Кто принимает федеральные конституционные законы. Особенности принятия федеральных конституционных законов и поправок к Конституции РФ

Федеральные конституционные законы представляются особым видом нормативно-правовых актов, которые принимаются по ограниченному кругу вопросов, прямо предусмотренных Конституцией РФ. Данные вопросы отнесены к предметам ведения РФ, являются наиболее важными и значимыми для деятельности государства. Именно поэтому для принятия федеральных конституционных законов установлен особый порядок, предполагающий необходимость их одобрения большим количеством народных избранников. Кроме того, именно федеральные конституционные законы занимают следующее за Конституцией место в иерархии нормативно-правовых актов страны. Это означает, что они не могут противоречить Основному закону, но все федеральные законы, подзаконные нормативные акты, законодательные акты субъектов РФ должны им соответствовать.

Какие вопросы предусмотрены Конституцией РФ?

Конституция РФ определяет следующий перечень вопросов, по которым допускается принятие федеральных конституционных законов: условия и порядок введения чрезвычайного положения, установление государственной символики России и ее описание, принятие в состав страны нового субъекта или изменение статуса существующих субъектов, порядок установления режима военного положения, определение статуса Уполномоченного по правам человека, определение судебной системы, порядок образования и работы высших судебных органов, федеральных судов, особенности деятельности Правительства РФ, порядок и случаи созыва Конституционного Собрания. Прямое толкование текста Основного закона позволяет сделать вывод о том, что приведенный перечень вопросов является закрытым, то есть федеральные конституционные законы могут приниматься исключительно по данному списку.

Ограничения для федеральных конституционных законов

В настоящее время федеральные конституционные законы приняты практически по всем перечисленным выше вопросам. При этом изменения в каждый принятый федеральный закон также вносятся федеральным конституционным законом. Следует отметить, что данные нормативные акты не могут использоваться в качестве инструмента для изменения норм самой Конституции РФ, придания им гибкости или современности, что предлагается некоторыми исследователями. Кроме того, нельзя допускать расширения перечня вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы, поскольку часто звучат предложения о придании такого статуса тому или иному федеральному закону для повышения его значимости.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Федеральные законы

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принимаются они большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом, обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего этот закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его. Если Президент в течение этого срока с момента поступления закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленным Конституцией порядке вновь его рассматривает. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Подзаконные акты

К подзаконным актам относятся акты органов исполнительной власти, акты органов местного самоуправления, а также акты, регламентирующие внутреннюю структуру и распорядок деятельности предприятий, учреждений, организаций.

Под подзаконными следует понимать акты, изданные на основе и во исполнения законов. Такие акты не могут противоречить закону, выходить за рамки закона и за рамки полномочий издающего его органа, предоставленным ему законом. Таким образом, соответствие закону и законным полномочиям субъекта правотворчества является главным признаком подзаконности нормативных актов. Подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона. При этом всякое исполнительное действие, в том числе и издание правовых актов (инструкций, приказов), должно соответствовать закону.

Указания и распоряжения Президента Российской Федерации

Нормативные указы Президента Российской Федерации связаны в основном с конкретизацией и детализацией действующих федеральных законов. Юридической базой для принятия указов нередко являются положения самой Конституции Российской Федерации. В частности, в соответствии с Конституцией и федеральными законами Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч.3 ст.80). Естественно, что такое определение осуществляется в форме многочисленных указов. Указом Президента Российской Федерации утверждается военная доктрина России, назначается референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом (п. «з» ст. 83, п. «в» ст.84)

Нормативными являются указы президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам гражданства и помилования.

Ненормативные указы издаются Президентом Российской Федерации по вопросам применения права. Такими указами производятся назначения определенных должностных лиц, награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий, высших воинских и специальных званий, предоставление политического убежища, помилование отдельных граждан, решение организационно-административных вопросов и т.п.

Таким образом указы Президента по ныне действующей Конституции Российской Федерации представляет собой подзаконный акт, обладающий после федерального закона наибольшей юридической силой. Содержание указа определяется конституционным статусом Президента Российской Федерации как главы государства.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Комментарий к Статье 108 Конституции РФ

1. Федеральные конституционные законы - новый для отечественной практики вид нормативных правовых актов, учрежденных Конституцией 1993 г. В Конституции определено их место в системе правовых актов и решен вопрос о юридической силе. Федеральные конституционные законы принимаются только по предметам ведения Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (см. комментарии к ст. 71, ч. 1, 3 и 5 ст. 76). При этом термин "федеральные законы" употребляется в ч. 1 и 3 ст. 76 в собственном, узком смысле, тогда как во многих иных нормах Конституции он используется как общее родовое понятие, включающее и федеральные законы, и федеральные конституционные законы. Так, в указанной ч. 5 ст. 76, трактующей, что законы и иные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, речь, естественно, идет и о федеральных конституционных законах.

Именно в таком широком смысле следует понимать положения Конституции о федеральных законах, составляющих основы конституционного строя: о верховенстве Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, требовании непротиворечивости законов Конституции и обязанности их соблюдения всеми (см. комментарии к ч. 2 ст. 4 и ч. 1 и 2 ст. 15). Терминами "федеральный закон" и "закон" здесь охватываются и федеральные конституционные законы. Федеральная Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы имеют прямое действие на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 76).

Часть 1 комментируемой статьи, развивая названные конституционные положения, устанавливает, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Из этого следует по крайней мере следующее: федеральными конституционными законами регулируются не все отношения, охватывающие предметы ведения, а только те из них и по тем вопросам, которые прямо названы конституционным законодателем, т.е. многонациональным народом РФ, принявшим всенародным голосованием настоящую Конституцию. С этим, разумеется, не согласуются предложения урегулировать федеральными конституционными законами те или иные вопросы, прямо не предусмотренные в Конституции, а также о возможном использовании данного института для "актуализации Конституции".

Ответ на подобного рода предложения дает сама ч. 1 ст. 108, имеющая отсылочный характер. Из нее следует, что перечень вопросов, требующих принятия конкретных конституционных законов, исчерпывающе определен Конституцией. В Конституции закреплен и механизм ее "актуализации", в том числе посредством принятия опять-таки прямо названных в Конституции федеральных конституционных законов. В порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, принимаются поправки к гл. 3-8 Конституции, вступление в силу которых требует одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. В случае принятия в конституционной процедуре предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции в соответствии с федеральным конституционным законом (не принят) созывается Конституционное Собрание (см. комментарии к ч. 2 ст. 135 и ст. 136). Тем самым использование федеральных конституционных законов и для регулирования конкретных вопросов и как одно из средств возможного совершенствования Конституции - предмет исключительно конституционного регулирования и не может быть усмотрением федерального законодателя.

Конституция определяет следующий круг вопросов, по которым требуется принятие федеральных конституционных законов: условия и порядок введения чрезвычайного положения на территории РФ и (или) в ее отдельных местностях (ч. 2 ст. 56; ст. 88); принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ (ст. 65, 66 и 137); установление государственного флага, герба и гимна РФ, их описания и порядка официального использования (ст. 70); порядок назначения референдума (ст. 84); определение режима военного положения (ст. 87); статус Уполномоченного по правам человека (ст. 103); порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114); установление судебной системы (ст. 118); установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128); созыв Конституционного Собрания (ст. 135). Из комментируемой ч. 1 ст. 108 следует, что данный перечень вопросов исчерпывающий.

В настоящее время приняты следующие федеральные конституционные законы: Законы о Конституционном Суде РФ, об арбитражных судах, о судебной системе РФ, об Уполномоченном по правам человека, о Правительстве РФ, о военных судах, о порядке принятия в РФ, о ЧП, о референдуме, Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" (в ред. от 07.03.2005), от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" (в ред. от 30.06.2003), от 25.12.2000 N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации" (в ред. от 22.03.2001), от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении", от 25.03.2004 N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" (в ред. от 12.04.2006), от 14.10.2005 N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа", от 12.06.2006 N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа", от 30.12.2006 N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа", от 21.06.2007 N 5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа". Таким образом, по вопросам, предусмотренным в 12 статьях Конституции, уже приняты 18 федеральных конституционных законов об особенностях законов РФ о поправках к Конституции РФ, включаемых в перечень ФКЗ (см. комментарии к ст. 134 и 136).

Важной задачей, решаемой действующей Конституцией, является повышение стабильности законодательного регулирования, в чем существенная роль отводится федеральным конституционным законам и что, безусловно, должно учитываться в работе парламента. За указанный период принято также 30 федеральных конституционных законов, вносящих изменения и дополнения в действующие федеральные конституционные законы, в том числе: в Закон о Правительстве РФ - 7; Закон о Конституционном Суде РФ - 5; Закон о судебной системе РФ - 3; Закон об арбитражных судах - 3; "О Государственном флаге Российской Федерации" - 4; Закон о референдуме - 2. Вместе с тем отсутствует регулирование в форме федерального конституционного закона полномочий, порядка образования и деятельности Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции (см. комментарий к ст. 128).

Исходя из требования непротиворечивости федеральных конституционных законов Конституции, дела о соответствии их Конституции разрешаются Конституционным Судом РФ (см. комментарии к ст. 15 и 125). Термин "соответствие Конституции федеральных законов", употребляемый в Конституции и Законе о Конституционном Суде РФ, включает все виды законов в Российской Федерации: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.

Согласно позиции Конституционного Суда, Конституция, имеющая высшую юридическую силу и, следовательно, верховенство по отношению к федеральным конституционным законам и федеральным законам, не допускает существования нормативных правовых актов, соответствие которых Основному Закону не подлежит судебной проверке. Термином "федеральный закон" в Конституции, поскольку иное специально не оговорено, охватываются как федеральные конституционные законы, так и собственно федеральные законы. Принимаемые на основе и во исполнение Конституции федеральные конституционные законы по своей юридической природе не могут служить инструментом для изменения ее положений, т.е. должны соответствовать Конституции, тем более если ими затрагиваются конституционные права и свободы граждан, и подлежат проверке в порядке конституционного судопроизводства в соответствии со . Объектом проверки Конституционного Суда, как специализированного органа судебного конституционного контроля, обеспечивающего верховенство Конституции РФ, ее высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ, являются все законы, принимаемые Федеральным Собранием - парламентом Российской Федерации (Постановление КС РФ от 21.03.2007 N 3-П*(1024)).

Конституционный Суд устанавливает соответствие формы, содержания норм и порядка принятия федерального конституционного закона, а значит предмета (вопроса) его регулирования Конституции (ст. 86 Закона о Конституционном Суде РФ).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет особенности порядка принятия федерального конституционного закона, условия участия в этой процедуре Совета Федерации, Государственной Думы и Президента.

Такие особенности в отличие от условий общего порядка принятия федеральных законов (см. комментарии к ст. 104, 105, 107) заключаются в следующем: федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен и Советом Федерации, и Государственной Думой; для его принятия (одобрения) требуется большинство - не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; принятый палатами Федерального Собрания федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом в течение 14 дней.

Конституционный Суд, давая толкование ч. 2 ст. 108 и ряда других статей Конституции, установил, что под "общим числом" депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации понимается их конституционное число (450 депутатов и по два представителя от каждого из субъектов Федерации соответственно) и что федеральные конституционные законы принимаются палатами раздельно (Постановление КС РФ от 12.04.1995 N 2-П*(1025)). Отсюда - необходимость использования конституционных норм общего порядка принятия федеральных законов: проект федерального конституционного закона также вносится в Государственную Думу; при его одобрении в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации; сохраняется возможность создания палатами согласительной комиссии для преодоления разногласий, после чего проект подлежит повторному рассмотрению и Государственной Думой, и Советом Федерации; Правительство обязано давать заключения на проекты федеральных конституционных законов (см. комментарий к ч. 3 ст. 104).

Рассмотрение проекта федерального конституционного закона обязательно для Совета Федерации, а в случае его отклонения Государственная Дума не вправе проводить по нему повторное голосование. Принятым федеральный конституционный закон становится тогда, когда решение об его одобрении принято в каждой из палат, после чего он приобретает форму закона.

Принятый федеральный конституционный закон в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту для подписания и обнародования (см. комментарий к ст. 107). Принятый с соблюдением конституционной процедуры федеральный конституционный закон Президент не вправе отклонить.

В аналогичном порядке рассматриваются и проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в действующие федеральные конституционные законы. Требованиям конституционного порядка принятия федеральных конституционных законов должны соответствовать Регламент Совета Федерации и Регламент Государственной Думы.

Законодательный процесс в РФ - это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.

Стадии законодательного процесса:

1) законодательная инициатива – сводится к внесению законопроекта на рассмотрение Госдуме РФ).обладают законодательной инициативой по конституции: президент, сф, члены сф, депутаты ГД, правительство, законодательный орган субъекта РФ. Также кс РФ, вас РФ, вс РФ, по вопросам относящимся к их ведению.

2) предварительное рассмотрение законопроектов - законопроект, подлежащий рассмотрению госдумой направляется ее Советом в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе – рассматривается в первом чтении и по результатам принимается решение:

* принять закон и продолжить над ним работать дальше,

* отклонить законопроект (не подлежит дальнейшему рассмотрению),

* принять закон,

во втором чтении законопроект либо принимается с доработкой либо отклоняется. Если принимается законопроект и имеется окончательный текст то проходит лингвистическую экспертизу.

4) принятие закона – при третьем чтении не допускается внесение поправок в законопроект, большинством голосов госдума принимает ФЗ и направляет в сф на рассмотрение и одобрение.

5) рассмотрение и одобрение закона СФ – при рассмотрении сф выносит постановление об одобрении принятого госдумой закона, либо об его отклонении ввиду имеющихся разногласий.

6) Особая стадия – преодоление разногласий между госдумой и сф – создается согласительная комиссия, которая рассматривает каждое возражение сф в отдельности, по итогам работы составляется прокол с внесенными изменениями, направляется госдуме на повторное рассмотрение только уже этих изменений. Если госдума не принимает предложения комиссии в этом случае ФЗ считается принятым если при повторном голосовании за него проголосовало не мене 2/3 от общего числа депутатов госдумы. данный закон направляется президенту на подписание.

7) подписание Президентом РФ и обнародование закона. (если отклонит то то госдума и сф вновь рассматривают этот закон, но если при повторном рассмотрении они принимают его в предыдущей редакции большинством не менее 2/3 от госдумы и сф то президет уже обязан подписать).

Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса. Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии по закону проект должен пройти правовую экспертизу. После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.


Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий. После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят. С этого момента законопроект считается федеральным законом. Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен СФ. Одобрение СФ может быть в выраженной (в виде постановления СФ) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение СФ). Подписание и обнародование федерального закона, принятого Государственной Думой и одобренного СФ, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления. Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию неугодных федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней).

Особенности ФКЗ:
1. федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным в Конституции Российской Федерации

2. в Конституции Российской Федерации установлен особый порядок принятия федеральных конституционных законов. В части 2 статьи 108 Конституции Российской Федерации установлено, что федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы

3. принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит (!) подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию . Из сказанного следует, что на федеральный конституционный закон вето Президента Российской Федерации не распространяется

Федеральный закон -- федеральный законодательный акт Российской Федерации, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Порядок принятия федеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией и регламентами палат Федерального собрания.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов .

После этого закон должен быть одобрен Советом Федерации -- также большинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерации отклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третями голосов.

После одобрения Советом Федерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позиции Совета Федерации закон поступает на подпись Президенту России. Если Президент подписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальному опубликованию и вступает в силу с даты опубликования либо с даты, указанной в самом законе. Президент, однако, вправе отклонить закон (см. право вето) и вернуть его на рассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов в каждой из палат.

Федеральный конституционный закон Российской Федерации -- разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией. Федеральный конституционный закон обладает повышенной юридической силой по сравнению с федеральным законом -- федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

Вопросы предусматривающие принятие Федеральных конституционных законов содержатся в следующих статьях Конституции Российской Федерации:

Статья 56 пп. 1-2

обстоятельства и в порядок введения чрезвычайного положения; ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

Статья 65 п. 2

порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта

Статья 66 п. 5

изменение статуса субъекта Российской Федерации

Статья 70 п. 1

описание и порядок официального использования государственных флага, герба и гимна Российской Федерации

Статья 84 п. в

порядок назначения референдума

Статья 87 п. 3

режим военного положения

порядок введения чрезвычайного положения

Статья 103 п. д

порядок деятельности Уполномоченного по правам человека

Статья 114 п. 2

порядок деятельности Правительства Российской Федерации

Статья 118 п. 3

установление Судебной системы Российской Федерации

Статья 128 п. 3

полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов

Статья 135 п. 2

порядок созыва Конституционного Собрания

Статья 137 п. 1

принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации, изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

Порядок принятия федеральных конституционных законов установлен Конституцией Российской Федерации и регламентами палат Федерального Собрания. В соответствии со статьей 108 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию . Право вето Президента на федеральные конституционные законы не распространяется.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством (226 голосов]. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации: * если за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации (90 человек);

* если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации, (этот механизм не может быть применен к законам, подлежащим обязательному рассмотрению в Совете Федерации: по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира).

Отклоненный Советом Федерации закон может быть принят Государственной Думой в прежней редакции двумя третями (300 голосов) и направлен на подпись Президенту, минуя Совет Федерации. Отклоненный закон может быть также рассмотрен в согласованной или новой редакции, тогда он заново идет по всей траектории.

Принятый и одобренный федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту. Президент в течение 14 дней подписывает закон или отклоняет его.

Законы в течение семи дней после их подписания официально публикуются в еженедельном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», в «Российской газете» и «Парламентской газете». Законы вступают в силу через десять дней после их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

В случае отклонения федерального закона Президентом Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривают закон. Для преодоления вето "резидента требуется 2/3 (300 голосов) в Государственной Думе и 2/3 (119 голосов) 8 Совете Федерации. В этом случае Президент подписывает закон в течение 7 дней. Отклоненный Президентом закон может быть принят Государственной Думой в редакции Президента или в новой редакции. В этом случае он заново идет по всей траектории как новый закон.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. В Конституции перечислены 12 таких вопросов:

· О Государственном флаге, Государственном гербе и Государственном гимне РФ (ст. 70);

· О референдуме РФ (ст. 84);

· О чрезвычайном положении на территории РФ или в отдельных ее местностях (ст. 56);

· О военном положении (ст. 87);

· Об Уполномоченном по правам человека в РФ (ст. 103);

· О Правительстве РФ (ст. 114);

· О судебной системе РФ (ст. 118);

· О Конституционном Суде РФ (ст. 128);

· О Верховном Суде РФ (ст. 128);

· Об арбитражных судах в РФ (ст. 128);

· О Конституционном собрании РФ (ст. 135);

· О принятии в состав РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ; Об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ (ст. 66).

При этом по одному из перечисленных вопросов может быть принято несколько конституционных законов.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен двумя третями (300 голосов) в Государственной Думе и тремя четвертями (134 голоса) в Совете Федерации. Президент подписывает федеральный конституционный закон в течение 14 дней. Президент не вправе отклонить федеральный конституционный закон.

Loading...Loading...