Правила организации тушения пожаров. В курс основы организации тушения пожаров и проведения первоочередных спасательных работ

Методический план

для проведения занятий с работниками ПСЧ №3 ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Ингушетия» по «Основам организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» с 19 по 22 января 2013 года.

Тема №1. Введение в курс «Основы организации тушения пожаров и проведения Аварийно спасательных работ».

Вид занятия: Классно-групповое

Отводимое время: 2 часа.

Цель занятия: Приобретение личным составом подразделения и совершенствование навыков ведения основных (главных) действий при пожарах и проведении АСР; Подготовка личного состава к умелым и слаженным действиям в составе пожарного, аварийно-спасательного расчета, дежурной смены; Совершенствование пожарно-тактических знаний и практических навыков начальствующего состава подразделений ГПС по управлению основными (главными) действиями на пожаре и при проведении АСР.

1. Литература, используемая при проведении занятия:
- Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС РФ, 2003 г.;





- Интернет ресурсы.

2.Развернутый план занятия
Понятие пожарной тактики

Усложнение технологических процессов, увеличение площадей застройки объектов народного хозяйства повышает их пожарную опасность. В связи с этим все больше внимания уделяется совершенствованию профессионального мастерства пожарных, повышению уровня боевой готовности, гарантирующий защиту от огня собственности и имущества.

Пожарная тактика - это теория и практика подготовки и ведения боевых действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров. Основным предметом изучения пожарной тактики является подготовка к тушению и тушение пожаров различными силами и средствами. Подготовка к тушению включает: определение структуры пожарной охраны, обоснование численности и дислокации подразделений, разработку и корректировку оперативных документов, планирующих тактическую и психологическую подготовку подразделений пожарной охраны, а так же разработку мероприятий, обеспечивающих необходимые условия для успешного тушения пожаров в населенных пунктах и на объектах народного хозяйства.

Пожарная тактика - это совокупность способов и приемов тушения пожара, применяемых с учетом возможностей подразделений пожарной охраны и конкретной обстановки на пожаре. Средства тушения пожаров (пожарная техника и огнетушащие средства, и люди, работающие с этими средствами, составляют материальную основу тушения пожара. Поэтому одним из важных вопросов, рассматриваемых пожарной тактикой, является тактико-технические данные пожарной техники, свойства огнетушащих средств и правила их применения, а так же способы прекращения горения.

Составляющими тактики являются не только способы действий подразделений пожарной охраны при тушении пожаров, но и действия, связанные с подготовкой к тушению (организация тушения пожаров в населенных пунктах), предшествующие тушению (выезд и следование на пожар, разведка пожара, боевое развертывание), выполняемые в процессе тушения пожара (спасание людей, эвакуация материальных ценностей и животных, борьба с дымом и температурой, вскрытие и разборка конструкций и др.), а так же вопросы управления подразделениями и поддержания их в постоянной боевой готовности.

Задачи пожарной тактики

За последние годы пожарная тактика из описательной дисциплины все в большей степени стала превращаться в научную, способную исследовать и выявлять закономерности, присущие процессам подготовки и ведения боевых действий по тушению пожара. Пожарная тактика решает следующие задачи:
познает закономерности развития пожара, разрабатывает способы и приемы спасания людей и тушения пожаров, а так же способы ведения боевых действий подразделений по тушению пожаров, разрабатывает организационную структуру подразделений, изучает их тактические возможности и методы подготовки. Задачами пожарной тактики являются:
1) Изучение сущности процессов развития и тушения пожаров, а так же установление действующих в этих процессах закономерностей;
2) исследование тактических возможностей подразделений пожарной охраны;
3) разработка способов действий подразделений;
4) организация тушения пожаров и управление боевыми действиями при их тушении;
5) организация тактической подготовки подразделений с учетом выработки определенных боевых и моральных качеств личного состава.

Поскольку факторов, воздействующих на ход и результат тушения пожаров, очень много и влияние их на процесс тушения различно, первую задачу можно решить двумя путями:
первый - это тщательное исследование и научный анализ тушения пожаров, изучение непрерывно меняющихся условий тушения, учет всех изменений в технических средствах и установление на этой основе общих положений, раскрывающих сущность тушения пожаров;
второй - это проведение экспериментальных работ как по изучению процесса горения различных веществ в условиях пожара и развития его в зданиях и сооружениях, так и по тушению опытных пожаров.

Развитие и современное состояние пожарной тактики

Наука о пожарной тактике в наше стране, критически переработав и впитав в себя все лучшее из того, что было накоплено человечеством в борьбе с пожарами, прошла большей путь развития. Она формировалась обогащалась постепенно, по мере изменения материальных условий жизни общества, совершенствования технических средств и повышения боевых возможностей подразделений пожарной охраны. В прошлом, когда населенные пункты застраивались в основном деревянными домами, крытыми соломой и щепой, пожар, возникший внутри помещения, быстро переходил в открытый (наружный). Тактика тушения такого пожара сводилась к поливанию горящего строения водой из ведер.

Однако это не могло привести к успеху, поэтому горящее строение, как правило, сначала разбирали, а затем уже отдельные конструкции поливали водой и тушили. Появление в России ручных насосов в XVII веке не могло изменить применяемого ранее способа, тушения - разборки конструкций - из-за недостаточной эффективности насосов и их ограниченного числа. В XVIII в., и особенно в XIX веке, в связи с увеличением размеров зданий и сооружений и применением в строительстве несгораемых материалов изменился и характер пожаров. Они все чаще стали возникать внутри помещений и достигать больших размеров. Для тушения таких пожаров нужны были новые методы и средства. Во второй половине XIX века в России развиваются нефтедобывающая промышленность, а так же другие отрасли промышленности, связанные с применением огнеопасных веществ. Пожары возникающие на предприятиях, где использовались такие вещества, принимали угрожающие размеры. В связи с этим надо было найти способы и средства борьбы с такими пожарами.

Современная пожарная тактика, опирающаяся на новейшие достижения науки и техники и располагающая грамотными и квалифицированными кадрами, позволяет охранять от пожаров общественную собственность, личное имущество граждан Российской Федерации. Благодаря успехам в развитии науки и техники качественные изменения произошли в средствах и способах тушения пожаров. Пожарное дело стало инженерно-технической отраслью. Это требует от личного состава пожарной охраны, и прежде всего от начальствующего состава, глубоких теоретических и практических знаний. Одной из задач подготовки начальствующего состава является изучение пожарной тактики. Основы тактических знаний изучают в пожрано- технических учебных заведениях (училищах). Пожарная тактика рассматривает так же вопросы организации тушения пожаров, в городах и сельских населенных пунктах, подготовки населенных пунктов и объектов к тушению пожаров, ведения оперативной документации и т.д. Боевая работа подразделений пожарной охраны требует от всего личного состава высоких моральных качеств, профессионального мастерства, инициативы, способности выдерживать большие физические нагрузки. Поэтому необходимо заботиться о воспитании личного состава частей пожарной охраны и поддержании их в состоянии постоянной боевой готовности.

Приказ МЧС РФ № 156 от 31.03.2011 г. «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»

Основные исходные положения пожарной тактики содержатся в Приказе МЧС России №156. В нем обобщен многолетний опыт работы подразделений пожарной охраны по тушению пожаров, а результаты теоретических исследований изложены в виде определенных положений, принципов, правил, выведенных на основании глубокого анализа опытных данных и всесторонней теоретической разработки. Приказ №156 дает руководящие указания по организации тушения пожаров и обеспечивает общность взглядов начальствующего состава пожарной охраны на вопросы тушения пожаров. Положение данного приказа облегчают работу руководителя тушения пожара и ускоряют процесс выработки им решения. Однако положения, изложенные в данном приказе, не объясняют явлений, происходящих в процессе развития и тушения пожаров. В нем содержатся лишь готовые выводы и обобщения, но не указываются их предпосылки. Кроме того, привила, способы и приемы, приведенные в уставе, действительные лишь для наиболее типичных условий в общим виде. Поскольку обстановка на пожаре может быть самой различной начальствующий состав должен не только знать положения устава, но и уметь применять на практике. Следовательно, чтобы успешно руководить тушением пожара, нужно не только твердо знать положения устава, но и иметь хорошую теоретическую подготовку, глубоко понимать сущность явлений, происходящих на пожаре. Таким образом, очевидна необходимость глубокого изучения теоретических трудов по пожарной тактике, учебников, учебах пособий и периодической пожарно-технической литературы. Настоящий Приказ определяет основы организации тушения пожаров и проведения связанных с ним первоочередных аварийно-спасательных работ. Выполнение требований Приказа №156 является обязательным для всего личного состава пожарной охраны и иных, привлеченных к тушению пожаров, сил. Во второй половине XX века во многих странах начали создаваться государственные службы спасения, призванные оказывать помощь людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий. В 1988 году, когда в Армении произошло разрушительное землетрясение, спасатели Швейцарии, Франции, Израиля и других стран продемонстрировали свой профессионализм, высокий уровень технической оснащенности и, главное, способность действовать в зоне бедствия автономно. Тогда же стало очевидно, что в Советском Союзе нет службы, способной оперативно и эффективно оказывать подобную помощь людям. В декабре 1990 года постановлением Совета Министров РСФСР был образован Российский корпус спасателей, в задачи которого входило обеспечение безопасности населения во время стихийных бедствий и техногенных катастроф. На его базе в ноябре 1991 года Указом Президента РФ создан Государственный комитет РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в его состав вошли войска гражданской обороны. В январе 1994 года Указом Президента РФ Госкомитет был преобразован в Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Ему были переданы функции Госкомчернобыля и Комитета по проведению подводных работ особого назначения. Не так давно в состав МЧС России вошли Государственная противопожарная служба и Государственная инспекция по маломерным судам. Сегодня Министерство РФ по чрезвычайным ситуациям является одной из самых эффективных спасательных служб в мире, способной оказывать помощь населению в самых сложных кризисных ситуациях.

Основными задачами МЧС России являются:
- выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах;
- организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
- осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в этих областях деятельности;
- осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

В состав Министерства РФ по чрезвычайным ситуациям входят территориальные органы – региональные центры МЧС России и главные управления МЧС России по субъектам РФ, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, войска гражданской обороны, Государственная противопожарная служба, Государственная инспекция по маломерным судам, образовательные, научно-исследовательские учреждения и организации.

3.Пособия и оборудование, используемые на занятии:

Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС РФ, 2003 г.;
- «Учебник спасателя»: С.К. Шойгу и др., изд. Советская Кубань, 2002 год;
- «Пожарная тактика»: Повзик Я.С. и др., М.: Стройиздат, 1990;
- Рекомендации об особенностях ведения боевых действий и проведения пер­воочередных аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров на различных объектах, Москва 2002 год;

- Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.02 «Правила по охране труда в подраз­деле­ниях ГПС МЧС России (ПОТ РО-2002)».
- Приказ МЧС РФ № 156 от 31.03.2011 г. «Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны»
- Интернет ресурсы.

4.Задания для самостоятельной работы и подготовка к следующему занятию:__________________________________________________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________

Руководитель занятия:
Начальник ПСЧ №3 ФКУ
«ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Ингушетия»
майор внутренней службы М.В. Хамхоев
«__»__________2013г.

Организация пожарной охраны и тушения пожаров


При разработке генеральных планов производственных предприятий дорожных организаций должны быть учтены требования пожарной безопасности. Между производственными зданиями и сооружениями предусматривают противопожарные разрывы. Противопожарный разрыв - это минимальное расстояние между зданиями, при котором в случае пожара в одном из зданий исключена возможность загорания другого здания в течение определенного времени, необходимого для введения в действие средств пожаротушения. В зависимости от степени огнестойкости зданий и сооружений противопожарные разрывы устанавливаются от 9 до 18 м.

Для предотвращения распространения огня применяются противопожарные преграды - брандмауэры, которые представляют собой глухие стены, выполненные из огнестойкого материала, перерезывающие по вертикали все конструктивные элементы зданий. Предел огнестойкости брандмауэров не менее 2,5 ч. Брандмауэры устраивают на фундаментах или опирают на огнестойкую несущую конструкцию. Они должны обладать необходимой устойчивостью в случае разрушения прилегающих к ним конструктивных элементов. Брандмауэры бывают внутренними и наружными. В последнем случае они служат одновременно наружными стенами.

Кроме того, наружные брандмауэры в значительной степени снижают опасность распространения огня от одного здания к другому.

В целях недопущения распространения пожаров внутри помещения устраивают внутренние брандмауэры, чтобы отделить от основного здания опасные в пожарном отношении помещения.

При разработке генерального плана производственного предприятия должны быть предусмотрены меры для быстрого подъезда пожарных автомобилей к зданиям и сооружениям. Поэтому дороги на территории предприятия обычно устраивают кольцевыми. При устройстве тупиковых дорог должны быть предусмотрены кольцевые объезды или площадки для разворота автомобилей. Если территория предприятия превышает 5 га, то должно быть оборудовано не менее двух выездов для автомобилей.

Особое внимание обращается на устройство складов нефтепродуктов. Чтобы избежать в случае аварии разлива нефтепродуктов по территории предприятия, не допускается размещение складов на возвышенных местах. Резервуары, как правило, обваловывают. Резервуары (цистерны) для хранения горючих и легковоспламеняющихся жидкостей должны быть заземлены и иметь герметические закрывающиеся крышки с дыхательными клапанами для выравнивания давления паров жидкости по отношению к внешнему атмосферному давлению.

При осмотре резервуаров и замере уровня жидкости должны применяться приспособления, исключающие искрообразование при ударах. Ремонт резервуаров производится, как правило, только после полного освобождения его от жидкости и тщательной очистки (пропарки, промывки).

Особое внимание уделяется хранению тары из-под нефтепродуктов. Порожнюю тару следует хранить в сараях и под навесами, где запрещается применение открытого огня.

Большое значение придается противопожарным мероприятиям при огневых работах (электросварка, газосварка, кузнечные работы и др.), а также при работах с легковоспламеняющимися материалами и жидкостями (малярные работы, промывка деталей). Такие работы запрещается проводить в непосредственной близости от дорожных машин и автомобилей, на стоянках или в помещениях для ремонта и технического обслуживания. Для этих работ должны быть оборудованы специальные помещения и участки.

Технический карбид кальция, применяемый при газосварочных работах, может воспламениться в случае сильного разогрева при попадании в него воды. Поэтому барабаны с карбидом должны храниться в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Недопустимо хранить карбид в подвальных помещениях. Не допускаются вскрытие барабанов и расфасовка карбида непосредственно в помещениях для его хранения.

Лесоматериалы необходимо укладывать в штабеля высотой не более 8 м и длиной не более длины досок (бревен, брусьев). При укладке штабелей группами между штабелями остаются проходы шириной 2 м. В каждой группе должно быть не более 12 штабелей, причем длина группы не должна превышать 50 м, а ширина - 12 м. Противопожарный разрыв между группами штабелей устанавливается не менее 12 м.

При хранении на складах угля и других видов топлива необходимо учитывать их способность к самовозгоранию. Поэтому следует по возможности оберегать уголь, особенно бурый и каменный, от переувлажнения, так как увеличение влажности угля при наличии в штабелях кусков дерева, тряпок, торфа способствует самовозгоранию угля. Если температура внутри штабеля угля превысит 60° С, необходимо уплотнить штабель.

Величина разрыва между зданиями и штабелями угля зависит от степени огнестойкости зданий и вместимости складов и назначается от 6 до 20 м. На территории складов категорически запрещается курить или разводить открытый огонь.

Механическая обработка древесины сопровождается большим выделением пыли, и при попадании ее на разогретые подШипники или при большой концентрации пыли в воздухе создаются условия пожарной опасности. Пожарную опаснось представляет также несвоевременная уборка помещений от опилок, стружек и других древесных отходов. Помещение, где установлены пилорамы и деревообрабатывающее оборудование, должно иметь механическую вентиляцию, электрооборудование. Электродвигатели и электросветильники должны быть пыленепроницаемыми.

При выполнении малярных работ по окраске дорожных машин после ремонта применяются нитрокраски, наносимые на поверхность машин пульверизатором. Такой процесс окраски представляет большую пожарную опасность, поэтому при выполнении этих работ необходимо применять систему механической вентиляции. Учитывая, что нитрокраски растворяются легковоспламеняющимися жидкостями (например ацетоном), пары которых в определенной концентрации образуют взрывоопасную смесь, категорически запрещается курить в помещениях, где проводятся покрасочные работы. В помещениях допускается только центральное водяное отопление с температурой на поверхности отопительных приборов не выше 80° С.

При зарядке аккумуляторов выделяется водород, который в смеси с кислородом воздуха образует взрывоопасный гремучий газ. Поэтому вентиляторы вытяжных установок в помещениях для зарядки аккумуляторов должны быть во взрывобезопасном исполнении. В помещении оборудуются общеобменная и местная вентиляции.

В кузнечных цехах причиной пожара является наличие открытого огня в горнах и нагревательных печах, поэтому печи на твердом топливе не должны примыкать к сгораемым конструкциям. Помещение для кузницы должно иметь стены, перегородки и перекрытия с пределом огнестойкости не менее 1 ч.

В целях обеспечения пожарной безопасности людей в бытовых помещениях контейнерного типа (вагончиках) необходимо строго следить за исправностью приборов отопления, электропроводки, светильников и электрооборудования.

Категорически запрещается применять легковоспламеняющиеся и горючие жидкости для растопки печей, сушить белье и одежду вблизи печей, пользоваться для освещения керосиновыми горелками или свечами без фонарей, подвешивать электрические провода на гвозди, применять абажуры из бумаги и других горючих материалов. В вагончиках запрещено создавать запасы топлива, хранить керосин, бензин, а также применять для приготовления пищи керогазы, примусы, керосинки.

Для своевременного предотвращения пожаров большое значение имеет организация связи и сигнализации. Территории заводов, карьеров, складов и строительных площадок оборудуют сигнализацией, к которой относятся сирены, сигналы, подаваемые ударами в колокол и др. Значение сигналов о пожаре должно быть объявлено приказом по строительству. Прямая связь с ближайшими органами пожарной охраны обычно осуществляется посредством телефонной связи, а также электрической пожарной сигнализацией (ЭПС). На объектах дорожного строительства используется в основном телефонная связь.

Для прекращения горения какого-либо вещества следует воздействовать физическим или химическим методом на реакцию горения таким образом, чтобы уменьшить количество выделяемого тепла и снизить температуру горения. Для этого могут быть использованы различные огнетушащие вещества.

Вода по сравнению с другими огнетушащими веществами имеет наибольшую теплоемкость: при нагревании и обращении в пар 1 л воды расходуется около 2700 кДж теплоты. Кроме того, вода охлаждает зону горения, разбавляет реагирующие вещества и изолирует горючие вещества от зоны горения. Однако применять воду недопустимо в тех случаях, когда она химически взаимодействует с горячим веществом (например, с карбидом кальция, негашеной известью и др.). Поскольку вода обладает электропроводностью, ее нельзя применять при тушении электроустановок. Значительно быстрее и с меньшим расходом воды происходит тушение пожара распыленной водой.

Распыленная вода, превращаясь в пар, препятствует доступу воздуха в очаге пожара.

Для тушения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, большинства твердых горючих веществ применяются огнетушащие пены. Пена покрывает слоем поверхность горящего вещества и изолирует его от зоны горения. Пенообразующие вещества получают в результате химической реакции (химическая пена) или в результате механического перемешивания (воздушно-механическая пена).

Химическая пена образуется при взаимодействии карбоната или бикарбоната кальция с кислотой в присутствии пенообразователя. В результате выделения большого количества двуокиси углерода получается устойчивая пена, образующая при растекании слой толщиной 7-10 см.

Воздушно-механическая пена является механической смесью воздуха, воды и пенообразователя. На поверхности горящей жидкости пена создает устойчивую пленку, которая не разрушается под действием пламени в течение 30 мин.

На стационарных производственных предприятиях устраивают водопроводы противопожарного назначения. Внутри производственных помещений в доступных и заметных местах размещают внутренние пожарные краны. При наружном пожаротушении для забора воды из водопроводной сети устанавливают пожарные гидранты.

На дорожном строительстве для большинства производственных предприятий (передвижные асфальтобетонные заводы, камнедробильные базы и др.) допускается противопожарное водоснабжение из искусственных водоисточников (рек, озер). Искусственные водоемы и естественные водоисточники оборудуют подъездами для мотопомп или пожарных автомобилей.

Объекты дорожного строительства должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения. На территориях объектов устанавливают ящики с песком и лопатами, вывешивают огнетушители. Ящики с песком устанавливают в первую- очередь в местах, где возможен розлив небольшого количества горючих и легковоспламеняющихся жидкостей.

Для тушения пожаров используются ручные огнетушители (рис. 46). Химический пенный огнетушитель имеет заряд химических веществ, которые в момент приведения огнетушителя в действие вступают в реакцию. При этом образуется пена, и возникает избыточное давление. Предназначаются химические пенные огнетушители для тушения твердых и жидких материалов. Однако их применение исключается в тех случаях, когда огнетуша-щее вещество способствует процессу горения или является проводником электрического тока.

В воздушно-пенных огнетушителях в качестве заряда применяется 6%-ный водный раствор пенообразователя ПО-1. При приведении огнетушителя в действие раствор выталкивается углекислым газом, находящимся в специальном баллоне, в насадку, перемешивается с воздухом, в результате чего образуется воздушно-механическая пена.

В тех случаях, когда применение пенных огнетушителей может вызвать дальнейшее усиление пожара, взрыв или другие нежелательные последствия, применяются порошковые огнетушители (типа ОПС-Ю, ОПС-ЮО). Используемые в них порошки бывают общего или специального назначения. При действии порошкового огнетушителя распыленное облако порошка обволакивает горящее вещество и прекращает доступ к нему кислорода из воздуха.

Необходимое количество первичных средств тушения пожара определяется в зависимости от типа помещения, технологического процесса и размера защищаемой площади. В условиях дорожного строительства особое внимание должно уделяться обеспечению средствами первичного пожаротушения мест работ с применением открытого огня (сварочные работы, разогрев вяжущих материалов и др.).

Рис. 46. Огнетушители:
а - порошковый ОПС-10; б - воздушно-пенный (ОВП); в - химический пенный ОХП-Ю; г - углекислотно-бромэтиловый ОУБ-3; д- аэрозольный ОА-3; 1 - сосуд с порошком; 2 - баллончик; 3 - шланг; 4 - насадок; 5 - трубка; 6 - крышка; 7 - рукоятка; 8-* пусковой рычаг; 9 - шток; 10 - баллончик с сжатым воздухом; 11 - сифонная трубка; 12 - корпус; 18 - пенный насадок; 14 - кислотный стакан; 15 - боковая ручка; 16 - горловина; 17-шток; 18 - клапан; 19 - предохранитель; 20 - нижняя ручка

Рис. 47. Дымовой извещатель:
а - общий вид; б - схема; 1 - ионизационная камера; 2,4,5 - сопротивления; 3 - лампа

На строительной площадке в местах, определенных пожарной охраной, должны быть пожарные щиты со следующим минимальным набором пожарного инвентаря: топор - 1, ломы и лопаты - 2, багры железные - 2, ведра - 2, огнетушители - 2.

Для быстрого и точного обнаружения места пожара применяются автоматические извещатели, которые в зависимости от чувствительности элемента и фактора пожарной опасности, определяющего их срабатывание, подразделяются на тепловые, световые, дымовые и комбинированные.

Автоматические тепловые извещатели предназначены для сигнализации о повышенной температуре окружающей среды. Их устанавливают в помещениях, в зоне наиболее вероятного загорания, в местах возможного скопления теплого воздуха, нагреваемого источником пожара.

Автоматические дымовые извещатели (рис. 47) срабатывают от воздействия на них дыма, являются ионизирующим прибором, в котором источником ионизации служит радиоактивный элемент.

Автоматические световые извещатели применяются в закрытых помещениях с температурой воздуха от 10 до 40° С при относительной влажности не выше 80%. Зона защиты светового извещателя составляет до 600 м2.

Действие сигнальных систем, основанное на одном из трех факторов (тепла, дыма, пламени), не всегда позволяет в начальной степени обнаружить пожар. В отдельных случаях бывает целесообразно применять комбинированные автоматические сигнальные установки, которые одновременно позволяют включать два типа извещателей, например, реагирующий на дым, на тепло, и световой, реагирующий на открытое пламя.

К атегория: - Охрана труда в дорожном строительстве

Пожарная тактика – теория и практика подготовки и ведения боевых действий подразделений по тушению пожаров.

Тушение пожаров – боевые действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

Тушение пожаров является одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности.

Боевые действия – предусмотренные Уставом организационное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной боевой задачи.

Пожарная тактика на современном этапе призвана исследовать, выявлять закономерности, присущие процессам подготовки и ведения боевых действий подразделений пожарной охраны и, прежде всего, основного их вида – тушения пожаров. Поэтому она представляет собой теоретическую основу боевых действий подразделений пожарной охраны, познающую их закономерности и разрабатывающую наиболее эффективные формы и приемы тушения пожаров в минимальные сроки. Исходя из этого, пожарная тактика решает две основные задачи, тесно связанные между собой:

Познание закономерностей и разработка способов, приемов спасания людей на пожаре;

Познание закономерностей и разработка форм, способов и приемов ведения боевых действий подразделений по тушению пожара.

Для совершенствования существующих и разработки новых способов и приемов действий подразделений пожарной охраны необходимо знать их тактические возможности, изучение которых также является задачей пожарной тактики.

Подготовка к тушению и успешное тушение пожаров невозможны без правильной организации тактической подготовки гарнизонов пожарной охраны. Тактическая подготовка тесно связана с психологической подготовкой, т.е. с готовностью л/с пожарной охраны к ведению боевых действий в любых условиях обстановки на пожарах, в том числе и в стрессовых, экстремальных условиях. Эти вопросы так же относятся к задачам пожарной тактики, изучающей и исследующей проблемы подготовки к тушению и ведению боевых действий по тушению пожаров на различных объектах.

Все задачи пожарной тактики можно объединить в четыре группы:

Изучение закономерностей элементов обстановки на пожаре;

Познание сущности боевых действий подразделений пожарной охраны и разработка эффективных способов и приемов спасания людей на пожарах;

Выявление и обоснование наиболее целесообразных форм и методов организации тушения пожаров;

Изыскание форм и методов по дальнейшему совершенствованию тактической и психологической подготовки личного состава подразделений и начальствующего состава пожарной охраны.

Из задач пожарной тактики видно, что она охватывает многообразные вопросы подготовки и обеспечения боевых действий подразделений пожарной охраны по спасанию людей на пожарах и тушению пожаров. Это многообразие требует расчленения содержания пожарной тактики на ее составные части, каждая из которых исследовала бы лишь определенные области деятельности личного состава подразделений и РТП.

В пожарной тактике можно выделить, прежде всего, общую теоретическую основу, которая в равной степени относится к любому процессу тушения пожара, независимо от того, где и какими силами и средствами он может быть потушен. Это основы пожарной тактики.

При тушении пожаров на различных объектах РТП и подразделения вынуждены действовать не только на основе общих, но и частных закономерностей, присущих боевым действиям на конкретных пожарах. Это вызывает необходимость в выделении второго раздела пожарной тактики – особенности тушения пожаров на различных объектах.

Во втором разделе пожарной тактики рассматриваются частные особенности, присущие тушению пожаров на открытых пространствах, в ограждениях (зданиях) и на других объектах.

Пожарная тактика принадлежит к тем областям знаний, которые в наибольшей степени носят практический характер, и поэтому ее исследования ведутся, в основном, методами анализа и обобщения боевых действий подразделений и РТП по тушению реальных пожаров.

В то же время в отдельных случаях при исследовании тушения пожаров, которые могут возникать и развиваться на новых объектах, проблемы пожарной тактики могут решаться и путем проведения экспериментальных исследований на натурных объектах или их фрагментах, а так же методами математико-статистического, имитационного моделирования.

В настоящее время подразделения пожарной охраны оснащены современными средствами спасания людей и тушения пожаров, которые позволяют им выполнять задачи в самых сложных условиях обстановки на пожарах.

Одной из важнейших составляющей успешного тушения пожаров на объектах экономики в городах и населенных пунктах является наличие пожарных частей оснащенных пожарной техникой и укомплектованных профессионально подготовленным личным составом – будущими участниками тушения пожара.

Число пожарных подразделений в муниципальных образованиях определяют в зависимости от их размеров, характера застройки, пожарной опасности технологических процессов производства и других условий.

Ассортимент мобильных средств пожаротушения их количества, которым оснащаются пожарный части, зависит от особенностей обслуживаемых районов и объектов.

Для своевременного оказаний помощи в случае возникновения пожара, в расчете пожарной части предусматриваются пожарные автоцистерны, реже и как правило в крупных городах пожарные насосно-рукавные автомобили.

Для повышения боевой готовности пожарных частей и привлечения личного состава свободных от дежурства караулов к тушению крупных пожаров в каждой части создают резерв мобильных средств пожаротушения.

Число и тип специальных мобильных средств пожаротушения определяют в целом для гарнизона пожарной охраны. Специальные мобильных средств пожаротушения включают в расчет тех пожарных частей, в районе выезда которых наиболее часто они используются при тушении пожаров. В некоторых крупных гарнизонах пожарной охраны создают специализированные пожарные части, которых оснащаются специальными мобильными средствами пожаротушения.

С целью координации деятельности различных видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований при реагировании на пожары и чрезвычайные ситуации различного характера на территории субъектов в Российской Федерации и муниципальных образований создаются гарнизоны пожарной охраны (соответственно – территориальные и местные). Местные гарнизоны пожарной охраны входят в состав соответствующих территориальных гарнизонов пожарной охраны.

Границы территориального гарнизона пожарной охраны и всех местных гарнизонов пожарной охраны, входящих в его состав, согласовываются с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации и утверждаются начальником соответствующего главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее – Главное управление).

Для обеспечения готовности подразделений пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований к тушению пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и взаимодействия со службами жизнеобеспечения в гарнизонах пожарной охраны создается гарнизонная служба.

Основными задачами гарнизонной службы является:

Создание необходимых условий для эффективного применения сил и средств гарнизона пожарной охраны при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Создание единой системы управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны;

Организация взаимодействия со службами жизнеобеспечения;

Организация и проведение своевременных мероприятий всех видов пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований, входящих в гарнизон пожарной охраны.

Для выполнения основных задач гарнизона служба осуществляет следующие функции:

Планирует применение сил и средств гарнизона пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ;

Осуществляет учет и контроль состояний сил и средств гарнизона пожарной охраны;

Обеспечивает профессиональную и иные виды подготовки личного состава гарнизона пожарной охраны, в том числе должностных лиц гарнизона пожарной охраны, путем проведения пожарно-тактических учений, соревнований, сборов, семинаров и иных мероприятий в гарнизоне пожарной охраны;

Организует связь при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

Обеспечивает работоспособность систем приема и регистрации вызовов, а также систем приема и регистрации вызова, а также систем информационного обеспечения пожарной охраны;

Разрабатывает и осуществляет мероприятия по привлечению личного состава гарнизона пожарной охраны, свободного от несения службы, к тушению пожаров и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

Разрабатывает и заключает соглашения (утверждает совместные инструкции) по осуществлению взаимодействия со службами жизнеобеспечения и др.

Для обеспечения выполнения задач гарнизонной службы в территориальных гарнизонах пожарной охраны создаются нештатные организационные формирования сил и средств пожарной охраны и аварийно-спасательных формирований – нештатные службы гарнизона пожарной охраны.

Нештатные службы гарнизона пожарной охраны являются нештатными органами управления гарнизона пожарной охраны, возглавляются соответствующими должностными лицами из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава подразделений пожарной охраны.

В гарнизонах пожарной охраны создаются следующие нештатные службы:

Управления;

Газодымозащитная;

Техническая;

Допускается создание других нештатных служб, например: радиационной безопасности, химической безопасности, охраны труда и т.д.

Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ устанавливается планом привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее- План привлечения) и расписаниями выездов подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ (далее - Расписание выездов).

План привлечения разрабатывается для тушения пожаров на территории субъекта Российской Федерации (за исключением города федерального значения).

Расписание выездов разрабатывается для тушения пожаров на территории города федерального значения, муниципального района, городского округа.

В каждом гарнизоне пожарной охраны создаются подразделения (ЦППС, ЕДДС и др.) для приема сообщений о пожарах и других чрезвычайных ситуациях, обеспечивая постоянной связи в повседневной деятельности и при работе подразделения по ликвидации пожаров и последствий других чрезвычайных ситуаций, организации взаимодействия с другими службами (милицейская, медицинская, газовая и др.) привлекаемых для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Для организация постоянной связи ЦППС с пожарными частями гарнизона в каждой пожарной части организуют, пункт связи части (ПСЧ). Пункт связи части оборудуют прямой телефонной связью с ЦППС и наиболее важными объектами района выезда радиосвязью. Де­журный диспетчер (радиотелефонист) отвечает за своевременный и четкий прием на передачу сообщений, поступающих на пункт связи части.

Для организации руководства дежурными караулами и сменами, а также создается служба пожаротушения (СПТ), которая комплектуется опытными, грамотными специалистами в области пожаротушения.

Основные задачи СПТ.

Контроль за оперативно-служебной деятельностью подразделений ФПС гарнизона, проверка готовности к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ всех подразделений, входящих в гарнизон.

Контроль за выполнением нормативных правовых актов в области ор­ганизации пожаротушения подразделениями ФПС, входящими в гарнизон.

Контроль за организацией службы в подразделениях ФПС, входящих в гар­низон.

Осуществление непрерывного контроля за оперативной обстановкой в гарнизоне, контроль за своевременной постановкой в боевой расчет пожарных автомобилей и иной пожарной и аварийно-спасательной техники, в том числе возвратившейся в подразделение после пожара или проведения аварийно-спасательных работ, рассмотрение обоснованности вывода пожарной техники из боевого расчета, принятие первоочередных мер к устранению выявленных недостатков в несении службы, в том числе с выездом на место происшествий.

Контроль за организацией и проведением пожарно-тактических учений и занятий по профессиональной и другим видам подготовки в подразделениях, входящих в состав гарнизона.

Участие в подготовке и разработке регламентных документов гарнизона, самостоятельная их разработка.

Устойчивое, непрерывное управление подразделениями пожарной охраны и аварийно-спасательными формированиями, входящими в состав гарнизона, в ходе тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Положение

«Об организации (осуществлении) тушения пожаров и проведении связанных с ними аварийно-спасательных работ» федеральной противопожарной службой на территории Хабаровского края

Настоящее Положение определяет основы организации тушения пожаров и проведения связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. Выполнение требований Положения является обязательным для всего личного состава пожарной охраны и иных привлеченных к тушению пожаров сил (далее - участники тушения пожаров). Самостоятельное тушение пожаров гражданами Положением не регулируется.

Глава 1.

^ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В Положении применяются следующие основные понятия:

Тушение пожаров - действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.

^ Аварийно-спасательные работы – действия по спасению, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.

^ Действия по тушению пожаров и проведению аварийно – спасательных работ - предусмотренное Положением организованное применение сил и средств пожарной охраны для выполнения основной задачи, (далее – действия).

^ Основная задача - достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны, (далее – задача).

^ Локализация пожара - стадия (этап) тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами.

^ Ликвидация пожара - стадия (этап) тушения пожара, на котором прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

Решающее направление – направление действий, на котором использование сил и средств пожарной охраны обеспечивает наилучшие условия решения основной задачи.

^ Позиция сил и средств - место расположения сил и средств пожарной охраны, осуществляющих непосредственное ведение действий по спасению людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре, (далее – позициях).

^ Тыл на пожаре - силы и средства пожарной охраны, обеспечивающие ведение действий на позициях личным составом.

Выполнение основной задачи обеспечивается силами пожарной охраны - личным составом органов управления и подразделений пожарной охраны, в том числе курсантами и слушателями пожарно-технических учебных заведений, а при необходимости и в условиях особого противопожарного режима также профессорско-преподавательским составом пожарно-технических учебных заведений, учеными и специалистами пожарно-технических научно-исследовательских учреждений, личным составом иных противопожарных формирований, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственностии.

К тушению пожаров могут быть привлечены в установленном порядке личный состав органов внутренних дел, военнослужащие, силы гражданской обороны, а также население.

3. Для выполнения задач используются следующие средства: пожарные машины, в том числе приспособленные для целей пожаротушения автомобили;

пожарно-техническое вооружение и пожарное оборудование, в том числе средства индивидуальной защиты органов дыхания;

огнетушащие вещества;

аварийно-спасательное оборудование и техника;

системы и оборудование противопожарной защиты предприятий; системы и устройства специальной связи и управления; медикаменты, инструменты и оборудование для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожарах;

иные средства, вспомогательная и специальная техника.

4. Успешное выполнение задач при тушении пожаров основано на:

эффективной организации действий, в том числе своевременном сосредоточении на месте пожара необходимых для его ликвидации сил и средств, умелой их расстановкой и активным, наступательным действиям;

Мужестве, высоком уровне профессиональной, физической и психологической подготовки, боевом опыте личного состава пожарной охраны (далее - личного состава);

Дисциплинированности участников тушения пожара.

Глава 2.

^ ДЕЙСТВИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

выезд и следование к месту вызова (пожара, аварии, катастрофы);

разведку;

спасание людей и имущества;

боевое развертывание;

ликвидацию горения;

выполнение специальных работ;

сбор и возвращение в подразделение.

Действия по разведке, спасанию людей и имущества, развертыванию, ликвидации горения и выполнению специальных работ могут выполняться одновременно.

6. Действия должны выполняться в соответствии с установленными требованиями охраны труда и техники безопасности при пожарах и могут проводиться в условиях высокой психологической и физической нагрузки, повышенного риска, прямой опасности для жизни и здоровья участников тушения пожаров. Ведение действий по тушению пожаров на предприятиях, которые имеют разработанные в установленном порядке планы локализации и ликвидации аварий, должно осуществляться с учетом особенностей, определяемых этими планами.

7. Действия на позициях в условиях крайней необходимости, связанной с непосредственной угрозой жизни и здоровью участников тушения пожара, могут выполняться с отступлением от установленных требований охраны труда и техники безопасности только в исключительных случаях и, как правило, добровольцами.

^ Обработка вызовов

8. Обработка вызовов осуществляется в установленном порядке дежурным диспетчером (радиотелефонистом) подразделения пожарной охраны (далее - дежурный диспетчер) и включает в себя:

Прием от заявителя и фиксирование информации о пожаре;

Оценку полученной информации и принятие решения о направлении к месту вызова сил и средств, предусмотренных расписанием выезда (планом привлечения сил и средств);

Подачу сигнала "ТРЕВОГА";

подготовку и вручение (передачу) должностному лицу, возглавляющему дежурный караул или дежурную смену (далее - начальник караула), путевки о выезде на пожар (приложение 1), а также оперативных планов и карточек тушения пожаров и иной информации о горящем объекте.

9. При приеме информации от заявителя о пожаре дежурный диспетчер должен по возможности полно установить:

Адрес пожара или иные сведения о месте пожара;

Наличие и характер опасности жизни и здоровью людей;

Особенности объекта, на котором возник пожар;

Фамилию, имя, отчество заявителя (в том числе - номер телефона заявителя);

Иные сведения о пожаре, могущие повлиять на успешное выполнение основной задачи.

Подача сигнала "ТРЕВОГА" осуществляется сразу после установления адреса или иных сведений о месте пожара и принятия решения о выезде.

Обработка вызова должна быть завершена за возможно короткое время и не задерживать выезд и следование к месту пожара.

При необходимости и наличии технической возможности информация о пожаре может быть передана диспетчером начальнику караула по радиосвязи во время его следования к месту пожара.

^ Выезд и следование к месту вызова (пожара, аварии, катастрофы)

10. Выезд и следование к месту вызова (пожара) включает в себя сбор личного состава по сигналу "Тревога" и его доставку на пожарных автомобилях и иной мобильной пожарной технике (далее - пожарный автомобиль) к месту вызова.

11. Выезд и следование к месту вызова (пожара) должны осуществляться в возможно короткое время, что достигается благодаря:

Быстрому сбору и выезду личного состава дежурного караула (в течение времени, не превышающего нормативное);

Движению пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с предельно возможной, но обеспечивающей безопасность скоростью, в том числе с использованием специальных сигналов и отступлением при необходимости и в установленном порядке от правил дорожного движения;

Знанию особенностей района выезда.

12. Для сокращения времени следования пожарных автомобилей к месту пожара на маршрутах их следования в необходимых случаях и в установленном порядке может перекрываться дорожное движение.

13. Следование к месту вызова может быть приостановлено только по распоряжению дежурного диспетчера гарнизона. При вынужденной остановке в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула.

При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова. Старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение, немедленно сообщает о случившемся дежурному диспетчеру.

При самостоятельном следовании к месту вызова отделения дежурного караула и вынужденной остановке пожарного автомобиля командир отделения сообщает о случившемся дежурному диспетчеру и принимает меры по доставке личного состава и пожарно-технического вооружения к месту вызова.

14. При следовании подразделений пожарной охраны к месту вызова по железной дороге, водным или воздушным транспортом старший начальник в пути следования обязан:

Обеспечивать сохранность пожарной техники и оборудования;

Организовывать размещение, питание и отдых личного состава.

^ Проведение разведки

15. Разведка представляет собой совокупность мероприятий, проводимых в целях сбора информации о пожаре для оценки обстановки и принятия решений по организации боевых действий.

Разведка ведется непрерывно с момента выезда на пожар и до его ликвидации.

16. При проведении разведки необходимо установить:

Наличие и характер угрозы людям, их местонахождение, пути, способы и средства спасания (защиты), а также необходимость защиты (эвакуации) имущества;

Наличие и возможность вторичных проявлений опасных факторов пожара (ОФП), в том числе обусловленных особенностями технологии и организации производства на объекте пожара;

Место и площадь горения, что горит, а также пути распространения огня;

Наличие и возможность использования средств противопожарной защиты;

Местонахождение ближайших водоисточников и возможные способы их использования;

Наличие электроустановок под напряжением и целесообразность их отключения;

Места вскрытия и разборки строительных конструкций;

Необходимость эвакуации материальных ценностей, способы защиты их от огня, воды и дыма, пути и способы эвакуации (при опасности их уничтожения или порчи);

Возможные пути ввода сил и средств для тушения пожаров и иные данные, необходимые для выбора решающего направления.

Личным составом, участвующим в разведке, при необходимости и в зависимости от обстановки выполняются и другие задачи. При обнаружении пострадавших надо немедленно оказать им помощь.

17. Разведку проводят руководитель тушения пожара (РТП), другие лица по его поручению, а также должностные лица, возглавляющие боевые действия на порученном им участке работы.

При организации разведки РТП:

определяет направления проведения разведки и лично проводит ее на наиболее сложном и ответственном направлении;

Устанавливает количество и состав групп разведки, ставит перед ними задачи, определяет применяемые средства и порядок связи, а также необходимые для разведки пожарно-техническое вооружение, оборудование и снаряжение;

Определяет особенности соблюдения личным составом разведки правил техники безопасности;

Устанавливает порядок передачи полученной в ходе разведки информации.

18. В состав групп разведки входят:

РТП и связной, если на пожар прибыло одно отделение;

РТП, командир одного из отделений и связной, если на пожар прибыли два и более отделений.

Количество и состав групп разведки и их экипировка может изменяться РТП с учетом складывающейся оперативной обстановки на пожаре.

19. Личный состав, ведущий разведку, обязан:

Иметь при себе необходимые средства индивидуальной защиты, спасания, связи, тушения, приборы освещения, а также инструмент для вскрытия и разборки конструкций;

Проводить работы по спасанию людей в случае возникновения непосредственной угрозы для них;

Оказывать, при необходимости, первую доврачебную помощь пострадавшим при пожарах;

Принимать, при возможности, одновременно с разведкой пожара меры по его тушению и защите имущества всеми доступными средствами;

Соблюдать требования техники безопасности и правила работы в средствах индивидуальной защиты органов дыхания;

Использовать, по возможности, кратчайшие пути ведения разведки;

Докладывать своевременно в установленном порядке результаты разведки и полученную в ее ходе информацию.

^ Cпасание людей и имущества

20. Спасание людей при пожаре является важнейшим видом действий и представляет собой совокупность мер по эвакуации людей из зоны воздействия и вторичных проявлений ОФП или защите людей от их воздействия и вторичных проявлений.

Спасание людей при пожаре должно проводиться с использованием способов и технических средств, обеспечивающих наибольшую безопасность и, при необходимости, с осуществлением мероприятий по предотвращению паники.

Спасание имущества при пожаре осуществляется по указанию РТП в порядке важности и неотложности выполнения боевых задач.

21. Основными способами спасания людей и имущества являются:

Перемещение их, в том числе спуск или подъем с использованием специальных технических средств, в безопасное место;

Защита их от воздействия ОФП.

Перемещение спасаемых людей в безопасное место осуществляется с учетом условий тушения пожара и состояния пострадавших на пожаре посредством:

Организации самостоятельного их выхода из опасной зоны;

Вывода или выноса их из опасной зоны пожарными.

Защита спасаемых людей от воздействия ОФП осуществляется в процессе их перемещения в безопасное место, а также при невозможности осуществления такого перемещения. Указанная защита должна осуществляться с использованием возможно более эффективных средств и приемов, в том числе посредством подачи огнетушащих веществ для охлаждения (защиты) конструкций, оборудования, объектов, снижения температуры в помещениях, удаления дыма, предотвращения взрыва или воспламенения веществ и материалов.

22. Для спасания людей и имущества применяются следующие основные средства:

Автолестницы и автоподъемники;

Стационарные и ручные пожарные лестницы;

Спасательные устройства (спасательные рукава, веревки, трапы и индивидуальные спасательные устройства);

Аппараты защиты органов дыхания;

Аварийно-спасательное оборудование и устройства;

Надувные и амортизирующие устройства;

Летательные аппараты;

Иные доступные, в том числе приспособленные средства спасания.

23. При спасании людей оказывается первая доврачебная помощь пострадавшим.

24. Спасание людей и имущества при пожаре при достаточном количестве сил и средств проводится одновременно с другими действиями. Если сил и средств недостаточно, то они используются только для спасания людей, другие действия не ведутся или приостанавливаются.

Проведение спасательных работ при пожаре прекращается после осмотра всех мест возможного нахождения людей и отсутствия нуждающихся в спасении.

Развертывание

25. Развертывание - действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных автомобилей в состояние готовности к выполнению задач по тушению пожаров. Развертывание включает в себя следующие этапы:

Подготовку к развертыванию; предварительное развертывание; полное развертывание.

Развертывание на пожарных автоцистернах и автонасосах (насосно-рукавных автомобилях) осуществляется в соответствии со статьями 26 - 28 Положения. При этом развертывание от первой прибывшей на место пожара автоцистерны осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении. Развертывание на других пожарных автомобилях проводится согласно инструкциям по их эксплуатации и рекомендациям (указаниям) по тушению пожаров.

26. Подготовка к развертыванию проводится непосредственно по прибытии к месту вызова (пожара). При этом выполняются следующие действия:

Установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение пожарного насоса в рабочее состояние;

Открепление необходимого пожарно-технического вооружения;

Присоединение магистрально рукавной линии к напорному патрубку насоса, если иное не установлено РТП.

Другие подготовительные действия осуществляются по указанию начальника караула и РТП.

27. Предварительное развертывание на месте вызова (пожара) проводят в случаях, когда очевидна дальнейшая организация действий или получено указание РТП.

При предварительном развертывании:

Выполняют действия, предусмотренные статьей 26 Положения;

Прокладывают магистральные рукавные линии;

Устанавливают разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое пожарно-техническое вооружение.

28. Полное развертывание на месте вызова (пожара) проводят по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.

При полном развертывании:

выполняют действия, предусмотренные статьей 27 Положения;

Определяют позиции ствольщиков, к которым прокладывают рабочие рукавные линии;

Заполняют огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.

29. При развертывании и последующих действиях для обеспечения безопасности участников тушения пожара, возможности маневра прибывающей пожарной техники, установки резервной пожарной техники должны быть проведены необходимые действия по ограничению или запрещению доступа посторонних лиц к месту пожара, а также движения транспорта на прилегающей к нему территории. До прибытия соответствующих служб органов внутренних дел эти действия должны выполняться личным составом в порядке, определяемом РТП.

30. При прокладке рукавных линий необходимо:

Выбирать кратчайшие, наиболее удобные пути к позициям ствольщиков, не загромождая путей эвакуации людей и имущества;

Обеспечивать их сохранность и защиту от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек;

Устанавливать разветвления вне проезжей части дорог;

Создавать запас пожарных рукавов для использования на решающем направлении боевых действий. Прокладку рукавных линий с использованием рукавного автомобиля необходимо проводить в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.

^ Ликвидация горения

31. Ликвидация горения - действия личного состава, непосредственно обеспечивающие прекращение горения веществ и материалов на пожаре, в том числе посредством подачи в очаг пожара огнетушащих веществ.

32. Основные способы прекращения горения веществ и материалов (далее - горючее):

Охлаждение зоны горения огнетушащими веществами или посредством перемешивания горючего;

Разбавление горючего или окислителя (воздуха) огнетушащими веществами;

Изоляция горючего от зоны горения или окислителя огнетушащими веществами и (или) иными средствами;

химическое торможение реакции горения огнетушащими веществами.

Прекращение горения может достигаться комбинированным применением перечисленных способов.

33. Выбор подаваемого огнетушащего вещества определяется физико-химическими свойствами горючего, поставленной боевой задачей, применяемым способом прекращения горения и другими обстоятельствами.

Количество и расход подаваемых огнетушащих веществ, необходимых для выполнения задачи, обусловлены особенностями развития пожара и организации его тушения, тактическими возможностями подразделений пожарной охраны, тактико-техническими характеристиками используемой пожарной техники и определяются с учетом требуемой интенсивности их подачи, установленной действующими нормативами и рекомендациями, а также на основе практического опыта тушения пожаров.

Если огнетушащих веществ для успешного выполнения задачи недостаточно, организуется их доставка к месту пожара, в том числе посредством перекачки, подвоза на пожарных автомобилях и приспособленной для целей пожаротушения технике, использования иных способов и приемов транспортировки огнетушащих веществ.

34. При подаче огнетушащих веществ прежде всего необходимо использовать имеющиеся стационарные установки и системы пожаротушения.

При работе с ручными пожарными стволами необходимо:

Осуществлять первоочередную подачу огнетушащих веществ на решающем направлении;

Обеспечивать подачу огнетушащего вещества непосредственно в очаг пожара с соблюдением требований техники безопасности;

Охлаждать материалы, конструкции, оборудование для предотвращения обрушений и (или) ограничения развития горения;

Не прекращать подачу огнетушащих веществ и не оставлять позицию без разрешения старшего начальника;

Исключать случаи воздействия воды на слой пены или порошка, используемых для прекращения горения;

Не допускать излишнего пролива воды.

35. Для создания необходимых условий подачи огнетушащих веществ могут быть использованы имеющееся инженерное оборудование, коммуникации зданий (сооружений) и проведены специальные работы, в том числе по вскрытию и разборке конструкций.

Подачу электропроводящих огнетушащих веществ в места нахождения электроустановок под напряжением 0,38 кВ и выше осуществляют после отключения электрооборудования (если иное не установлено указаниями и рекомендациями ГПС, утвержденными в установленном порядке) представителем энергослужбы населенного пункта (предприятия) и получения в установленном порядке соответствующего допуска от уполномоченного должностного лица.

^ Выполнение специальных работ

36. Специальные работы - действия личного состава, направленные на обеспечение выполнения задач с использованием специальных технических средств и (или) знаний. К основным специальным работам относятся:

Освещение места вызова (пожара);

Вскрытие и разборка конструкций;

Подъем (спуск) на высоту;

Выполнение защитных мероприятий;

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим;

Восстановление работоспособности технических средств.

37. Организация связи осуществляется для обеспечения управления силами пожарной охраны, их взаимодействия на месте вызова (пожара).

Организация связи включает в себя определение РТП используемых схем связи, подготовку для их реализации средств связи, постановку задач перед личным составом, осуществляющим эти функции.

При использовании связи должно обеспечиваться соблюдение установленных правил передачи информации, в том числе правил радиообмена.

38. Освещение места вызова (пожара) осуществляется по указанию РТП в условиях недостаточной видимости, в том числе при сильном задымлении.

Для освещения места вызова (пожара) используются имеющиеся на вооружении пожарной охраны осветительное оборудование специальных пожарных автомобилей, а также другие штатные средства, предназначенные для этих целей.

На месте вызова (пожара) по указанию РТП могут дополнительно применяться осветительные средства предприятий.

39. Вскрытие и разборка конструкций здания (сооружения) проводятся в целях создания необходимых условий для спасания людей, имущества, ограничения распространения пожара, подачи огнетушащих веществ в зону горения, выполнения иных работ.

Разборка конструкций для обеспечения доступа к скрытым очагам горения проводится после сосредоточения сил и средств, необходимых для тушения этих очагов.

40. Подъем (спуск) на высоту организуется для спасания и защиты людей, имущества, сосредоточения необходимых сил и средств, подачи огнетушащих веществ, выполнения иных работ.

Подъем (спуск) на высоту осуществляется с использованием путей и средств эвакуации из зданий (сооружений), а также технических средств спасания, перечисленных в статье 22 Устава. При необходимости допускается применение для этих целей иных, в том числе приспособленных, средств.

Изменение мест установки технических средств спасания, использовавшихся для подъема личного состава на высоту, допускается только после оповещения об этом указанного личного состава.

41. Выполнение защитных мероприятий организуется для обеспечения безопасных условий ведения действий и успешного выполнения задач.

При выполнении защитных мероприятий в установленном порядке могут быть отключены (включены), заблокированы, а при необходимости разрушены оборудование, механизмы, технологические аппараты, установки вентиляции и аэрации, электроустановки, системы отопления, газоснабжения, канализации, внутриобъектового транспорта и иные источники повышенной опасности на месте пожара.

Электроустановки, находящиеся под напряжением, отключаются (обесточиваются) при пожаре специалистами энергослужб объекта или населенного пункта самостоятельно или по указанию РТП.

В необходимых случаях электропровода и иные токонесущие элементы, находящиеся под напряжением до 0,22 кВ включительно, могут отключаться (обесточиваться) личным составом по указанию РТП в случаях, если они:

Опасны для участников тушения пожара;

Создают опасность возникновения новых очагов пожара;

Препятствуют ведению действий.

Отключение осуществляется с соблюдением требований техники безопасности и учетом особенностей технологического процесса.

42. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим выполняется личным составом в порядке, установленном нормативными документами ГПС. С этой целью, при необходимости, могут применяться средства индивидуальной защиты органов дыхания, средства первой медицинской помощи, а также иные, в том числе приспособленные, средства.

43. Восстановление работоспособности технических средств - выполняемые на месте пожара неотложные работы по временному ремонту и техническому обслуживанию пожарной техники, оборудования, пожарно-технического вооружения, средств связи и управления, а также коммуникаций и оборудования объекта при необходимости их использования для решения задач. Указанные работы выполняются тылом на пожаре.

^ Сбор и возвращение в подразделение

44. Сбор и возвращение в подразделение - действия личного состава по возвращению сил и средств пожарной охраны с места пожара к месту постоянной дислокации.

45. Сбор сил и средств на месте пожара предусматривает: проверку наличия личного состава;

Сбор и проверку комплектности оборудования и пожарно-технического вооружения согласно табелю положенности;

Размещение и крепление оборудования и пожарно-технического вооружения на пожарных автомобилях;

Принятие мер по приведению в безопасное состояние использующихся систем наружного противопожарного водопровода;

Уборку (откачку), при необходимости, использованных при тушении пожара огнетушащих веществ.

О завершении сбора сил и средств на месте пожара и их готовности к возвращению в подразделения начальник караула (командир отделения) докладывает РТП и (или) дежурному диспетчеру гарнизона.

46. Возвращение к месту постоянной дислокации проводится по кратчайшему маршруту при поддержании связи с дежурным диспетчером. При этом должна быть проведена заправка автоцистерн водой.

Глава 3.

^ УПРАВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯМИ НА ПОЖАРЕ

47. Управление действиями на пожаре - целенаправленная деятельность должностных лиц по руководству личным составом и иными участниками тушения пожара при ведении действий на месте пожара.

48. Управление действиями на пожаре предусматривает:

Оценку обстановки и создание соответствующей требованиям настоящего Положения нештатной структуры управления действиями на месте пожара;

Установление компетенции оперативных должностных лиц и их персональной ответственности при выполнении поставленных задач;

Планирование действий по тушению пожара, в том числе определение необходимых сил и средств, принятие решений по организации действий по тушению пожара;

Постановку задач перед участниками тушения пожара, обеспечение контроля и необходимого реагирования на изменение обстановки на пожаре;

Осуществление в установленном порядке учета изменения обстановки на пожаре, применения сил и средств для его тушения, а также регистрацию необходимой информации, в том числе дежурным диспетчером и с помощью технических средств специальной службы управления гарнизона;

Проведение других мероприятий, направленных на обеспечение эффективности боевых действий по тушению пожара.

49. Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется РТП, прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.

Указания РТП обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.

Никто не вправе вмешиваться в действия РТП или отменять его распоряжения при тушении пожара.

50. Руководителем тушения пожара с учетом требования статьи 52 Положения является:

прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо ГПС;

Прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо ведомственной или добровольной пожарной охраны (при отсутствии должностных лиц ГПС), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами или действующими соглашениями.

51. В зависимости от количества прибывших на пожар сил и средств пожарной охраны руководство тушением пожара осуществляют:

При работе одного дежурного караула (отделения) - старшее должностное лицо, возглавляющее караул (отделение), или оперативный дежурный гарнизона;

При работе двух и более подразделений - старшее должностное лицо, возглавляющее подразделение (дежурный караул), в районе выезда которого возник пожар, или должностное лицо, допущенное к руководству тушением пожара в соответствии с порядком, установленным в гарнизоне, в том числе начальник гарнизона.

52. Отдача первого указания прибывшим на пожар старшим должностным лицом органа управления, подразделения пожарной охраны считается моментом принятия им на себя руководства тушением пожара.

53. Начальник гарнизона пожарной охраны и должностные лица специальной службы управления, являющиеся РТП, при получении информации о возникновении пожара с более высоким номером (рангом), чрезвычайных происшествиях, требующих неотложного реагирования, и других обстоятельствах, делающих невозможным исполнение ими обязанностей РТП, могут покинуть место пожара, назначив РТП другое должностное лицо из числа участников тушения пожара, о чем в обязательном порядке сообщается дежурному диспетчеру и делается запись в соответствующих документах. При этом ответственность за последствия этого решения возлагается на должностное лицо, его принявшее.

54. РТП в зависимости от обстановки на пожаре может создавать оперативный штаб, участки и сектора.

55. Оперативный штаб является временно сформированным нештатным органом управления на пожаре и создается при:

Привлечении на тушение пожара сил и средств по повышенному номеру (рангу) пожара;

Организации на месте пожара трех и более боевых участков;

необходимости детального согласования с администрацией предприятия действий по тушению пожара.

Работой оперативного штаба руководит его начальник, который одновременно является заместителем РТП.

В состав оперативного штаба могут входить заместитель начальника штаба, начальник тыла, представители администрации предприятия и другие лица по усмотрению РТП.

Работа оперативного штаба осуществляется на основе распоряжений и указаний РТП.

56. Основными задачами оперативного штаба являются:

Сбор, обработка и анализ данных об обстановке на пожаре, передача необходимой информации РТП и дежурному диспетчеру;

Определение потребности в силах и средствах, подготовка соответствующих предложений для РТП;

Обеспечение контроля за выполнением поставленных задач;

Организация подготовки и обеспечение ведения боевых действий по тушению пожара;

Учет сил и средств на пожаре, расстановка их по участкам (секторам), ведение документации, предусмотренной приложениями 2, 3, 4 Положения;

создание на пожаре резерва сил и средств;

Обеспечение работы газодымозащитной службы (ГДЗС) и связи на пожаре;

обеспечение мероприятий по охране труда и технике безопасности личного состава на пожаре;

Реализация мер по поддержанию боевой готовности сил и средств, участвующих в тушении пожара.

57. Оперативный штаб располагается в месте, определяемом РТП, обеспечивается необходимым для управления оборудованием и обозначается:

Днем - красным флагом с надписью "ШТАБ",

Ночью - красным фонарем или другим световым указателем красного цвета.

58. На пожарных касках личного состава, участвующего в тушении пожара, должны быть нанесены знаки различия.

Руководитель тушения пожара и лица, входящие в состав оперативного штаба, должны иметь нарукавные повязки.

При ведении документации оперативного штаба, подготовке описаний пожаров применяются допускаемые сокращения терминов согласно приложению 5 Положения.

^ Участки тушения пожара и аварийно-спасательных работ

Участки создаются в соответствии с решением РТП по месту ведения (периметр пожара, этажи, лестничные клетки, противопожарные преграды и т.д.) или видам (спасание, ликвидация горения и т.д.) действий.

При создании на пожаре пяти и более УТ могут быть организованы сектора, объединяющие несколько участков. Действия на УТ возглавляет его начальник, в секторе - начальник сектора. Начальники УТ и секторов назначаются РТП.

^ Руководитель тушения пожара

60. РТП обязан:

Обеспечивать управление действиями на пожаре непосредственно или через оперативный штаб;

Устанавливать границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий;

Проводить разведку пожара, определять его номер (ранг), вызывать силы и средства в количестве, достаточном для ликвидации пожара;

Принимать решения о спасании людей и имущества при пожаре и иные решения, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;

Определять решающее направление на основе данных, полученных при разведке пожара;

Производить расстановку прибывающих сил и средств с учетом выбранного решающего направления, обеспечивать бесперебойную подачу огнетушащих веществ;

Принимать решения об использовании на пожаре ГДЗС, в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других специальных служб гарнизона пожарной охраны;

Организовывать связь на пожаре;

Сообщать диспетчеру гарнизона необходимую информацию об обстанов

Loading...Loading...