Интересные факты о философии платона. Платон

Софисты, Сократ и сократические школы обнаружили фактическую невозможность построить диалектику в виде логической реконструкции интуитивно-наглядно данного образа «природы». Наивно-диалектическое единство космоса в его целостности и развитии было разрушено уничтожающей критикой софистов, субъективной, а иногда и субъективистской диалектикой понятий. Отрицание стихийно-материалистической традиции, на основе которой был достигнут наивысший взлет раннегреческой диалектики, должно было привести и действительно привело поэтому к «отрицанию отрицания» - объективной диалектике понятий («идей»), к идеалистической диалектике. Основатель ее - Платон.

Кризис античной «физики», т. е. по существу главной установки доплатоновской философии, обнаружился, когда взору эллина V в. до н. э. предстало необозримое многообразие мнений философов о началах всего сущего. И чем многочисленнее и разнороднее были ответы на вопрос о том, из чего же возникли и во что с течением времени вновь обратятся все вещи, тем более подрывалось доверие к ним. Читатель и слушатель все более склонялись к тому, чтобы увидеть в философских учениях - логосах такие же «невероятные истории», какие узрел когда-то в мифе Гекатей из Милета: они многообразны и смехотворны. Их отвергают и критикуют врачи-эмпирики; над ними глумится толпа, наблюдающая софистов, осмеиваемых великим Аристофаном. Но дело не могло этим кончиться.

Главный урок, извлеченный софистикой, а затем Сократом и сократиками из развития античной диалектики в рамках «фисиологии», состоял в том, что суждения о космосе насквозь противоречивы. Но как тогда быть с самим космосом? Не иллюзия ли он, и не следует ли во-

обще отказаться от исследования его «природы», его сущности и основы? Логичный выход нашел Платон.

Как писал Аристотель, Платон смолоду сблизился с гераклитовцами, учившими о том, что чувственные вещи находятся в постоянном течении. Но ведь тогда знание о них невозможно, ибо знание есть знание постоянного, устойчивого, общего. Затем его увлек Сократ, который отказался заниматься природой, но исследовал этические вопросы, изыскивая в этой области общие определения. Платон поставил вопрос о чувственных вещах, текучих, изменчивых и индивидуальных, в отношении к общему и устойчивому, к этим общим определениям. «Платон, усвоив взгляд Сократа, по указанной причине признал, что такие (общие.-А. Б.) определения имеют своим предметом нечто другое, а не чувственные вещи, ибо нельзя дать общего определения для какой-нибудь из чувственных вещей, поскольку вещи эти постоянно изменяются. Идя указанным путем, он подобные реальности назвал идеями, а что касается чувственных вещей, то о них, [по его словам], речь всегда идет отдельно от идей и [в то же время] в соответствии с ними; ибо все множество вещей существует в силу приобщения (kata methexin) к одноименным [сущностям]» (Арист. Мет. I 6, 987Ь).



Применительно к диалектике это означало, что противоречия изменчивого, вечно текучего, подвижного чувственного мира не снимаются более «началом» древних фисиологов; они не уничтожаются единым и неподвижным «бытием» элеатов; они не фиксируются Гераклитовым Логосом и тем более не увековечиваются софистическим «обо всем возможны два противоположных мнения». Противоречия чувственного мира снимаются - одновременно уничтожаются и сохраняются - в понятии идеи, представляющей сущность одноименных ей вещей.

В результате диалектика как «логос эйдоса», как мыслимая структура мира была одновременно и четко. вычленена из чувственного многообразия, и резко этому многообразию противопоставлена. Но это, с одной стороны, позволило Платону резюмировать диалектику в ее всеобщей, «чистой» форме. А с другой - разрушило наивное, непроанализированное единство космоса, угаданное и выраженное фисиологами. Диалектическая мысль Платона всегда бьется вокруг этой двоякой задачи: как соотносятся Единое, т. е. Идея мира и Многое, т. е. сам мир. Два этапа прошло его понимание этой проблемы."

«Наивная» теория идей и диалектика как логика

Традиционно платонизм понимается как философия, противопоставляющая мир идей чувственному миру. С этой точки зрения диалектика оказывается не внутренним принципом и законом действительного, чувственного мира, а его внешним образом (paradeigma) и целью. Диалектика необходимо становится, следовательно, объективно-идеалистической, телеологической и - в пределе - мифологической. Ведь мир идей в его воздействии на космос и есть Ум -Мировая душа -Зевс как устроитель всего сущего (см. 59, 559). Гносеологически это означало, что в поисках неизменного и устойчивого, всеобщего как предмета истинного знания Платон соотнес его с особыми «предметами», существующими где-то в «умном месте» точно так же, как в нашем чувственном мире существуют камни и деревья, лошади и люди. Существуя в своем, особом мире, они созерцаются душами в их загробном существовании и вспоминаются тогда, когда телесное существо, разумный человек, осуществляет свое, земное познание. А наилучшим образом осуществляет это познание диалектик. Так что же такое диалектика?

Прежде всего у Платона сохраняется определение диалектики как искусства вести спор, диалог. Диалектик-тот, кто «умеет ставить вопросы и давать ответы» (Крат. 290с). По сути дела, Платон не идет здесь дальше Сократа и не создает своей теории диалога. Практика диалогического же рассуждения у него необычайно богата-диалоги Платона вошли в историю мировой культуры как памятники не только философского рассуждения, но и как блестящие литературные произведения.

Второе определение диалектики, встречающееся в диалогах всех периодов творчества Платона, есть определение ее как искусства мыслить. Причем под последним понимается не то, что имеют в виду, говоря об астрономе или геометре, математике или «физике». В диалоге «Ев-

" Исследованию этой практики посвящена «Топика» Аристотеля, где рассмотрено свыше трехсот «топов» (topos,-oi) -общих способов аргументации, используемых в дискуссии. Исследование этих «блоков» диалога сопровождается выявлением общей структуры и стратегии диалога (см. Микеладзе 3. Н. Что такое «Топика» Аристотеля. - Вопросы философии, 1979, № 8, с. 109-120).

тидем» (290с) Платон сравнивает их с охотниками или рыболовами, которые добывают дичь или рыбу, а затем передают ее поварам. Диалектик уподобляется именно повару, а диалектика выступает искусством применять готовые результаты наук в целях теоретического осознания предмета. Поэтому диалектика в этом смысле оказывается собственно философским исследованием, противостоящим фактическому знанию и умению, «умозрением» в отличие от частного знания частных вещей.

По Платону, существуют два вида диалектического мышления. В «Федре» (255de) он говорит, что первый из них - «способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно, чтобы, давая определение каждому, сделать ясным предмет поучения... Второй вид-это, наоборот, способность разделять всё на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них...». Это и есть знаменитые «соединение» (synagoge) и «разделение» (diairesis) Платона.

Платоновская «диереза» - формально-логическая операция деления понятия, состоящая в том, чтобы «различать все по родам, не принимать один и тот же вид за иной и иной-за тот же самый» (Софист, 253). Иными словами, в логическом смысле речь идет здесь о совместимости и несовместимости понятий, а в реальном - о том, какие вещи могут взаимодействовать, а какие нет. Платон дает массу примеров деления понятий, и главный прием тут-дихотомия. Вот, например, деление понятия «искусства подчинения себе», имеющее целью подвести к определению софиста (Софист; 225а-226а):

Диереза обладает, следовательно, той чертой, что в ходе ее осуществляется нарастание конкретности понятия. В родовом понятии выделяются два вида, и в одном из них обнаруживается искомое понятие; отбрасывая второй вид, мы делим первый на подвиды и, обнаружив в одном из них искомое понятие, отбрасываем второй и т. д. до тех пор, пока не будет обнаружено искомое определение. В результате происходит методическое, последовательное, выявление признаков искомого понятия. Однако эта методичность достаточно неопределенна. Не сохраняется исходное основание деления, а само выделение в данном роде именно этого вида, а в виде-подвида не обосновывается. Для успеха диерезы «мы должны ясно себе представлять то конечное определение, к которому мы должны прийти. И поэтому дихотомия в «Софисте» является не столько методом исследования, сколько методом изложения» (75, 2, 573).

Эти недостатки связаны с тем, что Платон не знает еще в эксплицитной форме логических законов, применение которых обязательно при делении понятий. Правда, он подчеркивает, что истинным должно считаться то, что согласуется с «надежным», т. е. удостоверенным, понятием, а ложным-то, что с ним не согласно (см. Федон, 100а). Платон близко подходит к формулировке закона (исключенного) противоречия, когда он в «Государстве» (X 602е) утверждает, что «одно и то же начало не может одновременно иметь противоположные суждения об одном и том же предмете». Однако, включенные в расплывчатый контекст диалогического рассуждения, такого рода формулировки не содержат строгого различения противоположных (противных, контрарных) и противоречащих (контрадикторных) предложений и отношений между ними. Тем более не идет у него речи о количественной определенности субъекта и предиката суждений, также накладывающей свои ограничения на возможность совмещения суждений. Все это было открыто лишь Аристотелем, не случайно он стал основателем формальной логики. Но без этого строгое понимание деления понятий невозможно.

Еще большие трудности встают перед Платоном в понимании «соединения» понятий, составляющего, собственно, способ образования понятий. Описывая его, Платон достигает вершин красноречия. Рассуждая, диалектик, «минуя ощущения, посредством одного лишь ра-

зума устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого, подобно тому как другой взошел на вершину зримого» (Гос. 532ab). В «Пире» Платон описывает, как восхождение к общему понятию прекрасного осуществляется под водительством Эроса. «Начав с отдельных проявлений прекрасного, надо все время, словно бы по ступеням, подниматься... от одного прекрасного тела к двум, от двух-ко всем, а затем от прекрасных тел к прекрасным нравам, а от прекрасных нравов к прекрасным учениям, пока не поднимешься от этих учений к тому, что и есть учение о самом прекрасном, и не познаешь наконец, что же это - прекрасное. И в созерцании прекрасного самого по себе... только и может жить человек, его увидевший» (Пир, 21 led).

Но как осуществить это восхождение? Платон достаточно убедительно показал в «Гиппии Большем», что к прекрасному самому по себе невозможно подняться от отдельных прекрасных предметов. Ибо оно-то самое, благодаря чему «все остальное украшается и представляется прекрасным,-как только эта идея присоединяется к чему-либо, это становится прекрасной девушкой, кобылицей либо лирой» (289d). Иными словами, прекрасные предметы не могут существовать и мыслиться без прекрасного самого по себе (идеи прекрасного), тогда как последнее без прекрасных предметов вполне мыслимо.

В указанном диалоге Гиппии опрометчиво согласился в этом с Сократом, приняв тезис, что прекрасные вещи прекрасны в силу их причастности прекрасному как таковому. После этого неумолимая логика диалога ведет собеседников в нужном Платону направлении. Но верен ли сам тезис? Нет! В окружающем нас мире неразрывно связаны единичное, особенное и всеобщее, и лишь посредством абстракции мы можем отделить одно от другого. Нет прекрасного вообще без прекрасной девушки, прекрасной кобылицы, прекрасной лиры и т. д., но прекрасное и не сводится ни к одному из этих прекрасных предметов. «...Отдельное не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему. Общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Всякое отдельное есть (так или иначе) общее. Всякое общее есть (частичка или сторона или сущность) отдельного. Всякое общее лишь при-

близительно охватывает все отдельные предметы. Всякое отдельное неполно входит в общее и т. д. и т. д. Всякое отдельное тысячами переходов связано с другого рода отдельными (вещами, явлениями, процессами) и т. д.» (3, 29, 318). Вырванное из этой диалектической связи, всеобщее и становится «идеей», отдельной от единичного и особенного.

Обратно, в силу этой же диалектики единичного, особенного и всеобщего последнее может быть не только постигнуто восхождением от единичного к общему, но и ухвачено в одном единичном, когда оно взято в чистом виде, в удачном эксперименте и т. д. Что же до Платона, то он также угадал эту гениальную способность человека

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,

В единой горсти - бесконечность

И небо-в чашечке цветка

(У. Блейк)

Однако он мистифицировал эту способность, оторвав ее от той сферы человеческой культуры, которая и обусловливает саму возможность мышления общими понятиями, формирующимися в контексте целостной культуры и «работающими» в ней. У нас, к сожалению, нет возможности проследить, как рождается в контексте древнегреческой культуры идеализм Платона. Но рассмотрим дальнейшие характеристики «соединения» понятий и понятийных определений.

Из высокопарных и образных описаний восхождения к всеобщему можно почерпнуть лишь, что Платон понимал его как непосредственное усмотрение умом высшей идеи. Частные и единичные предметы представляются при этом источником заблуждения и помутнения ума, в лучшем случае-фоном, на котором выступает всеобщее. «Кто, наставляемый на путь любви,-пишет Платон,- будет в правильном порядке созерцать прекрасное, тот, достигнув конца пути, вдруг увидит нечто удивительно прекрасное... нечто, во-первых, вечное, то есть не знающее ни рождения, ни гибели, ни роста, ни оскудения, а во-вторых, не в чем-то прекрасное, а в чем-то безобразное. .. а само по себе; все же другие разновидности прекрасного причастны к нему таким образом, что они возникают и гибнут, а его не становится ни больше, ни меньше, и никаких воздействий оно не испытывает» (Пир, 210е-211а).

Иначе говоря, для того чтобы подняться к всеобщему, его уже нужно заранее знать. Не может тут помочь и формальная логика. Если с ее помощью объяснимо деление понятий (выше мы видели, что не полностью!), то восхождение («сюнагоге») - нет. В позднеантичное время неоплатоник Порфирий разработал схему, получившую название «древо Порфирия»,-иерархию понятий от индивидуальных (Сократ, Платон и т. д.) до наиболее общего понятия «первой сущности» (существа вообще). Схема эта воплощает формально-логический закон обратного отношения объема и содержания понятий. Индивидуальное понятие имеет минимальный объем, обозначая одного человека, и в то же время максимальное содержание, выражая все признаки этого человека; высшее имеет максимальный объем (все существа) и в то же время минимальное содержание. Платона не могла удовлетворить такая интерпретация пути познания.

Если, по Порфирию, высшее понятие-самое бедное2, то высшее понятие Платона должно быть гораздо богаче всего нижестоящего. Об этом говорит его определение как блага. Восхождение к такому понятию было бы восхождением от абстрактного к конкретному, а не наоборот. Но такое понимание процесса познания было выработано только в XIX в. Гегелем и Марксом (см. 1, 46, ч. I, 36-45). Не будучи еще в состоянии поставить эту проблему, Платон ограничился постулированием «умозрения» (theoria), которое должно так же точно доставить нам идею, как зрение доставляет образ отдельного предмета. В «Государстве» (508а-с) он прямо говорит, что солнце (свет) в отношении к зрению и зримым вещам то же самое, что благо само по себе в отношении к уму и умопостигаемому.

Другой аспект того же вопроса о смысле восхождения к высшему понятию - необходимость беспредпосылочного знания. Когда душа устремлена к умопостигаемому, она вначале «бывает вынуждена пользоваться предпосылками и потому не восходит к его началу, так как она не в состоянии выйти за пределы предполагаемого и пользуется лишь образными подобиями, выраженными в низших вещах» (Гос. VI 511 а). Эта способность-рассудок

2 Порфирий считал, однако, что родовое понятие лишь актуально беднее видового и индивидуального, но потенциально богаче Это различение могло быть произведено после того, как Аристотель ввел соответствующие понятия (см. 78, 120).

(dianoia) - в ходе движения к подлинномузнанию имеет лишь ограниченное значение именно в силу того, что опирается на некоторые предположения, заимствованныеиз рассмотрения вещей чувственного, земного мира. При всей несостоятельности обоснования этого разделения последнее сыграло свою роль в развитии диалектики как основание для сопоставления рассудка и разума, т. е. формальной логики и диалектики. К этим двум видам познания Платон добавляет два других: веру и уподобление (аналогию). Разум и рассудок составляют науку (episteme), а вера и аналогия-мнение (doxa). Таким образом, перед нами целая иерархия знаний, но не единый диалектический процесс.

Во всяком случае даже такие науки, как геометрия, пользующиеся рассудком, не дают истины: «...им всего лишь снится бытие, а наяву им невозможно его увидеть» (там же, 533с). Само же достижение высшего бытия Платон описывает как «высвобождение» души, «словно из какой-то варварской грязи» (там же, 533d). He удивительно, что итог учения Платона о восхождении к высшему понятию - религиозно окрашенный идеализм.

Но этим дело не заканчивается. Философ не смог представить путь к высшему как восхождение от абстрактного к конкретному. Однако он попытался представить это высшее понятие как конкретное, подвижное, диалектическое. Только теперь развертывается действительное содержание диалектики Платона в ином смысле-как учения о противоречии «в самой сущности предметов», «в идее». Умение различать роды и виды в синтетическом единстве со способностью охватывать общим взглядом и возводить все сущее к идее необходимо приводит к тому, что следует признать взаимодействие, «общение» не только вещей чувственного мира, но и понятий, идей, родов. «...Одни роды склонны взаимодействовать, другие же нет, и... некоторые - лишь с немногими, другие-со многими, третьи же, наконец, во всех случаях беспрепятственно взаимодействуют со всеми; теперь мы должны идти дальше в нашей беседе, так чтобы... избрать лишь те, которые считаются главнейшими, и прежде всего рассмотреть, каков каждый из них, а затем как обстоит дело с их способностью взаимодействовать» (Софист, 254с).

Но это уже новая онтологическая позиция. Взаимодействуют, оказывается, не только чувственные вещи, но

и сами идеи. Этому их взаимодействию или общению (koinonia) посвящены такие диалоги Платона, как «Филеб», «Софист» и «Парменид». Естественно, что в качестве их основной теоретической установки не может Солее выступать «наивная» теория идей-неподвижных, вечных сущностей.

Диалектика Платона.

В своих трудах Платон диалектику называет наукой о сущем . Развивая диалектические идеи Сократа, он понимает диалектику как соединение противоположностей, и превращает её в универсальный философский метод.

В деятельности активной мысли, лишенной чувственного восприятия, Платон выделяет «восходящий » и «нисходящий » пути. «Восхождение » заключается в том, чтобы двигаться вверх от идеи к идее, вплоть до самой высшей, отыскивая единое во многом. В диалоге «Федр» он рассматривает это как обобщающую «…способность, охватывая все общим взглядом, возводить к единой идее то, что повсюду разрозненно…». Коснувшись этого единого начала, ум начинает двигаться «нисходящим » путем. Он представляет собой способность все разделять на виды, идя от более общих к частным идеям. Платон пишет: «…это, наоборот, способность разделять все на виды, на естественные составные части, стараясь при этом не раздробить ни одной из них, как это бывает у дурных поваров…». Эти процессы Платон и называет «диалектикой», а философ, по определению, есть «диалектик».

Платоновская диалектика охватывает различные сферы: бытия и небытия, тождественного и иного, покоя и движения, единого и многого. В своем диалоге «Парменид» Платон выступает против дуализма идеи и вещи и доказывает, что если идеи вещей отделены от самих вещей, то вещь, не содержащая в себе никакой идеи самой себя, не может содержать никаких признаков и свойств, то есть перестанет быть самой собой. Кроме того, он рассматривает принцип идеи как какое бы то ни было одно , а не только как сверхчувственное единое, а принцип материи как какое бы то ни было иное в сравнении с одним, а не только как материальный чувственный мир. Таким образом, диалектика одного и иного оформляется у Платона в предельно обобщенную диалектику идеи и материи .


Разумное постижение истинно сущих родов бытия, или «идей», – совершеннейшее знание – Платон называет «диалектикой».

Для Платона диалектика – это не логика только, хотя в ней есть и логический (и даже формально-логический) аспект; это не учение о познании только, хотя в ней есть и гносеологический аспект; это не учение о методе только, хотя в ней есть и аспект метода. Диалектика Платона прежде всего учение о бытии . Идеализм Платона, так же как и его теория познания и диалектика, имеет явно выраженный онтологический характер. «Идеи» Платона прежде всего истинно сущие роды бытия . В соответствии с этим «диалектика», как ее понимает Платон, это прежде всего учение об онтологических прообразах, образцах и причинах вещей чувственного мира. Поэтому «диалектика» Платона соприкасается не только с его учением о душе (психологией), учением о познании (гносеологией), учением о мышлении (логикой), учением о методе (методологией), но и со всем комплексом учений о мире (космологией), о системе небесных светил (астрономией), о числах, о душе мира и т. д.

Здесь мы достигли пункта, где изложенное выше понимание родов бытия, соответственно «идей», должно быть существенно дополнено и даже исправлено. Как мы видели, «идеи» в сравнении с вещами чувственного мира были наделены у Платона признаками, которыми элеец Парменид характеризовал свое истинное бытие: «идеи» вечны, не рождаются и не погибают, не изменяются, всегда тождественны себе, неподвижны, безотносительны в своем бытии.

В нашей советской философской литературе такое воззрение на бытие называется «метафизическим» . Согласно этой терминологии, восходящей к Энгельсу, отцом древнегреческой метафизики был Парменид. Но не был ли его продолжателем также и Платон? Не совпадает ли развитая им характеристика истинно сущего бытия с метафизической характеристикой этого бытия у элейца?

В известном смысле именно так и было. В ряде диалогов Платон развивает, бесспорно, метафизическую, в марксистском смысле этого термина, характеристику истинно сущего бытия, или «идей». Доказательства были представлены выше.

Однако в чрезвычайно важных диалогах: в «Софисте», «Пармениде», а также в некоторых других, Платон отступает от метафизической характеристики «идей». В этих диалогах он стремится доказать, что высшие роды всего сущего: бытие, движение, покой, тождество и изменение могут мыслиться только таким образом, что каждый из них и есть и не есть, и равен и не равен самому себе, и пребывает как тождественный самому себе и переходит в «иное» по отношению к самому себе, в противоположное себе.

Когда философ характеризует истинно сущее как вечное, неизменное, неподвижное и тождественное, он еще не характеризует, по Платону, всей его сущности. В силу доказательств, развиваемых в «Софисте», должна быть отвергнута не только безусловная подвижность , но и безусловная неподвижность сущего. Как только сущее делается предметом истинного философского познания, обнаруживается, что познаваться оно не может ни при условии, что сущее рассматривается как движущееся, ни при условии, что оно рассматривается как неподвижное. Кто познает, тот действует (Платон , Софист, 248 D-Е); то, что познается, испытывает действие. И действие, и страдательное состояние предполагают изменение , а изменение в свою очередь предполагает движение .

К противоречиям ведет и исследование познания . Познание сущего предполагает разум , разум может быть мыслим только в душе ; душа же, будучи живой, необходимо причастна движению . «Поэтому, – рассуждает Платон, – для философа и для всякого, кто особенно ценит знание, по-видимому, совершенно необходимо не принимать неподвижной вселенной…» (там же, 248 D). Еще менее допустима, еще более нелепа, по Платону, точка зрения тех, «которые двигают сущее всеми способами» (там же). Решение вопроса состоит в том, чтобы поступать подобно детям, которые делают, «чтобы все было неподвижным и двигалось», т. е. «признавать бытие и вселенную вместе и недвижимой и подвижной» (там же).

Но как показывает Платон, это решение приводит к новому противоречию. Кто утверждает, что движение и покой равно существуют, тот должен: 1) или признать, что движение и покой тождественны с бытием , а следовательно, тождественны между собой, 2) либо признать, что бытие, хотя и кроет в себе движение и покой, но тем не менее отличается от них обоих. В первом случае получается нелепый вывод, будто движение должно остановиться, а покой – двигаться. Во втором – бытие, будучи отличным и от движения и от покоя, не должно ни двигаться, ни покоиться. Но «что" не движется, – спрашивает Платон, – как тому не покоиться… что" не покоится, как, опять-таки, тому не двигаться?» (Платон , Софист, 250 D).

Разрешение сформулированного здесь противоречия Платон дает в том же «Софисте» в учении о родах сущего (там же, 254 D-В). Движение, читаем здесь, несовместимо с покоем и покой – с движением. Но так как движение существует и покой существует , то бытие должно быть совместимо и с движением, и с покоем. Итак, мы уже получили три высших рода: бытие, движение и покой.

Отсюда необходимо возникает новый вопрос: об отношении родов тождественного и иного к родам покоя и движения. Совпадают ли эти роды между собой или же тождественное и иное должны быть отличаемы от движения, покоя и бытия?

Платон доказывает, что тождественное и иное должны быть отличаемы от покоя и движения. И о покое, и о движении, так же как и о всяком другом роде, необходимо приходится утверждать, что они одновременно и тождественны (по отношению к себе), и представляют иное (по отношению к другому). Но так как покой и движение – противоположности и так как все, что высказывается о противоположностях, не может быть ни каждой из этих противоположностей в отдельности, ни той и другой вместе, то покой и движение должны отличаться от тождественного и иного.

Тождественное отличается и от бытия . В самом деле, если бы тождественное не отличалось от бытия, то, утверждая, будто покой существует так же, как существует и движение, мы должны были бы утверждать, будто покой тождествен с движением. Но если тождественное отличается не только от покоя и движения, но также и от бытия, то это значит, что в тождественном мы должны признать четвертый и самостоятельный род сущего наряду с родами покоя , движения и бытия .

То же самое Платон доказывает и относительно иного. Иное отличается не только от тождественного и от покоя. Иное отличается также и от бытия. В самом деле, иное всегда относительно, и только относительно (Платон , Софист, 255 D). Напротив, к природе бытия принадлежит и относительное, и безусловное. Поэтому «иное» образует пятый род сущего, самостоятельный по отношению к родам бытия, покоя, движения и тождественного.

В учении Платона об ином существует очень важная особенность. Состоит она в том, что, по Платону, все первые четыре рода сущего – и бытие, и покой, и движение, и тождественное – принадлежат или причастны роду иного . Так, движение есть иное. Оно иное не как движение, но лишь поскольку движение не есть покой, не есть бытие, не есть тождественное.

В качестве иного по отношению ко всем остальным каждый род сущего не есть все остальные роды. Движение не есть покой. Но в то же время движение есть , поскольку оно как существующее движение должно быть причастно бытию. Далее. Движение не есть тождественное. Но в то же время, будучи движением, т. е. самим собой, оно причастно тождественному и в этом смысле есть и тождественное. Движение и есть , и не есть тождественное. Оно одинаково причастно тождественному и иному. Будучи иным в отношении к покою и тождественному, движение есть иное в отношении к самому иному. Поэтому движение одновременно и есть, и не есть иное.

Будучи иным и по отношению к бытию, движение – в этом смысле – не есть бытие или, иначе, есть небытие. Оно есть одновременно и бытие, и небытие: бытие – поскольку причастно бытию; небытие – поскольку причастно иному и, стало быть, есть иное, чем бытие, т. е. небытие.

Эту характеристику Платон распространяет и на все остальные роды сущего. Каждый из них одновременно есть и бытие, поскольку он причастен к бытию, и небытие, т. е. иное, чем бытие, поскольку он причастен иному. Не избегает этой участи и само бытие : так как бытие есть иное, чем покой, движение, тождественное и чем само иное, то оно не есть все эти роды и, стало быть, будучи бытием, есть в то же время в указанном смысле и небытие (Платон , Софист, 257 А-В).

Особенно важно при этом заметить, что небытие , о котором у Платона идет речь при обсуждении родов сущего и отношений между ними, означает у него отнюдь не нечто совершенно противоположное бытию . Небытие есть лишь иное , чем бытие. Оно, если можно так сказать, не есть «чистое» небытие. Платон остается верен мысли элейца Парменида, который утверждал, будто «чистое» небытие не может быть даже мыслимо. Кто доверит, например, будто нечто не есть великое, тот не высказывает этим, будто это невеликое противоположно великому, т. е. мало: он хочет сказать только то, что оно есть нечто иное, чем великое. В этом смысле, например, «некрасивое» есть особый вид иного, существующий так же, как существует «красивое» (там же, 257 D-Е). С этой точки зрения «некрасивое» есть одно существующее, которое мы противопоставляем другому существующему (Платон , Софист, 257 Е).

Так как «иное» есть род существующего, то все случаи «иного» также должны быть существующими. Область «иного» поистине беспредельна. Каждое отрицание, мыслимое относительно какого-либо понятия, означающего известный предмет бытия или известное свойство этого предмета, очерчивает беспредельную область «иного», которая противопоставляется, как один вид существующего, другому понятию, как другому виду существующего. Таким образом, «существующее, бесспорно, становится тысячи раз несуществующим» (там же, 259 В).

Противоречия здесь не получается именно потому, что всякая частная область «иного» рассматривается Платоном как нечто существующее . Мысль эта восходит не только к элейцам, но, быть может, даже к атомистам – к хорошо известному их утверждению, согласно которому «небытие» существует «ничуть не меньше», чем «бытие». Однако имеется принципиальная противоположность между смыслом этого утверждения у Платона и у атомистов. Понятие «небытия» у атомистов – одно из понятий их материалистического учения о мире. «Небытие» для них – то же, что пустое пространство , пустота .

Это не абстрактно-онтологическое понятие, а понятие их материалистической космологии и атомистической физики.

Но и для Платона «небытие» существует , хотя соотносительное с ним «бытие» Платон вразрез с атомистами понимает идеалистически: как бытие «бестелесных видов».

Положение о существовании «небытия» Платон выводит из необходимости, с какой бытие переходит в свое иное. Самый переход этот толкуется у Платона не только как необходимый для мысли, но в силу соответствия между видами познания и предметами познания как выражающий природу самого бытия.

В то время как в «Софисте» излагается «диалектика» пяти высших родов сущего, в «Пармениде» исследуется «диалектика» единого и многого. Эта диалектика принадлежит к изощреннейшим построениям мировой философской мысли .

По учению, развиваемому в «Пармениде», бытие, поскольку оно рассматривается само по себе , едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, бездейственно и не подлежит страданию. Напротив, то же самое бытие, поскольку оно рассматривается через свое иное , множественно, возникает, содержит в себе различия, изменчиво, подвижно и подлежит страданию. Поэтому, согласно полному определению своей сущности, бытие одновременно и едино и множественно, и вечно и преходяще, и неизменно и изменчиво, и покоится и не покоится, и движется и не движется, и действует и не действует, и страдает и не страдает. В каждой паре этих определений все вторые определения высказываются как определения иного. Но так как иное есть иное по отношению к бытию , или, другими словами, иное бытия, то все эти определения оказываются определениями также и самого бытия. Итак, бытие как по самой своей природе (онтологически), так и по своему понятию (гносеологически и логически) заключает в себе противоположные определения.

Философия Сократа.

Сократ - первый философ - афинянин по рождению. Сократ оказал огромное влияние на античную и мировую философию, он интересен не только своим учением, но и самой своей жизнью, поскольку его жизнь была воплощением его учения. Сократ никогда не стремился к активной общественной деятельности, вел "жизнь философа ": проводил время в философских беседах и спорах, обучал философии, не заботясь о своем благополучии и о своей семье. Сократ никогда не записывал ни своих мыслей, ни своих диалогов, считая, что письменность делает знание внешним, мешает глубокому внутреннему усвоению, в письменах мысль умирает. Поэтому все, что мы знаем о Сократе, мы знаем "понаслышке", от его учеников - историка Ксефонта и философа Платона.

С. не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.

Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.

Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.

Философ был сторонником этического реализма, согласно которому.

Любое знание есть добро;

Любое зло, порок совершается от незнания.

Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом - цикутой.

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

Способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

Искал ответы на извечные проблемы человечества - добра и зла, любви, чести и т. д.;

Открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

Ввел диалогический метод нахождения истины - путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

Воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

======================================================================

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;



Окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

Чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

Любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);

Весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

Центральное место в философском творчестве Платона занимает учение об «идеях », или «эйдосах». По Платону существуют два мира: мир идей (эйдосов) и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремится к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Объяснить до конца чувственно воспринимаемое посредством самой чувственности не удается. Надо обратиться к сверхчувственному, рациональному. Таковой является Идея. Именно Идея есть при­чина вещей. Чувственные вещи, скажем, стол, - лишь производные от мира идей - «идеи» стола. Эти «идеи» постижимы лишь умом.

«Идеи» - вечны, неизменны и бестелесны. Число их велико, но не бесконечно. Их должно быть столько же, сколько существует вещей, явлений. На вершине иерархии господствует высшая «идея». Ее Платон назвал Благо. Местопребывание «идей» - занебесье.

Также Платон выдвигает философское учение о триаде , согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

"единого"; "ума"; "души".

"Единое ": является основой всякого бытия; первоначало всего - всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств

"Ум": происходит от "единого"; является сущностью всех вещей;

"Душа ":

Душа бессмертна;

При смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

Постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса.

Учение о познании. Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";

"чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - "докса");

"чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

Высшей духов. деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".

Диалектика Платона. До нас дошли в рукописи 34 диалога Платона, и благодаря им мы знаем об учении Сократа, которое Платон развивал. В частности, он продолжил диалектические поиски Сократа, определив диалектику, конечно, субъективную - как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям ." Венцом в иерархии областей человеческого знания является «диалектика». Она позво­ляет осуществить восхождение к познанию чистого бытия.

Главным методом познания Платон называет диалектику, которую он определяет как познание самих сущностей вещей. В диалоге «Государство» собеседники приходят к выводу, что занимается диалектикой лишь тот, кто, «делает попытку рассуждать, он, минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага. Так он оказывается на самой вершине умопостигаемого, подобно тому как другой взошел на вершину зримого»

В обыденном понимании диалектика - это лишь искусство рассуждать в общении, особенно во время спора. Для Платона в обыденном значении слова важно было подчеркнуть момент всеобъемлющего рассмотрения вещи.

Loading...Loading...