Зарождение и развитие международного права. Основные этапы развития международного права

История международного права, будучи неотъемлемой частью всемирной истории, отражает в своем развитии все ступени прогрессивного движения международной жизни – от глубокой древности до современности.

Однако прежде чем международному праву стать всеобщим и универсальным прошли долгие столетия. Развиваясь по отдельным регионам, отражая специфику экономического, политического и культурного развития каждого из них, международное право постепенно продвигалось от складывающихся только для отдельных стран или группы стран международно-правовых обычаев к универсальным договорным нормам, многие из которых в трансформированном виде дошли до наших дней и составили сущность современного международного права.

Сохранившиеся источники позволяют отнести возникновение первых международно-правовых норм к концу IV – началу III тысячелетия до н.э. Уже в древности народы, которые, вступая в какие-либо фактические отношения друг с другом, осознавали необходимость определенного порядка в сфере взаимных отношений, стремились обрамлять их правовыми нормами, которые воспринимались как "результат договоренностей между богами, природными силами и людьми". Вначале это были – обычаи, мифы, обряды, ритуалы и др. Преимущественно они были связаны торговыми отношениями, ведением войн, организацией колоний для переселенцев и др.

По мере становления ранних государств появляются первые международные договоры, одним из которых является заключенный около 3100 г. до н.э. договор двух шумерских государств Лагаш и Уммы. Это – соглашение, высеченное на каменной стеле (текст его сохранился до нашего времени), предусматривает неприкосновенность пограничных рвов и камней, которые в те времена признавались как государственные границы .

В древние века были заложены основы дипломатического и консульского права, окончательно сформированные в последующие периоды. Например, в Древней Греция, чье выгодное для внешних сношений географическое положение укрепляло стремление к международному обмену, был утвержден институт проксений – обычай гостеприимства, охраняемого государственной властью. По такому же пути развивалась история внешних сношений в Древнем Риме, где был признан институт покровительства иностранцам. Позднее зародился также институт посольств, начало которому было положено установлением правил направления особых представителей в другие страны для ведения переговоров, подписания договоров, разрешения споров или заключения мира, признания неприкосновенности иностранных послов.

В древнее века появляются также определенные зародыши международного гуманитарного права, в частности норм, закрепляющих правила и обычаи войны. Священные Законы Ману, на основании которых управлялась Древняя Индия, признавая правомерность войны, вводили определенные ограничения в осуществление военных действий. Законы предписывали воюющим сторонам: "Когда сражается с врагами, пусть не убивает врага ни вероломным оружием, ни зубчатыми стрелами, ни ядовитыми, ни имеющими наконечники, раскаленные в огне" . Законы Ману также содержали запрет убивать стариков, женщин и детей, закрепляли определенные правила обращения с ранеными, военнопленными, лицами, сдавшимися в плен, признавали гостеприимство, которое необходимо оказывать "чужеземцу.

В Древнем Китае сформировались принципы непричинения вреда территории другого государства, а также мирных способов разрешения международных споров, при помощи посредничества и арбитражного разбирательства.

Однако этим позитивным процессам на пути правового регулирования международных отношений препятствовал присущий ряду первобытных государств некий комплекс превосходства, а то и страх перед вмешательством других государств в их внутреннюю жизнь, которое могло бы нарушить их самобытность. Господствующие в ряде стран древнего мира (преимущественно в странах Древнего Востока) теократические режимы препятствовали контактам с другими народами, знакомству с порядками, существующими в других государствах, из-за опасения, что они могли подорвать авторитет и значение власти.

В отечественной доктрине международного права утверждается, что "международное право как юридическое регулирование межгосударственных отношений находит признание в практике государств лишь в конце Средних веков" . Наряду с устными договорами, закреплявшимися "рукопожатием", "религиозной клятвой" или другими ритуалами, которые становились гарантом обеспечения их исполнения, утверждается письменная форма договоров. Практика заключения договоров стала сопровождаться поручительством, гарантиями третьей стороны (например, в Риме это – римский папа или император Священной Римской империи). В качестве средства обеспечения договоров могла применяться выдача заложников, залог территории и ценностей.

Переход к капиталистическому обществу в Западной Европе в XVI– XVII вв. ознаменовался дальнейшим развитием международного права, которое вошло в историю международного общения как "классическое международное право". Важные международно-правовые принципы этого права были сформулированы на закрепившем итоги Тридцатилетней войны в Европе (1618–1648) Вестфальском конгрессе. Европейские страны, участвующие в его работе, заключили в 1648 г. Вестфальский договор, который вошел в историю как "первый мировой устав", основанный на признании суверенитета государства. Все государства признавались равноправными, они обладали правом на территорию и верховенство на ней. Договор призывал страны стремиться во взаимоотношениях друг с другом к "всеобщему вечному миру" и "истинной и искренной дружбе", и хотя и не запрещал военные способы разрешения споров, содержал положения, направленные на сдерживание обращения к войне, призыв к решению споров путем заключения мирового соглашения или судебного разбирательства. В этом Договоре также содержались важнейшие нормы "посольского права", определяющие статус посла, его иммунитет и привилегии, которые впоследствии были кодифицированы и включены в современное дипломатическое право.

В указанный период, когда война и сопутствующие ей грабеж захваченных городов, сел и населения, каторжные работы пленных, истребление некомбатантов все еще считались вполне допустимыми средствами ведения войны, начинало складываться гуманитарное право. Уже во второй половине XVIII в. заключаются договоры, в соответствии с которыми признается неприкосновенность военных госпиталей, оказание помощи больным и раненым, пленным, гарантируется неприкосновенность женщин и детей. Начало этой практике было оформлено Венским конгрессом 1814–1815 гг., который, хотя и признал право государств на войну как "правомерное средство разрешения международных споров", закрепил в принятых на нем решениях волю государств регламентировать способы и средства ее ведения. Попытки кодификации законов и обычаев войны были продолжены на созванных в 1899 и 1907 гг. Первой и Второй Гаагской конференции мира, на которых были приняты акты, утверждающие "законы и обычаи" сухопутной и морской войны, определяющие порядок открытия военных действий, запрет, неиспользование снарядов с удушающими газами, применения снарядов с удушающими газами, определенного вида пуль и др.

Именно в этот период формируется институт между народно-правового регулирования территорий, закрепивший такие формы территориальных изменений как цессия, обмен, купля-продажа, дарение и др.

В это же время получает развитие морское право, в частности закрепившее правила поведения государств в "находящемся в свободном пользовании открытом море", а также определившее статус территориального моря, ширина которого тогда определялась "дальностью пушечного выстрела".

В XIX в. происходит становление международного правосудия, хотя создаваемые в этот период третейские органы имели преимущественно временный статус, ограниченный конкретным спором (ad hoc). Этот период характеризуется стремлением государств создать новый международный порядок, основанный на принципах легитимизма. В практику международного общения входят международные конференции и конгрессы, на которых обсуждались важные международные вопросы. В связи с интенсивным развитием международного сотрудничества, появляются первые международные организации. Это – Международный союз для измерения земли (1865), Международный телеграфный союз (1865), Всемирный почтовый союз (1874), Международный союз для охраны промышленной собственности (1886)и др.

Существенное влияние на развитие и содержание международного права оказали заключенные после окончания Первой мировой войны 1914–1919 гг. мирные договоры (Версальский мирный договор 1919 г., Сен-Жерменский 1919 г., Нейиский 1919 г., Трианонский 1920 г. и Севрский 1920 г.), дополненные соглашениями, заключенными на Вашингтонской конференции 1922 г. Созданный на их основе правовой режим получил название Версальско-вашингтонской системы мирного урегулирования, гарантом которой была призвана созданная в 1919 г. Лига Наций. Статут Лиги Наций, который являлся составной частью Версальского мирного договора, исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости и чести. Однако он не запрещал ведения войны. Более того, практика показала, что эта международная организация нс смогла принять эффективных решений в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935–1936 гг., а также в связи с нарушением Германией Версальского договора и Локарнских договоров 1925 г., что открыло Германии "дорогу на Восток" и послужило началом Второй мировой войны.

Сложившаяся в ходе войны антигитлеровская коалиция государств пришла к убеждению, что послевоенное устройство мира должно быть построено на таких началах, которые бы обеспечили государствам международно-правовые гарантии их безопасности. Вопросы поддержания международного мира явились предметом обсуждения на Московской (1943), Тегеранской (1943) и Крымской (1945) конференциях руководителей союзных держав. В ходе конференций было признано необходимым создать такую международную организацию, которая бы запретила агрессию и была бы наделена эффективными механизмами, необходимыми для поддержания мира и безопасности, олицетворяя согласованные действия ее членов. Такой стала Организация Объединенных Наций, Устав которой был принят 24 октября 1945 г.

  • Акишин М. О. История международного права. М.; Новосибирск, 2012. С. 29.
  • Законы Ману: Мнавадхармашастра. М.: Эксмо-пресс, 2002.
  • Лукашук И. И. Международное право. Общая часть: учебник. М., 2001. С. 52–53.

Возникновение правового регулирования международных отношений в период Древнего мира. Основные особенности международно-правовых актов периода Древнего мира. Проблема суверенитета в государствах Древнего мира. Новации греческой и римской цивилизаций в международно-правовом пространстве. «Право народов». Правовое регулирование международных отношений в Средние века.

Первые известные современной науке попытки регулирования правовыми средствами международных политических, социальных и экономических отношений предпринимались человечеством еще в период так называемого Древнего мира за несколько тысячелетий до нашей эры.

Осуществление правового регулирования международных отношений хотя бы в ограниченных небольшим количеством субъектов данных отношений пределах стало возможным только после появления в истории человеческой цивилизации института государства, что относится большинством исследователей к IV тысячелетию до н.э. В этот период на территории Месопотамии, Древних Египта, Индии и Палестины возникли первые в человеческой истории и еще очень несовершенные (во многом примитивные, в частности, в политтехнологическом, институциональном, правовом отношениях) ранние государственные (или точнее предгосударствен- ные) образования.

Данные субъекты мировой политики того времени вступали друг с другом в самые различные политические, военные, экономические и культурные отношения, требующие от этих субъектов юридического и политического определения «правил игры» для всех участников данных отношений.

Как итоги определенных договоренностей между конкретными ранними государственными (или еще только предгосударственными) образованиями, возникали первые в человеческой истории международно-правовые соглашения, самым древним из которых (дошедшим до нас) стал договор между правителями Месопотамских городов Ла- гаш и Умма (Древняя Месопотамия - территория современного Ирака), заключенный за три с небольшим тысячи лет до нашей эры.

Данный договор можно признать самым древним из известных в истории человечества международных договоров. В нем были закреплены образовавшиеся на момент заключения этого договора границы между конкурирующими между собой городами-государствами Древней Месопотамии, а также содержалось добровольно принятое на себя заключившими этот договор государствами обязательство по соблюдению всех достигнутых (и зафиксированных в этом международно-правовом акте) правителями Лагаша и Уммы договоренностей.

Не менее известным, но уже несколько более проработанным в правовом и, особенно, в политическом отношениях международно-правовым договором стал мирный договор, заключенный Египетским фараоном Рамсесом Вторым с Хеттским правителем Хатту- сили Третьим в XIII в. до н.э. В основном, данный договор был направлен на обеспечение взаимной неприкосновенности территорий обоих государств, а также на выполнение данными государствами целого комплекса союзнических обязательств, выражающихся в предоставлении своевременной военной помощи государству-партнеру по договору в случае нападения на одну из договаривающихся сторон какого-либо иного государства или в случае внутреннего восстания в одном из данных государств.

Кроме того, в качестве жеста доброй воли и определенного политического «сигнала» обе стороны взяли на себя обязательство выдавать союзной державе всех перебежчиков. Через некоторое время после заключения данного договора его положения были в еще большей степени закреплены женитьбой Рамсеса Второго на старшей дочери царя Хаттусили.

Определенные правовые нормы, посвященные правовому регулированию вопросов, относящихся в настоящее время к пространству международного права, входили и в законодательство Древних Индии и Китая.

Так, индийские «Законы Ману» содержали в себе обычаи ведения войны, правовые аспекты положения пленных и раненых на войне и другие юридические положения международно-правового характера.

Рассмотрение вопросов о действенности международных договоров и применении международных санкций содержится в работах древнекитайских авторов Лао-цзы (VI в. до н.э.), Конфуция (VI-V вв. до н.э.) и Мо-цзы (V в. до н.э.).

Необходимо подчеркнуть, что международно-правовые акты периода Древнего мира отличались:

  • 1) минимальным числом субъектов (авторов) данных договоренностей;
  • 2) примитивным уровнем юридической техники заключавших данные договоренности субъектов международных отношений, что выражалось в стремлении к весьма часто не слишком логичному по смысловому назначению, детализированию некоторых моментов, а также в несвойственной для современных политико-юридических документов «напыщенности» выражений и формулировок;
  • 3) высоким значением религиозных и моральных составляющих (компонентов) данных договоренностей для заключавших их сторон, что проявлялось, например, в неизменном включении в тексты международно-правовых договоров различных обязательств (клятв) религиозного характера.

При этом основной особенностью международно-правовых отношений в древнейший период человеческой истории стало то обстоятельство, что основными субъектами этих отношений выступали заключавшие в своей персоне всю полноту политической, религиозной и правовой власти различные правители (вожди, цари, императоры, фараоны).

Таким образом, получившая впоследствии в человеческой истории название «суверенитет» определяющая политическая и правовая ценность в большинстве государств Древнего мира принадлежала именно правителям, а не народу или какому-либо государственному образованию.

Удивительными исключениями на общем фоне государственных и племенных образований Древнего мира стали Древнегреческие государства-полисы (Афины, Спарта, Коринф и др.), а также Римское государство (начиная с периода Римской Республики - 509 г. до н.э.).

В данных государствах уже за много столетий до нашей эры установилось политико-правовое понимание того, что субъектом мировой политики и международных отношений являются свободные граждане государства-полиса - греки-собственники, участвующие в его управлении (например, в Афинах), а также обладающий полнотой политической власти римский народ (Римская республика), а не некий один правитель как бы сверхъестественного происхождения (как, например, фараон в Египте).

Греческая и римская цивилизации очень многое дали миру политики и права. В пространстве международных отношений Древняя Греция стала первым регионом земного шара и, одновременно, первой цивилизацией, в которой получила распространение практика создания относительно устойчивых политико-военных и политико-экономических союзов между рядом государств (субъектов) международных отношений.

Данные союзы организовывались Древнегреческими государствами с целью противостояния военным, политическим и экономическим интересам конкурирующих государственных образований. Они являлись своеобразными прообразами таких современных субъектов международных отношений, как международные межправительственные организации. Таким союзом был, например, созданный в V в. до н.э. для геополитического противостояния персам Афинский морской союз.

Римская республика и, впоследствии, империя обогатили человечество совершенным юридическим аппаратом, правовыми институтами и целыми отраслями права; развитой правовой техникой; самим правовым образом мысли как таковым.

В пространстве международного права Рим стал автором концепции международно-правовой субъектности римского народа (естественно, созданное в Риме данное политико-правовое представление формально «концепцией международно-правовой субъектности» не называлось, это уже современная формулировка, но она вполне передает отношение римлян к вопросу о правах и предназначении римского народа).

Именно в Риме уже к III в. до н.э. были разработаны и тщательно выверены процедуры ведения международных переговоров и приема иностранных послов (т.е. были заложены основы права внешних сношений и основных составных частей последнего - дипломатического и консульского права, активно действующих до сих пор в системе современного международного права).

Рим первым в истории человечества ввел практику обязательного заключения международных договоров с побежденными в ходе военных действий государственными и племенными образованиями, что позволяло безболезненно и как бы с их добровольного согласия «включать» данных субъектов мировой политики (вместе с территориями данных образований и их населением) в политическое и правовое пространство Римского государства.

Также в Римском государстве (и вновь это стало абсолютной новацией для всего человечества) была создана составленная для разрешения конфликтов и противоречий между иностранцами и римлянами особая правовая система «права народов» (лат. jus gentium ), благодаря активности Рима как центра международной политики того времени ставшая необходимой частью единой системы римского права. Комплекс «права народов» стал первым примером законодательного регулирования положения иностранных граждан в каком- либо государстве, основательно и надолго вошедшим в законодательство этого государства.

В Средние века международное право не получило по-настоящему существенного развития в смысле улучшения юридической техники и универсализации действия международно-правовых отношений и договоренностей, что было обусловлено катастрофой политического гегемона Римского государства, а также регионально-феодальными тенденциями в жизни раннехристианских государств и политических объединений.

Единственным по-настоящему универсально ориентированным «игроком» в политико-правовом пространстве средневекового христианского мира стала Римская Католическая церковь, однако и она в данный период времени была настроена скорее на религиозно-идеологический диктат, чем на достижение неких договоренностей (при этом, в политику в международном масштабе в период Средневековья вмешивалась активно).

Действующими субъектами международного права в Средние века были сюзерены (монархи), а также наиболее значительные по своему положению и возможностям феодалы. Сюзерены могли самостоятельно определять цели и задачи проводимой ими политики, подтверждая определенные договоренности с другими сюзеренами заключением с последними различных договоров и соглашений.

Необходимым условием такого положения вещей был принцип суверенного качества (суверенности) крупного собственника благородного происхождения во всех политических и международно-правовых вопросах. Население государственных образований того времени не обладало суверенитетом и находилось в зависимом положении от сюзерена.

Вместе с тем необходимо отметить, что в средневековый период человеческой истории не стояло на месте развитие переговорных традиций, международных экономических отношений (в первую очередь международной торговли), а также дипломатического оформления процессов начала и окончания военных кампаний; создание военно-политических союзов (пусть и очень локального и кратковременного характера), что объективно подготавливало почву для последующей организации единой системы международного права.

В Средние века, в тогдашней христианской Европе, развивались:

  • 1) международное морское право;
  • 2) право внешних сношений;
  • 3) в некоторой степени - международное экономическое право.

Активную международно-политическую деятельность в годы Средневековья вела также Восточная Римская империя (Византия). Правовая сфера жизни данного (весьма развитого и состоятельного, для того времени, в политическом и правовом отношениях) государственного образования, в том числе и в пространстве международного права, функционировала с сохранением многих традиций права Римского государства (хотя фактическая правосубъектность римского народа в том смысле и виде, в каком она существовала в Древнем Риме, в Византии была, во многом, утрачена). Активные международные отношения связывали Византию и со славянскими государственными и племенными образованиями, особенно с Киевской Русью.

Достаточно активно в пространстве исламского мира развивали международно-правовые отношения средневековые арабские государства. Идеологической и правовой базой для выстраивания международно-правовых отношений служили для арабских государств исламские религиозные положения, в первую очередь, непосредственно установки и догмы Корана. Развитие исламского (в первые столетия после возникновения данной религии это относится (преимущественно) к арабским государствам Ближневосточного региона) международного права началось с VII в. н.э.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие ставшие известными современной науке международно-правовые договоренности возникли раньше всего?
  • 2. Каковы основные особенности международно-правовых актов периода Древнего мира?
  • 3. Кому в государственных образованиях Древнего мира принадлежала вся полнота политической, религиозной и правовой власти (суверенитет)?
  • 4. Что за новации принесли греческая и римская цивилизации в международно-правовое пространство?
  • 5. Что вам известно о «праве народов» {jus gentium)?
  • 6. Каким образом осуществлялось правовое регулирование международных отношений в Средние века?

Обязательная литература

  • 1. История международных отношений: Учеб, пособие / Под ред. Г.В. Каменской, О.А. Колобова и Э.Г. Соловьева. - М., 2007.
  • 2. Международное право: Учебник для вузов/Отв. ред. Г.М. Мелков. - М., 2011.
  • 3. Шумилов В. М. Международное право: Учебник. - М., 2008.

Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах, где возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь долины Тигра и Ефрата, Нила, районы Китая и Индии. Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, имели религиозный характер. Законы войны формировались под влиянием произвола сильного: проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя. Договорная практика древних государств способствовала формированию правила pacta sunt servanda - договоры должны соблюдаться. Немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами. Она получила название “право народов”.

Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Однако они под влиянием государственности новой формации обогащались и получали дальнейшее развитие. Особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Римские папы в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и папских указов. Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам. В рассматриваемый период еще не было общего для всех государств международного права. Применение международно-правовых норм связывалось с существованием нескольких регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатах, на территории Индии и Китая, в Киевской, а позднее - Московской Руси. Военные обычаи в средневековый период продолжали оставаться весьма жесткими. Применялось “право добычи”, которая переходила в собственность захватившей ее стороны. В феодальный период заключалось значительное количество международных договоров. Уже в 9-10 в.в. ряд международных договоров был заключен Киевской Русью с Византией. Договоры заключались преимущественно письменные. В период средневековья стал применяться институт гарантии договоров со стороны третьих государств. Нередко гарантом международных государств был римский папа. Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648г., которым завершилась Тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Вестфальским договором в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного общения была введена Московская Русь.

Побудительным мотивом для утверждения новых международно-правовых норм явилось закрепление правовых идей в Декларации прав человека и гражданина 1789 г., в конституциях Франции 1791 и 1793 гг., в Декларации международного права, представленной в 1793 г. аббатом Грегуаром французскому Конвенту. В ней были закреплены принципы невмешательства во внутренние дела другого государства, соблюдения международных договоров. Гуманизация правил ведения войны основывалась на ряде новых положений. По инициативе России в 1868 г. в Петербурге подписывается Декларация о запрещении разрывных пуль. В 1864 г. принимается Женевская конвенция о больных и раненых. Военное насилие не могло применяться к мирному населению. Среди международно-правовых вопросов населения, получивших развитие под влиянием Декларации международного права, следует выделить вопросы о праве убежища и о положении иностранцев. Конституция Франции 1793 г. провозгласила, что Французская Республика предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы, и отказывает в нем тиранам. Отсюда следовала обязанность невыдачи политических эмигрантов. Существенное влияние на международное право этого периода оказал ряд международных конгрессов и конференций. Так, Венский конгресс 1814-1815 гг. способствовал возникновению статуса постоянного нейтралитета Швейцарии, запрещению работорговли, установлению рангов дипломатических представителей. Заметный вклад в развитие международного права внесли Гаагские конференции мира. Участники первой из них (1899 г.) обсудили вопрос о неувеличении вооружений. Конвенции, принятые на Гаагской конференции 1907 г., явились результатом первой в истории международного права крупной кодификации правил ведения войны и мирного разрешения международных споров. Вместе с тем 19 в. и начало 20 в. характеризовались противоречивостью содержания действовавшего в тот период международного права. По-прежнему признавалось право государства на войну, в которой победитель получал право определять положение побежденного. Продолжались колониальные захваты. Применялась доктрина о “цивилизованных и нецивилизованных народах”.

После окончания первой мировой войны государства-победители- страны Антанты - на основе серии международных договоров с Германией и ее союзниками создали правовой режим, получивший название Версальско-Вашингтонской системы. Важным звеном Версальской системы и ее гарантом была призвана стать новая международная организация - Лига Наций. В своей деятельности она отразила противоречивые тенденции отношений, сложившиеся между побежденными и победителями. Хотя Статут (устав) Лиги Наций и исходил из цели поддержки международных отношений, основанных на справедливости, он не запрещал ведения войны. Содержание Статута Лиги Наций свидетельствовало о существенном шаге вперед в деле ограничения войн. Но ее практика показала, что эта организация не смогла последовательно реализовать положения своего Статута. Так, она не смогла принять эффективных решений в связи с агрессией Италии против Эфиопии в 1935-1936 гг. Крупным шагом в направлении запрещения агрессивных войн явился Парижский договор от отказе от войны в качестве орудия национальной политики, заключенный в 1928 г. Однако ни Статут Лиги Наций, ни Парижский договор не давали понятия агрессии и не предоставляли реальных гарантий безопасности участникам международного общения.

Развязавшая вторую мировую войну Германия и ее союзники грубо нарушили нормы международного права. Поэтому вопросы поддержания международного права явились предметом обсуждения на Московской, Тегеранской и Крымской конференциях руководителей трех союзных держав. Было признано, что должна быть создана послевоенная мировая организация, которая не должна быть похожей на Лигу Наций. Таким образом, 26 июня 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций. Ее Устав и деятельность свидетельствуют об огромном вкладе ООН в развитие современного международного права. Принципиально новым положением явилось закрепление в уставе ООН положений, запрещающих агрессию и устанавливающих механизм санкций в отношении государства, допустившего подобные действия. Не менее кардинальные изменения произошли в международном праве под влиянием введения в него нормы о праве народов на самоопределение. В Уставе ООН зафиксировано положение о равенстве прав больших и малых наций.

В современный период международное право испытывает влияние многих факторов. Это демократические принципы законодательства государств (например, признание общепризнанных принципов и норм международного права частью правовой системы государства); расширение круга субъектов международного права; прекращение холодной войны; появление на международной арене большого количества межправительственных организаций как субъектов международного права.

Международное право является продуктом длительного развития. Его зарождение относится к первобытно-общинному строю, когда отношения между родами, племенами и их союзами регулировались племенными обычаями – своего рода прообразом правовых обычаев, которые в тот начальный период развития человеческого общества, естественно, не носили еще правового характера (к примеру, обычай неприкосновенности посланцев для заключения перемирия).

Возникновение и развитие международного права связано с возникновением государств и их развитием. В рабовладельческом обществе международно-правовой обычай был главным источником международного права. Постепенно, по мере расширения связей между древнейшими государствами стали заключаться международные договоры, осуществляться обмен посольствами, и хотя складывавшиеся международно-правовые нормы и институты имели ограниченный региональный характер, тем не менее уже тогда были признаны такие нормы, как неприкосновенность послов, обязанность соблюдать международные договоры, запрет применения в войне отравленного оружия и др.

В период феодализма международное право получило новый импульс развития. В международно-правовую практику вошли и укоренились такие понятия, как «суверенитет», «открытое море», «нейтралитет»; появились посольства постоянные и с особыми полномочиями, а также новые, более совершенные виды договоров.

Буржуазные революции XVII – XVIII вв. дали толчок формированию качественно иных международных отношений и соответствующего международного права с его новыми принципами и институтами. Так, французская буржуазная революция привнесла в международные отношения идеи равенства, суверенитета, невмешательства во внутренние дела, неприкосновенности государственной территории. Получила развитие теория прав человека с ее идеей неотъемлемости основных прав и свобод.

К этому периоду относится первая кодификация дипломатического права на Венском конгрессе 1815 г. В 1856 г. в Париже был разработан целый ряд норм права морской войны. Позднее, на Гаагской конференции 1899 г., были приняты конвенции, регламентирующие правила ведения войны и запрещающие наиболее варварские методы.


Далее на второй Гаагской конференции (1905 – 1907) были приняты первые конвенции о праве разрешения международных споров.

В процессе развития мирового рынка, экономических, технических и других международных связей появились международные договоры и многогосударственные соглашения, регулирующие вопросы международного сотрудничества в самых различных областях, та

ких, как связь, транспорт, туризм, здравоохранение и т.д. На их основе возникли и первые международные организации: Международный телеграфный союз (1865 г.), Всемирный правовой союз (1874 г.) и другие, а также постоянно действующие международные организации, которые становились субъектами международного права.

После первой мировой войны была учреждена в 1919 г. первая универсальная международная организация Лига Наций. Согласно статусу Лиги Наций в 1922 г. впервые был создан постоянный международный суд – Постоянная палата международного правосудия. Однако Лига Наций не смогла оправдать своего главного предназначения – стать надежным институтом обеспечения мира и безопасности государств, дабы предотвратить новую мировую войну. Эта задача была возложена на Организацию Объединенных Наций (ООН), созданную в 1945 г. после окончания второй мировой войны. Устав ООН закрепил основополагающие императивные принципы международного права и организационно-правовой механизм системы универсальной безопасности, благодаря которому в напряженные годы «холодной войны» удалось предотвратить глобальный вооруженный конфликт.

Период разрядки международной напряженности, начавшийся в 1970-е гг., был ознаменован сотрудничеством государств в области разработки целого комплекса международно-правовых норм, призванных способствовать разоружению, укреплению безопасности и взаимодействию стран Европы, совершенствованию правовой регламентации ряда отраслей, в частности морской. Была проведена работа по кодификации международного права, подписаны конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека, праве внешних сношений и т.д. В настоящее время процесс универсализации международного права продолжается.

  • Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части
  • Контрольная работа: Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и в дисциплинарной воинской части

  • Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих
  • Контрольная работа: Исполнение наказаний в отношении осужденных военнослужащих

    Дипломная работа: Значение мотива и цели преступления в уголовном праве

    Реферат: Институт наказания и лишения свободы в уголовном праве

    Контрольная работа: Институт конституционных прав и свобод в зарубежных странах

    История возникновения и развития международного права

    Реферат: История возникновения и развития международного права

    Введение

    Международное право в историческом развитии

    Современное международное право

    Система и источники современного международного права

    Заключение

    Список использованной литературы

    Введение

    Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, существовавший в первобытно - общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать догосударственным межплеменным "правом". Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное право.

    В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь, межгосударственные связи обусловливаются такими причинами, как международное разделение труда, объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера, демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты, время становления, формирования и развития государств, уровень знаний, степень развития коммуникационных связей ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеологии, культуры, военного потенциала и так далее.

    Ни одно государство, ни в какую эпоху не могло существовать длительное время абсолютно изолированным от других государств. Тысячами нитей (политическими, экономическими, военными, культурными, научными и так далее) оно было связано с другими. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникационных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государственно-разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким образом, международное право является естественным продуктом исторического развития, существует объективно и реально, и, возникнув однажды на определенной стадии человеческого общества, оно будет развиваться и далее по законам диалектики.

    Цель работы рассмотреть основные вопросы возникновения и развитие международного права, а также определить роль, место и задачи международного права в развитии многофункциональных отношений СНГ.

    Международное право в историческом развитии

    Древние века

    Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере испытывали на себе влияние их общественно-экономической основы - рабовладения. О систематических международных отношениях рабовладельческих государств можно говорить применительно к концу III - началу II тысячелетия до нашей эры.

    Особенностью этих отношений был их очаговый характер, то есть первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей.

    Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся: законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностранцев; образования межгосударственных союзов.

    Практика выработала определенные типы договоров: о мире; союзные; о взаимной помощи; границах; арбитраже; торговле; нейтралитете и другие.

    Немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также с подвластными ей провинциями.

    От падения Римской империи до Вестфальского мира

    Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Вместе с тем эти нормы обогащались и получали дальнейшее развитие.

    Одной из особенностей феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Римские папы осуществляли такое влияние, опираясь на каноническое право, формировавшееся постановлениями церковных соборов и" папских указов.

    Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказывал ислам.

    В этот период еще не было общего для всех государств международного права. Применение международно-правовых норм связывалось с существованием нескольких регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатов на территории Индии и Китая, Киевской, а позднее - Московской Руси.

    В сфере посольского права следует выделить появление с XV века постоянных посольств. Нарушение неприкосновенности послов подвергалось суровому наказанию. Стало складываться суждение, что основанием их прав и привилегий является суверенитет государя, от имени которого они действовали.

    Военные обычаи в средневековый период оставались весьма жестокими. Различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось. Захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы.

    В ходе военных действий применялось "право добычи" захватившей ее стороны.

    Мирные средства разрешения международных споров стали обогащаться в связи с достаточно широким обращением к третейским судам и арбитражу.

    Loading...Loading...