Андрей белый золотое руно анализ. «Золотое руно» А

«Золотое руно» Андрей Белый

(Посвящено Э. К. Метнеру)

Золотея, эфир просветится
и в восторге сгорит.
А над морем садится
ускользающий солнечный щит.

И на море от солнца
золотые дрожат языки.
Всюду отблеск червонца
среди всплесков тоски.

Встали груди утесов
средь трепещущей солнечной ткани.
Солнце село. Рыданий
полон крик альбатросов:

«Дети солнца, вновь холод бесстрастья!
Закатилось оно -
золотое, старинное счастье -
золотое руно!»

Нет сиянья червонца.
Меркнут светочи дня.
Но везде вместо солнца
ослепительный пурпур огня.

Пожаром склон неба объят…
И вот аргонавты нам в рог отлетаний
трубят…
Внимайте, внимайте…
Довольно страданий!
Броню надевайте
из солнечной ткани!

Зовет за собою
старик аргонавт,
взывает
трубой
золотою:
«За солнцем, за солнцем, свободу любя,
умчимся в эфир
голубой!..»

Старик аргонавт призывает на солнечный пир,
трубя
в золотеющий мир.

Все небо в рубинах.
Шар солнца почил.
Все небо в рубинах
над нами.
На горных вершинах
наш Арго,
наш Арго,
готовясь лететь, золотыми крылами
забил.

Земля отлетает…
Вино
мировое
пылает
пожаром
опять:
то огненным шаром
блистать
выплывает
руно
золотое,
искрясь.

И, блеском объятый,
светило дневное,
что факелом вновь зажжено,
несясь,
настигает
наш Арго крылатый.

Опять настигает
свое золотое
руно…

Анализ стихотворения Андрея Белого «Золотое руно»

В 1903-1905 гг. вокруг Андрея Белого сформировалась группа символистов, окрещённая поэтом и философом Эллисом кружком «аргонавтов». Это название возникло благодаря стихотворению Белого «Золотое руно», созданному Белым в 1903 году. Оно представляет собой цикл из двух частей. Впервые «Золотое руно» было опубликовано в журнале «Мир искусства» в 1904 году в составе статьи «Символизм как миропонимание» и стало программным произведением для кружка приверженцев жанра. В этом стихотворении с помощью символов была выражена целая философия, которой поэт придерживался в этот период.

Чтобы разобраться с зашифрованными идеями, рассмотрим сюжет произведения. В первой части читатель оказывается посреди величественного морского пейзажа. Поэт подробно описывает приближение заката. Где-то вдалеке восстают могучие скалы, поверхность которых поэт метафорически называет грудью. Слышатся крики альбатросов, переданные с помощью прямой речи.

Самое большое внимание уделено солнцу. В каждом из пяти четверостиший, из которых состоит эта часть произведения, есть хотя бы одно упоминание солнечной стихии, причём всегда образ солнца связан с золотом. Автор сравнивает отблески солнечного света с блеском червонцев (монеты Российской империи, прозванные червонцами, чеканились из золота высокой пробы). Пронизывающие воздух лучи поэт называет эпитетом «солнечная ткань», а блики на водной глади – «золотыми языками». Само солнце именуется «золотым руном», магическим артефактом, дарующим, согласно древнегреческой мифологии, благоденствие своему хранителю.

Близится ночь. Когда последние отсветы заходящего светила должны погаснуть, небо на западе неожиданно озаряется красным. Вся вторая часть стихотворения посвящена стремительному движению лирических героев – аргонавтов к солнцу, за «руном». Важно отметить, что корабль путешественников тоже связан с образом солнца – автор показывает это с помощью эпитетов, характеризующих его вид: «золотыми крылами», «трубой золотою».

Что же скрыто за этими образами? Известно, что Андрей Белый разделял концепцию знаменитого мыслителя В. С. Соловьёва о приближающемся конце мира. Поэт вслед за философом представлял, что западная цивилизация угасает, но произойдёт возрождение, которое начнётся благодаря народам Востока. Воплощение этой идеи мы видим в образах: пожар на западном «склоне неба» – крах европейской культуры, путешествие аргонавтов – поиски нового смысла на Востоке. Золотое руно выступает символом счастливого будущего, оно указывает героям путь.

Помимо нового комплекса символов это стихотворение подарило русской литературе новые приёмы стихосложения. Например, впервые было использовано расположение слов в столбик, перенятое многими известными поэтами. Кроме того, Андрей Белый одним из первых стал писать слова новой строки со строчной буквы, что часто встречается в лирике не только символистов, но и представителей других литературных течений.

























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Дать представление о личности и творчестве поэта, показать особенности его поэтики.

Оборудование:

  • Презентация.
  • Тексты стихов А.Белого.

Методы: опрос и составление схемы, лекция учителя с элементами анализа стихов.

План урока.

1. Опрос по теме “Символизм”.

2. Лекция учителя

1). Семья Бугаевых.

2). Влияние Соловьевых. Просмотр видеоролика о “Симфониях”.

3). Аргонавты.

4). Поэзия. Просмотр видеоролика по стихотворению “Воспоминание”.

5) Анализ стихотворения “Посвящение”.

. Прослушивание звукофайла со стихотворением “Асе”.

7). Занятия антропософией.

8). Васильева. Кучино.

3. Закрепление изученного.Разгадывание кроссворда “Символизм”.

Ход урока

1. Опрос по теме “Символизм”. (Слайд 2).

На предыдущих уроках мы с вами знакомились с творчеством поэтов-символистов.

1). Назовите особенности нового направления в литературе начала 20 века символизма.

(Символизм – литературно-художественное направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы)

2). На какие группы разделились символисты? Назовите представителей каждой группы?

(В последнее десятилетие 19 века “старшие символисты” Дмитрий Сергеевич Мережковский, Валерий Яковлевич Брюсов, Николай Максимович Минский (Виленкин), Константин Дмитриевич Бальмонт, Федор Кузьмич Сологуб (Тетерников), Зинаида Николаевна Гиппиус, Мирра Лохвицкая (Мария Александровна Лохвицкая) и др. Идеологами и мэтрами старших символистов стали Д. Мережковский и В. Брюсов. "Старших символистов" нередко называют импрессионистами и декадентами.

В первое десятилетие 20 века появились “младосимволисты” Ф.Сологуб, Андрей Белый Александр Блок, Сергей Соловьев, Эллис (Лев Львович Кобылинский), Вячеслав Иванович Иванов. Предтечей и мэтром младосимволистов стал В. Соловьев, теоретиком А.Белый),

3). Как понимали символизм представители каждой группы?

(Старшие символисты понимали символизм как литературную школу. Московское крыло, сгруппировавшееся вокруг Брюсова, задачи нового течения ограничивало собственно литературными рамками. Петербургское крыло во главе с Мережковским считали важными религиозно-философские поиски. Для младосимволистов это направление было целостным мировоззрением, способом творческой перестройки жизни).

2. Лекция учителя с элементами анализа стихов.

1). Семья Бугаевых. Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством теоретика младосимволизма, творчеством поэта и писателя Андрея Белого (1880-1932). (Слайд 3). Настоящее его имя Борис Николаевич Бугаев. Он вырос в семье профессора Московского университета, декана физико-математического факультета Николая Васильевича Бугаева. (Слайд 4). Они арендовали квартиру в доме почетного гражданина, приват-доцента Московского университета Рахманова на Арбате, где сейчас находится музей–квартира Пушкина. Здесь бывала вся профессорская Москва. Николай Васильевич интересовался и философией, и психологией, историей и политикой, увлекался шахматами, был яростным спорщиком, сочинял шутливые стихи и даже написал либретто оперы “Будда”. К Бугаеву заходил даже Лев Толстой. Профессорский мир детства во многом определил дальнейшую судьбу Бори. Он учился в знаменитой частной гимназии Льва Ивановича Поливанова, а потом поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Начало отцовское – интеллектуальное, начало матери – лирическое. Мать с отцом были необычной парой. “…чувствами я разрывался между ними. Трудно найти двух людей, столь противоположных, как родители…сила мысли и ураганы противоречивых чувств…безвольный в быте муж науки… и переполняющая весь мир собою, смехом, плачем, музыкой, шалостями и капризами мать…Я был цепями, сковавшими их…” (А.Белый. На рубеже двух столетий). Александра Дмитриевна, урожденная Егорова, была натурой эмоциональной, порывистой, артистичной, играла на рояле. Недаром потом Борис напишет художественные произведения с необычным ритмическим строем, которые назовет “симфониями”. Увлечение поэзией и эмоциональность Бори – от матери. И восприятие прекрасного тоже. (Слайд 5). С балкона столовой, обращенной окнами в Денежный переулок, юный Боря Бугаев зачарованно наблюдал зори и закаты над куполами старого Новодевичьего монастыря, видел в них символы и знамения наступающего преображения мира, грядущего Царства Духа.

2). Влияние Соловьевых В 1994 этажом ниже в доме поселилась семья Михаила Сергеевича Соловьева, сына знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьева (Слайд 6) и родного брата философа Владимира Соловьева, а сын их - Сергей Соловьев - стал поэтом-символистом и лучшим другом Бори. “С 1987 года Соловьевы стали мне моей второй родиной”, - пишет Белый. Именно у Соловьевых ему был придуман псевдоним в честь высокочтимого на Руси апостола Андрея Первозванного и Белый - значит “чистый, идеальный”, цвет апокалипсиса. Именно Соловьевы оценили талант Бори Бугаева и помогли выпустить в 1902 году первую книгу “Симфонию (2-ую драматическую) ” (Слайд 7) , которую он посвятил своей первой Музе Клавдии Михайловне Морозовой (Слайд 8).

В 1899-1900 философия и поэзия Вл. Соловьёва и философско-поэтическое творчество Ф. Ницше стали для Белого знаменем в поисках нового мироощущения, в неопределенных предчувствиях новой эры, мистического преображения всего сущего. В сходном, “преобразовательном” смысле воспринимает Белый также А. А. Фета, Ф. М. Достоевского, позднего Ибсена, музыку Э. Грига. Этот философско-эстетический базис определяет собственные творческие искания Белого в индивидуальном жанре “симфоний” - лирической ритмизованной повествовательной прозы с зыбким сюжетом и сквозными темами, ориентированными на законы музыкальной композиции и позволяющими передавать “душевную созвучность окружающего мира во всех его сторонах, частях и проявлениях”.

(Слайд 9). Просмотр видеоролика передачи по каналу “Культура” “Жена, облеченная в солнце. Андрей Белый. Библейский сюжет” из 9.13 мин смотреть 7.19 мин.) о “Симфонии 2 драматической”, посвященной М.К.Морозовой.

http://video.yandex.ru/users/mor-vikt2008/view/2171/user-tag/%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B0_%
D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%
20%D0%B2%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B5/

В 1900 написана “Северная симфония (1-я, героическая)” изображающая условно-фантастический мир, ассоциирующийся с западноевропейским средневековьем. В 1901-1902 Белый пишет “третью симфонию” “Возврат”, в которой “ложное”, “бессмысленное” земное противопоставляется “вечному”, “космическому”. В 1902 начинает работу над “четвертой симфонией”.

3). Аргонавты. В 1901-1902 Белый знакомится с B.Я. Брюсовым (от которого получает уроки литературного мастерства), Д. С. Мережковским и 3.Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонтом, литераторами, близкими к издательству и альманаху “Гриф”. Отношение Белого к символистскому окружению двойственное: являясь приверженцем “нового” искусства, он не приемлет “декадентского” мироощущения с “теургических”, соловьевских позиций. Религиозно-мистические искания сближают Белого с Мережковским и 3. Гиппиус, он публикует статьи в их религиозно-философском журнале “Новый путь”. Статьи программного характера печатает также в журнале “Мир искусства” (“Формы искусства”, “Символизм как миропонимание”), отстаивая в них представление об “истинном” символизме, несущем в себе начала грядущего универсального, теургического творчества, объемлющего всю полноту преображенного бытия. Сходные идеи разделялись сплотившейся вокруг Белого группой единомышленников (в основном студентов Московского университета), составившей (осенью 1903) кружок “аргонавтов”: Эллис, А. С. Петровский, В. В. Владимиров, С. Соловьёв, М. И. Сизов и др. Членов кружка объединяет стремление к “жизнетворческой” мифизации бытия, человеческих отношений, художественной деятельности. Один из предметов поклонения “аргонавтов” - юношеская лирика Блока: Белый способствовал созданию в Москве круга “блокистов” еще до публикации первых стихотворных циклов Блока.

“Годами зари” назвал Белый начало 1900 г.г. В музее-квартире Белого представлена “Линия жизни” (Слайд 10) - оригинальная схема-диаграмма духовной биографии писателя, рисующая периоды творческих взлетов и падений с подробным указанием того, какие учения и идеи, а также какие люди оказывали на него влияние в разные годы. Она была им нарисована в 1927 году.

4). Поэзия. В 1904 году выходит первый сборник стихов “Золото в лазури” (Слайд 11), предметом поклонения Белого становится солнце: “Солнцем сердце зажжено. Солнце к вечному стремительность. Солнце - вечное окно В золотую ослепительность”. Посвящено это стихотворение Константину Бальмонту, автору книги “Будем как солнце”, вдохновившей Белого на создание цикла, который открывает сборник. Миф о золотом руне Белый преобразует в символическое иносказание о жизненных целях своего поколения рубежа столетий. В стихотворениях цикла выражена программа “аргонавтов”. В сборнике будущее выступает в обличьях, масках старины (“Старина в пламенеющий час, обуявшая нас мировым...”), прежнего счастья, образов прежней культуры. В кульминационной части “Багряница в терниях” в центре – образ распятия. В Христе видит Белый возрождение мира. Вокруг Солнца – образы дорогих поэту людей – отца и Соловьевых, и даже сам он себя видит распятым на кресте. В этом сборнике звучит его отрицание жизни (“Жизнь мрачна и печальна, как гроб”), слово озлобленно и презрительно.

Но уже в следующем сборнике рядом с образом пророка появляется образ безумца:

“Стоял я дураком в венце своем огнистом,
В хитоне золотом, скрепленном аметистом,-
Один, один, как столб, в пустынях удаленных,-
И ждал народных толп коленоперклоненных”.

Так удивительно быстро происходит духовный рост поэта.

В 1904 году Блок приезжает в Москву, и Соловьев их знакомит. Оба в восторге друг от друга. 1905 год – начало нового периода, прошедшего под знаком сначала идиллической, затем драматически-надрывной, а под конец безысходно-трагической любви Белого к жене Александра Блока. ( Слайд 12). Весной 1906 происходит разрыв, и Белый уезжает в Мюнхен, а затем в Париж. Разрыв происходит и творческий – с Блоком-поэтом, который на смену Прекрасной Даме выводит образ Незнакомки и “Балаганчика”, что претит и Белому, и Соловьеву.

Личная трагедия усугубляется общественной – революцией 1905 гола в России. Он видит Россию не в свете соловьевских зорь, а сквозь призму лирики Некрасова. Некрасову посвящен сборник “Пепел” (1908) - вершина творчества Белого. Сожжены и светлые зори младосимволистов, подернута пеплом страждущая русская земля. Здесь уже не “золото в лазури”, а “свинец облаков, зловещие кабаки, просторы голодных губерний”:

“Роковая страна, ледяная,
Проклятая железной судьбой-
Мать Россия,о родина злая,
Кто же так подшутил над тобой?”

Самосжигание лирического Я до пепла происходит в сборнике “Урна”(1909). Героиня многих стихов сборника Л.Д.Блок, отвергшая поэта.

(Слайд 13). Просмотр видеоролика “Андрей Белый. Воспоминание”

Посвящается Л.Д.Блок. Читает: Boris Vetrov, Музыка: Anselme Pau, Видеоряд: olgiya

5). Анализ стихотворения “Посвящение”(1915)

Я попросил у вас хлеба - расплавленный камень мне дали,
И, пропалённая, вмиг, смрадно дымится ладонь…
Вот и костёр растрещался, и пламень танцует под небо.
Мне говорят: “Пурпур”. В него облеклись на костре.
Пляшущий пурпур прилип, сдирая и кожу, и мясо:
Вмиг до ушей разорвался чёрный, осклабленный рот.
Тут воскликнули вы: “Он просветлённо смеётся…”
И густолиственный лавр страшный череп покрыл.

Какие символистские образы вы увидели в стихотворении?

(символический образ пророка, как в античной литературе, у Пушкина и у Лермонтова; образы огня, хлеба, лавра; контрастные цвета - красный и черный; аллитерации р-р-р, асоансы а-у)

6). Духовное возрождение Белого . С 1909 в мироощущении Белого обозначается переход от пессимизма и “самосожжения” к исканию “пути жизни”, “второй заре”. Эти настроения отразились в стихах 1909-1911 - книга “Королевна и рыцари” (1919). (Слайд 14).

Духовному возрождению Белого способствовало сближение в 1909-1910 с начинающей художницей Анной Алексеевной Тургеневой (Асей), которая становится его фактической женой [гражданский брак оформлен в Берне (Швейцария) 23 марта 1914]. Прослушивание звукового файла “Белый. Асе”. Читает Шевченко. (Слайд 15).

Одновременно с прекращением “Весов” (1909) Белый, Метнер и Эллис организуют издательство “Мусагет” - центр символизма религиозно-философской, культурологической направленности; к ближайшему участию в “Мусагете” Белый привлекает Вяч. Иванова и Блока (с которым вновь сближается в 1910). В “Мусагете” выходят книги Белого “Символизм” (1910) и “Арабески” (1911) (Слайд 16) - итог его деятельности как критика и теоретика литературной школы за 1900-е гг.

С декабря 1910 по апрель 1911 Белый с женой совершает заграничное путешествие (Сицилия - Тунис - Египет - Палестина), открывает для себя новый культурный мир, в котором ищет живые духовные ценности, противопоставляя их одряхлевшему “европеизму”. Восточное путешествие знаменует один из наиболее светлых и творчески продуктивных периодов в жизни Белого. Литературный итог его - два тома “Путевых заметок”

По заказу издательства “Мусагет” в 1914 году Белый пишет роман “Петербург”. “Петербург” - одно из высших достижений русского символизма; действие его разворачивается на фоне событий революции 1905-1907 и вбирает в себя проблемы исторической судьбы России, подводит символические итоги “западного” периода ее развития. В романе Белого находит свое развитие “петербургская” тема русской литературы, воплощенная в творчестве Пушкина, Гоголя, Достоевского. Сочетая высокий пафос с комедийно-травестийными мотивами, лирико-исповедальные интонации с сатирическим гротеском, вскрывая в необычном аспекте психологию героев, Белый создает принципиально новый тип прозаического повествования. Петербург выступает как символ города противоречий между Востоком и Западом, это противоречие приведет страну к трагедии.

7). Занятия антропософией. В апреле-мае 1912 Белый с женой живет в Брюсселе, в мае 1912 в Кёльне они встречаются с Р. Штейнером - создателем антропософского религиозно-мистического учения - и становятся его приверженцами. В антропософии Белый видит системное воплощение духовных идеалов, достижение искомой гармонии между мистическим и научным познанием. С марта 1914 до августа 1916 Белый в основном находится в Дорнахе, близ Базеля (либо в соседнем Арлесгейме), где участвует под руководством Штейнера в строительстве антропософского центра - “храма-театра” Гетеанума. (Слайд 17). Занятия антропософией (и связанной с ней проблемой внутреннего самопознания человека) поощряют углубленное внимание Белого к автобиографической теме. С октября 1915 по октябрь 1916 он пишет роман “Котик Летаев”, в котором воскрешены и осмыслены его собственные младенческие переживания, первые восприятия мира. Роман должен был начать серию автобиографических произведений (впоследствии продолжен романом “Крещеный китаец” 1921).

8). Васильева. Кучино. В 1916 году Белого призывают на военную службу, он приезжает в Петербург и получает отсрочку. Белый сближается с Клавдией Николаевной Васильевой. Здесь он встречает Февральскую, а затем Октябрьскую революцию. Как и Блок, он воспринимает ее романтически.

В 1921-1922 г.г. он расстается с Анной Алексеевной Тургеневой, с которой был близок 14 лет. В 1921 году умирает его лучший друг Блок. В этом же году уходит из жизни его мать Александра Дмитриевна Бугаева

За вольнолюбивые мысли отец лишил сына наследства, поэтому квартира матери после её смерти перешла к чужим людям. Три года Белый скитается по друзьям, чужим квартирам, пока ему не находят в 1925 году дачу на станции Кучино, в доме Ливандовских, а затем дачу Шиповых. (Слайд 18). Этот дом сохранился до наших дней. В 1994 году на доме была установлена мемориальная доска, а в 2005 году открыта музейная экспозиция, филиал краеведческого музея г.Железнодорожный.

В 6-томном собрании сочинений мы нашли 15 стихотворений , написанных в Кучино. Из этого следует, что шестилетний отрезок жизни здесь благотворно действовал на его творчество, учитывая тишину, чудесную природу и другие условия.

Чем являлось для Андрея Белого подмосковное Кучино можно понять, перечислив только самое значительное из написанного им здесь.: возобновил работу над романом “Москва” В нем он в фантасмагорической форме описал свою жизнь в доме на Арбате и гротескный и суховатый образ отца.(Слайд 19), позднее перерабатывал его в драму; написал книгу путевых очерков “Ветер с Кавказа”; воспоминания о Рудольфе Штейнере; (Слайд 20) второй том романа “Москва”; начинал работу над первым томом грандиозной мемуарной трилогии “На рубеже двух столетий”, ставшей своего рода энциклопедией русской жизни начала 20 века; уж не говоря о литературоведческих статьях, переписке, которую он вел на протяжении всей своей жизни с огромным числом братьев по перу и различных адресатов. (Слайд 21)

В конце концов из-за бытовых неурядиц Борис Николаевич и Клавдия Николаевна в апреле 1931 года уедут из Кучино и будут жить сначала у Иванова-Разумника в Петербурге, затем в Москве на Плющихе. Летом выезжают в Коктебель к писателю Волошину. Последней книгой Белого будет монография о ритмике стиха и поэтике “Мастерство Гоголя”. Умер Белый из-за психологических причин. В 1934 году. В некрологе писатели поставили его имя рядом с классиками русской и мировой литературы, за что партийные инстанции осудили некролог.

В настоящее время в центре “Мемориальная квартира Андрея Белого” и в центральной библиотеке г.Железнодорожный (Слайды 22,23) проводится большая работа по изучению жизни и популяризации творчества поэта, писателя, философа и литературного критика Андрея Белого.

3. Закрепление изученного. Кроссворд “Символизм” (Слайд 24).

Использованная литература.

  1. Андрей Белый. Александр Блок. Москва.\ Сост. М.Л.Спивак, Е.В.Наседкина, А.Э.Рудник,М.Б.Шапошников. – М.: ОАО “Московские учебники и картолитография”, 2005.
  2. Егорова Н.В., Золотарева И.В. Поурочные разработки пот русской литературе.20 век.11 класс.1 полугодие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ВАКО, 2004.
  3. Записи с экскурсии на дачу Шиповых в Кучино.
  4. kvartira-belogo.guru.ru

В 1922 году в письме к Б. А. Пильняку, которого тогдашняя критика считала последователем и подражателем Андрея Белого, он пишет: «...Белый, человек очень тонкий, рафинированной культуры, это писатель на исключительную тему, существо его -- философствующее чувство, Белому нельзя подражать, не принимая его целиком, со всеми его атрибутами как некий своеобразный мир,-- как планету, на которой свой -- своеобразный -- растительный, животный и духовный миры».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное Общеобразовательное Бюджетное Учреждение

СОШ «Горки – Х».

Творческая работа (исследование) по литературе.

Тема:

«Путешествие за

«золотым руном А. Белого».

Работу выполняли:

  1. Прокофьева Олеся
  2. Сенченкова Настя
  3. Бородкина Кристина

Руководитель: О.В. Шкунова.

2015

  1. О поэте.
  1. Творчество Белого в критике.

О поэте.

Андрей Белый (псевдоним Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934) - русский писатель, поэт, прозаик, критик, мемуарист. Один из ведущих деятелей символизма.

Андрюша Белый родился в семье видного ученого-математика и философа-лейбницианца Николая Васильевича Бугаева, декана физико-математического факультета Московского университета. Мать, Александра Дмитриевна, урожденная Егорова, - одна из первых московских красавиц. Вырос Андрей в высококультурной атмосфере «профессорской» Москвы. Сложные отношения между родителями оказали тяжелое воздействие на формирующуюся психику ребенка, предопределив в дальнейшем ряд странностей и конфликтов Белого с окружающими.

Андрей Белый окончил в 1899 лучшую в Москве частную гимназию Л. И. Поливанова, в 1903 - естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1904 поступил на историко-филологический факультет, однако в 1905 прекратил посещать занятия, а в 1906 подал прошение об отчислении в связи с поездкой за границу.

В 1901-03 Андрей Белый входит в среду сначала московских символистов, группирующихся вокруг издательств «Скорпион» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ю. К. Балтрушайтис), «Гриф» (С. Кречетов и его жена Н. И. Петровская, героиня любовного треугольника между ней, Белым и Брюсовым, отразившегося в романе последнего «Огненный ангел»), затем знакомится с организаторами петербургских религиозно-философских собраний и издателями журнала «Новый путь» Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус.

С января 1903 начинает переписку с А. А. Блоком (личное знакомство с 1904), с которым его связали годы драматической «дружбы-вражды». Осенью 1903 становится одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка «аргонавтов» (Эллис, С. М. Соловьев, А. С. Петровский, М. И. Сизов, В. В. Владимиров, А. П. Печковский, Э. К. Метнер и др.), исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества («теургии»), равенства «текстов жизни» и «текстов искусства», любви-мистерии как пути к эсхатологическому преображению мира. «Аргонавтические» мотивы развивались в статьях Белого этого периода, напечатанных в «Мире искусства», «Новом пути», «Весах», «Золотом руне», а также в сборнике стихов «Золото в лазури» (1904). Крушение «аргонавтического» мифа в сознании Белого (1904-06) произошло под влиянием ряда факторов: смещения философских ориентиров от эсхатологии Ницше и Соловьева к неокантианству и проблемам гносеологического обоснования символизма, трагических перипетий неразделенной любви Белого к Л. Д. Блок (отразившихся в сборнике «Урна», 1909), раскола и ожесточенной журнальной полемики в символистском лагере.

События революции 1905-07 были восприняты Андреем Белым поначалу в русле анархического максимализма, однако именно в этот период в его поэзию активно проникают социальные мотивы, «некрасовские» ритмы и интонации (сборник стихов «Пепел», 1909).

1909-10 - начало перелома в мироощущении Белого, поисков новых позитивных «путей жизни». Подводя итоги прежней творческой деятельности, Андрей собирает и издает три тома критических и теоретических статей («Символизм», 1910; «Луг зеленый», 1910; «Арабески», 1911). Попытки обретения «новой почвы», синтеза Запада и Востока ощутимы в романе «Серебряный голубь» (1910). Началом возрождения («второй зари») стало сближение и гражданский брак с художницей А. А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-12, Сицилия - Тунис - Египет - Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок» (1911-22). Вместе с ней Белый переживает и новый период восторженного ученичества у создателя антропософии Рудольфа Штейнера (с 1912). Высшее творческое достижение этого периода - роман «Петербург» (1913; сокращенная редакция - 1922), сосредоточивший в себе историософскую проблематику, связанную с подведением итогов пути России между Западом и Востоком, и оказавший огромное влияние на крупнейших романистов 20 в. (Марсель Пруст, Дж. Джойс и др.).

В 1914-16 Андрей Белый живет в Дорнахе (Швейцария), участвуя в строительстве антропософского храма «Гетеанум». В августе 1916 возвращается в Россию. В 1914-15 пишет роман «Котик Летаев» - первый в задуманной серии автобиографических романов (продолжен романом «Крещеный китаец», 1927). Начало Первой мировой войны воспринял как общечеловеческое бедствие, русскую революцию 1917 - как возможный выход из глобальной катастрофы. Культурфилософские идеи этого времени нашли воплощение в эссеистическом цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III.

Кризис культуры», 1918), очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922).

В 1921-23 Андрей Белый живет в Берлине, где переживает мучительное расставание с Р. Штейнером, разрыв с А. А. Тургеневой, и оказывается на грани душевного срыва, хотя и продолжает активную литературную деятельность. По возвращении на родину предпринимает множество безнадежных попыток найти

живой контакт с советской культурой, создает романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом», оба 1926), роман «Маски» (1932), выступает как мемуарист - «Воспоминания о Блоке» (1922-23); трилогия «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), пишет теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934). Однако «отвержение» Белого советской культурой, длившееся при его жизни, продолжилось и в его посмертной судьбе, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние десятилетия.

Анализ стихотворений: «Посвящение», «Друзьям», «Из окна вагона».

«Посвящение».

1. Это стихотворение было написано А. Белым в 1915 году.

2. Особенности поэтики: Стихотворение «Посвящение» стилизованно под античность и вызывает воспоминания о трагической судьбе пушкинского и лермонтовского пророков.

3. Лирический герой: Лирический герой не просто страдает, он сгорает в пламени костра. И лишь тогда его «страшный череп» увенчивают лаврами.

4. Особенности рифмы, ритма и размера: Стихотворение написано белым стихом – стих метрически организованного, но без рифмы.

5. Символические образы: Отметим символические образы огня, хлеба, лавра; тревожные цвета: пурпур в сочетании с черным; яркой инструментовки стихотворения: ассонансы (широкое «а» сменяется протяжным, узким «у») и аллитерации (раскатистый, мощный звук «р»).

«Из окна вагона».

1. Творческая история: Стихотворение Андрея Белого "Из окна вагона" было написано им в 1908 году. Оно вошло в сборник "Пепел", который является некой книгой скорби за любимую родину.

2. Тема и идея: Основная тема произведения - это тема родины. Также прослеживается тема хаоса - сквозная тема сборника - особенно акцентирована в этом произведении.

Идея самосожжения и смерти: но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтоб найти их в ближнем. Это показано в безграничных,"пустых","страшных", голодных пространствах России, в которых обречен на рассеяние из мученный болезнями, голодом и пьянством народ:

« Пролетают за селами села, Пролетает за весями весь... Там - убогие стаи избенок, Там - убогие стаи людей...»

3. Лирический герой этого стихотворения относится к родине с чувством любви- ненависти, любви-жалости, он сопереживает реальному положению России.

4. Особенности рифмы, размера и ритмики: Динамика внешнего относительного движения нарочито подчеркивается («пролетают – за селами села»), ритмичен по отношению к быстрому движению поезда, но именно как семантика, так и ритмика создают монотонию как основное впечатление от целостной и единой Руси. Размер- анапест. Рифма- кольцевая.

5. Это стихотворение напоминает некрасовские образы: кабаки, погосты,»убогие стаи избенок».соединение безысходного одиночества лирического героя и суровой немоты матери-родины подчеркивают выразительность трагической ситуации:

Мать-Россия! Тебе мои песни,

О немая, суровая мать!

Здесь и глуше мне дай и безвестнее

Непутевую жизнь отрыдать.

6. Данное произведение несет в себе глубокий смысл, оно раскрывает нам порой грустные стороны жизни, заставляет о многом задуматься...

Я советую каждому прочесть его, чтобы в действительности понять и проникнуться духом, который правил в то время Белым.

«Друзьям».

1. Творческая история: Стихотворение « Друзьям» - самым роковое и пророческое стихотворение в творчестве Андрея Белого. Строки этого стихотворения стали пророческими, ибо Андрей Белый умер от последствия солнечного удара, который он получил в 1933 году на отдыхе в Коктебеле в Крыму:

«Золотому блеску верил, А умер от солнечных стрел»

2. Тема и идея: В стихотворении А. Белого «Друзьям» прослеживается тема смерти.

3. Лирический герой: сдавливает душу глухое отчаянье. Он просит, чтобы не забывали о нем, любили его. Но в завершающих строчках этого стихотворения ощущается вера лирического героя в наше Бессмертие:

« Я, быть может, не умер, быть может, Проснусь – Вернусь!»

4. Основные особенности поэтического языка на уровне фонетики, лексики, морфологии или синтаксиса: Стихотворение «Друзьям» - самое прекраснейшее, богатейшее из всех стихотворений А. Белого. Строки и строфы которого унизывают собою, переливаются ассонансами, аллитерациями, богатой «инструментовкой» букв, слогов и слов.

5. Это стихотворение призывает нас задуматься о своей жизни, задуматься о бессмертии. Стихотворение с невинным названием «Друзьям» приобретает философский смысл.

Творчество Белого в критике.

На протяжении своего творческого, писательского пути, с первых шагов и до

последних дней Андрей Белый слышал и читал о себе прямо противоположные отзывы: одни называли его гением, другие - бездарью, одни видели в его произведениях откровения, другие считали их бредом. И это в одно и то же время, об одних и тех же произведениях. И он сам и верил в свой дар и в свое дело, и мучительно сомневался в том и другом...

Д. П. Святополк-Мирский писал о Белом: «Рассказывая о жизни Блока, я несколько раз упомянул имя другого замечательного писателя - Андрея Белого. Блок был величайшим, но Андрей Белый, конечно же, самым оригинальным и самым влиятельным из всех символистов. В отличие от Блока, которого больше всего влекло прошлое с его великими романтиками, Белый был весь обращен к будущему и из символистов был ближе всех к футуристам. Он и сегодня далеко опережает всех символистов по силе своего влияния; пожалуй, он единственный символист, который участвует в литературном развитии как активная сила. В особенности большое влияние оказала его проза, которая революционизировала стиль русских писателей. Белый - фигура более сложная, чем Блок, да и все прочие символисты; в этом смысле он может соперничать с самыми сложными и смущающими фигурами в русской литературе, Гоголем и Владимиром Соловьевым, которые оказали немалое влияние на самого Белого.

Георгий Адамович: «У Белого все всегда было наполовину на ветер, и, как ветер, все пронеслось сквозь его сознание, не пустив корней. Гениальна была у Андрея Белого, в сущности, только его впечатлительность. Он на все откликался, схватывал на лету любую мысль, бросал ее, не успев додумать, переходил к чему-нибудь новому, оставлял и это -- он весь раздираем был взаимно враждебными стремлениями и притяжениями. Но за впечатлительностью не было почти ничего».

Отзыв Сергея Есенина: «Мы очень многим обязаны Андрею Белому, его удивительной протянутости слова от тверди к

вселенной. Оно как бы вылеплено у него из пространства. <...>

В "Котике Летаеве"- гениальнейшем произведении нашего

времени -- он зачерпнул словом то самое, о чем мы мыслили только тенями мыслей, наяву выдернул хвост у приснившегося ему во сне голубя и ясно вырисовал скрытые от нас возможности отделяться душой от тела, как от чешуи».

Рецензия Сергея Есенина о романе Андрея Белого называется "Отчее слово".

В. Ф. Ходасевич: 8 января умер от артериосклероза Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев). Было бы наивно в краткой заметке пытаться дать хоть сколько-нибудь даже приблизительную характеристику его деятельности. То был человек, отмеченный не талантом, не дарованием, но несомненной гениальностью. Многие обстоятельства, личные и общественно-литературные, помешали ему во всей полноте развернуть свои силы. Вечно мятущийся, вечно взволнованный до самых глубин души своей, не осуществил он всего того, что мог бы осуществить человек, одаренный природой так щедро, как был одарен Андрей Белый. Все им сделанное замечательно, но печать спешности, недовершенности, порой срыва, лежала почти на всем. Быть может, именно душевные силы, как бы бьющие через край физического состава его, были тому причиной. Со всем тем - литературное наследство Белого огромно.

А неделю спустя, 16 января 1934 года, в "Литературной газете" появилась статья критика А. А. Болотникова "Андрей Белый", "поправляющая" и опровергающая некролог: "Реакционным утверждением было бы зачислять Белого в классики мировой литературы, так как такое утверждение не соответствует истинному положению вещей..."

Вл. Муравьев: «Андрей Белый - великолепный стилист, но при этом, прежде всего, он ставит своей задачей словом как можно точнее передать чувство, движение мысли и обостренно ощущает их невыразимость ("как сердцу высказать себя"),

поэтому ищет, ищет точного словесного соответствия, развивая, уточняя, присоединяя определение к определению, слово к слову,- и при всей невыразимости чувства словом достигает удивительного сближения их.»

В 1922 году в письме к Б. А. Пильняку, которого тогдашняя критика считала последователем и подражателем Андрея Белого, он пишет: «...Белый, человек очень тонкий, рафинированной культуры, это писатель на исключительную тему, существо его -- философствующее чувство, Белому нельзя подражать, не принимая его целиком, со всеми его атрибутами как некий своеобразный мир,-- как планету, на которой свой -- своеобразный -- растительный, животный и духовный миры».

Список литературы:

1. Русская поэзия ХIХ - начала ХХ в. - М., 1990.

2. Большая Советская Энциклопедия - М., 1970.

3. Брюсов В., Далекие и близкие - М., 1988.

4. Долгополов Л. К., Андрей Белый и его роман «Петербург» - Л., 1986.

5. Бердяев Н.А. Русская идея Вопр. философии. - М., 1990.

6. К.Н.Бугаева «Воспоминания об А.Белом».

7. Символизм как миропонимание.- М.,1994.

8. Стихотворения и поэмы. (Библиотека поэта. Большая серия). - М.;Л.,1966.


БЕЛЫЙ Андрей (псевд. Бориса Николаевича Бугаева) (1880-1934), русский писатель. Один из ведущих деятелей символизма. Для ранней поэзии характерны мистические мотивы, гротескное восприятие действительности («симфонии»), формальное экспериментаторство (сборник «Золото в лазури», 1904). В сборнике «Пепел» (1909) трагедия деревенской Руси. В романе «Петербург» (1913-14, переработанное издание в 1922) символизированное и сатирическое изображение российской государственности. Мемуары, автобиографическая проза. Исследования, в т. ч. поэтики Н. В. Гоголя.
БЕЛЫЙ Андрей (наст. имя и фам. Бугаев Борис Николаевич) , русский поэт, прозаик, критик, мемуарист.

Родился в семье видного ученого-математика и философа-лейбницианца Николая Васильевича Бугаева, декана физико-математического факультета Московского университета. Мать, Александра Дмитриевна, урожденная Егорова, — одна из первых московских красавиц. Вырос в высококультурной атмосфере «профессорской» Москвы. Сложные отношения между родителями оказали тяжелое воздействие на формирующуюся психику ребенка, предопределив в дальнейшем ряд странностей и конфликтов Белого с окружающими (см. мемуары «На рубеже двух столетий»). В 15 лет познакомился с семьей брата В. С. Соловьева — М. С. Соловьевым, его женой, художницей О. М. Соловьевой, и сыном, будущим поэтом С. М. Соловьевым. Их дом стал второй семьей для Белого, здесь сочувственно встретили его первые литературные опыты, познакомили с новейшим искусством (творчеством М. Метерлинка, Г. Ибсена, О. Уайльда, Г. Гауптмана, живописью прерафаэлитов, музыкой Э. Грига, Р. Вагнера) и философией (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьев).
Окончил в 1899 лучшую в Москве частную гимназию Л. И. Поливанова, в 1903 — естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1904 поступил на историко-филологический факультет, однако в 1905 прекратил посещать занятия, а в 1906 подал прошение об отчислении в связи с поездкой за границу.
В 1901 сдает в печать «Симфонию (2-ю, драматическую)» (1902). Тогда же М. С. Соловьев придумывает ему псевдоним «Андрей Белый». Литературный жанр «симфонии», созданный писателем [при жизни опубликованы также «Северная симфония (1-я, героическая)», 1904; «Возврат», 1905; «Кубок метелей», 1908], сразу продемонстрировал ряд существенных черт его творческого метода: тяготение к синтезу слова и музыки (система лейтмотивов, ритмизация прозы, перенесение структурных законов музыкальной формы в словесные композиции), соединение планов вечности и современности, эсхатологические настроения. В 1901-03 входит в среду сначала московских символистов, группирующихся вокруг издательств «Скорпион» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ю. К. Балтрушайтис), «Гриф» (С. Кречетов и его жена Н. И. Петровская, героиня любовного треугольника между ней, Белым и Брюсовым, отразившегося в романе последнего «Огненный ангел»), затем знакомится с организаторами петербургских религиозно-философских собраний и издателями журнала «Новый путь» Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус. С января 1903 начинает переписку с А. А. Блоком (личное знакомство с 1904), с которым его связали годы драматической «дружбы-вражды». Осенью 1903 становится одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка «аргонавтов» (Эллис, С. М. Соловьев, А. С. Петровский, М. И. Сизов, В. В. Владимиров, А. П. Печковский, Э. К. Метнер и др.), исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества («теургии»), равенства «текстов жизни» и «текстов искусства», любви-мистерии как пути к эсхатологическому преображению мира. «Аргонавтические» мотивы развивались в статьях Белого этого периода, напечатанных в «Мире искусства», «Новом пути», «Весах», «Золотом руне», а также в сборнике стихов «Золото в лазури» (1904). Крушение «аргонавтического» мифа в сознании Белого (1904-06) произошло под влиянием ряда факторов: смещения философских ориентиров от эсхатологии Ницше и Соловьева к неокантианству и проблемам гносеологического обоснования символизма, трагических перипетий неразделенной любви Белого к Л. Д. Блок (отразившихся в сборнике «Урна», 1909), раскола и ожесточенной журнальной полемики в символистском лагере. События революции 1905-07 были восприняты Белым поначалу в русле анархического максимализма, однако именно в этот период в его поэзию активно проникают социальные мотивы, «некрасовские» ритмы и интонации (сборник стихов «Пепел»,1909). 1909-10 — начало перелома в мироощущении Белого, поисков новых позитивных «путей жизни». Подводя итоги прежней творческой деятельности, Белый собирает и издает три тома критических и теоретических статей («Символизм», 1910; «Луг зеленый», 1910; «Арабески», 1911). Попытки обретения «новой почвы», синтеза Запада и Востока ощутимы в романе «Серебряный голубь» (1910). Началом возрождения («второй зари») стало сближение и гражданский брак с художницей А. А. Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-12, Сицилия — Тунис — Египет — Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок» (1911-22). Вместе с ней Белый переживает и новый период восторженного ученичества у создателя антропософии Рудольфа Штейнера (с 1912). Высшее творческое достижение этого периода — роман «Петербург» (1913; сокращенная редакция — 1922), сосредоточивший в себе историософскую проблематику, связанную с подведением итогов пути России между Западом и Востоком, и оказавший огромное влияние на крупнейших романистов 20 в. (М. Пруст, Дж. Джойс и др.). В 1914-16 живет в Дорнахе (Швейцария), участвуя в строительстве антропософского храма «Гетеанум». В августе 1916 возвращается в Россию. В 1914-15 пишет роман «Котик Летаев» — первый в задуманной серии автобиографических романов (продолжен романом «Крещеный китаец», 1927). Начало Первой мировой войны воспринял как общечеловеческое бедствие, русскую революцию 1917 — как возможный выход из глобальной катастрофы. Культурфилософские идеи этого времени нашли воплощение в эссеистическом цикле «На перевале» («I. Кризис жизни», 1918; «II. Кризис мысли», 1918; «III. Кризис культуры», 1918), очерке «Революция и культура» (1917), поэме «Христос воскрес» (1918), сборнике стихов «Звезда» (1922). В 1921-23 живет в Берлине, где переживает мучительное расставание с Р. Штейнером, разрыв с А. А. Тургеневой, и оказывается на грани душевного срыва, хотя и продолжает активную литературную деятельность. По возвращении на родину предпринимает множество безнадежных попыток найти живой контакт с советской культурой, создает романную дилогию «Москва» («Московский чудак», «Москва под ударом», оба 1926), роман «Маски» (1932), выступает как мемуарист — «Воспоминания о Блоке» (1922-23); трилогия «На рубеже двух столетий» (1930), «Начало века» (1933), «Между двух революций» (1934), пишет теоретико-литературные исследования «Ритм как диалектика и «Медный всадник» (1929) и «Мастерство Гоголя» (1934). Однако «отвержение» Белого советской культурой, длившееся при его жизни, продолжилось и в его посмертной судьбе, что сказывалось в долгой недооценке его творчества, преодоленной только в последние десятилетия.

Http://www.litra.ru/biography/get/biid/00736781222181452459/

Какие литературные ассоциации вызывает у вас стихотворение "Из окна вагона"?

Путешествие за «золотым руном»

Андрея Белого (1880— 1934)

Цель урока: дать представление о личности и литературном творчестве писателя, показать особенности его поэтики.

Оборудование урока: портрет А. Белого, сборники его стихов, роман «Петербург».

Методические приемы: лекция учителя, аналитическое чтение.

Ход урока

I . Проверка домашнего задания

Чтение и анализ нескольких стихотворений Бальмонта, обсуждение в классе.

II. Слово учителя

Борис Николаевич Бугаев вырос в семье профессора-математика Московского университета, окончил естественное отделение физико-математического отделения этого университета. Еще в гимназии он сблизился с семьей родного брата Владимира Соловьева, дружил с племянником своего кумира, Сергеем Соловьевым. Религиозная философия и поэзия Вл. Соловьева заворожила молодых людей, определила их первые творческие опыты. Под влиянием семьи Соловьевых возник псевдоним Бугаева — Андрей Белый.

Осенью 1903 года Белый организует литературный кружок, в который вошли его друзья С. Соловьев, Эллис (Лев Кобылинский), А. Петровский и другие. Эллис придумал название этому кружку — «аргонавты». Подобно древним грекам молодые литераторы «путешествовали» за своим «золотым руном» — новым словом, способным активно содействовать преображению мира. Предметом постоянного обсуждения «аргонавтов» становится лирика Александра Блока, дальнего родственника С. Соловьева. В январе 1904 года состоялось личное знакомство Белого и Блока и переросло в многолетнюю братскую и творческую дружбу. Постепенно сложилось объединение «младосимволистов».

Андрей Белый был человеком редкой одаренности: поэт-лирик, прозаик, создавший новый тип романа, исследователь русской и мировой культуры, теоретик литературы, критик и публицист, мемуарист. Особое значение писатель придавал музыкальному началу жизни и творчества. Белый начал с прозаических «симфоний», в которых повествование строилось как спор контрастных «музыкальных» тем — страстный порыв к духовным высотам противопоставлялся уродству реальности. В первом сборнике стихов и лирической прозы «Золото в лазури» (1904) покорение скалистых горных вершин или полет к солнцу символизировали прорыв из обыденности в вечность, к мистическому идеалу. Стихотворение «Солнце» было посвящено Бальмонту, автору «Будем как Солнце»

Солнцем сердце зажжено.

Солнце — к вечному стремительность.

Солнце — вечное окно

В золотую ослепительность.

Ликующее мироощущение было потеснено наплывом «мистических ужасов», которые виделись Белому в современной ему России. От надмирных высот писатель обращается к земному, русскому, крестьянскому в сборнике 1909 года «Пепел» с эпиграфом из Некрасова. Образ пепла имел двойной смысл: «сожженных» светлых зорь «младосимволистов» и подернутой пеплом страждущей русской земли. Здесь уже не золото и лазурь, символы духовного экстаза, а «свинец облаков, зловещие кабаки, «просторы голодных губерний» («Родина», «Отчаяние», «Веселые на Руси»). В стихотворении «Родина» (читаем) трагически звучит риторический вопрос:

Роковая страна, ледяная,

Проклятая железной судьбой —

Мать Россия, о родина злая,

Кто же так подшутил над тобой?

III. Чтение и анализ стихотворений

1. «Из окна вагона ».

— Какие литературные ассоциации вызывает у вас стихотворение «Из окна вагона»?

(Стихотворение «Из окна вагона» напоминает некрасовские образы: кабаки, погосты, «убогие стаи избенок». Соединение безысходного одиночества лирического героя и суровой немоты матери-родины подчеркивают выразительность трагической ситуации:

Мать Россия! Тебе мои песни, —

О немая, суровая мать! —

Здесь и глуше мне дай, и безвестней

Непутевую жизнь отрыдать.)

— Охарактеризуйте лирического героя стиха.

(Лирический герой — бродяга, висельник, горемыка. Им владеют чувства отверженности и одиночества. Они оттеняются и усиливаются ритмами лихой отчаянной пляски:

Что там думать, что там ждать,

Дунуть, плюнуть — наплевать:

Наплевать да растоптать,

Веселиться, пить да жрать.)

— Какова концовка стихотворения?

(Заканчивается это стихотворение («Веселье на Руси»), названное, кстати, с некрасовским сарказмом, жутким: «Над страной моей родною / Встала Смерть».)

2. Образ смерти, причем собственной смерти, и в стихотворении с невинным названием «Друзьям » (1907):

Золотому блеску верил,

А умер от солнечных стрел.

Думой века измерил,

А жизнь прожить не сумел.

Пожалейте, придите;

Навстречу венком метнусь,

О, любите меня, полюбите —

Я, быть может, не умер, быть может,

Проснусь —

3. «Посвящение ».

Как и Брюсов, Белый разрабатывал и урбанистическую тему. В цикле «Город» слышны отзвуки уличных митингов, демонстраций 1905 года, ощутима напряженная атмосфера времени.

«Самосжигание» лирического «Я» до пепла происходит в сборнике «Урна» (1909), посвященном В. Я. Брюсову. «Пепел» переживаний поэт собрал в «урну» формы, отточенной в традициях Пушкина, Баратынского, Тютчева. Героиня многих стихов этого сборника — Л. Д. Блок, суровая «снежная дева», отвергшая страдающего лирического героя.

— Каковы особенности поэтики стихотворения «Посвящение»?

(Образ сжигающего огня в стихотворении Посвящение’ (1915), стилизованном под античность и вызывающем воспоминания о трагической судьбе пушкинского и лермонтовского пророков.

Здесь поэт не просто страдает, он сгорает в пламени костра, и лишь тогда его «страшный череп» увенчивают лаврами.)

— Какие символические образы вы можете отметить?

(Отметим символические образы огня, хлеба, лавра; тревожные цвета: пурпур в сочетании с черным; яркую инструментовку стихотворения: ассонансы (широкое «а» сменяется протяжным, узким «у») и аллитерации (раскатистый, мощный звук «р»).

IV . Заключительное слово учителя

Белого-поэта в современном сознании потеснил Белый-прозаик, чей «Петербург» (1914) стал одной из вершин европейского романа. Традиционный для русской литературы образ Петербурга трансформировался у Белого в символ. Образ России, восточной страны, избравшей в столицы один из красивейших европейских городов и разрывающейся между Востоком и Западом, противоречив, это противоречие и заключает в себе грядущую неизбежную трагедию страны.

Белый сократил расстояние между стихом и прозой — ритмизованной, напевной. Во всех проявлениях своего многогранного дара он оставался лириком. Он был одним из оригинальнейших и прозорливых умов ХХ века. «Гениальный, странный» — писал о нем Блок. Андрей Белый ценил сам процесс творчества больше, чем результат, безудержно экспериментируя ради обновления искусства слова.

V . Тест по творчеству А. Белого (см. Приложение в конце книги)

Loading...Loading...