Икона в храме живоносный источник. Празднование иконы Живоносный Источник

Мало кому известно, что в мире существует около 800 ликов Богородицы. И через каждый из своих образов она являет нуждающимся и с верой просящим свою великую милость и помощь, когда, казалось бы, ничто уже не способно рассеять сгустившуюся тьму в душе и в жизни. Одной из знаменитых икон, изображающих Матерь Божию, является святое полотно под названием «Живоносный Источник». Подле него чаще всего возносят молитвы об исцелении в болезнях телесных и душевных. Праздник Явления иконы Божией Матери «Живоносный Источник» православные христиане отмечают ежегодно в пятницу недели Пасхи. В 2019 году он выпадает на 3 мая.


Описание иконы «Живоносный Источник»

Образ Божьей Матери «Живоносный Источник» нельзя назвать оригинальным. Прототипом для его создания стало древнее изображение Пречистой «Никопея Кириотисса», что по-русски означает «Владычица Победодательница», по одной версии византийского, по другой - греческого происхождения. Последняя в свою очередь была написана с богородичного лика «Знамение», иначе - «Оранта», одного из наиболее старинных.


Первоначально икона «Живоносный Источник» не имела в своем изображении ключевой детали, давшей повод к наименованию образа именно таким образом - то есть, собственно, источника. Позже она обзавелась-таки чашей (фиалой), а спустя еще какое-то время и фонтаном с водоемом. Однако на этом совершенствование святого изображения не закончилось. Правда, сие касается русского варианта иконы, который возник не ранее XVII-го века. На ней постепенно возник деревянный кладезь с бъющей водной струей. Вокруг же данного рукотворного источника иконописец поместил вселенских святителей: Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Они черпают святую воду, даруемую кладезем, и угощают ею больных людей, стоящих тут же. Данную икону глубоко почитал святой Серафим Саровский.


Кстати, одно из древнейших изображений «Живоносного Источника» или образов, его напоминающих, то есть типа «Оранта» было найдено археологами на территории Крыма. Оно датировано концом XIII - началом XIV вв. и нанесено на глиняное блюдце. Матерь Божия изображена на данном образе в чаше и с воздетыми к небесам руками. В середине XIV столетия икона под названием «Живоносный Источник» выглядела уже следующим образом: Богородица с Младенцем на лоне стоит в кладезе, напоминающем крещенскую купель.

Следует отметить, что изображение источника нашло место не только на иконе Божьей Матери «Живоносный Источник». Так, оно присутствует и на иконах Богородицы «Жировицкая», «Благовещение Божией Матери у кладезя», «Водительница». Мы наблюдаем эту особенность по причине того, что источник испокон веков и на момент написания перечисленных святых образов воспринимался в качестве символа Божьей благодати и помощи Девы Марии. С течением времени данное значение менялось, приобрело более широкие смысловые рамки. Теперь источник считается олицетворением еще и самого источника как такового - места, где была засвидетельствована милость Богородицы, и храма, воздвигнутого на месте Божественного кладезя, и, собственно Живоносного Первоисточника.



Существуют композиционно достаточно сложные варианты иконы, в которых самостоятельный образ Пречистой является лишь составляющей. Таков, к примеру, образ «Живоносного Источника», присутствующий в московском Ильинском храме что на Черкизове. Изображение кладезя вписано в полукруг, Слева у полей можно наблюдать Цареградскую икону Богородицы, икону последней «Умягчение злых сердец», а также изображение святителя Иерусалимского Кирилла. С правой стороны располагаются святые образы Божией Матери «Взыскание погибших» и Иерусалимская», святителя Иерусалимского Софрония. Основу же композиции образуют изображения собственно явления Владычицы и Святителя Николая пономарю Георгию у соснового кладезя. Ну, а в центре располагается богородичная икона «О Всепетая Мати». Все это великолепие изображено на фоне звездного неба. Край мафория украшает гимн-молитва преподобного Иоанна Дамаскина: «О всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово, нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти и грядущия изми муки о Тебе вопиющих: Алилуиа».

Явление Божией Матери

О чудесном Живоносном Источнике рассказывает легенда. Согласно этому преданию в V веке н.э. недалеко от столицы Византии - Константинополя располагалась роща, посвященная Пресвятой Богородице. Сей лесок был уникален, ведь в нем находился животворный источник. Вода, извергаемая им, дарила людям, пьющим ее и омывающим в ней свое тело, исцеление от всяческих недугов, как телесных, так и душевных. Однако случилось так, что за волшебным кладезем никто не ухаживал, и место это постепенно поросло кустарником, сорной травой, а святую воду затянуло болотистой тиной.



Как-то раз Лев Маркелл I, будущий византийский император, ехал через рощу. По пути ему встретился слепец, мучимый усталостью и томимый жаждой. Душу Льва наполнила жалость к страдальцу. Повинуясь зову сердца, он отвел слепца в тень, усадил под деревьями, сам же пошел искать воду для несчастного. Поиски не приносили результатов, и Лев уже совсем выбился из сил, как вдруг услышал голос, произнесший: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь, близко». Воодушевленный чудесной подсказкой, будущий правитель христианской державы вновь принялся искать источник, но найти все равно не мог. И снова голос направил его. «Царь Лев! - сказал невидимка. - «Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие мое Имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».

Лев все сделал, как велел голос. В итоге к слепцу вернулось зрение и он продолжил свой путь, вознося благодарственные молитвы Божьей Матери. В дальнейшем и второе предсказание Девы Марии сбылось. Когда Лев Маркелл стал императором (457-473 гг.), он приказал своим людям привести родник в должный вид, а рядом построил храм во имя Пресвятой Богородицы. Чудотворный же источник нарек Живоносным.

Есть другое предание, относящееся к более позднему времени. Правитель Византии Юстиниан Великий (527-565 гг.) страдал тяжелым телесным недугом. Однажды среди ночи он услышал голос, сказавший: «Ты не можешь вернуть себе здоровье, если не напьешься из Моего источника». Юстиниан не имел ни малейшего понятия о существовании чудотворного богородичного кладезя в роще, а потому не принял данное утверждение всерьез. Но Дева Мария явилась ему вторично днем и повторила ночной совет. Тогда Юстиниан повиновался и тотчас был исцелен.

Живоносный Источник просуществовал до 1821 года, несмотря на то, что Византия уже в 1453 году оказалась под властью турков. Его засыпали, но в 1833 году восстановили. Это произошло при Патриархе Константине I. Сегодня здесь находится женский монастырь.

В V веке близ Константинополя находилась роща, посвящённая, по преданию, Пресвятой Богородице. В этой роще был источник, с давних пор прославленный чудесами, но постепенно заросший кустарником и тиной. В 450 году воин Лев Маркелл, будущий император, встретив в этом месте заблудившегося слепца, помог ему выбраться на тропинку и устроиться в тени. В поисках воды для выбившегося из сил путника он услышал голос Богородицы, повелевающей найти заросший источник и помазать тиной глаза слепому. Когда Лев исполнил повеление, слепой немедленно прозрел. Божия Матерь предрекла также Льву, что он станет императором, и через семь лет предсказание это исполнилось.

Став императором, Лев Маркелл вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери и распорядился очистить источник, обнести его каменным кругом и на нём воздвигнуть храм в честь Богородицы. Святой ключ императором был назван «Живоносным источником», так как в нём проявилась чудодейственная благодать Божией Матери. Так же была названа и икона, написанная для новой церкви.

В VI веке император Юстиниан Великий, после того, как, испив воду из источника, излечился от тяжкой болезни, выстроил около храма, устроенного императором Львом, новый храм, при котором был создан многолюдный монастырь. В XV столетии после падения Византийской империи храм «Живоносный источник» был разрушен мусульманами. Выстроенная впоследствии небольшая церковь была в 1821 году также разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь разобрали развалины, расчистили источник и по-прежнему черпали из него живоносную воду. После получения православными некоего послабления в совершении богослужений над Живоносным источником был вновь выстроен храм, при котором устроили больницу и богадельню.

Икону Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» глубоко чтили на Руси. В Саровской пустыни в честь этой иконы был воздвигнут храм. Те больные богомольцы, которых преподобный Серафим Саровский посылал молиться перед чудотворной иконой, получали от неё исцеление.

В пятницу Светлой седмицы после Литургии в православных храмах обычно совершается водосвятный молебен перед иконой Божией Матери «Живоносный источник». Водой, освящённой на этом молебне, верующие окропляют свои сады и огороды, призывая помощь Господа и Его Пречистой Матери на дарование урожая.

День празднования: пятница Светлой седмицы.
Еще об иконе «Живоносный Источник»

«Живоносный Источник» чудотворная икона Божией Матери, находившаяся в константинопольском монастыре Богоматери Пиги (Источника), исполненная на стене в технике мозаики в 14 веке. В иконографическом типе «Живоносный Источник» (Зоодохос Пиги), получившем большое распространение в поствизантийский период в итало-критской живописи, Богоматерь с Младенцем Христом изображена погрудно, сидящей в бассейне в виде большой каменной чаши, из которой через сливные отверстия вода изливается в нижний бассейн; внизу - фигуры жаждущих исцеления людей. На Руси иконы «Живоносный Источник» появились в 17 веке. В 18-19 веках особо чтимые иконы «Живоносный Источник» находились в Саровской пустыни, в Туле, в Новодевичьем монастыре в Москве и во многих других городах по всей России, в том числе в Соловецком монастыре (написана по заказу соловецкого архимандрита в Константинополе).

Празднование иконы «Живоносный Источник» - в пасхальную пятницу.

Ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь совершает празднество иконе Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник».

В V веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной.

Однажды воин Лев Маркелл, будущий император, встретил в этом месте слепца, беспомощного путника, сбившегося с дороги. Лев помог ему выйти на тропинку и устроиться в тени для отдыха, а сам отправился на поиски воды для освежения слепого. Вдруг он услышал женский голос: «Лев! Не ищи воды далеко, она здесь близко». Удивленный таинственным голосом, он стал искать воду, но не нашел. Когда же остановился в печали и задумчивости, вторично раздался тот же голос: «Царь Лев! Пойди под сень этой рощи, почерпни воды, которую там найдешь, и напой ею жаждущего. Тину же, которую найдешь в источнике, положи на его глаза. Потом ты узнаешь, кто Я, освящающая это место. Я помогу тебе вскоре воздвигнуть здесь во имя Мое храм, и все, приходящие сюда с верою и призывающие Мое имя, получат исполнение своих молитв и полное исцеление от недугов».

Когда Лев исполнил все повеленное, то слепой немедленно прозрел и без проводника пошел в Константинополь, прославляя Богоматерь. Это чудо совершилось при императоре Маркиане (391-457).

Императора Маркиана сменил Лев Маркелл (457-473). Он вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери, приказал очистить источник и заключить в каменный круг, над которым был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Император Лев назвал этот родник «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

Император Юстиниан Великий (527-565) был человеком глубоко приверженным к православной вере. Он долго мучился водяной болезнью. Однажды в полночь он услышал голос: «Ты не можешь вернуть себе здоровья, если не напьешься из Моего источника». Царь не знал, о каком источнике говорит голос, и впал в уныние. Тогда Божия Матерь явилась ему уже днем и сказала: «Встань, царь, иди на Мой источник, выпей из него воды и будешь, как прежде, здоров». Больной исполнил волю Владычицы и вскоре выздоровел. Благодарный император воздвиг около храма, устроенного Львом, новый великолепный храм, при котором впоследствии был создан многолюдный монастырь.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. К развалинам храма приставили стражника-турка, который не позволял подходить к этому месту. Постепенно строгость запрета смягчилась, и христиане поставили там небольшую церковь. Но и она в 1821 году была разрушена, а источник засыпан. Христиане вновь очистили развалины, открыли источник и по-прежнему черпали из него воду. Впоследствии в одном окне среди обломков был найден полусгнивший от времени и сырости лист с записью десяти чудес от Живоносного источника, совершившихся с 1824 по 1829 годы. При султане Махмуде православные получили некоторую свободу в совершении богослужения. Они воспользовались ею, чтобы в третий раз воздвигнуть храм над Живоносным источником. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню.

Явление Льву Маркеллу Божией Матери совершилось 4 апреля 450 года. В этот день, а также ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с Пасхальным крестным ходом.

Иконографически образ Божией Матери «Живоносныи Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» — «Владычица Победодательница».

Первоначально образ Богородицы именуемый «Живоносный Источник» распространялся в списках без изображения источника. Затем в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоем и фонтан. Образ Божией Матери «Никопеи Кириотиссы» в свою очередь восходит к одному из первоначальных Богородичных изображений — «Знамению».

Одно из древних изображений, напоминающих образ Божией Матери «Живоносный Источник», относится к концу XIII — началу XIV веков. На глиняном блюде, найденном в Крыму, Божия Матерь изображена в чаше в образе Оранты, с воздетыми в молитве руками. Изображение Богоматери «Живоносный Источник» середины XIV века описывает церковный историк Никифор Каллист, составитель службы этой иконе и синаксаря. Он повествует, что в середине фиалы, похожей на крещенскую купель, установленной над источником, была изображена Богоматерь с Младенцем Христом на лоне. Иногда такая икона называется «Живоносная Источница», иногда — «Живоприемный Источник» и даже просто «Источная». Богоматерь есть Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос, Путь, Истина, Сама Жизнь. Изображение «Живоносного Источника», относящееся к 1-й половине XV века, находится на Святой Горе Афон. Здесь, в нарфике придела во имя великомученика Георгия Победоносца в монастыре святого Павла, находится фреска письма Андроника Византийца. Образ Божией Матери с благословляющим Младенцем представлен в широкой фиале. По сторонам читается надпись по-гречески: «Живоносный Источник».

Начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемые «Живоносный Источник». В России они получили особенно широкое распространение. Но ранее XVII века русских композиций па эту тему не известно. Глубоко почитал этот образ преподобный Серафим Саровский и увещевал приходивших к нему молиться и искать утешения и исцеления перед этой Богородичной, иконой. В середине прошлого столетия иеросхимонах Иоанникий принес из Константинополя в Саровскую обитель чтимую икону, изображающую Явление Богоматери на Живоносном источнике. В 1873 году в Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре был устроен великолепный храм в честь иконы «Живоносный Источник». Кроме Саровской обители, известны подобные иконы в храмах многих епархий Русской Православной Церкви.

На Руси композиция иконы «Живоносный Источник» постепенно усложняется. Появляется деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами.

Представление об источниках, как символе помощи Божией Матери и благодати Божией, достаточно древнее. На многих Богородичных иконах, например «Водительницы», Жировицкой, иконы «Благовещения Божией Матери у кладезя», неизменно присутствует изображение источника. Само название источника потеряло свое прежнее узкое значение. Оно стало употребляться в более широком смысле. Его относят и к самому источнику, у которого была засвидетельствована милость Богородицы, и к Богоматери — Первоисточнику Живоносному, и к храму, построенному на месте источника. Соответственно и обновление храма «Живоносного источника», которое воспоминается в Светлый пяток, подобно обновлению храма Воскресения в Иерусалиме и освящению храма в честь великомученика Георгия Победоносца в Лидде, тоже вышло за рамки местного события. И каждую икону Божией Матери в этом широком смысле можно назвать «Живоносный Источник», имея в виду помощь Пресвятой Богородицы и Ее богатую милость.

Со временем композиция иконы усложнилась настолько, что самостоятельный образ Божией Матери «Живоносный Источник» стал лишь составляющим в общей сложной композиции. Так, в 1668 году известный русский иконописец Симон Ушаков с одним из своих учеников написал икону Живоносный Источник «с чудесами». В шестнадцати клеймах он изобразил чудеса Богоматери, совершившиеся у Живоносного источника.

Богословское содержание иконы «Живоносный Источник» догматично. Наиболее ярко проявляется оно в службе этой иконе. В каждом молитвословии центральное место занимает идея всемирного заступничества Богоматери, Ее неустанного ходатайства перед Божественным Сыном. Ее всесильной и обильной помощи всем нуждающимся. Смысл иконы раскрывается двояко: подчеркивается рождение Пресвятой Девою Жизни Присносущной — Сына Божия во плоти и в отношении Ее к миру — врачевство от всяких недугов.

Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый Пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник».

Не случайно празднование в честь этого образа совершается в пятницу. Пятница — день Крестных страданий Господа Иисуса Христа. Это день страданий и Самой Божией Матери. В этот же день страданиями Христовыми совершалось величайшее спасительное дело Божие о человеке, и весь род человеческий чрез апостола Иоанна был усыновлен Божией Матери (Ин. 19, 26-27). Воскресением же Христовым смерть умертвилась (6-я песнь канона праздника Пасхи) и печаль Матери Божией преложилась в радость (Ин. 16. 20). Эта мысль в отношении Ко Пресвятой Богородице особенно ярко выражена в тропаре 8-й песни канона «Живоносному Источнику»: «Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси — Царя Христа вовеки!».

Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием.

В V веке близ Константинополя находилась роща, посвящённая, по преданию, Пресвятой Богородице. В этой роще был источник, с давних пор прославленный чудесами, но постепенно заросший кустарником и тиной. В 450 году воин Лев Маркелл, будущий император, встретив в этом месте заблудившегося слепца, помог ему выбраться на тропинку и устроиться в тени. В поисках воды для выбившегося из сил путника он услышал голос Богородицы, повелевающей найти заросший источник и помазать тиной глаза слепому. Когда Лев исполнил повеление, слепой немедленно прозрел. Божия Матерь предрекла также Льву, что он станет императором, и через семь лет предсказание это исполнилось.

Став императором, Лев Маркелл вспомнил о явлении и предсказании Божией Матери и распорядился очистить источник, обнести его каменным кругом и на нём воздвигнуть храм в честь Богородицы. Святой ключ был назван императором «Живоносным источник. Так же была названа и икона Богородицы, написанная для новой церкви.

В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен мусульманами. И только в 1834-1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм.

Так уж сложилась история, что все знаменитые константинопольские монастыри перестроены в мечети или лежат ныне в развалинах. А небольшой, стоящий на источнике — жив до сих пор. Уже полторы тысячи лет приходят люди в место, которое турки назвали «Балыклы», и набирают в бутылочки воду. Кругом источника устроены чуланы, где обливают больных; к воде беспрестанно приходят: греки, турки, турчанки, армяне, католики, — все со слезами просят Царицу небесную и принимают исцеление. Магометане невольно исповедуют Богоматерь и говорят: «велика в женах св. Мария!» и называют воду: «св. Мария»

Один фессалиец с молодости испытывал сильное желание посетить Живоносный источник. Наконец, ему удалось отправиться в путь, но в пути он тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, фессалиец взял слово со своих спутников, чтобы они не предавали его погребению, а отвезли тело к Живоносному источнику, там возлили на него три сосуда с живоносной водой и только после этого погребли. Желание его было исполнено, и у Живоносного источника к фессалийцу вернулась жизнь. Он принял иночество и в благочестии провел последние дни жизни.

Иконографически образ Божией Матери «Живоносный Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» - «Владычица Победодательница», которая, в свою очередь, восходит к изображению типа «Знамение».

Первоначально образ «Живоносный Источник» распространялся в списках без изображения источника. Таков влахернский чудотворный образ, выполненный из мрамора, находящийся близ императорской купальни. На нем изображена Богородица, из рук Которой истекает святая вода? «агиасма». Позднее в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоем и фонтан.

В России с течением времени композиция иконы «Живоносный Источник» постепенно усложняется. Появляется деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами.

Постепенно композиция иконы усложнилась настолько, что самостоятельный образ Божией Матери «Живоносный Источник» стал лишь составляющим в общей сложной композиции. Так, в 1668 году известный русский иконописец Симон Ушаков с одним из своих учеников написал икону Живоносный Источник «с чудесами». В шестнадцати клеймах он изобразил чудеса Богоматери, совершившиеся у Живоносного источника.

Икону Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» глубоко чтили на Руси. В Саровской пустыни в честь этой иконы был воздвигнут храм. Те больные богомольцы, которых преподобный Серафим Саровский посылал молиться перед чудотворной иконой Божией Матери, получали от неё исцеление.

Представление об источниках, как символе Богоматерней помощи и благодати Божией, достаточно древнее. На многих Богородичных иконах, например «Водительницы», Жировицкой, иконы «Благовещения Божией Матери у кладезя», неизменно присутствует изображение источника. И каждую икону Богоматери в этом широком смысле можно назвать «Живоносный Источник», имея в виду Богоматеринскую помощь и Ее богатую милость.

Несмотря на то, что история сохранила точную дату события явления Льву Маркеллу Богоматери (4 апреля (по ст. ст.) 450 года), настоящее празднование иконе Божией Матери «Живоносный Источник» установлено совершать в пятницу Светлой седмицы, когда празднуется обновление Константинопольской церкви Живоносного источника и воспоминаются великие чудеса, произошедшие в этом храме.

Начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник».

Списки с чудотворной иконы «Живоносный Источник» находятся в Саровской пустыни; Астрахани, Уржуме Вятской епархии; в часовне близ Соловецкого монастыря; Липецке Тамбовской епархии. Превосходный образ помещен в Московском Новодевичьем монастыре.

В селе Воробьево близ Москвы (Воробьевы горы) с XVI века существовала деревянная церковь при царском дворце в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», «обставленная с исключительной роскошью». Своим названием она, возможно, обязана и многочисленным подземным источникам, протекающим по склонам Воробьевых гор. С течением времени она по причине ветхости неоднократно перестраивалась, просуществовав до начала XIX века, после чего была упразднена. Сегодня о ее существовании напоминает икона Божией Матери «Живоносный Источник», находящаяся слева от Царских врат в храме Живоначальной Троицы на Воробьевых горах – единственным оставшимся из 4-х храмов села Воробьево.

Тропарь, глас 4
Днесь притецем вернии к Божественному и цельбоносному образу Пресвятая Богородицы, излиявшия капли своих излияний, и людем верным чудесе показавшия, яже мы видяще и слышаще духовно празднуем и любезно вопием: исцели наши недуги и страсти, якоже и каркинския и тмочисленныя страсти исцелила еси; темже молим Тя Дево Пречистая, моли воплощеннаго из Тебе Христа Бога нашего спастися душа нашим.

Тропарь, глас 4
Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет - Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности*, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Кондак, глас 8
От неистощимыя Ты, Источниче Богоблагодатный, подаеши ми, точащи, воды Твоея благодати, приснотекущий паче слова, яко бо Слово рождшая паче смысла, молютися, ороси мя благодатию, да зову Ти: радуйся, Водо спасительная.

Каждый год православная Церковь в пятницу Светлой седмицы совершает торжества в честь празднования иконы Божией Матери "Живоносный Источник". В этот день в православных храмах совершается чин освящения воды. История появления иконы Богородицы "Живоносный Источник" восходит ко времени V века и является напоминанием о чуде исцеления Богородицей слепца у источника, находящегося вблизи Константинополя. Свидетелем этого удивительного события был воин Лев Маркелл, ставший впоследствии императором Византийской империи.

Когда Лев проходил мимо источника, он увидел слепца. Воин отправился к роднику для того, чтобы набрать себе воды и напоить незрячего. Вдруг Маркелл услышал голос, повелеваший ему зачерпнуть воду из источника и не только напоить слепца, но и наложить влажную повязку с водой на глаза болящему. Это был голос Божией Матери. Лев Маркел исполнил повеление и слепец прозрел.

Когда Лев вступил в должность главы великой империи, он воздвиг вблизи источника храм в честь Девы Марии. Дом Божий был назван "Живоносным Источником". После завоевания мусульманами Византии храм был разрушен. Восстановили Дом Божий близ источника только в XIX веке.

Сам же образ "Живоносный источник" является более поздним "прототипом" древней иконы Богородицы типа "Знамение". На древнем Влахернском первообразе изображалась Богоматерь у источника. Из рук Девы Марии истекала святая вода. Первоначально на иконе "Живоносный Источник" не изображался целебный родник. Позднее в иконографию вошли чаша со святой водой, а также источник или фонтан.

К самым ранним изображениям Богородицы "Живоносный Источник" относят образ, найденный в Крыму, относящийся историкам к XIII веку. С середины XIV века появляются образы Богородицы "Живоносный Источник" с чашей и располагающимся над ней целебным источником. В XV веке образ типа "Живоносный Источник" появился на горе Афон в монастыре святого Павла. Богородица с младенцем изображены в чаше.

На Руси иконы типа "Живоносный Источник" начали появляться в XVI веке, когда в практику вошел обычай освящать водные источники при монастырях, посвящая их Пресвятой Богородице.

Необходимо сказать также и о других названиях иконы, нашедших свое отображение в русской традиции. К таковым относят названия "Живоносной Источницы", "Источная" и "Живоприемный Источник".

Совет 2: Икона Божией Матери "Неувядаемый Цвет": история и иконографические особенности образа

Пресвятая Богородица особо любима и почитаема русским народом. Одним из проявлений любви к Божией Матери всегда являлось написание святых образов Девы Марии. 16-го апреля православная Церковь совершает особые торжества в честь празднования иконы Богородицы "Неувядаемый цвет".

Временем появления образа Богоматери типа "Неувядаемый Цвет" принято считать XVII век. В настоящий момент существует две версии о том, где была написана эта святая икона. По одной из версий автором образа считается афонский монах, другие предполагают, что икона была написана в Константинополе.


Основой для создания образа "Неувядаемый Цвет" послужили слова из акафиста Божией Матери, в которых Богородица сравнивается с неувядающими и благоуханными цветами. Ученые-культурологи предполагают, что тип написания иконы "Неувядаемый Цвет" сформировался под влиянием западной иконографии.


Неотъемлемой частью всех художественных образов икон "Неувядаемый Цвет" является присутствие цветов. Варианты могут быть различны. Цветы могут быть написаны по краям иконы, либо изображается процветший жезл, а иногда Богоматерь с младенцем стоит на постаменте из цветов.


Одежды Богородицы и младенца Христа чаще всего царские, что указывает на особую божественную власть Господа и великое положение его Пречистой Матери.


На иконах "Неувядаемый Цвет" изображаются различные цветы. Например, лилии или розы. Белоснежные собой особую чистоту Царицы Небесной, а роза является универсальным символом любви, присущей Богородице как главной ходатаице перед Богом о людях.


Празднования в честь иконы Божией Матери "Неувядаемый Цвет" совершаются дважды в году: 16-го апреля и 13-го января.


Перед образом Божией Матери "Неувядаемый Цвет" молятся о сохранении душевной чистоты и наставлении на путь духовного совершенствования. Особо почитается эта икона среди незамужних девушек, так как в русской культуре и православной традиции принято молиться о достойном женихе именно перед этим святым образом Богоматери.

Loading...Loading...