Закон о земле. Новый закон о межевании земельных участков Новое о земельных участках

Довольно актуальной на сегодняшний день является проблема дезинформации людей, которые, начитавшись различных недостоверных источников, хватаются за голову, предполагая, что уже вот-вот их могут лишить права собственности в отношении земель, владельцами которых они по праву являются.

Вопрос о том, кто именно подпадает в так называемый «Черный список» тех, кто может лишиться права собственности на участок земли с приходом следующего года, смотрите в этой статье.

Почему собственники могут лишиться земельных участков с 1 января 2018 года

Вступившие в законную силу поправки Закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в дальнейшем – «Закон о недвижимости») привносят установление новых правил, которые граждане обязаны соблюдать в отношении регистрируемого ими права собственности на участок земли. Закон о недвижимости также указывает на то, что в качестве такового могут выступать участки для ведения личного подсобного, а также дачного хозяйства, участки под индивидуальное гаражное, жилищное строительства.

Новый закон регламентирует порядок снятия земельного участка с кадастрового учета и устанавливает, что, в случае, если с момента его постановки на учет прошло более пяти лет, к тому же, он не был внесен в единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), такой участок подлежит снятию с кадастрового учета. Дальнейшее владение землей осуществляет муниципальное образование.

Вышеописанное означает, что первым делом нововведения могут нанести удар по дачникам, ведь участки, приобретенные дачниками-пенсионерами 30-40 лет назад вряд ли заботились тогда о постановке своих земель на учет в ЕГРН.

Стоит отметить еще и тот факт, что согласно существующим нормам права, право собственности на земельные участки может перейти муниципальному образованию еще и в том случае, если хозяина земли не находят в ЕГРН уже на протяжении пяти лет, то есть пять и более лет земля документально считается бесхозной. В таком случае судебное заседание, на котором будет рассматриваться вопрос о переходе права собственности на земельный участок может быть реализовано без приглашения фактического его владельца.

Признание земельного участка бесхозяйным должно удовлетворять следующим основаниям:

  • земельный участок не должен быть внесен в кадастровый учет;
  • неизвестно, кому принадлежит право собственности на участок;
  • собственник отказался от права собственности на объект;
  • объект никому не принадлежит на праве собственности.

Признание земельного участка бесхозяйным влечет за собой постановку его на учет в Росреестр на основании заявления органа муниципального образования, на территории которого находится данное имущество.

С начала 2018 года для того, чтобы иметь возможность распоряжаться участком по собственному усмотрению, то бишь, продавать его, дарить, передавать по наследству, вы должны встать на учет в ЕГРН и, плюс ко всему, отметиться в кадастровой карте, то есть, осуществить так называемое межевание.

Изменения в законе об ускоренном изъятии земельных участков

Ни для кого не является большим секретом, что призвание средств массовой информации является раздувание даже, казалось, бы ничем не примечательной новости в масштабный апофеоз, который по факту представляет из себя всего лишь поправки в законодательстве, введение в силу которых продиктовано развитием общества.

Информационные ресурсы, направленные на получение максимально возможных рейтингов, активно публикуют данные о лишении права собственности на участки земли. Главным образом, упоминая эту тему, СМИ указывают на 251-ый Закон 2015 года. Однако, как нам известно, на дворе 2017 и 251-ый Закон утратил свою актуальность с появлением в прошлом году ФЗ под номером 361.

Законодательство претерпело ряд изменений в категории права собственности на недвижимое имущество, как следствие, обновленный 361-ый ФЗ включает в себя нововведения в сфере экономики, в частности, институт кадастровой регистрации.

Наиболее ярко выраженное обновление законодательства произошло на примере ФЗ под номером 221, принятый еще в далеком 2007 году и, определяющий государственный кадастр. Ряд изменений было введено в законную силу в содержание 218-ого ФЗ, который, на секундочку, регулирует процесс регистрации недвижимости документально.

О том, какие изменения были внесены в вышеуказанное законодательство, рассмотрим далее. Помимо увеличения списка субъектов кадастровой деятельности, появилось уточнение порядка обжалования решения о постановке на учет кадастром. Также теперь может быть реализована регламентация деятельности субъектов кадастровой деятельности.

Подводя итог анализа введенных в законную силу законодательных актов за последние два года, следует отметить, что объекты недвижимости, постановленные на кадастровый учет и, не зафиксированные за собственником в течение пяти лет со дня учета, не снимаются с него.

Стоит отметить, что при этом Росреестр обязуется доводить до сведения муниципального образования о существовании таких объектов, реализуя осведомительную функцию. Не стоит забывать и о том, что участки земли, которые не имеют владельцев в документальном порядке числятся в собственности соответствующего муниципального образования, на территории которого находится этот участок. Для того, чтобы владеть участком не только фактически, обратитесь с заявлением в органы муниципального образования!

С 2018 года нельзя будет распоряжаться землей, границы которой не узаконены

Нововведение, которое гласит о запрете обмена, продажи, дарения участка земли в случае, когда его границы не установлены в законном порядке, вступит в силу 01.01.2018.

Трактовка закона является настолько четкой, что ни о каких исключениях не может быть и речи. Это означает, что, даже, лица, имеющие свидетельство о праве собственности на конкретный объект недвижимости, не смогут им распоряжаться в полной мере без обозначения в кадастровой карте, ранее обозначенного межевания.

В случае, если вы постановили на государственный учет кадастра свою недвижимость, однако, не узаконили ее границы, то вам все равно придется проходить процедуру межевания. Поэтому сразу узаконивайте все процедуры по межеванию, а потом передавайте все отмеченные данные в Росреестр.

Без межевания регистрации Росреестру подлежат только лишь следующие участки земли:

  • если земельный участок предназначен для личного, подсобного хозяйства, садоводства или индивидуального гаражного или жилищного строительств;
  • если у вас в наличии есть документы, выданные вам ранее без необходимости межевания;
  • если право возникает у вас в случае переоформления права бессрочного пользования участком земли.

Однако, необходимо отметить, что данные основания выступает в качестве исключений только до 01.01.2018. После указанной даты для осуществления дарения, продажи, обмена собственности, вы должны будете пройти межевание.

Как зарегистрировать право собственности на земельный участок

Кадастровая регистрация участка земли связана с множеством нюансов, не учитывать которые вы не можете. Нюансы зависят от того, какой объект недвижимости в скором времени подлежит регистрации на правах собственности. Основные тонкости заключены в актах законодательства, так что, вам не составит труда их отыскать.

Мы рассмотрим необходимый для сдачи пакет документов и действия на примере общего случая.

Итак, для прохождения регистрации, во-первых, соберите следующий пакет документов:

  • кадастровый паспорт;
  • документ, свидетельствующий о переходе к вам права собственности на объект;
  • передаточный акт;
  • удостоверение личности нового и прежнего хозяина (только нового, в случае, если собственностью владеют впервые);
  • квитанция об оплате государственной пошлины;
  • заявление для прохождения регистрации.

Далее сдайте, собранный вами пакет документов в Росреестр, после чего ожидайте ответа ФРС в течение двух или более недель. После получения ответа, получите выписку о записи из единого государственного реестра недвижимости в день, который вам назначат.

В случае, когда регистрации должен подлежать не только земельный участок, но и имущество, находящееся на нем, после получения положительного ответа относительно регистрации земли, подайте документы для регистрации и имущества.

От вас потребуется:

  • удостоверение личности;
  • выписка из ЕГРН;
  • кадастровый паспорт или план;
  • декларация, заверенная у нотариуса по всем постройкам на земельном участке;
  • квитанция об оплате государственной пошлины.

Это все, что вам необходимо знать о действиях по стандартной кадастровой регистрации.

Как провести межевание земельного участка

Наконец узнаем о процедуре межевания (о процедуре обозначения в кадастровой карте графически). Процесс обозначения стоит разделить на 9 взаимосвязанных этапов, которые приведены ниже в оптимальной последовательности.

Первым делом, найдите геодезическую компанию, занимающуюся осуществлением работы по установлению и фиксации грани земельного участка. Затем, соберите пакет документов, он индивидуален для каждого собственника (его список узнайте у геодезической компании). Далее подпишите договор с геодезической компанией, чтобы не оказаться жертвой мошенников.

После заключения договора геодезическая компания устанавливает данные, в частности, производит съемку на местности, устанавливает границы, координаты, которые запечатлеваются в акте по согласованию границ.

Документ, кроме того, должен содержать подписи собственников соседних земельных участков и главы муниципального образования. Сдайте также все имеющиеся у вас документы о наличии кабельных связей и прочие. Они также будут необходимы для организации межевого плана.

После сдачи документов геодезическая компания приступает к составлению, непосредственно, самого плана межевания, который впоследствии сдается в кадастровую палату, которая после осуществления межевания предоставляет новый паспорт на участок.

Перед обращением к геодезистам соберите пакет документов, состоящий из:

  • паспорта;
  • доверенности (при обращении в геодезическую компанию не собственника имущества, а его представителя);
  • правоустанавливающие документы, то есть, документы, подтверждающие переход права собственности от одного лица к другому;
  • кадастровый план или кадастровая выписка на земельный участок;
  • документы на имущество, дополнительно требующиеся для регистрации кадастром земельного участка или выписку из БТИ, в случае отсутствия имущества кроме земли.

Кадастровую выписку и паспорт закажите онлайн через официальный сайт Росреестра. Это наиболее быстрый и простой способ получения выписки.

Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - новый закон), принятый в конце июля 2017 года (№ 217-ФЗ), даже своим названием свидетельствует об изменениях, вызванных его появлением. Изменениям и дополнениям были подвергнуты разом 39 ранее принятых законодательных актов. Видимо, по этой причине срок вступления нового закона в силу был отложен до 1 января 2019 года с установлением переходного периода сроком в 5 лет со дня вступления в силу для завершения отдельных реорганизационных процедур.

Основная цель нового закона, который сменил ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в связи с этим утративший силу№66-ФЗ), может рассматриваться как попытка урегулирования ситуаций, сложившихся в «дачном хозяйстве» страны, в котором, где-то успешно, где-то и не очень эффективно трудятся на своё благо 60 миллионов садоводов, дачников и огородников, а это, ни много ни мало, практически половина российского населения.

Самыми болезненными проблемами, вызывающими большие нарекания, как выяснили законодатели при подготовке закона, начавшейся в 2014 году, стали следующие:

  • множественность организационных форм дачных и садоводческих объединений (ДНП, СНТ, различные садоводческие и дачные кооперативы и иные варианты, все совместно представлявшие 9 самостоятельными юридическими формами некоммерческих объединений граждан, создававшихся для ведения загородного хозяйства)
  • нередкие для многих садоводческих и дачных товариществ злостные поборы в виде членских и иных видов взносов
  • былые административные гонения за строительство жилых домов на садовых и дачных участках, а соответственно, и невозможность регистрации (прописки) в возведённых на участках капитальных строениях, абсолютно пригодных для проживания
  • дороговизна бурения и строительства скважин на воду в садоводствах или на отдельных участках, стоимость которых выливается во внушительные размеры (от 1 млн. руб. до 2.5 млн.руб.) и без которых, в отсутствие централизованного водопровода, пребывание на дачах становится просто немыслимым
  • отсутствие реальной поддержки со стороны муниципалитетов уже действующим и образующимся новым дачным и садовым товариществам по обеспечению их инженерными коммуникациями

Как решает проблемы уже не дачная, а «садово-огородная конституция»?

Чтобы понять, какие изменения привнёс новый закон и как он отразился на жизни дачников, сделаем обзор его главных положений, комментируя некоторые особенности.

Новые организационные формы некоммерческих объединений граждан для ведения загородного хозяйства

Из нового закона исключена такая правовая организационная форма объединений граждан, как «дачное некоммерческое товарищество», в связи чем в Земельный, Градостроительный, Водный, Гражданский кодексы, Жилищный РФ, в федеральные законы «О недрах», «О некоммерческих объединениях», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «О государственной регистрации недвижимости», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «Об особо охраняемых природных территориях», «О сельскохозяйственной кооперации» и в целый ряд других законов уже внесены и будут вноситься далее соответствующие изменения.

Полностью использование понятия о дачных партнёрствах должно исчезнуть через 1.5 года, но вряд ли из бытового лексикона за это время исчезнут привычные слуху слова «дача» и «дачники». Уж, очень они родные. Исторически внедрившиеся в жизнь ещё со времён Петра I, даровавшего своим приближённым за их великие заслуги перед Отчеством землю под усадьбы в великолепных окрестностях Петербурга, они вошли в обиход через слово «дача», означавшее действие царя (как производное от глагола «давать»).

Новый закон ликвидировал искусственно сформированное и до сих пор существующее различие между дачными и садоводческими товариществами, созданными в соответствии с упомянутым уже ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и установил только 2 вида юридического статуса загородных объединений граждан:

  1. садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ)
  2. огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ)

О правах индивидуалов, не желающих вступать в товарищество, изложено ниже. А пока рассмотрим, что нового появилось в СНТ и ОНТ.

Садоводческое некоммерческое товарищество и огородническое некоммерческое товарищество являются видами товарищества собственников недвижимости.

Новые садовые и огородные земельные участки, как и ранее, образуются из земель населённых пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения. Каждый садовый или огородный земельные участки могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества.

Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных участках, расположенных в границах территории товарищества, может проводиться правообладателями участков в следующих организационно-правовых формах:

  1. с участием в товариществах
  2. без участия в товариществах

В соответствии с новым законом, установлено, что товарищество может быть образовано с минимальным число членов в 7 человек (часть 2 статьи 16 нового закона). Если требование по численности членов товарищества не будет соблюдаться, то такое некоммерческое объединение может быть ликвидировано по решению суда:

  1. по иску органа госвласти субъекта РФ
  2. по иску органа местного самоуправления по месту нахождения территории садоводства или огородничества
  3. по иску собственника или правообладателя садового или огородного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества

При ликвидации товарищества имущество общего пользования товарищества (за исключением недвижимого имущества общего пользования, находящегося в собственности товарищества и оставшегося после удовлетворения требований кредиторов), передаётся собственникам участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ:

  • пропорционально их площади
  • вне зависимости от того, являлись ли данные лица членами товарищества (пункт 1 статьи 28 нового закона)

Законом также определены положения, касающиеся:

  1. оснований и порядка принятия в члены товарищества
  2. прав и обязанностей членов товарищества
  3. оснований для прекращения членства
  4. прав и обязанностей органа управления товарищества

которым посвящены несколько глав и статей закона, в том числе и статья 8, раскрывающая основные положения Устава товарищества.

Высшим органом товарищества является общее собрание его членов. Оно является правомочным, если на собрании присутствует более 50% членов товарищества. Решения общего собрания членов товарищества принимаются квалифицированным большинством не менее 2/3 голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества.

Органом управления каждым из новых видов товариществ является, в общем-то, прежний орган, но с частично изменившимися полномочиями:

  1. председатель, представляющий единоличный исполнительный орган
  2. правление, являющееся постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом с предельной численностью не менее 3-х человек, но не более 5 % от числа членов товарищества, что не только создаёт определённое удобство в «управляемости» самим правлением со стороны членов товарищества, но и снижает размер членских взносов на содержание правления с уменьшившейся численностью
  3. ревизионная комиссия (ревизор), подотчётная общему собранию членов товарищества

Правление товарищества подотчетно общему собранию СНТ или ОНТ. Избираться орган управления будет уже на 5 лет, а не на 2 года, как сейчас и до 1.01.2019 г. Несмотря на заметно больший срок его полномочий, по решению общего собрания членов товарищества, за халтурную работу председателя или нерадивых членов правления можно будет отстранить и переизбрать в любой назревший момент.

Заседание правления товарищества правомочно, если на нем присутствует не менее половины его членов. Решения правления товарищества принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления. При равенстве голосов голос председателя товарищества является решающим.

Возможность изменения СНТ на ТСЖ

По решению общего собрания членов СНТ, собственники садовых участков вправе изменить существующий вид объединения на товарищество собственников жилья (ТСЖ). Организационно-правовая форма товарищества собственников недвижимости в этом случае не меняется, но основным требованием для такой процедуры становится соответствие ТСЖ нормам жилищного законодательства РФ, регулирующего создание ТСЖ с одновременным удовлетворением следующих условий:

  1. территория садоводства находится в границах населенного пункта
  2. на всех садовых земельных участках, расположенных в границах территории садоводства, размещены жилые дома

Изменение вида садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) на товарищество собственников жилья (ТСЖ) реорганизацией не считается (пункт 2 статьи 27 нового закона).

Возможность изменения СНТ или ОНТ на иной вид деятельности товарищества

Садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество может поменять вид деятельности, опять-таки по решению общего собрания:

  1. на производство, переработку и сбыт продукции растениеводства
  2. иную деятельность, не связанную с с ведением садоводства и огородничества и допускающую создание потребительского кооператива

Создание производственного кооператива является реорганизацией прежней организационно-правовой формы СНТ или ОНТ (пункт 1 статьи 27 нового закона), а значит, требует внесения изменений в ЕГРН.

Нужно или нет менять документы на узаконенные постройки в переходный период и после?

Для переходного периода, который растянется на 5 лет, то есть до 1 января 2024 года, новый закон определил следующие положения:

  • ДНП, дачные кооперативы, дачные хозяйства, огороднические партнёрства и другие некоммерческие организации граждан, созданные до до 1 января 2019 года, реорганизовывать не требуется
  • С 1.01.2019 г. ко всем созданным ранее садоводческим или дачным некоммерческим партнёрствам, а также огородническим некоммерческим партнёрствам будут применяться требования нового закона даже до приведения их уставов в соответствие с новым законом:
    1. или в соответствии с положениями о садоводческих некоммерческих товариществах
    2. или в соответствии с положениями об огороднических некоммерческих товариществах
  • Приведение учредительных документов садоводческих или дачных некоммерческих партнёрств и огороднических некоммерческих партнёрств, созданных до введения нового закона, производится после вступления нового закона в силу через внесение изменений:
    1. в учредительные документы (правоустанавливающие, устав и иные документы) и регистрации этих изменений в ЕГРН
    2. изменения наименований некоммерческих объединений при этом не требуется, но может проводиться по желанию заинтересованных сторон
    3. изменение наименований не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования
  • Здания на садовых участках, зарегистрированные в ЕГРН до 1.01.2019 г. с назначением «жилое», «жилое строение», признаются жилыми домами:
    1. замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 1.01. 2019 г. здания или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов недвижимости не требуется
    2. замена документов и наименований зданий может быть выполнена по желанию правообладателей объектов недвижимости
  • Расположенные на садовых участках нежилые здания, строения для сезонного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей и не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами, зарегистрированные в ЕГРН до 1.01. 2019 г., признаются садовыми домами:
    1. замены ранее выданных документов на зарегистрированные в ЕГРН до 1.01. 2019 г. указанные строения или внесение изменений в документы на них, изменений в записи ЕГРН, а также замены наименований объектов не требуется
    2. замена документов и наименований перечисленных строений может быть выполнена по желанию их правообладателей

Реестр членов товарищества

Распределение участков между членами товарищества проводится на основании решения общего собрания членов товарищества в соответствии с реестром членов товарищества.

Садовые и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ.

Реестр членов товарищества должен быть сформирован в течение 1 месяца со дня государственной регистрации СНТ или ОНТ в ЕГРН (статья 15 нового закона). Создаёт реестр председатель товарищества или уполномоченный на это член правления.

Реестр членов товарищества содержит следующие сведения:

  1. о членах товарищества
  2. кадастровый (условный) номер каждого земельного участка, правообладателем которого является член СНТ или ОНТ (после осуществления распределения земельных участков между членами товарищества)

Члены товарищества обязаны предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра, и своевременно информировать председателя товарищества или уполномоченного члена правления об изменении сведений.

Неисполнения требования о предоставлении сведений член СНТ или ОНТ несёт риск наложения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием в реестре актуальной информации.

Принцип территориального подчинения товариществ

Закон ввёл принцип территориального подчинения, по которому запрещается действие на одной территории нескольких товариществ с общей инфраструктурой и одной территорией общего пользования. Иными словами, садовое товарищество внутри огородного появиться не может.

Цели введения этого принипа вполне очевидны:

  1. исключение ситуаций «перетягивания» преимуществ в использовании, к примеру, трансформаторной будки, принадлежащей одному юридическому лицу, и пожарного водоёма, принадлежащего другому юридическому лицу, то есть расположенных на территориях разных юридических лиц (товариществ), но обеспечивающих электричеством и водой каждое из этих товариществ
  2. установление юридических взаимоотношений между товариществами по использованию иженерной инфраструктуры и территории общего пользования
  3. управление имуществом общего пользования в границах территории садоводства или огородничества может осуществлять только одно товарищество

С момента введения нового закона в действие собственники садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории СНТ или ОНТ, вправе создать только одно садоводческое или огородническое некоммерческое объединение. Его границы должны определяться в соответствии с документацией по планировке территории:

  • документация по планировке территории до её утверждения муниципальными властями должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества
  • подготовка и утверждение проекта планировки территории для огороднического товарищества не требуются, а установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории ОНТ проводятся в соответствии с утверждённым проектом межевания территории

В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества включаются земельные участки, соответствующие одновременно следующим требованиям:

  1. участки находятся в собственности учредителей товарищества
  2. участки составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования

При формировании новых садоводств и огородничеств и подготовке документации по планировке их территории в границы их территорий также включаются:

  1. участки находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам (их общая площадь должна составлять не менее 20% и не более 25% суммарной площади садовых или огородных земельных участков, попадающих в границы территории садоводства или огородничества)
  2. участки и территории общего пользования, определённые в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории)

Запрещено установление границ территорий садоводств или огородничеств, ограничивающих или прекращающих свободный доступ с иных земельных участков к территориям общего пользования, или к земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами границ образуемых территорий товариществ.

Имущество общего пользования в СНТ и ОНТ

Одной из задач СНТ и ОНТ является управление имуществом общего пользования, расположенного в границах территории садоводства или огородничества и принадлежащего членам товарищества.

К имуществу общего пользования, находящегося в границах территорий садоводческих или огороднических объединений, относится недвижимое имущество, которое отвечает одновременно следующим 2-м условиям:

  1. имущество создано или приобретено после вступления в силу нового закона
  2. это имущество принадлежит собственниками земельных участков на праве общей долевой собственности пропорционально площадям их участков

Такое имущество, представленное объектами капитального строительства и земельными участками общего назначения, используется исключительно для потребностей садоводов и огородников.

В перечень потребностей включаются:

  1. проходы и проезды к территории
  2. снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом
  3. водоотведение
  4. охрана
  5. сбор твёрдых коммунальных отходов и иные потребности
  6. движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества

Земельные участки общего назначения, относящиеся к имуществу общего пользования, формируются при разработке документации по планировке территории садоводства или огородничества.

Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, используют земельные участки общего назначения для прохода и проезда к своим земельным участкам на следующих условиях:

  1. свободно
  2. без взимания платы

Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей участков к своим земельным наделам.

К основным целям создания имущества общего пользования новым законом отнесены:

  1. использование всеми правообладателями земельных участков, находящихся в границах территории СНТ или ОНТ, для собственных нужд
  2. размещение на участках общего пользования другого имущества общего пользования (например, спортивных или детских игровых площадок. их оборудование и т.д.)

Имущество общего пользования СНТ или ОНТ может также принадлежать товариществу на праве собственности или ином праве, разрешённом гражданским законодательством.

После регистрации товарищества в ЕГРН, правообладатели входящих в него участков могут на общем собрании с присутствием 100% членов СНТ или ОНТ принять решение о желании приобрести доли в имуществе общего пользования в собственность, причём на безвозмездной основе и без выдела доли в натуре.

После регистрации в ЕГРН права собственности на долю имущества общего пользования на территории товарищества каждый из собственников такой доли неизбежно увеличивает и свою базу налогов.

По решению общего собрания членов СНТ или ОНТ, имущество общего пользования может быть передано безвозмездно муниципалитету или в государственную собственность субъекта РФ, на территориях которого действует товарищество, при выполнении следующих условий:

  1. общим собранием членов товарищества принято решение о передаче имущества
  2. имущество, по закону, может находиться в государственной или муниципальной собственности
  3. есть согласие всех собственников садовых и огородных участков, оформивших и право общей долевой собственности на общее имущество на его передачу муниципалитету или в госсобственности

На недвижимое имущество общего пользования, находящееся в собственности товарищества, не может быть обращено взыскание. В случае ликвидации товарищества такое имущество безвозмездно передаётся в общую долевую собственность собственников садовых или огородных земельных участков, расположенных в СНТ или ОНТ, пропорционально их площади. Передача производится вне зависимости от того, являлись ли собственники членами товарищества (пункт 2 статьи 28 нового закона).

Сделки с долями в праве общей собственности на имущество общего пользования

При сделках с садовыми и огородными участками, сопровождающимися переходом права собственности на эти объекты недвижимости, доля в праве общей собственности на имущество общего пользования от предыдущего владельца переходит к новому собственнику.

Собственник доли в праве общей собственности на имущество общего пользования не имеет право:

  1. отчуждать долю отдельно от права собственности на свой садовый или огородный участок
  2. совершать действия, влекущие за собой передачу доли отдельно от права собственности на свой на садовый или огородный участок

Условия договора, по которому предметом сделки фигурирует:

  1. переход права собственности на садовый или огородный земельный участок без перехода доли в праве общей собственности на имущество общего пользования
  2. переход права собственности на долю в праве общей собственности на имущество общего пользования без перехода права на садовый или огородный земельный участок

являются ничтожными (в случае, если собственнику садового или огородного участка принадлежит такая доля).

Взносы в СНТ и ОНТ

Новым законом установлены лишь 2 вида взносов, которые должны вноситься членами СНТ или ОНТ в банке на расчётный счет товарищества (статья 14 нового закона):

  1. членские
  2. целевые

Вступительный взнос платить не придётся.

Ограничены перечни задач, на которые можно расходовать взносы. Так, членские взносы можно расходовать исключительно на хозяйственные нужды товарищества, связанные со следующими задачами:

  1. с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе с уплатой арендных платежей за данное имущество
  2. с проведением расчётов со снабжающими организациями - поставщиками тепловой и электрической энергии, воды, газа, водоотведеня на основании договоров, заключенных с этими организациями
  3. с проведением расчётов с оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями
  4. с благоустройством земель общего назначения
  5. с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности,
  6. с проведением аудиторских проверок товарищества
  7. с выплатой заработной платы членам правления, с которыми товариществом заключены трудовые договоры
  8. с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, с выполнением решений этих собраний
  9. с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах

Что касается целевых взносов, то возможности их расходования более разнообразны. Связаны они со следующими задачами:

  1. с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка
  2. с подготовкой документации по планировке территории садоводства или огородничества
  3. с проведением кадастровых работ для внесения в ЕГРН сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования
  4. с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования
  5. с реализацией мероприятий, намеченных решением общего собрания членов товарищества

Суммарный ежегодный размер платы будет равен сумме ежегодных целевых и членских взносов члена товарищества.

Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества. При уклонении от уплаты взносов они взыскиваются товариществом с члена СНТ или ОНТ в судебном порядке.

Те индивидуальные садоводы и огородники, что не пожелали стать членами СНТ или ОНТ, теперь обязаны платить взносы наравне с членами товариществ (статья 5 нового закона). Неуплата чревата теми же последствиями, что и для членов СНТ или ОНТ. В этом проявляется одно из отличий нового закона от ранее действовавшего закона о дачниках, позволявшего индивидуалам вносить платёжи за пользование различными ресурсами (электричеством, водой, газом, если он подведён, а также за вывоз мусора и охрану) в размере, меньшем, чем у членов товарищества, и не платить взносы на зарплату председателя и членов правления СНТ или ОНТ. При новом законе у индивидуалов появились и другие права - возможность участвовать в общих собраниях членов товариществ, голосовать по вопросам установления периодичности и размеров взносов. Нет, по-прежнему, только права участвовать в выборах председателя и членов правления.

Уставом СНТ или ОНТ могут предусматриваться случаи изменения размеров взносов для отдельных членов товарищества, учитывающие:

  1. различный объём использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового или огородного земельного участка
  2. суммарную площадь объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке
  3. размер доли в праве общей долевой собственности на земельный участок или на расположенные на нём объекты недвижимого имущества

В общем случае, размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утвержденных общим собранием членов товарищества. Также уставом может быть установлен порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов. Неуплата пеней, как и неуплата взносов, влечёт их взыскание в судебном порядке.

Что разрешено строить на садовых и огороднических участках?

Итогом рассмотрения многочисленных замечаний и поправок, поступивших в ходе обсуждения законопроекта, стали существенные изменения, отражённые в законе.

Отметим ещё раз основные положения закона:

  • теперь будут существовать только 2 типа загородных товариществ:
    1. садоводческие
    2. огороднические
  • всем товариществам предстоит пройти перерегистрацию, решить к какому типу они относятся:
    1. решение о том, кем быть (садоводами и огородниками), принимается общим собранием товарищества
    2. по итогам общего собрания подать соответствующее заявление в Росреестр
  • взносы в новых СНТ и ОНТ:

    1. взносы могут быть только 2-х типов - членские и целевые
    2. вступительных взносов не будет
    3. взносы нужно перечислять на расчётный счёт товарищества,
    4. наличные взносы не допускаются
    5. размер членских и целевых взносов определяется на основании финансово-экономического обоснования, утверждённого общим собранием членов товарищества
  • минимальное количество членов товарищества - 7
  • избирать председателя теперь можно на 5 лет, а не на 2 как раньше, и неограниченное число раз, а чтобы его «свергнуть», нужно провести внеочередное общее собрание по требованию не менее, чем 1/5 от общего количества членов товарищества
  • в состав ревизионной комиссии не могут входить члены правления товарищества и их родственники

    документы товарищества должны храниться 49 лет

    члены товарищества имеют право знакомиться с бухгалтерской отчётностью

    если нужны копии каких-то документов, то члены товарищества могут их получить за плату, установленную общим собранием, но эта плата не должна превышать затраты на изготовление этих копий, а выдача копий документов органам власти делается бесплатно

  • члены товарищества обязаны выполнять решения не только общего собрания, но и решения, принятые председателем товарищества и правлением товарищества
  • введено понятие «жилой дом», исключающее определения «дача», «дачный дом», «дачное хозяйство» - это сделано в целях предотвращения правовых неопределённостей
  • садовый дом можно перевести в жилой дом (например, для получения права регистрации в нём) и, наоборот, жилой дом перевести в садовый (например, для сокращения налога на недвижимость), но при этом придётся обосновать ту или иную степень капитальности садового или жилого дома, в соответствии с установленными требованиями и правилами
  • на огороднических участках нельзя возводить капитальные строения - на них можно возводить только временные садовые дома, не являющиеся объектами недвижимости
  • разница между садоводами и огородниками, по новому закону:
    1. садоводы могут строить на участке жилые дома и регистрироваться в них
    2. огородники могут строить только садовые дома для сезонного проживания
  • если большинство членов товарищества пожелает стать огородниками, то сносить уже построенные полноценные жилые дома (не сезонные) не потребуется, но на момент вступления закона в силу на постройки должно быть зарегистрировано право собственности
  • если право собственности на жилые дома не зарегистрировано, то такие дома придётся ломать, разбирать или перестраивать в садовые домики
  • владельцам участков с незарегистрированными строениями нужно знать, чтов ближайшем будущемпланируется законодательное установление впятеро большего налога на землю - по этому поводу ведётся разработка соответствующего законопроекта (о внесении изменений в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми стоимость выявленных объектов недвижимости будет определяться как кадастровая стоимость участка, на котором расположены незарегистрированные строения, умноженная на определенный коэффициент)
  • установлено, что максимальная площадь земель общего пользования (в их числе земельные участки, по которым проложены дороги и стоят столбы электропередачи, необходимые для установки трансформатора, помойки, домика правления, устройства детской площадки, организации публичных пространств между заборами, где члены товарищества смогут гулять и общаться) составляет до 1/4, то есть 25% от той площади, что занята всеми личными земельными участками, вместе взятыми
  • имущество общего пользования принадлежит членам товарищества на праве долевой собственности пропорционально площади их участков (у обладателей больших долей налог будет выше, что вряд ли их порадует, а вот для иных садоводов и огородников такое положение по налогу, наверное, обрадует, но радость будет относительной, так как их налоги: всё же, увеличатся, поскольку за свою долю коллективного имущества платить все равно придётся
  • разрешено ведение садоводства и огородничества без образования юридического лица, а в случае желания правообладателей земельных участков быть членами товарищества, им такая возможность предложена законом (причём как для собственников земли, так и для граждан, обладающих правами бессрочного пользования или аренды земельных участков)
  • прописаны полномочия и ответственность некоммерческих организаций, создаваемых для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства:
    1. для удобства голосования вводится очно-заочная и заочная формы проведения общих собраний членов товарищества
    2. возможность для общих собраний членов товарищества на добровольной основе принять решение о безвозмездной передаче части имущества общего пользования (автомобильные дороги, объекты электросетевого хозяйства, водоснабжения, связи и другие объекты) в государственную или муниципальную собственность - иными словами, коллективную собственность, по новому закону, можно не делить на доли, а отдать целиком какому-то юридическому лицу (например, передать трансформатор и сети энергетической компании, а дороги - муниципальным властям), и такое решение может стать весьма целесообразным, так как с членов товарищества снимается забота по обслуживанию и ремонту своей коллективной собственности
    3. при неуплате взносов более чем 2 месяца член товарищества может быть исключён из товарищества, однако он все равно будет пользоваться общим имуществом (электричеством, дорогой, помойкой) и платить за это столько же, сколько члены, лишившись лишь права голосовать на общем собрании
  • доработано понятие «границы территории товарищества»: оно заменено на «территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд», так как именно от территории ведения садоводства или огородничества зависит размер общего имущества, который находится в общей долевой собственности и управляется товариществом
  • конкретизировано определение понятия «имущество общего пользования», установлены возможные виды и цели использования такого имущества, что позволит снизить риск появления в товариществах имущества, не связанного с его деятельностью
  • для лиц, являющихся правообладателями земельных участков, но не вступивших в товарищество, предусмотрены:
    1. обязанность осуществлять плату за приобретение, создание, содержание, текущий и капитальный ремонт имущества общего пользования, а также за услуги и работы по управлению таким имуществом в размерах, равных установленным для членов товарищества
    2. право использовать имущество общего пользования, расположенное в границах территории ведения садоводства или огородничества, наравне и в объеме, установленном для членов товарищества
    3. право принимать участие в голосовании на общем собрании членов товарищества по вопросам, касающимся распоряжения имуществом общего пользования
  • в отношении объединений, созданных до принятия закона и являющихся собственниками имущества общего пользования переходными положениями предусмотрена обязанность до 1 января 2024 года вынести на рассмотрение общего собрания членов товарищества вопрос о передаче такого имущества в общую долевую собственность собственников земельных участков
  • упрощён порядок лицензирования скважин товариществ - требование об их обязательном лицензировании вступает с 1 января 2020 г. (в закон «О недрах» вводится статья, закрепляющая нормы добычи подземных вод садоводческими и организации вправе вести добычу для целей хозяйственно-бытового водоснабжения до 1 января 2020 года без получения лицензии на пользование недрами)

Заслуга нового закона - его стремление соблюсти права и тех садоводов, которые не хотят быть членами садоводческих объединений, и тех, кто является сторонником такой формы ведения хозяйства. Закон стал документом не о юридических лицах, а о взаимоотношениях граждан, которые ведут садовое и огороднические хозяйство. Планируется, что он вступит в силу с 1 января 2019 года. До этого момента садоводы, дачники и огородники будут пребывать в режиме переходного периода, приспосабливаясь к новым правилам.

О бурном обсуждении законопроекта в заключительном третьем чтении в Государственной думе свидетельствует этот видео-материал:

  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ - 2019 можно
  • Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков - читайте
  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте .
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться .
  • Настоящей неожиданностью для многих землевладельцев стали новые изменения, внесенные в закон о земельных участках в 2019 году. Поправки кардинально изменили порядок пользования территорией для отдельных граждан и установили некоторые ограничения.

    Согласно новому порядку, граждане, владеющие земельным наделом и еще не поставившие его на учет в Госкадастре, должны будут пройти обязательную регистрацию в ЕГРН (Единый государственный реестр налогоплательщиков) и получить соответствующие документы. Наша статья посвящена тому, какие еще изменения были внесены в законодательный акт и какие последствия они могут иметь для владельцев земельных участков.

    У людей, владеющих земельным участком, после принятия последних оправок возникла реальная опасность лишиться своего владения. Территория, которая не была поставлена на кадастровый учет или поставлена не менее пяти лет назад, должна будет пройти официальную регистрацию в новой базе данных ЕГРН. Если владелец имущества этого требования не исполнит, земля перейдет в распоряжение муниципалитета.

    В дальнейшем разрешить ситуацию и вернуть назад участок будет затруднительно и возможно лишь через суд. Важным моментом также является тот факт, что если надел был поставлен на учет до 2012 года, то значиться в Госкадастре он не будет. Существенно пострадать в такой ситуации могут дачники, которые еще не успели выполнить регистрацию.

    При рассмотрении конкретного дела суд может решить, что земля не имеет владельца и передать ее муниципалитету. Владелец территории может даже не узнать, что имущество больше ему не принадлежит. Даже наличие построек и сооружений любого типа не сможет защитить владельца от изъятия территории. Лишившись своих полномочий, гражданин не сможет продать, подарить или передать по наследству земельный массив.

    Основная сложность процедуры постановки на учет имущества заключается в том, что придется не только подавать официальное заявление в Госкадастр на регистрацию, но и обращаться к геодезистам и проводить межевание. Само по себе мероприятие считается достаточно дорогостоящей и длительной процедурой.

    Изменения, коснувшиеся кадастровой оценки недвижимого имущества

    Наибольшую путаницу вызывает на сегодняшний день такая процедура, как кадастровая оценка. Новые положения закона, начавшие действовать с 1 января 2019 года, определили новый порядок выполнения проведения оценки. Сегодня мероприятие организовывают и проводят исключительно госучреждения, в то время как раньше этим занимались и независимые оценщики, имеющие официальное разрешение на работу.

    Кадастровая оценка будет выполняться единообразно для каждого региона и объекта, без учета особых нюансов и индивидуальных факторов, поэтому такое решение может иметь негативные последствия и, прежде всего, повышение размеров земельного налога. Кроме того, люди не смогут обратиться к другим специалистам и заказать независимую оценку.

    Порядок действий, если в документации не прописано право распоряжаться наделом

    Обязательным условием по новому закону является наличие документального подтверждения прав собственности на земельный участок, который был приобретен или получен до 2001 года. Полная информация должна быть указана в специальном акте или в любом другом документе, удостоверяющем право собственности человека.

    Если такие бумаги отсутствуют, то определить полномочия гражданина в отношении надела не представляется возможным, и необходимо будет выполнить проверку таких документов:

    1. Предполагаемый собственник обязан представить акт о передаче ему имущества от лица муниципального образования или госоргана.
    2. Подается выписка из похозяйственной книги, которая оформляется, когда земля используется для организации ЛПХ.
    3. Человек может представить любой другой документ, подтверждающий его право владения землей.

    Если документов достаточно, то право на землю регистрируется в установленном порядке.

    Новый порядок регистрации земли при получении дома в порядке наследования

    Начиная с текущего года, переход права собственности на землю при наследовании жилья предполагает проведение регистрации земельного участка, на котором размещена постройка.

    Важным изменением стало то, что для регистрации права собственности на дом раньше надо было предоставлять:

    • бумаги, удостоверяющие факт наследования имущества, с указанием права наследодателя на распоряжение жилым помещением;
    • любой документ, который подтверждает право гражданина на владение постройкой и земельным участком, где дом расположен.

    Такие документы могут потребоваться в том случае, если ранее никаких регистрационных процедур не выполнялось и объект, а также земельный надел уже были внесены в электронную базу. В остальных ситуациях документы больше предоставлять не нужно.

    Заключение

    Поправки, внесенные в закон о земельных участках, стали причиной ускоренного темпа регистрации земельных участков гражданами. Согласно новым правилам, надел может быть изъят, если земля не поставлена своевременно на кадастровый учет и не имеет четко установленных границ. Кроме этого существенного изменения, некоторые поправки коснулись порядка проведения кадастровой оценки и регистрации прав собственности на имущество.

    В прошлом году парламентариями было принято решение о внесении изменений в земельное законодательство. Это привело к тому, что с 1-го января текущего года в силу вступил обновленный 213-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Внесенные правки касаются права собственности на землю. Мы понимаем, что последние нововведения интересуют многих россиян, поэтому тема нашей статьи – закон о земельных участках 2018: новые изменения.

    Что теперь по-другому?

    Чиновники, разрабатывавшие правки, пришли к единому мнению, что все земельные участки, находящиеся в собственности российских граждан, в обязательном порядке должны быть размежеваны. Таким образом, был решен вопрос о необходимости наличия четких границ у земельных наделов, который поднимался на обсуждение еще несколько лет назад. Это значит, что теперь владельцам земли без процедуры межевания не обойтись.

    Если процедура межевания не будет проведена своевременно, то собственника земельного участка ждут серьезные неприятности. Самая главная проблема таится в изменении статуса, т.е. официально гражданин, отказавшийся от межевания, становится пользователем земли, а не ее хозяином. Участок, незанесенный в государственный реестр недвижимости, не подлежит продаже или дарению. Его нельзя использовать в качестве имущественного залога и передавать по наследству.

    Таким образом, очевидно, что закон о земельных участках 2018, новые изменения в котором активно обсуждаются, делает межевание обязательным. Чтобы данная процедура была проведена, необходимо обратиться к кадастровому инженеру. Это единственный способ остаться собственником земли.

    Причины, повлекшие за собой внесение изменений в действующее законодательство

    Необходимость внесения поправок в 213-ФЗ объясняется тем, что проведение обязательного межевания сведет к минимуму количество спорных ситуаций, возникающих между владельцами участков, находящихся по соседству. Наличие у земельного надела четких границ и его внесение в государственный реестр недвижимости заметно снижает вероятность того, что, к примеру, вы с соседом будете спорить на тему того, на чьей земле на самом деле стоит ваш или его забор. Согласитесь, что наличие официального документа позволит вам избежать слегка абсурдных ситуаций.

    Наведение порядка – далеко не единственная причина, по которой действующее законодательство было подвержено изменениям. Законодатели учли то, что проведение обязательного межевания увеличит базу налогоплательщиков. В итоге, число граждан, уплачивающих налог на землю, возрастет, а это самый простой способ пополнения государственной казны.

    Сроки дачной амнистии

    Владельцы дач внимательно следили за новостями, касающимися дачной амнистии, дававшей право зарегистрировать дачный дом в качестве жилой недвижимости. Сделать это можно было до 1-го марта текущего года. При этом сама процедура регистрации была максимально упрощена. Те, кто не успел ее пройти, теперь будут вынуждены оформлять множество документов.

    Если говорить о дачных земельных участках, то их упрощенная регистрация продлится до 1-го марта 2020 года. Отсюда следует, что в рамках дачной амнистии чиновники планировали увеличить количество зарегистрированных дачных домов. Это было сделано с целью расширить список граждан, обязанных уплачивать налог на дачу.

    Исходя из приведенной выше информации, можно сделать вывод, что пока есть возможность пройти упрощенную регистрацию, то ей непременно стоит воспользоваться. В конце концов, так вы сохраните право собственности на земельный участок и строение, находящееся на нем, а уплату налогов можно рассмотреть, как непредвиденные расходы. Мы не рекомендовали бы вам затягивать с оформлением документов по той причине, что с течением времени сделать это будет намного сложнее.

    Изменения в земельном законодательстве, в частности, в определении границ участков, породило массу спекуляций. Окончание «дачной амнистии» в декабре 2017 года обязало собственников наделов оформлять документы за свой счет.Уже сейчас невозможно межевание дачного земельного участка бесплатно, новый закон однозначно трактует, что это делается за счет собственников.

    Общие понятия

    Установление фактических границ надела необходимо для составления корректной кадастровой карты. В ней указываются характеристики всех участков, в том числе площади, назначение и места расположения с соседними. Эта информация нужна для начисления правильной суммы налога.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    Но кроме этого разграничение необходимо для уменьшения земельных споров. Они возникают после продажи, аренды, когда новый собственник понимает, что фактическая граница не совпадает с задокументированной. Зачастую подобные споры решаются только в судебном порядке.

    Что это такое

    Определение и закрепление области конкретного участка относительно остальных с помощью комплекса инженерно-геодезических работ называется межеванием.

    Это нужно для юридического оформления надела и внесения информации о нем в государственный реестр. Также без этой процедуры невозможно подключение внешних инженерных коммуникаций.

    Задачи определения границ:

    • Подготовка для осуществления сделок – аренда, купля/продажа.
    • Определение рыночной стоимости.
    • Корректное формирование суммы налоговых сборов.
    • Исключение вероятности появления споров с соседями.

    Порядок определения расположения периметра описан в Земельном кодексе РФ и других законодательных документах. Замеры выполняют сертифицированные специалисты, кадастровые инженеры. Обязательно согласование со всеми соседями.

    Требуемые документы – паспорт на участок и его кадастровый номер, заявление, удостоверение личности, кадастровый план территории. После выполнения всех процедур данные вносятся в государственный реестр.

    На кого распространяется

    По большей мере законы по межеванию относятся к частным владельцам наделов. Регулирование прав собственности юридических лиц немного сложнее, так как земля может быть в совместной собственности.

    Но это не исключает возможность продажи участка физическим лицом юридическому. Часто оформляется договор аренды для строительства жилых комплексов.

    Законы по межеванию распространяются на следующие категории граждан РФ:

    1. Ведущих личное подсобное хозяйство.
    2. Садоводов и огородников.
    3. Владельцев дачных участков.
    4. Занимающихся индивидуальным гаражным и жилым строительством.

    Потенциальные владельцы, наследники, лица, указанные в дарственной, должны заблаговременно позаботиться о выполнении этой процедуры. В противном случае не будет возможности переоформить надел.

    Чем регулируется

    Основной закон, по которому установлены правила государственной регистрации – №218-ФЗ. Процедура межевания и раздела земельных участков описана в ст.11 Земельного кодекса РФ. Это базовые документы, согласно которым регулируются вопросы, связанные с наделами.

    Для детального изучения нужно ознакомиться со следующими законодательными актами:

    Отдельно расстраивается судебная практика. Это актуально для решения споров и конфликтных ситуаций между соседями или в отношениях с местной исполнительной властью. Они не расходятся с нормами действующего законодательства, а лишь уточняют конкретные обстоятельства.

    Нововведения в процессе

    Важным моментом является невозможность сделать межевание и оформление земельного участка бесплатно, новый закон 2017 года позволял осуществлять эту процедуру только до 1 января 2020 г. Так называемая «дачная амнистия» была нужна для скорейшего определения границ наделов, независимо от платежеспособности собственников.

    Однако ее окончание не является причиной обязательного межевания. Владельцы участков могут и дальше не подавать уточненные данные в государственный реестр. Но при этом они должны понимать долю риска и возможные последствия от подобного бездействия.

    Какие произошли изменения

    Большая часть поправок была внесена в базовый документ – №218-ФЗ. В распоряжении №2236 указано, что подавать изменения, либо новую информацию в базу данных Росреестра без официального плана межевания с 1 января 2020 года запрещено. Это нужно для определения точных координат надела. По этим данным рассчитываются налоги на землю.

    Дополнительные изменения:

    Вступление в силу новых правил может породить ряд вопросов. В частности, законом предусмотрена возможность обжаловать правомерность информации, полученной в результате бесплатного межевания до 1 января 2020 г.

    Срок подачи возражения – до 15 лет с момента получения официального документа. Остается непонятным, за чей счет будут определяться новые границы надела.

    Граждане, желающие продать свой земельный участок, но не имеющие средства на межевание, вынуждены будут делать эту процедуру за средства потенциального покупателя. Это может отразиться на стоимости земли.

    Плюсы и минусы процедуры

    Главным положительным моментом в официальной установке границ является возможность осуществления сделок с землей – покупка, продажа, дарение и аренда. Сократится время на оформление документов и регистрации новых собственников в государственном реестре.

    Также нужно учитывать такие плюсы межевания:

    Минус межевания – относительно высокая стоимость услуги. Нужно учитывать время внесения изменений в государственный реестр. Он ограничивается 2 месяцами. Но это может быть критично при оформлении сделок с наделом.

    Нюансы оформления

    Для начала процедуры межевания необходимо заключить договор с кадастровым инженером или профильной компанией. Информацию о них можно получить из базы данных Росреестра.

    Помимо контактной информации в личном деле каждого исполнителя есть сведения о деятельности, количестве выполненных работ. Для заключения договора потребуется паспорт владельца, свидетельство о праве собственности.

    Дальнейшие этапы межевания:

    Показатели Описание
    Оповещение соседей рекомендуется получить согласие в письменной форме, так как они должны присутствовать во время проведения работ. В противном случае результаты будут недействительными
    Составление заключения по его результатам делается предварительный межевой план. В акте должны быть подписи владельца участка, всех соседей, инженеров и представителя местных органов власти. Последних приглашает геодезическая компания
    После согласования сроков можно забрать окончательный план при изменении границ нужно повторно поставить участок на кадастровый учет. Для этого обращаются в Регистрационную палату или МФЦ
    Подача акта в кадастровую палату
    Получить новые документы подтверждающие права собственности

    Передачу данных в Росреестр можно не делать, так как документы оформляются в электронном виде. Рекомендуется обратиться в МФЦ, предварительно записавшись на определенное время. Срок оформления – до 2-х месяцев с момента начала процедуры.

    Видео: дачная амнистия

    Стоимость работ

    Цены на услуги по межеванию зависят от региона. Также на формирование стоимости влияет размер участка, сложность определения границ. Поэтому многие лицензированные компании указывают договорные цены. Как таковой фиксированной ставки нет, так как все кадастровые инженеры не являются работниками Росреестра.

    Loading...Loading...