Вынужденная или добровольная изоляция культуры. Влияние социальной изоляции на развитие личности

Самоизоляция как качество личности – склонность сознательно отделять себя от общества, создавать внешнюю видимость принадлежности к какой-то группе, не чувствуя себя членом этой группы.

Мышка убежала от врагов в расщелину громадной скалы. Она сделала себе неплохое убежище, вполне уютное. Натаскала зёрен с поля, и теперь чувствовала себя свободной делать то, что она захочет. Можно слушать завывание ветра, шум падающих со скалы камешков, шелест капель дождя, а можно было и не слушать то, что она слушала. Можно было бы погулять, выйдя из норки - но там враги, могут поймать и проглотить, ведь она такая маленькая. Лучше сидеть в уютной норке и чувствовать себя свободной и счастливой. Она забыла со временем, какое бывает солнце, как светит луна и как красиво звёздное небо. Так как над ней была скала, мышка не могла проделать выход наверх и, получив малое, она потеряла большое.

Самоизоляция – прямая дорога в кабинет психиатра. Это правило справедливо, если человек находится под влиянием энергии страсти или невежества. Самоизоляция в благости – это когда личность выросла из тесных штанишек несовершенного общества. Ее уже не утраивают устаревшие взгляды группы, ей видится убогим миропонимание этой группы. Когда зрелая, целостная личность осознает пропасть между собой и обществом, она уходит в самоизоляцию. Зрелая личность, если ничего сделать нельзя, оставляет общество с его ограничивающими убеждениями, предрассудками и заблуждениями. Следовать прогнившим стандартам, косным взглядам, закостенелым идеям, значит предать себя. Когда тебя никто не хочет слушать и слышать, единственный разумный выход – самоизолироваться, свести к минимуму общение с людьми – приверженцами антагонистичных взглядов.

Это положительная, благостная самоизоляция, являющаяся элементом духовного роста. Человек не желает осквернять своё сознание грязью невежества, конформизма, приспособленчества и, заботясь о чистоте своего разума, уходит в благостную самоизоляцию с ее высокими стандартами, требовательностью к себе, целеустремленностью, совестливостью и нравственностью.

Самоизоляция дружит с аскетизмом, в частности с такой его формой как отшельничество. Человек в силу своих убеждений добровольно отрекается от мирской жизни, максимально ограничивая свои социальные контакты. Лишая себя межличностного общения, он уходит в пустынные места. Зачастую отшельничество является панацеей от социальной опасности (например, вспомним старообрядцев, укрывавшихся от преследования властей), но всё же сегодня эта практика связывается с духовным развитием.

Самоизоляция в страсти и в невежестве стоит на платформе скрытности. Человек, де – факто являясь членом какой-либо партии, на самом деле не принимает ее идеологию и программу. Формально он член партии, но фактически и психологически такой человек «ложится на крыло» самоизоляции. Он отделяет себя от партии, несмотря на то, что платит ей членские взносы. Конформные, корыстные, конъюнктурные интересы побуждают его находиться под «крышей» партии, но душой он от нее далеко – далеко. Под внешней декорацией преданности идеалам партии скрывается самоизоляция. Он может одеваться, как все члены партии, вести себя аналогично их поведению и реакции на обстоятельства жизни, но внутри не считать себя членом партии, внутренне дистанцироваться от неё.

Самоизоляция может стать следствием действий, отвергаемых обществом. Например, революционная борьба не соответствует устоям общества и ее приверженца подвергают гражданской казни. В России XVIII-XIX вв. – это был вид вид позорящего наказания для дворян. Осужденного привязывали к позорному столбу и ломали шпагу над головой в знак лишения всех прав состояния (чинов, сословных привилегий, прав собственности, родительских и т.д.).

19 мая 1864 года на Мытнинской площади в Петербурге состоялось событие, которое навсегда вошло в летопись русского освободительного движения. Было дождливое, хмурое петербургское утро. На эшафот поднялся Николай Гаврилович Чернышевский. Палач снял с него шапку, и началось чтение приговора. Не очень грамотный чиновник делал это громко, но плохо, с заиканиями, с передышками. В одном месте он поперхнулся и едва выговорил «сацалических идей». По бледному лицу Чернышевского скользнула усмешка. В приговоре объявлялось, что Чернышевский «своею литературной деятельностью имел большое влияние на молодых людей» и что «за злоумышление к ниспровержению существующего порядка» он лишается «всех прав состояния» и ссылается «в каторжную работу на 14 лет», а затем «поселяется в Сибири навсегда». Дождь усиливался. Чернышевский часто поднимал руку, обтирая холодную воду, струившуюся по лицу, сбегавшую за воротник пальто. Наконец чтение прекратилось. «Палачи опустили его на колени. Сломали над головой саблю и затем, поднявши его еще выше на несколько ступеней, взяли его руки в цепи, прикрепленные к столбу. В это время пошел очень сильный дождь, палач надел на него шапку. Чернышевский поблагодарил его, поправил фуражку, насколько позволяли ему его руки, и затем, заложивши руку в руку, спокойно ожидал конца этой процедуры. В толпе было мертвое молчание,- вспоминает очевидец «гражданской казни».- По окончании церемонии все ринулись к карете, прорвали линию городовых… и только усилиями конных жандармов толпа была отделена от кареты. Тогда… были брошены ему букеты цветов. Одну женщину, кинувшую цветы, арестовали. Кто-то крикнул: «Прощай, Чернышевский!» Этот крик был немедленно поддержан другими и потом сменился еще более колким словом «до свидания». На другой день, 20 мая 1864 года, Чернышевский в кандалах, под охраной жандармов был отправлен в Сибирь, где ему суждено было прожить без малого 20 лет в отрыве от общества, от родных, от любимого дела.

В самоизоляции находился и знаменитый писатель и публицист А.И. Герцен. Писатель Николай Стариков рассказывает о таком эпизоде его жизни: «Владелец тысяч крепостных крестьян, Герцен, жил на средства от своих имений. Русский император призывает всех подданных вернуться домой из охваченной революцией Европы - Герцен отвечает отказом. Неоднократные «предложения» и приказы вернуться не действуют. Тогда Николай I решает склонить своего мятежного подданного к послушанию экстраординарными мерами. «…Надо велеть наложить запрещение на его имение, а ему немедля велеть воротиться» - накладывает резолюцию русский монарх. Логика правительства была простой и понятной - если перекрыть борцу с темным царством финансовый ручеек, то он должен покориться. Потому, как вряд ли захочет лишиться своего крупного состояния.

Поначалу Герцен банально прятался. В течение года (!) ни Министерство иностранных дел, ни русская миссия в Париже просто не могли бунтаря найти. Он просто на время испарился, исчез. Почему будущий смелый обличитель самодержавия сразу не послал это самое самодержавие куда подальше? Он вовсе не хотел терять свои деньги, но и ехать в Россию не желал. Наконец русский консул в Ницце сумел наконец-то передать ему царский приказ о возвращении. Отказ вернуться в письменном виде пришел через три дня. Отчего же прятавшийся более года Герцен, теперь отвечает царю моментально? Потому, что он нашел себе могущественного покровителя и теперь мог не беспокоиться за судьбу своих капиталов.

Российский суд накладывает арест на все имущество Герцена. Но не будем ронять скупую слезу - светочу русской литературы не пришлось мыть посуду в парижских бистро. Зная, что его имущество арестовано, Герцен отправился к богатейшему человеку Франции - барону Ротшильду. И продает ему билеты московской сохранной казны, на которые был наложен в России арест. Ротшильд выплатил деньги, а потом в свою очередь потребовал оплаты билетов у своего русского контрагента - одного петербургского банкира. Тот ответил, что этого сделать не может, в силу запрета властей.

Герцен не был родственником Ротшильда, как не был и другом барона. Более того - Герцен обманул банкира, всучив ему арестованные активы. И вот вместо того, чтобы просто потребовать деньги назад у лжеца Герцена, барон Ротшильд пригрозил бойкотом России со стороны международных финансовых институтов! Банкир потребовал у своего петербургского партнера получить аудиенции у министра иностранных дел и министра финансов и заявить, что он, Ротшильд, «советует очень подумать о последствиях отказа, особенно странного в то время, когда русское правительство хлопочет заключить через него новый заем».

Кто для барона Ротшильда важнее - мелкий вкладчик Герцен или Российская империя, крупнейший заемщик прошлого, настоящего и будущего? Ротшильд решил, что… Герцен. Николай I, наоборот решил, что важнее всего, хорошие отношения с главными финансистами того времени. В итоге русский царь выплатил барону все причитающиеся суммы, даже с процентами и процентами на проценты. Лояльность банковского мира ему была важнее.

А вот почему Ротшильд так поступил, остается загадкой. Если, конечно, забыть, что через небольшой промежуток времени именно Герцен становится первым «профессиональным» борцом с Россией, начав выпускать в Лондоне первые антирусские издания. Причем, ровно накануне начала Крымской войны. «Деньги - независимость, сила, оружие. А оружие никто не бросает во время войны, хотя бы оно и было неприятельское, даже ржавое» - напишет позднее Герцен.

Так он объявил войну своей Родине. Оттого-то банкир Ротшильд так его и опекал».

Петр Ковалев 2014 год

Обычная девушка Сара Шурд около двух месяцев провела в Эвинской тюрьме Тегерана: ей слышались посторонние шаги, виделись огоньки света, большую часть времени она проводила на четвереньках и прислушивалась к тому, что происходит за закрытой дверью. Тем летом 32-летняя Сара в сопровождении двух своих друзей отправилась путешествовать по горам Иракского Курдистана. На границе с Ираном они были арестованы по подозрению в шпионаже и заключены под стражу. Сара провела порядка десяти тысяч часов в одиночном заключении, ее преследовали галлюцинации. «Боковым зрением я фиксировала вспышки света, но когда поворачивала голову, они тут же пропадали» - рассказала девушка в интервью The New York Times в 2011 году. - Однажды я услышала, как кто-то кричит. Этот крик стоял в моих ушах до тех пор, пока меня не привел в чувство один дружелюбный охранник. Оказалось, что кричала я сама».

Нам всем время от времени хочется побыть в одиночестве, вдали от толпы и разговоров с коллегами. Но одиночество внутри группы людей и наедине с собой - это две разные вещи. Для преобладающего большинства людей длительная социальная изоляция пагубно сказывается на психологическом здоровье. Мы знакомы с этим феноменом не только на основании чужих историй, но и из научных исследований и экспериментов, посвященных изоляции и социальной депривации, многие из которых так и не удалось завершить из-за пугающей реакции подопытных. Отчего люди способны лишиться рассудка, оставшись наедине с собой, и есть ли способ избежать помешательства в подобных ситуациях?

Мало кто поспорит, что изоляция вредна для человека физически . Известно, что одинокие люди чаще страдают от высокого давления, они более уязвимы для вирусных инфекций, кроме того, у них повышенный риск развития синдрома Альцгеймера и слабоумия . Одиночество отражается на самочувствии: состоянии сна, внимании, логическом и вербальном мышлении, вызывает расстройство иммунной системы, гормональный дисбаланс, активизирует воспалительные процессы в организме. Что стоит за подобными нарушениями, до конца не ясно - возможно, причина кроется в эволюции - для наших предков оказаться без поддержки соплеменников было физически опасно.

В современном же мире отказ от контактов с другими людьми влечет за собой не только разного рода болезни, но наибольший удар приходится по работе сознания. Например, изоляция влияет на наше восприятие времени. Люди, которые провели долгое время без солнечного света, отмечали эффект временного сдвига. Микель Сиффре отправился в двухнедельную экспедицию по изучению подземных ледников французских Альп. По прошествии некоторого времени он обнаружил, что под воздействием темноты его сознание начало меняться, и решил провести под землей еще два месяца. Исследователь оставил все измерительные приборы снаружи и жил в соответствии со своими биологическим часам. После завершения эксперимента Микель обнаружил, что двум минутам земного времени были эквивалентны 5 его субъективных минут под землей.

Аналогичный эффект замедления времени наблюдал социолог и спелеолог-любитель Маурицио Монталбини. В 1993 году он провел 366 дней в подземной пещере, построенной NASA для подготовки космонавтов. Сам Маурицио был убежден, что за время его отсутствия прошло всего 219 дней, его дневной цикл увеличился почти вдвое. Недавние исследования также показали, что в темноте большинство людей перестраиваются под 48-часовой ритм - 36 часов бодрствования и 12 часов сна. Причины данного явления до сих пор не установлены.

В середине ХХ века проводилось множество экспериментов по социальной депривации человека. В 1950-60-х годах существовало мнение, что китайцы используют камеры-одиночки для «идеологической обработки» американских военнопленных, захваченных во время Корейской войны. Примерно в то же время министерства обороны США и Канады начали финансировать серию экспериментов, которые с точки зрения современной западной этики казались недопустимыми. Например, исследование психолога Дональда Хебба, которое проходило в медицинском центре университета МакГилл в Монреале. Ученые пригласили волонтеров - в основном, студентов колледжа - пожить от двух до нескольких недель в звуконепроницаемых помещениях. Цель была в том, чтобы свести физическую деятельность испытуемых к минимуму и посмотреть на их реакцию. Подопытным раздали специальную амуницию, сводящую способности воспринимать инфорацию к минимуму: очки, перчатки, картонные манжеты, доходящие до кончиков пальцев, U-образные звукопоглощающие подушки, которые надевались на голову. Внутри комнат были установлены кондиционеры, чей шум заглушал любые внешние звуки. Спустя всего пару часов волонтеры почувствовали тревогу, они хотели вернуть себе способность чувствовать и пытались нарушить монотонность своего времяпрепровождения: пробовали говорить, петь или читать стихи вслух.

Позже многие из них стали вести себя крайне эмоционально и беспокойно, изоляция повлияла и на их интеллектуальные возможности, способность решать арифметические задачи и проходить ассоциативные тесты. Наиболее тревожными последствиями были галлюцинации - огоньки света, превращающиеся в линии, пятна и даже конкретные визуальные образы вроде белок, несущих рюкзаки за плечом, или процессии очков, спускающихся вниз по улице. Испытуемые не контролировали свои видения: кто-то воображал собак, кто-то - младенцев. У некоторых были слуховые галлюцинации: они слышали звуки шарманки или хоровое пение. У других - мнимые тактильные ощущения, как будто им стреляли в руку или били током. В реальном мире испытуемым было нелегко сбросить с себя это измененное восприятие реальности. Им казалось, что комнаты, где они сидели, находятся в движении, а объекты окружающего мира постоянно изменяют свою форму и размеры.

Тревожный конец

Эксперимент пришлось прервать ранее запланированного из-за неспособности студентов физически продолжать испытания - никто не смог продержаться в таких условиях дольше недели. Впоследствии Хебб писал в American Psychologist, что результаты его насторожили: «Одно дело читать о том, как китайцы «промывали» мозги военнопленным, совсем другое - своими глазами наблюдать, как лишенные возможности наблюдать, слушать и осязать люди сходят с ума».

В 2008 году клинический психолог Ян Роббинс совместно с BBC повторил эксперимент Хебба. Он посадил шесть добровольцев на 48 часов в звукоизолированные камеры бывшего ядерного бункера. Результаты оказались схожими - развитие тревожности, повышенная эмоциональность, навязчивые мысли, нарушение психики, галлюцинации. Почему мозг лишенного тактильных ощущений человека так себя ведет? Когнитивные психологи верят, что часть мозга, отвечающая за выполнение текущих задач, привыкает принимать и обрабатывать большое количество поступающей к органам чувств информации. Роббинс отмечает, что когда источники информации пропадают, нервная система все еще продолжает передавать сигналы в центральный процессор головного мозга, несмотря на ложность этих сигналов. Мозг в свою очередь пытается интерпретировать их, создавая на данной основе целостные образы. Другими словами, он пытается сконструировать мир на базе слабо доходящих до него импульсов, в результате чего порождает фантастическую реальность.

Подобные обманы психики не должны удивлять нас. Во-первых, мы знаем, что другие приматы тоже плохо приспособлены к социальной изоляции. Гарри Харлоу, психолог Университета Висконсин-Мэдисон, решил изучить данный вопрос в 1960-х годах на примере макак-резус. Новорожденные макаки от нескольких месяцев до года росли совершенно одни. Они проявляли тревожность уже после 30 дней, по прошествию года их способность к социальным контактам любого уровня практически была уничтожена. Во-вторых, потому что человек учится осознавать свои эмоции благодаря общению с другими людьми. Биологи верят, что именно сотрудничество наших предков в далеком прошлом способствовало эволюции чувственного опыта человека. Первоначальная функция эмоций - социальная. Если не будет никого, кто может разделить с нами чувство страха, гнева, тревоги или грусти, и оценить их уместность, то человек будет жить с искаженным представлением о самом себе, иррациональным восприятием окружающих событий и явлений.

На сегодняшний момент в особо охраняемых тюрьмах США находятся около 25 тысяч заключенных. Без социального взаимодействия у таких узников нет никакой возможности проверить реальность своих эмоций и адекватность своих мыслей, рассуждает Терри Куперс, судебный психиатр Калифорнийского института в Беркли. Это одна из причин того, что многие люди страдают тревожностью, паранойей и одержимостью. Крэг Хэйни, психолог Калифорнийского университета в Санта-Круз и ведущий специалист по психическому здоровью заключенных США, утверждает, что некоторые из них целенаправленно начинают открытую конфронтацию с надзирателями с целью подтвердить свое существование, вспомнить, кто они есть.

Стратегии противостояния

Социальная изоляция может разрушить сознание человека, но существуют способы противостоять этому. Каждый справляется по-своему - кто-то лучше, кто-то хуже. Существует ли способ защититься, если вы по воле случая оказались в заключении? У ученых нет единого мнения на этот вопрос, но давайте посмотрим на примеры тех людей, которым удалось избежать помешательства после многих лет проведенных наедине с собой.

Хуссейн Ал-Шахристани был главным советником Саддама Хуссейна по ядерным вопросам. Его посадили в тюрьму Абу Храим рядом с Багдадом после того, как он отказался поддержать проект разработки атомного оружия для Ирака. Хуссейну удалось сохранять свой рассудок на протяжении 10 лет одиночного заключения, он тренировал свой мозг, решая математические задачки, которые сам для себя и сочинял. Сегодня он работает заместителем министра энергетики Ирака. Подобный метод использовала во время своего семилетнего пребывания в плену у венгерского коммунистического правительства Эдит Бон, доктор медицинских наук и переводчица. Она конструировала счеты из кусочков черствого хлеба и перебирала в уме словарный запас из шести языков, которыми владела в совершенстве.

Члены военных организаций переносят изоляцию сравнительно легче. Кэрон Флетчер, психиатр-консультант, работающий с бывшими военнопленными, говорит, что задержания и допросы, которым он не раз подвергался во время службы в королевских ВВС, хорошо подготавливают к принятию собственного заключения. «Вы учитесь основам сопротивления, - говорит он. - Кроме того, вы верите, что ваши друзья и коллеги вывернутся наизнанку, чтобы освободить вас. На мой взгляд, военным людям в меньшей степени свойственно поддаваться отчаянию в тяжелой ситуации. Чувство безнадеги и беспомощности могут сыграть с вами злую шутку, они подрывают моральный дух и волю к жизни".

Американский сенатор Джон Маккейн доказал на своем примере, что военный склад ума дает психологические преимущества в данном вопросе. Пять с половиной лет, проведенных им в тюрьме Вьетнама, только укрепили его дух. О двух годах своего заключения он рассказывает так: «Одиночные камеры - это страшная вещь. Они подавляют твой дух и ослабляют способность к сопротивлению сильнее, чем любая другая форма жестокости… Отчаяние охватывает вас незамедлительно. Оно - ваш главный враг на период заточения».

Экстремальная реальность

Психологи, изучающие то, как люди справляются с последствиями изоляции, узнали много нового из опыта первооткрывателей и альпинистов. Для многих любителей приключений, добровольно отдалившихся от социума, нахождение в контакте с природой может послужить эффективной заменой личному общению. Норвежский психолог Гру Сандал из Бергенского университета проводил опрос группы путешественников на тему того, как они справляются в экстремальных условиях в одиночку, и отметил, что способность принять ситуацию является основным методом решения данной проблемы: «Тогда они чувствуют себя в безопасности, чувствуют себя менее одинокими». Аналогичный психологический феномен объясняет, почему у потерпевших кораблекрушение и выброшенных на необитаемый остров моряков появляются вымышленные друзья, а порой и группы мнимых соратников, с которыми они пытаются разделить одиночество. Подобное безумство - это просто-напросто защитный механизм. Как в истории путешественницы Эллен Макартур и ее тримарана под названием Моби. Во время своего кругосветного плавания в 2005 году девушка отправляла письма друзьям с подписью «С любовью, Э. и Моби». В своих публичных записях в интернете она использовала местоимение «мы», вместо «я».

Сложно найти более яркую иллюстрацию силы одиночества, которое способно сокрушить одного человека и раскрепостить другого, чем история Бернарда Муатессье и Дональда Кроухерста, двух участников кругосветной регаты Sunday Times Golden Globe 1968 года. Муатессье, аскетичный француз, на протяжении всего своего путешествия занимался йогой и кормил буревестников, садившихся к нему на корму - ему настолько понравился процесс, что идея возвращения к цивилизации стала ему чужда. Проплыв еще один раз вокруг земли, он высадился на острове Таити: «Я все время провожу в открытом море, потому что здесь я счастлив, - заявил он. - Быть может, это поможет спасти мою душу». Второй участник, Кроухерст, чувствовал себя несчастным с самого начала. Он покинул Англию, недостаточно подготовившись к мероприятию, и с самого начала пути отправлял фальшивые отчеты о своем местонахождении. Он бесцельно дрейфовал в течение нескольких месяцев у берегов Южной Америки, а его уныние и одиночество только усиливались. В конце концов, он закрылся в своей каюте, написал предсмертную записку и прыгнул за борт. Его тело так и не нашли.

Какой вывод мы можем сделать из этих историй противостояния и отчаяния? Очевидно, мы теряем немало сил, оказываясь вне общества. Изоляция, по мнению писателя Томаса Кэрлайла, лежит в основе несчастья. Однако, существуют и более оптимистичные оценки, которые не менее справедливы - мы всегда можем остаться в здравом уме, даже находясь в одиночестве, если сумеем найти утешение за границами собственного «я». Нужно всегда быть наготове и уметь проявлять стойкость. Вместе с тем, нельзя недооценивать силу нашего воображения, которая стучится в стены одиночных камер, проникает внутрь ледяных пещер и знакомит нас с вымышленными друзьями.


Последствия изоляции человека от общества

Б. Ф. Поршнев

Пытливые умы издавна задавались загадкой: разовьются ли у человека речь, ум, способности, если бы он со дня рождения рос в полной изоляции от других людей? Другая сходная загадка: если нормально развитого человека поселить в изоляции от людей, например на необитаемом острове, утратит ли он, сохранит или даже, может быть, разовьет свои человеческие качества?..

В XVIII в. великий естествоиспытатель Карл Линней, впервые отважившийся включить вид «человек разумный» (Homo sapiens) в систематику животных, выделил в качестве вариации (или разновидности) этого вида «человека одичавшего» (Homo ferus), иными словами, те несколько известных к его времени случаев, когда дети человека были вскормлены вне человеческой среды дикими животными. Хотя Линней и не помышлял о сущности того скачка, который отделяет человека от животных, эта рубрика почти вплотную ставила перед читателем такой вопрос. Уже в средние века знали несколько случаев такого рода. Ко времени Линнея их число значительно возросло, некоторые случаи были совсем недавние и довольно достоверные. Обобщение Линнея гласило, что в этих случаях одичавший человек не обладает речью и человеческим сознанием, даже ходит на четвереньках.

За исключением некоторых деталей, данное Линнеем описание детей, выкормленных животными, в общем оказалось правильным и подтверждено в дальнейшем новыми и новыми фактами, хотя каждый из них и представляет изумительную редкость. Это как бы бесценные эксперименты, поставленные самой природой и необычным стечением обстоятельств.

Всего науке в настоящее время известно более тридцати подобных случаев.

Во всех достоверных случаях похитителями и «воспитателями» были дикие хищные животные, чаще всего волки, но в некоторых случаях медведи и даже леопард. Промелькнувшие в печати сообщения о детях, подобным же образом похищенных и выращенных обезьянами, при тщательной проверке оказались ошибочными. Следовательно, литературный образ Тарзана не имеет под собой даже отдаленной биологической основы. Тогда как, наоборот, образ Маугли заимствован Киплингом из сведений, известных среди населения Индии, хотя и преломленных, разумеется, через призму художественной фантазии.

Почему же только хищники? Биологическая основа ясна: потерявшая почему-либо своих детенышей самка, похитившая человеческого ребенка для еды (индийские женщины во время полевых работ нередко оставляют детей на опушке), в последнюю минуту оказывается жертвой своего материнского инстинкта. Дав раз пососать своего молока, она уже все легче повторяет это снова и снова, оберегает приемыша как собственное потомство. Однако самым решающим является то, что хищные звери после кормления молоком продолжают кормить своих детенышей, притаскивая им в берлогу мясную пищу. Вот этот инстинкт хищников - «приемных родителей» - и спасал похищенных человеческих детей. Высокая приспособляемость человеческого мозга сказывалась в том, что ребенок, усвоив крики и повадки, вызывавшие у животного соответствующий рефлекс, принуждал его кормить себя таким образом на протяжении двух, трех и более лет.

Не известно ни одного случая, когда бы эти нахлебники доживали в логове или стае животных до взрослого возраста. Все же им удавалось продержаться у «приемных родителей» на протяжении смены нескольких поколений естественного потомства - «сводных братьев и сестер».

Почему они ходили на четвереньках? Главной причиной, очевидно, было то, что «пробы и ошибки» показывали большую приемлемость такой позы для хищников-кормильцев. Выпрямленное положение могло вызывать в них оборонительный рефлекс, ослаблять рефлекс кормления. Впрочем, не забудем и о том, что наших детей мы в определенном возрасте учим ходить: их анатомия и физиология приспособлены к двуногому передвижению при условии подключения на нужном этапе такого фактора, как показ и научение.

Поразительную силу адаптации к необычной природной среде проявляла нервная система этих чудом спасшихся человеческих детенышей. Может быть, им помогали стирающиеся при нормальном развитии человека инстинкты древних гоминоидов, живших среди зверей. Так или иначе, темная, бессознательная и все же мощная работа нервных тканей головного мозга на годы спасала их от гибели.

Но что за странную картину представляли собой эти несчастные, когда охотникам случайно удавалось обнаружить их в берлоге убитого зверя!

В горах Качар, в Индии, жители деревушки убили в берлоге леопарда двух его детенышей, а через два дня самка леопарда похитила близ деревушки двухлетнего мальчика. Три года спустя, в 1923 г., охотники убили самку леопарда и в ее берлоге вместе с двумя ее маленькими детенышами обнаружили пятилетнего мальчика. Передвигался он только на четвереньках, но очень быстро. Он отлично ориентировался в джунглях. На ладонях и коленях у него образовались мозолистые затвердения, а пальцы его ног были согнуты почти под прямым углом по отношению к подошвам. Он был покрыт рубцами и царапинами. Бросался на кур, которых рвал на части и пожирал с необычайной быстротой. Лишь медленно он привыкал к людям и перестал кусаться. Спустя три года мальчик научился стоять и ходить вертикально, однако по-прежнему предпочитал передвигаться на четвереньках. Приучился он также к растительной пище. Какая-то неизлечимая болезнь глаз, перешедшая в слепоту, затрудняла его «очеловечение», и вскоре он погиб.

Наиболее известна находка двух девочек в 1920 г. в Индии в волчьей берлоге вместе с выводком позже родившихся волчат. Одной было лет семь-восемь, другой -около двух. Будучи доставленными в воспитательный дом, они сначала ходили и бегали только на четвереньках, причем только в ночное время, а в течение дня спали, забившись в угол и прижавшись друг к другу, как щенята. Да со щенятами они и чувствовали себя лучше, чем с детьми. По ночам выли по-волчьи, призывая свою приемную мать и всячески стараясь убежать обратно в джунгли. Воспитатели настойчиво работали над их «очеловечением». Но младшая, названная Амалой, умерла через год. Старшая, Камала, прожила еще девять лет. Добрых пять лет ушло, пока она научилась ходить прямо. Говорить же и понимать человеческую речь она училась очень медленно. Поистине силы ее ума были истрачены на приспособление к среде совсем иного рода. Достигнув примерно семнадцатилетнего возраста, она по уровню умственного развития напоминала четырехлетнего ребенка.

Нечто подобное наблюдалось и у других спасенных детей.

В 1956 г., опять-таки в джунглях Индии, был найден мальчик, проживший предположительно пять или шесть лет в волчьей стае. Ему было лет девять от роду, но по уровню умственного развития он походил на девятимесячного ребенка. Мальчик, получивший имя Лакнау Раму, только после четырехлетнего пребывания в госпитале под постоянным наблюдением врачей стал время от времени передвигаться в вертикальном положении и избавляться от закрепившейся неподвижности запястий и лодыжек. Очень медленно он привыкал к общению с людьми и к обычной человеческой пище, отвыкая от сырого мяса.

Эти редкие факты дают исходную позицию для понимания скачка от животного, даже самого высшего, к человеку. Пусть мозг человека анатомически несравненно выше развит, сложнее устроен, чем мозг любого животного, - в нем только таится возможность речи и мышления. Это можно сравнить с электрическим мотором: нужен ток, способный привести его в действие. Этим током, вызывающим речь и сознание в человеческом мозгу, является совершенно особая сила - специфически человеческие отношения и взаимосвязи. Нет этого - и человек все-таки остается животным, хотя и очень тонко приспособляющимся к среде.

Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1979. С. 134, 135-138

В 1999 году один 14-летний японский подросток вернулся домой из школы, заперся на кухне и больше оттуда не выходил. Юноша отказывался говорить с людьми и никого к себе не пускал. К тому моменту, когда история просочилась в прессу, молодой человек провел в добровольной изоляции от общества уже три года. Подросток выходил из комнаты раз в полгода только для того, чтобы помыться. Это явление получило в Японии название хикикомори.

Сейчас в Японии количество таких же затворников, как этот юноша, оценивается в 700 тысяч человек. По данным исследований, в некоторых городах в четырех стенах, не имея никакой работы, проводят время до 10 процентов трудоспособного населения. Хикикомори, или хикки, как их еще называют, днями и ночами напролет сидят за компьютерами в своих комнатах, покидая их только чтобы справить нужду или купить продукты. Живут при этом молодые люди за счет родителей или на пособия по безработице.

Образ жизни хикикомори стал в Японии столь популярным, что власти страны признали необходимость борьбы с этим феноменом на официальном уровне. Лечением то ли очень ленивых, то ли серьезно страдающих психическими расстройствами молодых людей начали заниматься специализированные клиники, а чтобы вернуть их к нормальной жизни, были созданы клубы для необщительных людей. В последнее время все чаще говорят о распространении явления и в других странах, в том числе и в России.

История «болезни»

Когда молодой японский психиатр Тамаки Сайто в начале 1990-х годов только начинал свою практику, он был поражен многочисленными жалобами родителей на странное поведение своих детей. К нему обращались представители обеспеченных семей, которые сталкивались с одной и той же проблемой: их сыновья запирались в своих комнатах, не хотели ничего делать и ни с кем общаться. Первоначально родители принимали это за обычную подростковую лень, однако изоляция длилась месяцами, а то и годами. Чаще всего речь шла именно о мальчиках.

Тамаки Сайто утверждает, что первые случаи подобной изоляции молодых людей были зафиксированы уже в конце 1970-х годов. Таким образом, явление зародилось еще до повсеместного распространения Всемирной паутины. Тамаки Сайто ввел для описания поведения молодых людей термин хикикомори, что в переводе с японского означает «нахождение в уединении». Ученый предложил называть так тех, кто проведет в добровольной изоляции от общества больше шести месяцев.

Нежелание общаться с окружающими сложно однозначно назвать болезнью, однако затянувшееся «инфантильное и антисоциальное поведение» может привести к серьезным последствиям, утверждает доцент кафедры психологии и педагогики Северо-Западного государственного медицинского университета (СЗГМУ) Дмитрий Ковпак. По словам врача-психотерапевта, чаще всего такими последствиями становятся аддиктивное, то есть зависимое поведение, депрессия и «ее наиболее грозный спутник - суицидальное поведение».

С распространением интернета жизнь японцев, обрекших себя на изоляцию, сильно изменилась, и они стали стремиться к общению друг с другом. По мнению Глеба, который представляется «бывшим хикикомори» и в беседе с «Лентой.ру» просит не называть его полного имени, «хикки с доступом к интернету - это уже не классический hikikomori, страдающий психическим расстройством, а скорее поведенческий паттерн». Площадкой для общения живущих в изоляции японцев стали позволяющие сохранить анонимность имиджборды.

Основной темой для обсуждений в интернете стали японская массовая культура и компьютерные игры. Выяснилось, что сидящие дома молодые люди способны дни напролет проводить за просмотром любимых аниме или чтением комиксов-манги. Психиатр Энди Фарлонг даже выделил таких хикикомори в отдельный тип - «хикки-отаку».

По состоянию на начало 1990-х годов типичному хикикомори был 21 год. Спустя двадцать лет их средний возраст сильно повысился и сейчас составляет 32 года.

Путь к затворничеству

После разрыва с девушкой Глеб ощутил полную потерю мотивации, интереса к работе и жизни. Не желая посвящать в произошедшее друзей, молодой человек замкнулся и прекратил контакты с внешним миром. «Пустая квартира, которая должна была бы вызывать отторжение, наоборот, стала единственным местом, где я мог чувствовать себя хорошо. В этом состоянии ты как будто почти полностью разрушен и от окончательного разрушения спасаешься в единственном доступном тебе убежище, воспринимая окружающий мир как угрозу и ненужное беспокойство. Разумеется, сидишь в интернете - все больше и больше», - делится своим восьмимесячным опытом пребывания в состоянии хикикомори Глеб.

Толчком к началу жизни в изоляции от общества нередко являются личные драмы и неприятности. Для сотен таких молодых людей, как Глеб, это мог быть разрыв с девушкой или потеря работы. Подростки часто замыкаются в себе из-за неприятностей в школе или сложных отношений с одноклассниками и родителями.

Например, бывший хикикомори Мацу рассказывал BBC News, что решил уйти в себя из-за того, что его родители навязывали ему выбор профессии. Отец требовал, чтобы молодой человек пошел по его стопам и стал профессиональным художником, имеющим собственный бизнес, а сын мечтал стать программистом в большой компании. Не желая идти путем, предложенным родителями, и не имея возможности осуществить свои собственные планы, Мацу предпочел не делать никакого выбора.

Эксперты также пытаются выделить какие-либо общие причины появления и распространения такого явления, как хикикомори.

Доцент кафедры практической философии Высшей школы экономики (ВШЭ) Александр Павлов полагает, что главной причиной появления хикикомори как социального феномена является эгоизм. По мнению ученого, одиночки предпочитают тому, что им навязывает телевидение и другие средства информации, «жизнь ради себя» - «априорный дауншифтинг». Молодые люди не пытаются добиться неких высот. «Вместо того чтобы идти работать, завести семью, взять ипотеку и навсегда лишиться свободного времени, молодые люди выбирают буквально «ничего» - сидеть в своей комнате без денег и заниматься тем, чем привыкли», - утверждает философ.

Не очень верит в возможность хикикомори самостоятельно сделать выбор и доцент Ковпак. Он утверждает, что хотя хикикомори подводят под свое поведение философию эскапизма (то есть стремления уйти от действительности в мир фантазий), чаще всего «это просто отблески и перепевы чужих умных слов, помогающих до поры до времени отшивать родителей».

Наконец, часто появление хикикомори объясняют особенностями японского общества, в котором до сих пор сохраняются нормы традиционной морали. Подростков отличает скрытность и нежелание «выносить сор из избы». Отдельный аспект проблемы - влияние так называемого амаэ. Этим словом называют эмоциональную зависимость японцев от близких, в особенности от матерей. Считается, что избалованные в детстве сыновья и во взрослом возрасте продолжают перекладывать ответственность за собственную жизнь на других.

Показателен пример того запершегося на кухне подростка, о котором говорилось в начале статьи. Его мать, не сумев убедить мальчика прекратить затворничество, оставила попытки что-либо изменить. Родители пристроили к дому еще одну кухню и продолжили жить, как будто ничего не произошло. Три раза в день мать подсовывала юноше под дверь еду. Когда через несколько лет история стала известна прессе, мать особо настаивала, чтобы имя ее сына не раскрывалось. Женщина боялась реакции соседей.

Призрак хикикомори

Большинство экспертов сходятся на том, что настоящие хикикомори могут жить только в Японии. Тем не менее, как считает доцент Павлов из ВШЭ, «в остальном мире есть те, кого так вполне можно было бы назвать». Например, в США были «бездельники» и до хикикомори - «поколение Х» родившихся в середине 1960-х - начале 1980-х годов. Но в отличие от хикикомори представители «поколения Х» были, по мнению ученого, скорее не эгоистами, а идеологами «неучастия в социально-экономических отношениях». В интерпретации Павлова идеологема этого поколения звучала следующим образом: «сказать нет крысиной гонке; понять, что жизнь не ограничивается работой и деньгами; отказаться от политики; уяснить, что работа не ради карьеры, а чтобы не умереть с голоду».

Есть свои хикикомори в широком смысле этого слова и в России. Однако их традиционно сравнивают не с японскими героями, а с достаточно известным литературным персонажем. «Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома - а он был почти всегда дома, - он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной», - так еще в XIX веке Иван Гончаров описывал главного героя своего романа «Обломов».

Современные российские Обломовы тоже сидят в интернете, как их японские единомышленники, и часто фанатеют от аниме. Пожалуй, только экономические условия в России меньше подходят для ведения беззаботной жизни: родителям зачастую не под силу обеспечивать всем необходимым засидевшееся дома чадо, а на пособие по безработице у нас не выживешь.

Как рассказывает Павлов, периодически российские «хикикомори» появляются на неспециализированных интернет-форумах. Засидевшиеся за экранами компьютеров молодые люди устраивают опросы, кто и где работает, потому что испытывают чувство вины перед родными за то, что бездельничают. «Получив ответ, что многие с этих форумов также сидят дома, они успокаиваются и продолжают представлять собой «оригинальный феномен»», - отмечает Павлов.

Озабоченные родители уже начали приводить своих детей на прием к психиатрам. «У меня уже были такие весьма непростые и труднокурабельные клиенты», - делится своим опытом Ковпак. Помочь таким людям можно, но «одного желания родителей вытолкнуть наконец своего птенца-переростка из гнезда совершенно недостаточно». Лечение возможно только при одном условии - скрывающиеся от общества сами должны захотеть исцеления. Ковпак, правда, оговаривается, что эта логика применима только тогда, когда мы имеем дело с настоящими хикикомори, а не с пациентом с социофобией, аутизмом или депрессией.

Как заставить хикикомори выбраться из дома? Способов существует множество, и только одно можно сказать определенно: применением грубой физической силы проблему не решишь. Нашему соотечественнику Глебу «излечиться» от боязни общества помог друг. Японец Мацу смог выбраться из дома, начав посещать специальный клуб в Токио для тех, кто долгое время провел в изоляции.

Что ожидает хикикомори в открытом заново большом мире? Японский опыт показывает, что часть молодых людей благополучно смогла вернуться в общество. Те, у кого от длительного пребывания дома развились отклонения, оказались под постоянным наблюдением врачей. Некоторые хикикомори стали крайне агрессивны и начали нападать на людей. Социализацией им придется заняться в тюрьме. Не стоит забывать и о тех хикки, которые покончили жизнь самоубийством.

О судьбе же молодого человека, который в 1999 году заперся у себя на кухне, западной прессе ничего неизвестно.

Из википедии:

Хикикомори (яп. 引き篭もり), разг. сокр. хикки, букв. нахождение в уединении, то есть, «острая социальная самоизоляция») - японский термин, обозначающий подростков и молодёжь, отказывающихся от социальной жизни и зачастую стремящихся к крайней степени изоляции и уединения вследствие разных личных и социальных факторов. Такие люди не имеют работы и живут на иждивении родственников.

Министерство здравоохранения Японии определяет хикикомори как лиц, отказывающихся покидать родительский дом, изолирующих себя от общества и семьи в отдельной комнате более шести месяцев и не имеющих какой-либо работы или заработка. Хотя течение явления зависит от индивидуальных особенностей, некоторые хикикомори пребывают в изоляции несколько лет подряд, а в редких случаях - десятки лет.

Термин NEET, который расшифровывается как «Not in Employment, Education or Training», часто используется как синоним хикикомори, хотя некоторые исследователи утверждают, что такое смешение неверно. Эта аббревиатура, как и термин «хикикомори», сейчас чаще всего употребляется в восточноазиатских странах - Японии, Китае, Южной Корее. По некоторым исследованиям, в 2002 году в Японии насчитывалось от 650 до 850 тыс.человек, попадающих под это определение. Подобные люди существуют и в США (где их называют «basement dwellers»), и в Европе - в частности, само понятие «NEET» возникло в Великобритании.

Невероятные факты

Есть такие люди на Земле, которые огромное количество времени провели в полной изоляции от мира и от других людей.

Это был либо их собственный выбор, либо заточение происходило по принуждению.

Будь то заключённый, мистический отшельник или эксцентричный затворник, их судьбы порой трагичны, но всегда убедительны.

10. Джон Бигг (John Bigg)

В 1649 году к окончанию гражданской войны в Англии, пуританские войска Оливера Кромвеля ("Круглоголовые") взяли под свой контроль английский парламент и поспешили отдать под суд правящего монарха Карла I за государственную измену.

Саймон Мэйн (Simon Mayne), английский судья и член парламента в то время, стал одним из государственных обвинителей в суде над Карлом. Подчинённый Мэйна, Джон Бигг, по слухам, был одним из палачей в капюшонах, которые обезглавили царя .

Быстрый суд и последовавшая за ним казнь Карла вызвали широкое неодобрение. "Круглоголовым" Оливера Кромвеля пришлось избавиться от половины парламентариев всей Англии, чтобы хоть как-то взять ситуацию под контроль.

Оливер Кромвель

Но тем не менее, ситуация оставалась крайне напряжённой. К примеру, участник расправы над монархом Томас Хойл (Thomas Hoyle), которому удалось сохранить своё место в парламенте, покончил с собой в первую годовщину смерти Карла. Роялисты позже говорили, что его постоянно преследовал безголовый призрак.

Ещё один участник суда, Роуленд Уилсон (Rowland Wilson), как говорили, умер от меланхолии и всепоглощающего чувства вины в том же году.

Джон Бигг отдал себя в руки метафорической смерти вскоре после свершения расправы над Карлом. Когда монархия была восстановлена в 1660 году, Мэйн предстал перед судом, был признан виновным в цареубийстве и умер в Лондонском Тауэре.

Тауэрская башня

Возможно из чувства страха или ощущая свою вину, Бигг поселился в подземной пещере дома Мэйна, и жил там в полном одиночестве до конца своих дней. В последний раз его видели на фото начала 18 века, очень похожего на персонажа "Звездных войн" Эвока. То есть человек изолировал себя от мира более, чем на 40 лет.

Эвок из "Звездных войн"

Несмотря на свою фамилию и негабаритный размер обуви, Джон не был гигантом. Когда в его одежде образовывалась какая-то прореха, он просто пришивал кожаную заплатку поверх. Таким образом, его внешний вид был очень своеобразным и громоздким.

Изоляция человека

9. Дороти Пейдж (Dorothy Paget)

Владелица эксцентричной скаковой лошади Дороти Пейдж в юности была опытным всадником, но с годами начала страдать от ожирения. Достигнув веса в 127 кг и выкуривая около 100 сигарет в день, Пейдж, в конечном итоге, стала выглядеть вдвое старше своего возраста.

Она немного похудела после того, как несколько оставшихся в её окружении мужчин - поклонников конного спорта, сказали, что других представителей сильного пола воротит от неё. Понятно, что рядом с ней не было близкого мужчины .

Даже когда её рысак, Золотой Миллер, выиграл на соревнованиях, люди недобро пошутили, что, скорее всего, это единственный мужчина, с которым она целовалась за свою жизнь.

Несмотря на то, что Пейдж выглядит властной, пугающей и грубой, Дороти страдает от чрезмерной застенчивости. На ипподроме она изолирует себя от общества огромным количеством помощников женского пола, и постоянно надевает синее твидовое пальто и берет.

Иногда она запирается в туалете, дожидаясь, пока разойдется толпа, а во время путешествия на поезде, она часто арендует целый вагон, чтобы сохранить своё личное пространство от вторжения.

Дороти общается со своими сотрудниками посредством записок, а все возникающие вопросы решает при помощи специально разработанной кодовой системы цветов , при этом ни к кому не обращается по имени.

Кроме лошадей, судя по всему, только ещё одно живое существо ощутило на себе всю полноту привязанности Пейдж – это Ольга де Манн (Olga de Munn), племянница принцессы Мещерской.

Мещерский, русский иммигрант, управлял одной из парижских школ, в которой испорченная и непослушная Пейдж была вынуждена завершить своё формальное образование, после того, как её выгнали из шести других школ.

К 54 годам Пейдж стала полным отшельником, живя в своём доме в Chalfont Saint Giles. Она изолировала себя полностью от внешнего мира, "купаясь" лишь в пожелтевших страницах газеты "Sporting Life", и делая ставки исключительно по телефону.

Она была настолько изолирована от общества, что букмекеры позволяли ей делать ставки даже после окончания гонок, потому что они были уверены, что в силу своего отшельничества Пейдж никогда не узнает об обмане .

Дороти работала по ночам, а днём спала. Однажды рано утром в феврале 1960 года кто-то из "цветного" персонала нашёл её труп, лежащий на календаре с расписанием гонок. Женщине было 55 лет .

Тогда в газетах появилось огромное количество кислых статей с обзором её образа жизни, что и побудило Ольгу де Манн сделать публичное заявление в защиту своей несчастной подруги.

8. Кевин Таст (Kevin Tust)

Кевин Таст – это одинокий охотник, но не в обычном смысле этого слова. Он провёл десятилетия в одиночестве, месяцами не вставая с колен, находясь на западном побережье Новой Зеландии. А всё ради того, чтобы сфотографировать канадского лося .

Первая попытка «заселить» лосями Новую Зеландию состоялась в 1900 году. Тогда их осталось только четверо, 10 особей погибли во время сурового морского путешествия из Канады. Ко времени прибытия на место животных описывали как ручных, домашних пони.

В ходе того эпического путешествия они также стали зависимыми от печенья . Один из них в течение многих лет обитал возле того места, где их высадили на берег, вероятно, в надежде найти печенье.

Канадский лось

Следующая партия лосей "прибыла" в Фьордлэнд в 1910 году. Всего было 10 особей: четыре самца и шесть самок. Это попытка "внедрения" была более успешной, несмотря на то, что одна из самок повредила плечевую кость в день прибытия на новое место, а другая была убита спустя неделю.

Свободные от "печеневой" зависимости, эти лоси довольно быстро адаптировались к новым условиям. Их потомков редко, но видели вплоть до 1953 года .

Шло время, и считалось, что канадский лось уже давно вымер из-за конкуренции за еду с увеличивающимся размером популяции благородного оленя.

Благородный олень

Тем не менее, биолог Таст нашёл доказательства того, что несколько лосей всё же выжили. Сейчас он живёт в полном одиночестве в дебрях Фьордлэнда, чтобы запечатлеть на плёнку живых лосей .

Его многомесячные одиночные пребывания и исследования на местности дали некоторые результаты. Анализ ДНК шерсти различных животных, найденных им в Фьордлэнде, подтвердил, что их происхождение связано с канадским лосём. Поиски Таста продолжаются.

Женщины в заточении

7. Бланш Монье (Blanche Monnier)

Она провела 25 лет своей жизни запертой в абсолютно тёмной комнате, всегда полуголодная и голая. Всё это время Монье лежала на матрасе, покрытом вшами в своих же собственных экскрементах.

Её единственными друзьями были крысы, с которыми женщина делила свой кусок хлеба. К моменту «сближения» с крысами она уже сильно постарела и начала потихоньку сходить с ума. В чём же было её преступление?

Бланш полюбила человека, который принадлежал к роду, ниже её семьи по социальному статусу. Справедливо сказать, что Монье стала жертвой страшной несправедливости, и что любовь не всегда побеждает.

После анонимной наводки женщина была обнаружена французской полицией и освобождена в 1901 году. Изначально полагали, что она не выкарабкается, и хотя впоследствии физически она более-менее пришла в норму, её здравомыслие так никогда и не восстановилось.

Между тем, мир был потрясён, узнав, что женщину, которая позже стала известной, как "секвестрированная Пуатье", заперли члены её собственной семьи после того, как она отказалась отречься от своей любви к неуспешному местному адвокату.

Бланш Монье была привлекательной энергичной брюнеткой, взять в жёны которую хотели несколько состоятельных мужчин города. Но к большому ужасу её семьи, принадлежащей к высшему классу, своё сердце она отдала обычному адвокату.

Бланш после освобождения

Семья Монье, полагая, что их репутации придёт конец в случае одобрения союза дочери и адвоката, решили не дать браку состояться, ограничив молодую девушку.

Реализовывал идею по заточению её брат - чиновник, но сама задумка принадлежала матери, которая надеялась, что девушка вскоре поменяет своё решение. Но Бланш никогда так и не передумала.

Мать девушки

Её возлюбленный адвокат умер за 16 лет до спасения Бланш. Когда подробности шокирующего преступления всплыли наружу, мать женщины посадили в тюрьму, где она вскоре умерла от сердечной недостаточности, осознав истинный ужас своего преступления.

Люди с раздвоением личности

6. Пятый герцог Портлендский

Истинные масштабы таинственности уединения этого человека трудно себе представить. Возвращаясь в викторианскую эпоху, стоит заметить, что герцог, как было заявлено, оставался взаперти на территории своей частной недвижимости, аббатства Уэлбек, был реальным Джекил и Хайд (повесть шотландского писателя Роберта Стивенсона о раздвоении личности).

Под его хоромами была сооружена обширная сеть подземных проходов и помещений, может быть, созданных для того, чтобы помочь ему вести двойную жизнь .

История жизни этого человека вполне могла бы служить основой для написания викторианского романа. Некоторые специалисты даже предполагали, что этот человек стал вдохновением для создания незавершённого романа Чарльза Диккенса "Тайна Эдвина Друда".

Вдова по имени Анна Мария Дрюс (Anna Maria Druce) в течение нескольких десятилетий настаивала на том, что её свёкр, Томас Чарльз Дрюс (Thomas Charles Druce), владелец расположенного на Бейкер-стрит текстильного магазина, был никем иным, как тем самым герцогом Портлендским.

Буклеты, изданные Анной, доказывающие её теорию

Хотя Томас Дрюс умер за 15 лет до смерти герцога, Анна утверждала, что похороны были мистификацией. Она просила об эксгумации тела, и была уверена, что гроб либо пуст, либо полон свинцовым грузом.

Томас Дрюс, по её заверениям, инсценировал свою собственную смерть, чтобы целиком "отдать себя" герцогу. Анна никогда не отказывалась от своей, казалось бы, возмутительной истории, тем более тогда, когда речь зашла о наследстве сословий Портленда.

Томас Чарльз Дрюс

В 1903 году Анну определили в особое учреждение, диагностировав у женщины некоторые психические расстройства. После этого другие члены её семьи продолжили настаивать на теории Анны, хотя предоставляемые ими доказательства оказывались ложными.

Бюст герцога Портлендского

Поэтому несколько главных свидетелей по делу получили суровые наказания за дачу ложных показаний. Когда всё-таки гроб Томас Дрюса был вскрыт в 1907 году, и там было найдено тело, то дело прекратили из-за "необоснованности притязаний".

Тем не менее, версия Анны Марии вполне может быть истинной. Рассмотрим доказательства, о которых говорили свидетели.

Герцог отдавал свои распоряжения в основном через записки. Во время путешествий занавески на окнах всегда бы задёрнуты, а передвигался он в отдельном вагоне поезда, в котором, предположительно (!) находился, потому что никто этого точно не знал .

Много лет спустя рабочие нашли тоннель, который связывал его лондонский дом с Бейкер-стрит. Из-за изоляции герцога никто точно не знал, в какой момент он находится в своей комнате.

Ему оставляли еду, но никто не видел, когда он её ел и ел ли вообще. Даже будучи больным, герцог общался с лечащим врачом через дверь, который говорил о возможном диагнозе на основании тех симптомов, которые озвучивал герцог.

Кроме того, окна его офиса на Бейкер-стрит всегда были закрыты красными бархатными занавесками, а сотрудникам было сказано не беспокоить босса, когда занавески закрыты.

Когда место нахождения герцога было известно, Дрюс таинственным образом исчезал из поля зрения и наоборот. После похорон Дрюса, герцог стал постоянно проживать в своём аббатстве.

Люди - отшельники

5. Джон Слейтер (John Slater)

Джон Слейтер, бывший спецназовец Royal Marine, был известной английской эксцентричной личностью со склонностью к дальним, очень длительным и одиноким прогулкам по береговым линиям.

После увольнения с военной службы из-за того, что "пришло время, когда я потерял интерес к изучению того, как убивать людей, использую мои руки", Слейтер подался в миссию самопознания, проводя целые месяцы жизни на улицах Лондона среди бездомных.

После этого его стало бросать из стороны в сторону, он поменял много рабочих мест и разрушил отношения с родственниками и друзьями. В какой-то момент он вызвался быть человеком-экспонатом в лондонском зоопарке в течение шести месяцев, чтобы собрать денег для гигантских панд. Его предложение было отвергнуто .

Позже он босиком отправился на установление мирового рекорда, намереваясь пройти по всей береговой линии своей страны. Он завершил свою "прогулку" одетым в яркую полосатую пижаму, а его сопровождающий колли, при этом, нёс на себе замшевые пинетки.

Чтобы собрать деньги на благотворительные цели он также прошёлся по всей береговой линии Шотландии всего за четыре месяца . Позднее он соорудил работающий автомобиль из битых старых гоночных машин, поломанных стиральных машин, гладильных досок и бутылок от кока-колы.

В конце концов, он отрастил себе длинную бороду и стал жить в отдалённой пещере на берегу океана на западном побережье Шотландии. В течение последних десяти лет как минимум четыре месяца в году он проводил в этой пещере.

Дважды в день он был вынужден собирать свои вещи и уносить их к задней части пещеры из-за приливов. По ночам пещера наполнялась крысами, которые ползали по нему и мешали спать. Неудивительно, что его жена отказалась принять такой образ жизни, и они развелись .

Как бы дико это не казалось, но Слейтер полностью обосновался в своей пещере. "Здесь такая тишина, как в соборе. Она помогает мне думать. Я пристрастился к гармонии спокойствия. Только здесь можно услышать дыхание планеты, которое создаёт невероятную энергию в вашем сердце", - рассказал он как-то The Herald newspaper .

Слейтер также рассказал о мечте в один прекрасный день поведать миру о своих мистических идеях и глубокой мудрости, которая родилась в нём именно в пещере.

Заточение человека

4. Мэри Молсуорт (Mary Molesworth)

После дебюта в Дублинском театре, талантом и красотой Мэри стали восхищаться во всей Ирландии. К сожалению, публичность этой истории привлекла внимание полковника Рочфорта (Rochfort), человека, известного из-за своего скверного характера.

Мэри не хотела выходить за него замуж, но её отец настоял. Полковник был очень богатым человеком и мог предложить Мэри земли и титул. Так, против её воли, Мэри Молсуорт стала леди Белеведере (Belevedere) в 1736 году, родив ему несколько детей.

Забытая и одинокая, она начала проводить время с братом графа Артуром и его женой Сарой. Несколько месяцев спустя граф получил письмо, в котором говорилось, что жена изменяет ему с его родным братом во время его отлучек.

Белеведере был в ярости и угрожал застрелить Артура на месте, чем вынудил его бежать из страны. Между тем, Мэри он заточил в своём имении в Гаулстауне. Её держали под неусыпной охраной, при этом сбежать ей удалось только один раз .

Бедняжка побежала в Дублин искать защиты у отца, но он отказался помочь ей и сразу же выдал её охранникам мужа, когда последние пришли её искать.

16 лет Мэри провела в заточении. Люди, видимо, совсем забыли о ней, вспомнив только тогда, когда Артур вернулся на родину. Он предстал перед судом, который признал его виновным и обязал заплатить огромный штраф – компенсацию. Но у Артура не было такой суммы, поэтому он оказался в тюрьме.

После этого Мэри была пленницей в течение ещё 16 лет. После смерти графа в 1774 году её освободил родной сын.

После освобождения о ней написали: "Кто бы мог поверить, что она была женщиной, о красоте которой мы слышали так много. Она слаба и замучена. Ни о какой красоте не может быть и речи! Её волосы белы как снег, в её глазах дикий потухший блеск, в них страшно смотреть, она говорит дрожащим голосом, который едва не переходит в шепот, а одежда на ней была модной 30 лет назад!".

Даже на смертном одре Мэри продолжала говорить о своей невиновности , так же себя вёл и Артур Рочфорт, который умер в своей тюремной камере. Их трагическая история стала одним из величайших скандалов в Ирландии 18 века.

Отшельник в лесу

3. Кристофер Найт (Christopher Knight)

Одноклассники Кристофера говорили о нём как о тихом, умном и немного заторможенном человеке. Закончив школу в 1984 году, Кристофер выказал небольшой интерес к компьютерам, а затем ушёл в леса Мэин (Maine woods).

В последующие 27 лет, по сообщениям, его видели лишь однажды . Случайный турист столкнулся с ним, они поздоровались, и он пошёл дальше.

Местные жители поняли, что в лесополосе кто-то прячется, потому что их дома регулярно грабили. Найт совершил сотни взломов за несколько десятилетий. Он воровал спальные мешки, одежду, канистры с пропаном, батарейки для рации, а также огромное количество еды и алкоголя.

Во время ареста Найт утверждал, что очки были единственной его собственностью, однако, представители закона позднее нашли его пристанище и всё остальное украденное . При расчистке его лагеря было забито вещами два пикапа.

Найт проводил время в лесу, играя в Nintendo Gameboy, медитируя на опрокинутом ведре, смотря телевизор, разводя костёры зимой, читая ворованные книги и журналы, а также напиваясь и слушая радио.

"Лагерь" Кристофера

Его арест вызвал бурю эмоций в СМИ. За одну ночь он стал почти легендой: люди писали о нём стихи, предлагали заплатить залог и даже хотели выйти за него замуж .

Найт отказался давать интервью и отвергнул все предложения помощи. Его адвокат перевёл пожертвованные средства в фонд выплаты компенсаций людям, пострадавшим от его воровской деятельности.

Кристофер Найт

Найт провёл в тюрьме несколько месяцев, затем его признали алкоголиком и направили на участие в специальной трехлетней программе, разработанной для того, чтобы помочь человеку адаптироваться в обществе.

Он должен был еженедельно посещать психологические консультации и регистрироваться у представителей закона. Тем не менее, психических отклонений у человека найдено не было, ему просто комфортно в одиночестве.

Жизнь отшельника

2. Уильям Бекфорд (William Beckford)

Бекфорд был единственным законным сыном невероятно богатого сахарного магната. После получения наследства в 1770 году лорд Байрон назвал его "богатейшим сыном Англии". Байрон, а также некоторые другие влиятельные писатели того времени, иначе как о гении о нём не говорили.

Так почему же человек с таким талантом и такими деньгами в конечном итоге стал изгоем и жил один в башне? И как ему удалось растратить всё свое состояние?

Уильям Бекфорд

Бекфорд был архетипическим романтиком, который тратил безграничные количества денег на удовлетворение своих фантазий. Он никогда не прекращал коллекционировать редкие книги, предметы мебели и произведения искусства.

На первый взгляд можно подумать, что вряд ли это его пристрастие каким-то образом повлияло на стабильный ежегодный доход от плантаций в Вест-Индии. Но с отменой работорговли ситуация в сахарной промышленности начала меняться и прибыль значительно снизилась.

Вдобавок ко всему Бекфорд спускал деньги на ветер, реализуя архитектурный проект своего аббатства в Фонтхилле.

Фонтхилл был удивительной работой в неоготическом стиле. Потребовались годы, чтобы закончить его, но так как первостепенно Бекфорд был обеспокоен его эстетической красотой, а не практическими реалиями физического мира, аббатство рухнуло спустя два года после того, как Бекфорд продал его в 1823 году.

Полностью обезумевший от потери своей монументальной гордости, Бекфорд переехал в Бат, где его накрыла одержимость по строительству огромных башен. Он стал вести отшельнический образ жизни в своей знаменитой башне Лэнсдаун , которая представляла собой необычную работу в неоклассическом стиле высотой в 37 метров, стоящая по сей день.

Он также оставил после себя одно из величайших недооценённых сокровищ готической литературы – очень свойственный ему творческий роман "Арабская сказка". Он находится в свободном доступе в интернете.

Одиночная камера

1. "Ужасный" Томми Сильверштейн (Tommy Silverstein)

Томми Сильверштейн был одним из самых жестоких преступников за всю историю Америки. Заключённый в тюрьму в 1977 году за вооружённое ограбление, его приговор изменили на "пожизненное заключение без права помилования" после того, как он убил двух сокамерников.

Его назвали личностью, у которой "нет человеческого контакта", после того, как он убил охранника в тюрьме Марион.

Некоторые правозащитники утверждают, что его вердикт противоречит американской конституции, которая официально признаёт вне закона жестокие наказания.

Томас Сильверштейн

Сильверштейн отсидел в одиночной камере в тюрьме Атланты несколько месяцев перед тем, как его перевели и заперли в одиночке в тюрьме Ливенворс, где он провёл 18 лет. Наконец, последним пунктом его назначения стала тюрьма "Supermax" в Колорадо.

Бывший начальник этой тюрьмы высказался об этом человеке как о "чистой версии ада". Теперь Сильверштейн буквально погребён в своей камере за звуконепроницаемой дверью в течение 23 часов в сутки.

Он ест в одиночестве и получает всего один час одиночного отдыха внутри несколько большей по размерам камере. Некоторые говорят, что эта адская среда намеренно создана для того, чтобы свести заключенных с ума и сделать их более сговорчивыми.

Пагубные психологические последствия одиночного заключения фиксируются документально. Сильверштейн утверждал, что он пережил депрессию, галлюцинации, дезориентацию, и потерю памяти.

Он также рассказывал, что вышел за пределы того, с чем большинство людей могут психологически смириться. Сильверштейн живёт в одиночной камере уже более 30 лет . Хотя это рекорд для американских федеральных пенитенциарных учреждений, удивительно, но некоторые заключённые застревали в одиночной камере в тюрьмах Луизианы ещё дольше.

К примеру, Герман Уоллес (Herman Wallace) провёл в такой камере 41 год и умер через три дня после освобождения в возрасте 71 года.

Loading...Loading...