Трудовые отношения в ссср. Развитие трудовых отношений в советский период

Введение………………………………………………………… ….3-5

Глава I. Развитие трудового права до октября 1917 года:

    1. Развитие трудового права в Российской империи……….6-11
    1. Трудовое право в период временного правительства…..12-14

2.1. Правовое регулирование труда с октября 1917 года

до декабря 1918 года…………………….................. ....................15-18

2.2. Трудовое право: 20 – 70-ые годы.…………………………18-25

Заключение …………………………………………………………26-28

Литература …………………………………………………………29

        Введение.

Трудовое право - самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих трудовые отношения работников и работодателей, а также тесно связанные с ними иные отношения.

Характеризуя в целом трудовое право, следует не только учитывать роль труда в общественной жизни, но и значительную специфику этой правовой отрасли. Она вытекает, прежде всего, из особенностей объекта трудового регулирования. Таким объектом является труд.

Материальную основу любого общества составляет трудовая деятельность людей. Труд является независимым от любых общественных форм условием существования человека, и составляет его вечную естественную необходимость.

Всё, чем мы пользуемся в обыденной жизни, начиная от простой канцелярской скрепки и кончая сложной автоматической системой машин, результат целенаправленной деятельности многих поколений людей.

Организация труда, как в масштабе всего общества, так и в рамках отдельного хозяйства складывается под воздействием объективных и субъективных факторов. Её объективную основу составляют производственные отношения, возникающие независимо от воли и сознания людей и развивающиеся по установленным законам природы и общества. История материальной культуры и духовного развития человеческого общества свидетельствует о непрерывном прогрессе в развитии орудий производства и методов труда, их преемственности в процессе смены способов производства, обогащении производственного опыта, способов и навыков в организации труда.

Необходимость в правовом регулировании организации труда обусловлена потребностями общественного производства и всем ходом его исторического развития. Нормативное регулирование является наиболее эффективным и техничным способом организации многочисленных и разнообразных общественных связей, обеспечения их стабильности и исполнения, преодоления произвола в отношениях между людьми.

Назначение права также состоит в том, чтобы путём регламентации меры труда и меры вознаграждения за труд обеспечить справедливое распределение между членами общества, как самого труда, так и его результатов.

Формирование советского трудового законодательства имеет ряд специфических особенностей, обусловленных сложностью и исключительной важностью социальной роли трудового права в обществе.

Во-первых, советское трудовое право должно было отражать характер государства, действующего в условиях разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами власти входящих в её состав республик.

Во-вторых, трудовое право Советского Союза формировалось при широком участии трудовых коллективов и профсоюзов. Именно в трудовом праве, единственном в общей системе права страны, большое значение имеет локальное нормотворчество. Локальные нормы права призваны обеспечить наибольшую эффективность трудового законодательства в конкретных условиях производства.

Основным отраслевым источником трудового права в советское и в настоящее время является Трудовой кодекс. Это новый и относительно революционный правовой акт.

Значение этого кодекса, как основного отраслевого закона состоит в том, что он обеспечивает единый подход к регулированию трудовых отношений, устанавливая, что трудовые нормы, содержащиеся в иных законодательных актах не должны противоречить нормам Кодекса.

Трудовое законодательство в последние годы претерпело значительные изменения. Принят новый Трудовой кодекс, заменивший привычный Кодекс законов о труде, а также федеральные законы, полностью обновившие отдельные правовые институты трудового законодательства, федеральные законы, определяющие правовой статус новых для России организационно-правовых форм юридических лиц - акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, которые заключают с работниками трудовые договоры; федеральные законы, решающие частные, но весьма важные вопросы - о возмещении морального вреда, о лицах имеющих право на льготы при обучении без отрыва от работы, и т.д. Существуют и другие новые положения, применение на практике которых играет важную роль для защиты, как работников, так и работодателей.

Цель курсовой работы заключается в исследовании особенностей советского трудового законодательства, начиная с дореволюционного периода (именно тогда было положено начало развития трудового законодательства) и до середины 70-х годов. Период перестройки (1985-1991) не будет исследован в этой работе, так как в это время происходит отказ от основ советского трудового права.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть трудовое право Российской империи в период до октября 1917 года;

Исследовать историю возникновения и становления советского трудового прав;

Охарактеризовать особенности советского трудового законодательства.

Глава I. Развитие трудового права до октября 1917 года.

    1. . Развитие трудового права в Российской империи.

До реформ 1861 г. общественное производство в России основывалось главным образом на принудительном труде крепостных крестьян. Промышленность как заводская, так и ремесленная была развита относительно слабо, а удельный вес работников, полностью свободных от крепостной зависимости, был невелик. Законодательство, регулировавшее труд, отражало черты феодально-крепостнической системы, преобладавшего натурального хозяйства, почти полного отсутствия свободного рынка труда капиталистического типа.

Появление крупной промышленности в России историческая наука связывает с деятельностью и реформами императора Петра I. Принятые им юридические акты способствовали развитию промышленного производства, обеспечивали возникавшие предприятия (мануфактуры и фабрики) рабочими руками с помощью методов, присущих феодализму (прикрепление к фабрикам крепостных крестьян, препровождение на заводы, рудники бродяг, нищих, преступников, а также установление максимального размера заработной платы и минимальной продолжительности рабочего времени).

Законодательство, регламентировавшее взаимоотношения фабрикантов и свободных (или относительно свободных) работников в дореформенную эпоху, ограничивалось двумя главными актами: положением от 24 мая 1835 г. об отношениях между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму и положением от 7 августа 1845 г. о воспрещении фабрикантам назначать в ночные работы малолетних менее 12-летнего возраста.

Фабрично-трудовое законодательство сформировалось в России в весьма короткие сроки. В течение 21 года (с 1882-го по 1903 г.) было

последовательно принято девять главных законов, составивших костяк

промышленного (рабочего) права.

Закон от 1 июня 1882 года «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» открывает собой формирование в России фабричного законодательства капиталистического типа, одна из главных задач которого - охрана труда детей и женщин.

Закон 1882 года не только запретил применение труда детей в возрасте до 12 лет на фабриках, заводах и мануфактурах, но и установил специальные правила по охране труда малолетних от 12 до 15 лет, обязал фабрикантов предоставлять малолетним рабочим, не имевшим образования, возможность посещать народные училища. Фабриканты были обязаны регистрировать малолетних рабочих в особой книге.

Закон 1882 года учредил специальную фабричную инспекцию численностью в 20 человек, находившуюся в ведении министра финансов и призванную наблюдать за исполнением правил и запретов, установленных в данном законе, составлять при участии полиции протоколы о нарушениях законодательных норм и передавать их в суд, поддерживать там обвинение против нарушителей. За нарушение владельцами или руководством фабрик правил, касавшихся труда малолетних, была установлена ответственность (арест или штраф).

Закон не применялся на казенных предприятиях, но мог быть распространен на ремесленные заведения, если такое распространение власти находили возможным и полезным.

Закон от 12 июня 1884 года «О школьном обучении малолетних, работающих на фабриках, заводах и мануфактурах» рекомендовал владельцам фабрик, заводов и мануфактур открывать при своих предприятиях школы, порядок посещения которых и программы преподавания должны были определяться директорами народных училищ по соглашению с фабричной инспекцией. 1

Закон от 3 июня 1885 года «О воспрещении ночной работы несовершеннолетним и женщинам на фабриках, заводах и мануфактурах» представлял собой еще один шаг на пути развития законодательства об охране труда. Он запрещал привлекать женщин и подростков, не достигших 17 лет, к ночным работам на хлопчатобумажных, полотняных и шерстяных фабриках, предоставив министру финансов по согласованию с министром внутренних дел право распространить этот запрет и на другие промышленные предприятия.

Закон от 3 июня 1886 года «Об утверждении проекта правил о надзоре за фабричной промышленностью, о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции» представлял собой сводный комплексный акт, содержавший большое число правил, относившихся к самым различным институтам фабрично-трудового законодательства: регулированию договора трудового найма (общие положения, форма, срок, прием на работу, увольнение), охране заработной платы, внутреннему трудовому распорядку и дисциплине труда, регламентации штрафов, ответственности работников за самовольный отказ от работы до истечения срока найма, за участие в забастовке и ответственности нанимателей за нарушения закона.

Большое место в Законе 1886 г. занимали положения, относившиеся к административному надзору за соблюдением порядка на предприятиях, за охраной жизни и здоровья работников, за работой фабричных харчевых лавок (разрешение на их открытие, утверждение цен). Министру финансов по соглашению с министром внутренних дел было предоставлено право в случае необходимости распространять действие Закона 1886 г. на значительные ремесленные заведения и исключать из его действия незначительные фабрики и заводы.

Закон от 24 апреля 1890 года «Об изменении постановления о работе малолетних, подростков и лиц женского пола на фабриках, заводах и мануфактурах и о распространении правил о работе и обучении малолетних на ремесленные заведения» скорректировал содержание закона от1885 в пользу фабрикантов, расширив возможности применения труда малолетних, в том числе в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также допустив в ряде случаев ночную работу для женщин.

Закон от 2 июня 1897 г. «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности» заложил основу регламентации рабочего времени и времени отдыха для работников наемного труда. Этим Законом в России была впервые установлена максимальная продолжительность рабочего дня для взрослых рабочих, предусмотрено сокращение продолжительности рабочего времени в ночные смены, по субботам, в канун праздников, допущены при определенных условиях сверхурочные работы и определена (за некоторыми исключениями) их максимальная продолжительность; установлены дни еженедельного отдыха (воскресенье) и праздничные (нерабочие) дни. Закон 1897 г. не содержал положений о ежегодных отпусках. В нем отсутствовало указание о санкциях за его нарушения.

Закон от 2 июня 1903 г. «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» ввел материальную ответственность владельцев предприятий за вред, причиненный здоровью работников в результате производственной травмы. Право на возмещение получили также члены семьи работника, погибшего в результате несчастного случая на производстве. Возмещение устанавливалось в виде пособий и пенсий, выплачиваемых владельцами предприятий; определялся также порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве. Закон освобождал от материальной ответственности владельцев предприятий, застраховавших своих рабочих и служащих от последствий увечий на производстве в частных страховых учреждениях, - в этом случае ответственность, переходила к страховщикам, к которым работники могли предъявлять иски и требовать возмещения вреда.

Параграф 2 Советские кодексы законов о труде. Становление и развитие советского трудового права

Часть 1. Развитие законодательства о труде после Февральской революции 1917 г.

Революционное свержение самодержавия в России в фев­рале 1917 г., резкое изменение соотношения классовых и по­литических сил в стране, демократизация политического ре­жима, усиление рабочего и профсоюзного движения, давление революционных, в том числе радикальных сил, - все это привело к активизации деятельности по осуществлению реформ трудового законодательства. В значительной мере они отражали требования рабочего движения и в немалой мере объективную необходимость буржуазной модернизации страны.

Наличие двоевластия в стране привело к тому, что зако­нотворческие функции выполняли два органа: Временное пра­вительство, принимавшее акты, имевшие силу закона, и Со­веты рабочих и солдатских депутатов, которые издавали по­становления и распоряжения, относившиеся, в частности, и к правовому регулированию труда, а также заключали с орга­низациями предпринимателей соглашения, часть из которых была санкционирована Временным правительством. Наиболее известное из них - соглашение между Петроградским сове­том рабочих депутатов и обществом фабрикантов и заводчиков (март 1917 г.). В этом соглашении был закреплен (вплоть до издания соответствующего закона) 8-часовой рабочий день и 7-часовой рабочий день накануне воскресений без уменьше­ния заработной платы, и были учреждены два новых для Рос­сии органа: фабричные комитеты и примирительные камеры. Эти нововведения отражали требования рабочего движения и пользовались широкой поддержкой общественных, в том чис­ле либеральных, сил. 6

Фабрично-заводские комитеты должны были избираться на фабриках и заводах из числа рабочих данного предприятия на основе всеобщего равного избирательного права. На коми­теты были возложены следующие задачи: представительство рабочих в их сношениях с правительственными и обществен­ными учреждениями; формулировка мнений по вопросам об­щественно-экономической жизни рабочих; разрешение вопро­сов, касающихся внутренних взаимоотношений между самими рабочими; представительство рабочих перед администрацией и владельцами предприятий; дача согласия на проведение сверхурочных работ.

Примирительные камеры из равного числа выборных представителей от рабочих и администрации должны были учреждаться на заводах и фабриках для разрешения недора­зумений, возникающих во взаимоотношениях владельца пред­приятия, администрации и рабочих. При недостижении со-глашения в примирительной камере предприятия спор дол­жен был быть перенесен на разрешение центральной прими­рительной камеры, состоявшей из равного числа выборных от советов рабочих депутатов и общества фабрикантов и за­водчиков.

7 марта 1917 г. Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов вынес постановление о введении 8-часового рабо­чего дня, которое Временное правительство, однако, не уза­конило. На многих предприятиях, особенно в промышленных центрах, рабочие самовольно вводили 8-часовой рабочий день.

Число актов по труду, принятых Временным правитель­ством, было невелико, и они в основном санкционировали то, что фактически возникало в общественной жизни в ходе раз­вития революционных событий под напором масс.

12 апреля 1917 г. было издано Постановление о собраниях и союзах, которое признало за всеми гражданами право обра­зовывать общественные объединения в целях, не противных уголовным законам. Однако регистрационный порядок возник­новения общественных объединений сохранился, и право всту­пать в обязательственные отношения было предоставлено лишь тем обществам и союзам, уставы которых были зарегистриро­ваны судебной властью (в регистрационных отделах окружных судов).

23 апреля было издано Постановление о рабочих комите­тах в промышленных заведениях. Это Постановление легали­зовало рабочие комитеты на предприятиях, которые могли создаваться по предложению по крайней мере "/,„ работников, и возложило на них следующие функции: представительство рабочих перед администрацией по вопросам их взаимоотноше­ний (заработная плата, рабочее время, правила внутреннего распорядка и т. п.); урегулирование вопросов, касающихся вза­имоотношений между самими рабочими; представительство рабочих в их сношениях с правительственными и обществен­ными учреждениями; культурно-просветительская деятель­ность среди рабочих и иная деятельность, направленная на улучшение их быта. Было узаконено участие рабочих коми­тетов в составлении правил внутреннего распорядка. Согласно разъяснению Министерства труда (август 1917 г.) владельцы предприятий имели право увольнять членов фабрично-завод­ских советов только при наличии согласия примирительной камеры.

Как видно, данное постановление в основном воспроизве­ло содержание соглашения, заключенного незадолго до это­го Петроградским советом с предпринимателями.

В августе 1917 г. Временное правительство утвердило Положение о примирительных камерах и третейских судах. Они создавались для разрешения трудовых конфликтов. При­мирительные камеры учреждались в территориальных райо­нах или отраслях промышленности. Третейские суды были вто­рой инстанцией при разрешении трудовых споров.

Своим Постановлением от 11 октября Временное прави­тельство запретило под угрозой административной кары на­ложение каких-либо денежных взысканий на рабочих влас­тью заведующих предприятиями. Таким образом, были отме­нены дисциплинарные штрафы, существовавшие в России с самого начала формирования промышленного производства и ставшие предметом юридической регламентации с 1886 г.

Впрочем, в одном случае дисциплинарный штраф был со­хранен в скрытой форме: опоздавшие более чем на четверть часа рабочие не допускались к работе до перерыва или до следующего дня и лишались заработка за это время.

25 августа Временное правительство утвердило Положе­ние о биржах труда. Последние учреждались городскими и земскими общественными управлениями в населенных пунк­тах с числом жителей не менее 50 тыс. Управление биржами труда возлагалось на комитеты, состоявшие из равного числа представителей профсоюзов работников и организаций пред­принимателей, под председательством нейтрального лица, из­бираемые городскими думами или земскими учреждениями. Биржи должны были вести регистрацию спроса и предложе­ния рабочей силы, оказывать посреднические услуги, разра­батывать статистику рынка труда.

Частъ вторая Советское трудовое право

Итак, как выглядит советское трудовое право в истори­ческой ретроспективе? Прежде всего следует признать, что в нашей стране в XX в. был сформирован специфический тип трудового права, который во многом отличался от зарубеж­ных национальных систем правового регулирования труда. После победы Октябрьской революции 1917 г. в развитии пра­вового регулирования труда произошел перелом, качествен­ный скачок

Нельзя не видеть, что советское трудовое право вопло­щало своего рода ";социальный контракт"; между государством и трудящимися, в соответствии с которым государство обес­печивало работникам определенные и вполне реальные соци­альные блага (полную занятость, стабильность рабочего мес­та, профсоюзные права, социально-бытовые льготы), а ра­ботники со своей стороны сохраняли лояльность по отноше­нию к государству и мирились с его тоталитарным характером, с несвободой в обществе, массовыми репрессиями и принуди­тельным трудом. 7

Советское трудовое право было крайне идеологизировано. Его концептуальной основой были определенные неколеби­мые догмы: строительство социализма и коммунизма, отрица­ние частной собственности и эксплуатации человека челове­ком, диктатура пролетариата, роль государства как главного инструмента общественных преобразований, роль труда, пра­во на труд и обязанность трудиться, преимущества коллекти­вистских начал в общественной жизни. Однако следует при­знать, что на разных этапах развития нашей страны после октября 1917 г. трактовка этих понятий менялась. Неоднократ­но происходившие повороты политической линии, изменения нюансов официальной идеологии оказывали серьезное воздей­ствие на трудовое законодательство и трудовую теорию. Это отчетливо видно при рассмотрении истории советского трудового права по этапам, отразившим противоречия, ка­таклизмы, драматизм советской эпохи.

Начало становления советского трудового права

Советское трудовое право было рождено в результате коренных революционных преобразований в России после зах­вата власти большевиками 25 октября (7 ноября) 1917 г. Совет­ская власть без промедления стала формировать новое трудо­вое законодательство на основе программных установок и тре­бований РСДРП.

29 октября (11 ноября) 1917 г. был принят Декрет Совета народных комиссаров о восьмичасовом рабочем дне 2 . Он ка­сался продолжительности рабочего времени и времени отды­ха, а также охраны труда женщин и молодежи.

В этот же период появился первый акт советского законода­тельства, касавшийся коллективных договоров. 2 июля 1918 г. СНК одобрил Положение о порядке утверждения коллектив­ных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработ­ ной платы и условия труда. Не вводя обязательности заклю­чения коллективных договоров, Положение детально опреде­ляло их содержание и предусматривало, что в них должны указываться: порядок приема на работу и увольнений, рабо­чее время и время отдыха (продолжительность рабочего дня, перерывы на обед, сверхурочные работы, отпуска), заработ­ная плата, норма выработки, организация производственного ученичества, порядок рассмотрения споров, вытекающих из коллективных договоров. В коллективном договоре должен был быть предусмотрен срок, на который он заключен, и порядок его изменений.

Трудовое право в период военного коммунизма

В условиях Гражданской войны 1918-1920 гг., тотальной разрухи, катастрофического обнищания населения советская власть предпринимала отчаянные усилия с тем, чтобы одер­жать победу в войне, подавить сопротивление свергнутых клас­сов, отразить натиск контрреволюции. Одновременно осуще­ствлялись преобразования в экономике (национализация круп­ных и средних предприятий, сокращение сферы денежного обращения, ограничение свободы торговли), принимались меры по возрождению народного хозяйства. Этому была всецело посвящена деятельность государственного аппарата, и имен­но это считалось главной целью принимаемого законодатель­ства. В деятельности государственных органов преобладали насильственные методы, зачастую в самой суровой, жестокой форме, вполне соответствовавшей духу времени и идеологи­ческим установкам диктатуры пролетариата.

Многие меры экономической и социальной политики того времени, получившей название политики военного коммунизма, были вызваны экстремальной обстановкой, требовавшей незамедлительной мобилизации всех имевшихся скудных ре­сурсов, крайнего напряжения сил ради выживания советской власти. Однако в законодательстве военного коммунизма от­разились не только чрезвычайные обстоятельства тех лет, но и преобладавшие тогда в руководстве коммунистической партии и советского правительства представления о преобразовани­ях, необходимых для строительства социализма в нашей стра­не. Большая роль в осуществлении этих преобразований отво­дилась трудовому законодательству. Поэтому именно с него началась кодификационная работа по созданию фундамента советского права.

В декабре 1918 г. был принят Кодекс законов о труде - первый относительно широкий и комплексный по содержанию акт советского трудового законодательства, своего рода кон­ституция труда, положившая начало череде последующих кодификаций этого законодательства и заложившая основу дальнейшего развития советскою трудового права.

КЗоТ подытожил законодательство о труде первого года советской власти. Он закрепил многие нормы предшествовав­ших ему юридических актов по труду, в том числе коллек­тивных договоров, дополнил ранее действовавшие нормы, под­разделив нормативный материал на 9 разделов, расположен­ных в следующей последовательности: ";О трудовой повиннос­ти";; ";Право на применение труда";; ";Порядок предоставления труда";; ";О предварительном испытании";; ";О переводе и уволь­нении трудящихся";; ";О вознаграждении за труд";; ";О рабочем времени";; ";Об обеспечении надлежащей производительности труда";; ";Об охране труда";.

КЗоТ 1918 г. наглядно отразил особенности социальной политики советского государства в период военного коммуниз­ма, в которой сочеталось принуждение к труду, зачастую в самой жесткой и даже жестокой форме, и довольно высокий для тех лет провозглашенный уровень трудовых прав работ­ников, охраны труда, предоставление профсоюзам особых прав и полномочий в сфере правового регулирования труда. 8

Обращает на себя внимание то, что КЗоТ 1918 г. делал акцент на производственной функции трудового права, на обес­печении предприятий необходимой рабочей силой, на содей­ствии росту производительности труда. Символично то, что трудовой повинности посвящен первый раздел Кодекса, а охране труда - последний. Специальный раздел был посвящен обеспечению надлежащей производительности труда.

Следует отметить, что на практике в полной мере дей­ствовали нормы, относившиеся к принудительному труду, к правам профсоюзов, и в самой минимальной степени осталь­ные нормы, которые в связи с условиями войны и в обстанов­ке хозяйственной разрухи в значительной мере остались на бумаге 9

Первый советский КЗоТ установил оставшуюся и при даль­нейших кодификациях трудового законодательства так назы­ваемую узкую сферу действия трудового права (трудовые отношения только рабочих и служащих и домашних работников) и содержал ряд принципиальных положений, относившихся к трудовому праву в целом и к его отдельным институтам, боль­шое число норм, юридических конструкций, которые соста­вили остов, сердцевину советского трудового права и в том или ином виде остались в нашем законодательстве до сегод­няшнего дня. Вместе с тем многие нормы и положения КЗоТа 1918 г. впоследствии были отменены или существенно скор­ректированы.

Трудовое право в период осуществления новой экономической политики

Часть 1. Развитие законодательства

В начале 20-х годов в истории нашей страны произошел крутой поворот. В соответствии с решениями X съезда РКП(б) советская власть объявила о введении новой экономической политики, допускавшей до определенных пределов частную собственность, свободную торговлю, свободу предприниматель­ства, частно-хозяйственную деятельность наряду с хозяйством государственным. Коммерческие принципы внедрялись и в уп­равление государственными предприятиями. Россия сделала первую после октября 1917 г. попытку вернуться к рыночной экономике.

Новая кодификация трудового законодательства в 1922 г. имела целью заменить КЗоТ 1918 г., созданный для осуществ­ления ";красногвардейской атаки на капитал";, новым Кодек­сом, призванным регулировать трудовые отношения в услови­ях перехода к рынку, который, как провозглашал В. И. Ленин, утверждался в нашей стране ";всерьез и надолго";.

Второй советский Кодекс законов о труде, одобренный IV сессией ВЦИК IX созыва, 30 октября 1922 г., завершил формирование советского типа трудового права. Использовав многие нормы и конструкции КЗоТа 1918г., новый КЗоТ РСФСР вместе с тем существенно отличался от своего предшествен­ника как по структуре, так и по содержанию. Оставшись ";мини-кодексом";, ";кодексом-конституцией";, КЗоТ 1922 г. не только больше прежнего Кодекса по объему (192 статьи против 137), но и значительно шире по содержанию.

КЗоТ 1922 г. по сути дела окончательно конституировал основные институты советского трудового права, дав им нор­мативное содержание. В 17 разделах нового Кодекса можно видеть каркас таких институтов советского трудового права, как трудовой договор, коллективный договор, положение проф­союзов, дисциплина труда, заработная плата, гарантии и ком­пенсации, нормы труда и сдельные расценки, рабочее время, время отдыха, техника безопасности и гигиена труда, охрана труда женщин и молодежи, материальная ответственность работников за ущерб, нанесенный имуществу предприятия, социальное страхование.

Главное отличие Кодекса 1922 г. от его предшественника заключается в его концепции и функциональной направленно­сти. Кодекс 1922 г. был создан для функционирования в услови­ях, принципиально отличных от военного коммунизма.

Советское государство признало необходимость развития рынка, многоукладности и легализовало в определенных пре­делах первооснову рыночной экономики: право частной соб­ственности и свободу предпринимательства. Это делало необходимым существенное реформирование сложившегося тру­дового права.

В отличие от КЗоТа 1918 г., основная направленность и пафос которого были в полном отрицании рыночных отноше­ний, всесилии и монополизме государства, тотальном принуж­дении, Кодекс 1922 г. включал частноправовые начала, прав­да, в четко обозначенных государством пределах. Ленинская концепция нэпа устанавливала жесткие границы действию ры­ночных сил, полностью отвергала идеи экономического либе­рализма и делала акцент на социальную ориентацию экономи­ки путем активного использования государственных рычагов.

В КЗоТе 1922 г. была сделана попытка сформировать тру­довое право, призванное функционировать в условиях госу­дарственного социализма, признающего жестко регулируе­мую рыночную экономику, трудовое право с оптимальным, с точки зрения правящей партии, сочетанием публично-право­вых и частноправовых начал, трудовое право, учитывающее реалии и специфику России того времени, ее прошлый опыт, как дореволюционный, так и послереволюционный.

КЗоТ 1922 г. остается первоосновой нашего трудового пра­ва, хотя в последующие годы многие его нормы, конструк­ции, принципиальные подходы претерпели существенные из­менения в связи с отказом от нэпа и политическими катаклиз­мами последующих лет, которые привели, в частности, к ре­ставрации многих элементов правового регулирования труда периода военного коммунизма.

Современные реалии России, необходимость выбора наи­более подходящей для нашей страны модели рыночной эконо­мики делают ознакомление с трудовым законодательством, принятым в годы нэпа, чрезвычайно интересным и поучитель­ным, особенно в связи с предполагаемым принятием трудово­го кодекса, призванного содействовать формированию в Рос­сии экономики рыночного типа и вместе с тем в полной мере учитывающего своеобразие России, ее исторического пути и, в частности, уроки не удавшегося в 20-х годах перехода к рынку.

Следующим этапом громко гласного реформирования стало 15 июля 1970 г., когда Верховный Совет СССР одобрил Закон ";Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде"; (далее Основы законодательства о труде, или Основы). Это был первый в советской истории общесоюз­ный закон о труде кодификационного характера, объединив­ший все основные нормы, регулировавшие труд рабочих и слу­жащих. Основы законодательства о труде, вступившие в силу с 1 января 1971 г., сформировали фундамент для всей системы советского трудового законодательства, обеспечивали его един­ство в масштабах СССР и в значительной мере определили даль­нейшее развитие трудового права, стали его эталоном.

Основы законодательства о труде внесли в действовав­шее законодательство немало новых моментов, _как правило, улучшавших положение работников, повышавших уровень правовых гарантий для трудящихся 1 . Это относится ко многим институтам трудового права, например, к трудовому догово­ру. В регулировании его можно отметить следующие новше­ства: запрещение необоснованного отказа в приеме на работу (ст. 9); ограничение прав администрации при временном пере­воде работников на другую работу в случае производственной необходимости или простоя и расширение гарантий сохране­ния заработной платы за переводимыми работниками (ст. 14); установление большей защиты работников при увольнении по инициативе администрации (отмена права увольнения работ­ников в связи с привлечением к уголовной ответственности и пребыванием под стражей более 2 мес. (п. 7 ст. 15), а также в случае приостановки работ на срок более одного месяца по причинам производственного характера); увеличение с 2 до 4 мес. срока отсутствия работника вследствие временной не­трудоспособности, дающего администрации право уволить работника, с установлением нового, льготного для работников правила, согласно которому за рабочими и служащими, утра­тившими трудоспособность в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установ­ления инвалидности (п. 5 ст. 17); увеличение периода оплаты вынужденного прогула при увольнении без достаточных осно­ваний с 20 дней до 3 месяцев (ст. 92); увеличение материаль­ной ответственности должностных лиц, виновных в незаконном увольнении работников или незаконном переводе их на другую работу (ст. 93).

Новшества были внесены и в регламентацию условий и охраны труда: допущение работы неполное рабочее время с оплатой пропорционально отработанному времени или в зави­симости от выработки (ст. 26); запрет замены ежегодного оп­лачиваемого отпуска денежной компенсацией (кроме случаев увольнения работника, не использовавшего отпуск (ст. 32); введение кратковременных отпусков без сохранения заработ­ной платы (ст. 35); увеличение продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков с 12 до 15 рабочих дней (ст. 33); рас­ширение охраны труда и гарантий занятости для беременных женщин и женщин-матерей (ст. 68, 73). Наконец, следует от­метить предоставление профсоюзам в лице ВЦСПС права за­конодательной инициативы (ст. 69) и возрождение правовой инспекции труда (ст. 104).

Принятие Основ законодательства о труде было, бесспор­но, шагом вперед в развитии нашего трудового законодатель­ства. Многие из его норм полностью оправдали себя, действу­ют и сегодня и ни в коей мере не устарели.

Вместе с тем отдельные новшества, введенные Основа­ми, как показал последующий опыт, оказались неудачными. К ним, например, относится отмена предупреждения работ­ников при увольнении по инициативе администрации.

Основы законодательства о труде явились правовой базой для принятия в 1971-1973 гг. кодексов законов о труде в со­юзных республиках, которые не только воспроизвели Осно­вы, но по многим вопросам дополнили, конкретизировали и детализировали их, включив в текст положения союзных за­конов о труде.

Новый КЗоТ РСФСР был принят на сессии Верховного Совета РСФСР 9 декабря 1971 г. и введен в действие с 1 апреля 1972 г. КЗоТ РСФСР 1971 г. воспроизвел основные положения Основ законодательства о труде, дополнив и конкретизировав Основы. Достаточно сказать, что число глав в Кодексе было увеличено с 15 до 18, а число статей - со 107 до 256. В числе дополнений нормы, относящиеся к работникам, работающим в районах Крайнего Севера, что отражает специфику РСФСР, отличавшую ее от других союзных республик СССР.

Особенно большие дополнения были внесены в главы о трудовом договоре, о рабочем времени и времени отдыха, о заработной плате, гарантиях и компенсациях, о льготах для работников, совмещающих работу с обучением, о трудовых спорах.

КЗоТ 1971 г., дополнив и конкретизировав Основы законо­дательства о труде, в течение трех десятилетий, с многочис­ленными поправками и дополнениями, действовал (и до сих пор действует) в России как основной законодательный акт по труду.

Он существенно модернизировал КЗоТ 1922 г., который давно уже превратился в анахронизм. Принятие Основ и но­вых кодексов дало толчок к существенному обновлению совет­ского трудового законодательства в целом. Уже в 70-е годы началось приведение различных актов по труду в соответствие с основополагающими актами кодификационного законодатель­ства, прежде всего с Основами. Были приняты Положение о правах ФЗМК (1971 г.), Положение о порядке рассмотрения трудовых споров (1974 г.), Типовые правила внутреннего тру­дового распорядка (1972 г.), Положение о правовой инспекции труда (1976 г.), Постановление Президиума ВЦСПС и Госком­труда о порядке заключения коллективных договоров (1971 г.), Положение о постоянно действующем производственном со­вещании (1973 г.).

... правового регулирования системы противодействия экстремизму и терроризму.......................................... 556 6.3. Российский опыт политико-правового регулирования ... в России до октября 1917 года обладали... одном из параграфов своего труда , так...

  • Медведев валентин григорьевич политико-правовая организация антисоветских государственных образований в поволжье и сибири в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918 -1920 г г)

    Автореферат диссертации

    ... до Октября 1917 года . Однако в условиях тотального правового ... служащих, об охране и регулировании труда в промышленности, торговле, ... параграфов . В первом параграфе рассматривая политико-правовую ... политико-правового развития России в 1917 -1918 годах .- М.: ...

  • Развитие этой отрасли права определялось, с одной стороны, социалистическим характером государства, с другой - необходимостью обеспечить народное хозяйство трудовыми ресурсами.

    В условиях ликвидации безработицы и складывающегося дефицита рабочей силы огромное экономическое значение имело привлечение к производительному труду женщин. Так, в Азербайджане в 1931 г. были изданы постановления правительства, возложившие на ведомства обязанность немедленно выявить профессии и должности, на которых возможно применение женского труда, и принять меры к замещению их женщинами. Специальным постановлением 1932 г. руководителям сельскохозяйственных предприятий Азербайджана предписывалось достигнуть определенного уровня применения женского труда.

    2 октября 1940 г. Был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», на основании которого разворачивалась сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров квалифицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы должны были находиться в непосредственном распоряжении правительства. Было признано «необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тыс. до 1 млн. человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в ремесленных училищах, железнодорожных училищах и в школах фабрично-заводского обучения.....установить, что все окончившие ремесленные училища, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать четыре года подряд на государственных предприятиях по указанию Главного управления трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР »

    В 1938 г. началась реализация третьего пятилетнего плана. Ради его выполнения государство в максимальной степени расширило свою власть над обществом. Постановлением СНК СССР от 20 декабря 1938 г. вводились единые трудовые книжки. В трудовые книжки вносились сведения о занимаемой должности, поощрения и взыскания. Но фактически их введение преследовало ту же цель, что и введение паспортов, - прикрепление работников к их рабочим местам. В январе 1939 г. изменилось понятия «прогул»: отныне им считалось любое опоздание на 20 минут.

    10 июня 1940 г. последовал Указ Президиума Верховного совета «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями». За эти правонарушения директора, главные инженеры, начальники отделов наказывались тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет. Через 16 дней Президиума Верховного совета СССР принял указ «О переходе на 8-часовой рабочий день, на семидневную неделю и запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений». За самовольный переход с одной работы на другую устанавливалась уголовная ответственность вплоть до лишения свободы. За опоздание на работу более чем на 20 минут следовало наказание исправительно-трудовыми работами до 6 месяцев. За первый месяц его действия было возбуждено 100 тыс. дел о нарушении трудовой дисциплины, за следующие полтора месяца - 900 тыс.

    С октября 1940 г наркоматы и администрации предприятий, в соответствии с Указом Президиума Верховного совета СССР «О порядке обязательного перевода инженеров, техников, мастеров, служащих и квалифицированных работников с одних предприятий и учреждений в другие» получили право переводить работников на другие виды работ и даже в другую местность без их согласия.

    Жесткие трудовые условия устанавливались и для колхозников. В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) «О повышении для колхозников обязательного минимума трудодней» обязательная норма увеличивалась со 100 до 120 трудодней. Не выполнивших норму людей отдавали под суд. Эти и ряд других решений СНК СССР, ЦК ВКП (б) и ВЦСПС существенно ухудшили правовое положение советских людей. Кодекс о труде фактически был отменен. Работа оказалась сведена к трудовой повинности, осуществляемой под принуждением государства. Все это было обусловлено логикой тоталитарной системы, при которой интересы государства ставились выше социально-бытовых проблем простых людей.

    Условно развитие советского трудового законодательства можно разделить на следующие периоды:

    • 1) трудовое законодательство в период Гражданской войны и военного коммунизма (конец 1917 г. - начало 20-х гг. XX в.);
    • 2) трудовое законодательство в период НЭПа (начало-конец 20-х гг. XX в.);
    • 3) трудовое законодательство периода форсированного развития страны (начало 1930-х - середина 1950-х гг.);
    • 4) трудовое законодательство в середине 1950-х - середине 1980-х гг.;
    • 5) трудовое законодательство в период перестройки (середина 80-х гг. XX в. - 1991 г.). Здесь же мы рассмотрим и развитие постсоветского трудового законодательства в 90-е гг. XX в.

    Трудовое законодательство в период Гражданской войны и военного коммунизма (конец 1917- нача.ю 20-х гг. XXв.).

    В качестве самостоятельной и одной из важнейших отраслей права и законодательства трудовое право сформировалось именно в советский период 1 . Новая советская власть позиционировала себя в качестве диктатуры пролетариата. В этой связи первые же ее мероприятия в сфере регулирования трудовых отношений носили ярко выраженный прорабочий характер. На второй день после октябрьского переворота был создан Народный комиссариат труда (НКТ) РСФСР во главе с А. Г. Шляпниковым. Начало формированию советского трудового законодательства было положено декретом СНК о 8-часовом рабочем дне, продолжительности и распределении рабочего времени от 29 октября 1917 г. Этим же декретом вводилась 48-часовая рабочая неделя, предусматривалось сокращенное рабочее время на особо вредных для здоровья работах, запрещался ночной труд женщин. Постановлением Совета народных комиссаров (СНК) РСФСР об отпусках от 14 июня 1918 г. было декретировано право на двухнедельный отпуск за год работы при условии шести месяцев непрерывной работы .

    Одновременно готовился проект первого советского Кодекса законов о труде (КЗоТа) 1918 г., который стал одним из первых советских кодексов. КЗоТ 1918 г. , имел 9 разделов, 137 статей, а также введение и 5 приложений. Его структура была весьма своеобразной. Всю общую часть заменяло достаточно идеологизированное Введение, а Раздел I был посвящен трудовой повинности. Следующий раздел посвящался праву на применение труда. Сочетание обязанности трудиться с правом на труд составляло достаточно необычную конструкцию обязанности-права. Раздел III определял порядок применения труда, а Раздел IV - предварительное испытание. Разделы с Vno IX были посвящены, соответственно: переводу и увольнению трудящихся; вознаграждению за труд; рабочему времени; обеспечению надлежащей производительности труда; охране труда. В состав кодекса было включено 5 приложений, разъясняющих нормы отдельных статей кодекса. Это: Правила о порядке установления нетрудоспособности (к ст. 5); Правила о выдаче пособий трудящимся во время их болезни (к ст. 78); Правила о безработных и выдачи им пособий (к ст. 79); Правила о трудовых книжках (к ст. 80); Правила о еженедельном отдыхе и о праздничных днях (к ст. 104). Необычно то, что время отдыха регламентировалось нормами раздела о рабочем времени и приложением к ст. 104. Отсутствовали разделы о трудовом договоре, коллективных договорах, трудовых спорах, контроле и надзоре за соблюдением трудового законодательства, дисциплинарной и материальной ответственности. Практически отсутствовала и полноценная общая часть. В то же время непосредственно в кодексе регулировались многие вопросы, связанные с социальным обеспечением (о порядке установления нетрудоспособности и др.).

    Для КЗоТ 1918 г. были характерны черты, в той или иной мере присущие всему советскому трудовому законодательству в дальнейшем:

    На смену субъектной дифференциации по классовому признаку пришел принцип равенства привлечения к труду, причем трудовая повинность осуществлялась независимо от наличия постоянной работы в форме выполнения труда фактически сверхурочно и бесплатно. Переводы без согласия работника стали не исключением, а правилом.

    Уклонение от учета и явки по трудовой повинности, самовольное оставление работы признавались либо административным проступком, либо уголовным преступлением (злостные и повторные нарушения). Характерно, что за проведением трудовой повинности в жизнь следил Главный комитет по всеобщей трудовой повинности во главе с председателем ВЧК Ф. Э. Дзержинским;

    • 3) имела место преимущественно публично-правовая составляющая советского трудового права, в отдельные периоды полностью исключающая договорные начала. В КЗоТе 1918 г. даже отсутствовало само понятие трудового договора;
    • 4) большой массив подзаконных актов, которые корректировали, а нередко вытесняли и изменяли нормы КЗоТ. Так, Общие положения о тарифе от 17 июня 1920 г. 1 фактически заменили КЗоТ 1918 г., хотя формально последний не был отменен. Например, на предприятиях, выпускающих продукцию оборонного назначения, были введены обязательные сверхурочные работы и работы в ночное время для женщин и несовершеннолетних. Впрочем, еще Постановлением НКТ РСФСР от 4 октября 1919 г. большинство прогрессивных ограничений в применение труда отдельных категорий работников, предусмотренных КЗоТ 1918 г., временно отменялось в условиях гражданской войны;
    • 5) в первом КЗоТе было ярко выраженное уравнительное начало, выражавшееся, в частности, в запрете труда по совместительству. Направленность кодекса на обеспечение принудительности и уравнительности была очевидна изначально.

    При этом трудовые права мужчин и женщин впервые были уравнены. В то же время, беременные женщины на период времени за 8 недель до и 8 недель после родов освобождались от трудовой повинности (ст. 3 КЗоТ РСФСР 1918 г.). Для работниц, кормящих ребенка грудью, должны бьши устанавливаться дополнительные перерывы через каждые три часа работы на срок не менее получаса. По сути, отпуск по беременности и родам приравнивался ко времени болезни (ст. 78 и приложение к ней). При этом размер пособий для беременных и рожениц устанавливался особым постановлением Народного комиссариата труда (НКТ). Впрочем, специальный раздел о регулировании труда женщин и подростков в КЗоТ 1918 г. отсутствовал. Это отвечало общей идеологии нового кодекса и всего советского законодательства.

    Согласно п. 2 Введения КЗоТ 1918 г., его нормы распространялись «на всех лиц, работающих за вознаграждение, и обязательны для всех предприятий, учреждений и хозяйств (советских, общественных, частных и домашних), а также для всех частных лиц, применяющих чужой труд за вознаграждение».

    Декретом СНК РСФСР от 15 октября 1921 г. социальное страхование стало осуществляться за счет средств работодателей, а 9 декабря 1921 г. Декретом «О социальном обеспечении при временной нетрудоспособности и материнстве» пособие по материнству устанавливается в размере фактического заработка 1 .

    • См. подробнее: Андрюшкин Е. А. История трудового законодательства СССР и политика советского правительства в области трудовых ресурсов. М., 2012; Борисова Л. В.Трудовые отношения в Советской России (1918-1924 гг.). М., 2006; Волкова О. Н. Историяразвития советского трудового законодательства. М., 1986; Горшенин Е. П. Кодификациязаконодательства о труде. Теоретические вопросы. М., 1967; Киселев И. Я. Трудовоеправо России. Историко-правовое исследование. М., 2001; Киселев И. Я., ЛушниковА. М.Трудовое право. М., 2011. С. 29-56; Памятники российского права: в 35 т. Т. 26 / подобщ. ред. Р. Л. Хачатурова, А. М. Лушникова. М., 2016; и др.
    • См.: СУ РСФСР. 1917. № 1. Ст. 10.
    • См.: СУ РСФСР. 1918. № 43. Ст. 527.
    • См.: СУ РСФСР. 1918. № 86-87. Ст. 905.

    Курс на либерализацию законодательства о труде был взят начиная с середины 50х, когда был отменен указ, устанавилвавший уголовную ответственность за самовольный уход с предприятия и за прогул без уважительных причин. За это вновь вводилась дисциплинарная ответственность.

    В 1956 был принят закон СССР "О государственных пенсиях" в соотвествии с которым для рабочих и служащих утсанвливались единые критерии для назначения пенсий по старости (60 для мужчин 55 для женщин) , трудовой стаж соответственно 25 и 20 лет.Также устанавливались пенсии в случае потери кормильца и т.д.

    К 1960 все рабочие и служащие в СССР были переведены с 8 часвого на 6 и 7 часовой (в зависимости от отрасли экономики) .

    Формально КЗоТ РСФСР 1922 оставался действующим актом, но одновременно с ним действовало множество других актов, нередко противоречивших актов. Множественность и бессистемность трудоправовых актов стали основными предпосылками для новой кодификации законоадетлсьтва о труде.

    Результатом этой работы стал общесоюзныйакт - Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, принчтый 1970 г и вступивший в силу 1 января 1971. В части, не противоречившей ТК РФ, Основы действовал до 2006 г.

    В основах законодательства о труде был заложен принцип разграничения компетенции союза и союзных республик в области правового регулирования труда рабочих и служащих.

    На базе союзных Основ позднее были подготовлены республиканские кодексы о труде, в том числе и КЗоТ РСФСР, утвержденный 1 дек 1971. КЗоТ был предшественником современного ТК РФ и действовал до его вступления в силу, т.е. до 2002 года.

    Как и другие акты, Основы 1970 и КЗоТ 1971 носили классовый характер, базировались на окммунистической идеологии. В начале этих законов была размещена преамбул, в ней акцентировалось внимание на том, что в социалистическом обществе, где нет эксплуататоров и эксплуатируемых, осуществляется всеобщность труда для всех трудоспособных членов общества и всем гражданам обеспечивается возможность трудится. Также говорилось, что в ССР действует принцип социализма: от каждого по его способности - каждому по его труду, труд является обязанностью и моральнымд олгом каждого способного к труду гражданину по принципу: кто не работает, тот не ест

    КЗоТ расширил юр гарантии работникам, установив ряд новых правил - гарантии при приеме на работу, гарантии от незаконных удержаний из заработной платы, последствия незаконного увольнения работников и прч.

    После принятия КЗоТ 1971 в сфере труда были приняты важные нормативные акты, развивавшие положения Кодекса. :

    • Положение о правах просоюзного комитета предприятия, учреждения, организации
    • Положение о опорядке рассмотрения трудовых споов
    • Положение о мат ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации.

    Также Конституция 1977 года закрепляла следующие рпава граждан - право на отдых, на охрану здоровья, здоровые и безопасные условия труда и пр.

    В советском трудовом законодательстве имели место и недостатки - согласно КЗоТ стороной трудовых отношений от лица работодателя в отличие от КЗоТ 1922 действующего ТК могли выступать лишь юр лица. Тем самым законодателем подчеркивалась невозможность в условиях социализма установления трудовых отношений с работодателем-физическим лицом(частным нанимателем)

    В СССР в рассматриваемую эпоху проводилась политика полной занятости населения, поэтому право на труд сопровождалось обязанностью трудиться.

    Лица, злостно уклонявшиеся от выполнения решения исполкома советов о трудоустройстве, привлекались к уголовной ответственности за "тунеядство", санкция которой предусматривало лишение свободы на срок до 1 года.

    Работник в любое время мог растрогнуть трудовой договор с работодателем, если он был заключен не наопределнный срок. СРочный же трудовой договор работник мог расторгнуть толькопри наличии уважительных причин.

    В советскую эпоху, труд членов колхозов регулировался не трудовым, а специальным законодательством. В 1969 был принят новый "Примерный устав колхоза" (он заменил Примерный устав сельскохозяйственной артели 1935)

    Этим актом были расширены права колхозников в распределнии доходов, в планировании деятельности колхоза, закреплялся новый принцип оплаты труда членов колхозов - ежемясечное авансирование колхозников в счет окончательного распределния доходов, производившегося в конце хозяйственного года.

    Loading...Loading...