Состоит федеральное. Федеральное Собрание Российской Федерации – Парламент России

(нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъекта, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы.

Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами. Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

Палаты могут собираться совместно только в трех установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

Для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

Для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

Для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств

Федеральное Собрание состоит из двух палат:

а) Совета Федерации;

б) Государственной Думы.

Первую из них принято именовать верхней, вторую - нижней. Такая терминология в Конституции не употребляется, однако она является общепринятой как в конституционной теории, так и в политической практике.

Верхняя палата - это обычно орган представительства субъектов федерации (в федеративных государствах) либо регионов, территориальных образований (в унитарных государствах). Поэтому термин «верхняя палата» не означает, что она стоит над нижней, наделена большими полномочиями. Скорее наоборот, так как именно нижняя палата выполняет основное назначение представительного органа -осуществлять законодательную деятельность - является органом общенационального представительства. Именно через Думу обеспечивается отражение основных социальных, групповых, профессиональных интересов, политических и идеологических воззрений) существующих в обществе.

Главное отличие двухпалатной структуры Федерального Собрания от ранее существовавшей заключается в следующем:

Палаты заседают раздельно;

За каждой из них закреплена собственная компетенция;

Общая компетенция Федерального Собрания как единого органа Конституцией не определяется;


Обе палаты образуют свои комитеты и комиссии, принимают свой отдельный, а не общий, как было ранее, регламент, избирают свои руководящие органы, председателей, их заместителей;

Действующей Конституцией не предусмотрено создание органа, объединяющего работу обеих палат, каким по прежней Конституции был Президиум Верховного Совета;

Не введена и должность Председателя Федерального Собрания.

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Различное функциональное назначение палат предопределяет и различный порядок их образования. Государственная Дума избирается сроком на четыре года и состоит из 450 депутатов. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Порядок образования палат - формирования и выборов - устанавливается федеральными законами.

Сущность и порядок деятельности каждой из палат Федерального Собрания определяются содержанием полномочий Совета Федерации и Государственной Думы.

Закрепляя полномочия палат российского парламента, Конституция РФ (ст. 102, 103) исходит из того, что Совет Федерации призван представлять интересы всех регионов страны, а Государственная Дума - политических партий, иных избирательных объединений, а также различных групп населения.

Совет Федерации играет важнейшую роль в осуществлении государственной власти и обладает в связи с этим широкими полномочиями, а именно:

а) утверждение изменения границ между субъектами РФ. Следует иметь в виду, что оно может осуществляться только с взаимного согласия субъектов Федерации;

б) утверждение указов Президента России о введении военного положения в соответствии со ст. 87 или чрезвычайного положения в случаях, указанных в ст. 88 Конституции РФ;

в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами России;

г) назначение выборов Президента России как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения;

д) отрешение Президента России от должности в порядке, предусмотренном Конституцией РФ (ст. 93);

е) назначение на должность судей Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного суда РФ. Это полномочие верхняя палата осуществляет по представлению Президента России;

ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ (также по представлению Президента России);

з) к компетенции Совета Федерации отнесено также формирование части состава Счетной палаты, которая образуется им и Государственной Думой для контроля за исполнением федерального бюджета.

Решения по всем вопросам, отнесенным к его ведению, Совет Федерации принимает в форме постановлений (большинством или 2/3 голосов от общего числа членов палаты).

К числу полномочий Государственной Думы Конституция РФ относит:

а) дачу согласия Президенту России на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству РФ;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ по представлению Президента России;

г) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

л) объявление амнистии, т.е. акта о полном или частичном освобождении от наказания лиц, совершивших преступления, либо замену этим лицам назначенного судом наказания более мягким;

е) выдвижение обвинения против Президента России для отрешения его от должности;

ж) к компетенции Государственной Думы относится также формирование части состава Счетной палаты: она назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов.

Важнейшей сферой законодательной деятельности Федерального Собрания Российской Федерации является правовое регулирование основных вопросов обеспечения обороны страны и руководства Вооруженными Силами России.

Значительными полномочиями в сфере обороны страны наделена верхняя палата российского парламента - Совет Федерации. Как уже говорилось выше, эта палата утверждает указы Президента России о введении военного или чрезвычайного положения. Следует иметь в виду, что военное положение может быть введено в случае прямой агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии как на территории всей страны, так и в отдельных ее местностях.

Чрезвычайное положение вводится Президентом Российской Федерации лишь в случаях, указанных в специальном Законе «О чрезвычайном положении». Среди них: стихийные бедствия, крупные аварии, катастрофы, эпидемии, массовые нарушения общественного порядка и другие обстоятельства, которые представляют угрозу жизни и здоровью граждан или могут повлечь тяжкие последствия.

Совет Федерации по предложению Правительства Российской Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории.

Но наибольшее количество вопросов, связанных с обеспечением обороны страны, решается парламентом Российской Федерации путем принятия федеральных законов.

Местное самоуправление в Российской Федерации. Принципы организации и функционирования органов местного самоуправления в Российской Федерации.

Орган государственной власти - это главный механизм государства, осуществляет определённые функции по решению стоящих перед ним государственных задач.

Механизм государства = аппарат гос(вся совокупность гос органов) + государственное учреждение, выполняющая функцию обеспечения работы аппарата государства.

Признаки государственного органа:

1. Элемент аппарата государства.

2. Обладает компитенцией и властными полномочиями.

3. Состоит из государственных служащих.

4. В праве принимать правовые акты.

5. Обладает материальной базой для осуществления полномочий.

6. Обладает внешней формальным принципом(эмблема, марки, печати).

Местное самоуправление - это самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти..

Понятие гражданского права и его источники. Понятие гражданских правоотношений. Физические лица, как субъекты гражданских правоотношений.

Гражданское право - это наука (учение) о гражданском праве.

Гражданское право — отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущественные, а также связанные и несвязанные с ними личные неимущественные отношения, которые основаны на независимости, имущественной самостоятельности и юридическом равенстве сторон в целях создания наиболее благоприятных условий для удовлетворения частных потребностей, а также нормального развития экономических отношений. Гражданское право так называется отдел права, нормы которого определяют положение и регулируют отношения отдельных лиц как членов общества в их так наз. "частной жизни", т. е. их положение и отношения личные, семейные и имущественно-хозяйственные.

Гражданское право — термин, использование которого очень разнилось и разнится в разных правовых системах.

В странах романо-германской правовой семьи, включая Россию и другие страны бывшего СССР под гражданским правом понимается отрасль права, регулирующая имущественные, а также личные неимущественные отношения на основе принципов равенства, неприкосновенности всех форм собственности и свободы заключения договоров их участниками, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; гражданское право является ядром частного права.

Юстиция - справедливость.

Источники гражд прав представляют собой формы. Закреплённых гражданских правовых норм:

Конституция РФ правозглавляет равенство прав собственности, свободы конкуренции, каждый гражданин имеет право на свободное исполнение своих возможностей, финансовое, кредитное регулирование, право на собственность, информацию, судебную защиту.

Гражданский кодекс РФ - экономическая конституция РФ.

Юридическая связь обратна:

Гражданское право - один из видов правоотношений. Общественное отношение, которое урегулированные нормами права.

Структура гражданских правоотношений.

Субъекты гражданских правоотношений явл либо граждане, лица без гражданства(апатриды), иностранцы, юридические лица, муниципальные, государственные и международные учреждения.

Физические лица.

Объекты гражданского правоотношения - это то, на что направлена деятельность субъекта(вещи, имущество, процессы создания).

Это взаимоотношение его участников.

Субъективное право - это юридическое обеспеченная мера возможного поведения уполномоченного лица.

Основания изменения и прекращения гражданских правоотношений:

Являются юридические факты (это факты реализации действий с которыми действуют законы связывающие изменение, прекращение гражданских прав (любые гражданские права)

Юридические факты делятся на события и действия.

События - это обстоятельство, возникшие не зависимо от человека и обстоятельств, возникшие по воле, но вышедшие из под контроля.

Действия - это обстоятельсва, возникшие по воле человека: правомерные(юридические акты, сделки, админ акты, решение суда, юридические поступки), неправомерные.

В зависимости от характера последствий: правопорождающие, правоизменяющие, правовосстанавливающие.

Вариант - 1

1.

1) на-ли-чие си-сте-мы за-ко-но-да-тель-ства

2) рав-но-пра-вие и ра-вен-ство граж-дан перед за-ко-ном

2.

3.

4. Пра-ви-тель-ство РФ

1) раз-ра-ба-ты-ва-ет и при-ни-ма-ет за-ко-ны 2) управ-ля-ет фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью

5.

6.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7.

разделении власти

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

8.

1) вер-хо-вен-ство за-ко-на;

2) на-ли-чие ор-га-нов и струк-ту-ры прав-ле-ния;

3) го-су-дар-ствен-ный су-ве-ре-ни-тет;

4) си-сте-ма раз-де-ле-ния вла-стей.

Черты сход-ства

Черты раз-ли-чия

9.

ФАКТЫ

ВИДЫ ДЕ-МО-КРА-ТИИ

А) ре-фе-рен-дум о при-ня-тии про-ек-та Кон-сти-ту-ции

Б) уча-стие в вы-бо-рах в Гос-ду-му

1) пря-мая де-мо-кра-тия

10.

(А) Сло-жив-ша-я-ся в стра-не М. пра-во-вая си-сте-ма не от-ра-жа-ет стрем-ле-ние об-ще-ства к пра-во-во-му го-су-дар-ству. (Б) Вся по-ли-ти-че-ская власть в стра-не со-сре-до-то-че-на в руках пре-зи-ден-та. (В) Ему под-чи-ня-ют-ся пра-ви-тель-ство и пар-ла-мент.

1) от-ра-жа-ют факты;

2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

11. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но со-от-вет-ству-ю-щей бук-вой.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста:

1) от-ра-жа-ют факты;

2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

12.

2) Доля тех, кто счи-та-ет, что люди долж-ны от-ста-и-вать свои права, даже если это про-ти-во-ре-чит ин-те-ре-сам го-су-дар-ства, среди 40-лет-них ниже, чем среди 60-лет-них.

3) Среди 40-лет-них опро-шен-ных доля тех, кто счи-та-ет, что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан, выше доли тех, кто счи-та-ет, что права че-ло-ве-ка выше ин-те-ре-сов го-су-дар-ства.

4) Оди-на-ко-вые доли 40-лет-них опро-шен-ных счи-та-ют, что ин-те-ре-сы го-су-дар-ства важ-нее прав че-ло-ве-ка и что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан.

5) Наи-мень-шие доли опро-шен-ных каж-дой из групп не ин-те-ре-су-ют-ся этой про-бле-мой.

Проверочная работа (форма ОГЭ) «Правовое государство»

Вариант - 2

1.

1) на-ли-чие су-ве-ре-ни-те-та 2) де-я-тель-ность пра-во-охра-ни-тель-ных ор-га-нов

3) на-ло-го-об-ло-же-ние граж-дан 4) вер-хо-вен-ство за-ко-на

2.

3.

1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

4.

1) раз-ра-бот-ка и при-ня-тие за-ко-нов 2) управ-ле-ние фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью

3) ре-ше-ние во-про-сов граж-дан-ства РФ 4) вве-де-ние чрез-вы-чай-но-го по-ло-же-ния

5.

А. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние — пар-ла-мент Рос-сии — со-сто-ит из двух палат.

Б. К пол-но-мо-чи-ям

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Пре-зи-ден-те Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

Б. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции из-би-ра-ет-ся все-на-род-ным го-ло-со-ва-ни-ем.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

8.

1) тай-ное го-ло-со-ва-ние граж-дан;

2) граж-да-не вы-ра-жа-ют одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го−либо ре-ше-ния, за-ко-на;

Черты сход-ства

Черты раз-ли-чия

9.

ПРИ-ЗНА-КИ

ФОРМЫ ПО-ЛИ-ТИ-ЧЕ-СКО-ГО

УЧА-СТИЯ РФ

Б) один граж-да-нин имеет один голос

Д) одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го-либо ре-ше-ния

1) толь-ко вы-бо-ры

2) толь-ко ре-фе-рен-дум

10.

1) от-ра-жа-ют факты

2) вы-ра-жа-ют мне-ние

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

11. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го от-ме-че-но бук-вой.

(А) Учёные на-зы-ва-ют пра-во-вым такое го-су-дар-ство, в ко-то-ром обес-пе-че-ны и за-щи-ще-ны права и сво-бо-ды че-ло-ве-ка и граж-да-ни-на. (Б) Но всё же такое го-су-дар-ство пока толь-ко остаётся иде-а-лом для че-ло-ве-че-ства. (В) За-чат-ки пред-став-ле-ний о пра-во-вом го-су-дар-стве воз-ник-ли еще у фи-ло-со-фов Древ-ней Гре-ции.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста

1) от-ра-жа-ют факты

2) вы-ра-жа-ют мне-ния

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

2003 г., %

2013 г., %

об-ра-ще-ния к вла-стям

об-ра-ще-ния в суд

об-ра-ще-ния в СМИ

уча-стие в ми-тин-гах,

де-мон-стра-ци-ях

уча-стие в за-ба-стов-ках,

ак-ци-ях про-те-ста

го-тов-ность взять-ся за

ору-жие, пойти на

бар-ри-ка-ды

не участ-вую

1) В стра-не П. на-блю-да-ет-ся вы-со-кий уро-вень по-ли-ти-че-ской ак-тив-но-сти.

2) В 2013 году треть опро-шен-ных была го-то-ва взять-ся за ору-жие и ис-поль-зо-вать си-ло-вые ме-то-ды вли-я-ния на власть.

3) В 2003 году каж-дый де-ся-тый опро-шен-ный ука-зал, что не ис-поль-зу-ет ука-зан-ные формы по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

4) Об-ра-ще-ние к вла-стям опро-шен-ные на-зва-ли наи-бо-лее дей-ствен-ной фор-мой по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

5) К 2013 году роль СМИ в по-ли-ти-че-ском Проверочная работа (форма ОГЭ) «Правовое государство»

Вариант - 3

1. Что яв-ля-ет-ся от-ли-чи-тель-ным при-зна-ком пра-во-во-го го-су-дар-ства?

1) рав-но-пра-вие и ра-вен-ство граж-дан перед за-ко-ном

2) на-ли-чие си-сте-мы за-ко-но-да-тель-ства

3) функ-ци-о-ни-ро-ва-ние пра-во-охра-ни-тель-ных ор-га-нов

4) на-ли-чие су-ве-ре-ни-те-та

2. Выс-шим ор-га-ном за-ко-но-да-тель-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся

1) Пра-ви-тель-ство РФ 2) Фе-де-раль-ное Со-бра-ние РФ

3) Об-ще-ствен-ная па-ла-та 4) Кон-сти-ту-ци-он-ный Суд

3. Президент РФ избирается сроком на:

1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

4. Что от-но-сит-ся к пол-но-мо-чи-ям Пра-ви-тель-ства Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

1) раз-ра-бот-ка и при-ня-тие за-ко-нов 2) ре-ше-ние во-про-сов граж-дан-ства РФ

3) управ-ле-ние фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью 4) вве-де-ние чрез-вы-чай-но-го по-ло-же-ния

5. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Пре-зи-ден-те Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

А. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся гла-вой го-су-дар-ства.

Б. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции из-би-ра-ет-ся все-на-род-ным го-ло-со-ва-ни-ем.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Фе-де-раль-ном Со-бра-нии РФ?

А. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние яв-ля-ет-ся пред-ста-ви-тель-ным и за-ко-но-да-тель-ным ор-га-ном РФ.

Б. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние РФ со-сто-ит из двух палат.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния?

А. Но-си-те-лем су-ве-ре-ни-те-та и един-ствен-ным ис-точ-ни-ком вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся её мно-го-на-ци-о-наль-ный народ.

Б. Рос-сий-ская Фе-де-ра-ция обес-пе-чи-ва-ет це-лост-ность и не-при-кос-но-вен-ность своей тер-ри-то-рии.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

8. В при-ве-ден-ном спис-ке ука-за-ны черты сход-ства по-ня-тий «го-су-дар-ство» и «пра-во-вое го-су-дар-ство» и черты от-ли-чия. Вы-бе-ри-те и за-пи-ши-те в первую ко-лон-ку таб-ли-цы по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт сход-ства, а во вто-рую ко-лон-ку — по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт от-ли-чия:

1) вер-хо-вен-ство за-ко-на;

2) на-ли-чие ор-га-нов и струк-ту-ры прав-ле-ния

3) си-сте-ма раз-де-ле-ния вла-стей

4) го-су-дар-ствен-ный су-ве-ре-ни-тет

Черты сход-ства

Черты раз-ли-чия

9. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между при-зна-ка-ми и фор-ма-ми по-ли-ти-че-ско-го уча-стия граж-дан РФ, к ко-то-рым они от-но-сят-ся: к каж-до-му эле-мен-ту, дан-но-му в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те эле-мент из вто-ро-го столб-ца.

ПРИ-ЗНА-КИ

ФОРМЫ ПО-ЛИ-ТИ-ЧЕ-СКО-ГО

УЧА-СТИЯ РФ

А) ор-га-ни-за-ция ра-бо-ты участ-ков для го-ло-со-ва-ния

Б) одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го-либо ре-ше-ния

В) го-ло-со-ва-ние за кан-ди-да-та на пост Пре-зи-ден-та РФ

Г) уста-нов-лен-ная за-ко-ном пе-ри-о-дич-ность про-ве-де-ния

Д) один граж-да-нин имеет один голос

1) толь-ко вы-бо-ры

2) толь-ко ре-фе-рен-дум

3) и вы-бо-ры, и ре-фе-рен-дум

За-пи-ши-те в ответ цифры, рас-по-ло-жив их в по-ряд-ке, со-от-вет-ству-ю-щем бук-вам:

10. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но со-от-вет-ству-ю-щей бук-вой.

(А) Вся по-ли-ти-че-ская власть в стра-не со-сре-до-то-че-на в руках пре-зи-ден-та. (Б) Ему под-чи-ня-ют-ся пра-ви-тель-ство и пар-ла-мент. (В) Сло-жив-ша-я-ся в стра-не М. пра-во-вая си-сте-ма не от-ра-жа-ет стрем-ле-ние об-ще-ства к пра-во-во-му го-су-дар-ству.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста:

1) от-ра-жа-ют факты;

2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

11. Про-чи-тай-те при-ве-ден-ный текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го обо-зна-че-но со-от-вет-ству-ю-щей бук-вой.

(А) Ны-неш-няя Кон-сти-ту-ция нашей стра-ны была при-ня-та на об-ще-го-су-дар-ствен-ном ре-фе-рен-ду-ме. (Б) При-ня-тие этого до-ку-мен-та спо-соб-ство-ва-ло раз-ви-тию де-мо-кра-тии в нашей стра-не. (В) Одна из глав Кон-сти-ту-ции по-свя-ще-на пра-вам и сво-бо-дам че-ло-ве-ка и граж-да-ни-на.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста:

1) от-ра-жа-ют факты;

2) вы-ра-жа-ют мне-ния.

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

12. В стра-не Z был про-ведён опрос со-вер-шен-но-лет-них граж-дан о том, какой под-ход к про-бле-ме прав че-ло-ве-ка яв-ля-ет-ся более пра-виль-ным. Ре-зуль-та-ты опро-са по двум воз-раст-ным груп-пам (в % от числа от-ве-чав-ших) пред-став-ле-ны в диа-грам-ме.

Най-ди-те в при-ведённом спис-ке вы-во-ды, ко-то-рые можно сде-лать на ос-но-ве диа-грам-мы, и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) Наи-боль-шая доля опро-шен-ных в воз-расте 40 лет счи-та-ет, что люди долж-ны от-ста-и-вать свои права, даже если это про-ти-во-ре-чит ин-те-ре-сам го-су-дар-ства.

2) Оди-на-ко-вые доли 40-лет-них опро-шен-ных счи-та-ют, что ин-те-ре-сы го-су-дар-ства важ-нее прав че-ло-ве-ка и что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан.

3) Наи-мень-шие доли опро-шен-ных каж-дой из групп не ин-те-ре-су-ют-ся этой про-бле-мой.

4) Доля тех, кто счи-та-ет, что люди долж-ны от-ста-и-вать свои права, даже если это про-ти-во-ре-чит ин-те-ре-сам го-су-дар-ства, среди 40-лет-них ниже, чем среди 60-лет-них.

5) Среди 40-лет-них опро-шен-ных доля тех, кто счи-та-ет, что в ин-те-ре-сах го-су-дар-ства в от-дель-ных слу-ча-ях можно со-гла-сить-ся с ущем-ле-ни-ем прав граж-дан, выше доли тех, кто счи-та-ет, что права че-ло-ве-ка выше ин-те-ре-сов го-су-дар-ства.

Проверочная работа (форма ОГЭ) «Правовое государство»

Вариант - 4

1. Что от-но-сит-ся к от-ли-чи-тель-ным при-зна-кам пра-во-во-го го-су-дар-ства?

1) на-ло-го-об-ло-же-ние граж-дан 2) де-я-тель-ность пра-во-охра-ни-тель-ных ор-га-нов

3) вер-хо-вен-ство за-ко-на 4) на-ли-чие су-ве-ре-ни-те-та

2. Выс-шим ор-га-ном ис-пол-ни-тель-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся

1) Фе-де-раль-ное Cобра-ние Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции 2) Кон-сти-ту-ци-он-ный суд Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

3) Про-ку-ра-ту-ра Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции 4) Пра-ви-тель-ство Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции

3. Государственная дума РФ избирается сроком на:

1) 4 года 2) 5 лет 3) 6 лет 4) 7 лет

4. Пра-ви-тель-ство РФ

1) управ-ля-ет фе-де-раль-ной соб-ствен-но-стью 2) раз-ра-ба-ты-ва-ет и при-ни-ма-ет за-ко-ны

3) утвер-жда-ет су-деб-ные ре-ше-ния 4) ре-ша-ет во-про-сы предо-став-ле-ния граж-дан-ства

5. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о го-су-дар-ствен-ной вла-сти РФ?

А. К пол-но-мо-чи-ям за-ко-но-да-тель-ной вла-сти в Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции относится об-ра-ще-ние с еже-год-ны-ми по-сла-ни-я-ми к граж-да-нам го-су-дар-ства

Б. Фе-де-раль-ное Со-бра-ние — пар-ла-мент Рос-сии — со-сто-ит из двух палат.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

6. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о Пре-зи-ден-те Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции?

А. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции яв-ля-ет-ся гла-вой исполнительной власти.

Б. Пре-зи-дент Рос-сий-ской Фе-де-ра-ции из-би-ра-ет-ся все-на-род-ным го-ло-со-ва-ни-ем.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

7. Верны ли сле-ду-ю-щие суж-де-ния о раз-де-ле-нии вла-стей в пра-во-вом го-су-дар-стве?

А. Раз-де-ле-ние вла-стей яв-ля-ет-ся при-зна-ком, ха-рак-тер-ным толь-ко для рес-пуб-ли-кан-ских го-су-дарств.

Б. Прин-цип раз-де-ле-ния вла-стей за-клю-ча-ет-ся в разделении власти на законодательную, исполнительную и представительную.

1) верно толь-ко А 2) верно толь-ко Б 3) верны оба суж-де-ния 4) оба суж-де-ния не-вер-ны

8. Срав-ни-те вы-бо-ры и ре-фе-рен-дум. Вы-бе-ри-те и за-пи-ши-те в первую ко-лон-ку таб-ли-цы по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт сход-ства, а во вто-рую ко-лон-ку — по-ряд-ко-вые но-ме-ра черт от-ли-чия:

1) граж-да-не вы-ра-жа-ют одоб-ре-ние или не-одоб-ре-ние ка-ко-го−либо ре-ше-ния, за-ко-на;

2) тай-ное го-ло-со-ва-ние граж-дан;

3) го-ло-со-ва-ние за кан-ди-да-тов на го-су-дар-ствен-ные долж-но-сти;

4) пра-вом го-ло-са об-ла-да-ют толь-ко со-вер-шен-но-лет-ние граж-да-не.

Черты сход-ства

Черты раз-ли-чия

9. Уста-но-ви-те со-от-вет-ствие между фак-том по-ли-ти-че-ской жизни и видом де-мо-кра-тии: к каж-до-му эле-мен-ту, дан-но-му в пер-вом столб-це, под-бе-ри-те эле-мент из вто-ро-го столб-ца.

ФАКТЫ

ВИДЫ ДЕ-МО-КРА-ТИИ

А) уча-стие в вы-бо-рах в Гос-ду-му

Б) ре-фе-рен-дум о при-ня-тии про-ек-та Кон-сти-ту-ции

В) вы-бо-ры главы по-ли-ти-че-ской пар-тии

Г) де-ле-ги-ро-ва-ние пред-ста-ви-те-ля от ини-ци-а-тив-ной груп-пы на за-се-да-ние му-ни-ци-паль-но-го со-бра-ния

1) пря-мая де-мо-кра-тия

2) пред-ста-ви-тель-ная де-мо-кра-тия

За-пи-ши-те в стро-ку от-ве-тов вы-бран-ные цифры под со-от-вет-ству-ю-щи-ми бук-ва-ми.

10. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го от-ме-че-но бук-вой.

(А) Ре-дак-ция жур-на-ла опро-си-ла чи-та-те-лей: «Сло-жи-лось ли в стра-не пра-во-вое го-су-дар-ство?» (Б) Более по-ло-ви-ны чи-та-те-лей дали от-ри-ца-тель-ный ответ. (В) Воз-мож-но, это свя-за-но с тем, что в стра-не не-ред-ки на-ру-ше-ния прав че-ло-ве-ка.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста

1) от-ра-жа-ют факты

2) вы-ра-жа-ют мне-ние

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

11. Про-чи-тай-те при-ведённый ниже текст, каж-дое по-ло-же-ние ко-то-ро-го от-ме-че-но бук-вой.

(А) За-чат-ки пред-став-ле-ний о пра-во-вом го-су-дар-стве воз-ник-ли еще у фи-ло-со-фов Древ-ней Гре-ции. (Б) Учёные на-зы-ва-ют пра-во-вым такое го-су-дар-ство, в ко-то-ром обес-пе-че-ны и за-щи-ще-ны права и сво-бо-ды че-ло-ве-ка и граж-да-ни-на. (В) Но всё же такое го-су-дар-ство пока толь-ко остаётся иде-а-лом для че-ло-ве-че-ства.

Опре-де-ли-те, какие по-ло-же-ния тек-ста

1) от-ра-жа-ют факты

2) вы-ра-жа-ют мне-ния

За-пи-ши-те в таб-ли-цу цифры, обо-зна-ча-ю-щие ха-рак-тер со-от-вет-ству-ю-щих по-ло-же-ний.

12. В го-су-дар-стве П. в 2003 и 2013 годах были про-ве-де-ны опро-сы об-ще-ствен-но-го мне-ния, в ходе ко-то-рых ре-спон-ден-там пред-ла-га-лось от-ве-тить на во-прос: «Какие формы по-ли-ти-че-ской ак-тив-но-сти вы ис-поль-зу-е-те?» Ре-зуль-та-ты опро-са (в % от числа от-ве-чав-ших) пред-став-ле-ны в таб-ли-це.

2003 г., %

2013 г., %

об-ра-ще-ния к вла-стям

об-ра-ще-ния в суд

об-ра-ще-ния в СМИ

уча-стие в ми-тин-гах,

де-мон-стра-ци-ях

уча-стие в за-ба-стов-ках,

ак-ци-ях про-те-ста

го-тов-ность взять-ся за

ору-жие, пойти на

бар-ри-ка-ды

не участ-вую

Най-ди-те в при-ведённом спис-ке вы-во-ды, ко-то-рые можно сде-лать на ос-но-ве

таб-ли-цы, и за-пи-ши-те цифры, под ко-то-ры-ми они ука-за-ны.

1) В 2013 году треть опро-шен-ных была го-то-ва взять-ся за ору-жие и ис-поль-зо-вать си-ло-вые ме-то-ды вли-я-ния на власть.

2) В стра-не П. на-блю-да-ет-ся вы-со-кий уро-вень по-ли-ти-че-ской ак-тив-но-сти.

3) Об-ра-ще-ние к вла-стям опро-шен-ные на-зва-ли наи-бо-лее дей-ствен-ной фор-мой по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

4) В 2003 году каж-дый де-ся-тый опро-шен-ный ука-зал, что не ис-поль-зу-ет ука-зан-ные формы по-ли-ти-че-ско-го уча-стия.

5) К 2013 году роль СМИ в по-ли-ти-че-ском уча-стии граж-дан по-вы-си-лась.

Избрание 12 декабря 1993 г. Федерального Собрания РФ открыло новую страницу в развитии парламентаризма в России. Федеральное Собрание является представительным и законодательным органом России, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Наличие двухпалатной структуры Федерального Собрания отражает федеративный характер государственного устройства России.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Кандидатуры для наделения полномочиями представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ вносятся на рассмотрение этого органа его председателем фракцией или группой депутатов численностью не менее 1/5 от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ наделяется полномочиями высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий из числа трех кандидатур, предложенных им при выдвижении на должность руководителя высшего исполнительного органа.

Члены Совета Федерации, таким образом, представляют интересы своей территории и ее населения.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы нс может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Он не может также находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Все депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе.

Правовой статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы отличается от правового статуса гражданина наличием неприкосновенности, которой они обладают в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания па месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается Государственной Думой, а члена Совета Федерации, соответственно, Советом Федерации по представлению Генерального прокурора РФ.

Палаты Федерального Собрания различает ряд признаков: особенности представительской природы палат, рассмотренные выше; различный порядок их формирования и неодинаковая компетенция палат.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. На тридцатый день после избрания Государственная Дума собирается на свое первое заседание, которое открывает старейший по возрасту депутат. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы и ранее этого срока. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. Палаты Парламента заседают раздельно, при этом заседания являются открытыми. Каждая из палат принимает регламент - нормативный акт внутреннего пользования, определяющий порядок деятельности палаты, парламентские процедуры, осуществление законодательного процесса, вопросы депутатской этики и другие внутренние вопросы деятельности палаты и ее комиссий и комитетов. В случаях, предусмотренных регламентами палат, они могут проводить закрытые заседания. На совместные заседания палаты могут собираться для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Каждая из палат Парламента имеет свою внутреннюю структуру. Совет Федерации из своего состава избирает Председателя и его заместителей, а Государственная Дума, соответственно, из числа депутатов избирает Председателя и его заместителей. Председатели палат и их заместители ведут заседания палат и ведают внутренним распорядком палаты. Из своего состава палаты образуют комиссии и комитеты, которые проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Комитеты и комиссии палат не представляют собой самостоятельные государственные органы. Это органы палат, являющиеся одной из форм организации работы депутатов и способствующие более полному осуществлению прав и обязанностей депутатов. В них проходит подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов, рассматриваются иные вопросы, относящиеся к ведению палат.

В составе Председателя Государственной Думы, руководителей фракций и депутатских групп действует Совет Государственной /[умы. Он осуществляет предварительную подготовку организационных решений по вопросам деятельности этой палаты, разрабатывает проект общей программы работы Государственной Думы на очередную сессию, составляет календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

Для совместной деятельности и выражения единой позиции депутаты Государственной Думы образуют депутатские объединения - фракции и депутатские группы, которые образуются, как правило, по политическим признакам и охватывают депутатов-единомышленников, придерживающихся одной политической ориентации.

Компетенция Федерального Собрания РФ характеризует положение этого законодательного органа в системе органов государственной власти России. Основу ее составляют полномочия в сфере законодательной деятельности и парламентского контроля. Палаты Федерального Собрания РФ обладают различной компетенцией.

К ведению Совета Федерации относятся:

  • - утверждение изменения границ между субъектами РФ;
  • - утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;
  • - решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории;
  • - назначение выборов Президента РФ;
  • - отрешение Президента РФ от должности;
  • - назначение на должность судей Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей;
  • - назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

По указанным вопросам Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

К ведению Государственной Думы относятся:

  • - дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • - решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя ЦБР;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов;
  • - назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • - объявление амнистии;
  • - выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Государственная Дума по указанным вопросам принимает постановления большинством голосов от общего числа депутатов.

Законотворческая деятельность Парламента сосредоточена в Государственной Думе. В соответствии со ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов. Процесс законотворчества по-иному называется законодательным процессом и состоит из ряда последовательных стадий, каждая из которых представляет собой определенный этап деятельности над законопроектом. Таким образом, законодательный процесс - это конституционно определенный порядок внесения законопроекта, его обсуждения, принятия и опубликования.

Внесение законопроекта (законодательная инициатива) осуществляется в соответствии со ст. 104 Конституции РФ только субъектами, наделенными правом законодательной инициативы, которое принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ и Верховному Суду РФ по вопросам их ведения.

Законопроекты вносятся в Государственную Думу. Если они касаются введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государств, а также предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, то могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. На этом первая стадия законодательного процесса заканчивается.

На второй стадии законодательного процесса осуществляется обсуждение законопроекта в комиссиях, комитетах и на пленарных заседаниях Государственной Думы. Оно происходит в трех чтениях. Обычно заслушивается доклад, содоклад по обсуждаемому законопроекту, проводятся прения, высказываются предложения и замечания.

Принятие закона происходит путем тайного или открытого голосования депутатов Государственной Думы. При этом федеральные законы принимаются простым большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, а федеральные конституционные законы - квалифицированным большинством (не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. При этом обязательному рассмотрению подлежат федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира. Федеральные конституционные законы одобряются не менее чем 3/4 голосов от общего числа Совета Федерации.

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. После этого федеральный закон повторно рассматривается Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации, не одобрившим представленный закон, Государственная Дума может преодолеть решение Совета Федерации повторным голосованием. Закон считается принятым, если за него проголосовало нс менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Окончательно принятым закон считается после полписания его Президентом РФ, который в течение 14 дней с момента поступления закона вправе отклонить его, т.е. применить "право вето"; в этом случае палаты Парламента вправе преодолеть "вето" при повторном голосовании квалифицированным большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. В этом случае закон подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Заключительной стадией законодательного процесса является опубликование закона в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" в официальных изданиях, которыми являются "Собрание законодательства Российской Федерации", "Российская газета" и "Парламентская газета". Официальным опубликованием считается также первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru .

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ, как уже указывалось выше, в случаях острых разногласий между законодательной и исполнительной ветвями власти, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ. В то же время Конституция РФ устанавливает гарантии стабильной деятельности Государственной Думы, которая не может быть распущена в течение года после ее избрания (за исключением ситуации с трехкратным отклонением представленных Президентом РФ кандидатур на пост Председателя Правительства РФ); с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации; в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Федеральное собрание в соответствии со ст. 94 Конституции Российской Федерации является ее парламентом, высшим законодательным и представительным органом. Его статус определяется в 5 главе Конституции.

Федеральное Собрание имеет представительный характер. Парламент выражает интересы и волю народа через законы, и другие нормативные правовые акты . Таким образом, устанавливается, что политическая воля народа выражается избранным народным правительством, которое самостоятельно принимает самые важные решения.

Функции Федерального собрания РФ

Парламент является законодательным органом. Ведущее место в деятельности депутатов и основной задачей является принятие законов, т.е. Парламент является законодательной властью. Все до единого законы в Российской Федерации издаются только после рассмотрения и одобрения Федеральным собранием. Компетенция Парламента в рамках полномочий России и Конституции РФ в области законодательства ничем не ограничена.

Помимо законодательных функций, Федеральное Собрание выполняет и некоторые функции контроля за исполнительной властью. Правда, они довольно ограничены. Парламент осуществляет контроль через федеральный бюджет, который принимает Государственная Дума. Также имеется права отказа в доверии Правительству, при такой ситуации оно может по указанию Президента отправиться в отставку.

Состав Федерального собрания РФ

Федеральное собрание включается в себя две палаты:

  • Совет Федерации (верхняя палата);
  • Государственная Дума (нижняя палата).

В состав Совета Федерации входят члены интересы отдельных субъектов и регионов России. Несмотря на это, решение этого органа адресованы не отдельным субъектам, а всей Российской Федерации.

Принцип комплектования обеих палат (как и их состав) совершенно разный. В Государственную Думу входят 450 депутатов, а Совет Федерации включает по одному представителю исполнительного органа и одному представительного органа государственной власти от каждого субъекта. Таким образом, из 83 субъектов набирается 166 членов Совета. Один и тот же человек одновременно являться членом обеих палат не может. В соответствии с Конституцией срок избрания Государственной Думы составляет 5 лет, а Совету Федерации срок не установлен. Порядок выбора депутатов в обе палаты устанавливается федеральным законодательством.

Деятельность Федерального собрания РФ

Как орган власти Федеральное собрание действует постоянно. В регламентах обеих палат конкретно указываются даты начала и окончания сессий, а также каникулы.

Заседания верхней и нижней палаты происходят раздельно. Депутаты заседают совместно лишь в некоторых особых случаях, например при заслушивании послания Президента. Такая организация я необходима для ограждения от принятия необдуманных и поспешных решений, а также для уменьшения влияния эмоций и неосмотрительности депутатов.

Кроме того, Конституцией предусматривается совершенно различные компетенции для каждой палаты. Таки образом обеспечивается система «сдержек и противовесов» парламентской деятельности. Эта систем отводит Совету Федерации по отношению к Государственной Думе роль своеобразного тормоза. Тем самым предотвращается возможность властвования «тирании большинства», которое может быть завоевана на выборах в Государственную Думу различными политическими силами.

Таким образом, парламент является высшим законодательным и представительным органом и своеобразной уравновешивающей силой конкурирующих политических сил. Он защищает интересы тех сил, которые на сегодняшней политической арене имеют меньшие возможности по воздействию на жизнь страны в сфере политики.

Федеральное Собрание РФ является высшим представительным институтом страны. Оно обеспечивает выражение интересов населения и ведет нормотворческую деятельность. Формирование Федерального Собрания РФ осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами. В структуру входит два органа, компетенция, особенности создания и деятельность которых регулируется ФЗ №113 и 175.

Верхняя палата Федерального Собрания РФ

Она представляет собой постоянно действующую структуру. В нее входит по 2 представителя от регионов страны. Совет создается в соответствии с ФЗ №113. К компетенции СФ относят следующие вопросы:

  1. Назначение выборов главы государства и отрешение его от должности.
  2. Утверждение указов, изданных президентом о введении военного и в стране в целом либо в отдельных ее областях.
  3. Назначение на должность и снятие с нее Генпрокурора, зампредседателя Счетной палаты и 50% ее аудиторов.
  4. Утверждение границ между регионами.
  5. Назначение должностных лиц Высших судов.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ также дает согласие на размещение ВС страны за ее пределами. К его ведению также относится одобрение или отклонение проектов нормативных актов.

Федерального Собрания РФ

Она образуется из 450 депутатов. Этот орган представляет собой нижнюю палату Федерального Собрания. Избрание депутатов осуществляется на 4 года. Проведение первого заседания назначается на 30-й день после выборов либо ранее этого срока по Голосование за депутатов осуществляется в порядке, предусмотренном в ФЗ №175 и прочими нормативными актами, регламентирующими избирательное право. К ведению Государственной думы относят вопросы:

  1. О доверии правительству.
  2. Назначения на должность и снятия с нее председателей Центробанка, Счетной палаты и 50% аудиторов, а также Уполномоченного России по правам человека.
  3. Выдвижения обвинений президенту для отрешения его от власти.
  4. Одобрения кандидатуры на пост председателя правительства, предложенной главой страны.

Кроме этого, Госдума обсуждает и принимает проекты нормативных актов.

Нормотворчество

Федеральное Собрание РФ считается ключевым субъектом законодательного процесса. ГД принимает проекты нормативных актов и направляет их в СФ для одобрения. Для разрешения возникающих разногласий между ними создается согласительная комиссия. Принятым нормативным актом считается документ, утвержденный в ГД и одобренный СФ. Порядок принятия и согласования определяет Конституция РФ. Федеральное Собрание направляет принятый и одобренный акт президенту на подпись.

Роспуск ГД

Он осуществляется президентом. Основаниями для роспуска Госдумы могут выступать:

  1. Трехкратное отклонение кандидатуры на пост председателя правительства, предложенной главой страны.
  2. Отказ в доверии Высшему исполнительному органу. При этом инициатива должна исходить от председателя правительства.

Не допускается роспуск нижней палаты:

  1. На протяжении года с момента ее создания.
  2. С даты выдвижения обвинений президенту и до принятия решения по нему СФ.
  3. Во время чрезвычайного либо военного положения в стране.
  4. На протяжении полугода до истечения

После роспуска Госдумы глава страны назначает дату голосования. При этом она должна определяться с таким расчетом, чтобы вновь созданный орган собрался не позднее четырех мес. с момента расформирования.

Специфика создания СФ

В рамках совершенствования системы госуправления была проведена административная реформа. В ходе нее были внесены определенные изменения в порядок образования парламента. Новые правила были внесены в Закон "О Федеральном Собрании РФ". В частности, определялся порядок создания СФ. В него входили главы исполнительного и законодательного органов субъекта. Однако к концу 1990-х гг. эта система была признана неэффективной. В соответствии с Законом, принятым 5.08.2000 г., в СФ стали входить не главы, а представители исполнительного и законодательного органов субъекта. Руководители этих структур в течение трех месяцев с даты вступления на пост назначают соответствующих должностных лиц. Данное решение оформляется в виде постановления (указа). Если на внеочередном либо плановом заседании против назначения проголосует треть от общего количества депутатов, распоряжение в силу не вступает.

Нюанс

Необходимо отметить, что порядок выдвижения представителей в СФ от одно- и двухпалатного представительных органов субъекта различен. В первом случае с даты первого заседания в течение трех месяцев выбирается представитель по предложению председателя. Во втором случае - кандидатуры предлагают поочередно обе палаты. Альтернативное предложение может внести группа депутатов. Представитель каждой палаты выдвигается на половину срока ее полномочий. Принятие решения о назначении осуществляется тайным голосованием. Орган госвласти не позже следующего дня после вступления постановления в силу уведомляет о нем СФ и в пятидневный срок направляет в Совет Федерации соответствующий акт.

Прочие изменения

Реформы затронули правила выборов депутатов в Госдуму. Четвертый созыв образовывался в соответствии с ФЗ, принятым 20.12.2002 г. Избрание проходило на 50% по одномандатным округам и на 50% по спискам, представленным политическими партиями. Кандидаты также могли баллотироваться как самовыдвиженцы, от избирательного блока либо в составе объединения. Правом выдвигать лиц могут воспользоваться только те партии, которые преодолели 7% барьер. Решение о представлении списка кандидатов утверждается тайным голосованием. Общее число выдвигаемых партией лиц не может быть больше 270 чел.

Нормативные акты ФС

Полномочия Федерального Собрания РФ четко регламентируются правовыми документами. Каждый орган, входящий в структуру ФС, принимает решения большинством. По некоторым вопросам может предусматриваться и иной порядок утверждения постановлений. Такие случаи прописываются в Конституции. В ней присутствуют нормы, четко устанавливающие круг вопросов, отнесенных к ведению ФС. В частности, полномочия Федерального Собрания РФ установлены в ст. 102 и 103. СФ, например, утверждает решения как по вопросам, отнесенным к его компетенции действующими нормами, так и относящимся непосредственно к его внутренней деятельности. Последние определяются регламентом, положениями и соответствующим ФЗ. Федеральное Собрание РФ часто рассматривает актуальные вопросы, касающиеся жизни страны. В постановлениях зачастую отмечаются недочеты действующих госорганов, присутствуют обращения к представительным структурам о необходимости принимать те или иные нормативные акты для улучшения положения дел. Вместе с этим ежегодно президент зачитывает послание Федеральному Собранию РФ. В нем подводятся итоги выполненной работы, а также ставятся новые задачи. В соответствии с ними формируется повестка заседаний ФС.

Общие направления работы

Федеральное Собрание РФ состоит из двух относительно самостоятельных частей. Основная работа по принятию нормативных актов ведется в ГД. СФ также обладает законотворческой инициативой. Проекты нормативных актов, которые вносятся на рассмотрение, проходят правовую и визируются ответственными лицами. Федеральное Собрание РФ через СФ может выступать с заявлениями, обращениями, в том числе к правительству и президенту. Они принимаются в порядке, предусмотренном для утверждения постановлений. Как правило, пожелания носят рекомендательный характер. Что касается Государственной думы, то она также может принимать обращения и заявления. Они оформляются постановлениями. Обращения и заявления достаточно многообразны по своему содержанию. Они принимаются намного чаще, чем в Совете Федерации. Наиболее актуальными вопросами в них выступают проблемы социально-экономического и внутриполитического характера. Вместе с этим, такие обращения и заявления, оказывая определенное воздействие на исполнительные структуры власти, не могут содержать обязательных норм для правительства либо президента. В этой связи они, так же как и рекомендации СФ, могут иметь исключительно морально-политическое значение. Особое влияние на деятельность исполнительной власти оказывают заявления и обращения Госдумы, касающиеся решения международных вопросов. В них, как правило, дается оценка внешнеполитическим процессам зарубежных стран. Соответственно, такие обращения и заявления могут вызвать достаточно большой международный резонанс.

Парламентский центр

В середине 2000 гг. началось обсуждение идеи объединить СФ и Госдуму в одном здании. В 2012 г. это предложение было поддержано Д. Медведевым, бывшим в то время президентом страны. Авторы проекта строительства нового сооружения обосновывали его необходимость теснотой в кабинетах парламентариев, большой удаленностью служб, необходимых для эффективной реализации ими их обязанностей, а также стремление руководства переместить структуры власти из центральной части города для сокращения заторов на дорогах. В качестве места размещения рассматривались различные районы. Парламентский центр предлагалось расположить на Кутузовском проспекте, в "Москва-Сити", на Фрунзенской набережной, в Тушинском аэродроме, на Красной Пресне, на Софийской или Москворецкой наб. В сентябре 2014 г., однако, был выбран район в Мневниченской пойме.

Сложности реализации

Членам СФ и Госдумы предлагалось совместно с Управлением по делам президента, ФСО выбрать проект будущего сооружения на базе архитектурного конкурса. Однако работы вызвали эстетические разногласия у парламентариев. Решить их не удалось даже при проведении повторного конкурса. Особую сложность вызвал вопрос о финансировании. Первоначально предполагалось, что затраты на строительство парламентского центра будет нести частный инвестор, который впоследствии получит право собственности на эти сооружения. В будущем допускалось строительство на его месте гостиничного комплекса, развлекательных объектов и пр. Предполагается, что работа парламентского центра может начаться уже в 2020 г. Однако, по сведениям из других источников, строительство было отложено в связи со сложной социально-экономической ситуацией на неопределенный срок.

Заключение

Федеральное Собрание выступает как высший представительный и законодательный орган в стране. Основной его задачей выступает нормотворческая деятельность. В ФС обсуждаются, дополняются, изменяются, утверждаются важнейшие законы по актуальным вопросам, возникающим в различных сферах жизни государства. Действующими нормативными актами устанавливается порядок принятия ФЗ. Он предполагает проведение нескольких чтений проекта в Госдуме, обсуждение, вынесение предложений и поправок. Обязательным условием является согласование документа с СФ. Если Совет Федерации выявляет какие-либо недочеты, составляется соответствующие рекомендации. Они вместе с проектом акта направляются обратно в ГД. Госдума, утвердив поправки, голосует за принятие закона. После этого он снова отправляется в СФ, а оттуда - президенту на подпись. При этом глава страны может наложить вето на ФЗ. В компетенцию Федерального Собрания входят и другие вопросы, касающиеся внутриполитической и социально-экономической жизни России.

Loading...Loading...