Установка ац на пожарный гидрант конспект. Работа на пожарных насосах: подготовка, проверка, забор и подача воды с помощью гидроэлеватора

Многие знают, что для тушения пожара используют гидранты. Но откуда в них берется вода? Все дело в том, что установка пожарного гидранта происходит на специальной подставке, которая подсоединена к водопроводной сети. Получается, что обычный хозяйственный водопровод становится важной частью противопожарной системы.

Места установки

Гидранты устанавливают в колодцах на расстоянии 5 м или дальше от зданий. В этом случае, если пламя охватит строение, высока вероятность, что оно не доберется до колодца, и пожарные смогут открыть его, установить колонку сверху на гидрант и подключить пожарные рукава. Максимальное расстояние до зданий составляет 50-100 м. Запрещено монтировать водозаборное устройство на разветвлении водопроводных труб.

Гидранты устанавливают вдоль дорог, чтобы подъезд к ним был наиболее удобный. Расстояние от пожарных гидрантов до края проезжей части должно быть не больше 2,5 м. Разрешается устанавливать их на проезжей части, если планировка улиц и коммунальных сетей не позволяет выбрать другое положение.

Устраивать стоянки на люках запрещено.

Выбирая места установки, следует учитывать, что при тушении пожара от гидранта будут идти рукава. Они не должны резко перегибаться, их не должен переезжать транспорт. Существуют специальные мостики для прокладки рукавов, защищающие их от дорожного транспорта.

Расстояние между соседними гидрантами должно быть таким, чтобы обеспечить расход воды, соответствующий нормам пожаротушения. Нормы зависит от этажности застройки и численности населения, живущего в районе или квартале.

Нормы для жилых, промышленных и сельскохозяйственных районов отличаются. Подробно они описаны в своде правил для источников наружного водоснабжения 8.13130.2009. Обычно для сельской местности выбирают расстояние 140 м, для городов 120 — 100 м.

Требуемый расход воды также обеспечивается напором в трубопроводе. Для создания напора оборудуют насосные станции. Управляя работой насосной станции, можно в определенный момент времени увеличивать напор или уменьшать.

Основные требования

Гидранты устанавливают в колодцах, подключая к водопроводной системе. В зависимости от глубины прокладки трубопровода выбирают высоту гидранта. Согласно стандартам, высота водозаборного устройства может составлять от 0,5 до 3,5 метров. В средней полосе часто применяют гидранты высотой 1,5 м.

Монтаж делают на стальную или чугунную подставку. Тип подставки выбирают в зависимости от конфигурации и материала водопровода. Установка пожарных гидрантов должна быть строго вертикальной, без перекосов.

Центральная ось проходит на расстоянии минимум 17,5 см от стенок колодца. Подробности конструкции и размеры колодца определяются особенностями водопроводной сети.

По сути, подставка – это переходник, обеспечивающий дополнительное ответвление на подачу воды в установленный гидрант. Подставка может быть сварной и фланцевой с одним, двумя и тремя ответвлениями. Соединение подставки и гидранта происходит через водостойкую прокладку при помощи шести болтов или шпилек.

Расстояние от верхней точки гидранта до люка должно быть в пределах 15-40 см. Это позволяет с легкостью производить осмотр, ремонтные работы. После установки крышку люка закрывают, и открывают только при проверке или подключении колонки.

К крышке всегда должен быть свободный доступ. Ее очищают от снежных заносов, песка и земли. Нельзя устанавливать на ней автомобили, загораживать доступ различными сооружениями.

В теплом климате возможно применение надземных гидрантов, которые не надо помещать в колодец и утеплять. Однако надземные устройства могут быть легко повреждены транспортом.

В местах с высоким уровнем грунтовых вод колодец может затопляться. Чтобы вода не попадала внутрь гидранта и не вызвала коррозию деталей, устанавливают модели с обратным клапаном.

Необходимо также сделать дренаж и отлив вокруг люка, чтобы вода не попадала в него сверху, с поверхности земли. Поднимают обойму колодца для защиты от талых вод.

Устанавливаемый гидрант подключают к водопроводу диаметром минимум 100 мм. В селах и малозаселенных поселках допускается подключение к трубам диаметром 75 мм.

Монтаж водозаборного приспособления требует привлечения специалистов, обслуживающих водопроводную сеть. Гидранты тяжелые, вес некоторых достигает 90 кг, и справиться одному человеку с работой невозможно.

Монтажные работы

Установка гидранта начинается с монтажа подставки. Следят за ее вертикальной ориентацией и прочностью соединения. Подставку вваривают или закрепляют на болтах. Герметичность обеспечивают с помощью резиновых прокладок. Сверху на подставку устанавливают гидрант, применяя фланцевое соединение и так же используя водонепроницаемую прокладку.

После и до монтажа пожарного гидранта проводят опрессовку водопровода (испытание избыточным давлением). Для этого устанавливают фланцевую заглушку. На время монтажа водопровод перекрывают. Процедура может занимать 1,5-2 часа и требует применения специальной техники.

Перед пуском и вводом гидранта в эксплуатацию противопожарный водопровод промывают раствором хлорной извести. Промывают также сам гидрант и колонку. Этот процесс необходим для того, чтобы обезопасить потребителей воды.

Для защиты от снежных заносов и промерзания над люком ставят укрытие в виде пирамиды, обшитой изнутри пенопластом. Для утепления применяют минеральную вату, паклю и другие теплоизолирующие материалы. Их укладывают на дощатый настил, который организуют под крышкой люка на высоте около 0,5 м от верха стояка.

Утепление проводят только после проверки гидранта с вынесением заключения о его исправности. Проверка проводится в сухую погоду при температуре воздуха выше +5°. Утепление можно снимать только в случае тушения пожара. Затем его возвращают на место и убирают в апреле-мае.

Открытие гидранта

Чтобы открыть подземный гидрант, на него сверху навинчивают колонку. В центре колонки находится ключ, поворотом которого открывается клапан гидранта. Считается, что установка пожарной колонки завершилась, когда головка гидранта с резьбой была полностью закрыта. Навинчивание должно происходить без перекосов, а квадрат штанги гидранта должен совпадать с квадратом нижней части ключа.

Перед тем как вращать ключ, необходимо проверить, чтобы боковые вентили колонки были закручены. Открытие клапана происходит после 5-6 полных оборотов ключа. Полное открытие происходит после 10-15 полных оборотов.

К отводам колонки присоединяют пожарные рукава. Вода может направляться непосредственно на тушение пожара или для заправки пожарного транспорта.

Подача огнетушащих веществ от основных пожарных автомобилей может осуществляется от емкости пожарной автоцистерны или путем установки пожарного автомобиля на водоисточник. В качестве водоисточников используют водопроводные сети. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается на гидрант. Кроме водопроводных сетей используется безводопроводное противопожарное водоснабжение. В этом случае пожарный автомобиль устанавливается на водоем.

При установке пожарного автомобиля на водоисточник водитель обязан включить стояночную (запасную) тормозную систему, аварийную световую сигнализацию (при установке на проезжей части дороги), а в ночное время освещать место работы от задней фары автомобиля; на уклонах использовать противооткатные упоры. Установка пожарной автоцистерны на гидрант (см. рис. 5.37) осуществляется расчетом из двух человек (водитель и пожарный) и производится по команде:

«Автоцистерну на гидрант (указывается, какой гидрант и способ соединения пожарного

насоса с гидрантом) – СТАВЬ».

Могут быть применены следующие способы соединения с гидрантом: 1. На два параллельных напорно-всасывающих рукава. Выполняются следующие действия расчета: водитель устанавливает пожарный автомобиль в 3–3,5 м от гидранта, отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет к нему водосборник. В это время пожарный устанавливает колонку на пожарный гидрант. После этого расчёт совместно извлекает из пеналов поочередно два напорно-всасывающих рукава. Водитель присоединяет их к водосборнику, пожарный – к патрубкам колонки. После сборки схемы пожарный пускает воду в насос.

2. Параллельно на один напорно-всасывающий и один напорный рукав. При этом

водитель устанавливает пожарный автомобиль в 3–3,5 м от гидранта, отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет водосборник, берет в отсеке кузова пожарного автомобиля напорный четырехметровый рукав Ш77 мм, раскатывает его от насоса к колонке, присоединяет соединительную головку рукава к водосборнику. Пожарный устанавливает пожарную колонку на гидрант, извлекает совместно с водителем из пенала напорно-всасывающий рукав, после чего водитель присоединяет головку всасывающего рукава к водосборнику. Пожарный присоединяет напорный и

всасывающий рукава к колонке и пускает воду в насос. При этом начальный пуск воды производится через напорный рукав.

В случаях, когда гидранты удалены от проезжей дороги или подъезды к ним занесены снегом, для установки автомобилей на гидрант, необходимо применять несколько последовательно соединенных напорно-всасывающих и напорных рукавов.

Установка пожарной автоцистерны на водоем осуществляется расчетом из двух человек (водитель и пожарный) и производится по команде: «Автоцистерну на водоем (указывается какой водоем и количество всасывающих рукавов) – СТАВЬ». По этой команде водитель устанавливает пожарный автомобиль к водоисточнику в указанное место. Водитель с пожарным достают из пеналов последовательно один за другим всасывающие рукава, кладут их на землю – один рукав у насоса, второй – за первым, в сторону водоема. Водитель снимает заглушку с всасывающего патрубка насоса. Пожарный достает из отсека всасывающую сетку и переносит ее к водоему. Затем пожарный и водитель присоединяют рукав к всасывающему патрубку насоса, соединяют рукава между собой. Пожарный присоединяет к рукаву всасывающую сетку, опускает рукав с сеткой в водоем так, чтобы сетка полностью погрузилась в воду, закрепляет веревку обратного клапана за какой-либо предмет или рукав. Водитель готовит насос к забору воды.



В случае невозможности подъезда пожарного автомобиля к водоему или если высота забора воды составляет более 7 м используется гидроэлеватор. Подача воды от автоцистерны при помощи гидроэлеватора производится по команде:

«Отделение, автоцистерну для забора воды из водоема (указывается водоем) гидроэлеватором – МАРШ».

При заборе воды с использованием гидроэлеватора Г-600 применяются следующие способы:

А. Через емкость пожарной автоцистерны (см. рис.5.38). Выполняются следующие действия расчета: водитель и пожарный извлекают всасывающий рукав из пенала пожарного автомобиля, затем водитель присоединяет рукав к всасывающему патрубку насоса, пожарный опускает другой конец рукава в горловину автоцистерны. Водитель достает из отсека пожарного автомобиля напорный рукав диаметром 66, соединяет его с напорным патрубком насоса и прокладывает другой конец в сторону

водоисточника (водоема). Далее пожарный извлекает совместно с водителем напорно-всасывающий рукав, затем достает рукав диаметром 77 мм и соединяет оба рукава25. Пожарный берет гидроэлеватор, прокладывает рукавные линии к водоему, соединяет все соединительные головки рукавов с гидроэлеватором, а гидроэлеватор погружает в воду. Водитель опускает напорно-всасывающий рукав в горловину цистерны и готовит пожарный насос к работе. Пожарный следит за работой гидроэлеватора.

Б. Через всасывающую полость насоса автоцистерны (см. рис. 5.39 и 5.40). Выполняются следующие действия расчета: водитель устанавливает водосборник на всасывающий патрубок насоса, достает один (см. рис. 5.39) напорный рукав диаметром 77 мм

или два (см. рис.5.40) рукава диаметром 66 мм из отсека пожарного автомобиля, прокладывает его (их) в сторону водоема и присоединяет рукав (рукава) к водосборнику. Пожарный прокладывает напорный рукав диаметром 66 мм от напорного патрубка насоса к водоему, затем переносит гидроэлеватор, присоединяет к нему соединительные головки рукавов, опускает его в воду и следит за работой гидроэлеватора. Водитель работает на насосе. При определении длины рукавных линий необходимо учитывать, что производительность гидроэлеватора возрастает с увеличением его погружения под уровень воды.

При установке пожарного автомобиля на водоисточник необходимо соблюдать следующие правила:

§ при использовании пожарного гидранта его крышку открывать специальным крючком или ломом, следить за тем, чтобы крышка не упала на ноги;

§ запрещается использовать открытый огонь для освещения колодцев пожарных гидрантов;

§ всасывающие рукава извлекать из пеналов расчетом из двух человек во избежание поломки рукавных соединений;

§ подавать воду в рукавные линии, постепенно повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.

Занятия по установке пожарных автомобилей на водоисточник систематически проводятся в пожарных частях с целью обучения и тренировки личного состава в сборке всасывающих линий, а также тренировки водителей в работе с насосом пожарного автомобиля.

Перечень общепринятых сокращений (пояснения):

  • ПА — пожарный автомобиль;
  • ГВА — газоструйный вакуумный аппарат, предназначен для создания разрежения в полости центробежного насоса при заборе воды из открытого водоисточника. Работает за счет энергии выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, направляемых вместо глушителя ПА в газоструйный насос, вакуум камера которого соединена трубопроводами с полостью центробежного насоса;
  • ПН — пожарный насос;
  • КПП — коробка перемены передач;
  • КОМ — коробка отбора мощности, предназначена для передачи крутящего момента от первичного вала КПП на ПН, включается в кабине водителя отдельным рычагом. Крепится на КПП вместо верхней крышки.
  • Г-600 — гидроэлеватор, предназначен для забора воды из труднодоступных водоисточников и уборке излишне пролитой воды после тушения пожаров, представляет собой водоструйный насос;
  • ПС — пеносмеситель. На насосах серии ПН-40 установлен пеносмеситель марки ПС-5 (обеспечивает 1-5 пеногенераторов ГПС-600), предназначен для введения в поток воды пенообразователя в концентрации 4-6%, расположен между напорным коллектором и всасывающим патрубком ПН, имеет в своей конструкции водоструйный насос и дозатор, может производить забор пенообразователя как из пенобака ПА, так и из посторонней емкости;
  • вакуум-клапан, встречается в литературе под названием вакуум-кран, вакуумный затвор, предназначен для соединения и рассоединения полости центробежного насоса с вакуумной камерой ГВА, устанавливается на напорном коллекторе ПН;
  • манометр — прибор для измерения давления, установлен на напорном коллекторе ПН, отградуирован в кгс/см 2 ;
  • мановакууметр — прибор для измерения давления, как положительного так и отрицательного, установлен на всасывающем патрубке ПН, отградуирован в кгс/см 2 ;
  • сливной краник — краник пробкового типа, установлен в нижней части корпуса ПН для слива воды после работы, кроме того установлены на трубопроводах системы дополнительного охлаждения двигателя ПА;
  • тахометр — прибор для измерения числа оборотов вала ПН, отградуирован в оборотах в минуту (об/мин.), бывают механические и с электрическим приводом.

Пожарный насос

Подготовка пожарного автомобиля к работе

При подготовке ПА по прибытию на место работы необходимо:

  1. Установить ПА на ручной тормоз;
  2. Установить под колеса противооткатные упоры.
  3. Присоединить необходимые рукавные линии;
  4. Установить рычаг коробки перемены передач в нейтральное положение;
  5. Включить зажигание поворотом ключа вправо до щелчка;
  6. Включить стартер и запустить двигатель.
  7. Нажать педаль сцепления и включить КОМ (для чего переведите рычаг включения коробки на себя и плавно отпустите педаль сцепления);

Дальнейшие операции по пуску насоса зависят от условий работы (подача воды от цистерны, открытого водоема или гидранта). Во избежание выхода из строя выжимного подшипника сцепления не допускается длительная работа силовой передачи с выжатой муфтой сцепления.

Проверка пожарного насоса на герметичность

При испытании пожарного насоса на герметичность:

  1. Убедиться в отсутствии воды в насосе. (При наличии воды в полости насоса возможно интенсивное парообразование при глубоком вакууме, в результате чего создание разрежения невозможно). Слить воду через сливной краник насоса при открытом вакуумном клапане.
  2. Завести двигатель.
  3. Проверить плотность закрытия сливного краника, задвижек на напорных патрубках, патрубках пенобака и дополнительного охлаждения, вентилей из цистерны и в цистерну.
  4. Ручку вакуум — клапана повернуть в положение «на себя» до упора. (При этом кулачок вала вакуум — клапана нажмет на шток нижнего клапана, что приведет к соединению полости насоса через трубопровод с вакуум — камерой ГВА).
  5. Включить ГВА. (Клапан в механизме газораспределения изменит свое положение, откроет отверстие выхода газа в газоструйный вакуум — аппарат и закроет отверстие выхода газа в глушитель).
  6. Рычагом управления дроссельной заслонки увеличить обороты двигателя до максимальных. (При прохождении большого количества отработанных газов через сопло, вакуум — камеру и диффузор ГВА в вакуумной камере и в полости насоса создается разрежение).
  7. Когда стрелка мановакуумметра (см. рис. 1) сместится от «0» на 34 между 0 и -1 (что соответствует 550 -570 мм рт.ст.), не сбрасывая газ, выключить вакуум – клапан.
  8. Сбросить обороты двигателя. (При больших оборотах двигателя выхлопные газы настолько сильно прижимают клапан, закрывающий отверстие глушителя, что выключить ГВА невозможно).
  9. Выключить ГВА.
  10. Проконтролировать показания стрелки мановакуумметра. Если разрежение в течение 2,5 минут изменится более чем на 100 мм.рт.ст. насос считается негерметичным.

Рис. 1. Показания мановакууметра при испытании насоса на «сухой вакуум». Деления шкалы от 0 до -1 показаны условно.

Дополнительные пояснения:

  1. При проверке насоса следует обращать внимание на то, что время необходимое для создания требуемого разрежения не должно превышать 20 сек. Причиной медленного создания разряжения в полости насоса может быть уменьшение проходного сечения вакуумной системы за счет ее засорения или неполного открывания клапана вакуумного затвора, вследствие износа кулачка и штока клапана.
  2. Применяемые на пожарных насосах вакуумметры не имеют таких делений, как 550 мм рт.ст. и 100 мм рт. ст. Деление «-1» соответствует -760 мм рт. ст., или -10 м. вод. ст. Учитывая это, разряжение доводится до 3/4 шкалы влево от нуля. Это будет соответствовать 550 мм рт.ст.

Определение причин неисправностей вакуумной системы можно использовать следующие приемы:

  • убедиться,что мановакуумметр исправен. Например, заменить его заведомо исправным (прошедшим поверку) или проверить на другом насосе.
  • опресовать насос водой от другого насоса давлением 8 — 10 кг/см 2 . Осмотреть насос под давлением и устранить течь. Если насос герметичен, то необходимо проверить герметичность вакуумной системы. Создать насосом давление 4 — 7 атмосфер, открыть вакуум клапан. Осмотреть вакуумную систему. В местах соединения и по длине трубопровода не должно быть течи.
  • Проверить исправность заслонки механизма гозораспределения, газы, при работающем ГВА в сирену и в глушитель проходить не должны.
  • Состояние проходного сечения трубопроводов определяется по количеству выходящей воды из диффузора ГВА при подаче ее под давлением через открытый вакуум — клапан.

Работа с насосом без установки ПА на водоем

(Подача воды из цистерны)

  1. Присоединить рукавные линии к напорным патрубкам (при этом нужно стремиться, чтобы количество изгибов при прокладке рукавов было минимальным).
  2. Проверить при помощи ключа плотность закрытия заглушки на всасывающем патрубке насоса, а также вентилей, задвижек и краников.
  3. Открыть вакуум — клапан для обеспечения выхода воздуха из полости пожарного насоса. (Наличие воздушной пробки в верхней части полости насоса не позволяет воде заполнить насос).
  4. Открыть вентиль из цистерны. После появления воды в смотровом глазке вакуум – клапана или из диффузора ГВА, закрыть вакуум-клапан.
  5. Включить сцепление и увеличить обороты до давления на манометре 2 — 3 кгс/см 2 .
  6. Плавно открыть задвижку в рукавную линию.
  7. Плавно прибавить газ и довести давление до необходимой величины.

Операции по окончании работы:

  1. Снизить обороты двигателя до минимальных.
  2. Выключить сцепление.
  3. Закрыть задвижку подачи воды в напорную линию.
  4. Закрыть вентиль подачи воды из цистерны.
  5. Выключить КОМ и двигатель автомобиля.
  6. Открыть сливной краник из насоса и вакуум -кран.
  7. Отсоединить рукавные линии.
  8. Поставить заглушки на напорные и всасывающий патрубки.
  9. Очистить рукава и рукавное оборудование от грязи и уложить на места с обязательным закреплением.
  10. Надежно закрыть отсеки.

По прибытию в гараж следует:

  1. Мокрые рукава заменить вторым комплектом, а бывшие в употреблении промыть и просушить.
  2. Дозаправить бак топливом.
  3. Заправить масленку для смазки сальников насоса и проверить уровень масла в картере насоса.
  4. Тщательно вымыть автомобиль, очистить его от грязи, привести в порядок оборудование.

Характерные ошибки при выполнении упражнения.

  1. Попытка подачи воды в линию без предварительного заполнения насоса водой. (Наличие воздуха в полости насоса может привести к задержке подачи воды на тушение пожара, невозможность создания необходимого давления).
  2. Выпуск воздуха через вакуум — клапан при включении насоса.
  3. Включение и выключение насоса при больших оборотах двигателя.

Забор воды из водоема

  1. Опустить рукава с сеткой в водоем. Всасывающая сетка должна быть опущена не менее чем на 300 мм ниже уровня воды (во избежание подсоса воздуха), но не на дно водоема.
  2. Проверить закрытие сливного краника, всех задвижек, вентилей и кранов.
  3. (Вращение вала насоса при создании разрежения в полости насоса недопустимо).
  4. Открыть вакуум — клапан «на себя» и включить подсветку смотрового окошка.
  5. Включить газоструйный вакуумный аппарат.
  6. Рычагом дроссельной заслонки увеличить обороты двигателя до максимальных. (Слышен характерный шум работающего ГВА).
  7. При появлении воды в смотровом окошке (можно ориентироваться и по изменению звука работающего ГВА), сделать небольшую выдержку до прекращения выхода пузырьков воздуха, затем закрыть вакуум – клапан (положение «от себя»).
  8. Включить сцепление.
  9. Выключить ГВА.
  10. Рычагом дроссельной заслонки установить давление воды на манометре 2-3 кгс/см.
  11. Плавно довести давление до необходимой величины.
  12. При необходимости включить дополнительное охлаждение двигателя, причем, сначала открыть сливной краник на трубопроводе присоединенном к всасывающей полости, затем открыть вентиль на трубопроводе из напорной полости насоса, при появлении воды из открытого сливного краника на трубопроводе, закрыть его, и открыть вентиль трубопровода, присоединенного к всасывающей полости. (Данная операция позволит исключить попадание воздуха из системы дополнительного охлаждения в полость насоса).

Характерные ошибки при работе.

  1. Недостаточные обороты двигателя при работе ГВА.
  2. Снижение частоты вращения до закрытия вакуум — клапана.
  3. Высокое давление при открывании напорных задвижек.
  4. Преждевременное закрытие вакуум — клапана.
  5. Попытки включения и выключения ГВА при больших оборотах двигателя.
  6. Включение и выключение сцепления при большой частоте вращения вала двигателя.

Дополнения и пояснения.

  1. После появления воды в смотровом окне, рекомендуется переводить рукоятку вакуум — клапана в положение «от себя» в любое время года, для осуществления продувки вакуумной системы от воды.
  2. При малом давлении воды в насосе легче открыть напорные задвижки и меньше вероятность обрыва водяного столба.
  3. При работе с одной рукавной линией, ее удобнее подключать к левому патрубку, т.к. рычаги управления расположены слева.
  4. Всасывающая линия по всей длине должна иметь уклон в сторону водоема. Если в каком-то месте она окажется приподнятой вследствие прокладки через препятствия (перила моста, люк водоема и.т.п), то в верхней точке перегиба рукава остается воздушная пробка. При подаче воды в линию она может привести к обрыву водяного столба или к нестабильной работе насоса некоторое время. Это надо предвидеть заранее при установке автомобиля.

Забор воды из водоема при неисправной вакуумной системе

  1. Установить автомобиль у водоема с соблюдением мер безопасности.
  2. Присоединить всасывающие рукава и всасывающую сетку.
  3. Проверить закрытие сливного краника, всех задвижек, вентилей и пробкового крана пеносмесителя.
  4. Включить коробку отбора мощности.
  5. Выключить муфту сцепления из насосного отсека.
  6. Открыть вакуум — клапан «на себя» и включить подсветку смотрового глазка.
  7. Открыть вентиль «из цистерны».
  8. При появлении воды в смотровом глазке, сделать выдержку до прекращения выделения пузырьков воздуха и закрыть вакуум-клапан.
  9. Включить сцепление.
  10. Ручкой дроссельных заслонок установить давление воды 1 — 1,5 кгс/см 2 по манометру.
  11. Плавно открыть напорную задвижку.
  12. Провести мероприятия по окончанию работы и прибытию в гараж.

Схема вакуумной системы пожарного автомобиля

Вакуумная система пожарного автомобиля: 1- корпус газоструйного вакуум-аппарата; 2- выхлопная труба двигателя; 3 — резонатор сирены (если сирена газоструйная); 4- заслонки; 5‑трубопровод; 6 — отверстие для продувки системы после работы; 7- корпус вакуумного клапана; 8‑валик кулачковый (эксцентрик); 9- смотровой глазок; 10- клапан; 11- диффузор; 12 – сопло; 13‑патрон и лампочка.

Примечание. Положение рычага в позиции 1а для продувки вакуумной системы в зимнее время; положение в позиции 2а для создания вакуума в полости пожарного насоса.

Характерные ошибки при работе:

  1. Попытка заполнить всасывающую линию при незакрытом клапане всасывающей сетки.
  2. Несвоевременное закрытие вентиля «из цистерны».
  3. Заполнение всасывающей линии при работающем насосе.
  1. Вероятность обрыва водяного столба уменьшается, если вентиль из цистерны закрыть после подачи воды в линию.
  2. При заливке всасывающей линии клапан всасывающей сетки должен быть надежно закрыт.

Если это условие выполнить невозможно, воду можно забрать кольцеванием цистерны для чего:

  1. Закрыть все вентили и сливной краник;
  2. Включить сцепление;
  3. Открыть полностью вентиль «из цистерны» и на ¾ вентиль «в цистерну»;
  4. Установить средние обороты вала насоса (2000-1500 об/мин по тахометру). После заполнения всасывающей линии и насоса водой давление на манометре резко повысится и изменится звук работы двигателя;
  5. Плавно открыть вентиль напорного патрубка;
  6. Закрыть вентили «из цистерны» и «в цистерну»;
  7. Установить необходимое давление.

Заполнение цистерны водой из открытого водоисточника

Данное упражнение отличается от обычной подачи лишь тем, что вместо задвижки на напорном патрубке открывается задвижка «в цистерну».

Вместе с тем необходимо помнить, что внутренняя площадь стенок автоцистерны АЦ-40 (130) 63Б составляет 10 м 2 . При такой площади даже небольшое избыточное давление (0.5 кгс/см 2) создает разрывающее усилие 5000 кг.

Чтобы не разорвать цистерну, заполнение ее должно производиться под небольшим давлением 1,5-2 атм. В этом случае контрольная трубка успевает пропускать избыток воды в момент переполнения цистерны.

При появлении воды из контрольной трубки сразу убавляется газ и включается сцепление. После этого закрывается вентиль «в цистерну».

Если заполнение цистерны необходимо ускорить, надо обязательно открыть крышку верхнего люка цистерны и только тогда увеличить давление. Кроме того первоначальное открывание вентиля «в цистерну» необходимо производить при минимальном давлении.

Подача воды

Подача воды пожарными автоцистернами из водоема с помощью гидроэлеватора

Гидроэлеваторное кольцо для работы по подаче воды из водоема может быть составлена по следующим схемам:

  1. Насос — гидроэлеватор — насос.
  2. Насос — гидроэлеватор — разветвление — насос.
  3. Насос — гидроэлеватор — цистерна — насос.

Кроме этого, гидроэлеватор можно использовать для уборки воды из помещений с установкой автомобиля на водоисточник.

Запуск гидроэлеватора по схеме: «насос-гидроэлеватор-насос».


Рис. 2. Работа по схеме «Насос — гидроэлеватор — насос».

  1. Закрыть все краники, вентили и задвижки.
  2. Открыть вентиль из цистерны.
  3. Включить сцепление.
  4. Когда рукав, подходящий к водосборнику всасывающего патрубка наполнится водой, выждать некоторое время до стабилизации работы насоса. (Неизбежное, при этой схеме, попадание воздуха в полость насоса, затрудняет создание замкнутого кольца воды в системе. Воздух через некоторое время выйдет через гидроэлеватор).
  5. Закрыть вентиль «из цистерны».

Запуск гидроэлеватора по схеме: «насос — гидроэлеватор — разветвление — насос».

  1. Установить автоцистерну у места работы, соединить рукава, разветвление, гидроэлеватор и ствол.

Проверить правильность соединений и устранить все резкие перегибы на рукавах.


Рис. 3. «Работа с гидроэлеватором по схеме насос — гидроэлеватор — разветвление — насос».

  1. Включить КОМ и выключить сцепление из насосного отсека.
  2. Открыть вентиль из цистерны.
  3. Выпустить воздух из полости насоса через вакуум — клапан, после чего закрыть его.
  4. Включить сцепление.
  5. Открыть полностью задвижку в напорную линию гидроэлеватора.
  6. Довести частоту вращения вала насоса до 2000-2500 об/мин.
  7. Когда рукав, подходящий к разветвлению наполнится водой, приоткрыть один из боковых вентилей разветвления для выпуска воздуха, после чего закрыть его.
  8. Полностью открыть центральный вентиль разветвления, подающий воду в насос.
  9. Закрыть задвижку «из цистерны».
  10. При необходимости отрегулировать частоту вращения вала насоса, доведя ее до 2000-2500 об/мин. (При таких оборотах давление во всасывающей полости будет не менее 2 — 4 кгс/см 2).
  11. Плавно открыть напорную задвижку к стволу, следя, чтобы давление во всасывающей полости насоса не опускалось ниже 0,5 кгс/см 2 .

Запуск гидроэлеватора по схеме «насос — гидроэлеватор — цистерна — насос»

  1. Установить автоцистерну у места работы, соединить рукава, гидроэлеватор и ствол.

Проверить правильность соединений и устранить все резкие перегибы на рукавах. Рукава, опущенные в цистерну применить напорно-всасывающие, для исключения перегибов (см. Рис. 4.).


Рис. 4. «Работа с гидроэлеватором по схеме насос — гидроэлеватор — цистерна — насос».

  1. Закрыть все краники и вентили.
  2. Включить КОМ и выключить сцепление из насосного отсека.
  3. Открыть вентиль из цистерны.
  4. Выпустить воздух из полости насоса через вакуум — клапан, после чего закрыть его.
  5. Открыть полностью задвижку в напорную линию гидроэлеватора.
  6. Включить сцепление.
  7. Довести частоту вращения вала насоса до 2000-2500 об/мин.

Когда вода вернется в цистерну

  1. Открыть полностью задвижку в напорную линию ствола.
  2. Установить давление воды на манометре 8 кгс/см 2 .
  3. Осуществлять контроль за уровнем воды в цистерне: при понижении его — прикрыть напорную задвижку к стволу, а при увеличении открыть ее больше и немного убавить частоту вращения вала насоса, если напора воды у ствола достаточно.

Дополнения и пояснения.

Данный способ является наиболее надежным, позволяет открывать задвижку к стволу сразу при запуске системы и кратковременно вынимать гидроэлеватор из воды, что необходимо при уборке воды из помещений.

Однако данный способ применим при работе только с одним гидроэлеватором Г-600, так как диаметр патрубка «цистерна-насос» всего 80 мм. и он не может обеспечить работу двух гидроэлеватьров.

На пожарных автомобилях выпускаемых в настоящее время диаметр патрубка «цистерна-насос» увеличен, либо устанавливают два патрубка диаметром 80 мм с отдельными вентилями.

Кроме того, необходим постоянный контроль за уровнем воды в цистерне при помощи наблюдателя. Контроль за уровнем воды при помощи датчиков уровня не оперативен, что не позволяет сбалансировать поступление воды и ее расход. В предыдущих способах работы с гидроэлеватором этот баланс получается автоматически.

Уборка воды гидроэлеватором с установкой автомобиля на водоисточник

При наличии водоисточника (гидранта или водоема) его можно использовать при уборке (откачке) воды из помещения. Для этого вода из водоисточника подается насосом в напорную линию гидроэлеватора, а от гидроэлеватора на слив.


Рис. 5. Схема уборки воды гидроэлеватором.

Такая схема надежнее в работе, чем замкнутое гидроэлеваторное кольцо и не требует специальных навыков в работе. В отдельных случаях при напоре в гидранте в 3 — 4 кгс/см 2 уборку воды можно производить без установки автомобиля на водоисточник, присоединив напорную линию гидроэлеватора непосредственно к пожарной колонке.

Максимальное использование мощности пожарного автомобиля при откачке воды

При проведении аварийно-спасательных работ, а также в других случаях, если уровень воды в затопленном помещении высок и есть возможность забрать воду с помощью всасывающих рукавов, то можно рекомендовать следующую схему использования гидроэлеваторов.

Рис. 6. Схема работы автомобиля на максимальную мощность при откачке.

В данном случае объем откачиваемой воды в секунду при использовании насоса ПН-40У составит порядка 70-75 л/сек..

Подача воздушно-механической пены без установки пожарного автомобиля на водоем

  1. Присоединить рукавную линию с пеногенератором.
  2. Проверить, плотно ли затянута заглушка на всасывающем патрубке насоса. Закрыть все вентили и краны.
  3. Открыть вакуум – клапан (на себя), для обеспечения выхода воздуха из полости пожарного насоса.
  4. Открыть задвижку из цистерны. После появления воды в смотровом окне вакуум — клапана, закрыть его.
  5. Включить сцепление.
  6. Плавно открыть напорную задвижку в рукавную линию.

11. Снизить давление до 1,5 — 2,5 кгс/см 2 .

12. Закрыть кран подачи пенообразователя из пенобака.

Не выполнение операций по промывке пеносмесителя приводит к полимеризации и последующему затвердеванию пенообразователя в дозаторе!

  1. Провести действия, необходимые при завершении работы.

Подача воздушно-механической пены с установкой пожарного автомобиля на водоем

  1. Установить автомобиль у водоема с соблюдением мер безопасности.
  2. Присоединить всасывающие рукава и всасывающую сетку.
  3. Опустить рукава с сеткой водоем. Всасывающая сетка должна быть опущена не менее чем на 300 мм ниже уровня воды (во избежание подсоса воздуха), но не на дно.
  4. Проверить закрытие сливного краника, задвижек и пробкового крана пеносмесителя.
  5. Включить коробку отбора мощности.
  6. Выключить муфту сцепления из насосного отсека.
  7. Открыть вакуум — клапан «на себя» и включить подсветку.
  8. Включить газоструйный вакуум — аппарат.
  9. Рычагом дроссельных заслонок увеличить обороты двигателя до максимальных. (Слышан характерный шум работающего ГВА).
  10. При появлении воды в смотровом окне, сделать небольшую выдержку до прекращения выхода пузырьков воздуха, затем закрыть вакуум — клапан «от себя».
  11. Убавить частоту вращения двигателя до «холостого хода».
  12. Включить сцепление.
  13. Выключить ГВА.
  14. Рычагом дроссельных заслонок установить давление воды на манометре 1-1,5 кгс/см 2 .
  15. Открыть пробковый кран пеносмесителя.
  16. Установить стрелку дозатора на цифру, соответствующую количеству подаваемых пеногенераторов.
  17. Открыть кран на трубопроводе «пенобак — пеносмеситель».
  18. Плавно открыть напорную задвижку в рукавную линию.
  19. Увеличить давление до 6 кгс/см 2 .

После подачи пены, не отключая насоса:

  1. Снизить давление до 1,5 — 2,5 кгс/см 2 .

Закрыть кран подачи пенообразователя из пенобака.

Операции по промывке пеносмесителя!

  1. Открыть кран на трубопроводе «цистерна с водой — пеносмеситель».
  2. Провернуть маховичок дозатора пеносмесителя в любую сторону, совершив не менее 4 — 5 полных оборота.
  3. Убедиться, что из пеногенератора выходит чистая вода без признаков наличия пенообразователя.
  4. Закрыть пробковый кран пеносмесителя.
  5. Провести действия, необходимые при завершении работы.

Дополнения и пояснения

Как вы заметили, операции по подаче воздушно — механической пены, на первоначальном этапе, ничем не отличаются от операций по подаче воды, с установкой или без установки пожарного автомобиля на водоисточник. Но вместе с тем, при подаче воздушно-механической пены, необходимо еще более тщательно контролировать удаление воздуха из полости насоса до включения сцепления.

При наличии даже небольшого количества воздуха в полости насоса, при наличии пенообразователя, рабочее колесо насоса при вращении взбивает воздушно-механическую пену, которая заполняет свободное пространство .

Это может произойти и если промывка водопенных коммуникаций проведена некачественно, вода из насоса не слита.

ВАЖНО:

Наличие пенной пробки в полости насоса делают невозможным подачу воды или пены на тушение пожара!

На ее удаление при помощи газоструйного вакуум-аппарата или выбросом через напорные патрубки, требуется значительное время.

Видео про пожарные насосы

Пожарные гидранты являются важным элементом защиты зданий и всего имущества от пожара. Если произошло возгорание, то только быстрое тушение позволит минимизировать потери, а возможно, и спасти жизни людей. Поэтому крайне важно обеспечить безотказную работу гидранта и быстрый доступ к нему.

Поэтому для борьбы с огнем предусматривается строительство специального противопожарного водопровода. Забор воды из него осуществляется при помощи пожарных колодцев с гидрантами. Расстояние между этими колодцами определяет СНиП 2.04.02-84.

Общие сведения

Что такое гидрант

Конструктивно, данное устройство представляет собой обычный водопроводный хомут или затвор, который в боковом отводе имеет запорную аппаратуру, способную длительное время подвергаться давлению водопроводной системы. Кроме того, особенностью устройства является то, что оно на протяжении многих лет может не эксплуатироваться, и при этом сохранять свою работоспособность.

На верхнюю часть бокового отвода нанесена резьба, которая предназначенная для навинчивания водозаборного устройства. Как правило, резьбовую часть закрывают крышкой. Пожарная либо другая система водозабора подключается к устройству непосредственно перед эксплуатацией.

На сегодняшний день используются пожарные конструкции, которые соответствуют ГОСТу 8220 85. Они пригодны для подключения к централизованной водопроводной системе любого типа.

Установка гидранта в колодце осуществляется на специальной подставке, которая представляет собой стальной либо чугунный тройник, оборудованный монтажной площадкой. Само устройство фиксируется на водостойкой прокладке при помощи болтового соединения.

Принцип работы

При повороте штанги гидранта, она нажимает клапан и передвигает его вниз, чем открывает путь воде. Чтобы клапан открылся полностью, штанга должна провернуться на 360 градусов 15 раз.

Устройство приводится в рабочее состояние при помощи ключа пожарной колонки типа КПА, которая представляет собой винтовой механизм, оборудованный отводами для подсоединения рукавов. Надо сказать, что это оборудование может работать не только как самостоятельное противопожарное средство, но и источники питания для пожарных машин.

Обратите внимание! Конструкции, которые предназначены для , должны иметь обратный клапан в сливном отверстии, который обеспечивает герметичность от попадания грунтовых вод.

Основные правила

Прежде чем рассмотреть монтаж устройства, необходимо ознакомиться с правилами, регламентирующими это процесс:

  • Установка пожарных гидрантов в колодце должна выполняться на расстоянии 50-100 м до любой стены строения.
  • Диаметр водопровода должен составлять от 100 мм и более. Для сельской местности допускается диаметр не менее 75 мм.
  • Должна учитываться прокладка пожарных рукавов по твердой поверхности.
  • Расстояние между колодцами следует определять в соответствии с суммарным расходом воды на тушение пожара, пропускной способностью устройства и этажности здания.
  • Устройство должно располагаться на расстоянии не более 2,5 метров от края дороги, но, в то же время, не ближе 5 метров от стены здания.
  • Устройство устанавливается вертикально, при этом его осевая линия должна находиться не ближе 175 мм от стенки горловины люка.
  • Расстояние от люка до стояка должно составлять не более 40 см и не менее 15 см.
  • всегда должна быть закрытой. Открытие люка осуществляется при помощи специальных крючков.

Обратите внимание! При открытии крышки колодца, строго запрещается при этом курить, так как в колодце могут скапливаться горючие газы.

Установка пожарного гидранта

Сразу следует сказать, что установить гидрант своими руками достаточно тяжело, так как он имеет большой вес. К тому же, следует иметь в виду, что работа эта очень ответственная.

При установке гидранта, важно правильно подобрать его высоту, которая зависит от глубины прохождения трубопровода.

Высота может быть разной — от 1125 мм до 3500 мм, в зависимости от этого, может меняться и цена на оборудование.

На фото — тройник-подставка

Краткая инструкция по монтажу выглядит следующим образом:

  • В первую очередь монтируется подставка, которая должна располагаться строго вертикально. При этом следует обеспечить надежную ее фиксацию. Подставка может быть ввариваемой либо на болтах.
  • Затем на вмонтированную подставку, при помощи фланцевого соединения, устанавливается вертикальная стойка гидранта, которая оборудована сварным фланцем либо сварным фланцевым приловом. Герметичность обеспечивается специальной прокладкой из синтетической или модифицированной резины.
  • Для от заноса снегом, сверху следует установить специальную пирамидообразную конструкцию, обшитую изнутри пенопластом.

На этом монтажные работы завершены.

Вывод

Гидрант является крайне важным элементом, для обеспечения зданий пожарной безопасностью. Однако, чтобы устройство функционировало как положено и всегда было готова к экстренным ситуациям, необходимо строго соблюдать привила установки, которые приведены выше.

Дополнительную информацию по данной теме можно получить из видео в этой статье.

При установке пожарных автомобилей на водоисточники необходимо обращать внимание на согласованность действий водителя, пожарных и соблюдение ими правил техники безопасности. Водителю следует снимать всасывающие рукава только после того, как колонщик подойдет к насосу и будет подготовлен для снятия всасывающих рукавов, во избежание попадания рукавов не мешать им снимать заднюю рукавную катушку и выдвижную лестницу.

Отработку упражнений с использованием гидроэлеватора следует проводить на небольших расстояниях от цистерны до водоема. Воду забирают с небольшой глубины водоема, в дальнейшем расстояние и глубину его надо увеличивать.

При выполнении упражнений отделение строят - в одну шеренгу, между насосом и водоисточником, при работе с водоуборочным гидроэлеватором - у водоема фронтом к работающему расчету. Особое " внимание командир отделения должен обратить на действия водителя, от которого зависит регулирование подачи воды к гидроэлеватору и работающим стволам.

Установка колонки на гидрант. Для установки колонки на гидрант автомобиль ставят в 3- 3,5 м от гидранта насосом к нему. По команде "Колонку - ставь" пожарный берет с автомобиля крюк для открывания крышки колодца, подбегает к гидранту, подхватывает крюком ушко крышки и сильным рывком отбрасывает ее на землю. Крюк кладет на землю, опускается на колено, снимает крышку гидранта. Затем возвращается к автомобилю, открепляет колонку и подносит ее к гидранту, ставит на стояк гидранта, вращает колонку по ходу часовой.стрелки до отказа (рис. 10). Ручку центрального ключа берет обеими руками и плавно вращает против часовой стрелки (справа налево), в результате чего стояк гидранта и колонка наполняются водой.

Рис. 10. Установка колонки на гидрант

Для подачи воды от колонки в насос через всасывающие рукава или в напорную линию по команде "Воду - дать" пожарный открывает запорные вентили колонки. Вода поступает от колонки по всасывающим рукавам к насосу.

По команде "Колонку - убрать" пожарный берется обеими руками за ручку центрального ключа и вращением по ходу часовой стрелки (слева направо) закрывает клапан гидранта. Затем за патрубки колонки вращает колонку сплава налево до отказа, поднимает колонку вверх, подносит ее к автомобилю, укладывает в ящик. После этого возвращается к гидранту, закрывает откидную крышку стояка и крышку колодца гидранта.

Установка автонасоса (автоцистерны) на гидрант. Автомобиль устанавливается в 3-3,5 м от гидранта. Автонасос (автоцистерна) ставится на гидрант по команде "Автонасос (автоцистерну) на гидрант № (указать способ соединения насоса с гидрантом) - ставь".

При соединении насоса с колонкой двумя мягкими рукавами пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, затем берет два мягких рукава из ящика автомобиля и присоединяет их к патрубкам колонки, водитель отсоединяет заглушку, присоединяет водосборник к всасывающему патрубку насоса, присоединяет мягкие рукава к водосборнику. Затем пожарный наполняет стояк гидранта и колонку водой, открывает вентиль колонки, водитель готовит насос для подачи воды в напорную рукавную линию.

Пуск воды в рукавную линию от насоса производится по команде "Воду (указать давление) - дать". Водитель открывает вентиль сначала одного напорного патрубка насоса, затем другого и постепенно дает двигателю необходимую частоту вращения, доводя давление по манометру до величины, указанной в команде.

Прекращение подачи воды в рукавную линию производится по команде "Воду - остановить". Водитель переводит работу двигателя на малую частоту вращения, выключает сцепление двигателя с насосом и закрывает вентиль напорного патрубка насоса. Если необходимо временно остановить подачу воды, сцепление двигателя с насосом не выключается, двигатель переводят на малую частоту вращения и вентиль напорного патрубка насоса закрывают.

По команде "Отбой" автонасос (автоцистерна) снимается с водоисточника.

Установка автонасоса (автоцистерны) на водоем. По команде "Автонасос (автоцистерну) на водоем № (указать количество всасывающих рукавов) - ставь" водитель отсоединяет заглушку всасывающего патрубка насоса, становится на подножку автомобиля, освобождает крепление всасывающих рукавов. Пожарный подбегает к автомобилю, берет из ящика всасывающую сетку, с веревкой, относит их к водоему и кладет на землю, подбегает к автомобилю, останавливается против водителя и вместе с ним снимает (последовательно один за другим) всасывающие рукава, которые кладут на землю - один у насоса, второй - за первым в сторону водоисточника; водитель подбегает к насосу, поднимает рукав, присоединяет его к всасывающему патрубку и, заворачивает ключом до отказа головку. Пожарный поднимает обеими руками рукав, зажимает его коленями и присоединяет к нему сетку, затем водитель и пожарный соединяют рукава между собой и завинчивают головку. После этого пожарный берет сетку с концом рукава, разматывает веревку, опускает рукав в воду так, чтобы она покрыла сетку, и привязывает свободный конец веревки за любой ближайший предмет. Водитель готовит насос для подачи воды в рукавную линию.

Забор воды из открытого водоисточнику с помощью гидроэлеватора Г-600. По команде "Автоцистерну для забора воды из водоема (реки) при помощи гидроэлеватора - ставь" пожарный № 1 прокладывает рукавную линию Л от насоса к гидроэлеватору. Пожарный № 2 берет гидроэлеватор, подносит к водоему, присоединяет рукава к гидроэлеватору, опускает его в водоем, наблюдает за работой гидроэлеваторной системы. Пожарный № 3 прокладывает рукав Л от гидроэлеватора к автоцистерне. Пожарный № 4 опускает рукав Л в горловину цистерны и следит за уровнем воды в цистерне. Водитель готовит насос для забора воды и при полной готовности гидроэлеваторной системы включает в работу насос.

Установка пожарной насосной станции ПНС-110 на водоем. Расчет 3 человека - водитель, моторист-дизелист и пожарный. По команде "Пожарную насосную станцию на водоем - ставь" моторист-дизелист- включает дизель для прогрева, поднимается на кузов автомобиля, открепляет всасывающую сетку и передает ее пожарному. Пожарный принимает всасывающую сетку от моториста, относит ее на 8 м от насоса в сторону водоисточника, кладет на землю. Водитель снимает лебедку с автомобиля и готовит ее для установки на всасывающий патрубок. Моторист берет растяжки лебедки и закрепляет их за крючки. Затем водитель отвинчивает заглушки от всасывающего патрубка насоса, все трое вынимают правый по ходу автомобиля всасывающий рукав, моторист и пожарный поднимают конец рукава к патрубку насоса и поддерживают рукав так, чтобы при навинчивании рукава на всасывающий патрубок насоса не было перекосов, присоединяют его к всасывающему патрубку, водитель завинчивает ключом накидную гайку до отказа. Снимают второй рукав и кладут его между всасывающей сеткой и рукавом. Моторист и пожарный держат рукава, а водитель присоединяет накидную гайку одного рукава к штуцеру второго рукава. Далее моторист и пожарный соединяют всасывающую сетку с рукавом. Моторист держит рукав, пожарный- сетку, водитель соединяет сетку с рукавом.

Пожарный присоединяет трос лебедки к середине 2-РО всасывающего рукава. Водитель и моторист при помощи лебедки поднимают всасывающий рукав и сетку "на нужную высоту для забрасывания сетки в водоем.

Затем водитель садится в кабину, подает автомобиль задним ходом к водоему. Моторист и пожарный наблюдает за движением автомобиля и рукавов, после чего моторист и пожарный при помощи лебедки опускают всасывающую сетку в водоем на глубину не менее 1 м. Водитель готовит насос для забора воды. По команде "Отбой" пожарная насосная станция снимается с водоема. Производятся действия, обратные установке станции на водоем.

Установка переносной и прицепной мотопомп на водоем с подачей воды. Переносную пожарную мотопомпу устанавливает на водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный по команде "Мотопомпу (указывается место) - ставь". Моторист и пожарный снимают с автомобиля мотопомпу;

переносят ее и устанавливают у водоема, возвращаются к автомобилю, берут всасывающий рукав и сетку, соединяют их между собой и присоединяют рукав к мотопомпе. Пожарный опускает рукав с сеткой в водоем. Моторист работает на мотопомпе.

Прицепную мотопомпу устанавливает на - водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный по команде "Мотопомпу на водоем - ставь". Моторист и пожарный отсоединяют мотопомпу от автомобиля; пожарный присоединяет всасывающую сетку к всасывающему рукаву и опускает в водоем, моторист присоединяет всасывающий рукав к всасывающему патрубку и работает на мотопомпе.

Пуск воды в рукавную линию производится по команде "Воду (указывается давление) -дать". Водитель (моторист) заводит мотопомпу, забирает воду, повышает давление, открывает вентиль напорного патрубка насоса и постепенно повышает давление, указанное в команде.

Изменение давления в рукавной линии регулируется соответствующими командами "Давление три (четыре, пять) и т. д. - дать". Водитель (моторист), регулируя работу двигателя и наблюдая за манометром, уменьшает или увеличивает давление в насосе. Прекращение подачи воды в рукавную линию производится по команде "Воду - остановить". Моторист переводит работу двигателя на малые обороты, выключает сцепление двигателя с мотопомпой и закрывает вентиль напорного патрубка насоса. &о команде "Мотопомпу - убрать" моторист останавливает двигатель мотопомпы, пожарный отсоединяет всасывающий рукав и убирает его.

Loading...Loading...