Кумари, живая богиня в непале. Кумари — маленькие богини Непала, живущие на земле среди простых людей

Королевство Непал

Непал — единственная страна в мире, где существует культ «живой богини» — кумари. Кумари живет во дворце на площади Дарбар (Дворцовой площади). Это ничем не примечательный с виду деревянный домик с внутренним двором и есть самое главное и интересное здание на площади, и называют его Басантапур (Basantapur).

Басантапур

Внутренний двор

Так зовется дом Живой Девственной Богини Кумари (кумари - неп. «девочка»), на роль которой после многочисленных испытаний выбирают каждые несколько лет маленькую девочку. Когда во дворе собирается достаточная группа, гид хлопает в ладоши три раза. И тогда в центральном окне второго этажа появляется маленькая девочка. Эта очень красивая и нарядно одетая девочка и есть живая Богиня-девственница, воплощающая в себе высшую степень чистоты и невинности. Церемония и традиции почитания Богини-девственницы считается в современном мире самой странной причудой индуизма.

Басантапур: окошко Кумари

Кумари

Стать кумари — большая честь и для самой девочки, и для всей ее семьи. Кумари выбирают по весьма сложным критериям из девочек в возрасте 3-4 лет из касты кшатриев. В бахале — домике на площади Дарбар — девочка проводит практически все свое время. Она покидает свое жилище только ради религиозного праздника Индраятра, в котором ей предписано участвовать. Она остается богиней до тех пор, пока по любой причине не потеряет хотя бы одну каплю крови. После этого Кумари становится обыкновенной девушкой, и специально обученные служители объявляют поиск новой Кумари. В бахале селится преемница, а бывшую богиню отправляют в родительский дом. Жениться на бывших кумари никто не хочет, так как считается, что это принесет мужу раннюю смерть. Существует несколько кумари в разных городах. Кумари в Катманду — Королевская кумари.

Кумари, Катманду, март 2007

Нынешняя Королевская Кумари, Матани Шакья, прошла ординацию в 2008 году в возрасте трёх лет. Кумари — единственная, кто имеет право поставить тилаку (красную точку на лбу при обрядовом посвящении) королю и которой поклоняется король. Происходит это раз в году во время праздника Кумариджатра. В этот день король прибывает в храм для совершения пуджи (индуистского ритуала), и богиня Кумари благословляет его тикой, что означает продление его власти на годичный срок, до праздника в будущем году. Считается, что Кумари — телесное воплощение богини Таледжу - покровительница королевской династии. Как только наступают первые менструации, богиня покидает её тело.

Нынешняя Кумари Матани Шакья

Обычай почитания живой богини Кумари возник достаточно поздно, только в XVII веке, хотя ритуалы, связанные с Кумари (пуджи девочек) существовали значительно раньше. В Индии имеются сведения о таких пуджах, относящиеся к периоду более 2600 лет тому назад, а в Непале, скорее всего, этот обряд появился с VI века. Письменные свидетельства о пуджах (ритуалах) с описанием выбора, украшений и ритуала Кумари относятся к XIII веку.

По одной из легенд, король Джаяпракаш Малла, последний правитель династии Малла, увидел, как красная змея проникла в опочивальню короля, когда он играл с богиней Таледжу. Король обратил внимание на красоту богини и подумал, что она превосходит красоту его жены. Однако богиня прочла его мысли и решила наказать короля. Она постановила, что теперь король сможет её видеть только в облике девочки из низкой касты. После этого король стал искать среди девочек ту, в которую вселился дух богини Таледжу. До сегодняшнего дня существенным при поиске Кумари является сон матери о красной змее. Эту же легенду рассказывают о другом короле Гункам Дев, предке Джаяпракаш Малла.

По другой легенде, король Джаяпракаш Малла имел связь с недозревшей девочкой, в результате чего она умерла. Чувствуя вину и раскаяние, король стал также видеть сны, по которым ему следовало искать снова инкарнации богини Таледжу. Каждый год он должен проводить специальные ритуалы и просить благословления от Кумари.

По третьей легенде, во время правления короля Джаяпракаш Малла девочку выгнали из города, потому что боялись, что в неё вселился дух кровожадной богини Дурги. Королева, узнав про это, заставила короля разыскать девочку и почитать её как инкарнацию богини Дурги.

Как только богиня Таледжу покидает тело Кумари, начинается процесс поиска её новой инкарнации. В чём-то этот процесс похож на поиск новых воплощений Далай-ламы или Панчен-ламы в Тибете. Приглашаются высшие буддийские монахи — ваджрачарья и астрологи. Король и высшие буддийские монахи информируются о ходе поисков. Кумари ищут в рамках определённой касты ювелиров. Перед тем, как допустить девочек в возрасте от 3 до 5 лет к конкурсу, жюри должно убедиться, что у них ни разу не выступала на теле кровь и в целостности все зубы, и все они соответствующего происхождения. Проверяется всё — здоровье, тело, голос, внешний вид, гороскоп на совместимость с гороскопами королей. Кроме того, будущая богиня подвергается испытанию на бесстрашие: девочку оставляют на ночь в комнате, уставленной изваяниями страшных животных, в которую врываются люди, переодетые в «привидения». Это очень важно, так как в тело Кумари должны вселяться страшные воплощения богинь Дурги и Кали.

После тантрических ритуалов очищения Кумари переносят на белых простынях из храма в дворец Кумари Гхар, где она постоянно обитает. Она может покидать дворец только в связи с особыми ритуалами и церемониями. Члены семьи могут навещать её редко и по формальному поводу. Она не может работать и посещать школу. Она дружит и играет с ограниченным количеством детей из своей касты. Она одевается только в красное, повязывает волосы и носит на лбу «огненный глаз» (agni chakchuu) как символ особой духовной силы.

Поселившись во дворце, Кумари освобождается от повседневных забот, но начинает выполнять особую ритуальную роль. Она должна всем своим поведением соответствовать богине, любые её поступки начинают приобретать мистическое значение, а если она приходит в дурное настроение, это рассматривается как неблагоприятное знамение для тех, кто приходит к ней с просьбами.

Пока дух богини пребывает в Кумари, она не имеет права касаться земли за пределами дворца, а при необходимости перемещаться её несут в золотом паланкине. Её ноги, равно как и все её тело, становится священным, и просители, прикасаясь к её ногам, надеются избавиться от своих трудностей и болезней. Когда король приходит раз в год просить у неё благословения, он целует её ноги. Она никогда не носит обуви, хотя иногда надевает красные чулки.

Верят, что Кумари обладает большой духовной силой, и один её взгляд может изменить судьбу к лучшему. Много людей ждут, пока она не выглянет в окно, надеясь, что она на них взглянет. Даже если она выглядывает на несколько секунд, настроение людей, ждущих во дворе, изменяется, они наполняются радостью и надеждой.

К Кумари ходят также просители, которых она принимает, восседая на троне с золотыми львами. Многие посетители страдают болезнями крови или расстройством менструации и обращаются к ней, потому как считается, что Кумари обладает особой силой лечить эти болезни. Кумари посещают также чиновники и государственные деятели. Просители обычно приносят подарки, которые Кумари принимает в тишине. Потом она позволяет прикоснуться к своим стопам или поцеловать их (в виде посвящения). Во время аудиенций за Кумари пристально наблюдают и по-разному трактуют ее поведение.

Служащие при Кумари (кумарими) во главе с читайдаром должны выполнять все её желания и наставлять её в выполнении ритуала. Трудность этой профессии в том, что они не имеют право давать ей прямые приказания, но должны при этом вести и направлять её. Они несут ответственность за её одежду, купания, украшения, организацию приёма посетителей и другие церемонии.

По традиции, Кумари не получает образования, потому что изначально почитается всезнающей. В последнее время для Кумари ввели персональные уроки с учителем, а после возвращения к светской жизни ей предлагается получить образование. Её учителя, однако, не имеют права требовать от неё что-либо, поэтому они пытаются заинтересовать её изучать предмет.

Её тщательно отобранные друзья по детским играм также должны её почитать. Так как все желания Кумари должны быть исполнены, они должны и во время игр подчиняться её желаниям.

Кумари теряет божественное присутствие неожиданно (обычно при первой менструации, выпадении первого зуба, или болезни, связанной с потерей крови), и становится такой же, как и простые смертные. Как только будет выбрана новая Кумари, старая Кумари проходит через определённые ритуалы и слагает с себя божественный статус. Бывшие Кумари получают от государства пенсию 6000 рупий в месяц (около 80 долларов США). Это вдвое выше официального прожиточного минимума и в четыре разa выше среднего дохода непальца. Иногда её продолжают называть Кумари, а не по её имени, данном от рождения. Конечно, Кумари испытывают огромные трудности, связанные с возвратом из мистического мира в обычный быт. В народе считают, что тот, кто женится на Кумари, должен умереть через полгода от кровавого кашля. Однако большинство Кумари практически не имели проблем с поиском мужа: все бывшие Кумари, кроме самых последних, вышли замуж.

Кумари - маленькие девочки, которых непальские индуисты и буддисты считают настоящими богинями. Каждое утро их одевают в красную одежду и украшают бесценными украшениями, в их распоряжении множество игрушек и телевизор, им целует ноги сам король, а простые люди мечтают их увидеть!

Эти девочки - Кумари-деви, телесное воплощение богини Таледжу Бхавани на земле.

Таледжу Бхавани - ипостась грозной Кали-Дурги.


Стать богиней может любая девочка из низшей касты. Она должна быть красива, здорова, без единого шрама, бородавки или родинки. Гороскопы всех претенденток проверяют на совместимость с королем. Отобранных девочек подвергают последнему испытанию: запирают на ночь с отрубленными козлиными головами, и время от времени к ним врываются люди и пугают их. Самая смелая избирается богиней.

Теперь с нее снимаются все бытовые обязанности, но накладываются ритуальные: любые ее действия – это знаки удовольствия или неудовольствия богини. Если девочка плачет, кричит, значит нужно срочно что-то изменить в политике государства. Если же она спокойна и рада, значит все идет отлично! Конечно, в интересах государства любые капризы Кумари исполняются без промедления.


Вот в таком дворце она живет:


Кумари не имеет права ходить ногами по скверной земле, то есть любой земле за пределами дворца. Из дворца ее выносят несколько раз в год, во время больших праздников - на руках или в золотом паланкине.

Любой желающий может войти во внутренний двор дома богини и попросить ее выглянуть. Обычно во дворе всегда много народу.


Очень часто богиня выглядывает, потому что в дворцовых покоях ей скучно.

С родителями девочки видятся очень редко, и обычно это бывают официальные визиты.


Считается, что Кумари обладают огромной духовной силой, поэтому на прием к девочкам приходит много желающих, которые делают подношения: деньги, рисовую пудру, цветы. Взамен просят исцеления и благословения.

Считается, что Кумари обладают всезнанием, поэтому учиться им не нужно. Однако в последнее время к маленьким богиням все-таки приходит учитель, но ему запрещено требовать что-то с девочки, он может лишь увлекать и заинтересовывать предметом.


В знак ее божественного всезнания слуги Кумари наносят на ее лицо огненный глаз.


После любого ранения или наступления первой менструации считается, что дух богини вышел из девочки, и начинаются поиски новой Кумари. Происходит церемония передачи полномочий. Бывшим Кумари назначается большая пожизненная пенсия.


По возвращении в мир девочек ожидает тяжелая адаптация. Им приходится осваивать простейшие бытовые навыки, изучать улицы, пробовать общаться с людьми на равных, в конце концов - просто ходить ногами! Трудностям адаптации посвящена автобиографическая книга Рашмилы Шакья, бывшей богини.


До конца своих дней бывшие кумари любят красные платья и читают тайные мантры, защищающие страну и народ. Они гордятся своим статусом даже после того, как лишаются его.


Всё своё детство богиня из Непала проводит как принцесса. Но рано или поздно сказка заканчивается – Кумари Деви, повзрослев, теряет свои божественные права и возвращается к обычной мирской жизни.

Кумари Деви – живое индуистское божество Непала.

Понятие живых или смертных богов, наделённых божественной силой, распространено во многих культурах. Ещё на заре человеческой истории представители обществ Древней Месопотамии поклонялись живым воплощениям богов. В Риме и Мексике доколониального периода также существовала подобная традиция, однако по сей день она сохранилась лишь в Непале.

Считается, что ребёнок-божество является телесной инкарнацией индуистской воинственной богини Дурги. Будущую богиню, достойную обладать священной силой, тщательно выбирают из касты Шакью народа неваров. Чтобы быть избранной на роль богини день рождения девочки должен удовлетворять астрологическим условиям, а сама кандидатка должна соответствовать 32 физическим параметрам, от подходящей формы бёдер («как у молодой самки оленя») до тембра голоса («мягкий и внятный как у утки»).

Обычно жюри, состоящее из буддийских монахов, выбирает сразу несколько Кумари Деви. Королевскую Кумари выбирают из числа детей, чьи семьи занимают высокое социальное положение, после чего её домом становится специальный дворец в Катманду. Другие Кумари живут в отдалённых от Непала городах вместе со своими семьями и группой священников.

Некоторые девочки занимают почётное место богини на протяжении всего детства. Однако в менее крупных городах Кумари Деви избираются лишь на время проведения особых торжеств.

Кумари выбирают из девочек от двух до четырёх лет. Если Кумари Деви полностью посвящает себя религиозным обязанностям, то её сразу прячут от людских глаз, так как даже её взгляд на человека считается благословением, которое не должно быть потрачено впустую. Всё своё детство Кумари проводит в помещении, а компанию ей составляют лишь местные священники, родные и тщательно подобранные друзья, принадлежащие к её касте.

Кумари принимает священников, высокопоставленных гостей и иногда религиозных паломников, выслушивает их просьбы, предлагает свою поддержку и дарует своё благословение, но при условии, что это будет одобрено духом богини, живущей в ней.

Во время праздничных церемоний и мероприятий, проводимых за пределами дворца, Кумари не имеет права касаться ногами земли. На публике лица из ближайшего окружения всюду носят Кумари на руках, на золотом паланкине или возят в специальной тележке. Это делается по двум причинам: во-первых, так богиня сохраняет свою чистоту (имя «Кумари» буквально переводится как «девственница»), а во-вторых, её ноги становятся священными, и просители, прикасаясь к ним лбом, надеются избавиться от своих трудностей и болезней.

После прикосновения к ногам Кумари у получивших благословение активизируется третий глаз. У каждой из Кумари тоже присутствует третий глаз, который рисуется на лбу девочки как символ особой духовной силы. Семья богини отвечает за её ежедневный макияж и помогает ей выполнять свою ритуальную роль на протяжении всего детства.

Иметь ребёнка, которого выбрали на роль Кумари, считается благословением для всей семьи, однако, по правде говоря, это скорее не привилегия, а довольно нудная обязанность.

Ранее считалось, что Кумари не нужно учиться как остальным детям, потому что изначально она почитается всезнающей. Однако в последние годы правительство Непала решило обеспечить девочек-богинь образованием.

В знак признания за поддержание публичных религиозных традиций государство выплачивает Кумари и их семьям небольшое вознаграждение, большая часть которого в последнее время уходит на оплату учителей и доступа в интернет, благодаря которому они познают мир за пределами Непала.

19-летняя Чанира Бахрачария является одной из последних бывших богинь, которые получили хорошее образование, владеют музыкальными инструментами и несколькими языками.

Фактически деятельность Кумари Деви освобождена от политиканства и сосредоточена на доброте и помощи людям. Жизнь богини радостна и безмятежна, но всему рано или поздно приходит конец.

Как только у Кумари начинается первая менструация, она автоматически теряет свой божественный статус и больше не может служить священным сосудом для духа богини. На двенадцать дней Кумари изолируют от людей, кроме женщин из её свиты, чтобы провести специальную медитацию. В последний день бывшей богине разрешают выйти на улицу, и теперь она может гулять среди людей как обычная девочка-подросток.

По словам бывшей Кумари, превращение из богини в обычную девочку проходит болезненно.

Свержение с почётного места происходит внезапно, а это означает, что всю оставшуюся жизнь девочка не будет получать того высокого уровня уважения и почитания, к которому она привыкла с детства.

Критики называют данную традицию завуалированной формой детского труда и считают её ограничением свободы ребёнка. Однако в 2008 году Верховный суд Непала отменил петицию против обычая, заявив, что Кумари имеют большое религиозное значение.

На углу площадей Дурбар и Басантапур в столице Непала Катманду целый день толпа – туристы фотографируют, местные что-то продают, что-то покупают и заходят в хра­мы-паго­ды – их тут десятки. Гул стоит невообразимый. Я здесь вместе с молодой женщиной Рашмилой. Когда-то она была Радж Кумари (королевской Кумари) и жила на втором этаже дворца-храма Кумари Гхар. Под ее окнами, выходящими во внутренний двор, дежурили тысячи паломников. Главный священнослужитель каждое утро целовал ей ноги. Сам король Непала ежегодно просил ее благословения (в 2008 году Непал стал Федеративной Демократической Республикой).

«На протяжении восьми лет я служила своей стране, участвовала в церемониях, помогала больным детям. Живая богиня, я имела доступ к тайным мантрам, которые могут произносить только посвященные. Некоторые из них я буду повторять до самой своей смерти. Серебряный обруч "нага" (один из атрибутов Кумари) наделял меня сверхчеловеческим могуществом – я не чувствовала ни голода, ни жажды, ни жары, ни страха. За все восемь лет я ни разу не плакала и не болела. Правда, несмотря на то что у меня были качели, сотни кукол и телевизор, мне часто было одиноко», – рассказывает Рашмила без ностальгии.

До первой крови

Нани Майджу из города Нагхал была Кумари с 1961 по 1969 годы. Ее появление вызывало у паломников бешеный восторг.

Традиция выбирать живую богиню или, как ее здесь называют, «Кумари­» возникла в Непале в 17 веке. На этот счет есть несколько легенд. Начинаются они все одинаково: с давних времен при принятии важных решений королей Непала консультировала богиня Таледжу Бхавани, ипостась очень популярного в индуизме персонажа – многорукой Кали-Дурги. Богиня была прекрасна. Дальше версии расходятся. По самой жесткой один из королей вступил в связь с маленькой непалкой.

Она умерла, и сладострастник, чтобы искупить вину, ввел в стране культ маленьких девочек, объявив, что в них вселяется богиня. По другой, в девочку действительно вселилась Дурга, и за это кроху изгнали из страны. Но за изгнанницу вступилась королева, вернула на родину и всем велела ее почитать. Третья версия – классическая. Король влюбился в богиню и этим ужасно ее разгневал.

Преети из Итумбахала была богиней с 2001 по 2007 год.

С тех пор, чтобы не искушать монархов, Дурга стала воплощаться в невинных девочек. Как только у Кумари начинается первая менструация, совет священнослужителей и астрологов подыскивает ей замену среди девочек 3–5 лет – в этом возрасте у детей выпадает первый молочный зуб. Претенденток проверяют по тридцати двум критериям. Семья будущей Кумари должна принадлежать к касте барэ (каста ювелиров) клана шакья народа невари на протяжении трех поколений. Ее личный гороскоп должен соче­таться с гороскопом страны. Большое значение имеет внешность – расстояние между глазами, форма мочек ушей, цвет глаз и волос, безупречные зубы, кожа без единой родинки, бородавки или шрама. Намек на любую ссадину или царапину, из которой когда-либо могла идти кровь, лишает претендентку шансов, а для действующей Кумари означает конец карьеры.

Девочек, которые прошли все замеры, напоследок запирают на ночь во дворце Хануман Дхока среди голов жертвенных животных. Время от времени к ним врываются люди в страшных масках и пугают до полусмерти. Самая смелая наутро становится Радж Кумари (кроме королевской Кумари в разных районах страны одновременно может быть десяток Кумари рангом пониже) и после обряда очищения переезжает во дворец в Катманду.

Руками не трогать

До первой менструации маленькая богиня Радж Кумари не может ступать на «нечистую» землю за стенами дворца, не говоря уже о том, чтобы покинуть Непал.

Сквозь лабиринт узких улочек старого города Рашмила выходит к неказистому мрачному зданию. «Это дом моей семьи. Стыдно признаться, но в тот день, когда я перестала быть богиней и меня забрали обратно, я его просто возненавидела – за то, что он стоит не особняком, а рядом с другими, за то, что здесь нет своего двора, за то, что это не дворец.

Моя собственная семья была для меня чужой, и я не понимала, почему должна есть с этими людьми за одним столом». Для бывшей Кумари годы, проведенные во дворце, ассоциируются не столько с роскошью, сколько с уединением. Семья, друзья, первые игрушки, одежда и украшения – все это остается за порогом нового жилища. Здесь она общается в основном с прислужниками «кумарари» и изредка с детьми своей касты, которые приходят к ней в гости с разрешения Совета и играют только в спокойные игры – чтобы, не дай бог, богиня не поранилась. Сама она покидает территорию дворца всего несколько раз в год – во время крупных религиозных праздников – и только в паланкине. Нога Кумари на протяжении всех этих лет не должна касаться «нечистой» земли. Каждое утро и каждый вечер девочка на золотом троне творит молитву, принимает прошения и подношения – цветы, деньги, рис, сахарную пудру и другие подарки.

Как и большинство бывших богинь, Нани Майджу любит одежду красного цвета и время от времени приходит во дворец повидаться с теми, кто о ней там заботился.

По особым случаям в тронный зал допускаются непальцы и индийцы. Иностранцам, которых здесь приравнивают к неприкасаемым, вход во внутренние покои воспрещен. Они могут за небольшое пожертвование проникнуть во двор и оттуда позвать: «О, моя богиня!» Считается, что тот, кто увидит Кумари, будет всю жизнь счастлив. Девочка, во-первых, осознает важность своей миссии. Во-вторых, ей ужасно скучно – из окон дворца ей виден только Дурбар-сквер и площадь с бегающими по ней торговцами овощами, рикшами, носильщиками-шерпа. Поэтому, как правило, в ответ на зов на галерее появляется маленькое любопытное личико с нарисованным на лбу огненным оком и жирными черными стрелками от глаз до самых корней волос.

Своими ногами

Рашмиле 30 лет. Она первой из бывших Кумари получила образование и стала программистом. Благодаря ей во дворце появился доступ в Интернет, а богинь теперь учат читать и писать.

Рашмила первой из экс-богинь получила образование – она стала программистом. Все ее предшественницы так и не научились даже читать. «Мне ужасно трудно было осваивать простейшие бытовые вещи: выходить на улицу, самостоятельно одеваться, мыть посуду, ходить в школу. Меня отправили в один класс с моим пяти­летним братишкой! Через два часа там я уже была без сил и не понимала ни слова из того, что говорил учитель. Мне не давался ни один предмет – ни английский, ни математика, ни элементарный алфавит. Но я победила в себе Кумари».

Рашмила добилась того, что теперь маленькие богини, живя во дворце, могут выходить в Интернет и их учат всему, что потом пригодится в нормальной жизни.

Дил сейчас 91 год. Она с гордостью позирует на фоне своего портрета, сделанного, когда она была богиней (1933–1942 гг.).

Сегодня в Непале живет девять бывших живых богинь. Дил, самой старшей из них, 91 год. Вопреки поверью, что мужья живых богинь умирают через полгода после свадьбы от кровавого кашля, из-за чего многие Кумари не выходят замуж, у нее есть семья. Дети и внуки относятся к Дил с почтением. В доме есть комната, куда кроме нее никто не имеет права входить. Там Дил произносит мантры, выученные восемьдесят лет назад. Ее дочь пытается выпытать у матери хоть что-то о ее прошлой жизни – что та видела, живя во дворце, чему научилась, – и всегда получает один ответ: «Терпению».

В 2008 году покинула свой пост еще одна богиня – Преети. Ей тогда было 12 лет. Она помнит, как вручала атрибуты власти четырехлетней Матани – своей преемнице, как расставалась с символизировавшими ее могущество обручем «нага» и короной, которые переходят по наследству от одной богини к другой на протяжении трехсот лет.

Положение богини обязывает и сближает. Преети с новой Кумари Матани, которой она передала свои полномочия.

Среди украшений, в которых Кумари появляется на публике, есть еще золотое ожерелье. Непальские ювелиры, из касты которых выбирают Кумари, делают свое для каждой девочки, но оно не будет ее собственностью. Когда Кумари отправляется домой, реликвию из золота и самоцветов забирают в Национальный музей или в частную коллекцию.

В память о годах, проведенных во дворце, Преети сохранила только огненно-красное платье – подарок непальского народа. Но все это такие мелочи по сравнению с обретенной ею свободой! Теперь она может ходить куда и когда захочет. И танцевать. Ее мечта – выступать на сцене и ездить с гастролями по всему миру. Она еще побаивается выходить на улицу одна.

Четыре года назад Преети жила во дворце, а теперь наслаждается свободой, магазинами и собирается стать профессиональной танцовщицей.

Преети обожает браслеты-банглы, но покупать их ходит вместе с отцом. В сумерках они прогуливаются от лавочки к лавочке. И за исключением того, что девочка слишком крепко держится за папину руку, богиня ничем не отличается от других подростков.

Фотография Driu&tiago/madame figaro/fotolink

Кумари (от санскритского Kaumarya - девственница) - живая богиня в Непале, которую местные индуисты и буддисты считают воплощением богини Таледжу (непальское название богини Дурги).
Идея телесного воплощения Дурги в индуизме существует много веков. В трактате "Деви-махатмья", написанном в 4-5 веках, богиня Чанди (ипостась Дурги) говорит, что присутствует во всех существах женского пола во Вселенной. По сей день на праздниках Дурга-Пуджа и Наваратри верующие Индии выбирают девочку, которая является для них живой богиней, но лишь на один день - во время празднования. В Непале индуистская идея о воплощении богини в девочке достигла своего наивысшего развития благодаря влиянию буддизма. В тибетском буддизме существуют культы Далай-ламы, который является воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, а также Пачен-ламы, который является воплощением будды Амитабхи. После смерти очередного Панчен-ламы или Далай-ламы буддисты находят ребёнка, в котором перевоплотился будда / бодхисаттва. Культ Далай-ламы возник в буддизме в 14 веке, а в с конца 17 века в Непале возникла традиция поиска среди маленьких девочек воплощения богини Таледжу. Буддийское влияние сказалось в том, что воплотившуюся богиню ищут в касте Шакья (откуда происходил основатель буддизма будда Шакьямуни). Представители этой касты являются частью неварцев (народ в Непале численностью 1,3 млн. чел.) и исповедуют буддизм, сильно перемешанный с индуизмом.
В отличие от буддийских культов Панчен-ламы или Далай-ламы, где воплощение святого заканчивается с физической смертью ламы, в культе Кумари считается, что богиня покидает тело девочки при любом кровотечении, поэтому при первой менструации Кумари теряет свой статус и выбирается новая Кумари.
Кумари должна быть девочка, у которой присутствуют 32 признака богини. У девочки не должно быть никаких кровотечений, болезней, должны быть в целостности все зубы. Главной функцией Кумари было благословление короля на царствие во время праздника Пуджи, поэтому гороскоп девочки проверяли на совместимость с гороскопом короля. В 2007 году Непал перестал быть королевством и стал республикой, однако Кумари продолжают выбирать и после этого срока. Стоит отметить, что в Непали не одна Кумари, а несколько в разных поселениях, при этом главной и особо почитаемой является Королевская Кумари, живущая во дворце столицы Непала - Катманду.

Кумари города Патан (третий по величине город Непала). На лбу Кумари - огненный глаз (по легенде, три глаза Дурги возникли из блеска трехглавого Агни - бога огня)


Жизнь в качестве Кумари начинается для девочки с ночи, проведенной в комнате в одиночестве среди отрубленных во время жертвоприношения голов быков и коз. Если девочка не показала признаков страха, то она поселяется во дворце и несколько лет до наступления первой менструации не может ходить по земле - во время церемоний её носят на носилках или на руках. Кумари не носит обувь, она может одеть на ноги лишь красные чулки. К живой богине стекаются больные с болезнями крови и нарушениями менструации, т.к. считается, что богиня способна их излечить. Просителей Кумари принимает молча, лишь по её поведению и взгляду люди могут понять, будет ли исполнена их просьба. Все пожелания богини тут же исполняются прислугой.

До недавнего времени считалось, что богиня всеведуща и образование ей не нужно, однако в последнее время Кумари всё же стали получать образование во время своей жизни во дворце.

Кумари города Патан с матерью:

Кумари города Катманду:

После того, как девочка перестает быть Кумари, государство назначает ей пенсию. Среди простых непальцев ходят слухи, что тот, кто женится на бывшей Кумари, скоро умрет от харкания кровью, однако все Королевские Кумари, кроме четырех последних, без особых проблем выходили замуж.
Рашмила Шакья, которая была Королевской Кумари с 1984 по 1991 год, издала автобиографию, где описала все сложности перехода из статуса богини в статус обычной девушки.

Обложка книги Рашмилы Шакья

Рашмила Шакья:

Loading...Loading...