Моисей ходил по воде. Библейская история моисея история пророка моисея

Младенец в плавучей корзине

Когда фараон заметил, что израильского народа становится все больше, он забеспокоился и велел повитухам, помогавшим еврейским женщинам при родах, убивать всех мальчиков. Повитухи знали, что это дурно, и не слушали фараона, а Бог благословлял их. Тогда фараон приказал египтянам забрать всех израильских мальчиков и бросить в Нил.

У мужа и жены из Левиева племени родился третий ребенок. Они полюбили сына и прятали в надежде, что египтяне его не найдут, но месяцам к трем он слишком подрос, чтобы его скрывать. Тогда мать сплела корзинку и просмолила ее, чтобы не проникала вода. Она положила туда младенца и спрятала в нильских камышах. Сестра его Мариам сторожила поблизости, не случилось ли что с братом.

Неожиданная находка

Как-то дочь фараона пошла искупаться и увидела с берега, что в камышах плывет корзинка. Она послала за ней одну из своих рабынь. Заглянув в корзинку, она с удивлением увидела, что там лежит красивый младенец. Он заплакал. Она пожалела его и решила спасти, взять к себе. Тогда Мариам вышла из укрытия и спросила:

Можно я приведу израильтянку, чтобы кормить его?

Да, конечно, - отвечала царевна, и Мариам сбегала за матерью.

Возьми его, - сказала царевна, - и вскорми для меня. Я буду тебе платить.

Так и вышло, что ребенка нянчила собственная мать, пока он не подрос и его не перевели к царевне. Та назвала его Моисеем.

Бегство

Моисей жил во дворце, но не забывал, что он израильтянин. Однажды он увидел, что египтянин ударил его родича. Думая, что поблизости никого нет, он убил обидчика и закопал в песок. На другой день он увидел, как дерутся два израильтянина, и спросил:

Зачем ты бьешь своего?

Не твое дело, - отвечал израильтянин. – Не тебе меня судить. Может, хочешь убить меня, как того египтянина?

Моисей понял, что кто-то все видел и ему грозит казнь. Он бежал к мидянам, в Мадиамскую землю. Там он помог двум сестрам, которым мешали напоить скот. Благодарный отец, Рахил, взял его в пастухи и отдал за него одну из сестер, Софору.

Неопалимая купина

Пока Моисей жил у мидян, израильтяне страдали в Египте. Они взывали к Богу, и Он услышал. Пришла пора их спасать. Однажды Моисей пас овец своего тестя и вдруг увидел нечто странное: куст перед ним горел, но не сгорал. Подойдя поближе, он услышал:

Моисей, Я – Бог. Не приближайся и сними обувь, ибо это место – святое.

Страшась посмотреть на Бога, Моисей прикрыл лицо.

Я слышал, - продолжал Бог, - как народ Мой молит о помощи. Чтобы помочь им, Я избрал тебя. Иди к фараону и скажи, чтобы он отпустил их, а потом поведи в страну Обетованную.

Я не сумею, - сказал Моисей.

Сумеешь, - ответил Бог, - ведь Я с тобою.

Тогда Моисей спросил:

Если я скажу народу, что Ты послал меня, они спросят Твое Имя. Что им ответить?

И Бог сказал:

Имя Мое – Сущий.

Моисей творит чудеса

Бог обещал Свою помощь, но Моисей еще боялся. Он думал, люди не поверят, что с ним беседовал Бог, и фараон не отпустит их из Египта. Бог явил Моисею Свою силу. Он велел бросить жезл, и тот превратился в змею. Моисей отскочил, а Бог сказал:

Возьми ее за хвост.

Моисей осторожно взял змею, и она снова стала жезлом.

Когда ты сотворишь это чудо, - сказал Бог, - люди поверят тебе. А теперь сунь руку за пазуху.

Моисей сунул руку, вынул и увидел, что она – в проказе.

А теперь – еще раз, - сказал Бог.

Он вынул руку, и проказы не было.

Если первому чуду не поверят, - сказал Бог, - поверят второму и будут слушать тебя.

Сорок лет подходили к концу. Прежде, чем впустить народ в Обетованную землю, Бог должен был убедиться, что старшего поколения уже нет, и послал Моисея пересчитать народ. Из старших в Ханаан могли войти только Халев и Иисус Навин, верный единому Богу.

Мадианитяне совратили многих израильтян в идолопоклонство, и Бог велел сразиться с этим племенем. Израильтяне перебили их, сожгли их города, а скот взяли себе. Народ Божий был рад, что ни один израильтянин не погиб. Из благодарности он предложил Моисею и Елеазару завоеванные драгоценности. Те взяли их и поместили в скинию, как дар Богу.

Наконец Израиль стоял на берегу Иордана. Все смотрели на Обетованную землю и благодарили Бога, что вот-вот войдут в нее.

Народ израильский разделяется по оба берега реки Иордан

Колена Рувима и Газа и половина колена Манассии остались за Иорданом. Они попросили Моисея поселить их там, а не за рекой, с другими коленами. Моисей рассердился.

В чем дело? – спросил он. – Вы что, так боитесь хананеян? Хотите, чтобы другие сражались вместо вас?

Нет, что ты! – отвечали они. – Просто земля здесь хороша для наших стад, есть чем кормиться. Мы оставим семьи и скот, а сами пойдем со всеми за реку и будем сражаться, пока не изничтожим хананеян. Потом мы вернемся сюда. Моисей подумал и расспросил тех, кто расположился у реки. Все согласились и прибавили, что сперва надо изгнать хананеян.

Для чего были нужны города убежища?

Моисей прикидывал, как будет жить без него народ в Ханаане. Он сказал, что некоторые города надо отдать левитам за их особую службу. Вокруг каждого города должно быть много пастбищ. Надо выделить и города убежища, куда каждый может бежать, если случайно убьет кого-нибудь. Быть может, родич погибшего попытается отомстить, но если убивший укрылся в таком городе и рассказал все тамошним судьям, никто не вправе тронуть его. Он должен жить там, пока не умрет первосвященник. Тогда он волен идти домой, его никто не накажет.

Города эти укрывают не убийц, а тех, кто отнял жизнь нечаянно.

Моисей не шел в Ханаан и сказал длинную речь, напоминая все, что случилось после Египта. Вдруг они забыли за сорок лет, как много было милосердия от Бога? Он видел, как легко народ забывает Божьи веления и просто не слушается их. Теперь он напомнил все заповеди, говорившие, как они должны жить. «Помните, - сказал он, - нельзя чтить других богов. Не творите кумиров и не поклоняйтесь им. Не произносите напрасно Имени Божьего и всегда блюдите субботу. Чтите отца и мать. Не убивайте, не крадите, не лгите, не прелюбодействуйте. И не желайте ничего чужого».

Потом он напомнил им еще 613 правил и повторил все, что надо знать об юбилеях и праздниках, установленных в память милостей Божьих. Наконец он сказал, что их поведет Иисус Навин. После этого он взошел на гору Нево и посмотрел за реку. Было ему сто двадцать лет.

Иисус Навин - вождь израильского народа

Когда Моисей умер, вождем Израиля стал Иисус Навин. Раньше он помогал Моисею и был одним из двух соглядатаев, которые принесли из Ханаана добрую весть, побудив людей довериться Богу. Господь сказал Ему:

Приготовь их к переходу через реку. Я дам им землю, по которой вы пойдете. Не бойтесь хананеев. Я буду с вами и охраню вас. Только повинуйтесь Мне и храните смелость. Иисус Навин сказал народу, что пора переходить реку. Коленам Рувима и Газа и половине колена Манассии он напомнил, что их семьи могут остаться на восточном берегу, а сами они смогут вернуться к семьям и пасти скот на плодоносных землях.

Все обещали слушаться Иисуса Навина, ибо Бог избрал его вождем. Так после Иисуса Мухаммед стал вождем и пророком от Бога не только для израильтян и арабов, но и для народов всего мира до конца Света.

МОИСЕЙ (13 в. до н.э.?), в еврейской Библии, пророк, который вывел израильтян из Египта, где они пребывали в рабстве; через Моисея Бог сообщил свой Закон, содержащий условия союза-завета Бога с Израилем, заключенного на горе Синай. Моисей – ключевая фигура в книгах Исхода, Левита, Чисел и Второзакония. Часто в нем видят основателя иудаизма как религиозной системы. Имя «Моисей» (евр. Моше), очевидно, египетского происхождения и означает «дитя».

Древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее. Единственным источником информации о нем служит библейский текст. Некоторые консервативные евреи и христиане считают Моисея автором Торы (Пятикнижия, т.е. первых пяти книг Библии), хотя в Торе ничего не говорится относительно ее авторства, кроме того, большинство исследователей сходятся во мнении, что она была составлена только в 5 в. до н.э. на основе нескольких более ранних памятников.

Согласно библейскому рассказу, Моисей родился в Египте в еврейской семье в те времена, когда евреи находились в рабстве у египтян. Напуганный пророчеством фараон приказал умерщвлять всех еврейских младенцев мужского пола, и мать Моисея оставила его в корзине из тростника на берегу Нила, где он был обнаружен дочерью фараона и усыновлен ею. Моисей был воспитан при дворе фараона, однако сохранил связь со своими соплеменниками. Однажды он увидел, что египетский надсмотрщик избивает еврея; вступившись за соплеменника, он убил обидчика. После этого Моисей вынужден был бежать в пустыню к востоку от Египта. Там он женился на Сепфоре, дочери мадиамского жреца Иофора (или Рагуила).

Спустя много лет Бог явился Моисею и говорил с ним из объятого пламенем куста на горе Хорив. Он возложил на Моисея задачу вывести евреев из Египта в Палестину и открыл ему свое имя: «Я есмь Сущий» (Исх 3:14). Когда Моисей попытался уклониться от возложенной на него миссии, ссылаясь на свое косноязычие, Бог пообещал, что его брат Аарон будет его «устами». После этого Моисей встретился с Аароном и вместе с ним вернулся в Египет.

Братья несколько раз обращались к фараону с просьбой, чтобы тот разрешил евреям покинуть страну, однако столкнулись с упорным отказом. В наказание за это Бог поразил египтян десятью «казнями», наихудшей из которых стала гибель всех египетских первенцев. Израильтяне же были избавлены от всех этих напастей, и в память об этом был учрежден праздник Пасхи. После этого израильтянам все же было позволено уйти. Однако фараон очень скоро переменил свое решение и снарядил погоню за евреями. Когда последние достигли Красного моря, Моисей полученной им от Бога силой заставил воды моря расступиться, и евреи перешли его посуху, а над войском фараона волны моря сомкнулись.

На горе Синай Бог заключил с сынами Израиля союз-завет: «если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой... вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх 19:5-6). Частью этого завета явились десять заповедей. Кроме них, в Законе, открытом Моисею Богом, содержались сотни предписаний и запретов морального и обрядового характера. Под руководством Моисея был изготовлен ковчег завета (для переноски и хранения скрижалей, на которых был записан Закон); Аарон был назначен первосвященником.

В последующих повествовательных частях Пятикнижия речь идет главным образом о тех трудностях, с которыми сталкивался Моисей, будучи вождем народа, еще не привыкшего к послушанию Закону Божьему. Обнаружив, что израильтяне поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил первые две каменные скрижали (Исх 32). Люди в пустыне питались падавшей с небес манной, даром божьим, но она им надоела (Числ 11:6) и они возроптали. Против Моисея поднялось восстание во главе с Кореем, Дафаном и Авироном (Числ 16). При Мериве народ, страдавший от жажды, стал роптать, но Моисей напоил людей: от удара его жезла из скалы забила вода (Числ 20). Несмотря ни на что, ему удалось сохранить единство в народе, в частности благодаря поддержке его верного помощника Иисуса Навина.

В Моаве, с восточного берега Иордана, Бог показал Моисею землю Палестины с вершины горы Фисвы (или Нево). Однако Бог не позволил Моисею вступить в обетованную землю по причине греха, совершенного им при Мериве. Видимо, грех состоял в том, что Моисей с Аароном сказали: «разве нам из этой скалы извести для вас воду?» (Числ 20:10), вместо того, чтобы подчеркнуть, что только Бог творит чудеса. Умер Моисей в Моаве в возрасте 120 лет.

Многочисленные произведения искусства и литературы свидетельствуют, насколько сильно образ Моисея будоражил воображение людей с древности и по сегодняшний день. Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка. Моисей Микеланджело – быть может, величайший образ человеческой мощи и зрелости во всей западной пластике. Дж. Россини и А. Шёнберг сочинили оперы о Моисее. З. Фрейд написал книгу Моисей и монотеизм , посвященную психоаналитическому исследованию жизненного пути Моисея и его отношений с еврейским народом. Однако самым великим памятником Моисею остается само еврейское вероисповедание, поскольку, как повествует Библия, именно при посредстве Моисея Бог Авраама, Исаака и Иакова был признан Богом Израиля.

И др.) – вождь и законодатель народа еврейского, пророк и первый священный бытописатель. Он родился в Египте за 1574 или за 1576 лет до Р. X. и был сын Амрама и Иохаведы. Когда Моисей родился, мать его, Иохаведа, несколько времени скрывала его от общего избиения по приказанию фараона еврейских младенцев мужского пола; но когда скрывать долее не было возможности, она вынесла его на реку и положила в корзине из тростника и осмоленной асфальтом и смолою у берега реки Нила в тростник, причем сестра Моисея вдали наблюдала, что с ним будет. Дочь фараона, ц. египетского, вышла на реку мыться и здесь увидала корзину, услыхала плач ребенка, сжалилась над ним и решилась сохранить жизнь его. Таким образом, взятый от воды, он, по предложению сестры Моисея, был отдан на воспитание своей матери. Когда же младенец подрос, мать представила его дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, а находясь в царском дворце, был научен всей египетской премудрости (, ). По свидетельству Флавия, он был сделан даже начальствующим над египетским войском против эфиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их (Древ. кн. II, гл. 10). Несмотря, однако же, на выгодное свое положение при фараоне, Моисей, по слову апостола, лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища (). Ему исполнилось уже 40 лет, и вот однажды пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. Тут увидел он тяжкие работы их и как много терпят евреи от египтян. Случилось однажды ему вступиться за еврея, которого бил египтянин и в пылу схватки убил его, причем, кроме обиженного еврея, никого не было. На другой день он увидал ссорящихся между собой двух евреев и стал убеждать их, как братьев, жить в согласии. Но обижавший ближнего оттолкнул его: кто тебя поставил начальником и судьей над нами? сказал он. Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина? (). Услышав это, Моисей из опасения, что слух о сем может дойти до фараона, бежал в землю Мадиамскую. В доме мадиамского священника Иофора он вступил в супружество с его дочерью Сепфорой и провел здесь 40 лет. Пася стадо своего тестя, он прошел со стадом далеко в пустыню и пришел к горе Божией Хориву (). Он увидел здесь необыкновенное явление, именно: терновый куст весь в пламени, горит и не сгорает. Приблизившись к кустарнику, он услышал голос Господа из средины куста, повелевавший ему снять обувь с ног своих, так как место, на котором он стоял, есть земля святая. Моисей поспешно снял обувь и от страха закрыл лицо свое. Затем ему дано было повеление Божие идти к фараону для освобождения израильтян. Страшась своего недостоинства и представляя различные затруднения, Моисей несколько раз отрекался от сего великого посольства, но Господь обнадежил его Своим присутствием и Своей помощью, открыл ему Свое имя: Сущий (Иегова) и в удостоверение Своего могущества обратил жезл, бывший в руках Моисея, в змия и змия снова обратил в жезл; затем Моисей по повелению Божию положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег; по новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул ее, и она была здорова. В помощники же Моисею Господь указал брата его, Аарона. Тогда Моисей беспрекословно повиновался призванию Господа. Вместе с братом своим Аароном он предстал пред лицо фараона, ц. египетского, и от имени Иеговы они просили его отпустить евреев из Египта на три дня для принесения жертв в пустыне. Фараон, как и предсказал Моисею Господь, отказал им в этом. Тогда Господь поразил египтян страшными казнями, из коих последней было избиение ангелом в одну ночь всех первенцев египетских. Эта страшная казнь сломила наконец упорство фараона. Он дозволил евреям выйти из Египта в пустыню на три дня на молитву и взять свой скот и мелкий и крупный. И понуждали Египтяне народ, чтоб скорее выслать его из земли той; ибо, говорили они, мы все помрем . Евреи, совершив в последнюю ночь, по повелению Божию Пасху, вышли из Египта в числе 600000 мужей со всем имуществом, причем, несмотря на всю поспешность, они не забыли взять с собою кости Иосифа и некоторых других патриархов, как завещано было Иосифом. Сам показывал, куда направлять им путь свой: Он шел пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь их (Исх. ХIII, 21, 22). Фараон и египтяне вскоре раскаялись, что отпустили евреев, и пустились с войском догонять их и вот уже приближались к их стану у Чермного моря. Тогда Господь повелел Моисею взять жезл свой и разделить море так, чтобы сыны Израилевы могли пройти среди моря по суше. Моисей поступил согласно с повелением Божиим, и море разделилось, и открылось сухое дно. Сыны Израилевы пошли среди моря по суше, так что воды были им стеной с правой и левой стороны. Египтяне последовали за ними в середину моря, но, приведенные Богом в смятение, бросились бежать назад. Тогда Моисей, по выходе уже израильтян на берег, снова простер свою руку на море, и воды возвратились снова в свое место и покрыли фараона со всем войском и колесницы и всадников его; не осталось ни одного из них, чтобы сказать в Египте об этой страшной гибели. На берегу моря Моисей и весь народ торжественно воспели благодарственную песнь Богу: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся, коня и всадника ввергнул в море, а Мариам и все женщины, ударяя в тимпаны, пели: Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он (). Моисей повел евреев в Землю Обетованную пустыней Аравийской. Три дня шли они пустынею Сур и не находили воды, кроме горькой (Мерры). усладил эту воду, повелев Моисею вложить в нее указанное Им дерево. В пустыне Син вследствие народного ропота на недостаток пропитания и требования ими мясной пищи Бог послал им множество перепелов и с сего времени и во все последующие сорок лет ежедневно посылал им с неба манну. В Рефидиме вследствие недостатка воды и ропота народа Моисей по повелению Божию извел воду из скалы горы Хорива, ударив в нее своим жезлом. Здесь амалекитяне сделали было нападение на евреев, но были побеждены при молитве Моисея, который во все продолжение битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (). В третий месяц по исходе из Египта евреи подошли наконец к подошве горы Синай и расположились станом против горы. На третий день по повелению Божию народ поставлен был Моисеем около горы, на некотором расстоянии от нее, со строгим запрещением не подступать к ней ближе известной черты. Утром на третий день раздались удары грома, стала сверкать молния, раздался сильный трубный звук, гора Синай вся дымилась, потому что Господь в огне сошел на нее и дым восходил от нее, как дым от печи. Так ознаменовалось присутствие Божие на Синае. И в это-то время Господь в слух всего народа изрек десять заповедей Закона Божия. Затем Моисей взошел на гору, принял от Господа законы относительно церковного и гражданского благоустройства и, когда сошел с горы, сообщил все это народу и все написал в книгу. Затем по окроплении народа кровью и прочтении книги Завета Моисей снова по повелению Божию взошел на гору, и провел там сорок дней и сорок ночей, и получил подробные наставления от Бога о сооружении Скинии и жертвенника и обо всем, что касается богослужения, в заключение же две каменные скрижали с начертанием на них десяти заповедей (). По возвращении с горы Моисей увидел, что народ, предоставленный самому себе, впал в страшное преступление идолослужения пред золотым тельцом, боготворимым в Египте. В пылу негодования он бросил скрижали из рук своих и разбил их, а золотого тельца сжег на огне и пепел рассеял по воде, которую дал пить. Кроме того, по повелению Моисея пало в тот день от меча сынов Левииных три тысячи человек, главнейших виновников преступления. После сего Моисей поспешил опять на гору умолить Господа простить народу его беззакония и снова пробыл там сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил, и Господь преклонился на милость. Возбужденный этой милостью, Моисей имел дерзновение просить Бога высочайшим образом явить ему славу Свою. И вот еще раз было велено ему взойти на гору с приготовленными скрижалями, и он снова провел там 40 дней в посте. В это время Господь сошел в облаке и проходил пред ним Своею славою. Моисей в благоговении пал на землю. Отсвет славы Божией отразился на лице его, и, когда он сошел с горы, народ не мог смотреть на него; почему он носил покрывало на своем лице, которое снимал, когда являлся пред Господом. Через полгода после сего сооружена была Скиния и освящена со всеми ее принадлежностями священным елеем. Для служения в Скинии назначен был Аарон со своими сыновьями, а вскоре на помощь им отделено было и все колено Левиино (, ). Наконец в двадцатый день второго месяца второго года облако поднялось от Скинии, и евреи двинулись в дальнейший путь, пробыв при горе Синай около года (). Дальнейшее странствование их сопровождалось многочисленными искушениями, ропотом, малодушием и гибелью народа, но вместе с тем оно представляло непрерывный ряд чудес и милосердия Господа к Своему избранному народу. Так, напр., в пустыне Фаран народ роптал на недостаток мяса, рыбы: ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших , с упреком Моисею говорили они. В наказание за это часть стана была истреблена посланным от Бога огнем. Но это мало вразумило недовольных. Вскоре они стали пренебрегать манной и требовали себе мясной пищи. Тогда Господь воздвиг сильный ветер, который принес от моря перепелов в громадном количестве. Народ бросился с жадностью собирать перепелов, собирал их день и ночь и ел до пресыщения. Но эта прихоть и пресыщение были причиной смерти многих из них, и место, где погибло от страшной язвы множество народа, было прозвано гробами похотения, или прихоти. В следующем стане Моисей испытал неприятность от самих родных своих, Аарона и Мариами, но превознес его как верного своего служителя во всем Дому Его (). Продолжая далее свой путь, евреи приблизились к Земле Обетованной и скоро могли бы овладеть ею, если бы тому не воспрепятствовало неверие их и малодушие. В пустыне Фаране, в Кадесе, произошел самый возмутительный ропот, когда от 12 соглядатаев, посланных осмотреть Землю Обетованную, евреи услышали о великой силе, великом росте жителей той земли и укрепленных городах ее. При этом возмущении они хотели побить камнями даже самого Моисея и Аарона с двумя из соглядатаев и выбрать себе нового вождя для возвращения в Египет. Тогда Господь осудил их за это на 40летнее странствование, так что все они свыше 20 лет должны были умереть в пустыне, кроме Иисуса Навина и Халева (). Затем следовало новое возмущение Корея, Дафана и Авирона против самого Моисея и Аарона, наказанное от Господа страшными казнями, и священство снова утверждено за домом Аарона (). Тридцать с лишком лет странствовали евреи по пустыне и почти все вышедшие из Египта умерли. С наступлением сорокового года по выходе из Египта они являются в Кадес, в пустыне Син на границе земли Идумейской. Здесь по недостатку воды народ снова возроптал на Моисея и Аарона, которые обратились с молитвой к Господу. Господь внял молитве и приказал Моисею и Аарону собрать общество и с жезлом в руках приказать скале дать воду. Моисей ударил в скалу жезлом дважды, и потекло много воды. Но так как в этом случае Моисей, как бы не доверяя одному своему слову, ударив жезлом, поступил вопреки воле Божией, то за сие он и Аарон осуждены были умереть вне Земли Обетованной (). В дальнейшем пути у горы Ор скончался Аарон, предварительно передавший первосвященство сыну своему, Елеазару (). В конце странствования народ снова стал малодушествовать и роптать. В наказание за это Бог послал на него ядовитых змей и, когда они раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия на древе для их уврачевания (, ). Приблизившись к пределам амморейским, евреи поразили Сигона, ц. амморейского, и Ога, ц. васанского, и, заняв земли их, поставили свой стан против Иерихона. За любодеяние с дочерями Моава и идолопоклонство, в которое евреи были вовлечены моавитянами и мадианитянами, из них погибло 24000 человек, а другие были повешены по повелению Божию. Наконец, так как и сам Моисей, подобно Аарону, не удостоен был войти в Землю Обетованную, то он просил Господа указать ему достойного преемника, почему и указан ему преемник в лице Иисуса Навина, на которого пред Елеазаром священником и пред всем обществом он возложил руки свои (). Таким образом, Моисей передал ему пред всем Израилем свое звание, сделал распоряжение о владении и разделении Земли Обетованной, повторил народу данные Богом в разные времена законы, внушивши свято хранить их и трогательно напомнив им при этом о многоразличных благодеяниях Божиих в течение сорокалетнего их странствования. Все свои увещания, повторенный закон и окончательные свои распоряжения он вписал в книгу и отдал ее священникам для хранения при Ковчеге Завета, вменив в обязанность каждый седьмой год прочитывать ее народу в праздник Кущей. В последний раз, будучи призван пред Скинию, вместе с преемником своим, он получил откровение от Бога о будущей неблагодарности народа и передал ему это в обличительной и назидательной песне. Наконец, воззванный на гору Нево на вершину Фасги, что против Иерихона, увидав издали показанную ему Господом Землю Обетованную, умер на горе 120 лет от роду. Тело его погребено в долине близ Веффегора, но никто не знает места погребения его даже до сего дня , говорит бытописатель (). Народ почтил кончину его тридцатидневным плачем. Св. совершает память пророка и Боговидца Моисея в 4-й день сентября. В кн. Второзакония, по смерти его, в пророческом духе о нем говорится (может быть, это слово преемника Моисеева, Иисуса Навина): И не было более у Израиля пророка, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу (). У пр. Исаии говорится, что народ Божий спустя столетия во дни своих бедствий с благоговением вспоминал пред Богом о временах Моисея, когда Господь его рукою спасал Израиля (Ис. LХIII, 11–13). Как вождь, законодатель и пророк Моисей во все времена жил в памяти народа. Память его в самые позднейшие времена всегда благословлялась, никогда не умирая в народе израильском (Сир. ХLV, 1–6). В Новом Завете Моисей, как великий законодатель, и Илия, как представитель пророков, являются беседующими во славе с Господом на горе Преображения (, ). Великое имя Моисея не может терять своего важного значения и для всех христиан, и для всего просвещенного мира: он живет среди нас в своих священных книгах, он был первым Боговдохновенным писателем.

Одним из центральных событий Ветхого Завета является история Моисея, спасение еврейского народа от власти египетского фараона. Многие скептики ищут исторические доказательства происходивших событий, так как в библейском изложении было немало чудес, совершенных на пути к Земле Обетованной. Однако, как бы там ни было, но эта история довольно занимательна и повествует о невероятном освобождении и переселении целого народа.

Рождение будущего пророка изначально было окутано тайной. Практически единственным источником сведений о Моисее являлись библейские писания, так как прямых исторических доказательств не существует, есть только косвенные. В год рождения пророка правящий фараон Рамзес II приказал всех новорожденных детей топить в Ниле, так как, несмотря на тяжкий труд и притеснения евреев, они продолжали плодиться и множиться. Фараон боялся, что когда-то они могут стать на сторону его врагов.

Именно поэтому мать Моисея первые три месяца прятала его от всех. Когда это стало уже невозможно, она просмолила корзинку и положила туда свое дитя. Вместе со старшей дочерью отнесла к реке и оставила Мариам проследить за тем, что случится дальше.

Богу было угодно, чтобы встретились Моисей и Рамзес. История, как было сказано выше, о подробностях умалчивает. Корзинку подобрала дочь фараона и принесла во дворец. По еще одной версии (которой придерживаются некоторые историки) Моисей принадлежал царскому роду и был сыном той самой дочери фараона.

Как бы там ни было, но будущий пророк оказался во дворце. Мариам, которая проследила за тем, кто поднял корзину, предложила в качестве кормилицы собственную мать Моисея. Так сын вернулся в лоно семьи на некоторое время.

Жизнь пророка во дворце

После того как Моисей немного подрос и перестал нуждаться в кормилице, его мать отвела будущего пророка во дворец. Там он прожил довольно долго, а также был усыновлен дочерью фараона. Моисей знал, какого он рода, знал, что он еврей. И хотя обучался наравне с остальными детьми царской семьи, но не впитал в себя жестокости.

История Моисея из Библии свидетельствует о том, что он не стал поклоняться многочисленным богам Египта, а остался верен верованиям своих предков.

Моисей любил свой народ и каждый раз страдал, когда видел его мучения, когда видел, как нещадно эксплуатировали каждого израильтянина. Однажды случилось то, что заставило будущего пророка бежать из Египта. Моисей стал свидетелем жестокого избиения одного из народа его. В порыве ярости будущий пророк вырвал плеть из рук надсмотрщика и убил его. Так как никто не видел, что он сделал (как думал Моисей), то тело было просто закопано.

Через некоторое время Моисей понял, что многим уже известно о том, что он сделал. Фараон приказывает арестовать и убить сына своей дочери. Как относились друг к другу Моисей и Рамзес, история умалчивает. Почему за убийство надсмотрщика его решили судить? Можно учитывать разные версии происходящего, однако, скорей всего, решающим было то, что Моисей был не египтянином. В результате всего этого будущий пророк решает бежать из Египта.

Бегство от фараона и дальнейшая жизнь Моисея

По библейским данным будущий пророк направился в землю Мадиамскую. Дальнейшая история Моисея повествует о его семейной жизни. Он женился на дочери священника Иофора Сепфоре. Живя этой жизнью, он сделался пастухом, научился жить в пустыне. У него также появилось два сына.

Некоторые источники утверждают, что, прежде чем жениться, Моисей некоторое время жил с сарацинами, имел там видную должность. Однако следует все же учесть, что единственным источником повествования о его жизни является Библия, которая, как и всякое древнее писание, со временем обросла неким иносказательным налетом.

Божественное откровение и явление Господа пророку

Как бы то ни было, но библейская история о Моисее повествует, что именно в Мадиамской земле, когда он пас стада, ему было откровение Господа. Будущему пророку на этот момент исполнилось восемьдесят лет. Именно в этом возрасте на его пути встретился куст терновника, которых полыхал пламенем, но не сгорал.

На этом месте Моисей получил наставление о том, что он должен спасти народ Израиля от египетской власти. Господь повелел вернуться в Египет и отвести свой народ в землю обетованную, освободив его от длительного рабства. Однако Всемогущий Отец предупредил Моисея о трудностях на его пути. Чтобы у него была возможность их преодолеть, ему было даровано умение творить чудеса. Из-за того что Моисей был косноязычен, ему в помощь Бог повелел взять брата Аарона.

Возвращение Моисея в Египет. Десять казней

История пророка Моисея, как провозвестника Божьей воли, началась в тот день, когда он предстал пред фараоном, который правил в то время в Египте. Это был другой правитель, не тот, от которого в свое время убежал Моисей. Конечно, на требование отпустить израильский народ фараон ответил отказом, да еще и увеличил трудовую повинность для своих рабов.

Моисей и Рамзес, история которых более туманна, чем хотелось бы исследователям, схватились в противостоянии. Пророк не смирился с первым поражением, он приходил к правителю еще несколько раз и в конечном итоге сказал, что падет на землю египетскую кара Божья. И так случилось. По воле Бога случились десять казней, которые пали на Египет и его жителей. После каждой из них правитель призывал своих чародеев, однако они нашли волшебство Моисея более искусным. После каждого несчастья фараон соглашался отпустить народ Израиля, но каждый раз передумывал. Лишь после десятой еврейские рабы стали свободными.

Конечно, на этом история Моисея не закончилась. Пророку еще предстояли годы путешествий, а также столкновение с неверием соплеменников, пока все они не добрались до Земли Обетованной.

Установление Пасхи и исход из Египта

Перед последней казнью, которая обрушилась на народ египетский, Моисей предупредил людей Израиля о ней. Это было умерщвление первенцев в каждой семье. Однако предупрежденные израильтяне помазали свою дверь кровью ягненка не старше одного года, и кара их минула.

В эту же ночь произошло празднование первой Пасхи. История Моисея из Библии рассказывает о ритуалах, которые ей предшествовали. Заколотого ягненка необходимо было запечь целым. Затем кушать стоя, собравшись всей семьей. После этого события народ Израиля покинул землю египетскую. Фараон в страхе даже просил это сделать скорее, видя то, что случилось ночью.

С первой зарей вышли беглецы. Знаком воли божьей был столп, который ночью был огненный, а днем облачным. Считается, что именно эта Пасха со временем преобразовалась в ту, которую мы знаем сейчас. Освобождение еврейского народа от рабства символизировало именно это.

Еще одним чудом, которое случилось практически сразу после выхода из Египта, был переход через Красное море. По велению Господа расступились воды, и образовалась суша, по которой израильтяне и перешли на другой берег. Фараон, который погнался за ними, также решил последовать по дну моря. Однако Моисей со своим народом уже были на другой стороне, и воды моря опять сомкнулись. Так погиб фараон.

Заветы, которые получил Моисей на горе Синай

Следующим пунктом остановки еврейского народа стала гора Моисея. История из Библии рассказывает, что на этом пути беглецы видели немало чудес (манна небесная, появляющиеся источники родниковой воды) и укреплялись в своей вере. В конечном итоге, после трехмесячного путешествия израильтяне пришли к горе Синайской.

Оставив народ у ее подножия, сам Моисей поднялся на вершину за наставлениями Господа. Там состоялся диалог между Отцом Всего Сущего и его пророком. В результате всего этого были получены десять заповедей, которые стали основными для народа Израиля, которые стали основой законодательства. Также были получены заповеди, которые охватывали гражданскую и религиозную жизнь. Все это было записано в Книгу Завета.

Сорокалетнее путешествие по пустыне израильского народа

Возле горы Синай еврейский народ простоял около года. Затем был дан знак Господом, что нужно идти дальше. История Моисея как пророка продолжалась. Он и дальше нес бремя посредника между своим народом и Господом. Сорок лет они странствовали по пустыне, иногда подолгу жили в местах, где условия были более благоприятны. Израильтяне постепенно становились ревностными исполнителями тех заветов, которые дал им Господь.

Конечно, были и возмущения. Не всех устраивали такие длительные странствия. Однако, как свидетельствует история Моисея из Библии, народ израильский все же добрался до Земли обетованной. Однако сам пророк так и не дошел до нее. Моисею было откровение, что дальше их поведет другой вождь. Он почил на 120 году жизни, однако никто так и не узнал, где это случилось, так как кончина его была тайной.

Исторические факты, подтверждающие библейские события

Моисей, история жизни которого нам известна только из библейских рассказов, является значительной фигурой. Однако есть ли официальные данные, которые подтверждают его существование как исторической фигуры? Некоторые считают все это лишь красивой легендой, которая была придумана.

Однако некоторые историки все же склоняются к тому, что Моисей — фигура историческая. Об этом свидетельствуют некоторые сведения, которые содержатся в библейском рассказе (рабы в Египте, рождение Моисея). Таким образом, можно сказать, что это далеко не вымышленная история, и все эти чудеса случились на самом деле в те далекие времена.

Следует отметить, что на сегодняшний день это событие отображено не единожды в кинематографе, а также созданы мультфильмы. В них рассказано о таких героях, как Моисей и Рамзес, история которых в Библии мало описана. Особое внимание в кинематографе уделяется чудесам, которые случались во время их путешествия. Как бы там ни было, но все эти фильмы и мультфильмы воспитывают в подрастающем поколении нравственность и прививают мораль. Также они полезны и для взрослых, особенно тех, которые потеряли веру в чудеса.

В Ветхом Завете описаны жизни и деяния многих праведников и пророков. Но один из них, предрёкший рождение Христа и избавивший евреев от египетского гнёта, почитаем особо. Именно о Боговидце Моисее в Писании сказано, что другого такого пророка не будет среди сынов Израиля.

Чудесное спасение младенца

В то время, когда будущий пророк появился на свет, израильтяне находились в подчинении у египтян. Им приходилось выполнять самую тяжёлую работу под постоянным контролем надзирателей. Опасаясь, что со временем евреи, численность которых увеличивалась год от года, смогут стать угрозой для государства, фараон Рамзес повелел , чтобы всех младенцев мужского пола, рождённых израильтянками, убивали, сбросив в воды Нила.

В это непростое время и появился на свет Моисей. Едва родившись, он поразил свою мать Иохаведу необыкновенной красотой. Желая спасти своего сына, женщина прятала его в течение 3 месяцев у себя дома. Когда скрывать существование младенца стало невозможным, Иохаведа положила его в корзинку с просмолённым дном, отнесла к Нилу и оставила там в зарослях тростника. Сестра Моисея Мариам осталась наблюдать, что же произойдёт с её братом дальше.

В это время к реке спустилась бесплодная дочь фараона . Направляемая неведомой силой, она избрала для своего купания именно то место, где лежал Моисей, оставленный своей матерью. По преданию, от корзинки с младенцем исходил такой яркий свет, что не заметить ее было невозможно. И вот дочь фараона видит ребёнка, наделённого необыкновенной красотой. Понимая, что он рождён израильтянкой, принцесса всё же решает взять мальчика с собой во дворец в качестве приёмного сына.

Сообразительная Мариам, ставшая свидетельницей чудесного спасения брата, предложила дочери фараона найти кормилицу для ребёнка среди еврейских женщин и предложила кандидатуру Иохаведы. Так младенец был возвращён родной матери, у которой находился до 2−3 лет.

При дворе фараона

Через несколько лет Иохаведа передала подросшего ребёнка дочери фараона. Мальчик был не только красив, силен физически, но и умён. Несмотря на происхождение, маленький Моисей был принят и любим фараоном. Живя во дворце, он получил отличное образование. Единственным его недостатком было косноязычие, приобретённое после одного необычного случая.

Согласно библейской притче, Рамзес и Моисей, который в ту пору был ещё слишком мал, иногда проводили время вместе. Однажды фараон посадил на колени малыша, и тот, разыгравшись, сбил с него головной убор. Жрецы заподозрили в этом недобрый знак. Желая проверить свои опасения, они поднесли мальчику два подноса. На одном из них лежали бриллианты, а на другом раскалённые искрящиеся угли. Логика жрецов была проста: внимание неразумного младенца должно было привлечь мерцание углей. Если же ребёнок протянет руку к драгоценным камням, то он способен осознавать собственные действия, а головной убор фараона был сбит преднамеренно.

Легенда гласит, что умный мальчик действительно сначала потянулся к бриллиантам, но ангел отвёл его руку и направил её ко второму подносу. Схватив уголь, малыш тут же засунул его себе в рот, обжёгся и горько расплакался. Подозрения жрецов были развеяны. Но полученная травма нёба и языка привела к тому, что ясно и чётко произносить слова Моисей уже не мог.

Приёмного сына дочери фараона, конечно, никто не угнетал и не заставлял выполнять тяжёлую работу. Но будущий пророк всегда переживал за судьбу своего народа.

Убийство египтянина

По мере взросления Моисей стал осознавать бедственное положение израильтян. Однажды он увидел, как надсмотрщик жестоко избивал еврея. На все уговоры египтянин никак не реагировал. И тогда Моисей убивает его , а тело зарывает в песок.

По одной из версий, конфликт между надсмотрщиком и рабом возник из-за девушки. Жена еврея очень приглянулась египтянину. Подвергнув женщину насилию, он, испугавшись огласки, решил навсегда избавиться от её мужа. Именно в этот момент и застал их будущий пророк. Поскольку поступок надсмотрщика карался смертной казнью, то Моисей так и поступил. Этим он вызвал гнев фараона, который повелел убить его.

Существует и другое объяснение тому, почему вдруг Рамзес так ополчился против Моисея. Ведь жизнь простого надсмотрщика для фараона не значила ничего по сравнению с жизнью приёмного сына принцессы. В Ветхом Завете есть сведения, что убийство египтянина было совершено не совсем обычным способом. Моисей умертвил насильника, назвав имя Господа . Именно этой духовной силы и испугался фараон, узнав о том, что произошло.

Есть предание, что меч, занесённый над головой Моисея слугой фараона, разлетелся на множество кусков, а присутствовавшие при этом либо оглохли, либо ослепли, либо потеряли разум.

Поняв, что ему грозит смертельная опасность, Моисей бежит из Египета. К тому времени ему исполнилось сорок лет.

Пастух и стадо

Беглец поселяется на земле Медиамской. Там он берёт в жёны дочь местного священника, которая родит ему 2 сыновей, и трудится пастухом у своего тестя.

В биографии пророка Моисея очень много символичных событий. Ярким примером является то, что он десятилетиями пас овец в пустыне . В Библии отношения между Богом и созданным им человечеством часто сравниваются с отношением пастуха со своим стадом. По мнению святых отцов, именно так Господь готовил Моисея к роли духовного лидера, который поведёт израильтян (стадо Божье) через пустыню к Земле Обетованной.

Так были прожиты следующие сорок лет. За это время умер фараон, от гнева которого скрывался пророк. В жизни же израильтян ничего не изменилось. Они продолжали страдать от угнетения и выбиваться из сил на тяжёлой работе.

Несгораемый терновый куст

В один из дней, когда Моисей пас своё стадо у подножия горы Хорив , он услышал голос, призывающий его. Оглянувшись, он заметил терновый куст, который пылал ярким пламенем, но при этом не сгорал. Моисей, догадавшись, что ему явился Господь, отозвался на призыв. Бог сообщил пророку, что хочет избавить евреев от скорби и увести из Египта в земли, где течёт мёд и молоко. Моисею же следовало прийти к фараону и просить, чтобы тот отпустил израильтян в пустыню.

Изумлённый пастух недоумевал, как он, будучи косноязычным, сумеет убедить своих соплеменников покинуть Египет и отправиться вслед за ним. На это Господь ответил, что помощником пророка Моисея станет брат Аарон , который будет его устами. А чтобы евреям было проще поверить, Бог наделил простого пастуха способностью творить знамения:

  • брошенный Моисеем на землю жезл превращался в змею ;
  • на руке пророка то появлялись, то исчезали видимые симптомы проказы.

Послушавшись, Моисей отправился в Египет, где вместе с Аароном передал народу Израиля волю Господа и, сотворив знамения, сумел убедить его отправиться в пустыню.

10 несчастий, посланных египтянам

Фараон отказался отпускать израильтян. Знамения, творимые Моисеем, не убедили царя Египта, так как его жрецы совершали подобные чудеса. И тогда древний пророк предрёк страшную кару , ожидающую всех египтян. Состояла она из 10 наказаний (или казней):

Перед десятым наказанием израильтянам было велено совершить Пасху (в переводе с еврейского «пасха» означает «пройти мимо» ). Следовало заколоть ягнёнка, целиком приготовить его на огне и вкушать с пресным хлебом. Кровью агнца нужно было намазать двери своих домов. Видя этот знак, ангел смерти проходил мимо, не трогая детей евреев. Первенцы же египтян были все умерщвлены за одну ночь. Не было ни одной семьи, которую бы не затронуло это несчастье.

Поистине страшная картина предстала перед глазами фараона! Увидя слезы и услышав вопль своего народа, он призвал к себе Моисея и Аарона и разрешил им вывести израильтян в пустыню, чтобы те молили Господа перестать посылать несчастья и беды египтянам.

В ту страшную ночь пророк, которому исполнилось уже восемьдесят лет , вместе с евреями, численностью около 600 тысяч человек, без учёта женщин и детей, навсегда покинули Египет.

Моисей и исход из Египта

Согласно Библии, это великое событие произошло в 1250 году до н. э . Сам Господь, обернувшись огненным столпом, указывал путь израильтянам. Шли они несколько дней и ночей, пока не подошли к берегу Чермного (Красного) моря.

Тем временем фараон понял, что евреи не собираются возвращаться назад. Посланная в погоню египетская конница быстро настигла беглецов. Евреи, толпясь у кромки воды, готовились к неминуемой смерти. Но тут произошло чудо. Моисей, ударив жезлом по морю, велел водам раздвинуться . Так и произошло. Евреи совершили переход по морскому дну, а над египтянами воды сомкнулись, потопив войско фараона.

Дальнейший путь израильтян в Землю Обетованную пролегал через Аравийскую пустыню. Много сложностей пришлось им перенести, не единожды они проявляли малодушие и роптали на Моисея, обвиняя его в тяготах своего положения. Пророк же каждый раз усмирял народ, обращаясь к Богу за помощью:

  • когда евреи изнемогали от голода, Моисей вознёс молитвы Господу, после чего Бог ниспослал манну небесную, служившую пищей ;
  • чтобы помочь людям, страдавшим от жажды, пророк извлёк воду из горы Хорив, ударив по ней посохом.

Прошло три месяца. Евреи подошли к подножию горы Синай, взойдя на которую Моисей получил от Бога скрижали, содержащие краткие законы или заповеди, в соответствии с которыми полагалось жить каждому человеку.

Всего же сорок лет пророк водил евреев по пустыне. Но этот путь нельзя было пройти быстрее. И дело тут не в расстоянии. Известно, что Моисей мог повести свой народ и кратким путём. Но именно четыре десятилетия потребовалось евреям, чтобы научиться доверять Богу , уповать на него. Необходимо было преодолеть большое количество трудностей, чтобы каждый израильтянин смог осознать, какой ценой оплачена его свобода.

Смерть пророка

Самому Моисею не суждено было попасть в заветные земли. Господь лишь показал ему Палестину с горы Нево. Умер Боговидец в возрасте 120 лет . Завершил дело пророка, приведя евреев на Землю Обетованную, Иисус Навин.

Могила Моисея была скрыта Богом, чтобы люди, склонные к язычеству, не сделали из неё культа. Место его погребения не известно по сей день.

Сказание о Моисее нашло своё отражение во всех мировых религиях. В исламе пророк Муса является собеседником Аллаха, которому тот ниспослал Таурат. В иудаизме Моше считается «отцом» всех пророков, получивший от Бога на горе Синай Тору. В христианстве Моисей почитается как величайший пророк, через которого Господь передал человечеству Десять заповедей. О его значимости говорит и то, что именно Моисей вместе с Ильёй явились Иисусу на горе Фавор. Подобного пророка не было больше среди сынов Израиля!






Loading...Loading...