Является ли международное право законом. Что такое международное право и зачем оно нужно? Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии

Понятие международного права включает в себя три основных направления (отрасли международного права ).

Международное публичное право.

Международное публичное право - это система правовых норм , которые регулируют отношения между государствами , их представителями и другими субъектами международных отношений. Этот вид международного права , в свою очередь, делится на такие институты, как:

  • дипломатическое право;
  • международное воздушное право;
  • международное космическое право;
  • международное гуманитарное право;
  • международное морское право;
  • международное уголовное право;
  • международное экономическое право;
  • международное экологическое право ;
  • право международной безопасности;
  • право международных договоров;
  • право международных организаций;
  • международное консульское право;
  • право прав человека.

Основные источники международного права в этом направлении:

  • международный обычай;
  • международный договор;
  • общие принципы права ;
  • судебные решения;
  • правовая выписка.

Принципы международного права :

  1. Неприменение силы и угрозы силой.
  2. Мирные средства разрешения конфликтов .
  3. Невмешательство во внутренние дела других государств.
  4. Обязанность государств сотрудничать друг с другом.
  5. Принцип равноправия народов.
  6. Принцип права народов на самоопределение.
  7. Суверенное равенство государств.
  8. Выполнение международных правовых обязательств.
  9. Нерушимость государственных границ.
  10. Уважение прав человека и его свобод.

Международное частное право.

Международное частное право - это комплекс правовых норм внутригосударственного законодательства , регулирующие гражданские частные и трудовые отношения , осложненные иностранным элементом. Грубо говоря, этот вид правовых норм регулирует отношения государства или его граждан с иностранцами, приехавшими в страну с какой-либо целью, например, предпринимательской .

Таким образом, международное публичное право - это отношения государств на какой-то условной нейтральной территории (зал заседаний ООН), а частное право - это международные отношения внутри страны, между жителями и подданными другого государства. Поэтому здесь субъектом международного права являются не столько государства и международные организации, сколько физические и юридические лица .

Источники международного частного права в России:

  • принципы и нормы международного права;
  • Конституция Российской Федерации ;
  • Гражданский кодекс РФ ;
  • Семейный кодекс РФ ;
  • федеральные законы, касающиеся международных организаций .

При реализации международного частного права иногда возникает такой метод правового регулирования , как коллизионный метод. Метод этот уникален и в других отраслях права отсутствует. Заключается он в принятии решения, какие нормы права использовать при регулировании какого-либо отношения (законодательство РФ или законодательство той страны, откуда приехал иностранный предприниматель) и в каких случаях. Например, задержанный международный преступник может быть подвергнут суду либо экстрадиции.

Наднациональное право.

Наднациональное право - это система международных правовых норм, регулирование которых осуществляют наднациональные субъекты , то есть организации, не представляющие никакое государство, либо сразу несколько государств. Пример - ООН. Как правило, полномочия таких органов выше полномочий органов остальных государств, в особенности это касается международных судебных инстанций:

  • Международный суд ООН;
  • Международный уголовный суд;
  • Международный арбитражный суд;
  • Европейский суд по правам человека (Страсбург);
  • Международный арбитражный суд (Париж).

Самый яркий пример наднационального права в наше время - это система Права Европейского союза.

Международное право, как правовая система

Международное право, как наука – совокупность научных знаний, система взглядов на проблемы международного права и его развитие.

Международное право, как учебная дисциплина – совокупность приемов и методов по изучению международного права.

История МЧП. Зарождение международного права

Существует несколько точек зрения по вопросу о времени появления международного права:

  • Международное право возникло вместе с возникновением государств, когда государства для регулирования своих взаимоотношений стали создавать правовые нормы;
  • Международное право возникло в средние века, когда государства осознали необходимость создания общих для них норм международного права и стали им подчиняться;
  • Международное право возникло в новое время, когда появились крупные централизованные суверенные государства и сформировались политические союзы государств.

Наиболее распространенной является первая точка зрения. Согласно данной точке зрения существуют следующие этапы формирования международного права:

  • Международное право Древнего мира (до 5 в.н.э.);
  • Международное право Средних веков (5-17 вв.);
  • Международное право Буржуазного времени (17-19 вв.);
  • Международное право первой половины 20 столетия;
  • Современное международное право (с момента принятия Устава ООН в 1945 г.).

Особенности международного права

  • Предмет регулирования – отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации;
  • Источники – международно-правовые нормы выражены в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и т.п.;
  • – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников;
  • – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно).

Система международного права

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят:

  • Отрасли (право внешних сношений, право международных договоров и т.д.);
  • Подотрасли международного права (консульское право, дипломатическое право и т.д.);
  • Институты международного права (институт представительства и т.д.);
  • Нормы международного права;
  • Общепризнанные принципы международного права.

Также, в системе международного права выделяют следующие отношения:

  • Отношения государственного характера;
  • Отношения негосударственного характера.

Функции международного права

Функции международного права – основные направления деятельности субъектов международного права:

  • Стабилизирующая – международно-правовые нормы направлены на стабилизацию международных отношений, установление определенного правопорядка;
  • Охранительная – состоит в обеспечении охраны международных отношений;
  • Регулятивная – устанавливает определенный правопорядок, наделяя правами и обязанностями субъекты международного права.

Соотношение международного и внутригосударственного права

Международное и внутригосударственное право – 2 правовые системы, имеющие как сходства, так и отличия.

Отличия:

  • Предмет регулирования – предметом международного права являются отношения суверенных и независимых друг от друга субъектов (международное частное право регулирует отношения с участием физических и юридических лиц), а предметом внутригосударственного права являются отношения между субъектами национального права;
  • Субъекты права – субъектами международного права являются государства, государствоподобные образования, нации и народы, борющиеся за свою независимость и международные организации, а субъектами внутригосударственного права являются физические лица, юридические лица и публичные образования;
  • Источники – источниками международного права являются международные договоры, международные обычаи, акты международных конференций и т.п, а источниками внутригосударственного права является национальное законодательство;
  • Способ создания правовых норм – нормы международного права создаются субъектами совместно на основе свободного волеизъявления равноправных участников, а нормы внутригосударственного права издаются компетентными государственными органами;
  • Способ обеспечения исполнения норм – исполнение норм международного права обеспечивается государственными органами, не существует надгосударственных механизмов принуждения. Принуждение может производиться только государствами (индивидуально или коллективно). А исполнение норм внутригосударственного права контролируется компетентными органами этого государства.

Сходства:

  • Направление деятельности – и международное, и внутригосударственное право направлено на регулирование общественных отношений и установление мира и правопорядка;
  • Структура права – и международное, и внутригосударственное право состоит из норм права.

Соотношение международного права, внешней политики и дипломатии

Международное право – система норм и правил, регулирующих отношения между субъектами международного права.

Внешняя политика – общий курс государства в международных отношениях.

Дипломатия – инструмент осуществления внешней политики государства.

Таким образом, дипломатия – часть внешней политики, внешняя политика – часть международного права.

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики.

  • 9. Признание государств и других субъектов международного права.
  • 10. Правопреемство в международных отношениях, его виды, особенности регламентации.
  • 11. Нормы международного права, понятие, особенности их создания. Виды норм. Значение норм «jus cogens». Принципы - основные и отраслевые.
  • Международный обычай
  • Акты международных конференций
  • Акты международных организаций
  • 13. Понятие принципов международного права, особенности их юридической природы, формы их закрепления.
  • 14. Суверенное равенство государств.
  • 15. Невмешательство во внутренние дела.
  • 16. Равноправие и самоопределение народов.
  • 17. Неприменение силы или угрозы силой.
  • 18. Мирное урегулирование споров.
  • 19. Нерушимость границ.
  • 20. Территориальная целостность государств.
  • 21. Уважение прав человека и основных свобод.
  • 22. Сотрудничество государств.
  • 23. Добросовестное выполнение международных обязательств.
  • 24. Понятие международно-правовой ответственности.
  • 25. Основания международно-правовой ответственности.
  • 26. Признаки международного правонарушения.
  • 27. Виды международных правонарушений.
  • 28. Отграничение правонарушений от смежных деяний.
  • 29. Обстоятельства, освобождающие от международно-правовой ответственности.
  • 30. Ответственность за правомерную деятельность.
  • 31. Виды и формы международно-правовой ответственности.
  • 33. Международное право и внутригосударственное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы.
  • 34. Международное право как фактор совершенствования национального законодательства.
  • 35. Понятие и формы реализации норм международного права.
  • 36. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации международного права.
  • 37. Международный Суд оон.
  • 38. Европейский Суд (Суд Европейского Союза).
  • 39. Европейский Суд по правам человека.
  • 47. Стороны в международном договоре.
  • 48. Заключение международных договоров.
  • 49. Опубликование и регистрация договоров.
  • 50. Действие договора во времени и пространстве.
  • 51. Договоры и третьи государства.
  • 52. Толкование договоров.
  • 53. Недействительность договоров.
  • 54. Прекращение и приостановление действия договоров.
  • 55. Органы внешних сношений.
  • 56. Дипломатические представительства: порядок создания, функции.
  • 57. Дипломатические привилегии и иммунитеты.
  • 58. Консульские учреждения: создание, состав, классы, функции, привилегии и иммунитеты.
  • 61. Виды международных организаций
  • 62. Юридическая природа международной организации
  • 63. Организация объединенных наций: Устав, цели и принципы, членство
  • 64. Система органов оон
  • 65. Специализированные учреждения оон
  • 66. Региональные международные организации (общая характеристика). Виды региональных организаций
  • 67. Совет Европы
  • 69. Понятие международного гуманитарного права
  • 71. Международные стандарты в области прав человека
  • 73. Международное гуманитарное право в условиях вооруженных конфликтов
  • 79. Правовая помощь по уголовным делам
  • 81. Международный организационно-правовой механизм сотрудничества в борьбе с преступностью
  • 85. Разоружение и ограничение вооружений
  • 86. Меры укрепления доверия, международный контроль
  • 88. Начало войны и его правовые последствия. Театр войны
  • 90. Запрещение или ограничение определенных средств и методов ведения войны
  • 91. Международно-правовая защита раненых, больных и военнопленных
  • 92. Правовой режим военной оккупации
  • 93. Защита гражданских объектов и культурных ценностей
  • 94. Окончание войны и его правовые последствия
  • 95. Классификация территорий (пространств) по их правовому режиму
  • 96. Государственная территория: понятия, правовая природа, составные части
  • 100. Правовой режим территориального моря
  • 101. Прилежащая зона
  • 102. Исключительная экономическая зона
  • 103. Правовой режим континентального шельфа
  • 105. Правовое регулирование международных полетов над территорией
  • 106. Правовое регулирование полетов в международном воздушном пространстве
  • 108. Правовой режим космического пространства и небесных тел
  • 109. Правовой режим космических объектов
  • 110. Правовой режим Арктики и Антарктики
  • 111. Охрана планетарной среды и космического пространства
  • 1. Понятие международного права.

    Международное право – совокупность норм, регулирующих отношения между субъектами международного сообщества, складывающиеся в рамках международного правопорядка, а также отношения, складывающиеся в рамках национального правопорядка в единообразном развитии которого заинтересованы субъекты международного сообщества.

    Предмет международного права двойственен. Выделяют классическое международное право, которое регулирует отношения между государствами (это отношения войны и мира, дипломатические права, права международных организаций, территории в международном праве). Второй вид – новое международное право, понимается более широко. Предполагает участие иных субъектов, таких как юридические, физические лица, отношения, связанные с защитой прав и свобод, отношения внутри государства.

    Международное право - сложный комплекс юридических норм, создаваемых государствами и межгосударственными ор­ганизациями путем соглашений и представляющих собой само­стоятельную правовую систему, предметом регулирования ко­торой являются межгосударственные и иные международные отношения, а также определенные внутригосударственные от­ношения;

    Международное право по его изначальным характеристи­кам - совокупность юридических норм и регулятор опреде­ленных отношений - родственно праву государства (внутриго­сударственному, национальному праву), являющемуся тради­ционным объектом юриспруденции, начиная с теории государ­ства и права.

    Международному праву как терминологической категории присуща определенная степень условности. Исторически сло­жившийся и принятый в государственных и межгосударствен­ных актах, иных официальных документах, в научных издани­ях и учебных курсах термин "международное право"* не впол­не адекватен истинному значению понятия.

    Его прообразом является сложившийся в римском праве термин "jus gentium" ("право народов").

    Реально существует межгосударственное право, поскольку и создается оно не народами непосредственно, а главным обра­зом государствами как суверенными политическими организа­циями, и ориентировано прежде всего на регулирование меж­государственных взаимосвязей, и обеспечивается преимущест­венно усилиями самих государств.

    2. Основные черты современного международного права.

    Международное право появилось вместе с возникновением государства и внутригосударственного права и прошло слож­ный и противоречивый путь развития.

    Современное международное право функционирует в слож­ной среде, так как формирующие и реализующие это право го­сударства имеют значительные различия в общественно-поли­тическом строе и в своих внешнеполитических позициях. Меж­дународное право призвано юридическими средствами «избавить грядущие поколения от бедствий войны», обеспечить поддержание международного мира и безопасности, «содейст­вовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе» (формулировки преамбулы Устава ООН), развивать дружественные отношения между государст­вами «независимо от политических, экономических и социаль­ных систем и от уровня их развития» (формулировка Деклара­ции о принципах международного права, касающихся дружест­венных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН).

    Современное международное право постепенно преодолело былой дискриминационный характер, рассталось с концепцией «международного права цивилизованных народов», исключав­шей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универ­сальности международно-правового регулирования в том смыс­ле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.

    Современное международное право декларирует запрет аг­рессивных, захватнических войн, насильственных способов ре­шения межгосударственных споров, квалифицирует такие дей­ствия, как преступление против мира и безопасности человече­ства. Устав ООН выразил решимость государств «проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи».

    Современное международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприем­лемые процедуры решения межгосударственных споров мир­ными средствами.

    Современное международное право имеет сложную норма­тивную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универ­сальными, общепризнанными нормами, так и правила, относя­щиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальны­ми нормами.

    Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству, по­скольку на основе общепризнанных принципов и норм и в со­ответствии с ними каждое государство создает и свою междуна­родно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им ло­кальных норм.

    Отмеченное обстоятельство не дает повода для утверждения, будто каждое государство имеет «свое» международное право. Но у каждого государства как субъекта общего, универсального международного права есть и свои собственные международно-правовые компоненты. Для Российской Федерации основными источниками международного права, как и для всех других го­сударств, являются такие универсальные международно-право­вые акты, как Устав ООН, Венская конвенция о праве между­народных договоров, Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях, Ме­ждународные пакты о правах человека, Конвенция ООН по морскому праву, Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в перспективе - Кон­венция ООН против транснациональной организованной пре­ступности, принятая на стыке веков, и подобные им по охвату государств общие многосторонние договоры, а также общепри­знанные обычаи.

    Прекращение существования в декабре 1991 г. Союза ССР как государственного образования и как субъекта международ­ного права не означало прекращения действия заключенных в предшествующие годы от имени Союза ССР международных договоров и принятых им других международных юридических актов, а также признанных им международных обычаев. Его правомочия и обязательства, составившие содержание указан­ных источников права, в порядке международного правопреем­ства переходят к Российской Федерации (в различной степени и к другим новым независимым государствам, ранее входив­шим в состав СССР в качестве союзных республик). Соответст­венно употребляемые ныне в официальных документах форму­лировки - «международные договоры Российской Федерации», «действующие международные договоры», «международные до­говоры с участием Российской Федерации» и т. п. - охватыва­ют как международные договоры, заключенные от имени Рос­сийской Федерации, так и сохраняющие юридическую силу ме­ждународные договоры Союза ССР.

    Современное международное право является основой меж­дународного правопорядка, обеспечиваемого коллективными и индивидуальными действиями самих государств. При этом в рамках коллективных действий складывается более или менее стабильный санкционный механизм, представленный прежде всего Советом Безопасности ООН, а также соответствующими региональными органами. Этот международный механизм взаимодействует с внутригосударственным механизмом.

    Сегодня имеются достаточные основания для вывода об эф­фективности международного права и о его дальнейшем про­грессе.

    Понятие международного права

    Международное право - это система юридических принципов и норм регулирующих отношения между народами и государствами и определяющих их взаимные права и обязанности.

    Международное право сформировалось независимо от желания конкретного человека или отдельной социальной группы или социального слоя и т.д., а вследствие объективных общественных процессов вызванных необходимостью налаживания международного общения. Даже на самых ранних этапах развития человечества первобытные племена поддерживали между собой межплеменные отношения которые регулировались обычаями и традициями которые явились прообразом международно-правовых норм, появившихся с возникновением государственности у народов мира.

    Особенность международного права состоит в том, что его нормы создаются в результате соглашения между независимыми друг от друга и равными субъектами международного права - суверенными государствами. Нормы международного права содержатся в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, а также складываются в виде международных обычаев. Международный договор и международный обычай являются основными источниками международного права.

    МП возникло еще раньше, чем появилось государство, так как еще на общинном уровне людям из разных племен приходилось сотрудничать друг с другом. В 1286 г. до н.э. между фараоном Рамсесом II и хеттским царем был заключен первый писанный договор, он был высечен на камне. В этом договоре было сформулировано положение, которое обеспечивало его неукоснительное соблюдение.

    Таким образом, МП - это продукт взаимодействия в процессе сотрудничества и борьбы различных государств.

    МП - это особенная правовая система. Она отличается от национальных систем, так как в международных отношениях не существует органа, который бы принуждал к соблюдению обязательств, все основано на добровольности. Pactasuntservanda - договоры должны соблюдаться (еще из римского права). Какой-то минимум латыни нам все равно придется осваивать.

    Особенностью МП является его согласительная природа, т.е. МП носит координационный характер, а национальное право - субординационный. Действующие лица на международной арене сами согласовывают правила своего поведения.

    Другая особенность - межвластный характер отношений, регулируемых МП, т.е. государства и межправительственные организации - его субъекты, действующие лица.

    Функции МП

    К функциям международного права принято относить следующие: координирующую, регуляторную. охранительную.

    Координирующая функция международного права заключается в том, что с его помощью государства устанавливают общеприемлемые стандарты поведения в различных областях взаимоотношений.

    Регуляторная функция международного права проявляется в принятии государствами твердо установленных правил, без которых невозможны их совместное существование и общение.

    Охранительная функция международного права служит обеспечению защиты интересов каждого государства и международного сообщества в целом, прщанию международным отношениям устойчивого характера. Его обеспечительная роль проявляется в том, что международное право содержит нормы, которые побуждают государства следовать определенным правилам поведения.

    Наконец, в международном праве сложились механизмы, защищающие законные права и интересы государств и позволяющие говорить об охранительной функции международного права.

    Особенность международного права состоит в том, что в международных отношениях не существует надгосударственных механизмов принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.

    Соотношение внутригосударственного и международного права

    Международное и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворчество в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Нормы национального права регулируют осуществление внешней политики государства, а международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

    В вопросе соотношения международного и внутригосударственного права в науке международного права имеют место различные точки зрения которые можно условно свести к двум основным направлениям - «дуалистическому» и «монистическому».

    Сторонники дуалистического направления придерживаются точки зрения, в соответствии с которой признается параллельное существование системы международного права и внутригосударственного права. Сторонники такого подхода считают, что правовые системы государств и международное право развиваются относительно независимо, но, одновременно, и во взаимосвязи друг с другом. Сторонники монистического направления считают, что внутригосударственная правовая система и международное право находятся в определенном соподчинении, а именно или внутреннее право господствует над международным или международное доминирует над внутренним правом. Теория примата международного права над внутренним правом получила широкое распространение.

    Как представляется, в практике международной жизни, в той или иной степени, имеют место и первый и второй варианты соотношения внутригосударственного и международного права. С одной стороны, международно-правовые нормы закрепляют права и обязанности только для субъектов международного права, и прежде всего для государств, которые суверенны в осуществлении внешней политики и самостоятельно, независимо и добровольно приобретают права и возлагают на себя обязанности при заключении международного договора. Однако чтобы обеспечить фактическую реализацию международных обязательств на внутригосударственном уровне осуществляются меры по трансформации международно-правовых норм в национальное законодательство.

    Субъекты международного права в принципе не могут ссылаться на свое законодательство для оправдания несоблюдения ими международных обязательств. Принятые государствами международные обязательства должны ими добросовестно соблюдаться.

    В ряде государств ратифицированные международные договоры автоматически становятся частью национального законодательства. В законах многих государств устанавливается правило, согласно которому в случае расхождений положений внутреннего законодательства и договорными международными обязательствами государства. преимущественную силу имеют международные обязательства. Так, например, в п. 4, ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы п нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

    Система международного права и система науки международного права

    Система международного права - это объективно существующая целостность внутренне взаимосвязанных элементов: общепризнанных принципов, норм МП, решений международных организаций, рекомендательных резолюций международных организаций, решений международных судебных органов, а также институтов МП.

    Все упомянутые элементы системы в различных сочетаниях составляют отрасли МП (морское, дипломатическое и т.д.). Каждая отрасль - самостоятельная система, которая может считаться подсистемной в рамках целостной, единой системы МП.

    Систему МП нельзя отождествлять с системой науки МП. Последняя создается различными научными школами и направлениями и носит субъективный характер.

    Нормообразование в международном праве

    Норма МП - это правило поведения, которое признается государствами и другими субъектами МП в качестве обязательного.

    Процесс, способы и формы создания норм МП отличаются от создания норм внутреннего права. В МО нет каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов системы МП. М-П нормы создаются самими субъектами МП. Только субъекты МП придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности.

    Поскольку в МО нет надгосударственных органов принуждения, соблюдение и исполнение м-п норм в основном осуществляется субъектами этой системы права на добровольной основе.

    Соглашение субъектов МП относительно м-п норм может быть явно выраженным (договорные нормы) или молчаливым (нормы обычного права). В процессе участия в международном общении, постоянно вступая в отношения друг с другом, субъекты МП не только действуют в соответствии с существующими правилами МП, но и вносят необходимые уточнения, дополнения и изменения в их содержание, а также создают новые нормы. Таким образом, создание м-п норм - это непрерывный процесс.

    Понятие отрасли в международном праве

    Правовые нормы и институты объединяются в отрасли международного права. Объектом отрасли является весь комплекс однородных международных отношений, например касающихся заключения международных договоров (право международных договоров), связанных с функционированием международных организаций (право международных организаций), и т. д. Некоторые отрасли (например, международное морское право и дипломатическое право) существуют с давних времен, другие (например, международное атомное право и международное космическое право) возникли сравнительно недавно.

    Выделение отраслей международного права обусловлено прежде всего заинтересованностью международного сообщества государств в более эффективном правовом регулировании соответствующего комплекса международных отношений, а также появлением больших групп однородных правовых норм, которые объективно связаны между собой общностью объекта регулирования.

    Источники международного права


    1.Понятие, сущность международного права и его особенности.
    Международное право - это система юридических принципов и норм регулирующих отношения между народами и государствами и определяющих их взаимные права и обязанности. Международное право сформировалось независимо от желания конкретного человека или отдельной социальной группы или социального слоя и т.д., а вследствие объективных общественных процессов вызванных необходимостью налаживания международного общения. Особенность международного права состоит в том, что его нормы создаются в результате соглашения между независимыми друг от друга и равными субъектами международного права - суверенными государствами. . Нормы международного права содержатся в двусторонних и многосторонних межгосударственных договорах, а также складываются в виде международных обычаев. Международный договор и международный обычай являются основными источниками международного права.
    2.Источники МП и их характеристика.
    Источники МП делятся на 2 группы: 1 основные источники: договоры, обычаи; 2 вспомогательные: - общие принципы права, которые признаны цивилизованными народами; - судебные решения; - доктрина (научная разработка); - одностороннее действие гос-тв (пример: государство принимает закон об иностранцах и определяет статус иностранца); - заявления глав гос-тв, глав правительств; - совместные заявления гос-тв. Межд. обычай - сложившееся в межд.практике правило поведения, за которым субъекты МП признают юридически обязательный характер. Межд. договор - соглашение между субъектами МП относительно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанностей
      Международный договор соглашение между субъектами МП, регулируемые соответств. Нормами общего МП
      Междун. Обычай- отражается в переписке гос-в
      Акты междун. Организаций
      Акты междун. Суд.органов
      Акты междун. Конференций

    3.Нормы международного права и их классификация.
    Норма международного права - это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юридическим механизмом. Их специфика определяется тем, что они являются элементами особой правовой системы. Специфика международно-правовых норм и их системы сказывается на их конструкции. Главное состоит в том, что большинство норм содержит лишь диспозицию, а санкции определяются системой в целом. Конкретные контрмеры в случае нарушения норм могут предусматриваться отдельными договорами. Будучи общим правилом, норма не может представлять оптимальное решение для всех случаев, скорее она служит для этого исходным пунктом.
    классификация международно-правовых норм:
      по содержанию и месту в системе - цели, принципы, нормы; б) по сфере действия - универсальные, региональные, партикулярные;
      по юридической силе - императивные и диспозитивные;
      по функциям в системе - материальные и процессуальные;
      по способу создания и форме существования, т. е. по источнику, - обычные,договорные, нормы решений международных организаций
      II классиф . По форме- документально закрепленные, документально не закрепл.
      По субъективно-территориальной сфере деят-ти- универсальные, локальные
      По функциональному назначению – регулятивные, охранительные
      По характеру субъективности – обязывающие(императивные), запрещающие, управомочивающие(диспозитивные)
    4.Понятие, особенности и классификация основных принципов МП.
    Основные принципы международного права. Принципы международного права, занимающие особое место в системе норм международного права, являются наиболее важными, общими и коренными среди них. Они общепризнанны, обладают высшей юридической силой (являются императивными нормами jus cogens, то есть не могут быть изменены по соглашению субъектов международного права), а поэтому имеют универсальную сферу действия. Основные принципы международного права должны рассматриваться не в отдельности, а с учетом их взаимообусловленности, комплексного характера.
    Принцип суверенного равенства государств . Данный принцип получил свое закрепление в п.1 ст.2 Устава ООН, Декларации принципов международного права, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также все права, присущие государственному суверенитету, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость.
    Принцип неприменения силы или угрозы силой. Данный принцип получил свое закрепление в п.4 ст.2 Устава ООН, Декларации принципов международного права, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Государства обязаны воздерживаться от применения силы (либо угрозы силой) в международных отношениях, в целях, несовместимых с Уставом ООН. Международному праву известны лишь два основания правомерного применения силы в международных отношениях, предусмотренных Уставом ООН: По решению Совета Безопасности ООН, для поддержания или восстановления международного мира и безопасности (ст.42 Устава ООН); В порядке реализации права государства на индивидуальную или коллективную самооборону, если государство подверглось вооруженному нападению, с немедленным оповещением об этом Совета Безопасности ООН (ст.51 Устава ООН).
    Принципы территориальной целостности и нерушимости границ Принципы территориальной целостности и нерушимости границ закреплены, в частности, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, вытекают из общепризнанных принципов суверенного равенства государств, неприменения силы (угрозы силой) в международных отношениях. Государства обязаны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории другого государства.
    Принцип мирного урегулирования споров.
    Необходимость мирного урегулирования споров между государствами закреплена в п.3 ст.2 Устава ООН, Декларации принципов международного права, Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
    Принцип невмешательства во внутренние дела.
    Вмешательство во внутренние дела государств не допускается на основании п.7 ст.2 Устава ООН, Декларации принципов международного права, Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
    В Декларации принципов международного права, в частности, отмечается, что ни одно государство не может ни применять, ни поощрять применение экономических, политических мер или мер любого иного характера с целью добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких бы то ни было преимуществ; запрещается содействие в осуществлении вооруженной и подрывной деятельности, направленной на изменение строя другого государства, вмешательство во внутреннюю борьбу в другом государстве. Другими словами, вмешательство означает действия одного государства, затрагивающие вопросы, отнесенные к исключительной юрисдикции другого государства, без согласия на то последнего.
    Принцип уважения прав человека в международных отношениях.
    Данный принцип, вытекающий из гуманистической направленности современных государств, цели международного сотрудничества, обозначенной в п.3 ст.1 Устава ООН, закреплен, в частности, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
    Государства обязаны уважать признанные права и основные свободы человека, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
    Принцип равноправия и самоопределения народов.
    Принцип равноправия и самоопределения народов упомянут в п.2 ст.1 Устава ООН, развит в Декларации принципов международного права и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.В силу принципа равноправия и самоопределения народов, все народы Земли вправе свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.
    Принцип межгосударственного сотрудничества.
    Международное сотрудничество является одной из целей деятельности ООН (п.3 ст.1 Устава ООН), обозначено как принцип международного права, в частности, в Декларации принципов международного права и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия.
    Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву.
    Принцип добросовестного выполнения международных обязательств является основополагающим в международном праве, что отражено, в частности, в соответствующих положениях Декларации принципов международного права и Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.
    Классификация .
    1 по форме закрепления- писанные, обычные(обычаи)
    2 по историческому признаку- доуставные, уставные, постуставные
    3 по степени важности защищаемых интересов – защита интересов человека; государства
    4 по объекту сотрудничества – обеспечение мира и безопасности, защита прав человека, сотрудничество

    5.Субъекты международного права. Понятие, виды.
    Участники международных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, непосредственно вытекающие из международного правопорядка, относятся к числу субъектов международного права. Субъект международного права - это действующий или возможный участник отношений, которые урегулированы нормами международного права.
    Только субъекты международного права участвуют в становлении и поддержании международного правопорядка; в их исключительную компетенцию входят создание и реализация норм международного права,а также осуществление мер по принуждению к их исполнению через различные формы международно-правовой ответственности.
    Субъектов международного права принято делить на две основные категории:
    1) основные (первичные или суверенные) - государства, а при определенных обстоятельствах также народы и нации, борющиеся за самоопределение, которые эволюционируют в направлении обретения собственной государственности. Первичные субъекты являются самостоятельными и самоуправляемыми образованиями, которые уже в силу своего существования (ipso facto) становятся носителями международных прав и обязанностей. Их правосубъектность не обусловлена чьей-либо внешней волейи носит объективный характер;
    2) производные - международные межправительственные организации, специфика юридической природы которых выражается в том, что они как субъекты международного права порождены волеизъявлением государств, зафиксировавших свое решение в учредительном акте; государствоподобные образования(ограниченная правоспособность)
    6. Государство как основной субъект международного права,его права и обязанности.
    Государства являются основными субъектами международного права; международная правосубъектность присуща государствам в силу самого факта их существования. Государства имеют следующие признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет.
    Суверенитет определяется следующим образом: это юридическое выражение самостоятельности государства, верховенства и неограниченности его власти внутри страны, а также независимости и равноправия во взаимоотношениях с другими государствами. Суверенитет государства имеет международно-правовой и внутренний аспекты.Международно-правовой аспект суверенитета означает, что международное право рассматривает в качестве своего субъекта и участника международных отношений не государственные органы или отдельные должностные лица, а государство в целом. Все международно-правовые значимые действия, совершенные уполномоченными на то должностными лицами государства, считаются совершенными от имени этого государства.Внутренний аспект суверенитета предполагает территориальное верховенство и политическую независимость государственной власти внутри страны и за рубежом.Основу международно-правового статуса государства составляют права, которые перечислены в различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 года говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права. Из правовой природы суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия на возложение данного обязательства.Обязанности : воздерживаться от вмешательства во внутр и внеш дела др гос-в, от разжигания конфликтов др гос-вах, уважать права и свободу чел, решать споры мирным путем, добросовестно выполнять междун обязательства.
    7 .Признание и его юридические последствия. Виды признания
    Признание в МП. Признание гос-ва представляет собой односторонний акт,которым гос-во признает факт образования нового гос-ва и тем самым его межд.прав. субъектность. В качестве общего правила признание гос-ва явл. Полным и окончательным. Такое признание называют признанием “де-юре”. Оно не может быть условным, т.е. предоставляемым при условии выполнения определенных требований. Оно не может быть отозвано. Порой процесс становления гос-ва затягивается, например в результате гражданской войны. В таких случаях может быть предоставлено признание временное, ограниченное - признание “де-факто» но сопровождается установлением полуофициальных отношений без юр оформления и может быть отозвано. Встречаются в международно-правовой практике случаи, когда субъекты МПП вступают в официальные контакты с вновь возникшим образованием, претендующим на международную правосубъектность, без процедуры признания. Обычно это происходит когда необходимо решить какую-либо конкретную и достаточно узко очерченную цель международного взаимодействия. В этом случае речь идет о кратковременном признании -признании ад хок (ad hoc) - в данной ситуации, по конкретному делу: России в отношении Чечни. Признание правительств. Признание вновь образованного гос-ва означает признание и его правительства. Вопрос о признании правительства возникает в случае создания правительства неконституционным путем, в результате революции, переворота. Признание правительства означает, что признающее гос-во рассматривает данное правительство зак и единственным представителем гос-ва в межд отношениях.Виды: признание государства, признание правительства, пр. восставшей (воюющей) стороны, национально-освободит. Организаций, организаций сопротивлений
    8.Правоперемство и его виды.
    Правопреемство в международном праве – это смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств.
    Концепция правопреемства применялась также в связи с преобразованиями общественно-политических укладов таких стран, как Россия, на месте которой в октябре 1917 г. возникла РСФСР, а в 1922 г. - СССР.
    В осуществлении правопреемства, сколько бы государств ни были его участниками, всегда различимы две стороны: государство-предшественник, которое полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственности за международные отношения, и государство-преемник, т. е. государство, к которому эта ответственность переходит. Понятие «момент правопреемства» означает дату смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности. Объект правопреемства - территория, применительно к которой сменяется государство, несущее ответственность за ее международные отношения. –
    Правопреемство в отношении междун. Договоров:
    - в отношении гос собственности (движимая, недвижимая)
    - в отношении гос архивов
    - в отношении гос долгов

    9.Международные организации как субъекты международного права.
    Международные организации являются субъектами международного права особого рода. Их правосубъектность не идентична правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета. Международная организация, не обладая суверенитетом, источником своих прав и обязанностей, в сфере реализации своей компетенции имеет международный договор, заключенный между заинтересованными государствами. Наиболее известными международными организациями являются Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Совет Европы и др. Учредительные акты организаций устанавливают, что прием в члены организации открыт для всех государств, разделяющих принципы этой организации. Члены организации подразделяются на две категории; первоначальные члены (государства, участвовавшие в разработке и принятии учредительного акта организации. Для них устанавливаются несколько более льготные условия вступления. Любой первоначальный член может стать членом организации, сообщив об этом высшему должностному лицу о своем формальном принятии обязательств, вытекающих из учредительного акта такой организации) и другие члены (принимаются большинством в две трети голосов).
    Ряд организаций наряду с общим требованием - строгое соблюдение положений учредительного акта - выдвигают дополнительные требования к претендентам (членами Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК) могут стать только страны, в значительных масштабах экспортирующие сырую нефть. Статус ассоциированного члена может быть предоставлен странам, которые не могут иметь большинства голосов, необходимого для получения статуса полноправного члена - ст. 7 Устава ОПЕК).
    10.Международная правосубъектность народов и наций. Правосубъектность международная - способность субъекта международного права быть участником международных правоотношений, в частности заключать и выполнять международные договоры.
    Современное международное право содержит нормы, закрепляющие право народов и наций на самоопределение. Одной из целей ООН является развитие дружественных отношений между нациями «на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». Согласно Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г. «все народы имеют право на самоопределение, в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие». Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрывается через его национальный суверенитет, означающий, что каждый народ имеет суверенное право, на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное существование, на свободный выбор путей развития. Если народы (нации) обладают правом на самоопределение, то на всех государствах лежит обязанность это право уважать. Данная обязанность охватывает признание и тех международных правоотношений, в которых субъектом выступает народ (нация). Неотъемлемое от народа (нации) право на самоопределение, связанное с его национальным суверенитетом, является основанием его международной правосубъектности. Реализация самоопределения одним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов.
    11.Соотношение международного и внутригосударственного права.
    дуалистическая и монистическая теории
    Дуалистическая доктрина указывает на существенное различие между международным правом и внутригосударственным правом, которое прежде всего заключается в том, что эти две системы имеют разный предмет регулирования. Международное право есть право, регулирующее отношения между суверенными государствами; внутригосударственное право действует в пределах государства и регулирует отношения его граждан друг с другом и с исполнительной властью. Согласно такой концепции, ни один правопорядок не может создавать или изменять нормы другого. Когда внутригосударственное право предусматривает, что международное право в целом или в какой-либо части подлежит применению в данной стране, это всего лишь проявление главенства внутригосударственного права, принятие или трансформация норм международного права. В случае коллизии международного и внутригосударственного права сторонник дуалистической теории стал бы исходить из того, что национальный суд применит национальное право.
    Монистическая доктрина. Международное право имеет приоритетное значение по отношению к остальным нормам права. Оно занимает верхушку иерархической нормативной пирамиды и определяет юридическую действительность остальных правопорядков. Государственный правопорядок может быть основан только на международном праве, которое составляет юридическую основу всех последующих актов государства.
    12.Классификация территорий по их правовому режиму.
    Территория в международном праве - это весь земной шар, включая его сухопутные и водные пространства, недра и воздушное пространство над ними. В пределах перечисленных пространств различают:
    1) территории государств;
    2) территории с международным режимом;
    3) территории со смешанным режимом
    Отличительной особенностью государственной территории является то, что она находится под суверенитетом конкретного государства. Территория государства имеет международно-признанные границы, что достигается заключением с соседними государствами договоров о границах. В пределах своих границ государство устанавливает правовой режим территории на основе национального законодательства и международных договоров, которые оно заключает с заинтересованными иностранными государствами.
    К территориям с международным режимом относятся сухопутные и водные пространства, которые расположены за пределами государственных территорий и находятся в общем пользовании. Статус и режим таких территорий определяется международным правом; государственный суверенитет на такие территории не распространяется, за исключением территорий искусственных островов, установок и сооружений, которые в соответствии с современным международным морским правом государство может строить в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. К территориям с международным режимом относят открытое море, воздушное пространство над ним и морское дно за пределами континентального шельфа государств. Международный режим может устанавливаться в отношении отдельных территорий или их частей в соответствии с международными договорами государств (демилитаризованные территории, нейтрализованные территории). Особый международный режим установлен в Антарктике договором от 1 декабря 1959 г.
    К территориям со смешанным режимом относят пространства Мирового океана – прилежащие зоны, континентальный шельф и исключительные экономические зоны. Отличительной особенностью статуса этих территорий является то, что они не входят в состав государственной территории, но прибрежные государства осуществляют в их пределах суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных живых и минеральных ресурсов. К территориям со смешанным режимом относят также международные реки, международные проливы, международные каналы, ряд территорий (островов), в отношении которых имеются действующие международные договоры (Шпицберген)
    13.Международные механизмы обеспечения и защиты прав человека. Международная защита прав человека является самостоятельной отраслью международного права. Международная защита прав человека - совокупность общепризнанных и специальных правил и норм, которые регламентируют права и свободы человека, его обязанности перед своим государством, а также обязанности государства перед своими гражданами. Кроме того, эта отрасль регулирует правила поведения государств и их сотрудничество в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина. Одними из наиважнейших и общепризнанных принципов для этой отрасли права являются: принцип суверенного равенства государств, невмешательство во внутренние дела, принцип равноправия и самоопределения народов, принцип сотрудничества государств, принцип добросовестного выполнения государствами своих международных обязательств. К числу специальных принципов относятся: запрещение всех видов и форм дискриминации, равенство перед законом, защита государством своих собственных граждан независимо от их местонахождения и проживания, специальная защита прав женщин и детей, ответственность государства и его органов за нарушение прав и свобод человека и гражданина. Международная защита прав человека заключается также в обязанности государств практического претворения в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина, а также в международных механизмах контроля за выполнением государствами своих международных обязательств. Большинство международных соглашений по защите прав и свобод человека и гражданина разработано в рамках ООН и ее специализированных учреждений.
    К ним относится:1) Всеобщая декларация прав человека - 1948 г.;2) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах с факультативным протоколом 1 и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. с факультативными протоколами 1 и 2;3) Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.;4) Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.;5) Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.;6) Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.;7)Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г.;8) другие соглашения.
    14.ООН-характеристика, цели, принципы, структура.
    Организация Объединенных Наций создана в 1945 г. на конференции в Сан-Франциско, где был принят Устав ООН. Целями создания ООН в силу ст. 1 Устава являются:1) поддержание международного мира и безопасности;2) развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;3) осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка и религии;4) создание центра для согласования действий в достижении этих общих целей и др. Организация основана на прогрессивных, демократических принципах международного права. В ст. 2 Устава ООН предусмотрено, что Организация и ее члены действуют в соответствии с принципами: суверенного равенства всех ее членов; добросовестного выполнения принятых на себя обязательств по Уставу; разрешения международных споров мирными средствами; отказа в международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, не совместимым с целями ООН; всемерного оказания помощи Организации во всех ее действиях в соответствии с Уставом и отказа от помощи любому государству, против которого ООН предпринимает действия превентивного или принудительного характера.. В соответствии со ст. 7 Устава ООН наряду с Генеральной Ассамблеей главными органами ООН являются: Совет безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Международный суд и Секретариат. Компетенция и правовой статус каждого из них четко зафиксированы в Уставе ООН. В Организации Объединенных Наций различаются первоначальные и принятые члены. Первоначальными членами являются 50 государств, принимавших участие в конференции в Сан-Франциско. Согласно ст. 4 Устава членами ООН могут быть миролюбивые государства, которые примут на себя содержащиеся в Уставе обязательства и которые они могут и желают выполнять.За время, прошедшее после создания ООН, количество государств, входящих в нее, достигло 188.
    15.Генеральная ассамблея ООН: полномочия. Генера?льная Ассамбле?я ООН - учреждённый в 1945 году в соответствии с Уставом ООН, главный совещательный, директивный и представительный орган Организации Объединённых Наций. Ассамблея состоит из 192 членов Организации Объединённых Наций и служит форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов, отражённых в Уставе. Ассамблея собирается на очередную ежегодную сессию в период с сентября по декабрь и в последующий период по мере необходимости. Согласно Уставу Организации Объединенных Наций, Генеральная Ассамблея ООН имеет следующие функции и полномочия:1. рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе в вопросах разоружения, и делать соответствующие рекомендации;2. обсуждать любые вопросы, относящиеся к поддержанию международного мира и безопасности, и делать рекомендации в отношении таких вопросов, за исключением случаев, когда какой либо спор или ситуация находятся на рассмотрении Совета Безопасности;3. организовывать исследования и готовить рекомендации в целях содействия международному политическому сотрудничеству, развития и кодификации международного права, осуществления прав человека и основных свобод и содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной и гуманитарной областях и в области культуры, образования и здравоохранения;4. рекомендоват ь меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить дружественные отношения между нациями;5. получать и рассматривать доклады Совета Безопасности и других органов ООН;6. рассматривать и утверждать бюджет Организации Объединенных Наций и устанавливать размер начисляемых взносов государств-членов;7. избирать непостоянных членов Совета Безопасности и членов других советов и органов ООН и, по рекомендации Совета Безопасности, назначать Генерального секретаря.
    16.Совет безопасности ООН: состав, компетенция. Совет Безопасности ООН- постоянно действующий орган ООН, на который в соответствии со статьей 24 Устава ООН возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. В состав Совета входят 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок. После принятия 17 декабря 1963 года Резолюции ГА ООН, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому критерию, а именно: пять - от государств Африки и Азии; один - от государств Восточной Европы; два - от государств Латинской Америки; два - от государств Западной Европы и других государств.
    Совет Безопасности уполномочен «расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности». Он «определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять … для поддержания или восстановления международного мира и безопасности». Совет имеет право применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в том числе связанные с применением вооружённой силы. Статья 25 Устава ООН гласит: «Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их». Таким образом, решения СБ являются обязательными для всех государств.
    На практике деятельность СБ по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей. В исключительных случаях Совет санкционирует проведение военной операции против таких государств.
    17.Экономический и социальный совет ООН: порядок формирования и компетенция.
    Экономический и Социальный Совет ООН (ЭКОСОС) - один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений(наприм. Всемирная организация по туризму, Всемирная организация здравоохранения, Международный валютный фонд и т.д.) ЭКОСОС состоит из 54 государств , избираемых Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Нет ограничений на переизбрание: выбывающий член ЭКОСОС может быть переизбран немедленно. Каждый член ЭКОСОС имеет один голос. Решения принимаются большинством голосов присутствующих и участвующих в голосовании членов ЭКОСОС.
    Экономический и Социальный Совет служит центральным форумом для обсуждения международных экономических и социальных проблем и выработки рекомендаций в отношении политики для государств-членов и системы Организации Объединенных Наций. Он отвечает за:1.содействие повышению уровня жизни, полной занятости населения и экономическому и социальному прогрессу;2.выявление способов разрешения международных проблем в экономической и социальной областях и в области здравоохранения;3.содействие международному сотрудничеству в области культуры и образования;4.поощрение всеобщего уважения прав человека и основных свобод.
    18.Международный суд ООН: порядок образования, компетенция.
    Универсальным судебным органом является Международный суд ООН. Согласно Манильской декларации о мирном разрешении международных споров, одобренной тридцать седьмой Генеральной Ассамблеей ООН, государства в полной мере сознают роль Международного суда, являющегося верховным судебным органом ООН. Состав международного суда не зависит от воли сторон и образуется заранее. Компетенция международного суда заключена в его учредительном акте. Международный суд ООН учрежден Уставом ООН в 1945 г. как главный судебный орган ООН. Участниками Статута Международного суда являются все государства -члены ООН. Суд состоит из коллегии независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах к лицам, назначаемым на высшие судебные органы или являющимся юристами с признанным авторитетом в области международного права. Международный суд ООН состоит из пятнадцати членов, причем в его составе не может быть двух граждан одного и того же государства. Члены суда избираются Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности из числа лиц, внесенных в список по предложению национальных групп Постоянной палаты третейского суда. Члены Суда избираются на девять лет и могут быть переизбраны, с тем, однако, что срок полномочий судей первого состава Суда истекает через три года, а срок полномочий еще пяти судей -через шесть лет. Члены Суда могут не исполнять никаких политических или административных обязанностей и не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. Член Суда не может быть отрешен от должности, кроме случая, когда по единогласному мнению всех остальных членов он перестает отвечать предъявляемым высоким требованиям. Об этом секретарь Суда уведомляет Генерального секретаря ООН. С момента получения этого уведомления должность считается вакантной. Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются большим количеством привилегий и иммунитетами. В целях ускорения разрешения дел Суд ежегодно образует камеру в составе пяти судей, которая по просьбе заинтересованных сторон может рассматривать и разрешать дела в порядке упрощенного судопроизводства. Для замены судей, которые посчитают для себя невозможным дальнейшее участие в рассмотрении дела в порядке упрощенного судопроизводства, выделяются дополнительно еще два судьи. Сторонами по делам, разбираемым Судом, являются только государства. К ведению Международного суда ООН относятся все дела, передаваемые ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Суд решает переданные ему споры на основе международного права, используя при этом международные конвенции - как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами, международный обычай как доказательство всеобщей практики, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, судебные доктрины, а также судебные решения наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву.
    (Международный суд ООН - дин из шести главных органов Организации Объединённых Наций, учреждённый Уставом ООН для достижения одной из главных целей ООН «проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира». Суд функционирует в соответствии со Статутом, который является частью Устава ООН, и своим Регламентом. Международный суд состоит из 15 независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства, из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права.)
    19.Региональные международные организации. Региональные международные организации – объединения небольших групп стран, служащие форумом для обсуждения региональных проблем, представляющих общий интерес, согласования региональной политики в вопросах производства и внешней торговли. К региональным международным организациям следует отнести организации, объединения и союзы, осуществляющих работу в определенных регионах.
    К ним относится напр. СНГ.
    Внутригосударственные

      Президент
      Должностные лица
    Зарубежные
    1 консульства
    2 дипломатические
    20.Право внешних сношений. Система органов внешних сношений. Право внешних сношений представляет собой отрасль международного права, которая состоит из принципов и норм, регулирующих отношения между государствами, а также между государствами и другими субъектами международного права по поводу осуществления дипломатической деятельности (официальную деятельность государства, его органов и должностных лиц по защите прав и интересов данного государства, прав и законных интересов его физических и юридических лиц, поддержанию режима международного правопорядка и законности.)Основными источниками права внешних сношений являются Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года, другие международные документы как универсального, так и локального характера. Что касается внешних сношений РФ, то среди правовых актов РФ, регулирующих вопросы дипломатических и консульских сношений с иностранными государствами, следует выделить Конституцию РФ, Федеральный закон от 15 июля 1995 года «О международных договорах Российской Федерации».Различают внутригосударственные и зарубежные органы внешних сношений. К внутригосударственным органам внешних сношений относятся: глава государства, парламент, правительство, министерство иностранных дел, другие ведомства и службы, в функции которых входит осуществление внешних сношений по отдельным вопросам.
    21.Дипломатические представительства.
    Дипломатическое представительство – орган одного государства, находящийся на территории другого государства, предназначенный для официальных сношений между этими государствами. Существуют два типа дипломатического представительства:1) посольства;2) миссии . Особых различий между посольствами и миссиями нет, хотя большинство развитых государств предпочитают обмениваться дипломатическими представительствами - посольствами. Считается, что посольства - представительства первого, высшего класса, а миссии -представительства второго класса. В последнее время количество посольств увеличивается, а количество миссий уменьшается. Дипломатические представительства образуются в соответствии с соглашениями между государствами. В большинстве государств существуют дипломатические ранги - служебные звания, присваиваемые дипломатическим работникам. Они так же, как и дипломатические должности, определяются законодательством государств, их учреждающих.Персонал дипломатического представительства подразделяется на собственно дипломатический, административно-технический и обслуживающий.К дипломатическому персоналу относятся :послы;посланники; советники;торговые представители и их заместители;специальные апаше (военный, военно-воздушныйи т. д.) и их заместители;6(первые, вторые, третьи секретари;7) атташе.
    Дипломатическое представительство имеет в стране пребывания своего главу. Перед назначением главы представительства аккредитующее государство запрашивает у компетентных органов страны пребывания агреман, т. е. согласие на назначение конкретного лица главой представительства . Отказ в агремане или отсутствие ответа на запрос влечет за собой препятствие в назначении этого лица главой представительства. При этом отказывающее государство может не мотивировать свой отказ. По получению агремана лицо назначается главой представительства и ему выдается верительная грамота, адресованная властям страны пребывания, в которой просят верить, что данное лицо будет представлять интересы этого аккредитующего государства. Дипломатическое представительство выполняет следующие функции: 1) представительство государства в стране пребывания;2) защита интересов аккредитующего государства и его граждан в стране пребывания;3) ведение переговоров с правительством страны пребывания;4) выяснение всеми законными способами условий и событий в стране пребывания;5) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и страной пребывания;6) информирование своего правительства о стране пребывания.
    22.Консульские учреждения: понятие, состав, функции, полномочия.
    Консульство - орган внешних сношений государства, учрежденный на территории другого государства (с согласия последнего) для выполнения определённых функций. Район деятельности консула и местопребывания консульства определяются соглашением между обоими государствами. Права, привилегии и иммунитет консульства включают: право пользоваться флагом и гербом своего государства; неприкосновенность помещения; освобождение от налогов; неприкосновенность консульских архивов; свободу сношений консульства со своим правительством, дипломатическим представительством, другими консульствами своего государства, где бы они ни находились, с использованием средств связи, шифров, дипломатических и консульских курьеров. Консульство осуществляет контакты с местными властями, занимается обслуживанием граждан, решением их проблем в рамках законодательства и оформлением документов (визы, паспорта, нотариальные документы, справки и др.).
    Существуют следующие виды консульских учреждений: генеральное консульство, консульство, вице-консульство, консульское агентство. Во всех этих случаях никакой разницы в статусе этих учреждений нет. Сейчас большинство консульских учреждений в мире имеют статус генерального консульства. В столичных городах может не существовать отдельного консульского учреждения, а только действовать консульский отдел посольства (такова, например, почти повсеместная практика России). Консульский отдел не является самостоятельным учреждением, высшей инстанцией является не заведующий консульским отделом а посол. При этом на сотрудников консотдела распространяются дипломатические (т. е. более широкие) привилегии и иммунитеты, а не консульские.
    и т.д.................
    Loading...Loading...