Топ вымышленных литературных миров. Выдуманные планеты вселенной DC

На прошлой неделе на сайте Международного астрономического союза (МАС) появился необычный документ . Он, впервые в истории, описывает процедуру, по которой имена небесных тел – планет, спутников планет, астероидов – могут быть предложены не астрономами-первооткрывателями, а общественностью. Ранее никакого официального способа назвать астероид или кратер на Луне своим именем или, например, именем любимого киногероя не существовало, хотя некоторые мошенники такую услугу и предлагали.

Теперь это стало возможным: имя для астрономического объекта может быть предложено либо отдельным человеком, либо организацией, выбравшей название путем голосования или в результате какой-то другой общественной кампании. Для процедуры именования объектов Астрономический союз установил несколько правил, в частности, этот процесс не может быть связан с коммерцией и должен иметь широкий международный охват. Новое имя должно:

– быть не длиннее 16 символов,
– желательно, состоять из одного слова,
– быть достаточно легко произносимым (на как можно большем числе языков),
– не быть оскорбительным на каком-либо языке или для какой-либо культуры,
– не быть близким к уже принятому названию астрономического объекта;

Кроме того:

– имена домашних животных не приветствуются,
– название не должно быть связано с коммерцией,
– имена политиков, военных или мест, связанных с политикой или военной деятельностью, не могут быть использованы.

Это лишь часть списка ограничений, полную версию которого можно найти на сайте Международного астрономического союза.

О грядущей революции в космической номенклатуре мы поговорили с астрономом Сергеем Поповым.

– Как устроена номенклатура астрономических объектов?

Именование – первая, пусть и иллюзорная, стадия понимания. Люди всегда стремились как-то называть объекты, которые они видят, в том числе и на небе – Луну, Солнце, звезды. Постепенно традиции менялись, началась эпоха новых открытий, появился телескоп. Со временем возникли официальные международные организации, которым было делегировано полномочие официального именования небесных тел. Вот уже около ста лет этим занимается Международный астрономический союз. Кстати, все предложения назвать звезду своим именем, именем любимой девушки и так далее – мошенничество, не более чем покупка ничего не значащей бумажки. Строго говоря, каждый может напечатать себе такой сертификат на принтере, не платя никаких денег, – в нем будет столько же смысла.

– Какие новые открытые объекты нуждаются в названиях?

В первую очередь речь идет о названиях астероидов, новых спутников планет в Солнечной системе и названиях объектов на поверхности планет. Например, кратер на поверхности Марса недавно получил название Мартынов в честь одного из предыдущих директоров Астрономического института имени Штернберга, где я работаю.

– А из более далеких?

Одно из самых выдающихся открытий нескольких последних десятилетий в астрономии – открытие экзопланет. Их начали открывать в середине 90-х годов, и с самого начала называли специальными наборами букв и цифр, которые могли быть связаны с координатами звезды, с научным проектом, открывшим планету, и ее порядковым номером. Появились названия вроде Кеплер-78 или Каро-26: “Кеплер” и “Каро” – это как раз названия двух спутников, которые ищут экзопланеты.

– Но теперь ситуация меняется?

Планет открывают все больше, и поиск названий для них постепенно стал горячей темой для обсуждения среди астрономов и не только. Иногда названия возникали стихийно. Например, планета, вращающаяся вокруг одной двойной звезды, получила неофициальное название в честь родины героев Звездных войн – Татуин. Есть еще несколько таких примеров, но все эти названия – неофициальные. Дискуссия в астрономических кругах продолжалась достаточно долго, и в 2009 году было принято решение, что пока никаких особых названий экзопланетам официально присваиваться не будет и обсуждение будет продолжено.

– Почему потребовалось столь длительное обсуждение?

Проблема здесь двоякая. Во-первых, есть чисто техническая сложность: большинство открытий экзопланет – не стопроцентно надежны. Они могут быть надежны на 99,9%, но для науки этого мало. Есть несколько десятков планет, открытых по прямым изображениям, но даже и не все из них можно считать гарантированно существующими. Во-вторых, это в принципе большой шаг: нужно придумать систему, как называть планеты, сделать это один раз и хорошо. И вот в 2009 году решили, что нужно подумать еще несколько лет и анонсировали, что в 2013 году, то есть сейчас, будет принято какое-то решение. Надо сказать, что официального решения именно по номенклатуре экзопланет пока нет. На странице МАС до сих пор висит надпись, что дискуссия по экзопланетам продолжается и в августе 2013 года на этом же сайте будет опубликовано решение.

Этот документ связан с комиссией по планетарным названиям. Слово “планетарный” в этом контексте по идее относится к объектам Солнечной системы. Но в одном месте в документе сказано, что речь идет о “названиях для новых открытых планет, их спутников и звезд, вокруг которых они обращаются”. Вот это упоминание звезд указывает, что речь идет, возможно, в том числе и об экзопланетах. Прояснений пока никаких нет.

– Какова новая процедура, описанная в документе?

Можно запускать общественные дискуссии и выбирать названия для астрономических объектов. Условно говоря, Радио Свобода может запустить на своем сайте обсуждение, как назвать ту или иную планету, устроить голосование, потом обратиться в МАС. Есть, правда, важный пункт: придется заручиться согласием первооткрывателей планеты. Если раньше исключительное право дать название, например, астероиду принадлежало его первооткрывателям, и астрономы по разному этим пользовались, вплоть до неофициальной продажи этого права, то сейчас практика меняется. Помимо условий проведения кампании по выбору наименования есть стандартные правила, каким может быть имя, какой длинны. Название не должно содержать специальных символов. Можно вспомнить красивую историю, есть замечательный физик-теоретик, нобелевский лауреат Т’Хофт, в честь него был назван астероид, но по правилам, апостроф не может появиться в названии астероида, поэтому он называется просто Тхофт. И физик Т’Хофт написал шуточную конституцию этого астероида, в которой в частности сказано, что на него не могут попадать люди, в чьих фамилиях есть апостроф, что там запрещено использовать клавиатуры, содержащие апостроф.

– Как вы считаете, этот документ еще не окончательный? Последуют разъяснения и дополнения?

Да, я ожидаю, что по экзопланетам будет отдельный документ. Собственно, его анонс продолжает висеть на сайте МАС. Пока кстати, непонятно, какая структура должна за это отвечать: существующая комиссия МАС по наименованиям занимается именно телами Солнечной системы. Насколько я знаю, нет официального решения, которое либо этой комиссии делегировало бы именование экзопланет, либо возложило бы это на профильную комиссию, которая пока занимается собственно изучением экзопланет, то есть астрономией, а не геральдикой.

– Но в отношении тел Солнечной системы документ с этого момента разрешает предлагать общественные названия?

Да, я бы его трактовал так. Причем, если у астероидов, например, всегда есть первооткрыватель и, согласно новой процедуре, вы должны с ним вести переговоры, если хотите дать астероиду название, то с деталями рельефа это, видимо, необязательно. Вы можете взять, например, карту Меркурия в высоком разрешении, найти на ней безыменный кратер и запустить голосование по присвоению ему названия. После этого, если весь процесс соответствует правилам, можно обращаться в МАС – я не думаю, что требуется согласие той команды спутника, которая составляла карту, поскольку они не заявляли отдельно о данной детали рельефа.

– К чему приведет появление новой процедуры?

Можно надеяться, что экзопланетная астрофизика станет еще более популярной за пределами научного сообщества. Будут массово появляться всевозможные голосования, как назвать тот или иной объект, люди будут активнее контактировать с учеными, открывающими экзопланеты. Будут, конечно, споры по трактовке правил. Ну, например, нельзя называть планеты в честь политического деятеля, но можно его имя закамуфлировать. Прецеденты были: нет астероида “Сталин”, но есть астероид “Сталинград”, нет астероида “Ленин”, но есть “Владилена”. Будет много споров, можно ли, например, считать, что Черчилль в первую очередь – писатель и нобелевский лауреат по литературе. С планетами возникнет особенно много дискуссий, потому что одно дело – назвать какой-нибудь километровый камушек в Солнечной системе, другое дело – целый новый мир в нескольких световых годах от нас.

– А что будет с номенклатурой звезд?

Понимаете, планеты открывать тяжело, это большой труд, высокие технологии, сложная обработка данных. А со звездами это не так. Думаю, общественное наименование может разве что быть запущено для тех звезд, возле которых найдены экзопланеты, но и это, на мой взгляд, маловероятно. В документе есть слова – “и звезд, вокруг которых они обращаются” – это что-то странное, выпадающее из традиции. Звезды никогда в новой истории не получали отдельных наименований. Их слишком много. Это примерно как давать имена камням. Любой новый крупный телескоп видит больше звезд, чем предшественник, это могут быть миллионы объектов. Поэтому для звезд есть каталоги. Вы составляете каталог и называете звезду каким-то индексом типа HD86664 – здесь HD обозначает каталог, а дальше идет просто порядковый номер. У многих ярких есть исторические имена. Ну и интересным объектам, которые детально изучаются, ученые дают неофициальные прозвища. Я в своей жизни даже придумал одно, оно сейчас относительно широко используется в научной литературе. Есть интересная группа из семи нейтронных звезд, в одной из статей мы назвали ее “Великолепная семерка”. Теперь на нее часто так и ссылаются, хотя это – не ее официальное название, у каждой из звезд есть традиционное научное наименование, связанное с одним или другим каталогом, в который она вписана.

– Сколько экзопланет ждут своих названий? Тех, которые обнаружены прямым наблюдением, – несколько десятков, а остальных?

Тысяча. И примерно 20 тысяч кандидатов – здесь вопрос в степени надежности открытия. Я не сказал бы, что это много. Тех же астероидов гораздо больше, но их, можно сказать, слишком много. Вот несколько десятков или сотен экзопланет – как раз то количество, которое соотносится с количеством приходящих на ум выдающихся людей, так что это как раз удобное число.

– Ваша ставка – как по новой процедуре будет названа первая экзопланета?

Недавно в официальное название нового вида пчел биологи включили слово Bazinga – любимое словечко героя сериала “Теория большого взрыва” Шелдона Купера. У биологов уже есть для этого официальная процедура. Теперь она появилась и у астрономов, я уверен, что одно из первых имен у экзопланеты будет тоже Базинга, и я за такое название сам проголосую.

Мы решили написать про несуществующие планеты, коих в комиксах DC немало.

Апоколипс

А начнем с мрачного и беспощадного Апоколипса (Apokolips) , родины злых Новых Богов, которыми правит Дарксайд. Планета большую часть времени существует в параллельном пространстве, между космосом и адом, и попасть туда легче всего с помощью “Бум-Трубы” – особого телепорта, созданного Новыми Богами. Апоколипс по большей части состоит из трущоб, гетто и Огненных Ям. В “Армагетто” живёт “сброд” – существа, которых похищают с разных планет, дабы сломить их волю. Из достопримечательностей можно отметить дворец Дарксайда, сиротский дом Доброй Бабушки (ядрёной воительницы и садистки) и Террориум – заповедник боевых ящеров.

2

Нью-Генезис

Противовес Апоколипсу – Нью-Генезис (New Genesis) . Если Апоколипс – это вечный ад и индустриальный постапокалипсис, то Нью-Генезис – это планета-рай, с зелёными лугами, кристально чистыми озёрами и цветущей природой. Единственный город планеты. Супергород, парит в воздухе, чтобы не портить пейзаж своим присутствием. В Супергороде живут относительно добрые Новые Боги под предводительством Всеотца. На самой поверхности планеты живут “дикари” – Новые Боги, не подчиняющиеся Всеотцу, а также “Жуки” – раса гуманоидных инсектоидов, являющихся союзниками Новых Богов. Как и Апоколипс, Нью-Генезис расположен в параллельном измерении под названием “Четвёртый Мир”. После Флешпоинта историю планеты малость подправили, теперь Новые Боги живут в летающем городе, так как поверхность планеты была отравлена Дарксайдом.

3

Криптон

Криптон…вообще-то Криптон заслуживает отдельной статьи. У этой планеты богатая история. Планета была расположена в космическом секторе 2813 (сравнительно недалеко от Земли). На ней водились самые стрёмные звери, которых только можно было представить. Криптонцы не имели суперспособностей (их планета вращалась вокруг красного солнца Рао), но их технологии были исключительно высоко развиты. Криптонцы активно выращивали клонов для пересадки органов и применяли кучу других крутых технологий. Некоторое время Криптон вёл агрессивную политику завоеваний, генерал Зод захватывал для криптонцев новые планеты, но однажды было принято решение отказаться от захвата территорий. И вообще от полётов в космос. Вскоре после этого планета рванула, а космический корабль был на всю планету только один, и тот – бейби-сайз, сделанный “на коленке”, наскоро.

4

Ялмез

Ялмез (Htrae) – созданная Бизарро кубическая планета, по сути – Бизарро-Земля, где Бизарро – самый главный, и где всё наоборот. Бизарро населил планету другими Бизарро – клонами себя, Лоис Лейн и других жителей Метрополиса. На Ялмезевсё “не как у людей” - полицейские штрафуют за правильную парковку, детей наказывают за хорошие оценки, а детективы просят Бизарро расследовать преступления, потому что он “тупее, чем всё детективы Метрополиса, вместе взятые”. Также на Ялмезе есть своя Бизарро-Лига Справедливости, в которой состоят такие личности, как Худший в Мире Детектив (Бизарро-Бэтмэн), Самый Медленный Человек (Бизарро-Флэш), Бизарро Чудо-Женщина, вооружённая Верёвкой Лжи и прочие долбанутые клоны.

5

Оа

Оа – планета в центре вселенной, являющаяся базой Корпуса Зелёных Фонарей и домом Стражей Вселенной. Планета долгое время была пустынной, с единственным городом Зелёных Фонарей, построенным вокруг центральной энергетической батареи. Хэл Джордан, став Параллаксом, уничтожил город и иссушил энергию Батареи, но позже её восстановили, а всю планету укрепили особой бронёй и кучей защитных турелей (которые, впрочем, не спасли Оа от нападения Корпуса Синестро). Планета была уничтожена Реликтом (Relic) , злодеем, стремившимся уничтожить все корпуса Фонарей. Зелёные Фонари переселились на Мого, живую планету, состоящую в их корпусе.

6

Танагар

Танагар – воинственная планета орлиного народа, откуда родом Хоукмэн и Орлица. История Танагара полна путаницы. Обычно его описывают как суровую планету с жёстким классовым разделением - рабы живут в трущобах, господа – в высоких башнях. На планете активно добывают Н-Металл, особый материал, реагирующий на мысли носителя. Из Н-Металла делают оружие, пояса для левитации, и даже целые космические корабли. Танагар неоднократно воевал с планетой Ранн, а танагарские шпионы пытались захватить и Землю.

7

Ранн

Планета Ранн известна не только своей войной с Танагаром, но и своими мощными телепортационными технологиями. Зета-Луч позволяет телепортировать живых существ на огромные расстояния, даже с одной планеты на другую. С помощью Зета-Луча учёный по имени Сардас заручился помощью землянина Адама Стренджа, ставшего героем планеты Ранн. Однако, Зета-Луч – технология опасная. Если луч телепорта наткнётся на преграду, последствия могут быть ужасными. Так, в сюжетке “52”, когда луч прошёл через не вовремя поставленный портал, двое героев, путешествовавших на луче, попали в совершенно другое место, ещё двое – потеряли глаза, третья пара слилась в одно целое, а рост четвёртой пары резко изменился - Орлица выросла до 7 метров, а её спутница, умеющая уменьшаться, уменьшилась без шанса возврата к нормальному размеру.

8

Тамаран

Тамаран – настоящая планета невезения. Нет, сама-то планета неплохая. Природа богатая, жители интересные. Старфайр (Starfire) оттуда родом, опять-таки. Но этой планете капитально не везёт. Тамаран был уничтожен, когда Рейвен из Юных Титанов попала под влияние своего отца, демона Тригона, и спровоцировала войну с Псионами. Выжившие тамаранцы переселились на другую планету, которую назвали Новый Тамаран. Эта планета погибла, когда на неё напал Пожиратель Солнца. Однако некоторые Тамаранцы в то время были в космосе, поэтому выжили и переселились на планету Карна. Карну уничтожил Империекс, стремившийся уничтожить вообще всю вселенную.

9

Мир Войны

Мир Войны (Warworld) – искусственно созданный планетоид, являющийся огромным скоплением оружия. Планетоид способен двигаться с помощью городов-двигателей. Изначальные владельцы Мира Войны таинственно погибли, и планетоид отдали во владение мирной расы. Та раса, впрочем, тоже погибла, после чего планетоид достался в единоличное владение Монгулу (эконом-варианту Дарксайда). Монгул и Супермен-Киборг также планировали превратить Землю во второй Мир Войны. С этой целью они уничтожили Коуст Сити (родной город Хэла Джордана, Зелёного Фонаря), чтобы возвести на его месте Город-Двигатель, но Супермен помешал их планам. Наконец, в сюжетке Our Worlds At War злодей из будущего, Брейниак-13, превратил Плутон в новый Мир Войны. Человек из стали избавился от планетоида, протолкнув его через огромную “Бум-Трубу” в далёкое-предалёкое прошлое.

10

Квард

Если Оа – это центр вселенной, то Квард (Qward) – центр вселенной антиматерии. Вселенная антиматерии была создана тогда же, когда и основная вселенная, из-за неуёмного любопытства одного злого учёного. Кроны. На планете Квард жил Анти-Монитор, но пока он лежал в спячке, планету заселили Громовержцы (Thunderers) , воинственная раса сильных и выносливых гуманоидов. Часть Громовержцев стала Оружейниками (Weaponers) – кузнецами, создающими особое супероружие. Впоследствии Квардом завладел Синестро и заставил Оружейников создать энергетические кольца, работающие на жёлтой энергии страха.

Путешествовать по разным мирам, другим вселенным и параллельным измерениям очень легко. Достаточно открыть книгу и погрузиться в чтение - и вот мы уже выпадаем из будничной рутины, чтобы спасти Средиземье вместе с отважными хоббитами, побороться за власть в Вестеросе, или даже (ну а почему бы и нет?) порезвиться в Эквестрии с маленькими пони. Миров много, и каждый может совершить паломничество в ту вселенную, которая ему ближе.

Основной закон сотворения миров

Единого рецепта создания вселенных не существует. Каждый писатель подходит к этому делу по-своему. Так, Толкин сначала разрабатывал языки (прежде всего - два эльфийских, Квенья и Синдарин), а затем уже строил дом для этих языков - под домом имеется в виду, конечно же, Средиземье. Клайв Стейплз Льюис поступал иначе - он просто собирал в Нарнии всех мифических и сказочных существ подряд (за это его часто критиковали - тот же Толкин называл мир Нарнии непроработанным). Ли Бардуго, создавая вселенную Гришей , взяла за основу элементы русской культуры.

Иногда стимулом к сотворению мира становится один сильный образ - например, вселенная «Песни льда и пламени » родилась из картины, пришедшей на ум Джорджу Мартину много лет назад - в своём воображении он увидел огромного волка, умирающего среди снегов.

Перечислять примеры можно долго. Сколько писателей - столько и разных вариантов. Однако, есть один непреложный закон, которому подчиняются абсолютно все вымышленные миры. И если вам захочется создать свой собственный мир, вы должны ему следовать.

Закон этот заключается в требовании непротиворечивости. В придуманной вами вселенной могут иметь место какие угодно события, немыслимые в повседневной жизни. Пусть, например, клонированные киборги-хоббиты летают на Плутон, оседлав радиоактивных драконов-кошек. Или происходит нечто ещё более фантастическое - на что хватит вашего воображения. Главное - чтобы мир был цельным и непротиворечивым. Иначе говоря, любое событие и явление этого мира должно согласовываться с общей логикой создаваемой вселенной.

Вот так, к примеру, писал об этом Умберто Эко в книге «Роль читателя. Исследования по семиотике текста »:

Когда, читая сказку о Красной Шапочке, мы воспринимаем как «нереальное» свойство героини оставаться живой после того, как её проглотил волк, то это происходит потому, что мы осознаём (хотя бы на уровне интуиции), что подобное свойство противоречит второму закону термодинамики. Но второй закон термодинамики - это часть нашей системы понятий, нашей семантической энциклопедии. Стоит поменять энциклопедию - и наше восприятие станет иным.

Писатель, создавая свой мир, вместе с ним «пишет» (не в прямом смысле, конечно) «энциклопедию» этого мира. Читая роман или смотря фильм, мы понимаем, что происходящее нереально (так как мы прочно укоренены в «энциклопедию» реального мира), однако, на некоторое время мы принимаем правила игры, которые предлагает автор. Можно сказать, что мы позволяем себя обмануть, поверив в то, о чём нам рассказывают со страниц книги или с экрана. В этом заключается секрет магии искусства. События, происходящие в Средиземье или в Вестеросе, реальны внутри собственных вселенных, так как они полностью вписываются в «семантические энциклопедии» этих миров.

В дополнение к этому закону установлено ещё одно важное ограничение. Какой бы фантастический мир не творил писатель, этот мир всегда будет основан на реальности. Человек просто не в состоянии помыслить вселенную, абсолютно отличную от привычной нам. Разница между «реальностью» и «вымыслом» заключается в наличии фантастических допущений, но в основе фантазии всегда лежит опыт автора, и опыт этот не может быть ничем иным, кроме как опытом человеческого существа. Конечно, писатель подобен демиургу, творящему мир, но «глина», из которой он лепит своё создание, дана ему заранее - в знаниях о настоящем мире и его законах.

К слову, сам Толкин говорил, что Средиземье - это не какой-то параллельный, а именно наш обычный мир. Просто описываемые события происходят в стародавние времена (буквально доисторические, так как история людей начинается с отплытия эльфов на Запад). Однако сегодня мы часто слышим словосочетание «мир Толкина», и воспринимается это вполне нормально. Мир льда и пламени

На первый взгляд, мир, созданный Джорджем Мартином , не отличается оригинальностью. Основной конфликт взят из европейской истории (параллель «Ланнистеры и Старки - Ланкастеры и Йорки» очевидна). Драконы тоже были придуманы давным-давно. Ну а белые ходоки - это просто фэнтези-версия классических голливудских зомби. Однако же, миллионы людей по всему свету просто влюбились в творение Мартина. В чём же секрет? Можно выделить три причины бешеной популярности книг и сериала.

Причина первая. Несмотря на то, что действие саги происходит в условном Средневековье (на самом деле, всё сложнее, но примем это так), мотивация каждого персонажа прозрачна и понятна современным людям. Ланнистеры, Старки и прочие ведут себя так, как вели бы себя в похожих обстоятельствах жители XXI века. Иначе говоря, «Песнь льда и пламени» - это современность, но в фэнтези-антураже.

Вторая причина - беспощадность Мартина к своим героям. Да, речь о тех самых неожиданных сюжетных поворотах, в которых внезапно умирают полюбившиеся всем герои. Что, опять же, приближает это произведение к реальной жизни.

Третья причина - композиция. Мастерство Джорджа Мартина состоит в том, чтобы собрать все элементы мира и тщательно подогнать их друг к другу так, чтобы получилась цельная картина. Да, драконов мы видели уже много где, как и сироток-принцесс, лишившихся царства. Но всё это, собранное вместе, даёт потрясающий комбо-эффект.

Влияние «Игры престолов» на современную культуру настолько велико, что с этим произведением стоит ознакомиться даже тем, кто не любит фэнтези (или предпочитает более «добрый» вариант этого жанра). Мир, созданный Джорджем Мартином, сегодня диктует модели поведения и мышления для тысяч людей по всей планете. «Песнь льда и пламени» становится новым всемирным эпосом, который включается в культурные коды жителей «глобальной деревни» под названием Земля. Выдвинем смелое фантастическое предположение: через несколько лет человек, не смотревший и не читавший «Игру престолов», просто не будет понимать, о чём говорят люди вокруг него. Звёздные войны

«Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике...» Эти слова, открывающие каждый эпизод «Звёздных войн», знакомы миллионам, если не миллиардам, людей на земле. История, начавшаяся со смелого кинематографического эксперимента Джорджа Лукаса (в успех которого мало кто верил), разрослась до поистине галактических размеров.

Теперь «Звёздные войны » - это не только серия фильмов, но и мультфильмы, комиксы, игры, а также невероятное количество лицензионной продукции - от фигурок героев саги и световых мечей до одежды с портретами Дарта Вейдера или Йоды. Marvel

Если стремиться к точности, то следует говорить не об одной, а о многих вселенных «Марвел » – Marvel Multiverse. В XXI веке главенствующая роль в этом скоплении миров принадлежит «кинематографической вселенной».

Компания Marvel полностью оправдала своё название, совершив настоящее чудо. Раньше супергеройский дискурс был легитимен только в субкультуре гиков. Теперь же, после выхода фильмов о Капитане Америка, Железном Человеке, Халке, Стражах Галактики и других спасателях мира, такое кино смотрят, кажется, почти все. DC

Гигант индустрии комиксов, подаривший нам Бэтмена, Джокера, Супермена, Чудо-женщину, Зелёного Фонаря, Аквамена, и множество других супергероев и суперзлодеев. Мир DC отличается некоторой мрачностью и серьёзностью. Неудивительно, ведь изначально аббревиатура DC расшифровывалась как Detective Comics, и произведения, выходившие под этим брендом, были близки такому направлению, как нуар. Чужие

Притягивающая и одновременно пугающая история про абсолютно враждебное человеку существо из глубин вселенной продолжает развиваться. Зрители и читатели любят «Чужих », потому что произведения франшизы бьют сразу по нескольким фронтам: тут вам и атмосфера холодного безжалостного космоса, и философско-религиозный подтекст (особенно заметный в «Прометее»), и даже про-феминистская линия, ярко обозначенная в первых трёх фильмах.

А монстр, рождённый воображением Гигера, сегодня стал узнаваемым атрибутом поп-культуры. Дюна

Мир, который создал Фрэнк Герберт, не стал суперпопулярным среди массового читателя - но, может, это и к лучшему. В любом случае, у «Дюны » очень много преданных поклонников. Сага о жизни на песчаной планете Арракис - это детально проработанный мир, в котором нашлось место любви и вражде, интригам и политике. По накалу страстей это произведение во многом не уступает «Песни льда и пламени». Такое сравнение вполне уместно. «Дюна», созданная задолго до «Игры престолов», во многом её предвосхитила. Например, один из центральных сюжетов у Фрэнка Герберта - противостояние двух Великих Домов - благородных Атрейдесов и подлых интриганов Харконеннов. Ничего не напоминает? Лавкрафт и его бестиарий

Мастер литературы ужасов тоже сконструировал собственный мир, в котором нашлось место ужасным древним богам, таинственным культам и пришельцам из космоса. Более подробно о том, чем замечательны произведения Говарда Лавкрафта и какой след они оставили в культуре, читайте в нашем материале. Вселенная Гришей

По сравнению с DC или с «Чужими», эта вселенная - ещё ребёнок, потому что появилась она сравнительно недавно. Но, несмотря на юный возраст, уже успела обзавестись поклонниками по всему миру. Любопытный факт: автор истории про Grishaverse Ли Бардуго при создании своего мира вдохновлялась славянской, а в особенности, русской культурой.

Яркие характеры, потрясающие диалоги, захватывающие приключения - всё это вы найдёте в мире, который построила Ли Бардуго. Эквестрия

Появление этого пункта здесь может показаться странным, но ведь мы говорим о вымышленных мирах, так почему бы не сказать и об этом мире? Да, франшиза My Little Pony ориентирована на вполне определённую аудиторию - в основном, ядро фан-сообщества составляют маленькие девочки. Но и многим взрослым нравится следить за приключениями жителей волшебной страны Эквестрии.

Мир, описываемый в мультфильмах, книгах и комиксах о маленьких пони, вполне можно назвать фэнтезийным. Он живёт по своим правилам и, судя по популярности франшизы, эти правила по нраву многим.

Разумеется, планету, подобную нашей, где будут жить люди, обладающие свободой воли, мы создать пока не в состоянии, но людское воображение, тем не менее, творит удивительные новые миры посредством книг и кинофильмов. Некоторые вымышленные вселенные оказываются настолько удачными и интересными, что обзаводятся тысячами поклонников. О пяти таких выдуманных мирах мы и предлагаем вам прочитать.

1. Звёздные войны Создатель — Джордж Лукас

«Звёздные воины» — это не только шесть полнометражных фильмов. Придуманный Лукасом мир на сегодняшний день развивается уже почти сам по себе — о нём написаны сотни книг, в которых описаны самые далёкие уголки вселенной, рассказано обо всех героях, которых мы видели в фильмах, и о множестве других, о которых в фильмах нет ни слова. По мотивам классических «Звёздных войн» созданы комиксы, видеоигры, мультфильмы.

Сюжетообразующим звеном служит Орден Джедаев — рыцарей, стоящих на защите высоких идеалов, мира и порядка и владеющих Силой. Те же, кто поддался своему тёмному началу и перешёл на Тёмную сторону Силы, получили название ситхи. Они — основные протагонисты вселенной, и между двумя орденами идёт постоянное противоборство.Джордж Лукас

Мало кто знает, что до событий, показанных в фильме «Призрачная угроза», Галактическая Республика без малого 1000 лет наслаждалась миром и порядком — это был своего рода золотой век. Тем не менее, эта 1000 лет почти нигде не описана, и наблюдать развитие вселенной мы можем как раз с событий, произошедших за несколько лет до «Призрачной угрозы».
После падения Ордена Джедаев остался только один рыцарь — Люк Скайуокер, на этом и заканчивается шестой фильм. Однако вселенная продолжает развиваться — в итоге Республика возрождается из обломков, Орден Джедаев снова появляется на политической арене, потом снова начинается война, так как едва не половина учеников Люка перешла на Тёмную сторону… На самом деле, «Звёздные войны» — это история, которую можно продолжать бесконечно, так что в свет выходят всё новые и новые книги «по мотивам».
Вселенная развивается не хаотично: за развитием истории следил специальный совет во главе с Лукасом, а теперь этим, вероятно, займётся студия Уолта Диснея. И да, небольшой спойлер, если вы не знали — в одной из книг было принято решение убить Чубаку.

2. Забытые королевства Создатель — Эд Гринвуд

«Забытые королевства» — эти мир фэнтези, разработанный для настольной ролевой игры «Dungeons & Dragons». Наибольшую известность вселенной принесли написанные по миру романы Роберта Сальваторе и видеоигры «Icewind Dale», «Baldur’s Gate» и «Neverwinter Nights». Большая часть действий происходит на Фэйруне — части самого большого континента планеты Абейр-Ториль.

Мир проработан практически до мельчайших деталей. Разумеется, можно придраться ко многим мелочам вроде странного распределения на планете климатических поясов, но это как раз объяснимо — над проектом одновременно работало множество авторов, каждый из которых взял себе небольшой кусочек мира, и только потом их «склеили» воедино. Но суть не в этом.Эд Гринвуд

Планета населена множеством классических рас — присутствует несколько разновидностей и фракций эльфов, гномов, орков и, разумеется, огромное количество людских поселений. Также есть и вообще ни на что не похожие расы вроде иллитидов — антропоморфных спрутов, захватывающих разумы других разумных существ и превращающих их таким образом в своих рабов.
Помимо Фэйруна на планете есть ещё несколько частей света — Закхара (аналог Ближнего Востока), Кара-Тур (аналог Индии и Индокитая), Мацтика (аналог территории американских индейцев вроде майя или инков) и Эвермит (легендарная земля эльфов). Поскольку Абейр-Ториль — планета большая, а развитые технологии в жанре классического фэнтези не слишком в чести, многие материки на планете ещё не открыты, так что воображению есть, где разгуляться. «Забытые королевства» будоражат умы фанатов ещё с начала 1990-х годов, и все эти годы над миром ведётся постоянная работа. Интересный факт — детально разработчиками прописан пока только Фэйрун.
Интересно, что в «Забытых королевствах» королевств как таковых практически нет: основная административная единица — город-государство, среди самых знаменитых — Невервинтер, Врата Бальдура и Глубоководье.
Очень большое значение в этом мире играют боги. Они выдуманы не только для поклонения и порабощения масс, это вполне реальные сущности, дающие своим адептам силу, способности и возможности, любящие активно вмешиваться в дела смертных. Боги делятся по «фракциям»: торговля, любовь, тьма и так далее — всё, что можно себе вообразить. Кроме того, у богов есть своеобразная карьерная лестница — из полубога можно вырасти до Старшего Бога, которому будут поклоняться миллионы почитателей со всех концов мира.

3. Арда (Arda) Создатель — Дж. Р. Р. Толкин

Толкин создал оригинальный мир, послуживший источником вдохновения для создания практически всех фэнтези-вселенных. Именно он придумал названия для большинства фэнтезийных рас — орков, эльфов, хоббитов — остальные «творцы миров» просто переделали их на свой лад.

Но мастер есть мастер — придуманный им мир получился живым: со своей историей, особенностями, ключевыми персонажами и в некотором роде географией. Кстати, часто придуманный Толкином мир называют Средиземьем, но это неверно: на самом деле его название — Арда. Появилась она после того, как бог Эру создал удивительных существ — айнур, которые в буквальном смысле спели мир.Дж. Р. Р. Толкин

Здесь стоит сказать, что сам Толкин неоднократно говорил, что действие его романов происходит не на какой-либо другой планете и не в параллельном мире, а на нашей Земле. По словам мастера, Средиземье существовало на нашей планете в далёком прошлом. Что ж — имеет право. Кроме того, если сопоставить карту того же Средиземья с картой Европы, то можно действительно заметить сходство.
Самой многочисленной расой в Средиземье являются, разумеется, люди: именно они населяют большую часть региона. От эльфов они отличаются, по сути, тем, что живут десятки, а не тысячи лет, и, соответственно, их государства меняются, а эльфы на протяжении поколений остаются практически неизменными. Более того, душа эльфов навсегда после смерти остаётся в Арде в специальном месте под названием Сады Мандоса, а человеческая душа покидает мир.
Магия в мире Толкина отличается от придуманной позднее боевой магии — здесь она скорее творческий акт, а не ряд чётко регламентированных действий и правил. Творить магию может существо, наделённое волей — чем сильнее воля, тем на более впечатляющие магические поступки способен герой. Однако магия не является решающим аргументом — воля нужна, например, ещё и затем, чтобы противостоять силе Кольца Всевластия. Кроме того, с течением времени магия уходит из Арды, и её становится всё меньше. В вольном продолжении «Властелина колец», написанном Ником Перумовым, магии уже практически не осталось.
Так или иначе, мир знаменит благодаря узнаваемым живым героям, детальной проработке и необычной истории. Неудивительно, что у него столько почитателей.

4. Звёздный путь Создатель — Джин Родденберри

«Звёздный путь» — научно-фантастический сериал, вышедший на экраны в 1966-м году в США. Важно помнить, что тогда человечество ещё даже не совершило полёт на Луну, а только мечтало о космических путешествиях. Так что момент был выбран удачно: «Звёздный путь» — это сага о первых человеческих путешественниках, отправившихся исследовать глубокий космос, знакомиться с остальными населяющими галактику разумными расами и учиться у них.

Всё началось с того, что в начале XXI-го века НАСА предприняло попытку отправиться в космос на примитивных кораблях. Затем в 2053-м году на Земле разразилась Третья Мировая война, после окончания которой человечество приходило в себя в течение десяти лет. Но в 2063-м году стартовал первый космический корабль с варп-двигателем (технология, позволяющая превысить скорость света), и так человечество впервые познакомилось с другой разумной расой — вулканцами с планеты Вулкан.Джин Родденберри

Вулканцы оказались куда более продвинутыми в технологическом плане, так что дипломатические отношения строились медленно, поскольку делиться технологиями с непредсказуемыми людьми, недавно устроившими на своей же планете бойню, вулканцы не слишком хотели.
Свой собственный полноценный звездолёт — «Энтерпрайз» — земляне сумели построить только в 2151-м году. Затем была создана Объединенная Федерация Планет — союз разных разумных рас, объединившихся для совместного развития и исследований космоса. Надо отметить, что рас в этой вселенной — огромное количество, и не все они доброжелательны. Так, есть, например, клингоны, ранее бывшие искусными дипломатами и миротворцами, но под влиянием политиков скатившиеся до воинственных варваров и, по их мнению, исповедующие теперь философию настоящих воинов.
История «Звёздного пути» детально прописана вплоть до XXIV-го века, и каждая веха в этой истории знаменуется глобальными потрясениями — например, кровопролитными воинами с другими расами вроде зинди, чья философия крайне далека от людской. И, что удивительно, человечество с достоинством (именно с достоинством!) выходило из любой переделки.
Надо отметить, что экшену в этой саге отведена второстепенная роль — в основном она повествует об общечеловеческих ценностях. Нравственные проблемы затронуты почти в каждой серии: например, зрителю предлагается задуматься о последствии полного исчезновения биологического вида и тому подобном. Иными словами, вселенная «Звёздного пути» в увлекательной форме преподаёт урок, как важно в любой ситуации людям оставаться людьми.

5. Песнь льда и пламени Создатель — Джордж Мартин

Прообразом для этой вселенной послужила реальная человеческая история: мир «ПЛИП» сравним с нашим европейским Средневековьем — налицо феодальная раздробленность, отсутствие пороха, несколько угнетённое положение простого люда и, конечно же, дворцовые интриги.

Надо отметить, что детальной карты мира не существует, как и официального названия для него. Вестерос, например, — это только отдельный материк размером примерно с Южную Америку, именно в Вестеросе происходит подавляющее большинство событий описываемой эпохи. Есть и другой материк, где живут народы, сравнимые с народами нашего Востока, а о западных землях неизвестно практически ничего.Джордж Мартин

Однако Мартин потрудился придумать для своего мира полноценную хронику. Изначально Вестерос населяли загадочные Дети Леса, впоследствии исчезнувшие. Затем туда пришли Первые Люди, вытеснившие Детей Леса, о которых постепенно забыли: память о них сохранилась только в легендах и сказках. Затем на смену им пришли андалы-завоеватели, покорившие эти земли и принёсшие с собой религию Семибожья. Чуть позднее восток материка захватили ройнары, ассимилировавшиеся с андалами и ставшие почти единым народом.
На востоке тем временем набрала силу Валирийская империя, откуда в Вестерос верхом на драконах прилетели таргариены. Благодаря драконам они захватили власть, но через 300 лет драконы выродились, а таргариены обезумели — во многом, возможно, из-за близкородственных браков. Тогда их сверг Роберт Баратеон, ставший впоследствии королём. А дальнейшую историю знают те, кто смотрел сериал «Игра престолов», снятый по мотивам романов Мартина, или же читал сами романы.
Религия и магия, что характерно для фэнтези, играют в мире Мартина не последнюю роль. Вестерос официально исповедует Семибожие — септоны (так называются местные священники) с точки зрения магии не могут вообще ничего, да и на политику особого влияния не оказывают. По сути, это всего лишь формальный культ.
Но есть и другая религия, распространённая как раз на Востоке — культ огненного божества Р’глора, чьим жрецам подвластна магия огня: они-то и творят основные чудеса. Некоторым своим адептам огненный бог даёт возможность раз за разом воскресать из мёртвых или видеть в пламени события прошлого и будущего. Огню противостоят Иные — таинственные существа, появившиеся из-за Стены на краю Семи Королевств — они олицетворяют лёд. По мере действия романов магические силы, о которых жители мира уже и думать забыли, постепенно пробуждаются, и чем всё это закончится — неизвестно. Остаётся ждать выхода шестого и седьмого томов.

Loading...Loading...