Слесарная мастерская в школе. Курсовая

Все мы когда-то учились в школе и с большим удовольствием занимались в мастерских и кабинетах трудового обучения: мальчики снимали стружку с деревянных заготовок, девочки шили фартуки и пекли блины. Время не стоит на месте, и теперь уроки труда называются «технологией».

В кабинетах технологии ученики и ученицы, как и прежде, шьют, готовят еду, пилят и строгают. Получить необходимые для жизни практические навыки им, как когда-то и старшему поколению, помогают: учитель, специальное оборудование и демонстрационные наглядные пособия. На этом сходство и заканчивается.

Современная школьная программа разработана с учетом новых требований федерального госстандарта, и включает в себя три направления технологического обучения школьников, а именно: технический, обслуживающий и сельскохозяйственный труд. Эффективность обучения предмету напрямую зависит от укомплектованности мастерских необходимым оборудованием.

Оснащение кабинета труда в школе ФГОС регламентировано «Рекомендациями МД-1552/03 от 24.11.2011» Министерства образования и науки РФ и «Перечнем учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений (письмо Минобрнауки РФ № 03 -417 от 01.04.2005)». Предлагаемое в этих документах школьное оборудование является типовым и достаточным для приобретения практических навыков и полного освоения учебного материала по предмету «технология».

Каждая школа может принять рекомендованный перечень технических, учебно-практических, лабораторных и иных средств обучения в качестве основы. Однако этот список не является исчерпывающим, и образовательные учреждения могут расширять его за счет привлечения дополнительного финансирования. Отметим, что активное наполнение школьных мастерских в ходе оснащения кабинета труда в школе по ФГОС современными инструментами для обработки материалов предполагает частичную замену устаревших механических приспособлений электрическими.

Некоторые объекты учебного оборудования являются потенциально травмоопасными. Поэтому, наряду со специальной мебелью, станками, приборами и инструментами, школы в обязательном порядке приобретают стенды и таблицы с общими правилами безопасности на уроках технологии. Кабинеты технологии для девочек обеспечиваются наглядными материалами о безопасной работе со швейной машиной, утюгом и кухонной техникой, мастерские для мальчиков комплектуются демонстрационными материалами по обработке древесины и металла.

Все приобретаемое оборудование должно соответствовать следующим критериям:

· актуальность;

· безопасность;

· компактность;

· соответствие физическому и психологическому развитию ученика;

· простота в эксплуатации и уходе.

Таблица оснащения кабинета труда в школе в соответствии с требованиями ФГОС

Общее учебно-практическое и наглядное оборудование

Оснащение кабинета

для девочек

Оснащение мастерской

для мальчиков

Рабочий халат или фартук

Очки защитные

Комплект технологических таблиц по темам урока.

1. Швейное дело:

Стол рабочий

Машина швейная

Оверлок трехниточный

Станок ткацкий

Манекен на несколько размеров

Измерительные инструменты для работы с тканями

Инструменты для ручного шитья

Шаблоны для раскроя швейных изделий

· для вязания спицами;

· для вязания крючком;

· для вышивания.

Инструменты для увлажнения и тепловой обработки тканей

2. Кулинария:

Комплект кухонного оборудования:

· рабочий стол;

· электроплита;

· сушилка для посуды;

· холодильник;

· печь СВЧ.

Кухонное оборудование для тепловой обработки пищевых продуктов

Комплект кухонной посуды:

· эмалированные миски;

· столовая посуда;

· комплект столовых приборов.

· столовый сервиз;

· чайный сервиз.

Приспособления для разделки:

· овощей.

Предметы для сервировки стола

1. Столярное дело:

Верстак столярный

Столярные инструменты

Измерительные инструменты

Приспособления для разметки

Инструменты для резьбы по дереву

Свёрла по дереву

Прибор для выжигания

Набор для выпиливания лобзиком

Ножовка по дереву

Деревянная колода

2. Слесарное дело:

Верстак слесарный

Слесарные инструменты

Измерительные инструменты

Приспособления для разметки

Инструмент для нарезки резьбы

Свёрла по металлу

Напильники

Муфельная печь

Наковальня

Ножовка по металлу

Ножницы для резки металла

Электрооборудование и электроинструменты для:

· сверления отверстий;

· заточки инструментов;

· фрезерования заготовок;

· шлифования поверхностей;

· роспуска заготовок;

· фугования.

3. Технология ведения дома:

Набор инструментов для сантехработ

Санитарно-технические изделия

Инструменты и дополнительное оборудование для ремонтных и отделочных работ

Бытовые приборы и оборудование для ухода:

· за домом;

· за одеждой;

· за обувью.

Кроме перечисленных разделов, отдельное внимание уделяется обучению школьников работам сельскохозяйственного назначения. Спектр приобретаемого для школ оборудования широк; он зависит как от финансовых возможностей образовательного учреждения, так и от специфики отраслей местного сельского хозяйства.

Теоретические занятия на уроках технологии проводятся с применением инструментов, приборов и оборудования, перечисленного в Рекомендациях. Что же касается практики, то далеко не всегда оправдано приобретение для школы тракторов и другой сельхозтехники.

Оснащение кабинета труда в школе по ФГОС не ограничивается одной лишь материально-технической базой. Кроме станков и инструментов, на уроках технологии в обязательном порядке используют компьютерное и мультимедийное оборудование, электронные средства обучения. Все рабочие места школьников и учителя автоматизированы. Создаются технические условия для применения информационных и коммуникативных средств обучения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

Жигаловская СОШ №1 им.Г.Г.Малкова

«Утверждаю»

Директор МКОУ СОШ№1

М.А.Нечаева

«___»______________2014г.

ПАСПОРТ

КАБИНЕТА ТЕХНОЛОГИИ

МКОУ СОШ №1 им. Г.Г. Малкова

Посёлка Жигалово

2014 г.

1.Муниципальное казённое образовательное учреждение Жигаловская общеобразовательная школа №1 им.Г.Г.Малкова

2. Заведующий кабинетом: Пегов И.М,

3. Назначение учебного кабинета - проведение занятий по предметам «Технология» и кружковых занятий «Умелые руки».

4. Материалы по охране труда и безопасности:

    комплект инструкций по технике безопасности для учителя технологии.

    комплект инструкций по правилам безопасности для учащихся в кабинете технологии.

    Журнал регистрации инструктажей по технике безопасности на занятиях по технологии.

5. Наличие аптечки - есть, укомплектована, есть опись.

6. Дополнительные материалы по предмету:

    папка с материалами для открытых уроков;

    папка с материалами занятий по кружковой программе;

7. Материалы для внеклассной работы:

папка с материалами проведения кружковой работы.

8. Наличие библиотеки – нет

9. Открытая информация для учащихся о минимуме знаний (стандарт образования) – есть.

10. Наличие дидактического материала: нет

ОБОРУДОВАНИЕ КАБИНЕТА.

Столярная мастерская:

    Верстаки столярные -10, из них ученических -10.

    Учительский стол-1.

    Стулья: учительский -1, ученических -12.

    Доска настенная -1.

    Тумбочка деревянная -2.

    Тисы металлические -1.

Станки:

    Станок заточной -1.

    Сверлильный станок -1.

Наглядная агитация: Плакаты – нет

Плакаты по технике безопасности – 4:

    Техника безопасности при строгании древесины

    Техника безопасности при долблении древесины

    Техника безопасности при работе на сверлильном станке

Стенды – 1:

    По технике безопасности

Инструментальная комната:

    Шкаф под инструменты (с ящиками) -1.

    Шкаф двустворчатый -2.

    Учительский стол -1.

    Стулья учительские -1.

    Вешалка -1.

Литература.

1. «Объекты труда», М, Просвещение.1992 г.

2. В. Д. Симоненко «Технология»,7 класс, М, «Вентана - Граф», 2008 г.

3. В. Д. Симоненко «Технология», 8 класс, М, «Вентана - Граф», 2008 г.

4. В. Д. Симоненко «Технология»,9 класс, М, «Вентана - Граф», 2008 г.

5. В. Д. Симоненко «Технология»,5 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г.

6. В. Д. Симоненко «Технология»,5 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г

7. В. Д. Симоненко «Технология», 6 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г.

8. В. Д. Симоненко «Технология», 7 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г.

9. В. Д. Симоненко «Технология», 8 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г.

10.В. Д. Симоненко «Технология», 9 класс, М, «Вентана - Граф», 2001 г.

11. Сборник по трудовому обучению. 5-7 класс,М, Просвещение,1992 г.

Задачи кабинета технологии.

1. Развитие материально-технической базы.

2.Накопление дидактического материала.

3.Развитие эстетического оформления.

4.Приобретение современной литературы.

5. Улучшение оборудования рабочих мест.

6.Обеспечение современными средствами обучения.

Трудовое воспитание и профориентация.

Основными задачами трудового воспитания и профориентации учащихся в мастерской являются: воспитание трудолюбия, осознанного отношения к труду и общественной собственности, знакомство с рабочими профессиями, формирование профессиональных интересов и определенных знаний и навыков. Особое внимание следует обратить на экономическое и эстетическое изготовление изделий и качество работы.

План развития кабинета:

1. Возможное расширение производственной базы в целях дальнейшей специализации помещений и оборудования, их соответствия новым педагогическим технологиям и требованиям.

2. Обновление учебного оборудования в соответствии с новыми базисными учебными планами и нормативными требованиями по федеральным перечням комплектации кабинетов технологии (прилагаются).

3. Обеспечение мастерской современной оргтехникой и средствами ТСО.

4. Организация работы технических кружков и элективных курсов на базе кабинета технологии.

АКТ – РАЗРЕШЕНИЕ

На проведение занятий в кабинете – технологии (мальчики)

Комиссия в составе: председателя- Нечаева М.А.

И членов комиссии: Безродных Н.Ф. зам.директора по АХЧ

Сумароков А.А. зам.директора по безопасности

Рудых Л.Е. председатель профсоюзного комитета школы

Составили настоящий акт в том, что: в кабинете технологии

1.Для учащихся организовали рабочие места, которые соответствуют нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастным особенностям обучаемых.

2.Административно-педагогический персонал образовательного учреждения с правилами по технике безопасности и производственной санитарии для учебных кабинетов ознакомлен.

3.Замечания и предложения комиссии:

Постоянно следить за исправностью оборудования. Систематически проводить инструктажи по охране труда и ТБ. с обучающимися. Оформить уголок по ТБ.

4.Заключение комиссии о готовности кабинета:

Кабинет технологии готов к новому учебному году 2014-2015г.г.

Председатель комиссии: ____________________/ Нечаева М.А./

Члены комиссии: ___________________/Безродных Н.Ф./

___________________/Сумароков А.А./

____________________/ Рудых Л.Е./

ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОЙ РЕЖИМ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ

    Температура воздуха в помещениях общеобразовательных учреждений должна быть:

В классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - +18 О - +20 О С.

    Открывающаяся площадь фрамуг и форточек должна составлять не менее 1/50 площади пола.

    Учебные помещения должны тщательно проветриваться во время перемен. Рекреационные – во время уроков.

До и после окончания занятий проводится сквозное проветривание помещений. В тёплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках

Наружная температура воздуха

Длительность проветривания помещений (мин)

от +10 О до +6 О С

4-10

от +5 О до 0 О С

3-7

от 0 О до -5 О С

2-5

от -5 О С до -10 О С

1-3

ниже -10 О С

1-1,5

График проветривания мастерской

1. Проветривание (сквозное) 8.05– 8.15

2. Проветривание 9.10 – 9.20

3. Проветривание 10.05 –10.15

4. Проветривание 11.00 – 11.10

5. Проветривание 11.55 – 12.05

6. Проветривание 12.50 – 12.55

7. Проветривание 13.35 – 13.40

18.20 – 19.00 – сквозное проветривание,

Влажная уборка в кабинете

Инструкция по санитарно-гигиеническим нормам

в учебных мастерских

1.Освещение в кабинете искусственное и естественное. Люминесцентные лампы должны чиститься не менее одного раза в три месяца.

2.Оконные стекла должны мыться по мере надобности, но не реже одного раза в четверть.

3.Проход между верстаками должен быть не менее 60 см.

4.Температура воздуха в помещении равна +18 - +20 °С.

5.Проветривать помещение между уроками.

6.Иметь в учебных мастерских медицинские аптечки и постоянно их

пополнять.

7.Содержать постоянно в исправном состоянии уборочный инвентарь.

8.Постоянно соблюдать порядок и чистоту на рабочих местах и в

учебных мастерских.

Средства индивидуальной защиты

1Основными средствами индивидуальной защиты школьников являются

спецодежда, головной убор, обувь и защитные очки.

2.Учащиеся во время прохождения трудового обучения или производственной практики должны быть обеспечены исправной и доброкачественной спецодеждой: хлопчатобумажными халатами или фартуками.

3.Спецодежда надевается поверх школьной формы, она не должна стеснять свободу движений школьника и должна исключать возможность ее захвата движущимися частями станков и обрабатываемыми деталями.

4.В соответствии с гигиеническими требованиями спецодежда предназначается для индивидуального пользования и должна подвергаться периодической чистке и ремонту.

5.Для защиты глаз школьников от ранения отлетающей стружкой или осколками при некоторых видах работ необходимо применять защитные очки.

6.Для защиты головы от загрязнений и предупреждения воз­можного травматизма в результате захвата волос вращающимися час­тями станков предусматривается обязательное ношение головного убора.

7.Для защиты от уколов или порезов ног о металлическую струж­ку должна применяться добротная и удобная обувь закрытого типа.

ГРАФИК МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

НА УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п

Наименование мероприятий

Время исполнения

Примечание

Вводный инструктаж на первичном месте.

Начало учебного года

6-9 классы

Вводные инструктажи на рабочем месте. Правила поведения в мастерской. Электро и пожаро -безопасность.

Начало учебного года

6-9 классы

Повторный инструктаж на рабочем месте.

Начало нового календарного года

6-9 классы

Текущие инструктажи.

По мере необходимости

Работа по поддержанию санитарно-гигиенического режима в мастерской

В течение года

Работа с документацией по охране труда (инструкции, беседы)

В течение года

Комплектование аптечки первой медицинской помощи. Проверка сроков годности перечня препаратов.

Перед началом учебного года

ПЛАН

работы учебной мастерской на 2014-2015 учебный год

Цели работы:

1. Поддержание готовности мастерской служить основной учебно-методической и практической базой для выполнения учебных программ по предмету «Технология» основного общего образования.

2. Соблюдение режима безопасности на уроках технологии и во внеурочное время.

3. Служить местом хранения, накопления, пополнения и ремонта необходимого оборудования и материалов.

4. Служить местом проведения внеурочной работы и занятий обучающихся и персонала школы в соответствии со спецификой работы мастерской.

5. Служить вспомогательной базой обеспечения технических и ремонтных работ по потребностям школы и общества.

Занятость кабинета «ТЕХНОЛОГИЯ»

Расписание уроков на 2014 – 2015 уч. год.

1 СМЕНА

п/п

Уроков.

Время

уроков

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

8.00–

8.40

Технология 6 СКО

Технология

7-9 СКО

8.50 –

9.30

Технология 6 СКО

9.45 –

10.25

Технология

8 б

Технология

7-9 СКО

10.40 –

11.20

Технология

7-9 СКО

Технология

7-9 СКО

Технология

11.35-

12.15

Технология

7-9 СКО

Технология

12.20 –

13.00

Технология

7-9 СКО

Технология 8 а

11.30-14.30

кружок

2 СМЕНА

п.п

Время уроков

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

13.30-14.10

Технология 7-9 СКО

14.25-15.05

Технология 7-9 СКО

Технология 7-9 СКО

15.20-16.00

16.10-16.50

Технология 6 СКО

16.55-17.35

Технология 7в

Технология 6 а

Технология 7б

Технология 6 б

Технология 6в

17.40-18.20

Технология 7в

Технология 6 а

Технология 7б

Технология 6 б

Технология 6в

ХАРАКТЕРИСТИКА КАБИНЕТА.

Кабинет расположен на первом этаже школы. Площадь кабинета 66,08 кв. м. Кабинет представляет собой столярный класс. Пол кабинета деревянный, выполнен из реек шириной 10 см., выкрашен в коричневый цвет. Отопление кабинета представляет собой систему чугунных радиаторов из 4 штук, в каждом радиаторе 8 секций. Радиаторы отопления выкрашены в светло-серый цвет. Стены кабинета выкрашены в светло-серый цвет.Потолок кабинета выбелен водо -эмульсионной краской белого цвета. Имеется инструментальная комната, которая в тоже время является комнатой учителя, а так же кладовая. Столярная мастерская имеет площадь 66,08 кв.м, инструментальная комната – 13,9 кв.м. Столярная мастерская, инструментальная и кладовая выходят в коридор. В кабинете имеется 4 окна, состоящие из 3 створок. 2 окна имеют форточки размером в 1/3 от площади окна.Столярная мастерская и инструментальная комната отделены замыкаемой на ключ деревянной дверью.В инструментальной комнате по плану пожарной безопасности имеется пожарный запасной выход для эвакуации, дверь пожарного выхода распашная двухстворчатая, соответствует размерам пожарного выхода

Вентиляционная система кабинета оконная естественного типа.Столярная мастерская не имеет электрическую вытяжку.

Имеются шкафы, стеллажи для хранения пиломатериалов. Эстетическое оформлении удовлетворительное. В кабинете организована выставка работ учащихся. В недостаточном количестве литература, учебные пособия, дидактические задания, плакаты.

Кабинет оборудован средствами пожаротушения и средствами первой медицинской помощи.

Опись оборудования столярной мастерской.

п/п

Наименование.

Кол-во

Верстак столярный

Стол учительский

Стул учительский

Стул ученический

Доска настенная

Тумбочка деревянная

Тисы настольные металлические

Станки.

Станок сверлильный.

Станок заточной

Плакаты по технике безопасности

10.

«Техника безопасности при пилении древесины».

11.

«Техника безопасности при строгании древесины».

12.

«Техника безопасности при долблении древесины».

13.

«Техника безопасности при работе на сверлильном станке».

Стенды.

14.

«Техника безопасности в мастерской (инструкции)».

Опись оборудования инструментальной комнаты.

п/п

Наименование.

Кол-во

Шкаф под инструменты (с ящиками)

Шкаф двустворчатый

Стол учительский

Стул учительский

Вешалка

Опись инструмента шкаф №1.(с ящиками)

п/п

Наименование.

Кол-во

Дисковая пила «Интерскол» ДП-1900

Дрель ДА-18ЭР»Интерскол» (шуруповёрт) 18В..

Дрель ДУ -750ЭР»Интерскол»

Шлифовальная машина ПШМ-300 Э-01 «Интерскол»

Рубанок электрический Р-110/110-01 «Интерскол».

Фрезерная машина ФМ-32/1900Э «Интерскол»

Электролобзик МП-100 Э «Интерскол».

Молоток «Мастер» 0,4кг..

Коловорот «STAYER » патрон 10 мм..

10.

Угольник столярный 300 мм.

11.

Штангенциркуль металлический 125 мм.,шаг 0,1 мм.

12.

Набор отвёрток «STAYER »

13.

Набор отвёрток «LEGIONER »

14.

Лом-гвоздодёр

15.

Клещи профи с гвоздодёром 210 мм.

16.

Брусок двусторонний 200 мм.

17.

Стусло из ДВП

18.

Набор стусло пластмассовое,ножовка с 2-х компонентной рукояткой 350 мм.

19.

Разводка для пил

20.

Топор 0,8 кг.(голова 0,6 кг).

21.

Прибор для выжигания, пайки,с насадками 7 шт.

22.

Набор: фрезы по дереву (12 шт.)

23.

Линейка металлическая

24.

Плоскогубцы 200 мм.

25.

Набор ключи «Техно» 6-32 мм.,7 предметов

Рубанок мини 35-135 мм.

27.

Рашпили с пластмассовой ручкой 200 мм.(3 шт.)

Опись инструмента Шкаф №2.(двустворчатый)

п/п

Наименование.

Кол-во(шт.)

Рубанок металлический «Зубр» двойной 50*250 мм.

Рубанок металлический 50-250мм.

Ножовка «Зубр» «Эксперт» пластмассовая ручка 350 мм.

Ножовка 500 мм.

Опись инструмента шкаф №3.(двустворчатый)

п/п

Наименование

Кол-во

Стамеска с деревянной ручкой 8 мм.

Стамеска с деревянной ручкой 10 мм.

Стамеска с деревянной ручкой 12 мм.

Стамеска с деревянной ручкой 16 мм

Стамеска с деревянной ручкой 20 мм

Стамеска-долото с деревянной ручкой «Зубр» «Эксперт» 6 мм.

Стамеска-долото с деревянной ручкой «Зубр» «Эксперт» 8 мм

Стамеска-долото с деревянной ручкой «Зубр» «Эксперт» 10 мм

Стамеска-долото с деревянной ручкой «Зубр» «Эксперт» 12 мм

10.

Стамеска-долото с деревянной ручкой «Зубр» «Эксперт» 16 мм

11.

Напильник плоский 350 мм

12.

Напильник квадратного сечения 300 мм.

13.

Напильник круглый 300 мм.

14.

Напильник трёхгранный 250 мм.

15.

Молоток «Зубр» кованный с деревянной рукояткой 0,2 кг.

16.

Бокорезы низ., 200 мм.

17.

Кусачки торцевые НИЗ,200 мм.

3

18.

Набор стамески фигурные «Профи» ,11 шт.

5

Учебные мастерские следует располагать изолированно от классных помещений (на первом этаже в торцах зданий), с устройством звукопоглощающих капитальных стен и перекрытия второго этажа.

Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими. Запрещается организация мастерских в подвальных и полуподвальных помещениях.

Кубатура и полезная площадь помещений учебных мастерских должны строго соответствовать действующим типовыми проектам зданий, учебных и учебно-производственных мастерских.

В связи с особенностями педагогического процесса и большой физической активностью учащихся во время работы, площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25--40% по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего.

Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого в швейной мастерской -- 4 м 2 .

Полы производственных помещений (деревянные, цементные и др.) должны быть теплыми, гладкими, нескользкими, непылящими и удобными для очистки, а также удовлетворять эксплуатационным требованиям данного помещения. При наличии цементных полов рабочие места учащихся и преподавателей должны быть оборудованы деревянными решетками.

В холодный период года влажность и температура воздуха в учебных мастерских должна отвечать требованиям, установленным для соответствующих видов производства.

Двери, лестницы и коридоры должны быть устроены согласно требованиям строительных и пожарных правил и норм. Проезды и проходы внутри мастерской должны иметь ясно обозначенные габариты, очерченные белыми линиями или заменяющими их знаками. Не разрешается загромождение проходов, лестниц и коридоров.

Стены и потолки должны быть гладкими и покрыты красками, позволяющими легко производить влажную уборку помещения (эмульсионные и силикатные -- для потолков и полов, масляные -- для панелей и стен).

Все санитарно-бытовые помещения и их оборудование должны содержаться в исправности и чистоте.

Полы после каждого учебного занятия убираются влажным или другим способом, не допускающим пыления.

В мастерских устанавливают умывальники с горячим водоснабжением и индивидуальными смесителями, щетками, мылом и полотенцем или заменяющими их устройствами.

Мастерские обеспечиваются доброкачественной(отвечающей санитарным требованиям) питьевой водой. Температура питьевой воды должна быть не ниже +8 °С и не выше +20 °С. Обязательна установка питьевых фонтанчиков или закрытых баков с фонтанирующими насадками.

Вода в баках должна меняться ежедневно. У питьевых баков необходимо устройство приемников для стока воды.

Учебно-производственные мастерские обеспечиваются необходимыми для оказания первой помощи медицинскими и перевязочными материалами (аптечка), носилками с зафиксированным адресом и телефоном ближайшего лечебного учреждения, где может быть оказана медицинская помощь.

Требования к освещению, отоплению и вентиляции

Окна и другие световые проемы запрещается загромождать изделиями, инструментом, материалами и другими предметами.

Складывание вблизи окон материалов, изделий и других предметов не должно ухудшать естественную освещенность мастерской.

Оборудование мастерских, как правило, должно быть размещено так, чтобы оно не затемняло рабочую зону.

Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не менее двух раз в год, а в помещениях со значительным вы делением дыма, пыли, копоти -- по мере их загрязнения, но не менее четырех раз в год.

Стекла в рамах должны быть надежно укреплены, чтобы исключить возможность выпадения их из рам.

Сажать деревья надо на расстоянии утроенной высоты их (выросших деревьев) от здания, но не ближе 10 м, с тем, чтобы кроны разросшихся деревьев не заслоняли окон; ветки растущих около окон здания деревьев необходимо подрезать каждую весну.

Искусственное освещение допускается общее или комбинированное (общее плюс местное). Применение только местного освещения недопустимо.

Светильники аварийного освещения должны быть присоединены к сети, независимой от сети рабочего освещения, начиная от щита подстанции, или при наличии только одного ввода, начиная от этого ввода.

Электрическая часть осветительных установок должна удовлетворять требованиям Правил устройства электроустановок.

Учебно-производственные мастерские и вспомогательные помещения должны быть оборудованы вентиляцией и отоплением.

Вентиляция может быть естественной, механической или смешанной и должна обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами.

Вентиляционные устройства должны быть всегда исправными и находиться под постоянным наблюдением лиц, отвечающих за работу вентиляции.

Для помещений учебных и учебно-производственных мастерских рекомендуется централизованное отопление:

а) центральное водяное с металлическими радиаторами;

б) лучистое с бетонными панелями;

в) в школьных мастерских допускается воздушное отопление с приточной вентиляцией при температуре подаваемого воздуха не более 60°С без рециркуляции.

В хорошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской складываются необходимые условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания. Вот почему внимание к оформлению всех элементов учебной мастерской, к внешнему виду использованных наглядных средств обучения, к интерьеру учебного помещения в целом -- важный фактор создания благоприятных условий работы учащихся.

Пожарная безопасность

Учебно-производственные мастерские должны быть полностью обеспечены средствами пожаротушения, пенными и углекислотными огнетушителями, сигналами и прочим оборудованием.

Расположение и устройство средств пожаротушения должно отвечать указанным Типовым правилам.

Воспрещается загромождать доступ и проходы к средствам пожаротушения и пожарному оборудованию, а также использовать их не по назначению.

Обтирочный материал, как использованный, так и неиспользованный, должен складываться и храниться в специальных металлических ящиках, закрытых крышками.

Использованный обтирочный материал, обрезки, мусор должны убираться после каждого занятия.

Электронагревательные приборы должны устанавливаться в специально отведенных помещениях.

Отопление должно обеспечивать равномерную температуру, возможность регулирования степени нагрева помещения и независимости включения и выключения отопительных секций.

Запрещается для целей отопления учебных и учебно-производственных мастерских применять временные чугунные или другие печи.

Ворота и входные двери в капитальных стенах должны быть утеплены. У ворот и дверей, через которые происходит транспортировка материалов и изделий, должны быть отапливаемые тамбуры.

Двери должны иметь приспособления для принудительного закрывания (пружины, пневматические затворы и т. д.). В воротах для прохода людей должны быть калитки.

Учебные и учебно-производственные мастерские независимо от наличия вентиляционных устройств должны иметь в оконных проемах открывающиеся фрамуги или другие открывающиеся устройства для проветривания. Для открывания и регулирования фрамуг окон должны быть удобные приспособления, управляемые с пола.

Переплеты окон и световых фонарей, двери и тамбуры к ним должны находиться в исправном состоянии. К моменту наступления зимы их следует утеплять.

Требования к соблюдению санитарно-гигиенических норм в учебно-производственных помещениях

Оптимальные гигиенические условия для работы учащихся определяют:

Состояние воздушно-газовой среды мастерских;

Освещенность рабочей зоны и всего помещения;

Уровень производственного шума;

Режим работы во время занятий;

Эргономические факторы при организации работы в мастерских

Учет психофизиологического воздействия цвета на органы зрения учащихся и др.

Относительно воздушно-газовой среды мастерских установлено, что в учебно-производственных и вспомогательных помещениях должны быть оборудованы вентиляция и отопление, с тем чтобы обеспечить воздухообмен, температуру и состояние воздушной среды, предусмотренные санитарными нормами. В частности, температура в помещениях учебных мастерских должна быть 16--18 °С, влажность 40 -- 60%, а воздухообмен обеспечивать 20 м 3 /ч/чел. при скорости движения воздуха 0,3 м/с. Для местных отсосов воздухообмен должен составлять 250 м 3 /ч. Особо надо следить за запыленностью воздуха!

Освещенность рабочей зоны и всего помещения для мастерских оценивается с использованием коэффициентов, которые для естественного освещения приравниваются к производственным помещениям для точных работ (III разряд работ), а для рабочих мест по обучению кройке и шитью -- по II разряду работ. При этом наименьшая освещенность горизонтальных поверхностей на уровне 0,8 м от пола должна быть в пределах 150... 300 лк. Светильники местного освещения должны питаться током при напряжении не выше 36 В.

Уровень производственного шума крайне важен для состояния нервной системы учащихся. Он не должен превышать 70 дБ. Особенно вредны высокочастотные шумы, которые часто не только превышают допустимые уровни звукового давления, но и негативно отражаются на психике. В условиях ограниченности в средствах учителя могут самостоятельно изготовить защитные кожухи, исполняемые из пенопласта (современный упаковочный материал, легко принимающий любую форму). Такие кожухи значительно снизят шумовые пороги у работающего оборудования. Установлено, что при проведении занятий в комфортных условиях работоспособность учащихся возрастает в среднем на 30%.

Режим работы в мастерских должен учитывать чередование непрерывной работы с периодами отдыха. Поэтому наибольший эффект будет достигнут, если учителем предусмотрено соединение или чередование двух-трех операций при выполнении одного изделия. Вместе с тем мастер в вопросе определения режима работы должен подходить к учащимся строго индивидуально.

Необходимо придерживаться научно обоснованных рекомендаций покраска оборудования и помещений, где проходят занятия. При подборе колеров для окраски пола, стен, мебели и оборудования надо добиваться оптимального сочетания цветов, создать благоприятная цветовую гамму.

Наряду с чисто эстетическими аспектами здесь существенную роль играют психофизиологические аспекты. Так, мастерские, окна которых: выходят на солнечную сторону, но стены окрашены в холодные" тона, будут создавать для работающих учащихся эффект снижения температуры в помещении. Наоборот, в кабинете, при окраска которого выдержаны теплые тона, создается ощущение несколько более высокой температуры, чем в действительности. Это целесообразно использовать если кабинет расположен на теневой стороне.

паспорт мастерской

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

учебных мастерских технического труда

Концепция и функциональное назначение учебных мастерских, основные направления работы:

Мастерская – основная учебно-методическая и практическая база для выполнения учебных программ по предмету «Технология» основного общего образования.

Мастерская – место адаптации ученика к условиям технологического обучения, раскрытия и развития его способностей и повышения уровня технологической культуры.

Мастерская – место воспитания функциональной технологической грамотности и компетентности, организации рациональной учебно-познавательной и поисково-проектной деятельности по предмету.

Мастерская – место для предпрофессиональной подготовке обучающихся по профилю предприятия ВОС

Мастерская – место профессиональной творческой самореализации учителя, методический центр по предмету «Технология».

Мастерская – место совместной деятельности и координации усилий педагогов, родителей и учеников в технологической подготовке и самообслуживании, информационного обслуживания родителей.

Мастерская – место хранения, накопления, пополнения и ремонта необходимого оборудования и материалов.

Мастерская – место проведения внеурочной работы и занятий обучающихся и персонала школы в соответствии со спецификой работы мастерских.

Мастерская – вспомогательная база обеспечения технических и ремонтных работ по потребностям школы и общества.

Мастерская – центр разработки здоровьесберегающих и безопасных технологий учебной и обучающей деятельности.

Техническое описание учебной мастерской:

Учебная мастерская представлена следующими учебными и подсобными помещениями, соответствующими нормам пожарной и электробезопасности и санитарно-гигиеническим требованиям:

1. Комбинированная мастерская по обработке конструкционных материалов, слесарных и столярных, электротехнических и ремонтных работ.

  1. Инструментальная кладовая – место хранения раздаточного оборудования и материалов, накопления дидактического материала и технологической учебно-методической литературы.

Площадь комбинированной мастерской 60 м 2 .

Площадь подсобного помещения 12 м 2 .

Комбинированная мастерская размещена на первом этаже и имеет свой выход в школьный двор.

Для выполнения своих основных функций и поддержания режима безопасности мастерская имеет:

Соответствующее программам и нормам оборудование: общеучебное и технологическое;

Соответствующее искусственное и естественное освещение;

Умывальник в помещении;

Электропитание на 380 и 220 вольт, соответствующее нормам электробезопасности;

Средства первичного пожаротушения и противопожарные сигнализации;

Экстренный выход на улицу, отдельные входы в каждое помещение;

Соответствующие функции экспозиции по технологии, ВТР и ТБ;

Сменные экспозиции и выставки работ обучающихся;

Средства электробезопасности и предупредительные знаки;

Места хранения оборудования и материалов;

Аптечка для оказания первой медицинской помощи.

План развития кабинета:

  1. Возможное расширение производственной базы в целях дальнейшей специализации помещений и оборудования, их соответствия новым педагогическим технологиям и требованиям.
  2. Обновление учебного оборудования в соответствии с новыми базисными учебными планами и нормативными требованиями по федеральным перечням комплектации кабинетов труда (прилагаются).
  3. Обеспечение мастерской современной оргтехникой и средствами ТСО.
  4. Возможность предоставления платных образовательных и технических услуг с целью пополнения материально-технической базы мастерских и школы.
  5. Организация работы технических кружков на базе мастерских.
  6. Дальнейшее планирование развития в соответствии с планами развития образовательного учреждения.

ПЕРЕЧЕНЬ

документов учебных мастерских технического труда

№ п/п

Наименование документов

Периодичность

Положение об учебных мастерских

Ежегодно

Анализ работы за предыдущий год

Ежегодно

План работы на текущий год

Ежегодно

Акт приемки к новому учебному году

Ежегодно к

Перспективный план развития

Ежегодно

Инвентарные ведомости основного и текущего оборудования

По последней инвентаризации и поступлению

Аттестационная карта

Ежегодно

Акты приемки нового оборудования

По поступлению

Инструкции по технике безопасности на каждый станок и вид оборудования, общие

1 раз в 3 года

Протоколы о замерах заземления и изоляции токоведущих проводов

1 раз в 3 года

Приказ о назначении заведующего мастерскими

По назначению

Приказ об открытии учебных мастерских

По назначению

Журнал инструктажа обучающихся по технике безопасности

По ведению

Должностные обязанности заведующего мастерской

Постоянные

Должностные обязанности учителя труда

Постоянные

Перечень медикаментов в медицинской аптечке

По срокам годности

Концепции развития кабинета

Основные направления развития мастерской, цели и задачи

Список потребностей в текущих расходных материалах

На год по обучающимся

Перечни дидактических материалов и литературы

По пополнению

Оборудование мастерской

Наименование оборудования

инв. номер

примечание

Стол верстак универсальный

Верстак столярный

Токарно-винторезный станок

Станок СТД по дереву

Фрезерный станок

Сверлильный станок

Станок деревообрабатывающий СДН

Точило ЭТШ-1

Набор слесарных инструментов

Набор столярных инструментов

Заклепочник

Набор ключей

Набор отверток

ножницы по металу

стеклорез

магнитофон

Стусло CROSS

Лобзик мп-120

ДА-144 шуруповерт

Мультитестер DT-830

Отвертка аккумуляторная

Фрезер ФМ-32

Набор фрез

Бормашина Оmax

Степлер gross

Сан220 сварочный

Шиток сварочный

Станок сверлильный корвет 46

Ушм 125-0,7w aeg

шлифовальная машина

ПЛАН

работы учебной мастерской на 2015-2016 учебный год

Цели работы:

1. Поддержание готовности мастерской служить основной учебно-методической и практической базой для выполнения учебных программ по предмету «Технология» основного общего образования.

2. Соблюдение режима безопасности на уроках технического труда и во внеурочное время.

3. Служить местом хранения, накопления, пополнения и ремонта необходимого оборудования и материалов.

4. Служить местом проведения внеурочной работы и занятий обучающихся и персонала школы в соответствии со спецификой работы мастерской.

5. Служить вспомогательной базой обеспечения технических и ремонтных работ по потребностям школы и общества.

Задачи учебного года и их исполнение:

Поставленные задачи

исполнения

Привести оборудование мастерской к нормам и требованиям учебных программ

Произвести полный учет и оценку состояния наличного учебного оборудования. Составить списки несоответствия

В течение года

Обеспечить учебный процесс необходимыми расходными дидактическими и методическими материалами

Произвести расчет потребностей в данных материалах в соответствии с учебными программами и учебным планом

В течение года

Организовать расширение и обновление материально-технической базы

Сделать заявку в администрацию школы на необходимое оборудование и расходные материалы

Оптимизировать процесс технического труда путем функционального разделения операций по обработке древесины и металла

Спланировать действия по оборудованию отдельных зон в мастерских по обработке металла и обработке древесины

К началу нов. уч. года

Произвести косметический ремонт мастерских школы

Косметический ремонт

В течение лета

Привести документацию мастерских в соответствие с нормами

Выявление нормативной базы учебных мастерских

До нач. уч. года

Произвести необходимые работы по обеспечению электробезопасности

В течение года

Произвести необходимые работы по обеспечению пожарной безопасности

В течение года

Произвести необходимые работы по обеспечению санитарно-гигиенических норм

В течение года

Произвести аттестацию учебного кабинета по готовности к работе

Внутришкольная аттестация

К началу уч. года

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

развития учебной мастерской

  • Произвести капитальный ремонт помещений учебной мастерской.
  • Провести водопровод и канализацию.
  • Полное обновление учебного оборудования в соответствии с новыми базисными учебными планами и нормативными требованиями.
  • Обеспечить мастерскую современной оргтехникой и средствами ТСО.
  • Предусмотреть предоставление платных образовательных и технических услуг с целью пополнения материально-технической базы.
  • Организовать работу технических кружков и элективных курсов на базе мастерской.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЗАВЕДУЮЩЕГО МАСТЕРСКОЙ

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик профессий, утвержденных постановлением Министерства труда Россий­ской Федерации от 24 декабря 1992 г. № 60 и внесенных в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабо­чих, выпуск 1, раздел «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства», утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 31 декабря 1985 г. № 31/3-30, при­меняемый в соответствии с постановлением Минтруда России от 12 мая 1992 г. № 15а на предприятиях и в организациях, расположен­ных на территории России.

1.2. Заведующий учебным кабинетом назначается директором школы из числа учителей, имеющих соответствующую подготовку и опыт рабо­ты.

1.3. Заведующий учебной мастерской подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебной работе.

1.4. В своей работе заведующий мастерской руководствуется правилами и нормами охра­ны труда, производственной санитарии и противопожарной защи­ты, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распоряд­ка школы и настоящей Инструкцией.

2. Функции

Основными направлениями деятельности заведующего мастерской явля­ются:

2.1. поддержание в надлежащем состоянии мастерской;

2.2. своевременность обновления и ремонта учебной мебели, оборудования и наглядных пособий;

3. Должностные обязанности

Заведующий мастерской выполняет следующие обязанности:

3.1. руководит работой лаборанта, закрепленного за мастерской;

3.2. контролирует целевое использование мастерской;

3.3. организует пополнение мастерской оборудованием, приборами и дру­гим имуществом, принимает материальные ценности на ответственное хранение по разовым документам, обеспечива­ет сохранность подотчетного имущества, участвует в установленном порядке в инвентаризации и списании имущества кабинета;

3.4. разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение директору;

3.5. контролирует оснащение учебной мастерской противопожарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средствами защи­ты, а также наглядной агитацией по вопросам обеспечения безопас­ности жизнедеятельности;

3.6.проводит или организует проведение другим педагогом инструк­тажа по охране труда обучающихся с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале установленного образца;

3.7. не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы с извещением об этом заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;

3.8 вносит предложения по улучшению условий труда и учебы для включения в соглашение по охране труда;

3.9. следит за экономным расходованием воды, электроэнергии;

3.10. обязанности по охране труда (согласно Положение МО РФ об охране труда):

  • осуществляет организацию безопасности и контроль состоя­ния рабочих мест, учебного оборудования, наглядных пособий,;
  • не допускает проведения учебных занятий, работы кружков, секций в необорудованных для этих целей и не принятых в эксплуа­тацию помещениях, а обучающихся, воспитанников к проведению занятий или работ без предусмотренной спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;
  • разрабатывает и периодически пересматривает (не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утвержде­ние руководителю образовательного учреждения;
  • контролирует оснащение учебного помещения противопо­жарным имуществом, медицинскими и индивидуальными средства­ми защиты, а каждого рабочего места - инструкцией, наглядной аги­тацией по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;
  • проводит или организует проведение преподавателем ин­структажа по охране труда обучающихся, воспитанников с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале уста­новленного образца;
  • вносит предложение по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса (для включения их в согла­шение по охране труда), а также доводит до сведения руководителя образовательного учреждения о всех недостатках в обеспечении об­разовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работо­способность организма работающих, обучающихся и воспитанников (заниженность освещенности, шум аппаратуры, люминесцентных ламп, нарушение экологии на рабочих местах и др.);
  • подает в установленном порядке заявки на спецодежду, спец­обувь и другие средства индивидуальной защиты для работников, обучающихся;
  • немедленно сообщает руководству, профкомитету о каждом несчастном случае, происшедшем с работником или обучающимся;
  • несет ответственность в соответствии с действующим законо­дательством о труде за несчастные случаи, происшедшие с работни­ками, обучающимися во время образовательного процесса в результате нарушения норм и правил охраны труда.

4. Права

Заведующий учебной мастерской имеет право:

4.1. на обеспечение соответствующим оборудованием, инструмен­тами, материалами, индивидуальными средствами защиты и спецо­деждой по установленным нормам;

4.2. запрещать использование неисправных и опасных объектов эксплуатации (оборудования, машин, механизмов, приборов, кон­струкций и т.п.);

4.3. отказаться от проведения опасных для жизни и здоровья работ в условиях, когда отсутствуют и (или) не могут быть приняты необходимые меры безопасности;

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважи­тельных причин Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных приказов и распоряжений администрации школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установ­ленных настоящей Инструкцией, рабочий по обслуживанию и теку­щему ремонту зданий, сооружений и оборудования несет дисципли­нарную ответственность в порядке, определенном трудовым зако­нодательством.

5.2. За виновное причинение школе или участникам образователь­ного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) сво­их должностных обязанностей рабочий по обслуживанию и текуще­му ремонту зданий, сооружений и оборудования несет материаль­ную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудо­вым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Заведующий мастерской:

6.1. работает в течение учебного дня по мере необходимости, согласно плана работы и паспорта учебного кабинета;

6.2. проходит инструктаж по технике безопасности, производствен­ной санитарии и пожарной безопасности под руководством замести­теля директора школы по учебно-воспитательной работе;

С должностными обязанностями ознакомлен ___________ Федосеев А.В.

«____» ________________ 20____г.

План работы кабинета технологии (технического труда)

на 2015-2016 учебный год.

Цель: создание материально-технической и справочно-методической базы для:

Реализации требований образовательного стандарта по технологии;

Выполнения обучающимися практических и лабораторных работ;

Выполнения обучающимися творческих проектов.

Выполнение обучающимися производственных заданий по предпрофессиональной подготовке и производительному труду

Задачи на учебный год

Сроки выполнения

Разработка и выполнение обучающимися творческих проектов

В течение уч. г.

Подготовка к выставке технического творчества обучающихся

В течение уч. г

Заточка, правка и ремонт инструмента для кабинета технологии.

Текущее обслуживание и ремонт оборудования.

В течение уч. г

Изготовление, сборка и ремонт школьной мебели, инвентаря, оборудования

В течение уч. г

Обновление материально-технической базы и создание наглядных пособий (стендов) по электротехнике, работе над проектами.

В течение уч. г

Сбор данных и материалов для методической работы по самообразованию

В течение уч. г

Анализ работы кабинета технологии. Планирование работы на следующий учебный год.

Анализ работы кабинета за 2014-2015 учебный год

В работе с учащихся формировал трудовые умения и навыки, технические, технологические и первоначальные экономические знания, необходимые для участия в общественно полезном, производительном труде, расширял политехнический кругозор и развивал творческие способности каждого учащегося на основе взаимосвязи трудового обучения с основами наук, ознакомил с доступными для слепых и слабовидящих рабочими профессиями чтобы побудить к сознательному выбору одной из них, привить любовь к творчеству, научить строить свою жизнь интересной, обслуживать себя и свою семью в повседневной жизни.

Во внеурочное время проводил многоцелевой разнонаправленный технический кружок для 4-12 классов. Все занятия строю с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика и имеющихся материалов. Здесь мы изучаем такие темы как электротехника, радиотехника, ручная и механизированная обработка древесины и металла, народные промыслы, резьба по дереву, выжигание, аппликация, художественная обработка природных материалов, изготовление изделий с применением токарной обработки материалов, моделирование и конструирование изделий из различных материалов, изготовление изделий хозяйственного назначения.

Проводил конкурс мастерства в рамках недели технологии, участвовали в межрайонной выставке поделок, 2 раза в год провели творческий отчет: «Выставку-продажу» изделий и поделок учащихся. Для достижения поставленных целей я стремлюсь разнообразно строить свою работу, проводя нестандартные формы уроков: уроки-эксперименты, посещение мастерских, цехов по обработке различных материалов на Валуйском предприятии «Металлоизделия», провожу показательные уроки творчества среди учащихся, занятия по взаимосвязи учащихся различных групп и возможностей. Для того чтобы вооружить учащихся общетехническими и специальными знаниями и практическими умениями, я применяю специальные методы и приемы обучения, используя тифлотехнические приборы и инструменты, основанные на осязательном и слуховом восприятии. Некоторые инструменты, наглядные пособия мы делаем сами (например модели механических передач).

В этом году с помощью фонда «Поколение» в школьную мастерскую приобрели электрофицированые инструменты: электролобзик, фрезер, сварочный аппарат, дрель, шуруповерт. Поэтому на уроках теперь можем внедрять новые современные технологии обработки материалов. Так же в мастерской установлен проектор, с помощью которого теперь можно показывать наглядные пособия, чертежы, эскизы, рисунки, презентации на большом экране.

В своей работе использую опыт передовых тифлопедагогов, таких как М.И. Земцова, В.П. Ермаков, различные методические разработки реабилитационных центров г. Москвы, Свердловска, С.Петербурга. Например, при изучении обработки древесины использую методическое пособие незрячего автора Б. Таранова, разработанное в 1998 году в реабилитационной мастерской при Московском учебно-производительном предприятии №8. Большое значение в моей деятельности имеют работы таких организаций как Московский научно исследовательский институт дефектологии академии наук РФ, республиканский учебно – методический кабинет при министерстве просвещения РФ, Всероссийское общество слепых, Свердловской тифлотехнической лаборатории НИИ дефектологии АН РФ, С.Петербургского Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.

В прошлом году я прошел курсы по изучению системно – деятельностностного подхода в реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения. В связи с этим в этом учебном году я ставил в своей работе задачи по новому стандарту – не только дать объем знаний, а в единстве с усвоением обучающимися системы знаний сформировать у них умение учиться. Умение учиться я пытался формировать посредством освоения системы универсальных учебных действий которые являются определяющим критерием готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, поскольку именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена стандартом как главная ценность обучения

Некоторые темы из программ трудового обучения освещены не полностью из за нехватки оборудования и материалов, например темы по электротехнике из за отсутствия Эл. конструкторов. Темы по слесарной обработке материалов – слесарных инструментов. В этом году были мало отработаны навыки по работе с ручными инструментами и работе на эл. станках из-за малого количества часов и неимении материала для заготовок. Хотелось бы обновить станочное оборудование мастерской которое не менялось 25 лет, столярные верстаки приобрести, компьютер для внедрения новых технологий на уроках труда

Доработать тематические планы с учетом изменений в материальной базе мастерской.

Доработать рабочие места по производственному обучению в мастерской школы, наладить снабжение этих мест сырьем.

Отремонтировать усовершенствовать оборудование и ручные инструменты мастерской, купить и высушить пиломатериалы, лак, гвозди, краски и т.д. для уроков и кружковой работы.

Тема по самообразованию: «Применение ИКТ на уроках технологии»

Вместе с учащимися участвуем в техническом оформлении всех общешкольных мероприятий, театрализованных представлений. Участвуем в работе по поддержанию порядка в классах и спальнях, территории школы - ремонтировали мебель спален и классов, оборудование учебной мастерской, изготовляли хозяйственный инвентарь, различные наглядные пособия.

Принимаю участие в заседаниях районных методических объединений учителей трудового обучения средних школ, но там обсуждаются работа зрячей школы.

Кабинет пополнился методическими пособиями для педагогов и обучающихся. В целях обеспечения наглядности процесса обучения и создания необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки обучающихся в кабинете действовали постоянно обновляемые стенды: «Техника безопасности», «Проектная деятельность».

Средняя успеваемость по предмету 100%. Качество знаний по предмету 88%.

Для реализации многих методических разработок не хватает средств, инструментов и расходных материалов. Поэтому я спланировал перспективный план оснащения мастерской и составил списки необходимого инструмента, материала и оборудования на 2015-2016 уч.год.

Задачи на новый 2015-20166учебный год:

Составить КТП занятий по технологии для 5-8 классов - обновление дидактического материала по темам: «Деревообработка», «Металлообработка», «Элементы информационных технологий», «Профессиональная ориентация»;

Приобретение учебно-методических материалов по профилю кабинета соответственно стандарту образования и образовательной программы школы;

Сохранение материально-технической базы кабинета;

Приобретение расходных материалов (древесины и металла).

Проведение внеурочных мероприятий:

Школьные выставки продажи изделий обучающихся;

Предметная неделя по технологии;

Участие в конкурсах по предмету.

План-заказ

дооборудования и работы по оснащению учебной мастерской

на 2015-2016уч.год.

наименование

Цена, руб

Цена, руб

Столярные верстаки

Набор столярных инструментов

Набор слесарных инструментов

Набор электромонтажных инструментов

станок заточной

Токарный станок по дереву

Циркулярно-фуговальный станок 1-2 квт

Шлифовальная машинка

Компьютер, сканер, принтер, проектор.

Правила поведения в учебных мастерских

1. Соблюдать порядок и режим работы в учебных мастерских:

  • являться на занятия в спецодежде (фартук и нарукавники или халат, головной убор);
  • иметь тетрадь и необходимые принадлежности для выполнения графических работ и записей;
  • в начале урока по указанию учителя занять свое рабочее место, получить у бригадира (дежурного) материалы и инструмент;
  • не подходить к работающему за станком, соблюдать установленную очередность при работе на станках.

2. Строго соблюдать правила безопасности труда.

Слесарная мастерская (отделение). В слесарной мастерской учащиеся вручную и на станках обрабатывают металлы; здесь же они выполняют и электротехнические работы. В соответствии с этим слесарное отделение оснащается слесарными верстаками, металлорежущими станками и некоторым вспомогательным оборудованием.

На сегодняшний день весьма актуален вопрос о создании обо­рудования, которое регулировалось бы по высоте. Ведь на одном и том же рабочем месте приходится работать учащимся V-Х классов, которые значительно отличаются по своему росту. Между тем известно, например, что работающий может сохранить пра­вильную позу в процессе слесарной работы, если тиски располага­ются на такой высоте, что, поставив на них локоть, можно коснуть­ся подбородка выпрямленными пальцами поднятой вверх руки.

В связи с этим сделан ряд предложений, позволяющих изменять по высоте рабочее место либо положение работающего относитель­но рабочего места.

При работе на станках это достигается за счет подставок, ко­торые кладутся под ноги. Что же касается слесарных верстаков, то разработан ряд конструкций, позволяющих изменять их по вы­соте. Приведем пример одной из них.

Верстак состоит из каркаса, изготовленного из сварных труб и угольника. Крышка верстака представляет собой металлическую раму, в которой закреплены доски из древесины твердых пород толщиной 30 мм. Сверху крышку покрывают листовым металлом толщиной 1...2 мм. Под крышкой верстака размещают два выдвижных ящика, предназначенных для хранения инструментов и приспособлений. Снизу к крышке крепят упор. Фиксаторы закреп­ляют направляющие трубы крышки в трубах ножек каркаса. Крышка поднимается с помощью винта. На крышке с правой сто­роны размещают готовальню для разметочного и измерительного инструмента. На левой стороне крышки крепят пюпитр, на котором размещают инструкционные и операционные карты. Готовальню и пюпитр можно регулировать по высоте. При необходимости (при рубке металлов) к верстаку может крепиться защитная сетка. Верстак предназначен для выполнения учащимися слесарных и электротехнических работ. Для правки и разметки заготовки к крышке крепится с помощью винтов стальная плита.

Перед выполнением электротехнических работ тиски с верстака снимают и убирают в левый ящик. Верстак можно использовать и как стол при конспектировании пояснений учителя и выполнении графических работ (для этого тиски смещаются влево от середины крышки верстака). Кроме одноместных, в практике работы школ встречаются двух- и четырехместные верстаки.

Перечнем типового учебного оборудования школьных мастер­ских предусматриваются следующие металлорежущие станки: то­карный типа ТВ-7 - 3 шт.; сверлильный типа 2М112 - 1 шт.; горизонтально-фрезерный типа НГФ-100 - 1 шт.; электроточило - 2 шт.

Конечно, не всегда представляется возможным приобрести именно указанные модели станков, поэтому следует руководство­ваться тем, что наиболее удобными в работе с учащимися являют­ся токарные станки с высотой центров 150...160 мм и расстоянием между центрами 600...800 мм; сверлильные станки желательно иметь с наибольшим диаметром сверления 12 мм.

В слесарном отделении устанавливают также вспомогательное оборудование: 1-2 разметочные плиты, плиту для правки загото­вок, муфельную печь, испытательный стенд для электротехнических работ. Кроме этого, слесарное отделение дооборудуют для выполнения работ по термической обработке стали.

Оборудование в мастерских размещают с учетом определенных правил и нормативов. Задача при этом сводится к тому, чтобы обеспечить хорошее наблюдение учителя за работой учащихся, достаточную освещенность рабочих мест, соблюдение санитарно-гигиенических норм.

Так, рекомендуется металлорежущие станки устанавливать ближе к рабочему месту учителя, чтобы в случае опасности он всегда мог оказаться рядом. Раз­меточные плиты следует распола­гать ближе к окну, чтобы их освещенность была достаточна, так как выполняемая на них работа требует значительного напряже­ния зрения.

Все рабочие места располага­ются так, чтобы свет падал на них спереди либо слева. Между ряда­ми слесарных верстаков, а также между металлорежущими стан­ками необходимо выдерживать расстояние около 900 мм.

Занимаясь в мастерских, уча­щиеся пользуются различными инструментами и инвентарем, ко­торые можно разделить на две группы: индивидуального и обще­го пользования.

Инструментом и инвентарем индивидуального пользования обе­спечивается каждое рабочее ме­сто. На рабочем месте для выпол­нения слесарных работ должны быть штангенциркуль с точностью 0,1 мм, длина 150 мм; слесарная линейка длиной 500 мм; слесар­ный угольник; чертилка; кернер; слесарный циркуль; зубило с ши­риной лезвия 10 мм; зубило с ши­риной лезвия 20 мм; слесарная ножовка; ножницы по металлу ручные; слесарный молоток массой 250 г; слесарная отвертка; кусачки; киянка для работы по жести; напильник плоский драчёвый; напильник плоский личной.

Рабочее место для выполнения станочных работ оснащается следующим: набор режущих инструментов - резцы проходные, под­резные, отрезные, расточные, фрезы цилиндрические, дисковые, отрезные; набор измерительного инструмента - линейка масштаб­ная, штангенциркуль, микрометр; набор принадлежностей для то­карного станка-патрон трехкулачковый и поводковый, ключ к патрону, центры, хомутики, переходные втулки, патрон сверлиль­ный, подкладки для резца. Инструмент и инвентарь общего поль­зования желательно иметь в 2-3 экземплярах. Способы хранения инструмента могут быть различные.

Особое внимание необходимо обращать на оборудование рабо­чего места учителя, которое должно служить образцом для уча­щихся. Верстак и стол учителя размещают на помосте размерами приблизительно 2500х1500х300 мм. На стене крепят классную доску, а под ней располагают чертежный инструмент. Шкаф предназначен для хранения таблиц и учебной технической документа­ции. В некоторых школах верстак учителя делают поворотным, чтобы учащиеся могли рассматривать с разных сторон, как выпол­нять трудовые приемы.

На рабочем месте учителя необходимо иметь демонстрационный стол с подведенным к нему одно- и трехфазным током и устройст­вом для регулирования напряжения. Электропитание к рабочим местам учащихся и демонстрационному столу целесообразно пода­вать через электрический щит, который лучше разместить в нише за демонстрационным столом. Этот щит должен иметь общий вы­ключатель, с помощью которого можно снимать напряжение на всех рабочих местах учащихся.

Типовыми проектами школьных учебных мастерских не предус­мотрено отдельных помещений для проведения электромонтажных работ. С этой целью чаще всего дооборудуют и специальным обра­зом оснащают слесарное отделение. Для этого на стенах укрепля­ют деревянные щиты для выполнения электротехнических работ, а вблизи них - штепсельные розетки. Необходимо иметь 10-15 таких щитов; иногда для выполнения работ их размещают на верстаках. Устанавливаются также стенды и столы с оборудованием, необходимым для изучения электрических машин. Испытывать соб­ранные электрические цени, подключенные к источнику тока, уча­щиеся могут только под руководством учителя на специально обо­рудованном для этого испытательном стенде.

Для выполнения электротехнических работ на каждом рабочем месте необходимо иметь специальные комплекты, включающие в себя плоскогубцы, круглогубцы, кусачки боковые, 5-10 отверток, ножи монтерские.

Необходимый для каждой практической работы комплект элек­троарматуры и материалов лучше всего хранить в отдельных коробках размером 200х120х600 мм. Такой комплект должен быть заготовлен из расчета на каждое рабочее место. На коробке можно написать номер рабочего места и название практической работы. Для проверки электрических цепей необходимо иметь ом­метр (удобно типа М-57) или авометр (один из таких приборов должен быть в комплекте оборудования рабочего места учителя), контрольную лампу и индикатор напряжения. При подборе инстру­мента для электромонтажных работ необходимо иметь в виду сле­дующее; отвертки, как правило, должны быть с пластмассовыми изолирующими ручками, а на рукоятки пассатижей, плоскогубцев, круглогубцев, кусачек, ножей должны быть надеты чехлы из изо­лирующих материалов. Молотки, дрели, шлямбуры и натяжные шнуры используются в работах реже, поэтому их можно считать инструментами общего пользования и иметь по 2-3 экземпляра, выдавая учащимся в случае надобности. Опыт показывает, что удобными для учащихся являются молотки массой 200 г и ручные дрели с набором сверл диаметром 2, 3, 5, 7 мм.

Для повышения эффективности обучения приемам выполнения электромонтажных работ необходимо применять средства нагляд­ности. Ими могут быть таблицы типографского или ручного из­готовления, щиты и стенды с образцами электротехнических материалов и арматуры, изображением схем, устройства электро­арматуры и электроприборов. Приведем примерный перечень обору­дования стендов: образцы проводов и шнуров; образцы изолирую­щих материалов; плакаты, отражающие технологию соединения, ответвления, оконцовывания проводов, зарядки штепсельной вилки, штепсельной розетки, патрона и выключателя; образцы предохра­нителей и плакаты с изображением их зарядки; электрический зво­нок и электромагнит.

Для демонстраций на занятиях, посвященных электротехниче­ским работам, учитель использует некоторые приборы из каби­нета физики или электротехники: набор по трехфазному току, действующие модели и разрезы машин постоянного и переменного тока, магнитный пускатель, тепловые реле, амперметры и вольт­метры.

На уроках по техническому труду в V-Х классах широко применяются различные приспособления, предназначенные в пер­вую очередь для улучшения качества изделий, повышения уровня культуры труда, формирования правильного представления об ос­новах современного производства.

Опыт работы школ показывает, что учителя трудового обучения уделяют большое внимание оснащению учебного процесса различ­ными приспособлениями для гибки, резания, клепки, штамповки металлов, заточки инструмента и др. Журналы «Тэхналагічная адукацыя» и «Школа и производство» систематически помещают на своих страницах лучшие приспособления.

Применение приспособлений с точки зрения учебно-воспитатель­ных задач становится особенно эффективным, если к проектирова­нию и изготовлению их привлекаются учащиеся.

В соответствии с перечнем типовых учебно-наглядных пособий слесарная мастерская должна быть обеспечена учебными таблица­ми («Техника безопасности», «Типовые детали, узлы и соединения», «Таблицы по техническому труду для V-Х классов», «Элект­ротехнические работы», «Техническое конструирование», «Металлорежушие станки», «Электротехника на уроках труда») и диафильмами («Что нужно знать школьнику о металлах и сплавах», «Техника безопасности при обработке металлов в школьных мастерских», «Механизмы передачи и преобразования движения», «Обработка металлов резанием», «Что надо знать школьнику об использовании электричества в быту», «Монтаж электропроводки».

Столярная мастерская (отделение). При оборудовании столярной мастерской решаются в основном те же вопросы, что и при оборудовании слесарной мастерской. Здесь также приходится обеспечивать возможность регулирования верстаков по высоте. Высота верстака должна быть такой, чтобы ладонь учащегося, стоящего прямо, прижималась к поверхности крышки. Как видно, высота верстака находится в прямой зависимости от роста учащегося.

В столярной мастерской устанавливают токарные станки по дереву с высотой центров 150...200 мм и расстоянием между центрами 500 мм (3 шт.), комбинированный настольный станок (фуговальный и дисковая пила) с диском диаметром 200 мм и длиной ножей 1500 мм, а также точило с механическим приводом.

Перечнем типовых учебно-наглядных пособий предусматривается следующий инструмент и инвентарь индивидуального пользо­вания: слесарная линейка длиной 500 мм; столярный угольник; столярный рейсмус; рубанки простые одинарные с механической подачей ножа, ширина ножей 40 и 45 мм; шерхебель с механической подачей ножа; полуфуганок с механической подачей ножа, ширина ножа 40 мм; ножовка мелкозубая для смешанного пиле­ния, длина полотна 200...250 мм; ножовка для продольного пиления, длина полотна 300 мм; стамеска плоская 10 мм и 20 мм; долото 6 мм и 10 мм; рашпиль полукруглого сечения длиной 250…300 мм; напильник плоский драчевый 250...300 мм; лобзик с регулируемым натягом пилки; молоток столярный массой 250 г; киянка; клещи 150 мм; отвертки 5 и 10 мм; шило.

Этим же перечнем определен инструмент и инвентарь общего пользования: электроклееварка 127/220 В вместимостью 1...2 л; буравы 5...20 мм (комплект); долота столярные 4, 8, 12, 16 мм (комплект); ерунок; зензубель; коловорот; малка; метр складной; пила лучковая; пила выкружная; разводка для пил универсальная; рубанок с двойным ножом; сверла перовые 12...30 мм; стамески плоские 4, 6, 8, 12, 15 мм; фальцгобель; цикля; цинубель.

В столярной мастерской необходимо иметь вспомогательное оборудование - кисти для клея, кисти для окраски разные, стеклорез.

В процессе обработки древесины могут быть широко использованы приспособления. На практике положительно зарекомендовали себя приспособления для разметки, строгания, пиления, разметки шипов и др. Многие из них являются универсальными, т. е. после переналадки могут быть использованы для обработки деталей различных размеров и конфигураций. Столярная мастерская оснащается диафильмами: «Что нужно знать школьнику о древесине», «Техника безопасности при обработке древесины в школьных мастерских», «Технология изготовления изделий в школьных мастерских».

Одна из предпосылок правильной организации учебного процесса в школьных мастерских - планирование потребности в материалах, оборудовании, инструментах. Лишь зная наперед, какие именно объекты придется изготавливать, можно распределить их по классам и по времени. Учителю труда нельзя допускать случаев, когда заказы на изготовление тех или иных изделий поступают неожиданно и не остается времени для согласования содержания трудовой деятельности учащихся с учебной программой. Чтобы этого не произошло, учитель труда составляет заранее план рабо­ты по ремонту оборудования и оснащению мастерских приспособ­лениями, собирает заявки от заведующих учебными кабинетами и заведующего хозяйственной частью школы, заказы предприятий, а затем вместе с директором или завучем школы составляет план работы школьных мастерских.

На основании плана работы мастерских составляют календарно-тематические планы работы с учащимися отдельных классов, т. е. для каждого класса выбирают такие объекты работы, которые отвечают учебной программе.

Всю работу, которая проводится в мастерских, необходимо учитывать. Необходимо также учитывать и все материальные цен­ности. Для этого заводят две книги. В одной ведут учет оборудо­вания, инструмента, приспособлений, материала и др., в другой - готовой продукции. Книги нужны для финансовой проверки. В свя­зи с этим в них указывают, когда поступили материалы, инстру­менты, в каком количестве и кому переданы. Если инструмент выходит из строя, об этом записывают в книгу и периодически (обычно раз в четверть) составляют вместе с бухгалтерией акты на списание. В книге учета готовой продукции отмечают, кому и сколько передано изделий.

Учебные мастерские должны систематически пополняться всем-необходимым. В настоящее время нет официально утвержденных нормативов на сроки службы инструментов и станков в школьных мастерских. Поэтому приходится исходить из фактического состоя­ния оборудования: заменять его в том случае, когда оно перестает обеспечивать свойственную ему точность обработки.

Пополнять мастерские всем необходимым можно по нескольким каналам: через органы народного образования, магазины и с помощью базовых предприятий.

В магазинах учителя имеют возможность приобрести режущий и измерительный инструмент за счет средств, которые ежегодно выделяются школам.

Существенным источником снабжения школьных мастерских являются базовые предприятия. Постановлениями правительства предприятиям разрешено безвозмездно передавать школам обору­дование, инструмент и материалы. Можно было бы привести много примеров, когда, выполняя эти постановления, промышленные и сельскохозяйственные предприятия оказывают школам значитель­ную помощь. Такая помощь нужна особенно потому, что школы в централизованном порядке не снабжаются материалами (металла­ми, древесиной). А материалов нужно много. Так, по некоторым подсчетам, для двухкомплектной восьмилетней школы необходимо, например, примерно 7 м 3 пиломатериалов и 400 кг металлических материалов в год. Школы, в свою очередь, по договоренности с предприятиями организуют выпуск силами учащихся общественно полезной продукции.

Санитарно-гигиенические требования и режим работы в школьных мастерских

Данные физиологии и гигиены труда свидетельствуют о том, что физический труд, который по своему характеру отвечает возрастным возможностям организма и выполняется в оптимальных гигиенических условиях, содействует развитию как отдельных органов ребенка и подростка, так и всего организма.

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают двига­тельные навыки и умения; у них создаются новые условно рефлекторные связи. Под влиянием физического труда совершенствуется координация движений, укрепляется костная система, развивается мышечная система, улучшается работа дыхательной и сердечно-сосудистой систем, усиливается обмен веществ.

Специальные исследования показали, что у лиц, которые занимаются физическим трудом, обмен веществ происходит интенсивнее, чем у тех, кто занимается преимущественно умственным трудом. Установлено также, что для нормального функционирования организма затраты энергии на мышечную работу должны составлять в сутки не менее чем 5,04...5,46 МДж у взрослых и 3,36...4,2 МДж у учащихся. Меньшие затраты на мышечную работу отрицательно сказываются на росте и развитии детей и подростков.

Трудовое обучение имеет большое значение как средство пере­ключения учащихся с одного вида деятельности на другой, что в соответствии с учением И. М. Сеченова наиболее содействует под­держанию трудоспособности. Это положение убедительно иллюст­рируется исследованиями. В обычные учебные дни у большинства учащихся трудоспособность по сравнению с исходными показате­лями (до начала занятий) повышается к концу первого урока, потом она несколько колеблется на этом уровне на протяжении второго урока и затем заметно снижается: для четвероклассников - после третьего урока, для более старших ребят (V-Х классы) -после четвертого урока. Дальнейшие учебные занятия проходят при прогрессивном снижении производительности умственного труда учащихся.

Переключение учащихся с изучения общеобразовательных пред­метов на трудовое обучение содействует поддержанию их трудоспо­собности на высоком уровне. Например, в VI классе наименьшее снижение трудоспособности наблюдается в тех случаях, когда уро­ки труда проводятся на третьем часу занятий, а наибольшее - на первом. В дни, когда учащиеся работают, например, в столярных мастерских, в конце учебной смены у них трудоспособность замет­но выше, чем в другие дни.

Однако влияние трудового обучения на физическое развитие учащихся оказывается положительным лишь в том случае, если соблюдаются гигиенические нормы. Следовательно, режим работы должен быть таким, чтобы трудовое обучение содействовало все­стороннему развитию организма детей, укреплению их здоровья, а не приводило к переутомлению, когда функциональные сдвиги раз­личных систем организма выходят за пределы физиологических возможностей.

В связи с этим возникает вопрос о продолжительности трудовых операций и перерывов на отдых. Хронометражные наблюдения по­казали, что при выполнении однообразной работы, особенно тогда, когда она связана со значительной физической нагрузкой, возрас­тают простои учащихся. Так, если в среднем на уроках труда про­стои занимают 17% рабочего времени, то тогда, когда преобладают опиливание и зачистка деталей, они составляют 25...30%, особенно возрастая к концу второго часа занятия.

Вообще характерно, что при выполнении однообразных опера­ций по обработке материалов, связанных со значительными затра­тами энергии, полезное время работы закономерно снижается от начала к концу рабочего дня, а количество произвольных переры­вов увеличивается. Если же работа характеризуется сменой опера­ций, то полезное время работы не уменьшается на протяжении всего периода работы. Наибольший эффект как с точки зрения производительности, так и с точки зрения физиолого-гигиенической обес­печивается соединением либо чередованием двух-трех операций, когда непрерывная работа учащихся не превышает 10 мин; после чего делают перерыв на 3-5 мин для инструктажа, самоконтроля и др.

Возможности создания оптимальных гигиенических условий для работы учащихся зависят в значительной мере от внешней среды, в которой происходит трудовой процесс (микроклимат, освещение, шум и др.).

Температура воздуха в слесарной мастерской должна быть 16...18°С, в столярной мастерской - 15...17°С.

Учебные мастерские необходимо систематически проветривать, так как выполнение ряда трудовых процессов (термическая обработка металлов, приготовление клея, окраска изделий и др.) сопровождается выделением вредных газов. Проветривание в зави­симости от размеров мастерских может быть естественным (если на каждого учащегося приходится более 40 м 3) и искусственным (если на одного учащегося приходится менее 40 м 3).

Большое значение для работы имеет нормальное освещение. Лучше всего работать при естественном освещении; однако в осенний и зимний периоды приходится применять и искусственное осве­щение. При этом исходят из нормативов, разработанных врачами-гигиенистами: освещенность рабочего места должна быть в преде­лах 100...200 лк. Однако и при нормальном освещении необходим индивидуальный подход к учащимся: по консультации с врачом учитель должен ставить на лучше освещенные места учащихся, имеющих плохое зрение.

На трудоспособность учащихся влияет производственный шум, которым сопровождается работа в мастерских. Данные исследова­ний показывают, что выполнение ряда операций (рубка металлов на плите, распиливание досок дисковой пилой и др.) сопровожда­ется шумом, который выходит за пределы допустимого. Поэтому нужно устранять все лишние шумы, в частности те, которые связа­ны с неправильным закреплением заготовки либо с неправильным выполнением трудовых процессов.

Говоря о факторах внешней среды, влияющих на работоспособ­ность учащихся, нельзя не вспомнить о цветовом оформлении школьных мастерских. Многими исследованиями установлено, что правильным подбором цветов для оформления помещений и обору­дования можно содействовать созданию бодрого настроения. В хо­рошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской склады­ваются благоприятные условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания подростков.

Loading...Loading...