Мотивы преступления Раскольникова в романе Ф. М

Родион Раскольников пришиб старушку-процентщицу и зарубил ее беременную сестру Лизавету, затем около двух недель «слонялся» по Петербургу, после чего доведенный угрызениями совести пришел в полицейский участок с повинной. Всем со школьной скамьи знаком сюжет романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Тем не менее, нет однозначного взгляда на произошедшее, и активно ведется спор о причинах совершения этого преступления.

Ужасающая теория Раскольникова о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих» является особой философской подоплекой романа. Желание главного героя проверить свои силы, понять, к какому типу людей он относится и может ли считать себя полноправным вершителем человеческих судеб, толкает Родиона на совершение преступления, но едва ли теория о сверхчеловеке служит первопричиной. Она зародилась в его сознании еще в то время, когда он посещал лекции, писал статьи и давал уроки (вел нормальную жизнь человека, у которого есть кусок хлеба и занятие), но глубоко засела в его голове и пустила там корни тогда, когда мир вокруг него начал постепенно разрушаться: Раскольникову не хватало денег, он потерял уроки, перестал ходить в университет, задолжал хозяйке. Он опускался все ниже, перестал следить за собой, но амбиции молодого человека, имеющего много планов на будущее, знающего, что он способен на многое, не позволяют ему смириться с нищетой и унижениями. В то же время Родион не видит выхода из сложившейся ситуации, среда «заедает» и губит его, а замкнутость и погруженность в себя мешают герою обратиться за помощью к друзьям и близким. В это время его представление о справедливости и входит в известное русло: убийство «вредной» старухи оказывается в глазах Раскольникова правым делом.

Преступление совершено. Последствия его необратимы. Раскольников очнулся от страшного наваждения практически мгновенно. Он не может не терзать себя, потому что, в сущности, является хорошим человеком, в силу сложившихся обстоятельств не справившимся с угнетающими его жизненными условиями. Не возникает сомнений в том, что он нежно любит своих близких, всегда готов подставить им плечо, а также способен тонко прочувствовать боль незнакомых ему людей, оказавшихся в беде, отнестись к ним с пониманием и прийти на помощь. Значит, не сможет он простить себя за свершенное им преступление, совесть не позволит ему смириться с убийством ни в чем неповинных людей. Он не сразу осознает свою вину и поначалу винит во всем неудачу, но муки гложат его душу и не дают забыться. Явка с повинной — это лишь вопрос времени.

Полное возрождение героя происходит на каторге. Предоставленный в своих мыслях самому себе, но и под чутким присмотром Сони Раскольников пробуждается и получает возможность трезво взглянуть на произошедшее. Затуманенный его разум просветляется. Родион и Соня сидят рядышком и читают Библию. Читатель понимает, что теперь их ждет новая жизнь.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Арифметика теории против живой жизни

В 1866 году был напечатан роман Достоевского «Преступление и наказание» – роман о современной России, пережившей эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных потрясений; роман о «современном герое, вместившем в грудь свою все страдания и раны времени». В этот период Россия вступила на путь капитализма, характеризовавшийся усилением эксплуатации народа и быстрым разорением не сумевших приспособиться к новым условиям. С горечью писал об этом времени Салтыков Щедрин: «Да, в эти минуты действительно нечто упраздняется, но это «нечто» есть именно тот характер человечности, который сообщает жизни всю ее цену и смысл».

Путей самого глубокого – социального, нравственного, духовного – обновления, избавления человека от власти прибыли искала передовая русская молодежь конца 50 х – начала 60 х годов XIX века. Трагические мечтания Раскольникова имеют тот же источник. «Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок». Убить старуху процентщицу, которая никому не нужна, даже вредна, взять ее деньги, «обреченные в монастырь», взять не для себя – для погибающих, умирающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость! «Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!» На этой мысли Раскольников строит свою теорию о том, что «люди вообще по закону природы разделяются на два разряда: на низших, то есть, так сказать, служащих единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Они во имя нового, лучшего могут переступить закон и для своей идеи «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».

Что же толкает Раскольникова на такие размышления, а затем и на преступление? В три последних дня перед убийством мысль и душа Раскольникова сталкиваются с трагедией жизни. Он слышит историю Сони Мармеладовой, которая через себя переступила, затем получает письмо своей матери, где она пишет, что сестра Раскольникова, Дунечка, собирается замуж за нелюбимого человека ради благополучия «бесценного Роди», и, наконец, встречается с пьяной, обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре. То, что он видит вокруг, свое бедственное положение рождает перед ним символ вечной жертвы: «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит». Таким образом, не собственная бедность, не только нужда и страдания сестры и матери терзают Раскольникова, а нужда всеобщая, безвыходное горе, вечная бессмыслица и нелепость бытия, ужас и зло, царствующие в мире, слабость и несовершенство человека.

Мир страшен. Принять его, примириться с ним – невозможно, противоестественно, равносильно отказу от жизни. И Раскольников видит из этой ситуации единственный разумный, с его точки зрения, выход – отделиться, стать выше мира, выше его обычаев, морали, переступить вечные нравственные законы, «сломать, что надо, раз и навсегда». Но вот вопрос: способен ли ты быть настоящим человеком, право имеющим «сломать»? Раскольников говорит: «Мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?» Убийство старухи – единственный, решающий, последний эксперимент.
Преступление Раскольникова совершено. Казалось бы, его идея претерпела крах. Но Раскольникову нужен был этот эксперимент именно для проверки своей способности к бунту, а вовсе не для проверки идеи, которая, по его мнению, верна и неопровержима. Сознательных, логических опровержений своей теории Раскольников так и не находит. Но вместе с тем – и в этом гениальность романа Достоевского – все нарастает, усиливается и побеждает наконец опровержение раскольниковской идеи – опровержение ее душой и мыслями самого Раскольникова, его совестью, нравственной силой Сони. Это опровержение не сухое и теоретическое, не «арифметика» новой теории – это опровержение жизнью.

Весь месяц от убийства до признания проходит для Раскольникова в непрестанном напряжении, не прекращающейся ни на секунду борьбе. И прежде всего – это борьба с самим собой, со своей совестью. Без конца анализирует Раскольников результаты своего жестокого эксперимента и со всей беспощадностью открывается перед ним жестокая истина: преступление его было бессмысленным, погубил он себя напрасно, цели не достиг, «не переступил, на этой стороне остался», оказался «тварью дрожащей»!

Почему же Раскольников не смог переступить? Сам он объясняет это тем, что он – «вошь эстетическая», не смог пойти до конца. На самом деле уже в самой идее его заложено и его наказание. И главное в том, что в глубине души Раскольников твердо убежден, что человек, какой бы он ни был, пусть даже отвратительная старуха, не вошь, что нет и не может быть «твари дрожащей», а есть человек. И еще одна преграда стоит на пути Раскольникова, является его наказанием. Отчуждение от людей, разъединение с ними – вот необходимое условие и результат раскольниковского преступления – бунта «необыкновенной личности». Но не выдерживает Раскольников и одиночества, он не выдерживает его, а идет к Соне.

Отчуждения окончательного и бесповоротного, разрыва со всеми, которого он так хотел, Раскольников не смог вынести, как не вынес и своего преступления. Наказание Раскольникова – в страшных муках совести, которые терзают его душу все время, наказание в том ужасе от своей непригодности, неспособности осуществить идею, наказание – в этом убийстве в себе основного принципа своей теории («не старуху убил, а принцип убил»), наказание в невозможности быть верным своему идеалу, в тяжких мучениях сформулированному.

Жестоко наказан Раскольников, но в этом наказании его спасение, потому что на другом полюсе этой теории «все дозволено» стоит Свидригайлов. Свидригайлов переступил через человека в себе самом и через все человеческое. Этот путь невозможен для Раскольникова, слишком сильны в нем человеческие и нравственные законы, которые он собирался переступить. Раскольников не выдерживает борьбы с самим собой, он думает, что его признание – признание его собственной несостоятельности, а идея стоит нерушимо и незыблемо.

Не так думает Достоевский. Он считает, что потерпел крушение не его главный герой, а его бесчеловечная идея. Достоевский, будучи замечательным психологом и гуманистом, приводит читателя к выводу, что для спасения своей души надо пострадать, очиститься. Здесь в образе спасителя Раскольникова выступает Соня – жертва общественного строя, но человек со смиренным умом и наивной верой в бога. Она призывает Раскольникова пострадать, искупив тем самым свою вину. С этого и начинается воскресение Раскольникова, заканчивается его наказание.

    Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является социально-психологическим. В нем автор ставит важные социальные вопросы, волновавшие людей того времени. Своеобразие этого романа Достоевского заключается в том, что в нем показана психология...

    «Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы узнаем о ней из рассказа Мармеладова. В первый...

    Старуха-процентщица (Алена Ивановна). «…сухая старушонка, лет 60-ти, с вострыми и злыми глазками с маленьким вострым носом… Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длиной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено...

    Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский стремился показать пути нравственного обновления человеческого общества. Человек - это тот центр жизни, к которому прикован взгляд писателя. “Преступление и наказание” - это роман Достоевского,...

Научная литература о творчестве Достоевского получила всемирное распространение. Исследователи отмечали, что в поле художественного зрения Достоевского-романиста оказались парадоксальные взлеты и падения человеческой личности в противоречивую трагедийную эпоху социально-общественных катастроф в мире, девальвации духовных общечеловеческих ценностей. В своих философских романах-трагедиях писатель пристально всматривается в социальную психологию «подпольного человека» – индивидуалиста («Записки из подполья»), бунтарские и террористические действия «сверхчеловеков», уверовавших в то, что им «все позволено» (Раскольников в «Преступлении и наказании», Ставрогин, Кириллов в «Бесах», Иван Карамазов в «Братьях Карамазовых»), поражается широкому размаху карамазовской души, в котором «идеал Мадонны» уживается с «идеалом содомским», прослеживая, как в сердцах людей «дьявол с богом борется».

Голос Достоевского для одних исследователей сливается с голосами тех или иных из его героев, для других является своеобразным синтезом всех этих идеологических голосов, для третьих, наконец, он просто заглушается ими. С героями полемизируют, у героев учатся, их воззрения пытаются доразвить до законченной системы. Герой идеологически авторитетен и самостоятелен, он воспринимается как автор собственной полновесной идеологической концепции, а не как объект завершающего художественного видения Достоевского. Для сознания критиков прямая полновесная значимость слов героя разбивает монологическую плоскость романа и вызывает на непосредственный ответ, как если бы герой был не объектом авторского слова, а полноценным и полноправным носителем собственного слова.

Множественность самостоятельных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского. Не множество характеров и судеб в едином объективном мире в свете единого авторского сознания развертывается в его произведениях, но именно множественность равноправных сознаний с их мирами сочетается здесь, сохраняя свою неслиянность, в единство некоторого события. Главные герои Достоевского действительно в самом творческом замысле художника не только объекты авторского слова, но и субъекты собственного, непосредственно значащего слова

Достоевский ищет пути нравственного совершенствования людей через очищение покаянием и страданием; духовное возрождение он видел в обращении к идее Христа-гуманиста, носителя общечеловеческих ценностей. Следуя своей концепции нравственного возрождения личности и общества, писатель стремится воссоздать идеал «вполне прекрасного человека» (князь Мышкин – Христос в романе «Идиот»), проповедует неотвратимость прихода «золотого века» человечества, когда «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле» («Сон смешного человека»). «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей», – убежден герой Достоевского. Нравственную победу Раскольникова писатель видит в преодолении им чувства «разомкнутости с человечеством».

Существуют разные исследовательские концепции: анализ трагедии Раскольникова с материалистических и социологических позиций (Д. Писарев), в контексте антинигилистических (Н. Страхов) и философско-религиозных (В. Розанов) исканий.

Цель данной работы – выяснить является ли детективом роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

1. раскрыть сущность преступления Раскольникова;

2. изучить «уголовную» основу романа;

3. выявить стилистику и жанровое своеобразие.

1. Преступление Раскольникова

Нет ничего удивительного в том, что Раскольников, утомленный мелкой и неудачной борьбой за существование, впал в изнурительную апатию; нет также ничего удивительного в том, что во время этой апатии в его уме родилась и созрела мысль совершить преступление. Можно даже сказать, что большая часть преступлений против собственности устраивается в общих чертах по тому самому плану, по какому устроилось преступление Раскольникова. Самой обыкновенной причиной воровства, грабежа и разбоя является бедность; это известно всякому, кто сколько-нибудь знаком с уголовной статистикой.

Преступление, описанное в романе Достоевского, выдается из ряда обыкновенных преступлений только потому, что героем его является не безграмотный горемыка, совершенно неразвитый в умственном и нравственном отношениях, а студент, способный анализировать до мельчайших подробностей все движения собственной души, умеющий создавать для оправдания своих поступков целые замысловатые теории и сохраняющий во время самых диких заблуждений тонкую и многостороннюю впечатлительность и нравственную деликатность высокоразвитого человека. Вследствие этого обстоятельства колорит преступления до некоторой степени изменяется, и процесс его подготовления становится более удобным для наблюдения, но его основная побудительная причина остается неизменной. Раскольников совершает свое преступление не совсем так, как совершил бы его безграмотный горемыка; но он совершает его потому же, почему совершил бы его любой безграмотный горемыка. Бедность в обоих случаях является главной побудительной причиной.

Раскольников находится в таком положении, при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом. Самые святые чувства и самые чистые стремления, те чувства и стремления, которые обыкновенно поддерживают, ободряют и облагораживают человека, становятся вредными и разрушительными страстями, когда человек лишается возможности доставлять им правильное удовлетворение. Раскольникову хотелось во что бы то ни стало покоить и лелеять свою старую мать, доставлять ей те скромные удобства жизни, которые были ей необходимы, избавлять ее от томительных забот о куске насущного хлеба; ему хотелось далее, чтобы сестра была ограждена в настоящем от дерзостей разных Свидригайловых, а в будущем от участи, постигшей Соню Мармеладову, или от необходимости выйти замуж без любви за какого-нибудь деревянного человека, подобного господину Лужину.

Но эти требования остаются законными, разумными и похвальными только до тех пор, пока у Раскольникова имеются материальные средства, которыми он действительно может покоить свою мать и спасать от бесчестия свою сестру. Но как только материальные средства истощаются, так тотчас же вместе с этими средствами у Раскольникова отбирается право носить в груди человеческие чувства, так точно как у обанкротившегося купца отбирается право числиться в той или другой гильдии. В размышлениях Раскольникова заметна значительная недодуманность. Он, по-видимому, не понимает, что выход посредством преступления не может ни в каком случае действительно вывести его из затруднения.

Теория Раскольникова не имеет ничего общего с теми идеями, из которых складывается миросозерцание современно развитых людей. Эта теория выработана им в зловещей тишине глубокого и томительного уединения; на этой теории лежит печать его личного характера и того исключительного положения, которым была порождена его апатия. Раскольников написал свою статью о преступлении за полгода до того времени, когда он убил старуху, и вскоре после того, как он вышел из университета по неимению денежных средств. Те мысли, которые выразились в его статье, были продуктами того самого положения, которое впоследствии, истощивши по капле всю его энергию и извративши его замечательные умственные способности, заставило его обдумать во всех подробностях, тщательно приготовить и успешно выполнить грязное преступление.

Эту теорию никак нельзя считать причиной преступления, так точно как галлюцинацию больного невозможно считать за причину болезни. Эта теория составляет только ту форму, в которой выразилось у Раскольникова ослабление и извращение умственных способностей. Она была простым продуктом тех тяжелых обстоятельств, с которыми Раскольников принужден был бороться, и которые довели его до изнеможения. Настоящей и единственной причиной являются все-таки тяжелые обстоятельства, пришедшиеся не по силам раздражительному и нетерпеливому герою, которому легче было разом броситься в про пасть, чем выдерживать в продолжение нескольких месяцев или даже лет глухую, темную и изнурительную борьбу с крупными и мелкими лишениями. Преступление сделано не потому, что Раскольников путем различных философствований убедил себя в его законности, разумности и необходимости. Напротив того, Раскольников стал философствовать в этом направлении и убедил себя только потому, что обстоятельства натолкнули его на преступление.

2. «Уголовная» основа романа

«Преступление и наказание» прочно устанавливает характерную форму Достоевского. Это первый у него философский роман на уголовной основе. Это одновременно и типичный психологический роман, отчасти даже и психопатологический, с весьма заметными следами полицейского романа-фельетона и «черного», или мрачно-авантюрного, романа английской школы. Здесь довольно неплохо просматривается связь с романами Эдгара По.

Но это, прежде всего, как и первое произведение Достоевского, роман социальный, ставящий в гущу событий и под огонь диалектики большие и больные темы современной политики.

Свой первый небольшой по размерам социальный роман 1845 года Достоевский облек в традиционную форму писем. Этот роман строится как проблемный «внутренний монолог» героя, перемежающийся философскими диалогами на фоне детективного сюжета. Длительный и углубленный самоанализ Раскольникова, его диспуты с Порфирием, Свидригайловым, Соней среди беспрерывной игры убийцы с полицейской и следственной властью – такова развернутая ткань «Преступления и наказания».

Высокое искусство романиста сказалось в органическом сплетении этой основы с острейшими темами современной публицистики, превратившими уголовный роман в грандиозную социальную эпопею.

Но жизнь оказывается сложнее и мудрее одержимых, исступленных слепцов, рано или поздно она торжествует над ними. Солгал-то он бесподобно,- говорит Раскольникову следователь Порфирий Петрович,- а на натуру-то и не сумел рассчитать. Заметим, что в ходе преступления и наказания нравственное сознание героя остается спокойным. Даже на каторге совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким может случиться. Теория деления людей на властелинов и тварей цепко держится в его уме, контролирует почти безраздельно его сознание.

Почему же тогда герой идет предавать себя, почему сознается в своем преступлении? На явку с повинной Раскольникова толкают не разум, не убеждения, а какие-то другие силы, к которым нужно присмотреться внимательно. На следующее утро после преступления героя вызывают в полицейскую контору.

Его охватывает отчаяние, цинизм гибели. По дороге он готов признаться в убийстве: Встану на колена и все расскажу. Но узнав, что его вызвали совсем по другому поводу, Раскольников ощущает прилив радости, которая в глазах окружающих непонятна и подозрительна. Когда порыв радости проходит, Раскольников смущается своей опрометчивостью.

Ведь в нормальном состоянии он вел бы себя иначе и никогда не позволил бы интимностей в разговоре с полицией. Радость мгновенно сменяется чувством страха. Герой начинает замечать на себе вопросительные взгляды представителей закона и испытывает внутреннее замешательство. Подозрительность разрастается, превращаясь в мучительное чувство одиночества, отчужденности от людей: …Теперь, если бы вдруг комната наполнилась не квартальными, а первейшими друзьями его, то и тогда, кажется, не нашлось бы для них у него ни одного человеческого слова, до того вдруг опустело его сердце.

Совершив убийство, Раскольников поставил себя в противоестественные отношения к окружающим людям. Он вынужден постоянно, на каждом шагу, лгать себе и другим, и эта ложь, эта игра иссушают, опустошают душу героя. Преступлением Раскольников отрезал себя от людей. Но живая натура героя, не охваченная теорией, увертывающаяся от ее беспощадной власти, не выдерживает отчужден-(*53)ной позиции. Вопреки убеждениям и доводам рассудка его постоянно тянет к людям, он ищет общения с ними, пытается вернуть утраченные душевные связи.

Но поведение героя невольно воспринимается со стороны как подозрительное: от него отмахиваются, его принимают за сумасшедшего. В острые минуты душевной депрессии Раскольников пускается в рискованную игру с Заметовым, чтобы на мгновение испытать чувство свободы, вырваться из подполья, из пустоты одиночества. Волей-неволей он плетет вокруг себя сеть неизбежных подозрений. Язык фактов, материальные последствия преступления герой легко уничтожил, но он не может спрятать от людей язык души.

Желание чем-то заполнить душевный вакуум начинает принимать уже болезненные, извращенные формы, напоминающие тягу к самоистязанию. Героя тянет в дом старухи, и он идет туда, еще раз слушает, как отзывается мучительным, но все-таки живым чувством в иссохшей душе звон колокольчика, который в момент преступления глубоко потряс его. Ощущение преступности порождает катастрофическую диспропорцию во взаимоотношениях героя с другими людьми. Эта диспропорция касается и внутреннего мира Раскольникова: болезненное чувство подозрительности возникает у него прежде всего по отношению к самому себе, возбуждает постоянную рефлексию, бесконечные сомнения. В поисках выхода из нее и скрывается психологическая причина странной на первый взгляд тяги Раскольникова к следователю Порфирию.

В поединке с Раскольниковым Порфирий выступает чаще всего как мнимый антагонист: спор со следователем – отражение и прямое подчас выражение спора Раскольникова с самим собой. Привязанность героя к Порфирию не столько внешняя – страх юридического наказания,- сколько внутренняя: Раскольников сердечным инстинктом не принимает идею, продолжающую сохранять власть над его умом. Герой сомневается в натуральности своей психологической игры со следователем и потому, что умный Порфирий хитрит, и потому, что Раскольников теряется в самом себе.

Вне всяких юридических ловушек реакция Раскольникова на жизнь изнутри лжива и неестественна. Хлопотливая болтовня Порфирия для него – лучшая мышеловка: она раздражает, тревожит, возбуждает героя, и этого достаточно, чтобы он психологически не убежал от следователя. Достоевский показывает трагедию актерства Раскольникова, тщетность его попыток рационально проконтролировать свое поведение, рассчитать самого себя. Этому (*54) тоже надо Лазаря петь…

и натуральнее петь! – думает Раскольников по дороге к Порфирию Петровичу.- Натуральнее всего ничего бы не петь. Усиленно ничего не петь. Нет, усиленно было бы опять ненатурально…

Ну, да там как обернется… посмотрим…

сейчас… хорошо или не хорошо, что я иду?

Бабочка сама на свечку летит. Сердце стучит, вот что нехорошо! Храня в себе тайну преступления, герой не может спастись от лжи. Он старается натурально петь в условиях, исключающих такую натуральность.

Вот он усиленно законфузился – уже симптом того, что натура хитрее расчета и сама себя выдает, высовывает язык. Вы, кажется, говорили вчера, что желали бы спросить меня…

форменно… о моем знакомстве с этой… убитой? – начал было опять Раскольников,- ну зачем я вставил это кажется? – промелькнуло в нем как молния.

Ну зачем я так беспокоюсь о том, что вставил это кажется? – мелькнула в нем тотчас же другая мысль как молния. И вдруг он ощутил, что мнительность его от одного соприкосновения с Порфирием, от двух только слов, от двух только взглядов, уже разрослась в чудовищные размеры… и что это страшно опасно: нервы раздражаются, волнение увеличивается. Беда!

Беда!… Опять проговорюсь. Порфирий понимает, что поймать Раскольникова с помощью допроса по форме – нельзя, по части логической казуистики он силен.

Героя подводит другое – внутреннее ощущение своей преступности. Поэтому Порфирий смело открывает перед ним психологические расчеты: Что такое: убежит! Это форменное; а главное-то не то;…он у меня психологически не убежит, хе-хе! Каково выраженьице-то!

Он по закону природы у меня не убежит, хотя бы даже и было куда убежать. Видали бабочку перед свечкой? Ну, так вот он все будет, все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях, затревожит себя насмерть!…

И все будет, все будет около меня же круги давать, все суживая да суживая радиус, и – хлоп! Прямо мне в рот и влетит, я его и проглочу-с, а это уж очень приятно-с, хе-хе-хе! Вы не верите? Тем не менее Порфирий уходит от читателей романа и его героя, согнувшись и как бы избегая глядеть на Раскольникова. Не Порфирию суждено стать спасителем и исцелителем Раскольникова, который не признает себя виновным перед юридическими постановлениями мира сего и их исполнителями: В чем я виноват перед ними?…

Они сами (*55) миллионами людей изводят. В ходе допросов следователь действительно менее всего глядел на Раскольникова. Душа героя его интересовала лишь с юридической точки зрения, как средство, используя которое можно ловко подловить преступника.

И менее всего интересовал Порфирия живой, страдающий, потерявший себя, ищущий защиты и покровительства человек, с которым нужно обращаться бережно. Порфирий же, напротив, испытывает какое-то садистское наслаждение муками жертвы.

Есть в его психологии что-то от будущего Иудушки Головлева, героя романа М. Е.

Салтыкова-Щедрина Господа Головлевы. Та же паутина липких, лживых слов, та же паучья хлопотливость. Не исключено, что Салтыков-Щедрин, работая над романом, помнил о Порфирии Достоевского и дал Головлеву его имя.

«Преступление и наказание». Он типичный представитель «низов», бедный студент, который в глубине души, как и многие, мечтает о лучшей жизни. Нищета, голод, долги - вот какая повседневность окружает Родиона, вот чем он живет, и вот от чего мечтает убежать. К сожалению, Петербург его времени - это суровое, беспощадное место. По улицам проезжают роскошные кареты, запряженные лошадьми, вокруг снуются люди, которым совершенно нет дела до его бед и лишений. В этой обстановке Раскольников как никто другой чувствует страшное одиночество, которое с каждым днем порождает все больше мыслей. Возможно, все сложилось бы по-другому, не будь он так одинок.

Именно одиночество Раскольникова стало его союзником. В одиночестве крепла его решимость совершить преступление. Парадокс заключается в том, что с каждым днем, предаваясь все более глубоким раздумьям, он все меньше думал об этом как о преступлении, оправдываясь тем, что это необходимость. Голодный студент, снимавший маленькую комнатку, он взрастил в себе ненависть к тем, кто, как он считал, недостоин того, чтобы иметь сытый желудок и теплую постель пока он, Раскольников, влачит жалкое существование без надежды на светлое будущее. В одиночестве рождается страшный, но, как кажется самому Родиону, вполне практичный план, который поможет ему распрощаться с нищетой, голодом и долгами. Старуха-процентщица в понимании Раскольникова - просто ненужное звено в цепи, которым можно пожертвовать ради собственного блага.

Раскольников, планируя убийство старухи, не считает себя злодеем. Ему не кажется, что все люди равны по своей природе, и что каждый из них заслуживает того, чтобы жить наравне с остальными. Нет, ради великих умов и грандиозных идей можно пожертвовать так называемым «расходным материалом», к которому Родион и относит старуху-процентщицу. Ее жизнь кажется Раскольникову какой-то ошибкой. С его точки зрения старуха не приносит никакой пользы, лишь дразня и раздражая его тем, что она имеет то, что недоступно самому Родиону. Почему она живет в достатке и сытости, а он должен со страхом ждать каждого нового дня? Почему этот новый день должен внушать ему такой ужас, в то время как она, нисколько не ценя того, что имеет, живет, не ведая тех забот, которыми полна жизнь Родиона?

Так и рождается теория Раскольникова, делящая людей на две неравные группы, одной из которых можно пожертвовать во благо второй. Люди, представляющие собой просто расходный материал, и те, ради которых и возможна жертва. Жалеет ли он тех, кого сам низверг до уровня «расходного материала»? Нисколько. Сам Родион уверен, что ради таких, как он, можно принести в жертву старуху-процентщицу. Жизнь ее бесполезна и пуста, она и без того уже подходит к закату, а для него, для Раскольникова все еще только начинается. Поэтому ему не жаль принести старуху в жертву ради своей цели - собственного благополучия. Ведь он, Родион Раскольников должен как-то пробиться в жизни, оставить в ней значимый след, выбиться в люди, но на пути у него тяжелое, почти непреодолимое препятствие - нищета. И вот появляется шанс оставить неудачи позади, для чего и нужно-то сделать всего один шаг - устранить старуху.

Поддался ли бы Раскольников такому страшному, всепоглощающему раскаянию, если бы вместе со старухой ему не пришлось так же жестоко расправиться с Елизаветой, как с невольной свидетельницей его преступления? Вряд ли его бы так мучила совесть, останься старуха его единственной жертвой, ведь он столько раз прокручивал в голове сценарии ее убийства, ни разу не ужаснувшись тому, что за мысли приходят ему в голову. Но Елизавета в понимании Раскольникова явно не вписывалась в категорию тех, кем можно с легкостью и без зазрения совести пожертвовать ради высокой цели.

Потерпела ли бы теория Раскольникова крах, если бы он совершил преступление точно по задуманному им сценарию? Если бы, убив старуху и разжившись ее деньгами, он тихо скрылся в шумном и многоголосом Петербурге, в котором каждый второй прячет за душой тайну или проступок, за которым могло бы последовать наказание? Так или иначе, но именно смерть Елизаветы - невинно загубленной души - помогает ему прозреть, и с каждым днем чаша раскаяния наполняется все больше и больше, пока не начинает переливаться до краев.

И только тогда, сдавшись на милость беспощадному палачу - собственной совести - и признавшись во всем, Раскольников, наконец, обретает покой.

Loading...Loading...