Госдума отменила открепительные удостоверения. В россии отменили открепительные удостоверения на выборах Голосование без открепительных

Наконец нашёл законопроект по выборам Президента. Понимаю, что времени на внесение изменений уже нет, но явно опять законодатели предлагают что-то не то. На выборах Президента предлагается полностью отказаться от открепительных удостоверений. Отмена открепительных удостоверений лишит часть граждан возможности проголосовать на выборах.

Хотел бы «заступиться» за открепительные удостоверения. Механизм работающий, отлаженный, полностью заменить его предлагаемым в пункте 4.1 статьи 27 ФЗ не получится. Временной лаг в 3 дня с крайнего срока подачи заявления в УИК по месту пребывания до дня голосования (не уверен, что в окончательном варианте не окажется больше) это дыра в конституционных правах избирателей.

Пример – избиратель в эти три дня приехал в командировку, в отпуск, просто решил на выходные приехать в крупный город (в Москву на день Крыма). Он не подпадает ни под один пункт предлагаемого законопроекта. При наличии открепительных талонов данная коллизия исключена.

Основной аргумент против открепительных удостоверений не выдерживает никакой критики. Видите ли общество считает, что открепительные удостоверения используются для фальсификаций (согласен, так как в теме) – где доказательства, статистика и так далее? Общество считает, что фальсификации совершаются на всех этапах выборов – что, выборы отменить?

Общество против голосования по открепительным, потому что представляет следующий механизм – человек по ОДНОМУ открепительному голосует на нескольких участках. При существующем механизме учёта голосования по открепительным удостоверениям факт многократного использования открепительного удостоверения выявляется очень просто. По закону избиратель, голосующий по открепительному удостоверению, вносится в соответствующий список. Открепительное удостоверение ОТБИРАЕТСЯ при выдаче избирателю бюллетеней, убирается в конверт и этот конверт с открепительным сдаётся в ТИК вместе со всеми остальными документами. Т.е. при работе «по закону» использовать открепительное несколько раз просто невозможно. Если открепительное не забрать, в конверте или пусто, или не хватает открепительных. Дать право наблюдателям при подозрении на фальсификации с открепительными проверять документы, сданные в ТИК и фальсификации мгновенно вскрываются. Протокол выдачи бюллетеней по открепительным удостоверениям не бьётся с количеством открепительных в конверте (конвертах) с открепительными.

Что предлагается вместо открепительных удостоверений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон
"О выборах Президента Российской Федерации"

11) в статье 27:

а) дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:

"4.1. Избиратель, находящийся в день голосования вне своего места жительства, может быть включен в список избирателей по месту нахождения на основании заявления о включении в список избирателей по месту нахождения. В заявлении указываются адрес места нахождения избирателя в день голосования, адрес места жительства избирателя, дата рождения, место рождения, серия и номер паспорта. В случае подачи избирателем заявления о включении его в список избирателей по месту нахождения избиратель исключается из списка избирателей по месту своего жительства, о чем в соответствующей строке списка избирателей делается отметка: "Подал заявление о включении в список избирателей на избирательном участке №" с указанием номера избирательного участка, а при необходимости и наименования субъекта Российской Федерации. Обмен между избирательными комиссиями информацией о подаче избирателем заявления о включении его в список избирателей по месту нахождения осуществляется в том числе с использованием ГАС "Выборы". Порядок и сроки подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения, а также порядок обеспечения соответствующей избирательной комиссией возможности участия в голосовании избирателя, подавшего указанное заявление, устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации." - пока предполагается, что заявление можно будет подать не позже, чем за 3 дня до выборов.

То есть эта инициатива относится к избирателям, которые уже находятся на месте, где собираются голосовать, но не зарегистрированы в этом районе, причём они знают УИК, на котором будут голосовать. А открепительные удостоверения позволяют осуществить своё конституционное право проголосовать на выборах тем, кто СОБИРАЕТСЯ проголосовать там, где он окажется в день голосования. И он понятия не имеет, на каком УИК ему будет удобно проголосовать. Две совершенно разные категории граждан.

Сегодня Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении пакет законопроектов об отмене открепительных удостоверений на выборах.

Законопроекты позволяют избирателям, отсутствующим в день выборов по месту регистрации, голосовать по заявлению о включении в список избирателей по месту голосования. Наблюдатели получат право знакомиться со сведениями об избирателях, подавших такие заявления.

Удачное совпадение

В 2018 г. выборы президента приходятся на неделю, на которую выпадает Международный женский день 8 марта. В соответствии с принятой поправкой выборы могут быть перенесены на следующее воскресенье, которое выпадает на 18 марта и совпадает с 18 марта, днем присоединения Крыма к России.

Сроки подачи заявления - от 45 дней до 14 часов за день до голосования. Заявление может быть подано избирателем только лично по предъявлении паспорта, а также через портал госуслуг либо через МФЦ. На заявления будут наклеивать особые марки во избежание подделок. В день голосования избиратель может быть включен в список избирателей только по решению участковой избирательной комиссии и только после установления факта того, что он не проголосовал на другом избирательном участке.

Если в мае законопроекты примет Совет Федерации и одобрит президент, новый порядок голосования пройдет испытание более чем в 20 регионах, где осенью будут выбирать губернаторов и депутатов. «Мы не скрываем, что для нас это серьезное тестирование перед выборами президента», – говорил ранее зампред ЦИК Николай Булаев.

Отмена открепительных удостоверений была в списке по повышению явки на президентских выборах, по некоторым оценкам, рост явки может достигать 10%. Недавно начальник управления внутренней политики президента Андрей Ярин заявил, что о показателях в 70% явки и 70% голосов за основного кандидата на предстоящих президентских выборах речи не идет, главное - обеспечить прозрачность выборов. Ранее собеседники «Ведомостей» в администрации президента говорили о необходимости реализации на президентских выборах формулы «70 на 70». Согласно мартовскому опросу ВЦИОМ, уже сейчас 69,9% россиян говорят, что примут участие в выборах.

Новость из разряда не совсем обычных, хоть и ожидаемых: на выборах в России больше не будут использоваться открепительные удостоверения. Необычной ее делает то, что такие удостоверения являются одним из самых старых элементов выборного процесса в РФ. Это нововведение отвечает развитию сразу двух демократических прав: на свободу передвижения и на участие в выборах. Законодатель и ЦИК стараются предотвратить при этом потенциалные злоупотребления.

Поправки в избирательное законодательство, отменяющие открепительные удостоверения и позволяющие голосовать не по месту регистрации приняты в среду в окончательном третьем чтении. Голосовать по фактическому местонахождению можно будет уже с единого дня голосования, то есть с 10 сентября с. г., и, конечно, на президентских выборах 18 марта 2018 года. Перенос президентских выборов с 11 марта на эту дату депутаты также утвердили в среду.

Законопроект, у которого есть все шансы быть утвержденным Совфедом (на стадии Думы он уже прошел коррекцию после первого чтения в апреле) устанавливает сроки включения граждан в списки избирателей по месту фактического пребывания. ТАСС со ссылкой на пояснения ЦИК сообщает, что общем случае подавать заявления об этом нужно не позднее чем за пять дней, но если вы находитесь в срочной, подтвержденной документами командировке (или, например, попали в больницу вдалеке о дома), то - не позднее 14:00 субботы накануне выборов. Подать заявление можно в территориальной или в участковой избирательной комиссии, а также через портал "Госуслуги" или в многофункциональных центрах (МФЦ).

На заявление, во избежание фальсификаций и повторного голосования будут наклеены специальные марки. При этом для голосования путешественников будут выделены специальные участки: от 9 тыс. до 15 тыс., в то время, как всего в России их 95 тысяч.

Отвечая на вопрос, о том, каков все-таки, при отсутствии открепительных удостоверений, механизм страховки от нарушений на выборах, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов сказал, что будут проверяться, сличаться по разным участкам списки зарегистрировавшихся, а также - проголосовавших, чтобы выявить гипотетическую возможность голосования в нескольких местах одного и того же лица. Другой элемент защитного механизма - карательный.

Выше штрафы

Голосовать с нарушением закона удавалось и прежде, говорит Дмитрий Орлов, применялись так называемые «карусельные» и «автобусные» технологии. Теперь же, и на это следует обратить особое внимание, выросла ответственность за нарушение избирательного законодательства. Таким образом, возможность реализации гражданами избирательного права существенно выросла, а риск масштабного нарушения закона, наоборот, снизился, считает политолог, отмечая также, что прежде желающим проголосовать, но находящимся в отъезде приходилось прибегать к весьма сложной процедуре или нести затраты, чтобы успеть вернуться вовремя к месту регистрации.

Таких, а также тех, кому приходилось просто отказаться от намерения проголосовать, как выясняется, было очень много. Глава ЦИК РФ Элла Памфилова заявила, что новый закон коснется от 5 до 20 млн человек.

В подтверждение слов политолога можно добавить, что Элла Памфилова рассказала об изучении ЦИКом возможности публиковать в интернете личные данные людей, включенных в избирательные списки по каждому участку (усеченно, так, чтобы это было в рамках закона о защите персональных данных). А возможность публикации информации о количестве открепившихся/прикрепившихся избирателей уже предусмотрена и такие данные будут обнародоваться на сайте комиссии за два дня до выборов.

В ЦИК ожидают также, что нововведение позволит отказаться от практики досрочного голосования, к которому ранее было много претензий и которое в настоящее время разрешено только на региональном уровне.

А штрафы за нарушения на выборах возрастают кратно: человек, проголосовавший несколько раз, а также организатор такого голосования, будучи раскрытыми, заплатят штрафы в 30 тыс. руб. Выдача бюллетеня "в целях предоставления возможности проголосовать вместо избирателя" или проголосовать более одного раза, а также выдача (и получение) заранее заполненного бюллетеня будет наказываться штрафом от 3,5 тыс. до 30 тыс. руб. Штраф за неоднократные административные правонарушения такого рода составит 50 тыс. руб.

Правообладатель иллюстрации Рюмин Александр/ТАСС Image caption С отменой открепительных "карусели" на выборах могут уйти в прошлое

На президентских выборах в 2018 году не будут использоваться открепительные удостоверения, если парламент примет поправки в закон о выборах. С помощью открепительных на выборах устраивались фальсификации. Власти хотят избежать обвинений в нечестных выборах, считают эксперты.

Открепительные удостоверения не должны больше использоваться на избирательных участках на выборах в России. Законопроект с такими поправками внесли в пятницу в Госдуму председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас и член комитета по федеративному устройству Анатолий Широков. Как сказал Клишас РИА Новости, поправки согласованы с Центризбиркомом.

"Я не думаю, что открепительные удостоверения являются механизмом фальсификации, но у нас в обществе сложилось мнение, что это так. Выборы должны быть более прозрачными, опасения общества, если они имеются, должны быть учтены, даже если эти опасения излишни", - пояснил сенатор.

Предложение поддержала председатель Центризбиркома Элла Памфилова. "Если поправки в законодательство будут приняты, то мы создадим максимально благоприятные условия для возможности голосования людей по принципу "презумпции доверия". Это снимет все бюрократические процедуры", - сказала Памфилова Интерфаксу.

Больше никаких " каруселей "

Теперь избиратели, которые в день выборов не будут находиться по месту жительства, но хотят проголосовать, смогут быть включены в список избирателей там, где они находятся. Нужно будет подать заявку на включение со всеми своими данными.

Порядок и сроки подачи заявок, а также систему контроля над этой системой установит ЦИК. Российские избиратели, которые находятся за рубежом, также смогут проголосовать, подав заявление на включение в список избирателей на избирательных участках за границей.

Сенаторы также предложили наказание за повторное голосование одного и того же человека штрафом в размере 30 тыс. рублей. Столько же придется заплатить тем, кто попытается проголосовать за другого избирателя, а также тем членам избирательных комиссий, которые выдадут бюллетень таким правонарушителям.

Открепительные удостоверения давно себя изжили, говорит сопредседатель движения в защиту прав избирателей "Голос" Григорий Мельконьянц.

"Большой вопрос, успеют ли в ЦИКе подготовиться к президентским выборам . Это самая большая проблема. Вполне возможно создать такую систему [электронного контроля за списками избирателей]. Но насколько удастся ее апробировать, чтобы на выборах президента не было сюрпризов? Также за этой системой нужна независимая система наблюдения для прозрачности самого процесса", - рассуждает Мельконьянц.

По его словам, если такая система будет развернута на уровне участковых избирательных комиссий, как в Молдавии, то так независимым наблюдателям будет проще контролировать процесс. "Но у нас скорее всего до участковых комиссий не дойдут, это будет уровень территориальных комиссий, а так гораздо сложнее проверить, кого в какой список включили или нет", - предостерегает эксперт.

Открепительные удостоверения были источником злоупотреблений на выборах, говорит профессор Европейского университета Григорий Голосов. С помощью них устраивались "карусели" - это когда голосующих с открепительными возили по участкам на автобусах.

"Путин, судя по составу участников выборов, не сомневается в том, что он их выиграет. И если нет особой необходимости прибегать к манипуляциям, то незачем это делать, это рискованно. Для избирателей неважно, отменили открепительные или нет, а с точки зрения предвыборной риторики это снижает риски обвинений в нелегитимности выборов", - объясняет политолог.

Явку отмена открепительных не повысит, считает Голосов. По его словам, большинство граждан ими не пользовались, они в основном были способом манипулировать результатами голосования.

Еще больше демократии

Законопроект Клишаса и Широкова предусматривает не только отмену открепительных, в нем также речь идет о расширении полномочий наблюдателей.

"В целях обеспечения гласности на выборах президента Российской Федерации законопроектом предусматривается более либеральный подход к процедуре назначения наблюдателей", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Сенаторы предлагают отказаться от так называемого "крепостного права" для наблюдателей, которое было принято год назад. Тогда парламент ввел норму, согласно которой партия или кандидат могут направить на конкретный участок не более двух наблюдателей.

Авторы законопроекта объясняют необходимость этой меры другим своим предложением - об увеличении числа избирательных участков. Предлагается сократить максимальную численность избирателей на одном участке до 1,5 тыс. человек (сейчас 3 тыс.), поэтому участков потребуется больше.

Законопроект также предлагает ввести в закон о выборах президента возможность видеонаблюдения. Сейчас в законе это не прописано.

Журналистам разрешат присутствовать при подсчете голосов на избирательных участках, следует из документа. Сейчас это разрешено только членам комиссии.

Если закон будет принят, кандидаты смогут бесплатно распространять агитационные материалы стоимостью не больше 100 руб. Кроме того, законопроект предлагает запретить снимать кандидата с выборов, если среди собранных им подписей избирателей неразборчиво указан или отсутствует адрес.

Выборы президента России должны пройти в марте 2018 года. Действующий глава государства Владимир Путин пока не заявлял о планах баллотироваться на новый срок. Его пресс-секретарь Дмитрий Песков говорил, что еще рано ставить вопрос об этом. О намерении баллотироваться заявляли оппозиционер Алексей Навальный и лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Две другие парламентские партии - КПРФ и "Справедливая Россия" - пока не определились с кандидатами.

Проект закона о внесении изменений в закон о выборах Президента, внесённый сенатором Клишасом, до внесения одобренный Центральной избирательной комиссией России.

Самой главной новацией законопроекта является отмена открепительных удостоверений на выборах Президента России. Предполагается включение избирателя в список избирателей на основании письменного заявления, поданного заблаговременно на любом участке по месту временного нахождения или же на основании простой явки избирателя на специально определённые для этих целей избирательные участки или же на любой участок, находящийся за рубежом.

Институт открепительного удостоверения существует в нашем законодательстве с приснопамятного 1937 года. Статья 15 Положения о выборах в Верховный Совет СССР, принятого 4-й сессией ЦИК СССР VII созыва 9 июля 1937 года устанавливала: "При перемене избирателем места своего пребывания в срок между опубликованием списка избирателей и днем выборов соответствующий Совет депутатов трудящихся выдает ему по форме, установленной Центральной избирательной комиссией, «удостоверение на право голосования» и отмечает в списке избирателей — «выбыл»; в пункте нового местожительства — постоянного или временного — избиратель вносится в список избирателей при пред"явлении удостоверения личности, а также «удостоверения на право голосования».

В телепередаче "Старая квартира", шедшей в конце 1990-х годов, один из агитаторов, работавших на советских выборах, вспоминал, что при помощи открепительных удостоверений во времена социализма "нагоняли" явку до 99 процентов: заранее при обходе квартир определялись те граждане, которые не пойдут на выборы, после чего таким нехитрым способом они исключались из списка избирателей. Может, так оно и было: советские "выборы" - феномен изученный не слишком хорошо.

Так что открепительное удостоверение - явление хорошо изученное и достаточно активно применяемое. Особенно с учётом того, что всё больше и больше россиян живут или пребывают в день голосования не по месту официальной регистрации по месту жительства.

Правда, если в 1937 году избирателю по предъявлению удостоверения выдавали весь комплект бюллетеней по соответствуюющему участку, то сейчас он обеспечивается только бюллетенями своего округа. А, находясь вне округа, только бюллетенями по пропорциональному голосованию. В-общем, на президентских выборах всё понятнее всего - любой избиратель может получить бюллетень образца, единого для всей федерации, а то, в каком именно регионе он его получит, для итогов голосования по стране в целом не имеет никакого юридического значения: бюллетень один, победитель тоже один.

Зато приёмка с Гознака, рассылка по регионам и пересчёт в регионах открепительных удостоверений с последующей передачей в районы, а оттуда - в участковые комиссии - это замечательный вид спорта для членов избирательных комиссий всех уровней. Сначала принять и пересчитать, потом - выдать избирателям и учесть в протоколах комиссий. И чтобы всё сошлось до одной штуки. Бланки строгой отчётности, как-никак.

Воспоминания наблюдателей в различных регионах страны могут позволить увидеть разные способы возможных нарушений с открепительными удостоверениями - от выдачи бюллетеней не по своему округу до выдачи открепительных одним лицам с вписыванием в них других лиц. Благо, в Калининградской области такого не было, так что нам в этом плане есть чем гордиться. Но описываемые нарушения объединяет то, что для них и открепительные удостоверения не нужны и являются лишь дополнительным предметом антуража, в то время, как для большинства избирателей их получение может представлять известную сложность.

Ну отвыкли уже избиратели ходить на участок более одного раза, а потому избирательное право, за которое прежде боролись, приходится превращать в удобный клиентский сервис.

В 21 веке информационные технологии теоретически позволяют сделать единый список избирателей для всей страны или всего региона, чтобы избирателю было достаточно прийти куда угодно. Разве что за исключением "медвежьих углов" и иных районов, куда и так особо не захочешь добираться или же требуется непропорционально много времени, чтобы добраться. А потому вполне можно было бы поставить систему голосования в режим "реального времени", чтобы, подобно расчёту банковской картой, система сразу фиксировала, голосовал уже избиратель в другом месте или не голосовал. Даже явку можно будет вести ежесекундно, не говоря об отсутствии необходимости возни с большим количеством бумажной документации, которую потом всё равно изучают единицы.

Только вот понятно, что вопрос не столько в технических возможностях формирования единого электронного реестра избирателей на каждом участке (или же - вообще голосования из дома через систему "Госуслуги"), а в доверии к этой процедуре со стороны гражданского общества. В разных странах её решают по-разному. В Армении, например, вывешиванием распечатанных списков каждого участка на стене. Но, при желании, любую даже самую зарегламентированную и задокументированную процедуру можно использовать для злоупотреблений (или же, что ещё проще, заявить о мнимых злоупотреблениях), если к ней не будет доверия. Даже если она будет абсолютно прозрачной.

Только вот доверие повысить одними институциональными методами достаточно сложно. Оно формируется постепенно, десятилетиями, причём - в совершенно различных институтах и разными способами. Но вот как это делать - совсем другая история, к которой открепительные удостоверения не имеют никакого отношения.

Loading...Loading...