Порядок регистрации в службе занятости населения. О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы

Здравствуйте.

В соответствии с правилами постановки на учёт в качестве безработного в целях поиска подходящей работы:

3. Постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов:
а) паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий;
б) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и об условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).
4. При постановке на регистрационный учет гражданемогут предъявить в том числе следующие документы:
а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты;
б) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
(пп. «б» в ред. Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 N 201)
в) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
г) документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
д) документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Как видите, это не обязанность, а право, но есть и п. 7. данных правил который говорит о том, что:

7. Трудоспособным гражданам, за исключением граждан, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, не имеющим работы и заработка, ищущим работу и готовым приступить к ней, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления следующих документов:




То есть если Вы ищете работу и готовы к ней приступить, то справка обязательна.

Так же в соответствии с правилами регистрации в качестве безработного:

4. Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:
а) паспорт или документ, его заменяющий;
б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;
в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;
(пп. «в» в ред. Постановления Правительства РФ от 06.03.2015 N 201)
г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;
У меня опять отказали принимать документы, т.к. справка является цветной копией и требовали оригинал.
Олег Бедняков

Это верно, копия есть копия, предъявляется именно оригинал, тут нарушения нет

О безработных гражданах, признание безработным и правилах регистрации

Согласно ст.3 закона «О » безработным признаётся гражданин при наличии следующих условий:

  1. трудоспособность по состоянию здоровья и возрасту, т.е. гражданин достиг 16 лет и не получает пенсии по старости или за выслугу лет;
  2. отсутствие работы и заработка, при этом не учитывается оплата за время выполнения общественных работ по направлению службы занятости, для уволенных по п.1, 2 ст.81 ТК;
  3. готовность приступить к работе;
  4. регистрация в целях поиска подходящей работы в государственной службе занятости по месту жительства, а для беженцев и вынужденных переселенцев – по месту пребывания;
  5. отсутствие возможности трудоустройства в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы. В течение 10 дней служба занятости обязана по возможности предложить гражданину два варианта подходящей работы, а если нельзя подобрать подходящую работу или когда у гражданина нет необходимой квалификации – два варианта профессиональной подготовки, при этом одно и то же место работы, обучения не может быть предложено дважды.

Определение подходящей работы дано в ст.4 закона «О занятости», применительно к отдельным категориям безработных. По общему правилу, подходящей считается работа, учитывающая 4 условия:

  • профессиональная пригодность работника. Если у работника несколько профессий, то поиск работы производится по каждой из них, при этом предпочтение отдаётся той профессии, по которой он работал перед обращением в службу занятости, учитываются состояние рынка труда и пожелания гражданина;
  • условия последнего места работы, учитывается состояние охраны труда и заработок. Предлагаемый заработок не может быть ниже среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы, а если этот заработок выше прожиточного минимума в регионе для трудоспособного населения, то не ниже прожиточного минимума;
  • состояние здоровья: возраст, физические недостатки, хронические заболевания. Для инвалидов подходящая работа – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, медицинскими рекомендациями;
  • Транспортная доступность нового рабочего места, т.е. максимальная удалённость от места жительства безработного определяется службою занятости.

Для отдельных категорий безработных эти требования понижаются:

Для тех, кто впервые ищут работу, не имел профессии, специальности, кто уволен более 1 раза в течение 1 года за виновные действия, для прекративших предпринимательскую деятельность, для стремящихся возобновить трудовую деятельность после более года перерыва, кто не работал более трёх лет, кто обратился после сезонных работ. Для них любая оплачиваемая работа считается подходяще, которую они могут выполнять с учётом возраста, состояния здоровья и других особенностей.

В любом случае подходящею не может считаться работа, если она связана с переменою места жительства, без согласия гражданина; условия труда не отвечают требованиям охраны труда; предлагаемый заработок ниже заработной платы на прежней работе, ниже прожиточного минимума; одна и та же работа предложена дважды и если рабочее место транспортно недоступно. Отказ от такой работы не влечет для безработного неблагоприятных последствий. При возникновении спорных вопросов они разрешаются в суде или в вышестоящей организации. Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости не позднее 11 календарных дней со дня предъявления необходимых документов, т.е. со дня регистрации в целях поиска подходящей работы.

Если подходящей работы нет и в ближайшее время не предвидеться, то гражданин регистрируется в качестве безработного до истечения 10 дней (т.е. даже в день обращения). С этого момента начинается отсчет первого периода безработицы, в течении которого граждане будут получать в течение 6 или 12 мес.

Для признания гражданина безработным не имеет значения:

  • Причина увольнения с места работы, службы (даже если работник был уволен по п. 1, 2 ч. 1 ст. 81 ТК).
  • Сколько времени прошло со дня увольнения по день обращения в службу занятости.

Безработным не может быть признан гражданин:

  • Не достигший 16 лет
  • Которому назначена пенсия по старости или за выслугу лет
  • Отказался в течении 10 дней со дня регистрации в службе от 2 вариантов подходящей работы или 2 вариантов профессиональной подготовки.
  • Не явился без уважительной причины в течении 10 дней со дня регистрации для предложения подходящей работы, а также не явился в срок для регистрации в качестве безработного.
  • Осуждён по решению суда к исправительным работам или к лишению свободы.
  • Предоставил документы, содержащие заведомо ложные сведения.
  • Считающийся занятым.

Отказ в регистрации не лишает гражданина права на повторное обращение в службу занятости через месяц со дня отказа.

Регистрация безработных осуществляется органами службы занятости в соответствии с порядком, утвержденным правительством РФ №778 от 9 июля 1999 г в следующей последовательности:
  1. Первичная регистрация без документов с целью учета.
  2. Регистрируется в целях поиска подходящей работы. Для нее необходимы следующие документы:
  • Паспорт
  • Документ, подтверждающий трудовой стаж
  • Справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы
  • Документы о профессиональной квалификации
  • Инвалиды представляют индивидуальную программу реабилитации.
  • Граждане, имеющие ограничения в трудовой деятельности по состоянию здоровья соответствующие-справки
  1. регистрация граждан в качестве безработного (необходимы те же документы)
  2. перерегистрация безработных осуществляется в сроки, устанавливаемые службой занятости, но не реже 2 раз в месяц. При перерегистрации необходимо предъявить те же документы.

Основания для снятия безработного с учета те же, что и для отказа в регистрации (кроме осуждения его к исправительным работам). Кроме того осуждение снятие с учета происходит при переезде безработного в другую местность, не явки без уважительной причины в течении 1 месяца, смерть безработного. Если вы безработный то можете начать выполнение работ на заказ.

При снятии с учета служба занятости дает гражданину справку о сроке, в течении которого он числился безработным. При некоторых условиях (ст. 110. 113 закона «О трудовых пенсиях») он включается в трудовой стаж.

Обязанности безработного сводятся к следующему:

  1. соблюдать условия регистрации и перерегистрации.
  2. Являться на регистрацию и перегистрацию в трезвом состоянии.
  3. Являться на переговоры с в течении 3 дней с момента получения направления от службы занятости.
  4. Представлять достоверные сведения и документы
  5. Информировать службу занятости о своем трудоустройстве.
  6. Активной содействовать в трудоустройстве (самостоятельно искать работу, не отказываться от предложений).
  7. Добросовестно учиться по направлению службы занятости.

Невыполнение этих условий влечет ответственность: уголовную (за мошенничество), гражданско-правовую. Кроме того это влечет приостановление выплаты пособия на срок до 3 месяцев, снижение его размеров на 25 % на срок до 1 месяца и лишения статуса безработного.

Какие документы нужно представить в службу занятости гражданину для регистрации в качестве безработного?

Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. Это следует из п. 2 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", (далее – Закон N 1032-1).

Документы, которые должно представить на биржу труда лицо, потерявшее работу и лицо, впервые ищущее работу, несколько различаются (п. 4, п. 5 Правил регистрации безработных граждан (далее – Правила), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891).

Так, согласно Правилам постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорт;

б) документ об образовании;

в) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации.

Постановка на регистрационный учет безработных граждан, потерявших работу, осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов:

а) паспорт или документ, его заменяющий;

б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий;

в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях;

г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы;

д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда (далее - индивидуальная программа реабилитации).

На федеральном уровне форма справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, содержащей необходимую информацию для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, не утверждена. В связи с этим справка, утвержденная органами государственной власти субъектов РФ, может быть использована в работе органов службы занятости до утверждения формы данной справки на федеральном уровне. Например, в г. Москве применяется форма справки, утвержденная Приказом ДТиЗН г. Москвы от 27.04.2010 N 132.

До недавнего времени одним из условий принятия органами службы занятости решения о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным являлось наличие справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Как указал Конституционный суд РФ в Постановлении от 06.10.2015 N 24-П само по себе законодательное закрепление перечня документов, при представлении которых гражданин, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, должен быть признан безработным, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя, поскольку является элементом правового механизма социальной защиты от безработицы и в силу этого не может рассматриваться ни как нарушение права граждан на защиту от безработицы, закрепленного ст. 37 (ч. 3) Конституции РФ, ни как умаление государственных гарантий его реализации.

Целью обеспечения подбора гражданину подходящей работы обусловлены, соответственно, и требования о представлении им документов о квалификации, справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы, а также индивидуальной программы реабилитации - для граждан, относящихся к категории инвалидов. Кроме того, справка о среднем заработке необходима для определения размеров пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости: указанные выплаты устанавливаются в прямом процентном отношении к среднему заработку безработного, исчисленному за последние 3 месяца по последнему месту работы (п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 30, п. 1 ст. 33 Закона N 1032-1).

Согласно мнению Конституционного суда РФ, закрепление на законодательном уровне перечня документов, необходимых для принятия органами службы занятости решения о признании гражданина безработным, согласуется с конституционно значимыми целями социальной защиты от безработицы и имеет целью содействие безработным гражданам в поиске подходящей работы и оказание им государственной поддержки, в том числе посредством предоставления временного источника средств к существованию в виде пособия по безработице.

По буквальному смыслу п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1, закрепленный в нем перечень документов имеет универсальный характер, т.е. распространяется на все категории граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, вне зависимости от факта осуществления ими до обращения в органы службы занятости трудовой или иной общественно полезной деятельности, давности прекращения и характера этой деятельности.

Вместе с тем федеральный законодатель, реализуя свои дискреционные полномочия по установлению правового механизма социальной защиты от безработицы, предусмотрел для отдельных категорий безработных граждан специальное регулирование в части определения критериев подходящей работы, а также размеров назначаемого им пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой в случае направления их органами службы занятости для прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования. К их числу относятся, в частности:

а) граждане, прекратившие индивидуальную предпринимательскую деятельность;

б) а также лица, стремящиеся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва.

Оказание содействия в подборе подходящей работы гражданам, прекратившим индивидуальную предпринимательскую деятельность, и лицам, стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва, а также назначение пособия по безработице или стипендии на период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования не требуют от органов службы занятости обязательного установления размера среднего заработка этих граждан по последнему месту работы, поскольку от него не зависят ни допустимость предлагаемой им оплачиваемой работы в качестве подходящей, ни размеры указанных социальных выплат.

Кроме того, само по себе отсутствие сведений о размере их среднего заработка по последнему месту работы не должно служить препятствием и для надлежащего осуществления в отношении них органами службы занятости функций по предоставлению иных мер государственной поддержки в области содействия занятости и защиты от безработицы, виды и объем которых Закон N 1032-1 также никоим образом не связывает с размером среднего заработка лиц, относящихся к одной из названных категорий.

Сформулированный в п. 3 ст. 3 Закона N 1032-1 исчерпывающим образом перечень категорий граждан, которые не могут быть признаны безработными, не включает граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, но не представивших органам службы занятости документ, содержащий сведения о размере среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы

Таким образом, Закон N 1032-1 не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными трудоспособных граждан, относящихся к категориям лиц, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность или стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

В связи с вышеизложенным Конституционный суд РФ в Постановлении от 06.10.2015 N 24-П признал взаимосвязанные положения п. 1 и п. 2 ст. 3 Закона N 1032-1 не противоречащими Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают возможность отказа органов службы занятости в признании безработными граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность либо стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва, только на том основании, что ими не представлена справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы.

Однако, в связи с появление вышеуказанного Постановления Конституционного суда РФ возможно следует ожидать некоторых изменений в пункт о необходимости предоставлять справку о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы. Возможно, в тексте Закона N 1032-1 будет сделано исключение о необходимости предоставлять данную справку для граждан, прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, а также для лиц, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более 1-го года) перерыва.

Loading...Loading...