Презентация социальные права 9 кл. Презентация на тему "социальные права граждан"

Конспект урока по обществознанию

Социальные права человека

Учитель истории и обществознания – Семкова Н.В.

г. Нижняя Салда Свердловской области

Цели урока: подвести учащихся к пониманию особенностей социального государства, значению социальных прав человека; ознакомить учащихся с понятиями социальные права, приватизация жилья, медицинское страхование; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать «сквозные» вопросы темы урока.

Класс – 9

УМК – введение в обществознание: учеб. Пособие для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений /Л.Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др./

Тип урока : изучение нового материала

Ход урока:

Актуализация ранее полученных знаний:

    что включает в себя социальная сфера жизни общества; как связаны социальные и экономические процессы в развитии общества?;

    каковы основные внутренние функции государства в демократическом обществе?

    Изучение нового материала

План: /слайд 3/

1. Социальная политика государства.

2. Право на жилище.

3. Здоровье под охраной государства.

4. Право на социальное обеспечение.

Задача для учащихся: выяснить, живем ли мы в социальном государстве. Должно ли государство обеспечивать жильем каждого? Сколько стоит бесплатная медицина? Благотворительность: проявление силы общества или его слабости?

Задание для учащихся: определите, что такое социальное государство, запишите в тетрадь основные направления социальной политики государства, используя текст учебника с. 291 /слайд 4/

Вариант ответа в тетради:

Социальное государство - это государство, которое проводит активную социальную политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня населения, защиту социальных прав и свобод, на предотвращение и успешное разрешение общественных конфликтов.

Основные направления социальной политики:

государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

выплата государственных пенсий и социальных пособий соответствующим категориям населения;

создание системы социальной службы занятости для тех, кто по тем или иным причинам не имеет постоянной работы, с выплатой им установленных законом пособий по безработице;

охрана труда и здоровья людей;

установление гарантированного минимума заработной платы. /слайд 5-6/

Организация работы со слайдами /слайд 7-9/, рассказ учителя о социальных правах, возможностях их реализации.

Постановка учебного вопроса: Что в вашем понимании «достойная жизнь»?

Вариант ответа

Под достойной жизнью обычно понимают

    материальную обеспеченность на уровне стандартов развитого общества,

    возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами современной цивилизации, включая жилище, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также здоровую экологическую среду.

Организация самостоятельной работы учащихся с текстом учебника, текстом Конституции РФ (с. 294-295)

Заполнение таблицы

Закрепление изученного на уроке

    Какие права человека относятся к социальным правам?

    Почему в нашей стране государство не может обеспечить жильем всех нуждающихся?

    Что такое минимальная заработная плата?

    Какие преимущества есть у платной медицины?

    Почему в социальной политике государства главным направлением должна быть защита семьи и детства?

    Какие группы населения нуждаются в социальном обеспечении со стороны государства?

Подведение итогов урока

    Живем ли мы в социальном государстве?

    Должно ли государство обеспечивать жильем каждого?

    Сколько стоит бесплатная медицина?

    Благотворительность: проявление силы общества или его слабости?

Домашнее задание:

    § 45 учебника

    Рабочая тетрадь с. 37-38

Источники:

    ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ 8- 9 КЛ. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ \ Л.Н. БОГОЛЮБОВ И ДР. М. ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2007

    Поурочные планы по обществознанию 9 класс http :// tak - to - ent . net / load /342-1-0-7734

Конспект урока «Социальные права человека»

Цели урока:

1,Повторить определения права.

2,Дать характеристику социальным правам человека: на жилище, на охрану здоровья, на социальное обеспечение.

3,Работа с терминологией: право, социальное государство, декларация, конвенция,

4,Конституция – основной закон государства.

5,Воспитывать правовую культуру.

Тип урока:

Комбинированный урок(с использованием беседы лекции,конспектирования, работы в парах).

Оборудование урока:

Конституция Российской Федерации

учебник «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова

презентация «Социальные права человека»

1. Введение.

2. Социальное государство: определение, черты и задачи

4. Система источников социального обеспечения

5 РФ – социальное государство

6 Социальная политика государства (работа в парах по Конституции РФ).

7Социальные права человека

8. Синквейн «Соц. права»

9. Задание на дом

Ход урока

1. Работа учителя.

Слово «право» (лат justitia (правда, справедливость), ибо право понималось в древности как искусство творить доброе и справедливое дело. С тех пор ни одно общество не может обойтись без права: оно помогает разрешить конфликты, устанавливая чёткие правила поведения.

Итак: право – система общеобязательных правил поведения, санкционированных государством и выраженных в определённых нормах (запись в тетрадь)

Назовите известные вам основные документы по правам человека

1 Всеобщая декларация прав человека. (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10. 12. 1948.)

КОНВЕНЦИЯ – это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.

Конституция РФ – основной закон государства. (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Почему????

ВЫПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ

понятие, черты «социальное государство»: Государство, которое проводит активную социальною политику, направленную на обеспечение достойного жизненного уровня населения, защиту социальных прав и свобод, на предотвращение и успешное разрешение общественных конфликтов называется СОЦИАЛЬНЫМ.

Источники права

РФ – соц. государство

За последнее десятилетие в нашей стране принимались законы и постановления конкретизирующие конституционные нормы, законодательно установлен минимум оплаты труда, выплачиваются пенсии, пособия, повсеместно созданы службы занятости, при которых открываются различные курсы профессиональной переподготовки.

4. Работа с содержанием Конституции РФ.

Статья 7,40,41, 39

7. Выступления обучающихся.

Право на жилище (статья 40) Наличие жилья – необходимое условие нормальной жизни любого человека. 1. никто не может быть произвольно лишён жилища .-что никакие органы или высокие чины по своему усмотрению, чем бы они ни оправдывали свои намерения, не могут лишить человека жилья. Это возможно лишь в строго ограниченных случаях предусмотренных Законом.

2 регулируется участие органов государства в жилищном строительстве . «Поощряют» – значит, помогают выдачей льготных кредитов и другими мерами тем, кто взялся своими силами улучшать или строить своё жильё. Сегодня предоставлена возможность приватизировать квартиру , которая в своё время была получена от государства, то есть превратить её в частную собственность. Став полноправным собственником своего жилья, человек получает возможность его продать, обменять, завещать, сдать в наем и т. д.. Постепенно в нашей стране складывается рынок жилья ИПОТЕКА

Здоровье под охраной закона. (статья 41, 42) Здоровье людей – одна из высших ценностей общества. Каждый человек, прежде всего, сам должен заботится о своём здоровье. В законодательстве многих стран предусмотрено право на охрану здоровья. В статье 41 Конституции РФ сказано следующее (обучающиеся зачитывают ст.41,42)

Право на социальное обеспечение. (статья 39) В нормально развивающемся обществе большинство людей сами могут и должны разрешать свои проблемы. Но есть категории людей, которые нуждаются в общественной поддержке и защите -это инвалиды и пожилые граждане, многодетные семьи, неполные семьи, потерявшие кормильца. Особое право на попечение и помощь имеют материнство и младенчество. Этим категориям людей согласно Конституции выплачиваются пенсии и социальные пособия.

Среди групп населения по отношению к которым гарантируются особые меры охраны и помощи, выделяются дети и подростки . В международном Пакте об экономических, социальных и культурных правах говорится о том, что дети и подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации. Применение их труда в области вредной для их нравственности и здоровья или опасной для жизни, или могущей повредить их нормальному развитию, должно быть наказуемо по закону.

Во Всеобщей декларации прав человека (статья 25) говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для подержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости».

Наше государство пока не может гарантировать каждому такой жизненный уровень. Прежде всего гарантированные государством выплаты очень скудны. Нынешняя пенсия по старости не может обеспечить не только достойного уровня жизни пожилым людям, но в большинстве случаев даже прожиточного минимума. А ведь многие из этих людей, трудом которых ещё в недавнем прошлом создавались общественные блага, не в состоянии сегодня обеспечить себе дополнительный доход. В тяжёлом положении оказались многодетные и неполные (с одним родителем) семьи, инвалиды. Да и работающие на государственных предприятиях и в учреждениях также испытывают немалые трудности: заработки более чем скромные, да и выплачиваются с задержками. Конечно, причины такого положения кроются в первую очередь в наших экономических трудностях. Откуда государство берёт средства для социальных выплат? Их основным источником являются налоговые поступления от предприятий и работающих граждан. Но много ли может выплатить предприятие, у которого одни убытки, или человек получающий маленькую зарплату? Не секрет, что в ряде случаев предприятия, как впрочем, и отдельные граждане скрывают свои истинные доходы от государства, а, следовательно существенно занижают сумму обязательных налоговых выплат.

Необходимыми условиями выполнения социальных задач являются : оздоровление экономики, подъём производства, совершенствование налоговой системы, реформы пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания и других областей социальной сферы.Однако проведение таких преобразований требует всесторонней продуманности и тщательного анализа всех возможных последствий, поскольку затрагиваются интересы значительной части населения.

Синквейн – социальные права

На уроке мы рассмотрим понятие и систему социальных прав и свобод человека. Вы узнаете, чем данные права и свободы отличаются от других групп прав и свобод, какие конкретные права к ним относятся и как государство гарантирует реализацию этих прав. Также вы познакомитесь с культурными правами и свободами.

К этому же блоку прав можно отнести право на защиту от безработицы . Государство гарантирует это право при помощи мероприятий по созданию дополнительных рабочих мест, содействия миграции трудоспособного населения в те регионы страны, где существует нехватка рабочей силы, а также с помощью системы учебных центров по переподготовке на те профессии, которые пользуются спросом. Лицам, которые не могут найти работу, государство выплачивает пособие по безработице.
2. Право на отдых гарантируется законодательно установленной продолжительностью рабочего времени, выходными и праздничными днями и законодательно закрепленным ежегодным отпуском. Работодатель не имеет права отменять выходные и праздничные дни или ежегодный отпуск. Продолжительность рабочего дня ограничена 8 часами.

3. Право на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь означает, что в муниципальных и государственных лечебных учреждениях медицинская помощь оказывается бесплатно за счет бюджетных средств. Государство должно заботиться не только о лечении граждан, но и претворять в жизнь программы охраны и укрепления здоровья, способствующие предупреждению возникновения заболеваний у человека. Поэтому задачами государства являются развитие физкультуры и спорта, забота об экологическом и санитарно-эпидемиологическом благополучии. Государство контролирует экологическую обстановку и принимает меры по осуществлению экологического законодательства. Кроме того, государство обязано возместить вред здоровью лица, если этот вред нанесен по вине государства.
4. Право на социальное обеспечение - это право определенных категорий граждан на получение государственных пенсий, пособий и других видов помощи в установленном размере. К данной категории лиц относятся прежде всего пенсионеры, имеющие трудовой стаж не менее 25 лет (мужчины) или 20 лет (женщины) и достигшие пенсионного возраста. Пенсионный возраст в нашей стране установлен в 65 лет для мужчин и в 60 лет для женщин. Определенным категориям работников пенсионный возраст может быть снижен. Также лицами, имеющими право на социальное обеспечение, являются инвалиды, лица, потерявшие кормильца и временно нетрудоспособные. Государство выплачивает социальные пособия по различным основаниям: по временной нетрудоспособности, по безработице, пособие по беременности и родам, пособие на детей и т.д.
означает, что каждый может свободно получать образование без каких-либо возрастных ограничений. В Конституции установлены виды бесплатного образования: дошкольное, основное общее, среднее профессиональное образование, а также высшее образование для тех, кто выдержал конкурс при поступлении в вуз. С 2007 года государство гарантирует общедоступное и бесплатное образование в объеме среднего (полного) общего образования в муниципальных и государственных учебных заведениях. Высшее образование может быть реализовано как путем бесплатного образования, так и на платной (договорной) основе в государственном или в частном учебном заведении. Кроме права на образование, в России установлен обязательный характер среднего (полного) общего образования, то есть закреплена обязанность родителей обеспечить получение детьми среднего (полного) общего образования в объеме 11 классов общеобразовательной школы.

Рис. 3. Право на образование ()

6. Право на жилище означает, что каждый имеет право на жилище, и никто не может быть произвольно лишен жилища. Конституция предполагает, что данное право для основной массы населения может быть реализовано за счет самих граждан. Государство берет на себя обязанность развивать жилищное строительство и предоставлять бесплатное жилье малоимущим гражданам и многодетным семьям. В настоящее время осуществляется национальная программа «Доступное жилье», которое имеет целью ускорение жилищного строительства и решение жилищного вопроса.
7. Право на благоприятную окружающую среду предполагает право каждого знать о состоянии окружающей среды и требовать возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением его имуществу или здоровью.
8. Также государство призвано заботиться о семье, материнстве, отцовстве, детстве , что выступает одним из основных принципов социального государства. Воспитание детей является одновременно правом и обязанностью родителей. В свою очередь, совершеннолетние трудоспособные дети должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К культурным правам и свободам относятся право на участие в культурной жизни, право на доступ к культурным ценностям, свобода литературного, художественного, научного творчества и свобода преподавания. Государство должно обеспечить доступность культурных ценностей для граждан. Оно также гарантирует охрану интеллектуальной собственности.

Список литературы

1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. - М.: Академкнига, 2010.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2012.

4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2012.

Домашнее задание

1. Расскажите, какими социальными и культурными правами и свободами вам приходилось пользоваться, и в чем это выражалось или выражается.

Loading...Loading...