Можно ли по 44 фз привлекать соисполнителей. Соисполнитель по госконтракту это

komdir

Привлечение соисполнителей к исполнению контракта может способствовать более качественному и оперативному выполнению договорных обязательств. Кроме того, привлечение субподрядчиков из числа СМП и СОНО будет учитываться в годовом объёме закупок у этого вида бизнеса.

1. Привлечение субподрядчиков при закупках по 44-ФЗ

Законодательство в сфере контрактных закупок строго регламентирует процесс привлечения субподрядчиков . При закупке по 44-ФЗ заказчик может установить обязательное требование к исполнителю по привлечению субподрядчиков из числа СМП или СОНО и прописать это в в извещении о закупке. Доля объема работ этих субподрядчиков должна составлять не менее пяти процентов. Поставщик обязан выполнить это требование и направить заказчику письмо о подтверждении данного факта.

Испытываете сложности с участием в торгах?

Заключайте выгодные контракты как единственный поставщик, напрямую без участия в тендерах!

2. Условия привлечения субподрядчиков

Поставщик может привлекать субподрядчиков и по своей инициативе при условии, что такая возможность предусмотрена договором. Согласно ч. 1 ст. 770 ГК РФ, поставщик должен согласовывать с заказчиком привлеченных исполнителей только при выполнении научно-исследовательских работ.
Однако при НМЦ контракта в один миллиард рублей и более для региональных нужд и в сто миллионов рублей для муниципальных нужд победитель закупки извещает заказчика о привлечённых исполнителях в обязательном порядке.
При закупке по 223-ФЗ регламент привлечения субподрядчиков , в том числе и СМП и СОНО , должен быть прописан в Положении о закупках.

3. Видео-инструкция "Субподряд в госзакупках"


Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

В соответствии с пунктом 23 Правил казначейского сопровождения средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2020 и 2019 годов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1552 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 2, ст. 380), приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок осуществления Федеральным казначейством мониторинга операций по исполнению государственных контрактов (контрактов, договоров) в случае, если контракты (договоры), заключаемые исполнителями (соисполнителями) в рамках исполнения государственных контрактов, подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации банковскому сопровождению.

Порядок

осуществления Федеральным казначейством мониторинга операций по исполнению государственных контрактов (контрактов, договоров) в случае, если контракты (договоры), заключаемые исполнителями (соисполнителями) в рамках исполнения государственных контрактов, подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации банковскому сопровождению

1. Настоящий Порядок устанавливает правила осуществления Федеральным казначейством мониторинга операций по исполнению государственных контрактов (контрактов, договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд в случае, если контракты (договоры), заключаемые исполнителями (соисполнителями) в рамках исполнения указанных государственных контрактов, подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации банковскому сопровождению (далее соответственно — Порядок, казначейское сопровождение, мониторинг, государственный контракт, контракт (договор), банковское сопровождение).

2. Мониторинг осуществляется путем сбора, обобщения, анализа, сопоставления информации, полученной в соответствии с Порядком, в целях обеспечения:

исполнения условий государственного контракта, контрактов (договоров);

исполнения обязательств по государственному контракту, контрактам (договорам).

3. Мониторинг осуществляется:

территориальным органом Федерального казначейства по месту открытия государственному заказчику, заключившему государственный контракт, лицевого счета получателя бюджетных средств (далее — государственный заказчик, лицевой счет, орган Федерального казначейства);

территориальными органами Федерального казначейства по месту открытия исполнителю (соисполнителям) государственного контракта лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, осуществляющими казначейское сопровождение средств в валюте Российской Федерации, предоставленных исполнителю (соисполнителям) на основании государственного контракта, контракта (договора), в рамках исполнения которых заключаемые исполнителем (соисполнителями) контракты (договоры) подлежат банковскому сопровождению (далее — соответствующий лицевой счет, соответствующий орган Федерального казначейства);

территориальным органом Федерального казначейства, уполномоченным по сбору, анализу и мониторингу информации по казначейскому сопровождению (далее — Уполномоченный орган Федерального казначейства).

4. Органом Федерального казначейства по месту открытия государственному заказчику лицевого счета осуществляется мониторинг операций по перечислению средств, предоставляемых государственным заказчиком в целях осуществления расчетов по государственному контракту, включая авансовые платежи, на соответствующий лицевой счет исполнителю указанного государственного контракта в соответствующем органе Федерального казначейства.

5. Соответствующими органами Федерального казначейства по месту открытия исполнителю (соисполнителям) государственного контракта соответствующих лицевых счетов осуществляется мониторинг:

а) операций по зачислению средств, поступающих от государственного заказчика (исполнителя (соисполнителя) государственного контракта) в целях осуществления расчетов по государственному контракту, контракту (договору), в том числе авансового платежа, на соответствующий лицевой счет исполнителя (соисполнителя), а также операций по списанию средств с указанного лицевого счета в рамках исполнения государственного контракта, контракта (договора):

на соответствующие лицевые счета, открытые соисполнителям в соответствующих органах Федерального казначейства, — в целях осуществления расчетов, в том числе авансового платежа, по контрактам (договорам), подлежащим казначейскому сопровождению;

на счета, открытые исполнителю (соисполнителям) в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, кредитных организациях (далее — банк) — в целях возмещения произведенных исполнителем (соисполнителями) расходов (части расходов) за счет собственных средств;

на отдельные счета, открытые соисполнителям в уполномоченном банке, осуществляющем банковское сопровождение контрактов (договоров) (далее — отдельный счет, уполномоченный банк), — в целях осуществления расчетов, включая авансовые платежи, по контрактам (договорам), подлежащим банковскому сопровождению.

6. Уполномоченным органом Федерального казначейства в целях подготовки аналитической информации по государственному контракту осуществляется с применением информационной системы, обеспечивающей визуализацию исполнения обязательств по государственному контракту, анализ информации о соисполнителях государственного контракта, заключивших контракты (договоры) в рамках его исполнения, включая контракты (договоры), подлежащие банковскому сопровождению, а также мониторинг операций по казначейскому и банковскому сопровождению, информация о которых поступает:

от соответствующих органов Федерального казначейства — по операциям, проведенным на соответствующих лицевых счетах;

от уполномоченного банка — по операциям, проведенным на отдельных счетах.

7. Мониторинг осуществляется с использованием информации:

а) о реквизитах платежных документов, о документах, подтверждающих поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, представляемых исполнителем (соисполнителями) по государственному контракту в соответствующий орган Федерального казначейства, предусмотренных Порядком проведения территориальными органами Федерального казначейства санкционирования операций при казначейском сопровождении средств в валюте Российской Федерации в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2020 и 2019 годов», утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 244н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 24 января 2017 г., регистрационный номер 45370)*, в уполномоченный банк — в соответствии Правилами осуществления банковского сопровождения контрактов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2014 г. № 963 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, № 39, ст. 5259; 2015, № 26, ст. 3904; 2016, № 47, ст. 6647; 2017, № 1, ст. 207) (далее — Постановление № 963);

Напомним, за невнесение предусмотренных законодательством данных в реестр госконтрактов для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 20 тысяч рублей (п. 2 ст. 7.31 КоАП РФ).

комментарии

Больше материалов по теме:

Сюжеты

Госорганы

Справка

Тематики

Может ли организация закрепить в Учетной политике по налоговому учету стоимостной критерий ОС по 3 амортизационной группе (транспортные средства) для применения амортизационной премии?

Добрый день! Наше предприятие формирует резерв сомнительных долгов, сальдо на на 01.01.2014 г. 63 счета 18 095 827,48 руб. за 2014 год начислен резерв на сумму 12 683 088.83 руб. в течении 2014 года восстановлен резерв на сумму 7 0.

нужно ли сро при производстве работ по ремонту систем вентиляции на химическом предприятии, если сметная стоимость менее 3 000 000 р

ЕЖЕДНЕВНАЯ РАССЫЛКА

Каждый будний день мы будем отправлять вам всё, что было опубликовано вчера

Вы ничего не пропустите!

Документы

«Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций»

Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном копировании ссылка на ресурс обязательна

Привлечение соисполнителей из СМП и СОНО

Кто такой соисполнитель

Соисполнитель по госконтракту – это организация или физлицо, в т. ч. в виде ИП, не участвующие в закупке, но выполняющие часть или весь объём обязанностей в рамках заключенного по 44-ФЗ контракта на основании договора с победителем закупки. В частности, ст. 706 ГК РФ предусматривает случай, когда подрядчик привлекает субподрядчика к выполнению своих обязательств.

Условия признания организации СМП или СОНО

Субъектом малого предпринимательства считается организация, соответствующая в течение трёх последовательных лет условиям, указанным в ст. 4 закона от 24.07.2007 №209-ФЗ (Письмо Минэкономразвития от 16.12.2016 №Д28и-3478):

  1. по доли участия определённых организаций в уставном капитале и пр. (п.1 ч.1.1);
  2. по среднесписочной численности– до 100 человек за предыдущий год (п.2 ч.1.1);
  3. по предельной сумме дохода в целях налогообложения по всем используемым налоговым режимам – 800 млн. рублей за предыдущий год (п.3 ч.1.1 ст.4 209-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 №265);
  4. прочие условия ст.4 209-ФЗ.

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.

Организации, отвечающие указанным требованиям, вносятся ФНС РФ в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, доступный в сети Интернет (ст. 4.1 209-ФЗ), что облегчает поставщику их поиск.

Состав социально-ориентированных некоммерческих организаций по 44-ФЗ определён ч.2 ст.30 44-ФЗ, сюда не относятся организации, учреждённые РФ, её субъектами или МО. Для того, чтобы предприятие могло рассчитывать на преференции, в его Уставе должен быть указан вид деятельности, соответствующий перечню в п.1 ст.31.1 7-ФЗ.

Субподряд по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые запреты и ограничения

Субподряд в рамках 44-ФЗ - это привлечении сторонних организаций для частичного или полного выполнения обязанностей по госконтракту.

В практике государственных закупок довольно часто встречаются ситуации, когда победитель торгов делегирует частичное или полное исполнение обязательств по контракту на третьих лиц.

Предусматривается 2 варианта привлечения субподрядчиков по 44-ФЗ:

когда подрядчик обязан воспользоваться услугами третьих лиц, в случае закупки у СМП, СОНКО, т.к. это отражено в требованиях заказчика;

подрядчик на собственное усмотрение нанимает субподрядчика для исполнения контракта. В данном случае присутствует ряд ограничений, о которых мы расскажем ниже.

Привлечение субподрядчиков из СМП, СОНКО

В ч. 1 ст. 30 44-ФЗ устанавливается, что государственные заказчики обязаны осуществлять не менее 15% от своего годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно п. 5 ст. 30 44-ФЗ, если заказчик в тендерной документации устанавливает требование к подрядчику, не являющемся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субъекты малого предпринимательства, то он должен четко отразить объем работ, который должен быть выполнен такими организациями. Объем устанавливается в процентном соотношении от НМЦК.

При наличии данного требования, выигравший участник заключает договор субподряда с СМП, СОНКО, а заказчик засчитает объем выполненных работ таким субподрядчиком в счет годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства в отчете о проведенных закупках.

В случае нарушения подрядчиком, не являющимся СМП, СОНКО требования о привлечении таких организаций к исполнению контракта, договор должен быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.

1. Заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

1.1. При определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки:

1) для обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) услуг по предоставлению кредитов;

3) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктами 25 - 25.3 части 1 статьи 93 пункта 1 части 1 настоящей статьи;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) работ в области использования атомной энергии;

5) при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

1.2. Заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1 , и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.

2. Действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

3. При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пунктов 25 - 25.3 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном

Проводим электронный аукцион по 44-ФЗ на капитальный ремонт свыше 3 млн. рублей. Обязан ли заказчик предусматривать право подрядчика на субподряд? Обязано ли Краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного образования исполнять требования постановления Правительства РФ от 15.05.2017 № 570?

Ответ

Как составить план‑график 2020 по новым правилам

План-график составляйте по новым правилам, Правительство утвердило для него новую форму. Она потеряла целых 19 граф и это главное изменение. На примерах показали, как заполнить каждую графу. Самое сложное в заполнении то, что сведения из плана закупок больше подтягиваться не будут: план закупок отменили.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ данный закон основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ.

В свою очередь, согласно п. 1 ст. 706 Гражданского кодекса РФ, если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.

Следовательно, право выбора субподрядчика лежит на генподрядчике. Соответственно, у заказчика нет обязанности предусматривать право подрядчика на субподряд.

Исходя из положений Постановления № 570 и практики контрольных органов, данное постановление не распространяется на бюджетные учреждения, так как бюджетные учреждения не заключают государственных или муниципальных контрактов.

Может ли заказчик привлечь к соисполнению контракта субподрядчиков?

Нет, не может. Привлечь субподрядчика вправе сам генподрядчик. Основное требование - контракт не должен содержать условия, что подрядчик должен выполнить работы лично (п. 1 ст. 706 ГК РФ).

Правомерность запрета на привлечение субподрядчиков в ходе исполнения контракта или требования об обязательном согласовании такого привлечения с заказчиком

Вправе ли заказчик устанавливать в документации о закупке, проекте контракта требование о запрете привлечения в ходе исполнения контракта субподрядчиков или условие об обязательном согласовании такого привлечения с заказчиком?

Во избежание обжалования закупки не рекомендуется включать в документацию о закупке, проект контракта запрет на привлечение в ходе исполнения контракта субподрядчиков (соисполнителей), равно как и условие о согласовании такого привлечения с заказчиком.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч. 3 ст. 33 Закона № 44-ФЗ, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В силу ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона № 44-ФЗ.

Следует отметить, что положения ст. 31 Закона № 44-ФЗ не предусматривают возможности включения в документацию о закупке, проект контракта условия о том, что участник должен выполнять работы лично, а также установления запрета на привлечение к их выполнению субподрядчика.

Кроме того, в силу ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством РФ, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта. Данная формулировка ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ также указывает на возможность свободного привлечения к исполнению контракта субподрядчиков или соисполнителей.

Также в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон № 135-ФЗ) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.

На основании вышеуказанных норм Закона № 44-ФЗ, Закона № 135-ФЗ контрольные органы приходят к выводу о неправомерности включения в документацию о закупке, проект контракта запрета на привлечение в ходе исполнения контракта субподрядчиков, а также требования о согласовании с заказчиком привлечения субподрядчиков.

Так ФАС России в своем постановлении от 9 июня 2015 г. по делу № К-1048/14/АК286-15 указала, что включение заказчиком в документацию о закупке требования возможности привлечения субподрядчиков только по согласованию с заказчиком нарушает ч. 6 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.

К аналогичному выводу ФАС России пришла в своем решении от 31 марта 2014 г. по делу № К-526/14.

В решении от 16 декабря 2014 г. по делу № К-1870/14 ФАС России сделан вывод о том, что действия заказчика, установившего в информационной карте конкурсной документации излишние требования о письменном согласовании с заказчиком привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, нарушают ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.

В решении Московского УФАС России от 19 ноября 2014 г. по делу № 2-57-8911/77-14 указано, что включение в техническое задание аукционной документации требования об оказании подрядчиком услуг собственными силами, а также условия об обязательном согласовании с заказчиком привлечения субподрядчиков нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ и может повлечь ограничение количества участников электронного аукциона.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ).

Так, в соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ подрядчик вправе привлекать к исполнению обязательства других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора не следует, что работы должны выполняться лично подрядчиком.

Пункт 1 ст. 706 ГК РФ указывает на то, что в договор может быть включено требование о личном выполнении подрядчиком работы.

Кроме того, Закон № 44-ФЗ не содержит прямого запрета на включение в документацию о закупке условия о запрете привлечения субподрядчиков в ходе исполнения контракта.

На основании данных положений ГК РФ в правоприменительной практике сложилось мнение о правомерности включения в условия документации о закупке условия о запрете привлечения в ходе исполнения контракта субподрядчиков.

В качестве примера можно привести постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2015 г. № 13АП-8710/2015 по делу № А56-75576/2014, в котором суд пришел к выводу о том, что Закон № 44-ФЗ не запрещает включать в документацию об аукционе требования о выполнении работ подрядчиком лично без привлечения субподрядных организаций. Следует обратить внимание на тот факт, что в рамках указанного дела судом рассматривался вопрос о правомерности вывода о недопустимости включения в условия контракта подобных условий, сделанного УФАС по г. Санкт-Петербургу в решении от 13 октября 2014 г. по делу № 44-1975/14.

В решении Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21 апреля 2014 г. по делу № А22-4831/2014, оставленном без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 июля 2015 г. № 16 АП-2455/2015, суд указал, что поскольку предметом спорной закупки является высокотехнологичное медицинское оборудование, поэтому целесообразно, чтобы все стадии исполнения контракта (монтаж, пусконаладочные работы и ввод в эксплуатацию) реализовывало одно лицо.

Следует обратить внимание, что суды в большинстве случаев при рассмотрении подобных дел в качестве обоснования своих решений ссылаются на позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28 декабря 2010 г. № 11017/10: "запрет привлекать к исполнению муниципального контракта субподрядчиков представляет собой условие о способе и порядке исполнения договора подряда после проведения аукциона, а не требование к участникам размещения заказа о наличии у них производственных мощностей и других ресурсов, необходимых для выполнения работ, являющихся предметом контракта, на момент проведения аукциона".

Аналогичной позиции придерживается и Минэкономразвития России в своем письме от 11 декабря 2015 г. № Д28и-3620.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что установление в документации о закупке, проекте контракта ограничений на привлечение субподрядчиков в ходе исполнения контракта по решению антимонопольного органа может быть признано нарушением ч. 6 ст. 31, п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33, ч. 23 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, а также ч. 1 - 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ.

Однако сложившаяся правоприменительная практика показывает, что существует большая вероятность отмены такого решения антимонопольного органа в случае его обжалования заказчиком в судебном порядке.

Таким образом, во избежание подобных споров как при рассмотрении жалобы на действия заказчика в антимонопольном органе, так при обжаловании вынесенного антимонопольным органом решения в судебном порядке не рекомендуется устанавливать в документации о закупке, проекте контракта запрет на привлечение в ходе исполнения контракта субподрядчиков, равно как и условие о согласовании привлечения субподрядчиков с заказчиком.

Loading...Loading...