального устройства, при котором все административно-территориальные образования находятся в подчинении центральной власти и не имеют никаких законодательных собственных полномочий. Дочитав статью до конца, вы сможете узнать более подробнее об этом.

В современном мире существует несколько видов государственного устройства: , конфедерация и унитарное государство. Каждая форма государственного устройства отличается своими особенностями и имеет ряд определяющих стереотипов.

По большому счету, ключевое отличие скрыто в вертикали власти. Самыми демократичными являются конфедерации, поскольку при этой форме устройства части единого государства максимально независимы друг от друга и от центральной власти. Существующие и развивающиеся социально-экономические, культурные, гражданско-правовые отношения между субъектами-частями государства основаны на принципах равенства, взаимовыгодного сотрудничества и добровольного участия.

Абсолютным антиподом конфедерации можно назвать унитарный тип правления. Современное унитарное государство — это устройство, в котором все части территории государства объединены принципом административного подчинения. Ни одна территория унитарного государства не имеет суверенитета и даже не вправе рассчитывать на его получение без изменения формы государственного устройства.

Классификация по признаку формирования власти

Административно-территориальные единицы унитарного государства – это области, земли, вотчины и прочие единицы. Каждой структурной единицей унитарного государства управляет избираемый (или назначаемый) орган власти, который в свою очередь находится в строгом подчинении к выше стоящим органам управления. Вертикальное подчинение является главным признаком унитарного государственного правления.

По признаку демократического избрания кандидатов в органы власти или единовластного назначения их «сверху» подразделяют такие виды унитарных государств:

  • Централизованное, где формирование нижестоящих ветвей власти осуществляется методом прямого назначения должностных лиц;
  • Децентрализованное, когда государственные органы местного самоуправления состоят из избираемых лиц путем тайного голосования жителей данной территории.

Структурной единицей унитарного децентрализованного государства может быть одна или несколько автономных территорий. В централизованной унитарии автономия исключается однозначно.

Предпосылкой для образования автономии может стать национальный признак, то есть значит если на данной территории проживает большая этническая группа, которая радикально разнится от остальной части населения государства своим культурно-историческим укладом жизни. Автономия предполагает частичное самоуправление в сфере общественной, социально-культурной, экономической деятельности.

Но, автономные республики не могут представлять свои интересы на международной политической арене, участвовать в межгосударственных компаниях по личной инициативе, корректировать государственные правила, закрепленные в Конституции государства (например, менять государственный язык, валюту, административно-территориальное деление, границы и пр). Говоря простыми словами, при решении столь крупных вопросов государственного значения обязательно необходимо согласие/разрешение центральных органов власти.

Административно-территориальное деление государства не всегда однозначно влияет на структуру ветвей управления. Более крупная по размеру территории Великобритания имеет всего 3 ступени административного подразделения государства, а Франция – 4.

Признаки унитарного государства

Вне зависимости от типа управления, состава и количества структурных единиц, кратко и понятно признаки унитарного государства можно описать так:

  • Единый для всех субъектов данного государства законодательный документ – Конституция;
  • Имеются высшие государственные органы исполнительной, судебной и законодательной власти в столице
  • государства, а на местах – есть представители этих органов;
  • Единое гражданство, одна армия, денежная единица;
  • Один государственный язык и символы государства (герб, гимн, флаг);
  • Органы власти на местах могут решать проблемы местного самоуправления, то есть обладают властными полномочиями только в рамках данной территории и только по строго определенному кругу вопросов.

Исходя из выше сказанного, можно дать следующее определение унитарного государства: Унитарная форма государства заключается в централизованной вертикали власти. В результате стремления мирового сообщества к принципам свободы, равенства, демократии, сегодня практически все унитарные государства добровольно перешли на стадию децентрализации, то есть исключили авторитарно-командный стиль из государственного управления. Такое переосмысление схемы руководства обществом в перспективе приведет к тому, что каждый человек сможет активно принимать участие в государственной жизни, то есть стать полноценным строителем своего государства, а не пассивно ждать изменений.

Краткий перечень унитарных государств мира

Большую часть Европы занимают страны с унитарным типом устройства – это 41 государство, из которых есть самые карликовые по размерам территории (Андорра, Лихтенштейн, Мальта, Монако, Сан-Марино и Ватикан) + более крупные примеры (Португалия, Ирландия, Австрия. Греция, Албания, Чехия, Финляндия, Норвегия, Швеция, Польша, Словакия, Дания, Беларусь, Болгария, Великобритания, Венгрия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Македония, Молдавия, Нидерланды, Румыния, Сербия, Словения, Украина, Франция, Хорватия, Черногория, Эстония и пр.)

В Азии количество унитарных государств насчитывается также 41 страну – и это около 90% всех государств Азии. Исключением стали всего 6: Пакистан, Малайзия, Арабские Эмираты, Индия, Россия и Ирак – это представители федеративной формы.

В Африке и в Латинской Америке преобладают страны с централизованной формой унитарного устройства. Такие государства, как Алжир, Египет, Ливия, Мавритания, Тунис, Центральноафриканская Республика, Южно-Африканская Республика, Багамы, Боливия, Доминиканская Республика, Колумбия, Куба, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и другие.

Вывод из данного анонса: унитарная форма устройства государства считается достаточно удобной и выгодной как для государственной власти, так и для простых жителей стран. Тем более с переходом к децентрализации и другим демократическим видам.

Более детально обо всем этом, равно как и о других темах из курса обществознания, вы сможете найти в нашем видеокурсе « ».

Унитарная страна – это государство, в котором его составные части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.
Классификацию унитарных стран можно провести по различным основаниям: географическим, политическим, юридическим, экономическим, религиозным, историческим и т.д.
По географическим признакам унитарные страны делятся на следующие виды:
1. По отношению к материку:
1.1. Унитарные страны, расположенные в Евразии.
1.2. Унитарные страны, расположенные в Африке.
1.3. Унитарные страны, расположенные в Северной Америке.
1.4. Унитарные страны, расположенные в Южной Америке.
1.5. Унитарные страны, находящиеся на острове.
2. По отношению к части света:
2.1. Унитарные страны, относящиеся к Азии.
2.2. Унитарные страны, относящиеся к Европе.
2.3. Унитарные страны, относящиеся к Австралии и Океании.
2.4. Унитарные страны, относящиеся к Африке.
2.5. Унитарные страны, относящиеся к Америке.
3. По отношению к экватору:
3.1. Унитарные страны, расположенные в Северном полушарии.
3.2. Унитарные страны, расположенные в Южном полушарии.
3.3. Унитарные страны, расположенные в Северном и Южном полушарии.
4. По отношению к Гринвичскому меридиану:
4.1. Унитарные страны, расположенные в Восточном полушарии.
4.2. Унитарные страны, расположенные в Западном полушарии.
4.3. Унитарные страны, расположенные в Западном и Восточном полушарии.
5. По отношению к Мировому океану:
5.1. Унитарные страны, имеющие выход к Мировому океану.
5.2. Унитарные страны, которые не имеют выход к Мировому океану.
6. По национальному составу населения:
6.1. Однонациональные унитарные страны.
6.2. Двунациональные унитарные страны.
6.3. Многонациональные унитарные страны.
7. По урбанизационному признаку:
7.1. Унитарные страны, где преобладает городское население.
7.2. Унитарные страны, где преобладает сельское население.
8. По половому составу населения:
8.1. Унитарные страны, где преобладает мужское население.
8.2. Унитарные страны, где преобладает женское население.
9. По расовому признаку:
9.1. Унитарные страны, где преобладают монголоиды.
9.2. Унитарные страны, где преобладают европеоиды.
9.3. Унитарные страны, где преобладают представители австрало-негроидной расы.
9.4. Унитарные страны, где ни одна из рас не преобладает.
10. По площади:
10.1. Унитарные государства, являющиеся странами-гигантами.
10.2. Крупные унитарные страны.
10.3. Унитарные страны средних размеров.
10.4. Малые унитарные страны.
10.5. Унитарные страны, являющиеся микрогосударствами.
По форме государственного устройства в мире существуют федеративные и унитарные страны. В настоящее время унитарных стран больше, чем федеративных.
Унитарные страны расположены в Северном или Южном полушарии, но в мире есть унитарные государства, которые находятся и в Северном, и в Южном полушарии. Например, экватор пересекает такие унитарные страны, как Индонезия, Кения, Эквадор, Демократическая Республика Конго, Перу.
Унитарные страны расположены на всех материках, кроме Австралии и Антарктиды. На территории Австралии унитарных государств нет, так как на данном материке находится только одна страна – Австралия, которая по форме государственного устройства является федеративным государством. Что же касается Антарктиды, то на этом материке государств нет согласно Договору об Антарктике от первого декабря 1959 года. Следовательно, на данном материке не может быть ни унитарных, ни федеративных стран.
Очень много унитарных стран расположено на территории Евразии. Например, на территории Европы находятся такие унитарные страны, как Эстония, Албания, Финляндия, Швеция, Болгария и другие. А на территории Азии расположены такие унитарные страны, как Северная Корея, Китай, Афганистан, Азербайджан, Вьетнам и другие.
Унитарные страны имеются не только на территории Евразии, но и в Африке. Например, Алжир, Ангола, Буркина-Фасо, Тунис, Нигер и другие.
Северная Америка может похвастаться такими унитарными странами, как Гватемала, Гондурас, Сальвадор, Никарагуа, Белиз и другие.
А на территории Южной Америки находятся такие унитарные государства, как Уругвай, Парагвай, Чили, Гайана, Боливия и другие.
Унитарные страны расположены не только на материках, но и на островах. Например, Новая Зеландия, Папуа – Новая Гвинея, Филиппины, Мадагаскар, Гаити и другие.
По отношению к Мировому океану можно выделить унитарные страны, имеющие выход к Мировому океану, и унитарные страны, у которых выхода к Мировому океану нет. Например, такие унитарные страны, как Монголия, Армения, Казахстан, Венгрия и Словакия не имеют выхода к Мировому океану. Китай, Чили, Камбоджа, Вьетнам и Южная Корея имеют выход к Тихому океану. К Индийскому океану имеют выход такие унитарные страны, как Мозамбик, Йемен, Оман, Бангладеш, Саудовская Аравия и другие. А такие унитарные страны, как Сенегал, Либерия, Гайана, Ангола и Намибия имеют выход к Атлантическому океану. Среди унитарных стран есть и такие, которые имеют выход к двум океанам. Например, Никарагуа, Панама, Египет, Израиль и Коста-Рика.
Что касается национального состава унитарных стран, то надо отметить, что стопроцентных однонациональных государств в мире не бывает. По большому счёту, все страны мира до единого надо отнести к многонациональным государствам. Если учитывать, что численность какого-либо народа в стране составляет 90 % и более, то по этому критерию к однонациональным унитарным странам можно отнести, например, Японию, Исландию, Бангладеш, Северную Корею, Албанию.
А такие унитарные страны, как Иран, Казахстан, Испания, Мьянма, Турция, следует отнести к категории многонациональных государств.
По урбанизационному признаку среди унитарных стран есть государства, где преобладает городское население, и государства, где доля городского населения на низком уровне. Городское население преобладает в таких унитарных странах, как Чили, Швеция, Исландия, Япония, Дания и другие.
Сельское население преобладает в таких унитарных государствах, как Папуа – Новая Гвинея, Восточный Тимор, Камбоджа, Бутан, Экваториальная Гвинея и другие.
По расовому составу населения есть унитарные страны, где в численном составе населения преобладают представители какой-либо расы, и унитарные страны, где ни одна из рас не преобладает. В большинстве унитарных стран преобладают представители какой-либо расы. Например, представители монголоидной расы преобладают в таких унитарных странах, как Япония, Южная Корея, Вьетнам, Таиланд, Лаос и другие.
Представители европеоидной расы преобладают, например, в европейских унитарных странах, Уругвае, Израиле, арабских унитарных странах, Турции.
Представители австрало-негроидной расы преобладают в основном в африканских унитарных странах, расположенных южнее Сахары.
А если взять унитарную страну Чили, то надо отметить, что в данном государстве ни одна из рас не преобладает, так как более 60 % населения приходится на метисов и их потомков. Примерно такая же картина и в других латиноамериканских унитарных государствах: Эквадор, Перу, Гондурас, Сальвадор, Гватемала.
По половому признаку в одних унитарных странах преобладает мужская часть населения, а в других – женская часть населения. Например, в большинстве европейских унитарных стран женщин больше, чем мужчин. Мужская часть населения преобладает в основном в азиатских и некоторых африканских унитарных странах. Например, Иран, Китай, Ирак, Саудовская Аравия, Объединённые Арабские Эмираты.
В мире выделяют только семь государств, являющихся по площади странами-гигантами, из которых только Китай является унитарным государством.
К крупным по площади унитарным странам можно отнести государства, чья площадь составляет более одного миллиона квадратных километров. Например, Ангола, Боливия, Перу, Алжир, Саудовская Аравия.
К унитарным государствам средних размеров можно отнести такие страны, как Турция, Чили, Мозамбик, Мадагаскар, Франция и другие государства.
К малым по размеру унитарным странам можно отнести такие государства, как Израиль, Гамбия, Бутан, Шри-Ланка, Белиз и другие страны.
Среди унитарных стран есть и микрогосударства. Например, Монако, Сингапур, Ватикан, Сан-Томе и Принсипи, Андорра.
В юридическом отношении унитарные страны можно классифицировать по отношению к понятию «анклав». В данном направлении в мире существуют унитарные страны, являющиеся анклавами, и унитарные страны, которые анклавами не являются. Большинство унитарных стран анклавами не являются. Например, анклавом не являются такие унитарные страны, как Монголия, Франция, Польша, Финляндия, Швеция и другие. Среди унитарных стран являются анклавами Лесото, Сан-Марино и Ватикан. Отмечу, что в мире стран, которые являются анклавами, всего три, и, как Вы поняли, Уважаемые читатели, все эти три государства являются унитарными.
По отношению к понятию «анклав» унитарные страны можно классифицировать и по наличию или отсутствию анклава на территории какого-либо унитарного государства. Например, на территории Голландии имеется анклав Барле, являющийся территорией Бельгии.
По отношению к понятию «полуанклав» в мире существуют унитарные страны, являющиеся полуанклавами, и унитарные страны, которые полуанклавами не являются. Большинство унитарных стран полуанклавами не являются. Например, Греция, Норвегия, Марокко, Ливия и Сальвадор полуанклавами не являются, а Португалия относится к полуанклавам, так как на суше граничит только с Испанией. Среди унитарных стран полуанклавами также являются Папуа – Новая Гвинея, Гаити, Доминиканская Республика, Ирландия, Южная Корея.
По отношению к понятию «эксклав» существуют унитарные страны, у которых имеются эксклавы, и унитарные страны, у которых эксклавов нет. Например, эксклавы имеют такие унитарные страны, как Азербайджан, Узбекистан и Таджикистан. Нахичеванская Автономная Республика является эксклавом Азербайджана.
По отношению к понятию «полуэксклав» существуют унитарные страны, у которых имеются полуэксклавы, и унитарные страны, у которых полуэксклавов нет. Например, африканская страна Ангола имеет полуэксклав – провинция Кабинда.
В правовом отношении унитарные страны также можно классифицировать по форме государственного правления. В этом направлении существуют три вида унитарных стран:
1. Унитарные страны, являющиеся монархией.
2. Унитарные страны, являющиеся республикой.
3. Унитарные страны, являющиеся государством со смешанной формой государственного правления.
Например, Иордания, Оман, Свазиленд, Швеция и Саудовская Аравия являются монархией, а Чехию, Исландию, Колумбию, Финляндию и Суринам можно отнести к республикам.
В политическом отношении в мире существуют унитарные страны, которые являются субъектами территориального спора, и унитарные страны, которые субъектами территориального спора не являются. Большинство унитарных государств субъектами территориального спора не являются. Например, не являются субъектами территориального спора такие унитарные страны, как Монголия, Швеция, Казахстан, Алжир, Тунис.
Но в мире немало унитарных государств, которые являются субъектами территориальных споров. Например, автономный город Сеута является объектом территориального спора между Марокко и Испанией. Кроме Испании и Марокко, субъектами территориального спора среди унитарных стран являются также Китай, Южная Корея, Вьетнам, Тайвань, Мадагаскар, Маврикий, Иран, Бруней, Филиппины и другие
Также существуют унитарные страны, которые в прошлом были субъектами территориального спора. Например, пустыня Атакама в прошлом была объектом территориального спора между Боливией и Чили.
В политическом отношении унитарные государства также можно классифицировать и по партийному признаку.
В историческом отношении можно выделить унитарные страны, возникшие давно, и унитарные страны, возникшие недавно. В мире существуют унитарные страны, которые в недавнем прошлом были федеративными государствами. Например, Ливия, Мали, Камерун, Уганда и Танзания.
В историческом отношении также можно выделить унитарные страны, существующие в настоящее время, и бывшие унитарные страны, которые в настоящее время являются федеративными. Например, до 2007 года Непал был унитарным государством.
В экологическом отношении можно выделить унитарные страны, где имеются особо охраняемые природные территории, и унитарные страны, где данные территории отсутствуют. Стоит отметить, что на территории большинства унитарных стран существуют особо охраняемые природные территории. Например, особо охраняемые природные территории существуют в таких унитарных государствах, как Япония, Китай, Финляндия, Казахстан, Дания и другие.
В религиозном отношении можно выделить унитарные страны, где среди верующих преобладают представители какого-либо вида религии, и унитарные страны, где ни одна из религий не преобладает. Например, ислам преобладает в таких унитарных странах, как Иран, Бангладеш, Индонезия, Алжир, Нигер и другие.
В экономическом отношении можно выделить развитые и развивающиеся унитарные страны. К развитым унитарным странам относятся такие государства, как Франция, Новая Зеландия, Япония, Швеция, Израиль и другие страны. Развивающимися унитарными странами являются, например, Афганистан, Гайана, Гамбия, Камбоджа, Намибия.
Данную работу я посвятил классификации унитарных государств. Отмечу, что я продолжу работу по изучению данной тематики.

Государство – сложная политическая организация, обладающая рядом отличительных особенностей. Для того чтобы функции, ради которых данный институт был создан, эффективно выполнялись на практике, требуется соотнесение государственной формы с этими характеристиками.

Территория государства как один из главных его признаков выступает важным элементом в построении эффективно функционирующего государства.

Вопрос эффективной организации территориального пространства государства не теряет своей актуальности со временем ввиду происходящих изменений государственных форм, образования новых типов внутри уже существующих основных территориально-организационных структур. Процесс развития, трансформации государства требует совершенствования его устройства, поэтому проблема поиска идеальной административно-территориальной структуры до сих пор находится под пристальным вниманием ученых. Она имеет и теоретическое, и практическое значение, так как именно форма территориального устройства государства выступает одним из факторов, определяющих эффективность управления, правопорядок, законность, а также результативность реформ различных сфер жизнедеятельности.

Для начала нужно отметить, что необходимость организации пространства возникает в связи с ограниченностью деятельности государства его площадью. Соответственно обеспечение охраны правопорядка, реализация экономической, социальной и других функций невозможны без единой территориальной структуры, особенно при большой численности населения и значительных размерах территории.

Итак, организация территориального пространства, безусловно, необходима. Для решения этой проблемы выделяют две основных структуры, функционирующие в странах современного мира: унитарная и федеральная. Каждая из них имеет набор условий, основу для существования, а также свои отличительные черты. Чтобы понять, какое устройство является более или менее эффективным, «идеальным», рассмотрим основные особенности унитаризма и федерализма.

Подавляющее большинство государств современного мира унитарные. Государство с такой формой территориального устройства характеризуется тем, что в своей структуре оно содержит административно-территориальные единицы, которые не обладают собственным правовым статусом, конституцией или гражданством. Решения, принятые на высшем уровне власти, распространяются на все единицы. Центральное правительство, обладающее всей полнотой власти, может проводить политику централизации или децентрализации, приближая государство к федеративному устройству во втором случае.

Несмотря на то, что большинство государств унитарны, некоторые страны, являющиеся политическими и экономическими лидерами (США, Австралия, ФРГ), характеризуются федеративным устройством. Как отмечает доктор юридических наук Д.А. Керимов, федерализм предполагает «существенное ограничение компетенции центральной власти и предоставление широких полномочий субъектам федерации», а также гарантирует равенство всех субъектов федерации и взаимодействие с центральной властью, основанное на принципах демократии . Таким образом, федеративное государство – это устойчивый союз нескольких самостоятельных государств, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы власти.

Какая из данных форм территориального устройства является более эффективной на практике?

С точки зрения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, идеальным является унитарное государство . Согласно их мнению, по сравнению с федеративным устройством оно имеет ряд таких преимуществ, как высокая сплоченность в процессе труда, интенсивное взаимодействие трудящихся. Действительно, в такой стране, как, например, Франция, где территория представлена относительно небольшой площадью и национальный состав населения практически однороден, данное устройство действенно. Однако, обращая внимание на соседнее государство – Великобританию, где проживают разные народы: английский, шотландский, валиийский, ландский, К. Маркс и Ф. Энгельс признавали актуальность федеративного устройства . По их мнению, оно позволит предупредить дифференциацию или же объединение классов трудящихся на основе народности. Следовательно, несмотря на то, что унитаризм способствует целостности, устойчивости государства, а также упрощает систему управления, он не решает ряд проблем. Унитарная форма государственного устройства не может полностью учитывать социально-экономические, культурные, национальные, территориальные, религиозные, политические и другие особенности всех народов, принижение статуса национальных меньшинств может привести к появлению разногласий, конфликтов, опасно негативными последствиями.

Рассмотрим другую точку зрения. Русский философ-революционер А. Бакунин выступал за создание федерации как идеального государства, «вольной организации народом своих собственных интересов снизу-вверх, без всякого вмешательства, опеки, насилия сверху» . М.А. Бакунин также допускал существование федеративного устройства не только для одного российского государства, но и для остальных стран. Право автономии нации, уход от централизованного режима к контролю за деятельностью государственных органов со стороны граждан, участие территориальных образований в управлении – все эти принципы актуальны для федеративного государства до сих пор.

В современном мире федеративное устройство считается более эффективным по сравнению с унитарным в силу того, что ряд федеративных государств, таких как США, Швейцария, Австрия и другие, добились успеха в политическом и экономическом плане, а также занимают лидирующее положение по отношению к другим странам. Переход государств от унитарных форм к федерализму или объедение в новые федерации объясняется также тенденцией демократизации, ведь изначально федерация рассматривалась как форма территориального устройства, соответствующая демократическому политическому режиму. Данное мнение разделяли Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А. Токвиль. Действительно, федерализм предусматривает разграничение предметов ведения, тем самым предотвращая монополию на власть, активизирует политическое участие населения в управлении, а также способствует эффективным нововведениям путем апробирования их на региональном уровне. Идеальный случай по А. Токвилю соответствует ситуации, когда «союз свободен и счастлив, словно маленькая страна, и вместе с тем его уважают, как страну большую» . Также по мнению Г.И. Королевой-Конопляной, если центральная власть в государстве теряет контроль, федерализм выступит действенным инструментом по урегулированию конфликтов, предоставляя административно-территориальной единице самостоятельность в принятии решений . Однако, несмотря на то, что федеративное устройство в большей степени отражает демократические начала, оно также сталкивается с рядом проблем. В XX веке с распадом Югославии и Чехословакии, предпочтительность данной структуры оказалась под сомнением. Проблема нарушения принципов федерализма может встретиться даже в относительно стабильном государстве. Например, в США существуют объединения, которые выступают за отделение некоторых штатов от федерации в силу их особенностей (население Юго-восточных штатов преимущественно темнокожее, а в Юго-западных штатах велика доля мексиканцев). Эгоизм субъектов, их социально-экономическое неравенство, а также проблемы координации сверху могут привести к негативным результатам. Например, в России особенно остро стоит проблема контрастности регионов в плане социально-экономического развития (3-е место в мире по неравенству регионов на 2013 год, когда в самом богатом регионе доходы населения превышали доходы в самом бедном в 25 раз ). Таким образом, федеративное устройство не может быть названо «идеальным» в полной мере. Ему присущи как достоинства, так и недостатки.

Итак, при какой организации территориального пространства государство будет работать идеально? На основе данной оценки у меня сформировалось мнение по данному вопросу. Как мне кажется, по своей природе универсальной, идеальной формы государства не существует. И форма административно-территориального устройства благоприятная для одного государства, может быть совершенно не подходящей для другого. Применение таких форм территориального устройства как унитарное государство и федерация может дать более или менее эффективный результат и быть «идеальным» для конкретного государства. В таком случае необходимо переформулировать вопрос: «Какова наиболее подходящая (идеальная) форма административно-территориального устройства для определенного типа государства?»

Известно, что в основе административно-территориального деления страны лежат определенные факторы, те или иные характеристики государства. Первым из них выступает этнический (этнокультурный) фактор. В зависимости от количества национальностей, проживающих в том или ином государстве, должна быть сформирована сетка территориального деления. Так, для многонациональных государств, где вне зависимости от желания государственных деятелей выделяются этнические ареалы, обладающие собственной идентичностью, актуальным будет федеративное устройство. Примерами такого устройства являются Индия, Нигерия, Пакистан. Этнический фактор выделяется и в унитарных государствах с высокой степенью децентрализации власти. В Испании некоторые регионы являются этнически окрашенными (Каталония, Галисия). Этнический фактор связан с острой проблемой верного соотношения принципа целостности государства и стремления народов, проживающих на данной территории, к самоопределению. Выделение каждого национального меньшинства в отдельную территориальную единицу в федерации может привести к проблеме сепаратизма (ситуация в Чечне и Дагестане по состоянию на 1999 год). А появление этнически окрашенных регионов при унитаризме грозит стремлением с их стороны к большей автономии, чем в других районах. Таким образом, каждая из данных форм допустима, однако предпочтение отдается федеративному устройству ввиду того, что при данной форме и самостоятельности административно-территориальных единиц интересы и особенности регионов, а также проживающих в них этнических групп будут учтены в большей степени, чем при политике децентрализации в унитарной форме.

Вторым фактором выступают исторические особенности. Невозможно оставить без внимания деление территории, утвердившееся в течение длительного временного периода и ставшее своего рода традицией. Устойчивые структуры со своей идентичностью, корнями, самосознанием, сформировавшиеся из феодальных форм, в ОАЭ, Малайзии, Германии, Австрии служат тому примером.

Природно-географический фактор не менее важен для административно-территориального деления. В частности, особое значение здесь играет физико-географическая раздробленность, которая служит стимулом к децентрализации власти. Если рассматривать обособленные острова или их группы, можно заметить характерное для них стремление к автономии. Федеративные штаты Микронезии – это четыре штата, границы которых совпадают с группами Каролинских островов. Сложно предположить эффективное воздействие центрального правительства на столь удаленные и самостоятельные по своей территориальной природе административные единицы, поэтому федеративное устройство в данном случае более актуально. В странах же, не имеющих отделенных в силу физико-географических особенностей единиц, а также располагающихся на относительно небольшой территории, унитаризм будет более эффективен.

Таким образом, можно сделать вывод, что выбор идеальной (подходящей) формы территориального устройства должен учитывать опыт, накопленный в ходе исторического развития государства, этнические, а также природно-географические особенности.

Рассматривая нашу страну, можно отметить, что распад СССР доказал невозможность существования унитарной административно-территориальной структуры в России. На основе прошлого опыта был сделан вывод, что для учета региональных, социально-экономических, историко-культурных особенностей необходимо формирование федеративного государства.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что «чистые» в теории формы административно-территориального устройства на практике расплываются. Институты, характеризующие федеративные государства, встречаются и в унитарных структурах. Так современная административно-территориальная структура унитарного государства подразумевает сочетание контроля из центра и развитое местное самоуправление. Ведь в демократическом государстве каждая территориальная единица и ее объединения, представляющие интересы населения, должны обладать политическими свободами . Е.С. Строев отмечает, что не существует такой федерации, в которой не используются методы унитарных стран, потому что определенные функции могут быть выполнены только центром, а не регионами. «Осуществляя данные функции, федеральный центр действует по принципу централизма» .

Идеальной формы административно-территориального устройства для всех государств не существует. Сегодня некоторые страны все еще находятся в состоянии разработки модели территориального устройства эффективной для них. В настоящий момент Коморские острова занимаются поиском компромиссного решения для трех частей федерации, а также путей укрепления непрочной центральной власти. Или, например, несколько лет назад в штатах Микронезии на референдуме были изменены принципы государственного устройства .

Итак, ни федеративная, ни унитарная территориально-организационная структура государства неидеальна в силу своих особенностей. Нельзя спроектировать оптимальное устройство, подходящее для каждой страны, так как на территориальную организацию государства влияют определенные факторы. Однако построение подходящей формы административно-территориального устройства для определенного типа государства реально, это то, что должно реализовываться каждой страной на практике.

Список литературы:

  1. Глазков П.В. Принцип федерализма М.А. Бакунина и современная Россия. – С. 1.
  2. Керимов Д.А. О свободе, равенстве и равноправии // Социологические исследования. – 1994. – № 8-9. – С.120-126.
  3. Королева-Конопляная Г.И. В поисках средства соединения разделенного // Федерализм. – 1996. – №. 3. – С. 3-11.
  4. Россия - на третьем месте в мире по неравенству регионов [Электронный ресурс] // Финмаркет: сайт. – URL: http://www.finmarket.ru/main/article/3303366 (дата обращения: 12.10.2015).
  5. Сталин И.В. Против федерализма [Электронный ресурс]. – URL: https://www.marxists.org/russkij/stalin/t3/against_federalism.htm (дата обращения: 12.10.2015).
  6. Строев Е.С. Российский федерализм: нужно идти дальше общих формул. // Федерализм. – 1996. – № 3. – С. 23 – 25.
  7. Токвиль А. Демократия в Америке. - М.: Прогресс, 1992. - 554 с.
  8. Туровский Р.Ф. Баланс отношений «центр-регионы» как основа территориально-государственного строительства // МЭиМО. – 2003. – №. 12. – С. 54-65.
  9. Хропанюк В.Н. Теория государства и права [Электронный ресурс] // Библиотека Гумер: [сайт]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/Hrop/05.php (дата обращения: 12.10.2015).

Лекция 2. Конституция РФ: федеративное устройство и форма правления в РФ. Принцип разделения властей; компетенция высших органов власти. Личные, политические, экономические и социальные права; их реализация. Различия в конституционных правах граждан РФ и иностранных граждан.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

    форма правления - определяет кому принадлежит власть;

    форма государственного устройства - определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;

    политический режим - совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика - при которой источник власти - народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

    абсолютная (всевластие главы государства);

    конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

    парламентская (президент - глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);

    президентская (президент - глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Государственное устройство - это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

    Унитарные

    Федеративные

    Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства - это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

    существование одноуровневой системы законодательства;

    подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);

    существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства - отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства - имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративные государства - это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

    союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

    наличие двухуровневой системы государственных органов;

    двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

    по принципу формирования субъектов:

    • административно-территориальные;

      национально-государственные;

      смешанные.

    по юридической основе:

    • договорные;

      конституционные;

    по равенству статусов:

    • симметричные;

      ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация - временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

    межгосударственные союзы;

    содружества;

    сообщества государств.

Политический режим - система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство - правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство - это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации - свои уставы и законодательства.

В ст. 1 Конституции Российской Федерации сказано: “Российская Федерация - Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Loading...Loading...