Возникновение и развитие международного права. Краткий очерк становления и развития международного права

История науки международного права неотделима от истории самого международного права. Вместе с тем, наука международного права как система теорий, идей и взглядов развивалась по своим внутренним законам, подчиняясь собственной логике. Международно-правовая доктрина более субъективна, чем само международное право, так как в большей степени подвержена воздействию личностных и психологических факторов. Существенным является и то, что наука международного права как самостоятельная отрасль научного знания сформировалась значительно позже международного права как совокупности норм и принципов, регулирующих международные отношения. Достаточно долгое время международно-правовые воззрения отдельных мыслителей были лишь частью их общих социально-политических взглядов.

В древности практически вся международно-правовая доктрина в той или иной степени касалась войны и средств её ведения. Рассуждения о войне можно встретить у Аристотеля, Геродота, Платона, Плутарха и других древнегреческих мыслителей, которые в своих трудах отразили антагонизм между греками и варварами. Право Древнего Рима носило ярко выраженную цивилистическую окраску, поэтому римские юристы практически никак не затрагивали в своих трудах международно-правовые аспекты. Однако уже у Цицерона есть рассуждения о справедливых и несправедливых войнах и осуждение последних. В целом римские мыслители способствовали проникновению идей естественного (вытекающего из самой природы) права в международные отношения, что впоследствии оказало огромное влияние на формирование современного международного права.

Естественно-правовое направление доктрины международного права было представлено в Средние века Фомой Аквинским, который рассматривал межгосударственные отношения как часть божественного порядка, присущего природе в целом. Фома Аквинский, вслед за Августином Блаженным, подразделял войны между государствами на справедливые и несправедливые. Оба средневековых мыслителя указывали в своих трудах на критерии справедливой войны: самооборона, неисполнение противником своих договорных обязательств и другие. Августин Блаженный в своем труде “О граде божьем” обосновал необходимость строгого соблюдения всеми государствами международных договоров.

В 1576 году француз Ж. Боден издает своё знаменитое произведение “Шесть книг о республике” , где впервые в истории международно-правовой мысли формулируется понятие суверенитета как абсолютного права монарха осуществлять юридическую власть в государстве. Несколько позже международно-правовая доктрина признала суверенитет неотъемлемым свойством каждого государства. В ХVI веке впервые появляются научные труды, целиком или преимущественно посвященные вопросам международного права. Среди них можно назвать работы А. Джентили “О посольствах” 1585 года (в ней отстаивается идея иммунитета иностранного посла от уголовного преследования в стране пребывания) и “Право войны” 1598 года, где утверждается, что война допустима только при наличии у воюющих сторон уважительных причин. Наконец, в 1625 году появляется первый труд, в котором была сделана попытка систематизировать все вопросы, касающиеся действующего в то время международного права. Речь идёт о работе Гуго Гроция “О праве войны и мира” - самом известном произведении средневековой доктрины международного права. Гуго Гроций указывал на двойственную природу международного права: с одной стороны, в его основе лежит общая воля государств, основанная на обычае или договоре, с другой стороны - межгосударственные отношения необходимо отражают естественный (божественный) порядок. Можно сказать, что мыслитель положил начало делению права на естественное и позитивное, благодаря чему позже сформировались две основные правовые школы - естественно-правовая и нормативная (позитивно-правовая). Многие ученые считают, что появление труда “О праве войны и мира” свидетельствует о появлении науки международного права в её классическом понимании.


В ХVIII веке естественно-правовое направление науки международного права отстаивали Х. Вольф, С Пуффендорф (Германия) и другие ученые, а позитивно-правовое - К. Бинкерсхук (Голландия), Р. Зеч (Англия). С другой стороны, швейцарский учёный Э. Ваттель в своём произведении “Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов” (1758 год) утверждал, как и Г. Гроций, что международное право включает в себя как естественное, так и позитивное начало, причём естественное право уравнивает все народы и государства независимо от их численности, территории и военной мощи. Немецкий учёный Г. Ф. Мартенс теоретически обосновал деление позитивного международного права на обычное и более распространенное в Европе конвенционное (договорное). В конце ХVIII века Г. Ф. Мартенс издал “Собрание договоров о союзе” - один из первых сборников международных соглашений, состоявший из восьми томов. Самым же первым систематизированным сборником считается выпущенный Г. В. Лейбницем “Кодекс дипломатии и международного права”, вышедший в 1693 году.

Следующая веха в истории международно-правовой науки - формирование международного права как академической дисциплины, преподаваемой в высших учебных заведениях. В XIX веке соответствующие курсы начинают читаться в Германии (Й. Клюбер, А. Гефтер, Ф. Лист, Ф. Гольцендорф), в Англии (Р. Филлимор, Т. Твисс), во Франции (Ж. Рейневаль), в США (Г. Уитон, Дж. Кент) и т.д.

В период между двумя мировыми войнами на доктрину международного права существенное влияние оказывали идеи советской международно-правовой школы , яркими представителями которой были В. Э. Грабарь, В. Н. Дурденевский, С. Б. Крылов, Д. Б. Левин и другие. Именно советское государство последовательно отстаивало международно-правовое запрещение агрессивных войн, колониализма, аннексий, контрибуций, признание права наций и народов на самоопределение, защиту социальных прав и свобод человека.

В ХХ веке наука международного права превратилась в самостоятельную отрасль правовой науки со всеми присущими ей атрибутами: научными направлениями, школами, печатными изданиями, организационными структурами (кафедрами, институтами и др.). Международно-правовая наука, по-прежнему испытывая огромное влияние со стороны международной практики, стала, в свою очередь, активно воздействовать на действующее международное право. В частности, прогрессивное развитие международного права (в отличие от кодификации, “опережающее” действующие нормы) является заслугой учёных, активно внедряющих свои концепции и теории в международные отношения. Признание огромной роли доктрины международного права выражается, в частности, в том, что её представители неизменно являются членами Международного Суда ООН. Советская школа международного права была представлена в прошлом столетии такими именами, как И. П. Блищенко, В. С. Верещетин, А. Л. Колодкин, Ю. М. Колосов, И. И. Лукашук, С. В. Молодцов, Г. И. Тункин, Н. А. Ушаков и многими другими.

Что касается казахстанской науки международного права , то она в качестве самостоятельной научной школы находится на этапе становления. Лишь в конце прошлого века в Казахском национальном университете имени аль-Фараби была создана кафедра международного права, открыта специальность “международное право” и осуществлен первый выпуск специалистов в данной области. Основоположником казахстанской школы международного права по праву считается доктор юридических наук, профессор М. А. Сарсембаев. В настоящее время научные исследования в области международного права ведутся такими учёными, как Ж. О. Кулжабаева, С. Ж. Айдарбаев, Ж. М. Аманжолов, М. С. Досымбекова, Ж. Т. Сайрамбаева, А. А. Салимгерей и другими.

Контрольные вопросы

1.Каковы основные подходы к периодизации истории международного права?

2.Каковы отличительные признаки международного права древности?

3.Почему международное право в средние века носило региональный характер?

4.Когда появились первые постоянные посольства?

5.В чём сущность современного международного права?

6.Назовите основных представителей науки международного права в Средние века.

7.Чем различаются естественно-правовая и позитивно-правовая концепции международного права?

Литература

Баскин Ю. А., Фельдман Д. И. История международного права. - М., 1990.

Грабарь В. Э. Материалы к истории литературы международного права в России (1647-1917). - М., 1958.

Коровин Е. А. История международного права. Вып. 1. - М., 1946.

Левин Д. Б. История международного права. - М., 1962.

Сарсембаев М. А. Международное право. - Алматы, 1996.

Сарсембаев М. А. Международное право в истории Казахстана и Средней Азии. - Алма-Ата, 1991.

Основной формой современного общества является государство. Государство осуществляет регулирование общественных отношений с помощью специального аппарата. Эта система правил поведения человеческого общества и норм публичного управления образует государственное право. Различные группы людей взаимодействовали между собой на самых ранних этапах возникновения общественной жизни, начиная с эпохи первобытно-общинного строя. Межплеменные отношения с возникновением государств сменялись межгосударственными отношениями. И эти отношения регулировались определенными нормами поведения. В римском праве система правовых норм именовалась правом народов. В средние века правила международных отношений. На каждом историческом этапе международное право отражает объективные факторы общественного развития. Главной особенностью международного права является то, что оно регулирует исключительно межвластные отношения между государствами. Здесь задействован древнеримский постулат (равный над равным власти не имеет). Отдельные исключения из этого правила возникают лишь в xx веке. История международного права неразрывно связана с историей человеческой цивилизацией. В истории международного права вопрос о ее периодизации является наиболее сложным и спорным. Процесс формирования международного права тесно связан с переломными моментами истории. В связи с этим можно дать такую периодизацию истории международного права: международное право в древности; международное право в средние века (с v в. до Вестфальского мира 1648, завершившего тридцатилетнюю войну). В этой войне были задействованы Швеция, Франция и Германия. Было заключено два договора, по которому каждое государство получило свои определенные земли. К новому времени международное право 1648 года до Венского конгресса 1815 года, когда завершается эпоха наполеоновских войн, с 1815 до окончания Первой мировой войны и Версальского мирного договора 1919 года, с 1919 года до завершения Второй мировой войны и создания в 1945 году ООН. Каждый исторический период накладывал свой отпечаток на международное право и являлся определенной вехой в его развитии.

Возникновение первых государств относится к концу четвертого – началу третьего тысячелетия до н.э. Вступление первых государств в отношения между собой привело к образованию международно-правовых норм. В основе этих норм в древности лежали обычаи, которые регулировали отношения между племенами. Такие обычаи на протяжении столетий оставались основным источником международного права. Следует иметь в виду, что как в древние времена, так и в последующие на развитие международного права большое влияние оказывали войны. Для регулирования своих отношений заключали договоры вначале в устной форме, а с появлением письменности в письменной форме. Наибольшую известность получил договор, заключенный в 1926 году до н.э. между египетским фараоном Рамзесом вторым, которым устанавливался военный союз: в случае нападения какого-либо врага на владения договаривающихся сторон они обязывались оказать военную помощь друг другу. Нарушителю договора грозили страшные небесные кары. В первом тысячелетии до н.э. большую роль в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке играли такие государства, как Ассирия, Вавилон, Персия, Урарту.



В этом же тысячелетии возникли государства в Древнем Китае и Древней Индии. Согласно исторических памятников, древнекитайские государства поддерживали регулярные дипломатические связи, заключали международные договоры. Так, на одном из съездов (5в до н.э.) был заключен договор о мирном разрешении споров. На международные связи древнеиндийских государств большое влияние оказывали законы Ману, которые представляли собой свод различных постановлений относительно политики, ведения переговоров, способ ведения войны. Особое значение придавалось правилам ведения войны, различались справедливые и несправедливые войны. В 8 веке до н.э. возникли древнегреческие города государства (полисы). В Древней Греции считалось, что только греческие государства и их колонии подпадают под действие права и только греки считались полноправными гражданами, а не греки относились к варварам. Греческие города полисы заключали между собой договоры союзы двух видов – религиозно-политические и военно-политические.

Греческие города полисы выработали определенные правила, касающиеся войн: о начале войны необходимо объявить официально, запрещалось отравленное оружие. Пленных обращали в рабство, правомерным считалось даже убийство женщин, детей, стариков. Однако, укрывающихся в храмах запрещалось убивать. Древняя Греция рассматривала войну как крайнее средство. В трудах древнегреческих философов и историков (Аристотель, Ксенофонт, Платон, Плутарх) можно встретить отдельные рассуждения по вопросам международного права, особенно таким, как война, правовое положение пленных, отношения между греками и варварами.

Значительна роль в становлении международного права принадлежит Древнему Риму, на международную практику которого оказала влияние Древняя Греция. Древний Рим осуществлял свои отношения с другими государствами с помощью коллегии жрецов-фециалов, на которую возлагались функции объявления войны, заключения мира, договоров, предъявление претензий иностранным государствам. Все войны, которые вели римляне, считались справедливыми, т.к. они заблаговременно объявляли о начале войны, захваченные города, жители и все имущество считалось законной добычей, а пленных или убивали, либо обращали в рабство. Римляне не допускали применения отравленного оружия.

В древнем Риме и древней Греции существовал институт покровительства иностранцам. Были назначены специальные лица преторы. В результате деятельности преторов появились привила, которые применялись ко всем лицам –как к римлянам, так и к иностранцам. В эту эпоху в Европе возникали понятия «международного права». Древний мир осуществлял свои связи с иностранными государствами с помощью посольств. Римское право оказало большое влияние на последующее развитие правовой науки, в том числе и международного права.

В 476 году пала Западная Римская империя. На смену ей пришли европейские государства, которые возникали еще до падения Рима. Процесс становления европейских государств завершился к 9 веку и сменился периодом феодальной раздробленности, который продолжался до появления абсолютистских монархий. На Ближнем и Среднем Востоке возник арабский халифат. Большую роль на европейском континенте играло христианство. Оно оказывало смягчающее влияние на суровые международные отношения, ограничивало царящий в те времена произвол. Римское право обусловило развитие ряда институтов международного права, касающихся способов приобретения территории, международных договоров. Договоры заключаются не только по вопросам, связанным с окончанием войны или передачей территории, но и относящимся к развитию и укреплению международных, политических и торговых отношений. Основным средством являлась торжественная религиозная клятва, сопровождавшаяся целованием креста и Евангелия. Нарушителю договора грозили возможность интердикта (полное или частичное временное запрещение совершать богослужение и религиозные обряды). Однако религиозная клятва становилась со временем недостаточной, и государства начв ли прибегать к таким мерам, к поручительству третьей стороны (чаще всего Папы римского).

В 9 веке появляется Древнерусское государство. Его международная практика не отличалась от западно-европейских государств. В частности это относится к войнам, договорам, положению пленных и т.д. Появляется понятие суверенитета. Под суверенитетом понималась абсолютная и постоянная власть монарха. Она проявляется: в издании законов, в решении вопросов войны и мира; в назначении должностных лиц. В 17 в понятие суверенитета признается необходимым юридическим свойством государства.

1648 год знаменуется заключением Вестфальского мира, завершившего тридцатилетнюю войну в Европе (1618-1648г.г.), которая была вызвана религиозными причинами. Были заключены два договора. Договор признал равенство вероисповеданий католического и протестантского. Были признаны суверенитеты всех государств, втянутых в эту войну. Независимая Швейцария и Нидерланды. Вестфальский договор заложил основу классического международного права, которое формировалось в последующие столетия. Развитие международного права в этот период непосредственно связано с идеей равноправия государств и понятием суверенитета. В посольском (дипломатическом) праве утвердился принцип неприкосновенности посла, консулы также имели особое положение. Правовое положение консулов и их функции закрепляются в международных договорах. Среди договоров этого периода выделяются договоры о торговле и мореплавании, которые касались правового положения иностранцев. Было признано, что открытое море находится в общем пользовании, что привело к закреплению принципа свободы открытого моря. Значительной вехой в развитии законов и обычаев морской войны стала Декларация о вооруженном нейтралитете, с которой в 1780 году выступила Россия. В ней выдвигались следующие принципы права морской войны: свобода плавания нейтральных кораблей, запрет захвата на нейтральных судах собственности.

Революция во Франции 1783-1793 года оказала существенное влияние на развитие международного права. Развитие экономики и технический прогресс привели к созданию международных организаций. Для разрешения международных споров государства часто прибегали к международному арбитражу. Известны арбитражные решения споров между Великобританией и США в 1870 году по делу крейсера «Алабама».

Формирование классического международного права начиналось с Вестфальского мира. Характерная его черта формирование преимущественно как права европейских государств. В 19 столетии сложилась наука международного права. Во многих странах появляются курсы международного права: в Великобритании, во Франции, в США, в Италии и др.

Первая мировая (1914-1919) война и заключенный по ее окончании Версальский мирный договор не только изменили политическую карту мира, но и оказали существенное влияние на развитие международного права. В 1917 году в результате Великой октябрьской социалистической революции появляется советская Россия, которая в первые дни своего существования выдвинула политические и международно-правовые идеи, оказавшие влияние на международное право. Эти идеи касались таких международно-правовых вопросов, как запрет агрессивных и колониальных войн, аннексий (насильственный захват территорий) и контрибуций (платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу победителя),признание права народов на самоопределение.

Период 1991-1939 годов характеризуется тем, что государства осознавали необходимость запрещения агрессивной войны. Усилия Советского Союза в 1993 году увенчались успехом. В 1926 году делаются определенные шаги в области обеспечения прав человека – запрет рабства. Образование в 1945 году ООН положило начало современному международному праву. Поскольку главной задачей международного права является обеспечение международного мира и безопасности, основным средством для осуществления этой задачи выступает ООН. Заслуги ООН в области поддержания мира значительны. Современное международное право отличается по ряду признаков от классического. Субъектами международного права признаются все государства, а не только цивилизованные, как это предусматривалось классическим международным правом. Право государств на войну запрещено, только мирные средства разрешения международных споров. Осуществлена кодификация многих отраслей международного права, например дипломатического и консульского права, права международных договоров, международного морского права.

Большое внимание вопросам международного права уделялось России. Появляются общие курсы и учебники по международному праву, так работы посвященные отдельным вопросам. Необходимо заметить, что расцвет российской науки международного права падает на вторую половину 19 столетия. Появляется целая плеяда выдающихся юристов-международников: Капустин, Незабитовский, Ивановский, Овчинников, Грабарь, Казанский и др. Труды этих ученных сыграли значительную роль в становлении отечественной науки международного права и оказали влияние на развитие науки международного права.

Бытует мнение о том, что в международных отношениях сила доминирует над правом. Это мнение ошибочно, поскольку отдельные факты силового решения вопросов в международной жизни не могут образовать общего правила.

Один из основателей науки международного права Гуго Гроций еще в 1625 году писал в своем труде «О праве войны и мира»: « Народ нарушающий право естественное и право народов, подрывает основу своего собственного спокойствия в будущем». Международное право – средство дальнейшей демократизации современной системы международных отношений.

Идеал будущего превращение международного права в истинный кодекс поведения всех народов.

Ключевые термины и понятия

Периодизация истории международного права; амфиктионии; симмахии; институт "проксений"; правила, касающиеся войн; третейское разбирательство; жреческая коллегия фециалов; институт покровительства иностранцам; praetor peregrinus; jus gentium – "общее для народов право"; естественное право; режим капитуляций; институт каперства; мирные способы разрешения международных споров; суверенитет; обычаи; принцип наибольшего благоприятствования; цессия; первичное занятие (оккупация); колонизация территории; нейтралитет; право открытия "ничейной" территории; плебисцит; международные административные союзы; право на войну.

Вопрос о возникновении международного права и периодизации его истории

История международного права неразрывно связана с историей международных отношений, с историей человеческой цивилизации, возникновением так называемых центров человеческой цивилизации. К таким центрам в древности относились районы Древнего Китая, Древней Индии, долины рек Нила, Тигра и Евфрата, Греция и Рим. По мере развития человеческого общества появлялись и иные центры международной жизни в других районах пашей планеты (Африки, Азии и др.). Государства, которые располагались в таких центрах, поддерживали разнообразные отношения между собой. Необходимость поддержания межгосударственных отношений и привела к возникновению международно-правовых норм.

Международно-правовые нормы, регулировавшие отношения государств, расположенных в таких центрах, носили преимущественно двусторонний характер; наряду с ними существовали и нормы, которые носили региональный характер. Общее в развитии государств предопределило появление сходных международно-правовых норм.

Ряд международно-правовых норм, которые возникли в глубокой древности, претерпели изменения и вошли в современное международное право, например, некоторые нормы, относившиеся к дипломатическому праву и к праву международных договоров.

В истории международного права вопрос о ее периодизации является сложным. Хотя периодизация истории международного права неотделима от периодизации истории международных отношений, первая имеет свои особенности, обусловленные тем, что процесс возникновения, развития и формирования международно-правовых норм тесно связан с переломными моментами истории. В связи с этим можно дать такую периодизацию истории международного права: международное право в древности; международное право в средние века (с V в. до Вестфальского мира 1648 г., завершившего Тридцатилетнюю войну); и международное право в Новое время. Последний период можно разделить на международное право с 1648 г. до 1815 г., которым завершилась эпоха наполеоновских войн; с 1815 г. до окончания Первой мировой войны и заключения Версальского мирного договора; с 1919 г. до завершения Второй мировой войны и создания Организации Объединенных Наций; современное международное право.

Начало формирования научных представлений о правилах поведения, призванных регулировать взаимоотношения субъектов не в рамках отдельно взятого государства, а между различными участниками международного общения, чаще всего связывают с периодом конца Средневековья - началом Нового времени. «Возраст» науки международного права, объединяющей множество самых разнообразных по своей природе и предметной направленности учений, теорий, концепций, подходов, идей, насчитывает, по меньшей мере, несколько столетий.

Вместе с тем существовали и иные взгляды на периодизацию истории научного знания о международном праве. Так, например, известный русский ученый Н.А. Захаров в начале прошлого столетия выделял четыре основных этапа в развитии международно-правовой науки: подготовительный (до XVII в.), естественно-правовой (XVII в.), позитивистский (XVIII в.) и историко-правовой (XIX - начало XX вв.).

И все же, по нашему мнению, говорить о существовании в эпоху Древнего мира, как и в период Средневековья, науки международного права в ее современном понимании вряд ли уместно. Как совершенно справедливо отмечает А.А. Мережко, в доантичный период зачатки доктрины международного права существовали главным образом в форме мифологии, в период античности - в форме философии, а в эпоху Средневековья - в форме теологии, и только к началу XVII в. международно-правовая наука, наконец-то, обрела самостоятельность и независимость от теологии.

Предмет международно-правовой науки весьма обширен. Как отмечает профессор П.Н. Бирюков, данная наука занимается исследованием сущности и закономерностей развития норм международного права, изучением источников, в которых они зафиксированы, определением причин принятия тех или иных международно-правовых норм, их целевого назначения, особенностей, эффективности действие, характера взаимосвязи с иными международными нормами (морали, вежливости и др.) и внутригосударственным правом, выявлением сущности конкретных институтов и отраслей международного права, анализом их развития.

«Отцом» международно-правовой науки принято считать известного голландского юриста, философа и общественного деятеля Г. Гроция (1583-1645), являвшегося одним из основоположников теории естественного права. Широко известны такие его научные труды, как «Свободное море» (1609) и «О праве войны и мира» (1625). Последний из названных трудов, состоящий из трех книг, считается первым систематическим изложением действовавшего в тот период времени международного права. Помимо проблем морского права, а также вопросов войны и мира, в трудах Г. Гроция значительное внимание было уделено международным договорам, дипломатической практике государств, институту нейтралитета.

Следует отметить, что Г. Гроций, несмотря на указанный выше «отцовский» статус, оказался далеко не первым из тех, кто в своих философских размышлениях о судьбах мира затронул в том числе и международно-правовую проблематику. Различие, сохранявшееся между jus civile (нормы, создаваемые государством исключительно для себя) и jus gentium (правила, установленные среди всех людей всеми государствами и контролируемые последними), послужило основой для того, чтобы теологи и правовые мыслители Средневековья выдвинули идею о существовании универсального права, применимого ко всем государствам.

Среди предшественников Г. Гроция можно, в частности, назвать таких известных испанских профессоров теологии, как Виториа (1480-1546), работы которого касались международного права («Об индейцах» и «Право войны, созданное испанцами в борьбе с варварами») и Ф. Суарез (1548-1617), опубликовавшего в 1612 г. фундаментальный труд под названием «Трактат о законах и Боге как законодателе».

Еще один предшественник Г. Гроция - итальянский протестант А. Джентили (1552-1608), бежавший от религиозного преследования в Англию и ставший впоследствии профессором права в Оксфордском университете - также издал две трехтомные работы, получившие достаточно широкую известность: «Три книги о посольствах» (1585) и «Три книги о праве войны» (1598).

Именно в период жизни и творчества Г. Гроция были заложены основы формирования двух научных школ (направлений), представители которых расходились во взглядах на природу и сущность «права народов»: школы естественного международного права (естественно-правовое направление) и школы позитивного международного права (юридический позитивизм). В то же самое время начало формироваться третье, компромиссное научное направление (так называемая «гроцианская» школа), представители которого заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами».

Естественно-правовой подход (jus naturale) является наиболее древним, имеет давние исторические корни. Его сторонники, отрицая самостоятельный характер «права народов», рассматривали последнее в качестве составной части естественного (высшего) права, тесно связанного с религией. Источником «права народов» они считали законы природы (на более раннем этапе), а также человеческий разум (в более позднее время).

Одним из наиболее ярких представителей данного направления являлся известный немецкий юрист Самюэль фон Пуфендорф (1632-1694), которого считают создателем новой системы юриспруденции. В 1660 г. он опубликовал «Две книги об элементах универсальной юриспруденции», привлекшие значительное внимание, вследствие чего он был назначен профессором доселе неизвестного естественного и международного права в Университет Гейдельберга, став, таким образом, первым в истории профессором международного права. В 1672 г. С. фон Пуфендорф издал фундаментальный труд «О праве природы и народов», где обосновывал идею о том, что «основу международного права составляют вечные истины, проистекающие из заповедей Бога и законов разума».

Среди последователей С. фон Пуфендорфа, отстаивавших естественно-правовую природу международного права, наиболее широкую известность получили немец К. Томазий (1655- 1728), главный труд которого «Основы естественного права» вышел в свет в 1705 г., француз Ж. Барбейрак (1674-1744), англичанин Р. Филлимор (1810-1885), шотландец Д. Лоример (1818-1890) и др. В XX в. сторонниками идей естественного права являлись такие авторитетные юристы-международники, как англичанин Л. Брайерли (1881-1955) и австриец А. Фердросс (1890-1980).

Представители позитивистской школы международного права, оппонируя приверженцам естественно-правового подхода, считали, что любое позитивное (т.е. действующее, существующее) право, в том числе «право народов», проистекает (имеет свои корни) из обычая или договоров. По их мнению, международное право есть результат соглашения между государствами, и именно воля последних, зафиксированная в таком соглашении, является источником обязательной силы «права народов». Как утверждали «позитивисты», право, в том числе международное, должно изучаться таким, какое оно есть, и является действительным, а также обязательным исключительно в силу своей формы. Некоторые наиболее радикальные представители данного направления вообще отрицали существование естественного права как такового.

Одним из основоположников позитивистской школы международного права был современник Г. Гроция - известный английский юрист, профессор Оксфордского университета и последователь А. Джентили, судья Адмиралтейского суда Р. Зеч (1590-1660). В 1650 г. вышел в свет его фундаментальный труд «Объяснение права и юридической процедуры войны и мира, или право между народами», который считается первым систематическим и объемным исследованием всего предмета «права народов», т.е., по сути, первым учебником по международному праву. В своей книге Р. Зеч, опираясь на идеи юридического позитивизма, отстаивал тезис о том, что в основе обычного (традиционного) поведения государств лежит разум, руководствуясь которым они (т.е. государства) добровольно подчиняются нормам права. Помимо исследования вопросов права войны и мира в упомянутой работе также весьма подробно и обстоятельно проанализированы само понятие международного права, проблематика урегулирования споров между государствами, правовые конструкции, связанные с причинением и возмещением ущерба в межгосударственных отношениях.

Другим, не менее известным представителем позитивистского направления в науке международного права, был выдающийся голландский юрист, член, а также на протяжении двух десятилетий - вплоть до своей смерти в 1743 г. -- глава Верховного суда Нидерландов К. ван Бинкерсгук (1673-1743). В ряде своих работ, посвященных общим вопросам международного права, морскому и посольскому праву, этот видный ученый, опираясь на практику межгосударственных отношений, отстаивал точку зрения, согласно которой международным правом является лишь то, в отношении чего государства согласились об обязательном характере. В связи с этим основными источниками «права народов», по мнению К. ван Бин- керсгука, являлись договоры и обычай.

Среди других представителей позитивистской школы можно отметить немецких юристов С. Рахеля (1628-1691), выступавшего за то, чтобы рассматривать международное право в качестве отдельной, самостоятельной юридической науки, И. Текстора (1637-1701), делившего «право народов» на первичное (непосредственно диктуемое разумом) и вторичное (возникающее в виде обычая естественным путем)1. Позитивист- кои теории придерживались немецкие ученые: И. Мозер (1701- 1785), признававший только позитивное международное право и полагавший, что естественное право вообще не имеет значения для государств, так как его нормы не могут быть надлежащим образом выявлены и записаны, Г. фон Мартене (1756-1821 гг.), ограничивавший территориальную сферу действия международного права исключительно Европой и отрицавший его универсальный характер.

Представителями позитивистской школы были англичанин И. Вентам (1748-1832) - родоначальник теории утилитаризма и автор термина «международное право», считавший естественное право фикцией, швейцарец И. Блюнчли (1808-1881) - основатель Института международного права (1873), рассматривавший международное право в качестве мирового порядка, связывающего, хотя и различные, но, тем не менее лишь «цивилизованные» государства.

В конце XIX в. и в XX в. поборниками юридического позитивизма, часто называемого «неопозитивизмом», являлись такие известные юристы-международники, как немцы Ф. фон Лист (1851-1919) и Г. Трипель (1868-1946), англичанин Л. Оппенгейм (1858-1919), итальянец Д. Анцилотти (1867- 1950), американец австрийского происхождения Г. Кельзен (1881-1973) - автор так называемого «чистого учения о праве» и др.

Представители «гроцианской» школы международного права, как уже было отмечено выше, заняли промежуточную позицию между «естественниками» и «позитивистами». Их подход можно назвать компромиссным: они утверждали, что «право народов» проистекает как из природы, так и из воли государств, следовательно, и естественное, и позитивное (обычное и договорное) право одинаково важны и должны быть включены в международное право. По мнению основоположника данного научного направления Г. Гроция, право народов имеет двойственный характер, сочетая в себе оба начала: jus naturale и jus voluntarum. В частности, Г. Гроций придерживался мнения, что, с одной стороны, естественное право - это, собственно, и есть право, источником которого является разумная природа человека как социального существа, однако, с другой, позитивное право также является правом постольку, поскольку не противоречит разумной человеческой природе и естественному праву.

Одним из наиболее ярких представителей «гроцианской» международного права является известный швейцарский юрист и дипломат Э. де Ваттель (1714-1767), считающийся «отцом» доктрины равенства государств, их суверенитета и независимости, а также автором термина «право народов» -

В 1758 г. он опубликовал фундаментальный труд «Право народов, или Принципы естественного права, применяемые к поведению и делам наций и суверенов», в котором попытался обосновать особый, самостоятельный характер международно-правовой науки. В своей работе Э. де Ваттель делит «право народов» на три составные части (необходимое, добровольное и договорное), подробно анализирует правовую природу государств (наций), а также их взаимоотношения как в мирное, так и в военное время, исследует правовое положение дипломатических представительств, формулирует учение о гражданстве 2. Этот труд Э. де Ваттеля неоднократно переиздавался и на протяжении целого ряда десятилетий являлся настоящим бестселлером. Его постоянно цитировали, и на него опирались в своих научных изысканиях как современники автора, так и его последователи -- вплоть до конца XIX в. На эту работу неоднократно ссылался в своих решениях Верховный Суд США (последний раз - в 1887 г.).

Среди других представителей «гроцианской» школы международного права наибольшую известность получили немец X. Вольф (1679-1754) -- основоположник учения об основных правах и обязанностях государств, а также французы Ж.-Ж. Бурламаки (1694-1748) и А. Бонфис (1835-1897). В XX в. одним из сторонников данного научного направления являлся авторитетный английский юрист-международник, профессор Кембриджского университета и судья Международного Суда ООН, автор оригинальной идеи создания мировой федерации X. Лаутерпахт (1897-1960).

Помимо рассмотренных выше научных школ («естественники», «позитивисты», «гроцианцы») можно выделить еще одно направление в международно-правовой доктрине, сформировавшееся преимущественно в XIX в. Представители этого направления занимали особую позицию, придерживались специфических взглядов на природу и сущность международного права. Чаще всего это научное направление называют нигилистическим, несмотря на то, что его сторонники, по сути, находились на крайнем фланге позитивизма, в силу чего иногда именовались «крайними» или радикальными позитивистами.

«Нигилисты» отрицали юридическую силу международного права, признавая за последним лишь моральный авторитет. По их мнению, обязательная сила международного права абсолютно исключена по причине того, что является несовместимой с государственным суверенитетом. Соответственно нормы международного права, как они полагали, представляют собой исключительно моральные предписания, т.н. «правила мудрости».

Наиболее яркими представителями данного подхода были, в первую очередь, английский юрист Дж. Остин (1790-1859), положивший начало целому научному направлению, именуемому «остинианством», немецкие правоведы А. Лассон (1832- 1917) и братья Цорн.

Значительный вклад в развитие науки международного права внесли российские ученые-юристы дореволюционной эпохи. В их числе В.Ф. Малиновский (1765-1814), издавший в 1803 г. книгу «Рассуждения о мире и войне», в которой был предложен один из первых в истории проектов учреждения международной организации для обеспечения мира, Д. И. Каченовский (1827-1872), известный благодаря изданному им в 1863-1866 гг. «Курсу международного права», а также трудам, посвященным источникам («памятникам») международного права и международному морскому праву. Одним из первых обратил внимание на необходимость уважения и защиты прав человека В.А. Незабитовский (1824-1883). Российский ученый А.Н. Стоянов (1831--1907) в 1875 г. опубликовал фундаментальный труд «Очерки истории и догматики международного права», в котором основное внимание уделил исследованию способов решения международных конфликтов.

Вклад в развитие международного права внесли российские ученые Ф.Ф. Мартене (1845-1909), по праву считающийся отцом» международного гуманитарного права, JI.A. Камаров- ский (1846-1912), посвятивший свои основные работы (об универсальности международного права, о всемирной организации государств, о международном суде) упрочению международного мира, В.П. Даневский (1852-1898), предложивший механизм создания международного союза как высшего типа человеческого общежития.

Концепцию международной администрации, призванной обеспечивать международные общественные интересы, сформулировал и обосновал П.Е. Казанский (1866-1947).

М.А. Таубе (1869-1961) впервые озвучил идею необходимости добровольного самоограничения суверенной власти государств ради блага всего человеческого общества. Российкий ученый Н.Н. Голубев (1875-1949) снискал известность своими трудами, посвященными международному третейскому разбирательству, международным конгрессам и конференциям, а также международным административным комиссиям 1.

Среди представителей советской школы международного права наибольшую известность благодаря своим трудам получили такие авторитетные юристы-международники, как С.Б. Крылов (1888-1958), Е.Б. Пашуканис (1891-1937), Е.А. Коровин (1892-1964), В.М. Корецкий (1890-1984), Ф.И. Кожевников (1903-1998), Г.И. Тункин (1906-1993), А.Н. Талалаев (1928-2001), И.И. Лукашук (1926-2007) и др. Многие из них в разное время являлись судьями Международного Суда ООН, членами Постоянной палаты Третейского суда, а также Комиссии международного права ООН.

Основоположниками белорусской научной школы международного права являются известные ученые, профессора Белорусского государственного университета Ю.П. Бровка и Л.В. Павлова, подготовившие за последние несколько десятилетий более двух десятков кандидатов юридических наук в области международного права.

Наиболее значимыми научными трудами отечественных юристов-международников являются: «БССР на международной арене» (Ю.П. Бровка, 1964), «Международная правосубъектность БССР» (Ю.П. Бровка, 1967), «Ответственность государства за агрессию» (А.В. Орловский, 1969), «Борьба с международными преступлениями в международном уголовном праве» (И.В. Фисенко, 2000), «Имплементация норм международного права во внутригосударственное право» (JI.B. Павлова, Ю.П. Бровка, М.Ф. Чудаков, В.А. Фадеев, Е.Б. Леанович, А.И. Зыбайло, 2001), «ЮНЕСКО и права человека» (Л.В. Павлова, А.Е. Вашкевич, 2002), «Механизм имплементации международного гуманитарного права» (В.Ю. Калугин, 2003), «Меж- дународно-правовая регламентация интеграционных процессов Беларуси и России» (А.Л. Козик, 2007), «Соотношение международного и внутригосударственного права» (А.И. Зыбайло, 2007), «Правотворческая деятельность Содружества Независимых Государств» (И.А. Барковский, 2007), «Экономический Суд Содружества Независимых Государств - 15 лет» (Е.Ф. Довгань, А.Ш. Керимбаева, Л.В. Павлова, М.Г. Пронина, 2008), «Принцип невмешательства во внутренние дела государств: современные тенденции» (Е.Ф. Довгань, 2009) и др.

Появление крупных государств и дипломатических отношений между ними вызвало к жизни и соответствующую теорию. Возникает дипломатическое право и право международное. Нидерландец Бальтазар Айала опубликовал в 1582 г. сочинение «О праве войны и военных учреждениях». В нем он развил учение о посольской неприкосновенности, обосновав его данными опыта и соображениями целесообразности. Большое распространение подучила работа итальянца Альберико Джентили «О посольствах» (1585 г.). Этот автор был одним из наиболее известных предшественников основателя международного права - голландца Гуго Гроция. Родом из Анконы, Альберико Джентили перешел в протестантизм, вынужден был уехать из Италии и стал профессором Оксфордского университета. Ему как юристу пришлось высказаться по поводу деятельности испанского посла Мендозы, который принял участие в заговоре против королевы Елизаветы в пользу Марии Стюарт. По этому поводу он написал целый трактат о правах и обязанностях посла. Джентили оказал глубокое влияние на развитие науки о международном праве в Англии.

Пальма первенства в отношении разработки науки международного права принадлежит, несомненно, Гуго Гроцию (1583-1645 гг.). Историческое значение знаменитого голландского юриста заключалось в том, что в век бесконечных войн между абсолютистскими, т.е. дворянскими государствами, сопровождавшихся грабежами и разорением, он попытался теоретически обосновать и защитить буржуазную собственность и вместе с этим ввести войну в рамки правовых норм. Сочинение, которое создало Гроцию славу - «О праве войны и мира», исходило из права собственности как «естественного права» человека, права, «диктуемого здравым смыслом, т.е. природой». На основе естественного права строится право положительное, т.е. законы, издаваемые государством. Источником положительного права является договор. Договор лежит в основе международного права. Государства, рассматриваемые Гроцием, как отдельные собственники, договариваются между собой о нормах, регулирующих отношения между ними не только в мирное время, но и во время войны. Война, по Гроцию, является фактом естественным: она вытекает из человеческого стремления к самосохранению. Однако война должна быть предпринимаема только в интересах восстановления справедливости. Когда она уже разгорелась, вести ее надо в пределах права и добросовестно. Чтобы война была справедливой, от воюющих сторон требуется уважение свободы торговли, свободы эмиграции, свободы морей, неприкосновенности вражеской собственности в тех пределах, в каких не требуется «возмещение убытков и удовлетворение притязаний за счет врага».

В своем труде Гроций посвятил правам посла целую главу (XVIII). Она интересна в том отношении, что описывает обычаи, которые сложились к началу XVII века в области посольского права. «Всеми признаны, говорит Греции, - два основных права посла: I) право быть принятым тем сувереном, к которому он послан; 2) неприкосновенность личности самого посла, его свиты и его имущества». Гроций подчеркивает, что права посла не столько вытекают из неизменных принципов естественного права, сколько зависят от воли отдельных народов, другими словами, от обычаев страны. Поэтому и первое и второе из основных прав посла в разных странах имеют различный объем. Право посла быть принятым вовсе не означает, что суверен, к которому он направлен, обязан его принять. Необходимо лишь, чтобы отказ в приеме посла был строго обоснован. Если посол отправлен врагом, вторгшимся в страну, или явился с целью подстрекать чужих подданных к мятежу, он с полным основанием лишается права быть принятым. Точно так же обстоит дело и с неприкосновенностью посла (§1V). Большая или меньшая неприкосновенность посла зависит от обычаев страны, в которой он аккредитован. Во всяком случае, думает Гроций, личность посла должна быть изъята из-под действия правила, согласно которому каждый иностранец подчиняется законам той страны, где он находится. С личной неприкосновенностью посла связана и его экстерриториальность. «Так как, - говорит Гроций (гл. XVIII, §IV, 8), - согласно международному праву посол представляет особу своего монарха, он находится как бы вне территории того государства, в котором выполняет свои функции. Отсюда следует, что он не обязан соблюдать законы страны, в которую послан. Если он совершит преступление, то следует либо закрыть на это глаза, либо выслать его за пределы государства; в случае если преступление его наносит стране, где он является послом, существенный ущерб, нужно требовать от его государя либо наказания, либо выдачи посла. Такой же неприкосновенностью пользуются свита посла и его имущество. Что касается права убежища в посольстве, то это право имеется налицо лишь в том случае, если допускается сувереном, при котором посол аккредитован». Гуго Гроций изложил теоретические основы международного права, и в этом огромное значение его труда. В XVII веке стали издаваться сочинения, которые ставили себе более скромные цели - именно дать послу практическое руководство для наилучшего выполнения возложенных на него поручений. Такими были: пособие по дипломатии англичанина Ричарда Сача (1650 г.) и особенно книга голландца Авраама Викфора «Посол и его функции» (1676 г.). Она выдержала несколько изданий и в течение долгого вретени была настольным руководством дипломатов.

Loading...Loading...