Земельное право рк презентация. Земельное право


План 1. Понятие источников земельного права, их классификация. классификация. 2. Конституционные основы земельного права. 3. Источники права, издаваемые федеральными органами власти. власти. 4. Источники права, издаваемые органами государственной власти субъектов РФ. государственной власти субъектов РФ. 5. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права. самоуправления как источники земельного права. 6. Роль международных актов в регулировании земельных отношений. отношений.


1. Понятие источников земельного права Под источниками права в материальном смысле понимаются общественно-экономические условия, которые детерминируют процесс правообразования при помощи и посредством государственной деятельности и которые составляют социальную основу права.


Термином «источники права» в формальном, или юридическом, смысле, обозначается специфика способов правотворчества, результатом которого являются нормативные правовые акты государства, органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, служащие формой внешнего выражения норм права.


В земельном праве доминирует взгляд, согласно которому юридические нормативные акты являются лишь результатом деятельности государства и муниципальных образований, без которых не может возникнуть ни один нормативный правовой акт. Источником права является лишь такой нормативный правовой акт государства и муниципального образования, который содержит всеобще абстрактные правила поведения, адресованные неопределенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение, и представляет собой средство установления новых, изменения или отмены ранее принятых норм земельного права.


Классификация источников земельного права. Традиционным является деление нормативных правовых актов на отдельные виды в зависимости от их юридической силы, которое может быть дополнено классификацией нормативных правовых актов по содержанию акта, процедуре его принятия, органу, принимающему акт. Нормы земельного права могут быть закреплены в Конституции РФ, конституциях республик-субъектов Федерации, уставах остальных субъектов Федерации, федеральных конституционных законах.


Источниками земельного права являются лишь такие указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, иные подзаконные нормативные правовые акты, которые регулируют земельные отношения и содержат нормы земельного права. Особую группу источников земельного права составляют нормативные правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по вопросам распоряжения земельными участками


2. Конституционные основы земельного права. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ч.1 ст.15). Это конституционное положение гарантирует земельные права и свободы граждан от возможного нарушения и ограничения нормами текущего законодательства, ведомственными инструкциями, иными подзаконными нормативными правовыми актами. К положениям Конституции РФ, непосредственно действующим в области земельных отношений, относятся: статьи главы 1, формулирующие основы конституционного строя, которым не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ (ч.2 ст.16); ч.1 ст.1; ст.2; ст.ст.17-18, определяющие российское государство в качестве демократического федеративного правового государства, обязанного признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, включая его земельные права и свободы.


Конституционную основу земельного права составляют те положения Конституции, в которых провозглашается социальная направленность внутренней политики государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека: ч.1 и ч.2 ст.7; ст.8;, ст.ст.34-36, п.«е» ст.71 и п.«ж» ст.72, ч.1 и ч.2 ст.46; ст.ст.6, 17, ч.1 и ч.2 ст.19, ст.55, ст.57, ст.64. Конституционную основу земельного права составляют те положения Конституции, в которых провозглашается социальная направленность внутренней политики государства, призванного создавать условия для достойной жизни и свободного развития человека: ч.1 и ч.2 ст.7; ст.8; ч.1 ст.9, ст.ст.34-36, п.«е» ст.71 и п.«ж» ст.72, ч.1 и ч.2 ст.46; ст.ст.6, 17, ч.1 и ч.2 ст.19, ст.55, ст.57, ст.64.


Одним из основных принципов земельного законодательства выступает представление о земле как: о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы; о природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве; основы осуществления хозяйственной и иной деятельности; о недвижимом имуществе; об объекте права собственности и иных прав на землю.


3. Источники права, издаваемые федеральными органами власти Основным и единственным в послереволюционной России кодифицированным нормативным актом земельного законодательства, действующим в настоящее время на территории Федерации, является Земельный кодекс РФ, принятый 28 сентября 2001 г. и введенный в действие 30 октября 2001 г. Он выделяет земельное законодательство в качестве самостоятельной отрасли наряду с административным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей природной среды.


Земельное законодательство включает в себя ряд крупных законов, развивающих и дополняющих наиболее общие, исходные и принципиальные положения Кодекса, а именно: Федеральный закон от 24 июня 2002 г ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; Федеральный закон от 29 ноября 2004 г. 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»; Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. М 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»; Федеральный закон от 22 августа 2004 г. 122-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;


Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований»; Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78- ФЗ «О землеустройстве»; Федеральный закон от 2 января 2000 г. 28- ФЗ «О государственном земельном кадастре»; Федеральный закон от 16 июля 1998 г ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. 4- ФЗ «О мелиорации земель»;


Закон РСФСР от 11 октября 1991 г «О плате за землю» (в ред. Федерального закона от 29 ноября 2004 г.); Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»; Федеральный закон от 17 июня 2001 г. 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю»; Федеральный закон от 7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»; Федеральный закон от 26 июня 2002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; Закон РФ от 21 февраля 1992 г «О недрах»; Федеральный закон от 14 марта 1995 г. ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; Федеральный закон от 10 января 2002 г. 1-ФЗ (с изменениями и дополнениями) «Об охране окружающей среды»; Лесной, Водный и Градостроительный кодексы.


4. Источники права, издаваемые органами государственной власти субъектов РФ. Многочисленные источники земельного права законодательных органов субъектов РФ, выражающют общую тенденцию значительного расширения прав республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов субъектов РФ. По характеру содержащихся в законах субъектов РФ нормативных предписаний можно выделить две группы источников земельного права, действующих на территории отдельных субъектов РФ


К первой группе относятся законы субъектов РФ, устанавливающие общие нормы земельного законодательства, рассчитанные на всестороннее регулирование земельных отношений, действующие в сочетании с дополнительными и развивающими положениями других нормативных правовых актов земельного законодательства, например: Закон Московской области от 26 апреля 2002 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области от 15 мая 2001 г. «Об областной целевой программе «Развитие земельной реформы в Московской области на годы».


Ко второй группе относятся законы субъектов РФ, содержащие специальные нормы земельного законодательства, рассчитанные на регулирование лишь определенного вида земельных отношений с учетом объективно сложившегося распределения норм земельного права по соответствующим правовым институтам, например: Закон Московской области от 1 июня 1995 г.« О плате за землю»; Закон Брянской области от 11 декабря 1997 г. «Об охране и использовании объектов историко-культурного наследия Брянской области»; Закон Московской области от 29 марта 1996 г. «Правила застройки городов, поселков городского типа, сельских населенных пунктов, других поселений и рекреационных комплексов Московской области»…


5. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления как источники земельного права. Наименование и виды правовых актов, полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются Законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления, содержащие нормы земельного права, могут быть классифицированы по содержанию правовых предписаний на четыре категории.


К первой категории источников земельного права относятся нормативные правовые акты органов местного самоуправления, регулирующие проведение аукционов и конкурсов по продаже земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Ко второй категории относятся нормативные правовые акты органов местного самоуправления, устанавливающие нормы земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в муниципальной собственности земель, для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. К третьей категории относятся нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, наделенных правом устанавливать местные налоги и сборы. К ним относятся и плата за землю, формами которой являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. К четвертой категории относятся нормативные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.


6. Роль международных актов в регулировании земельных отношений. Основополагающие принципы соотношения норм российского и международного частного права закреплены в отсылочной норме, содержащейся в п. 4 ст. 15 Конституции РФ, установившей, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. «…Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законе, то применяются правила международного договора».


Условия применения п. 4 ст. 15 Конституции РФ к ЗК РФ Надлежит опираться на Федеральный закон от 16 июля 1995 г. 110-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», который регулирует способы и процедуры выражения согласия Российской Федерации с нормами международных договоров, и п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» а именно: Приоритетное применение норм международного договора РФ в случае коллизии с нормами Закона РФ возможно в случае: А) Ратификации международного договора в установленном порядке, Б) Закреплении им иных правил, чем те, которые установлены Земельным Кодексом РФ, В) Иные правила подлежат применению лишь в том случае, если решение о согласии на их обязательность было принято в форме федерального закона РФ. В) Иные правила подлежат применению лишь в том случае, если решение о согласии на их обязательность было принято в форме федерального закона РФ.

1.Земельное право

  • предмет земельного права – это совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в сфере использования, управления, охраны земель, урегулированные нормами земельного права.
2.Источники земельного права
  • международные договоры, ратифицированные Россией, общепризнанные принципы и нормы международного права;
  • федеральные законы (Земельный Кодекс, Лесной Кодекс, Водный Кодекс, иные законы);
  • нормативно-правовые нормы органов исполнительной власти;
  • законодательство субъектов РФ
  • НПА органов местного самоуправления:
  • правила землепользования и застройки городского округа/городского поселения;
  • обычай – это сложившийся в течение длительного времени и широко применяемое правило поведения, не закреплённое в нормах законодательства.
3.Конституционные основы земельного права.
  • Конституционные основы земельного права – это положения, содержащиеся в Конституции, закрепляющие основы регулирования земельных отношений. Выделяют 3 группы таких норм:
1
  • Положения, которые определяют правовой режим земельных участков (ст. 9 Конституции; ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой земельные участки могут находиться в различных формах собственности);
2
  • Нормы, определяющие предметы ведения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ: к совместному ведению отнесены вопросы разграничения государственной собственности на землю; управление, распоряжение федеральной собственности на землю осуществляет Правительство РФ; в совместном ведении находятся вопросы владения, пользования и распоряжения земель);
3
  • Конституционные положения, устанавливающие права граждан на землю (ст. 36 ч. 1 – граждане и их объединения могут иметь в частной собственности земельные участки; ст. 35 – каждый может владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственником которого он является; никто не может быть лишен имущества, кроме как по решению суда; принудительное изъятие имущества допускается только при равноценном возмещении).
Самостоятельное изучение
  • Вопрос 4. Система земельного права. Вопрос 5. Принципы земельного права. Вопрос 6. Земельные правовые отношения.
7.Земля и земельный участок как объект земельных отношений.
  • Вся земля в пределах государственной границы РФ – это земельный фонд России. На сегодняшний день земельный фонд России составляет 1708,9 млн. га (без территориального моря и внутренних вод). Земельный фонд (в зависимости от хозяйственных и экономических характеристик) по целевому назначению делится на 7 категорий земель.
Категории земель
  • 1. Земли сельскохозяйственного назначения – земли, находящиеся за границами населенных пунктов и предоставленные или предназначенные для нужд сельского хозяйства;
  • В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяется фонд перераспределения, в который включаются выморочные земельные участки, земельные участки, изъятые из государственных или муниципальных нужд, либо земельные участки, от которых добровольно отказались.
Категории земель
  • 2. Земли населённых пунктов – это земли, используемые и предназначенные для застройки населённых пунктов;
  • Земли населенных пунктов всегда отделяются границами от других земель.
Категории земель
  • 3. Земли специального назначения – это земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для использования в соответствующих специальных целях, и права на которые возникли по основаниям, предусмотренным земельным законодательством;
Категории земель
  • 4. Земли особо охраняемых территорий – это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное, эстетическое, оздоровительное и иное ценное назначение, которые изъяты из хозяйственного использования и для которых установлен особый правовой режим;
Категории земель
  • 5. Земли лесного фонда – состоят из лесных земель (это покрытые лесной растительностью, либо предназначенные для её восстановления) и нелесных земель (предназначены для лесного хозяйства);
Категории земель
  • 6. Земли водного фонда – это земли, покрытые поверхностными водами и занятые гидротехническими либо иными сооружениями, расположенными на водных объектах;
Категории земель
  • 7. Земли запаса – это земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не предоставленные физическим и юридическим лицам (исключение составляют земли сельскохозяйственного назначения).
Перевод земель или земельных участков
  • – это процедура изменения категории земель или земельных участков, урегулированная специальными нормативно-правовыми актами (ФЗ от 21.12.2004 г. “О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую”, Земельный кодекс, иные федеральные законы и законы субъектов РФ). В основном переводятся земли сельхоз назначения и земли запаса.
Решение о переводе земель или земельных участков принимают следующие органы:
  • Правительство РФ – в отношении федеральных земель;
  • Органы исполнительной власти субъектов РФ – в отношении региональных земель (земель субъектов РФ) и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной или муниципальной собственности;
  • Органы местного самоуправления – в отношении иных земель (муниципальных земель и частных земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
Закон предусматривает случаи, когда сами органы местного самоуправления могут осуществлять перевод. Органы местного самоуправления и органы государственной власти могут ходатайствовать о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую без согласия их правообладателей, только в 2х случаях: если такой перевод связан с установлением или изменением границ населенного пункта, либо при создании особо охраняемых природных территорий без изъятия у правообладателя. Во всех остальных случаях волеизъявление должно идти от собственника или правообладателя.
  • Закон предусматривает случаи, когда сами органы местного самоуправления могут осуществлять перевод. Органы местного самоуправления и органы государственной власти могут ходатайствовать о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую без согласия их правообладателей, только в 2х случаях: если такой перевод связан с установлением или изменением границ населенного пункта, либо при создании особо охраняемых природных территорий без изъятия у правообладателя. Во всех остальных случаях волеизъявление должно идти от собственника или правообладателя.
  • Перевод из одной категории в другую считается состоявшимся с момента внесения записи в единый государственный реестр прав (ЕГРП)на недвижимое имущество и сделок с ним. Изменение правоустанавливающих документов не требуется.
Земельный участок
  • Границы земельного участка в натуре устанавливаются путем межевания, которое является видом кадастровых работ. Межевание – подготовительный этап для постановки на кадастровый учет. В результате межевания составляется межевой план. Межевой план выдается при постановке земельного участка на учет, при разделе земельных участков, при учете изменений земельного участка или его частей.
Образование земельных участков происходит:
  • при объединении земельных участков;
  • при разделе земельных участков;
  • при перераспределении земельных участков;
  • при выделе из земельных участков или земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Требования, предъявляемые к образованию или изменению земельных участков:
  • Предельные максимальные и минимальных размеры земельных участков должны соответствовать требованиям градостроительных регламентов. Если на земельный участок градостроительный регламент не распространяется либо в отношении участка он не установлен, то предельные размеры определяются в соответствии с требованиями федеральных законов (см. ст. 33 Земельного кодекса). Если размеры земельного участка не соответствуют требованиям градостроительного регламента, то допускается использовать земельный участок, если это не наносит ущерба жизни и здоровью человека, окружающей среде, объектам культурного наследия;
продолжение
  • границы образуемых земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и/или населенных пунктов;
  • при образовании земельных участков не должно приводить к вклиниванию, чересполосице, изломанности границ, невозможности размещения объектов недвижимости (капитального строительства и других), препятствующих рациональному использованию, охране земель, недостаткам, а также нарушать требования, установленные федеральными законами;
  • не допускается такое образование земельных участков, в результате которых эксплуатация по разрешенному использованию невозможна.
8. Право собственности на земельный участок.
  • Государственная собственность на землю.
  • Государственная собственность бывает 2х видов: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная). Особенность субъектов государственной собственности в том, что они обладают правом территориального верховенства. От имени РФ правомочия собственника осуществляют: Правительство РФ, которое свои полномочия может передавать иным федеральным органам власти или юридическим лицам. Основным таким органом является федеральное агентство по управлению государственным имуществом. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются законами субъектов РФ.
Муниципальная собственность
  • От имени муниципальных образований правомочия собственника осуществляют такие субъекты как муниципальные образования: городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории Москвы и Санкт-Петербурга. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются НПА органов местного самоуправления.
  • В соответствии с ГК, в государственной собственности находятся все земли за исключением земель, находящихся в муниципальной или частной собственности (презумпция государственной собственности на землю). Порядок разграничения государственной собственности на землю определяется Земельным кодексом, Законом “О введении в действие Земельного кодекса”, Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. В муниципальной собственности, как правило, находятся земельные участки, расположенные на территории этих образований.
Государственная собственность на землю возникает:
  • по прямому указанию федеральных законов,
  • при разграничении государственной собственности на землю;
  • дополнительные основания возникновения права собственности на землю городов Москвы и Санкт-Петербурга: правом собственности является добровольный отказ частных лиц на право собственности на соответствующий земельный участок. С момента государственной регистрации прекращения права собственности на такой земельный участок, возникает право собственности Москвы или Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ не установлено, что возникает собственность муниципальных образований.
Муниципальная собственность возникает:
  • по прямому указанию Федеральных законов и законов субъектов РФ;
  • по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (напр., сделки, административные акты),
  • в процессе разграничения государственной собственности на землю;
  • муниципальная собственность возникает в отношении земельных участков, от права собственности на которые отказались частные лица, если федеральными законами не предусмотрено иного. С момента государственной регистрации прекращения права собственности возникает муниципальная собственность поселений, городских округов либо муниципальных районов, если земельных участок находится на межселенных территориях.
Разграничение собственности на землю.
  • К государственной собственности относятся: земельные участки, на которых находятся здания, строения, сооружения, находящиеся в федеральной или региональной собственности;
  • К собственности муниципальных образований относятся: земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящиеся в собственности муниципального образования;
  • В Москве и Санкт-Петербурге при разграничении государственной собственности муниципальные земли и земельные участки не выделяются.
Частная собственность на земельные участки.
  • Субъект – это физические и юридические лица. Объектом частной собственности являются индивидуально-определенные земельные участки
Виды собственности:
  • индивидуальная – одного лица; общая – двух или более лиц:
  • 1) долевая; 2) общая совместная.
Оборотоспособность земельного участка (три вида)
  • изъятые из оборота – федеральная собственность (см. п. 4 ст. 27 Земельного Кодекса);
  • земельные участки, ограниченные в обороте – которые могут принадлежать отдельным категориям лиц, либо нахождение в обороте которых допускается по специальному разрешении (см. ч. 5 ст. 27 Земельного Кодекса);
  • свободные в обороте земельные участки.
Иные права на земельные участки.
  • Иные виды прав позволяют несобственнику земельного участка удовлетворять свои потребности за счёт использования чужого земельного участка. Предусмотрено 5 видов прав:
  • право постоянного (бессрочного пользования);
  • пожизненного наследуемого владения;
  • сервитут;
  • аренда;
  • безвозмездное срочное пользование.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Право собственности на землю это право собственника (субъекта права собственности) владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, принадлежащим ему на праве собственности путем совершения каких либо действий, не запрещенных законом, либо путем воздержания от совершения действий (бездействием) в своих интересах. (ст.9, 36 Конституция РФ)

3 слайд

Описание слайда:

Объекты целевого назначения В соответствии с Земельным кодексом РФ все объекты по целевому назначению подразделяются на различные категории. Не допускается приобретение в собственность земель лесного фонда. Они могут принадлежать только на праве аренды сроком от 1 года до 49 лет. Водные объекты (в соответствии с Водным кодексом РФ) находятся в государственной собственности, муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты.

4 слайд

Описание слайда:

Ограничение это Действие, направленное на то, чтобы установить допустимый предел, норму чего-либо, сократить, уменьшить что-либо. (ч. 1 ст. 56 ЗК РФ)

5 слайд

Описание слайда:

Земельный кодекс РФ ч 1.ст 56 Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным ФЗ РФ №136. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Под ограничениями прав на землю понимаются в основном ограничения в использовании земельных участков, причем перечень их не является исчерпывающим.

6 слайд

Описание слайда:

Ограничения прав на землю: 1) Особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. 2) Особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных. 3) Условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. 4) Иные ограничения в случаях, установленных федеральными законами. (ч.2 ст.56 ЗК РФ)

7 слайд

Описание слайда:

Ограничения устанавливаются 1) - актами исполнительных органов государственной власти. 2) - актами органов местного самоуправления. 3) - решением суда бессрочно или на определенный срок.

8 слайд

Описание слайда:

Обжалование ограничение Ограничения прав могут быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке. Ограничения сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

9 слайд

Описание слайда:

Резервирование земель Ограничиваются права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков (возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями) могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

правовых норм. Такими формами могут быть правовой обычай, судебный и административный прецедент, нормативный акт и нормативный договор. В силу различных специфических условий развития в правовых системах государств могут существовать все или лишь некоторые из источников права. В зависимости от этого принято различать англосаксонскую и континентальную системы права. В первой, которая действует в Великобритании, США, Канаде, Индии и некоторых других странах, наряду с нормативным актом и договором обычай и судебный прецедент играют важную роль в системе правового регулирования. В странах с континентальной системой права (Европа) обычай и судебный прецедент присутствуют в незначительной степени или отсутствуют совсем. Однако общей тенденцией развития права является усиление роли закона в правовом регулировании общественных отношений. В российской системе права источниками права являются писаные законы - нормативные акты и нормативные договоры. В качестве источников права признаются также решения Конституционного Суда РФ, а также обычай в случаях, установленных законодательством. Можно сказать, что в России господствует континентальная система права, но при условии, что судебные, арбитражные и административные прецеденты, в том числе обобщенные в постановлениях высших судебных органов, не признаваемые источниками права, практически создают обычаи, традиции судебной, арбитражной и административной практики. Благодаря этому они играют большую роль в правовом регулировании отношений внутри государства, придавая законодательству определенную интерпретацию. В качестве источника права обычай признается Гражданским кодексом. На основании обычая также регулируются отношения по использованию природных ресурсов малочисленными народами на территориях традиционного природопользования.

Зачем нужна самостоятельная отрасль права? Территориальный базис любой экономической деятельности Средство производства в сельско хозяйстве Природный объект и природный ресурс Объект недвижимого имущества

Зачем нужна самостоятельная отрасль права? Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде ЗК РФ, ст.

Зачем нужна самостоятельная отрасль права? Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: — установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; — резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. ЗК РФ, ст.

Предмет земельного права Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения). Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними

Земельные правоотношения Общественные отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землей, находящиеся в сфере действия преимущественно земельно-правовых и отчасти гражданско-правовых норм в тех случаях, когда эти отношения не урегулированы нормами земельного права.

Земельные правоотношения Ряд авторов подразделяет отношения, регулируемые земельным правом, на три группы: 1. Отношения по предоставлению земельных участков. 2. Отношения по использованию земельных участков, в свою очередь, подразделяются на отношения по использованию земельных участков в качестве средства производства и отношения по использованию участков для строительства. 3. Отношения по охране земель — предполагают защиту земельных участков от двух видов негативного воздействия: антропогенного и природного.

Метод земельного права В правовом регулировании присутствуют как императивный метод установления обязанностей и запретов, так и диспозитивный метод рекомендаций, санкционирования, делегирования субъектам земельных правоотношений определенных прав.

Метод земельного права Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон — арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. ЗК РФ, ст.

Метод земельного права Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту

Система земельного права К правовым институтам Общей части земельного права отнесены такие правовые институты, как: — вещные права на землю; — оборот земельных участков; — государственное управление земельными ресурсами; — правовая охрана земель; — ответственность за земельные правонарушения.

Система земельного права К Особенной части относятся такие правовые институты, как: — правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; — правовой режим земель населенных пунктов; — правовой режим земель промышленности и иного специального назначения; — правовой режим земель лесного фонда; — правовой режим земель водного фонда; — правовой режим земель особо охраняемых природных территорий; — правовой режим земель запаса.

Соотношение земельного и гражданского права Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон — арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. ЗК РФ, ст. 22, ч.

Соотношение земельного и гражданского права При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. ЗК РФ, ст. 22, ч.

Соотношение земельного и гражданского права Если земельный участок передан по договору аренды гражданину или юридическому лицу, арендатор земельного участка вправе отдать арендные права земельного участка в залог в пределах срока договора аренды земельного участка с согласия собственника земельного участка. Федеральный закон от 16. 07. 1998 № 102 -ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» , ст.

Соотношение земельного и гражданского права В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса собственник здания, расположенного на земельном участке из состава государственных и муниципальных земель, арендуемом им на срок более пяти лет, закладывая одновременно по одному договору об ипотеке здание и права по договору аренды этого участка, вправе заложить эти права без согласия арендодателя с его уведомления. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28. 01. 2005 N 90 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с договором об ипотеке»

Соотношение земельного и гражданского права Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. ЗК РФ, ст.

Принципы земельного права Под принципами земельного права понимаются основополагающие начала, на которых базируется правовое регулирование земельных отношений. Системность принципов отражает систему земельного права. В силу этого принципы земельного права можно классифицировать как общеправовые (конституционные), принципы Общей части земельного права и принципы его Особенной части.

Принципы земельного права Общеправовые (конституционные). Принципы Общей части земельного права. Принципы Особенной части земельного оправа.

Принципы земельного права Признание, соблюдение и защита прав граждан, включая права на землю, как обязанность государства. Платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами субъектов Российской Федерации. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий

Принципы земельного права 1. Принципы, закрепленные в Земельном кодексе Российской Федерации (дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы). 2 Принципы, закрепленные в иных актах земельного законодательства (установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица).

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов Все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами ЗК РФ, ст. 1 ч. 1 п.

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов — Одинаковые субъективные права — Одинаковые правила совершения сделок — Последовательность в вопросе о том, что является «главной вещью» , а что- «принадлежностью»

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу Статья 35 ч. 4 ЗК РФ Вывод: «главной вещью» является земельный участок

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов Собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка Статья 35 ч. 4 ЗК РФ Вывод: «главной вещью» является здание, строение, сооружение?

Принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Статья 36 ч. 1 ЗК РФ Вывод: «главной вещью» является здание, строение, сооружение?

Легальное определение недвижимого имущества К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства Статья 130 ГК РФ

Критерии, содержавшиеся в легальном определении недвижимого имущества Связь с землей (монументальность, наличие фундамента, массивность, прочность и т. д.) Невозможность пространственного перемещения объекта без ущерба его назначению

Критерии, содержавшиеся в легальном определении недвижимого имущества Если собственник здания принимает решение о выделении из состава здания одного или нескольких помещений, то при внесении в реестр записей об образовании самостоятельных объектов недвижимости прекращается право собственности на здание в целом ввиду утраты зданием правового режима объекта недвижимости, на который может быть установлено право собственности одного лица, о чем делается соответствующая запись в реестре. Постановление Пленума ВАС РФ от 23. 07. 2009 N 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания»

Критерии, содержавшиеся в легальном определении недвижимого имущества Таким образом, значение физических свойств вещи для ее признания недвижимым имуществом не абсолютно: признание объекта недвижимым имеет значение для оборота

Критерии, содержавшиеся в легальном определении недвижимого имущества Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет Статья 222 ГК РФ

Критерии, содержавшиеся в легальном определении недвижимого имущества Договор аренды будущей недвижимой вещи, заключенный в отношении самовольной постройки (в том числе и под условием последующего признания права собственности арендодателя на самовольную постройку), является ничтожным, так как принятие участниками гражданского оборота на себя обязательств по поводу самовольных построек не допускается. Постановление Пленума ВАС РФ от 17. 11. 2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды»

Критерии, содержавшиеся в легальном определении недвижимого имущества Учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29. 04. 2010″О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой Гидротехнические сооружения не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 Гражданского кодекса должны следовать судьбе этого земельного участка. Постановление Президиума ВАС РФ от 17. 01. 2012 N 4777/08 по делу N А 56 -31923/2006 (дело Верево)

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой Истец, требующий признания за ним права собственности на сооружения, не обладает правом собственности на земельный участок, вследствие чего не может претендовать и на вспомогательные объекты. Постановление Президиума ВАС РФ от 17. 01. 2012 N 4777/08 по делу N А 56 -31923/2006 (дело Верево)

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой Выводы: — Право собственности на вспомогательное сооружение не может возникнуть ни у кого, кроме собственника земельного участка. — Вспомогательные сооружения не являются объектами недвижимого имущества в контексте статьи 130 ГК РФ Новый критерий (признак) недвижимого имущества: наличие самостоятельного (отдельно от земельного участка) назначения объекта

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой Такие сооружения, как мини-футбольное поле и футбольное поле, представляют собой улучшения земельного участка, заключающиеся в приспособлении его для удовлетворения нужд лиц, пользующихся участком. Названные сооружения не являются самостоятельными недвижимыми вещами, а представляют собой неотъемлемую составную часть земельного участка, на котором они расположены Постановление Президиума ВАС РФ от 28. 05. 2013 N 17085/12 по делу N А 32 -29673/2011 (дело Радзиевского)

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой В связи с тем, что упомянутые сооружения не являются вещами, на них не может быть зарегистрировано вещное право — право собственности. Применительно к статье 135 Гражданского кодекса Российской Федерации их юридическая судьба и принадлежность определяются по принадлежности соответствующего земельного участка. Постановление Президиума ВАС РФ от 28. 05. 2013 N 17085/12 по делу N А 32 -29673/

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой Сам по себе факт государственной регистрации прав на такие объекты за третьими лицами ущемляет интересы собственника земельного участка, и потому суд вправе дать этим объектам иную квалификацию и не применять к отношениям сторон правила о недвижимых вещах Постановление Президиума ВАС РФ от 28. 05. 2013 N 17085/12 по делу N А 32 -29673/

Градостроительное законодательство, законодательство о регистрации прав Основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: — документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; — правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Федеральный закон от 21. 07. 1997 N 122 -ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» , ст. 25.

Градостроительное законодательство, законодательство о регистрации прав Выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования Градостроительный кодекс Российской Федерации Ст. 51 ч. 17 п.

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой Право собственности (право хозяйственного ведения и оперативного управления) может быть зарегистрировано в ЕГРП лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав. Постановление Президиума ВАС РФ от 24. 09. 2013 N 1160/13 по делу N А 76 -1598/

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой По мнению судов, ограждение является объектом капитального строительства вспомогательного назначения, что предполагает его отнесение к категории недвижимого имущества. Однако термин «объект капитального строительства» является специальным понятием градостроительного законодательства, поэтому он не может подменять собой правовую категорию «объект недвижимого имущества», имеющую иную отраслевую принадлежность, объем и содержание. Постановление Президиума ВАС РФ от 24. 09. 2013 N 1160/13 по делу N А 76 -1598/

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой Поскольку требование о государственной регистрации прав установлено лишь в отношении недвижимости как категории гражданского права, вывод о необходимости распространения в отношении того или иного объекта капитального строительства соответствующего правового режима может быть сделан в каждом конкретном случае только с учетом критериев, установленных приведенными нормами Гражданского кодекса. Постановление Президиума ВАС РФ от 24. 09. 2013 N 1160/13 по делу N А 76 -1598/

Критерии недвижимого имущества, сформулированные судебной практикой Вывод: Сформулирован дополнительный критерий недвижимости — способность выступать в гражданском обороте в качестве самостоятельного объекта гражданских прав

Возможные последствия для правоприменения Ограничение сферы действия норм статей 35, 36 Земельного кодекса РФ, статьи 273 Гражданского кодекса РФ: Возведение на земельном участке только вспомогательных объектов, даже при наличии государственной регистрации права собственности на них, не влечет возникновения права на приобретение в собственность участка в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса. Постановление Президиума ВАС РФ от 19. 03. 2013 N 12668/12 по делу N А 21 -6529/

Боголюбов С. А. Земельное право: Учебник для бакалавров. М. : Юрайт-Издат, 2013. Ерофеев Б. В. Земельное право: Учебник для вузов. М. : Юрайт, 2012. Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации. М. : Норма, 2012. Крассов О. И. Земельное право: Учебник. М. : Норма: ИНФРА-М, 2012. Улюкаев В. Х. , Чуркин В. Э. , Нахратов В. В. , Литвинов Д. В. Земельное право: учебник. М. : Частное право. 2010.

Адиханов Ф. Х. Соотношение норм гражданского права и норм земельного права в регулировании земельных отношений в условиях рынка земли // Государство и право. 2001. № 1. Волков Г. А. Принципы земельного права России. М. , 2005. Грось Л. А. О сопоставлении понятий «гражданское законодательство» , «гражданское право» , «земельное законодательство» и вещных правах на земельные участки // Журнал российского права. 2002. № 9.

Новиков К. А. Понятие недвижимого имущества в гражданском законодательстве // Вестник ВАС РФ. 2014. № 5 Кузнецов М. Связь земли и здания- ключевой признак недвижимости // Хозяйство и право. 2013. № 11. Тараданов Р. А. К вопросу о допустимости придания вспомогательным зданиям, строениям, сооружениям статуса недвижимого имущества // Вестник ВАС РФ. 2014 г. № 6.

Суханов Е. А. О понятии недвижимости и его влиянии на иные гражданско-правовые категории // Суханов Е. А. Проблемы реформирования Гражданского кодекса России: избр. труды 2008 -2012 гг. М. ,

1. Постановление Президиума ВАС РФ от 17. 01. 2012 N 4777/08 по делу N А 56 -31923/2006 2. Постановление Президиума ВАС РФ от 28. 05. 2013 N 17085/12 по делу N А 32 -29673/2011 3. Постановление Президиума ВАС РФ от 24. 09. 2013 N 1160/13 по делу N А 76 -1598/

Loading...Loading...