Признаки науки литературы и искусства. Произведения науки, литературы и искусства

В законе не содержится дефиниции произведения. Определения данного понятия предлагаются в юридической литературе. Так, В. И. Ссребровский под произведением понимал «совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения» .

Г. Ф. Шершеневич определял литературное произведение как продукт духовного творчества, облаченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в общество .

Согласно Бернской конвенции к литературным произведениям относятся книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения вне зависимости от способа и формы их выражения (ст. 2).

Как известно, литературные произведения подразделяются на различные литературные жанры (например, повесть, рассказ, роман и др.).

Большая часть объектов, указанных в перечне, содержащемся в и. 1 ст. 1259 ГК РФ, относится к произведениям искусства. В философском энциклопедическом словаре искусство определяется как одна из форм человеческого сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. К искусству относят живопись, музыку, театр, художественную литературу и т.п., поскольку они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности .

Драматическое произведение - художественное произведение, предназначенное для сценического воплощения (драма, трагедия, комедия, трагикомедия).

Музыкально-драматическое произведение - музыкальное произведение, предназначенное для исполнения на сцене (онера, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл и т.д.).

К хореографическим произведениям относятся все виды произведений танцевального искусства. В танцевальном искусстве средством создания художественного образа являются движения, жесты и положения тел танцующих. Существуют множество разновидностей и стилей танца (например, балет, народные, эстрадные, бальные танцы и т.д.).

Пантомима - вид произведения сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жестов и мимики. Пантомима, в частности, бывает классической, танцевальной, акробатической, эксцентрической. Акробатические и эксцентрические пантомимы используются в цирковых номерах.

Музыкальное произведение можно определить как «совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности свое выражение в форме организованных по высоте и по времени звуковых последований» . Музыкальные произведения также подразделяются на разновидности (например, ноктюрн, сона та, симфония и др.).

Произведения изобразительного искусства являются результатом художественного творчества, в рамках которого создаются зрительно воспринимаемые художественные формы. В качестве примеров произведений изобразительного искусства в ГК РФ приводятся произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы и комиксы.

Произведения декоративно-прикладного искусства относятся к результатам творческого труда, которые выражаются в художественных изделиях, предназначенных главным образом для быта. К ним могут относиться одежда, украшения, утварь, мебель, ткани, игрушки и т.д. В рамках сценографического искусства авторами при оформлении сценического произведения посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники создаются творческие художественные образы.

Градостроительная деятельность определяется законодателем как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ).

Под архитектурным решением понимается авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте (ст. 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

В рамках садово-паркового искусства создается планировка и разбивка садов и парков, других озеленяемых территорий, подбор растений, их размещение и группировка в сочетании со зданиями, строениями, произведениями архитектуры, скульптурами, ландшафтом и т.п.

Указанные произведения охраняются в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов.

К фотографическим произведениям относятся художественные фотографии, отражающие творческое видение фотографа как художника. Поэтому, например, не могут считаться объектами авторских прав фотографии, которые производятся в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки (ст. 2.6.1 КоАП РФ).

Российское законодательство, не закрепляя понятия произведения науки, содержит дефиницию научного и (или) научно-технического результата как продукта научной и (или) научно-технической деятельности, содержащего новые знания или решения и зафиксированного на любом информационном носителе (ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»).

К числу произведений науки относятся географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам. Вместе с тем Верховный Суд РФ отметил, что процесс создания геодезической и картографической продукции, материалов и данных может носить как технический, производственный характер, так и быть процессом научной деятельности, т.е. носить творческий характер

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право; гражданский процесс; арбитражный процесс

ВИДЫ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НАУКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА

Мария Владимировна КУБЫШКО, адъюнкт Московского университета МВД России E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. Автор исследует основные виды произведений науки, литературы и искусства с точки зрения признания их объектами авторского права. С точки зрения автора, имеет важное значение обеспечение последовательного и планомерного реформирования авторского права, разработка научных основ общих положений авторского права - общепринятых определений понятий «наука», «литература», «искусство».

Annotation. The author examines the main types of science, literature and art in terms of recognition of their subject to copyright. From the viewpoint of the author, is essential to ensure consistent and plans of reforming the registration of copyright, the development of scientific bases of the general provisions of the copyright - the generally accepted definitions of «science», «literature», «art».

Key words and word combinations: copyright, copyright protection of certain types of works, photographic works, works obtained by processes similar to photography.

Научный руководитель - Н.Д. Эриашвили, доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук, профессор

Согласно ч. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:

Литературные произведения - романы, повести, рассказы, учебники, стихи и т.п. Как литературные произведения охраняются программы для ЭВМ1;

Драматические имузыкально-драматичес-кие произведения, сценарные произведения - драма, комедия, трагедия, опера, оперетта, мюзикл и т.д.2;

Хореографические произведения и пантомимы - в частности, танцы, балет, т.е. произведения искусства, создаваемые при помощи плас-

тических движений человеческого тела. Хореографическое произведение в сочетании с музыкой образует музыкально-сценическое произведение. Отметим, что хореографические произведения достаточно сложно закрепить с помощью каких-то особых знаков на бумаге. Для этих целей, как правило, используют фото-, кино- и видеосъемку. В связи с этим можно говорить об основных авторских правах и сопутствующих правах на результаты фото-, кино- и видеосъемки3;

Музыкальные произведения с текстом или без текста - произведение, выраженное с помощью звуков. Музыкальные произведения с текстом или без текста должны охраняться как произведения искусства, а выраженные в нотах - как произведения литературы. К таким произ-

ЗАКОН И ПРАВО 10-2012

ведениям относятся песни, гимны, оратории, этюды, симфонии, сонаты и др.;

Аудиовизуальные произведения - кинематографические произведения, а также произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии, а именно: кинофильмы, телефильмы, видеофильмы, мультфильмы, слайд-фильмы, диафильмы. Это достаточно широкая категория, охватывающая многообразные произведения для кино, телевидения, радио, интерактивных сетей и т.п.: сценарий, сценарные планы, текст, тексты песен, кинофильмы, теле- и радиопередачи, заставки и многое другое. Данная категория произведений, как правило, закрепляется на аудио-, кино- и видеоносителях (пленка, кассеты, цифровые носители и т.п.)4;

Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства - произведения, которые могут быть представлены как в двухмерной, так и трехмерной форме. Живопись - вид изобразительного искусства, который является важным средством художественного отражения и истолкования действительности5;

Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства - это двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом;

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов - архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект6. Архитектурные произведения (проекты) представляют собой синтез инженерного искусства, бионики, живописи, скульптуры, науки, архитектуры. В них слиты воедино наука, техника, искусство. Эскизный архитектурный проект, в котором воплощается замысел автора, содержит решения будущего произведения, внутреннее развитие его сочлененных пространств, их объемы, фактуру и цвет. На основе эскизного архитектурного проекта строятся здания, сооружения, комплексы и т.п7;

Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, - портреты, пейзажи, фоторепортажи, натюрморты и т.п.;

Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам8;

Другие произведения9.

Это лишь примерный перечень наиболее распространенных форм произведений. При этом некоторые виды произведений имеют особенности в правовом режиме.

В данном случае мы остановимся на рассмотрении фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии, которые выступают самостоятельными объектами авторского права. Это связано с тем, что, как показывает наше исследование, наиболее проблемными являются вопросы соотношения авторских прав на фотографические произведения и правовой охраны прав лица, изображенного на фотографии.

Например, В.В. Ефремова пишет, что фотография рассматривалась лишь как механическое копирование людей и окружающего мира и не признавалась произведением изобразительного искусства, охранявшимся нормами авторского права10.

По этой причине в Основах авторского права 1928 г. и ГК РСФСР 1964 г. фотографии, содержавшие творческий элемент, отнесены к объектам, охраняемым авторским правом. В то же время устанавливалось требование для признания фотографий в качестве произведений изобразительного искусства - указание на каждом экземпляре имени автора, места и года выпуска фотографии в свет.

С изображением людей тесно связана охрана прав лица, изображенного на произведении изобразительного искусства.

Согласно ст. 152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, на которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей.

На наш взгляд, А.С. Мограбян права в том, что неприкосновенность внешнего облика -

ЗАКОН И ПРАВО 10-2012

обширное понятие, включающее и право на неприкосновенность личного изображения11.

Согласие гражданина не требуется в следующих случаях:

а) когда использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

б) когда изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и т.д.), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

в) когда гражданин позировал за плату.

Заслуживает внимания позиция A.M. Эрде-

левского, который рассматривает изображение гражданина как объект авторского права. Он считает, что если изображение гражданина является полностью или частично результатом его творческой деятельности, то он признается автором или соавтором изображения как объекта авторского права12.

A.M. Эрделевский обращает также внимание на то, что необходимым является согласие всех указанных лиц. Отсутствие согласия хотя бы одного из детей или пережившего супруга влечет недопустимость обнародования и использования изображения гражданина. В случае отсутствия детей и пережившего супруга для обнародования и использования изображения гражданина необходимо согласие его родителей.

В связи с этим вопрос об опубликовании и использовании изображения гражданина после его смерти в случае отсутствия или смерти всех лиц, чье согласие необходимо для совершения этих действий, может решаться либо свободно любым законным обладателем изображения, либо согласно ст. 1282 ГК РФ (переход произведения в общественное достояние).

При этом п. 3 ст. 1282 ГК РФ определяет, что обнародование произведения может не противоречить воле автора, выраженной им в письменной форме в завещании, письмах, дневниках и т.п. Противоречие может возникнуть при отсутствии других лиц, указанных в ст. 152.1 ГК РФ.

А.П. Сергеев отмечал, что право на собственное изображение сохраняется и после истечения срока действия авторского права, распространяя свое действие на собственника произведения и иных лиц, которые им владеют13.

Отметим, что мы не поддерживаем позицию В.В. Ефремовой14 о том, что после смерти лица, изображенного на произведении, обнародование и использование его возможно лишь с согласия лиц, стро

Принцип автоматической охраны распространяется на произведения литературы, науки и искусства, если выполнены следующие условия охра­носпособности:

объективное существование произведения;

творческий характер произведения;

правомерность использования охраняемых объектов.

1. Условие объективного существования произведения означает действительное существование произведения независимо от его автора. Другими словами, правовая охрана может распространяться только на ре­ально существующие произведения, доступ к которым могут иметь иные люди (представители публики) в любой ими выбранный момент времени.

Как уже отмечалось при обсуждении принципа дуализма интеллекту­альной собственности (см. § 1.9), нематериальный объект интеллектуаль­ной собственности может объективно существовать только будучи вопло­щенным на материальном носителе либо на таком носителе должно быть воплощено исполнение произведения. Лишь тогда представители публики могут получить доступ к произведению по своему выбору. В противном случае доступ к произведению без посредничества автора невозможен.

Итак, правовая охрана может быть обеспечена, если произведение воплощено в любом материальном носителе, допускающем его использо­вание. Например, произведение литературы, как правило, записывается на бумажном носителе с помощью той или иной системы письменности рукописным, машинописным или компьютерным способом. Музыкаль­ное произведение может быть записано на бумажном носителе с помощью нотной записи, а исполнение такого произведения - на магнитном или оптическом носителе с использованием аналоговой или цифровой запи­си. Скульптурное произведение создается из самого материального носи­теля.



§ 2.8. Условия правовой охраны 81

Бернская конвенция предоставляет странам «право предписать, что литературные и художественные произведения или какие-либо определен-ные их категории не подлежат охране, если они не закреплены в той или иной материальной форме» 1 . Однако страны с переходной экономикой не воспользовались этим положением и не отождествили объективное су­ществование произведения с материальной формой его существования, как это сделано в других странах.

2. Условие творческого характера означает, что произведение должно быть результатом творческого труда его автора. Это условие отсутствует в международных договорах, однако в национальном законодательстве оно часто закреплено. Косвенное указание на условие творческого характера произведения имеется в ст. 2(5) Бернской конвенции, в соответствии с которой составные произведения (см. § 2.12) охраняются, если они пред­ставляют собой «по подбору и расположению материалов результат ин­теллектуального творчества» 2 . Причем под «материалами» понимаются произведения, входящие в составное произведение. Поэтому включенные в сборник произведения также могут считаться результатом творчества.


Таким образом, произведение должно являться результатом творчест­ва, чтобы быть охраняемым. Понятие творчества не определяется в зако­нодательстве, но считается, что в результате творческой деятельности создается все качественно новое и оригинальное, неповторимое и уни­кальное, в том числе произведения литературы, науки и искусства. Твор­ческий характер произведения выражается в его новизне и ориги­нальности как по форме, так и по содержанию.

Условие творческого характера может относиться как к произведению в целом, так и к его частям, но не к отдельным лексическим, синтаксиче­ским, фразеологическим или коммуникативным единицам и образовани­ям. Например, в литературном произведении используются в основном общеизвестные слова и фразы. В большинстве предложений невозможно усмотреть никакого творческого начала. Поэтому отдельные общеизвест­ные слова, фразы и даже отдельные предложения могут не отвечать условию творческого характера, а значит, не могут охраняться авторским правом как части произведения. Положение естественное, поскольку в противном слу­чае автор мог бы предъявлять претензии к иным лицам, которые использу­ют обычные слова, обычные фразы, обычные предложения в иных произ­ведениях. С другой стороны, вполне определенная совокупность этих же общеизвестных слов, простых фраз и предложений может соответствовать условию творческого характера. Таким образом, отдельные элементы про­изведения не могут охраняться авторским правом, а само произведение в целом или в части, а также его название авторским правом охраняться могут.

" См.: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведе­ний. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 9. 2 Там же.


3. Условие правомерности использования охраняемых объектов относит-

к произведениям, которые созданы с использованием других произ-

ений, прежде всего составных (см. § 2.12) и производных (см. § 2.13).

иное условие означает, что любое (вторичное) произведение, получен-

е из других произведений (первичных), может признаваться объектом

орского права только в том случае, если оно создано с разрешения

авообладателей используемых произведений.

Условия охраноспособности, сформулированные выше, являются не-

одимыми и достаточными для возникновения правовой охраны, поэто-

любые иные условия, которые могли бы влиять на возникновение охра-

Не считаются обязательными и необходимыми.

В частности, возникновение охраны не зависит от содержания произведе-, т. е. от достоинства и назначения произведения. Содержательный уро-нь произведения влияет на востребованность произведения, хотя пря-й связи между востребованностью произведения и его содержательным овнем не существует. Обычно коммерческим успехом пользуются про­ведения скандального содержания. Произведения, рассчитанные на удированного, развитого, подготовленного читателя, иногда не пользу-ся массовым успехом. Успех одних произведений и равнодушие к дру-м произведениям являются индикатором духовного, интеллектуального образовательного уровней общества и характеризуют приоритеты тех Или иных ценностей в жизни человека и общества.

В любом произведении могут быть отображены, воплощены, выражены или объяснены всевозможные мысли, идеи, принципы, концепции, откры­тия, методы, процессы или содержится просто информация. Однако неза­висимость охраны от содержания произведения означает, что никакие идеи, мысли и информация, изложенные или воплощенные в произведении, не охраня­ются. Это следует из Бернской конвенции 1 , Соглашения ТРИПС 2 и Дого­вора ВОИС по авторскому праву 3 .

Независимость охраны от содержания произведения ведет к очень важ­ному выводу: нельзя запретить правовую охрану произведения любого содержа­нии, даже если оно противоречит интересам каких-либо лиц и групп, идеологии или взглядам политических партий, господствующих политических доктрин, Государства и т. д. Явная или скрытая цензура не может лишить автора его прав. Несмотря на то что обычно понимаемые демократия и гражданское Общество отвергают цензуру в большинстве сфер деятельности, Бернская конвенция признает право цензуры, поскольку ее положения «не могут ни В чем затрагивать право правительства каждой из стран Союза разрешать, контролировать или запрещать в законодательном или административном

1 См.: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведе­ний. Женева: ВОИС, № 287(R). 1990. С. 10.

См.: Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights (TRIPS Agreement) (1994). Geneva: WIPO, No 223(E). 2000. P. 20. См.: Договор ВОИС по авторскому праву. Женева: ВОИС, № 226(R). 2000. С. 6.


порядке распространение, исполнение или показ любого произведения или постановки, в отношении которых компетентный орган признает не­обходимым осуществить это право» 1 . Другими словами, в соответствии с Бернской конвенцией любое государство имеет право разрешать или запре­щать распространение любого произведения, т. е. осуществлять цензуру.

Вполне оправданы меры, предпринимаемые государствами для конт­роля и ограничения содержания произведений литературы, науки и ис­кусства с целью пресечения преступлений против мира и безопасности, в том числе информационных, против конституционных прав и свобод человека, его чести и достоинства. Например, во многих странах запре­щена пропаганда войны, терроризма, бандитизма, геноцида, экоцида; разжигание расовой, национальной либо религиозной вражды или роз­ни, порнография, клевета, призывы к свержению или изменению кон­ституционного строя, достижению государственной власти насильствен­ными методами, совершению иных преступлений против государства и его граждан.

Кроме того, запрещено создание и разработка вредоносных компью­терных программ, в том числе компьютерных вирусов, а также программ для неправомерного и несанкционированного доступа к защищенным компьютерным системам и сетям с целью овладения, модификации и ис­пользования хранящейся информации.

В произведениях не должны в той или иной форме сообщаться сведе­ния, составляющие государственную, коммерческую тайну, или сведения, которые могут быть использованы в ущерб интересам государства.

Таким образом, фактически законодательство может налагать ограни­чения на содержание произведений литературы, науки и искусства, хотя это редко признается цензурой содержания произведения. Существует весьма зыбкая грань между свободой и общественной безопасностью.

В заключение рассмотрим соотношение между формой и содержанием произведения. Иногда утверждают, что авторское право охраняет форму, но не содержание произведения. Такое понимание соотношения формы и со­держания ошибочно. Понятно, что здесь речь идет не о форме воплощения произведения на материальном носителе, а о воплощении авторами идей, мыслей, сюжетов, тем, гипотез, теорий, законов, открытий и проч. в про­изведениях литературы, науки или искусства. Результат этого воплощения и представляет собой содержание произведения. В этом смысле воплоще­ние и содержание - это одно и то же, поэтому нет никакого противоречия и различия между формой и содержанием произведения. Другими слова­ми, одни и те же идеи или мысли могут быть выражены во множестве про­изведений, и каждая новая форма означает новое содержание и тем самым новое произведение.


Наличие ограничений исключительного права (см. § 1.12 и § 4.15) подтверждает, что авторское право охраняет любую и каждую часть произ­ведения, в том числе и его название, при условии, естественно, их творче­ского характера. В еще большей мере охрана содержания подтверждается мерами ответственности за плагиат, который устанавливают при «побук-венном сравнении» оригинального и заимствованного произведения. Ес­ли оказывается, что в некотором произведении содержатся значительные части оригинального произведения, - это плагиат. Все это подтверждает, что охраняется вся совокупность слов в форме, выбранной автором. Анало­гичное справедливо и для произведений искусства.

В российском законодательстве под этим термином понимается любое произведение, в котором выражение мыслей, чувств и образов осуществляется посредством слова в оригинальной композиции и посредством оригинального изложения. В этом своем значении литературное произведение охватывает собой не только литературно-художественные, но и научные, учебные, публицистические и иные работы. При этом само литературное произведение может находиться в устной, письменной или иной объективной форме, допускающего возможность восприятия его третьими лицами. Оно может быть как зафиксировано на бумаге, пленке, грампластинке, компакт-диске или ином материальном носителе, так и выражено в устной форме, в частности публично произнесено или исполнено.

а) Речи, лекции, доклады и иные устные выступления

б) Письма, дневники, личные заметки

в) Интервью, дискуссии, письма в редакцию

г) Переводы

д) Программы для ЭВМ

Драматические произведения

Объектами интеллектуальной собственности признаются драматические произведения во всех их жанровых разновидностях, методах сценического воплощения и формах объективного выражения. Выделения драматических произведений в особый вид охраняемых законом произведений обусловлено присущей им спецификой художественных средств и формой использования. В частности, текст драматических произведений, в отличие от других видов литературных произведений состоит из диалогов и монологов персонажей, а само произведение предназначено в основном для исполнения на сцене, т.е. публичного исполнения.

Музыкальные произведения

Музыкальным признается произведение, в котором художественные образы выражаются с помощью звуков. Звук как основа музыкальной образности и выразительности лишен смысловой конкретности слова и не воспроизводит фиксированных, видимых картин мира, как в живописи. Вместе с тем он специфическим образом организован и имеет интонационную природу. Интонация и делает музыку звучащим искусством, как бы вбирая в себя многовековый речевой опыт. Музыкальные произведения могут быть воспринимаемы как непосредственно на слух при их исполнении, так и с помощью соответствующих технических средств.

Сценарные произведения

Среди объектов интеллектуальной собственности выделяют сценарии, по которым ставятся фильмы, балетные спектакли, массовые представления и т.п. В зависимости от вида ставящихся произведений различаются и сами сценарии.

Кроме всего, независимо от жанра, формы и стилистических особенностей сценарий должен отвечать производственно-экономическим требованиям, в частности в кинематографе, театре, массовых шоу. Сценарий, независимо от того, является ли он оригинальным или созданным в результате переработки чужого повествовательного или драматического произведения, считается объектом интеллектуальной собственности.

Аудиовизуальные произведения

Аудиовизуальные произведения охватывают собой широкий круг кино-, теле- и видео произведений, которые рассчитаны на одновременное слуховое и зрительское восприятие аудиторией. Сюда относятся, прежде всего, кино-, теле-, и видеофильмы (художественные, документальные, научно-популярные мультипликационные и т.п.), объема (полнометражные, короткометражные, многосерийные), исполнения (звуковые, немые, черно-белые, цветные, широкоэкранные и т.п.), слайд-фильмы, диафильмы, другие кино- и телепроизведения. Практически все аудиовизуальные произведения представляют собой органическое соединение разных видов искусств в единое художественное целое, несводимое к сумме составляющих его компонентов. При этом некоторые компоненты фильма, такие, как сценарий, в том числе режиссерский, музыка, фотографические изображения (кадры), эскизы, рисунки, макеты декораций, костюмов, реквизиты и т.п., могут существовать и использоваться отдельно от фильмов и имеют значение самостоятельных объектов интеллектуальной собственности.

Произведения изобразительного и декоративного искусства

К ним относятся произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, комиксы, графические рассказы, произведения монументального искусства, декоративно-прикладного искусства. Важнейшей особенностью произведений изобразительного искусства является тесная неразрывная их связь с материальными носителями, в которых они воплощены. Последние существуют зачастую в единичном экземпляре, а потому для них особенно важно разграничивать право собственности на картину или скульптуру как вещь и авторское право на само произведение.

а) Копии произведений изобразительного искусства

Снятие копий с таких произведений допускается лишь с согласия автора или его правопреемников, а в некоторых случаях с согласия собственника, например музейного учреждения. Произведения изобразительного искусства, например скульптура, установленная в публичном месте в отношении которой истекли сроки охраны, могут копироваться без чьего-либо разрешения.

б) Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна

Предметы декоративно-прикладного искусства решают одновременно практические и художественные задачи. Они могут быть уникальными, фактически неповторимыми, но большинство из них тиражируются в массовом количестве. Произведения декоративно-прикладного искусства, которые предназначены для использования в промышленности должны быть приняты и оценены художественными советами, созданными на предприятиях.

ГК РФ Статья 1298. Произведения науки, литературы и искусства, созданные по государственному или муниципальному контракту

1. Исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию.

2. Если в соответствии с государственным или муниципальным контрактом исключительное право на произведение науки, литературы или искусства принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, исполнитель обязан путем заключения соответствующих договоров со своими работниками и третьими лицами приобрести все права или обеспечить их приобретение для передачи соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию. При этом исполнитель имеет право на возмещение затрат, понесенных им в связи с приобретением соответствующих прав у третьих лиц.

3. Если исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не Российской Федерации, не субъекту Российской Федерации или не муниципальному образованию, правообладатель по требованию государственного или муниципального заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование соответствующего произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд.

4. Если исключительное право на произведение науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, принадлежит совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию, государственный или муниципальный заказчик вправе предоставить безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование такого произведения науки, литературы или искусства для государственных или муниципальных нужд, уведомив об этом исполнителя.

Loading...Loading...