Кирилл философ моравский равноапостольный учитель словенский. Святой кирилл

24 мая – день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.
Это единственный церковно-государственный праздник, который объявлен Днем славянской письменности и культуры.

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ СВЯТЫМ РАВНОАПОСТОЛЬНЫМ КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ

Византийские монахи святые равноапостольные Кирилл и Мефодий — создатели славянской азбуки. Они помогают в учении, им молятся о сохранении славянских народов в истинной вере и благочестии, об ограждении от лжеучений и иноверия.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ЖИТИЕ СВЯТЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий были родными братьями. Мефодий был старшим из детей в семье (родился в 820 г.), а Константин (в монашестве Кирилл)- младший (родился в 827г.). Они родились в Македонии, в городе Солуне (сейчас Салоники) воспитывались в зажиточной семье, их отец был военачальником в греческой армии.

Святой Мефодий, как и его отец, начал военную службу. Он своим усердием в делах добился уважения царя и получил назначение воеводой в Славинию, одно из славянских княжеств, подчиненных Греции. Тут он познакомился со славянским языком и изучил его, что впоследствии помогло ему стать духовным учителем и пастырем славян. После 10 лет успешной карьеры, Мефодий решил отречься от земной суеты, оставил воеводство и стал монахом.

Его брат, Константин, с детства показал свою прилежность к наукам. Он, вместе с цесаревичем Михаилом, учился в Константинополе и получил хорошее образование. Они вместе изучали литературу, философию, риторику, математику, астрономию, музыку. Но наибольшее усердие отрок проявлял к богословию. Одним из его религиозных учителей был будущий патриарх Фотий Константинопольский. Еще в юношеском возрасте святой учил наизусть творения Григория Богослова. Константин умолял святого Григория быть ему наставником.

После окончания учебы святой Константин (Кирилл) получил сан иерея и его назначили библиотекарем в патриаршию библиотеку, которая была при храме святой Софии. Но, невзирая на это назначение, он ушел в один из монастырей, из которого практически насильно его возвратили в Константинополь и определили учителем философии в школе.
Невзирая на свой возраст, Константину удалось победить в прениях зрелого греческого патриарха Анния (Ианнеса), который был иконоборцем и не признавал икон святых. Впоследствии тот был смещен с патриаршего престола.

Потом Кирилл отправился к своему брату Мефодию и в течение нескольких лет был иноком в монастыре на Олимпе. В этой обители было много иноков-славян, здесь он, с их помощью, изучил славянский язык.

Пробыв некоторое время в монастыре, оба святых брата, по приказу императора, отправились проповедовать хазарам Евангелие. Во время этой поездки они остановились в Корсуни, где по убеждению святого Кирилла были найдены и подняты с морского дна мощи святого Климента, папы Римского, который был сослан в Корсун за исповедание Христа и по повелению императора Траяна в 102 г. ввержен в море, где пребывал более 700 лет.

Кроме этого, будучи в Корсуни, святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, которые были написаны «русскими буквами». А у человека, который говорил по-русски, начал учиться этому языку.
Проповедуя Евангельское учение хазарам, святые братья столкнулись с «конкуренцией» со стороны иудеев и мусульман, которые тоже пытались привлечь хазар к своей вере. Но благодаря своим проповедям, одержали победу.
Возвращаясь обратно из Корсуна, Господь помогал им творить чудеса:
— находясь в жаркой пустыне, святой Мефодий набрал из горького озера воду, а она неожиданно стала сладкой и холодной. Братья вместе со своими спутниками утолили жажду и поблагодарили Господа, сотворившего это чудо;
— святой Кирилл с Божией помощью предсказал кончину корсунского архиепископа;
— в городе Филлы рос большой дуб, сросшийся с черешней, который, по утверждению язычников после их просьб подавал дождь. Но святой Кирилл убедил их признать Бога и принять Евангелие. Потом дерево было срублено, и после этого, по воле Божией, ночью начался дождь.

В то время к греческому императору пришли послы из Моравии и попросили помощи и защиты от немецких архиереев. Император решил отправить святого Константина потому, что святой знал славянский язык:

«Тебе необходимо идти туда, ибо это никто лучше тебя не выполнит»

С молитвой и постом, святые Константин, Мефодий и их ученики в 863 году начали это великое дело. Они создали славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык Евангелие и Псалтирь.

После того, как этот благословенный труд был окончен, святые братья отправились Моравию, где начали обучение Богослужению на славянском языке. Этим обстоятельством сильно обозлились немецкие епископы, они утверждали, что Бога необходимо славить только еврейском, греческом или латинском языках. За это Кирилл и Мефодий начали их называть пилатниками, так на Господнем кресте Пилатом была сделана табличка на трех языках: еврейском, греческом, латинском.
На святых братьев они послали в Рим жалобу, и в 867 году, папой Николаем I «виновники» были вызваны на суд.
Святые Константин и Мефодий, взяв в путь мощи папы Римского святого Климента, отправились в Рим. По прибытии в столицу, они узнали, что Николай I к тому времени скончался, а его преемником стал Адриан II. Папа Римский, узнав о том, что они привезли мощи св. Климента, торжественно принял братьев и утвердил Богослужение на славянском языке. А книги, которые были переведены, освятил и приказал положить в римских церквах и совершать Литургию на славянском языке.

В Риме святому Константину было чудесное видение о приближении кончины. Он принял схиму с именем Кирилл и 14 февраля 869 года, через 50 дней, в возрасте 42 лет, окончилась земная жизнь равноапостольного Кирилла.

Перед смертью он сказал своему брату:

«Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору».

Папа повелел мощи святого Кирилла положить в церкви святого Климента, где от них начали совершаться чудесные исцеления людей.

А святого Мефодия Папа Римский рукоположил во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина, где святитель проповедовал Евангелие среди славян и крестил чешского князя Боривоя с его супругой.

После кончины брата, святой Мефодий не прекращал просветительскую работу. При помощи учеников-священников, он перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Святой Мефодий скончался 6 апреля 885 года, ему было около 60 лет. Его отпевали на славянском, греческом и латинском языках. Погребен святитель в соборной церкви Велеграда - столицы Моравии.

К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий были причислены еще в древности. Празднование памяти святителей по указу Св. Синода (1885г.) отнесено к средним церковным праздникам. Этим же указом определено, что по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах и во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.

Деятельность просветителей повлияла и на развитие древнерусского языка на Руси, поэтому в Москве, на Славянской площади, в 1992 г. открыт памятник славянским первоучителям и апостолам, Кириллу и Мефодию, святым не только православной Церкви, но и католической.

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем вас, святии равпоапостольнии Кирилле и Мефодие, вся Словенския страны ученьми своими просветившыя и ко Христу приведшыя.

ВИДЕОФИЛЬМ

День памяти святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского отмечают 27 февраля . Сложно переоценить значение деятельности этого святого для всех славянских народов, ведь ему принадлежат изобретение азбуки и перевод богослужебных книг.

Равноапостольный Кирилл (мирское имя Константин) родился в Салониках в 827 году в семье родовитого, но опального полководца. Осиротев в 12 лет, Константин попадает под опекунство значительного византийского чиновника и получает блестящее образование у лучших учителей Константинополя.

Юноша отличался обширными знаниями во многих областях, особенно отличившись в изучении иностранных языков, за что получает прозвище Философ. Учителя и близкие люди пророчили ему блестящую карьеру, а опекун дает благословение на обручение Константина со своей крестной дочерью. Но молодой человек все чаще вспоминал свой детский сон, где выбрал себе невесту по имени София, то есть Премудрость. Знания и мудрость были настолько желанны для Константина, что он решает пренебречь выгодами мирской жизни и удаляется в один из черноморских монастырей.

Через некоторое время Философа вернули в столицу, где он начинает преподавательскую и миссионерскую деятельность, в которых достигает больших успехов. После убийства своего опекуна, Константин вместе с учениками находит убежище в монастырских стенах, настоятелем которых был его брат Мефодий.

Братья проповедуют христианство разным народам, обращая в Христову веру болгар, скифов и кочевников-хазар. В 862 году Константина и Мефодия направляют в моравские земли для пояснения христианских постулатов на местном языке. В Моравии Солунские братья в течение трех лет вводят славянскую азбуку, переводят на славянский язык Библию, обучают моравцев чтению и письму на родном языке.

Но не всем была по душе деятельность ученых братьев. В высших духовных кругах существовало мнение, что богословские тексты можно произносить только на трех языках: еврейском, латыни и греческом. Поэтому в Риме Константина и Мефодия посчитали еретиками, и повелели ехать с повинной к Римскому Папе. По пути в Рим, братья стали просветителями еще в одном славянском государстве - Паннонии, где ввели богослужение на славянском языке.

По приезду в Рим, изобретатели славянской азбуки сумели убедить Римского Папу в правильности своей деятельности, но победа омрачилась состоянием здоровья Константина, подорванным долгим волнительным путешествием. За 50 дней до кончины святой становится монахом, приняв имя Кирилл. Под этим именем он и обрел вечную славу равноапостольного просветителя. Последние слова, обращенные к брату, призывали Мефодия продолжать их нелегкое дело.

В народной традиции день святого Кирилла был связан с сельскохозяйственным культом. Считалось очень благоприятным для будущего урожая удержать снег на грядках, для этого его предварительно утаптывали. Так же Кирилла называли указателем летней погоды. Крепкие морозы предвещали знойный август. Солнечная погода предупреждала о пришествии морозов, а громкий щебет синиц о скором тепле.

Во все времена рождались особые праведники, которые посвящали всю свою жизнь служению Богу и прославляли Его вплоть до своего последнего дня. Кирилл Александрийский относится именно к таким святым людям, которые очень много сделали для Церкви и становления христианства в целом. Этот образованный и умнейший человек своего времени прошел довольно сложный путь, на котором его поддерживала только вера в Бога и стремление к праведности.

Начало деятельности Кирилла Александрийского

Святой Кирилл - один из самых ярких церковных деятелей Александрии. Точная дата его рождения неизвестна, но предположительно святой родился в четвертом веке до нашей эры. Родственники Кирилла Александрийского были довольно известными людьми в Египте. Их семья относилась к древнему роду патриархов, где кафедра переходила от дяди к племяннику. Большое влияние на Кирилла оказал его дядя Феофил. Он дал ребенку очень хорошее образование, а в семью были вхожи политическая элита и самые видные церковные деятели Александрии, с которыми мальчик имел удовольствие общаться.

Пять лет святой Кирилл провел в Нитрийской пустыне и изучал Священное Писание. Он с юных лет слыл набожным человеком, ведущим праведный образ жизни. Феофил быстро оценил способности племянника и приблизил его к себе. Юноша помогал патриарху во многих церковных делах, выказывая большую мудрость и духовную проницательность.

Новый патриарх: раскол Александрии

В 412 году святой Кирилл получает духовную власть в Александрии по праву преемственности. Но этот факт не помешал другим претендентам вступить в борьбу за патриаршество. Особенно отличился архидиакон Тимофей, который всячески пытался опорочить Кирилла. В городе начались волнения, участились вооруженные столкновения. Но все же на патриарший престол путем голосования был избран племянник благочестивого Феофила.

Сразу же после обретения духовной власти святой Кирилл стал очень жестко обличать светскую власть, которая допустила проявления многочисленной ереси среди народа и довела его до нищенского состояния. Все чаще в словах патриарха звучал гнев на правителей Александрии, которых абсолютно не интересовала жизнь своего народа. Они вели распутное существование, погрязнув в праздности и лености. Смелые речи, которыми святой Кирилл обличал светскую власть, воспринимались как угроза для знати. Это вызвало новые серьезные волнения в Александрии, целью которых было сместить патриарха и назначить нового преемника. Но Кирилл уже давно заручился поддержкой нитрийских монахов, готовых в любой момент выступить в поход за веру. Постепенно народ успокоился и принял нового патриарха.

Борьба с мракобесием

В житие святого Кирилла особо выделена его борьба с бесовщиной и темными силами. Своей первой задачей патриарх считал ограждение Церкви от всего того, что может поколебать ее. И в первую очередь для этого было необходимо очистить души паствы от заблуждений и темных сил. Нужно сказать, что в эти времена население Александрии довольно четко разделилось на христиан, иудеев и язычников. Последние постоянно вносили смуту в души верующих и соблазняли их колдовством. Популярна стала астрология и поклонение языческим божествам.

Самые древние языческие капища располагались в селении Мануфин, куда и направился патриарх Кирилл. Он за несколько дней разрушил все капища, но сама земля этих мест была пропитана бесовщиной. Как излечить ее, святой не знал. Он принялся молиться Богу и провел в таком состоянии несколько дней. Внезапно к нему явился Ангел и повелел перенести на эту землю мощи святых великомучеников Кира и Иоанна. Именно так Кирилл и сделал, на месте бывшего капища он приказал построить христианский храм. Мощи святых стали исцелять от болезней, что приводило в храм сотни паломников. А многие сомневающиеся благодаря этому чуду укрепились в вере.

Изгнание иудеев

В Александрии иудеи составляли довольно обширную общину. Они постоянно бесчинствовали и создавали беспорядки на улицах города. Префект Орест поддерживал иудеев, которые не гнушались убийствами, а чаще всего загоняли христиан в ростовщическую долговую яму и превращали их в рабов. Святой Кирилл не единожды выступал против данной практики, но всегда натыкался на яростную защиту иудеев Орестом.

Коварное убийство доверенного человека патриарха Александрийского Иеракса, которого подвергли жестоким мучениям, привело к самой кровавой распре в истории Александрии между иудеями и христианами. Задумав полностью истребить христиан, иудеи договорились в одну ночь перебить всех иноверцев, которые им встретятся. Отличительной чертой иудеев было пальмовое кольцо на пальце. В эту ночь погибли несколько тысяч ни в чем не повинных людей, что разгневало Кирилла Александрийского. Он приказал вывести из города всех иудеев без исключения. В древней истории это был самый крупный исход евреев из христианского города.

Несторийская ересь: сражение за умы христиан

В 428 году на Константинопольскую кафедру был избран Несторий. Он начал проповедовать свое толкование Священного Писания и личности Иисуса Христа. Кирилл Александрийский не единожды пытался вразумить его и растолковать ошибки в проповедях. Но Несторий продолжал свою деятельность, и патриарху Александрийскому пришлось обратиться с обличительными письмами в другие церкви и к разным патриархам. Начались гонения на православных христиан, которых святой Кирилл пытался защитить всеми возможными способами.

Собравшийся в 431 году Собор внимательно выслушал обе стороны и признал учение Нестория еретическим, но он не подчинился решению и продолжил свои проповеди. В результате его деятельности возникла смута, которая привела к снятию сана с еретика. Он был выслан из Александрии и скончался в Ливийской пустыне. По некоторым данным, Несторий умер в больших мучениях - в его языке завелись черви. Это должно было послужить назиданием всем еретикам, хулившим православие.

Итоги деятельности Кирилла Александрийского

Патриарх находился во главе христианской Церкви тридцать два года. За это время он многое сделал для того, чтобы укрепить в вере христиан и избавить православие от ошибочных течений и язычества. Святой Кирилл умел очень тактично подойти к людям, которые заблуждались в вере и каких-то трактовках православия. Он умело направлял их и возвращал на путь истинный.

За всю свою жизнь патриарх Александрийский оставил множество различных трудов о православии. Особое место в его деятельности занимало толкование значения Троицы, также несколько томов было посвящено обличению еретического учения Нестория. В 444 году мудрый старец покинул этот мир.

Наследие святого Кирилла

Канонизация Кирилла Александрийского сделала из египетского патриарха святого. Его жизнь и деятельность изучается всеми православными христианами, а труды не единожды перепечатывались и издавались.

Верующие, которые желают укрепиться во Христе и не поддаться искушению, утверждают, что в этом случае хорошо помогает молитва Кириллу Александрийскому. Этот тропарь можно читать каждое утро и вечер, а также в минуты особых душевных волнений и сомнений. Православные утверждают, что в случаях, когда в семью приходит беда и очень сложно увидеть в печальных событиях Божью руку, данная молитва не только успокаивает, но и придает сил, чтобы стойко выдержать все испытания и благодарить за них Бога. Текст:

Православия наставниче,
благочестия учителю и чистоты,
вселенныя светильниче,
архиереев Богодухновенное удобрение,
Кирилле премудре,
ученьми твоими вся просветил еси,
цевнице духовная,
моли Христа Бога спастися душам нашим.

Дни памяти святого Кирилла

В православной церкви установлены специальные дни, в которые принято упоминать патриарха Александрийского. Память святого Кирилла празднуется дважды. Первая дата отмечается 31 января, а вторая тесно связана с еще одним святым.

Довольно часто святые Афанасий и Кирилл Александрийские упоминаются вместе. Им читают совместный акафист и поминают в один день - 22 июня. Дело в том, что Афанасий был родоначальником патриаршей семьи, и именно с него пошла традиция передавать духовную власть от дяди к племяннику. В свое время он тоже сделал многое для христианской Церкви и православия. Если вы хотите укрепиться в вере и избавиться от сомнений, то вам на помощь придут эти святые. Молиться им можно в любой церкви и даже дома. Как утверждают православные, сила молитвы перед иконой Святого Кирилла возрастает в несколько раз.

Тех, кто родился с 21 января по 20 февраля, ангелы-хранители святые Афанасий и Кирилл Александрийские уберегут от бед и несчастий. Считается, что в этот период времени рождаются особо духовные люди, которые в дальнейшем становятся борцами за справедливость.

Патриарх Кирилл: икона

Икона святого Кирилла писалась за многие столетия несколько раз. Самого патриарха на ней изображали по-разному. Чаще всего - в виде старца с суровыми и аскетичными чертами лицами, глаза которого полны мудрости и печали. Он облачен в парадные одежды, а в левой руке держит Священное Писание. Правая рука святого слегка приподнята.

В более раннем исполнении икона Святого Кирилла выглядит немного иначе. На ней патриарх благословляет свою паству правой рукой, а в левой держит свиток с текстом из Священного Писания.

Церковь Кирилла Александрийского: вехи истории

В Киеве находится одна из самых древних сохранившихся церквей, построенных в честь святых Кирилла и Афанасия. Ее строительство началось в начале двенадцатого века на пересечении нескольких дорог. Инициировал строительство храма князь Чернигова Всеволод Ольгович. Он планировал создать здесь свою семейную усыпальницу, в которой бы находили покой многочисленные потомки Ольговичей.

Изначально церковь святого Кирилла строилась по византийскому подобию. До наших дней в нескольких местах даже сохранился керамический пол. Толщина стен была не менее двух метров. С течением времени церковь несколько раз перестраивалась, а в начале восемнадцатого века после пожара была воссоздана в стиле украинского барокко. Чуть позже около храма появились монастырские сооружения и колокольня. День святого Кирилла всегда особо почитался монахами церкви, это был красивый праздник, во время которого всегда перечислялись все деяния патриарха.

В советские времена церковь была отдана под больницу, часть стен разрушилась, а бесценные фрески просто забелили.

Возрождение Кирилловской церкви

В тридцатые годы прошлого века бывший монастырский комплекс был признан историческим памятником, и его принялись изучать историки и реставраторы. В середине двадцатого столетия археологи сумели проникнуть в подземелье храма, которое до тех времен оставалось закрытым. Эта находка поразила ученых, ведь они смогли получить доступ к захоронениям, которые оставались долгие тысячелетия нетронутыми.

Десять лет археологи проводили работы, но неустойчивость церковных стен заставила их закончить свои изыскания. Все подземелья было приказано законсервировать, фактически их залили бетоном. В настоящее время доступ в эти помещения закрыт не только для ученых, но и для священнослужителей.

В конце прошлого века Кирилловский храм перешел в статус действующего и провел первую службу. Шесть лет назад приход реорганизовался в мужской монастырь, вернув себе прежнее состояние и значимость.

Сокровища Кирилловской церкви

К сожалению, революция и советские времена наложили свой отпечаток на многие древние храмы и церкви. В двенадцатом веке, после своего открытия, церковь была полностью покрыта изнутри фресками лучших киевских мастеров. Со временем роспись стен стала нуждаться в реставрации, и эти работы были проведены уже в семнадцатом веке согласно современным технологиям.

После того как церковь была объявлена историческим памятником, ее принялись активно изучать, и в первую очередь заинтересовались фресками храма. А они могли рассказать много интересного! Реставраторов поразили подлинники двенадцатого века, площадь которых сейчас составляет более восьмисот квадратных метров. В действительности это всего лишь пятая часть былой красоты. Удивительно, но подобным сокровищем не обладает ни одна православная церковь в мире. Это уже ставит данное строение в ряд уникальных памятников славянской культуры.

Еще в девятнадцатом веке в церкви работала группа талантливейших реставраторов, среди которых был еще никому не известный студент Врубель. Он написал для храма несколько икон и фресок.

Загадки церкви святого Кирилла

Ученые уже давно изучают Кирилловскую церковь, но до сих пор она преподносит множество загадок, разгадать которые пока еще не представляется возможным.

К примеру, доступ в замурованные подземелья сейчас не просто закрыт, а утерян. Никто из сегодняшних археологов и реставраторов не может сказать, где именно они находились. По отрывочным сведениям создается представление, что подземелья имели естественный характер образования. Они напоминали пещеры в скале, причем были настолько широки, что гробы в них могли стоять поперек помещения. Сегодня ученые владеют технологиями, которые могли бы сделать изучение данных захоронений безопасным для самого здания, но вот тщательно замаскированного входа они так и не нашли.

Ни в одном из исторических источников не осталось сведений о том, почему церковь была названа в честь святого Кирилла. Эта тайна так и остается нераскрытой, ведь на Руси имя Кирилла Александрийского было далеко не самым распространенным.

Реставраторы отмечают, что именно в данном храме мастера кисти впервые изобразили картину "Страшного Суда". До этого на церковных фресках данный сюжет не встречался. К тому же роспись на стенах храма была посвящена житию Кирилла и Афанасия Александрийских, данные иллюстрации никогда ранее не встречались в православных храмах Киевской Руси.

Еще одна тайна церкви заключается в ее первоначальном предназначении. Дело в том, что она задумывалась князем не только как сакральное строение, но и в качестве оборонительного сооружения. Удивительно, но крайне толстые стены должны были защищать жителей города от набегов соседей и любого иного вторжения. Конечно, на Руси всегда с особым трепетом относились к храмам и монастырям, но кроме Кирилловской церкви ни один из них не претендовал на звание крепости.

Святой Кирилл Александрийский сделал очень многое для православия и его укрепления на территории Египта. Он сумел очистить город от скверны и спасти множество христиан от смуты и сомнений. Именно за это он возведен в лик святых и почитается всеми, кто разделяет веру в единого Бога.

Святой равноапостольный Кирилл (в схиме – Константин), учитель Словенский, родился в Солуни (иначе по-гречески – Фессалониках) – области Греции, называемой Македонией, приблизительно в 826 – 827 году. Он и его старший брат Мефодий были выходцами из знатной семьи помощника стратига Солуни (одна из самых высоких военных должностей), родовитого болгарина Льва Друнгария.

Воспитываясь вместе с сыном императора, он получил и такое же великолепное образование, имея к тому большие способности и желание. Он знал множество языков, которые давались ему очень легко (или и в этом проявляя свои дарования). Известно, что его также называли «Философом» за особое прилежание в изучении философии и богословия, прежде всего, трудов Григория Богослова.

Когда пришло время выбора жизненного пути, он отказался от предлагаемого ему выгодного брака, избрав путь священника, и, ввиду своей учёности и любви к книгам, был назначен хранителем библиотеки Константинопольского Патриарха при храме Святой Софии.

В этой должности он пребывал недолго. Служение Господу для него было важнее всех выгод и привилегий, и он ушёл в один из причерноморских монастырей. Однако монастырское затворничество также длилось недолго, потому что его учёность была необходима в миру, а по воле Господней ему уготована была проповедническая деятельность, которая позволила затем обоих братьев – Кирилла и Мефодия – причислить к лику равноапостольных святых. И по патриаршему повелению он, помимо воли, был возвращён в Константинополь для преподавания философии в Магнаврской академии.

Он очень был дружен с Фотием – тогда ещё только будущим патриархом, и тот брал его с собой для переговоров об обмене пленными во время войн с арабами, с которыми постоянно происходили стычки из-за сопредельных земель. Блестящий ум и учёность Кирилла поражали мусульманских учёных мудрецов. В спорах с еретиками-иконоборцами он одержал верх над их главным вдохновителем – еретиком Ананием.

Тем не менее душа его лежала к иному, монашескому образу жизни, и по прошествии времени он устремился к своему старшему брату Мефодию, подвизавшемуся в уединении на горе Олимп. Здесь он начал изучать славянский язык, но снова Волею Божией его уединение было прервано Фотием, который к тому времени уже занял патриарший престол. В 858 году Фотий призвал святого Кирилла вместе со святым Мефодием к участию в его миссионерском походе на север – в Таврию к хазарам. Во время миссии случилось с братьями чудо. Божьим промыслом во время остановки в крымском Херсонесе им стало известно, что в море находятся честные мощи священномученика Климента, Папы Римского, позже они увезли часть обретённых мощей в Константинополь.

Этому событию были посвящены три сочинения святого Кирилла: «История», «Похвальное Слово», «Гимн». Ни одно из них не дошло до нашего времени, однако сохранилась более поздняя компиляция на церковно-славянском языке «Слово на перенесение мощей преславного Климента».

Там же в Херсонесе, иначе называемом в раннем славянском варианте Корсунь, случилась важная встреча святого Мефодия с человеком, который говорил по-русски, и там же он нашёл записанные на русском языке Евангелие и Псалтирь. Так он начал изучение русского языка.

Путешествие святых братьев в Хазарию было отмечено многими богословскими и философскими беседами и прениями с мусульманами и иудеями. И с хазарами братья много беседовали о христианской вере. Вера, разумность речей святого Кирилла были столь убедительны, что хазарский князь и весь его народ обратились в христианство. Почувствовавший благодать веры истинной князь хотел одарить братьев богатыми подношениями, но те отказались, попросив взамен отпустить с ними всех пленённых хазарами греков.

По окончании путешествия братья разлучились: святой Мефодий остался в монастыре Полихронии, что располагался около малоазийского города Кизика, а святой Кирилл занялся делами обучения грамоте и просвещения. Однако совместных трудов они не прекращали: при помощи брата и учеников – Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра они составили новую алфавитную систему – глаголицу или, как мы её теперь называем по имени создателя, кириллицу. Затем святой Кирилл занялся переводом на древнеболгарский язык Священного Писания и перевёл Евангелие, Псалтирь и Деяния апостолов, а также несколько книг по богослужениям.

Часто путешествуя, он знал, что многие христиане народов Востока – Кавказа, Грузии, Сирии, Крыма уже совершают богослужения на родном языке, что естественно, ибо большинство паствы не владело греческим, и богослужение для людей превращалось в набор непонятных речей. Это навело его на мысль перевести весь ход богослужений на славянский язык.

Воплотить идею проведения богослужений на близком славянам языке братья решили в Моравии – области Чехии. Это был важный политический ход: уже христианская при князе Ростиславе Моравия была предметом большого территориального интереса баварско-немецкой епархии, но при этом выступала против экспансии со стороны Людовика Немецкого.

Три года братья работали в моравских землях, заручившись согласием и поддержкой и Константинополя, и моравской светской власти – обращали язычников, вели беседы с уже обращёнными верующими, укрепляя их и просвещая в вере Господней, переводили богослужебные выдержки из Священного Писания и включали их в богослужение, уже переведённое на славянский язык. Это вызывало большое неприятие со стороны западного духовенства, которое в стремлении прекратить такое активное наступление византийского влияния на Моравию инициировало новое военное наступление на неё под предводительством Людовика II Немецкого. Дальнейшие действия братьев могли стоить Моравии независимости, и они предпочли вернуться в Константинополь, взяв при этом с собой нескольких своих учеников-последователей, и посвятить их в иерархические чины, чтобы те по возвращении на родину могли продолжить дело учителей.

Борьба между Римом и Византией обострялась. В конце 866 года Болгария сменила греко-византийскую иерархию на новую римскую. Поскольку путь через Болгарию в Константинополь был закрыт, братья следовали долгим путём через Венецию, где у них произошёл спор из-за так называемой «трёхъязычной ереси». Сторонники ереси утверждали: богослужение можно вести лишь на греческом, латинском или еврейском языках, всё иное – незаконно и безбожно. Во время этого спора святые Кирилл и Мефодий узнали, что император Михаил убит, патриарх Фотий низложен. Это были события 867 года. Узнав об этом, братья отправились в Рим, где уже был новый папа Адриан II, имея при себе часть останков святого Климента, Папы Римского.

Однако новый папа встретил их радушно, с радостью принял священный дар – часть честных мощей священномученика Климента, похвалил и славянский перевод Священного Писания, и саму идею о богослужении на славянском языке. Он также освятил славянские богослужебные книги и даже позволил провести службы на славянском языке в некоторых римских церквах, что даёт нам возможность судить о нём как о человеке мудром и терпимом.

Римская светская жизнь, сохранившая черты нравов империи времён язычества, неприятно поразила благочестивых и добродетельных святых братьев – оказывается, послы низверженного Фотия усвоили худшие уроки поведения и манеры жизни римского высшего общества, чем унижали честь патриарха, пославшего их и доверившего им блюсти достоинство Византии.

Святой равноапостольный Кирилл, который от рождения не отличался крепким здоровьем, занедужил и скончался в 869 году в довольно раннем возрасте – 42 лет. Но перед тем, предчувствуя скорую кончину, он принял схиму и просил святого Мефодия пообещать ему, что тот продолжит начатое ими в Моравии дело по распространению среди славян-христиан богослужения на церковно-славянском языке и все дела, совместно начатые.

Поскольку везти далеко на родину прах было по многим, в том числе территориальным, причинам невозможно, святому Мефодию пришлось нарушить волю брата и завещание матери и совершить погребение его в базилике святого Климента, мощи которого так счастливо открылись им в Крыму. И, наверное, на то была Воля Божья, поскольку для святых иной воли нет – ни в земном, ни в горнем житии.

Значение иконы

Икона святого равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, напоминает нам о первообразе просветителя, одного из величайших умов первого тысячелетия христианства. Его духовные подвиги, совершаемые все недолгие годы его земной жизни, неутомимая деятельность просветителя принесли прекрасные плоды, легли в основу развития православия и укрепления его в мире через богослужение и славянскую богослужебную литературу, открывающую всем славянам путь к познанию православной веры.

Служение обоих братьев было равно апостольскому – те же долгие миссионерские путешествия с их тяготами и опасностями. Мы сегодня плохо можем себе представить, как далеки были те условия от комфорта наших дней, тем более для двух священников, которые вели чрезвычайно скромный и благочестивый образ жизни. Их проповедь верующим, обращение язычников – всё дало возможность причислить их к лику равноапостольных святых, и оба они окружены любовью и уважением во всём христианском, прежде всего православном, мире.

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл – его монашеское имя) – самым младшим.
Святой Константин с малых лет отличался большими способностями и учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Святой Константин в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова. За свой ум и выдающиеся познания он получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии, но вскоре покинул столицу и тайно ушел в монастырь. Разысканный там и возвращенный в Константинополь, он был определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Анния. После этой победы Константин был послан императором на диспут для прений о Святой Троице с сарацинами (мусульманами) и также одержал победу. Вернувшись, святой Константин удалился к брату своему святому Мефодию на Олимп, проводя время в непрестанной молитве и чтении творений святых отцов.
Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди. Там святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные “русскими буквами”, и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке.
Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой прислать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. Это было в 863 году.
После завершения перевода святые братья отправились в Моравию, где были приняты с великой честью, и стали учить Богослужению на славянском языке.
Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры.

Loading...Loading...