Концессионные соглашения: юридическое сопровождение. Рекомендуемая форма концессионного соглашения для стандартного отраслевого решения в теплоснабжении

Концессионное соглашение – это способ взаимовыгодного сотрудничества предпринимателей с государством или другими представителями частного бизнеса. Таким образом, инвесторы, с одной стороны, помогают государству снять с себя часть обязательств по содержанию простаивающего имущества, а с другой – зарабатывают с его помощью деньги от реализации различных бизнес-проектов. В секторе «бизнес для бизнеса» договор коммерческой концессии заключается при продаже франшиз.

Определение термина

Термин «концессия» дословно переводится как «уступка». На практике – это вид соглашения о создании/модернизации объектов недвижимости государства за счет средств инвестора и/или концедента. Взамен бизнесмен получает право на эксплуатацию объекта в коммерческих целях за определенную плату. Предметом концессионного договора не могут выступать объекты исключительных прав.

Основные варианты предмета концессионного соглашения:

  • природные ресурсы (например, земля, леса, полезные ископаемые);
  • госпредприятия и прочие объекты недвижимости, не подлежащие приватизации (например, ж/д станции, объекты ЖКХ, городской транспорт, помещения больниц, фельдшерско-акушерских пунктов, детских садов, школ, театров, клубов и пр.);
  • оборудование/технические средства;
  • права на использование фирменного наименования/логотипа/товарного знака;
  • строительство нового здания или реконструкция (капремонт, переоборудование, автоматизация и т.п.) существующего помещения.

Бизнесмен может изменить функционал/технические характеристики полученного имущества. Например, на месте заброшенного детского лагеря будет открыт санаторий. Допускаются любые мероприятия, согласованные с органами местного самоуправления, предполагающие улучшение характеристик полученного объекта. Концессионное соглашение регулирует все вопросы, касающиеся передачи инвесторам госимущества. Данный договор имеет четкий срок функционирования, после окончания которого заканчиваются права предпринимателя на владение ранее использовавшимися госактивами. Он заключается с тем претендентом, который выиграл в ходе конкурсной процедуры.

Участники сделки:

В следующем видеоролике рассказывается о механизме заключения концессионных контрактов в области ЖКХ.

Понятие договора коммерческой концессии

Предметом договора коммерческой концессии выступает франчайзинговое предложение. Такой контракт представляет собой соглашение между правообладателем и пользователем, когда последний покупает право эксплуатировать в своей коммерческой деятельности комплекс исключительных прав. Действие договора может быть ограничено определенным временным промежутком или быть бессрочным. Плата за покупку франшизы называется паушальным взносом (это разовый платеж), а за ее использование – роялти (это ежемесячный платеж). Участниками договора франчайзинга могут являться коммерческие организации и частные предприниматели.

Под комплексом уникальных прав понимается возможность использования:

  • товарного знака франчайзи;
  • фирменного названия;
  • секретов производства и ведения бизнеса;
  • деловой репутации;
  • предпринимательского опыта и пр.

Законодательное регулирование

Отношения между сторонами договора франчайзинга регламентированы в Гражданском Кодексе России, главе 54 «Коммерческая концессия». А взаимоотношения между государственными органами и инвесторами по поводу использования госимущества зафиксированы в федеральном законе «О концессионных соглашениях», № 115 (от 21 июля 2005 года).

Федеральный закон описывает все положения по концессионным соглашениям:

  1. Общие вопросы (особенности договора, его стороны, объекты сделки, срок действия, плата, права/обязанности/ответственность участников сделки, порядок расторжения и пр.).
  2. Гарантии прав агентов соглашения.
  3. Процедуру заключения договора. Здесь прописаны правила проведения конкурса и оформления документов, критерии оценки заявок и пр.
  4. Особенности урегулирования взаимоотношений в ходе подготовки, подписания, выполнения, корректировки и прекращения концессионных соглашений (связанных с объектами теплоснабжения, городского водоснабжения и/или водоотведения).

В ГК РФ дается определение понятия «договор коммерческой концессии», а также:

  • указывается форма заключения контракта и порядок его регистрации;
  • объясняется понятие «коммерческая субконцессия» (когда концессионер заключает договор коммерческой концессии с третьим лицом);
  • устанавливается форма возможного вознаграждения;
  • перечисляются обязанности участников сделки;
  • определяется ответственность сторон соглашения;
  • описывается порядок внесения изменений в действующий договор;
  • устанавливается порядок прекращения действия контракта и пр.

Составление концессионного контракта

В концессионном договоре следует указать:

  • объект сделки (прописывается, например, его адрес, номер, характеристики) и то, каким образом он будет использоваться (цели и задачи);
  • стороны сделки;
  • условия концессионного контракта;
  • размер инвестиций (плата за использование активов);
  • объем производства (если в договоре идет речь об оказании услуг или изготовлении какой-либо продукции);
  • ценовая политика (если производятся товары/услуги);
  • обязательства концессионера (в том числе черты/параметры будущего объекта, что будет реконструироваться, каким образом, в какие сроки);
  • ответственность концессионера за порчу/уничтожение предмета сделки;
  • срок действия договора и время эксплуатации предмета договора;
  • будет ли застраховано госимущество;
  • порядок/условия расторжения соглашения и пр.

Для каждого отдельно взятого случая составляется индивидуальное соглашение. Ключевые пункты контракта должны быть прописаны в образце документа до момента проведения конкурса. Таким образом, кандидаты, ознакомившиеся с его текстом заранее, смогут оценить свои силы и решить, стоит ли им участвовать в борьбе за договор.

Пример заполненного бланка концессионного соглашения можно скачать по следующей , а чистую форму найти по .

Особенности оформления коммерческой концессии

Наиболее важные условия договора, которым следует уделить наиболее пристальное внимание:

  • описание объекта сделки;
  • определение объема отчуждаемых прав;
  • формулировка условий о сумме вознаграждения и способе его выплаты.

В тексте документа рекомендуется максимально индивидуализировать предоставляемые объекты. Это должно быть не просто название, а, например, дата выдачи правоудостоверяющих документов. Соглашение составляется в письменном виде, подлежит государственной регистрации в Роспатенте и облагается пошлиной. Чтобы содержание договора не искажалось, при его составлении нужно использовать грамотный юридический язык. Оплачивать франшизу следует после того, как в Роспатент будут переданы документы и осуществлена проверка регистрации товарного знака. Образец договора коммерческой концессии можно скачать по следующей .

Вконтакте

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»

Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях ») предусматривает специальный порядок подготовки к заключению концессионных соглашений в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения. Возможность и успешность реализации концессионного соглашения напрямую зависит от качества такой подготовки. Поэтому в нашей статье мы коротко расскажем об основных этапах подготовки коммунального концессионного проекта.

В случае если услуги в рамках такого проекта планируется оказывать по регулируемым ценам (тарифам), а концессионное соглашение планируется заключить по итогам конкурса, то процесс подготовки состоит из следующих стадий:

  1. Определение состава сторон концессионного соглашения

По общему правилу, полномочиями на заключение концессионного соглашения обладает муниципалитет, именно он отвечает за организацию тепло-, водоснабжения, водоотведения. Установление тарифа, утверждение инвестиционных программ и возмещение недополученных доходов - прерогатива региона. При таком распределении полномочий муниципалитет будет выступать концедентом, а регион - третьей стороной концессии, гарантирующей выполнение «тарифных» условий .

Подробнее об отдельных аспектах участия региона в муниципальной концессии можно прочесть .

  1. Подготовка/актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения

Схема теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения является основополагающим документом - в случае ее отсутствия реализация проекта будет невозможна. На основании схемы разрабатывается задание концедента и, соответственно, инвестиционные мероприятия концессионера (см. ниже). Закон устанавливает сроки и основания для внесения изменений в такую схему. С учетом того, что проведение концессионного конкурса не является специальным основанием для актуализации, проверке соответствия схемы существующим нормативным требованиям должно быть уделено отдельное внимание.

  1. Техническое обследование имущества

Техническое обследование объекта концессионного соглашения является обязательным условием подготовки проекта, отчет о его проведении включается в конкурсную документацию . Цель обследования - выявление реального состояния коммунальной системы. Некорректное проведение технического обследования или его непроведение могут привести к невозможности исполнения концессионером своих обязательств либо к неверной постановке задач концедентом.

  1. Оценка правового статуса имущества

По общему правилу, в периметр концессии может вовлекаться имущество, в отношении которого зарегистрированы права собственности концедента. Однако с 1 января 2017 г. для коммунальных концессий предусмотрена возможность передачи концессионеру незарегистрированного за концедентом имущества (с определенными ограничениями по виду и объему такого имущества). Наличие незарегистрированного имущества необходимо выявить на стадии подготовки - к нему применяются особые правила включения в состав объекта.

  1. Подготовка задания

Задание концедента - основа основ для определения инвестиционных обязательств в коммунальных концессиях. От того, насколько правильно и качественно будет подготовлено задание, зависит перечень реализуемых концессионером инвестиционных мероприятий.

Об аспектах подготовки задания см. .

  1. Принятие решения о судьбе текущего оператора

Законодательство допускает передачу в концессию имущества, обремененного правами текущего оператора (как правило, унитарного предприятия). После исполнения обязательства по передаче имущества концессионеру оператор потеряет возможность его эксплуатации, поэтому потребуется принятие решения о его дальнейшей судьбе (например, переориентация деятельности или ликвидация).

Также на стадии подготовки необходима оценка финансового состояния текущего оператора - Закон о концессиях позволяет включать его долги в концессионную плату .

  1. Получение тарифной и иной информации

Для проведения конкурса и заключения концессионного соглашения потребуется согласование/получение дополнительной информации, необходимой для:

  • расчета тарифа (метод тарифного регулирования, долгосрочные параметры регулирования, иные сведения);
  • оценки качества реализации концессионером мероприятий (плановые значения показателей деятельности концессионера);
  • анализа деятельности текущего оператора (бухгалтерская отчетность, информация о тарифах).

Такая информация включается в конкурсную документацию .

  1. Подготовка проекта концессионного соглашения

При проведении конкурса в сфере ЖКХ проект концессионного соглашения включается в состав конкурсной документации в том варианте, в котором оно будет подписываться с концессионером (за исключением данных конкурсного предложения) , так как переговоры с победителем и доработка соглашения по их результатам не проводятся

Инициативная концессия: подготовка проекта концессионного соглашения

Заключая концессионное соглашение, концессионер берет на себя обязанность в процессе пользования и владения принадлежащим концеденту имуществом, произвести инвестиции с целью его модернизации, реконструкции или создания нового. Имущество предоставляется концессионеру во временное пользование и владение на условиях, установленных соглашением. Такого рода соглашения преследуют цель защитить как вложенные инвестиции, так и оградить государственное или муниципальное имущество от утраты. Объектами концессионного соглашения чаще всего являются объекты коммунального хозяйства.

Фабула дела:

ООО «Тепло» (далее - истец) приняло решение об участии в концессионном соглашении. Согласно закону, инициатива в его заключении может исходить от концессионера. Истец обратился к главе Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края с письмом, в котором просил предоставить документацию и информацию, в целях подготовки предложения о заключении концессионного соглашения. Предметом соглашения предполагались объекты тепло-водоснабжения, водоотведения на территориях, входящих в Верхнебуреинский район.

В ответе на письмо истца Администрация Верхнебуреинского муниципального района (далее - ответчик) указала, что с необходимой информацией можно ознакомиться на ее сайте. Истец ознакомился с содержанием информации и документацией, представленной на сайте ответчика, и пришел к выводу, что их перечень и объем не соответствует объему информации и документации, обязанность в предоставлении которых возложена на ответчика законом.

В отсутствие полного перечня определенной законом информации и документации истец не мог начать подготовку проекта концессионного соглашения и был вынужден обратиться в суд с требованием о понуждении ответчика передать, необходимую информацию и документацию.

Судебный акт : решение АС Хабаровского края по делу No А73-3335/2018

Выводы суда:

1. Концессионное соглашение представляет собой, по сути, договор, содержащий в себе элементы нескольких договоров. Закон устанавливает возможность заключения указанного договора в отношении объектов тепло-водоснабжения, водоотведения.

2. Закон предусматривает, что инициатива в заключении концессионного соглашения может исходить от концессионера. Концессионером может быть лицо, отвечающее предъявляемым к нему законом требованиям.

3. Лицо, выразившее инициативу в заключении указанного договора, имеет право на представление в орган, уполномоченный на рассмотрение и заключение такого рода договоров, условий и проекта его заключения, а также на проведение предварительных переговоров по поводу подготовки проекта с собственником объектов тепло-водоснабжения и водоотведения. Инициатива концессионера должна соответствовать программам развития объектов тепло-водоснабжения и водоотведения.

4. Если инициатива в заключении концессионного соглашения направлена на объекты тепло-водоснабжения, водоотведения, то закон наделяет концессионера правом требования представления ему уполномоченным органом указанных в законе документов, материалов, сведений о составе указанных систем и их схему.

5. Доводы ответчика о том, что у него нет в полном объеме запрошенной истцом информации и документации, не снимает с него обязанность по ее представлению. Неисполнение требований закона по передаче истцу запрошенной им информации и документации по системе тепло-водоснабжения, водоотведения является нарушением его прав.

Комментарии:
1) Концессионные соглашения являются одной из наиболее эффективных форм государственно-частного партнерства. Они обеспечивают приток инвестиций и эффективное управление имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, и направлены, прежде всего, на решение публичных интересов.

Высокая эффективность инвестиций бизнеса в создание или модернизацию имущества жизнеобеспечения публичного образования и есть желаемый результат от заключения такого рода договоров.

2) Закон в равной степени защищает права и интересы и частного инвестора и публичного образования на этапе подготовки концессионного соглашения.

3) Примечательно, что истец избрал способ защиты нарушенного права путем инициирования судебного разбирательства в исковом порядке. Представляется, что в случае принятия решения о подаче заявления о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия и их должностных лиц, обязанность доказывания правомерности действий ответчика полностью возлагалась бы на последнего. Положение истца в судебном разбирательстве было бы более удобным и менее трудоемким в несении бремени доказывания .

4) Ситуация, при которой публичное образование не может предоставить полную и достоверную информацию относительно имущества, в отношении которого оно осуществляет права собственника, не нова. При закреплении имущества одного публичного образования за другим либо при создании новых органов, осуществляющих полномочия собственника в отношении имущества публичного образования возможны как потеря документации, вследствие ненадлежащего контроля за ее наличием, так и отсутствие должного контроля за актуальностью содержащихся в ней сведений.

Loading...Loading...