Достоевского. "Преступление и наказание": проблематика

Тяжёлый роман и много смыслов, характеры и борьба... И во имя чего? Чему нас учит данное произведение. Христианству? Пути возрождения? Равенству каждой живой твари и неприемлемости насилия? Знаете, а я ведь не соглашусь с этим. Как-то слишком это всё красиво и хрестоматийно. Может, даже напоминает детский кукольный театр с добрым дядей, улыбающимся и учащим добру. А что-то есть иное? Безусловно. Извольте. В чём основная идея? Что затрагивает каждого персонажа? Грех и возрождение или гибель? Безусловно. Только зачем нужен этот путь? А чтобы в зеркале каждого образа отразить одну старую, но всё такую же злободневную поговорку: "Не зная брода, не лезь в воду". Да, именно эта. Даже не "Не буди лихо, пока оно тихо", хоть они и синонимичны. А теперь проследим в жизни персонажей эту истину. Раскольников. Родион Романович, Родька, бывший студент, убийца... И была у него презанимательная теория: великий человек (что может двинуть человечество вперёд, "новое слово сказать") может ради своей цели препятствия устранять. Наполеона как пример использовал. Действительно. А почему нет? Почему ради Франции и империи было не отправить на гильотину неугодных? Вполне. Работает теория? Работает. Только вот... Куда автор теории полез? С чего вдруг барин стал топором размахивать? Старуха мешала слово сказать? Да ори, сколько влезет! Да и было ли ещё "новое слово" после теории? Не было. Ничего не было. А Раскольников полез проверять, тварь дрожащая он или право имеет. Полез напролом, ни о чём не думая. Значит, права-то и не имел... За что и поплатился. Катерина Ивановна и её муж Мармеладов. У них есть желания, они предпринимают даже какие-то действия... шагают в воду... и тонут. В крови - чахотка и копыта лошади их добьют. Потому что желания и цель - вещи разные. Слишком разные, чтобы дать путь, тот самый брод. Недалеко от старших Мармеладовых ушёл и Свидригайлов. У него было не только желание, он мог бы похвастаться и целью. Только вот... не было его пути завершения, герой утопал в глине... А затем и вовсе почувствовал, что его брод уходит в никуда. Вернуться, пока есть почва? Остаться промокшим, но так ничего и не достигшим? Нет, он выбирает другое - утонуть. "Отправиться в Америку". А точнее - застрелиться. Соня Мармеладова. Девушка знала, куда идёт и на что. Знала и терпела, погружаясь по самое горло и выплывая. Потому что видела цель и знала, как сохранить себя в дороге. Не утонула в разврате, не потеряла веру, так ещё и мятежному Родиону указала путь. Да что указала... взяла за руку и повела... А что на противоположном полюсе от Раскольникова? А там Порфирий Петрович. Почему? Вот всё знает, всё просчитывает, по единой чёрточке всю картину видит. Видит и... остаётся почти недвижим. Сбор улик, помещение подозреваемого в острог? Нет... он выжидает и тем не менее ведёт Раскольникова к признанию. Ни одного лишнего движения. Только он и цель. Не стоит быть ханжами, не стоит переписывать страницы учебников, не стоит думать штампами. Стоит думать. И действовать. Удачи.

>Сочинения по произведению Преступление и наказание

Мораль

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», в первую очередь, философского содержания. Писатель работал над ним в 1860-х гг., когда в стране проходила капитальная перестройка социальных отношений. Это был переход к капиталистическому строю, в котором все покупалось и продавалось только за деньги. Некоторые герои Достоевского неплохо вписались в этот строй и пытались занять достойную нишу в нем, например, Лужин , Свидригайлов . Однако главным героем автор сделал не их, а Раскольникова Родиона Романовича - молодого студента, еле сводившего концы с концами.

Сам Достоевский провел некоторое время в каторге и знал, что большинство преступлений совершаются на социальной почве. По этой причине он нашел подходящие причины и мотивы для преступления, которое совершил его герой. В первую очередь, Раскольников искал в своем поступке нечто благородное. Убив злосчастную процентщицу , он хотел освободить общество от очередного зла. Сам он жил в комнате-коморке, которая наводила на него только мрачные мысли. Мучаясь оттого, что он не может заработать себе на жизнь честным способом, и не может ничем помочь матери с сестрой, он решается на такой отчаянный шаг.

Но кто он Раскольников - преступник или святой? По его теории все люди подразделялись на несколько разновидностей людей. Одни были простыми смертными, не способным на важные решения, меняющие ход истории. Другие были людьми «высшей» касты. Они меняли действительность. Только они могли внести что-то хорошее или плохое в этот мир. Для себя он решил, что хотел бы вершить судьбы, то есть относиться ко второй категории людей. С точки зрения христианства Раскольников грешен, но не только потому что он совершает убийство, а потому что он не любит людей.

Подробно исследуя теорию своего героя, автор опровергает ее. Он заставляет его по-новому взглянуть на мир, покаяться и принять смирение сердца. По его мнению, гордость ума и бунтарство ведет только к плохим последствиям. В конце произведения мы видим, что герой смог узреть истинный путь в себе самом. Он смог стать ближе к Богу и постичь истину бытия, стать добрее, мудрее и понятливее.

Жизнь русского народа в прошлом была мучительно тяжелой. «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех… муках людских… Этот человек — Достоевский «, — писал М. Горький. «Преступление и наказание » — самый значительный и совершенный роман писателя, в котором с особенной силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского, его острая боль за поруганного и униженного человека, обреченного строем капиталистического общества на одиночество и страдание.

В письме к издателю

Журнала, в котором хотел поместить свой роман Достоевский, писатель излагает подробную программу своего произведения, его главную идею: «Главный мотив преступления Раскольникова рассматривается так: молодой человек, поддавшись «недоконченным» идеям, решил убить старуху, ненужную и злую, чтобы сделать счастливыми своих родных и самому выбиться из нищеты. Ему удается преступление, но после него развертывается весь психологический процесс преступления… он доносит на себя, закон правды и человеческая природа взяли свое, убили убеждения… в моей повести есть, кроме того, намек, что налагаемое юридическое наказание меньше устрашает преступника… отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

Достоевский в «Преступлении и наказании» разоблачил и осудил буржуазный индивидуализм, показал несостоятельность анархического бунта, но сделал это с позиций, чуждых передовой революционной теории. От революционной борьбы за коренное изменение общественного устройства писатель уходит в область моральных исканий, а острые социальные конфликты переносит в сферу отвлеченных этических представлений. В романе поставлены те социальные и этические проблемы, которые Достоевский неоднократно развивал в своих произведениях на протяжении всей жизни. Это вопросы о праве человека на бунт, на восстание против существующего положения вещей, о возможности революционного изменения действительности и гармоничного устройства мира, социально-этическая проблема нравственного перевоспитания человека путем религиозного смирения и страдания. Носитель «бунта», отрицания существующего порядка — Раскольников. Он при всей непоследовательности своих идей и взглядов решительно вступает на путь протеста и борьбы за поруганное человеческое достоинство, не может примириться с несправедливостью и фальшью окружающего общества, основанного на циничном презрении к человеку, на корысти и эксплуатации человека человеком.

В основе романа лежит конфликт, внешне имеющий детективный характер. Через него Достоевский раскрывает идею огромного социально-философского значения: о теоретической возможности совершения преступления ради высоких целей и корректировке жизнью этой теории. Жизнь не допускала таких теорий. Основная проблема романа — проблема права на кровь. С ней тесно связана и другая важная проблема — проблема униженных и оскорбленных, которая раскрывается в истории семьи Мармеладовых. Крайнее отчаяние этих людей запечатлено в горьких словах: «Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?» Задавлен бедностью и сам Раскольников. Описание его одежды, жилища дает возможность представить жизнь бедного студента. Зарисовки площадей, Сенной площади, описания доходных домов, трактиров, вонючих улиц создают картины бедствия и страданий городских низов. Именно эта часть Петербурга, в которой было совершено преступление Расколь-никова, получила название Петербурга Достоевского.

Герой романа — талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников (семья Мармеладова) и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам (Лужин). Писатель беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость преступного в своей основе собственнического общества. Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» хищной старухи-ростовщицы и отказывают в праве на существование молодому даровитому студенту. Развратник и преступник Свидригайлов может безнаказанно совершать насилие над беззащитными людьми, потому что он помещик и богач, а честная и чистая девушка Соня Мармеладова должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы ее семья не умерла от голода. Важнейшим вопросом, который освещает Достоевский, является значение христианской морали в жизни каждого человека и всего народа. Время действия романа — время коренных реформ (отмена крепостного права).

Люди в стремительно изменяющейся жизни искали четкие духовные ориентиры. Молодые, образованные люди не хотели жить по-старому и искали свой путь в духовной жизни, распространяя идеи нигилизма и атеизма. Новые идеи конфликтовали с христианскими догмами, с заповедями, определяющими нравственное поведение человека. Взгляд Лужина на христианство неприемлем. Его главная цель — достичь успеха и славы любой ценой, он любит одного себя, нарушая христианскую заповедь, он эгоистично переступает через людей без малейших угрызений совести. У Мармеладова совершенно не было силы воли, он всячески оправдывал свои действия, не менялся сам и не пытался что-нибудь изменить, потому что был уверен во всепрощении Бога. Раскольников был воспитан в христианской среде, но в Петербурге христианство не отвечает его духовным потребностям, что оно уравнивает всех перед Богом. После убийства Раскольников вновь обращается к христианству. В этом ему помогла (Соня Мармаладова которая верила в Бога и поэтому жила в гармонии с собой. Ее пора, в отличие от веры Мармеладова, была активной и помогла ей корежить все превратности судьбы, унижения и обиды. Чувство любви к Соне заставляет Раскольникова попытаться принять ее взгляды.

Сочинения по темам:

  1. В 1865 году Ф. М. Достоевский начинает работу над романом «Преступление и наказание» и заканчивает свой труд в 1866 году....

Жизнь русского народа в прошлом была мучительно тяжелой. «Должен был явиться человек, который воплотил бы в своей душе память о всех… муках людских… Этот человек - », - писал . « » - самый значительный и совершенный роман писателя, в котором с особенной силой выразилось протестующее и гуманное начало творчества Достоевского, его острая боль за поруганного и униженного человека, обреченного строем капиталистического общества на одиночество и страдание.

В письме к издателю журнала, в котором хотел поместить свой роман Достоевский, писатель излагает подробную программу своего произведения, его главную идею: «Главный мотив преступления рассматривается так: молодой человек, поддавшись «недоконченным» идеям, решил убить старуху, ненужную и злую, чтобы сделать счастливыми своих родных и самому выбиться из нищеты. Ему удается преступление, но после него развертывается весь психологический процесс преступления… он доносит на себя, закон правды и человеческая природа взяли свое, убили убеждения… в моей повести есть, кроме того, намек, что налагаемое юридическое наказание меньше устрашает преступника… отчасти потому, что он и сам его нравственно требует».

Достоевский в «Преступлении и наказании» разоблачил и осудил буржуазный индивидуализм, показал несостоятельность анархического бунта, но сделал это с позиций, чуждых передовой революционной теории. От революционной борьбы за коренное изменение общественного устройства писатель уходит в область моральных исканий, а острые социальные конфликты переносит в сферу отвлеченных этических представлений. В романе поставлены те социальные и этические проблемы, которые Достоевский неоднократно развивал в своих произведениях на протяжении всей жизни. Это вопросы о праве человека на бунт, на восстание против существующего положения вещей, о возможности революционного изменения действительности и гармоничного устройства мира, социально-этическая проблема нравственного перевоспитания человека путем религиозного смирения и страдания. Носитель «бунта», отрицания существующего порядка - . Он при всей непоследовательности своих идей и взглядов решительно вступает на путь протеста и борьбы за поруганное человеческое достоинство, не может примириться с несправедливостью и фальшью окружающего общества, основанного на циничном презрении к человеку, на корысти и эксплуатации человека человеком.

В основе романа лежит конфликт, внешне имеющий детективный характер. Через него Достоевский раскрывает идею огромного социально-философского значения: о теоретической возможности совершения преступления ради высоких целей и корректировке жизнью этой теории. Жизнь не допускала таких теорий. Основная проблема романа - проблема права на кровь. С ней тесно связана и другая важная проблема - проблема униженных и оскорбленных, которая раскрывается в истории семьи Мармеладовых. Крайнее отчаяние этих людей запечатлено в горьких словах: «Понимаете ли вы, что значит, когда уже некуда больше идти?» Задавлен бедностью и сам Раскольников. Описание его одежды, жилища дает возможность представить жизнь бедного студента. Зарисовки площадей, Сенной площади, описания доходных домов, трактиров, вонючих улиц создают картины бедствия и страданий городских низов. Именно эта часть Петербурга, в которой было совершено преступление Расколь-никова, получила название Петербурга Достоевского.

Герой романа - талантливый, гордый, мыслящий человек, поставлен лицом к лицу со всей несправедливостью и грязью тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекают на страдания и гибель честных и благородных людей, неимущих тружеников (семья Мармеладова) и дают богатство и власть преуспевающим циничным дельцам (Лужин). Писатель беспощадно обнажает эти вопиющие социальные противоречия, показывает несправедливость преступного в своей основе собственнического общества. Закон и мораль охраняют жизнь и «священную собственность» хищной старухи-ростовщицы и отказывают в праве на существование молодому даровитому студенту. Развратник и преступник может безнаказанно совершать насилие над беззащитными людьми, потому что он помещик и богач, а честная и чистая девушка должна продавать себя, губить свою молодость и честь, чтобы ее семья не умерла от голода. Важнейшим вопросом, который освещает Достоевский, является значение христианской морали в жизни каждого человека и всего народа. Время действия романа - время коренных реформ (отмена крепостного права).

Люди в стремительно изменяющейся жизни искали четкие духовные ориентиры. Молодые, образованные люди не хотели жить по-старому и искали свой путь в духовной жизни, распространяя идеи нигилизма и атеизма. Новые идеи конфликтовали с христианскими догмами, с заповедями, определяющими нравственное поведение человека. Взгляд на христианство неприемлем. Его главная цель - достичь успеха и славы любой ценой, он любит одного себя, нарушая христианскую заповедь, он эгоистично переступает через людей без малейших угрызений совести. У Мармеладова совершенно не было силы воли, он всячески оправдывал свои действия, не менялся сам и не пытался что-нибудь изменить, потому что был уверен во всепрощении Бога. Раскольников был воспитан в христианской среде, но в Петербурге христианство не отвечает его духовным потребностям, что оно уравнивает всех перед Богом. После убийства Раскольников вновь обращается к христианству. В этом ему помогла (Соня Мармаладова которая верила в Бога и поэтому жила в гармонии с собой. Ее пора, в отличие от веры Мармеладова, была активной и помогла ей корежить все превратности судьбы, унижения и обиды. Чувство любви к Соне заставляет Раскольникова попытаться принять ее взгляды.

Непомерные страдания бедняков, обреченных на нищету, унижение, проституцию, гибель, Достоевский передал в своем романе с таким горячим, взволнованным сочувствием, с такой силой жизненной правды, с такой гневной ненавистью в адрес их палачей, хозяев жизни, виновных в страданиях простых людей, что роман стал безжалостным, суровым приговором обществу, основанному на эксплуатации, толкающему человека на путь преступления, порока и гибели.

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Нравственность в романе «Преступление и наказание» .

В свой роман “Преступление и наказание” Достоевский вложил гуманистическую идею. В этом произведении особо тревожно проглядывают глубокие нравственные проблемы, волновавшие писателя. Достоевский затронул важные социальные вопросы того времени. Впрочем, нельзя утверждать, что и в нашем теперешнем обществе нет таких же остро стоящих социальных проблем. Автора беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. А это приводит впоследствии к выраженному праву власти одного

Над другим.
Поэтому для Достоевского является губительным общество, в котором деньги представляют высшую ценность.
Общество сыграло немаловажную роль и в судьбе Родиона Раскольникова. Решиться на убийство может отнюдь не каждый, а лишь тот, кто, несомненно, уверен в необходимости и непогрешимости данного злодеяния. А Раскольников действительно был уверен в этом.
Мысль о том, что он может помочь таким же, как и он сам – “униженным и оскорбленным”, – не только побуждала его и придавала ему силы, но и утверждала его как личность, давала почувствовать свою значимость. Но теории Раскольникова, по которой одни, то есть необыкновенные, имеют право над другими, то есть обыкновенными, людьми, не суждено было воплотиться в реальность, так как это противоречит логике жизни. Именно по этой причине страдает и мучается Родион Раскольников. Он осознал, что его теория провалилась, что он ничтожество, потому и называет себя подлецом. Достоевского волновало более всего преступление против нравственных законов, нежели юридических. Равнодушие Раскольникова к людям, вражда, отсутствие любви и самоубийство человека охарактеризовано писателем как “убийство” самого себя, уничтожение своих нравственных принципов, а грех убийства старухи-процентщицы и Лизаветы для Достоевского вторичен. Убийства, совершенные Раскольниковым, привели к полной опустошенности его души. Достоевский понимает, что “спасти” Раскольникова способен лишь человек, который умеет страдать и чья нравственность выше его собственной. В романе “Преступление и наказание” таким проводником – спасителем души человеческой – является Сонечка Мармеладова. Она единственная смогла заполнить пустоту, в которой жил Раскольников после убийства. В романе она предстает перед нами чистой, невинной девушкой: “Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом”. Соня не отличалась особой красотой. И для Достоевского это не имеет никакого значения. А вот глаза Сони, кроткие и милые, говорили много прекрасного о ее душе: “… голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение ее лица становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней”. Безропотная, беззащитная Сонечка Мармеладова взвалила на свои плечи непосильную работу. Голод и нищета заставили Соню пойти на позорное унижение. Видя, как страдает Катерина Ивановна, Соня не могла остаться равнодушной. Все свои деньги Сонечка без жадности отдавала отцу и своей мачехе – Катерине Ивановне. Она относилась к ней как к своей родной матери, любила ее, ни в чем не перечила. В Соне Достоевский воплотил лучшие черты человеческого характера: искренность, чистоту чувств, нежность, доброту, понимание, постоянство. Соня – “существо приниженное”, и оттого ее невыносимо жаль. Другие, более властные, чем она, позволили себе издеваться, насмехаться и унижать ее, видя всю невинность и непорочную чистоту. “Приниженной” Сонечка стала из-за общества, в котором живет, из-за людей, что постоянно ее обижали, без стыда и совести обвиняли. Среди всех персонажей романа не найдется более искренней и доброй души, чем Соня. Лишь презрение можно испытывать к таким, как Лужин, осмелившимся безвинно обвинить ни в чем не виновное существо. Но более всего в Соне прекрасно ее желание всем помочь, ее готовность отстрадать за других. Глубже всех она понимает Раскольникова, когда узнает о его преступлении. Она страдает за него, переживает. Эта богатая душа, богатая любовью и пониманием, помогла Раскольникову. Казалось, Раскольников вот-вот “погибнет” во мраке тьмы, бед и страданий, но вот появляется Соня. Эта сильная (по своей вере) девушка оказалась способною помочь, поддержать больше, чем кто бы то ни был. Когда Раскольников идет признаваться в совершенном преступлении, Сонечка одевает свой зеленый платок – символ страдания. Она готова отстрадать даже за преступление Раскольникова. Таким человеком можно лишь восхищаться! При первом знакомстве с Соней в лице ее мы видим столько запуганности, что кажется невозможным представить эту девушку другой. А это оказывается возможным. Достоевский внимание уделял не ее (кажущейся слабой) внешности, а ее волевой, сильной душе. Эта девушка спасла своей любовью, своей добротой и преданностью от “уничтожения” нашего героя. Сонечка – это как “луч света” в мире тьмы и разочарований, надежда на лучшее будущее, это вера, надежда и любовь. Долгий, страдальческий путь прошла Сонечка Мармеладова: от унижений до уважения. Непременно она достойна счастья. После заключения Раскольникова Соня не предалась страху разлуки с ним. Она должна пройти до конца вместе с Раскольниковым все его испытания, лишения, радости и вместе с ним должна добиться счастья. В этом и заключается смысл любви. В остроге, равнодушная ко всему, душа Раскольникова мало-помалу привыкала
к заботе, любви и ласке Сонечки. Черствое сердце постепенно, день ото дня открывалось и смягчалось. Миссию свою Соня выполнила: в душе Раскольникова зародилось новое, неизведанное чувство – чувство любви. Наконец они оба обрели счастье. Пробудившаяся любовь в душе Раскольникова привела его к раскаянию в содеянном преступлении, к появлению нравственности.
Ф. М. Достоевский, вводя образ Сонечки Мармеладовой, хотел сказать, что нравственность должна жить в душе каждого человека, как живет она в Соне. Необходимо ее сохранить, несмотря на все беды и лишения, чего не сделал Раскольников. Человек, не сохранивший нравственности, не имеет права называть себя человеком. Поэтому справедливо сказать, что Соня Мармеладова – “чистый свет высокой нравственной идеи”.

Ви зараз читаєте: Нравственные проблемы в романе “Преступление и наказание”

Loading...Loading...