Система финансового права состоит из. Система финансового права, ее составляющие

Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность, группируются внутри отрасли в соответствующие правовые институты и подотрасли. Подотрасли финансового права представляют собой систему взаимосвязанных правовых норм, объединенных внутренним единством, принципами и спецификой регулирования. Правовые институты - это группы правовых норм, регулирующих однородные видовые отношения внутри подотрасли, а также отношения, существующие самостоятельно. Порядок расположения подотраслей и институтов внутри отрасли права обусловлен самой системой общественных отношений в сфере финансовой деятельности.

Финансовое право состоит из двух частей - Общей и Особенной. В структуру Общей части входят нормы, регулирующие прин-ципы, формы и методы финансовой деятельности, систему и компе-тенцию государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность. К Общей части финансового права относятся нормы, определяющие правовое положение субъектов финансовых право-отношений, а также характеристику и содержание самих финансовых правоотношений. Отдельным самостоятельным институтом Общей части является институт финансового контроля, в который входят правовая характеристика видов и методов финансового контроля, система финансово-контрольных органов и их полномочия.

Особенная часть финансового права состоит из расположенных в строгой последовательности подотраслей и институтов. Основным и самым крупным разделом (подотраслью) финансового права является бюджетное право, поскольку именно бюджетное право регулирует отношения по формированию, распределению и использованию всех видов бюджетных фондов, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления. Бюджетное право включает в себя и ряд правовых институтов, таких как институт государственных доходов, институт государственных расходов, институт финансирования дефицита бюджета. Отдельным блоком норм регулируются отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения федерального закона о бюджете. Правовой институт составляют финансово-правовые нормы, действую-щие в области государственного кредита, который также включается в систему бюджетного права.

В финансовом праве выделяются нормы, регулирующие порядок установления и взимания налогов и сборов, объединенные в подотрасль налогового права. Данная подотрасль тесно взаимосвязана с бюджетным правом, поскольку система налогов и сборов является составной частью доходов государства. В то же время на-логовое право имеет целый комплекс самостоятельных норм, регу-лирующих отношения по исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов, защите прав налогоплательщиков и др.

Как правовой институт и как подотрасль финансового права можно рассматривать страховое право, особенностью которого является то, что денежные средства, формирующиеся в процессе осуществления страховой деятельности, аккумулируются в централизованные и децентрализованные фонды.

Особым институтом финансового права является институт финансов предприятий, в котором финансово-правовые нормы уста-навливают порядок формирования фондов предприятий и регулируют всю их финансово-хозяйственную деятельность.

В Особенную часть включается и институт банковского кредита, выступающий элементом банковской системы государства и регулируемый специальными нормами, которые являются составляющими подотрасли банковского права. Для осуществления банковской деятельности большое значение имеет порядок расчетов, установленный в государстве. Группа норм, регулирующая рас-четные отношения, составляет отдельный финансово-правовой институт.

Финансовая деятельность основана на деньгах и денежном об-ращении, поэтому в систему финансового права входят институт денег и денежного обращения, а также валютное право. Присутствие на финансовом рынке иностранной валюты имеет большое значение для государства, поскольку это существенно влияет на устойчивость национальной денежной единицы и способствует развитию внешнеэкономической деятельности, являющейся составной частью финансовой деятельности. В государственном кредите, финансах предприятий, денежном обращении и валютном праве особое значение приобретают нормы института рынка ценных бумаг.

Система финансового права отражает существующую финансовую систему государства. Такое единение обусловлено не только схожестью элементов (институтов), но и отношениями, возникающими внутри этих элементов и между ними. Поэтому в Общей части финансового права закрепляются понятия и специфика финансовой деятельности, особенности финансово-правовых норм, финансовые правоотношения и их участники, а также си-стема органов финансового контроля. В Особенной части последовательно расположены подотрасли и финансово-правовые институты, являющиеся базой для изучения финансового права.

Которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Классификация финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу – она зависит от особенностей регулируемых отношений. Несмотря на это, на построение системы финансового права , группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Система российского финансового права – это объективно обусловленное системой финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права находит своё отражении финансовая система РФ как объективно существующая. В Общей части получило своё отражение единство финансов . К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие положения: основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований ; систему государственных органов , осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; организация финансового контроля , его формы и методы и другие финансово-правовые нормы, которые распространяют своё действие на финансовую деятельность государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нижеуказанных разделов и подотраслей (бюджетное право и налоговое право), включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты (банковский кредит , государственные доходы). Указанные выше подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии БК РФ и НК РФ.

Все подразделения представляют собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов (Налоговое право – налог на добавленную стоимость, ответственность за нарушение налогового законодательства и др.).

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

  • бюджетной системы;
  • внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;
  • финансов государственных и муниципальных предприятий ;
  • государственных и муниципальных доходов;
  • налоги и сборы;
  • государственного и муниципального кредита;
  • организации страхования ;
  • государственных и муниципальных расходов ;
  • банковского кредитования;
  • денежного обращения и расчетов;
  • валютного регулирования.

По отдельным частям данной отрасли и в логически правильном расположении этих частей.

Система финансового права есть такое распределение норм финансового права по группам и их построение в определенной последовательности, которые позволяют наглядно увидеть эти группы в их единстве. Иначе говоря, система финансового права есть научно организо­ванная совокупность правовых норм, распределенных по подотрас­лям и правовым институтам, которые образуют отрасль - финансо­вое право.

Система финансового права решает две практические задачи:

    • помогает ориенти­роваться в данной отрасли при ее изучении;
    • помогает кодифицировать финансовое законодательство на основе правильного распределения нормативного мате­риала.

Подотрасль в финансовом праве - это относительно самосто­ятельное укрупненное подразделение финансового права, состоя­щее из компактной массы взаимосвязанных и распределенных по правовым институтам норм права. Подо­трасль в финансовом праве - это крупная часть отрасли, включаю­щая в свой состав ряд правовых институтов.

Подотрасли финансового пра­ва :

  1. эмиссионное право;
  2. бюджетное право;
  3. налоговое право;
  4. банковское (публичное) право;
  5. финансово-контрольное право.

Правовой институт в финансовом праве - это первичное само­стоятельное структурное подразделение данной отрасли, где право­вые нормы группируются по их юридическому содержанию.

Таким образом, нормы финансового права образуют финансо­вое право как целостное нормативное образование не непосред­ственно, а через правовые институты, которые в одних случаях сводятся в подотрасли финансового права, в других выступают как самостоятельные подразделения отрасли.

Предметный критерий выделяет следующие самостоятельные правовые институты финансового права:

  • государственного кредита;
  • лотереи;
  • ценных бумаг;
  • страхового права;
  • финансов предприятий и учреждений всех форм собственно­сти и т.д.

Распределение финансово-правовых норм по подотраслям и пра­вовым институтам обусловливает их построение в два уровня: на первом - подотрасли финансового права, за ними - самостоятельные правовые институты.

Подотрасли финансового права

Подотрасли составляют основу финансового права.

Эмиссионное право как подотрасль - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денежных знаков и организацию:

  • наличного денежного обращения;
  • безналичного денежного обращения;
  • ведения кассовых операций;
  • обращения ценных бумаг;
  • обращения .

Для эмиссионно-правовых норм характерны две особенности:

  1. они регулируют общественные отношения в первичной и специфической сфере финансовой деятельности государства - в сфере эмиссионной деятельности;
  2. эти нормы содержатся в нормативных актах, принимаемых главным образом на фе­деральном уровне.

Основными субъектами эмиссионной деятельности являются ЦБ РФ и его структурные подразделения на местах, а также кредит­ные (банковские) учреждения. Эмиссионное право как подотрасль входит в состав финансового права через банковское (публичное) право, является его крупным и самостоятельным ответвлением, ко­торое закреплено на конституционном уровне в ст. 75 Конститу­ции РФ.

Налоговое право - важнейшая часть финансового права наряду с бюджетным правом, также принадлежащая к ведущим подотраслям. Представляет собой совокупность правовых норм, которые регули­руют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обяза­тельных платежей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Налоговое право - публичное право, нормы которого на­правлены на защиту общего блага, наиболее тесно связаны с полно­мочиями и организационно-властной деятельностью государства.

Бюджетное право - важнейшая часть финансового права, его ведущая подотрасль. Представляет собой совокупность правовых норм, определяющих понятие бюджета, его структуру и бюджетную классификацию, бюджетное устройство страны и каждого субъек­та РФ, регулирующих общественные отноше­ния по образованию бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, регламентирующих бюджетный процесс.

Бюджетное право как подотрасль финансового права складыва­ется из ряда правовых институтов:

  • единого бюджета, дифференцированного на общую и со­циальную части;
  • бюджетной классификации;
  • бюджетного устройства;
  • бюджетных прав;
  • бюджетного процесса;
  • сметно-бюджетного финансирования (расходного права);
  • бюджетной ответственности.

Нормы бюджетного права содержатся в различных нормативных актах, но в основном - в БК РФ.

Банковское публичное право - другая важная подотрасль фи­нансового права, которая включает в себя правовые нормы, регла­ментирующие публично-правовую деятельность ЦБ РФ.

В соответствии с Законом о Банке России это деятельность в сферах:

  • монопольного осуществления Банком России эмиссии на­личных денег и организации денежного обращения, а также безналичного обращения;
  • обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения рас­четов по поручению уполномоченных органов исполнитель­ной власти, на которые возложено исполнение бюджетов;
  • осуществления валютного регулирования и валютного конт­роля;
  • осуществления надзора за деятельностью кредитных органи­заций и банковских групп.

Круг финансовых отношений, регулируемых банковским (пуб­личным) правом, вполне широк, чтобы это право могло быть назва­но подотраслью. Достаточно сказать, что в него входит ряд право­вых институтов: банковского надзора за кредитными организация­ми, расчетных отношений, валютного права, ценных бумаг.

Финансово-контрольное право представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность специальных орга­нов по контролю за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы и финансовой деятельностью органов исполнительной вла­сти, предприятий и учреждений всех форм собственности.

Правовые институ­ты финансового права

Правовые институ­ты в системе финансового права по своему содержанию являются комплексными институтами, включающими как нормы финансового права, так и нормы других отраслей права, прежде всего гражданского. К ним отно­сятся правовые институты:

  • государственного кредита (долга);
  • лотерейного дела;
  • страхового права;
  • финансов предприятий всех форм собственности;
  • валютных операций;
  • рынка ценных бумаг;
  • бухгалтерского учета;
  • правового регулирования инвестиций.

Хотя названные институты являются смешанными по составу, они дополняют систему финансового права, придавая ей завершен­ность и целостность.

Являясь составной частью единой системы национального права, финансовое право само представляет сложную систему, складывающуюся в процессе дифференциации и интеграции входящих в его состав правовых норм.

Несмотря на то, что в настоящее время многие институты финансового права как отрасли права приобрели в научных кругах устоявшийся характер, по-прежнему можно считать незаконченным структурирование финансового права. Являясь, пожалуй, самой динамично развивающейся отраслью права, финансовое право перманентно находится в процессе как выделения, так и включения в него самостоятельных законодательных массивов, что приводит к «размыванию» границ финансовых правоотношений.

Финансовое право является сложным правовым образованием, включающим большое количество правовых норм, что вызывает потребность во внутреннем его структурировании, т.е. в существовании в виде определенной системы. Система финансового права - это его внутреннее строение, объединение финансово-правовых норм в определенной последовательности, обусловленной системой общественных отношений, складывающихся в сфере финансового деятельности государства.

Следует отметить, что классическое деление финансового права на Общую и Особенную части впервые было предложено Р.О. Халфиной, которая различала общую и специальную части данного правового образования, состоящих, в свою очередь, из соответствующих разделов [Халфина Р.О. К вопросу о предмете и системе советского финансового права // Вопросы административного и финансового права. – М., 1952. – С. 201 ].

В то же время в советский период развития финансового права существовала точка зрения, отрицающее выделение Общей и Особенной частей финансового права. Например, Е.А. Ровинский в рамках определенных достижений дискуссии о системе права (разрешение проблемы правового института (вообще) и смешанного (комплексного) института, в частности), построение системы финансового права осуществлял посредством выделения двух видов юридических институтов: 1) единые институты, охватывающие своим регулированием весь комплекс отношений, подлежащих финансово-правовому воздействию; 2) смешанные (комплексные) институты, в которых данный комплекс финансовых отношений, в порядке последовательности их возникновения, регулируется не только финансовым правом, но и другими отраслями [Ровинский Е.А. Основные вопросы теории советского финансового права. – М., 1960. – С. 92 ].



В свое время, при построении системы финансового права Т.С. Ермакова отказалась от общепринятой градации финансового права на общую и особенную части, предложив его деление на три правовые подотрасли (система норм, регулирующих отношения в области финансов предприятий и отраслей хозяйства; система норм, регулирующих общегосударственные финансы; система норм, регулирующих отношения в области кредита), в рамках которых происходит дальнейшее их структурирование на правовые институты [Ермакова Т.С. О системе советского финансового права // Правоведение. – 1975. – № 2. – С. 76 ].

В настоящее время К.С. Бельский, отказавшись от деления финансового права на Общую и Особенную части, распределение финансово-правовых норм осуществляет по подотраслям (бюджетное право, налоговое право, банковское (публичное) право, финансово-контрольное право) и правовым институтам (государственные кредит, лотереи, ценные бумаги и комплексные институты) [Бельский К.С. Система финансового права // Финансовое право: учебник / Под ред. С.В. Запольского. – М., 2006. – 47–49 ].

Современный период развития финансового права характеризуется практически единообразным подходом в вопросе структурирования Общей части финансового права, к которой относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы, методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, а также отношения в сфере финансового контроля.

В то же время некоторые авторы отвергают существование у финансового права Общей части в рамках процессов, происходящих внутри финансового права по обособлению бюджетного и налогового права и трансформации финансового права в некое комплексное правовое образование. Так, Н.А. Шевелева считает, наличие двух самостоятельных образований в системе финансового права (бюджетное и налоговое право) не позволяет говорить о существовании Общей части финансового права в традиционном ее понимании. Отнесение к Общей части норм, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля, весьма проблематично. Во-первых, не существует нормативных актов, которые закрепляли бы формы и методы финансовой деятельности государства, во-вторых, не существует абстрактного финансового контроля, а есть налоговый или бюджетный, в-третьих, бюджетное и налоговое право имеют свои общие части [Шевелева Н.А. Финансовое право: новый этап развития // Правоведение. – 2002. – № 5. – С.11–12 ].

Некоторые ученые допускают инвариантность при выделении конкретных институтов Общей части финансового права, предлагая существенным образом ее скорректировать. Так одни авторы относят к Общей части вопросы регулирования зарубежных финансовых институтов [Финансовое право: учебник / Под ред. М.М. Рассолова. – М., 2001. – С. 14–15; Горбунова О.Н., Грачева Е.Ю. Система финансового права // Финансовое право: учебник / Отв. ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. – 2-е изд. – М., 2007. – С. 29 ]. Отдельные автора скептически относятся по поводу включения Общую часть финансового права финансового контроля в контексте первичности финансовой деятельности, после осуществления которой и должны осуществляться контрольные мероприятия [Бельский К.С. История создания кафедры финансового права / Международная научно-практическая конференция «Финансовое право в условиях рынка в ХХI веке» // Государство и право. – 2005. – № 4. – С. 108–109 ]. Развивая данную мысль, Е.М. Ашмарина считает целесообразным рассматривать финансовый контроль в виде комплексного внутриотраслевого раздела, включающего институты общей и особенной частей финансового права; при этом к общей части должны относится нормы, устанавливающие общие положения и начала в области финансового контроля, а к особенной – нормы, регулирующие методы и процедуры отдельных видов финансового контроля (бюджетного, налогового, валютного, банковского и др.) [Ашмарина Е.М. Структура финансового права РФ на современном этапе // Государство и право. – 2004. – № 9. – С. 91 ]. Такой же позиции придерживаются и другие ученые [Клещенко Ю.Г., Савченко М.М. Место и роль государственного финансового контроля в общей системе российского финансового права // Финансовое право. – 2003. – № 4. – С. 7 ].

А.И. Худяков полагает, что Общая часть финансового права имеет финансово-правовой институт «Правовые основы денежной системы», устанавливающий денежную систему страны и обеспечивающий ее надлежащее функционирование в интересах общества и государства. При этом объектом регулирования данного института выступают три основные элемента: сама структура денежной системы; финансово-правовые аспекты организации денежного обращения; валютное регулирование [Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. – Алматы, 2001. – С. 157–158 ]. Данный автор относит к Общей части финансового права финансовое устройство страны, которое включает в себя три взаимосвязанных друг с другом компонента (финансовую систему государства как совокупность государственных денежных фондов, выраженных соответствующим финансово-экономическим институтом; систему финансовых органов государства; финансовое регулирование), а также управление в области финансов которое как институт финансового права определяет систему финансовых органов государства и устанавливает их компетенцию [Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Общая часть. Алматы: ТОО «Баспа», 2001. С. 179–192 ].

Вопросы структурирования Особенной части являются продолжением дискуссии о круге тех общественных отношений, которые составляют предмет финансового права, в силу чего можно также вести речь о широкой и узкой трактовке Особенной части финансового права.

При узком подходе в Особенную часть финансового права включаются финансово-правовые нормы, которые не вызывают сомнения в их отраслевой принадлежности (например, бюджетное право), а нормы, которые вызывают определенные сомнения, группируются в достаточно крупные финансовые институты, в свою очередь, требующие научной аргументации их принадлежности к финансовому праву (например, валютное право). А.А. Тедеев, В.А. Парыгина справедливо отмечают, что структурные подразделения (институты, субинституты) особенной части финансового права в большинстве работ группируются в четыре подотрасли (раздела) финансового права: бюджетное право; налоговое право, право денежного обращения и валютное право [Тедеев А.А., Парыгина В.А. Финансовое право: учебник. – М., 2004. – С. 26 ]. В развитие данного подхода предлагается исключить часть правовых институтов, которые ранее входили в финансовое право. Так, Д.В. Винницкий в контексте рассмотрения процессов, характеризующих современный этап развития финансового права, говорит о выходе из сферы финансово-правового регулирования ряда институтов, ранее в нее включавшихся (банковское, страховое, валютное, правовое регулирование расчетов, рынка ценных бумаг, финансов государственных и муниципальных предприятий [Винницкий Д.В. Предмет и система финансового права на современном этапе // Правоведение. – 2002. – № 5. – С. 41–42 ].

Широкий подход предполагает включение в Особенную часть как традиционных финансово-правовых институтов, так и тех которые многими авторами рассматриваются в качестве самостоятельных, отличных от финансового права, правовых образований. Так Н.И. Химичева полагает, что в Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: бюджетной системы; внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; финансов государственных и муниципальных предприятий; государственных и муниципальных доходов; государственного и муниципального кредита; организации страхования; государственных и муниципальных расходов; банковского кредитования; организации денежного обращения и расчетов; валютного регулирования; государственного регулирования финансового рынка (рынка финансовых услуг) [Химичева Н.И. Система и источники финансового права // Финансовое право: учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. – 4-е изд. – М., 2008. – С. 61 ]. Г.А. Тосунян и А.Ю. Викулин выдвинули «гипотезу о формировании в системе права новой профилирующей отрасли права, имеющей своим предметом одновременно публичные и частные (точнее, корпоративные) финансы. Назвав данную новую отрасль права «новым финансовым правом», они определяют его систему как совокупность следующих структурных элементов: бюджетное право, налоговое право, банковское право, страховое право, валютное право, инвестиционное право, фондовое право, законодательство о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательство о финансовом контроле и аудиторской деятельности, законодательство о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и др. [Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. К новому финансовому праву // Финансовое право. – 2003. – № 6. – С. 11 ]. По мнению С.В. Запольского особенная часть финансового права состоит из шести крупных блоков (компонентов): эмиссионное право, бюджетное право, налогового право, страховое право, государственный долг и государственный кредит, сберегательное дело [Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права. – М., 2008. – С. 95 ].

Д.В. Винницкий считает, что дальнейшее развитие финансового регулирования как самостоятельной сферы, координирующей и управляющей системами налогового, бюджетного, банковского и иных видов регулирования, нуждается в неординарных подходах. Одним из возможных путей в современных условиях указанным автором видится развитие финансового права как макроотрасли. Как отмечает автор, финансовое право в точном смысле можно было бы представить как некоторый аналог конституционного права для группы отраслей финансово-правового цикла. При таком подходе финансовое право не объединяет налоговое, бюджетное, банковское, валютное право (иные области) путем механического поглощения по предметному критерию, оно самостоятельно по отношению к ним и интегрирует их на основе общности их функциональных задач, скоординированных принципами единой финансовой политики [Винницкий Д.В. Финансовое право в современных условиях: традиции и новации // Финансовое право. – 2006. – № 8. – С. 12–13 ].

Исходя из вышеизложенного, а также учитывая особенности развития финансовой системы Республики Беларусь в агрегированном виде к Особенной части финансового права следует отнести: бюджетное право как подотрасль; налоговое право как подотарсль; государственный кредит как финансово-правовой институт; правовые основы денежного обращения и валютного регулирования как финансово-правовой институт.

Следует отметить, что в контексте современного этапа развития финансового права, характеризующегося большим разнообразием научных подходов в вопросе выделения подотраслей и институтов финансового права, зачастую являющихся внутренне-интеллектуальным отображением умозаключений тех или иных авторов, нельзя подходить с догматической точки зрения по данному вопросу, а воспринимать их в виде ориентира как в учебных целях, так и в научных изысканиях.

Система финансового права - это объективно обусловленная внутренняя организация финансового права, заключается в единстве и согласованности финансово-правовых норм и их группирование в финансово-правовые институты и подотрасли.

Основными структурными элементами системы финансового права являются:

1) финансово-правовая норма как базовый структурный элемент;

2) финансово-правовой институт как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих определенную группу однородных финансово-правовых отношений. Институты финансового права можно классифицировать:

По функциональной роли: регулятивные (например, Институт местных налогов и сборов) и охранные (например, институт финансовой ответственности);

3) подотрасль финансового права как объединение институтов финансового права, регулирующих отдельный вид финансовых правоотношений (например, бюджетное право).

Финансовое право состоит из Общей и Особенной частей.

Общая часть включает такие нормы, которые являются общими для всех финансово-правовых отношений и составляют основу для регулирования правоотношений в сфере финансовой деятельности государства и местного самоуправления. Нормы Общей части определяют:

Понятие и содержание финансов и финансовой системы;

Понятие финансовой деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, ее задачи, принципы, формы и методы осуществления;

Правовой статус субъектов финансовой деятельности:

Предмет и метод финансового права, его понятие, систему источника;

Правовую характеристику финансовых правоотношений и финансово-правовых норм:

Правовые основы финансового контроля.

Особенная часть финансового права состоит из норм, регулирующих отдельные направления финансовой деятельности государства и местного самоуправления, различные звенья финансовой системы, в частности общественные отношения в области:

Государственного и местного бюджетов;

Специальных целевых фондов средств:

Государственных и местных доходов:

Государственного и муниципального кредита;

Обязательного государственного страхования;

Государственных и местных расходов;

Денежного обращения и расчетов;

Банковского кредитования (по удовлетворению публичного интереса)

Валютного регулирования;

Финансов субъектов хозяйствования и тому подобное.

Следовательно, нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части.

Источники финансового права

Источники финансового права - это правовые формы внешнего выражения норм финансового права. Финансовое право, с этой точки зрения. - Это отрасль законодательства, является совокупностью нормативно-правовых актов и других источников финансового права, в которых финансово-правовые нормы находят свое внешнее выражение.

Если система права - это внутреннее строение права, его содержание; то система законодательства - его внешняя форма как система нормативно-правовых актов и Других правовых форм, в которых отражены нормы финансового права, а соответственно и Институты и отрасли последнего. Содержание и форма права находятся в неразрывной взаимосвязи. Система права и система законодательства диалектически связаны, их не следует ни противопоставлять, ни отождествлять.

Для системы права первичным элементом является правовая норма, структуру которой создают гипотеза, диспозиция и санкция. Для системы законодательства первичным элементом является статья нормативно-правового акта, не обязательно должен содержать все три структурные элементы правовой нормы. Итак, статья нормативно-правового акта и выступает внешней формой правовой нормы (в неполном, редко - в полном объеме). Характерной особенностью нормативно-правовых актов является тот факт, что в них, как правило, отражены нормы различных отраслей права, и поэтому они регулируют разные по содержанию виды общественных отношений.

Основным источником финансового права являются нормативно-правовые акты - письменные документы компетентного органа публичной власти, в которых закреплены формально-обязательные правила поведения общего характера, регулирующих финансовые правоотношения.

Среди нормативно-правовых актов вуза юридическую силу имеют законы- нормативно-правовые акты законодательного органа государственной власти, регулирующих важнейшие вопросы общественной жизни, устанавливают права и обязанности субъектов общественных отношений и имеют высшую юридическую силу. Законы в Украине принимаются исключительно Верховной Радой Украины.

Среди законов высшую юридическую силу имеет Конституция Украины, которая закрепляет основы общественного и государственного строя, которыми определены основные принципы осуществления финансовой деятельности государства и местного самоуправления. На ее основе должны приниматься законы и другие нормативно-правовые акты в области формирования, распределения и использования публичных фондов средств, а также заключаться и ратифицироваться международные договоры. Конституция Украины содержит нормы прямого действия, служит гарантией охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Источниками финансового права являются также другие законы, к которым относятся законы, в которых отражены именно нормы финансового права и которые являются преимущественно источниками финансового права (специальные законы), например. Бюджетный кодекс. Законы Украины "О системе налогообложения", "О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами государственными целевыми фондами" и т.п., и законы, которые являются прежде всего источниками других отраслей права, однако также регулируют отдельные вопросы в сфере финансовой деятельности (общие законы), например. Законы Украины "О местном самоуправлении", "О ценных бумагах и фондовом рынке". Хозяйственный кодекс Украины и другие. Следует также отметить, что законы могут быть кодифицированными и некодифицированным. Среди кодифицированных законов как источников финансового права сегодня действует только Бюджетный кодекс Украины. Отсутствуют пока еще в Украине кодифицированы источники из других отдельных разделов финансового права, например. Налоговый кодекс.

К источникам финансового права и до сих пор следует относить также действующие Декреты Кабинета Министров Украины, регулирующих сферу финансовой деятельности и по юридической силе соответствуют законам, в частности Декрет "О системе валютного регулирования и валютного контроля" от 19 февраля 1993 года. Это обусловлено тем, что в период с 21 декабря 1992 по 21 мая 1993 с целью оперативного решения вопросов, связанных с проведением рыночных реформ. Верховная Рада временно делегировала ряд своих полномочий в сфере законодательства Кабинета Министров Украины. В соответствии с Законом Украины "О временном делегировании Кабинету Министров Украины полномочий издавать декреты в сфере законодательного регулирования" от 18 ноября 1992 Кабинета Министров Украины было временно делегированы сроком до 21 мая 1993 года, полномочия издавать декреты в сфере законодательного регулирования относительно отношений кредитно-финансовой системы и налогообложения. Такие декреты могут быть изменены или отменены только законом, принятым Верховной Радой Украины.

Кроме того, источниками финансового права являются международные договоры Украины, содержат положения, относящиеся к сфере публичных финансов, поскольку в соответствии со статьей 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии со статьей 19 Закона Украины "О международных договорах Украины" от 29 июня 2004 года, действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, применяются в порядке, предусмотренном для норм национального законодательства, а если международным договором Украины, вступившим в силу в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в соответствующем акте законодательства Украины, то применяются правила международного договора.

К подзаконным нормативно-правовых актов как источников финансового права, выдаваемые на основании закона, в соответствии с законом и для его выполнения принадлежат следующие акты:

Указы и распоряжения Президента Украины;

Постановления Кабинета Министров Украины;

Акты центральных органов исполнительной власти (например, таких как. Министерство финансов. Национальный банк Украины, Государственная налоговая администрация и т.д.);

Акты органов власти Автономной Республики Крым (Верховной Рады Автономной Республики Крым и Совета министров Автономной Республики Крым), местных государства их администраций, органов местного самоуправления, которыми регулируются вопросы местного значения в области формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Особое место среди источников финансового права занимают акты Конституционного Суда Украины. Ведь Конституционный Суд Украины принимает решение и дает заключения по делам о: конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым; 2) соответствия Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех международных договоров, которые вносятся в Верховную Раду Украины для дачи согласия на их обязательность; официального толкования Конституции и законов Украины. Решения и заключения Конституционного Суда Украины в равной степени обязательны к исполнению на всей территории Украины.

Специфическим является статус других отдельных судебных актов. Согласно положениям Закона Украины "О судоустройстве" от 7 февраля 2002 Пленум Верховного Суда Украины дает разъяснения судам общей юрисдикции по вопросам применения законодательства, в случае необходимости признает недействительными соответствующие разъяснения высших специализированных судов, а Пленум высшего специализированного суда дает роз "объяснения по вопросам применения специализированными судами законодательства при рассмотрении дел соответствующей судебной юрисдикции. Такие руководящие разъяснения даются в пределах полномочий, рассчитанные на многократное применение и являются обязательными для выполнения всеми участниками судопроизводства, в том числе при рассмотрении вопросов, связанных с финансовой деятельностью.

Отдельные ученые указывают на существование так называемых локальных актов в качестве источников финансового права, принимаемые органами управления предприятий, учреждений и организаций (уставы, положения и т.п.).

Источники финансового права можно классифицировать по различным критериям: по юридической силе, по характеру норм финансового права, по свойствам правового регулирования, по территориальному признаку, по субъектом правотворчества, по времени действия, по сфере действия, по форме.

Loading...Loading...