Четыре закона рф обеспечивающие безопасность человека. Законы нормативно-правовые акты рф по обеспечению безопасности

ЛЕКЦИЯ № 1

Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению

безопасности

Конституция Российской Федерации – основной закон государства.

В Конституции РФ изложены права и свободы че­ловека и гражданина: «Человек, его права и свобо­ды являются высшей ценностью. Признание, со­блюдение и защита прав и свобод человека и граж­данина – обязанность государства» (ст.2).

Это положение Конституции относится и к праву человека на обеспечение своей личной, безопасности, безопасности своей семьи и имущества. Государство обязано в этой связи принимать все необходимые меры для обеспечения этого права.

Одновременно с гарантией безопасности каждому человеку Конституция РФ возлагает на граждан России и определенные обязанности по обеспечению безопас­ности самого государства и его граждан. К таким обя­занностям граждан России относятся выполнение кон­ституционного долга по защите Отечества и несению военной службы в соответствии с Федеральным зако­ном «О воинской обязанности и военной службе» (ст. 59). Одновременно гражданин Российской Федера­ции в случае, если его убеждениям или вероисповеда­нию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Конституция отмечает также, что гражданин Рос­сийской Федерации может самостоятельно осуществ­лять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет, в том числе и права, касающиеся обеспечения личной безопасности жизни, здоровья и имущества.

Разрабатывая законодательно-правовую базу по обеспечению безопасности личности, государство пе­ресмотрело Концепцию национальной безопасности России, военную доктрину, Уголовный кодекс, создало Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разработало ряд нормативно-правовых документов по этим вопросам.

Закон Российской Федерации «О безопасности», принятый в 1992 г., закрепляет правовую основу обес­печения безопасности личности, общества и государст­ва. В нем определены система безопасности и ее функ­ции, установлен порядок организации и финансирова­ния органов обеспечения безопасности, а также поря­док контроля и надзора за законностью их деятельности. В Законе указаны основные элементы системы безопасности, ее функции, разграничение полномочий органов власти в системе безопасности, силы и средст­ва обеспечения безопасности, определены статус Сове­та Безопасности РФ, его состав, основные задачи и другие вопросы.

Вопросы безопасности человека рассмотрены и в Федеральном законе «О защите населения и террито­рий от чрезвычайных ситуаций природного и техно­генного характера», принятом в 1994 г. Данный Закон определяет общие для Российской Федерации органи­зационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, нахо­дящихся на территории РФ, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Глава IV Закона посвящена правам и обязанностям граждан РФ в облас­ти защиты населения и территорий от чрезвычайных си­туаций и социальной защите пострадавших, глава V ­порядку подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

В Федеральном законе «О пожарной безопасности» (принят в 1994 г.) определены общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения по­жарной безопасности в РФ. Рассмотрен порядок уста­новления отношений в области пожарной безопасно­сти между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учрежде­ниями, организациями, крестьянскими (фермерски­ми) хозяйствами, а также между общественными объе­динениями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Законом предусмотрено обязательное обучение детей в дошкольных образовательных учреждениях и лиц, обу­чающихся в образовательных учреждениях, мерам по­жарной безопасности.

Особое место в системе обеспечения безопасности личности и государства отводится Федеральному за­кону «Об обороне» (принят в 1996 г.). Он определяет основы и организацию обороны РФ, полномочия ор­ганов государственной власти субъектов РФ, органи­заций и их должностных лиц, права и обязанности граждан РФ в области обороны, силы и средства. при­влекаемые для обороны, ответственность за наруше­ние законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Законом закреплены права и обязанности граждан РФ в области обороны. В частности, отмечается, что граждане РФ:

    принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;

    могут создавать организации и общественные объе­динения, содействующие укреплению обороны;

    предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнитель­ной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящееся в их собст­венности, с последующей компенсацией понесен­ных расходов в порядке, установленном Правительством РФ.

Федеральный закон «О гражданской обороне» (принят в 1998 г.) определяет задачи в области граждан­ской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов власти, организаций, а также си­лы и средства гражданской обороны. В нем установле­ны права и обязанности граждан Российской Федера­ции в области гражданской обороны. Отмечается, в ча­стности, что граждане РФ проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении во­енных действий или вследствие этих действий; прини­мают участие в проведении других мероприятий по гра­жданской обороне; оказывают содействие органам го­сударственной власти и организациям в решении задач в области гражданской обороны.

ЛЕКЦИЯ № 2

Правила поведения в условиях вынужденной

автономии в природных условиях

Выживание – активная деятельность, направленная на сохранение жизни, здоровья и работоспособности в экстремальных условиях.

Причинами вынужденной автономии, могут быть: аварии транспортных средств, чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера мирного и военного времени, потеря ориентировки в походе и др.

Выжить – это значит решить основные задачи:

    сразу установить дневную норму расхода воды, оставив неприкосновенный запас на крайний случай, принять меры для нахождения источников воды;

    составить пищевой рацион и суметь воспользоваться "подножным кормом";

    • суметь укрыться от холода, жары и ветра, защитить организм от переохлаждения или перегрева (огонь, укрытие);

    суметь защититься от хищных животных, при необходимости оказать первую медицинскую помощь пострадавшим и себе;

    решить, оставаться на месте или выходить к населенным пунктам.

Решение оставаться на месте принимается, если:

    сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы;

    место происшествия точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая;

    направление на ближайший населенный пункт и расстояние до него неизвестны;

    большая часть людей не может самостоятельно передвигаться из-за полученных травм.

Решение об уходе с места принимается, если:

    точно известно местонахождение ближайшего населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья людей позволяет преодолеть его;

    возникла непосредственная угроза жизни: лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т.п.

    в течение трех суток нет связи и помощи.

При уходе с места оставьте записку, сообщение или/и выложите стрелку, указывающую направление вашего движения.

1. Вода

Вода играет огромную роль в жизни человека. Она не только входит в состав тканей организма, составляя почти 2/3 массы тела, обеднение организма водой даже на несколько процентов ведет к нарушению его жизнедеятельности, а обезвоживание на 10% и выше вызывает глубокие расстройства в функциональной деятельности органов и систем, являясь причиной гибели человека.

Потребность человека в воде при умеренных физических нагрузках составляет 1,5-2 л в день. В идеальных условиях мы можем прожить без воды около 14 суток. При высокой температуре воздуха и больших физических нагрузках – 7 суток, а в критической ситуации не более 3 суток. Поэтому вода является более важной, чем питание, убежище и пр.

Фильтрование воды

Воду из горных ручьев и речек, родников и ключей можно использовать без дополнительной обработки. Из других источников воду необходимо фильтровать и обеззараживать. В случаях, когда вода мутная, перед дополнительной обработкой ей дают отстояться.

Приемы фильтрования воды.

1. Фильтрование воды через грунт. Рядом с водоемом, в 1-2 метрах от берега, выкопать ямку ниже поверхности воды (уровня водоема). Дождаться когда ямка наполнится водой.

2. Можно использовать самодельные фильтры, состоящие из треноги с растянутыми на ней кусками ткани и заполненные песком.

3. Можно использовать подходящую емкость, если пробить в донышке несколько небольших отверстий и заполнить ее песком.

Во всех случаях "первая" вода не используется.

Обеззараживание воды

Фильтрование позволяет избавиться от механических примесей, но в воде, даже чистой и прозрачной, могут находиться опасные микроорганизмы.

Самый надежный способ обеззараживания воды в полевых условиях – ее кипячение.

Если кипячение недоступно, допускается обеззараживание:

    марганцовкой (перманганат калия) – добавить в воду до слабо-розового цвета;

    йодом, из расчета 8-10 капель на 1 литр воды;

    таблетками пантоцида, йодина, холозона – 2-3 таблетки на 1 литр воды.

Полученный раствор хорошо размешать, выдержать 20-30 минут. Осадок слить!

Сбор, дистилляция, конденсация воды

Если вы не встретили открытых источников воды, используйте любую возможность получить ее. Можно собирать росу или дождевую воду. Росу собирают с помощью ткани. Дождевую воду собирают в яму, выложенную большими листьями или полиэтиленовой пленкой. Нежелательно использовать воду из временных ручейков после дождя.

Нельзя пить морскую воду и из озер с соленой водой. Такую воду необходимо опреснять с помощью дистилляции (перегонки) или конденсации.

С помощью конденсации можно собрать влагу, которая испаряется из почвы. Для этого выкапывают яму диаметром 1 м, глубиной полметра, на дно по центру устанавливают небольшую емкость, сверху яму закрывают водонепроницаемой пленкой. На пленку кладут груз таким образом, чтобы получилась воронка. По внутренней стороне пленки сконденсированная влага будет скатываться к центру и стекать в емкость.

Используя эту технологию, можно получить пресную воду из соленой воды. Соленую воду наливают в ямку, обмазанную глиной, или в резиновую лодку, на дно устанавливают емкость и т.д.

Можно собрать некоторое количество воды в полиэтиленовый пакет, натянутый на ветку березы или ивы и завязанный сверху.

Можно получить воду из снега и льда.

В весенне-осенний период можно добыть березовый или кленовый сок.

  1. Лекции по древней русской истории до конца XVI века

    Лекция >> История

    Историей. Предлагаемые курсы университетских лекций по рус­ской истории являются третьей... обязанностей. М. К. Любавский читает лекции по «Древней русской истории», ведет источниковедческие... т. е. будет ли это целая обжа или выть, или половина, четверть...

  2. Организация внеклассных занятий по ОБЖ

    Реферат >>

    ... по ОБЖ …………………..14 2.1 Формы внеклассных занятий по ОБЖ ………………………………14 2.2 Методические особенности проведения внеклассных занятий по ОБЖ ... интересных материалов к предстоящей лекции . - Учитель предлагает учащимся составить по ходу лекции тесты. - Учитель...

  3. Лекции по Безопасности жизнедеятельности

    Реферат >> Безопасность жизнедеятельности

    О возникновении ЧС. Препод-орган. ОБЖ осуществляет обучение и воспитание обучающихся с... безопасности при проведении занятий по курсам ОБЖ и допризывной подготовки, отвечает... в печати, доклады и призывы по радио. Для лекций , бесед и докладов можно рекомендовать...

В данной главе представлен анализ нормативно-правовой базы, регулирующей сферу безопасности жизнедеятельности на территории Российской Федерации. Рассмотрены основные положения и статьи Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и иных федеральных законов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства от существующих опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера.

После изучения данной темы студент должен:

знать

  • основные нормативные правовые акты, регулирующие сферу безопасности жизнедеятельности на территории РФ;
  • основные положения и статьи Конституции РФ, Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года в области безопасности жизнедеятельности;
  • систему обеспечения безопасности в Российской Федерации, структуры, отвечающие за ее реализацию;
  • общие положения основных федеральных законов в области обеспечения безопасности граждан, территорий и государств;
  • основные государственные структуры, обеспечивающие безопасность населения и порядок обращения к ним в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

уметь

  • соблюдать основные правила безопасного поведения (на улице, в местах массового скопления людей, при возникновении криминогенных, террористических опасностей и угроз), предусмотренные действующим законодательством РФ в области безопасности;
  • соблюдать меры безопасности в различных ситуациях;

владеть

  • алгоритмом безопасного поведения в случае возникновения ЧС;
  • правилами личной безопасности, регулируемыми существующим законодательством РФ в области безопасности жизнедеятельности;
  • общими положениями основных федеральных законов в области обеспечения безопасности граждан, территорий и государств.

Основные понятия: федеральный закон, Конституция РФ, правовой акт, подзаконные акты, безопасность, безопасность жизнедеятельности, правовая система, законодательство в области БЖД, правовое обеспечение безопасности, пожарная безопасность, дорожно-транспортная безопасность, безопасность человека, общества и государства, международная безопасность.

Нормативные документы и правовые акты

Обеспечение принципов правового государства невозможно без высокой эффективности законодательного регулирования общественных отношений, основой которой являются единая правовая система, строгая соподчиненность и взаимодействие нормативных правовых актов, уровень их подготовки, а также наличие механизмов реализации правовых норм.

Правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности представляет собой совокупность законов и различных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ.

Нормативный акт – это документ правотворческого органа, в котором содержатся правовые нормы, т.е. общеобязательные, исходящие от государства, правила поведения. Нормативные акты в зависимости от их юридической силы подразделяются на две большие группы, составляющие систему нормативных правовых актов, – федеральные законы и подзаконные акты (рис. 2.1).

Основными нормативными правовыми актами Российской Федерации являются Конституция РФ и федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, которые в совокупности составляют федеральное законодательство.

Строгое соблюдение законности является одним из основополагающих принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности. От современного специалиста требуется глубокое знание законов РФ и правовых актов, так как это поможет создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

Система общеобязательных норм, установленных или разрешенных государственными органами и охраняемых от нарушений

государством, является регулятором взаимоотношений между личностью и обществом.

Рис. 2.1.

Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является основной закон государства – . Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

  • федеральные законы;
  • указы Президента РФ;
  • постановления Правительства РФ;
  • приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций;
  • правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (указы, постановления);
  • приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

Таким образом, правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами РФ и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами РФ и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами.

Среди органов, осуществляющих безопасность, можно выделить следующие основные:

  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы;
  • Министерство внутренних дел РФ;
  • Министерство труда и социального развития РФ;
  • Министерство здравоохранения РФ;
  • Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;
  • Государственный таможенный комитет РФ;
  • Федеральная пограничная служба РФ.

Рассмотрим более подробно некоторые из нормативных документов.

Конституция Российской Федерации является основным законом государства, определяющая его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан, гарантирующие права и свободы человека и гражданина.

В ст. 2 Конституции РФ изложены права и свободы человека и гражданина: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Статья 17 гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии со ст. 59 защита отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

В п. "ж" ст. 83 определен государственный орган, осуществляющий подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности – Совет Безопасности РФ, определяющей полномочия Президента РФ в отношении формирования важнейших институтов государства (Правительство, Центральный банк, федеральные суды, Генеральный прокурор, Администрация Президента, высшее командование Вооруженных Сил РФ).

В 1991 г. была сформирована Комиссия по разработке предложений по статусу, структуре и порядку деятельности Совета Безопасности РСФСР. В результате совместной работы этой комиссии, комитетов Верховного Совета РФ по безопасности и по законодательству был разработан и 5 марта 1992 г. принят Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности", но некоторые его пункты перестали отвечать требованиям современной действительности, и 28 декабря 2010 г. принимается новый Федеральный закон № 390-Φ3 "О безопасности" (далее – Закон о безопасности). В нем определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства и личности, общественной, экологической, информационной и иных видов безопасности. Определены система безопасности и ее функции, установлены порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также порядок контроля и надзора за законностью их деятельности.

Закон о безопасности устанавливает основные принципы обеспечения безопасности личности: прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности, а также разработка и применение комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления.

Данным документом также устанавливается содержание деятельности в этой сфере. С этой целью определяются соответствующие полномочия и функции Президента РФ, Правительства РФ, палат Федерального собрания РФ, федеральных органов власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также муниципалитетов.

В Законе о безопасности определены статус Совета Безопасности РФ, его состав и основные задачи, и другие вопросы. Принципы, которые закреплены в законе, легли в основу разработки многих законодательных актов в сфере безопасности.

В настоящее время система мер по обеспечению безопасности РФ диктуется положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года , утвержденной Указом Президента РФ 12 мая 2009 г. № 537 (далее – Стратегия-2020), которая представляет "официально признанную систему стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу".

В документе раскрывается ключевое понятие: "национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства".

Стратегия-2020 является базовым документом для планирования развития системы обеспечения национальной безопасности РФ, а также основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов РФ и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

Основными приоритетами национальной безопасности РФ являются национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Стратегическая цель национальной обороны состоит в предотвращении войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны. Основы и организацию обороны РФ определяет Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" (далее – Закон об обороне).

Закон об обороне устанавливает полномочия органов государственной власти, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства РФ в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны. Статья 9 данного закона регулирует правовые отношения граждан в области обороны, определяя исполнение воинской обязанности в соответствии с Законом об обороне. Раздел IV документа характеризует деятельность Вооруженных Сил, определяет общий состав, комплектование и штатную численность гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.

Одним из важных элементов национальной безопасности РФ является гражданская оборона, обеспечивающая выживаемость государства в военное время. Правовые основы области гражданской обороны закреплены в Федеральном законе от 12 февраля 1998 г. № 28 "О гражданской обороне" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о гражданской обороне).

Закон о гражданской обороне определяет основные задачи гражданской обороны, одной из которых является обучение населения защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также раскрывает принципы организации и ведения гражданской обороны, определяет органы, осуществляющие управление гражданской обороной. Государство определяет силы гражданской обороны, к которым в соответствии со ст. 15 относятся спасательные воинские формирования, подразделения Федеральной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования.

Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о защите населения), а также принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Закон о защите населения определяет общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее – территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее – чрезвычайные ситуации).

Действие Закона о защите населения распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационноправовой формы (далее – организации) и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные понятия закона приводим ниже.

Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций – комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций – аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации – территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Основные цели Закона о защите населения – предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с данным Законом определяются нрава и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Граждане Российской Федерации имеют право:

  • на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
  • в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты;
  • быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
  • участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
  • на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
  • на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
  • на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга.

Граждане Российской Федерации обязаны:

  • соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
  • соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
  • изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
  • выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. "О пожарной безопасности" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о пожарной безопасности) определяет общие основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и регулирует общественные отношения, возникающие в этой области, закрепляет основные понятия.

Закон о пожарной безопасности описывает систему обеспечения пожарной безопасности в России, устанавливает виды и задачи пожарной охраны, указывает полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области пожарной безопасности, регламентирует обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации, и т.д. Законом предусматривается обязательное обучение различных категорий населения мерам пожарной безопасности, в том числе в образовательных учреждениях различного уровня.

Деятельность, в основе которой лежит противодействие терроризму, регламентируется Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-Φ3 "О противодействии терроризму" (с изменениями и дополнениями) (далее – Закон о противодействии терроризму).

Документ устанавливает организационные и правовые основы профилактики терроризма и борьбы с ним, а также применения Вооруженных Сил РФ в борьбе с терроризмом, основные принципы противодействия терроризму, формы ликвидации или возможность минимизации последствий терроризма.

Статьи 1–4 упомянутого Закона регулируют общие положения закона, они устанавливают правовую основу документа, описывают основные принципы, дают определения всем понятиям, используемым в законе, и определяют форму международного сотрудничества России в борьбе с терроризмом. В ст. 5–8 трактуются организационные основы и применение Вооруженных Сил РФ в противодействии терроризму, а также пресечение террористических актов в воздушной среде и внутренних водах.

Закон о противодействии терроризму определяет правовой режим и условия проведения контртеррористических операций, в том числе задействованные в борьбе с терроризмом силы и средства, участие Вооруженных Сил РФ и форма руководства.

Статьи 18 и 19 упомянутого Закона регламентируют порядок возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта, и социальной реабилитации лиц, пострадавших в гой или иной мерс от террористических актов, а также вопросы социальной и правовой защиты для лиц, участвующих в борьбе с терроризмом.

Закон устанавливает ответственность организаций за причастность к терроризму, а также форму и размер вознаграждения за содействие в борьбе с данной преступной деятельностью.

Таким образом, исходные законодательные принципы обеспечения безопасности России составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные акты органов государственной власти и управления, а также международные договоры и обязательства РФ, регулирующие отношения в различных сферах жизнедеятельности.

Конституция – основной закон РФ. В ней изложены права и свободы человека и гражданина. Она возлагает определённые обязанности по обеспечению безопасности самого государства и его граждан (напр. «О воинской обязанности и военной службе»ст.59).

Конституция отмечает, что гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права и обязанности с 18 лет, в том числе и права, касающиеся обеспечения личной безопасности, жизни и здоровья.

1992г. «О безопасности»

1994г. «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»

1994г. «О пожарной безопасности»

1996г. «Об обороне»

1998г. «О гражданской обороне»

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Задачами УК РФ являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя РФ от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Для осуществления этих задач УК устанавливает основания и принципы уголовной ответственности. Согласно УК, лицо подлежит уголовной ответственности только за те преступления, в отношении которых доказана его вина.

Преступление – виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое УК под угрозой наказания.

Лицо подлежит уголовной ответственности и наказанию за деяния, если они были осознаны, т.е. виновный был способен регулировать своё поведение.

В зависимости от характера степени общественной опасности преступные деяния делятся на:

Преступления небольшой тяжести (до 2х лет лишения свободы);

Преступления средней тяжести (до 5ти лет лишения свободы);

Тяжкие преступления (до 10ти лет лишения свободы);

Особо тяжкие преступления (свыше 10ти лет лишения свободы или более строгое наказание).

Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним : штраф, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы.

Российское уголовное право признаёт субъектом преступления только физическое лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16тилетнего возраста, однако, к уголовной ответственности могут привлекаться лица с 14тилетнего возраста за: убийство (ст.105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст.111),умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст.112), похищение человека (ст.126), изнасилование (ст.131), насильственные действия сексуального характера (ст.132), кражу (ст.158), грабёж (ст.161), разбой (ст.162), вымогательство(ст.163),неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст.166), терроризм (ст.205), вандализм (ст.214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ(ст.229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст.267 УК РФ).

Состояние алкогольного или наркотического опьянения не освобождает от уголовной ответственности и не является смягчающим вину обстоятельством!

Введение

Обеспечение безопасности, как, собственно, все функции любого государства, подвергается нормативно-правовому регулированию. В объективном смысле понятие безопасность можно определить как состояние защищённости жизненно-важных интересов государства, общества и личности. В силу обширности данного понятия нормативно-правовое и правоприменительное регулирование осуществляется по различным направлениям. К числу этих направлений можно отнести обеспечение безопасности государства в целом, безопасность трудовой деятельности личности, обеспечение социальной безопасности, противопожарной безопасности, экологической безопасности и так далее.

В Конституции Российской Федерации, являющейся Основным Законом, содержащим общие отправные положения, закреплено право граждан на жизнь, здоровье и имущество, а также благоприятную окружающую среду, обеспечение защиты которых, в том числе снижение риска для жизни, здоровья и имущества граждан, является целью государственной политики в области безопасности.

Конституция разграничивает сферы компетенции и полномочия федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации в области экологических и природно-техногенных рисков, содержит отправные положения для органов, осуществляющих реализацию управленческих решений в том числе и в области безопасности. (ст. 71 и 72).

Помимо Конституции, к нормативно-правовым актам относятся и Федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства, о которых в данном реферате будет упомянуто более подробно.

Целью данного реферата является характеристика деятельности государственных органов в области обеспечения безопасности и характеристика нормативно-правовых актов в этой области. В реферате будут рассмотрены некоторые направления деятельности государственных органов по принятию управленческих решений в области безопасности, правовые основы их деятельности, а также основные тенденции развития законодательства в указанной области.

Правовое регулирование в области безопасности

Нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности: подходы к классификации

Нормативные акты, регулирующие деятельность по обеспечению безопасности и снижению риска ЧС, могут быть подразделены по юридической силе на Конституцию РФ, Федеральные законы и законы Российской Федерации, подзаконные акты - Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и т.д., а также нормативно-правовые акты субъектов РФ.

Помимо этой юридической классификации нормативные акты, регулирующие деятельность по обеспечению безопасности и снижению риска ЧС, могут быть условно подразделены на две группы: общие (общесистемные) и частные акты. В общесистемных правовых актах формулируется базовый понятийный аппарат, принципы, цели, задачи, основные направления государственной политики в данной сфере. В России к таким актам относится Конституция Российской Федерации, в которой содержатся основополагающие положения и принципы защиты прав человека и гражданина. Помимо Конституции, к общесистемным нормативно-правовым актам, регулирующим основы деятельности по снижению риска, относится еще ряд федеральных законов. Из наиболее важных правовых актов, действующих в рассматриваемой области, следует назвать, закон Российской Федерации "О безопасности". В нем сформулированы основные понятия, характеризующие цель правовых основ (а именно: "безопасность", "система безопасности"), принципы, основные элементы и функции системы обеспечения безопасности при трансформации отдельных видов опасностей в ЧС. Так же данный закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и её функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

К этой же группе актов относится закон Российской Федерации "О страховании" (действующий в некоторых положениях до сих пор), устанавливающий цели, задачи и механизм защиты интересов, связанных жизнью, здоровьем, имуществом застрахованных физических и юридических лиц при различных видах риска. Условия страхования требуют от страхователя соблюдения норм и правил безопасности, ориентируют на минимизацию интегрального риска и связанного с ним ущерба. При соблюдении этих норм и правил закон предусматривает страховое возмещение или обеспечение страхователю, компенсируя прямо или косвенно понесенный им ущерб.

Специального упоминания заслуживает Федеральный закон Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее Закон о чрезвычайных ситуациях). Его дополняют и конкретизируют постановления Правительства России, в частности принятые в 1995 г. постановления № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" и № 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций". Не менее важны и постановления Правительства России от 1996 г. № 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и № 1094 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Указанные нормативные акты, прежде всего федеральный закон, в определенной мере выполняют роль одного из ключевых элементов в правовой системе, обеспечивающей безопасность и снижение риска ЧС. Эти правовые документы определяют основные понятия в упомянутой сфере правового регулирования, а также основные принципы защиты населения и территорий при природно-антропогенных бедствиях и катастрофах.

Вместе с тем следует отметить, что ни один из упомянутых нормативных актов не содержит определения ключевого понятия "риск чрезвычайных ситуаций". Действующее законодательство пока еще далеко от использования в своей основе концепции приемлемого риска ЧС, подразумевающей снижение ущерба от природных и техногенных опасностей до экономически и социально приемлемого уровня. Конечно, для изменения положения необходимо, чтобы такой приемлемый уровень, точнее уровни (ибо для каждого региона России они будут различны), были определены, что является задачей экономистов, а не юристов. Тем не менее, переход законодательной базы на новую концептуальную основу управления риском необходимо и возможно осуществлять уже сейчас.

Среди частных нормативных актов можно условно выделить две основные подгруппы. Одна из них объединяет законы и подзаконные акты, относящиеся к конкретным видам опасностей. Например, проблемы радиационного риска и радиационной безопасности регулируются федеральным законом "Об атомной энергии", "О радиационной безопасности населения"; риска и безопасности при эпидемиях и эпизоотиях - законом Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; экологического риска и безопасности - законом "Об охране окружающей среды". Другая из упомянутых двух подгрупп частных правовых актов объединяет законы и подзаконные акты "функционального" характера, регламентирующие конкретные функции или деятельность конкретных органов. К этой подгруппе, в частности, принадлежат федеральные законы "О пожарной безопасности", "Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей", "О милиции", а также целый ряд постановлений Правительства и Указов Президента. Приведенная группировка нормативных актов, представляя определенное удобство для их дальнейшей систематизации, носит, конечно же, условный характер. На самом деле многие действующие законы и подзаконные акты соединяют в себе отраслевые (предметные) и функциональные признаки и конкретные функции и действия конкретных органов по их предупреждению и ликвидации, но в значительно меньшей мере, чем общесистемные нормативные акты. Например, федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" регулирует деятельность по управлению риском эпидемий как разновидности биолого-социальной чрезвычайной ситуации и в то же время регламентирует выполнение функции санитарного и медицинского контроля при любых типах таких ситуаций.

Стоит отметить наличие практически во всех перечисленных группах частных нормативных актов, как и в общесистемном законодательстве страны многочисленных статей и положений, регулирующих деятельность по предупреждению ЧС. Суть этих статей и положений заключается в стремлении нормативным путем стимулировать меры по раннему выявлению и минимизации риска здоровью и жизни граждан, социальному и экономическому благополучию общества и окружающей его среде.

Это достигается в рамках законодательных требований об экспертизе решений, отсекающей те из них, которые признаются в установленном порядке неприемлемыми по критерию допустимого интегрального риска (безопасности). К профилактическим мерам следует также отнести положения законодательства, связанные с повседневной деятельностью контролирующих, надзорных и инспекционных органов министерств, ведомств, общественных организаций. Отсутствие в нормативных актах требований о снижении риска, как показывают примеры федеральных законов "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и "О лицензировании отдельных видов деятельности", повышают незастрахованный риск ЧС.

Цель урока: Обсудить с учащимися ключевые положения ФЗ РФ, определяющих основы содержания образовательных программ в области безопасности жизнедеятельности.

Время: 45 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс

ХОД УРОКА

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

— Что такое наркомания? — Какую угрозу для национальной безопасности России представ­ляет наркобизнес?

— Что такое наркотизм?

— Почему, на ваш взгляд, прием наркотических веществ подрост­ками может уничтожить будущеецелых семей? Обоснуйте свой ответ с помощью примеров из средств массовой информации.

— Какие субстанции и препараты считаются наркотиками согласно законодательству РФ?

II. Основная часть

— объявление темы и цели занятия

— объяснение нового материала: § 16, стр. 78-81.

1. Положения Конституции РФ, гаранти­рующие права и свободы человека и гражданина.

Конституция является основой всего текущего законодательства в государстве. В Российской Федерации действует Конституция, при­нятая всенародным голосованием 1 2 декабря 1993 г.

В Конституции Российской Федерации изложены права и свободы человека и гражданина (глава 2).

Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюде­ние и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанности государства».

Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее терри­тории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, пре­дусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. б, п. 2).

Права и свободы человека и гражданина определены в главе 2 Конституции Российской Федерации. Все положения главы составля­ют основы правового статуса личности в стране и не могут быть из­менены иначе как в порядке, установленном Конституцией. Рассмот­рим некоторые статьи этой главы (см. «Дополнительные материалы»).

Полное содержание урока посмотрите по ссылке ниже:

Loading...Loading...