Процедура назначения главы дипломатического представительства. Дипломатический корпус

В каждом представительстве имеется его глава, то есть аккредитованный дипломатический представитель - лицо, на которого аккредитующим государством возложена обязанность действовать в этом качестве, и персонал представительства - её вспомогательный аппарат. Ст. 2 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Согласно международному праву, представитель - единственное лицо, представляющее своё государство в государстве пребывания по всем вопросам. Он может передать различные функции своему персоналу, но он один несёт ответственность и за своё руководство, и за то руководство, которое осуществляется другими, уполномоченным им. Он является также высшим представителем по сравнению с другими возможными постоянными представителями этого государства в государстве пребывания. Первые два слова полного названия должности посла говорят сами за себя Чрезвычайный и Полномочный.

Место по старшинству глав дипломатических представительств определяются в соответствии с укоренившимися традициями. Обычно они следуют за членами кабинета министров и главами законодательных собраний.

Ни одно государство мира не содержит дипломатического представительства в каждой столице мира. Большинству их них приходится выбирать и устанавливать баланс между национальными интересами и необходимыми затратами. Дипломатический представитель в одном государстве может быть одновременно дипломатическим представителем в другом или в нескольких других государствах, если со стороны любого из принимающих государств нет против этого возражений. Ст. 5 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Такое совмещение называется кумуляцией дипломатического представительства. Такая практика довольно распространена. Если государство назначает главу представительства в одном или нескольких других государствах, то оно может учредить дипломатические представительства, возглавляемые временными поверенными в делах, в каждом государстве, где глава представительства не имеет постоянного местопребывания. Однако государство вправе и не создавать такого представительства. Тогда в этом случае оно будет осуществляться периодическими приездами дипломатического представителя.

Возможна и такая кумуляция дипломатического представительства, при которой одно лицо представляет два или более стран в государстве пребывания, если последнее не возражает против этого.Ст. 6 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1962 года закрепила сложившуюся практику деления глав дипломатических представительств на три класса: послы и папские нунции; посланники и интернунции; поверенные в делах. Конвенция установила, что между дипломатическими представителями разных классов не должно проводиться никакого различия, кроме различия в отношении старшинства и этикета. По старшинству в дипломатическом корпусе послы стоят на первом месте.

Послами обмениваются не только великие державы, но и любые государства, что соответствует принципу суверенного равенства государств.

Назначение дипломатических представительств регулируется нормами, как внутригосударственного права, так и международного права. В каждом государстве существует тот или иной порядок назначения дипломатического представителя.

Обычно кандидатура представителя посылается из министерства иностранных дел в парламент. После его одобрения глава государства (президент, монарх) должен дать уже окончательное согласие.

Для начала миссии дипломатического представителя в стране важно получение агремана, то есть предварительного согласия на принятие данного представителя. Ст. 4 п. 1 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Необходимость агремана - твёрдо установившаяся норма современного дипломатического права.

Дипломатические представительства в нынешнем виде оформились не сразу, они прошли длительный путь становления и развития. Первоначально послы выполняли разовую миссию, срок миссии был непродолжительным. Первое постоянное посольство было направлено миланским герцогом Франческо Сфорца во Флоренцию в 1446 году.

Дипломатическое представительство- особый зарубежный орган внешних сношений, возглавляемый послом, посланником или поверенным во внешних делах. Вопрос регламентации деятельности дип. представителей был решен на Венском конгрессе 1814-1815 годах. Был принят «Венский регламент 1815 года». Устанавливалось деление дип. представителей на классы послов и папских легатов (нунциев), посланников (интернунциев) и поверенных в делах. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года определила порядок аккредитирования послов. Послы и посланники в качестве глав представительств аккредитуются при главах государств пребывания, а поверенные в делах (постоянные) в том же качестве аккредитуются при министрах иностранных дел.

Порядок назначения глав дип. представительств:

  • 1. посылается запрос на получение агремана (официальное соглашение принимающей стороны) на кандидатуру, назначенную на этот пост. Сообщаются биографические данные. Запрос агремана делается обычно в беседе с министром иностранных дел страны пребывания или представляющим его лицом или временным поверенным, либо направляется вербальная нота.
  • 2. если агреман получен, посол становится persona grata, если агремана нет, следовательно в назначение отказано. Ответ на запрос агремана дается обычно в течение месяца. Принимающее государство может не объяснять своего решения. Слишком долгое молчание означает отказ. Важно отметить, что в случае отказа запрашивающее государство может дать на это адекватный ответ (реторсия),
  • 3. после получения агремана производится назначение главы дип. представительства государственным актом аккредитующего государства, о чем сообщается в печати,
  • 4. посол отправляется в страну пребывания,
  • 5. послу вручают верительные грамоты - документы, официально подтверждающие полномочия посла. Их может вручать предшественник. Посол, в свою очередь, вручает отзывные грамоты предшественнику.
  • 6. деятельность посла, его миссия, начинается либо с момента его приезда в страну, либо с момента вручения верительных грамот.

Процедура вступления в должность дип. представителей в разных странах зависит от существующей практики и установившихся традиций. Венская конвенция 1961 года предусматривает, что вступление в должность следует считать либо с момента вручения верительных грамот, либо с момента сообщения главой представительства о своем прибытии и предоставлении копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность.

В момент прибытия главы дипломатического представительства к месту назначения его обычно встречает лицо, возглавляющее протокольный отдел внешнеполитического ведомства. Он же разъясняет и процедуру вручения верительных грамот, так как она не везде одинакова и зависит от национальных обычаев. Например, в Англии в день вручения верительных грамот за послом посылается специальная парадная карета. Английским протоколом в качестве парадной одежды посла предусматривается фрак. В других странах за главой дипломатического представительства посылается специальная автомашина. Иногда предусматриваются исполнение национальных гимнов и почетный караул.

После процедуры вручения верительных грамот посол считается "вступившим в должность", о чем он, как правило, информирует своих коллег личной нотой.

Глава дипломатического представительства прекращает свои функции в следующих случаях: если он освобождается со своего поста или получает иное назначение; если правительство страны, в которой посол аккредитован, требует его отзыва, считая его "персоной нон грата"; в случае смерти посла; при прерывании или разрыве дипломатических отношений, особенно во время войны, при прекращении существования государства в качестве субъекта международного права (например, при потере самостоятельности, при распадении на ряд других государств) и т.д.

В случае отзыва посла (посланника) глава государства назначивший его, направляет главе государства, при котором он был аккредитован, письмо об отзыве - отзывную грамоту. Этот документ либо вручается послом (посланником) при прощальном визите главе государства перед отъездом, либо новым послом (посланником) при вручении им своих верительных грамот.

Перед отъездом из страны посол (посланник) наносит прощальные визиты главе государства и правительства, министру иностранных дел, его заместителям, руководящим работникам МИДа, с кем он имел постоянные контакты, министрам руководящим должностным лицам парламента и другим официальным лицам. Посол (посланник) также наносит прощальные визиты своим коллегам - отдельным послам и дуайену (главе) дипломатического корпуса.

Министр иностранных дел или его заместитель дает в честь отъезжающего посла завтрак или обед. Прощальный прием от имени всех послов (посланников) обычно устраивает и глава дипломатического корпуса.

Глава дипломатического представительства является единственным официальным лицом аккредитующего государства, представляющим его по всем вопросам в принимающем государстве. Он также является старшим должностным лицом аккредитующего государства по отношению ко всем иным возможным представителям этого государства в государстве пребывания.

В МП существует классификация старшинства дипломатических представителей (агентов). До XIX в. стройной классификации дипломатических агентов не существовало, что приводило иногда во время официальных мероприятий к столкновениям и откровенным скандалам. Во избежание этого Венский протокол 1815г. установил следующие три класса дипломатических агентов: 1) посол и папский легат или нунций; 2) посланник; 3) поверенный в делах. Аахенский протокол 1818г. дополнил эту классификацию классом министра-резидента, который занял позицию между посланником и поверенным в делах. Однако данный класс не прижился, и Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г. использует трехзвенную классификацию. В соответствии со ст.14 этой Конвенции главы дипломатических представительств делятся на следующие классы: 1) послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств; 2) посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств; 3) поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Различия в классе глав дипломатических представительств не должны проводиться иначе как в отношении старшинства и этикета.

Класс поверенных в делах не следует путать с должностью временного поверенного в делах, который исполняет обязанности главы дипломатического представительства на период его отсутствия (болезнь, командировка, отпуск).

Классы глав дипломатических представительств – сфера регулирования нормами МП. Кроме классов, существуют также и дипломатические ранги , которые имеют главы дипломатических представительств и дипломатический персонал посольств, консульств и представительств государств при международных организациях. Дипломатические ранги – сфера внутригосударственного права, ибо эти служебные звания старшинства дипломатов. Каждое государство имеет свою систему дипломатических рангов, устанавливаемую во внутреннем праве. В Украине имеются следующие дипломатические ранги, установленные в соответствии с Постановлением ВС Украины «О дипломатических рангах» 1992г.: атташе, третий секретарь, второй секретарь I и II классов, первый секретарь I и II классов, чрезвычайный и полномочный посланник I и II классов, чрезвычайный и полномочный посол.

Высшие дипломатические ранги (посла и посланника) обычно присваиваются главой государства, остальные – министром иностранных дел. Ранг атташе присваивается, как правило, выпускникам институтов и факультетов международных отношений при поступлении на службу в ведомство внешних сношений. Данный ранг не следует путать с должностью военного, морского и воздушного атташе. Указанные сотрудники являются представителями военного ведомства назначившего их государства, и аккредитацию они получают при военном ведомстве государства пребывания. Одновременно эти сотрудники выполняют функции военных советников главы дипломатического представительства.

Процедура назначения главы дипломатического представительства регулируется как нормами международного, так и внутригосударственного права.

По положениям Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. аккредитующее государство должно направить принимающему государству запрос о его согласии на назначение лица, указанного в запросе, на должность главы дипломатического представительства. В запросе излагаются биографические данные такого лица, его должностное и семейное положение, причем информация должна быть абсолютно точной и лаконичной. Положительный ответ принимающего государства означает дачу агремана (от фр.agrement – согласие) на принятие лица в качестве главы дипломатического представительства. С этого момента кандидат считается persona grata – желательным лицом в принимающем государстве. Отрицательный ответ на запрос означает отказ в агремане, о кандидат признается persona non grata (нежелательным лицом). При этом принимающее государство имеет право не мотивировать свой отказ. Вся процедура, связанная с получением агремана, носит конфиденциальный характер.

После получения агремана в правительственной прессе обычно печатается объявление о назначении главы дипломатического правительства.

Перед выездом к новому месту службы глава дипломатического представительства получает верительную грамоту , подписанную главой государства и адресованную главе принимающего государства. Текст этого документа свидетельствует о том, что ее обладателю надлежит «верить» как официальному лицу, представляющему свое государство во всех сношениях с государством пребывания.

Глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания в зависимости от существующей в этом государстве практики, которая должна применяться единообразно. Большинство государств, включая Украину, придерживаются практики, что глава дипломатического представительства приступает к исполнению своих функций с момента вручения главе принимающего государства или лицу его заменяющему своих верительных грамот. Второй вид практики сводится к тому, что глава дипломатического представительства считается приступившим к исполнению своих обязанностей с момента сообщения о своем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот в министерство иностранных дел государства пребывания.

Ряд государств с целью экономии средств используют практику кумуляции (совмещения) дипломатического представительства, т.е. аккредитования одного и того же лица в качестве главы представительства в другом или нескольких государствах одновременно при согласии на это принимающих государств. Так, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины в Финляндии по кумуляции выполняет функции главы дипломатического представительства Украины в Швеции, Норвегии, Дании и Исландии. Часто практику кумуляции государства используют в отношении международных организаций. Например, глава дипломатического представительства какого-то государства во Франции одновременно назначается и официальным представителем этого государства при ЮНЕСКО, т.к. местопребывания этой организации – Париж.

Глава дипломатического представительства выполняет возложенные на него международным и внутригосударственным правом обязанности до прекращения своих официальных функций. Последнее имеет место в следующих случаях:

1) отозвания его аккредитующим государством (большинство государств широко используют практику ротации глав дипломатических представительств);

2) объявления его persona non grata (происходит это чаще всего за деятельность, несовместимую со статусом дипломата);

3) разрыва дипломатических отношений между государствами;

4) войны между аккредитующим и принимающим государствами;

5) прекращения существования аккредитующего и принимающего государства (или одного из них) как субъектов МП.

Документ, с помощью которого оформляется прекращение функций главы дипломатического представительства, - отзывная грамота , вручаемая главе принимающего государства отзываемым дипломатом или его преемником.

Для выполнения своих сложных и ответственных функций дипломатическое представительство имеет в своем распоряжении необходимый персонал. В соответствии со ст.11 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961г. при отсутствии соглашения о численности персонала представительства государство пребывания может предложить численность персонала, которую оно считает разумной и нормальной, учитывая обстоятельства и условия, существующие в государстве пребывания, и потребности данного представительства. Оптимальным вариантом решения проблемы численности дипломатического персонала является заключение соглашения между аккредитующим и принимающим государствами. Обычно численность персонала зависит от уровня отношений между государствами и может колебаться от нескольких лиц до многих десятков сотрудников.

Весь состав сотрудников дипломатического представительства делится на три группы: 1) дипломатический персонал; 2) административно-технический персонал; 3) обслуживающий персонал.

Дипломатический персонал – это лица, имеющие дипломатические ранги. Члены дипломатического персонала представительства, как правило, должны быть гражданами аккредитующего государства. В некоторых случаях граждане государства пребывания или третьего государства могут быть назначены на дипломатическую должность, но только с согласия принимающего государства.

К административно-техническому персоналу относятся экономисты, бухгалтеры, заведующие канцеляриями, делопроизводители, машинистки, переводчики и др. сотрудники, выполняющие административную или техническую работу.

Обслуживающий персонал состоит из шоферов, лифтеров, дворников, садовников, курьеров и др. лиц, выполняющих обязанности по обслуживанию дипломатического представительства.

Административно-технический и обслуживающий персонал может комплектоваться как из граждан аккредитующего государства, так и из местных граждан.

МИД принимающего государства должно своевременно получать информацию обо всех назначениях и изменениях в составе персонала дипломатического представительства.

Государство пребывания в любое время может признать главу дипломатического представительства или иного сотрудника нежелательным лицом, причем это государство не обязано аргументировать свое решение. Если данный сотрудник не покинет в установленный срок государство пребывания, то он будет рассматриваться как частное лицо, а не член персонала дипломатического представительства.

Дипломатическое представительство – это государственное учреждение, возглавляет которое дипломатический агент, действующий от имени аккредитуемого государства в стране пребывания в целях установления и поддержания между обоими государствами дипломатических отношений. Эта организация призвана урегулировать возникающие конфликты, как правило, только мирными методами. Основополагающим международным документом, в соответствии с которым устанавливаются статус и функции дипломатических представительств, классы дипломатических представителей, является Венская конвенция о дипломатических сношениях (1961 г.).

Виды дипломатических представительств

Классификация дипломатических представительств довольно проста. Они могут быть созданы только в двух видах: миссия или посольство. Значительных различий между ними не существует, однако большинство стран, в том числе Российская Федерация, предпочитают обмен дипломатическими представителями – послами. В зависимости от этого выбора, устанавливаются и классы дипломатических представителей. Во главе посольства стоит полномочный или чрезвычайный посол, миссию возглавляет полномочный или чрезвычайный посланник, или же поверенный. На современном этапе государства в большинстве случаев создают свои дипломатические представительства по классу посольства.

Установление дипломатических отношений начинается с принятия общего соглашения. Например, в 1995 году Российской Федерацией и ЮАР было рассмотрено Совместное заявление об утверждении полномасштабных дипломатических отношений на уровне послов.

Отделения диппредставительств могут быть открыты и в городах. В 1995 г. в Екатеринбурге с согласия Правительства РФ было открыто отделение посольства Великобритании.

На практике государства предпочитают утверждать соглашения между собой в письменной форме, а именно: в нотах, совместных заявлениях, коммюнике.

Классы диппредставителей

К классам дипломатических представителей относятся: посол, посланник и поверенный.

Руководство дипломатических представителей подразделяется на:

  • Полномочных и чрезвычайных послов.
  • Полномочных и чрезвычайных посланников.
  • Поверенных в делах. При этом следует отличать поверенного в делах от временного поверенного. Последний является лицом, которое исполняет обязанности главы представительства только временно, ввиду его отпуска, отзыва, болезни и др.

Классы дипломатических представителей – посол, посланник, поверенный – проходят обязательную аккредитацию. Если посол и посланник аккредитуются главами государств, то поверенный – при министрах иностранных дел.

Правительство каждого государства решает, какой класс присвоить главе представительства.

Ранги диппредставителей

У большинства государств имеются ранги дипломатических представителей – это специальные звания, которые присваиваются работникам. Как и должности, они утверждаются законодательством соответствующей страны.

В России предусмотрены такие дипломатические ранги, как: чрезвычайный, полномочный посол, полномочный и чрезвычайный посланник первого и второго класса; советник первого и второго класса; первый секретарь первого или второго класса; второй секретарь первого или второго класса; третий секретарь; атташе.

Президенту принадлежит право присваивать дипломатические ранги посланникам и послам, министру иностранных дел – всем остальным. Сотрудники дипломатического персонала России поступают на службу в МИД.

Функции диппредставительств

К основным функциям дипломатических представительств в стране пребывания относятся:

  • защита граждан и интересов аккредитующего государства;
  • установление при помощи законных средств обстоятельств событий и условий пребывания;
  • представительство государства;
  • проведение переговоров с правительством.

Порядок назначения и введения в должность главы представительства

Аккредитуемое государство до назначения главы представительства запрашивает агреман (согласие) у руководства страны пребывания в отношении конкретной кандидатуры работника. В случае отказа в агремане либо отсутствия какого-либо ответа глава представительства не назначается. Государство вправе не давать комментариев и не мотивировать отказ.

То есть глава представительства утверждается только после получения агремана. Ему выдается верительная грамота, которая является документом, направляемым властям страны пребывания. Она означает, что выбранное лицо будет излагать дипломатическую волю данного государства, поэтому ему и просят «верить». Собственно, отсюда и пошла название «верительная грамота».

Главы диппредставительств в иностранных государствах в Российской Федерации назначаются Президентом, а министр иностранных дел подписывает верительные грамоты.

Одно лицо может занимать эту должность в двух или более государствах, но при условии, если стороны не имеют возражений против этого. Чаще всего страны обмениваются дипломатическими представителями равных рангов.

Формирование состава дипломатического представительства

Внутренняя структура, глава и персонал дипломатического представительства утверждаются законодательными актами аккредитующей страны.

В дипломатическом представительстве персонал состоит из трех групп работников:

  • дипломатический;
  • административно-технический;
  • обслуживающий.

Классы и ранги дипломатических представителей входят в первую группу работников. К ним относятся посланники, послы, советники первого и второго класса, атташе, специальные атташе (военно-воздушный, военный и др.), торговые представители, первые, вторые, третьи секретари.

Совокупность дипломатических представителей в стране пребывания составляет дипломатический корпус, который возглавляется деканом. Эту должность, как правило, занимает дипломатический представитель, чья продолжительность пребывания в государстве больше по сравнению с остальными.

К административно-техническому персоналу относятся лица, выполняющие административно-техническое обслуживание представительства (делопроизводители, референты, бухгалтеры, переводчики и др.).

Обслуживающий персонал – это работники, осуществляющие функции по обслуживанию представительства и его работников (повара, уборщики, садовники, шоферы и др.).

Членами дипломатического персонала могут быть только граждане представляемого государства, в то время как должности в административно-техническом или обслуживающем персонале вправе занимать и граждане страны пребывания.

Привилегии службы в дипломатическом представительстве

Под привилегиями подразумеваются специальные преимущества и права, которые предоставляются представительствам и их сотрудникам. Кроме того, каждый работник наделяется иммунитетами. Иммунитет – это исключение представительства из юрисдикции и каких-либо принудительных действий в стране пребывания. Все классы дипломатических представителей на службе имеют иммунитет и привилегии.

Следует различать иммунитеты и привилегии сотрудников и самих дипломатических представительств:

  • неприкосновенность зданий, земельных участков, помещений, то есть иммунитет от ареста, обысков или др.;
  • освобождение от налогов на всех уровнях управления, кроме оплаты счетов по конкретно оказанным услугам; от местных налогов и пошлин также освобождаются все виды выполняемых работ, например выдача виз;
  • документы, архивы, официальная корреспонденция, дипломатическая почта становятся неприкосновенными;
  • сотрудники имеют право на свободное перемещение по территории государства, в котором находится представительство;
  • личность, частная резиденция дипломатических агентов имеют такую же защиту;
  • сотрудники пользуются иммунитетом от гражданской, уголовной и другой юрисдикции, за исключением отдельных случаев.

Основания для прекращения деятельности

Дипломатическое представительство завершает деятельность в стране пребывания при наступлении следующих обстоятельств:

  • прекращение существования как государства страны пребывания или аккредитующего государства;
  • разрыв одной из сторон или обеими дипломатических отношений;
  • начало между странами военных действий.

Деятельность каждого дипломатического агента в стране пребывания может быть завершена по причине его отзыва аккредитующим государством или объявлении его persona non grata, что означает «нежелательное лицо». Это может произойти по причине совершения им действий, идущих вразрез с официальным статусом (вмешательство в дела государство, шпионаж или др.). В ситуации отзыва главы представительства преемником или им самим главе страны пребывания или министру иностранных дел передаются отзывные грамоты. Все классы дипломатических представителей после прекращения деятельности организации подлежат возвращению в свое государство.

После установления дипломатических отношений перед приездом посла в страну его аккредитации туда направляется небольшая группа дипломатических и административно-технических работников для подготовки посольства к открытию.

Старший по рангу дипломат привозит с собой письмо министра иностранных дел своей страны на имя главы внешнеполитического ведомства страны пребывания. В письме содержится просьба принять указанного дипломата в качестве временного поверенного в делах и по мере возможности оказать содействие в решении организационно-технических вопросов на первом этапе функционирования посольства. Названная группа работников готовит помещения для размещения посольства и жилье для его персонала, открывает валютный счет в одном из банков страны, определяет условия аренды транспортных средств и т.д. Одновременно с местными дипломатами согласовывается протокол встречи посла.

Об официальном открытии посольства сообщается нотой в адрес МИДа и дипломатического корпуса. В ноте указывается адрес посольства, телефоны его сотрудников, время работы. Могут быть проведены некоторые протокольные мероприятия – церемония поднятия государственного флага над зданием посольства, исполнение гимнов своей страны и страны пребывания, коктейль. На торжественное открытие посольства приглашаются представители МИДа и других органов местной власти, коллеги-дипломаты, работники средств массовой информации.

Аналогичные мероприятия проводятся при переезде посольства в новое здание.

Международной практикой принято согласовывать кандидатуру будущего главы дипломатического представительства с местными властями посредством запроса агремана.

Агреман (agreement – от фр. согласие) – согласие правительства принимающего государства на назначение определенного лица в качестве дипломатического представителя аккредитующего государства.

Обычно агреман запрашивается направляемой МИДом или посольством вербальной нотой, к которой прилагается краткая биографическая справка с послужным списком кандидатуры предполагаемого посла. Если посол въезжает в страну впервые после установления с ней дипломатических отношений, запрос может быть сделан через посольство в третьей стране. В редких случаях на лиц, широко известных, назначаемых на должность посла, агреман может запрашиваться по телефону.



Ответ на запрос дается в адекватной форме (письменно или устно) обычно в течение месяца. Срок ответа является своего рода показателем состояния отношений между государствами, поэтому принимается во внимание и принцип взаимности, т.е. время получения правительством страны аккредитации агремана на своего посла в аккредитующей стране.

Факт запроса агремана разглашать не принято, поскольку это обязало бы стороны комментировать возможный отказ в агремане. Не принято и напоминать о запрошенном агремане или просить ускорить ответ. Отрицательный ответ в форме официального отказа на запрос не дается. Сама задержка с ответом расценивается как нежелание правительства принять данную кандидатуру в качестве посла, и эта кандидатура, как правило, снимается.

К слову, в XIX в. существовала практика, когда на пост посла предлагалось одновременно несколько кандидатур на выбор правительства страны аккредитации. При этом предпочтение аккредитующего государства выражалось в очередности имен дипломатов, представленных в списке.

После получения агремана дипломатический представитель, равно как и любой другой дипломат, имеющий разрешение на въезд в страну (в виде въездной визы),считается персоной грата (от лат. Persona grata – желательное лицо).

Суверенным правом любого государства является отказ в агремане и предотвращение таким образом назначения дипломатическим представителем лица, нежелательного для правительства страны пребывания.

Дипломат, не получивший агреман, считается персоной нон грата (от лат persona non grata – нежелательное лицо).

Персоной нон грата может быть признан любой другой дипломатический работник, которому правительством страны не дано разрешение на въезд или предъявлено требование о выезде. Это соответствует ст. 9 Венской конвенции о дипломатических сношениях, которая гласит: «Государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является персоной нон грата или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. То или иное лицо может быть объявлено персоной нон грата или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания».

«Обиженная сторона» может в порядке реторсии (от лат retorsio – обратное действие) – меры, принимаемой государством в ответ на нанесенный ему моральный или материальный ущерб, недружественный, но не нарушающий норм международного права оставить пост посла вакантным на длительный срок. Посольство в этом случае будет возглавлять временный поверенный в делах, что воспринимается как снижение уровня отношений между государствами. Словом, процедура получения агремана весьма деликатна. Поэтому случаи отказа в агремане достаточно редки. Они, как правило, не разглашаются, хотя в дипломатических кругах такие сведения – «секрет полишинеля». Известно, например, что после обвинения в участии в антипартийной группировке Министр иностранных дел СССР В. Молотов лишь с третьего раза был назначен послом в Монголию. До этого в агремане на него отказала одна западно-европейская и одна латиноамериканская страна.

На назначение временного поверенного в делах агреман не запрашивается.

При выезде из страны (временном или постоянном) глава диппредставительства нотой информирует МИД о своем отъезде и сообщает, кто во время его отсутствия будет являться временным поверенным в делах. Протокол отдельных стран предполагает направление аналогичных нот (личных или вербальных) в адрес дипломатического корпуса (каждому посольству или миссии государств, с которыми страна посла имеет дипломатические отношения, а также дуайену дипкорпуса). Прерогатива назначать временного поверенного в делах при окончательном отъезде посла принадлежит МИДу аккредитующей страны.

После получения агремана производится назначение главы дипломатического представительства государственным актом аккредитующей страны, о чем сообщается в печати. Обычно одновременно соответствующим актом его предшественник освобождается от обязанностей.

До отъезда посла протокольная служба МИДа готовит верительные грамоты ему и отзывные грамоты предшественнику.

Верительные грамоты – документ, удостоверяющий полномочия дипломатического представителя (посла, посланника); подписывается и выдается от имени главы государства, направляющего диппредставителя, и адресуется главе государства, его принимающего.

Грамоты скрепляются подписью министра иностранных дел.

Хотя эти грамоты обычно называются во множественном числе, они представляют собой один отдельный документ. Множественное число в их названии, как и многое другое в протоколе – по-видимому, дань традиции. Во времена абсолютных монархий верительные грамоты отличались многословием и витиеватостью языка. В частности, в грамотах русских государей только воспроизведение полного титула царя требовало перечисления 55 территорий, которыми он владел. Как следствие, документ представлял собой довольно внушительный свиток.

Современные верительные грамоты – достаточно лаконичное письмо со сложившейся примерно однотипной структурой. Оно начинается с официального конституционного наименования главы государства, который направляет посла. Затем следует полный титул главы принимающего государства. Выражается желание назначением посла способствовать дальнейшему развитию и углублению отношений между странами. Далее сообщается имя (отчество, если имеется), фамилия, а также класс дипломатического представителя, соответствующий уровню, на котором страны обмениваются дипломатическими представителями. Выражается просьба верить (отсюда название документа – верительные грамоты) всему тому, что будет излагать посол от имени главы своего государства или от имени правительства.

В других языках название данного документа имеет примерно то же значение. Например, английский вариант названия верительных грамот – «credentials», т.е. мандат, удостоверение личности. В свою очередь, это название – производное от другого английского слова – «credence», что в переводе означает вера, доверие.

Язык верительных грамот менее стандартизирован, чем их структура и зависит от национальных протокольных традиций, состояния двусторонних отношений. Так, каждая из верительных грамот, вручаемых послами США, начинается со стандартного обращения «Великий и добрый друг». Последующий текст варьируется в зависимости от степени теплоты или холодности отношений Вашингтона с тем или иным правительством.

Дипломатическому представителю 3-го класса – постоянному поверенному в делах – выдаются не верительные грамоты, а письмо министра иностранных дел на имя главы внешнеполитического ведомства принимающей страны.

Верительные грамоты иногда выдаются делегациям, направляющимся в ту или иную страну со специальной миссией – на празднование провозглашения независимости, вступления в должность главы государства, для участия в траурных мероприятиях и т.д.

Если посол прибывает на смену главы диппредставительства, протокольная служба МИДа готовит на его предшественника отзывные грамоты документ, сообщающий об отзыве дипломатического представителя с занимаемого поста . Подобно верительным, отзывные грамоты адресуются главе государства аккредитации, подписываются главой государства и скрепляются подписью министра иностранных дел страны, направляющей посла. В отзывных грамотах сообщается о факте отзыва дипломатического представителя, выражается надежда, что он содействовал поддержанию и развитию отношений между странами. Обычно отзывные грамоты вручаются главе государства вновь назначенным послом вместе с его верительными грамотами.

Уходит в прошлое достаточно распространенная ранее практика направленияотпускных грамот . По форме они мало отличаются от отзывных, но содержат просьбу «отпустить» дипломатического представителя (отсюда название). Отпускные грамоты пересылаются дипломатическим путем и ответа не требуют.

Все три вида грамот (верительные, отзывные, отпускные) печатаются на специальных бланках с государственным гербом. Печати на них не ставятся.

Первым контактом посла с официальным представителем государства назначения может стать нанесение еще до отъезда протокольного визита главе дипломатического представительства этого государства в своей стране.

За несколько дней до прибытия посла по месту назначения в дипломатическое представительство направляется телеграмма о дате и времени его приезда, виде транспорта для уточнения порядка подобающих такому случаю протокольных мероприятий.

Современная процедура встречи иностранного посла в большинстве государств достаточно скромна. Обычно в аэропорту (на вокзале) дипломатического представителя приветствуют представитель местного протокола, а также сотрудники (нередко лишь старшие дипломатические работники) представительства во главе с временным поверенным в делах. Лишь в протоколе отдельных стран сохранилась традиция участия во встрече посла всего дипломатического корпуса.

В газетах публикуется информация о прибытии посла, иногда приводятся краткие биографические сведения о нем.

Посол в день приезда или на следующий день направляет личное письмо министру иностранных дел с сообщением о своем прибытии и о желании нанести ему визит. До визита министру наносится визит главе протокольной службы МИДа, в ходе которого выясняется порядок вручения верительных грамот и уточняется перечень официальных лиц, которым, согласно местной практике, необходимо будет нанести визиты вежливости после вручения верительных грамот.

Во время визита главе МИДа посол вручает ему копии верительных и отзывных грамот, а также текст своей речи на церемонии вручения, если обмен речами предусмотрен протоколом принимающей страны. Одновременно официально согласовывается вопрос о визите главе государства для вручения верительных грамот.

Если посол прибывает в страну в открывающееся посольство, до вручения верительных грамот практикуется визит дуайену дипломатического корпуса для получения дополнительной информации об особенностях местного протокола.

Loading...Loading...