Как помогает николай чудотворец. Икона николая чудотворца - молитва и чем помогает

Ян Коссиерс. Святой Николай спасает пленников. 1660 год Palais des Beaux-Arts de Lille

По крайней мере начиная с X века в образе того, кого мы называем святителем Николаем, соединилось два человека: святитель Николай Мирликийский и святитель Николай Пинарский, или Сионский.

Первый, Николай Мирликийский , жил в III-IV веках. Первые письменные сведения о нем до нас дошли от V — начала VI века: он упоминается в так называемом «Деянии о стратилатах» (в славянской традиции — «О воеводах»).


Илья Репин. Николай Мирликийский спасает от казни трех невинно осужденных. Около 1890 года Харківський художній музей

Деяние о трех воеводах

Три военачальника из Константинополя были отправлены императором Константином для подавления мятежа тайфалов во Фригии (территории современной Турции). По дороге отряд идет за провизией на рынок и ссорится с местными жителями. Узнав о конфликте, епископ Николай отправляется его урегулировать. А во время его отсутствия в его родных Мирах Ныне город Демре на юге Турции. местный князь Евстафий приговаривает к казни трех оклеветанных горожан. Святитель Николай успевает вернуться в Миры вместе с воеводами, останавли-вает казнь, благословляет воевод снова отправиться в свой поход, где они успешно подавляют мятеж. Но завистники оклеветывают воевод перед императором Константином, когда те вернулись в Константинополь, и их бросают в тюрьму. Их должны были казнить, но тут воеводы вспомнили о чудесной помощи Николая трем невинно осужденным и воззвали к нему. Тогда Николай во сне явился Константину и одновременно префекту города Авлавию, пригрозил им тяжелыми карами, если не отпустят невинных. В результате воеводы были освобождены и поехали с подарками от Константина благодарить епископа Николая.

К тому моменту, когда эта популярная история распространяла славу о Николае по Византии, никакого текста жития еще не существовало. И мы видим уже к VI веку в разных концах империи молитвы, обращенные к нему, — в Константинополе, на Крите, в других местах. Но долгое время главным центром его почитания оставался город Миры Ликийские, на юге Малой Азии, где он был епископом и где был погребен после смерти.

У гробницы святителя стали собираться истории о прижизненных и посмерт-ных чудесах, с ним связанных. Например, автор, работавший в VIII веке, чей текст дошел до нас под именем Андрея Критского, в похвальном слове на День святителя Николая Точное название «Похвальное слово святителю и чудотворцу Николаю». приводит разные истории — не только о стратилатах, но и историю о хлебовозах и об обращении им в правую веру маркиа-нитского епископа Феогния, а также другие истории, которые в дальнейшей традиции не сохранились (например, «Деяние о подати»).

Деяние о хлебовозах

Голодающие Миры не имели никакого продовольствия, в гавань зашли корабли с императорским зерном, которое шло из Египта для пропитания Константи-нополя, Николай выпросил у моряков зерна, обещав, что им не будет наказа-ния, и действительно, моряки обнаружили в Константинополе, что вес зерна остался прежним.


Чудо с зерном. Фрагмент внутренней росписи церкви Святой Марии в Мюльхаузене, Германия. 1485 год Wikimedia Commons

Деяние о епископе Феогнии

Николай встретил маркионитского епископа Феогния, проповедо-вавшего дуализм и считавшего, что мстительный Бог Ветхого Завета ничего общего не имеет с добрым Богом Отцом Иисуса Христа, и своим красноречием убедил отказаться от заблуждений. Епископ, хоть и признал правоту Николая, остался в раздражении. Николай примирился с ним словами: «Солнце да не зайдет во гневе нашем Еф 4. 26 . Брат мой! Примиримся».

Деяние о подати

Чиновники назначили жителям Мир непомерный налог, уплата которого грозила разорить город. Миряне обратились к Николаю, и он поехал в Константинополь. В столице Николай остановился при некоем храме, и утром во время литургии, когда он произнес: «Святая святым!», из его уст вышло пламя. На следующее утро, когда Николай отправился во дворец и увидел, что солнце сильно слепит глаза императору, набросил на луч свою мантию. Потрясенный увиденным, Константин согласился снизить налог и написал соответствующую грамоту. Николай вложил грамоту в тростник и бросил в море, помолившись о том, чтобы тот как можно скорее оказался в Ликии. Ее нашли уже наутро, хотя путь на корабле занял бы шесть дней. Сборщик подати снизил налоги и выпустил из тюрьмы тех, кого успели заключить туда за неуплату. Узнав о происшедшем, Константин повелел сохранить низкую подать неизменной и передал Николаю для собора в Мирах священные сосуды и другие дары.

Иногда в письменной традиции до нас доходят сборники, например из трех чудес святителя Николая, с заключением о дате его кончины, то есть со временем появляется своего рода протожитие.

В начале IX века некий Михаил Архимандрит (мы ничего об этой фигуре не знаем) создает первое связное житие Николая Мирликийского. Но самое известное к тому времени его чудо — «Деяние о стратилатах» — в нем не фигурирует. Михаил так и пишет, что все, мол, знают это его великое деяние, зачем еще раз рассказывать о нем, лучше расскажу вам о том, что неизвестно. В этом житии впервые приводятся краткие сведения о родине святителя Николая — греческой колонии, городе Патаре, неподалеку от Мир в римской провинции Ликия; о смерти его благочестивых родителей, о том, как он раздал свое имущество и вообще помогал бедным. Здесь же приводится и так называемое «Деяние о трех девицах», которых обедневший знатный отец хотел отдать в блудилище, а святитель подкладывал им ночью мешочки с золотом, чтобы этого не случилось.

Деяние о трех девицах

Сосед Николая по родным Патарам, отец трех дочерей, потерял все свое состояние, его семье нечего было есть и не во что одеться. Тогда сосед решил сделать свое жилище домом терпимости, а дочерей — блудницами. Чтобы спасти девушек от такой судьбы, Николай подбросил ночью в окно мешочек с золотом. Этого хватило на приданое для старшей сестры. На другую ночь Николай опять подбросил соседу мешочек с золотом, и замуж выдали вторую дочь. На третью ночь Николай снова кинул мешочек с золотом, и на этот раз сосед успел его догнать и поблагодарить. Несмотря на то что Николай просил не открывать его имя, слава об этом поступке распространилась по Патарам и юного Николая сделали священником.


Биччи ди Лоренцо. Святой Николай, дарующий приданое. 1433-1435 годы The Metropolitan Museum of Art

В житии также описывалось чудесное избрание святителя Николая архиепископом: в Мирах умер Ликийский архиепископ Иоанн и долго не могли выбрать нового, пока наконец одному из епископов был глас «кто первым придет в церковь, того и выберете» — и чудесным образом пришел Николай. Также приводится несколько чудес, в том числе «Деяние о хлебо-возах», чудо с моряками, которых святитель Николай спас от потопле-ния, некоторые другие чудеса и, наконец, сообщение о его кончине.


Фра Беато Анджелико. Сцены из жизни святого Николая Барийского. Фрагмент («Чудо с зерном»). Около 1437 года Pinacoteca Vaticana

Это житие произвело сенсацию в византийском мире — святитель к этому моменту был очень почитаем, но, кроме «Деяния о стратилатах», о нем толком ничего не знали. Текст начинает активно распространяться, переписываться и переделываться. Так, в первой половине IX века Мефодий, будущий патриарх Константинопольский и великий византийский писатель, облагораживает житие — факты все те же, но если текст Михаила написан очень простым языком, то текст Мефодия очевидно создавался для образованной публики и представляет собой шедевр византийской риторики: высокий стиль, особенное построение фраз, многочисленные риторические приемы.

Одновременно еще один писатель, — возможно, митрополит Лакедемона Василий — по-своему переделывает житие святителя Николая, написанное Михаилом Архимандритом, и добавляет туда некоторые новые эпизоды.

В таком виде житие святителя Николая бытует весь IX век. А в X веке происходит ключевое событие — смешение житий двух святителей Николаев. Но прежде чем говорить о самом смешении, следует рассказать о другом Николае, что это был за человек.

По счастью, в нескольких списках разной степени испорченности сохранилось житие другого Николая — его называют Николаем Сионским , по монастырю Святого Сиона, который он основал, или Николаем Пинарским , поскольку некоторое недолгое время был епископом города Пинары, там же в Ликии. Этот Николай происходил из обеспеченной и очень благочестивой семьи. Его дядя был игуменом монастыря святого Иоанна Предтечи в селении Акалиссос.

Николай жил в первой половине — середине VI века; с юности он воспитывался в вере, преуспевал в учении, паломничествовал вместе со своим дядей в Святую землю, был в Иерусалиме, Египте, был пострижен последовательно в чтеца, дьякона, священника и, наконец, основал свой собственный монастырь — Святого Сиона, в честь святой горы Сион, где, по преданию, происходила Тайная вечеря. Николай налаживает там монашескую жизнь, занимается благо-творительностью. Например, во время чумы он запрещает крестьянам возить продовольствие в Миры, чтобы они не заразились. А когда из-за той же чумы окрестности Мир были опустошены, он едет раздавать пищу голодающим.

Надо сказать, что, помимо всего, это житие, написанное близким учеником Николая, ценится как замечательное историческое свидетельство о повсе-дневной сельской жизни в горной Ликии.

И несмотря на то, что Николай Мирликийский отдельно упоминается в его житии (Николай Сионский, например, побывал на празднике святителя Николая — розалиях), со временем их стали путать. Не в последнюю очередь из-за близости дат их кончины: 6 декабря у Николая Мирликийского и 10 декабря — у Николая Сионского (по старому стилю).

В X веке некто соединил два жития. За основу он взял житие Николая Мирликийского и заполнил недостающие места — про детство, родителей, чудеса, совершенные в юности, такие как чудо при учении Однажды по дороге в школу Николай встретил хромую женщину Нонну и исцелил ее крестным знамением. и другие деяния. Но в основном там уже рассказываются истории из жизни Николая Мирликийского.


Приведение святого Николая во учение. Икона XIV века Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Такое соединение стало в дальнейшем очень популярным и получило уже распространение в виде единого текста. Ближе к концу X века визан-тийский писатель-агиограф Симеон Метафраст перерабатывает это смешанное житие в единый текст, и его авторитетом оно освящается. И с XI века мы видим, по сути, уже только это составленное из частей житие, хотя житие, написанное Михаилом Архимандритом, и другие тексты продолжали переписываться. (Случай, когда факты из жизни двух святых сливаются, не уникальное явление, такое встречается и с некоторыми другими святыми. Например, известна рукопись, где в мученичество одной святой Параскевы вставлены некоторые интересные факты из мученичества другой святой Параскевы D. A. Vinogradov. St. Parasceve of Iconium and her «lost» Greek Acts // Analecta Bollandiana. Vol. 131. № 2. 2013. А. Ю. Виноградов. Великомученица Пара-скева Иконийская и ее «несохранившиеся» греческие акты // Кафедра византийской и новогреческой филологии. Вып. 1. М., 2000. .) С XI века мы уже видим на иконах, что в клеймах Клеймо — часть иконы (обычно вокруг основного изображения), «рассказывающая» житие святого на иконе или поясняющая сюжет центральной композиции. житие святителя Николая изображается в таком смешанном виде.

Надо отметить, Симеон Метафраст использовал еще один источник — это был синаксарь, то есть сборник кратких житий на каждый день, которые читались в Константинополе, и в нем житие святителя Николая Мирликийского содержит два новых элемента — это факт его смерти в глубокой старости и рассказ об участии в I Вселенском (Никейском) соборе, т. н. «Никейское чудо», на котором было отвергнуто и осуждено учение Ария и принят православный Символ веры.

Никейское чудо

Александрийский пресвитер Арий отказывался признавать Иисуса Христа единосущным Богу Отцу и, распространяя свои убеждения в народе, имел довольно много последователей. Его ересь была названа арианством. Чтобы пресечь возрастающее влияние арианства, в 325 году был созван Никейский собор, на котором учение Ария было осуждено.

Согласно житию Дамаскина Студита, на соборе присутствовал Николай, который в присутствии императора дал Арию, оскорбив-шему Святую Троицу, пощечину. За это он был заключен в тюрьму, где святому явились Христос и Богоматерь, возвратив ему отнятые знаки епископского достоинства — омофор и Евангелие.


Святой Николай Мирликийский дает пощечину Арию. Фреска монастыря Панагия-Сумела. XVIII век Παναγία Σουμελά

Источник этого рассказа нам неизвестен. Дело в том, что в древнейших списках участников I Вселенского собора имени Николая Мирликийского мы не находим, хотя город Миры был, по всей видимости, столицей Ликии, поэтому ее епископ был главным митрополитом всей области и, конечно, непременно должен был принимать участие в соборе и быть среди подписав-ших его акты. Можно предположить, конечно, что митрополит Ликии не остался на соборе до конца. В более поздних источниках (например, списке XIII века «Церковная история» Феодора Чтеца VI века) имя святителя Николая все-таки появляется среди участников.

Икона святого Николая Мирликийского. Первая половина XIII века Ιερά Μονή του Θεοβαδίστου Όρους Σινά (Монастырь Святой Екатерины, Синай)

Само же никейское чудо в источниках появляется очень поздно: впервые в письменном виде мы фиксируем его только в XVI веке у новогреческого уже автора — Дамаскина Студита В XVI веке он был митрополитом Навпактским и Артским и описал это чудо в своей книге «Сокровище». . Есть даже предположения, что, возможно, оно возникло как ответ на вопрос, почему на иконах святитель Николай изобра-жается между Христом и Богородицей, которые передают ему Евангелие и омофор (принадлежность епископского богослужебного облачения и символы архиерейскойго достоинства).

«Правда» о святом Николае никак не повлияла на его почитание


Андреа Сабатини. Святой Николай Барийский. 1514-1517 годы Museo nazionale di Capodimonte

Все Средние века и раннее Новое время никто не задавался вопросом о досто-верности жития святителя Николая. Отчасти еще и в связи с тем, что житие Николая Сионского в чистом виде было неизвестно. Первым его нашел в XVIII веке митрополит Фалькони и издал. Фалькони рассудил, что он нашел подлинное житие и все, что знали о нем до того, было неправильно. Но точка зрения Фалькони не получила распространения.

А первым, кто обратил внимание на несуразность классического, «смешан-ного» жития святителя Николая, был русский ученый и церковный деятель XIX века, архимандрит Антонин (Капустин). В частности, он заметил странную последовательность событий в этом житии: святитель Николай Мирликийский приезжает в Палестину, где перед ним открываются врата храма Воскресения, потом он возвращается в Ликию, претерпевает гонения при Диоклетиане и только потом становится епископом. Но мы знаем при этом, что храм Воскресения был построен только при Константине, то есть после Диоклетиана и его гонений на христиан. Он стал проверять, вышел на житие Николая Сионского и потихонечку распутал всю загадку.

А окончательные доказательства привел немецкий исследователь конца XIX — начала XX века Густав Анрих, собравший практически все возможные тексты о Николае, которыми мы до сих пор и пользуемся. И с этого момента для мировой науки никакого сомнения в том, что это было два разных человека, нет.

Для православной церкви эти открытия остались незамеченными, хотя формально работы архимандрита Антонина были опубликованы в «Трудах Киевской духовной академии». Но это вообще характерно для житий — большая часть из них воспроизводит смешанный текст. На моей памяти была только одна попытка — писателя-агиографа Александра Владимировича Бугаевского и игумена Владимира (Зорина) — написать текст, в котором были бы убраны вставки из жития Николая Сионского.

Николай — самый «разносторонний» по типу чудес


Паоло де Маттеис. Святой Николай Барийский, срубающий дерево, заселенное демонами. Около 1727 года High Museum of Art

Уже в ранее время начинают формироваться и собрания посмертных чудес святого Николая. Есть среди них чудеса более популярные, например о спасении мальчика из арабского плена, о спасении от потопления во время бури, чудо о ковре, есть менее популярные.

Чудо о крестьянине и его сыне Василии

Один крестьянин очень любил святителя Николая, всегда праздновал дни его памяти, в этот день угощал нищих. И вот в один из таких дней он остался дома, чтобы подготовить праздник, а в церковь послал молиться своего сына Василия. Во время службы храм был окружен сарацинами, и Василий был взят в плен и продан князю, у которого стал прислуживать за столом. Родители, потерявшие сына, были так опечалены, что перестали праздновать день памяти прежде любимого святого, пока соседи не вразумили их. Крестьянин с женой пошли молиться Николаю и по возвращении устроили трапезу для родственников и соседей. Во время пира они услыхали необычный лай собак и пошли посмотреть, что там случилось. Выйдя, крестьянин увидал юношу в сарацинской одежде с чашей, полной вина, и признал в нем сына. На все расспросы юноша только и мог ответить, что во время обычного служения за столом он держал перед князем чашу, и вдруг кто-то силою поднял его, и ветер принес и поставил его во дворе. И оказавшись здесь, Василий увидел перед собой святого Николая.


Избавление Агрикова сына Василия из сарацинского плена. Одно из клейм иконы Николы Зарайского с житием. Первая половина XIV века Государственная Третьяковская галерея

Чудо о потоплении во время бури

Корабль, плывший мимо Ликии, внезапно попал в страшный шторм. Моряки обратились с молитвой к святому Николаю, которого никогда не видели, но слышали о его помощи попавшим в беду. Николай тотчас явился, усмирил море и, направив судно к берегу, стал невидим. Моряки невредимыми прибыли в Миры, пошли в соборную церковь и там сразу узнали архиерея, явившегося им во время бури. Они рассказали собравшимся в храме о чуде. Николай же, прозрев укоренившиеся в моряках пороки, велел им более не грешить.


Джентиле да Фабриано. Сцены из жизни святого Николая Барийского. Около 1425 года Pinacoteca Vaticana

Чудо о ковре

Благочестивый константинопольский ремесленник в старости впал в нищету, и, чтобы отпраздновать память Николая (по традиции положено было устроить праздник для всей общины), жена посове-товала ему продать последний ковер. По дороге на рынок он встретил Николая в виде старца, тот купил ковер за шесть золотых и, пока ремесленник был на рынке, вернул ковер жене, якобы по приказу мужа. Когда ремесленник возвратился домой, жена стала бранить его за обман святого, но муж показал ей покупки и остаток денег и рассказал о случившемся; они поведали о чуде всем, включая патриарха, и устроили большой праздник в день памяти Николая.


Дионисий. Чудо о ковре. Роспись Никольского придела собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник / Музей фресок Дионисия

Есть чудеса довольно специфические — совместные с другими святыми. Например, совместное чудо святителя Николая и Симеона Богоприимца по избавлению из арабского плена схолария (то есть воина) Петра, которое потом становится основой жития Петра Афонского.

Чудо об избавлении из плена Петра

Византийский воин-схоларий Петр после поражения в битве попал в арабский плен в Самарре и воспринял случившееся с ним как наказание за то, что дал обет стать монахом, но откладывал пострижение. Обещая выполнить обет в случае избавления, Петр обратился с молитвой к святому Николаю, который явился ему через несколько дней и сообщил, что не может никак умолить Бога, но призвал молиться дальше. Во второй раз Николай посоветовал обратиться к Симеону Богоприимцу, а в третий уже явился Петру вместе с Симеоном, который снял с него цепи и вывел из города; Николай дал Петру пищу и, напоминая обещание исполнить обет, проводил до византийской границы, откуда тот поспешил не домой, а в Рим, где предупрежденный Николаем папа римский узнал Петра и постриг в монахи.


Явление святителя со святым Симеоном военачальнику Петру Из книги Андрея Вознесенского «Николай Чудотворец: Полная история жизни, чудес и святости». Москва, 2010 год. Издательство «Эксмо»

Типология чудес святителя Николая тоже очень разная: это и освобождение из плена, и вознаграждение почитателей, которые отдают последнее, чтобы отпраздновать день поминовения святого, и чудеса по избавлению людей от бедности, и об исцелении. Есть чудеса, связанные с иконами святителя.

Чудо о вандале

Однажды вандал-грабитель в доме неизвестного христианина нашел образ святителя. Плен-ные христиане объяснили вандалу, что это образ прославленного у христиан чудотворца, святителя Николая. Возвратясь домой в Африку, вандал поставил икону святителя в своем доме. Как-то раз, когда он собрался уехать, он поручил иконе все свое имущество. Пока вандал отсутствовал, в его дом забрались воры, украли все находившееся там имущество, но икону оставили. Возвратившись домой и увидев, что все его имение расхищено, вандал выместил свою злобу на иконе святителя — стал бить образ и даже пригрозил сжечь его, если имущество не найдется. Когда воры, укравшие имущество вандала, начали делить добычу между собой, им неожиданно явился святитель Николай и грозно спросил: «Зачем вы украли имущество, которое было поручено мне на сохранение? Посмотрите, как жестоко бил меня вандал, какие раны сделал на моем теле. Если же вы не возвратите похищенное, то понесете позорную казнь». Изумленные воры спросили: «Кто ты и какое право имеешь говорить так?» Он ответил: «Я — Николай, раб Господа моего Иисуса Христа». Услышав имя великого угодника Божия, воры возвратили вандалу все его имущество. После этого они перестали воровать и стали вести богоугодную жизнь, раскаиваясь в прежних грехах. Вандал же, пораженный помощью Божия угодника, уверовал во Христа, крестился, а потом построил церковь в честь святителя Николая. С того времени имя Чудотворца прославилось между варварами и стало известно в Северной Африке.

В смысле типологии чудес Николай оказывается одним из самых разнообраз-ных святых, но одно из главных направлений его деяний связано с морем: это покровительство во время морских путешествий, спасение от бури, воскрешение утонувших.

Наконец, на Руси возникают некоторые специфические чудеса святителя Николая. Одно из первых чудес, записанных на русской почве — так называемое чудо об отрочати, о младенце, который утонул в Днепре. Оно связано с иконой Николы Мокрого, находившейся на хорах Софии Киевской.

Чудо об отрочати

Молодая семья с младенцем возвращалась с праздника в Вышгороде на лодке по Днепру. Женщина задремала, и младенец выпал из ее рук в воду. Родители обратились с молитвой к одному из любимых своих святых — Николаю Чудотворцу, и на следующее утро в киевском Софийском соборе был найден мокрый, как только что из воды, ребенок. Икона, перед которой был найден утонувший, была названа «Николой Мокрым».


Икона святителя Николая Мирликийского Чудотворца Образ, именуемый «Никола Мокрый». Свято-Тихоновский женский монастырь, г. Торопец

Мощи Николая были украдены, но христиане празднуют это событие


Перенесение мощей Николая Чудотворца в Бари. Невьянск, 1829 год Частное собрание / Hargesheimer Kunstauktionen

По всей видимости, Николая Мирликийского похоронили на древнем кладбище, за пределами Мир. По крайней мере к VI веку там уже была гробница и частично прослежи-вается храм юстиниановского времени. Храм разрушило землетрясение, и был построен новый храм, который мы видим и сейчас (восстановлен в XIX веке).

Где именно мощи находились в храме — предмет научных споров до сих пор, но мы знаем, что это было невероятно почитаемое место, люди шли поклониться мощам начиная с самого раннего времени. И еще паломники получали из гробницы миро. Что такое было миро в древности — не очень понятно, но, по всей видимости, также какая-то благоуханная жидкость. Мы знаем, что в древности был такой важный способ обращения с мощами: в крышке саркофага делалось отверстие, в него заливалось благовонное масло, оно как бы омывало мощи, а через отверстие снизу масло, освященное мощами, уже собирали в небольшие плоские фляжечки-ампулы и раздавали паломникам. Эти ампулы люди носили на груди или использовали с какой-то другой целью.

С 70-х годов XI века в окрестностях Мир начинают появляться турки-сельджуки, завоевавшие уже Малую Азию и делающие постоянные набеги на город. Из более позднего источника мы знаем, что во время этих набегов жители уходили из города на защищенный акрополь, а при храме оставалось сторожами несколько монахов. Они охраняли не только храм, но и мощи, потому что кража мощей в то время на Западе была обычным явлением. Чаще всего такая кража прикрывалась какими-то благочестивыми соображениями, и опасность разрушения храма Святого Николая турками в этом смысле была очень удобна как причина такой кражи.

И вот незадолго до Первого крестового похода, в 1087 году, жители крупного южноиталийского торгового города Бари решили завладеть мощами святителя, чтобы перенести их к себе и повысить с помощью святыни престиж города. Мы знаем всю эту историю из текста про перенесение мощей, написанного в Бари. Они связали монахов, отыскали гробницу «Барийский пресвитер по имени Луп держал в руках стеклянный сосуд, который монахи храма наполнили миром от мощей. Он решил принять участие в переговорах со сторожами и поставил флакон на верх невысокой колонны у алтаря. Во время спора отец Луп по неосторожности задел сосуд, и тот с „великим треском“ упал, но не разбился. Пришельцы увидели в этом знамении благоприятный знак выражения воли Бога и святого Угодника, якобы святитель сказал им: „Вот могила, в которой я лежу, возьмите мое тело и идите к людям в Бари, которым я буду покровительствовать и защищать“». Диакон Дионисий Куприченков. «История мощей святителя Николая Мирликийского». , и юноша по имени Матфей стал руками доставать из нее кости, покоившиеся в мире. Дело происходило ночью, они вынесли сколько могли и поплыли в Бари. По дороге кто-то пытался себе присвоить частицы мощей, но безуспешно. По приезде в Бари был спор между разными партиями, кто должен владеть мощами и куда их положить, а со временем для них построили базилику Святого Николая Итал. Basilica di San Nicola , в крипте которой они с тех пор и лежат, и из них продолжают брать миро. Причем жители города до XX века не открывали эти мощи для демонстрации.

Дионисий. Принесение мощей святителя Николая в Бари. Роспись Никольского придела собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502 год Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник / Музей фресок Дионисия

Буквально через несколько лет после барян в Миры заехали венецианцы, которые тоже претендовали на мощи святителя Николая, который был к тому же покровителем Венеции. Они приехали и увидели гробницу уже разграбленной, но, согласно венецианскому тексту, нашли два погребения, а затем, «почувствовали чудесный аромат» и нашли третье. Последнего они определили как Николая Мирликийского, а первых двух — как дядю Николая Сионского из смешанного жития и основателя монастыря Иоанна Предтечи в Акалиссосе и Феодора Исповедника На самом деле это был митрополит Мир, сначала державшийся иконоборчества, а затем, на VII Вселенском соборе, от него отрекшийся. .

Венецианцы торжественно перевезли найденные мощи домой, объявив, что нашли наконец настоящие останки Николая; в XVII веке для них построили храм на острове Лидо (Chiesa San Nicolò), где они до сих пор и находятся. Но, в отличие от барян, венецианцы в течение Средних веков и Нового времени несколько раз эти мощи открывали для осмотра. В конце концов их положили в красивый барочный саркофаг и поставили на мраморный алтарь, откуда их стало нельзя достать.

Антропологи узнали, как выглядел святитель Николай


Фра Беато Анджелико. Сцены из жизни святого Николая Барийского. Фрагмент. Около 1437 года Pinacoteca Vaticana

В 1953 году в Бари антрополог Луиджи Мартино обследовал мощи и выяснил, что все имеющиеся кости принадлежат мужчине, белой европеоидной средиземноморской расы, для которой характерны средневысокий рост и смуглая кожа; с высоким лбом, с носом, стремящимся к орлиному, скелетом средней крепости умершему в возрасте около 60 лет, 167 сантиметров ростом, который жил на расти-тель-ной диете и который долгое время находился в каком-то сыром помеще-нии. Это, в принципе, совпадает с житием святителя Николая, который, как мы помним, был заключен в темницу. Конечно, по черепу не определить, были ли у него залысины, как принято изображать на иконах, какой длины была борода, но он типичный представитель средиземноморского антропо-логического типа. Вместе с тем обнаружилось, что трети костей скелета не хватает. По всей видимости, это объясняется тем, что мощи воровали ночью и просто не успели забрать все.

Через 40 лет в Венеции в связи с реставрацией алтаря святителя Николая решили провести аналогичную операцию (в ней участвовал тот же Луиджи Мартино): антропологи вскрыли саркофаги и выяснили, что в них покоятся действительно три человека римского времени, а в центральном саркофаге в скелет доложены кости от скелета, находящегося в Бари, то есть венецианцы заодно взяли и кости из ограбленного барянами саркофага. Таким образом история перенесения мощей прояснилась окончательно: две трети мощей святителя Николая лежит в Бари, а примерно треть — в Венеции. Происхож-дение всех остальных мощей святителя Николая, которые лежат где-то по христианскому миру, совершенно непонятно и неизвестно. Они могут лежать в Ватикане или в России, но они не происходят из Бари или Венеции, поскольку ни баряне, ни венецианцы никогда от своих мощей частицы никому не давали. Хотя и нельзя полностью исключать, что в момент перенесения в Венецию и в Бари (тем более что такие сообщения есть) кто-то пытался какие-то частицы мощей похитить.

Вопрос проверки подлинности мощей очень затруднен. С католической точки зрения главное свидетельство их подлинности и вообще святости святого — это чудотворение, которое происходит от его могилы и мощей. Мы знаем, что огромное количество чудес связано с гробницей святителя Николая.

Вообще, мы знаем случаи, когда антропологические исследования показывали, что у каких-то святых кости не мужские, а женские, а где-то даже свиные кости подложены. Но по крайней мере здесь точно те самые мощи, которые были привезены в конце XI века из Мир.

Мокрый, Можайский, Зарайский, Летний, Вешний и другие — это всё святитель Николай

Трудно сказать, когда именно впервые на Руси начинается почитание Николая Чудотворца. Мы видим, что в росписях Софии Киевской, главного православ-ного собора Киевской Руси, из более чем 700 изображений святых четыре — святителя Николая. Это говорит нам о том, что к середине XI века он был здесь уже очень почитаемым святым. В том числе мы находим среди росписей Софии круглый образ «Николы Мокрого» (см. «Чудо об отрочати»).

Киевская чудотворная икона святого Николы Мокрого. XI век Икона находилась в небольшом киоте в Никольском приделе Киево-Софийского собора до 1943 года. Пропала во время Второй мировой войны. icon-art.info

А буквально через два года после перенесения мощей в Бари на Руси уже по-является праздник перенесения мощей святого Николая (в отличие от греков, которые оплакивали это как великую потерю). Возможно, почитание этого события проникает через скандинавский мир, через наши династические связи. Праздник стал очень популярен и существует до сих пор — Никола Летний, или Никола Вешний, — и празднуется в конце мая.

Постепенно имя Николай появляется среди имен княжеской династии, сначала не как основное имя, но часто оно становится главным. Мы знаем, например, черниговского князя Николу Святошу, который постригся в монахи и чье имя крестильное было Николай. И он почитал святителя Николая, мы тоже об этом знаем. Первый монарх с именем Николай — уже Николай I.

С начала XII века почитание святителя Николая распространяется в Новгороде. На княжеском дворе строится храм, посвященный святителю Николаю, — Николо-Дворищенский собор. Вокруг дворища возникает торг, и святой Николай кроме покровительства мореплавателям становится еще и покрови-телем торговцев и очень любимым в торговом Новгороде святым; никольских храмов начинает строиться очень много, и по количеству этих храмов, по предметам мелкой пластики, предметам личного благочестия видно, что этот никольский культ активно распространяется по всей Руси. Начинают появляться собственные образы: Никола Мокрый, Никола Можайский, Никола Зарайский, Никола Великорецкий, — каждый со своей иконографией. Возни-кают локальные предания, локальные чудеса, появляются русские молитвы, русские службы, и в конце концов Николай теряет характер греческого святого и становится любимым русским святым.

Есть известные исследования Бориса Андреевича Успенского по русскому этнизированному христианству, в котором возникает некая троица из Христа, Николы и Богородицы Почитание Николы «приближалось к почитанию Богородицы и даже самого Христа» (Б. Успенский. Филологические разыскания в области славянских древностей. 1982). , приводится выражение, которое упоминают иностранцы, что Никола — «русский бог» В «Чуде святого Николы о половчине» половец говорит: «...Велик есть бог русский и дивна чюдеса творит». . Хотя надо уточнить, что похожее происходит с образом Николая и в греческой народной культуре, где он наделяется всяческой магической силой, помогает бороться со сглазом, демонами и так далее.

Святой Николай — не Санта-Клаус и не Дед Мороз

Тициан Вечеллио. Святой Николай. 1563 год Chiesa di San Sebastiano, Venezia

Вообще, в разных странах Европы Николай почитался по-разному, но глав-ными центрами почитания были Бари, Венеция, несколько регионов Франции, Германия. Праздник его поминовения приходится на декабрь, незадолго до Рождества. Святитель Николай традиционно было покровителем много-численных профессий, в том числе и хлебопекарей, у которых существовала традиция — на День святого Николая дарить выпечку бедным и детям, и мы видим, что в западной иконографии Николай изображается с тремя хлебами, и этот образ уже начинает ассоциироваться с тремя мешочками с золотом, которые он подкинул бедным девушкам. С нидерландцами Николай попадает в Северную Америку, из Синт-Клааса становится Санта-Клаусом и в протес-тант-ской Америке, не признающей институт святых, трансформи-руется уже в некоего доброго старичка, который дарит детям подарки. Рождество, во многом благодаря романам Диккенса, становится традицией светлого семейного праздника, и образ святого Николая начинает тесно с ним сплетаться и приобретать сказочные черты. В таком виде он уже возвращается в Европу, соединяясь с другими новыми европейскими культами Рождества, например рождественским деревом — или конкретно германской елкой. С немцами рождественские традиции попадают в Россию, а в советское время, когда запрещается Рождество и его место занимает празднование Нового года, святой Николай превращается в Деда Мороза, взятого из русских сказок. В нем уже ничего не остается от святого, впрочем, как и в американском коммер-ческом Санте, который везет детям бутылки с кока-колой. 

Вы можете также послушать рассказ Андрея Виноградова в приложении « ».

1:502 1:507

Чудотворная икона Николая Чудотворца является одним из наиболее чтимых православных образов Святых. Божественному изображению обращаются в молитве при различных жизненных ситуациях, и как утверждают большинство людей, при искреннем прошении верующих он быстро откликается, и приходит на помощь к нуждающимся.

1:1083 1:1088

В культуре средневековья православный лик представлял собой необыкновенное явление, к котором художник пытался познакомить человека с духовным миром, и где он помогал ему найти собственный путь к преображению. Поэтому значение иконы Николая Чудотворца для всех верующих людей необычайно велико.

1:1637

1:4

Его лик присутствует во многих домах православных христиан, оберегая их тем самым от бед, а также потребности в чем-либо, принося домочадцам достаток и покровительство Святого.

1:330 1:335

2:839 2:844

К чему снится икона Николая Чудотворца

2:929

Если в своем сне человек увидел, что божественное изображение ожила и говорит ему некую информацию, то значит такой сон можно считать вещим. Как правило, его трактуют, как благоприятный знак, то есть в скором времени неожиданно в жизни сновидца станут происходить невероятные чудеса.

2:1450 2:1455

3:1959

3:4

В чем помогает икона Николая Чудотворца

3:91
  1. Оберегает странников и моряков. Святой еще при жизни в молитве мог в пути останавливать бури и прочую непогоду. По некоторым сказаниям молодой Никола смог воскресить упавшего с мачты моряка, он также спал еще одного моряка по пути в Миру из Александрии;
  2. Оберегает лик торговцев и детей. Покровитель всегда очень любил детей, и хорошо откликался на молитвы матерей о своих детях;
  3. Икона Святого Николая Чудотворца помогает и в примирении враждующих, оберегает от недругов и является покровителем воинства. При жизни Чудотворец был добродушным человеком, который с легкостью мог примерять врагов. И по сей день в мольбе о примирении обращаются к нему люди;
  4. Обращаются в молитвах к Святому и в поисках своей второй половины, а также прозвонят мобелень образу и на замужество;
  5. Помогает лик и тем, кто желает исправиться, а также и невинно осужденным людям, которые находятся в тюремном заключении. Чудотворец спасает молящих от плена темницы и даже от смерти.
3:1863

4:505 4:510

В каких храмах находится чудотворный лик

4:599

Так как списков этой иконы существует огромное количество, то мы расскажем о местонахождении некоторых из них:

4:805
  • В храме Христа Спасителя в Москве находится Святой образ, который был написан в Бари, где был построен базилик Св. Николая;
  • Почитаемое изображение Николы в житии на Пресне в Храме Рождества Иоанна Предтечи, однако лик с аналогичным сюжетом можно увидеть на Песках в храме Спаса Преодражения;
  • В Елехове имеется другой чудотворный образ Святого. В кафедральном соборе представлены частицы мощей и список, на котором изображены свт. Никола, вмц. Варвара и свт. Василия Великого;
  • Увидеть колпинский лик Чудотворца можно в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» в Санкт Петербурге.
4:1876

Молитвы

5:524 5:529

Николаю Чудотворцу изменяющая судьбу

5:610

«Возбранный Чудотворче и изрядный угодниче Христов Отче Николае! Миру всему источая многценное милости миро и неисчерпаемое чудес море, крепости духовные уставляеши, и я восхваляю тя любовцю, преблаженне Святителю Николае: ты же яко имея дерзновение ко Господу, отвсяких мя бед свободи, да зову ти: Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

5:1366

Ангела образом, земнаго суща естеством яви всея твари Создателя; благоплодную бо доброту души твоея провидев, преблаженне Николае, научи всех вопити тебе сице:

5:1661

Радуйся, во одеяниях ангельских рожденный, якоже во плоти чист; радуйся, и водою и огнем крещеный, яко же во плоти свят. Радуйся, рождением своим родителей удививый; радуйся, силу душевную абие по рождестве явивый. Радуйся, саде земли обетования; радуйся, цвете Божественнаго саждения. Радуйся, лозо добродетельная винограда Христова; радуйся, древо чудоточное рая Иисусова. Радуйся, крине райского прозабения; радуйся, миро Христова благоухания. Радуйся, яко тобою отгонится рыдание; радуйся яко тобою приносится радование. Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

5:1165

Радуйся, образе агнцев и пастырей; радуйся, святое очистилище нравов. Радуйся, добродетелей великих вместилище; радуйся, святыни чистое и честное жилище! Радуйся, светильнице всесветлый и вселюбимый; радуйся, свете златозарный и непорочный! Радуйся, достойный Ангелов собеседниче; радуйся, добрый человеков наставниче! Радуйся, правило веры благочестивыя; радуйся, образе кротости духовныя! Радуйся, яко тобою от страстей телесных избавляемся; радуйся, яко тобою слодостей духовных исполняемся! Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

5:2282

Радуйся, избавление от печали; радуйся, подаяние благодати. Радуйся, нечаемых зол прогонителю; радуйся, желаемых благих насадителю. Радуйся, скорый утешителю в беде сущих; радуйся, страшный наказателю обидящих. Радуйся, чудес пучина, Богом излиянная; радуйся, закона Христова скрижаль Богом писанная. Радуйся, крепкое подающих возведение; радуйся, право стоящих утверждение. Радуйся, яко тобою всякая лесть обнажается; радуйся, яко тобою всякая истина сбывается. Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

5:1053

Радуйся, всяких исцелений источниче; радуйся, лютее страждущих помощниче! Радуйся, заре, сияющая в нощи греховной блуждающим; радуйся, росо неботочная в знои трудов сущим! Радуйся, подовая требующим благостроение; радуйся, уготовляяй просящим изобилие! Радуйся, многажды прошение предваряй; радуйся, старым сединам силу обновляй! Радуйся, многих заблуждений от пути истиннаго обличителю; радуйся, таин Божиих верный служителю. Радуйся, яко тобою зависть попираем; радуйся, яко тобою благонравное житие исправляем. Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

5:2203

Радуйся, от убожества вечнаго изымали; радуйся, богатство нетленное подаваяй! Радуйся, брашно негиблющее алчущим правды; радуйся, питие неисчерпаемое жаждущим жизни! Радуйся, от мятежа и брани соблюдаяй; радуйся, от уз и пленения освобождаяй! Радуйся, преславней в бедах заступниче; радуйся, превеликий в напастях защитниче! Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

5:801

Радуйся, озарение Трисолнечнаго света; радуйся, деннице незаходимого солнца! Радуйся, свече, Божественным пламенем возженная; радуйся, яко угасил еси бесовский пламень нечестия! Радуйся, молние, ереси пожигающая; радуйся, громе, устрашающий соблазняющих! Радуйся, истиннаго научителю разума; радуйся, таинственнаго изъявителю ума! Радуйся, яко тобою попрано поклонение твари; радуйся, яко тобою научимся поклонятися Творцу в Троице! Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

5:1803

Радуйся, всех добродетелей зерцало; радуйся, всех притекающих к тебе крепкое забрало! Радуйся, по Бозе и Богородице, все наше упование; радуйся, телес наших здравие и душ спасение! Радуйся, яко тобою от вечныя смерти освобождаемся; радуйся, яко тобою бесконечныя жизни сподобляемся! Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!

5:722

О, пресветлый и пречудный отче Николае, утешение всех скорбящих, нынешнее наше прими приношение, и от геенны избавитися нам Господа умоли, богоприятным твоим ходатайством, да с тобою Воспеваем: Аллилуйа, Аллилуйа, Аллилуйа, Аллилуйа!

5:1150

Возбранный Чудотворче и изрядный угодниче Христов Отче Николае! Миру всему источая многценное милости миро и неисчерпаемое чудес море, крепости духовные уставляеши, и я восхваляю тя любовцю, преблаженне Святителю Николае: ты же яко имея дерзновение ко Господу, от всяких мя бед освободи, да зову ти: Радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче, радуйся, Николае, великий Чудотворче!»

5:1909

5:4

Молитва Николаю Чудотворцу о помощи в работе

5:98

Молитву Николаю Угоднику на успех в работе рекомендуется читать в уединении и сосредоточении пред иконой.

5:297

«Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою. Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.»

5:1523

5:4

Молитва Николаю Чудотворцу в поиске хорошей работы

5:110

«Святой Николай Чудотворец, защитник и благодетель. Очисти мою душу от приставучей зависти и злобы скверных людей. Коли работа не спорится по окаянному умыслу, врагов не наказывай, а помоги им справится со смутой в душе. Коли сажа на мне греховная, искренне раскаиваюсь и прошу чудодейственной помощи в работе праведной. Ниспошли мне работу по совести, а зарплату по труду. Да будет так. Аминь».

5:831 5:836

Молитва Николаю Чудотворцу о помощи в деньгах

5:932

«О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных (имена), молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отовсюду уловляемых, всякого блага лишенных и умом от малодушия помраченных. Потщися, угодниче Божий, не остави нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяних наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Емуже ты со бесплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам.

5:2125

На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем и ко пресвятому образу твоему припадающе помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших.

5:590

Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

5:917 5:922

Молитва Николаю Угоднику о помощи в дороге

5:1012

«О святителю Христов Николае! Услыши нас, грешных рабов Божьих (имена), молящихся тебе, и моли о нас, недостойных, Содетеля нашего и Владыку, милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делам нашим, но по своей благости воздаст нам. Избави нас, угодниче Христов, от зол, находящих на нас, и укроти волны, страстей и бед, возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховной и в тине страстей наших. Моли, святителю Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велико милость, ныне и присно, и во веки веков.»

5:2204 5:4

Молитва Николаю Угоднику о помощи в делах и на торговлю

5:117

«О, всеблагий отче Николае, пастырю и учителю всех верою притекающих к твоему заступлению, и теплою молитвою тебя призывающих, скоро потщися, и избави Христово стадо от волков губящих е, сиречь от нашествия латинян лукавых, востающих на ны.

5:557

Огради и сохрани страну нашу, и всяку страну в Православии сущую, святыми твоими молитвами от мирскаго мятежа, меча, нашествия иноплеменников, от междуусобныя и кровопролитныя брани. И якоже помиловал еси триех мужей в темнице седящих, и избавил еси их царева гнева и посечения мечнаго, тако помилуй и избави Великия, Малыя и Белыя Руси народ православный от пагубныя ереси латинския.

5:1261

Яко да твоим ходатайством и помощию, Своим же милосердием и благодатию, Христос Бог, да воззрит милостивным оком Своим на люди в невежествии сущия, иже десницы ни шуйцы своея не познаша, паче же юныя, киим обольщения латинския глаголются во еже отвратити от веры православныя, да просветит разум людей Своих, да не соблазнятся же и не отпадут от веры отеческия, совесть, суетными мудрованьми и невежествиими усыпленную, да пробудит, волю обратит ко хранению святыя веры Православныя, да помянет убо веру и смирение отцев наших, живот свой за веру Православную положивших, приемлющи моления теплыя святых угодников Своих, в земли нашей просиявших, соблюдающих нас от прелести и ереси латинския, да сохранивши нас во святем Православии сподобит нас на страшнем Судищи Своем деснаго стояния со всеми святыми. Аминь»

5:2748

5:4

Молитва Николаю Чудотворцу о замужестве

5:90

«О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень! При жизни ты никогда и никому не отказывал в просьбах, да не откажи рабе Божьей (имя девушки желающей выйти замуж). Ниспошли же милость свою и проси Господа о скором моем замужестве. Отдаюсь на волю Господню и уповаю на милость Его. Аминь».

5:629 5:634

Также за дочь о ее замужестве могут попросить родители:

5:740

«Уповаю на тебя, Чудотворец Николай, и прошу за любимое чадо. Помоги моей дочери встретить избранника - честного, верного, доброго и мерного. Защити мою дочь от замужества грешного, похотливого, бесовского и небрежного. Да будет воля твоя. Аминь».

5:1192 5:1197

Молитва Николаю Чудотворцу об исцелении от болезни

5:1303

«О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, теплый наш заступниче, и везде в скорбех скорый помощниче, помози мне, грешному и унылому, в настощем житии, умоли Господа Бога, даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы; и во исходе души моея помози ми окаянному, умоли Господа Бога всея твари Содетеля, избавити мя воздушных мытарств и вечнаго мучения, да всегда прославляю Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивное предстательство, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»

5:2360

5:4

Молитва Николаю Чудотворцу о здравии болящего

5:101

Молитва читается перед образом святого старца (как в храме, так и дома). Читать молитвенный текст разрешается и для себя, и для своих родственников и близких, вместо скобок подставляя имя больного человека.

5:479 5:484

«О, Николай Всесвятой, угодник Господней, вечный заступник наш, и повсюду во всех бедах помощник нашю Помоги мне, Божьему рабу (имя), унылому и грешному, в настоящей жизни, попроси Господа даровать мне оставление грехов моих, ибо согрешил я делом, словом, в помыслах и всеми своими чувствами. Помоги мне окаянному, Святой Чудотворец, попроси Господа нашего о здравии крепком, избавь меня от мучений и мытарств. Аминь.»

5:1243 5:1248

Молитва Николаю Чудотворцу в дорогу и о путешествующих

5:1362

«Господь Всевышний, Бог Наш, к тебе за поддержкой я обращаюсь! Тебя о помощи я прошу, о снисхождении Твоем молю! В дороге я нахожусь сложной, множество препятствий на пути моем: Люди нехорошие, мысли дрянные, проблемы насущные! Убереги меня, сохрани меня, направь меня на путь истинный И помоги не сойти с него. Сделай так, чтобы дорога моя Гладкой и ровной была, проблемы и несчастья стороной обошли. Чтобы таким как в путь подался, таким я и вернулся! На помощь Твою уповаю, к поддержке взываю! Имя Твое восславляю! Аминь!»

5:2309

5:4

Благодарственная молитва Николаю Угоднику

5:95

Читается на рассвете.

5:137

«Николае Угодниче! К тебе как к учителю и пастырю я обращаюсь с верой и почтением, с любовью и преклонением. Благодарственные слова тебе направляю, за жизнь благополучную молю. Спасибо огромное тебе говорю, на милость уповаю да на прощение. За грехи, за мысли, да за помыслы. Как помиловал ты всех грешных, так и меня помилуй. От испытаний страшных огради да от смерти напрасной. Аминь»

5:838 5:843

6:1349 6:1352

Изображение Николая Чудотворца на иконе имеет большое значение во всем христианском мире. Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, который стал великим Божьим угодником, искренне любят и почитают католики, православные. Нет христианского храма или дома, где бы ни было образа Николая Чудотворца. Часто его фигуру изображают возле Господа Иисуса Христа. Православная церковь празднует дни Николая Чудотворца три раза каждый год:

  • День рождения святого – 11 августа (по старому стилю 29 июля).
  • Последний день его земной жизни – 19 декабря (по старому стилю 6 декабря).
  • Дату прибытия мощей святого в город Бари – 22 мая (по старому стилю 9 мая).

Святой еще при жизни славился большим помощником людей во всех их проблемах, поэтому к нему с горячими молитвами идут, чтобы просить о содействии и защите. Российским народом святой уважаем и почитаем уже много веков. Почти каждый, даже небольшой, город имеет храм, посвященный Николаю Угоднику. Это и главный собор северной столицы России – Санкт-Петербурга, а также славная Никольская башня, венчающая Московский Кремль.

Со знаменитой башней, возведенной в 1491 году, связано чудесное событие, в реальности которого нет сомнений. Сооружение было украшено ликом святого. 1917 года, когда на территории Москвы бесчинствовали солдаты армии Наполеона, враги предали огню и мечу весь город. Несмотря на сильные повреждения и разрушения, само изображение Николая Угодника сохранило целостность.

Жизненный путь Николая Чудотворца

Как свидетельствует жизнеописание Николая Чудотворца, он родился во второй половине третьего века (около 280 года) в городе Патары Ликийской области. Тогда эти территории южного побережья Малоазийского полуострова являлись греческой колонией.

Детские годы

Родители Николая были состоятельными благочестивыми людьми, поэтому мальчик получил начальное образование, рос достойным христианином. С юных лет его отличали от сверстников серьезность, спокойствие, любовь к мудрости книг Священного Писания, к церковной службе. Дни напролет он проводил в стенах храма, а когда приходила ночь, читал священные книги и молился.

Служение

Увидев благочестие и духовные устремления юного Николая, дядя, епископ Патарский, которого также звали Николаем, взял его в церковь чтецом. Немного позже он сделал молодого человека своим помощником, рукоположил в сан пресвитера, поручив поучать прихожан. Так, Патар стал местом, где начался христианский подвиг несения Слова Божия святого Николая Угодника.

Существует еще одна версия жизнеописания, согласно которой совсем еще молодой священник сразу стал епископом Мирры по решению собора епископов Ликии. Такое быстрое восхождение в IV веке было возможным. После смерти отца и матери молодой священник стал наследником семейного состояния, всецело используя его для помощи нуждающимся людям. Причем всегда свершал добрые дела и пожертвования тайно, бескорыстно, избегая благодарности и славы. Первые годы служения церкви Николая Чудотворца совпали с годами правления императоров Диоклетиана и Максимиана (до 305 года), которые систематически преследовали христиан. Гонения на последователей Иисуса Христа в разных регионах Римской империи продолжались до 306-311 годов.

После совершения паломничества к святыням Иерусалима Чудотворец хотел стать одним из палестинских отшельников, но по воле Господа изменил свое решение. Всевышний явился к священнику во сне и открыл, что его истинное предназначение – это служение Богу на родной земле. Удивительные происшествия случились уже во время следования к Святой Земле. Молодой путешественник дважды смог успокоить бурные морские воды, угрожающие кораблекрушением, и вернул к жизни матроса, который упал с мачты.

По возвращении на Ликийскую землю святитель, желая избежать известности, славы от жителей родного города, направился в Мирру (центр Ликии). Как раз тогда епископский собор был занят вопросом избрания архипастыря. Божьей волей и решением собрания должность была отдана Николаю. Такое внезапное быстрое возвышение смутило священника и повергло в растерянность. Тогда для укрепления веры и силы к юноше пришел Господь вместе с Пресвятой Богородицей. Они передали Николаю Евангелие и омофор, сказав, что ожидают от священника не отшельнического служения, а прославления Божьего Имени. Это чудо часто изображают на образах Николая Чудотворца.

Несмотря на высокое уважаемое положение, образ жизни архиепископа Николая почти не изменился. Он остался простым, скромным, трудолюбивым. Молитва и пост занимали много времени. А главной заботой Николая Чудотворца осталась помощь всем, кому она была нужна: бедным, богатым, здоровым, немощным, молодым, старым.

Невзирая на скромность, чистоту, святитель, когда было нужно, становился ревностным и настойчивым защитником Христовой Церкви. Вместе с соратниками он находил храмы, места жертвоприношений язычников Мирры и пригородных земель, разрушал их, уничтожая идолов, активно привлекая заблудшие души к Истиной Вере. 325 года состоялся Первый Вселенский собор (который принял Символ Веры), среди его активных участников присутствовал святитель. Вместе со славными защитниками Веры – Спиридоном Тримифунтским, папой Римским, Александром Александрийским, святым Сильвестром (и еще 312 священниками) – противостояли агрессивным нападкам еретика Ария.

Согласно с некоторыми источниками, Николай при всех дал богоборцу увесистую пощечину. За этот поступок священника на время лишили сана епископа, а затем взяли под стражу. Но Господь чудесным образом избавил защитника Веры от несправедливого наказания. Позже, будучи в сане архиепископа, он сам много раз освобождал христиан из заточения и даже сохранял жизнь тем, кого невинно приговорили к казни. После освобождения и восстановления в сане святитель Николай снова вернулся к своим обязанностям, продолжая сеять слово Истиной Церкви, борясь за чистоту Веры против лукаво мудрствующих, еретиков, сомневающихся. Священник искоренял семена неверия, сомнений, чтобы укрепить слабых, излечив их неспокойные души.

Святитель Николай отошел в лучший мир в преклонном возрасте приблизительно в 345-351 году. Он прожил благочестивую, полную сострадания и помощи людям жизнь, священник был щедрым, добрым человеком. Служение Господу и Вере стало его смыслом и призванием не только во время земной жизни, но и поныне. Святого Николая почитают великим христианским помощником во многих странах мира. Множественные чудеса, творимые при жизни, и помощь, даруемая верующим, до сегодня сделали образ Николая поистине легендарным.

Почитание святого Николая Чудотворца

Николай Чудотворец – особо почитаемый Православной Церковью святой. Путешествующий по Руси итальянец А. Гваньини (XVI век) засвидетельствовал, что более других русские чтут Николая Угодника, воздавая ему почести, почти такие же, как и Богу. Конечно, иноземец слегка приукрасил действительность, но подметил верно – множество русских храмов посвящено святому, простые люди часто обращаются к его помощи и заступничеству. Многочисленные иконы, новые иконографические сюжеты, связанные с реальными чудесными случаями являются ярким подтверждением участия святого в разрешении проблем верующих.

Мощи святого Николая в Италии

Почитание Николая Чудотворца (архиепископа Мирликийского) на его родине берет начало в скорости после его кончины (во второй половине IV века). Византия пришла к этому позже – к VII веку. Так, Константинопольский Патриарх Симеона Метафраста, характеризуя святого Николая, писал, что это был старец с ангельским ликом, на нем каждый видел печать святости и Божией благодати. От образа исходило светлое сияние. Тот человек, который смотрел на него, сам совершенствовался, становился лучше. А опечаленные, страдающие души обретали утешение.

Завладеть мощами святого угодника стремились многие. В том числе жители Бари. Таким образом они желали вернуть своему городу значение духовного центра. Барийцы явились к месту захоронения Чудотворца, предложили монахам за вознаграждение отдать реликвии. Когда иноки отказались, итальянцы связали их. Мощи святого угодника Николая покинули гробницу с наполненным миром саркофагом в Мирах Ликийских, после чего были переправлены на корабле в Бари (на юг Италии).

Корабли пристали к берегу Бари 9 мая. Мощи торжественно перенесли в стоящий недалеко храм святого Стефана. Во время шествия происходили чудотворные исцеления, что усиливало радость и духовный подъем встречающих реликвии горожан. Спустя один год под руководством аббата бенедиктинской обители Илии специально для помещения святых реликвий возвели и освятили новую церковь – базилику святого Николая. Мощи святителя хранятся здесь до сегодняшнего дня.

Иконография образа Николая Чудотворца

Практически сразу после Крещения Руси (XI век) повсеместно распространяется почитание Николая Угодника. Самым ранним изображением святого является роспись храма Святой Софии в Киеве. Интерес вызывает фреска киевского Михайловского Златоверхого монастыря (находится в Третьяковской галерее). На изображении святой стоит в полный рост, благословляя всех правой рукой, а левой держа открытое Евангелие

Другой древний способ изображения святителя Николая – по пояс. Святой держит левой рукой закрытое Евангелие. Подобные образы первыми стали писать Византийские иконографы, работающие с XI по XIII век. Российская икона Николая Чудотворца этого типа раньше принадлежала Новодевичьей обители (Смоленский собор). Старинный образ XII века попал в Москву из Новгорода благодаря Ивану Грозному. Сейчас святой лик хранится в Третьяковской галерее.

Образы Николая Угодника Смоленского собора привлекают своими изображениями на полях. Центр верхней части демонстрирует Престол уготованный (символ второго пришествия); по обе стороны от Николая – находятся Дамиан, Косьма. Боковые поля, раскрашены тремя рядами святых: в полный рост святые Борис и Глеб с мученическими крестами, мечами в ножнах; мученики Лавр и Фрол; святые жены-мученицы, чтимые Новгородской земли, преподобная мученица Домна и Евдокия; Фотиния и Параскева (оплечно). В Государственном Русском музее сегодня хранится Новгородская икона Николая Чудотворца (из Свято-Духовой обители), образ написали около средины XIII века. Его композиция также включает изображения местночтимых святых города Новгород.

Образцы икон Николая Чудотворца XI-XIV веков формируют традицию житийных икон святого. Широкое распространение в Италии, на Руси, Балканах получили образы со сценами из жизни святителя. Самыми древними житийными русскими иконами считают новгородский образ погоста Любони, датируемый XIV веком, а также коломенская икона святителя Николая в сокровищнице Третьяковской галереи.

Если сравнить популярность образа Николая Чудотворца в разных странах христианского мира, то наибольшей она является именно в России. Поэтому часто можно услышать, что это истинно русский святой. Возможно потому, что его образ многогранен: святитель, опора Церкви, борец с ересью, покровитель властителей, путешественников и защитник бедных, заступник за всех несчастных.

Николай Угодник является одним из самых почитаемых святых на Руси. Его имя в переводе означает «победитель народа». Еще при жизни он прославился своими чудесами, которые продолжаются, и по сей день. После смерти мощи святого начали мироточить, и это миро обладает целебными свойствами, что позволило исцелить многих людей от страшных недугов.

С давнего времени Николая Угодника считают покровителем детей. Существует поверье, что в ночь на Рождество он разъезжает на белом коне и награждает хороших детей разными презентами.

В чем помогает Николай Угодник?

Священнослужители говорят о том, что этот святой слышит каждого, кто обращается к нему от чистого сердца. Для этого необязательно читать специальные молитвы, можно просто говорить своими словами то, что считаете нужным.

В чем помогает икона Николая Угодника:

Подводя итог того, в чем помогает святой Николай Угодник, стоит сказать о том, что он дает человеку силы, чтобы справиться с различными проблемами, это касается любой жизненной сферы: семьи, финансов, коммуникации и т.д.

В ЧЁМ ПОМОГАЕТ НИКОЛАЙ ЧУДОТВОРЕЦ?

Святитель Николай Чудотворец ещё при жизни своей был благодетелем рода человеческого. Не перестал он им быть и после своей земной кончины. Николай Угодник как и прежде помогает людям. повествует, как уже с самого рождения будущий Чудотворец показал своё предназначение на особое служение Господу. Он начал строгую подвижническую жизнь, которой остался верен до гроба.

В чём помогал Николай Чудотворец? Где бы ни был святой везде он прилагал заботы к врачеванию недугов людей, исцелял их от неизлечимых болезней. Одним помогал в их бедном положении, другим подавал утешение в скорбях. Он прославился как умиротворитель враждующих, защитник невинно осужденных и избавитель от напрасной смерти.

Святитель Николай был кроток и смирен духом, незлоблив сердцем, чужд всякой надменности и своекорыстия; соблюдал строгую умеренность и простоту: носил простую одежду, вкушал постную пищу. Двери его дома были открыты для всех: каждого он принимал с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих - питателем, для плачущих - утешителем, для притесненных - заступником.

Обращались к нему не только верующие, но и язычники, и святитель отзывался своей неизменной чудной помощью всем, искавшим её. У спасаемых им от телесных бед он возбуждал раскаяние в грехах и желание исправить свою жизнь.

Икона святого Николая Чудотворца

Икона Николая Чудотворца с изображением Христа и Богоматери

Икона Николая Чудотворца узнаётся верующими сразу. Среди всех святых христианского мира святитель Николай имеет самую развитую иконографию: большое число разнообразных типов икон святого было создано на протяжении десяти столетий. Древнейшими и наиболее распространенными являются поясные образы Николая Чудотворца, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI-ХIII вв. Традиционно поясное изображение святителя, который правой, чуть приподнятой рукой благословляет, а в левой держит Евангелие.

Часто встречаются иконы, на которых вверху, в облачных небесных сферах, располагаются фигуры Христа и Богоматери. Это символизирует то, что сам Господь вручил святителю Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица возложила на него омофор (т.е. облачение епископа). Другим древнейшим типом икон являются ростовые изображения святителя.

Житийные иконы Николая Чудотворца изображают деяния святителя. Эти образы известны на Руси с ХIII-ХIV вв. В это время складываются основные группы сюжетов: рождение и обучение грамоте, поставление в священники, помощь в бедах. Традиционно завершает повесть о жизни и деяниях святителя рассказ о из разоренных турками Мир Ликийских в итальянский город Бари в 1087 г.

Самое древнее из известных нам иконописных изображений Мирликийского святителя - образ Николая со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря святой Екатерины. Эта икона примечательна тем, что жест руки не благословляющий. Такой жест можно охарактеризовать как указующий на Евангелие, или как «жест речи».


Существует достаточно чудотворных икон святого Николая, почитание которых возникло после чудесной помощи святителя. Так, русский перевод жития, сделанный в XI веке, содержит описание чуда, происшедшего в Киеве. Утонувший по недосмотру в Днепре младенец после молитвы родителей к Чудотворцу, был найден живым на хорах Софийского собора под иконой святителя Николая. С тех пор эта икона почиталась чудотворной и получила название «Никола Мокрый», поскольку младенец лежал весь мокрый, как будто только что был вынут из воды. К сожалению, во время Второй мировой войны эта икона пропала и так и не была найдена.

История еще одного чудотворного образа святителя связана с Новгородом. Предание гласит, что тяжело заболевшему новгородскому князю Мстиславу во сне явился Николай Чудотворец и повелел перевезти из Киева в Новгород свой образ, выполненный на доске круглой формы. На Ильмень-озере княжеские послы попали в шторм и пристали к острову Липно, ожидая погоды для продолжения пути. На четвертый день увидели приплывшую по волнам икону святителя Николая, которая точно соответствовала описанию. После чудесного исцеления князя образ поместили в Никольском соборе на Ярославовом дворище. Отсюда и произошло название иконы - «Никола Дворищский». Позже на острове, где обрели образ, был основан Липенский Никольский монастырь.

Особое место занимает Великорецкая икона святителя Николая, которая является чудотворной. Этот образ состоит из средника с поясным изображением Николая Чудотворца и восьми живописных клейм с изображением чудес святителя. По преданию в 1383 году на высоком берегу реки Великой недалеко от града Хлынова (ныне г. Киров) крестьянину Агалакову явился образ святителя Николая. Вскоре от этой иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление.

В 1392 году образ был перенесен с берегов реки Великой в город Хлынов, жители которого дали обет ежегодно приносить икону на место явления. Так зародился В XVI веке по велению государя Ивана IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса. По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы Святителя Николая. С иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание Великорецкого образа Святителя Николая.

Множество свидетельств об исцелении людей от Великорецкого образа сохранилось в письменных источниках. В архивах можно отыскать описание чудес, которые были засвидетельствованы в Вятке с 1551 по 1647 годы. Это короткие рассказы о том, как много простых людей получали помощь в тяжелых болезнях после молитвы перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. Например, два из них:

«8 июля 1555 года Шестакова города девица Марфа Федотова дочь Букриева полтора года не видела левым оком, прииде в соборную церковь святителя Николы и приложися к чюдотворному его образу и исцеление получи».

В 1559 году записано:

«30 мая жена некая именем Неонила Андреева жена Хохрякова, немочна была год, и прииде в соборную церковь и молебная пев приложися к чюдотворному образу бысть здрава».

Всего в архивных записях сохранилось более 200 чудес, совершенных перед Великорецкой иконой Николая Чудотворца. И сегодня святитель Николай помогает всем нуждающимся, которые обращаются к нему с

Loading...Loading...