Существенные признаки местного самоуправления. Местное самоуправление в российской федерации

Понятие и признаки местного самоуправления.

Местное самоуправление в современной России – сложное многоаспектное социальное явление:

1) это особый способ организации власти на местах, которому присущи следующие признаки: самостоятельность в решении вопросов местного значения, выборность органов и должностных лиц, материально-финансовая независимость;

2) это система социальных институтов; элемент гражданского общества.

3) это специфический уровень публичной власти;

4) это децентрализованная форма управления, предполагающая определенную самостоятельность и автономность местных органов;

5) это одна из основ конституционного строя России: в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий.

6) это форма самоорганизации граждан на уровне муниципального образования; право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 2) приводит следующее определение: «Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».

Данное определение позволяет выделить основные признаки, характеризующие местное самоуправление.

1. Федеральный закон определяет местное самоуправления через «форму осуществления народом своей власти». Признание местного самоуправления одной из форм народовластия закреплено в ст. 3 Конституции Российской Федерации.

2. Местное самоуправление осуществляется населением самостоятельно. Это означает, что местное самоуправление представляет собой самостоятельный уровень публичной власти, не находящийся в иерархическом подчинении государственной власти. Органы местного самоуправления в соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем это не исключает возможность органов государственной власти в отдельных случаях контролировать и направлять деятельность по осуществлению местного самоуправления. Пределы такого вмешательства устанавливаются федеральным законодательством.



3. Местное самоуправление также осуществляется населением под свою ответственность. В данном случае речь идет о так называемой «позитивной» ответственности, которая означает, что все последствия принимаемых в рамках осуществления местного самоуправления решений ложатся на само население. Муниципальные образования сами отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности. Муниципальные образования не отвечают по обязательствам Российской Федерации и ее субъектов (ст. 126 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Местное самоуправление осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций. Это проявляется, в частности, при принятии символики муниципальных образований, определении наименований органов местного самоуправления и т.д.

27.Природа местного самоуправления: "общественный" подход, "государственный" подход

Природа местного самоуправления – это основа местного самоуправления, отражающая его сущность и позволяющая выявить коренные отличия между моделями местного самоуправления. Различают общественный характер природы местного самоуправления (примером является земская модель местного самоуправления), государственный характер (советская модель) и общественно-государственный характер (новая модель).

В исследовательской литературе ведутся споры о характере природы современной модели местного самоуправления. Какой характер она носит: общественный как земская модель или государственный как советская модель местного управления?



В действительности новой модели местного самоуправления присущи признаки, свидетельствующие как об общественном, так и о государственном характере природы.

Например, для нее характерны следующие признаки:

1) население местного сообщества проживает на территории государства, жители муниципального образования является гражданами государства;

2) статус местного сообщества устанавливается, гарантируется и защищается Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами субъектов Федерации;

3) местные вопросы решаются населением в русле единой государственной политики;

4) полномочия органов местного самоуправления носят властный (государственно-властный) характер и т.д.

Перечисленные признаки свидетельствуют о близости органов местного самоуправления к государственным органам, об их тесном взаимодействии, что доказывает государственную природу местного самоуправления.

Однако существуют и другие признаки, например:

1) население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения на определенной территории;

2) население по законодательству самостоятельно определяет структуру органов муниципального образования, органы местного самоуправления не являются структурными единицами государственного аппарата;

3) органы в системе местного самоуправления не имеют строгой соподчиненности друг к другу и иерархичности;

4) материально-финансовую базу муниципального образования составляет муниципальная собственность;

5) представительные органы муниципального образования самостоятельно устанавливают местные налоги;

6) органы управления муниципального образования приближены к населению и имеют с ним более тесную связь, чем федеральные органы.

Данные признаки характерны для общественной формы организации.

Несмотря на организационное обособление местного самоуправления, пределы его самостоятельности ограничиваются рамками предоставленных ему полномочий. Власть местного самоуправления – подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью. В отличие от центральной государственной власти местная власть не может сама себя реформировать. Организационное обособление местного самоуправления подразумевает наделение его определенной компетенцией для решения местных вопросов и осуществление этой компетенции самостоятельно на основании закона, но не более того.

Таким образом, современное местное самоуправление как специфическая форма власти одновременно сочетает в себе два начала: общественное и государственное, что позволяет говорить о новом – смешанном, комбинированном – общественно-государственном характере природы новой модели местного самоуправления в современной России.

1.1. Понятие и признаки местного самоуправления

Современные авторы подходят к анализу содержания местного самоуправления с нескольких различных позиций, что обусловлено многоаспектностью данного явления. В целом, местное самоуправление может рассматриваться как основа конституционного строя, право населения на управление или форма народовластия.

Первая трактовка исходит из положения Европейской хартии местного самоуправления о том, что принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и закреплен в Конституции государства, а также ст. 12 Конституции РФ, которой признается и гарантируется местное самоуправление в РФ, соответствующие положения содержатся в ст. 1 федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Второй подход также обусловлен Хартией, рассматривающей местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения. Согласно ст. 130 Конституции РФ именно местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Подход к рассмотрению местного самоуправления как формы народовластия обусловлен ст. 3 и ст. 130 Конституции РФ. Федеральным законом № 131-ФЗ дано определение местного самоуправления понимаемого как «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций» (ст.1).

В целом, местное самоуправление – это организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Наряду с понятием местного самоуправления применяется и понятие «муниципальное управление».

Определение, сформулированное законодателем, позволяет выделить основные признаки местного самоуправления, т.е. критерии, применение которых позволит отличать его от других видов территориального управления.

1. Наличие и функционирование местных представительных органов (городские советы, думы, собрания), обладающих правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

2. Выборность местных органов власти, регулярная сменяемость их состава, осуществление общественного контроля над аппаратом управления.

3. Возможность участия всего населения соответствующей территории в процессах выработки и принятия решений по всем основным вопросам жизнедеятельности местного сообщества.

4. Возможность организационной и экономической обособленности территориального образования. Речь идет о самостоятельности в пределах полномочий, которые определяются нормативными актами, когда органы местного самоуправления обязаны действовать в русле единой общегосударственной политики.

5. Ответственность органов МС за принимаемые решения (перед населением, государством, хозяйственными структурами).

Анализ современного состояния местного самоуправления в РФ позволяет сделать вывод о том, что местное самоуправление находится на начальной стадии своего развития. Сам процесс осуществляется медленно, противоречиво, иногда с отклонениями от ранее разработанных планов, положений и нормативных актов.

Предыдущая

Понятие местное самоуправление в юридической литературе не отличается единообразием. Например, Ю.А. Дмитриев определяет местное самоуправление как инициативную, самостоятельную, осуществляемую под свою ответственность деятельность местных жителей, направленную на решение задач, отнесенных к их ведению законом или актом местного самоуправления, а М.И. Пискотин дает более краткое определение местного самоуправления, ограничиваясь тем, что и местное самоуправление - это самоуправление граждан, населения государств, городов, поселков.

В ст.2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон «Об общих принципах…» ) дается определение понятия местного самоуправления, которое понимается как форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российский Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление носит публично-властный характер: решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, а также решения органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам своего ведения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления и гражданами.

Местное самоуправление - одна из демократических основ системы управления обществом, важнейший структурный элемент устройства власти, это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти. Согласно ст. 3 Конституции Р.Ф. народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Местное самоуправление - это децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов. Весьма существенным является тот факт, что органы местного самоуправления согласно ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти. Отсюда следует, что государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельного уровня, самостоятельной формы осуществления власти.

Признавая и гарантируя местное самоуправление, Конституция РФ устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Таким образом, закрепление местного самоуправления в качестве основы конституционного строя, одного из главных принципов организации и осуществления управления страной, предполагает выделение особой сферы местных вопросов, в которой органы местного самоуправления действуют самостоятельно и ответственны перед своим населением. В Конституции РФ не содержится перечень вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления. Это закреплено в главе 3 Закона «Об общих принципах…».

Одним из главных признаков местного самоуправления в Российской Федерации является ответственность представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, в первую очередь перед населением. Основанием ее наступления является утрата доверия населения. Порядок и условия ответственности перед населением определяется уставами муниципальных образований.

Самостоятельность решения населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью нашла свое закрепление в Конституции РФ. Эта черта местного самоуправления предполагает обеспечение финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления, что включает сюда управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов.

Еще одним признаком самостоятельности местного самоуправления является законодательно закрепленная гарантия невмешательства органов государственной власти в вопросы местного значения. Самостоятельность местного самоуправления характеризует и наличие соответствующей компетенции у муниципальных органов. В уставах муниципальных образований определяется компетенция и сроки полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления. Эти полномочия направлены на решение конкретных вопросов жизнедеятельности муниципального сообщества.

Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ наделены правом самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет, что еще раз подтверждает финансовую самостоятельность местного самоуправления. Конституционное право управления муниципальной собственностью принадлежит органам местного самоуправления. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления.

В настоящее время общемировой тенденцией стало участие органов местного самоуправления в осуществлении государственных полномочий . Это объясняется тем, что многие вопросы более целесообразно исполнять на местах. В свою очередь такая постановка взаимоотношений между органами местного самоуправления и органами государственной власти ведет к децентрализации управления и обеспечивает паритетное участие этих органов в решении региональных государственных задач.

Еще одной положительной стороной этой черты является гарантированное государством материально-финансовое обеспечение органов местного самоуправления, исполняющих отдельные государственные полномочия. Это предполагает закрепление за местным бюджетом необходимых источников доходов, передачу материальных и финансовых ресурсов. Переход Российской Федерации к рыночным отношениям не мог не сказаться на деятельности отдельных органов местного самоуправления. Основной задачей этих органов стало пополнение доходов местных бюджетов и рациональное использование бюджетных ресурсов.

Специфической чертой местного самоуправления в Российской Федерации является вопрос о ее природе. Для современной системы местного самоуправления характерны признаки, свидетельствующие как о ее государственной, так и о ее общественной природе. К признакам, свидетельствующим о близости органов местного самоуправления к государственным органам, относятся: население местного сообщества проживает на территории государства, население муниципального образования является гражданами государства; статус местного сообщества устанавливается, гарантируется, защищается Конституцией РФ, Федеральными законами и законами субъектов Федерации; местные вопросы решаются населением в русле единой государственной политики; полномочия органов местного самоуправления носят властный (государственный) характер и т.д.

К признакам, характеризующим общественную природу новой модели местного самоуправления, можно отнести: самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, определение структуры органов муниципального образования; органы местного самоуправления не являются структурными единицами государственного аппарата; наличие муниципальной собственности.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что современное самоуправление как специфическая форма власти имеет смешанную, комбинированную общественно-государственную природу.

Приведенные черты являются основными и позволяют говорить о единой модели местного самоуправления в России, с разнообразными организационными формами в различных муниципальных образованиях. Поэтому новая оптимальная модель местного самоуправления может формироваться лишь в том случае, если будет обеспечена комплексная реализация этих признаков.


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ, ПРИНЦИПЫ И ФУНКЦИИ…..…………………………………………….5

1.1. Понятие и признаки местного самоуправления…………………….….5

1.2. Принципы местного самоуправления………………………………..…9

1.3.Функции местного самоуправления………………………………….....12

2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ……………………………………………………….....15

2.1 Экономика и бюджетно-финансовое состояние муниципальных образований……………………………………………………………………..…….15

2.2 Контроль и ответственность в деятельности органов местного самоуправления……………………………………………………………………….20

3. ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ...............................................................................25

3.1. Областная Дума как законодательный (представительный) орган государственной власти Костромской области.........................................................24

3.2. Исполнительные органы власти Костромской области.........................28

3.3. Направления оптимизации деятельности органов местного самоуправления Костромской области.................................................................................37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…42

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………...……...…45

ВВЕДЕНИЕ

Местное (муниципальное) самоуправление – одна из демократических основ системы управления обществом и государством, важнейший структурный элемент устройства власти в РФ. Пункт 2 статьи 3 Конституции РФ гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». В соответствии со статьей 12 Конституции РФ, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти 1 .

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена необходимостью обеспечения эффективного взаимодействия между двумя формами публичной власти – государственной и муниципальной.

На сегодняшний день интерес к представительным органам местного самоуправления не случаен: они играют большую роль в организации жизни муниципальных образований.

Основной закон регулирующий деятельность местного самоуправления это Федеральный закон «Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. № 131-ФЗ.

Степень научной разработанности темы . Несмотря на актуальность рассматриваемых проблем, их научная разработка до последнего времени носила, в своей основе, предельно общий характер и не выходила за рамки исследования самостоятельности местного самоуправления как одной из форм осуществления народовластия в Российской Федерации. Среди современных исследователей большое внимание проблемам представительных муниципальных органов уделяли С. А. Авакьян в работе «Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России. Местное самоуправление в России», А. Н. Кокотов и А. С. Соломакин в труде «Муниципальное право России», О. Е. Кутафин и В. И. Фадеев работе «Муниципальное право Российской Федерации»

Таким образом, местное самоуправление – это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти, предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. В соответствии со статьей 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществятся:

Через референдумы, выборы, собрания и сходы; Посредством выборных и других органов местного самоуправления.

Цель данной курсовой работы - рассмотрение особенностей и проблем развития местного самоуправления на современном этапе.

Основные задачи курсовой работы:

Изучить понятия местного самоуправления и его признаков;

Определить основные принципы местного самоуправления;

Рассмотрение основных функций органов местного самоуправления;

Рассмотреть особенности деятельности местного самоуправления в Костромской области.

Объект исследования органы местного самоуправления.

Предмет исследования система взаимоотношений между органами местного самоуправления и местным хозяйственным комплексом.

Методы и приемы исследования : монографический, аналитический.

Структура данной курсовой работы включает в себя введение, три раздела, заключение и библиографический список.

1. ПОНЯТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ПРИНЦИПЫ

1.1. Понятие и признаки местного самоуправления

Понятие «местное самоуправление» включает в себя комплексное и многообразное представление об организации жизнедеятельности общества и государства, которое естественно предполагает различные подходы к его толкованию. Обычно под местным самоуправлением понимается конституционно закреплённая организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Следовательно, местное самоуправление является:

а) основой конституционного строя страны;

б) правом населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;

в) формой народовластия 1 .

Конституция Российской Федерации, определяя российское государство как демократическое, закрепляет важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего в народовластии, разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Местное самоуправление признаётся и гарантируется в статьях 3(п.2), 12, 130-133 и др. Конституции РФ, а в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 2 прямо указывается: «Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации».

Признание местного самоуправления в качестве одной из основ конституционного строя предполагает установление децентрализованной системы управления, закрепление иных основ взаимоотношений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии со статьёй 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет предметы ведения местного самоуправления, затем разграничивает полномочия органов государственной власти РФ (ст.4) и органов государственной власти субъектов РФ (ст.5) в области местного самоуправления.

Статьи 32(п.2) и 130 Конституции РФ определяют местное самоуправление как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения путём формирование органов местного самоуправления и через прямое участие(референдумы, выборы и другие формы волеизъявления) граждан в интересах всего населения. Российское законодательство признаёт основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений. Статья 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гласит: население городского, сельского поселения независимо от его численности на осуществление местного самоуправления».

Право населения на местное самоуправление обеспечивается правом каждого гражданина РФ на осуществление местного самоуправления. Это право закреплено в статье 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно данной статье Закона граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Гражданам гарантируется право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе, право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления 1 .

Право населения на осуществление местного самоуправления предполагает также и другие формы его реализации. Это прежде всего территориальное общественное самоуправление, под которым закон понимает самоорганизацию граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (это может быть и территория поселения, не являющегося муниципальным образованием, и территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

И наконец, согласно статье 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть: а) непосредственно (т.е. путём референдумов, выборов); б) через органы государственной власти; в) через органы местного самоуправления. Таким образом, местное самоуправление  это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.

Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму народовластия, содержится в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 2 данного Закона гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации  признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций» 2 .

Хотя законодатель констатирует тот факт, что местное самоуправление автономно не только в решении вопросов местного значения, но и в несении ответственности за свои действия, следует отметить, что местное самоуправление не является замкнутым для государства образованием, как бы «государством в государстве». В соответствии со статьёй 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль за их реализацией, а также осуществлять контроль за соответствием Конституции, законодательству РФ, субъектов РФ действий местного самоуправления и их органов при решении ими различных вопросов местного значения. Однако Федеральный «Об общих принципах местного самоуправления» запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. Значит местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление  это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Следовательно, муниципальная власть и власть государственная  это две формы власти народа.

Итак, местное самоуправление как форма народовластия имеет следующие основные признаки:

1) местное самоуправление имеет особый субъект: население муниципального образования;деятельности органов местного самоуправления Реферат >> Государство и право

На тему «Понятие и содержание деятельности органов местного самоуправления» Выполнил: студент группы БД4-5 Астахов... к общественным объединениям. Представительный орган местного самоуправления избирается на основе всеобщего, равного и прямого избирательного...

  • Правовые основы организации деятельности органов местного самоуправления .......................

    Реферат >> Государство и право

    Работы это невозможно. I.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ . Местное самоуправление является самостоятельным уровнем публичной власти...

  • Понятие и система методов деятельности органов местного самоуправления . Особенности орг

    Реферат >> Государство и право

    В организации и деятельности органов местного самоуправления . Система органов местного самоуправления . Источники муниципального права РФ. Предметы ведения местного самоуправления . Экономическая основа местного самоуправления . Правовой...

  • Ознакомительная практика в органах местного самоуправления

    Отчет по практике >> Менеджмент

    Статус органов местного самоуправления , порядок их формирования, взаимодействия, полномочия и ответственность, правовую, экономическую и финансовую основы деятельности органов местного самоуправления ...

  • На основе теоретических разработок местного самоуправления выделяются следующие основные признаки местного самоуправления :

    Возможность самостоятельного существования территориального образования, что выражается в организационной и экономической обособленности местного самоуправления, его органов в системе управления обществом, государством, в наделении территориального коллектива статусом юридического лица.

    Местное самоуправление не находится в иерархических связях с какими-либо структурами, сообразует свою деятельность при принятии решений только с законом, гарантировано от любого вмешательства извне. Однако это ни в коей мере не означает, что местное самоуправление находится вне системы государственно-властных отношений и абсолютно независимо от государства. Речь идет о самостоятельности в пределах полномочий, которые определяются нормативными актами, принимаемыми органами государственной власти.

    К тому же органы местного самоуправления обязаны действовать в русле единой общегосударственной политики (экономической, социальной, экологической, политики в области культуры, образования, здравоохранения и др.), что само по себе уже является мощным фактором, препятствующим развитию сепаратистских тенденций на местном уровне;

    Наличие и реальное функционирование местных представительных органов, обладающих правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Функционирование представительных органов местного самоуправления обеспечивает участие широких слоев населения в делах местного сообщества, учит людей азам демократического общежития, формирует в них сознание причастности к процессу управления территориальным образованием;

    Возможность участия всего населения соответствующей территории в процессах выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного характера. Для реализации этого положения существенное значение имеет право населения муниципального образования на законотворческую инициативу и на обращение в органы местного самоуправления. Народная законотворческая инициатива и обращение граждан в органы местного самоуправления позволяют населению территориального образования участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов местного самоуправления. Общественное мнение имеет большое значение при подготовке целевых программ, разработке местного бюджета, при построении структур местного самоуправления, при оценке деятельности депутатов и должностных лиц;

    Выборность всего состава местных органов власти на широкой демократической основе, регулярная его сменяемость и отчетность перед избирателями, осуществление контроля над аппаратом управления. Наличие выборных органов местного самоуправления - важнейшее организационное условие его реальности и эффективности. Их деятельность способствует реализации самостоятельного статуса местного самоуправления, поскольку только избранные населением органы местного самоуправления и их должностные лица являются независимыми при проведении муниципальной политики. Кроме этого, выборы обеспечивают выдвижение в органы местного самоуправления лучших представителей населения, знающих все проблемы на своей территории, дают право населению муниципального образования оценивать деятельность местных органов власти, определять пути и способы улучшения их работы;

    Ответственность местных органов самоуправления в рамках собственной компетенции при имеющихся ресурсах. Органы местного самоуправления несут троякую ответственность за принимаемые решения - перед населением, перед государством, перед физическими и юридическими лицами. При этом все намечаемые и осуществляемые решения и действия органов местного самоуправления должны исходить из того, что муниципальные образования являются субъектами гражданско-правовых отношений, экономически самостоятельны, и потому сами отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности имуществом. Поэтому неразумные действия органов местного самоуправления при осуществлении ими своих функций могут дорого обойтись муниципальному образованию. Должностным лицам органов местного самоуправления необходимо всегда помнить об этом и тщательно анализировать возможные последствия принимаемых решений.

    Следует отметить, что если организация управления на местном уровне не соответствует указанным требованиям, то говорить всерьез о наличии местного самоуправления преждевременно.

    Сопоставив выше обозначенные критерии с современным состоянием местного самоуправления в Российской Федерации, можно констатировать, что оно находится на начальной стадии своего развития. Сам процесс развития осуществляется крайне медленно, противоречиво, болезненно, иногда с отклонениями от ранее разработанных планов, положений и нормативных актов. Однако это ни в коей мере не означает, что следует отказаться от дальнейшего внедрения местного самоуправления в нашей стране. Широкое его применение в современной России - это объективная необходимость, обусловленная следующими основными причинами :

    Неизбежность преобразования всей системы управления российским обществом с переносом центра тяжести на региональный и местный уровни. Еще в конце 80-х гг. стало очевидно, что действующая в стране централизованная система управления далека от совершенства. Она сковывает политическую и духовную свободу, инициативу и предприимчивость граждан, способствует развитию бюрократизма во всех эшелонах власти, отдаляет общественное производство от потребностей самого человека. Необходимость ее перестройки приобрела жизненно важное значение. Вместе с тем историческая практика нашей страны и международный опыт убедительно свидетельствуют, что большое количество вопросов социально-экономического развития, имеющих прямое отношение к повседневной жизни людей, не теряя своего общегосударственного значения, могут и должны решаться в местах конкретного проживания граждан, с их непосредственным участием;

    Целесообразность распределения государственной власти по всем уровням управления. Развернувшийся в стране процесс общегосударственной и региональной децентрализации управления имеет основную цель - обеспечение подлинного народовластия, являющегося одним из основных принципов любого демократического государства. Идея народовластия наиболее полно реализуется в системе местного самоуправления. Поэтому перераспределение власти, собственности, финансовых ресурсов между федеральной, региональными структурами и муниципальными образованиями в пользу местных сообществ является естественным шагом на пути демократических преобразований, происходящих в нашей стране; историческая потребность в широкой демократизации всех сфер жизни российского общества, необходимость обеспечения равноправного, а главное - реального участия населения России в управлении ее развитием.

    Очевидно, что этого можно скорее и лучше достичь путем широкого распространения местного самоуправления, позволяющего максимально приблизить власть к народу, установить гибкий, наименее бюрократизированный механизм управления с меньшей бюрократией, нежели при централизованной системе управления, раскрыть социально-экономический потенциал самоуправляющихся территориальных единиц, поддерживать политическое равновесие и гармонию в местных сообществах, оптимально сочетать местные и общегосударственные интересы;

    Важность ориентации местных сообществ на самостоятельное развитие, повышение деловой активности всего дееспособного населения. Сегодня в Российской Федерации выделено огромное количество категорий граждан, пользующихся различными видами государственных льгот. Это не только создает существенную нагрузку на бюджеты всех уровней, но и культивирует иждивенческие настроения среди значительной части населения страны. Создание же эффективной системы местного самоуправления предоставит населению муниципальных образований" возможность самостоятельно решать вопросы своей повседневной жизни, способствуя развитию в людях предприимчивости и инициативности;

    Острая необходимость скорейшего преодоления затянувшегося экономического кризиса. В условиях становления рыночных отношений преодолеть социально-экономический кризис и обеспечить стабильное функционирование общества невозможно без развития местного самоуправления, осуществляемого в пределах муниципальных образований, обладающих существенным экономическим потенциалом. Эффективное использование данного потенциала может способствовать развитию производственной и социальной инфраструктуры на отдельных территориях, а через налогово-бюджетные отношения воздействовать на кризисную ситуацию и на общегосударственном уровне;

    Потребность в укреплении государственной целостности Российской Федерации. Местные сообщества объективно лишены стремления к ослаблению единой государственности, к образованию удельных княжеств, и, прежде всего потому, что уровень социальных стандартов зависит от экономического могущества всей страны. Эти стандарты не в силах самостоятельно обеспечить выделяющийся из федеративного государства регион.

    Таким образом, развитие местного самоуправления в России является одной из ключевых проблем, от ее решения во многом зависит настоящее и будущее. Это хорошо понимают и в научных, и в правительственных кругах. Однако если необходимость возрождения местного самоуправления в России уже не оспаривается, то вопрос о наиболее приемлемых формах его организации и осуществления до сих пор остается открытым. Каждый субъект РФ, каждое муниципальное образование предлагают сегодня свои варианты решения. Такой подход весьма демократичен, но порождает ряд довольно серьезных проблем в сфере организации местного самоуправления.

    Loading...Loading...