Есть два вида классификации: деление общего и разделение целого. Есть два вида классификации: деление общего и разделение целого Контрольные вопросы и задания

Определение - очень эффективный инструмент в руках исследователя. Он позволяет получить представление о содержании понятия, т. е. раскрывает его. Неоспоримо, что определение понятий - один из важнейших логических приемов. Однако применение определения не дает всей полноты информации об исследуемом понятии, ведь, кроме содержания, любое понятие обладает также объемом.

Деление - это логическая операция, с помощью которой объем понятия, именуемый множеством, расчленяется на ряд подмножеств. С помощью этой операции раскрывается объем понятия, тогда как определение раскрывает его содержание.

Операция деления содержит ряд понятий: разделяемое понятие, члены деления, основание деления. Как видно из названия, делимое понятие - это то понятие, объем которого необходимо раскрыть. Члены деления составляют объем делимого понятия, но при этом отграничены друг от друга. Это виды, на которые делится объем понятия. Основание деления - это признак, по которому производится деление. Присутствие основания деления не обязательно.

Говоря о совершении операции деления, мы имеем в виду разбиение объема понятия, подвергаемого делению (родового понятия), на всю совокупность содержащихся в нем видов. Разделяемое понятие рассматривается как род по отношению к элементам его объема, относящимся к данному понятию как виды.

Деление позволяет понять принадлежность определенного вида к тому или иному роду, поставить несколько видов в один ряд, исходя из различных оснований, в том числе родовой принадлежности. Все это способствует как более эффективному познанию различного рода информации, так и правильному ее закреплению.

2. Правила деления понятий

Деление представляет собой процесс важный и зачастую непростой. В результате далеко не всегда этот процесс приводит к верному результату. Бывает, что последний содержит ошибочно добавленный не в свой класс элемент. Все это может приводить к путанице, неразберихе, что лишает деление четкости, присущей любому важному инструменту науки. Из сказанного видно, что необходимым является установление правил, обязательных к применению в процессе логического приема «деление». Такие правила существуют, их четыре, и они эффективно способствуют устранению логических ошибок в процессе деления.

Непрерывность деления. Основным в процессе деления, с точки зрения данного правила, является последовательность. Это означает, что при разбиении на виды объема делимого (родового) понятия необходимо постепенно переходить от одного вида, раскрытого последним, к последующему, расположенному ближе всех остальных. Недопустимо при этом переходить от раскрытия видов одного порядка к видам, относящимся к другому порядку. Такое деление приводит к ошибкам, пропускам некоторых видов. Оно лишено последовательности. В этом случае имеет место так называемый скачок в делении. Например, нельзя делить колбасу на копченую, сырокопченую, «Докторскую», «Любительскую» и т. д. Это связано с тем, что в первом уровне деления мы должны были указать копченую, сырокопченую и вареную. Только после этого можно переходить к делению на виды более низкого уровня и среди видов вареной колбасы указать «Докторскую» и «Любительскую». Эту ошибку можно хорошо проиллюстрировать, применяя Уголовный кодекс, так как он имеет удобное родовидовое построение. Если делить понятие «преступление» на преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина, преступления против семьи и несовершеннолетних, против жизни и здоровья, на убийство, побои, оставление в опасности и прочее, становится очевидно, что последние три вида входят в объем родового понятия «преступления против жизни и здоровья» и являются статьями УК РФ. Они должны рассматриваться только после перечисления всех понятий одного уровня, по существу являющихся главами УК РФ.

Соразмерность деления. Заключается в том, чтобы полностью раскрыть объем рассматриваемого понятия, не упустив ни одного элемента, но ни одного при этом не добавив. Это возможно только в том случае, когда совокупность объемов видовых понятий равна объему родового понятия. Это можно проиллюстрировать, используя следующий пример: все оружие делится на холодное и огнестрельное. Объем понятия «оружие» исчерпывается данными двумя видами, каждый из которых в свою очередь подразделяется на виды следующего ряда. Объем родового понятия здесь равен объему совокупности видов.

Если видов много и количество их долго или нецелесообразно перечислять целиком, во избежание логической ошибки незаконченный ряд дополняется словами «и т. д.», «и т. п.», «и др.». Нарушение правила соразмерности деления ведет к таким ошибкам, как неполное деление и деление с лишними членами.

Правило одного основания. Основание деления - это характерная черта, которая используется в процессе деления для отграничения одних членов деления от других. Избрав для деления определенное основание, исследователь должен придерживаться этого основания до тех пор, пока полностью не раскроет члены, отграничиваемые этим основанием. Использование одновременно нескольких оснований деления недопустимо, так как приводит к перекрещиванию объемов понятий. Примером неправильного деления с перекрещиванием объемов является следующее: «Хлеб бывает пшеничный, ржаной, свежий и несвежий». Здесь использованы два основания - по зерну, из которого сделан хлеб, и по его кондиции.

Взаимоисключение членов деления. Члены деления всегда должны исключать друг друга. Ни один из них не должен состоять в отношениях пересечения с другим (т. е. не должен содержать в своем объеме элементов, содержащихся в объеме другого члена). К такому результату (частичное пересечение объемов членов (видов) деления) приводит нарушение правила деления только по одному основанию, что обусловливает прочную взаимосвязь этих двух правил. Примером правильного деления по этому правилу может служить следующее: «Вещество может находиться в следующих состояниях: жидкое, твердое и газообразное». Неправильное деление с тем же примером: «Вещество может находиться в следующих состояниях: жидкое, твердое, нагретое, газообразное, замороженное». Здесь члены деления не исключают друг друга именно потому, что нарушено было правило одного основания.

3. Дихотомия

Дихотомия (с лат. dichotomia - «деление на две части») - это очень эффективный вид деления. Она характеризуется тем, что члены деления не пересекаются (т. е. исключают друг друга), такое деление производится только по одному основанию, а также соблюдается правило соразмерности. Однако, несмотря на бесспорное удобство дихотомического деления, у него есть серьезный недостаток - дихотомия применима не всегда. В случаях когда невозможно четко поставить критерий деления, такой вид деления не выполняет своей функции. Это происходит при попытках деления понятий с «размытым» объемом.

Операция деления применяется в случаях, когда необходимо определить виды родового понятия. Примеры, приведенные в предыдущих вопросах, являются делением по видообразующему признаку. Такое название связано с самим процессом деления, производящегося на основании признака, из которого выводятся новые видовые понятия. Например: «Преступления бывают против жизни и здоровья, против семьи и несовершеннолетних, против половой неприкосновенности и половой свободы личности и т. д.». Основанием деления тут и, соответственно, видообра-зующим признаком является объект, на который направлено преступное деяние.

Дихотомия значительно отличается от указанного вида деления, что обусловливает сферу ее применения. Дихотомия - это деление объема определенного понятия на два противоречащих (не имеющих пересечения) друг другу понятия. При буквенном обозначении процесса дихотомического деления возникает следующая картина: понятие А (понятие, над которым производится деление) делится на два - В и не = В. Это простой вид дихотомического деления, которое ограничивается одним этапом. В более «сложных» случаях возможно деление не = В на С и не = С и т. д. Примером дихотомического деления может служить деление преступлений на умышленные и неумышленные; граждан на совершеннолетних и несовершеннолетних; животных на позвоночных и беспозвоночных и т. д.

Как видно, дихотомическое деление имеет ряд преимуществ. Так, например, здесь нет необходимости перечисления всех видов делимого понятия, а достаточно лишь выделить один вид и противоречащее ему понятие. В последнее входят все остальные виды. Отсюда следует, что два образованных дихотомией понятия исчерпывают весь объем делимого понятия, поэтому рассматриваемый предмет отражается только в одном из них.

Вместе с тем объем отрицательного понятия слишком широк, что подразумевает возникновение размытости и неопределенности. Как уже говорилось, дихотомия характеризуется строгим и последовательным характером. Однако второй и последующие этапы дихотомического деления в большей или меньшей степени теряют свою строгость и последовательность. В этой связи исследователи чаще всего ограничиваются первым этапом деления.

Необходимо упомянуть проблему, возникающую при отождествлении деления понятий и мысленного расчленения их на части. Основным отличием деления от расчленения является то, что части целого не являются видами делимого (родового) понятия. Нельзя делением признавать расчленение понятия «корабль» на нос, корму, мачту, дно и прочее, как нельзя назвать последние видами указанного родового понятия. Здесь мы имеем дело лишь с частями целого. Также частями, но никак не видами понятия «компьютер» являются монитор, системный блок, клавиатура и мышь. Проиллюстрировать сказанное можно следующим способом: представим, что указанные части целого являются членами деления, а следовательно, видами родового понятия. В этом случае можно сказать, что, например, монитор является компьютером (видом компьютера). Очевидно, что это не так.

Несмотря на сказанное выше, нельзя пренебрегать операцией расчленения понятий. Она широко применяется в учебном процессе как старших, так и младших классов средней школы. Данная операция используется в ботанике, биологии, физике, химии и т. д. Цель разделения - получение представления о составных частях какого-либо предмета. Например, можно разделять на части скелет человека, а также эти части делить на меньшие. Также можно расчленить, скажем, яйцо на скорлупу, белок и желток. Применение расчленения, конечно, не ограничивается учебным процессом средних школ, а применяется в вузах, в науке и повседневной жизни. Скажем, в медицине организм человека имеет деление на грудной и брюшной отделы.

4. Классификация

Одним из особых видов деления является классификация. Это планомерное, последовательное деление понятий с распределением видов во взаимообусловленную систему, в рамках которой последние делятся на подвиды, подвиды также разбиваются на члены деления и т. д.

Классификация имеет большое значение и применяется по большей части для целей науки и именно в силу этого существует длительное время. Классификации, часто применяемые в науке, подвергаются изменениям, дополнениям, но, несмотря на это, являются более постоянными, чем простое деление. Целью классификации является систематизация и сохранение знаний. Поэтому она имеет высокую точность, четкость и устойчивость. Члены деления обычно отражаются в различного рода таблицах, схемах и кодексах.

Существуют классификации растений, животных, юридические классификации. Зачастую классификации насчитывают огромное количество элементов. Эти элементы в рамках классификации объединены в единую систему, что делает удобным и оперативным доступ к отдельным ее частям и элементам. Отсутствие классификации привело бы к возникновению хаоса в большом массиве несистематизированной информации.

Нельзя не отметить относительность любой классификации, что связано с неоднозначностью многих предметов, явлений, процессов. Поэтому зачастую нет возможности отнести то или иное явление к одной группе. Из вопроса о неоднозначности явлений вытекает проблема выбора основания классификации. Одно и то же понятие может в зависимости от избранного основания выражать различные предметы, явления или толковаться с той либо иной стороны.

Научная классификация всегда является развивающейся системой. Она изменяется, по мере накопления информации улучшается ее структура. Бывает, что новая, более полная и развитая классификация заменяет предыдущую. Поэтому нельзя допускать ограничение операций над классификациями одним лишь их образованием. Нужно учитывать изменение массива знаний о предмете, динамику общественных отношений, множество иных факторов, так как любая информация, в том числе и закрепляемая в рамках различных классификаций, получается человеком исключительно из окружающего мира. Соответственно этому нужно своевременно вносить необходимые изменения.

В качестве примера неоднозначного явления можно привести семью. Несмотря на то что данный институт и называется социальным, ограничить его рамками только одной-двух областей социальной жизни невозможно.

Классификация может проводиться по видообразующему признаку, а может быть дихотомической. Классификация животных, насчитывающая более полутора миллионов видов, очевидно, основана на применении видообразующего признака. Дихотомическая классификация основана на особенностях дихотомического деления понятий.

Классификация бывает также естественная и вспомогательная. Различие между ними состоит в том, что первая проводится по существенным основаниям, вторая же - по несущественным. Естественная классификация позволяет определять свойства отдельного элемента классификации, зная общие признаки данной классификации или другого элемента. Вспомогательная классификация нужна для того, чтобы можно было быстро и правильно решать возникающие задачи. Для этого необходим оперативный, быстрый доступ к тому или иному элементу классификации. Удобный поиск и выбор нужного предмета зачастую служит основой эффективной деятельности. Именно достижение целей оперативности, быстроты и удобства обусловливает использование несущественных оснований. Такая классификация не дает нам никакого представления о свойствах предмета. Все мы знакомы с такими классификациями. Их много и они широко применяются в жизни человека. Как часто мы берем записную книжку с номерами телефонов, обозначенных отсортированными по алфавиту фамилиями знакомых. Это вспомогательная классификация. Взяв в руки книгу, посвященную тому или иному предмету науки, в первую очередь мы открываем алфавитно-предметный указатель. Это также вспомогательная классификация.

При создании классификаций используются операции над классами. Они позволяют достичь необходимого результата и получить такую классификацию, какая необходима в данный момент. Выделяют операции сложения, вычитания, умножения и отрицания.

Сложение (объединение классов). При использовании данной операции происходит объединение нескольких групп (классов) в одну классификацию, содержащую все элементы тех классов, которые объединяются.

Вычитание из большего класса выделяет отдельные классы. В результате получается класс, из которого убраны элементы выделенного класса.

Умножение (пересечение классов). Существует класс элементов, общих для нескольких классов. Они определяются при помощи операции умножения.

Отрицание (образование, дополнение). При помощи данной операции новый класс предметов выводится из более общего класса и рассматривается отдельно, как новый.

Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу

Задание 1.1

К факультативным (дополнительным) признакам государства относятся:

  1. территория
  2. вооружённые силы
  3. население
  4. правотворчество
  5. государственная символика
  6. налогообложение

Задание 1.2

К методам денежной реформы относятся:

  1. деноминация
  2. девальвация
  3. инфляция
  4. стагфляция
  5. нуллификация

Задание 1.3

К юридическим событиям относятся:

  1. рождение человека
  2. устройство на работу
  3. пожар от удара молнии
  4. истечение срока исковой давности
  5. научное открытие
  6. опоздание на работу

Задание 1.4

К признакам постиндустриального общества относятся:

  1. большинство населения занято в промышленном секторе
  2. высокая доля умственного высококвалифицированного и творческого труда в структуре трудовых ресурсов
  3. преобладание коллективистского сознания
  4. власть принадлежит меритократии
  5. основным фактором производства является капитал

Задание 1.5

К методам теоретического познания относятся:

  1. анализ
  2. эксперимент
  3. наблюдение
  4. описание
  5. классификация
  6. формализация

Ответ :

1.1. 1.2. 1.3. 1.4. 1.5
25 125 134 24 156

2 балла за полностью верный ответ 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный).

Задание 2

Естественное право, судебный прецедент, правовые доктрины, нормативный договор.

Ответ : виды источников права.

2 балла за верный ответ.

Задание 3

Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ.

Налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, налог на прибыль, земельный налог.

Ответ : прямые налоги.

2 балла за верный ответ.

Задание 4

Индуизм, синтоизм, буддизм, иудаизм, зороастризм

Ответ : национальные религии. Лишнее ‒ буддизм (мировая религия).

Задание 5

Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы) и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.

Мещанство, духовенство, дворянство, буржуазия, купечество.

Ответ : Общее – сословная принадлежность. Лишнее – буржуазия (классовая принадлежность).

2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего).

Задание 6

«Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.

Задание 6.1

Наиболее распространённой формой государственного устройства является унитарное государство.

Задание 6.2

Уголовная ответственность в РФ может наступать за невиновное причинение вреда охраняемым уголовным законом правам и интересам.

Задание 6.3

Все мировые религии возникли в эпоху Древнего мира.

Задание 6.4

Девальвация является противоположностью ревальвации.

Задание 6.5

В постиндустриальном обществе наиболее распространённым типом семьи является нуклеарная семья.

Задание 6.6

Антропогенез предшествует социогенезу.

Ответ :

6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6.
да нет нет да да нет

1 балл за каждую верную позицию.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 7

Студент писал реферат по экономике, но допустил несколько ошибок. Выпишите порядковые номера предложений, содержащих ошибки, и напишите правильные утверждения.

1. Налоги ‒ это обязательные удержания в пользу государства с населения и организаций. 2. В Российской Федерации они устанавливаются распоряжением правительства. 3. Налоги являются средством обеспечения расходов государства при выполнении им своих задач и функций. 4. По объекту налогообложения и способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. 5. Прямые налоги мы платим незаметно ‒ покупая товары и услуги, эти налоги включены в цены товаров и услуг, тогда как косвенные налоги взимаются с доходов или имущества граждан и организаций, например, налог на прибыль предприятий. 6. В развитых странах в структуре налоговых поступлений преобладают прямые налоги, в то время как в развивающихся странах большую часть налоговых поступлений составляют косвенные налоги. Это связано с тем, что косвенные налоги собирать легче. 7. Российская налоговая система соответствует большинству мировых стандартов. Вместе с тем у неё есть и свои особенности. 8. С одной стороны, в России действует прогрессивный принцип налогообложения доходов физических лиц, с другой стороны, бюджетные поступления в значительной мере складываются из отчислений небольшой группы крупных и высокорентабельных предприятий.

Ответ : 2 – налоги в РФ устанавливаются федеральным законом; 5 – прямые налоги уплачиваются с собственности или дохода, при продаже товаров и услуг уплачиваются косвенные налоги; 8 – в Российской Федерации действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц.

По 2 балла за каждый тезис.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 8

Решите задачу.

Среди прочего имущества в собственности гражданки Большовой находилось произведение живописного искусства, представлявшее значительную материальную ценность. Андрей, старший сын Большовой, неоднократно слышал, как мать обещала завещать упомянутую картину его младшему брату Роману. Желая предотвратить это, Андрей совершил покушение на жизнь Романа. Андрей был осуждён. Вскоре Большова скончалась, оставив завещание, согласно которому картина переходила в собственность её сына Андрея.

Ответ : Андрей – недостойный наследник. Он сможет вступить в наследство, только если будет доказано, что Большова знала о совершённом им покушении на жизнь Романа. Если бы Большова не оставила завещания, Андрей не смог бы вступить в наследство, т. к. недостойные наследники исключены как из наследования по закону, так и из наследования по завещанию.

Критерии оценивания

2 балла за верное указание категории недостойного наследника, 2 балла за верное указание условия вступления в наследство, 2 балла за верный ответ о невозможности вступления недостойного наследника в наследство без завещания, 2 балла за верное объяснение об исключении недостойных наследников из наследования.

Максимум за задание 8 баллов.

Задание 9

Решите экономическую задачу.

Гражданин К. уволился с работы, где получал 50 тыс. руб. в месяц. Зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и, взяв кредит в банке, приобрёл помещение на 1 этаже жилого дома с целью открыть в нём аптечный пункт «Ласточка», а также купил оборудование для аптечного пункта стоимостью 2 млн руб., срок службы которого составляет 10 лет. За 2014 г. «Ласточка» продала лекарств населению на 7 млн руб. Из них 2 млн руб. были распределены в качестве заработной платы между сотрудниками аптечного пункта, 3 млн руб. потрачены на приобретение лекарств. Выплаты по банковскому кредиту составили 1 млн руб. Налогов гражданин К. уплатил 420 тыс. руб. В конце года гражданин К. подсчитал, что если бы он сдавал купленное под аптечный пункт помещение в аренду, то в месяц зарабатывал бы 20 тыс. рублей. Других доходов и издержек аптечный пункт «Ласточка» не нёс.

  1. Определите размер бухгалтерских (внешних) издержек.
  2. Определите размер внутренних издержек.
  3. Определите размер экономических издержек.
  4. Определите размер бухгалтерской и экономической прибыли аптеки за год и сделайте вывод о том, можно ли назвать аптеку «Ласточка» эффективным предприятием.

Ответ :

ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА БАЛЛЫ
1) внешние (бухгалтерские) издержки: 2 млн руб. (зарплата) + 3 млн руб. (лекарства) + 1 млн руб. (выплаты по кредиту) + 0,2млн руб. (амортизация) + 0,42 млн руб. (налоги) = 6,62 млн руб.; 1
2) внутренние издержки: 20 тыс. * 12 = 240 тыс. руб. 50 тыс. * 12 = 600 тыс. руб. Итого: 840 тыс. руб. = 0,84 млн руб.; 1
3) экономические издержки = 6,62 млн руб. + 0,84 млн руб. = 7,46 млн руб.; 1
4) расчёт прибыли и вывод:

· – бухгалтерская прибыль (разность между выручкой и внешними издержками) = 7 – 6,62 = 0,38 млн руб.;

· – экономическая прибыль (разность между выручкой и экономическими издержками) = 7 – 6,62 – (0,84) = –0,46 млн руб.;

· – вывод: аптечный пункт «Ласточка» нельзя назвать эффективным предприятием, поскольку доход меньше, чем экономические издержки (или экономическая прибыль отрицательная).

· 2

Ответы без приведённых расчётов – 0 баллов.

Максимум за задание 9 баллов.

Задание 10

Установите соответствие между примерами и факторами ценообразования, к которым они относятся.

Ответ :

А Б В Г Д
1 1 2 3 2

Критерии оценивания

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 11

Установите соответствие между элементами содержания и разделами философии, к которым они относятся.

Ответ :

А Б В Г Д
2 4 5 3 1

1 балл за каждое правильное соответствие.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 12

Прочтите текст. Из числа предложенных социологических терминов выберите те, которые имеют отношение к событиям, процессам и явлениям, описанным в тексте.

С конца XIII в. на северо-востоке Руси начинается постепенное возрождение хозяйственной и культурной жизни. Было заново отстроено большинство разрушенных монголами городов, их население стало расти, возобновляется распашка заброшенных земель. С XIV в. возобновляется каменное строительство, появляются иконописные школы. Оживляются торговые связи русских княжеств друг с другом и с соседними государствами, о чём свидетельствует возобновление чеканки собственной серебряной монеты.

Культурному и хозяйственному подъёму в значительной мере способствовало переселение на северо-восток части населения из разорённых южных земель.

Вслед за переселенцами из Киева во Владимир переместился и центр духовной жизни: в 1299 г. Владимир становится резиденцией митрополита русской церкви. С утверждением ислама в Золотой Орде и католичества в Великом княжестве Литовском православные вельможи из этих государств переезжали на Русь, занимая место при дворе великих князей. Они быстро смешивались с местной аристократией, давая начало новым русским боярским родам.

Термины :

Прогресс, урбанизация, миграция, этногенез, регресс, ассимиляция, глобализация, депопуляция, вертикальная социальная мобильность, горизонтальная социальная мобильность, антропогенез, революция.

Ответ : прогресс, урбанизация, миграция, горизонтальная социальная мобильность, ассимиляция.

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верно указанный термин.

Максимум за задание 5 баллов.

Задание 13

Объедините следующие понятия в классификационную схему.

Схема «Права человека»

Понятия :

  1. cоциальные права,
  2. первое поколение,
  3. второе поколение,
  4. личные права,
  5. третье поколение,
  6. экономические права,
  7. коллективные права,
  8. культурные права,
  9. политические права.

Ответ :

Схема с ответами «Права человека»

По 1 баллу за каждый верный элемент. Элементы могут указываться в любой правильной логической последовательности.

Максимум за задание 9 баллов.

Задание 14

Изучите представленные ниже изображения и выполните задания.

  1. распределите их на четыре группы (по два изображения в каждую). Укажите буквенные обозначения изображений, составляющих каждую группу. Рядом с буквенным обозначением подпишите, что изображено на иллюстрации. Укажите, что объединяет изображения в каждой группе на основании установленного Вами общего основания для классификации;
  2. определите общий принцип классификации, позволяющий разделить представленные изображения на четыре группы, и запишите его.

Ответ :

Критерии оценивания

1 балл за каждое из четырёх обоснований, 1 балл за каждую правильную пару (с приведёнными пояснениями). 2 балла за общее основание для классификации.

Максимум за задание 10 баллов.

Задание 15

Внимательно прочитайте текст и выполните задания к нему.

Таким образом, вся продукция сельского хозяйства могла бы составить по меньшей мере четыре миллиарда, не считая лесоводства, рыболовства и т. д. Мы не учитываем также доходы от домовладений, ренты, рудников, от продукции ремёсел и художеств, судоходства и т. д., которые также будут увеличиваться по мере роста доходов населения. Но самое главное из этих преимуществ, обеспечиваемых земледелием, состоит в том, что оно доставляет сырьё для производства предметов первой необходимости, обеспечивает доходы государю и землевладельцам, десятину ‒ духовенству и прибыли ‒ земледельцам. Именно постоянно воспроизводимые богатства сельского хозяйства служат основой для всех других форм богатства, обеспечивают занятие всем видам профессий, способствуют расцвету торговли, благополучию населения, приводят в движение промышленность и поддерживают процветание нации. Но необходимо ещё очень много для того, чтобы Франция могла воспользоваться всеми этими миллиардами доходов, которые, как мы видели, могли бы быть созданы в ней самой. В настоящее время общая величина ежегодного потребления или ежегодного расхода нации составляет не больше двух миллиардов. Расходы примерно равны доходам, включая сюда оплату рабочей силы, обеспечивающей существование рабочих всех видов профессий. Источником для оплаты всех этих рабочих является продукция земли (за исключением рыболовства, добычи соли и судоходства). Однако доходы, получаемые от судоходства, являются сами по себе очень незначительными, и основным источником доходов от судоходства являются доходы от торговли продуктами нашего земледелия. Сельское хозяйство и торговля всегда рассматриваются как два источника наших богатств. Между тем торговля, так же как и промышленное производство, представляет собою не что иное, как ответвление сельского хозяйства; но промышленное производство является более обширным и более значительным, чем торговля. Обе эти отрасли существуют только благодаря сельскому хозяйству. Сельское хозяйство доставляет сырьё для промышленности и товары для торговли и оплачивает как ту, так и другую. Торговля и промышленность возвращают полученные ими прибыли сельскому хозяйству, которое возобновляет богатства, ежегодно расходует их и потребляет. Действительно, без продукции наших земель, без доходов и затрат землевладельцев и земледельцев откуда могли бы возникнуть прибыль в торговле и заработная плата рабочих? Представление о том, что торговля имеет своё самостоятельное, отдельное от сельского хозяйства существование, является абстракцией, представляющей собою совершенно бесплодную идею. Доходы являются продуктом земли и человека. Без приложения труда человека земли не представляют никакой ценности. Первоначальными благами, которыми располагает государство, являются люди, земли и скот. Без продукции сельского хозяйства нация не может иметь других источников существования, кроме промышленности и торговли. Но и промышленность и торговля могут существовать в этом случае, только если они поддерживаются иностранными богатствами. Однако такая поддержка является очень ненадёжной и имеет очень ограниченные возможности; она может быть достаточной для очень небольших государств…

  1. Какой экономической теории придерживался автор текста?
  2. Назовите любого представителя данной экономической теории.
  3. Какая сфера экономической деятельности, по мнению автора текста, является главным источником национального богатства?
  4. Приведите три объяснения автором ведущей роли этой сферы экономической деятельности.
  5. С каким экономическим учением фактически полемизирует автор данного текста?

Ответ :

1. Теория физиократов. 2 балла .

2. Ф. Кенэ, А. Тюрго, В. Мирабо. 2 балла, достаточно указать одно имя .

3. Главным источником национального богатства, по мнению автора, является сельское хозяйство. 2 балла .

4.1. Сельское хозяйство обеспечивает продовольствие, необходимое для воспроизведения рабочей силы.

4.2 Сельское хозяйство обеспечивает сырьё для промышленности.

4.3 Большая часть предметов торговли – это либо непосредственно продукция сельского хозяйства, либо предметы, полученные путём переработки сельскохозяйственной продукции.

По 2 балла за каждое приведённое объяснение. Всего 6 баллов.

5. С учением меркантилистов. 3 балла .

Максимум за задание 15 баллов.

Задание 16

Внимательно прочитайте текст. Вместо пропусков вставьте пропущенные слова и запишите их в именительном падеже под соответствующими номерами.

Совокупность представлений и чувств людей относительно права и его реализации в общественных отношениях составляет понятие 1) ________________. В своей структуре 1) _____________ подразделяется на научное (правовую 2) ______________) и обыденное (правовую 3) ___________________). Правовая 2) _________________ включает в себя научные идеи и доктрины, которые в теоретической форме отражают правовые явления общественной жизни. Что касается правовой 3) _____________________, то она представляет собой комплекс чувств, настроений, эмоций, стереотипов, в которых отражается отношение людей к праву. Таким образом, правовую 3) _________________ отличает от правовой 2) ______________________ отсутствие глубокого осмысления и анализа правовых явлений в её формировании. Развитое 1) _________________ является важным условием 4) __________________, который представляет собой состояние упорядоченности общественных отношений, выражающее практическое осуществление требований законности. То есть 4) _________________ характеризуется тем, насколько полно и последовательно в данном обществе реализуются принципы законности. 4) _____________________ является составной частью более широкого общественного феномена – правовой 5) ________________. Правовая 5) _____________________ характеризует общее состояние всех общественных явлений, процессов, институтов, имеющих отношение к праву. Выдающийся российский правовед С.С. Алексеев определил правовую 5) ________________ как «состояние юридического хозяйства в обществе». Как известно, низкий уровень 1) __________________ влечёт за собой неверие в закон, неуважение к нему и часто, как закономерное следствие, – нарушение установленных им норм. Такое негативное восприятие права получило название правового 6) ______________. Правовой 6) _______________ создаёт благодатную почву как для роста преступности, криминализации общества, так и для произвола со стороны представителей власти, ибо в условиях отрицания авторитета права и неверия в закон такой произвол воспринимается, в том числе и самими представителями власти, как естественный способ управления.

Ответ :

  1. правосознание
  2. идеология
  3. психология
  4. правопорядок
  5. культура
  6. нигилизм

Критерии оценивания

По 1 баллу за каждый верный элемент.

Максимум за задание 6 баллов.

Задание 17

Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии, социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её рассматривать.

  1. История человечества в основном ‒ история идей. (Г. Уэллс )
  2. Строить право не значит придумывать новые законы и подавлять беспорядки; но значит воспитывать верное и всё более углубляющееся и крепнущее правосознание. (И. Ильин )
  3. Самое главное при всяком государственном устройстве ‒ устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было нажиться». (Аристотель )
  4. Независимость и свободомыслие – вот суть творчества. (Ф. Миттеран )
  5. Бедняки платят дороже всего. (У. Зыбура )
  6. Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми. (И.С. Кон )

Критерии оценивания сочинения-эссе:

Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по каждому критерию оценивания, 3.

  1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её значимости для общественных наук и социальной практики.
  2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при раскрытии темы.
  3. Уровень аргументации:
  • а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость суждений;
  • б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
  • в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
  • г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино, живопись и др.).
  1. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.

До 4 баллов за каждый критерий.

Максимум за задание 28 баллов .

Максимум за работу 130 баллов.

Существуют принципы и правила классификации, от соблюдения которых зависят систематичность и ценность подразделения множества объектов на части. Такими частями единой системы обычно выступают классы, которые затем последовательно разделяются на группы, подгруппы, виды и разновидности.

Основные принципы классификации - это установление цели и выбор классификационных признаков. Очевидно, что число выбираемых признаков и порядок их использования определяется целью классификации. Естественно, что наиболее систематичны классификации, в основе которых одна цель. При выборе числа классификационных признаков и уровне (ступеней) деления нужно учитывать следующее: принятая система классификации должна быть приспособлена к цифровому кодированию образующихся подразделений и машинной обработке количественных данных об изучаемом множестве. В то же время, чтобы система не была слишком громоздкой, надо по возможности сокращать число ступеней разделения объектов. Вместе с этим следует стремиться к тому, чтобы выбранная классификационная система позволяла охватывать всю номенклатуру объектов (товаров), а также учитывала возможность появления новых групп объектов, то есть имела резервы.

На мировом рынке обращаются сотни тысяч самых разнообразных видов и разновидностей товаров, изучение которых в отдельности возможно только на основе их группировки и систематизации по признакам однородности. Это позволяет:

Во-первых, выявить их обобщенные (генерализованные) качественные характеристики и установить необходимый перечень качественных показателей, разработать общие для той или иной группы товаров экспертные оценки, производить контроль качества;

Во-вторых, изучить структуру ассортимента товаров, организовать рациональный учет их по группам, подгруппам и т.д.;

В-третьих, рационально организовать сохранность товаров (упаковку, маркировку, перевозку и хранение);

В-четвертых, эффективно проводить экономические операции: устанавливать и взимать таможенные пошлины, определять цену товара, проводить учет и т.п.; наконец, с учетом обобщенных групповых характеристик проводить кодирование товара.

Термин «классификация», как было рассмотрено ранее, обозначает распределение данного множества объектов на подмножества (классы, подклассы, группы, подгруппы, виды, подвиды). В зависимости от их общих признаков образующуюся при этом систему распределения и называют классификацией.

Классификатор - это систематизированный перечень классификационных объектов, позволяющий находить место каждому объекту и после этого присваивать ему определенное условное обозначение, называемое кодом.

При классификации товаров важно распределить их по отдельным группам, подгруппам, товарным позициям, подпозициям и т.д., по отдельным характерным признакам. При этом в каждое звено классификации должны входить товары, сходные между собой (однородные) по какому-либо признаку: назначению, виду материала, способу обработки и другое.

Принятая в Гармонизированную систему классификационная схема соблюдает три необходимых условия:

1) Товары делятся на группы таким образом, что в каждой группе их объединяет один признак. Каждое звено классификации является самостоятельным, его можно подразделить внутри себя;

2) Одновременно классифицируются товары только по одному главному признаку;

3) Товары классифицируют сначала по более общим признакам, а затем по более узким.

Выбор числа классификационных признаков, и соответственно, ступени деления проводится с учетом возможности приспособления принятой системы классификации к цифровому кодированию образующихся подразделений для машинной обработки (на ЭВМ) количественных данных об изучаемом множестве (например, структуре ассортимента товарной группы).

Число ступеней (глубина) классификации их цифровое кодирование приспособлено к десятичной системе, что удобно для машинной обработки. Выбранная классификационная система обеспечивает охват и обозримость всей номенклатуры объектов, а также учитывает возможность появления новых групп объектов, т.е. имеет резервы.

К важным классификационным признакам промышленных и продовольственных товаров относятся: назначение, сырье, пищевая ценность, химический состав, вид товара, особенности его конструирования (модель, фасон), способ производства, характер отделки, размерные характеристики и другое.

В Гармонизированной системе объектом классификации являются все транспортабельные товары международной торговли, то есть любое движимое имущество, имеющее материально-вещественную форму, перемещаемое через таможенную границу двух или нескольких государств, сгруппированное в ряд подразделений: разделы, группы, подгруппы, товарные позиции и субпозиции (подпозиции).

Структура построения Гармонизированной системы (ГС) показана в таблице 7.

Классификация товаров, принятая в ТН ВЭД, сохраняет традицию мировой практики на протяжении длительного времени. Гармонизированная система, Брюссельская товарная номенклатура (БТН) и даже ее предшественница, на базе которой она была построена, - Таможенная номенклатура Лиги Наций - составляли из 21 раздела, которые и по наименованиям мало отличаются от ГС.

В основе построения ТН ВЭД заложена совокупность различных признаков товаров. Так, при формировании разделов используются следующие признаки: происхождение материала, из которого изготовлен товар, химический состав, вид материала, функциональное назначение.

В ТН ВЭД объектом классификации являются все товары, обращающиеся в международной торговле. Она имеет 7 уровней классификации: разделы, нруппы, подгруппы, товарные позиции, подпозиции, субпозиции и подсубпозиции. Высший уровень классификации - раздел, как уже говорилось, их насчитывается 21 (см. табл….)

По принципу происхождения (товары сельского хозяйства, рыболовства, лесного хозяйства, минеральные продукты) классифицируются товары раздела 1 (группы 1-5), 2 (группы 6-14), 5 (группы 25-27).

Таблица 7. Структура построения ТН ВЭД в Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (ГС)

Товарная

Наименование

Подпозиция

субпозиция

Живые животные и продукция животноводства

Продукты растительного происхождения

Жиры и масла животного происхождения; продукты их расщепления; приготовленные пищевые жиры; воски животного или растительного происхождения

Продукция пищевой промышленности; алкогольные и безалкогольные напитки и уксус, табак и его заменители

Минеральные продукты

Пластмассы и изделия из них; каучук и резиновые изделия

Кожевенное сырье, кожи, пушнина, меховое сырье и изделия из них; шорноседельные изделия и упряжь; дорожные принадлежности, сумки и подобные им товары; изделия из кишок (за искл. кетгута шелкопряда)

Древесина и изделия из древесины; древесный уголь, пробка и изделия из нее; изделия из соломы, альфы и прочих материалов для плетения; корзиночные изделия и другие плетеные изделия

Полуфабрикаты волокнистые из древесины или других волокнистых растительных материалов; бумажные и картонные отходы и макулатура; бумага, картон и изделия из них

Текстиль и текстильные изделия

Обувь, головные уборы, зонты, трости, хлысты, рукоятки и их части; обработанные перья и изделия из них; искусственные цветы; изделия из волоса

Изделия из камня, гипса, асбеста, слюды и подобных им материалов; керамические изделия, стекло и изделия из него

Жемчуг натуральный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы, неблагородные металлы, покрытые драгоценными металлами, и изделия из них; бижутерия; монеты

Черные и цветные металлы и изделия из них

Машины, оборудование и механизмы; энергетическое оборудование; их части: звукозаписывающая и воспроизводящая аппаратура; аппаратура для записи и воспроизведения телевизионного изображения и звука, их части и принадлежности

Средства наземного, воздушного и водного транспорта, их части и принадлежности

Приборы и аппараты оптические, фотографические. Кинематографические, измерительные, контрольные, прецизионные, медицинские и хирургические; часы; музыкальные инструменты; их части и принадлежности

Оружие и боеприпасы; их части и принадлежности

Разные промышленные товары

Произведения искусства, предметы для коллекционирования и антиквариат

По химическому составу (жиры и масла, продукция химической отрасли и связанной с ней отраслей, пластмассы, каучук) классифицируются товары раздела 3 (группа 15), 6 (группы 28-38), 7 (группы 39-40).

По виду материала, из которого изготовлен товар (кожевенное сырье, мех, древесина, бумага, изделия из камня, гипса, цемента, драгоценные и полудрагоценные камни и металлы), классифицируются товары разделов 8-10 (группы 41-49), 13-15 (68-83).

По функциональному назначению товара (готовые пищевые продукты, текстиль и текстильные изделия, обувь, головные уборы, машины и оборудование, средства транспорта, приборы, часы, музыкальные инструменты, оружие, мебель) классифицируются товары раздела 4 (группы 16-24), 11 (группы 50-63), 12 (группы 64-67), 16-21 (группы 84-97).

При образовании групп заложен принцип последовательности обработки товаров: от сырья и полуфабрикатов до готовых изделий, что создает благоприятные условия для применения ГС в таможенных тарифах, а также указывает значение товаров международной торговле. При построении товарных позиций и субпозиций в каждой группе применяется своя последовательность признаков, но из всей совокупности можно выделить следующие: степень обработки, назначение, вид материала, из которого изготовлен товар, значение товара в мировой торговле, сезонность, форма, размеры и т.д.

Распределение товаров международной торговли по качественным признакам, принятым в ГС, позволяет ответить на вопрос о происхождении товаров (сельскохозяйственного и промышленного производства) или об их назначении (для потребления, для дальнейшей переработки), степени обработки (сырье и готовое изделие). Причем указанные укрепленные группы можно детализировать. Так, все сельскохозяйственные товары, обращающиеся во внешней торговле, можно разделить на товары растительного и животного происхождения. А товары, сгруппированные по назначению и степени обработки с помощью переходных ключей от ГС к другим международным внешнеторговым классификаторам, разработанным в статистическом отделе ООН, можно расчленить следующим образом:

По назначению: продовольственные товары и напитки; промышленное сырье; топливо и смазочные материалы; машины и оборудование, включая инструменты транспортные средства (производительного и личного потребления); промышленные товары народного потребления;

По степени обработки: сырьевые товары (производственного и непроизводственного назначения); готовые изделия (производственного назначения, потребительские товары).

Под сырьевыми товарами понимается продукция добывающей промышленности, сельского и лесного хозяйства, стоимость которой лишь в незначительной степени зависит от обработки. Например, консервированные и обработанные продовольственные товары исключаются из группы сырьевых товаров, так как их стоимость в значительной степени зависит от обработки в пищевой промышленности. Поэтому все овощные, плодово-ягодные консервы и продукты растительного происхождения, прошедшие окончательную стадию обработки, классифицируются в ГС в группировках, предназначенных для готовых изделий. Так, растворимый кофе включен в группировку «Готовые пищевые продукты», а молотый - «продукцию растительного происхождения».

К полуфабрикатам относится продукция, не законченная производством и требующая дальнейшей обработки, предназначенная для включения в состав других товаров, прежде чем орудием производства или предметом потребления.

Под готовыми товарами понимаются все промышленные изделия, предназначенные для потребления или использования в промышленности, сельском и лесном хозяйстве, на транспорте, в домашнем хозяйстве.

Таким образом, систематизирование товаров представляет собой логический процесс разделения всего классифицируемого множества по определенным признакам на отдельные группировки (фасеты). Классификация помогает упорядочиванию данных, установлению отношений между объектами классификации и общими свойствами этих объектов, изучению структуры и выявлению результатов.

В номенклатуре строго соблюдается принцип однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам. Отнести каждый товар только к одной классификационной группировке возможно благодаря «Основным правилам классификации товаров», примечаниям к разделам, группам (содержащим, в том числе, примечания к товарным позициям), субпозициям, а также дополнительным примечаниям.

Примечания, разработанные почти ко всем разделам и группам (в некоторых случаях - субпозициям), дополнительные примечания образуют неотъемлемую часть ГС и имеют юридическую силу. Назначение примечаний - установить точные объемы и пределы каждой классификационной группировки в зависимости от обстоятельств, это достигается либо:

Определениями, устанавливающими границы группировок;

Списком товаров, исключаемых из раздела, группы, товарной позиции или субпозиции;

Неполным списком типичных примеров, включаемых в ту или иную классификационную группировку;

Сочетанием двух или всех трех вышеперечисленных методов при определении границы и объема каждой классификационной группировки.

В зависимости от задач, для решения которых создан тот или иной классификатор, выбирается совокупность качественных признаков в определенной последовательности, по которым служат классификационные группировки. Для построения таможенных тарифов, которые служат в мировой практике средством регулирования внешнеторговых отношений через систему, в частности таможенных пошлин, существенными характеристиками являются: вид и процентное содержание основного материала, его происхождение, степень обработки, назначение товара, т.е. основные классификационные признаки на всех уровнях деления, принятые в ГС, которые также важны для получения соответствующих группировок для проведения экономико-статистического анализа по внешней торговле. Поэтому при работе с ГС, как и с любым товарным классификатором, следует принимать во внимание разработанную систематику, учитывая те качественные характеристики товаров, по которым построена данная система.

Структура ТН ВЭД России включает кодовое обозначение товара, наименование товара (описание) и дополнительную единицу измерения, имея в виду, что основной единицей измерения является единица измерения «килограмм» на уровне всех 9-значных позиций (подсубпозиций) номенклатуры.

Длина кодового обозначения товара составляет 9 цифровых десятичных знаков.

1-6 разряды кода соответствуют обозначению классификационной группировки товара по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (международной основы ТН ВЭД);

7-8 разряды соответствуют кодовому обозначению товара в Комбинированной номенклатуре Европейского Союза;

9-й разряд предназначен для выделения традиционных национальных товаров в ТН ВЭД в процессе ее дальнейшего ведения; в настоящее время этот разряд заполняется значащим нулем во всех подсубпозициях.

Классификация представляет собой логический процесс распределения любого множества (понятий, свойств, явлений, предметов) на категории (подмножества) разного уровня в зависимости от определенных признаков и выбранных методов деления.

Объект классификации

Продовольственные товары

Согласно торговой классификации различают следующие группы продовольственных товаров: хлебобулочные изделия, плоды и овощи, кондитерские, молочно-масляные, и колбасные изделия, яичные, пищевые жиры, табачные изделия.

В продовольственные товары делят на бакалейные и гастрономические . К бакалейным товарам относят крупы, муку, дрожжи, макаронные изделия, сушеные овощи и фрукты, кофе, соль, специи, сахар, крахмал, пищевые концентраты и другие, т. е. продукты, требующие перед употреблением дополнительной кулинарной обработки. К гастрономическим относят товары, готовые к употреблению без кулинарной обработки, или с повышенными вкусовыми свойствами: (сыры, масло, молоко и др.), алкогольные напитки, копчености и консервы, кондитерские, мясные и рыбные изделия.

Непродовольственные товары

Непродовольственные товары согласно торговой системе классификации делят на следующие товарные группы: хозяйственные и галантерейные товары (текстильная, кожаная, металлическая галантерея); бытовые химические товары (клеящие материалы, и др.); (посуда, листовое стекло, ламповые товары); (фарфоровая, фаянсовая, майоликовая посуда, гончарные изделия, художественно-декоративные изделия); строительные материалы (вяжущие вещества, металлические, керамические и прочие материалы); мебельные товары (мебель деревянная и пр.); металлические товары (посуда, ножевые изделия, скобяные и замочные изделия, инструменты и др.); (провода и шнуры, установочные изделия, электролампы, электронагревательные приборы, бытовые машины, электроизмерительные приборы); текстильные товары (ткани, нетканые материалы, штучные изделия); швейные товары (верхняя одежда, готовое платье, белье, головные уборы); трикотажные товары (верхний и бельевой трикотаж, чулочно-носочные и перчаточные изделия и др.); (кожаная, резиновая и валяная обувь); (меховые полуфабрикаты, пушно-меховые и овчинно-шубные изделия); ювелирные товары и часы; бумага и изделия из нее, школьно-письменные принадлежности и канцелярские товары, музыкальные, фото- и бытовая радиоэлектронная аппаратура, игрушки, спортивные товары. Отдельную группу составляют книги и другие печатные издания.

Указанные группы иногда объединяют или, наоборот, разукрупняют. Так, стеклянные, керамические и металлические товары объединяют в группу посудохозяйственных товаров.

Учебная классификация

Учебная классификация используется в практике обучения товароведению, она служит для изучения потребительских свойств товаров, выявляет общие принципы формирования и сохранения этих свойств, позволяет наиболее полно изучить ассортимент товаров.

Учебная классификация приближена к торговой классификации, но отличается большей последовательностью. В учебных классификациях, преследующих цель изучения ассортимента товаров, важнейшим признаком считается назначение.

В соответствии с учебной классификацией товары также подразделены на два раздела: продовольственные и непродовольственные.

Все продовольственные товары по учебной классификации объединяют в 9 основных групп: зерномучные товары; овощи, плоды и грибы; вкусовые товары; кондитерские товары; пищевые жиры; молочные товары; мясные товары; рыбные товары; яйца и яичные товары.

В основе такой классификации лежит общность товаров по происхождению, химическому составу, особенностям технологии производства, назначению и условиям хранения.

В соответствии с учебной классификацией все непродовольственные товары разделены на следующие группы: пластические массы и товары бытовой химии; металлические товары; силикатные товары; древесно-мебельные товары; электротовары; текстильные товары; швейно-трикотажные товары; кожевенно-обувные товары; пушно-меховые товары; парфюмерно-косметические товары, ювелирные товары; электронные товары; игрушки, печатная продукция и пр.

Экономико-статистическая классификация

Экономико-статистическая классификация считается наиболее полной. Она представлена в Общероссийском классификаторе продукции ОК 005-93 (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности, как стандартизация, сертификация, управление качеством, производство продукции, статистика, экономика и другие.

Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции, которые записывают по следующей форме:

Код КЧ Наименование

815320 3 Шнуры плетеные специальные

В ОКП предусмотрена 5-ступенчатая иерархическая классификация с цифровой десятичной системой кодирования. На каждой ступени классификации деление осуществлено по наиболее значимым экономическим и техническим классификационным признакам.

На первой ступени классификации располагаются классы продукции (XX 000), на второй — подклассы (XX ХООО), на третьей — группы (XX ХХОО), на четвертой — подгруппы
(XX ХХХО) и на пятой — виды продукции (XX ХХХХ).

Коды 2 — 5-разрядных группировок продукции дополнены нулями до 6 разрядов и записываются с интервалом между вторым и третьим разрядами.

Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или пятой ступенях классификационного деления.

Для однозначности понимания и разграничения объемов используемых понятий отдельные позиции ОКП включают пояснения. Пояснения приведены непосредственно под наименованием позиции, к которой они относятся.

Пояснения приводятся для исключения возможности попадания в данную позицию классификатора объекта, входящего в другую его позицию, в целях единообразного понимания специалистами отдельных слов или словосочетаний в составе наименования позиции при необходимости уточнения области применения данной позиции или при необходимости перечисления объектов, которые могут входить в данную позицию.

Например:

58 5300 4 Детали водопропускных труб

Пояснение: включая плиты днищ, блоки плитных перекрытий, оголовки.

Использование этого классификатора в практике торговли и товароведения затруднено, так как группировка продукции не совпадает ни с торговой, ни с учебной классификациями товаров. Одни и те же товарные группы в ОКП входят в разные классы, поскольку выпускаются разными отраслями промышленности. Так, хозяйственные товары входят в десятки классов и подклассов продукции, имеющих различное кодовое обозначение. Таким образом, классификатор ОКП не отражает многих особенностей товаров и интересов торговли, в частности, он не учитывает потребительские свойства товаров.

Стандартная классификация

В товароведении возможно использование стандартной классификации , представленной в государственных и отраслевых стандартах.

Стандартная классификация используется для определения требований, номенклатуры показателей качества, условий и методов испытаний, контроля качества, для разработки порядка проведения и т. п. Эта система классификации отражена в Общероссийском классификаторе стандартов (ОКС).

Основные классификационные признаки, лежащие в основе деления товаров в соответствии со стандартной классификацией, — отраслевой и назначение. Классификация по признаку назначения зафиксирована в государственных стандартах четвертой системы, получившей название системы показателей качества. Например, трикотажные товары в соответствии с этой системой классификации делятся на верхние, бельевые, чулочно-носочные и перчаточные изделия.

Внешнеэкономическая классификация

Внешнеэкономическая классификация стала применяться в России сравнительно недавно. Эта классификация разработана на основе Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) и Комбинированной тарифно-статистической номенклатуры Европейского экономического сообщества (КН ЕЭС). Она нашла свое отражение в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) и служит основой для регулирования внешнеэкономической деятельности. Внешнеэкономическая классификация согласована с международными организациями и систематизирует все товары, которые являются предметом международной торговли.

В ТН ВЭД СНГ все товары однозначно отнесены к определенным классификационным группировкам. Пояснения по каждой классификационной группировке содержатся в Примечаниях к разделам, группам, конкретным товарным позициям и в Основных правилах интерпретации ТН ВЭД СНГ, имеющих юридическую силу.

Правильное определение положения товара в ТН ВЭД СНГ имеет решающее значение для анализа деятельности фирм и предприятий, регулирования производства и торговли, количественной и качественной оценки товаров, страхования, определения ставок таможенных пошлин и иных платежей, разработки режима экспорта-импорта тех или иных товаров, сопоставления данных по внешней торговле различных стран и проведения экономико-статистического анализа, для сопоставления цен на товары.

В ТН ВЭД СНГ кодирование товаров осуществляется десятизначным цифровым кодом, первые шесть разрядов которого соответствуют кодовому обозначению, принятому в системе кодирования ГС. Те же шесть разрядов, плюс седьмой и восьмой, формируют код товара по КН ЕЭС. Девятый и десятый разряды предназначены для детализации тех или иных товарных позиций с учетом интересов России и других членов содружества. Пока десятый разряд имеет нулевой код.

Существенный недостаток внешнеэкономической системы классификации — сложность в использовании: для определения положения товара и его кода необходимы специальные знания.

Общие правила и методы классификации

Классификация позволяет разделить товары на определенные категории или ступени в соответствии с принятым методом классификации. Деление осуществляется от высшей ступени классификации к низшей. Число ступеней классификации зависит от ее целей, задач, от сложности и количества классифицируемых объектов.

Высшими ступенями классификации являются раздел и класс. Средними ступенями классификации — группа и вид. После "вида" располагаются низшие ступени классификации, к которым относятся: разновидность, артикул. При классификации применяют также вспомогательные категории: подраздел, подкласс, подгруппа и др.

Вид — это основная классификационная характеристика товаров. Он представляет собой конечный продукт производства, имеет конкретное назначение и собственное название, которое отражает его внешнюю особенность или внутреннее содержание. Например, стакан, диван, ситец, яблоко, треска относятся к категории вида. Но, посуда, мебель, ткани, плоды и рыба к этой категории не относятся, так как объединяют несколько видов.

Общими правилами построения классификации следует считать:

  • установление цели классификации;
  • выбор метода классификации;
  • определение классификационных признаков;
  • установление последовательности классификационных признаков от более существенного к менее существенному;
  • определение числа ступеней классификации (количество фасет).

Количество признаков и ступеней классификации зависит от сложности и количества классифицируемых объектов, от целей классификации. Ступень классификации — это этап разделения множества на составляющие его части по одному из признаков. Глубина классификации характеризуется числом ступеней классификации, т. е. числом использованных признаков.

Методом классификации называют совокупность приемов (способов) разделения множества объектов на подмножества. Различают два метода классификации: фасетный и иерархический. Деление множества объектов каждым методом подчиняется определенным правилам. Методы и правила классификации составляют систему классификации .

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, не зависимые друг от друга группы — фасеты (от франц. facette — грань отшлифованного камня) (рис. 1).

Иерархический

Фасетный

Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, но они связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству. Каждый фасет характеризует одну из сторон распределяемого множества. Таким образом, фасетная система классификации представляет собой систему отдельных независимых (не подчиненных друг другу) группировок.

Использование фасетной системы во многих случаях облегчает составление классификаторов и кодирование объектов классификации.

Иерархический метод классификации характеризуется последовательным делением заданного множества объектов на подчиненные подмножества (рис. 1). Иерархическая система классификации отличается большой стройностью и возможностью группировки объектов по максимальному количеству признаков, но в то же время создает много трудностей при построении.

Сравнительная характеристика иерархического и фасетного методов классификации

Метод Достоинства Недостатки
Иерархический Последовательное деление множества на подмножества с взаимосвязанным подчинением. Ясно прослеживается соподчиненность. Каждая ступень классификации представляет собой совокупность сходных по одному признаку объектов. Фиксируются различия между объектами на разных ступенях классификации. Классификация хорошо приспособлена для ручной обработки информации Малая гибкость. Трудность построения. Определенность признаков и установлен-ный порядок их следования. Трудность включения новых признаков деления и новых товаров
Фасетный Каждый фасет характеризует одну особенность распределяемого множества. Возможность охвата или ограничения всех характеристик объектов классификации. Гибкость и приспособленность для компьютерной обработки Группировки не подчинены друг другу. Трудность в определении весомости классифицируемых характеристик объекта

Обязательным правилом построения иерархической классификации является то, что объекты на каждой ступени классификации группируют только по одному классификационному признаку . Например, нельзя одновременно делить посуду на стеклянную, столовую и эмалированную, а обувь — на резиновую, спортивную и лакированную, так как в этих группировках использовано несколько классификационных признаков (материал, назначение, характер покрытия).

Каждый метод классификации имеет свои плюсы и минусы. Поэтому при практическом решении классификационных задач наиболее целесообразно сочетать преимущества и фасетного, и иерархического методов классификации.

Основные классификационные признаки

Важнейшими классификационными признаками товаров являются назначение, исходные материалы (сырьевой состав), область применения, способ производства (особенности технологии), особенности происхождения, транспортабельность и др. Эти признаки служат основанием для объединения (или выделения) товаров в отдельные категории (группы).

Признак назначения определяет цель использования товара. Он может быть использован как на высших, так и на низших ступенях классификации (например, продовольственные и непродовольственные товары). На следующих ступенях классификации этот признак может конкретизироваться. Так, ножи, входящие в группу ножевых изделий вместе с ножницами, по назначению делятся на столовые, буфетные, кабинетные, хозяйственные, ремесленно-промысловые и складные.

Разделение по виду исходного сырья (материалов) позволяет выделить категории товаров с определенными потребительскими свойствами. Например, обувь с подошвой из натуральной кожи, обувь на резиновой подошве, обувь с верхом из натуральных и искусственных материалов.

По составу сырья колбасные изделия классифицируют на мясные, субпродуктовые и кровяные.

Деление товаров по признаку конструкции характерно для непродовольственных товаров. Так, в зависимости от особенностей конструкции стиральные машины могут быть барабанного и активаторного типа.

Для многих групп товаров важен классификационный признак деления их по способу производства. Способ производства предопределил формирование таких товарных групп, как ткани и трикотажные полотна.

Близкие к способу производства классификационные признаки — способ выращивания, способ обработки, особенности технологии. По этим признакам классифицируют в основном продовольственные товары. Например, по способу выращивания овощи подразделяются на грунтовые, тепличные, парниковые.

По происхождению бывают растительного происхождения (плоды, овощи, грибы, зерновые и др.), животного происхождения (мясные, рыбные и др.), минерального происхождения (поваренная соль), биосинтетического происхождения (уксус).

Очень часто товары делят по таким признакам, как срок и способ хранения, транспортабельность и т. п. Например, в зависимости от сроков хранения и качества яйца бывают диетическими и столовыми.

К классификационным признакам, которые встречаются реже и не во всех товарных группах, можно отнести: половозрастное деление (например, женская, мужская, детская обувь); условия эксплуатации (холодильники для тропического и умеренного климата); сезонность пользования (одежда зимняя, летняя, демисезонная, всесезонная); размерные признаки (размеры, габариты); комплектность (наборы, приборы, сервизы, гарнитуры); агрегатное состояние (мыло твердое и жидкое); способ упаковки (карамель фасованная, весовая, штучная) и др. Очевидно, что эти классификационные признаки предпочтительнее использовать на низших ступенях классификации.

Многие фундаментальные идеи классификации объектов любого рода восходят к понятиям аристотелевой логики. На эти понятия опирались, в частности, авторы первых систем классификации - Чезальпино и даже Линней, - пытавшиеся построить таксономические группы, «сущность» или «истинный характер» которых можно определить. В современной логике свойства, которыми обладают представители такой группы, выводятся из основного определения группы. К сожалению, строго дедуктивные принципы чистой логики нелегко применить к эмпирическому индуктивному миру науки, хотя такие специфические с философской точки зрения термины, как «вид» и «род», были перенесены в таксономию из логики и прижились там.

Постепенно обнаружилось, что ни для какой таксономической группы невозможно найти жесткое определение, выраженное через некоторый единственный диагностический признак или комплекс признаков. Ученые-практики (в отличие от представителей теоретической логики) ощущают, что существуют определенные естественные таксоны, каждый из которых объединяет организмы, обладающие большим числом общих признаков. В некоторых случаях те или иные организмы приходится без всяких сомнений относить к определенному таксону, несмотря на то что у них отсутствует один-два признака, считающихся для него обязательными. Так, у некоторых видов рыб отсутствуют эритроциты, хотя последние обычно считаются признаком, обязательным для всех позвоночных.

Следует различать так называемые монотетические и политетические группы, т. е. группы, имеющие либо одинаковые, либо различные наборы признаков (эта терминология была введена Снитом). Монотетическую группу получают путем надлежащей последовательности логических делений (классическая аристотелева система, или древо Порфирия), так что обладание определенным комплексом признаков оказывается необходимым и достаточным условием принадлежности экземпляра к данной группе. Построение монотетических групп при анализе фенетических данных всегда сопряжено с большими трудностями, так как организм, отклоняющийся от нормы по одному-единственному признаку, входящему в определяемый комплекс, будет автоматически исключен из группы.

Более того, если этот признак используется для составления первого подразделения ряда, то организм может легко попасть в группу, очень далеко отстоящую от той, с которой он в действительности имеет наибольшее сходство. При такой монотетической классификации не удается получать группы, соответствующие естественным таксонам.

Политетические группы определяются на основании большого числа общих признаков, ни один из которых не является необходимым или достаточным условием принадлежности к данной группе. Этот принцип значительно лучше согласуется с интуитивными представлениями о естественных таксонах, хотя в этом случае группы могут в некоторой мере перекрываться друг с другом, а построение ключей и иерархий более затруднительно, чем при монотетических классификациях.

Для иллюстрации основного различия между монотетическими и политетическими группами рассмотрим табл. 1, где наличие какого-либо признака обозначается знаком Легко видеть, что первые четыре индивидуума составляют политетическую группу, в которой каждый индивидуум обладает только тремя из четырех признаков А, В, С и D, но ни один из них не обладает признаками Е, F, G и Н. Другие четыре индивидуума образуют монотетическую группу. Все они обладают признаками Е и F и могут быть подразделены на две самостоятельные подгруппы. В первую подгруппу входят индивидуумы 5 и 6, имеющие признак G, а во вторую - индивидуумы 7 и 8 с признаком Н.

Таблица 1. Таблица, иллюстрирующая различие между монотетическими и политетическими группами (см. текст)

Разумеется, на практике число рассматриваемых признаков может быть значительно больше, чем в данном примере, и достигать 50-100. В этих случаях определение таксономических групп соответственно усложняется, особенно если имеются данные по большому числу индивидуумов (последние могут представлять собой отдельные организмы, но обычно это более общие биологические единицы, например виды). Чтобы эта работа не оказалась непосильной, необходимо применение специальных вычислительных методов, которые рассматриваются в последующих разделах.

Какие признаки следует выбирать для исследования в каждом конкретном случае, решить трудно. Характер их может быть самым различным (они могут быть морфологическими, физиологическими, гистологическими, серологическими, цитологическими, поведенческими, экологическими и т. д.) и требовать применения таких специальных методов, как хроматография, электрофорез, инфракрасная спектроскопия и т. п. Вообще говоря, надо думать, что наиболее целесообразно образовывать таксономические группы на основе очень широкого круга признаков. Однако вполне возможно, что таксоны, составленные для некоторой определенной цели, будут отличаться от таксонов, составленных с другой целью. Правильное решение этих вопросов можно получить только на эмпирической основе. Любая система классификации имеет объективную ценность лишь в том случае, если конкретное описание, которое она может обеспечить на основании имеющихся данных, позволяет осуществлять прогнозирование.


Loading...Loading...