Привилегии и иммунитеты персонала дипломатических представительств. Привилегии и иммунитеты персонала дипломатических представительств К дипломатическому персоналу относятся

Персонал дипломатических учреждений

дипломатический привилегия иммунитет представительство

Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961 года в статье первой делит персонал дипломатических представительств в зависимости от функций, которые они проделывают, на три категории: дипломатический, административно-технический и обслуживающий персонал.

К дипломатическому персоналу относятся лица, имеющие дипломатический ранг. В Венской конвенции их называют дипломатическими агентами. В Российской Федерации согласно Указу Президента РФ №1371 от 15.10.1999 г. о порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении месячных окладов Федеральным государственным служащим в соответствии с присвоенными им дипломатическими рангами существуют такие ранги, как Чрезвычайный и Полномочный Посол (как правило именно они возглавляют посольство., дипломатическую миссию возглавляют Чрезвычайные и полномочные посланники, либо Поверенные в делах), Чрезвычайный и полномочный посланник 1 класса (представляют РФ в международных организациях), Чрезвычайный посланник 2 класса (могут быть постоянные представители РФ при ООН, Заместители посла, Генеральными Консулами и т.д.), Советник 1 класса (Руководители территориального органа в субъекте РФ, старшие советники в посольстве, консул РФ), Советники 2 класса (Консул-советник, заместитель руководителя территориального органа в субъекте РФ, советники в посольстве), Первый секретарь 1 класса, первый секретарь 2 класса (Консульские функции, первые секретари в посольствах), Второй секретарь 1 класса, второй секретарь 2 класса (Вице-консулы, консульские агенты, вторые секретари в посольствах), Третий секретарь(трети секретари в посольствах), Атташе. В персонал дипломатического представительства могут так же входить представители других госорганов. Такое право закреплено в Положении о Посольстве РФ от 1996 года. В соответствии с постановлениями Правительства РФ дана возможность направления, так например, советников по экономическим вопросам, атташе по таможенным вопросам, военный атташе и т.д. Одним словом это люди, которые узко специализируются по определенному вопросу и могу тем самым помогать дипломатическому персоналу. Данные персонал осуществляет дипломатическую и политическую работу, иначе говоря, производят непосредственно сами отношения с официальными лицами и органами зарубежного государства.

Следующей категорией дипломатического представительства - является административно-технический персонал. В него включают бухгалтеров, шифровальщиков, канцелярских работников, переводчиков и тому подобных. Придерживаясь постоянной практики, Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, в весомой степени приравняла административно-технический персонал, включая членов их семей к дипломатическому персоналу, за определенными принципиальными исключениями. Данный иммунитет от гражданской и административной юрисдикции, государства пребывания, не распространяется на действия, реализованные не при осуществлении служебных обязанностей. Административно -технический персонал имеет возможность без налогообложения ввозить предметы предварительного приобретения, однако не защищаются от таможенного досмотра. Данные возможности прописаны в пункте 2 статьи 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.

В последую третью категорию включают обслуживающий персонал -это повара, шоферы, охранники, садовники, горничные и др. Члены данного персонала имеют иммунитеты в отношении действий, выполненных при исполнении своей служебной должности, и избавляются от налогов на зарплату, получаемый по службе, естественно, при условии, того что они не являются гражданами страны пребывания, согласно пункту 3 статьи 37 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года.

В своей работе глава дипломатического представительства опирается на персонал представительства. Персонал миссии не имеет прямых репрезентативных функций и только помогает главе.

Дипломатический персонал состоит из сотрудников представительства, имеющих дипломатический ранг и дипломатический паспорт. Ранги имеют следующий вид по старшинству - советник-посланник, советник, первый секретарь, второй секретарь, третий секретарь и а1Таше. Здесь следует различать ранг атташе от должности специальных атташе (от фр.аttасhе - прикрепленный). Последний, обычно, имеет ранг советника. Они осуществляют оперативную работу в ведущих отделах представительства. Каждая должностное лицо представительства имеет свой ранг.

Любое государство имеет право объявить главу миссии или любого члена его дипломатического состава нежелательной персоной (persona non grata) и информировать об этом его правительств09. В этом случае функции дипломата потеряют силу, и он будет отозван (если он не является гражданином или постоянным резидентом государства, в котором несёт службу). Если его правительство не предпринимает такого шага, принимающая страна может отказать ему в признании его членом миссии.

Объявление персоны нон грата может быть сделано либо до, либо после прибытия дипломата, и изложение причины тому не требуется.

Существует два принципиальных основания для объявления дипломата нежелательной персоной: причины, которые вызваны личными недостатками и приводят к криминальному или антисоциальному поведению, и преднамеренные действия, угрожающие безопасности или другим интересам государства и совершаемые под прикрытием дипломатической неприкосновенности. Кроме того, возможным предлогом для объявления такого статуса является месть другому государству за объявление одного из его собственных дипломатов персоной нон грата. И хотя такая практика противоречит духу международного права и международных отношений, она, к сожалению, применяется нередко.

Обычно, дипломатов назначает глава отдела кадров министерства иностранных дел. Назначение, как правило, закрепляется подписью министра иностранных дел. Стандартным сроком службы дипломата за рубежом составляет три-четыре года.

Глава отдела кадров наделен одной из самых важных функций во внешнем ведомстве - определением, кого, куда и на какой срок направить. Дипломатический агент подвергается разнообразным типам давления на различных постах за рубежом, и некоторым удаётся справиться с обстоятельствами лучше, чем другим, поэтому важно, чтобы пост соответствовал индивидуальным способностям.

Административно-технический персонал представительства является его канцелярский персонал, дежурные референты, переводчики, технические секретари, бухгалтеры, не имеющие дипломатического паспорта и ранга.

Таким же образом, как и дипломат, нежелательной персоной может быть объявлен сотрудник административно-технического персонала.

Обслуживающий персонал состоит обычно из граждан пребывания (это не обязательно, но нередко практикуется). В него входят шоферы, уборщицы, сторожа, повара, электрики, сантехники, обслуживающие непосредственно нужды представительства, и частные домашние работники, состоящие на службе у сотрудников представительства.

Венская конвенция о дипломатических сношениях сформулировала новую норму дипломатического права, в соответствии с которой при отсутствии конкретного соглашения государство пребывания может предложить, чтобы численность персонала представительства сохранялась в пределах, которое оно считает разумным и нормальным, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. Ст. 11 п. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г Государство пребывания на тех основаниях без дискриминации может отказаться принять должностных лиц какой-либо определенной категории. Ст. 11 п. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г Заметим, что эта статья не отражает общепринятой практики.

Если государство пребывания находит, что персонал представительства слишком велик, то оно должно, прежде всего, договориться с аккредитующим государством. Если же это не удается, то, согласно мнению большинства членов Комиссии международного права ООН, государству пребывания должно принадлежать право, в определенных границах, отказать в согласии на размер, превышающий разумный и нормальный. Однако определение разумности и нормальности количественного состава персонала принадлежит не столько государству пребывания, сколько аккредитующему государству. Потребности своих зарубежных представительств может определять только аккредитующее государство. Принимая во внимание условия, существующие в государстве пребывания, и потребности представительства, обе стороны должны достигнуть общего консенсуса.

Главным критерием при определении количественного состава представительства являются его потребности, и, исходя из этого, следует учитывать, какой состав является разумным и нормальным, поскольку эффективное осуществление функций представительства, прежде всего, обеспечивается людьми.

Тенденция к увеличению численности персонала представительства наблюдается с развитием и усложнением отношений между государствами.

Здесь справедливо было бы заметить, какое влияние оказывают главы представительств на министерство иностранных дел. Если на процесс формирования внешней политики оказывают сильное влияние консультации глав зарубежных представительств, тогда необходимо, чтобы состав самого министерства был относительно невелик, а зарубежные посты - хорошо укреплены. Политика распределения персонала также определяет срок службы дипломатов за рубежом по сравнению со сроком службы в собственном государстве.

Правовой статус главы дипломатического представительства характеризуется двумя особенностями. Во-первых, глава дипломатического представительства является единственной официальной лицом государства, аккредитует, которая представляет ее по всем вопросам в государстве пребывания. Во-вторых, он также является старшим должностным лицом государства, аккредитует отношении всех других возможных представителей этого государства.

В международном праве утвердилась классификация старшинства (классы) дипломатических представителей (агентов). До XIX века такой стройной классификации не существовало, что нередко приводило по поводу старшинства к столкновениям и конфликтам во время проведения официальных мероприятий. Этот вопрос был урегулирован Венским протоколом 1815 года, установивший такие три класса дипломатических агентов:

I класс - посол и папский легат или нунций;

II класс - посланник, министр и другой уполномоченный при главе государства;

III класс - поверенный в делах, аккредитованный при министре иностранных дел.

Аахенский протокол 1918 дополнил эту классификацию классом министра-резидента, занял позицию между посланником и поверенным в делах. Но данная новация не прижилась и Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года восприняла трех звеньевую классификацию. В соответствии со статьей 14 настоящего Конвенции главы представительств подразделяются на:

а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других главах представительств эквивалентного ранга;

б) класс посланников и интернунциив, аккредитуемых при министрах иностранных дел;

в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Следует отметить, что класс поверенного в делах нельзя путать с должностью временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы дипломатического представительства на период его отсутствия (болезнь, командировка, отпуск).

Венская конвенция закрепляет, что не должно проводиться никакого различия между главами представительств вследствие их принадлежности к тому или иному классу, за исключением вопросов старшинства и этикета. Класс, к которому должны принадлежать глава представительств, определяется соглашениями между государствами.

От классов глав дипломатических представительств следует отличать дипломатические ранги. их основное отличие заключается в том, что классы дипломатических представителей находятся в сфере регулирования нормами международного права, а дипломатические ранги - Это служебные звания старшинства дипломатов, установленными в соответствии с внутригосударственного права государства, аккредитует. При этом каждое государство имеет свою систему дипломатических рангов. Как правило, класс дипломатического представителя совпадает с его рангом.

В Украине согласно Постановления Верховной Рады Украины «О дипломатических рангах Украина »от 31 января 1992 года установлены следующие ранги:

Чрезвычайный и полномочный посол;

Чрезвычайный и полномочный посланник I и II классов

Советник I и II классов

Первый секретарь I и II классов

Второй секретарь I и II классов

Третий секретарь;

Высшие дипломатические ранги (посла и посланника) присваиваются конечно главой государства, остальные - министром иностранных дел. Ранг атташе, является первичным (самым младшим) дипломатическим рангом, присваивается, как правило, выпускникам институтов и факультетов международных отношений при поступлении на службу в ведомство внешних сношений (министерство иностранных дел). Этот ранг не следует путать с должности военного, морского и воздушного атташе, не является дипломатической должности, потому что ее занимают сотрудники военного ведомства государства, аккредитует, которые проходят военную службу на должностях офицерского состава (Обычно старшие офицеры и генералы различных родов войск). Эти лица при получении назначения на должность и прибытии к месту прохождения службы специально аккредитуются при военном ведомстве страны пребывания. Одновременно эти сотрудники выполняют функции военных советников главы дипломатического представительства.

Процедура назначения главы дипломатического представительства регламентируется как нормами международного, так и нормами национального (внутригосударственного) права.

Как уже отмечалось, дипломатические отношения устанавливаются между государствами результате признания de jure. Постоянное дипломатическое представительство учреждается в результате взаимного согласия государств на базе установления дипломатических отношений. Согласно статье 4 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года для того, чтобы конкретное лицо была назначена главой дипломатического представительства, государство, аккредитует, должна направить принимающем государстве, запрос о его согласии на назначение данного лица на эту должность. В запросе излагаются биографические данные лица, сведения о ее карьере и должность, которую занимает, семейное положение, причем эта информация должна быть изложена очень лаконично и быть абсолютно точной.

Положительный ответ принимающего государства, на запрос означает предоставление агремана (от француз, agrement - согласие) на принятие указанной в запросе лица в качестве главы дипломатического представительства. С этого момента кандидат считается persona grata - Желанной лицом в принимающем государстве. Отрицательный ответ на запрос означает отказ в агремане, а кандидат признается persona non grata - нежелательным лицом. При этом принимающее государство не обязано сообщать государству, аккредитующим мотивы отказа в агремане. Таким образом, отказ в предоставлении агремана не нуждается дополнительных разъяснений. Процедура получения агремана носит конфиденциальный характер.

После получения агремана начинается осуществление определенных процедурных форм, протекают в государстве, аккредитует. Во-первых, кандидат получает аудиенцию у главы государства. Потом выходит правоприменительный акт о назначении его в качестве дипломатического представителя. Этот акт публикуется не только в средствах массовой информации государства, аккредитует, но и в СМИ страны пребывания. В Украине такие назначения осуществляет Президент. Указ Президента Украины о назначении соответствующего лица Чрезвычайным и Полномочным Послом Украины в определенном государстве публикуется в газетах «Урядовый курьер» и «Голос Украины».

Перед выездом к месту службы глава дипломатического представительства получает верительную грамоту, является юридическим основанием для начала миссии дипломатического представителя в принимающем государстве. Документы посла подписывается главой государства, аккредитующим (в некоторых государствах, например в Российской Федерации, верительные грамоты подписывает министр иностранных дел), и адресуется главе принимающего государства. В документе содержится просьба «верить» ее обладателю как официальному лицу, что представляет свое государство во всех отношениях с государством пребывания. Таким образом, глава государства, аккредитует, легитимирует перед своим визави (главой другого государства) лицо, которому действительно поручено представлять представляемое государство в полном объеме. Глава

дипломатического представительства получает вместе с верительной грамотой и ее копию. После этого дипломатический представитель может следовать к месту начала миссии.

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года устанавливает ординарный режим назначение дипломатических представителей из числа граждан государства, аккредитует (ч. 1 статьи 8). Время ею предполагается экстраординарный порядок назначение таких представителей - из числа граждан государства пребывания. Но это может быть сделано не иначе как с согласия этого государства, причем такое согласие может быть в любое время аннулировано. Кроме того, государство пребывания может оговорить за собой такое же право в отношении граждан третьего государства, которые не являются одновременно гражданами государства, аккредитует (части 2, Из статьи 8).

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года связывает момент начала дипломатической миссии в государстве пребывания, т.е. начало выполнения главой дипломатического представительства своих функций с практикой, существующей в конкретной государстве, которая должна применяться единогласно, или:

а) с момента вручения своих верительных грамот, или

б) с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другого министерства, в отношении которого имеется договоренность (статья 13).

Большинство государств, включая Украину, придерживаются практики, что глава дипломатического представительства приступает к выполнению своих функций с момента вручения своих верительных грамот главе государства, принимающего или лицу, его заменяет.

Ряд государств с целью экономии средств используют практику кумуляции (Совмещение) дипломатического представительства, то есть аккредитация того же лица в качестве главы представительства в другом или нескольких государствах одновременно при отсутствии возражений против этого государства пребывания. Кроме того, одна и та

лицо может представлять два и более государства в одном государстве при соблюдении указанной выше условия. Такая возможность предусмотрена статьей 6 Венской конвенции 1961 года. Украина уже имеет в этом вопросе определенные практические наработки. Так, например, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Финляндии по кумуляцией выполняет функции главы дипломатического представительства Украины в Швеции, Норвегии, Дании и Исландии; Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Бельгии за кумуляцией выполняет эти же обязанности в других государствах Бенилюкса - Нидерландах и Люксембурге. Очень часто практику кумуляции государства используют и в отношении международных организаций. Например, глава дипломатического представительства какой-то государства во Франции одновременно назначается официальным представителем этого государства при ЮНЕСКО, так как местонахождение этой организации - Париж; если дипломатический представитель выполняет свою миссию в Бельгии или в государствах Бенилюкса - То при НАТО (штаб-квартира НАТО расположена в Брюсселе / Бельгия /), как это имеет место в Украине. Глава дипломатического представительства выполняет возложенные на него международным и внутригосударственным правом обязанности до прекращения своих официальных функций. В международной практике и международном праве (статья 43 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года) сложились такие основания прекращении миссии дипломатического представителя:

а) отзыва его государством, аккредитует (например, с целью ротации);

б) объявления его persona non grata за деятельность, несовместимую со статусом дипломата;

в) разрыв дипломатических отношений между государствами;

г) война между государством, аккредитующим и принимающим государством;

д) прекращение существования государства, аккредитует и принимающего государства (или одной из них) как субъектов международного права (например, как это имело место в 1991 году с Союзом ССР и ГДР).

В ординарных условиях к основаниям могут быть также отнесены выполнения дипломатическим представителем порученной миссии (например, подписание мирного договора или значительного политического соглашения), смерть дипломатического представителя и инсурекция - отказ дипломата выполнять свои функции.

Причинами объявления дипломатического представителя persona non grata могут быть разнообразные действия, так или иначе связаны с поведением самого дипломатического агента - это: а) неуважение к законам и правилам, которые существуют в государстве пребывания; б) вмешательство в ее внутренние дела, в) злоупотребление дипломатическими привилегиями и иммунитетами г) заявления, расцениваемые как политически бестактные и оскорбительные для государства пребывания, наконец, д) совершение деяния, предусмотренного уголовным законом принимающего государства, и т.п. Следствием такого поведения является требование государства пребывания, которая выдвигается в государства, аккредитует, об отзыве данного дипломата или прекращения его функции в представительстве. В силу статьи 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года государство пребывания не обязана излагать мотивы, по которым он принял решение объявить того или иного дипломатического агента persona non grata, есть нежелательным лицом (если речь идет о сотруднике недипломатичного персонала, то применяется выражение «Неприемлемая лицо»).

Если лицо, объявлена persona non grata, не покидает государство пребывания в указанный ею срок, к ней может быть применен дисмисла - объявления дипломата частным лицом. Юридическим последствием дисмисла является распространение на соответствующее лицо юрисдикции государства пребывания в том же объеме, что и на обычных иностранных граждан, что может привести ее арест. Чаще всего прибегают не к дисмисла, а к угрозе его применения.

В ординарных условиях прекращение дипломатической миссии наступает следующим образом: правительство государства, аккредитует, посылает дипломатическим каналам отзывные грамоты, или эти грамоты привозит вновь назначен дипломатический представитель. Отзывные грамоты вручаются главе государства пребывания или же отозванным дипломатическим, представителем, или его наследником при вручении своих верительных грамот.

Для выполнения своих сложных и ответственных функций дипломатическое представительство располагает необходимый персонал. В соответствии статье 11 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года при отсутствии конкретного соглашения о численности персонала дипломатического представительства государство пребывания может предложить такую численность представительства, которую она считает разумным и нормальным, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. Таким образом, оптимальным вариантом решения вопроса численности дипломатического персонала является заключение соглашения между государством, аккредитующим и принимающим государством. Исходя из дипломатической практики, конечно численность персонала зависит от уровня и интенсивности отношений между государствами и может колебаться от нескольких лиц до многих десятков сотрудников.

Персонал дипломатического представительства подразделяется на три группы:

1. Дипломатический персонал - это лица, имеющие дипломатические ранги (как правило, они являются гражданами государства, аккредитует, но в некоторых случаях на дипломатическую должность могут быть назначены граждане государства пребывания или третьего государства, но только с согласия властей принимающего государства).

2. Административно-технический персонал - к нему относятся экономисты, бухгалтеры, переводчики, шифровальщики, канцелярские работники, представители внутренней охраны безопасности посольства и другие сотрудники, выполняющие административную или техническую работу (в основном это граждане государства, аккредитует, но могут приниматься на определенные должности и граждане государства пребывания).

3. Вспомогательный персонал включает шоферов, садовников, уборщиков, лифтеров, горничных, курьеров и других лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию дипломатического представительства (он комплектуется из граждан государства, аккредитует и принимающего государства).

Ведомство иностранных дел принимающего государства, должно своевременно получать информацию о всех назначениях и изменениях в составе персонала дипломатического представительства.

В любом государстве пребывания находятся дипломатические представительства различных иностранных государств. Обычно они имеют свое местоположение в столице государства. Здесь главы дипломатических представительств, члены дипломатического персонала и члены их семей участвуют в различного рода официальных мероприятиях и церемониях, проведенных властями государства пребывания. С этих позиций на основе международного порядка в дипломатическом праве возник институт дипломатического корпуса. Именно понятие «дипломатический корпус» в международном праве используется как в узком, так и в широком смысле.

В узком смысле дипломатический корпус - это совокупность глав иностранных дипломатических представительств, аккредитованных в стране пребывания. Совокупность всех лиц, имеющих дипломатические ранги, которые находятся в составе дипломатических представительств иностранных государств, а также членов их семей, составляет дипломатический корпус в широком смысле.

Следует отметить, что дипломатический корпус не признается в качестве самостоятельной юридического лица на территории страны пребывания, он не имеет каких-либо политических функций. Его основной задачей является участие в определенных протокольно-церемониальных мероприятиях: поздравлениях по случаю национального праздника государства пребывания; инаугурации (вступления в должность) нового главы государства; посещение исторических мест, промышленных и научных центров принимающей, участие в церемониях траурного характера и т.п.

Учитывая наличие в дипломатического корпуса коллективных интересов протокольного характера, из числа глав дипломатических представительств выделяется дуайен (в англоязычных странах он именуется старейшиной, деканом) дипломатического корпуса. Обычно им становится старший по классу и по времени аккредитации в государстве пребывания дипломат. В некоторых католических государствах, согласно сложившейся традиции, дуайена является папский нунций. Дуайена выступает от имени дипломатического корпуса йа разного рода протокольных мероприятиях и является своеобразным посредником между властями государства пребывания и дипломатическим корпусом по вопросам, касающихся статуса дипломатического корпуса. Одна из его основных функций заключается в консультировании вновь назначенных глав дипломатических представительств в отношении традиций, протокола и особенностей взаимоотношений с властями государства пребывания. Функции дуайена имеют чисто представительский характер, поэтому, выступая в этом качестве, он не должен делать политических заявлений.

Ведомство иностранных дел принимающего государства регулярно публикует список дипломатического корпуса, аккредитованного в данной стране. В государстве пребывания иностранным дипломатам выдаются дипломатические карточки, подтверждающие их правовой статус, а также специальные номерные знаки на автотранспортные средства.

И консульских учреждений

К персоналу дипломатического представительства относятся:

- глава представительства - лицо, на которое аккредитующим государством возложена обязанность действия в этом качестве;

- сотрудники представительства - глава представительства и члены персонала представительства;

- члены персонала представительства - члены дипломатичес­кого персонала, административно-технического персонала и об­служивающего персонала представительства;

- члены дипломатического персонала - члены персонала пред­ставительства, имеющие дипломатические ранги;

- дипломатический агент - глава представительства или член дипломатического персонала представительства;

Административно-технический персонал - персонал, осущест­вляющий административно-техническое обслуживание представи­тельства;

- обслуживающий персонал - персонала представительства, выполняющий обязанности по обслуживанию представительства;

- частный домашний работник - лицо, выполняющее обязан­ности домашнего работника у сотрудника представительства и не являющееся служащим аккредитующего государства.

В зависимости от принадлежности к той или другой категории, работники наделяются определенными иммунитетами и привиле­гиями.

Прежде всего это личная неприкосновенность. Дипломатичес­кий служащий не подлежит аресту или задержанию, в какой бы то ни было форме. Государство пребывания обязано относиться к нему с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на его личность, свободу или достоинство. Личная неприкосновенность является самым важным иммунитетом, из которого вытекают все остальные иммунитеты и привилегии, которые и являются надежной гаран­тией нормального осуществления им дипломатических функций.

Хотя в реальной практике недопустимость ареста или задержа­ния в определенной степени обеспечивает безопасность тех дипло­матов, которые занимаются незаконной деятельностью в государ­стве пребывания. В связи с этим в практике подавляющего боль­шинства стран в качестве одного из способов пресечения незакон­ной деятельности дипслужащих применяется так называемый «захват с поличным». После чего следует обмен нотами протеста и выдворение такого работника из страны пребывания.

Для обеспечения эффективной работы дипслужащих необходи­мо обеспечить их личную безопасность, повысить защиту от пося­гательств частных лиц, особенно в связи с резким усилением в последние годы терроризма. Впервые этот вопрос рассматривался на XXII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в соответствии с ре­шением которой в 1973 г. была открыта для подписания Конвен­ция «О предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой». Конвенция вступила в силу 20 февраля 1977 года.

Особая ответственность за обеспечение реальной защиты дип­ломатов от посягательств частных лиц ложится, естественно, на государство пребывания. Тем более эта ответственность возрастает, когда власти заранее получают информацию о готовящемся пося­гательстве или когда угроза такого посягательства становится ре­альной. В подобных случаях государство пребывания может при­менять самые жесткие меры обеспечения безопасности, которые в обычных условиях не могут рассматриваться приемлемыми (воору­женная охрана при передвижении по территории государства пре­бывания, разрешение дипломатам носить оружие, установление постов вооруженной охраны у диппредставительств и др.). Хотя ясно, что для государства пребывания предупреждение посяга­тельств на иностранных дипломатов является одной из первооче­редных задач. В случае же свершения преступления, наказание ви­новных осуществляется в соответствии с нормами национального уголовного законодательства.

В Конвенции 1973 г. содержится перечень преступлений, за которые должны предусматриваться повышенные санкции. Это убийства, похищения и другие противоправные действия против личности или свободы дипломата; насильственные нападения на жилые помещения и транспортные средства дипломата; угрозы и попытки такого нападения, а также соучастие в нем.

Освобождение от уголовной, гражданской и административной ответственности перед государством пребывания не означает, что дипломаты всегда остаются безнаказанными в случае совершения ими противоправных действий. Не случайно в международном праве содержится норма, согласно которой иммунитет дипломати­ческого агента от юрисдикции государства пребывания не осво­бождает его от юрисдикции аккредитующего государства. Следова­тельно, дипломатический служащий, совершивший правонаруше­ние, может быть привлечен к ответственности и в аккредитующем государстве, если об этом будет достигнута договоренность с государ­ством пребывания. Однако более эффективной возможностью обес­печить реальное наказание провинившемуся служащему является привлечение его к ответственности в государстве пребывания в соот­ветствии со ст. 32 Конвенции 1961 г., которая установила, что «от иммунитета и юрисдикции дипломатических агентов и лиц, пользу­ющихся иммунитетом, аккредитующее государство может отказать­ся». Но отказ должен быть определенным и четко выраженным.

Таким образом, международно-правовая норма четко опреде­лила, что отказываться от иммунитетов дипломата может только аккредитующее государство, но не сам дипломат. Заявленный акк­редитующим государством отказ не может быть взят обратно, а дипломат обязан подчиниться решению, принятому аккредитую­щим государством. Причем согласие дипломата на отказ от имму­нитетов не требуется.

Административно-технический персонал диппредставительства по объему иммунитетов практически приравнивается к дипломати­ческому персоналу. В Конвенции 1961 г. закреплено положение о том, что члены административно-технического персонала предста­вительств пользуются иммунитетами, указанными в статьях 29-35 с тем исключением, что иммунитет от гражданской и админи­стративной юрисдикции не распространяется на действия, совер­шенные ими не при исполнении служебных обязанностей. Они пользуются также привилегиями, указанными в отношении пред­метов «первоначального обзаведения», что освобождает их от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов; осво­бождает от досмотра личный багаж.

Вопросы, касающиеся иммунитетов обслуживающего персона­ла, в разных странах решаются по-разному. Одни государства (Ве­ликобритания, Дания, Индия, США и др.) предоставляют, правда, в различных объемах, иммунитеты обслуживающему персоналу. Другие (Франция, Италия, Швейцария) никаких иммунитетов об­служивающему персоналу не предоставляют.

Конвенция 1961 г. закрепила по существу компромиссное ре­шение по данному вопросу. В ней зафиксировано, что члены об­служивающего персонала представительства, которые не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, пользуются иммунитетом в отношении действий, совер­шенных ими при исполнении служебных обязанностей, освобож­даются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по своей службе. Однако они не освобождаются от трудовых и воинских повинностей.

Все категории сотрудников консульских учреждений, пользую­щихся неприкосновенностью личности, жилища, фискальным им­мунитетом и таможенными привилегиями, следует рассматривать с учетом определений, изложенных в ст. 1 Конвенции 1963 г.:

- глава консульского учреждения: лицо, которому поручено действовать в этом качестве;

- консульский служащий: лицо, выполняющее административ­ные или технические обязанности в консульском учреждении (переводчик, референт, секретарь, шифровальщик, машинистка);

- работник обслуживающего персонала: лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения (води­тель, садовник, повар, горничная и др.);

- частный домашний работник: лицо, состоящее исключительно на частной службе у работника консульского учреждения;

- работники консульского учреждения: консульские должност­ные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала;

- консульский персонал: консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а также консуль­ские служащие и работники обслуживающего персонала;

- Консул: должностное лицо, назначенное одной страной в ка­честве своего постоянного представителя в другой стране для вы­полнения консульских функций и допущенное к выполнению этого компетентными властями другой страны в соответствии с правилами и формальностями, установленными в этой стране;

- генеральный консул: консул, возглавляющий в стране пребы­вания Генеральное консульство своего государства.

- вице-консул: звание (класс) консула, возглавляющего вице-консульство в стране пребывания или являющегося заместителем консула в консульском учреждении, имеющем более высокий класс, например в генеральном консульстве или консульстве;

- консульский агент: звание (класс) консула, связанное с зани­маемым им служебным положением в консульстве или консула, возглавляющего консульское агентство;

- проконсул: помощник консула по узкому кругу вопросов;

- консульский стажер: лицо, прикомандированное к консуль­скому учреждению для подготовки к последующей службе.

- консульское должностное лицо: лицо, включая главу консуль­ского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций. К этой категории относятся: генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент, проконсул и консуль­ский стажер.

В зависимости от принадлежности к конкретной категории ра­ботников консульского учреждения они наделяются определенны­ми иммунитетами и привилегиями. В Конвенции 1963 г. (п. 1 ст. 43) говорится, что консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания «в отношении действий, совершаемых ими при вы­полнении консульских функций». Отсюда следует, что консуль­ские должностные лица наделены иммунитетами, которые носят функционально-служебный характер. А это означает, что если консульское должностное лицо совершило правонарушение не при исполнении служебных обязанностей, то оно не освобождается от уголовной, гражданской и административной юрисдикции госу­дарства пребывания. А, следовательно, может быть привлечено к ответственности в стране пребывания и по ее законам.

Итак, консульские должностные лица неприкосновенны при исполнении функциональных (служебных) обязанностей и госу­дарство пребывания обязано относиться к ним с должным уваже­нием, принимать надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство. Они не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений». В случае ареста, его за­держания или предварительного заключения или возбуждения против него уголовного дела, власти государства пребывания обя­заны немедленно уведомить об этом главу консульского учрежде­ния. Если последний сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство по дипломатическим каналам.

Если против консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы. Консул также может быть вызван в местные компетентные орга­ны, но и при этом ему оказывается уважение и государство пребы­вания не должно чинить ему препятствий в выполнении консуль­ских функций.

Вопросы, относящиеся к консульским иммунитетам и приви­легиям, регулируются не только Венской Конвенцией 1963 г., но и двусторонними консульскими конвенциями. Причем некоторые определения по одному и тому же вопросу далеко неоднозначны, решаются по-разному. Так, неприкосновенностью и полным им­мунитетом от юрисдикции страны пребывания пользуется только глава консульского учреждения в Италии и Норвегии; иммуните­том от уголовной юрисдикции государства пребывания пользуются консульские должностные лица в Японии и Швеции; иммуните­том от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, а значит не подлежат аресту или задержа­нию, в какой бы то ни было форме консульские должностные лица и члены их семей в Беларуси, Польше, Литве, КНДР.

Практически во всех двусторонних консульских конвенциях зафиксировано, что государство пребывания относится к консульским должностным лицам с уважением и принимает все надлежа­щие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу и достоинство. Эта защита в равной мере отно­сится и к членам их семей.

Имеются различия и в вопросах свободы передвижения кон­сульских должностных лиц. Ряд конвенций разрешает свободу по­ездок по всей территории страны пребывания, а другие - только на территории консульского округа.

Свои особенности имеются и в решении налоговых и таможен­ных вопросов. В Конвенции 1963 г. зафиксировано, что консуль­ские должностные лица и проживающие вместе с ними члены семей, освобождаются (за некоторыми исключениями) от налогов, сборов и личных, имущественных, государственных, районных и муниципальных пошлин. Таможенные пошлины не взимаются с предметов личного пользования, включая предметы, предназна­ченные для его обзаведения. От досмотра освобождается личный багаж, следующий вместе с ними. Личный багаж может быть до­смотрен лишь в том случае, если имеются серьезные основания предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз ко­торых запрещен законами и правилами государства пребывания. Причем досмотр должен производиться только в присутствии со­ответствующего консульского должностного лица или члена его семьи.

Консульские должностные лица освобождаются от всех трудо­вых и государственных повинностей, независимо от их характера, а также от воинских повинностей: реквизиции, контрибуции, военного постоя. Это также относится к членам семей консуль­ских должностных лиц, проживающих вместе с ними.

Значительную часть личного состава консульского учреждения составляет административно-технический и обслуживающий персо­нал консульств. Некоторые из них, например, делопроизводители, секретари-референты и особенно шифровальщики обладают таким объемом важной информации, что их нельзя сравнивать с отдель­ными консульскими должностными лицами. Не случайно Конвен­ция 1963 г. определяет, что консульские служащие не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершенных ими при выпол­нении консульских функций. Такой объем иммунитетов фактичес­ки равен иммунитетам консульских должностных лиц. Их имму­нитеты и привилегии носят функциональный (служебный) харак­тер и распространяются на действия, которые совершаются кон­сульскими служащими при исполнении своих функциональных обязанностей.

Однако следует иметь в виду, что иммунитеты консульских служащих и работников обслуживающего персонала, как впрочем, и консульских должностных лиц разных стран в одном и том же государстве пребывания не одинаковы, а иногда существенно от­личаются друг от друга. В двусторонних конвенциях даже деление работников консульских* учреждений на категории неоднозначно и является условным. Например, в конвенциях России с Беларусью, Польшей, Литвой, Францией, Италией работники консульских уч­реждений делятся на три категории (консульские должностные лица, консульские служащие, обслуживающий персонал), а в кон­венциях с Финляндией, Швецией, Норвегией, Великобританией, Японией - на две категории (консульские должностные лица, со­трудники консульского учреждения). В Конвенции с ФРГ к кон­сульским должностным лицам отнесены секретари и референты, а к сотрудникам консульства - сотрудники канцелярии, переводчи­ки, машинистки, стенографистки, бухгалтеры, заведующие хозяй­ством, шоферы и другой обслуживающий персонал. В Соглашении России с КНР вообще нет деления на категории. Включение в ту или иную категорию сотрудников консульского учреждения, фак­тически зависит от аккредитующего государства, позиция которого может не совпадать с позицией государства пребывания.

По-разному регулируются вопросы, связанные с предоставле­нием иммунитетов жилым помещениям административно-техни­ческого и обслуживающего персонала. Например, в двусторонней Конвенции с Польшей содержится норма о неприкосновенности жилых помещений административно-технического персонала и в то же время ничего не сказано о помещениях обслуживающего персонала. А вот жилые помещения административно-техническо­го и обслуживающего персонала консульства КНДР неприкосно­венны. Само консульство и средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, ареста и реквизиции также как и дипло­матические представительства, и их персонал. В то же время в дву­сторонних конвенциях Российской Федерации с некоторыми дру­гими странами неприкосновенность жилых помещений, а также средств передвижения административно-технического и обслужи­вающего персонала вообще не регламентирована.

Особо следует сказать о таможенных привилегиях. Сотрудники и члены их семей консульств США, Китая, Швеции, Норвегии и Финляндии освобождены от таможенных пошлин наравне с адми­нистративно-техническим персоналом посольств. Консульские ра­ботники из КНДР кроме пошлин освобождены также и от досмот­ра на таможне. Для сравнения отметим, что административно-тех­нический персонал консульств Беларуси, Литвы, Франции и Ита­лии освобожден от таможенных пошлин только на предметы, ко­торые предназначены для первоначального обзаведения.

Из приведенных фактов видно, что практика различных госу­дарств в регулировании вопросов, связанных с иммунитетами ад­министративно-технического и обслуживающего персонала загранучреждений неоднозначна. Однако она не противоправна. В Вен­ской Конвенции о консульских сношениях 1963 г. зафиксировано, что дискриминация отсутствует, если страна пребывания применя­ет положения Венской Конвенции ограничительно, если по обы­чаю или по соглашениям государства предоставляют друг другу режим, более благоприятный, чем тот, который требуется положе­ниями Венской Конвенцией. Аналогичная правовая норма сформулирована и в Венской Конвенции о дипломатических сношени­ях 1961 года.

Таковы основные привилегии и иммунитеты дипломатических и консульских служащих. Их особенностью является то, что лица, на которых они распространяются, не могут отказаться от них по своему желанию. Право отказа принадлежит аккредитующему го­сударству, причем такой отказ должен быть явно выражен.

Как видно из вышеизложенного, привилегии и иммунитеты, которыми пользуются сотрудники дипломатических представи­тельств и консульских учреждений, достаточно конкретны и ши­роки. Однако указанные привилегии и иммунитеты предоставля­ются не для выгод отдельных лиц, а для высокоэффективного осу­ществления функций дипломатических и консульских представительств как органов, представляющих интересы своих государств.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят статус и принципы загранпредставительства Рос­сийской Федерации?

4. В чем смысл и назначение дипломатических и консульских им­мунитетов и привилегий?

5. Что такое функциональный (служебный) иммунитет?

6. Какова роль принципа взаимности в государственно-правовом регулировании статуса дипломатических представительств, .консуль­ских учреждений и их персонала?

7. Что понимается под «помещениями» дипломатических предста­вительств и консульских учреждений?

8. Пользуется ли неприкосновенностью временная резиденция (номер в гостинице) дипломатического (консульского) курьера?

9. Какими иммунитетами пользуются дипломатические и консуль­ские средства передвижения? Имеются ли между ними различия?

10. Каков таможенно-правовой режим для средств передвижения и перемещения на них через государственную границу посольских и консульских грузов?

Литература

1. Конституция Российской Федерации. М., 1993.

2. Венская Конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 февраля 1964 г.

3. Венская Конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР о присоединении к Конвенции принят 16 февраля 1989 г.

4. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверж­дена Президентом Российской Федерации 28 июня 2000 г. // Дипло­матический вестник. 2000. № 8. С. 3-11.

5. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Феде­рации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 14 марта 1995 г. № 271 // Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1033.

6. О некоторых вопросах организации деятельности Министерства иностранных дел Российской Федерации. Указ Президента Россий­ской Федерации от 27 апреля 2002 г. № 417. Выписка // Дипломати­ческий вестник. 2002. № 6. С. 11.

7. Положение о посольстве Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 28 октября 1996 г., № 1497.// Собрание законодательства РФ. 1996. № 45. Ст. 5090.

8. Положение о Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 7 сентября 1999 г. 1180 // Собрание законодательства РФ. 2000. № 1. Ст. 101.

9. 9. Положение о консульском учреждении Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации 5 ноября 1998 г., № 1330 // Собрание законодательства РФ. 1998. № 45. Ст. 5509.

10. Блищенко И.П. Дипломатическое право. М., 1990.

11. Богуславский М.М. Иммунитет государства. М., 1962.

12. Ганюшкин В.В. Дипломатическое право международных орга­низаций. М., 1972.

13. Демин Ю.Г. Статус дипломатических представительств и их персонала. М., 1995.

14. Зубков Н.Г. Международно-правовое положение консульских представительств и их персонала. М., 1980.

15. Елисеев И.И., Жаров Ю.Ф. Консульская служба Российской Федерации. Учебное пособие. М., 2001.

16. Матвеев В.М. Дипломатическая служба США. М., 1987.

17. Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право. М., 1999.

18. Попов В.И. Современная дипломатия. Теория и практика. Курс лекций. Часть 1: Дипломатия - наука и искусство. М., 2000.

19. Тункин Т.Н. Вопросы посольского права на XI сессии Комис­сии международного права ООН // Советское государство и право. 1957. № 12. С. 73-83.

Глава 2.3.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА:


Похожая информация.


Под руководством главы дипломатического представительства действуют дипломатический, административно-технический и об­служивающий персоналы.

К дипломатическому персоналу относятся члены персонала пред­ставительства, имеющие дипломатические ранги. К дипломатичес­кому персоналу диппредставительства относятся также военные атташе. Кроме того, к дипломатическому персоналу могут быть от­несены лица, командируемые для изучения опыта в области куль­туры, науки, сельского хозяйства. Все они заносятся в штат пред­ставительства на соответствующие дипломатические должности. Дипломатические служащие, как правило, это федеральные служащие, занимающие высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности. В каждом посольстве их количественный состав опре­деляется особо.

Что касается административно-технического и обслуживающего персоналов, то они не являются дипслужащими и формируют­ся, как правило, из числа граждан аккредитующего государства. По Венской Конвенции членами дипломатического персонала могут быть и граждане государства пребывания, но обязательно с согласия этого государства.

Статус сотрудников всех трех персоналов регулируется статьями Венской Конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Конвенция также предусматривает право сотрудников представи­тельства содержать «частных домашних работников», не являю­щихся служащими аккредитующего государства. Обычно это лич­ный секретарь, шофер и другие лица, выполняющие обязанности домашнего работника.

О прибытии (равно как и об отъезде) сотрудников дипломатического представительства принято уведомлять министерство иностранных дел страны пребывания вербальной нотой. Одновремен­но на них запрашиваются въездные визы, и принимающая сторона может высказать свое отношение к тому или иному лицу путем выдачи такой визы или отказа в ней. В тех случаях, когда между странами существует безвизовой порядок пересечения границы, страна аккредитования может выразить свое отношение к такому назначению любым иным доступным путем.

Если глава представительства в соответствии с установившими­ся правилами прибывает в страну назначения после отъезда своего предшественника, то другие сотрудники обычно прибывают до отъезда лиц, которых заменяют. Это позволяет обстоятельно озна­комиться с кругом обязанностей и теми проблемами, которыми новому сотруднику придется заниматься. Кроме того, отъезжаю­щий сотрудник имеет возможность передать свои деловые связи, познакомить с людьми, с которыми он общался. Этому помогает и дипломатический прием, организуемый в честь отъезжающего и его преемника.

Особую категорию дипломатических кадров представляют ак­кредитуемые при посольстве военные (военно-морские, военно-воздушные) атташе - представители военного ведомства назна­чившей их страны при военном ведомстве страны пребывания. При этом они не только представляют военные ведомства своего государства и осуществляют контакты с соответствующими сило­выми ведомствами страны пребывания, но и исполняют функции советников посла по военным вопросам. В зависимости от необхо­димости и по договоренности с властями страны пребывания военные атташе могут представлять ведомства трех родов войск и подразделяться на военных, военно-морских и военно-воздушных атташе. Военные атташе и их помощники пользуются всеми дип­ломатическими иммунитетами и привилегиями наравне с дипло­матическим составом посольств и миссий. В российских посоль­ствах они заносятся в список дипломатического персонала, при­чем военный атташе следует в нем после советника посольства перед первым секретарем, а его помощник - перед вторым секре­тарем посольства.

Порядок аккредитования военных атташе регулируется ст. 7 Венской Конвенции 1961 г. о дипломатических сношениях, кото­рая, в частности, предусматривает, что государство пребывания может предложить, чтобы имена военных атташе сообщались зара­нее. На практике аккредитующее государство обычно сообщает сведения о военных атташе без запроса страны аккредитования.

Список дипломатических сотрудников российских посольств составляется обычно исходя из старшинства: Чрезвычайный и Полномочный Посол; советник-посланник; советники; военные атташе; первые секретари; помощники военного атташе; вторые секретари; третьи секретари; атташе (дипломатические); атташе - представители ведомств (по науке и технике, культуре, сельскому хозяйству и др.). В странах, где сохраняются торговые представи­тельства России, их руководители (торгпреды) обычно заносятся в дипломатический список посольства после советника-посланника или советника, который в отсутствие посла выполняет функции временного поверенного в делах.

Дипломатический корпус

Под дипломатическим корпусом в узком смысле понимается сово­купность аккредитованных в данной стране глав дипломатических представительств. К ним относятся послы и посланники, а также постоянные и временные поверенные в делах. В России, поддер­живающей дипломатические отношения с другими странами толь­ко на уровне посольств, в дипломатический корпус в узком смыс­ле входят послы и главы представительств эквивалентного класса, а также временные поверенные в делах.

В широком смысле слова под дипломатическим корпусом по­нимаются не только главы дипломатических представительств, но и все члены подчиненного им дипломатического персонала. В со­ответствии со сложившейся практикой к нему относятся лица, за­нимающие должности советников-посланников, советников, пер­вые, вторые и третьи секретари и атташе (имеется в виду первая дипломатическая должность). К дипломатическому корпусу в ши­роком смысле слова относятся также другие лица, пользующиеся дипломатическим статусом: военные, военно-воздушные и воен­но-морские атташе, их помощники, а также назначаемые на дип­ломатические должности различного рода специалисты по научно-техническому сотрудничеству, культуре, сельскому хозяйству и т.п.

В тех странах, где имеются торговые представительства, их ру­ководитель - торгпред, по договоренности со страной пребывания может также быть занесен в дипломатический список посольства, причем, как уже указывалось, в списке он обычно следует за со­ветником-посланником или советником, который остается вре­менным поверенным в делах в отсутствие Посла.

К дипломатическому корпусу относятся также члены семей всех перечисленных выше лиц: жены и дети, причем сыновья - до достижения совершеннолетия, а незамужние дочери независи­мо от возраста.

Дипломатический корпус не имеет статуса какой-либо политичес­кой организации или юридического лица, но, возникший в результа­те общности рода деятельности позволяет оперативно решать мно­гие протокольные и церемониальные вопросы, способствует свое­временной информации о тех или иных аспектах политической жизни страны пребывания, а также поддержанию контактов с официальными кругами и между самими представительствами. Никаких международно-правовых норм, устанавливающих статус, регулирующих полномочия и функции дипломатического корпуса не существует.

Дипломатический корпус возглавляет старшина, или дуайен. Им становится глава дипломатического представительства, присту­пивший к исполнению обязанностей ранее своих коллег. Причем им может быть только дипломатический представитель высшего класса - посол или папский нунций. В некоторых католических странах в соответствии с установившимся обычаем дуайеном, не­зависимо от времени аккредитования, является папский нунций.

Хотя дуайен и не имеет каких-либо прав по отношению к дру­гим членам возглавляемого им дипломатического корпуса и не может давать им свои распоряжения, этот пост во все времена считался весьма почетным. Дуайен проводит периодически кон­сультативные совещания с главами дипломатических представи­тельств по тем или иным вопросам протокольного или церемони­ального характера. Эти совещания носят неофициальный характер и обычно происходят во время устраиваемого с этой целью завтра­ка или обеда для глав представительств. Такие завтраки и обеды, как и приемы в честь отъезжающего главы дипломатического представительства, устраиваются за счет взносов диппредставительств.

Собираемые средства расходуются и на некоторые другие цели, например, на подарок для отбывающего дипломата - главы пред­ставительства, приобретение венков, возлагаемых от имени дипкорпуса и т.п. Сбором взносов в кассу дипкорпуса ведает казначей, который избирается также из числа глав представительств с согласия избираемого. Время от времени казначей отчитывается перед дипкорпусом в расходовании средств и наличии их в кассе.

Дуайен нередко выступает от имени дипкорпуса по случаю торжественных событий в стране пребывания, выражает офици­альным лицам поздравления или приносит соболезнование. Он вправе предпринять шаги в защиту интересов дипломатического корпуса или отдельных его членов, если усмотрит в действиях местного протокола ущемление их иммунитетов и привилегий или нарушение этикета. Однако дуайен не имеет права от имени дип­корпуса или по его поручению делать какие-либо заявления и де­марши политического характера. Такого рода действия дуайена могут быть дезавуированы любым членом дипкорпуса как не отве­чающие позиции представляемой им страны.

Министерство иностранных дел страны пребывания периоди­чески издает списки дипкорпуса. Главы дипломатических предста­вительств и члены дипломатического персонала, а также их супру­ги заносятся в него в соответствии с последовательностью, пред­ставленной каждым дипломатическим представительством.


Похожая информация.


Loading...Loading...