С каким событием связывают возникновение международного права. Возникновение и развитие международного права

Процесс возникновения и развития м/п норм тесно связан с переломными событиями в истории.

Этапы становления МП:

  1. Предыстория МП (древние века);
  2. МП в Ср. века (с V в. до Вестфальского мира 1648 г.);
  3. Классическое МП (с 1648 г. по 1945 г.);
  4. Современное МП – право Устава ООН.

Предыстория МП (древние века)

Субъектами м/д отношений были не государства, а их властители. Широкое распространение получили договоры по таким вопросам, как окончание войн, о границах, о военных союзах, закрепления династических связей.

Например, одним из древнейших международных договоров о границах является договор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, заключенный около 2100 г. до н.э.

В Др. Греции государства-полисы поддерживали отношения дуг с другом путем направления посольств (послы пользовались неприкосновенностью).

Правила ведения войны: о начале войны следовало официально объявить, запрещалось применять отравленное оружие, отсутствовал режим пленных.

В Др. Греции и Др. Риме существовал институт покровительства иностранцам. В Др. Риме возникло право народов – применялось ко всем лицам, римлянам и иностранцам – с рецепцией в Европе возникло понятие МП.

МП в Ср. века (с V в. до Вестфальского мира 1648 г.)

В силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания МП, оказалась Европа.

Христианство выступило духовной объединяющей силой европейских государств. С XV в. появляются постоянные посольства. Развивается право м/д договоров: договоры заключаются не только по вопросам, связанным с окончанием войны и передачей территории, но и развития и укрепления политических и торговых отношений.

Успехи в мореплавании обусловили развитие морского права . Стали появляться нормы, призванные регулировать отношения государств в связи с использованием открытого моря, территориального моря и портов (Родосское право, Олеронские свитки).

Правила ведения войны: изначально фактически отсутствовали. Со временем законными войнами признавались те, которые были официально объявлены, появлялись ограничения (нельзя убивать безоружных), использовался выкуп пленных.

Получили развитие способы мирного регулирования споров – посредничество и арбитраж.

В XVI в. появляется понятие суверенитета (Ж. Боден). Первое систематизированное произведение о МП «О праве войны и мира» Г. Гроция в 1625 г.

Классическое МП (с 1648 г. по 1945 г.)

Вестфальский договор 1648 г. впервые установил систему политического равновесия – общность европейских гос-в считалась неизменной и против государства-нарушителя договора могла вестись справедливая война. Все государства считались равноправными, обладали правом на территорию и суверенитетом.

Вестфальский мир уравнял в правах католиков и протестантов (кальвинистов и лютеран), узаконил конфискацию церковных земель, осуществлённую до 1624 года, и отменил ранее действовавший принцип «чья власть - того и вера», вместо которого провозглашался принцип веротерпимости, что в дальнейшем снизило значение конфессионального фактора в отношениях между государствами.

Договор 1648 г. подорвал авторитет Священной Римской империи: с этого времени старый иерархический порядок международных отношений, в котором германский император считался старшим по рангу среди монархов, был разрушен и главы независимых государств Европы, имевшие титул королей, были уравнены в правах с императором

Кроме того, согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к суверенным государствам.

Выделяются договоры о торговле и мореплавании. Развитие мореплавания обусловило появление институтов открытого моря (свобода открытого моря) и территориального моря (3 мили).

Правила ведения войны: во второй половине 18 в. заключаются договоры, признающие на взаимной основе неприкосновенность военных госпиталей, мирных жителей, помощь взятым в плен больным и раненым.

С развитием учения Г.Гроция в МП стали различать естественное и позитивное право. (1758 г. Э. Ваттель).

Большой шаг вперед в развитии МП был сделан Великой французской революцией 1789-1793 гг. декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституции 1791 и 1793 гг. провозгласили суверенитет народа, невмешательство во внутренние дела, неприкосновенность территории, правовое равенство иностранцев и граждан Франции). Основами внешней политики Франции были провозглашены «всеобщий мир и принципы справедливости», отказ от всякой войны с целью завоевания.

С окончанием наполеоновских войн государства-победители стремились создать новый международный порядок, основанный на равновесии и легитимизме.

В 19 в. м/д вопросы стали решаться на международных конгрессах (Венский конгресс 1814-1815 гг.) – признал свободу судоходства по некоторым европейским рекам, постоянный нейтралитет Швейцарии.

Появляются договоры относительно рыболовства и добычи отдельных живых ресурсов. Появляются исторические заливы и прилежащие зоны.

С развитием экономики и научно-техническим прогрессом стали появляться м/д организации. В 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного почтового союза, который установил свободный транзит писем и посылок через территории участников. В 1865 г. – М/д телеграфный союз, 1875 г. – М/д комитет мер и весов и др.

Правила ведения войны: В 1899 и 1907 гг. – Первая и Вторая Гаагские конференции мира – были приняты конвенции о законах и обычаях войны, появляются акты о запрете применения отдельных видов оружия. (Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль 1868 г.).

В науке МП распространение получило позитивное направление.

После Первой мировой войны в 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставный документ - Статут. Была учреждена первая всеобщая политическая организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами. О развитии механизма м/п. регулирования свидетельствует положение Статута, отнесшее к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению, все м/п споры. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата м/д правосудия - первый постоянный международный суд.

Важным шагом в направлении к современному МП было принятие в 1928 г. Парижского пакта об отказе от войны как орудия национальной политики.

Современное МП – право Устава ООН

На конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей м/д организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. конференция Объединенных Наций в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному МП.

Отличительная особенность современного МП - развитие происходит под влиянием ООН.

Устав ООН определил общие цели и принципы МП, которые являются главными системообразующими факторами современного МП. Из совокупности норм право превратилось в систему на базе единых целей и принципов.

Фундамент заложен Уставом ООН. В политическом плане положения Устава отражали новое мышление. В основу МП был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Главная задача м/д сообщества – обеспечение м/д мира и безопасности. Право государств на войну запрещено.

Одной из самых типичных черт современного МП является утверждение в нем прав человека. Возросла роль м\д договоров. Осуществлена кодификация многих отраслей МП – дипломатического и консульского права, права м/д договоров, морского права и др.

Лекция 1. История возникновения и развития международного права

1.1. Периодизация истории международного права

Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, Существовавший в первобытно-общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать межплеменным «правом». Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное право.

Такое догосударственное межплеменное «право» первобытного строя было слабо развито, в нем не было стройной системы, хотя уже в то время роды и племена вели между собой войны, отправляли друг к другу своих представителей, осуществляли натуральный обмен, пытались заключать соглашения, а это прямо говорит о зарождении норм права войны и мира, посольского права, права договоров и др.

С образованием государств возникают и отношения между ними. Появляется потребность урегулирования межгосударственных отношений. Здесь и рождаются первые нормы международного права, в основе которого лежат уже существовавшие межплеменные правила. Так, в Древнем Риме возникает «право народов» (jиs gentiиm). Оно представляло собой совокупность правил, которые регулировали отношения по поводу ведения войн, основания царств, разделения имущества, установления границ полей, построения зданий, торговли, купли-продажи и др. «Право народов» регулировало как внутригосударственные, так и частично межгосударственные отношения, поскольку на начальном этапе становления межгосударственного права не было четкого различия между внутригосударственным и международным правом.

В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь, межгосударственные связи обусловливаются такими причинами, как международное разделение труда, объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера, демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты, время становления, формирования и развития государств, уровень знаний, степень развития коммуникационных связей, ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеологии, культуры, военного потенциала и т. д.

Ни одно государство, ни в какую эпоху не могло существовать длительное время абсолютно изолированным от других государств. Тысячами нитей (политическими, экономическими, военными, культурными, научными и т. д.) оно было связано с другими. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникационных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государственно разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким образом, международное право является естественным продуктом исторического развития, существует объективно и реально, и, возникнув однажды на определенной стадии человеческого общества, оно будет развиваться и далее по законам диалектики.

История международного права - неотъемлемая часть истории общества. Периодизацию развития международного права можно представить в виде четырех периодов, которые неразрывно связаны с общественно-экономическими формациями и переходными этапами от одной формации к другой. В основе каждой формации лежит определенный способ производства, а производственные отношения образуют ее сущность. Также общественно-экономическая формация охватывает и соответствующую надстройку (государство, право, международное право, мораль, сознание, правосознание, науку, тип семьи, быт и др.).

Исходя из этого, предлагается следующая периодизация истории международного права:

1) 4 тыс. до н. э. - 476 г. н. э. - международное право Древнего мира. Этот период соответствует рабовладельческой общественно-экономической формации;

2) 476-1648 гг. - международное право Средних веков. Этот период соответствует феодальной общественно-экономической формации;

3) 1648-1919 гг. – Классическое международное право. Этот период соответствует становлению капиталистического способа производства;

4) Современное международное право. Этот период включает промежуток времени с 1919 г. по начало ХХI в.

Международное право стало складываться и развиваться с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними, которые носили очаговый характер. Первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Средиземного моря.

Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер и были разрозненными.

Договорная практика древних государств выработала определенные типы договоров: о мире, союзные, о взаимной помощи, границах, об арбитраже, о торговле, праве вступать в брак с иностранцами, нейтралитете и др., а также способствовала формированию правила pacta sunt servanda - «договоры должны соблюдаться». Первым историческим зафиксированным международным договором можно считать договор, заключенный правителями государств Лагаш и Умма (район Месопотамии), подписанный в 3100 г. до н.э. Следующий известный историкам факт подписания международного договора произошел приблизительно через тысячу лет после первого. Это был договор о вечном мире и братстве между Рамзесом II и королем хеттов.

Для решения внешнеполитических задач стали направляться послы и учреждаться посольства. Послы пользовались покровительством фараонов и царей и в период выполнения своей миссии рассматривались в качестве неприкосновенных.

Правовая защита иностранцев в определенной мере складывалась под влиянием обязательств, вытекающих из международных договоров. Так, в отношениях между древнегреческими городами на взаимных началах стал утверждаться институт проксении - защиты интересов иностранца специально уполномоченными на то лицами.

В Древнем мире существовала практика создания различного рода союзов (Греция), лиг (Китай). Например, союзы греческих государств возникали на основе как общеэллинских религиозных праздников (амфиктионии), так и потребностей военно-политического сотрудничества (симмахии).

Что касается режима отдельных территорий и пространств, то в Древнем мире нередко практиковались нейтрализация и демилитаризация территорий, в первую очередь принадлежавших храмам. В ряде международных договоров греческих государств устанавливалась свобода плавания в открытом море. Вместе с тем не допускался заход в порты прибрежного государства без согласия последнего. В практике государств Древнего Китая не разрешалось одностороннее изменение русла рек, поскольку они имели большое хозяйственное значение для всех государств, по территории которых протекали.

Несмотря на разрозненность международно-правового регулирования в древности, прообраз и идею международного права можно было проследить уже в системе права Древнего Рима, где в 242 г. до н.э. в продолжение развития римского позитивного права возникло jus gentium - право народов, главной целью которого было разрешение конфликтов, возникающих с «неримлянами», конфликтов, которые не подпадали под юрисдикцию jus civile.

Следующий этап в эволюции международного права связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств.

В этот период формировались общие международно-правовые правила, которыми в своих отношениях руководствовались государства, но они оставались обычными. Например, в качестве обычноправовых признавались требования о том, что договоры должны соблюдаться, что послы государей являются неприкосновенными, что государство, заявившее о своем нейтралитете, не должно оказывать военной помощи воюющим.

Особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Папа Римский Григорий VII (XI в.) первым сделал попытку создать «мировое государство» под своей властью, опираясь на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и из папских указов.

Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам. Причем отдельные положения шариата, касавшиеся, например, законов и обычаев войны, распространялись и за пределы арабского мира.

В сфере посольского права следует выделить появление с XV в. постоянных посольств. Разрабатывается, особенно в Византии, пышный ритуал приема иностранных послов. При следовании послов по территории государства, где они получали аккредитацию, послам назначалось содержание со стороны местных властей. Нарушение неприкосновенности послов приводило к суровому наказанию нарушителя и даже отлучению от церкви. В XIII в. появились первые официальные инструкции для послов.

Военные обычаи в средневековый период продолжали оставаться весьма жестокими. Различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось. Захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы. Нередко война трактовалась как судебный поединок, в котором победитель определял положение побежденного. Общепризнанным было положение об обязательности объявления войны, причем объявлять войну и вести ее можно было лишь от имени монарха. В ходе военных действий применялось «право добычи», которая переходила в собственность захватившей ее стороны.

Ограничить жестокости войны пыталась церковь. На ряде региональных и вселенских католических соборов X-XI вв. были сделаны попытки установить «замирение по субъектам», согласно которому в военных действиях не должны были участвовать лица духовного звания, паломники, вдовы, купцы, дети до 12 лет. Кроме того, принимались решения о «замирении по объектам», исключавшие из сферы военных действий церкви, дома духовенства. Попытка запретить отдельные виды оружия была сделана на II Латеранском соборе 1139 г., решением которого запрещалось использование орудий для метания и арбалетов.

Покровительство иностранцам получило в Средние века более прочную юридическую базу - в международные договоры постепенно стали включаться статьи о положении иностранцев. Они, в частности, содержали обязательство сторон обеспечить переход имущества умершего иностранца к его наследникам, а не к правителю, на земле которого проживал иностранец.

Режим морских пространств в период Средневековья испытывал влияние двух различных подходов к пользованию морем. Один подход поддерживали такие развитые морские державы, как Англия, Венеция, Генуя, Испания, Португалия. Он заключался в стремлении осуществлять над прибрежными водами и частями Мирового океана свой суверенитет. Подход к использованию морских пространств другой группы государств, например Нидерландов и Франции, был иным - они считали, что открытое море должно быть свободным для судоходства и рыболовства. В основе данного подхода лежало представление о том, что Мировой океан должен считаться общей собственностью и быть свободным для всех государств.

Именно в Средние века сложилась обычно-правовая норма о праве прибрежного государства иметь территориальные воды. Поскольку считалось, что власть государства кончается там, где кончается сила его оружия, ширина территориальных вод в соответствии с «правом пушечного выстрела» стала определяться в три морские мили.

Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648 г., которым завершилась Тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливались система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Впервые была сформулирована декларативная теория признания, а также признана независимость Швейцарии и Нидерландов. Вестфальским договором в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного общения было введено Московское государство. Договор закрепил между всеми его участниками не только «право на территорию и на верховенство», но и равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры. В нем отразилась идея согласованных действий европейских держав, которые были призваны решать общие проблемы на светской, а не на религиозной основе.

Следующий этап в истории международного права связан с развитием идеи суверенного равенства государств, закрепленного в Вестфальском трактате 1648 г., а также с утверждением новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественной школы права. Побудительным мотивом для утверждения новых международно-правовых норм явилось закрепление естественно-правовых идей Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в конституциях Франции 1791 и 1793 гг., в Декларации международного права, представленной в 1793 г.

Существенное влияние на международное право этого периода оказал ряд международных конгрессов и конференций. Так, Венский конгресс 1814-1815 гг. способствовал возникновению статуса постоянного нейтралитета Швейцарии, запрещению работорговли, развитию понятия международной реки, установлению рангов дипломатических представителей.

Немаловажную роль в развитии ряда институтов международного права сыграли также Парижский конгресс 1856 г. (официально отменено каперство, зафиксирован определенный статус Дуная, Черное море объявлено нейтрализованным) и Берлинский конгресс 1878 г. (коллективным признана независимость Сербии, Черногории и Румынии).

Заметный вклад в развитие международного права внесли Гаагские конференции мира. Участники первой из них (1899 г.) обсудили вопрос о неувеличении вооружений. Участники Конференции подписали 17 июля 1899 г. Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы, и Декларацию о неупотреблении легко разворачивающихся или сплющивающихся пуль. Кроме того, были приняты Декларация о запрещении «метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов» и Конвенция о мирном разрешении международных споров.

На второй Гаагской конференции мира (1906-1907 гг.) были приняты 10 новых конвенций и пересмотрены три акта 1899 г. Конвенции, принятые на Гаагской конференции мира 1907 г., явились результатом первой в истории международного права крупной кодификации правил ведения войны и мирного разрешения международных споров. Многие из этих правил до Гаагских конференций мира имели обычноправовой характер.

Вместе с тем XIX в. и начало XX в. характеризовались противоречивостью содержания действовавшего в тот период международного права, когда новые начала международного права еще сочетались со старыми, феодальными правовыми институтами. По-прежнему признавалось «право» государства на войну, в которой победитель получал «законное» право определять положение побежденного. Продолжались колониальные захваты. Посредством неравноправных договоров происходило закабаление отдельных стран.

Существенное влияние на развитие и содержание международного права оказала Первая мировая война, после окончания которой государства-победители на основе серии международных договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы. Этими договорами было оформлено создание ряда новых государств в Центральной и Юго-Восточной Европе, ограничивались вооружения побежденных сторон, решался вопрос о возмещении нанесенного Германией ущерба, пересматривались ее границы, устанавливался для ряда западных стран принцип «открытых дверей» («равных возможностей») в Китае.

Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация - Лига Наций. Статут (устав) Лиги Наций являлся составной частью Версальского мирного договора. Хотя Статут Лиги Наций и исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости и чести, он не запрещал ведения войны. Поэтому Лига не смогла принять эффективных решений в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935-1936 гг., а также в связи с нарушением Германией Версальского договора 1919 г. и Локарнских договоров 1925 г.

Декрет о мире, принятый в России после Октябрьской революции 1917 г., оказал существенное влияние на состояние международного права. Этот акт содержал предложение всем воюющим народам и их правительствам начать немедленные переговоры о справедливом демократическом мире как мире без аннексий или контрибуций. Такое положение объективно способствовало внедрению в практику международных отношений новых идей, которые касались запрещения агрессивной войны. Они получили собственную интерпретацию у ряда других государств (Пакт Бриана - Келлога 1928 г.).

Развязавшие Вторую мировую войну фашистская Германия и ее союзники грубо нарушили нормы международного права. Сложившаяся в ходе войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению о том, что послевоенное устройство мира должно быть построено на таких началах, которые бы обеспечили государствам международно-правовые гарантии их безопасности. Вопросы поддержания международного мира явились предметом обсуждения на Московской (1943 г.), Тегеранской (1943 г.) и Крымской (1945 г.) конференциях руководителей трех союзных держав. В ходе конференций было признано, что должна быть создана послевоенная мировая организация, которая не должна быть похожей на Лигу Наций. В нее могут входить все суверенные государства, как большие, так и малые. Будущая организация должна быть наделена механизмами, необходимыми для поддержания мира и безопасности. Она должна олицетворять согласованные действия ее членов. Одна из центральных идей, прозвучавших на конференциях, состояла в необходимости создать международный порядок, основанный на принципах права и имеющий целью обеспечить мир, безопасность, свободу и всеобщее благосостояние человечества.

Кодификация указанных идей и принципов получила воплощение в Уставе Организации Объединенных Наций, принятом 26 июня 1945 г. на Конференции Объединенных Наций в Сан-Франциско с участием делегаций 50 государств, причем СССР, США, Великобритания и Китай выступали как приглашающие державы.

Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве под влиянием введения в него нормы о праве народов (наций) на самоопределение. В Уставе ООН зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций, о развитии дружественных отношений между государствами на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов. Эти положения явились юридической базой борьбы колониальных народов за свою независимость и государственность.

В современный период обшей тенденцией стали демократизация и гуманизация норм международного права, их широкая кодификация и прогрессивное развитие, резкое расширение количества универсальных норм. Сложилась группа норм, имеющих императивное значение (нормы jus cogens). Все это не могло не сказаться на содержании практически всех отраслей и институтов международного права.

Заметное место среди международных договоров занимают договоры, касающиеся прав человека, в частности Международные пакты о правах человека 1966 г., имеющие универсальный характер, а также целый ряд региональных соглашений, например Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

В современный период международное право испытывает влияние многих факторов. Это демократические принципы законодательства государств (например, признание общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы государства; закрепление нормы о первоначальной ценности основных прав и свобод человека); расширение круга субъектов международного права; прекращение идеологического противоборства на международной арене и, как следствие этого, прекращение холодной войны; появление на международной арене большого количества межправительственных организаций как субъектов международного права; разносторонняя международная хозяйственная кооперация и интеграция; осознание человечеством своего единства в решении глобальных проблем (ограничение и ликвидация вооружений; экология; решение вопросов энергетики, обеспечения продовольствием; исследование Мирового океана и космоса; борьба с международным терроризмом и т.п.). В XXI в. международное право продолжает развиваться под влиянием этих факторов.

Возникновение правового регулирования международных отношений в период Древнего мира. Основные особенности международно-правовых актов периода Древнего мира. Проблема суверенитета в государствах Древнего мира. Новации греческой и римской цивилизаций в международно-правовом пространстве. «Право народов». Правовое регулирование международных отношений в Средние века.

Первые известные современной науке попытки регулирования правовыми средствами международных политических, социальных и экономических отношений предпринимались человечеством еще в период так называемого Древнего мира за несколько тысячелетий до нашей эры.

Осуществление правового регулирования международных отношений хотя бы в ограниченных небольшим количеством субъектов данных отношений пределах стало возможным только после появления в истории человеческой цивилизации института государства, что относится большинством исследователей к IV тысячелетию до н.э. В этот период на территории Месопотамии, Древних Египта, Индии и Палестины возникли первые в человеческой истории и еще очень несовершенные (во многом примитивные, в частности, в политтехнологическом, институциональном, правовом отношениях) ранние государственные (или точнее предгосударствен- ные) образования.

Данные субъекты мировой политики того времени вступали друг с другом в самые различные политические, военные, экономические и культурные отношения, требующие от этих субъектов юридического и политического определения «правил игры» для всех участников данных отношений.

Как итоги определенных договоренностей между конкретными ранними государственными (или еще только предгосударственными) образованиями, возникали первые в человеческой истории международно-правовые соглашения, самым древним из которых (дошедшим до нас) стал договор между правителями Месопотамских городов Ла- гаш и Умма (Древняя Месопотамия - территория современного Ирака), заключенный за три с небольшим тысячи лет до нашей эры.

Данный договор можно признать самым древним из известных в истории человечества международных договоров. В нем были закреплены образовавшиеся на момент заключения этого договора границы между конкурирующими между собой городами-государствами Древней Месопотамии, а также содержалось добровольно принятое на себя заключившими этот договор государствами обязательство по соблюдению всех достигнутых (и зафиксированных в этом международно-правовом акте) правителями Лагаша и Уммы договоренностей.

Не менее известным, но уже несколько более проработанным в правовом и, особенно, в политическом отношениях международно-правовым договором стал мирный договор, заключенный Египетским фараоном Рамсесом Вторым с Хеттским правителем Хатту- сили Третьим в XIII в. до н.э. В основном, данный договор был направлен на обеспечение взаимной неприкосновенности территорий обоих государств, а также на выполнение данными государствами целого комплекса союзнических обязательств, выражающихся в предоставлении своевременной военной помощи государству-партнеру по договору в случае нападения на одну из договаривающихся сторон какого-либо иного государства или в случае внутреннего восстания в одном из данных государств.

Кроме того, в качестве жеста доброй воли и определенного политического «сигнала» обе стороны взяли на себя обязательство выдавать союзной державе всех перебежчиков. Через некоторое время после заключения данного договора его положения были в еще большей степени закреплены женитьбой Рамсеса Второго на старшей дочери царя Хаттусили.

Определенные правовые нормы, посвященные правовому регулированию вопросов, относящихся в настоящее время к пространству международного права, входили и в законодательство Древних Индии и Китая.

Так, индийские «Законы Ману» содержали в себе обычаи ведения войны, правовые аспекты положения пленных и раненых на войне и другие юридические положения международно-правового характера.

Рассмотрение вопросов о действенности международных договоров и применении международных санкций содержится в работах древнекитайских авторов Лао-цзы (VI в. до н.э.), Конфуция (VI-V вв. до н.э.) и Мо-цзы (V в. до н.э.).

Необходимо подчеркнуть, что международно-правовые акты периода Древнего мира отличались:

  • 1) минимальным числом субъектов (авторов) данных договоренностей;
  • 2) примитивным уровнем юридической техники заключавших данные договоренности субъектов международных отношений, что выражалось в стремлении к весьма часто не слишком логичному по смысловому назначению, детализированию некоторых моментов, а также в несвойственной для современных политико-юридических документов «напыщенности» выражений и формулировок;
  • 3) высоким значением религиозных и моральных составляющих (компонентов) данных договоренностей для заключавших их сторон, что проявлялось, например, в неизменном включении в тексты международно-правовых договоров различных обязательств (клятв) религиозного характера.

При этом основной особенностью международно-правовых отношений в древнейший период человеческой истории стало то обстоятельство, что основными субъектами этих отношений выступали заключавшие в своей персоне всю полноту политической, религиозной и правовой власти различные правители (вожди, цари, императоры, фараоны).

Таким образом, получившая впоследствии в человеческой истории название «суверенитет» определяющая политическая и правовая ценность в большинстве государств Древнего мира принадлежала именно правителям, а не народу или какому-либо государственному образованию.

Удивительными исключениями на общем фоне государственных и племенных образований Древнего мира стали Древнегреческие государства-полисы (Афины, Спарта, Коринф и др.), а также Римское государство (начиная с периода Римской Республики - 509 г. до н.э.).

В данных государствах уже за много столетий до нашей эры установилось политико-правовое понимание того, что субъектом мировой политики и международных отношений являются свободные граждане государства-полиса - греки-собственники, участвующие в его управлении (например, в Афинах), а также обладающий полнотой политической власти римский народ (Римская республика), а не некий один правитель как бы сверхъестественного происхождения (как, например, фараон в Египте).

Греческая и римская цивилизации очень многое дали миру политики и права. В пространстве международных отношений Древняя Греция стала первым регионом земного шара и, одновременно, первой цивилизацией, в которой получила распространение практика создания относительно устойчивых политико-военных и политико-экономических союзов между рядом государств (субъектов) международных отношений.

Данные союзы организовывались Древнегреческими государствами с целью противостояния военным, политическим и экономическим интересам конкурирующих государственных образований. Они являлись своеобразными прообразами таких современных субъектов международных отношений, как международные межправительственные организации. Таким союзом был, например, созданный в V в. до н.э. для геополитического противостояния персам Афинский морской союз.

Римская республика и, впоследствии, империя обогатили человечество совершенным юридическим аппаратом, правовыми институтами и целыми отраслями права; развитой правовой техникой; самим правовым образом мысли как таковым.

В пространстве международного права Рим стал автором концепции международно-правовой субъектности римского народа (естественно, созданное в Риме данное политико-правовое представление формально «концепцией международно-правовой субъектности» не называлось, это уже современная формулировка, но она вполне передает отношение римлян к вопросу о правах и предназначении римского народа).

Именно в Риме уже к III в. до н.э. были разработаны и тщательно выверены процедуры ведения международных переговоров и приема иностранных послов (т.е. были заложены основы права внешних сношений и основных составных частей последнего - дипломатического и консульского права, активно действующих до сих пор в системе современного международного права).

Рим первым в истории человечества ввел практику обязательного заключения международных договоров с побежденными в ходе военных действий государственными и племенными образованиями, что позволяло безболезненно и как бы с их добровольного согласия «включать» данных субъектов мировой политики (вместе с территориями данных образований и их населением) в политическое и правовое пространство Римского государства.

Также в Римском государстве (и вновь это стало абсолютной новацией для всего человечества) была создана составленная для разрешения конфликтов и противоречий между иностранцами и римлянами особая правовая система «права народов» (лат. jus gentium ), благодаря активности Рима как центра международной политики того времени ставшая необходимой частью единой системы римского права. Комплекс «права народов» стал первым примером законодательного регулирования положения иностранных граждан в каком- либо государстве, основательно и надолго вошедшим в законодательство этого государства.

В Средние века международное право не получило по-настоящему существенного развития в смысле улучшения юридической техники и универсализации действия международно-правовых отношений и договоренностей, что было обусловлено катастрофой политического гегемона Римского государства, а также регионально-феодальными тенденциями в жизни раннехристианских государств и политических объединений.

Единственным по-настоящему универсально ориентированным «игроком» в политико-правовом пространстве средневекового христианского мира стала Римская Католическая церковь, однако и она в данный период времени была настроена скорее на религиозно-идеологический диктат, чем на достижение неких договоренностей (при этом, в политику в международном масштабе в период Средневековья вмешивалась активно).

Действующими субъектами международного права в Средние века были сюзерены (монархи), а также наиболее значительные по своему положению и возможностям феодалы. Сюзерены могли самостоятельно определять цели и задачи проводимой ими политики, подтверждая определенные договоренности с другими сюзеренами заключением с последними различных договоров и соглашений.

Необходимым условием такого положения вещей был принцип суверенного качества (суверенности) крупного собственника благородного происхождения во всех политических и международно-правовых вопросах. Население государственных образований того времени не обладало суверенитетом и находилось в зависимом положении от сюзерена.

Вместе с тем необходимо отметить, что в средневековый период человеческой истории не стояло на месте развитие переговорных традиций, международных экономических отношений (в первую очередь международной торговли), а также дипломатического оформления процессов начала и окончания военных кампаний; создание военно-политических союзов (пусть и очень локального и кратковременного характера), что объективно подготавливало почву для последующей организации единой системы международного права.

В Средние века, в тогдашней христианской Европе, развивались:

  • 1) международное морское право;
  • 2) право внешних сношений;
  • 3) в некоторой степени - международное экономическое право.

Активную международно-политическую деятельность в годы Средневековья вела также Восточная Римская империя (Византия). Правовая сфера жизни данного (весьма развитого и состоятельного, для того времени, в политическом и правовом отношениях) государственного образования, в том числе и в пространстве международного права, функционировала с сохранением многих традиций права Римского государства (хотя фактическая правосубъектность римского народа в том смысле и виде, в каком она существовала в Древнем Риме, в Византии была, во многом, утрачена). Активные международные отношения связывали Византию и со славянскими государственными и племенными образованиями, особенно с Киевской Русью.

Достаточно активно в пространстве исламского мира развивали международно-правовые отношения средневековые арабские государства. Идеологической и правовой базой для выстраивания международно-правовых отношений служили для арабских государств исламские религиозные положения, в первую очередь, непосредственно установки и догмы Корана. Развитие исламского (в первые столетия после возникновения данной религии это относится (преимущественно) к арабским государствам Ближневосточного региона) международного права началось с VII в. н.э.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие ставшие известными современной науке международно-правовые договоренности возникли раньше всего?
  • 2. Каковы основные особенности международно-правовых актов периода Древнего мира?
  • 3. Кому в государственных образованиях Древнего мира принадлежала вся полнота политической, религиозной и правовой власти (суверенитет)?
  • 4. Что за новации принесли греческая и римская цивилизации в международно-правовое пространство?
  • 5. Что вам известно о «праве народов» {jus gentium)?
  • 6. Каким образом осуществлялось правовое регулирование международных отношений в Средние века?

Обязательная литература

  • 1. История международных отношений: Учеб, пособие / Под ред. Г.В. Каменской, О.А. Колобова и Э.Г. Соловьева. - М., 2007.
  • 2. Международное право: Учебник для вузов/Отв. ред. Г.М. Мелков. - М., 2011.
  • 3. Шумилов В. М. Международное право: Учебник. - М., 2008.

История становления и развития международного права достаточно исследована в отечественной правовой науке. В учебной литературе историческим вопросам отводится много внимания. Ряд учебников содержит подробные разделы о возникновении и развитии международного права.

В советской литературе по международному праву периодизация его развития давалась, исходя из формационного подхода (международное право в период рабовладельческого строя, международное право в период феодального строя, международное право в период капитализма, международное право в период социализма). В новейшей учебной литературе делаются попытки отхода от формационной периодизации развития международного права. Так, в учебнике под редакцией Г.В. Игнатенко и О.И. Тиунова в основу периодизации положены важнейшие вехи становления международного права (период Древнего мира, период от падения Римской империи до Вестфальского мира, период от Вестфальского мира до Гаагских конференций мира, от Гаагских конференций мира к созданию ООН и формированию современного международного права).

На наш взгляд, периодизацию истории развития международного права можно представить в виде четырех периодов:

1. Доклассический период развития международного права (период Древнего мира и Средних веков). Возникновение международного права связано с появлением государств и зарождением системы отношений между ними. В период Древнего мира особенностью межгосударственных отношений был очаговый характер. Зарождение международно-правовых институтов происходило в тех районах, где возникали цивилизации (долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей).

Международные нормы, регулировавшие отношения между государствами в этих регионах, первоначально носили религиозный и обычно-правовой характер. В данный период зарождаются институты будущих законов и обычаев войны; права международных договоров, посольского права, межгосударственных союзов.

В Средние века (VI-XVI вв.) силу исторических условий главным регионом, где была подготовлена почва для создания международного права, оказалась Европа. В период Средневековья накопились значительные традиции в сфере дипломатических отношений, переговорной практики, международной торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны. Важнейшей вехой в развитии международного права стал Вестфальский трактат 1648 г., заключением которого завершилась тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливалась система европейских государств, принцип политического равновесия, впервые была сформулирована декларативная теория признания, положено начало формированию понятия «суверенитет».

В Средние века возникает наука международного права. Ее основоположником принято считать Гуго Гроция, который в 1625 г. издал труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы международного права.

2. Период классического международное право. Большой шаг вперед в развитии международного права был сделан Великой французской революцией. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. и Конституция 1791 г., созданные на основе естественно-правовой концепции, явились побудительным мотивом для утверждения новых международно-правовых норм (принципа невмешательства во внутренние дела других государств, территориального верховенства, соблюдения международных договоров, принцип суверенитета народа). Основами внешней политики Франции были провозглашены «всеобщий мир и принципы справедливости», отказ от всякой войны с целью завоевания.

В данный период идет активное формирование международного гуманитарного права. Уже в Утрехтском трактате 1713 г. регулировался вопрос о защите собственности мирного населения. Существенные изменения произошли в правилах военной оккупации. В 1864 г. принимается Женевская конвенция о больных и раненых, а в 1868 г. по инициативе России подписывается Декларация о запрещении разрывных пуль.

Существенное влияние на международное право этого периода оказал ряд международных конгрессов и конференций. Так, Венский конгресс 1814-1815 гг. способствовал возникновению статуса постоянного нейтралитета Швейцарии, запрещению работорговли, развитию понятия международной реки, установлению рангов дипломатических представителей.

Международное право в данный период стало необходимым регулятором значительного объема международных отношений. Однако действие большинства прогрессивных норм международного права распространялось только «цивилизованные государства». Государства Востока не входили в их число.

3. Переход от классического к современному международному праву (1899 -1946 гг.).

Начало этому периоду дали Гаагские конференции мира. Участники первой из них (1899 г.) обсудили вопрос о неувеличении вооружений и подписали ряд деклараций (Декларация о неупотреблении снарядов, имеющих единственным назначением распространять удушающие или вредоносные газы, Декларация о неупотреблении сворачивающихся или сплющивающихся пуль, Декларация о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров, Конвенция о мирном урегулировании споров).

На второй Гаагской конференции (1906-1907) было принято 10 новых конвенций и пересмотрены три акта 1899 г., которые касались вопросов мирного разрешения международных споров, порядка открытия военных действий, законов и обычаев сухопутной и морской войны, запрещение использовать некоторые виды оружия и др.

Важнейшей вехой этого периода стало создание первой международной организации универсального характера - Лиги Наций. Это была первая всеобщая политическая организация, призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами. Ее уставный документ – Статут исходил из цели поддержания международных отношений, основанных на справедливости и чести. Лигу Наций можно с полным правом считать прологом Организации Объединенных наций.

На англо-советско-американской конференции 1943 г. в Москве было принято решение о необходимости учреждения всеобщей международной организации, основанной на принципе суверенного равенства. В июне 1945 г. Конференция Организации Объединенных Наций (ООН) в Сан-Франциско приняла Устав ООН, который положил начало современному международному праву.

4. Современное международное право. Фундамент современного международного права был заложен Уставом ООН. В политическом плане положения Устава отражали новое мышление. В основу международного права был положен принцип сотрудничества. Он предписывал отказ от доминировавшей на протяжении веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права. Одной из самых типичных черт современного международное право является утверждение в нем прав человека. Из совокупности норм международное право превратилось в систему на базе единых целей и принципов.

1.2. Международное право: понятие, особенности и функции

Международное право - это особая правовая система, отличная от систем, существующих в конкретных государствах. Оно призвано посредством юридических норм регулировать международные (прежде всего межгосударственные) отношения.

Особенности международного права можно проследить при его сравнении с внутригосударственным правом.

Общими чертами, присущими международно-правовой и внутригосударственной правовым системам следует признать следующее:

Обе правовые системы призваны регулировать правовые отношения.

Они имеют сходную структуру. Первичным элементом каждой из систем является норма права. Нормы права объединяются в институты, подотрасли и отрасли права.

И в международном, и во внутригосударственном праве используются практически одни и те же одни юридические определения и конструкции, обладающие в каждой из систем своей спецификой.

В основе разграничения международно-правовой и внутригосударственной правовых систем лежит предмет правового регулирования, процесс нормообразования, способ реализации норм, субъектный состав, формы объективирования юридических норм и другие характеристики.

Одним из основных отличий международного и внутригосударственного права является предмет правового регулирования . Внутригосударственное право призвано регулировать отношения между субъектами национального права в пределах юрисдикции соответствующего государства. Предметом регулирования международного права являются межгосударственные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования нескольких государств.

Существенно отличается и процесс образования норм в международном праве. Нормы внутригосударственного права создаются национальными органами государств. Адресаты норм в их создании участия, как правило, не принимают. В международных отношениях нет органа, подобного законодательному национальному органу, который издавал бы правовые нормы, обязательные для государств. Нормы же международного права создаются самими его субъектами (прежде всего государствами) путем соглашения, сущностью которого является согласование «воль государств относительно признания того или иного правила в качестве нормы международного права». Такая особенность делает процесс нормообразования в международном праве гораздо более сложным по сравнению с процессом нормообразования в национальном праве отдельных государств.

Отличается от внутригосударственного и способ реализации норм международного права. Нормы национального права устанавливаются государством и обеспечиваются его принудительной силой. В международных отношениях над государством нет властных образований. Никто не вправе установить правила поведения субъектов международно-правовой системы. Норма международного права является результатом согласования воль государств, которые обязуются добровольно ее выполнять. Добровольное соблюдение международно-правовых обязательств составляет одну из характерных черт международного права как особой правовой системы. Вместе с тем в необходимых случаях обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами международного права (индивидуально или коллективно).

Различается и перечень субъектов международного и внутригосударственного права. В общей теории права признано, что субъект права – это лицо, поведение которого регулируется нормами данной правовой системы. Субъектами внутригосударственного права являются физические и юридические лица, органы государства, должностные лица и т.д. Субъектами международного права признаются суверенные государства, государственно-подобные образования, нации и народы, борющиеся за создание самостоятельного государства, международные организации. Важной особенностью международного права, как особой правовой системы, является то, что его субъекты не только адресаты международно-правовой нормы, но и ее создатели.

Нормы международного и внутригосударственного права существуют в различных юридических формах внешнего выражения (источниках) . Внутригосударственные нормы сформулированы в виде законов, указов, постановлений, приказов и т. п. Международно-правовые - в виде международных договоров, международно-правовых обычаев, решений международных организаций, актов международных конференций и совещаний. Источники международного права едины по своей природе: в их основе лежит соглашение субъектов. Специфика международного права проявляется в том, что его субъекты, согласуя свои интересы, определяют не только содержание международно-правовых норм, но внешнюю форму их существования.

Функции международного права.

Координирующая - с ее помощью субъекты международного права устанавливают стандарты поведения между собой.

Регулятивная - нормы международного права призваны регулировать правоотношения, возникающие в межгосударственной системе.

Обеспечительная – международное право содержит нормы об ответственности, побуждающие субъектов международного права следовать общепринятым международно-правовым нормам.

Охранительная - существуют механизмы, защищающие законные права и интересы субъектов международного права.

1.3. Соотношение международного и внутригосударственного права: доктрины, механизмы воздействия

Международное и внутригосударственное право - это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы. Они находятся в постоянном взаимодействии, осуществляя взаимное влияние друг на друга.

Проблеме соотношения и связи между системами международного и национального права в правовых исследованиях уделено не мало внимания. Главными аспектами проблемы соотношения международного и внутригосударственного права являются:

1) проблема самостоятельности систем международного и внутригосударственного права по отношению друг к другу; 2) проблема фактического взаимодействия правовых систем, т.е. влияние национального законодательства государств на становление и развитие принципов и норм международного права, с одной стороны, и влияние международного право на внутригосударственное право, с другой; 3) проблема установления приоритета между нормами международного и внутригосударственного права.

Существуют различные доктрины соотношения международного и внутригосударственного права. Среди них можно выделить два основных направления дуалистическое и монистическое .

Дуалистическая теория основывается на разграничении международного и национального права, их неподчинении друг другу, но взаимодействии.

Монистические концепции , напротив, исходят из соединения международного и внутригосударственного права в единую правовую систему и лишь в зависимости от того, какая часть преобладает - различают примат внутригосударственного или международного права.

Отечественная международно-правовая доктрина и законодательство РФ в целом придерживаются дуалистической концепции соотношения международного и национального права. В отечественной правовой науке международное и внутригосударственное право рассматриваются как самостоятельные правовые системы, отличающиеся методами нормотворчества, формами существования правовых норм, правоприменительной практикой, но взаимосогласованные и взаимодействующие.

Влияние внутригосударственного права на формирование и осуществление норм международного права проявляется в следующих основных моментах:

в воздействии сложившихся во внутригосударственной сфере принципов и норм на международное право в рамках его нормообразования;

в рецепции и активном использовании в международном праве основных правовых формул внутригосударственного права;

в повышении эффективности существующих международно-правовых норм под воздействием национального права.

Международное право ,в свою очередь, влияет на развитие национального законодательства. Ряд исследователей полагает, что это воздействие осуществляется, прежде всего, путем инкорпорации – прямого включения в текст закона положений международного договора; рецепции – заимствования национальным законодательством, правовых категорий, рожденных международным правом, и путем трансформации международно-правовых норм в национальные законы и подзаконные акты. При этом выделяют две системы трансформации:

прямая , согласно которой заключенный государством и вступивший в силу договор непосредственно обретает силу закона;

опосредствованная , когда правила договора обретают силу норм внутреннего права лишь в результате издания законодательным органом специального акта.

Сторонники концепции трансформации полагают, что норма международного права создает права и обязанности лишь для его субъектов, то есть прежде всего для государств. Органы государства, его физические и юридические лица непосредственно нормам международного права не подчиняются. Чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне, осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальные законы.

В настоящее время, когда традиционная конструкция международного права как права исключительно межгосударственного ломается, концепция трансформации подвергается критике. Ее оппоненты вполне обоснованно замечают, что, во-первых, трансформация означает прекращение существования «трансформируемого» явления, но международным договорам такая судьба не присуща; во-вторых, что на стадии правоприменения взаимодействие двух правовых систем, заменяется единоличным действием внутригосударственной правовой системы.

Воздействие международного права на право внутригосударственное проявляется не в трансформации международно-правовых норм во внутригосударственные, а в приведении национального законодательства в соответствие со вступившими в силу договорами, в усвоении демократических стандартов, выработанных международным правом.

В целом же взаимодействие правовых систем международной и национальной проявляется в согласованном регулировании отношений, относящихся к совмещенному предмету регулирования.

Loading...Loading...