Последние минуты жизни имама шамиля. Имам Шамиль: биография, деятельность, достижения и интересные факты

Имам Шамиль – великая личность в истории человечества. О нем невозможно говорить без употребления эпитетов превосходной степени. Имам Шамиль человек с большой буквы, великий предводитель, полководец, тарикатский шейх, ученый-богослов, политик, идеал для подражания и национальный герой Кавказских народов. Его особенностями были глубокая богобоязненность, справедливость, искренность, любовь к своему народу.

Удивительные события связанные с последними минутами жизни имама Шамиля открывает нам один исторический документ. Это отрывок из письма Абдурахмана ат-Телетль, который, будучи в Аравии, стал свидетелем смерти имама Ша­миля. Письмо было отправлено из Медины в Дагестан неизвестному адресату. В наше время оно попало в руки известному арабисту Нурмагомедову Мухаммад-Хаджи, который и перевел его.

«... В Мекку к нему [Шамилю] пришли большие алимы, мударисы, имамы, проповедники, шейхи. Они пришли к нему в качестве паломников, чтобы увидеть его лицо. Эмир Мекки издал указ, чтобы его почитали. Однажды, когда имам возвращался с вечернего намаза, у ворот, именуемых Бабу-Али, встретился с ним пророк Хизри (мир ему). Иногда, чтобы люди не узнавали его [имама], когда шел на намаз, он переодевался. О его встрече с пророком Хизри (мир ему) ведомо Мухаммад-Амину из Гонода (бывший наиб Шамиля).

Когда увидел купол мечети Пророка (мир ему и благословение) (имеется ввиду мазар на могиле в форме купола), имам помолился: «Всевышний Аллах, Ты меня соседом этого Твоего Пророка [Мухаммада] умертви».

Много раз ходил имам на могилу Пророка (мир ему и благословение). К нему он обращался: «Пророк Аллаха, если Ты доволен мною, сделай так, чтобы я увидел Твое лицо».

В один прекрасный день, когда он так сидел возле могилы Пророка (мир ему и благословение), ему явился Пророк (мир ему и благословение). Оттуда имам возвратился домой дрожащим. После этого его тело стало слабеть. Он умер влюбленным в Аллаха. В это время в Медине жил шейх по имени Сайгид Хусейн. Имам умер, положив голову на его колени.

Имам Шамиль был человеком достигшим больших уровней в познании Всевышнего. В тот день, когда он умер, проявилось его чудотворство. В момент, когда его тело опускали в могилу на кладбище Бакия, он заговорил: «Ты будь садом, оберегающим меня, не дающим мне скучать».

На похороны имама Шамиля пришли большие алимы и другие известные люди города Медины. И джаназа-намаз (погребальный намаз) совершили в Равза, в мечети Пророка (мир ему и благословение). Много людей оплакивало его. Женщины, дети, поднявшись на крыши домов, провожали имама, говорили, что смерть эмира людей газавата большая беда. Перед тем, как отнести тело на кладбище, собралось много народу. Было много желающих, готовых отнести тело Шамиля на кладбище Бакия, ибо от этого хотели получить воздаяние Аллаха. И я есть Абдурахман из Телетля. 1871 год».

Это письмо было зачитано на вечере памяти, посвященном 137-й годовщине смерти имама, которое состоялось в 2007 году в Махачкале.

Шами́ль (1797-1871) - предводитель кавказских горцев, в 1834 признанный имамом, объединил горцев Западного Дагестана и Чечни, а затем и Черкесии в теократическое государство Имамат и до взятия в плен при штурме Гуниба в 1859 князем Барятинским энергично вёл борьбу. Перевезённый в Калугу, а затем в Киев, получил наконец обещанное ещё на Гунибе разрешение совершить паломничество Хадж в Мекку, где и умер.

Родился в селении Гимры (Генуб) общества Хандалал Кавказской Аварии (Унцукульский район, Зап. Дагестан) около 1797 года. Имя данное ему при рождении - Али - было измененено его родителями на «Шамиль» ещё в детском возрасте. Одаренный блестящими природными способностями, он слушал лучших в Дагестане преподавателей грамматики, логики и риторики арабского языка. Проповеди его великого односельчанина Гази-Мухаммада (1795-1832)(Кази-муллы), первого имама и проповедника священной войны - газавата, - увлекли Шамиля, который стал сначала его учеником, а потом и ярым сторонником. Последователи назывались мюридами, от чего всё движение получило название мюридизм.

Осажденный вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел, хотя и страшно израненный (сломаны рука, рёбра, ключица, проколото лёгкое), пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад(1829-1832) первым бросившийся на врага стал шахидом, весь исколотый штыками. Его тело было распято и на месяц выставлено на вершине горы Тарки-тау, после чего голова была отсечена и как трофей направлена по всем крепостям Кавказской кордонной линии.

Пока Шамиль лечился от ран новым имамом в конце 1832 года был провозглашён другой близкий сподвижник Гази-Мухаммада гоцатлинский чанка Гамзатбек(1832-1834), сын Алискандирбека, вериза Ума(р)-хан-нуцала Великого (1775-1801), происходивший из потомков Мухаммад-хана Кази-Кумухского. В 1834 году Гамзатбек сумел взять Хунзах и истребить династию аварских нуцалов. Однако 7 или 19 сентября 1834 года Гамзатбек был убит в Хунзахской мечети заговорщиками мстившими ему за истребление рода Хунзахских правителей - нуцалов.

Став третим имамом Чечни и Дагестана Шамиль 25 лет властвует над горцами Дагестана и Чечни, успешно борясь против количественно превосходивших его российских войск. Менее торопливый, чем Кази-мулла и Гамзатбек, Шамиль обладал военным талантом, и главное большими организаторскими способностями, выдержкой, настойчивостью, уменьем выбирать время для удара. Отличаясь твёрдой и непреклонной волей, он умел воодушевлять горцев к самоотверженной борьбе, но и принуждать к повиновению своей власти, которую он распространил и на внутренние дела подвластных общин, последнее для горцев и особенно чеченцев было тяжело и непривычно.

Шамиль соединил под своей властью все общества Западного Дагестана (чеченские и аваро-андо-цезские джамааты). Опираясь на учение ислама о газавате, трактуемом в духе войны с неверными и приложеной к ней борьбе за независимость, он старался объединить разрозненные общины Дагестана и Черкесии на почве ислама. Для достижения этой цели, он стремился к упразднению всех порядков и учреждений, основанных на вековых обычаях - адат; основой жизни горцев, как частной, так и общественной, он сделал шариат, то есть основанную на тексте Корана систему исламских предписаний применяемую в мусульманском судопроизводстве. Шамиль строго преследовал сторонников сохранения адата, в частности знаменитого суфия Кунту Хаджи. Время Шамиля называлось у горцев временем шариата, его падение - падением шариата.

Вся подчинённая Шамилю страна была разделена на округа, из которых каждый находился под управлением наиба, имевшего военно-административную власть. Для суда в каждом наибстве был [[муфтий], назначавший кади. Наибам было запрещено решать шариатские дела, подведомственные муфтии или кади. Каждые четыре наибства сначала подчинялись мудиру, но от этого установления Шамиль в последнее десятилетие своего господства принужден был отказаться, вследствие постоянных распрей между мудирами и наибами. Помощниками наибов были мюриды, которым, как испытанным в мужестве и преданности «священной войне» (газавату), поручали исполнять более важные дела. Число мюридов было неопределённо, но 120 из них, под начальством юзбаши (сотника), составляли почётную стражу Шамиля, находились при нём безотлучно и сопровождали его во всех поездках. Должностные лица были обязаны беспрекословно повиноваться имаму; за ослушание и проступки их подвергали выговору, разжалованию, аресту и наказанию плетьми, от которого были избавлены мудиры и наибы. Военную службу обязаны были нести все способные носить оружие; они делились на десятки и сотни, бывшие под начальством десятских и сотских, подчинённых в свою очередь наибам. В последнее десятилетие своей деятельности Шамиль завёл полки в 1000 человек, делившиеся на 2 пятисотенных, 10 сотенных и 100 отрядов по 10 человек, с соответственными командирами. Некоторые особо пострадавшие от вторжения русских войск селения, в виде исключения, были избавлены от военной повинности, но обязаны были за то доставлять серу, селитру, соль и т. п. Самое большое войско Шамиля не превышало 30 тыс. человек. В 1842-1843 гг. Шамиль завёл артиллерию, частью из брошенных или трофейных пушек, частью из приготовленных на собственном его заводе в Ведено, где было отлито около 50 орудий, из которых годных оказалось не более четверти. Порох изготовлялся в Унцукуле, Гунибе и Ведено. Государственная казна составлялась из доходов случайных и постоянных; первые состояли из трофеев, вторые состояли из закята - установленного шариатом сбора десятой части дохода с хлеба, овец и денег, и хараджа - подати с горных пастбищ и с некоторых селений, плативших такую же подать ханам. Точная цифра доходов имама неизвестна.

Основные даты жизни и деятельности Шамиля

  • 1797, 26 июня — родился в аварском ауле Гимры в Дагестане
  • 1804-1828 — учёба в разных школах Дагестане.
  • 1829-1832 — ближайший сподвижник 1-го имама Гази-Магомеда.
  • 1832, 17 октября — гибель Гази-Магомед в битве под Гимрами, тяжёлые ранения Шамиля .
  • 1833-1834 — принимает активное участие в борьбе горцев под руководством имама Гамзат-бека.
  • 1834, 19 сентября — после гибели Гамзат-бека горцы избирают имамом Шамиля .
  • 1834, конец — первые бои отрядов Шамиля с регулярной царской армией.
  • 1835-1836 — распространение «мирного шариата», укрепление власти Шамиля . Первые реформы.
  • 1837, май — июль — «Аварская» экспедиция К. Фезе, подписание мирного договора. Рост влияния Шамиля .
  • 1837, сентябрь — переговоры с К. Клюки фон Клюгенау. Отказ Шамиля явиться «с повинной» к прибывшему на Кавказ императору.
  • 1838 — усиление Шамиля и расширение территории Имамата.
  • 1839, май — август — наступление царских войск в Дагестане, бои за Ахульго. Выдача в аманаты сына Шамиля Джамалуддина.
  • 1839, 22 августа — взятие Ахульго. Спасение Шамиля и его переход в Чечню.
  • 1840, начало — избрание Шамиля имамом Чечни. Восстания в Чечне и Дагестане.
  • 1840, июль — победа Шамиля над отрядом Клюки фон Клюгенау под Ишкартами.
  • 1840, конец сентября — перенос столицы Имамата в Дарго.
  • 1840, 11 октября — набег Ахвердилава на Моздок, пленение Анны Улухановой, ставшей затем женой Шамиля Шуайнат.
  • 1840, конец — переход к Шамилю Хаджи-Мурада.
  • 1840-1842 — укрепление Имамата. Военные реформы.
  • 1841, май — бои на Хубарских высотах. Отражение наступления Головина.
  • 1842, май — июнь — разгром экспедиции П. Граббе.
  • 1842 — начало земельной реформы.
  • 1843 успешные операции Шамиля , утверждение его власти на большей части Дагестана и Чечни. Занятие Хунзаха, блокада Темир-Хан-Шуры. Неудача под Казанищами.
  • 1844-1850 — укрепление и новое расширение Имамата. Государственное строительство, новые реформы, приток мигрантов в Имамат. Создание Низама (Кодекса) Шамиля .
  • 1844, июнь — переход к Шамилю генерала Даниял-бека Элисуйского.
  • 1845, май-июнь — разгром «Сухарной» экспедиции наместника М. Воронцова.
  • 1845, конец — строительство новой столицы в Ведено . Строительство крепостей и укреплений — «Шамилевской стены».
  • 1846, апрель — неудачный поход Шамиля в Кабарду.
  • 1846, октябрь — бои за Акуша-Дарго.
  • 1847, июнь — оборона Гергебиля.
  • 1847, июль — сентябрь — штурм и взятие аула-крепости Салта войсками М. Аргутинского-Долгорукого.
  • 1848, январь — съезд в Ведено , признание сына Шамиля Гази-Магомеда наследником имамской власти.
  • 1848, июнь — осада и взятие царскими войсками аула Гергебиль.
  • 1848, сентябрь — поход Шамиля на юг Дагестана, штурм укрепления Ахты и отступление.
  • 1848 — наиб Шамиля Магомед-Амин возглавляет сопротивление в Черкесии.
  • 1849, 14 апреля — набег Хаджи-Мурада на Темир-Хан-Шуру.
  • 1849, лето — оборона аула Чох и отступление Аргутинского.
  • 1850, осень — визит на Кавказ и «боевое крещение» будущего императора Александра II.
  • 1851, лето — неудачные походы в Кайтаг и Табасаран. Отставка Хаджи-Мурада.
  • 1853, август — вторжение отрядов Шамиля за Лезгинскую кордонную линию. Отход до прибытия войск Аргутинского.
  • 1854, июль — вторжение в Кахетию, пленение грузинских княгинь.
  • 1855, 10 марта — обмен княгинь на сына Шамиля Джамалуддина.
  • 1855, март -перемирие между Шамилем и наместником Н. Муравьёвым.
  • 1856-1857 — окончание Крымской войны и нарушение перемирия новым наместником А. Барятинским.
  • 1858, май — восстание назрановских ингушей и неудачная попытка Шамиля оказать им помощь.
  • 1859, 1 апреля — взятие царскими войсками Ведено . Уход Шамиля в Дагестан.
  • 1859, весна — последний съезд в Хунзахе. Строительство укреплений на реке Андийское Койсу.
  • 1859, лето — крупномасштабное наступление Барятинского. Уход Шамиля на Гуниб.
  • 1859, август — блокада Барятинским Гуниба, попытки переговоров.
  • 1859, 25 августа — взятие Гуниба. Почётное пленение Шамиля
  • 1859, 3 сентября — Шамиль отправляется из Дагестана в Санкт-Петербург.
  • 1859, 15 сентября — встреча Шамиля с Александром II в Чугуеве.
  • 1859, 22 сентября — прибытие Шамиля в Москву и встреча с генералом А.Ермоловым .
  • 1859, 26 сентября — прибытие в Санкт-Петербург.
  • 1859, 29 сентября — встреча с императрицей в Царском Селе.
  • 1859, 10 октября — прибытие Шамиля в Калугу.
  • 1860, 5 января — приезд в |Калугу семейства Шамиля .
  • 1861, 8 апреля — поступление сына Шамиля Магомед-Шапи на службу в Собственный Его Императорского Величества конвой.
  • 1860, конец апреля — визит в Калугу Магомед-Амина.
  • 1861, 27 июля — приглашение Шамиля в Санкт-Петербург для встречи с императором. Посещение Петергофа и Кронштадта.
  • 1861, 29 июля — приём в Царском Селе. Обещание Александра II отпустить Шамиля в хадж.
  • 1862, 1 апреля — пристава А. Руновского сменяет пристав П. Пржецлавский.
  • 1866, 1 февраля — упразднение должности пристава при Шамиле.
  • 1866, 26 августа — принятие Шамилем присяги на верноподданство России.
  • 1868, ноябрь-декабрь — Шамиль переезжает на жительство в Киев.
  • 1869, 16 февраля — Александр II разрешает Шамилю отправиться в паломничество в Мекку.
  • 1869, 12 мая — отъезд Шамиля из Киева.
  • 1869, 19 мая — прибытие Шамиля в Стамбул.
  • 1869, 30 августа — возведение Александром II Шамиля в потомственное дворянство.
  • 1869, 16 ноября — участие Шамиля в открытии навигации на Суэцком канале.
  • 1869, 20 ноября — прибытие Шамиля с семьей в Мекку. Совершение хаджа.
  • 1870, конец марта — переезд Шамиля из Мекки в Медину.
  • 1870, 23 декабря — сын Шамиля Гази-Магомед отправляется из Киева в Медину для свидания с отцом.
  • 1871, 4 февраля — кончина имама Шамиля . Похороны на кладбище Джаннат аль-Бакия в Медине.

В молодые годы при посещении любого города, если время пребывания в нем было достаточным, автор стремился первым делом посетить местный музей, местный рынок и, если получится, местное кладбище. В городе Грозном в 1971 г. в местном историческом музее наибольшее впечатление на выпускника исторического факультета ЛГПИ им. А. И. Герцена произвел портрет Шамиля. К тому моменту отечественная историческая наука еще не вполне определилась в своей оценке данной неоднозначной, как бы сейчас сказали, личности. При очередном политическом повороте портрет вполне могло «сдуть» в запасники.

Шамиль

По «Большой Российской энциклопедии», Шамиль родился в один год с Пушкиным – в 1799 г., а по мнению специалиста – 26 июня 1797 г. Имя Шамиль считается родственным ветхозаветному Шамуил и одному из имен Аллаха («всеобъемлющий»). Коран Шамиль начал читать с шести лет. Позже он научился стрелять, мастерски владел шашкой, бегал, прыгал и плавал лучше всех, побеждал в единоборствах. Изучение молодым человеком истинного пути к совершенству привело к выводам: надо бороться против власти неверных, так как она не от Аллаха. И нужно вести борьбу с теми местными правителями, которые с неверными примирились.

С именем Шамиля связан самый напряженный период Кавказской войны 1817-1864 гг. Он был третьим имамом после Гази-Магомеда (Гази-Муллы) (1828-1832) и Гамзат-бека (1832-1834). У Гази-Муллы, возглавлявшего отряды вооруженных учеников-мюридов, Шамиль был ближайшим помощником, «военным министром». В бою за Гимры, родину Шамиля, первый имам погиб, а Шамиль благодаря силе и ловкости ушел, но три месяца лечился от ран. Имамом Шамиль стал после того, как Гамзат-бек за проявленную жестокость был зарублен аварцами прямо в мечети. Шамиль обосновался в цитадели Ахульго, которую в 1839 г. русские войска с помощью союзных горцев взяли штурмом. Имам Шамиль с трудом ускользнул в Чечню.

В Чечне к середине 1840-х гг. он создал крупную армию, взял на вооружение тактику партизанской войны, нанес ряд поражений русским войскам. Под его полным контролем находились горные районы Дагестана и Чечни, часть Аварии.

Генерал А. П. Ермолов. Художник Джордж Доу

Шамиль создал правительство – диван, назначал наместников и губернаторов, организовал систему судопроизводства, тайный сыск и сбор налогов. Управлять горцами приходилось жесткими методами. Наибы творили произвол, многие горцы просто разбойничали.

После окончания Крымской войны на Кавказе была сосредоточена 220-тысячная армия, вооруженная дальнобойными нарезными ружьями. Новый кавказский наместник князь А. И. Барятинский старался привлечь к себе местных правителей деньгами, и наибы Шамиля стали переходить на русскую службу. Летом 1859 г. Шамиль отступил в аул Гуниб с отрядом в 400 человек. В середине 1840-х под его началом было до 50 тысяч бойцов. Шамиль отказался сдаваться, так как не верил русским. Но с началом штурма вокруг него остались только 40 мюридов. Имам сдался под приветственное «Ура!» русских солдат. Это произошло 25 августа 1859 г.

В плену к имаму относились с почестями. Александр II во время встречи в городе Чугуеве сказал Шамилю: «Я очень рад, что ты наконец в России, жалею, что это случилось не ранее! Ты раскаиваться не будешь. Я тебя устрою, и мы будем друзьями!» Некоторое время он вместе с большой семьей (две жены, дети, зятья, внуки) и обслуживающим персоналом (всего 22 человека) жил в почетной ссылке в Калуге. Ежегодно на содержание пленников выделялось 20 тысяч рублей. Еще 10-15 тысяч рублей составляла пенсия самого Шамиля. В 1866 г. семейство Шамиля присягнуло на российское верноподданство и в 1869 г. получило разрешение переехать в Киев. Александру II передавали, что Шамиль часто повторял: «Если бы я знал, какая Россия большая и могучая страна, я никогда бы против нее не воевал».

Шамиль, бывший непримиримым врагом России на протяжении четверти века, был отпущен для совершения паломничества в Мекку. Он умер 4 февраля 1871 г. при переезде из Мекки в Медину, где и похоронен на кладбище Джаннат-аль-Бакир, в одном из самых почитаемых и посещаемых паломниками мест.

В 1859 году перевернулась одна из кровавых страниц истории России и Кавказа. После многомесячной осады русские войска взяли аул Гуниб в Дагестане и захватили в плен знаменитого вождя горцев – имама Шамиля. Больше четверти века он был одним из самых упорных и неуловимых врагов Российской империи.

В начале 1830-х годов Шамиль создал многонациональное государство, в котором были объединены чеченцы, ингуши, аварцы (сам Шамиль был аварцем), лезгины и представители ряда малых дагестанских народностей. Шамиль сплотил их на основе мюридизма – воинствующего направления в исламе, главной идеей которого является священная война с «неверными» (газават) как долг каждого мусульманина. Шамиль стал самодержавным повелителем, сосредоточившим в своих руках духовную, светскую и военную власть, – имамом теократического государства.

Вначале Шамиль был одним из сподвижников первого имама – Кази-Муллы, поднявшего в 1829 году восстание против российского господства на Кавказе. Но во время взятия русскими войсками в 1832 году аула Гимры Кази-Мулла был убит. Его преемник Гамзат-бек тоже продержался недолго - пал жертвой межплеменных разборок. И тогда верховный авторитет среди мюридов (борцов за веру) перешёл к Шамилю. Он обосновался в ауле Ахульго и дал начало новому витку борьбы народов Кавказа за независимость.

Шамиль искусно пользовался дипломатическими методами. В первые годы правления ему удавалось путем переговоров удерживать российскую администрацию от военных действий. Когда же в 1837 году русские войска всё-таки взяли Ахульго, Шамиль согласился присягнуть на верность российскому императору. Однако полученную таким образом мирную передышку Шамиль использовал для укрепления своей власти и консолидации сил горцев с целью возобновления противостояния.

В 1839 году русские войска опять захватили Ахульго, но Шамиль сумел ускользнуть. Российские власти посчитали его дело проигранным и не стали его преследовать, и вновь просчитались. Обосновавшись на этот раз в чеченском селении Дарго, Шамиль в 1842 году отразил наступление русских. А в 1845 году, когда Дарго все-таки пало под натиском соединений императорской армии, наши войска при отходе попали в засаду и были уничтожены мюридами.

Последующие 12 лет были пиком политического могущества Шамиля. Власть имама простёрлась на весь Горный Дагестан, Ингушетию, Чечню и некоторые северо-западные районы нынешнего Азербайджана. В своём государстве Шамиль неуклонно устанавливал порядки в соответствии с шариатом. Он умно укреплял собственную власть. А чтобы предотвратить сепаратизм, разделил на местах военную и судебную власти.

Шамиль обладал широким политическим кругозором. Во время Восточной войны (1853-1856 гг.) он пытался найти союзников в лице Турции и Англии и просил у них помощи оружием и деньгами (но не получил её из-за трудностей сообщения). Завязал Шамиль отношения и с борцами за независимость на Западном Кавказе – черкесскими племенами.

Только после окончания Восточной войны Российская империя смогла вернуться к окончательному завоеванию Кавказа. К тому времени власть Шамиля переживала кризис. Многим горцам не нравились порядки, заводимые Шамилем, произвол его кади (судей) и наибов (военных губернаторов), вводимые имамом непривычные налоги «на борьбу с неверными». Некоторые племенные авторитеты испытывали всё больше желания замириться с российской администрацией на условиях сохранения своего традиционного положения. Шамилю становилось всё труднее контролировать своих соратников.

На время Шамилю ещё удалось сплотить горцев перед лицом возобновившегося наступления русской армии. Но, когда весной 1859 года императорские войска под командованием генерала от инфантерии А.А. Барятинского обложили Гуниб, Шамилю оставалось либо погибнуть, либо выговорить себе почётные условия сдачи. Однако Шамиль затягивал переговоры. Тогда Барятинский 25 августа 1859 года двинул свои подразделения на штурм Гуниба. И Шамиль был захвачен в плен.

Российская империя милостиво относилась к своим побеждённым врагам. Кроме того, пример уважительного обращения с Шамилем должен был побудить других вождей горского сопротивления прекратить борьбу. Шамилю были оставлены государственная казна (превращённая им в личную) и его гарем. Он также получил обещание, что в дальнейшем ему будет предоставлена возможность совершить паломничество в Мекку. Шамиля поселили в Калуге, где царское правительство взяло для него в аренду роскошный дом местного помещика Сухотина. Знатному пленнику была определена пенсия из российской казны в размере 15 тысяч тогдашних рублей в год. Его принял и беседовал с ним сам император Александр II.

Шамилю было позволено ездить по России. Он с интересом наблюдал за новшествами технического прогресса, входившими тогда в жизнь – железные дороги, пароходы, телеграф; восхищался огромными каменными зданиями и храмами и т.д. Говорят, что под конец жизни он выразил сожаление, что так долго боролся с «белым царём». В 1866 году, в годовщину своего пленения, он торжественно принёс присягу на верность российской короне.

В 1870 году Шамиль совершил паломничество в Мекку, где, как и предсказывал, скончался на следующий год. Его похоронили в Медине. Шамиль явно не прогадал ни когда воевал, ни когда сдавался в плен. Он получил от жизни всё – богатство, власть, почитание и священную о нём память народов, которыми правил, а под конец жизни, утратив только власть, получил уважение от победившего его противника.

Ранние годы

Мальчику в честь деда дали имя Али. Ребенком он был худ, слаб и часто болел. По народному поверью горцев в подобных случаях предписывалось переименовать ребёнка. Ему решили дать имя «Шамиль» в честь дяди, брата его матери. Маленький Шамиль начал поправляться и впоследствии сделался крепким, здоровым юношей, изумлявшим всех своей силой. В детстве отличался живостью характера и резвостью; был шаловлив, но ни одна шалость его не была направлена кому-нибудь во вред. Гимринские старики рассказывали что Шамиль в молодости отличался угрюмой наружностью, непреклонной волей, любознательностью, гордостью и властолюбивым нравом. Шамиль страстно любил гимнастику, он был необыкновенно силён и отважен. Никто не мог догнать его, на бегу. Пристрастился и к фехтованию, кинжал и шашка не выходили из его рук. Летом и зимой, во всякую погоду, он ходил с босыми ногами и с открытой грудью. Первым учителем Шамиля был друг его детства Гази-Мухаммад (1795-1832) (Кази-Магомед, Кази-мулла), родом из Гимры. Учитель и ученик были неразлучны. Серьёзным учением Шамиль занялся с двенадцати лет в Унцукуле, со своим наставником Джамалутдином Кази-Кумухским. В двадцать лет он окончил курсы грамматики, логики, риторики, арабского языка и начал курсы высшей философии и законоведения.

Война с Российской империей

Проповеди Гази-Мухаммада, первого имама и проповедника «священной войны» - оторвали Шамиля от книг. Новое мусульманское учение Гази-Мухаммада; "Мюридизм", распространялось быстро. «Мюрид» значит ищущий путь к спасению. Мюридизм не отличался от классического Ислама ни в обрядах ни в учении и признавал султана халифом и главою веры. Мюриды верили, что Мухаммед воздвигает из народов пророков, которые стараются сохранить учение Корана в чистоте и что правоверные должны повиноваться им как избранным людям. Таким то избранным, горцы признавали Гази-Мухаммада, особенно отличавшегося своей набожностью. С того времени, как в Чечню проникло из Дагестана учение мюридов, война против неверных превратилась в общенародное движение. В 1831 году чеченцы под руководством Гази-Мухаммада подняли общее восстание.

В набегах Гази-Мухаммада против ханов Аварии, преданных русскому правительству, принимал деятельное участие и Шамиль. Вскоре твердость характера, усердие в деле Газавата, равнодушие ко всем благам мира, безукоризненная нравственность, честность, поселили в горцах высокое уважение к Шамилю и он сделался правою рукою имама Гази-Мухаммада. Шамиль был глубоко предан учителю и быстро исполнял повеления своего имама. Начало тридцатых годов было самое тревожное на Кавказе. Осажденный вместе с имамом Гази-Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимры , Шамиль успел, хотя и страшно израненный, пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази-Мухаммад , первым бросившийся в атаку, погиб.

Современники так описывают это героическое сражение:

«Кази-Магомед сказал Шамилю: „Здесь нас всех перебьют и мы погибнем, не сделав вреда неверным, лучше выйдем и умрем, пробиваясь“. С этими словами он, надвинув на глаза папаху, бросился из дверей. Только что он выбежал из башни, как солдат ударил его в затылок камнем. Кази-Магомед упал и тут-же был заколот штыками. Шамиль, видя, что против дверей стояли два солдата с прицеленными ружьями, в одно мгновение прыгнул из дверей и очутился сзади обоих. Солдаты тотчас повернулись к нему, но Шамиль изрубил их. Третий солдат побежал от него, но он догнал и убил его. В это время четвёртый солдат воткнул ему в грудь штык, так что конец вошел ему в спину. Шамиль схватив правою рукою дуло ружья, левою изрубил солдата (он был левша), выдернул штык и, зажав рану, начал рубить в обе стороны, но никого не убил, потому что солдаты от него отбегали, пораженные его отвагой, а стрелять боялись, чтобы не ранить своих, окружавших Шамиля. »

Семья

Имам Шамиль (сидит) с сыновьями

После смерти отца мать Шамиля вышла замуж за Денгау Мохаммеда. В этом браке была рождена дочь Фатимат, бывшая замужем сначала за Магомою, а впоследствии за Гимринским Хамулатом, убитым при взятии старого Дарго в 1845 году . Фатимат погибла при взятии русскими войсками крепости Ахульго в 1839 году . Она бросилась в реку Койсу , чтобы не попасть в руки неверных, по приказанию Шамиля, и утонула. От Фатимат осталась дочь Меседу, которая была замужем два раза за Алм-Магометами; От первого мужа у неё был сын Гамзат-Бек, отправленный в 1838 году аманатом в Россию.

У Шамиля было пять жен. Одна из них, Шуанет была урождённой Анной Ивановной Улухановой, армянкой по происхождению .

Айман аз-Завахири о Шамиле

Память

Мемориальная доска в Киеве

  • Шамильский район - с 1994 г. название Советского района Дагестана ;
  • Шамилькала - с 1990 г. название поселка гидростроителей Светогорск в Унцукульском районе ;
  • колхоз имени имама Шамиля - колхоз с. Аргвани Гумбетовского района ;
  • Проспект имама Шамиля - с 1997 года название проспекта Калинина г. Махачкала ;
  • проспект имама Шамиля - проспект в г. Кизилюрт
  • улица Шамиля - улица в г. Избербаш
  • Танковая колонна «Шамиль» - действовавшая в составе частей Красной армии в годы Великой Отечественной войны.
  • улица Шамиля - улица в г. Буйнакск
  • улица Шейха Шамиля в центре Баку (Азербайджан)
  • бюст Имама Шамиля в Закаталы (Азербайджан)

См. также

Примечания

Ссылки

  • Ш. Исаев: К генеалогии Имама Шамиля //Журнал Кавказоведение, № 2, 2002 г.
  • Гаджи-Али «Сказание очевидца о Шамиле» (1860)
  • Мухаммад Тахир ал-Карахи «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах» пер. А. Барабанова. (1856)
  • Руновский А. «Записки о Шамиле» (1860)
  • Чичагова М. Н. «Шамиль на Кавказе и в России» (1889)
  • Рындин А. «Имам Шамиль в России» (1895)
  • Шульгин С. «Рассказ очевидца о Шамиле» (1903)

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Шамиль на Кавказе и в России: Биографический очерк: (Репринтное воспроизведение издания 1889 года) / Сост. М. Н. Чичагова.. - М .: Русская книга, Полиграфресурсы, 1995. - 208 с. - 10 000 экз. - ISBN 5-268-01176-6 (в пер.)
  • Шапи Казиев . Имам Шамиль. ЖЗЛ. М., Молодая гвардия, 2010. ISBN: 5-235-02677-2
  • Шапи Казиев . Ахульго. Роман о Кавказской войне XIX в. Эпоха, Махачкала, 2008
  • О.-Д. А. Частное письмо о взятии Шамиля от 2 сентября 1859 // Русский архив, 1869. - Вып. 6. - Стб. 1045-1068.
  • Бушуев С. К. Борьба горцев за независимость под руководством Шамиля. - Л., 1939.
Loading...Loading...