Сроки заключения государственного контракта. Этап заключения контракта: возможные ошибки поставщика

Возможно ли приказом руководителя (либо по доверенности) наделить правом подписи (на календарный год) контрактов (гражданско-правовых договоров) заместителя руководителя? Не будет ли данный факт являться нарушением Закона № 44-ФЗ?

Ответ

Как будет проходить электронная приемка в ЕИС

В 2020 году заказчики обязаны поэтапно перейти на электронную приемку и в январе начался переходный период. Мы побывали на дне открытых дверей, где Казначейство впервые показало, как функционируют настройки в ЕИС по электронной приемке. Делимся с вами эксклюзивной информацией, как проходит обмен электронными документами, если принимаете товар полностью или частично. А к июлю станет ясно, какие категории заказчиков первыми перейдут из тестовой версии приемки в боевую.

Подписывать контракт от имени заказчика имеет право только орган, определенный учредительным документом заказчика (в Вашем случае руководитель учреждения), либо иное уполномоченное приказом или иным официальным документом лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица.

Т.е., заместитель руководителя, будет вправе подписывать контракты, если он наделен правом на подписание контрактов от имени юридического лица, оформленное например, доверенностью или приказом. При этом «электронное » подписание документов должно производиться усиленной электронной подписью заместителя руководителя .

Если же в вопросе речь идет о возможности использовать электронную подпись руководителя другим лицом (например, его заместителем), то, считаем это возможно, только с согласия и под контролем руководителя , как владельца сертификата ключа проверки электронной подписи.

Журнал - единственный журнал, на страницах которого практические разъяснения дают не только ведущие эксперты отрасли, но и специалисты ФАС России и Минэкономразвития России.

Государственный контракт – это договор на поставку товара (выполнение работ или услуг), заключенный между государственным заказчиком (будь то крупное министерство или муниципальный детсад) и поставщиком по итогам тендера в рамках 44-ФЗ. Порядок заключения государственного контракта, его особенности и сроки подписания зависят от конкретного способа закупки и четко прописаны в 44-ФЗ. Расскажем обо всем подробнее.

Срок и порядок заключения контракта

Схематично механизм подписания контракта выглядит следующим образом: заказчик готовит проекта контракта (где прописывает условия из извещения, документации и окончательного предложения от победителя торгов) и направляет проект документа поставщику рамках установленных законом сроков. Последний, в свою очередь, если у него не возникло вопросов к указанным в контракте условиям, подписывает его и перенаправляет обратно заказчику.

Конкретный порядок и сроки заключения государственного контракта по 44-ФЗ зависят от способа закупки. Схож процесс подписания контрактов при всех способах закупки в том, что победитель закупки прежде, чем поставить свою подпись в контракте, должен предоставить обеспечение исполнения контракта , что позволит заказчику быть уверенным: условия контракта будут выполнены качественно и в установленный срок. Рассмотрим процесс подписания и сроки заключений контрактов в зависимости от способа закупки.

Заключение контракта по итогам конкурса

При проведении конкурсов (исключением является закрытый конкурс) для подписания государственного контракта закон отводит 20 дней. Так, согласно 44-ФЗ, если заказчик отбирал поставщика с помощью такого способа закупки, как конкурс, то подписать контракт с победителем торгов он сможет не раньше, чем через 10 дней, но не позже, чем через 20 дней с момента публикации в ЕИС протокола рассмотрения заявок. При закрытом конкурсе контракт подписывается в течение 10 дней после объявления победителя, и никак не позже этого срока.

Первым подписывает контракт победитель торгов, на это ему дается 10 суток после момента опубликования в ЕИС протокола оценки заявок . Затем он обязан передать документ на подписание заказчику. Вместе с контрактом, победитель конкурса пересылает и документы, подтверждающие обеспечение контракта. Такие же сроки для подписания контракта отводятся и заказчику - десять дней .

☆ Что опасного в сроках конкурентных процедур;
☆ Какие 4 ошибки в сроках допускают чаще всего;
☆ Чем полезна карта сроков и почему она лучше календаря:

Карта сроков поможет избежать ошибок, потому что рассчитывает сроки автоматически с учетом праздников и выходных. Она подстрахует при работе в ЕИС и оставит время - один день - на прохождение казначейского контроля.

Из статьи

Подчеркнем, что в законе четко прописана информация о сроках заключения контракта с каждой из сторон. Несоблюдение сроков подписания будет считаться грубым нарушением: и заказчик, и победитель торгов рискуют попасть в списки недобросовестных. Так, согласно ч. 3 ст. 54 Закона №44-ФЗ, если победитель торгов не предоставил заказчику утвержденные им экземпляры контракта и обеспечение контракта в отведенное время, то он будет считаться уклонившимся от подписания контракта.

В случае, если победитель конкурса не предоставляет в срок положенные документы, заказчик может заключить контракт с участником закупки с заявкой под номером два. Правда, при этом ему придется изменить условия контракта, прописав в нем предложенные вторым участником условия. Если и новый участник не предоставит заказчику подписанные им контракт и обеспечение исполнения контракта, то он считаться уклонистом не будет, как было с первым победителем. В этом случае конкурс просто будут считать несостоявшимся.

Заключение контракта по результатам электронного аукциона

Если речь идет об электронном аукционе, то заказчик должен составить и разместить в ЕИС проект контракта не позже, чем через пять дней после опубликования протокола рассмотрения заявок. Если контракт заключается по итогам закрытого аукциона – в течение 10 дней. Подписывать документ заказчику пока не требуется. Заказчик должен указать в контракте: предложенную победителем аукциона стоимость исполнения контракта и данные о товаре.

Победитель электронного аукциона, в свою очередь, в ближайшие пять дней размещает в ЕИС подписанный со своей стороны проект контракта, а также документ о предоставлении обеспечения контракта. Отметим, что проект контракта может вызвать вопросы у победителя аукциона. В таком случае, он должен подготовить и опубликовать в ЕИС протокол разногласий, где укажет замечания к проекту контракта.

Закон отводит заказчику пять дней для рассмотрения протокола разногласий, внесения поправок в проект контракта и размещения его обновленной версии. Поставщик должен успеть подписать контракт в течение трех рабочих дней , и такие же сроки отводятся после заказчику для подписания контракта со своей стороны. С этого момента контракт считается заключенным.

Резюмируем . Порядок и сроки подписания контрактов по итогам закупки строго регламентируется 44-ФЗ. Нарушение сроков как со стороны поставщика, так и со стороны заказчика, приведет к штрафам или к признанию участника закупки уклонившимся от подписания. А это, в свою очередь, грозит внесением информации о компании в Реестр недобросовестных поставщиков.

При этом нужно помнить, что заключение контракта – это принятие на себя всех обязательств, прописанных в данном документе. Поэтому при его заключении необходимо внимательно ознакомиться с содержанием документа. В том числе, необходимо убедиться, что стоимость исполнения контракта соответствует цене работ или услуг, предлагаемой государственному заказчику во время конкурса или аукциона.

Ответы на самые интересные вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Порядок заключения контракта победителем закупки детально регламентируется законом о контрактной системе. Предусмотрены жёсткие сроки заключения контракта и серьёзные последствия их нарушения. Если вы активно участвуете в тендерах, будет не лишним узнать всё что касается заключения государственного контракта: на какие его положения следует обратить внимание, каков порядок заключения контракта по 44-фз и типичные ошибки при его подписании, последствия уклонения победителя от заключения контракта.

1. Изучаем государственный контракт, его положения

При принятии решения об участии в закупке, следует сначала досконально изучить всю документацию, что называется «от корки до корки», не пропуская малейшие детали. То, что поначалу может показаться несущественным, потом может привести к непредвиденным проблемам и неучтённым дополнительным расходам.

Нужно также проверить: соответствует ли проект контракта условиям, предусмотренным для заключения контракта по 44-ФЗ. При обнаружении несоответствий закону, повлиять на ситуацию можно только до окончания срока подачи заявок. Согласовать иные условия при заключении государственного контракта, отличные от его проекта, после победы в закупке по закону о контрактной системе уже нельзя. В зависимости от способа размещения закупки, нужно либо направить заказчику запрос на разъяснение с указанием на несоответствие проекта контракта закону, либо направить жалобу на положения документации о закупке в территориальное УФАС. Также следует запросить разъяснение положений контракта, изложенных двусмысленно, либо противоречащих друг другу, а также несоответствующих техническому заданию. Возможно проект контракта не содержит существенные условия, обязательные для конкретного вида договора. Всё это нужно установить до окончания срока подачи заявок на закупку.

Далее проверяем пункты контракта об ответственности Исполнителя и Заказчика. Соответствуют ли они требованиям закона и Постановления Правительства от 25.11.2013 г. N 1063. Суммы штрафов за ненадлежащее исполнение условий контракта, а также пени за нарушение сроков не могут превышать размеры, установленные Постановлением Правительства N 1063. Это касается ответственности обеих сторон.

Обычно для исполнителя самыми важными пунктами являются сроки поставки (выполнения работ) и приемки работ (также возможна ли поэтапная приемка), а также условия об оплате (аванс, поэтапная оплата, либо оплата после приемки в полном объёме).

Сроки поставки (выполнения работ, оказания услуг), промежуточные этапы, должны быть точно указаны в договоре. Сроки должны быть реальные и нужно точно рассчитать возможность исполнить контракт не нарушая их.

Условия оплаты являются очень важными при заключении контракта по 44-ФЗ. Если предусмотрен аванс, то должен быть указан его точный размер и срок перечисления. Бывают, например, такие формулировки в контракте: «предусмотрен аванс в размере до 30% от цены контракта». При этом не указан срок его перечисления. При таких условиях рассчитывать на получение аванса и получить его в случае спора будет сложно. Все промежуточные платежи (при их наличии), их условия и сроки, а также сроки окончательного расчета должны быть конкретно указаны в контракте.

В интересах поставщика изучить условия контракта о порядке приемки товара (работ, услуг), сроки подписания закрывающих документов (актов выполненных работ, услуг, товарных накладных), иных документов, передаваемых заказчику после исполнения обязательств. При спорных ситуациях и необоснованном отказе от приемки работ, эти сроки будут важны при определении размера просрочки заказчиком своих обязательств.

Окончательный расчет должен быть либо согласован с датой выполнения всех обязательств поставщиком, либо указан конкретной датой, а не привязан к иным обстоятельствам (особенно к наличию средств на оплату у заказчика). Если заключение контракта по 44-ФЗ предусмотрено с субъектом малого предпринимательства, срок оплаты не должен превышать 30 дней. Цена договора должна соответствовать цене, предложенной победителем закупки и указанной в протоколе.

2. Сроки заключения контракта по 44-ФЗ

Всем, кто работает в рамках 44-ФЗ, приходится действовать в строго определенных и очень ограниченных временных рамках. Нарушение сроков заключения контракта по 44-ФЗ повлечёт штрафы и иные неблагоприятные последствия как для поставщиков, так и для заказчиков. Заключения контракта по 44-ФЗ с нарушением сроков невозможно, так как это будет расцениваться как уклонение победителя от заключения контракта и последствием может стать внесение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

При проведении всех видов конкурсов, кроме закрытого, сроки заключения контракта ограничены двадцатью днями. После опубликования итогового протокола, заключение государственного контракта возможно по прошествии 10 дней. В случае закрытого конкурса контракт следует подписать в течение 10 дней после объявления победителя.

В сроки заключения государственного контракта поставщик предоставляет все документы для его подписания и обеспечение исполнения своих обязательств. В случае не предоставления всех документов считается что вы уклонились от заключения контракта. Заказчик вправе удержать обеспечение заявки, обратиться в суд и взыскать свои издержки, а также предложить заключение государственного контракта участнику, занявшему второе место при подведении итогов конкурса. Заключение контракта по 44-ФЗ вторым участником не является обязанностью, он имеет право отказаться. Конкурс признаётся не состоявшимся.

Если закупка размещается в форме электронного аукциона, устанавливаются следующие сроки заключения контракта: поставщику даётся пять дней на подписание контракта с даты его получения в личном кабинете на электронной площадке. Одновременно с подписанным проектом контракта поставщик обязан направить документ обеспечения его исполнения.

Возможно, победитель обнаружит несоответствие полученного проекта контракта документации, протоколу подведения итогов или заявке поставщика. В таком случае направляется протокол разногласий. Протокол разногласий должен быть направлен в срок не превышающий 13 дней с даты размещения итогового протокола электронного аукциона. Закон ограничивает только срок направления протоколов разногласий, а не их количество. Протокол разногласий часто используется как возможность продлить сроки заключения контракта по 44-ФЗ на несколько дней. Поставщики пользуются этим чтобы успеть подготовить банковскую гарантию для обеспечения исполнения своих обязательств.

Закон предоставляет заказчику трёхдневный срок на рассмотрение протокола разногласий. Он либо исправляет контракт, либо отказывает и поясняет причины.
При закрытых аукционах сроки заключения контракта по 44-ФЗ регламентируются документацией, но не могут быть меньше десяти дней с даты протокола определения победителя.

Если закупка проводится в форме запроса котировок или предложений, то сроки заключения контракта устанавливаются в интервале не ранее семи и не позднее двадцати дней с даты опубликования протокола подведения итогов закупки. При запросе котировок одновременно с проектом контракта поставщик обязан направить выписку из ЕГРЮЛ (ЕГРИП). При нарушении сроков заключения контракта или не предоставлении всех документов, заказчик не подпишет контракт и сообщит в УФАС о том, что вы уклонились от подписания контракта.

3. Обеспечение исполнения контракта

Заключение контракта по 44-ФЗ предполагает предоставление обеспечения его исполнения в случае, если это предусмотрено документацией. В некоторых случаях заказчик обязан установить данное условие в документации, в других он имеет на это право.

Определенный законом порядок заключения государственного контракта предусматривает направление документов обеспечения исполнения контракта поставщиком одним пакетом документов с проектом контракта. Подписание документов без прикрепления документа обеспечения равноценно уклонению от заключения контракта. Те же последствия ожидают, если документ обеспечения не соответствует предъявленным к нему требованиям. То есть заключение контракта по 44-ФЗ невозможно без предоставления обеспечения его исполнения, если это предусмотрено документацией.

Требования к обеспечению исполнения обязательств поставщиком устанавливаются документацией о закупке. Право выбора между обеспечением денежными средствами и банковской гарантией предоставляется поставщику. Он в зависимости от своего финансового положения и взятых на себя иных обязательств самостоятельно определяет способ обеспечения исполнения своих обязательств. Необходимо тщательно рассчитать свои финансовые ресурсы так, чтобы средств хватило на все предстоящие расходы. Выбор банковской гарантии позволяет не изымать из оборота компании достаточно внушительные суммы.

Требования к банковской гарантии установлены ст. 45 закона о контрактной системе. Гарантия должна быть безотзывной и получена в банке из списка кредитных учреждений министерства финансов. Гарантия должна содержать все обязательные условия, перечисленные в законе о контрактной системе. Не лишним будет ознакомиться со всеми требованиями, предъявляемыми к банковской гарантии документацией о закупке.

Предоставление банковской гарантии, не соответствующей требованиям заказчика является причиной считать, что победитель уклоняется от заключения контракта.

На получение гарантии потребуется время, поэтому нужно подавать документы на предварительное одобрение выпуска банковской гарантии заранее. Не нужно ждать протокола подведения итогов или получения проекта договора от заказчика. Можно не успеть получить гарантию в сроки заключения контракта по 44-ФЗ, так как они очень ограничены.

Следует учесть, что при снижении начальной максимальной цены контракта нужно будет либо подтвердить документально свою добросовестность, либо предоставить обеспечение исполнения обязательств в полуторном размере.

Перед направлением банковской гарантии желательно согласовать её с заказчиком и проверить наличие сведений о ней в соответствующем реестре на сайте Единой информационной системы. Обычно сведения о банковской гарантии появляются в реестре в течение суток с даты её выдачи.

4. Последствия уклонения победителя от заключения контракта по 44-ФЗ

Заказчик в трехдневный срок обязан направить информацию об уклонившемся от заключения контракта победителе в ФАС. За не предоставление таких сведений наступает административная ответственность по ст. 19.7.2 КоАП: штраф для должностного лица 15 тыс. руб., для юридического — 100 тыс. руб.

Уклонившийся от заключения контракта победитель попадёт в РНП, если не сможет обосновать в УФАС отсутствие своей вины, что довольно сложно. Предъявит доказательства, что предпринял все необходимые действия для заключения государственного контракта и приведёт объективные, не зависящие от него причины, которые привели к нарушению срока заключения контракта по 44-ФЗ.

Если победителю не удалось оспорить решение УФАС о внесении его в РНП, сумма обеспечения заявки уклонившегося от заключения контракта победителя блокируется и перечисляется заказчику, он не будет иметь возможности участвовать в торгах по 44-ФЗ (при соответствующих ограничениях в документации) на протяжении двух лет. Заказчик имеет право потребовать возмещения убытков, возникших в связи с уклонением победителя от заключения контракта, в части, не покрытой суммой обеспечения заявки.

Что же далее происходит с электронным аукционом? Заказчику даётся право в десятидневный срок после признания победителя уклонившимся, заключить контракт с участником закупки, предложившим минимальную по значению цену после победителя. Второй участник имеет право отказаться от заключения контракта без негативных последствий для себя (ч. 14 ст. 70 44-ФЗ). В соответствии с порядком заключения контракта по 44-ФЗ, в случае согласия второго участника, заключение государственного контракта с ним происходит по цене его предложения. Заказчик исправляет цену и направляет контракт следующему участнику.

В случае отказа второго участника от заключения государственного контракта, аукцион признаётся не состоявшимся. Законом не предусматривается заключение контракта по 44-ФЗ с иными участниками (занявшими третье и последующие места).

5. Подведём итоги: ошибки, которых следует избежать победителю аукциона

Перед принятием решения об участии в закупке следует внимательно ознакомиться со всей документацией и особенно тщательно изучить проект контракта. Заключение контракта по 44-ФЗ это очень ответственный процесс, так как ошибки могут очень сильно отразиться на деятельности компании.

При выборе банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств необходимо проконтролировать её соответствие требованиям закона и документации. Желательно проект банковской гарантии предварительно согласовать с заказчиком.

Строго соблюдать порядок заключения контракта по 44-ФЗ. Очень ответственно отнестись к сроку заключения контракта. Все необходимые действия для предоставления обеспечения исполнения контракта и его подписания произвести заблаговременно.

В марте 2011 года общество ООО «СЭЛТЕХСТРОЙ» (далее - ООО) было признано победителем открытого аукциона. Оно подписало контракт в электронном виде и направило его заказчику, ФКУ «Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства». Однако заказчик посчитал контракт подписанным неуполномоченным лицом и в апреле 2011 года обратился в Калужское управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) с заявлением о включении ООО в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта.

События развивались следующим образом:

  • в марте 2011 года в ООО произошла смена генерального директора. В соответствии с протоколом общего собрания участников общества от 10.03.2011 № 01/03 и приказом от 11.03.2011 № 2, на момент подписания при помощи электронной цифровой подписи (ЭЦП) государственного контракта В. уже не являлся генеральным директором общества и потому не имел полномочий на подписание такого документа;
  • при этом В. остался работать в данной организации, пересев в кресло заместителя генерального директора. Кроме того, 10.03.2011 на него была оформлена доверенность, дающая право подписывать подобные договоры уже не на основании устава ООО, а на основании этой доверенности;
  • изучение сертификатов открытых ключей подписи В. и нового генерального директора П. показало:
    • срок действия сертификата открытого ключа ЭЦП, согласно сертификату Удостоверяющего центра ОАО «Единая электронная торговая площадка», выданного на имя нового генерального директора П., был установлен с 04.07.2011 по 03.07.2012, т.е. на момент подписания государственного контракта новый генеральный директор не имел действительного сертификата ЭЦП;
    • срок действия сертификата открытого ключа ЭЦП, оформленного на бывшего генерального директора В., был установлен с 19.01.2011 по 19.01.2012, при этом сертификат ключа В. не приостанавливал свое действие и не был аннулирован после смены руководства ООО;
    • проект государственного контракта и документ об обеспечении исполнения контракта, направленные обществом на электронную торговую площадку, были подписаны ЭЦП В. как генеральным директором ООО «СЭЛТЕХСТРОЙ» 14.03.2011. При этом В. был обозначен в контракте как лицо, действующее на основании устава и уполномоченное на право заключения государственного контракта;
  • сведения об освобождении от должности генерального директора В. и назначении генеральным директором П., а также доверенность от 10.03.2011 на осуществление действий от имени ООО, выданная В. как заместителю генерального директора, были размещены на сайте электронной торговой площадки только 24.03.2011, т.е. уже после подписания и направления контракта заказчику.

При разбирательстве в Калужском УФАС в апреле 2011 года выплыли все эти обстоятельства. При этом новый генеральный директор ООО П. в своих объяснениях антимонопольному органу подтвердил готовность к подписанию госконтракта и признал допущенную ошибку при его подписании, не оспаривая при этом полномочия В., указанные в доверенности.

Посчитав, что государственный контракт был подписан неуполномоченным лицом, УФАС России включило сведения об ООО в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года. Не согласившись с таким решением, ООО обратилось в арбитражный суд.

И вот тут внимание: согласно ст. 183 ГК РФ, если сделка от имени юридического лица заключена неуполномоченным лицом, но эта организация подтверждает ее, то сделка считается действительной и за всеми ее сторонами сохраняются принятые ими на себя обязательства и права. А в рассматриваемой ситуации как раз другая сторона хочет увильнуть от заключения сделки, но Гражданский кодекс такой возможности не предусматривает. Однако давайте посмотрим, как данный спор разрешили судьи.

Позиция суда менялась

Арбитражный суд Калужской области рассматривал это дело в сентябре 2011 года (№А23-2637/2011). Он посчитал, что на момент подписания контракта В. имел действительный сертификат ЭЦП и доверенность от 10.03.2011, выданную генеральным директором общества П., и решил, что факт несвоевременного размещения данной доверенности на официальном сайте электронной площадки не может свидетельствовать о недобросовестности в поведении ООО. Более того, доверенность пусть с опозданием, но все-таки была размещена на официальном сайте торговой площадки. Это суд расценил как активные действия ООО по устранению допущенной ошибки. В итоге суд первой инстанции обязал Калужское УФАС исключить общество из реестра недобросовестных поставщиков.

В декабре 2011 года Двадцатый арбитражный апелляционный суд поддержал позицию суда первой инстанции.

Но Федеральный арбитражный суд Центрального округа в марте 2012 года посчитал, что судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении этого дела были допущены нарушения. По его мнению:

  • 14.03.2011 ЭЦП использовалась В. с нарушениями положений ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и условиями, указанными в сертификате ключа подписи. Электронный документ с ЭЦП, не соответствующей условиям, внесенным в сертификат, не имеет юридического значения! В данном случае в сертификате В. значился генеральным директором ООО, но 14.03.2011 он таковым уже не являлся;
  • государственный контракт был подписан неуполномоченным лицом, что является нарушением со стороны участника аукциона положений ч. 2 ст. 41.2 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В итоге ФАС признал законным решение антимонопольного ведомства о включении ООО в реестр недобросовестных поставщиков и признании сделки недействительной.

Выводы

Если совокупное толкование ч. 2 ст. 41.2 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и ст. 183 ГК РФ еще могло бы склонить чашу весов Фемиды в пользу ООО «СЭЛТЕХСТРОЙ», то для «обезвреживания» ст. 4 ФЗ «Об электронной цифровой подписи» козыри найти сложно.

Вывод, который нам следует сделать, ознакомившись с позицией ФАС Центрального округа: если бы процедура подписания контракта проходила на бумажных носителях, то у организации в такой ситуации непреодолимых проблем не возникло бы, поскольку, в отличие от ЭЦП, собственноручная подпись человека не «привязана» ни к его должности, ни к сроку действия сертификата подписи.

Но ведь и при подписании бумажного договора реквизит «подпись» включает указание должности, ее расшифровку (в виде фамилии, имени, отчества) и личный росчерк. Получается, что должность здесь тоже прописывается. Тогда в чем разница? Кто-то может подумать, что у желавших перехватить этот госзаказ мускулы оказались покрепче. А всем остальным стоит отнестись к этой истории не как к частному случаю, а как к прецеденту, чтобы не допускать подобных ошибок при подписании документов электронными подписями и своевременно размещать сведения на сайте электронной торговой площадки.


В Российской Федерации правовой нормой, регулирующей закупки для государственных нужд, является Федеральный Закон №44. Заключение контракта по 44-ФЗ — результат аукциона, конкурса, запроса котировок или предложений.

Порядок заключения госконтракта 44-ФЗ

Для начала стоит определиться с понятием Государственного контракта — это договор, который заключается между заказчиком от имени государства или муниципалитета (в лице государственного или муниципального органа) и поставщиком услуг, товаров или работ.

Его предметом выступает оказание услуг, поставка товара или выполнение работ в целях обеспечения государственных нужд.

Согласно 44-ФЗ заказчиками имеют право выступать организации, соответствующие ряду правил:

    Если организация, проводит закупок в год больше, чем на 100 млн. руб., то в штате должна быть специальная контрактная служба. Данные специалисты отвечают за участие в торгах и составление извещений.

    Необходимо планировать закупочную деятельность. Планы составляются на три года и публикуются в открытом доступе в ЕИС.

Риски госзаказа

Также, есть ряд правил для электронного аукциона и подписания контракта по его итогам, которые вступили в силу с принятием ФЗ-44.

Это антидемпинговая политика, она заключается в подтверждении добросовестности поставщика, который в ходе торгов предложил цену ниже, чем на 25%. В этом случае поставщик обязан предоставить обеспечение исполнения договора в полтора раза превышающее установленное извещением и документацией заказчика, а в случае, если НМЦК не превышает 15 миллионов рублей, то добросовестность поставщика можно подтвердить не менее, чем тремя исполненными контрактами, один из которых должен быть по стоимости равен или более 20% от цены, которую предложил участник.

Процесс исполнения договора, также связан с рисками и, согласно закону, могут быть приняты санкции, как в отношении исполнителя, так и заказчика.

При заключении контракта важно учесть тот факт, что его цена устанавливается на весь срок изначально и в дальнейшем изменению не подлежит.

Основной объем госконтрактов заключается на уровне субъектов Российской Федерации, а основными заказчиками выступают органы госвласти.

Сроки заключения контракта по 44 ФЗ по аукциону

Срок подписания контракта по 44-ФЗ зависит от того, в какой именно форме проводилась закупка. Ниже, приведена таблица, в которой отмечены сроки подписания договора исполнителем. Стоит отметить, что заказчик всегда подписывает договор со своей стороны в последнюю очередь, после подрядчика.

Способы определения поставщика Когда заключается контракт
Открытый конкурс в электронной форме 10 дней с даты размещения
Конкурс с ограниченным участием в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Двухэтапный конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый конкурс в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Электронный аукцион Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Закрытый аукцион в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения
Запрос котировок в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения
Запрос предложений в электронной форме Контракт может быть заключен не ранее, чем через 7 дней с даты размещения

Исполнение государственного контракта

Как правило, это 10-30% от НМЦК. В этой роли может выступать денежные средства в сумме, указанной в договоре, или наиболее распространенный вариант — банковская гарантия. Ее выгода состоит в том, что исполнителю не требуется изымать необходимую сумму денежных средств из оборота для доказательства своей благонадежности.

Для обеспечения контракта по 44-ФЗ принимается документ только тех банков, которые занесены в Реестр банков Минфина , имеющих лицензию на выпуск банковских гарантий.

★ Онлайн калькулятор банковской гарантии

[калькулятор банковской гарантии]

Идентификатор государственного контракта

Ст. 6.1 Федерального закона №275 «О государственном оборонном заказе» устанавливает, что каждому госконтракту должен присваиваться идентификатор.

Только после этого сведения о госконтракте включаются в реестр.

Идентификатор контракта представляет собой 25-значный код, каждый блок которого отображает определенную информацию:

  1. идентификационный код госзаказчика;
  2. способ определения поставщика, по результат которого был подписан контракт;
  3. дата начала и окончания действия контракта.
  4. непосредственно порядковый номер госконтракта, в соответствии с внутренней нумерацией каждого госзаказчика.

В соответствии с вышесказанным - ИГК является уникальным и не может быть присвоен другому контракту заказчика.

Идентификатор государственного контракта присваивается не только контрактам в сфере гособоронзаказа, но и в госзакупках других отраслей.

Порядок присвоения ИГК договорам, заключенным не в сфере ГОЗ подробно изложен в статье 5 части 2 415-ФЗ.

Идентификатор государственного контракта в счетах фактурах

НК РФ предписывает изменить список заполняемых полей в счетах-фактурах. Одним из нововведений формы стало поле, где необходимо указывать идентификатор госконтракта при его наличии.

Изменения коснулись и корректировочного счета-фактуры.

Образец формы счет-фактуры 2019

Можно сказать, что принимать участие в конкурсах и аукционах на право заключения и исполнения госконтракта очень ответственное и непростое дело. Чтобы подписание договора прошло без проблем, предлагаем вам воспользоваться услугами компании РусТендер. Наши специалисты не первый год работают с торгами по 44-ФЗ и помогут даже в самых сложных и спорных вопросах.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Loading...Loading...