Что такое административно правовое регулирование. Механизм административно-правового регулирования

1 Важность административных норм для каждого человека, поскольку в них выражена не просто воля государства, это не просто нормы ограничения или принуждения, а правила обеспечения нормальной, спокойной жизни всего общества и каждого человека.

2 Административные нормы (и материальные и процессуальные) обеспечивают организацию и функционирование органов государственной власти. Все ветви государственной власти, все ее уровни (федеральная, межрегиональная, субъектов, местного самоуправления) при своем функционировании всегда сталкиваются с административно-правовым регулированием в своей деятельности.

3 Административные нормы актуальны и специфичны не только для органов государственной власти, но и органов управления на производстве, в общественных объединениях, других структурах.

АП регулирование – система государственно-правового воздействия на государственные отношения, возникающие в сфере публичного (как государственного, так и негосударственного, но тесно с ним связанного) управления.

2. Управление – объект административно-правового регулирования. Социальное управление и его виды. Государственное управление.

Основные черты управления

1 Управление есть свойство любой организованной системы, обеспечивающая достижение поставленных перед системой целей, выполнение задач посредством исполнения возложенных на нее функций.

2 Основными элементами системы управления всегда являются субъект и объект управления, а также прямые и обратные между ними связи. Управление представляет собой целенаправленное воздействие субъекта на объект, обеспечивающее упорядоченность всей системы.

3 Управлению свойственны внутреннее и внешнее взаимодействие элементов системы.

4 Управления нет, если отсутствует властное подчинение объекта управления субъекту.

Функции управления

Функции управления - наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия.

Особенности социального управления:

1 Имеет место при совместной деятельности людей по достижению поставленных перед ними целей.

2 Предназначение социального управления – воздействие на социум, придающее взаимодействию людей организованность.

3 Объект социального управления – поведение участников совместной деятельности, их взаимоотношения.

4 Социальное управление достигает своей цели в рамках общественных связей, которые являются по сути управленческими отношениями.

5 Социальное управление базируется на соподчиненности воли людей, участников управленческих отношений, поскольку они имеют сознательно волевое опосредование. Воля субъекта управления приоритетна по отношению к воле объекта управления. Отсюда властность социального управления.



6 Социальное управление проявляется в специальном механизме его реализации.

Характерные черты государственного управления

Это деятельность исполнительно-распорядительного аппарата управления. Ее цель – исполнение нормативных правовых актов. Естественно, что она может быть основана только на юридически оформленных властных полномочиях.

Это подзаконная деятельность, осуществляемая на основе и во исполнение закона, она вторична по отношению к законодательной власти.

Это деятельность органов государственной власти по выполнению своих функций. Как правило, это исполнительно-распорядительные органы государственной власти. (Указ 314 Перечень органов исполнительной власти)

Это исполнительная деятельность по управлению в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической сферах.

3. Исполнительная власть в системе разделения властей. Соотношение исполнительной власти и государственного управления.

Признаки исполнительной власти

1 Основное предназначение исполнительной власти организация и исполнение законодательства. Но законодательство лишь норма поведения людей, исполнение законодательства возможно при соответствующих организующих, координирующих и контрольных ее действиях.

2 Исполнительная власть, являясь самостоятельной ветвью власти, вторична к законодательной власти, которая определяют ее компетенцию, систему и структуру. Это относится и к тем должностным лицам исполнительной власти, которые избираются (Президент, ранее губернаторы).

3 Исполнительная власть имеет свою вертикальную иерархию, она всегда вторична. Высшим органом исполнительной власти в РФ является Правительство Российской Федерации.

4 Исполнительная власть по сути самостоятельна, и не подчинена другим ветвям власти. При этом она подконтрольна другим ветвям власти (парламентский контроль, суды), органам, которые к ней никак не относятся (Прокуратура, Счетная палата, Общественная палата и т.д.).

5 Универсальность и непрерывность исполнительной власти: она функционирует везде, где существуют социальные коллективы. Она непрерывна, систематична и направлена на укрепление и развитие социальной системы.

6 Основное предназначение исполнительной власти - правоприменение, причем в отличие от судебных органов правоприменение позитивного характера во всех сферах жизнедеятельности.

7 7. В ведении исполнительной власти сосредоточены огромные силы и ресурсы. До 80% численности госаппарата страны составляют гос. служащие исполнительной власти. Это еще вооруженные силы, МВД России, ФСБ России, ФСИН России и т.д. Все они составляют систему исполнительной власти, но они имеют органы, которые могут самостоятельно и вправе использовать меры принуждения для выполнения поставленных задач. В ведении исполнительной правовые, организационные, финансовые, информационные и иные ресурсы.

Функции исполнительной власти

1. Правоприменительная – применение Конституции и действующео законодательства

2. Правозащитная – связана с защитой прав и свобод человека и гражданина

3. Социально-экономическая - создание условий для обеспечения достойной жизни и деятельности людей

4. Регулирующая – организация, управление, учет, координация детельности

5. Охранительная (юрисдикционная) – применение санкций к нарушителям нормативно-правовых предписаний

4. Метод административного права.

Административное право - это отрасль российской правовой системы, которая в целях выполнения задач государства посредством исполнения своих функций регулирует общественные отношения управленческого характера, складывающиеся в процессе организации и функционирования исполнительной власти (в более широком понимании – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Методы административного права

Методы административного права - способы, приемы осуществления и средства обеспечения реализации функций исполнительной власти (государственной управляющей системы и ее органов), выражающиеся в определенном воздействии на сознание и поведение людей.

Всеобщий метод - правовой метод, основанный на запретах и дозволениях, а также ограничениях. (В.Д. Сорокин).

Методы правового регулирования:

Предписания - возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запреты - предписания иного характера: возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Особенности адм.-правового регулирования управленческих общественных отношений

Административно-правовому регулированию характерны правовые средства исполнительно-распорядительного характера, т.е. предписания и включая запреты. Главное: стороны общественных отношений не равноправны, обладают разными юридически властными полномочиями, одна из которых, обладая большим объемом таких полномочий, использует их по отношению к другой стороне.

Односторонность волеизъявления одного из участников отношения. У субъекта административного правоотношения властных полномочий всегда больше чем у объекта.

Многообразие управленческих общественных отношений предполагает в некоторых случаях равенство их участников. В этом случае одна из сторон всегда имеет право выбора поведения. Использование дозволений предусматривается административно-правовыми нормами в виде разрешений, регистрации и т.п.

Функции административного права

Функции административного права - основные направление деятельности органов исполнительной власти для выполнения их главной задачи – обеспечения эффективного их функционирования в целях обеспечения жизнедеятельности общества. В них проявляется сущность исполнительной власти, его реальная роль в решении основных вопросов, стоящих перед обществом

1 Правотворческая – органы исполнительной власти наделены полномочиями по адм. нормотворчеству.

2 Правоисполнительная – адм. право есть форма реализации исполнительной власти.

3 Правоохранительная – нормы адм. права обеспечивают не только защиту прав и интересов участников управленческих отношений, но и соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима.

4 Организационная – на основе норм адм. права организуются деятельность органов исполнительной власти.

5 Координационная – нормы адм. права обеспечивают эффективное взаимодействие всех элементов системы органов исполнительной власти.

5. Понятие и система субъектов административного права

Субъект административного права:

ü Индивидуальные : граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Специальные индивидуальные субъекты – гос. служащие, должностные лица.

ü Коллективные : объединения граждан. Это организации – гос. и негос. Гос. организации – органы исполнительной власти; гос. предприятия, учреждения и их различного рода объединения; структурные подразделения органов исполнительной власти, наделенные собственной компетенцией. Негос. организации – общественные объединения (партии, союзы, общественные движения и т.п.); трудовые коллективы; органы местного самоуправления; коммерческие структуры; частные организации.

Административная право- и дееспособность

Коллективная – со вступлением постановления или закона

Индивидуальные –

1. Частичная (5-6 лет)

2. Ограниченная – 14 лет

3. Полная – 18 лет

Административные меры

ü Административно-предупредительные меры

o Индивидуальные

o Коллективные

ü Институт мер, связанных с административной ответственностью

o административно-процессуальные

o административного пресечения

o административного наказания

ü Правовосстановительные меры

6. Место административного права в правовой системе Российской Федерации

Административное право:

§ тесно взаимодействует с другими отраслями российского права.

§ охватывает своим регулятивным воздействием широкие области государственной и общественной жизни. Это, как уже отмечалось выше, предопределяется многообразием практического применения действующего в Российской Федерации механизма исполнительной власти.

§ играет в правовой системе РФ вспомогательную, служебную роль, в отличие, например, от таких наиболее самостоятельных отраслей права, как гражданское, уголовное, международное, конституционное. Служебная роль административного права определяется целым рядом как внешних обстоятельств, так и группой факторов, вытекающих непосредственно из самой природы этой отрасли права.

Наиболее тесно административное право взаимодействует с:

· конституционным (государственным) правом

· Совместно с гражданским правом административное нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера - в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования. (В данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания.)

· Аналогично решается вопрос и о соотношении норм административного и трудового права.

· Сложно провести грань между, например, административным правом и такими отраслями права, как финансовое, земельное, природоохранительное (экологическое), предпринимательское. Механизм их соотношения таков, что фактически значительная часть отношений, отнесенных к предмету ведения названных отраслей, регулируется нормами административного права и свойственными ему правовыми средствами.

· Границы действия норм уголовного и административного права определяются характером и направленностью соответствующих запретов.

Тема 2. Административно-правовые нормы

1 Понятие и признаки нормы административного права.

2 Структура нормы административного права.

3 Виды норм административного права.

4 Источники административного права.

5 Реализация норм административного права.

Литература

Основная:

ü Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский и др. Под ред. Н.Ю. Хаманевой.- М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007.

ü Бахрах Д.Н., Росинский Б.В., Старилов Ю.Н., Административное право: Учебник для вузов.- М.: Норма, 2007.

ü Коренев А.П. Нормы административного права и их применение. –М.: Юрид. лит., 1978.

ü Курс административного права и процесса / Под ред. Ю.А. Тихомирова. 1998.

Дополнительная:

ü Александрова Н.Г. Сущность права. − М., 1950.

ü Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник.- М.: Эксмо, 2006.

ü Галаган И.А., Василенко А.В. Проблемы теории правоприменения по советскому законодательству //Правоведение, 1986. № 2.

ü Мальцев Г.В. Развитие права: к единению с разумом и наукой. − М., 2005.

ü Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс. −СПб., 2003.

ü Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право: Учебник. 2004.

1. Понятие и признаки нормы административного права

Нормы административного права - установленные органами представительной либо исполнительной власти государства или местного самоуправления правила должного или возможного поведения по организации исполнительной власти и осуществлению ею, а также представителями других ветвей власти управленческой деятельности (норма права - это сложное социально-правовое явление, имеет особую специфику, имеет представительно-обязывающий характер).

Характерные черты норм административного права

1. Выступают ориентиром на обеспечение преимущественно публичных интересов, т.е. интересов государства, стремящегося к установлению и обеспечению режима законности и дисциплины в сфере реализации исполнительной власти;

2. преобладание директивно-обязательного воздействия на особо рода общественные отношения, которые всегда связаны с механизмом исполнительной власти (устанавливают правила поведения, являются обязательными для участников правоотношения, вне зависимости от их желания);

3. первичность организующего ресурса, который выражается в обеспечении эффективной реализации конституционных прав, свобод и обязанностей физических и юридических лиц;

4. вводятся непосредственно субъектами исполнительной власти;

5. обеспеченность определенными правовыми санкциями, т.е. в отличие от норм большинства отраслей имеют собственные юридические средства защиты.

2. Структура нормы административного права

ü Гипотеза , как условие применения нормы далеко не всегда выражена в ней самой и может находиться в общих положениях и быть общей для целого ряда норм.

ü Диспозиция, как основа административно-правовой нормы выражается в определении прав, обязанностей субъектов правоотношений. Установленные в ней правила поведения дозволяющего, разрешающего и запрещающего характера могут содержаться в отдельных пунктах, либо в одной или нескольких статьях нормативно-правового акта

ü Санкция, содержит меру государственно-властного реагирования на нарушение или игнорирование правил, установленных диспозицией. Санкции неодинаковы по своему характеру. Чаще всего это меры административного наказания, предусмотренные в третьей главе КоАП РФ (предупреждение, административный штраф, административный арест, лишение специального права и т.д.).

Такое строение наиболее отчетливо различимо в кодификациях НПА

Существует двоичная структура, когда санкция не включается. Приверженцы этой теории утверждают, что санкция должна находиться отдельно.

3. Виды норм административного права

Система административно-правового регулирования

1. нормы, регулирующие отношения в сфере организации и функционирования публичного управления, в области действия органов гос. власти и местного самоуправления;

2. нормы, определяющие порядок совершения управленческих действий и соответствующих управленческих процедур (сегодня большое внимание со стороны органов исполнительной власти уделяется проведению процедур – прорабатывается большое количество регламентов);

3. нормы, обеспечивающие гарантии правовой защиты физических и юридических лиц от незаконных решений и действий органов гос. власти, должностных лиц;

4. определяют виды административного принуждения за отрицательные результаты управления, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей;

5. регламентируют юридическую ответственность за совершение административных правонарушений.

Критерии классификации админстративно-правовых норм

n целевое назначение;

n Регулятивные:

n Обязывающие – содержат предприсания к действию. Либо воздержания от него (Указ президента о введении чрезвычайного положения),

n запрещающие,

n уполномочивающие (особый порядок административного управления при чрезвычайной ситуации),

n стимулирующие (введение системы государственных наград Президентом),

n Охранительные

n Материальные - определяют содержание правового регулирования конкретных отношений (закрепляют статус субъектов правоотношений [административно-правовой статус юл и фл – их права, обязанности, полномочия].

n Процессуальные - являются организационно-процедурной базой регулирования юридически-значимой деятельности компетентных органов и их должностных лиц по реализации материальных административно-правовых норм (реализация прав и обязанностей, принадлежащих субъектам правоотношений; ФЗ о гражданской государственной службы. Который определяет статус, права и обязанности гос. служащих, порядок принятие на должность, замена должностей и проч.).

n метод воздействия на общественные отношения;

n пределы действия нормы;

n Нормы общего действия (КоАП РФ действует на всей территории государства, ЗК, ГК и проч.).

n Нормы, действующих или образованных для упорядочения определенных систем (внутриаппаратные нормы).

n уровень обобщенности;

n Специальные (исключение из общего правила, установленное для того, чтобы при наличии дополнительных, названных в ее гипотезе фактов, действовало специальное, а не общее правило)

n субъект, которому адресована норма;

n нормы, регулирующие деятельность физических и юридических лиц,

n государственных организаций и негосударственных организаций,

n различных видов государственных служащих,

n граждан РФ и иностранных граждан, либо лиц без гражданства и т.п.

n условия действия нормы и др.

Можно дать больше критериев, потому как нормы административного права разнообразны и регулируют разные формы общественных отношений

Способ правового регулирования

1. Нормы-задачи

2. Нормы-принципы

3. Нормы-дефиниции

4. Нормы учредительные

5. Нормы общекомпетенционные

6. Нормы-задания

7. Нормы-указания

8. Нормы-поручения

9. Нормы-стимулы и т.д

4. Источники административного права

2. Подзаконные акты

a. федеральные

b. субъектов Российской Федерации.

3. Судебная практика

4. Международные договоры

Нормативные административно-правовые акты федеральных органов и организаций

1 постановления и распоряжения Правительства РФ;

2 постановления, приказы, инструкции министерств и других центральных федеральных органов специальной компетенции;

3 приказы, постановления, инструкции, распоряжения и другие акты территориальных федеральных органов исполнительной власти; приказы, инструкции администраций гос. федеральных учреждений, предприятий, вооруженных формирований;

4 нормативно-правовые акты руководителей аппаратов Гос. Думы Федерального Собрания, Правительства РФ, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ и др.;

5 нормативно-правовые акты Центрального банка России.

Нормативные административно-правовые акты органов власти субъектов РФ

1. указы, постановления и другие акты глав исполнительной власти субъектов РФ;

2. постановления и распоряжения правительств субъектов РФ (Указ Президента №314);

3. приказы, постановления центральных органов специальной компетенции субъектов РФ;

4. приказы, постановления местных органов государственной власти субъектов Федерации.

5. Указы Президента

Ведомственные нормативные акты (локальные, корпоративные)

Нормативно-правовое регулирование в соответствии с Указом Президента Российской Федерации вправе осуществлять только федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент или Правительство Российской Федерации.

Сегодня все больше и больше рассматривается как источник административно-правовой договор. Речь идет о расширении диспозитивности в административно-правовых отношениях. Договор имеет особую специфику:

ü Диспозитивность (равенство) – на этапах заключения и расторжения

ü Императивность

Развитие договора находится на начальном уровне (в России, военный контакт составляет страницу, а в США - толстую брошюру).

5. Реализация норм административного права

Реализация норм административного права – практическое использование той или иной нормы участниками правоотношения

ü Распорядительство

ü Исполнение состоит в точно соблюдении регулируемых управленческих субъектами административного правоотношений.

ü Применение норм административного права

o Применять могут только те субъекты, кто наделены полномочиями (органы гос. власти; заключается в издании подзаконных актов и т.д.)

ü Соблюдение – воздержание от противоправного поведения

Тема 3. Административно-правовые отношения

1. Понятие, структура и виды административно-правовых отношений.

2. Юридические факты в административном праве.

3. Виды административно-правовых отношений.

Литература

Основная:

§ Административное право. Учебник под ред. проф. Л.Л. Попова, М.С. Студеникиной . – М.: Норма, 2008.

§ Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М., Юрид. лит. 1976.

Дополнительная:

§ Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 2. - М.: «Юридическая литература», 1981.

§ Халфина Р.О. Методологический аспект теории правоотношений. Сов. государство и право, 1971.

§ Административная реформа и наука административного права. Сборник научных трудов, посвященных 80-летию со дня рождения Ю.М. Козлова. М.: МГЮА, 2007.

§ Сорокин В.Д. Административно-процессуальные отношения. Л., 1968.

§ Зинченко С.А. Юридические факты в механизме правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007.

1. Понятие, структура и виды административно-правовых отношений

- урегулированное административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав, установленных и гарантированных административно-правовой нормой

Правоотношение

1) есть возникающая на основе норм права правовая связь между лицами, характеризуемая наличием субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая (гарантируемая) принудительной силой государства;

2) общественное отношение, урегулированное правом;

3) конкретная, полностью индивидуализированная правовая связь между субъектами, которые взаимодействуют друг с другом.

Права и свободы человека и гражданина

В зависимости от характера отношений, возникающий между человеком и государством:

Ø личные права и свободы,

Ø политические права и свободы,

Ø социально-экономические права и свободы.

status positivus включает в себя государственную защиту прав и свобод гражданина

В этих целях государство:

Ø создает систему органов (милиция, налоговые и таможенные органы, органы уголовно-исполнительной системы и мн. др.).

Ø создает систему гарантий

Признаки правоотношения

1) всегда возникают, изменяются и прекращаются на основе норм права;

2) это правовая связь, когда субъективным правам одного человека корреспондируется юридическая обязанность другого;

3) гарантируются принудительной силой государства;

4) всегда имеют индивидуализированный характер.

Признаки правоотношений, раскрывающие их содержание

1) важнейший и неотъемлемый элемент механизма правового регулирования;

2) качество правоотношений обусловливает упорядоченность и эффективность правовой системы, системы органов государственного управления, действенность исполнения ими своих функций;

3) обеспечивают единство субъективных прав и обязанностей и именно в них раскрывается социальная природа и юридическое содержание правоотношений;

4) динамический правовой институт, который необходимо рассматривать с учетом возникновения, развития и прекращения субъективных юридических прав и обязанностей, их материализации в поведении людей.

Административно-правовое отношение - возникающая на основе административно-правовых норм правовая связь между лицами, которая заключается в наличии у них взаимных прав и обязанностей

Признаки административных правоотношений

1) разновидность социальных отношений, но урегулированных нормами административного права;

2) административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются в сфере государственного управления, границы которой определяются сферой полномочий Правительства России;

3) возможны и в сфере иных правоотношений: финансовых, трудовых и др.;

4) возникают между органом, наделенным государственно-властными полномочиями (чаще всего органом исполнительной власти) и другой стороной, которая таковых полномочий не имеет;

5) всегда являются результатом волеизъявления одной из сторон;

6) имеет сложную внутреннюю структуру (с точки зрения материального содержания к правам и обязанностям необходимо добавить еще и субъект права и объект).

7) носят регулирующий характер, именно они формируют волю субъекта правоотношения для установления правила поведения обеих сторон;

8) выполняют двойную функцию: регулируют не только организацию работы системы органов исполнительной власти, но еще и отношения вне этой системы;

9) возникают по инициативе любой из сторон: органов исполнительной власти и граждан (должностных лиц, юридических лиц);

10) в некоторых случаях предполагают споры сторон.

Состав правоотношения

Ø субъекты права: его участники;

Ø объекты правоотношения.

2. Юридические факты в административном праве

Юридические факты в административном праве - конкретные фактические обстоятельства, обусловливающие возникновение, изменение или прекращение правовых отношений

события - происходят независимо от воли субъектов правоотношения,

действия - совершаются ими осмысленно (правомерные и противоправные).

3. Виды административно-правовых отношений

Виды правоотношений

1. В зависимости от сферы жизнедеятельности общества:

Ø конституционные,

Ø административные,

Ø гражданские,

Ø уголовные правоотношения.

2. По степени индивидуализации субъектов

Ø абсолютные,

Ø относительные.

Классификация административно-правовых отношений (Ю.М. Козлов)

Ø отношения, непосредственно выражающие сущность исполнительной власти,

Ø отношения, которые складываются за рамками непосредственно управляющего воздействия, но связанные с его осуществлением.

Классификация административно-правовых отношений (Ю.Н. Старилов)

1. По целям:

ü охранительные

04.09.14

Литература: профессор Старилов, профессор Попов, профессор Россинский, профессор Коннин. Не нужно профессор Тихомирова.

Тема: «Административное право как отрасль права».

Предмет Административно-правового регулирования.

Предмет административного права – это общественные отношения в сфере государственного управления: 1-ая группа – отношения, которые возникают в связи и по поводу реализации функций исполнительной власти; 2-ая группа – это общественные отношения исполнительно-распорядительного характера, которые возникают в деятельности иных органов государственной власти, органов МСУ и других организаций; 3-я группа – отношения связанные с реализацией особого административного иска в судебном порядке; 4-ая группа – отношения связанные с самостоятельной реализацией гражданами и организациями своих прав и обязанностей в сфере государственного управления;

Виды управления : техническое (человек-техника); биологическое (человек-природа); социальное (человек-человек) –> публичное: государственное и муниципальное;

Государственное управление представляет собой деятельность государственного аппарата, которое основано на законе, имеет системный непрерывный характер и имеет своей целью повседневное руководство всеми сферами жизни общества.

Государственное управление рассматривается в узком и широком значении.

Основные характеристики ГУ в узком понимании:

1. ГУ представляет собой самостоятельный отличный от других вид государственной деятельности;

2. ГУ обладает непрерывным характером;

3. ГУ является прерогативой специальных субъектов;

4. ГУ управление имеет исполнительно-распорядительный характер;

5. ГУ основано на прямых и обратных связях;

11.09.2014

Тема: «Административно-правовой статус граждан».

Административно-правовой статус – это совокупность прав, обязанностей и свобод граждан, основанных на нормах административного права в сфере государственного права.

Административная правосубъектность – это способность гражданина быть носителем прав и обязанностей в сфере государственного управления и участвовать в административно-правовых отношениях.

Два вида правосубъектности:

Общая правосубъектность (общий административно-правовой статус) и специальная правосубъектность (специальный административно-правовой статус)

ОАПС – это совокупность прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления, которые являются общими и равными для всех граждан и необусловлены индивидуальными особенностями гражданина.

САПС – это совокупность прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления, которые определяются психологическими, физиологическими, социально-трудовыми и иными особенностями конкретного гражданина.

Виды специальных статусов:

1. Статус члена административного коллектива;

2. Статус субъектов административной опеки;

3. Статус лиц проживающих на территории со специальным административным режимом;

4. Статус субъектов лицензионно-разрешительной системы;

5. Миграционный статус;

6. Статус лиц выполняющие общественно-значимые функции;

7. Социально-трудовые статусы;

Виды прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления:

1. По порядку реализации:

Абсолютные и относительные;

Права, связанные с участие в управлении делами государства;

Права, связанные с государственным содействием;

Права, связанные с самозащитой граждан в сфере государственного управления;

Обязанности:

1. По порядку реализации:

Абсолютные и относительные;

Тема: «Государственная служба как институт административного права».

Государственная служба – это профессиональная, служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий:

РФ субъектов РФ

Лиц замещающие Лиц замещающие

государственные должности РФ государственные должности СРФ

государственных органов РФ государственных органов СРФ

Система государственной службы.

Система – это совокупность ее видов.

1. государственная гражданская служба (федеральная гражданская служба и государственная гражданская служба субъектов РФ);

2. военная служба (милитаризованной – военизированной; федеральная служба);

3. правоохранительная (милитаризованной – военизированной; федеральная служба);

Государственная гражданская служба – это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан, по обеспечению исполнения полномочий РФ и ее субъектов, лиц замещающих государственные должности и государственных органов. Гражданским служащим присваиваются классные чины и дипломатические ранги.

Военная служба – это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан в вооруженных силах других войсках и воинских формирований, в органах военного управления или в органах безопасности. Военнослужащим присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба – это вид государственной службы, который представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан в органах по обеспечению безопасности, правопорядка, защиты прав и свобод граждан. Правоохранительным служащим присваиваются специальные звания или классные чины.

Правовая основа государственной службы.

1. Общие – Конституция РФ (ст. 32); ФЗ от 27 мая 2003г. №58-ФЗ «О системе государственной службы РФ»;

2. Источники по отдельным видам государственной службы – ФЗ от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»; ФЗ от 27июля 2010г. №205 –ФЗ «Об особенностях прохождения государственной гражданской службы в системе министерства иностранных дел РФ»; ФЗ от 21 июля 1997г. №118-ФЗ «О судебных приставах»; ФЗ от 28 марта 1998г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; ФЗ от 27 мая 1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; ФЗ от 7 февраля 2011г. №3-ФЗ «О полиции»; закон РФ от 21 июля 1993г. №5473-1 «Об органах и учреждениях исполняющих наказания в виде лишения свободы»; Указ президента от 5 июня 2003г. №613 «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

3. Комплексные источники – ФЗ от 3 апреля 1995г. №40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»; ФЗ от 21 июля 1997г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах»; ФЗ от 17 января 1992г. №2202-1 «О прокуратуре РФ»; ФЗ от 27 июля 2004г. №79-ФЗ «О государственной службе российского казачества»;

Должность государственной службы.

Должность государственной службы – это организационно-правовая единица, которая связывает определенную структуру с лицом, замещающим эту должность.

Учреждаемые и замещаемые.

Учреждаемые закрепляются в официальных документах в которых фиксируется ее наименование и цель.

Замещаемые должности предполагают прием на эту должность физического лица определенным организационно-правовым способом (назначение, конкурс, выборы).

Все должности государственной службы вносятся в специальный реестр.

Сводный реестр государственный службы состоит из двух элементов: реестр должностей государственной службы (перечень должностей федеральной государственной гражданской службы; перечни типовых воинских должностей; перечни типовых должностей правоохранительной службы) и реестр государственный службы субъектов РФ (гражданская служба).

23.10.14

Тема: «Формы государственного управления».

Формы государственного управления – это внешне выраженная действием органа государственного управления, которая: во-первых, осуществляется в рамках его компетенции, во-вторых, направлена на реализацию функций государственного управления, в-третьих, вызывает определенные юридические последствия.

Формы государственного управления:

Формы реализации исполнительной власти; Формы внутреаппаратной работы;

Правовые; <- «Наличие и отсутствие прямых юридических последствий» -> Неправовые;

Наличие и отсутствие прямых юридических последствий:

1. Издание, изменение или отмена правовых норм;

2. Возникновение, изменение или прекращение правовых отношений;

Правовые формы:

1. Наличие прямых юридических последствий;

2. Четкая нормативная регламентация;

Неправовые формы:

1. Прямых юридических последствий не влекут;

2. Правовая регламентация возможна, но наиболее общим образом;

3. Имеют исключительно обеспечительный характер, то есть их цель создать условия и обеспечить возможность реализацию государственно-властных полномочий;

Виды неправовых форм:

1. Организационные действия;

2. Материально-технические действия;

Виды правовых форм:

1. по характеру выражения государственно-властных полномочий:

А) издание административно-правовых актов (правовой акт управления);

Б) заключение административно-правовых договоров (правовой акт управления);

В) совершение иных юридически значимых действий;

2. по юридическому содержанию:

А) нормотворческие;

Б) правоприменительные (позитивные; охранительные;);

3. по направленности управленческого воздействия:

А) внутренние;

Б) внешние;

4. по способу выражения:

А) словесные (устные; письменные;);

Б) конклюдентные;

Правовые акты управления:

Правовой акт управления – это основанная на законе, юридически властное волеизъявление органа государственного управления, направленная на возникновении, изменение или изменение административно-правовых отношений, либо на издание, изменение или отмену административно-правовых норм в целях реализации функций и полномочий исполнительной власти.

Классификация:

По юридическим свойствам:

1. нормативные акты (это акты подзаконного характера; по содержанию являются правоустановительными актами; рассчитаны на неопределенный круг случаев и субъектов;);

2. индивидуальные акты (являются актами правоисполнительными; имеют выраженный распорядительный характер; персонифицированные; рассчитаны на однократное применение; выступают в качестве юридических фактов, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений);

По времени:

1. постоянные (бессрочные);

2. временные;

3. срочные;

По территории действия:

1. федеральные;

2. субъектов РФ;

3. акты, действующие на территории нескольких субъектов федерации;

4. акты, действующие на территории муниципального образования;

5. локальные акты;

По способу принятия:

1. индивидуальные;

2. коллегиальные;

3. совместные;

По способу охраны:

1. акты, охраняемые мерами дисциплинарной ответственности;

2. акты, охраняемые мерами административной ответственности;

Признаки правовых актов управления:

1. признаки как формы государственного управления;

Правовой акт управления представляет собой управленческое решение, которое имеет установленную законом форму и вызывает определенные юридические последствия;

Правовой акт управления принимается полномочным субъектом в пределах его компетенции;

Правовой акт управления является средством внешнего выражения юридически властного волеизъявления полномочного субъекта;

Как правило правовой акт управления принимается в одностороннем порядке;

Правовой акт управления устанавливает административно-правовые нормы или регулирует конкретные отношения в сфере государственного управления;

2. признаки как одного из видов правовых актов;

Правой акт управления всегда имеет государственно-властный характер;

Правовой акт управления всегда имеет установленную юридическую силу, то есть его положения носят обычно императивный характер и требуют безусловного исполнения адресатами;

Как правило правовой акт управления имеет письменного официального документа;

Правовой акт управления издается всегда по установленным процедурам;

Правовой акт управлении может быть обжалован либо в судебном, либо в административном порядке;

Нормативные правовые акты управления:

Различают следующие наименования нормативных актов:

Указы и распоряжения Президента;

Постановления и распоряжения правительства;

Указы и распоряжения глав субъектов;

Постановления и распоряжения высших органов исполнительных органов власти субъектов;

Акты издаваемые органами исполнительной власти субъектов;

Акты издаваемые территориальными органами федеральных органов исполнительной власти;

Требования предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1. к юридическому содержанию:

А) соответствие действующему законодательству и актам вышестоящих органов;

Б) принятие в пределах компетенции;

В) акты должны быть обоснованны разграничением компетенции и полномочий между органами власти;

Г) акты должны быть юридически обоснованны;

2. требования технико-юридические:

А) соблюдение установленной формы выражения;

Б) последовательность структуры;

В) наличие обязательных реквизитов;

3. процессуальные требования:

Эти требования связаны с процедурой издания акта, которая включает следующие стадии:

1) подготовка проекта;

2) рассмотрение проекта и принятие акта;

3) государственная регистрация акта;

5) оспаривание;

Административный договор:

Административный договор – это соглашение, которое, во-первых, основано на административно-правовых нормах, во-вторых, выработан в публичном интересе, в-третьих, является результатом соглашения двух и более субъектов административного права, одним из которых всегда выступает субъект административной власти, в-четвертых, устанавливает, прекращает или изменяет взаимные права и обязанности права участников.

Виды административных договоров:

1. договоры или соглашения о делегировании полномочий;

2. договоры между органами исполнительной власти о взаимодействии и сотрудничестве в различных сферах государственного управления;

3. договоры между органами исполнительной власти и негосударственной организацией в сфере управления государственной собственностью и в сфере обеспечения государственных нужд;

4. договоры между органами исполнительной власти и физическими лицами, по поводу реализации их субъективных прав;

Основные характеристики административного договора:

1. АД – это один из видов публично-административного договора, который направлен на реализацию публичных интересов;

2. одна из сторон АД это всегда субъект исполнительной власти, который в этом договоре выступает исключительно в качестве носителя властно государственно полномочий;

3. правовая база АД это норма административного права;

4. органы исполнительной власти могут заключать АД исключительно в пределах своей компетенции и только в тех случаях, когда это напрямую предусмотрено нормативными актами;

5. содержание АД имеет исключительно организационно-управленческий характер. Предметом такого договора является совершение управленческих действий, в том числе делегирование полномочий, решение вопросов функциональной деятельности в определенной отрасли государственного управления, двух и более субъектов исполнительной власти, вопросы прохождения государственной службы;

6. АД обычно опосредует горизонтальные правоотношения, и предполагает добровольное согласование воль его участников, на основе формально юридического равенства сторон;

7. АД по своей юр природе выступает юридическим фактом и влечет исполнение, прекращение или изменение административно-правовых отношений;

8. АД всегда заключается в письменной форме и является официальным документом;

9. не исполнение или ненадлежащие исполнение АД влечет наступление ответственности по закону или по договору;

10. споры по АД разрешаются в судебном, внесудебном и досудебном порядке;

06.11.14

04.12.14

Тема: «Административная ответственность».

Субъекты:

Общие и специальные.

Специальные –

Специальные: ………………………должностные лица.

Должностные лица (ст. 2.4) – 1. Как?, 2. Функции, 3. Где?

1. постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют определенные функции

2. представителя власти, организационно-распорядительная, организационно-хозяйственная.

3. государственные органы, органы МСУ, государственные организации, муниципальные организации, вооруженные силы РФ.

К должностным лицам приравниваются, лица ком. и не ком. организаций выполняющие орган-распор и орган-хоз функции, ИП

Исключения: глава 7 (ст. 7.34) глава 15 (15.27) глава 16 () глава 18

Особые субъекты имеют привилегии и иммунитет.

Ст. 2.6 ч. 3 !

Правовая основа иммунитета иностранного гражданина, включает в себя 3 документа: Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963г., Конвенция о привилегиях и иммунитетах объединенных наций 1946г.

Круг субъектов обладающих иммунитетом:

1. Главы иностранных дипломатических представительств, в том числе, послы посланники и поверенные в делах;

2. Члены дипломатического персонала, в том числе, советники, торговые представители, военные атташе, секретари посольств;

3. Консульские представители;

Результатом правотворческой деятельности административного органа являются нормы права подзаконного характера, регулирующие отношения в административно-публичной сфере и содержащиеся в соответствующем издаваемом (принимаемом) им нормативном правовом акте.

2. Возникновение административных правоотношений на основе введенных в действие норм административного права . Это означает, что у участников таких отношений возникают административные права и обязанности. Например, на основе норм административного права, содержащихся в Кодексе РФ об административных правонарушениях , между физическим лицом , совершившим какое-либо административное правонарушение , и административным органом, уполномоченным рассмотреть дело об этом правонарушении, возникают соответствующее административное правоотношение и комплекс взаимных административных прав и административных обязанностей, связанных с привлечением правонарушителя к административной ответственности .

3. Реализация норм административного права . Эта стадия является завершающей. В процессе реализации административно-правовые нормы достигают своей цели - субъективные административные права и обязанности, возникшие у участников соответствующих административных правоотношений, воплощаются в их поведении, начинают реально действовать. Реализация норм административного права может осуществляться двумя способами:

  • посредством использования, исполнения и соблюдения содержащихся в них предписаний участниками соответствующих административных правоотношений (административными органами и их должностными лицами, физическими лицами и организациями);
  • посредством властного применения содержащихся в этих нормах предписаний административными органами, участвующими в административных правоотношениях, а также судами путем издания (принятия) ими индивидуальных правоприменительных актов или совершения юридически значимых действий.

Примерами первого способа реализации административно-правовых норм являются соблюдение участниками дорожного движения установленных правил во время движения по дороге, обращение гражданина в компетентный административный орган с жалобой на действия (бездействие) или решение нижестоящего административного органа.

В качестве примеров второго способа реализации норм административного права можно назвать административное задержание сотрудниками милиции лица, совершившего административное правонарушение, вынесение компетентным административным органом постановления о назначении физическому лицу административного наказания за совершенное им административное правонарушение.

На основании изложенного можно определить понятие механизма административно-правового регулирования.

Под механизмом административно-правового регулирования необходимо понимать взятую в единстве и в логическом взаимодействии систему административно-правовых средств, при помощи которых осуществляется юридическое воздействие на общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере, в целях их правового регулирования , правовой охраны и защиты.

В структуру механизма административно-правового регулирования входят следующие административно-правовые средства (элементы этого механизма):

  • нормы административного права;
  • акты толкования норм административного права;
  • административно-правовые отношения (административные правоотношения).

1. Норма административного права - это установленное государством или с его санкции иным публичным образованием общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения, возникающие в административно-публичной сфере, и действующее в отношении неопределенного круга субъектов этих отношений.

В целях правильной и единообразной реализации норм административного права необходимо их одинаковое понимание всеми субъектами возникающих на основе этих норм административных правоотношений. Чтобы обеспечить такое единообразие, нередко требуется толкование введенных в действие административно-правовых норм. В этой связи компетентными административными органами, а также судами издаются (принимаются) акты толкования норм административного права, которые являются следующим элементом механизма административно-правового регулирования.

2. Под актами толкования норм административного права понимаются правовые акты компетентных государственных органов, посредством которых осуществляется офипиальное разъяснение действительного содержания толкуемых норм административного права. Такими актами могут быть указы Президента и постановления Правительства РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ и другие официальные документы .

Различают нормативное и казуальное толкование административно-правовых норм.

Нормативное толкование норм административного права - это официальное разъяснение содержания этих норм, которое обязательно для все субъектов, реализующих и применяющих их предписания. Примером акта нормативного толкования является Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 марта 2005 г. № 5, в котором дается нормативное толкование таких используемых в административном праве понятий, как «малозначительность административного правонарушения», «длящееся административное правонарушение», «административное расследование» и др.

Казуальное толкование норм административного права дается в связи с рассмотрением административным органом или судом индивидуального юридического (административного) дела. Примерами актов казуального толкования административно-правовых норм являются, в частности, постановления федеральных арбитражных судов округов по конкретным делам об административных правонарушениях , содержащие толкование спорных вопросов применения норм Кодекса РФ об административных правонарушениях.

С учетом толкования конкретные нормы административного права реализуются субъектами административного права в рамках конкретных административных правоотношений, возникающих при наличии определенных оснований (юридических фактов). Юридические факты, влекущие возникновение административных правоотношений, являются следующим элементом механизма административно-правового регулирования.

3. Юридические факты применительно к механизму административно-правового регулирования представляют собой такие жизненные обстоятельства, с наступлением которых нормы административного права связывают возникновение, изменение или прекращение соответствующих правоотношений в административно-публичной сфере (административных правоотношений).

В качестве юридических фактов, предусмотренных нормами административного права и влекущих возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений, могут выступать:

  1. действия физических лип и организаций (например, подача заявления или жалобы в административный орган, совершение административного правонарушения и т.п.);
  2. властные действия административных органов (например, государственная регистрация транспортного средства, составление протокола об административном правонарушении и т.д.);
  3. издание (принятие) административными органами правовых актов, т.е. властных решений, облеченных в официально-документальную форму (решений, постановлений, приказов, распоряжений и т.п.), направленных на применение норм административного права в отношении индивидуально определенных субъектов (физических лип и организаций) (например, приказа о приеме гражданина на государственную службу , постановления о назначении липу административного наказания и т.п.);
  4. наступление не зависящего от воли субъектов административного права события (например, смерть государственного служащего , истечение срока давности привлечения липа к административной ответственности и т.д.).

Наступление указанных юридических фактов влечет возникновение, изменение или прекращение соответствующих административно-правовых отношений (административных правоотношений), которые являются последним элементом механизма административно-правового регулирования.

4. Административно-правовые отношения - это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся и развивающиеся в административно-публичной сфере.

Они являются результатом административно-правового воздействия на общественные отношения. В административно-правовом отношении индивидуализируются положения определенной нормы административного права. Например, в ходе применения органами внутренних дел в отношении индивидуально определенных физических и юридических лиц норм Кодекса РФ об административных правонарушениях возникают административные правоотношения по привлечению данных лиц к административной ответственности.

Реализация норм административного права в рамках возникающих на их основе административных правоотношений порождает административный правопорядок , который представляет собой возникающее в результате реального действия норм административного права и постоянно поддерживаемое состояние нормативной упорядоченности совокупности общественных отношений, формирующихся в административно-публичной сфере.

Общий административный правопорядок, т.е. правопорядок, охватывающий всю совокупность общественных отношений, возникающих в административно-публичной сфере, включает в себя специальные виды административного правопорядка, характеризующие состояние нормативной упорядоченности отдельных частей административно-публичной сферы. Например, в соответствии с системой особенной части административного права могут быть выделены административные правопорядки в сфере экономики , финансов , в социально-культурной сфере и т.д.

Методы административного регулирования - это такие методы, которые направлены на позитивное регулирование общественных отношений посредством предоставления индивидуальным субъектам и организациям определенных субъективных прав (правового статуса) или оказания им содействия в приобретении этих прав (правового статуса), согласования законных интересов этих лиц, возложения на этих лиц определенных субъективных обязанностей или оказания им содействия в исполнении этих обязанностей либо применения к ним мер публичного поощрения (стимулирования).

Методы административного регулирования характеризуются следующими основными особенностями:

  • заключаются в оказании регулирующего, организующего воздействия на поведение субъектов отношений, возникающих в административно-публичной сфере;
  • реализуются посредством применения административными органами регулятивных, а не охранительных способов воздействия на поведение субъектов соответствующих отношений;
  • их применение позволяет реализовать на практике действие материальных регулятивных норм административного и других отраслей права .

К числу методов административного регулирования можно отнести:

  • предоставление индивидуальным субъектам и организациям субъективных юридических прав (правового статуса);
  • возложение на индивидуальных субъектов и организации субъективных юридических обязанностей;
  • оказание содействия индивидуальным субъектам и организациям в реализации предоставленных им субъективных юридических прав и в исполнении возложенных на них субъективных юридических обязанностей;
  • официальное подтверждение (удостоверение) принадлежащих индивидуальным субъектам и организациям субъективных юридических прав (правового статуса), иных фактов, имеющих для них юридическое значение;
  • поощрение (стимулирование) индивидуальных субъектов и организаций, активно участвующих в решении задач социально-экономического развития государства .

Рассмотрим подробнее каждый из названных выше методов ад-министративного регулирования.

Предоставление индивидуальным субъектам и организациям субъективных юридических прав (правового статуса) . Данный метод применяется в тех случаях, когда в соответствии с действующим законодательством возникновение у субъекта того или иного субъективного юридического права (правового статуса) возможно только посредством властного вмешательства соответствующего административного органа.

Оказание содействия индивидуальным субъектам и организациям в реализации предоставленных им субъективных юридических прав и в исполнении возложенных на них субъективных юридических обязанностей . Сущность данного метода заключается в том, что соответствующий административный орган в пределах своей компетенции оказывает в предусмотренных законодательством правовых формах содействие физическим лицам и организациям в реализации принадлежащих им субъективных юридических прав и в исполнении возложенных на них субъективных публичных юридических обязанностей. Данный метод может осуществляться посредством следующих способов.

1. Предоставление заинтересованным физическим лицам и организациям официальной письменной информации, необходимой для реализации принадлежащих им субъективных прав и исполнения возложенных на них субъективных публичных юридических обязанностей. Такую информацию обязаны, в частности, предоставлять налоговые органы, органы по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

2. Ведение в административных органах приема физических лиц и представителей организаций с целью консультирования их по возникающим у них вопросам и оказания иной помощи в реализации субъективных прав заявителей. Такой постоянный прием физических лиц и представителей юридических лиц организован во многих административных органах. Некоторыми федеральными органами исполнительной власти , например, МВД России и ФСБ России, утверждены инструкции по организации приема граждан и рассмотрению их обращений в этих органах.

Официальное подтверждение (удостоверение) принадлежащих физическим лицам и организациям субъективных прав (правового статуса), иных фактов, имеющих для них юридическое значение . Сущность данного метода административного регулирования заключается в том, что компетентный административный орган официально подтверждает (удостоверяет) наличие у конкретного физического лица или конкретной организации того или иного субъективного юридического права (правового статуса) или наличие иного юридического факта , который имеет значение для реализации этим лицом при-надлежащих ему субъективных юридических прав или возложенных на него субъективных юридических обязанностей.

Рассматриваемый метод реализуется в практической административно-публичной деятельности посредством следующих способов.

1. Осуществление компетентными административными органами государственной регистрации субъективных юридических прав (правового статуса), иных юридических фактов или каких-либо специальных объектов. Государственная регистрация прав (правового статуса), иных объектов или юридических фактов осуществляется только в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством РФ. В частности, в соответствии с действующим законодательством обязательной государственной регистрации подлежат юридические лица, индивидуальные предприниматели , акты гражданского со-стояния, транспортные средства, огнестрельное оружие, товарные знаки и знаки обслуживания.

Юридически государственная регистрация права, юридического факта или иного объекта оформляется посредством внесения соответствующей записи в специальный реестр или в иной регистрационно-учетный документ, который ведется регистрирующим органом. На основании этой записи заинтересованному в регистрации физическому или юридическому лицу выдается соответствующее свидетельство о государственной регистрации права (правового статуса), юридического факта или иного объекта.

2. Осуществление компетентными административными органами сертификации продукции, работ и услуг . В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании» под сертификацией понимается форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. В соответствии с названным Федеральным законом сертификация продукции, работ, услуг и иных объектов осуществляется физическими и юридическими лицами добровольно, а в случаях, предусмотренных соответствующими техническими регламентами, - в обязательном порядке. Например, в обязательном порядке должна осуществляться сертификация технических средств и услуг связи и информатизации, лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, древесины, отпускаемой на корню, и второстепенных лесных ресурсов , гражданских воздушных судов.

Сертификация осуществляется органами по сертификации, в качестве которых могут выступать юридические лица или индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации. Факт подтверждения соответствия продукции, работ, услуг и иных объектов требо-ваниям, установленным техническими регламентами, стандартами и условиями договоров, удостоверяется выдаваемым физическому или юридическому лицу сертификатом соответствия.

Глава 4 Федерального закона «О техническом регулировании» достаточно полно и четко определяет цели, принципы и формы сертификации и общие требования к ее проведению.

3. Осуществление компетентными административными органами государственной аккредитации физических лиц и организаций. Государственная аккредитация - это официальное удостоверение факта соответствия физического лица или организации установленным законодательством обязательным требованиям, предъявляемым к производству и реализации отдельных видов продукции, выполнению определенных видов работ и оказанию отдельных видов услуг. Физическое или юридическое лицо, аккредитованное соответствующим административным органом, признается правомочным выполнять определенные работы, оказывать определенные услуги, производить или реализовывать определенные виды товаров.

В соответствии с действующим законодательством РФ обязательной государственной аккредитации, в частности, подлежат организации, осуществляющие поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания, физические и юридические лица, проводящие работы по испытаниям, измерениям, анализу, контролю , подтверждению соответствия и другим видам оценки соответствия, высшие учебные заведения, физические и юридические лица, осуществляющие деятельность по определению посевных качеств семян сельскохозяйственных растений.

4. Проведение компетентными административными органами го-сударственной экспертизы на предмет установления или подтверждения тех или иных юридических фактов, имеющих значение для возникновения и реализации субъективных юридических прав физических лиц и организаций. В случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ, для решения вопроса о предоставлении или подтверждении некоторых субъективных юридических прав физических и юридических лиц необходимо проведение соответствующей экспертизы.

Положительное заключение (акт) экспертизы является в указанных случаях необходимым основанием для предоставления лицу соответствующего субъективного юридического права или подтверждения ранее предоставленного ему в установленном порядке субъективного права. В частности, проведение соответствующей экспертизы необходимо для определения степени утраты физическим лицом профессиональной трудоспособности и предоставления ему права на пенсионное обеспечение по инвалидности, для определения соответствия хозяйственной и иной деятельности физических и юридических лиц установленным требованиям экологической безопасности и возможности осуществления ими такой деятельности, для определения соответствия объектов установленным требованиям промышленной или санитарной безопасности и возможности эксплуатации таких объектов.

5. Установление или подтверждение иным способом определенных юридических фактов, имеющих значение для возникновения или реализации субъективных юридических прав этих индивидуальных субъектов и организаций. В частности, в соответствии с действующим законодательством РФ компетентные административные органы вправе устанавливать факты открытия месторождений полезных ископаемых пользователями недр, производившими работы по геологическому изучению недр, факты аварийности жилых помещений (домов), факт признания товарного знака общеизвестным, факт наличия у физического лица психического расстройства.

Стимулирование (поощрение) физических лиц и организаций, активно участвующих в решении задач социально-экономического развития государства . Сущность данного метода административно-правового регулирования заключается в официальном стимулировании (поощрении) от имени государства или муниципального образования физических лиц и организаций, активно участвующих в решении актуальных задач социально-экономического развития государства, а также нуждающихся в организационно-правовой поддержке публичной власти. Рассматриваемый метод реализуется соответствующими административными органами посредством следующих способов.

1. Награждение физических лиц и организаций от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования государственными или муниципальными наградами, денежными премиями, ценными подарками, нагрудными знаками, почетными дипломами.

2. Предоставление физическим лицам и организациям предусмотренных действующим законодательством РФ льгот, государственных и муниципальных гарантий, реализация которых позволяет этим лицам повысить качество и эффективность своей деятельности не только в собственных интересах, но и в интересах государства и общества . Проявление данного способа регулирования заключается, в частности, в предоставлении физическим и юридическим лицам льгот по налогам и сборам, льгот при поступлении в высшие учебные заведения, гарантий и компенсаций отдельным категориям работников, обусловленных особенностями их трудовой и служебной деятельности.

Loading...Loading...