Историческое развитие правовой системы России. Становление права в россии Из истории российского права

Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни России берут начало в период формирования Киевской Руси. Первый этап развития юриспруденции на Руси определялся религиозно-символическим мышлением на основе духовного синкретизма (объединения порой несовместимых элементов), сочетавшего языческие и христианские воззрения. Первые памятники русской философско-правовой мысли –

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.),

«Повесть временных лет», Нестор Летописец

«Поучение» князя Владимира Мономаха,

«Слово о полку Игореве» (XII в.),

«Моление Даниила Заточника» (XII–XIII вв.).

В них обсуждались вопросы происхождения Русского государства, основ законности власти, форм правления и отношения к подвластным. Главный древнерусский источник светского права – Русская Правда (известна в трех редакциях XI–XIII вв.).

История становления права в России, как и в других странах, определялась разнообразными особенностями национальной культуры, психологии и религии народов, ее населявших. Для восточных обществ, например, типичным является то, что люди постоянно соотносят собственные правовые представления с древними обычаями, традициями, привычками поведения. Возможности проявления индивидуального своеобразия человека зависели и во многом зависят до сих пор от пола, возраста, места в системе родовых связей. У народов, принадлежащих к западному типу культуры, к традициям, в основе которых лежат ценности католицизма, отношение к праву в значительной мере определяется уважением к писаным законам со свойственной им тенденцией ко все большей свободе экономической и политической деятельности человека.

Отношение к праву, к реализации правовых норм и принципов, свойственное восточнославянским, в частности русскому, народам, отмечено существенным своеобразием. Со времен «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона русское православие религию благодати ставило выше религии закона. Лучшие российские правители старались следовать прежде всего нравственным законам, заповедям Священного Писания. Писаное право ценилось меньше, чем живущий в человеке и обществе нравственный закон. Недооценка писаных законов имела и оборотную сторону: попытки укрепить законность, предпринимавшиеся в разные периоды русской истории, наталкивались на недоверие широких слоев народа к тому, что им казалось юридическим крючкотворством.

Что касается собственно правовых норм, регулировавших общественные отношения на Руси, то до монголо-татарского нашествия они в принципе соответствовали тем, которые содержались в различных европейских средневековых правдах (Алеманнской, Салической, Русской).

Монголо-татарское иго, связанные с ним испытания сделали главной темой размышлений и народа, и его образованных представителей тему русской государственности, ее сохранения («Слово о погибели Русской земли», XIII в.; «Задонщина», XIV–XV вв.; «Сказание о Мамаевом побоище», XV в. и др.).

В борьбе за объединение русских земель вокруг Москвы возникла и получила популярность теория преемственности великодержавия Русского государства от Византии (представление о Москве как о «третьем Риме», развивавшееся в трудах Филофея). Позже в центре внимания русских мыслителей оказались теоретическое обоснование законности правящей династии, идея абсолютного самодержавия (Иван IV, И. С. Пересветов) и сословно-представительной монархии (Максим Грек, Андрей Курбский), проблемы отношений между государственной и церковной властями (иосифляне, нестяжатели).

В 1497 г. в правление Ивана III был принят первый законодательный кодекс Российского государства – Судебник.

Он был создан на основе анализа и переосмысления норм Русской Правды, Псковской судной грамоты, княжеских уставных грамот, законов Великого княжества Литовского, кодексов других стран. Содержание Судебника составили главным образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права. Преступление определялось понятием «лихое дело». Фиксировалась развитая система имущественных преступлений: разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества. Устанавливались наказания за преступления против личности: убийство, оскорбление действием и словом. Судебник 1497 г. свидетельствовал о появлении единого государства с едиными законами, вертикальной структурой судебной власти. Его нормы базировались на принципах христианской нравственности и были направлены на защиту государственного порядка, личности человека, прав собственности на всей территории Российского государства.

К началу XVII в. в преддверии Смуты большое значение приобрел вопрос о выборе между сословно-представительной монархией и неограниченным самодержавием. К середине XVII в. идея сословно-представительной монархии утратила свою привлекательность, на первый план вышли теории, обосновывавшие необходимость утверждения абсолютной власти просвещенного монарха (Симеон Полоцкий, Юрий Крижанич).

В 1649 г. Земский собор принял правовой документ огромной важности –

Соборное уложение.

Характерно, что при его составлении учитывалось мнение не только высшей знати, но и челобитные выборных земских людей – дворян и посадского населения (горожан).

Соборное уложение 1649 г. состояло из 25 глав и 967 статей. Главы 1–9 содержали нормы государственного права; главы 10–15 – устав судоустройства и судопроизводства; главы 16–20 были посвящены вещному праву; главы 21–22 представляли собой уголовное уложение; главы 23–25 составили добавочный раздел (о стрельцах, о казаках, о кормчих).

Этот юридический документ имел несравненно более полное правовое содержание по сравнению с Судебником 1497 г. Представленные в нем нормы регулировали все стороны общественной, экономической, политической жизни российского общества. Многие из них оставались в силе до проведенной в первой трети XIX в. кодификации (сведение в кодексы) законов Российской империи.

В годы правления Петра I получила дальнейшее развитие абсолютистская идеология (Феофан Прокопович, 1681–1736). В ее основе лежали представления об «общем благе», средством достижения которого признавалась абсолютная монархическая власть. Позднее большой вклад в обоснование теории «общего блага» внес В. Н. Татищев (1686–1750), высказывавшийся за ограничение верховной власти.

Значительные изменения, внесенные в систему государственного управления (объявление России империей, учреждение Сената, коллегий, Синода, укрепление бюрократического аппарата, введение нового территориального управления, принятие Табели о рангах), свидетельствовали об утверждении абсолютизма. Реформами Петра I население России было разделено на четыре сословия: шляхетство (дворянство), духовенство, мещанство и крестьянство, а также на податное и неподатное население. Петр I объединил крестьян и холопов в одно крестьянское сословие, обложив его повышенной податью. Подворный налог (с каждого двора) был заменен подушным (с души «мужеска полу»). Десятки тысяч крестьян и мастеровых были согнаны на строительство северной столицы – Санкт-Петербурга, флота, на уральские рудники и заводы.

Табель о рангах

(1722) позволила представителям низших сословий продвигаться вверх по служебной лестнице, получать за хорошую службу личное и потомственное дворянство.

Во второй половине XVIII в. крепостное право в России достигло апогея. За годы царствования Екатерины II и Павла I помещикам было роздано около одного миллиона государственных черносошных крестьян. Положение крепостных крестьян мало чем отличалось от положения черных рабов в США. Размеры барщины и оброка не были определены законом. Помещики вольны были наказывать крестьян по своему усмотрению. Применялись розги, батоги, кнут, практиковались пытки. Жалоба крестьян на помещика была признана преступлением. Многое зависело от нравственных качеств владельцев крепостных: у одних мужики жили более или менее сносно, другие, подобные известной своей изощренной жестокостью Салтычихе, издевались над беззащитными земледельцами и дворовыми. Крестьянские восстания XVIII в., грозная пугачевщина – несомненное следствие произвола и насилия со стороны помещиков и власти.

Развитие правовых представлений во второй половине XVIII в. происходило под влиянием идей Просвещения. Это влияние было неоднозначным. С одной стороны, оно отразилось во взглядах Екатерины II, состоявшей в переписке с Вольтером, принимавшей в Петербурге Д. Дидро и признававшей себя ученицей философов-просветителей. Выступая за достижение всеобщего блага, за строгое соблюдение законов, императрица считала необходимым сохранить самодержавие, крепостничество, привилегии дворянства. С другой стороны, идеи европейской философии оказали влияние на развитие в России идеологии просветительства, ее представителями были Н. И. Новиков (1744–1818), Я. П. Козельский (ок. 1728 – ок. 1794) и др.

Российские просветители выступали за ограничение самодержавия, смягчение или уничтожение крепостного права.

В последующем русская просветительская правовая мысль развивалась в духе совершенствования идей естественного права, признававшего определенные права человека свойственными самой природе, не зависящими от социальных условий. В работах

А. Н. Радищева (1749–1802) идеи естественного права были осмыслены с радикальных позиций.

Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более право над ним, какое ему закон над преступниками. (А. Н. Радищев).

Другие мыслители (прежде всего правоведы конца XVIII – начала XIX в. С. Е. Десницкий, А. П. Куницын) пытались приспособить идеи естественного права к реалиям самодержавного правления. Такая же позиция была характерна и для создателя «Истории государства Российского»

Н. М. Карамзина (1766–1826). Попытки преобразований первых лет царствования Александра I, проекты реформ М. М. Сперанского были в значительной степени подготовлены этими идеями.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие факторы влияли на процесс становления права в Русском государстве?

2. Какую роль в развитии правовой системы играло в нашей стране православие?

3. Охарактеризуйте важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси – России XI–XVIII вв.

4. Каковы структура и содержание Соборного уложения 1649 г.?

5. Какие изменения в государственно-правовой системе произошли в царствование Петра I?

6. Какие направления сформировались в общественной мысли России во второй половине XVIII в.?

Это интересно

Соборное уложение 1649 г. устанавливало наказания за следующие виды преступлений:

Преступления против церкви (богохульство, совращение в другую веру и др.);

Государственные преступления (действия и даже умысел против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена и др.);

Преступления против порядка управления (ябедничество или ложное обвинение, фальшивомонетничество, злостная неявка в суд и др.);

Преступления против благочиния (продажа краденого имущества, содержание притонов, укрывательство беглых и др.);

Должностные преступления (неправосудие, лихоимство, подлоги по службе и др.);

Преступления против личности (убийство, нанесение увечья, побои, оскорбление чести и др.);

Имущественные преступления (татьба, разбой, грабеж, мошенничество, поджог и др.);

Преступления против нравственности (непочитание детьми родителей, отказ содержать престарелых родителей, сводничество и др.).

Древнерусские правовые термины

Вервь – территориальная община, орган крестьянского самоуправления.

Вира – в Русской Правде наказание в виде штрафа за убийство (за увечье, тяжкие телесные повреждения назначалась полувира).

Заклич, свод, гонение следа – стадии древнерусского судебного процесса.

Закуп – человек, работающий в хозяйстве феодала за «купу» – заем (в виде земли, скота, денег, зерна и т. д.).

Изгой- общинник, изгнанный из общины и лишенный ее покровительства.

Поток и разграбление – высшая мера наказания по Русской Правде. Назначалась за убийство в разбое, поджог, конокрадство и заключалась в конфискации имущества и выдаче преступника вместе с семьей «головой», т. е. в рабство.

Продажа- в Русской Правде наказание в виде штрафа за преступления против личности и имущества.

Холопы и челядь – рабы, прежде всего пленники, а также попавшие в рабство за долги, совершение наиболее опасных преступлений и др.

Выдающиеся русские мыслители и правоведы

(конец X– начало XI в. – ок. 1054/1055) – митрополит Киевский (с 1051), писатель и мыслитель, мастер торжественного красноречия, автор «Слова о законе и благодати». По Илариону, каждому народу уготовано пройти две стадии: эпоху рабства (закон) и освобождение (благодать, т. е. христианство). Иларион верил в великое предназначение русского народа. «Законность» в «Слове…» отождествляется с национальным эгоизмом, «благость» – с православными добродетелями. «Слово» митрополита Илариона проникнуто идеями национальной независимости.

Ярослав Мудрый

(ок. 978-1054) – великий князь киевский. При нем составлена Русская Правда– первый на Руси кодекс частного права.

Петр I Великий

(1672–1725) – царь, с 1721 г. – император. Провел реформы государственного управления. Принимал важные указы и законы, некоторые из которых сочинил собственноручно.

Десницкий Семен Ефимович

(ок. 1740–1789) – ученый, юрист, действительный член Российской академии наук, первый российский профессор права. Много сделал для развития на Руси «юридического мировоззрения». Его правовая концепция тесно связана с нравственной философией.

Екатерина II

(1729–1796) – императрица (с 1762). Участвовала в проведении правовой реформы в России. Автор «Наказа» Уложенной комиссии (1766), в котором сформулированы некоторые принципы правовой политики и правовой системы, содержатся заимствования из трактатов Монтескье, Беккариа, Дидро и Д"Аламбера. В «Наказе» декларировались свобода граждан, принцип равных обязанностей всех перед лицом государственной власти, утверждалось, что законов должно быть немного и они должны оставаться неизменными, а правовая система – стабильной.

Радищев Александр Николаевич

(1749–1802) – писатель, политический мыслитель. В «Путешествии из Петербурга в Москву» выступил против самодержавия и крепостничества. Был заключен в Петропавловскую крепость, затем отправлен в ссылку. По возвращении из ссылки работал в Комиссии по составлению законов. Был последователем идей Локка, Гельвеция, Дидро, Руссо. Условием общественного блага считал реализацию естественных человеческих прав.

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Не должен есть себе от соперника первый удар ожидать, ибо через такой первый удар может такое причиниться, что и противиться весьма забудет

(из «Воинских артикулов» Петра I).

Если, идущу мне, нападет на меня злодей и, вознесши над головой моей кинжал, восхочет меня им пронзить, – убийцею ли я почтуся, если я предупрежу его в его злодеянии и бездыханного его к моим ногам повергну?

(из «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Радищева).

Темы для рефератов и обсуждения

1. Исторические корни демократии в России.

2. Почему в России право совести и правды ставилось выше закона?

Губский Александр

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Московский областной конкурс среди обучающихся образовательных организаций на лучшее знание государственной символики России МОУ Удельнинская гимназия Раменского муниципального района Московской области автор: Губский Александр Дмитриевич научный руководитель: Шаграева Светлана Игоревна Номинация «В символах Россию открываю, в символах Россию познаю» Исследовательская работа «История российских законов: от Русской Правды до Конституции РФ» 2016 год

Введение История развития российского законодательства – не менее сложный и объемный процесс, чем история развития самого Российского государства. Каждое историческое событие имеет свое отражение в законах, необходимых для регулирования жизни.

Актуальность Исследование законов прошлого, исторических предпосылок их создания, совершенных при этом ошибок и допущенных недочетов является абсолютно необходимым для современного общества, в котором гражданам предлагается дать право законодательной инициативы, и для становления Российской Федерации как полноценного правового государства.

Цель исследования Выявление взаимности влияния исторических событий и правовых норм в процессе эволюции российского общества и государства от времен Русской Правды до Конституции 1993 года.

Задачи описать состояние общества и государства в конкретный исторический период; определить причины, послужившие принятию того или иного законодательного акта; описать содержание изучаемого законодательного акта; определить последствия принятия того или иного закона.

Краткая Правда Прим. 1054 г Пространная Правда Прим. 1113г. Суд Ярослава (ст.1 - 52) Устав Владимира Мономаха (ст.53 - 121) Правда Ярослава (ст.1 - 18) Правда Ярославичей (ст.19 - 41) Покон вирный (ст. 42) Урок мостников (ст.43) Русская Правда

Русская Правда Устанавливала нормы права в соответствии с канонами христианской религии; давала определение преступления – обида; определяла социальную структуру общества: упорядочивала систему имущественных отношений, долговых обязанностей, устанавливала принципы наследования; определяла наказания, принципы возмещения за утраты и преступления, степень ответственности; ограничивала право кровной мести.

Судебник Ивана III В 1497 г. По указу Ивана III был составлен первый общерусский кодекс действующего права – Судебник, систематизировавший действовавшие нормы. Уголовное право центральный суд статьи 1-36 Деятельность местных судов статьи 37-45 Гражданское право и процесс статьи 46-66 Судебный процесс статьи 67-68 Судебник 1497

Судебник Ивана IV Издание нового Судебника – свода русского права – было частью обширной программы реформ в начале правления Ивана Грозного, в 40-50-е гг. XVI в, а также изменение системы местного управления в ходе 2-го этапа губной реформы 1530–50-х гг. и земской реформы 1555–1556 гг.

Соборное уложение 1649 В 1649 было принято Соборное уложение царя Алексея Михайловича Романова, состоящее 25 глав и около тысячи статей. Оно года было первым сводом законов, отпечатанным типографическим способом. Соборное уложение 1649 Окончательное юридическое закрепощение крестьян Глава II «О государевой чести и как его государево здоровье оберегать» Регламентация прав и обязанностей всех сословий Прикрепление жителей городов к «тяглу» и месту жительства Законодательное закрепление процесса становления абсолютной монархии Оформление сословной структуры общества

Кодификации законов в XVIII – XIX веках В 1696 году к власти в России пришел Петр I. Реформы государственного управления при Петре I обеспечили, вместо традиционной организации, создание в России бюрократических высших, центральных и местных органов власти. Одними из наиболее значимых для государства указов Петра I являлись «Указ о единонаследии» и «Табель о Рангах»

«Указ о единонаследии» Недвижимое имущество могло передаваться отцом только одному из сыновей или дочерей (при отсутствии сыновей); и одному из родственников – при отсутствии детей. Указ о единонаследии Вотчина приравнивалась к поместью Земли больше не делились между детьми и родтвенниками Стиралась грань между наследственными и назначенными дворянами

«Табель о рангах» «Табель о рангах» вводила новую классификацию государственных служащих. Табель о рангах Воинские ранги Гражданские ранги Придворные ранги 6 обер-офицерских чинов (от прапорщика до капитана в армии и от коллежского регистратора до титулярного советника на гражданской службе) 5 штаб-офицерских (от майора до бригадира и от коллежского асессора до статского советника, соответственно) 3 генеральских (от генерал-майора до фельдмаршала и от действительного статского советника до действительного тайного советника)

Уложение 1762 года Во время очередного дворцового переворота в 1741 г. к власти пришла Елизавета Петровна. Результатом работы Уложенной Комиссии были завершенные проекты трех из четырех запланированных частей: "О суде"; "О состоянии подданных вообще"; "О розыскных делах".

«Наказ» Екатерины II «Наказ» - теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма». «Наказ» состоял из 22 глав и 655 статей. Он состоял в основном из цитат просветителей. В реалиях России второй половины XVIII в. императрица сделала попытку модернизации страны, создания законной самодержавной монархии, опираясь на идеологии просветителей, но всем этим нововведениям не суждено было произойти.

Жалованные грамоты Жалованная грамота дворянству Жалованная грамота городам Свобода от телесных наказаний, подушной подати, обязательной службы; запрет на конфискацию имений; монопольное право на владение крепостными; сословное самоуправление Городские сообщества, право избрания городской думы и главы: освобождение именитых граждан и членов первых двух гильдий от подати, воинской повинности, телесных наказаний.

«Полное собрание законов Российской империи» и «Свод законов» В период царствования Николая I была проведена кодификация (упорядочение) архаичного и запутанного российского законодательства. Эта работа была поручена М. М. Сперанскому. Под его руководством были обобщены законы, принятые после Соборного уложения 1649 г. Их опубликовали в 1830 году в «Полном собрании законов Российской империи» (45 томов) . В отдельный « Свод законов» (15 томов) в 1832 г.

Крестьянская реформа 1861 года 17 февраля 1861 г. проект реформы утвердил Государственный совет. 19 февраля его подписал Александр II. Об отмене крепостного права возвестил Манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей...» Манифест и «Положения» касались трех основных вопросов: личного освобождения крестьян, наделения их землей и размеров выкупной сделки Полоса, надел Черноземная Нечерноземная Степная Высший 2,75-6 десятин 3-7 десятин 3-12 десятин Низший Менее 1 десятины 1-2,5десятины - Размеры наделения крестьян землей

Реформы Александра II Реорганизация местного управления. Судебная реформа Военная реформа Реформы в сфере образования и печати 1. Земская реформа 1864 г. 2. « Городовое положение» 1870 г. Создавались земства и городские думы «Новые судебные уставы» 1864 г 1.Всесословность суда 2.обвинитель и защитник 3.мировые и окружные суды 4.Высший суд - Сенат В 1864 г. были изданы «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах» Всесословное образование, ослабление цензуры, самостоятельность университетов. Закон 1874 г. о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Перевооружение армии, создание воинских учебных учреждений

Контрреформы Александра III Политические взгляды нового императора, сына убитого Александра II, Александра III, были глубоко консервативными. Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Практически все реформы Александра II были отменены и изменены в соответсвии в желаниями нового императора: усилялся надзор, цензура, университеты лишались самостоятельности, образование становится сословным и т.д.

Российское государство и его основные законы в начале XX века Для России и всего мира XX век – это череда испытаний. Взойдя на престол 2 ноября 1894 года, Николай II . решил следовать пути своего отца, т.н. реакционным курсом, предполагающим укрепление самодержавия и устранение любого инакомыслия в этом вопросе. Он заявил, что «будет охранять самодержавие так же твердо и неуклонно» как и его отец, Александр III

Законы 1905-1906 гг. Революция 1905 года явно показала, что власть должна идти на уступки. Манифест 17 октября 1905 года вводил гражданские свободы, организовал законодательный орган – Государственную Думу, ограничивающую власть монарха. 11 декабря 1905 года был издан указ «Об изменении положения о выборах в Государственную Думу» , определяющий избирательные курии и соотношение голосов. А 23 апреля 1906 года были опубликованы «Основные законы» , которые превратили Государственную Думу из законодательного органа в законосовещательный.

Конституция РСФСР 1918 Конституция РСФСР провозглашала: Федеративное устройство государства; Высший орган власти – съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. К выборам допускались только трудящиеся. Закреплялась многоступенчатая система выборов. Основные принципы Конституции были сформулированы в шести разделах: Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа; Общие положения Конституции РСФСР; конституция Советской власти в центре и на местах; Активное и пассивное избирательное право; Бюджетное право; О гербе и флаге РСФСР.

Конституция СССР 1924 Она состояла из двух частей: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В декларации указывался особый характер национальной политики советского государства, причины объединения советских республик и принципы их объединения.

Конституция СССР 1936 5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию. Она состояла из 13 глав и 146 статей. государственное устройство – федеративное (союзное) объединение 11 республик; единое гражданство; высший законодательный орган власти – Верховный совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей; труд рассматривался как обязанность провозглашается равенство полов, национальностей, свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий, демонстраций церковь отделяется от государства и школы ликвидация эксплуататорских классов и частной собственности и др.

Законы военного времени Великая Отечественная война стала для нашего государства одним из самых тяжелых испытаний XX века. От руководства страны требовались активные и чрезвычайные меры. В июне 1941 Государственный Комитет Обороны (ГКО) В июле 1941 « Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения », В ноябре 1943 « Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну »

Конституция СССР 1977 г Со смертью Сталина началась новая эпоха, т.н. «оттепель». В этот период наметилась тенденция к децентрализации в экономике, демократизации государственного аппарата. Конституция 1977 года закрепляла новые формы непосредственной демократии – всенародное обсуждение и референдум, а также закрепляла право свободного выхода из состава СССР. Главный принцип - полновластие народа

Конституция РФ 1993 г Конституция РФ от 12 декабря 1993 года состоит из Преамбулы и двух разделов. В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире. Первый раздел включает 9 глав и 137 статей, закрепляющих основы политической, общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок Второй раздел определяет заключительные и переходные положения и служит основой преемственности и стабильности конституционно-правовых норм.

Заключение Российское государство прошло долгий и сложный путь от Русской Правды до Конституции 1993 года, от княжеской деспотии до демократического государства. И если рассматривать тенденции развития законодательства, так сказать их тренд, то можно быть твердо уверенными, что Российская Федерация идет по пути развития демократического государства, в котором права и свободы человека являются наивысшей ценностью.

Спасибо за внимание!

Список литературы Исаев И.А. История государства и права России: учеб. пособие. – М. : Проспект, 2008. – 336 с. Левандовский А.А., История. История России. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.А. Левандовский, Ю.А.Щетинов, С.В. Мироненко; под ред. С.П. Карпова. – М. : Просвещение, 2014. – 384 с. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2016. – 680 с. Любошиц С.Б. Последние Романовы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scepsis.net/library/id_3241.html Сто главных документов российской истории. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doc.histrf.ru Хронос. Всемирная история в интернете. [Электронный ресурс], – Режим доступа: http://www.hrono.info/index.php Электронный музей конституционной истории России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusconstitution.ru Российский общеобразовательный портал. Наказ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения. 1767. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12793

Российская почтовая марка в честь 1000-летия Русской Правды

Правовая мысль и практика законодательного регулирования общественной жизни берут начало в период формирования Киевской Руси. Главный древнерусский источник права - Русская правда (IX-XIII века). Древнерусский правовой сборник сохранился только в «списках» (копиях) XIV, XV веков и более позднего времени. Историки относят его даже к VII веку. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период её создания: 1019-1054 годы. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного племенного права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Влияние кодекса прослеживается в последующих памятниках права: Новгородская судная грамота, Псковская судная грамота 1467 года, московский Судебник 1497 года, литовский Устав Казимира IV - 1468 года, Литовский статут 1588 года.

В XVI веке в России появляется идеологическое обоснование сильного самодержавного государства и органов центральной власти.

В 1497 г. в правление Ивана Третьего был принят первый законодательный кодекс Российского государства - Судебник. Судебник 1497 года основывался на предшествующем законодательстве. Источниками этого нормативно-правового акта явились:

  1. Русская правда и её редакции.
  2. Псковская судная грамота.
  3. Уставные грамоты - нормативные документы, издаваемые верховной властью по вопросам местного управления.
  4. Судные грамоты - постановления о судоустройстве, даруемые отдельным местностям и содержащие, кроме того, некоторые нормы гражданского и уголовного права.
  5. Судебные решения по отдельным вопросам.

В Судебнике 1497 года, как и любом феодальном своде законов, нормы права излагались без чёткой системы, казуально (то есть на каждый случай, вдаваясь в частности), открыто определяли привилегии господствующего слоя населения. Однако уже наметилась определённая систематизация материала, чего не знали предшествующие законы.

В 1649 г. При царе Алексее Михайловиче было принято Соборное Уложение. Интенсивный рост числа указов за период от Судебника 1550 года до Уложения 1649 года виден из следующих данных:

  • 1550-1600 гг. - 80 указов;
  • 1601-1610 гг. −17;
  • 1611-1620 гг. - 97;
  • 1621-1630 гг. - 90;
  • 1631-1640 гг. - 98;
  • 1641-1648 гг. - 63 указа.

Всего за 1611-1648 гг. - 348, а за 1550-1648 гг. - 445 указов. В итоге к 1649 году в Российском государстве существовало огромное количество законодательных актов, которые не только устарели, но и противоречили друг другу. Этому хаосу «способствовала» разбросанность нормативных актов по ведомствам (по традиции новые законы издавались по запросу того или иного отраслевого приказа, а после утверждения «приписывались» к указной книге этого приказа). Имело место и отсутствие координации в правоприменительной деятельности: зачастую о новой записи в указной книге знали только чиновники конкретного приказа. Кроме того, казуальный характер правовых норм предшествующего периода становился неэффективным. Законодатель теперь стремился регламентировать правовые основы, то есть перейти к нормативному толкованию правовых норм. К принятию Уложения подтолкнул и вспыхнувший в 1648 году в Москве Соляной бунт; одним из требований восставших был созыв Земского Собора и разработка нового уложения. Бунт постепенно затих, но в качестве одной из уступок восставшим царь пошел на созыв Земского собора, который продолжал свою работу вплоть до принятия в 1649 году Соборного Уложения.

В Эпоху царствования Николая I совершенствовалась система управления. В 1830-1832 гг. было издано полное собрание законов российской империи, состоящее из 45 томов. В 1833 году был опубликован свод законов. В 1845 году утверждено уложение о наказаниях уголовных и исправительных - основной источник уголовного права. К числу важнейших событий относятся отмена крепостного права, реформа местного самоуправления, судебная реформа. В начале XX века активно развивалось право. Николай Второй зафиксировал основные гражданские права и свободы, среди которых право участвовать в управлении государством. Вскоре были созданы Основные государственные законы Российской империи. Основные положения:

  • Глава первая. О существе Верховной самодержавной власти
  • Глава вторая. О порядке наследия Престола
  • Глава третья. О совершеннолетии Государя Императора, о правительстве и опеке
  • Глава четвертая. О вступлении на Престол и присяге подданства
  • Глава пятая. О священном короновании и миропомазании
  • Глава шестая. О титуле Его Императорского Величества и о Государственном гербе
  • Глава седьмая. О Вере
  • Глава восьмая. О правах и обязанностях российских поданных
  • Глава девятая. О Законах
  • Глава десятая. О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий
  • Глава одиннадцатая. О совете министров, министрах и главноуправляющих отдельными частями

В результате в России управление, его органы впервые оказались в строгом подчинении закону. Тем временем активизировалось революционное движение. Страна катилась к революционному 1917 году. В октябре 1917 года к власти пришли большевики. Советское государство официально именовало себя диктатурой после Октябрьской революции 1917 года. В одном из своих выступлений в 1921 году Владимир Ленин отметил, что оно является «рабочим государством с бюрократическим извращением». Сторонники Льва Троцкого и Левой оппозиции считали, что в течение примерно 1923-1929 годов власть в Советском Союзе захватила бюрократическая прослойка, которая отстранила от власти рабочий класс. Сторонники Левой оппозиции, однако, продолжали считать, что СССР остается рабочим государством, но бюрократически деформированным. По их мнению, вернуть себе власть пролетариат мог только через политическую революцию, которая должна свергнуть бюрократию, оставив нетронутым имеющийся в СССР социалистический базис.

Тем не менее, Конституция 1936 года (так называемая «Сталинская конституция») провозгласила, что в СССР социализм победил и в основном построен. Это означало, что в стране официально уничтожена частная собственность на средства производства и эксплуататорские классы. Заявлялось, что в стране в основном победили социалистические производственные отношения, экономической основой провозглашалась плановая социалистическая система хозяйства, опирающаяся на социалистическую собственность в двух её формах - государственную и колхозно-кооперативную. При этом СССР продолжал официально оставаться государством диктатуры пролетариата. В дальнейшем Конституция 1977 года провозгласила утверждение в СССР «развитого социалистического общества», в связи с чем определение СССР как государства диктатуры пролетариата было официально заменено на понятие общенародное государство, «ведущей силой которого выступает рабочий класс. Выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным». При этом отмечалось, что «возросла руководящая роль Коммунистической партии - авангарда всего народа».

Самое страшное, что порождено аморальной и антиправовой атмосферой застойных лет, нарушением прав человека, - это социальное равнодушие и безответственность. Не всегда явное, но очевидное пренебрежение правом явилось одновременно одним из следствий, и одной из причин предкризисного состояния. Крах коммунистического строя произошел в начале 90-х годов. Назрел переход к новым правовым отношениям.

1980 - настоящее время

Во второй половине 1980-х - первой половине 1990-х годов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике началось построение новой правовой системы . В годы перестройки через многочисленные поправки к Конституции РСФСР 1978 года было осуществлено признание политического плюрализма и многопартийности, принципа разделения властей, частной собственности и свободы предпринимательства. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР , а 22 ноября 1991 года - Декларация прав и свобод человека и гражданина.

С распадом СССР в 1991 году было связано окончательное установление современного суверенного Российского государства.

12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации . Термин «всенародное голосование» (а не «референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшего Закона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть изменена лишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года. Отличия от Конституции 1978 года:

  • Ликвидирована система Советов;
  • Россия стала симметричной федерацией; в 1918-1993 гг. субъектами Российской Федерации (РСФСР) были только национальные образования.
  • Срок полномочий Президента России сокращён с 5 до 4 лет (в 2008 году увеличен до 6 лет);
  • Ликвидирован верхний предел возраста кандидата в Президенты России; (в 1991-1993 гг. составлял 65 лет);
  • Образовано Федеральное Собрание Российской Федерации;
  • Изменён текст Присяги Президента Российской Федерации;
  • Переименован ряд субъектов Российской Федерации (в 1996-2003 гг. дополнительно переименованы 5 субъектов РФ).

В 1994 и 1996 гг. были приняты первая и вторая части Гражданского кодекса Российской Федерации. Этот важнейший правовой документ содержит свод норм, определяющих правовое положение граждан. В 1997 году Государственная Дума приняла новый Уголовный кодекс Российской Федерации.

История уголовного права России

Принятый в 1997 году Уголовный кодекс Российской Федерации сменил Уголовный Кодекс РСФСР 1960 года. Среди наиболее существенных изменений можно назвать достаточно полное отражение в нём новых экономических и политических реалий российского общества, переход к приоритетной защите прав и свобод человека, а не интересов государства, усиление ответственности за наиболее тяжкие преступления и снижение ответственности за преступления небольшой тяжести, совершённые впервые, новые основания освобождения от уголовной ответственности и другие нововведения, призванные усилить профилактический потенциал уголовного закона. Значительно изменена была Особенная часть: введено около 70 новых составов преступлений, декриминализовано более 80 составов, ранее предусматривавшихся УК РФ; в диспозиции и санкции практически всех статей, которые перешли из УК РСФСР в УК РФ, были внесены изменения.

Литература

  • Никитин А.Ф. учебник "Право 10-11".
  • Тихомиров М. Н. Исследование о Русской Правде. Происхождение текстов. - М.-Л., 1941
  • Юшков С. В. Русская, правда. - М., 1950
  • История государства и права России./Под ред. Ю. П. Титова.- М.: Проспект, 1999.- С.12-32.
  • Исаев И. А. История государства и права России. - М.: 2006.
  • О.И. Чистяков История отечественного государства и права.. - М.: 1996.
  • Соловьёв С. М. История России с древнейших времён. Т. 18, гл. 3.
  • Балибар Э. «О диктатуре пролетариата»
  • Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: Логос-
  • Альтера, Ессе Homo. 2003. ISBN 5-8163-0058-X

По мере становления и развития - от древнего права к средневековому и далее к советскому праву - оно приобретало все большее своеобразие. В XX столетии Россия дала миру принципиально новый тип правовой системы - социалистическое право, оказавшее значительное воздействие на правовые представления миллионов людей и повлиявшее на законодательство многих стран мира.

Можно указать на три характерные черты русского права .

Первая черта - это неразвитость юридических традиций у российского населения, зачастую переходящая в правовой нигилизм , в отрицание самой необходимости и ценности права.

Государственная власть поддерживала и насаждала с помощью юридических средств господствующую идеологию, а та в свою очередь активно влияла на содержание правовых норм. Девять веков преобладания христианства и семьдесят лет «марксистско-ленинской идеологии» характеризуют вторую черту русского права, суть которой - идеологизация правовых норм, подчинение права идеологии.

Географическое положение русского государства и сосуществование и взаимодействие различных культур способствовали формированию третьей характерной черты русского права - слиянию в нем европейских и азиатских начал. Свойственные западной культуре юридические формы тесно соединялись в России с присущими Востоку коллективизмом, соборностью, общиной. Евразийский характер русской правовой культуры делает ее восприимчивой к иностранным влияниям.

Русское право выросло на основе восточнославянских, а отчасти финно-угорских и скандинавских (норманнских) юридических обычаев в конце I тысячелетия нашей эры. При возникновении и в первые века своего существования оно обладало всеми основными признаками древнего права в его восточном варианте. Однако внешние влияния, общение с более культурными народами, в первую очередь с наследницей Восточной Римской империи Византией , ускорили переход Руси к средневековому праву, что и произошло в XI-XII вв.

Древнейшим источником права на Руси были юридические обычаи. Наиболее важный свод устных норм обычного права назывался «Закон Русский ». Ссылки на него имеются в самых ранних из письменных памятников русского права - в договорах Руси с Византией (X в.).

Усиление княжеской власти способствовало возникновению законодательства, основу которого составляет «Русская Правда » - фундамент русского, украинского, белорусского и литовского права.

«Русская Правда» - важнейший памятник древнерусского права. Она включала в себя нормы различных отраслей права, и в первую очередь уголовного и процессуального. Источником «Русской Правды» было обычное право. Вместе с тем она обобщила отдельные законы, принимавшиеся князьями, т.е. означала определенную систематизацию права. «Русская Правда» - светский судебник. Он был создан государственной властью и охватывал дела, подведомственные светским, государственным органам, не вторгаясь в церковную юрисдикцию, которая возникла с крещением Руси и была предусмотрена специальными княжескими уставами. Вместе с тем в некоторых сферах, например в наследственном праве, «Русская Правда» соотносилась с областью церковной компетенции.


В период средневековой раздробленности XIII-XV вв. среди источников русского писаного права на первое место по количеству и распространенности вышли княжеские грамоты. Они имели местное значение, и их действие не распространялось на всю территорию государства. Постановления этих грамот дополняли и развивали нормы «Русской Правды», приспосабливая их к новым условиям.

Прибывшие из Византии священнослужители привезли на Русь сборники византийского канонического права, нормы которого на протяжении нескольких веков постепенно внедрялись в русскую правовую систему. В результате подобной рецепции, заимствования появилась искаженная византийско-русская редакция законников, изданных в Константинополе после Свода Юстиниана - так называемой Кормчей книги.

Русская церковь с момента введения христианства стремилась обеспечить защиту своих интересов от чьих бы то ни было посягательств. С этой целью она добилась издания специальных актов княжеской власти, получивших название церковных уставов. Данными документами определялось правовое положение православной церкви и духовенства, устанавливались круг дел, подсудных церковным инстанциям, а также разнообразные льготы для церкви и ее людей.

По мере объединения русских земель возникла потребность в кодификации существовавшего законодательного массива. Первые общегосударственные сборники законов, появившиеся после «Русской Правды», представляют собой процессуальные кодексы и называются судебниками. Первый судебный устав - Судебник 1497 г . - был издан князем Иваном III , второй, сменивший его судебник - Царский - появился в самом начале правления Ивана IV-в 1550 г.

Наряду с Царским судебником в 1551 г. был составлен сборник церковного законодательства, который ввиду разделения его на сто глав получил позднее наименование Стоглав. Этот памятник русского права принимался церковным собором и содержал нормы об управлении православной церковью, о ее обрядах, о церковном суде.
Последовавшие за принятием Судебника 1550 г. дополнительные указы и постановления (1550-1649 гг.) стали собираться в центральных органах управления - в приказах - в своеобразные хронологические сборники правовых норм. Каждый приказ отбирал для себя те статьи или указы, которые относились к его ведению.

Развитие русского права в XV-XVII вв. способствовало появлению весьма уникального законодательного акта, который был подготовлен и принят Земским собором 1649 г., - Соборного уложения царя Алексея Михайловича . Соборное уложение подготавливалось более полугода и стало результатом творческой переработки многих предыдущих законодательных актов (судебников, грамот, указов), свода юридических норм Юго-Западной Руси (Литовский статут 1588 г.). Это важнейший из кодексов допетровской России, служивший основой русского права на протяжении почти двух веков, вплоть до издания в царствование Николая I Свода законов Российской империи. Отдельные нормы Соборного уложения были включены в Свод законов и таким образом действовали вплоть до свержения монархии в стране. Этот свод русского законодательства середины XVII в. охватывал преимущественно нормы административного, финансового, уголовного и процессуального права.

В 1721 г. Россия была провозглашена империей. Но историю имперского права принято исчислять с 1696 г., когда Петр I стал единодержавным правителем России. Правовая система императорской России была направлена на утверждение государства как решающей силы в правотворчестве. В 60-е годы XIX в. появляются благоприятные условия для развития правовых начал и в деле осуществления крупнейшей в истории страны правовой реформы, заложившей основы правовой государственности в России.

Единственным источником русского права в императорскую эпоху признавали закон. Обычай, игравший прежде определяющую роль в правотворчестве, отступил на задний план, утратил значение правообразующего фактора. Со времени царствования Петра I в качестве главного источника законодательства стали выступать соображения целесообразности и заимствования из иностранного права. Этим определялся реформаторский характер имперского законодательства.

Важное место в истории развития русского права занимает кодификация, осуществленная комиссией во главе с М.М. Сперанским . Был повторен подвиг византийского императора Юстиниана, проведшего кодификацию римского права, и в семилетний срок была осуществлена грандиозная систематизация российского законодательства. Сначала проводилась работа по сбору и размещению в хронологической последовательности указов, международных договоров и важнейших судебных решений за 1649-1825 гг. В 1830 г. было опубликовано Полное собрание законов Российской империи (ПСЗ), включавшее все нормативные акты - от Соборного уложения до последних указов Александра I . Правовые акты, принятые до 1649 г., признавались недействительными и потому не были включены в Собрание законов.

В последующие годы это издание продолжалось: второе ПСЗ содержало около 62 тыс. актов правления Николая I и Александра II; третье ПСЗ включило нормативные правовые акты двух последних императоров и было доведено до 1913 г. Всего до 1917 г. было выпущено в свет 45 фолиантов, являвшихся средоточием большей части правовых актов Российской империи. Из Полного собрания были составлены специальные исторические своды (законодательства) по отдельным вопросам. Затем из сводов устранялось все недействующее, а законоположения, сохранившие силу, были сведены в определенную систему. М.М. Сперанский принял при этом за образец Свод законов Юстиниана, руководствовался же он правилами, преподанными Ф. Бэконом : исключение всех повторений; сокращение слишком многословных законов; из двух противоречащих друг другу законов предпочтение оказывать позднейшему. Чтобы логично соединить нормы русского права Сперанский иногда создавал новые юридические правила. Ярким примером подобного правотворчества, родившегося в результате учета передовых достижений западной юриспруденции, стало определение права собственности - первое в истории русского законодательства.

В соответствии с эволюцией законодательства развивалась и юридическая наука. Что касается русской либеральной правовой мысли - работ Б.Н. Чичерина, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского и др., - то она уже в то время находилась на уровне передовых правовых теорий. После революции 1905-1917 гг. Россия готовилась воеспринять новые кодексы, которые отвечали бы передовым достижениям западноевропейского права.

История имперской юстиции четко разделяется на два этапа. Первый охватывал промежуток времени от реформ Петра Великого до утверждения Судебных уставов 1864 г.

Реформы, проведенные на первом этапе, смягчили средневековые черты российского правосудия.

Во-первых, судебные учреждения получили коллегиальное устройство.

Во-вторых , судебная функция стала автономной частью административно-управленческой деятельности.

В-третьих, был установлен контроль за юстицией со стороны специальных органов во главе с прокуратурой.

Однако суд оставался сословным: дворяне, граждане (мещане) и крестьяне судились - в различных учреждениях юстиции. Правосудие вершили не только специализированные органы, но и учреждения управленческие: губернские правления, полиции и др.

Второй этап правовой реформы длился полвека и был основан на четырех Судебных уставах 1864 г.: Учреждение судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства и Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

Таким образом, была создана весьма оригинальная система правосудия.

Во-первых, суд отделился от административной власти.

Во-вторых , был введен гласный состязательный процесс: право обвиняемого на защиту обеспечивала впервые созданная в России адвокатура.

В-третьих , законодательство о суде установило презумпцию невиновности, а формальную силу доказательств заменило свободной оценкой их судом.

В-четвертых , сами судьи, как и судебные следователи (предварительное следствие было передано от полиции суду), стали несменяемыми по произволу власти и подлежали замене с соблюдением специальной процедуры только в случае совершения ими серьезных правонарушений.

В-пятых, был учрежден суд присяжных, обеспечивавший реальное и непосредственное участие населения в отправлении правосудия.

Таким образом, развитие российской правовой системы в X- XIX вв., восприятие ею византийской культуры, православия, духа позднеримского права, а также североевропейских влияний позволяют сделать вывод о вхождении ее в романо-германскую семью правовых систем. При этом можно отметить следующие особенности особой - евразийской - разновидности.

Во-первых, высокая, приоритетная защита общих интересов, общего дела, дух соборности в ущерб личным притязаниям индивида, его правам и интересам.

Во-вторых, слабость личностного правового начала в культуре вообще.

В-третьих , широкое распространение неправовых регуляторов в обществе: моральных, морально-религиозных, корпоративных и т.д.

В-четвертых, отрицательное отношение православной религии к фундаментальным устоям правового общества и к праву, правовой культуре.

В-пятых, высокая степень «присутствия» государственности в общественной жизни, в государственной идеологии, огосударствление многих сторон общественной жизни, подчиненность права государству.

ГЛАВАI. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА. ИСТОЧНИКИПРАВА

§ 1. Источники права IX-XV вв.

Существует много теорий, где право определяется в соответствии с их собственными посылками и обоснованиями. Однако мы будем исходить из того, что право есть совокупность норм, направленных на регулирование общественнойииндивидуальнойдеятельностилюдей.

Роль права в период "призвания" варягов

Восточные славяне, как и большинство народов, считали право происходящим от Бога. У христианских народов Европы (Франция, Англия, Германия и т.д.) полностью совпадает словесное обозначение правой стороны тела и права как совокупности юридических норм или имеет однокоренное значение. Согласно традиционным воззрениям, за правым плечом человека пребывает светлый ангел, за левым – демон. Поэтому в древности праву придавали огромное значение как юридическому и морально-нравственному явлению. Призывая варяжских князей, славяне искали "себе князя, чтобы владел намиисудил по праву". Право здесь понимается двояко. Во-первых, как юридическое основание законного суда, во-вторых, как законное положение самого князя, верховной власти. Такая взаимосвязь права и власти возможна приразложениидогосударственных обычаев итрадиций.

Роль обычаев и обычного права

В первом тысячелетии нашей эры у восточных славян формировались обычаи, то есть устойчивые правила поведения. Постепенно часть обычаев стала обеспечиваться обязательным принуждением к исполнению родоплеменными органами и общинами и приобрела качества обычного права. В период военной демократии – это кровная месть за убийство родственников, способы заключения брака и порядок наследования, изгнание из общины за нарушение мира. Часть норм обычного права закреплялась в государственном письменном законодательстве, обнаруживая большую живучесть, часть видоизме-

нялась или законодательно запрещалась. Кровная месть, например, была запрещена в XI в.

Чем слабее было государственное влияние, тем активнее действовало обычное право. Некоторые элементы обычного права сохранились в крестьянскойсреде до XIX в.

Договоры Руси с Византией. "Закон русский" и языческое законодательство

Утверждение династии Рюриковичей в 862 г. положило начало системной законодательной деятельности князей, особенно в уголовной и административно-финансовой сферах. В летописях имеются сведения о правотворчестве Олега после 882 г., "уставы и уроки" издавала Ольга во время реформ середины Хв. В конце Хв. Владимир I обсуждал с приближенными устав о землепользовании. Однако подобные уставы, представлявшие собой, видимо, сборники из нескольких статей, до нас не дошли. Но имеются прямые указания на существование в Х в. "закона русского" в договорах Руси с Византией. Эти договоры заключались в IX-X вв., когда Русь имела с ВосточнойРимской империей широкие торговые и дипломатические контакты, для разрешения вопросов, связанных с определением прав и подсудности русских подданных на территорииимперии.

В составе различных летописей имеется четыре таких договора. Договор 907 г. большинство ученых считают ложной компиляцией договора 911 г. Договор Святослава 971 г. заключен князем в тяжелых условиях военной осады в городе Доростоле, целиком посвящен вопросам дипломатии и мира и краток по содержанию. Зато договоры 911 и 944 гг. представляют памятники высокоразвитого права. Они регулируют отношения между сторонами в случаях убийств, краж, иных преступлений, устанавливают процедуру возмещения убытков, правила торговли, наследования, выкупа пленных. В текстах указано (ст. 5 договора 911 г., ст. 6 договора 944 г.) на существование "закона русского" и "устава и закона" русского, на основе которых законодатель разрешает спорные ситуации. Эти нормы использовались в последующем для разработки Русской Правды. Исследователь М.Б. Свердлов нашел в ее составе более десятка статей, восходящих к древнему "русскому закону".

Законодательство языческого периода с принятием христианства оказалось во многом не пригодным. Христианское законодательство иначе оценивало убийство, посягательства на личность, семейные правонарушения и т.д. Однако языческое право не могло отмереть быстро, и государственная власть долго лавировала в правопримени-

тельной деятельности, избегая поводов к социальным конфликтам. Уходили постепенно в прошлое языческие жертвоприношения (есть основания считать - илюдские), дикость языческих нравов.

На развитие русского законодательства борьба язычества и христианства повлияла таким образом, что право обходило вопросы религии, было абсолютно светским. Русская Правда по отношению к религии– нейтральна.

Древнерусские церковные уставы

Первые законодательные акты о Церкви – уставы князей Владимира I и Ярослава Мудрого – известны в десятках списков позднейших веков. Они составили основу дальнейшего церковного законодательства.

Устав Владимира I состоит всего из нескольких статейикасается трех вопросов. Церкви отводится десятая часть (десятина) от судебных, торговых и иных доходов (летопись относит возникновение десятины к 996 г.). Создается независимый от государства церковный суд, рассматривавший преступления, совершенные служителями церкви, зависимыми от Церкви людми (инвалидами, вдовами и т.д.). Оговариваются категории дел, по которым Церковь судила христиан всех сословий (разводы, семейные драки, колдовство, еретичество, дела о наследстве и т.д.). Однако наказания по ним Устав не определял. По общему правилу Церковь судила, когда одна из сторон была под ее юрисдикцией.

Устав Ярослава, состоящий из 35 статей (одна из редакций), ввел конкретные санкции и дефиниции решений. Наказаниями были денежные штрафы, церковное "проклятие", епитимья. К церковной юрисдикции переходили все дела о нравственности (блуд, двоеженство, нецензурные оскорбления, изнасилования и т.д.), посягательства на собственность (кражи, поджоги), побои, драки, споры о наследстве. В дальнейшем церковное право оказало огромное влияние на становление русского национального характера.

Русская Правда. Происхождение и состав

Русская Правда – древнейший русский сборник законов – сформировалась на протяжении XI-XII вв., но отдельные ее статьи уходят в языческую старину. Первый текст был обнаружен и подготовлен к печати В. Н. Татищевым в 1738 г. Сейчас имеется более ста списков, сильно различающихся по составу, объему и структуре. Название памятника отлично от европейских традиций, где аналогичные сборники права получали чисто юридические заголовки – закон, законник.

На Руси в это время были известны понятия "устав", "закон", "обычай", но кодекс обозначен легально-нравственным термином "Правда".

Принято делить сборник на три редакции (большие группы статей, объединенные хронологическим и смысловым содержанием): Краткую, Пространную и Сокращенную. В Краткую редакцию входят две составные части: Правда Ярослава (или Древнейшая) и Правда Ярославичей - сыновей Ярослава Мудрого. Правда Ярослава включает первые 18 статей Краткой Правды и целиком посвящена уголовному праву. Скорее всего, она возникла во время борьбы за престол между Ярославом и его братом Святополком (1015-1019 гг.). Наемная варяжская дружина Ярослава вступила в конфликт с новгородцами, сопровождавшийся убийствами и побоями. Стремясь урегулировать ситуацию, Ярослав задобрил новгородцев, "дав им Правду, и устав списав, тако рекши им: по се грамоте ходите". За этими словами в НовгородскойI летописипомещентекст ДревнейшейПравды.

Правда Ярославичей включает ст. ст. 19–43 Краткой Правды (Академический список). В ее заголовке указано, что сборник разрабатывался тремя сыновьями Ярослава Мудрого при участии крупнейших лиц из феодального окружения. В текстах есть уточнения, из которых можно заключить, что сборник утвержден не ранее года смерти Ярослава (1054 г.) и не позднее 1072 г. (год смерти одного из его сыновей).

Со второй половины XI в. стала формироваться Пространная Правда (121 статья по Троицкому списку), сложившаяся в окончательном варианте в XII в. По уровню развития правовых институтов, соци- ально-хозяйственному содержанию это уже весьма развитыйпамятник права. Наряду с новыми постановлениями он включал и видоизмененные нормы Краткой Правды. Пространная Правда состоит как бы из объединенных единым смыслом групп статей. В ней представлено уголовное и наследственное право, основательно разработан юридический статус категорий населения и холопов, содержится банкротский устав ит.д. К началу XII в. Пространная Правда сформировалась.

В XIII-XIV вв. возникла Сокращенная редакция, дошедшая до нас всего в нескольких списках (50 статей по IV Троицкому списку). Она представляет собой выборку из Пространной Правды, приспособленную для более развитых общественных отношений периода раздробленности.

Европейское право на территории Руси

На Руси были известны и применялись на практике статьи некоторых славянских законодательств. Использовался, например, "Закон Судный людем" из Болгарии. Большое значение имели Кормчие Книги (Номоканоны) - византийские сборники церковно-гражданских постановлений, особенно важные для областисемейного права.

Источники права периода раздробленности

В XIII-XV вв. правовое развитие христианской Руси переживало кризис. Ордынский смерч разрушил экономику и города, произошла архаизация права, замедлилось его совершенствование из-за падения роли городов и насильственной консервации феодализма со стороны Орды, законодательная деятельность сосредоточилась в руках князей.

Расширилась сфера не правовой, а властно-административной княжеской деятельности. Но законодательство все-таки развивалось. В это время заключались междукняжеские договоры и соглашения с иностранными государствами, где регламентировались права и обязанности сторон в дипломатических сношениях. Князья издавали многочисленные акты и грамоты, названия которых достаточно четко раскрывают их содержание: жалованные, духовные, проезжие ит.д.

К XV в. на Руси сложились две достаточно обособленные системы права. В монархических княжествах система строилась на централизованном управлении и феодальной подчиненности, в ней слабее выражены товарообменные факторы. В республиканских районах Новгорода и Пскова право строилось на более демократических началах, на основе развитых товарообменных отношений. Эта правовая система имела больше шансов эволюционировать в сторону буржуазности, но падение роли республик в опричных погромах Ивана IV привело к разрушению этойправовойсистемы.

Новгородская и Псковская судные грамоты

Республиканское законодательство в XV в. завершилось изданием кодексов. Новгородская судная грамота сохранилась лишь в отрывке из 42 статей, и судить о ее полном составе и содержании довольно трудно.

Более ясное представление об уровне развития законодательства дает Псковская судная грамота, единственный экземпляр которой обнаружил в 1843 г. в Одессе профессор Н. Мурзакевич. В 1848 г. грамота была опубликована. Дефекты заголовка не позволяют точно ее датировать: 1397 г. или 1467 г. Сборник, составленный на высоком

Loading...Loading...