Что должно быть указано на бирке канатного или цепного стропа? Где располагается бирка? Бирочная система Положение ключ марка мостовой кран.

Журнал учета выдачи и приема ключ-марки.
Для обеспечения безопасности особо опасных объектов в организации может быть рекомендована к внедрению марочная система.
Марочная система должна распространяться на грузоподъемные краны с электрическим приводом, электрокары, передаточные тележки и другие средства промышленного транспорта, на грузоподъемные средства на самоходных шасси специального назначения и др.
Марочная система является системой допуска работников к работе на оборудовании повышенной опасности, к его ремонту и осмотру. Система направлена на обеспечение безопасной организации труда и на установление таких производственных отношений между работниками, выполняющими эти работы, которые исключают несогласованность их действий.
Марочная система должна использоваться для осуществления допуска к управлению оборудованием и для исключения случайного пуска механизма.
Ключ-марка представляет собой электротехническое устройство и предназначено для замыкания цепи управления механизма и относится к прибору безопасности.
На ключ-марке ударным способом должен быть нанесен регистрационный номер объекта, который оборудован ключ-маркой.
Ключ-марку следует устанавливать на механизмах, имеющих посты (пульты) управления, у которых во время работы механизмов постоянно находится работник, ими управляющий.
Ключ-марка должен устанавливаться на пультах управления механизмов. Контакты замка-выключателя должны быть включены в оперативную цепь электропривода механизма последовательно с контактами пусковой кнопки или выключателя.
Ключ-марку необходимо устанавливать на пульте управления механизма так, чтобы он хорошо обозревался и не создавал неудобств при его включении. Рекомендуется скважину замка-выключателя очерчивать кругом краской красного цвета.
Изменения в электрической схеме и внешнем виде пульта управления, вызванные установкой ключ-марки, должны быть внесены в техническую документацию электропривода механизма.
Изготовление или приобретение ключ-марки следует организовать в масштабе организации централизованно. Предназначенный для определенного механизма ключ не должен подходить к другому оборудованию.
Работники, управляющие механизмом, оборудованным марочной системой, должны приступать к работе только после получения ключ-марки от лица, ответственного за его выдачу, под роспись в .
По окончании работы работник, управляющий механизмом, должен возвратить ключ-марку на место хранения и расписаться в Журнале учета выдачи и приема ключ-марки о его сдаче.

Графы для заполнения Журнала учета выдачи и приема ключ-марки :
1. № п/п
2. Дата и время
3. Наименование крана, регистрационный номер
4. Ф.И.О. получившего ключ-марку
5. Личная подпись
6. Ф.И.О., выдавшего ключ-марку (отв. за БПР)
7. Личная подпись
8. Дата, время возврата ключ-марки
9. Ф.И.О., сдающего ключ-марку
10. Подпись сдающего
11. Ф.И.О., принимающего ключ-марку (отв. за БПР)
12. Подпись принимающего ключ-марку

При эксплуатации мостовых кранов, управляемых из кабины, должна применяться «марочная система», при которой управление краном разрешается лишь лицу, получившему в установленном на предприятии порядке «марку» или ключ, замыкающий электрическую цепь управления краном. Последний принято называть «ключ-марка». Ключ-марка снабжается тем же номером, что и кран, и не подходит к другим кранам. Пользование ключом-маркой лицам, не имеющим права на управление краном, должно быть исключено. При отлучке крановщика с крана нельзя оставлять ключ-марку в кабине.
Порядок обмена сигналами между стропальщиком (сигнальщиком) и крановщиком устанавливается предприятием (стройкой), производящим работы с помощью кранов. При этом должна применяться, знаковая сигнализация, при которой сигнал на перемещение груза подается одной или двумя руками или флажками. В Правилах по кранам приведена лишь рекомендуемая знаковая сигнализация, которая может быть изменена или дополнена недостающими сигналами. Например, «Поднять крюк главного подъема»; «Поднять крюк вспомогательного подъема»; «Подвять одновременно оба крюка» и т. п.
Сигнализация голосом допускается только при работе стреловых самоходных кранов (автомобильных, гусеничных, пневмо-колесных) со стрелой длиной не более 10 м. Для других кранов подача сигнала голосом недопустима, так как не обеспечивается достаточная слышимость и могут быть допущены ошибочные действия. На башенных кранах, применяемых для строительства многоэтажных зданий, целесообразно применять двустороннюю телефонную и радиотелефонную связь.
Установленная на предприятии сигнализация заносится в инструкцию крановщика и стропальщика. Сигнализацию должен знать работник, ответственный за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

Популярные статьи

   Стеклоблоки - элитный материал
Декоративный стеклоблок внешне нередко мало отличим от самого хрусталя, и вы вряд ли ошибетесь, избрав столь художественно продуманный стройматериал дизайнерски просчитанной деталью внутреннего интерьера. Появились целые коллекции художественно окрашенного стеклоблока, и не только однотонные...


стр. 1



стр. 2



стр. 3



стр. 4



стр. 5



стр. 6



стр. 7



стр. 8



стр. 9



стр. 10



стр. 11



стр. 12



стр. 13



стр. 14



стр. 15



стр. 16

Группа Т 58

ОРД 14-19.20-91 Взамен ОСТ 14-55-79 ОСТ 48 279-86

ОТРАСЛЕВОЙ РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

Бирочная система на предприятиях и в организациях металлургической промышленности.

Порядок применения.

Дата введения *_".

Настоящий документ устанавливает порядок применения бирочной системы и распространяется на работы, связанные с эксплуатацией, техническим обслуживанием и ремонтом оборудования и механизмов с электроприводом, гидроприводом и пневмоприводом.

Документ регламентирует технические средства, организации и последовательность операций, необходимых при применении бирочной система.

Документ не распространяется на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт электроинструмента, пневмоинструмента и ручных электрических машин.

X. Общие положения

IЛ, Бирочная система - это система допуска к работам, напра: ленная на обеспечение безопасной организации труда и установление правильных производственных взаимоотношений между лицами, выполняв Щими эти работы.

1.2. Бирочная система применяется при проведении работ, выполняемых как без нарядов-допусков, так и по нарядам-допускам, когда безопасность работ обеспечивается выполнением требований бировной системы и наряда-допуска.

1.3. Ответственность за организацию бирочной системы и контроль за соблюдением требований возлагается на руководителя предприятия, а в подразделениях - на руководителей подразделений (цехов, участков и т.п.).

1.4. Лицами, ответственными за соблюдение бирочной системы и безопасное проведение работ с применением бирочной системы являются:

лицо, выдающее наряд или распоряжение;

допускающий к работе;

электромонтер по обслуживанию или слесарь по ремонту и обсл\ и анию (далее слесарь);

лицо из технологического персонала, управляющее механизмом (далее оператор механизма);

производитель работ;

члены бригады.

1.5. Допускающими к работе могут быть: помощник (заместитель) начальника цеха, начальник участка (передела, смены), старший мастер (мастер), механик, электрик, энергетик.

Перечень лиц, назначаемых допускающими, утверждается начальником цеха.

Примечание: С разрешения начальника цеха при небольшом объеме работ обязанности допускающего могут выполнять оператор механизма, электромонтер или слесарь по обслуживанию * случаях. указанных в пп. ?. .14 и 8.15.

1.6. Бирочная система предусматривает применение двух типов бирок: жетон-бирки и ключ-бирки (Приложения 1,2,3,4)_.

I.?. Клтачбирка (ключ с навешенной биркой) предназначена для подготовки цепей управления электроприводов механизмов к включению или отключению с помощью замка-выключателя (Приложение 5), устанавливаемого на п ультах-управления механизмами, а также цепей управления с помощью электромагнитов гидро-пневмораспределителей.

Примечание: Отключение цепей управления с помощью ключ-бирки не является достаточным условием безопасности для допуска к работам.

1.8. Замок-выключатель - это контактная система (замыкания

и размыкания), приводимая в действие ключом, работает по принципу:

электрическая цепь замкнута при вставленном и повернутом в скважине замка-выключателя ключе;

электрическая цепь разомкнута при отсутствии ключа в замке-выклгочателе.

1.9. При собранных электрических схемах, во время эксплуатации

механизмов, ключ-бирки должны находиться в замках-выкл-оиателях, а жетон-биоки на местах их навешивания в соответствии о п.2.5.

При отсутствии ш»то1Г ||, бирни~ на месте навешивания и ключ-бирки у оператора, запрещается собирать электросхему электромонтеру, открывать вентиль или задвижку гидропривода, пневмопривода слесаря.

При отсутствии ключ-бирки у оператора запрещается опробовать механизм.

Приложение I Рекомендуемое

Кетон-бирка для механизмов с электроприводом

Окраска - зеленая.

Бирка долина изготовляться из изоляционного материала (допускается металл),

На б крку наносится порядковый номер агрегата, электропривода, панели, к которым откосится тзтсш-^ирка, сокращенное :о;"* д оно, гзнче участка, цеха.

Окраска - белая.

Бирка должна изготовляться из изоляционного наторил."!", (попускается металл).

На биоку наносится порядковый номер лгрсгат-э н.-.л токпнпйма, сокращенное наименование учаоака цока.



Жетон-бирка для механизмов с гидроприводом





Окраска - белая.

Кирка должна изготовляться из изоляционного материяля (попускаете

На бирку наносится порядковый номер агрегата, гидропривода, пакет к которым относится жетон-бирка, сокращенное наименование участка, цеха.


Метон-бирка для механизмов с пневмоприводом

Окраска " белая(оседлая).

Пирке должно иг?потопляться из изоляционного матопизла (гonveкается

* - Л Г! 1 *> ! «| J

Но бнпку наносится порядковый помор агрегата или, мскон"-зма, сокращенное наименование нпл^оь-р цех.* 1 .

Приложение 5 Обязательное

Требования к замку-выключателю с ключ-биркой

1. Замок-выключатель представляет собой стационарное электротехническое устройство, служащее для подготовки цепей управления электроприводами механизмов или группы механизмов к включению с помощью ключ-бирки.

Ключ-бирка состоит из ключа и бирки.

2. Технические требования к замку-выключателю с кюоч-биокой.

2.1. Номинальное напряжение - переменного тонн частотой 50 Го 380 В, постоянного тока 220 !:.

8.2. Контакты замка-выклоче тел я водник ппмцксИ" ыул гт.дл при нахождении ключа в замке и повороте его не 20°,

2.3. Ключ может быть изъят из замка только в отключенном положении при разомкнутых контакнтех замка-выключателя.

2.4. Конструкция замка должна исключать самопроизвольное выпадание ключа из замка,

3. Количество вариантов ключей должно исключать возможность включения механизма ключ-биркой от замка-выключателя другого механизма и должно быть не менее 50.

4. Замок-выключатель поста управления должен обеспечивать сво бодное и надежное запирание и отпирание пускового устройства обору довянкя к располагаться в удобном для обслуживания месте.

5. Конструкции замка-выклюиатедя и глюча к дому г л л *.**» i быть надежны, исключать счмовключение или отключение запирающего «ли блокирующего устройства о? действия вибрации и уд.э^чьр" ! гл гоугок, возможность поражения персонала электротоком и включение посторонними предметами или другими ключами.

Журнал видачи-яриеиа бирс е

Наименование

РОСПИСЬ пои

выдаче бирок

Фамилия, роспись пои приема бирок

агрегата

(механизма)

выдал заявку на работу к выдачу бирок

разобрал электросхе-му, выдал жетонубир-ку (электромонтер по обслуживанию)

(допускающий)

бипки после проведения работы (допускающий)

привял ключ-бирки (оператор)

принял - жетон-бирки (электро-монтвр по обслуживанию)

1.10. Проектным технологическим и научно-исследовательским институтам при подготовке новых проектов, я также заводам-изготови-телям нового оборудования следует предусматривать установку на механизмы замков-выключателей с ключ-бирками.

1.11. Изменения в электрической схеме действующего оборудована при введении бирочной системы должны быть сделаны по проекту и письменно согласованы со службой главного энергетика предприятия.

1.12. На основе и в развитии настоящего руководящего документ* на предприятиях может быть разработан стандарт предприятия (СТП ССБ Г на порядок применения бирочной системы с учетом специфики эксплуатируемого оборудования е электроприводом, гидроприводом или пневмоприводом.

2. Условия применения жетон бирок- и ключ-бирок

2.1. На предприятии, в каждом подразделении, должны быть составлены согласованные с руководителями электрослужбы и механо-службы предприятия и утверждены главным инженером, главным специалистом перечни оборудования и механизмов, подлежащих укомплектованию ключ-бирками и жетон-бирками с указанием Типов бирок.

В перечне следует включать:

основное технологическое оборудование (металлургическое, обогатительное,v металлообрабатывающее, кузнечно-прессовое, горнодобывающее и др.);

грузоподъемное оборудование;

оборудование заводсаого и цехового транспорта и другое специальное оборудование индивидуального обслуживания и оборудование, за которым затруднен постоянный надзор при эксплуатации и ремонте.

Установка замков-выключателей с клгоч-бирками обязательна на всех грузоподъемных и транспортных механизмах: кранах, электрокарах, передаточных тележках, толкателях и т.п.

2.2. В каждом цехе должны быть выполнены следующие мероприяти?

укомплектованы ключ-бирками пульты управления механизмами,

а панели управления жетон-бирками в соответствии г перечнем;

определены иоборудованы места хранения ключ-биоок и«.-жеФон-ф*рсщ^(контрольные щиты) от неработающих механизмов;

назначены лица, ответственные за сохранность жетон-бирок и ключ-бирок;

внесены необходимые изменения в технологическую документацию (чертежи, электросхемы и т.п.) электроприводов рлеханизмов и цепей управления с помощью электромагнитов гидро, пневмораспределителей, на которых установлены замки-выключатели с ключ-бирками.

Йт8": “Кетон-бирка применяется на всех механизмах с электроприводом ирлужит для допуска к работам)техническое обслуживание и ремонт), выполняемым с разборкой силовых цепей и цепей управления электроприводами.

v ■■flnrtT Жетон-бирка должна навешиваться на пенили управления электроприводом (на щите, в шкафу). Места навешивания жетон-бирок не панелях управления должны быть хорошо витга и недостутпш для постооонних лиц.

H’frr С целью сигнализации о запрете сборки электрической схемы места навешивания жетон-бирок обозначают красной контурной линией» которая должна быть хорошо видна при отсутствии жетон-бирки на меоте и закрыта жетон-биркой при ее навешивании.

■ 8твг Жетон-бирка применяется также на механизмах с гидроприводом и служит для допуска к работам (технологическое обслуживание и ремонт), выполняемым с отключением гидропривода и пневмопривода.

SW4* Яетон-бирки, применяемые на гидро-пневащоприводах, к запорной арматуре которых возможен свободный доступ посторонних лиц, хранятся в комнате слесаря по ремонту и обслуживанию гидравлических и пневматических систем, в недоступном для посторонних лиц месте в специальном, закрываемом на замок ящике.

■ф?#: Жетон-бирка, применяемые на отдельно стоящих механизмах с электроприводом, к силовой пуско-регулирующей аппаратуре которых возможен доступ посторонних лиц) Например, вентиляторы, аэраторы и т.п.), хранятся в комнате электромонтера по обслуживанию в недоступном для посторонних лиц месте в специальном, закрываемом на замок ящике.

Ятф* Если от одной группы предохранителей иди одного автомата, или запорного устройства, имеющих одну жетон-бирку, питается несколько механизмов, то в случае проведения работ на любом из механизмов, разбирается общая электросхема или отключается общая сеть ня вс® группу данных механизмов и жетон-бирка передастся г порядке изложенном в п.3.3.

При длительном ремонте одного ив таких механизмов и необходимости включения в работу остальных, от электропривода ремонтируемого механизма отсоединяется силовой электрический кабель-, конце кабеля закорачиваются и заземляются; в пневмо- гидросистемах устанавливаются заглушки на питающем трубопроводе и системе управления гидро или пневмоприводом механизма.

После отметки в журнале о выдаче и ремонте одного из механизмов жетон-бирка вывешивается на свое место и общая схема группы механизмов может быть собрана и запущена в работу.

JfKTfffr Ответственность за сохранность жетвн-бирок во время эксплуатации механизма возлагается на электромонтера или слесаря но обслуживанию,

2.ТТ. механизмы С РЛСКТРОПРИВС.домКО^.^"ТОПИОЩДСГТ лнпа^ятугуп которых находится в машинных ослах (»лект г н"с г еош":х ломо"*’Ц”""Л", запираемых шкафах), а п удътч управления рдсоплсгготся в постах управления или к пультам управления возможен свободный доступ посторонних лиц, оборудуются н-кетои-биркой И КЛЮч-бИРКОЙ.

2,12. Ключ-бирка служит для допуска ж управлению механизмами.

2.ТВ. Замки-выключатели механизма, управляемого с нескольких постов одним оператором, цштчшы иметь одну ключ-бирку. Если замки выключатели на пультах управления имеют разные ключи, то они должн быть с(фепдены, иметь одну бирку и рассматриваться как одна ключ-бирка.

2.14. На пуяьтах управления, с которого осуществляется управление несколькими механизмами, связанными в технологическую линию, попускается устанавливать один замок-выключатель, обеспечивающий отключение цепей управления электроприводов всех моханивнов с помощью одной кл-оч-бирки.

2.Г2. На механизмах, разборка силовых цепей м цепей утеплен! которых воэ^лоденэ. на оператора, имеющего соответствующую (не ниже п) группу по одектроб я зопасности, используетсе ключ и навешен ной жетонбиокой, который одновременно выпедчпет ^ункпин ключа-биту в соответствии с п,2.12 и жстон-бипки п соответствии с п.2..

Пои этом жетон-бирка во время работы механиома находится не на панели управления, а вместе с ключом на пульте управления мехэиия

2.16. Замки-выключатели могут не применяться на механизмах, посты управления которых оборудованы запорами или находятся в запираемых помещениях. В этом сличав допуск к управлению механизмами может осуществляться с помощью ключей от таких помещений с навешенной прямоугольной биркой, подлежащих учету.

2.1?. Ключ-бирки на механизмах технологических линий, работающих в автоматическом режиме, должны находиться на пульте управления, при этом в отсутствие оператора пост должен закрываться на замок.

2.18. Ответственность за сохранность ключ-бирки во время эксплуатации несет оператор механизма.

8. Порядок передачи жетон-бирок и ключ-бирок.

2Л. Ницаки, участвующими в приеме и передаче: бирок являются:

электромонтер по обслуживанию или слесарь но ремонту и обслуживанию;

оператор механизма;

допускающий к работе;

производитель работ.

3.2. При эксплуатации оборудования ключ-бирки должны передаваться по смене операторами, жетон-бирки - электромонтерами или слесарями по обслуживанию или через сменных руководителей под роспись в оперативном журнале.

3.3. Перед проведением работ по техническому обслуживанию и ремонту необходимо соблюдать следующий порядок передачи ключ-бирки и метои-бирхи:

электромонтер или слесарь по обслуживание передает оператору жетон-бирки;

оператор механизма передает допускающему жетон-бирки и свою ключ-бирку.

После проведения работ порядок передачи жетон-биоок и ключ-бирок обратный.

3.4. Допускающий к работе, перед допуском ■< работе обппзн;

дать распоряжение с записью в журнале элоктоочрнтеоу или слесарю на производство необходимых отключений электэоппивопов, гидроприводов, пневмоприводов, конРоолиоовать правильность заполнения журнала;

проверить выполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность работ {

ограждений рабочего места, .упоров, заглушен и т.д., вывешивание предупредительных плакатов, организация надзора);

при наличии опасности для работающих со стороны рядом работающих механизмов, связанных в технологическую линию и управляемых со смежного рабочего места, предусмотреть их отключение с изъятием ключ-бирок и жетон-бирок.

3.5. При передаче жетон-бирок и ключ-бирок каждому из участников необходимо выполнить следующие операции, обеспечивающие безопасность оабот;

электромонтер по обслуживанию по распоряжению гспуоклюиего производит отключение силовых цепей и цепей упрагмопия олектронриво дом; принимает меры» исключающие подачу напряжения на электрические цепи;

слесарь по ремонту и обслуживанию гидро-пневмосистем закрывает вентиль подвода сжатого воздуха на пневмопривод и сбрасывает давление воздуха до атмосферного, принимает меры по предотвращению попадания сжатого воздуха в пневмопривод, для гидроприводов - закрывает

задвижку на трубопроводе подачи рабочей жидкости в систему, принимает мери по предотвращению попадания рабочей жидкости в гидооприво

вывешивает предупредительные плакаты: "Не включать - работают люди!";

оператор механизма в присутствии допускающего и электромонтера {слесаря) путем пробных включений меаяиипмп убеждается в его отключении;

допускающий перед допуском к работе производителя работ и членов бригады получает от оператора жетон-бирки и и*л w-биэки, про** веоеяот выполнение мероприятий, обеспечивающих безопасность работ* производит допуск к работе.

3.3. При ремонтных работ**", *уголняек,< х бригадой по наряду-допуску, КЛЮЧ-бИОКИ И ИвТОН-бИОКЧ находятся У ГОЛУСКЯЩЩСГО, который несет ответственность з* и* оо^аиностъ.

Пли работах, длящихся более одной смены, кг о»»-.4* о ни и жетон-бирки вместе с нарядом-допуском передаются попусктыссы т.ч.оте по сиене с указанием этого в журнале сдани-приемки смены.

Примечание: При техническом обслуживании и ремонтных работах небольшого объема, не требующих оформления наряда-допуска, ключ-бирки и жетон-бирки хранятся у производителя работ, который несет ответственность за их сохранность.

3.7. При необходимости опробования механизма и по окончании работ допускающий совместно с производителем работ обязан вывести людей из рабочей зоны, сделать необходимые распоряжения по подготов" не механизма к включению, передать ключ-бирки и жетон-бирки (при работе по наряду-допуску сделать требуемые отметки в наряде-допуске об окончании работ). Сборка электрических схем, гидро-пневмосхем

и уличение (опробование) м«?|гянизмя пооисгоя.ятсп только после паттол-ifx/онала «мдачи-гтриема биоок по распоряжению допускающего.

3.8. Попускающий к работе поест ответ пт по.^пить от ош-нчипанши и обеспечение безопасного производства работ.

3.9. Электромонтер по обслуживанию несет ответственность за полноту необходимых отключений силовых цепей и цепей управления электроприводов и принятие мер, препятствующих подаче напряжения на электрические цепи электроприводов.

ЗЛО. Слесарь несет ответственность за полноту и правильность отключения привода (отсутствие давления о гидросистеме и в пневмо-системо) .

3 Лт. Оператор механизма с гидроприводом или пневмоприводом несет ответственность за полноту операций по фиксированию рабочих частей

з Л2. Оператор механизмов с олгктролппоодо"" и сорт огпотствен-ногтт.» па полноту операций по приведению ком пндоапларатов механизма в исходное (нулевое) положеш-те, исключающее включение в работу механизма.

3.13. Производитель работ носат ответственность оа выполнение тоебопани г безопасности на рабочем место.

3.14. При производстве работ чобом.кггс обг-ечч, гччоу"пяемнх

п порядке текущем эксплуатации, допускается "опмос.е.г;и обязанностей оператора механизма с обязанностями полусне-плане. Пси стой оператор перелает 1гл‘.)и-бирки и жетон-биоки, по" : ус::;пг.!е от эпоктпоаентера или слесаря по обслуживанию, производителю тбел".

3.15. Если на механизм не распространяется требование установки ключ-бирки, то при производстве работ небольшого объема, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, допускается совмещение обязанностей электромонтера (с группой не ниже Ш) или слесаря по обслуживанию

с обязанностями допускающего. В этом случае жетон-бирка находится у производителя работ.

3.16. Передача (выдача, прием) клгач-бирок и жетон-бирок, связан ная с разборкой гидро-пневмосистемы, силовой цепи и цепей управлении электропривода, оформляется в журнале выдачи-приема бирок под роспис лип, участвующих в выдаче-приеме бирок. Рекомендуемая форма журнала поивапяна в Приложении 6.

При работах по наряду-допуску алектоомонтер по обслуживанию и допускающий делают необходимые отметки в наряде-допуске.

П.1?. Распоряжением начальника цеха назначаются отпятственные за сохранность и правильное оформление куриалов выдачи-приема бирок в подразделениях цеха (участка, смены и т.п.).

Журнал выдачи-приема бирок должен храниться у лиц, имеющих право выдать наряд, распоряжение или быть допускающим к работе.

4. Организация хранения и восстановления жетон-бирок и ключ-бирок.

4Л. Ответственность за изготовление жетон-бирок и бирок к ключам и их дубликатов, обеспечение ими производственных подразделе ний ггоеяпоиятия следует возлагать на руководителей механической службы и службы матеоиалъно-техяического снабжения предприятия.

АЛ, От^стптленчость за оборудование мест нанетизеиия жетон-б^ рок и установку замков-выключателей с ключ-бирками возлагается на руководителей электротехнической службы предприятия (цехе, участка и т. п.) .

«*. 3. Ответственность за обслуживание и ремонт замков-выключат* лей, ч?л:*, о хранение ключ-бирок, жетон-биоок и их дубликатов от неработающих мохаиизмов возтягпется на руководителей ол^ктоотехнич!

кой службы.

4.4. В случае утери жетом-биоки или ключ-би^ки р*оотэ на механизм» должна быть немедленно ппекоагсена по выяглочия ^»ичии утери, а производитель пабот и члены бригады выведены допускающим из раб о

Т1АТЙ *ЧПИМ,

Лицо* потерявшее жетон-бирку или ключ-бирку, привлекаются к дисциплинарной ответственности.

4.5. Работы на механизме могут быть продолжены после получения дубликата бирки и проверки отключения гидропривода, пневмопривода, электрических цепей. Выдача дубликата бирки производится по распоряжению начальника цеха.

4.6. При невозможности оперативной выдачи дубликатов жетон-бирки и ключ-бирки работа на механизме может быть продолжена по распоряжению начальника цеха после оповещения под роспись в оперативном журнале или журнале выдачи-приема бирок всех лип, ответственных ой безопасное производство работ, по п.ТУ,.

ло течение 24 «асов о w o* /f ; v ir:a утери ключ-бирку или жетон-бирка должны быть восстановлены (макетов теки) г соответствии с требованиями Приложений I,2,3,4.

4.8. При обнаружении утерянных ключ-бирок или жетон-биоок должны быть приняты меры по исключению их дальнейшего использования.

Порядок допуска персонала на крановые пути и галереи мостовых кранов

Марочная система эксплуатации мостовых кранов

При эксплуатации мостовых кранов, управляемых из кабины, должна применяться марочная система, при ко­торой управление краном разрешается лишь крановщи­ку, получившему в установленном владельцем порядке ключ-марку. Марочная система обеспечивает безопасность эксплуатации кранов и регламентирует взаимоотношения между эксплуатирующим и ремонтным персоналом.

Марка представляет собой металлический диск или пря­моугольник с выбитым на нем регистрационным номером крана. Марка закрепляется на ключ контактного замка ввод­ного устройства крана. Ключи-марки должны храниться в специальном настенном ящике с застекленной дверцей. На предприятии (в цехе) приказом должны быть назначены лица, ответственные за выдачу ключей-марок.

Прием смены производится крановщиком после получе­ния ключа-марки под расписку. При сдаче смены он пере­дает ключ-марку сменщику или возвращает ее ответствен­ному за выдачу. При осмотре, обслуживании или ремонте крана ключ-марка передается лицу, ответственному за про­ведение работ. До получения ключа-марки ремонтному персоналу запрещается вести работы на кране.

1. Выходы на крановые пути, галереи мостовых кранов, находящихся в работе, должны быть закрыты на замок.

2. Допуск персонала, обслуживающего краны, а также других рабочих на крановые пути и проходные галереи действующих мостовых и передвижных консольных кра­нов для производства ремонтных или каких-либо других работ должен производиться по наряду-допуску, определя­ющему условия безопасного производства работ.

3. В наряде-допуске должны быть указаны меры по со­зданию безопасных условий выполнения работ, в частнос­ти меры по предупреждению поражения ремонтного пер­сонала электрическим током, падения с высоты, наезда работающих кранов на ремонтируемый кран, а также по предупреждению выхода ремонтного персонала на крано­вые пути работающих кранов.

4. Порядок выдачи наряда-допуска и инструктажа рабо­чих определяется владельцем крана. О предстоящей работе должны быть уведомлены записью в вахтенном журнале кра­новщики всех смен пролета, цеха, где производится работа, а при необходимости - и крановщики смежных пролетов.

ВНИМАНИЕ! Использование крана для работы во вре­мя его ремонта не разрешается. Без наряда-допуска можно производить осмотр и тех­ническое обслуживание крана, а также устранение неис­правностей по вызову крановщика.

Мостовые краны по решению владельца могут исполь­зоваться для производства строительных, малярных и дру­гих работ с имеющихся на кране площадок. Такие работы должны выполняться по наряду-допуску, определяющему меры безопасности по предупреждению:

Падения людей с крана;

Поражения электрическим током;

Выхода на крановые пути;

Столкновение кранов;

Перемещения крана и его тележки. Использование крана для перемещения грузов при вы­полнении с его моста указанных работ не допускается.

Назначение: бирочная система – система допуска к работам, обеспеч-ивающая безопасную организацию труда, и устанавливающая соответ-ствующие требования безопасности, производственные взаимоотношения между лицами, выполняющими эти работы.

В основу бирочной системы положен принцип: «только этот работник может управлять механизмом или выполнять на нём работы, у кого в данный момент находится на руках бирка ».

Замок выключатель (электромеханический замок) – это контактная система (замыкания и размыкания), которая работает по принципу – «электрическая цепь замкнута при вставленном, повернутом в скважине замка выключателя в ключе».

Электрическая цепь разомкнута при отсутствии ключа в замке выключателя.

Ключ-бирка – металлический диск, на котором выбито наименование цеха и номер крана, и отверстие для ключа. Выдается в единственном экземпляре НА КРАН. При утере бирки, на основании чего выдается дубликат – виновного привлекают к ответственности.

Билет 18

Вопрос 4

Назначение системы предупредительно плановых работ (ППР)

Система ППР предусматривает проведение ремонтов 2-ух видов : текущего и капитального.

При текущем ремонте кранов осуществляют замену отдельных быстроизнашивающихся деталей и узлов: замена ходовых колёс, разборка и сборка редуктора, и замена масла, проверка креплений и других мелких дефектов.

При капитальном ремонте проводят полную разборку, очистку, промывку всех механизмов, частичную замену их, устраняют все дефекты, выявленные в процессе эксплуатации (на основании вахтенного журнала и дефектной ведомости мастера по кранам) и обнаруженные при проведении ремонта, а также могут увеличить грузоподъемность крана и т.д.

Планы текущих и капитальных ремонтов работ оформляют в виде годовых и месячных графиков.

Билет 18

Вопрос 5

Назначение и устройство блочной подвески башенного крана

Крюковая подвеска представляет собой грузозахватный орган, оборудованный крюком и подвешенный на грузовых канатах к тележке или к главным блокам стрелы.



Подвеска состоит: из двух щёк (1) (литых или из листового металла), между которыми на осях вращаются канатные блоки (2). В нижней части щёк установлена траверса, в которой на упорном подшипнике закреплен грузовой крюк.

По количеству блоков подвески бывают: безблочные., одно-двух и трёх блочные.

Безблочные подвески применяют на кранах с малой грузоподъем-ностью (2-3т.) при подвеске груза на одном канате без полиспаста (КБ-402).

Одноблочная подвеска используется на кранах с небольшой высотой подъема (20-25м.), где отсутствует опасность закручивания грузового полиспаста.

Двухблочные подвески используются на кранах с большой высотой подъема подвеса (более 25м.). чтобы не закручивался полиспаст блоки широко разведены друг от друга.

Трёхблочные подвески – на кранах с переменной кратностью грузового полиспаста.

На кранах с большой грузоподъемностью (более 25т.) применяют крановые подвески с большим числом блоков.

На башенных кранах наиболее распространены двух-, и трехблочные крюковые подвески.

Двухблочная крюковая подвеска состоит: из 2-ух листовых щёк, двух осей, на которых на шариковых подшипниках установлены блоки, траверсы и пропущен через неё крюк. Щеки стянуты между собой пятью болтами с распорными трубами. Крюк опирается на траверсу через упорный шарикоподшипник и может легко вращаться относительно крюковой подвески. Такое крепление крюка позволяет разворачивать поднятый груз вокруг вертикальной оси подвески. Подшипник крюка закрыт от грязи и влаги крышкой и резиновыми уплотнителями. На кране имеется предохранительный замок, который препятствует произвольному выходу серьги съемного грузозахватного приспособления из зева крюка. Трехблочную подвеску имеет кран КБ-674.

Массу крюковых подвесок при проектировании подбирают так, чтобы они опускались без груза на крюке под действием собственной силы тяжести, протягивая грузовой канат, на котором они подвешены. Иногда, при недостаточной массе подвески на щеки навешивают дополнительные грузы (КБ-674).

На ряде кранов-погрузчиков (КБ-572А), оборудованных грейфером, подвешенным к крюку на крюковой подвеске, размещают механизм поворота грейфера, управляемый машинистом крана.

9. Траверса

Билет 19

Вопрос 1

Устройство и назначение тормоза ТКГТ-300 (400)

Т – тормоз, К – колодочный, Г – гидравлический, Т – переменного тока, 300 (400) – диаметр шкива.

Тормоза предназначены в грузоподъемных кранах для полной остановки хода передвижения моста и тележки на заданном отрезке пути и для полной остановки механизма подъема и удержания груза на весу.

Устройство: рис

1. Основание

2. Болтовые крепежи

5. Вилка ригельная

К рычагам пальцами

крепятся чугунные

колодки с подкладками

(лента, феррадон).

6. Колодка

7. Лента феррадон

9.Шкив полумуфт

Через отверстие рычага

проходит тяга, упира-

ется в палец и проходит

через него. Палец укреп-

ляется коромыслом.

11. Коромысло

12. Регулировочные гайки.

Коромысло крепится к рабочей стойке пальцами. К коромыслу крепится пальцем шток главной пружины.

13. Главная пружина.

14. Приваривается пластина

На пальце крепится гидротолкатель, который состоит из гидравлической ванны и короткозамкнутого двигателя. Стойки крепятся регулировочным болтом.

15. Гидротолкатель

16. Гидравлическая ванна

17. Короткозамкнутый двигатель.

Билет 19

Вопрос 2

Назначение, устройство кранового заземления

Все части электрооборудования (корпуса, электродвигатели и аппараты), не находящихся под напряжением, могут оказаться вследствие плохой изоляции или короткого замыкания, должны быть заземлены. Для этого корпуса надежно присоединяют заземляющим (устройством) к колоннам, которые имеют соединение с землей.

На кране защитное заземление нужно для того. Чтобы спасти крановщика, электромонтера от поражения электрического тока.

Заземляющее устройство – это преднамеренное устройство, состоящее из медного провода, сплетенного между собой с клеймами, где одну сторону заземляющего устройства надежно закрепляют к корпусу, а вторую часть к месту установки.

В кабине моста крана вся электроаппаратура заземляется к кабине, кабина – к главным балкам моста. На галерее моста заземляется корпус двигателя, магнитные катушки тормозов, сопротивление, контакторные панели, концевые выключатели передвижения тележки.

На тележке электроустановка заземляется к настилу тележки и через ходовые колеса на надтележечные рельсы к главным балкам моста.

Мост, через х.колеса на подкрановые пути, которые соединяются перемычкой в местах стыка. Подкрановые пути к балкам крана, балки – через болтовые соединения к колоннам здания, колонны здания вместе с нулевым (линейным) проводом в землю до почвы промерзания.

В почве устанавливаются три стержня, окрашенные кузбасс лаком (гудроном), между собой соединены сваркой и выведены к соединению колонны. Сопротивляемость соединения должна быть 4 Ома, если меньше, то рядом выстраивается ещё одно сооружение.

Билет 19

Вопрос 3

На что нужно обратить внимание при осмотре крюковой подвески

1. На крепление щековин и их деформацию;

2. Исключить трещины, ослабление болтовых соединений на ригельной планке, которая стопорит ось блоков и ось траверсы крюка;

3. Крепление хвостовика крюка в оси траверсы, т.е. осмотреть гайку, ригельную планку и болты, стопорящие от самораскручивания гайки с хвостовика крюка;

4. Вращение крюка в оси траверсы вокруг своей оси на 360°, кроме магнитных кранов;

5. На крюке должен быть замок, клеймо, где указан номер завода-изготовителя, грузоподъемность и дата изготовления;

6. Исключить на крюке в зеве крюка в опасном месте сечения не более 140% от первоначальной его толщины, а также облом рога крюка;

7. Деформация крюка, т.е. отгиб рога крюка, а также облом рога крюка;

8. Не допускать износ ручья блока более 40% от первоначального его радиуса, а также облом реборды блока, его деформации.

Билет 19

Вопрос 4

Порядок допуска крановщиков к самостоятельной работе

Лицо, не моложе 18 лет, прошедшее медицинское обследование и признанное годным, и прошедший полный курс теоретического и практического обучения, сдавший успешно экзамен квалификационной комиссии с участием инспектора Ростехнадзора.

Билет 19

Loading...Loading...