1 законы хаммурапи. Кодекс Хаммурапи: основные законы, описание и история

С появлением первых государств возникла необходимость в регулировании общественной жизни в стране, и вскоре начали появляться первые своды законов. Они регулировали права и обязанности граждан, их социальное положение и статус в обществе. Одним из древнейших сводов законов является Кодекс Хаммурапи. Этот ценный исторический источник поражает исследователей своей уникальностью и скрупулёзным подходом к рассмотрению каждой правовой ситуации. Данная статья посвящена обстоятельствам находки Кодекса, истории его составления и основным моментам его содержания.

Открытие Кодекса

Первая находка датирована 1853 годом. Это была найденная английским исследователем Остином Лейардом глиняная табличка с именем царя. В дальнейшем ученым, которые занимались археологическими раскопками в Месопотамии, таблички с именем царя Хаммурапи стали попадаться все чаще. Согласно множеству найденных источников, царь Вавилона вел активную хозяйственную деятельность в стране, он издавал указы о строительстве новых храмов, об организации ирригационных работ на плодородных землях. Также осуществлял правовую деятельность, в частности вел борьбу со взяточниками и казнокрадами и прочими недобросовестными чиновниками. На основании данных мероприятий исследователи сделали предположение, что в Вавилоне существовала некая законодательная база, на которую и опирался Хаммурапи. После обнаружения в середине 19 века в библиотеке Ашшурбанипала глиняных табличек, на которых содержались фрагменты законов, ученые предположили, что Ашшурбананипал и являлся автором этих законов. Первым ученым, который за три года до открытия стелы предположил, что сия заслуга принадлежит Хаммурапи, являлся Фдридрих Делич.

После выдвижения предположения о существовании единого свода законов на территории Месопотамии начала собираться экспедиция на раскопки. После разрешения персидского шаха французская экспедиция в 1987 году во главе с Жаком Морганом отправилась на северо-восток от Вавилона, на предполагаемое место расположения древнего государства Элама. В ходе раскопок были найдены самые разные артефакты - от табличек с клинописными надписями до многочисленных военных трофеев, захваченных в битвах эламитов с вавилонянами. В конце 1901 года Густавом Жекье был обнаружен довольно большой фрагмент черного камня с надписями. Вскоре в процессе дальнейших раскопок на данном месте были обнаружены еще два осколка. Соединив эти три обломка, получили стелу с надписями, которая, вероятно, стала военной добычей эламитов после нападения на Вавилон. В дальнейшем стела была привезена во Францию в Лувр, где ее изучением занялся известный ученый-ассириолог Жан Шейл.

Переводы Законов Хаммурапи

Уже в 1902 году Жан Шейл опубликовал в своем труде «Записки о персидской миссии» текст законов на аккадском языке и его перевод на французском. В дальнейшем текст Кодекса стал переводиться на многие европейские языки. Так, уже в конце 1902 года германские ученые Винклер и Мюллер опубликовали текст стелы на немецком. В 1903 году Законы Хаммурапи стали доступны на английском и итальянском языках. В России перевод был сделан в 1904 году Лопухиным, правда, только с европейского языка. Перевод на русский с оригинального текста был совершен историком Дьяконовым только в 1914 году. Всего же в 20 веке было сделано более тридцати переводов текста законов Хаммурапи на разные языки мира.

Личность царя Хаммурапи

Вавилонский царь Хаммурапи правил приблизительно с 1793 по 1750 год до н. э. Первые годы своего правления он посвятил внутренней политике, в частности реконструкции и строительству храмов, крепостей. А также орошению каналов: по его приказу происходило сооружение новых каналов и очищение старых. После решения внутренних проблем царь Хаммурапи начал политику по расширению Вавилона. Так, в 1787 году им были захвачены важнейшие города Исин и Урук, в 1781 году был присоединён Рапикум. После длительной подготовки в 1764 году им были присоединены все земли Нижней Месопотамии, а в 1756 году под властью Вавилона оказалась вся Месопотамия. Но большего всего царь Хаммурапи прославился как законодатель, а точнее, автор свода законов, которые регламентировали общественную жизнь населения Вавилона. В итоге за годы правления Хаммурапи Вавилон достиг небывалого могущества, в стране произошел экономический рост, развитие частной собственности и торговли. А также произошла централизация государства и укрепление царской власти.

Особенности монумента с текстом законов

Текст с законами царя Хаммурапи высечен на конусообразном монументе, сделанном из черного диорита. Высота монумента составляет 225 см, ширина - от 165 см на вершине до 190 см в основании, масса же составляет 4 тонны.

Существует несколько версий относительно точной даты создания данной стелы: одни исследователи делают предположение о 2000 годах до н. э, другие временем создания памятника называют 2225 год до нашей эры. На данный момент современные ученые делают вывод, что свод законов был составлен не ранее чем на 35-40 году правления Хаммурапи. Таким образом, исследователи полагают, что монумент был создан в промежутке между 1755 и 1752 годами до н. э. незадолго до смерти вавилонского царя.

Первоначальное расположение монумента с Кодексом Хаммурапи в Древнем Вавилоне вызывает ожесточенные споры, так как само содержание текста памятника противоречиво. Так, в начале местом нахождения памятника упоминается храм Эсагила, расположенный в Вавилоне, но уже в конце Кодекса упоминается другое место, а именно храм Эбаббара. Ученые объясняют эту нестыковку тем обстоятельством, что существовало несколько копий стелы с текстом законов, которые устанавливали в разных городах Вавилона. Найденный Морганом монумент являлся копией памятника, стоявшего в Эсагиле приблизительно в 1155 году до н. э. В результате набега на Вавилон правителя царства Элам монумент оказался в Сузах в качестве трофея. И в 1902 году Морган нашел в ходе раскопок этот монумент в сокровищнице правителя Элама. По всей видимости, он хотел стереть надписи с монумента, так как уничтожено несколько строк, и начертать на нем новые, но его смерть предотвратила уничтожение памятника, и он дошел до наших дней в хорошем состоянии. Сейчас данный монумент находится в Париже в музее Лувра, и его может увидеть каждый желающий. А сейчас стоит дать общую характеристику Кодекса царя Хаммурапи.

Общая характеристика кодекса

Какую можно дать общую характеристику Кодексу Хаммурапи? Он представляет собой древнейший памятник права в мире. Текст законов начертан в виде клинописи на аккадском языке и высечен на каменной стеле. Свод законов Хаммурапи представляет собой правовой источник, который перечислял различные прецеденты, т. е. носил казуистический характер. В целом при составлении законов Хаммурапи и его помощники опирались на многовековой опыт законодательной базы древних шумеров и аккадцев. Кодекс законов царя Хаммурапи - это результат серьезных правовых преобразований, которые были вызваны необходимостью унификации и дополнения существующих норм поведения, которые берут начало еще с первобытных времен. Несмотря на то что данные законы были созданы в жестокие времена, они все же довольно продуманы и логичны, хотя и отличаются чрезмерной жестокостью наказаний за различные нарушения. Кроме того, характерной особенностью закона является тот факт, что, в отличие от большинства подобных древневосточных правовых норм, в нем практически полностью отсутствует религиозный аспект. В целом система законов, созданная вавилонским царем, была самой передовой не только на Древнем Востоке, но и в мире, и оставалось такой вплоть до времен Римской империи.

Особенности текста Законов Хаммурапи

Современными исследователями свод законов (кодекс) Хаммурапи принято условно делить на 282 параграфа, которые регулируют вопросы, связанные с судопроизводством, охраной частного и государственного имущества, брачно-семейными отношениями, а также с уголовным правом. Первая разбивка законов Хаммурапи на 282 параграфа была произведена Шейлем для удобства работы с текстом, так как законы и постановления в Кодексе не пронумерованы.

Особенностью текста на стеле является то обстоятельство, что его фиксировали различными способами. Так, на монументе использовалась более ранняя традиция начертания клинописи, по которой слова и выражения отделялись вертикальными столбцами и клетками. Также на данном памятнике использовалась другая манера письма, по которой на лицевом обороте знаки писались слева направо, а на обратной стороне - наоборот. В первоначальном варианте на стеле находилось всего 49 столбцов, из которых лицевая сторона содержала 21 столбец, а оборотная, соответственно, 28. До наших дней на лицевой стороне сохранилось 19 столбцов со 1112 строками, обратная сторона практически уцелела полностью: 28 столбцов и 2523 строки. Таким образом, в первозданном виде сохранилось 3638 строк, доступных исследователям.

Само расположение текста на монументе довольно трудно для прочтения, так как необходимо было неестественно поворачивать голову, дабы прочесть то, что там написано. Вероятно, подобные монументы ставились не для ознакомления жителей с новыми законами, а для того, чтобы известить об их появлении, а сам текст в более доступном виде воспроизводился на глиняных табличках.

Кодекс Хаммурапи и его содержание

Как было указано выше, текст законов Хаммурапи принято делить на 282 параграфа, которые, в свою очередь, можно разбить на три объёмных блока:

  • законы и постановления, которые касаются имущественных отношений;
  • законы и постановления, касающихся семейных отношений и наследования;
  • уголовные преступления против личности, государства и царя.

Имущественные отношения по Кодексу

Постановления царя Хаммурапи, которые касались имущественных отношений, были направлены на защиту частной, общественной и государственной собственности. Однако приоритет отдавался в большей степени государственной, кроме того, вавилонский правитель имел исключительное право на распоряжение всей землей государства, а общинники обязаны платить налог государству за право пользоваться землей. Также, согласно Закону, землю можно было получить за военную службу, а также арендовать её (условия аренды в Кодексе прописаны довольно подробно). За такие нарушения, как недобросовестная торговая сделка, порча чужой собственности, оказание помощи беглому рабу и т. п., предусматривались суровые наказания, вплоть до смертной казни. Хотя необходимо отметить, что в Кодексе Хаммурапи нашли свое отражение и прогрессивные элементы, например, срок долгового рабства не должен был превышать трех лет.

Регламентация семейных отношений и вопросов наследования в законах Хаммурапи

О семейных отношениях, согласно вавилонскому Кодексу Хаммурапи, можно сказать, что они имели чисто патриархальный характер. Все члены семьи были подчинены старшему представителю мужского пола. Также мужчине разрешалось иметь нескольких жен и усыновлять детей от рабынь. Что касается женщины, то она, как и в большинстве древневосточных государств, практически не имела никаких прав, фактически являлась собственностью своего мужчины. Однако все же Кодекс Хаммурапи оставлял за ней некоторые свободы. Так, в случае жестокого обращения со стороны мужа супруга имела право вернуться к родителям, забрав свое приданное. Также при заключении брака возможно было оформление брачного договора между супругами, в котором оговаривались права женщины. Что касается вопросов наследования, то, согласно Кодексу законов Хаммурапи, братья и сестры имели право на равные доли наследства, а дети, усыновленные от рабынь, могли претендовать только на движимое имущество.

Уголовные преступления против личности, государства и царя

За уголовные преступления, согласно Кодексу Хаммурапи, следовали тяжелые наказания вплоть до смертной казни, которая могла применяться в тридцати разных случаях. Основной принцип наказания, на который опирались вавилонские законодатели, гласил: «Око за око!» То есть наказание должно было быть равнозначно совершенному преступлению. Так, например, сыну, который ударил своего отца, согласно Кодексу, отрезали руку. Но существовали и отступления от этого принципа. Например, раб, который ударил своего господина, наказывался ударами плетью, если же пострадал сам раб и не от своего хозяина, то провинившийся должен был выплатить денежный штраф хозяину пострадавшего. Нанесение ран в драке между равными по социальному положению и происхождению людьми влечет за собой возмещение затрат на лечение, правда, виновный должен был доказать отсутствие злого умысла. Что касается женщин, то к ним смертная казнь применялась, например, из-за «утомления» невестки. Также особенностью Законов Хаммурапи в отношении женщин является тот факт, что причинение им телесных повреждений не считалось преступлением, кроме случаев, когда в результате побоев у женщины случался выкидыш. Тогда обидчик обязан был выплатить денежный штраф. Судей как таковых в Вавилоне не было, их функции выполняли, как правило, чиновники или наиболее влиятельные жители города.

Значение открытия Кодекса

Открытие Кодекса царя Хаммурапи имело огромное значение. Многие исследователи называют его важнейшим памятником, помогающим в изучении не только Древнего Востока, но и истории всего мира. Законы Хаммурапи не открывают исследователям ценные сведения о процессах, происходивших в древневосточном обществе (экономике, праве, культуре) - они также послужили серьёзным толчком к изучению клинописных иероглифов. Изучению Кодекса Хаммурапи посвятили свою жизнь такие ученые, как Й. Коллер, А. Унгнад, Ф. Пайзер, которые в 1923 году опубликовали на основе изучения памятника работу Hammurabis Gesetz, вышедшую в шести томах. В 1955 году английскими учеными была опубликована работа The Babylonian Laws, посвященная Законам Хаммурапи, с комментариями авторов.

Таким образом, можно утверждать, что Кодекс Хаммурапи, кратко о котором было рассказано в статье, был составлен по поручению вавилонского царя Хаммурапи в промежутке между 1755 и 1752 гг. до н. э., что позволяет отнести его к древнейшим из найденных правовых памятников в мире. Текст законов был высечен на каменной стеле высотой более двух метров, которая была найдена археологом Г. Жекье в 1902 году. Создание Кодекса было вызвано необходимостью реформирования устаревшей правовой системы Междуречья, которая существовала в неизменном виде с первобытных времен. Текст Законов современными исследователями делится на 282 параграфа, которые содержат ценнейшие сведения об организации судопроизводства, охране различных форм собственности, брачно-семейных отношениях, уголовном праве на Древнем Востоке. Находка Кодекса Хаммурапи послужило серьезным толчком к углубленному изучению древневосточных цивилизаций.

Важнейшим источником изучения Старовавилонского периода в жизни Месопотамии являются «Законы Хаммурапи», которые считают самым выдающимся памятником древневосточной правовой мысли. Их переписывали и изучали в Месопотамии более тысячи лет; они оказали заметное влияние на формирование правового сознания жителей не только Древнего Востока, но и античного мира.

Главная цель появления «Законов» заключалась в распространении единых норм права на все присоединённые к Вавилону в ходе военных действий территории Месопотамии. Таким образом, «Законы» являлись эффективным средством унификации экономического уклада и общественных отношений в Вавилонии, а также мощным и надёжным механизмом укрепления монархической власти.

Текст «Законов Хаммурапи» (далее - ЗХ) состоял из трёх частей: обширною введения, 282 статей и заключения. Во введении, или «Прологе», перечисляются заслуги Хаммурапи перед каждым важнейшим городом Месопотамии и их богами- покрови гелями: непререкаемый авторитет правителя должны были смиренно признать все покорённые им жители страны, для которых божественное происхождение царя и религиозные санкции его власти превращались в весомые гарантии провозглашавшихся в «Законах» порядка и справедливости. Следуя традиции своих предшественников - царей-законодателей, Хаммурапи заявил целью создания «Законов» проведение в жизнь принципа: «Чтобы сильный нс притеснял слабого», и эти слова не являлись демагогией. Как следует из содержания статей ЗХ, царь определил правовой статус каждой социальной, профессиональной, гендерной группы, защитив, таким образом, их представителей от злоупотреблений и произвола со стороны чиновников, ростовщиков, глав патриархальных семей.

В заключении, или «Эпилоге», содержатся проклятия гем, кто отступит от установлений, содержащихся в ЗХ, потверждаются благородные цели царской политики, призывается благосклонность богов к судебно-правовой деятельности царя.

ЗХ дают возможность реконструировать картину жизни населения Месопотамии Старовавилонского периода: хозяйственный уклад, социальную структуру общества, мировосприятие и религиозный мир обитателей Междуречья, форму государственной власти в первой трети второго тысячелетия до н. э., - не случайно поэтому их считают полноценным историческим источником. Если же ЗХ рассматривать с точки зрения развития правовой мысли древности, то нельзя не признать, что при всей их детальности, всём стремлении царя охватить максимально возможное количество юридических случаев они оставались ещё крайне несовершенными.

ЗХ - это не кодекс в современном смысле этого слова, а сборник случаев, казусов, имевших место в юридической практике Месопотамии того времени. Вавилонские юристы ещё испытывали трудности при формулировке общих принципов и понятий права, поэтому они выражали их казуистически: было такое-то правонарушение, за которое следует такая-то мера ответственности. Правовые ситу ации группируются по предмет)" регулирования (например, параграфы 42-50 посвящены операциям с недвижимостью, 127-195 регулируют семейные отношения), и переход от одного блока статей к другому осуществляется по принципу ассоциации. Один и тот же правовой случай может рассматриваться в смежных нормах и в различных правовых аспектах, так как деление на уголовное, государственное, семейное, процессуальное и тому подобное право вавилонская юридическая мысль не предусматривала. В каждом параграфе одновременно устанавливаются и правило, и ответственность за его нарушение. Случаи, которые считались очевидными и нс вызывающими сомнений, в ЗХ вообще не упоминаются, например, наказание за умышленное убийство или чародейство. Законы нс всегда предусматривают расследование и судебное разбирательство. Например, поджигателя, пойманного на месте преступления, не ведут к судье, а бросают в огонь пожара, который он разжёг. Убеждённость Хамму- рапи в том, что справедливость вечна и неизменна, что она раз и навсегда устанавливает порядок вещей и не зависит от злобы дня, побуждает его включать в «Законы» даже тарифы цен и заработной шгаты, хотя под воздействием реальной экономической конъюнктуры они могли испытывать значительные колебания.

В ЗХ оказались зафиксированными нормы обычного права: талион (воздаяние равным за равное , иначе - «око за око»), водная ордалия - определение виновности или невиновности подозреваемого путём погружения его в воды реки (утонувшего считали виновным) и клятва именем бога Шамаша, которая считалась юридически действительной, так как, по тогдашним представлениям, ложь обрекала преступника на мгновенную смерть от разгневанного лжесвидетельством или обманом бога.

Нормы обычного права, то есть изустно передаваемые правила поведения, превращавшиеся в неписаный закон, свято соблюдавшиеся традиции, появились ещё в первобытном обществе, поэтому апелляция к обычаю, патриархальной старине в «Законах» может рассматриваться в плане их несовершенства, отличия от современных правовых институтов. В то же время именно тс параграфы ЗХ, которые по современным меркам кажутся странными и вызывают удивление, наиболее ярко свидетельствуют об особом типе мышления человека Древней Месопотамии. Этот тип мышления, как вам уже известно, называется мифологическим, или архаическим. В отличие от современного, или логического, типа мышления мифологическое мышление было предметным, образным, чувственным, характеризовалось слабым развитием абстрактных понятий. Человек, обладавший мифологическим мировосприятием, ощущал себя слитно с природой, неотделимо от неё. Отсюда возникала потребность в ордалиях и клятвах именем бога, так как, являясь неотъемлемой частью окружающего природного мира и Космоса в целом, человек вверял свою судьбу обожествляемым природным стихиям, поэтому бог реки во время ордалий или бог солнца во время произнесения клятвы - беспристрастные очевидцы поступков людей, честные и надёжные судьи - производили самый справедливый, по мнению древних, суд.

Мифологическим типом мышления объясняется ещё один так называемый «недостаток» ЗХ - их многословность, излишняя детализация правовых случаев. Законодатель, обладавший мифологическим типом мышления, считает своим долгом подробно, всесторонне, детально охарактеризовать каждую правовую ситуацию, для того чтобы быть уверенным в том, что адресат, попавший в аналогичную ситуацию, безоговорочно примет полагающееся ему наказание. Желание Хаммурапи перечислить максимум возможных правонарушений при неумелом их обобщении и подведении под общие принципы превращает «Законы» в очень большой по объёму памятник преступлений против личности, собственности, государства. Вместе с тем, благодаря словоохотливости Хаммурапи и его серьёзному подходу к организации судебной деятельности в Месопотамии, мы и получаем возможность представить картину жизни старовавилонского общества.

Ведущей сферой экономической жизни Месопотамии было многоотраслевое сельское хозяйство. Об этом свидетельствует немало фактов. Преобладающее количество пара1рафов ЗХ посвящено вопросам земледелия, землевладения и землепользования; зерно выполняло функцию денег, поэтому зерном можно было расплатиться за взятый денежный кредит или за наём сельскохозяйственного работника; земля овеществляла собой наиболее устойчивую материальную ценность, поэтому земельными участками, а не серебром царь расплачивался с лицами, находившимися на государственной службе; продукция сельского хозяйства являлась единственным предметом экспорта; за недобросовестное выполнение ирригационной повинности, повлекшее за собой невосполнимый материальный ущерб земледельцам, виновного обращали в вечное рабство, тогда как ремесленник или торговец за брак, допущенный в своей деятельности, выплачивал штраф. Наконец, социальный статус жителя Месопотамии определялся наличием или отсутствием у него земельного участка на территории общины, поэтому люди, утратившие недвижимую собственность, превращались в мушкенумов - неполноправное сословие с ограниченными юридическими и политическими нравами.

Важнейшим условием организации земледельческих работ в Месопотамии было создание и поддержание в порядке ирригационной системы в масштабе всей страны. Главную роль в превращении земледелия в высокодоходную отрасль хозяйственной деятельности страны сыграл сам Хаммурапи, который через всю Месопотамию построил магистральный канал, получивший название «Река Хаммурапи». Он стал центром ирригационной системы Междуречья и, кроме решения важных организационных вопросов, связанных со снабжением страны водой, способствовал расширению пахотных территорий, что диктовалось засолённостью почв. Новые для земледелия районы, где прежде были целинные или залежные земли, можно было обрабатывать на льготных условиях, в первые годы не выплачивая арендной платы.

С созданием грандиозной ирригационной сети Хаммурапи превратился в фактического хозяина всех орошаемых земель государства, и, хотя ему не принадлежала верховная собственность на весь земельный фонд страны, он приобрёл право распоряжения большей частью земельных богатств Вавилонии и право осуществления контроля за землепользованием. Вот почему о всех сбоях в работе ирригационной системы, о засорении каналов, о спорах вокруг выданных за службу земельных участков надо было незамедлительно сообщать царю. Царь относился к письмам частных лиц с большим вниманием и, ознакомившись с содержанием корреспонденции, адресовывал её градоначальникам, в ведении которых находились крупные участки ирригационной системы; те, в свою очередь, неся личную ответственность за вверенный им участок оросительной сети, через старосту поселения, на земле которого случилось происшествие, в кратчайшее время добивались исправления допущенного сбоя в работе каналов или дамб и об исполнении царского распоряжения лично докладывали царю.

Не только царская администрация, но и каждое поселение несло ответственность перед царём за состояние выделенных им участков местной ирригационной системы. На всё население страны налагалась ирригационная повинность, за уклонение от которой или за нерадивое отношение к ней налагались суровые взыскания.

Мягкие, плодородные земли Месопотамии нс требовали постоянною совершенствования сельскохозяйственных орудий труда. Любая потребность улучшить имеющиеся средства труда наталкивалась на непреодолимое препятствие: отсутствие металла и дерева - их можно было привезти из соседних государств, располагавших богатыми сырьевыми ресурсами. Однако внешняя торговля была монополией царя, поэтому импортируемые товары оседали в государственных кладовых и до земледельческих общин не доходили. Оттого-то земледельцам приходилось использовать в быту кожаные вёдра, а на земле - примитивную мотыгу. Плуг с бронзовым лемехом считался роскошью, и приобрести его общинникам можно было только вскладчину, позволяя отдельным семьям пользоваться им в порядке очереди.

В качестве главной сельскохозяйственной культуры выступал ячмень. Пшеницу сеяли нечасто, так как она не выдерживала всё усиливавшегося засоления почвы. В сельских поселениях было немало финиковых рощ, часть которых принадлежала жителям близлежащих городов. Площадь садов чаще всего не прсвышаза одного гектара. Горожане, основным занятием которых была служба в дворцовом хозяйстве, часто сами не занимались садовыми работами, а сдавали свои участки в аренду. На основании предварительной оценки урожая составлялся письменный договор, согласно которому арендатор должен был предоставлять хозяину сада определённое количество фиников, как правило, 2/3 собранного урожая.

В царстве Хаммурапи высокого уровня развигия достигло и скотоводство, которое уже утратило свой независимый характер и приспосабливалось к нуждам земледельческого труда. Крупный и мелкий скот передавался для пастьбы пастухам (из наёмных или царских людей), которые несли ответственность за потраву, а также за любой ущерб в стаде, произошедший по вине пастуха.

В структуре хозяйственной жизни Вавилонии важное место принадлежало ремесленной деятельности горожан. Значительная их часть обслуживала царские ремесленные мастерские, имея чётко фиксированный заработок в день, другие занимались частной предпринимательской деятельностью, выполняя обязанности, требующие как применения только физического труда (ткачи, кирпичники, плотники и т. д.), так и специальных знаний, приобретенных в учебных центрах (врачи, ветеринары). ЗХ гарантировали ремесленникам заработную плату в серебре и хорошее вознаграждение за квалифицированный труд. Однако на ремесленника возлагалась материальная ответственность за причинённые заказчику убытки. Врачи, не оправдавшие доверия пациента и нанёсшие тяжёлый вред его здоровью, наказывались отсечением рабочей руки, неквалифицированные ремесленники могли поплатиться жизнью своих близких, если в результате допущенного ими производственного брака (например, при строительстве дома) погибал кто-либо из семьи заказчика.

Развитие ремесленного производства поощрялось потребностями государства и частных лиц: профессиональной армии требовалось вооружение, городам - надёжные укрепления, представителям элитарных слоёв общества - изысканные одежда и украшения, вычурные предметы интерьера, высококвазифицированные медицинские услуги. Хаммурапи стремился оказывать помощь крупным ремесленным центрам, с тем чтобы производственные секреты не утрачивались и тайны профессии передавались из поколения в поколение; он обеспечивай ремесленников надёжным заработком, а лицам, занятым в государственных ремесленных мастерских, как и всем служащим, выдава1 за службу земельный участок, сдача которого в аренду создавала условия для безбедного существования труженика; в интересах заказчиков гарантировал высокое качество ремесленных услуг; он дифференцировал физический и умственный труд, установив более высокий заработок лицам, оказывавшим населению жизненно важные услуги. Однако господство натурального хозяйства, при котором всё необходимое для жизни производилось усилиями членов семьи, наряду с небогатыми природными ресурсами Месопотамии сдерживали развитие ремесленного производства. Высокая стоимость товаров и услуг ремесленников в условиях низкой покупательской способности большей части населения, жестокие меры ответственности ремесленников за неквалифицированный труд, уравнительный заработок лиц, занятых в царских ремесленных мастерских, негативно сказывались на темпах развития ремесленного производства. Поэтому преобладающая часть населения Месопотамии была связана не с городским, а с сельским укладом жизни, обеспечивая себя и продукцией земледельческого труда, и кустарными, грубо сделанными предметами быта.

Месопотамия, расположенная в самом сердце Передней Азии, рано оказалась втянутой в международные экономические связи. Она была вынуждена импортировать ряд жизненно необходимых ей материалов и сбывать скапливавшиеся в большом количестве в царском хозяйстве сельскохозяйственные продукты. Международный товарообмен был насущной потребностью для Месопотамии и при Хаммурапи превратился в одно из наиболее значимых звеньев в деятельности государственного аппарата. Установив монополию на внешнюю торговлю, Хаммурапи при помощи «Законов» получил возможность контролировать деятельность лиц, осуществлявших внешнеторговые сделки: тамкаров (торговых агентов, находившихся на государственной службе) и шамаллумов - странствующих купцов. Количество вывозимых из государства зерна, фиников, масла, шерсти строго фиксировалось в договоре, заключаемом между тамкаром и шамаллумом. Весь доход от торговли принадлежал государству, за исключением жалованья, полагавшегося тамкару и шамал- луму. Странствующий купец освобождался от ответственности за гибель каравана и потерю дохода от торговой операции только в гом случае, если он был ограблен по дороге врагом и клятвенно в этом сознался.

Развитию внутренней торговли в Вавилонии содействовало наличие двух полноводных, судоходных рек - Тигра и Евфрата. Поощряемое Хаммурапи кораблестроение, возможность найма опытных проводников, сплавлявших суда вверх и вниз по рекам, могли вовлечь в торговлю лиц, связанных с частной предпринимательской деятельностью. Однако главной задачей большинства мелких хозяйств было само- воспроизводство, товарность их была низкой, главного средства платежа - серебра они не имели и при осуществлении торговых сделок могли предлагать только продукцию сельского хозяйства.

Естественным следствием низкой товарности хозяйства было развитие кредита, твёрдой гарантией возвращения которого могла служить недвижимость должника. Однако в случае потери заложенных полей, садов или домов должники вынуждены были продавать в долговую кабалу к кредитору либо себя, либо членов своей семьи.

Увеличение количества безземельных крестьян было невыгодно государству, так как оно лишалось налогоплательщиков и потенциальных воинов, поэтому Хаммурапи, заботясь об общественном благе, стремился пресечь злоупотребления кредиторов (ростовщиков). С этой целью он, легализовав ростовщические сделки, запретил мошенничество, которым нередко сопровождались операции, связанные с кредитованием населения. В частности, запрещались возвращение долга в неурожайный год, обмеры и обвесы при выдаче кредита и возвращении долга, завышение установленных царём ростовщических процентов. По «Законам» долговое рабство ограничивалось тремя годами, а негуманное отношение к должникам каралось по принципу эквивалентного возмездия.

Названными мерами, а также издававшимися раз в пять-семь лет «указами о справедливости» Хаммурапи удавалось сдерживать процессы расслоения общины и увеличения количества разорившихся крестьян. Пройдет более тысячи лет, прежде чем истинное положение мелких землевладельцев станет действительно невыносимым. Пока же, оставаясь верным провозглашённому принципу": «Чтобы сильный не притеснял слабою», Хаммурапи защищал низшие и отчасти средние слои общества от природных катастроф и углубления социальной напряжённости.

Чтобы перейти к более подробному рассмотрению общества Месопотамии Старовавилонского периода, надо произвести анализ распределения земельных богатств страны, так как земля как наиболее устойчивая материальная ценность определяла не только жизненный уклад человека - наличие или отсутствие земли, а также размеры земельных владений служили показателями социального статуса подданных Хаммурапи.

В соответствии с ЗХ в Месопотамии периода правления Хаммурапи можно выделить два фонда земельной собственности: царские и общинно-частные земли.

Царский земельный фонд, составлявший около 1/3 всех обрабатываемых земель страны, по своему использованию делился на две части: собственно царские земли, весь доход с которых поступал на содержание царя, дворца, членов царской семьи, и уступленные земли, предназначенные для наделения земельными угодьями храмов и лиц, находившихся на царской службе (жрецов, воинов, тамкаров, ремесленников).

Собственно царские земли обрабатывались подневольными работниками, названными в ЗХ «приносящие доход». Они не причислялись к рабам и, в отличие от гурушей III династии Ура, получали не паск, а надел земли на группу".

Владельцы уступленных земель составляли царскую бюрократию, царскую армию, царских ремесленников и торговых агентов. Размеры выделяемых им за службу земельных участков разнились и определялись должностным положением, близостью к правящему дому. Обычно служебный надел составлял два-четыре гектара, однако крупные военачальники, жрецы, тамкары могли иметь в своём распоряжении участок в десятки г ектаров. Служебный надел выделялся за выполнение обязанностей перед государством, причём ЗХ требовали от всех подданных царя, включая высокопоставленных лиц, добросовестного несения службы. Так, воин, уклонившийся от царского военного призыва и предоставивший себе замену, лишался жизни. Служебный надел являлся условным держанием, то есть он предоставлялся на определённых условиях: кроме беспрекословного и неукоснительного подчинения царю, добросовестности в выполнении профессиональных обязанностей, держатель служебного надела должен был в целости и сохранности вернуть царю его достояние, поэтому он нс имел права передать его по наследству, расплатиться им за свои долги, подарить. Уступленные земли принадлежали только царю, так что сокращение и разбазаривание царской собственности категорически запрещались. Вместе с тем ЗХ разрешали сыну воина принять земельное владение отца в случаях его старости, пленения или гибели. Жрецы, тамкары и ремесленники имели возможность продать служебные имения, но только в том случае, если покупатель был способен нести повинность продавца, верой и правдой долгие годы служившего Хаммурапи. Следовательно, даже в этом случае количество царской земли не сокращалось, так как служебный надел передавался в руки нового царского служащего, который заменял предшественника на том же участке системы государственного регулирования.

Владельцы уступленных земель имели, кроме служебных, наделы земли в сельских общинах на правах членства в них. Эти земли были их собственностью, поэтому по ЗХ их можно было выставить на продажу, подарить жене и дочери, разделить между сонаследниками-сыновьями.

Если же царские земли оказывались в пользовании человека, утратившего земельное владение на территории общины, то его вносили в разряд царских слуг - мушкёнумов, лишали права участвовать в деятельности территориальных органов самоуправления, начинали дешевле оценивать его здоровье и жизнь, заменяя принцип талиона денежным вознаграждением за причинённое членовредительство. Зато имущество мушкенума ценилось дороже имущества общинника, так как оно фактически было частью царской собственности.

Мы видим, таким образом, что принадлежность к общине, гарантировавшей свободнорождённому человеку права владеть, пользоваться и распоряжаться земельным участком, влияла на его социальный статус, главным образом, его сословную принадлежность. Полноправным сословием Месопотамии, или авйлум, были собственники земельных участков на территории общин, неполноправное сословие мушкенумов составляли люди, утратившие связь с общиной (в связи с потерей прав собственности на земельный участок) или не имевшие этой связи, если это были люди присоединённых к Вавилонии областей Сирийско-Месопотамской степи, верховий Тигра и предгорий Загроса.

Сословное деление при Хаммурапи только начало формироваться, поэтому сословия нс стали замкнутыми социальными группами: переход из одного сословия в другое был возможен, браки между представителями разных сословий также не запрещались. «Законы» не предусматривали особого, юридически привилегированного положения элитарных слоёв общества: высшей дворцовой и храмовой знати, командного состава армии - их права и обязанности перед государством нс отличались от личных и имущественных прав и обязанностей производящих слоёв общества, крестьян и ремесленников, из того же сословия авилум. «Дороже» ценилась только честь представителей верхушки месопотамского общества.

Каждый авилум имел право на обладание и распоряжение недвижимой собственностью, расположенной на земле общины, право на выбор сферы производственной или служебной деятельности, право на участие в органах общинного самоуправления - собраниях или поквартальных городских сходках, право на неприкосновенность нажитого имущества, право на защиту здоровья, чести, жизни. Каждый общинник мог обратиться за материальной помощью к своим соседям, а оказавшись в плену, рассчитывать на право быть выкупленным на средства из казны храма своего поселения.

Вместе с тем каждый авилум знал: нет прав без обязанностей - этот принцип проводился в жизнь при помощи ЗХ, поэтому любой свободнорождённый общинник был готов выполнять трудовую и военную повинности, платить налоги, участвовать в органах самоуправления общины, а также добросовестно нести свою службу там, где это полагалось: в ремесленных мастерских, на полях, в профессиональной армии, в храмах, в административном аппарате, в торговом промысле.

Община являлась важнейшей формой социальной организации Древней Месопотамии. Она выступала в качестве третейского судьи, администратора, казначея. Показания общинников играли важную роль в судебных разбирательствах, они влияли на определение степени тяжести престу пления и могли повлечь за собой утрату статуса свободного человека как для женщин, так и для мужчин.

Хаммурали культивировал общинные организации, поэтому он пресекал возможность бегства мужчин с территории общины. Глава семьи, порвавший с общиной, лишался прав и на семью, и на нажитое семейное имущество.

И авилумы, и мушкенумы имели право создать семью для того, чтобы нажить потомство, которое унаследует семейное имущество, будет поддерживать культ предков, сохранять память о своих умерших родственниках, защищая их от забвения, а следовательно, подарит им вечную жизнь.

Семья в Месопотамии считалась одним из божественных установлений, она была благом, жизненной ценностью, поэтому в создании семьи были заинтересованы все свободнорождённые жители Вавилонии, и мужчины, и женщины. Однако браки заключались не на небесах, так как для родителей новобрачных брак был выгодным экономическим предприятием, сопровождавшимся выкупом за невесту со стороны жениха и выделением невесте приданого, которое было адресовано будущим детям.

Семья в Месопотамии имела ярко выраженный патриархальный характер: наследование имени и имущества велось по линии отца, законными родственными связями считались только связи по линии отца, отцу принадлежало право жизни и смерти над домочадцами. Глава семьи был единственным лицом, отвечавшим за семейное имущество. Любые сделки с семейным достоянием, совершённые младшими членами семьи без согласия отца, считались недействительными. Отец определял размеры долей семейного имущества, которые после его смерти передавались сыновьям, составлял завещания и дарственные, включал в число сонаследников детей, рождённых от второго брака, или рабынь. В интересах семьи он мог отдать в долговую кабалу (на три года) жену или детей. Отец определял судьбу своих детей, выбирая для них супружескую пару или профессию, за серьёзные проступки он мог лишить детей наследства. Муж распоряжался жизнью своей супруги, имея право лишить её разводной платы, вдовьей доли и даже обратить в рабство или оборвать жизнь за прелюбодеяние.

Ограничением всевластия мужчины в семье, запрещением произвола отца и мужа в отношении детей и супруги Хаммурапи стремился определить правовой статус всех членов патриархальной семьи.

В соответствии с ЗХ замужняя женщина имела право на охрану здоровья, защиту чести, достоинства, жизни, могла пользоваться, наравне с законными наследниками, семейным имуществом после смерти супруга, самостоятельно организовывать семейный быт в случае длительного отсутствия мужа, его гибели или бегства за пределы общины.

Дети обоего пола, включая усыновлённых детей наложниц, могли претендовать на раздел семейного имущества, при этом дочери могли рассчитывать исключительно на движимое имущество (за исключением дочерей-жриц), а сыновья - на недвижимое имущество. Лишение законных наследников права пользоваться семейной собственностью могло быть осуществлено только по решению суда.

Итак, Хаммурапи, верный своему обещанию защищать слабых от произвола сильных, брал под своё покровительство членов патриархальной семьи, смягчая суровое семейное право и предупреждая проявления мужского своеволия и жестокости по отношению к супруге и детям. Вместе с тем, возложив на «Законы» не только функцию регулирования отношений в обществе, но и задачу формирования правового сознания своих подданных, Хаммурапи при помощи характерных юридических ситуаций ломал стереотипные формы поведения людей: под гнётом страха сурового наказания за нарушение правовых норм мужчины должны были научиться проявлять заботу и милосердие по отношению к своим близким, женщины - развивать в себе жертвенность, послушание, преданность, дети - продолжать семейные традиции, окружать вниманием больных и престарелых родителей.

В десятках статей ЗХ упоминаются рабы - купленные, уведённые в плен из чужой страны, родившиеся в результате сожительства рабов, обращённые в рабство за ряд серьёзных правонарушений, в том числе и этического характера: нерадивое отношение к ирригационной повинности, повлекшее невосполнимый материальный ущерб соседям, преднамеренное, заведомо ложное обвинение в совершении преступления, использование женой имущества супруга с целью мотовства. Количество рабов, имевшихся в дворцовом хозяйстве и в имениях частных лиц, определить невозможно. Но если принять во внимание астрономические цены на рабов , то все предположения об их широком использовании исчезнут. Кроме того, рабы нс использовались в производственных процессах - им находили применение в домашнем хозяйстве, привлекая к выполнению обязанностей слуг и наложниц. У рабов ещё сохранялись остатки человеческих прав: они могли оспорить свой рабский статус, выступать в юридических ситуациях как субъекты права. Дворцовые рабы имели право создать семью, приобрести имущество: их дети, так же как и дети, рождённые от сожительства свободного и рабыни, обретали свободу. Однако в ЗХ есть информация и другого рода: к рабам, купленным за полную цену, могли относиться как к собственности, в том числе расплачиваться ими за долги хозяина, их могли калечить, избивать, клеймить; в случае убийства раба его господину возмещали имущественный ущерб, равный стоимости раба. Представления о правомерности и естественности рабства уже превращались в норму.

Противопоставляя рабов свободнорождённым, ЗХ провозглашали свободу одной из важнейших жизненных ценностей. Свобода, здоровье, многочисленное потомство, материальный достаток наполняли жизнь обитателя Месопотамии смыслом; эти универсальные ценности составляли «удел человека» (то есть в течение жизни органично становились его судьбой), для которого интересы дома, семьи, соседей были первоочередными, причём значительно более предпочительными, чем профессиональные или общественные обязанности, которые приходилось выполнять нередко только под страхом наказания.

Итак, изучение ЗХ позволяет нам понять жизнь человека и общества Старовавилонского периода. Через многочисленные правовые ситуации, составлявшие содержание судебной практики Месопотамии начала второго тысячелетия до н. э., мы узнаём не только об организации хозяйственной деятельности, но и о правовом статусе основных профессиональных и социальных слоёв вавилонского общества, а также о круге повседневных забот и ценностных стимулах населения этой страны. Обстоятельность и тщательная проработка правовых норм, поставивших под контроль царя и профессиональную деятельность, и личную жизнь подданных, производили большое впечатление на современников. ЗХ считались образцом законодательства на протяжении всей дальнейшей истории Месопотамии; их переписывали и изучали вплоть до эллинистического периода истории Вавилонии.

  • Раб стоил около 150-175 г серебра. Это соответствовало стоимости 5000 л зерна.Для сравнения отметим, что овца стоила 5-10 г серебра.
  • О них на нашем сайте), вероятно, ок. 1755 г. до Р. Х. Они переписывались потом полторы тысячи лет как великий памятник мудрости – как позднее римское право или кодекс Юстиниана . Однако, новизны в них, скорее всего, было мало – объединив Месопотамию , Хаммурапи просто внедрил по всему её пространству законодательные установления, большинство которых использовалось уже и раньше. Главной новой чертой в кодексе Хаммурапи стало усиление роли государства в экономике, регулировка им цен, арендных отношений, долговых процентов, водопользования. После краха древних шумерских «социалистических» империй значение государства в хозяйственной жизни заметно ослабло, но теперь оно вновь возросло, хотя далеко не до прежних размеров.

    Полный вид стелы с кодексом Хаммурапи

    Защищая бедных от богачей, Законы Хаммурапи установили предельный срок долгового рабства – 3 года. Они запрещали отбирать для покрытия долга не только землю, но и урожай. Каждые 10-15 лет Хаммурапи его преемники «указами справедливости» освобождали долговых рабов и кассировали часть долгов вообще.

    Тем не менее, эти Законы отнюдь не устраняли сословной неравноправности. Низший слой месопотамского общества делился в эту эпоху на три основных сословия: авилумы (крестьяне свободных, самоуправляющихся общин), мушкенумы («склоняющиеся под покровительство» – крепостные или полукрепостные арендаторы царской земли) и вардумы (частные рабы, которые, правда, часто имели собственное имущество и семью). Кодекс Хаммурапи не отменял этого деления, и ущерб, нанесённый личности авилума , в нём карался сильнее, чем в случае, если бы пострадал мушкенум . Однако в браках людей разных сословий дети должны были наследовать права более привилегированного родителя. Рабам разрешалось выступать на суде в свою пользу. Обращённый в рабство на чужбине вавилонянин по прибытии на родину немедленно освобождался без выкупа.

    Законы Хаммурапи. Видеоурок

    Принцип талиона (наказания «равным за равное») Законы Хаммурапи проводили в самом буквальном смысле. Выбивший глаз или зуб лишался собственного глаза или зуба. За необоснованное обвинение клеветник наказывался карой, которая угрожала бы ответчику, если бы обвинение оказалось истинным. Смертная казнь применялась широко – в том числе и за многие виды воровства. При шумерах широко применялись наказания штрафами, но в кодексе Хаммурапи их почти не было. Впрочем, самые распространённые уголовные преступления (большинство видов воровства, убийство) в Законах почти не упоминаются: они решались по обычному праву, которое Хаммурапи не собирался менять. Зато он уделял большое внимание семейному праву.

    Изданный им сборник законов Хаммурапи считал главным достижением своей жизни, возглашая: «Мои законы отменны и не имеют равных» Он запретил преемникам уничтожать или менять их (хотя некоторые учёные полагают: в этом запрещении он имел в виду лишь то, чтобы с его собственным именем никто не связывал никакого другого кодекса). До нас дошло около 40 копий Законов Хаммурапи – столько не имеет ни один иной клинописный текст. Их продолжали делать даже тогда, когда в Месопотамии действовало уже другое законодательство.

    Впервые законы шестого царя I Вавилонской (Аморейской) династии Хаммурапи были обнаружены в 1901-1902 гг. французскими археологами при раскопках древней столицы Элама – города Сузы. Хранящийся сейчас в Лувре этот памятник древневосточного права представляет собой черный базальтовый столб с клинописным текстом, в верхней части которого высечено изображение Хаммурапи в молитвенной позе перед образом бога солнца и справедливости Шáмаша, который вручает царю законодательный свод. Сам текст оригинала составлен на аккадском языке без знаков препинания и деления на абзацы. Он включает в себя три части: пролог, собственно законы и эпилог. Клинописный текст принято подразделять на «статьи» или «параграфы» общее число которых равно 282. В Сузах, столице Элама, «Законы Хаммурапи» оказались в качестве военного трофея, а 35 «статей» свода победители-эламиты уничтожили, намереваясь, вероятно, поместить на место выскобленых фрагментов описание своих побед. Однако благодаря другим сохранившимся до нашего времени копиям текст законов был максимально точно восстановлен исследователями и приводятся ниже в полном объеме относительно оригинала.

    По мнению большинства специалистов время создания свода приходится на последний период правления Хаммурапи, хотя уже в середине его правления для окрепшего Вавилонского государства стало неприемлемым древнее право Шумера, восходящее к законодательной деятельности царей III династии Ура. Необходимость создания нового свода законов для своего государства сознавал уже второй царь I вавилонской династии – Сумулаилу, о законах которого упоминают документы его преемников.

    Царь Хаммурапи своим законодательством попытался оформить и закрепить общественный строй государства, господствующем слоем в котором должны были явиться мелкие и средние рабовладельцы. Какое большое значение придавал Хаммурапи своей законодательной деятельности, видно уже из того, что он приступил к ней в самом начале своего правления; 2-й год его царствования назван годом, когда «он установил право стране», однако этот ранний сборник законов не дошёл до нашего времени.

    В прологе (введении) к своду законов Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. Среди них упоминаются города крайнего юга во главе с Ларсой, а также города по среднему течению Евфрата и Тигра – Мари, Ашшур, Ниневия и др. Следовательно, базальтовый столб с законами Хаммурапи был воздвигнут им уже после победы над Римсином (Рим-Сином) и подчинения государств, расположенных по среднему течению Евфрата и Тигра, т. е. в начале 30-х годов его правления. Надо полагать, что копии законов были изготовлены для всех крупных городов его царства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, заканчиваются обстоятельным заключением.



    Законы Хаммурапи охватывают многочисленные правовые вопросы современного ему вавилонского общества.

    Первые 5 «статей» посвящены вопросам судопроизводства. Основными принципами осуществления правосудия являются: показания свидетелей и ордалии1. Наказание назначалось по принципу талиона2, вынесенное решение не подлежало изменению.

    Статьи с 6 по 13 определяют наказание за кражу и указывают способы установления кражи.

    «Статьи» с 14 по 20 направлены против кражи детей и рабов и против укрывательства беглых рабов. Здесь же устанавливается размер награды за поимку беглого раба.

    В «статьях» с 21 по 25 рассматриваются разнообразные случаи грабежа.

    «Статьи» с 26 по 41 регулируют обязанности и права воинов, причём особенно детально разбираются вопросы их землевладения.

    «Статьи» 42 – 47 определяют права и обязанности лиц, арендующих землю.

    Следующие пять «статей» (48 – 52) устанавливают пределы права ростовщика на урожай заложенного ему поля.

    «Статьи» 53 – 56 налагают кару за небрежное использование ирригационной сети, а «статьи» с 57-й по 58-ю защищают владельцев полей от ущерба, наносимого стадами.

    «Статьи» 59 – 66 решают различные вопросы, связанные с владением садами, в том числе и вопрос о праве ростовщика на урожай сада его должника.

    Следующие «статьи», содержавшиеся в разрушенных столбцах надписи, были посвящены отчасти вопросам владения домами и строительными участками, отчасти различным видам ростовщичества.



    К ним примыкают «статьи» 100 – 107, говорящие о купцах – тамкарах и их помощниках. Корчмы, являвшиеся вместе с тем и вертепами, рассматриваются в «статьях» 108 – 111.

    Праву хранения и долговому праву, связанному с обеспечением займа личностью членов семьи должника, посвящены «статьи» 112 – 126.

    Очень большое место («статьи» 127 – 195) занимает семейное право.

    «Статьи» 226 и 227 оберегают рабовладельца от умышленного уничтожения клейма на принадлежавшем ему рабе.

    Вопросы, связанные с работой архитекторов и судостроителей, рассматривают «статьи» 228 – 235. Разнообразные виды найма обстоятельно разобраны в «статьях» 236-277. Заключительные «статьи» содержат постановления о рабах.

    Законодательство Хаммурапи, как и законодательство Исина, Ларсы и Эшнунны, не содержит указаний на вмешательство богов. Исключение составляют лишь «статьи» 2 и 132, допускающие по отношению к человеку, обвинённому в колдовстве, или к замужней женщине, обвинённой в прелюбодеянии, применение так называемого «божьего суда». К далёкому прошлому восходят постановления о каре за телесные повреждения согласно принципу «око за око, зуб за зуб». Законодательство царя Хаммурапи расширило применение этого принципа и по отношению к врачу за повреждение при неудачной операции и к строителю за неудачную постройку; если, например, обрушившийся дом убивал хозяина, то умерщвлялся строитель, а если в этом случае погибал сын хозяина, то умерщвлялся сын строителя.

    Законы царя Хаммурапи надлежит признать одним из самых значительных памятников правовой мысли древневосточного общества. Это первый известный нам во всемирной истории подробный сборник законов, освящавший рабовладельческий строй, частную собственность, эксплуатацию человека человеком.

    Изучение законов Хаммурапи в связи с сохранившимися царскими и частными письмами, а также частноправовыми документами того времени даёт возможность определить общественный строй Вавилонии, а вместе с тем и направление мероприятий царской власти, отражённых в этом законодательстве.

    Установлением суровых наказаний законодательство Хаммурапи защищало рабовладельцев от «строптивого» раба. За телесное повреждение, причиненное чужому рабу, требовалось как по отношению к скоту, возмещение убытка его собственнику. Рабы, подобно скоту, могли продаваться без каких-либо ограничений. Семейное положение раба при этом не учитывалось. При продаже раба закон заботился лишь о том, чтобы охранить покупателя от обмана со стороны продавца. Законодательство защищало рабовладельцев от кражи рабов и от укрывательства беглых рабов. Смертная казнь грозила не только укравшему, но и укрывателю раба. Жестокая кара угрожала также за уничтожение знака рабства на рабе.

    В «Законах Хаммурапи» не случайно уделяется большое внимание регуляции системы рабовладельческих отношений. В отдельных рабовладельческих семьях обычно имелось от 2 до 5 рабов, при этом засвидетельствованы случаи, когда число рабов достигало нескольких десятков. Частноправовые документы говорят о самых различных сделках, связанных с рабами: купле, дарении, мене, найме и передаче по завещанию. Столь развитой уровень рабовладельческих отношений требовал стабильного источника пополнения прослойки «вардум». Однако в основном слой рабов в правление Хаммурапи пополнялся за счет «преступников» и военнопленных, а также купленных в соседних областях, при этом средняя цена раба составляла 150 – 250 г. серебра.

    Наряду с классами рабовладельцев и рабов законы Хаммурапи знали деление свободного населения на полноправных и неполноправных. Представители полноправного слоя назывались «авилум» (букв.: «человек», «сын мужа» или просто «муж». Им противопоставлялись так называемые «мушкенум» (букв.: «покорные», «падающие ниц»). Неравноправие последних находило своё выражение, в частности, в определении кары за телесное повреждение, нанесённое им. Если членовредительство, нанесённое «мужу», каралось соответствующим членовредительством виновного, то за членовредительство по отношению к мушкенум виновный платил лишь денежный штраф.

    Полноправные граждане, в свою очередь, делились на экономически сильных и экономически слабых, обедневших «мужей». Законы царя Хаммурапи в ряде своих «статей» пытались облегчить положение беднейших слоев свободного населения, попавших в долговую кабалу. Как уже говорилось, у царской власти для этого были веские основания: она заботилась, чтобы войско, состоявшее из свободных, сохраняло свою мощь. Согласно «статье» 113 должник объявлялся правомочным владельцем всего своего имущества, без его разрешения и разрешения суда заимодатель не имел права отчуждать это имущество. «Муж» не мог стать рабом-должником. Законы не называли члена семьи должника, отрабатывавшего долг в хозяйстве заимодателя, «рабом», а лишь «заложником». Таким заложникам посвящена важная «статья» 116. Она оберегала жизнь домочадцев должника, помогавших выплатить сумму займа своей работой в доме ростовщика, защищала их от побоев и истязаний. В случае смерти должника в результате плохого с ним обращения ростовщик отвечал жизнью одного из членов своей семьи.

    Другой, не менее важный закон содержит «статья» 117, которая ограничивала срок работы заложника в доме ростовщика тремя годами. Тем самым член семьи должника, отрабатывавший долг в хозяйстве ростовщика, считался погасившим долг и свободным после трёх лет работы, независимо от суммы долга. Таким образом, законы царя Хаммурапи пытались как-то ограничить произвол кредиторов над попавшими в долговую кабалу. Из содержания вышеупомянутых «статей» 116 и 117 следует, что главы семей в Вавилонии, по-видимому, не могли отдавать самих себя в долговую кабалу.

    Законы Хаммурапи защищали также землевладельца-должника от излюбленной ростовщиками операции погашения долга путём передачи за долг всего ожидающегося урожая. Даже в том случае, если на эту операцию имелось «согласие» должника, закон расторгал подобную сделку, и купец-ростовщик получал с урожая лишь то, что покрывало долг и процент, а весь прочий урожай, зерно или плоды, получал землевладелец. Если наводнение или засуха уничтожали урожай должника, то он не был обязан возвращать в данном году заимодателю долг и проценты.

    Мероприятия Хаммурапи по отношению к свободным беднякам, живущим поденщиной, также преследовали цель некоторого облегчения участи последних. Согласно законам царя поденщик должен был получать наемную плату на 30 – 40% большую, нежели в предшествующее время. Правда, на практике, как это видно из дошедших документов, этот закон не выполнялся.

    Много статей законодательства Хаммурапи посвящено правам и обязанностям воинов, которые были основной опорой государственной власти. Государство было заинтересовано в том, чтобы сохранить наделы и скот, предоставленные воинам, от посягательств со стороны ростовщиков. Поэтому закон устанавливал, что купивший земельный надел или скот воина терял свои деньги, а воин сохранял, и то и другое. Только приобретённые воином путём покупки поле, сад или дом можно было отобрать за долги. Взрослый сын воина являлся законным наследником его надела. Если после смерти воина оставался малолетний сын, то вдова получала одну треть надела, чтобы иметь возможность вырастить будущего воина. Закон заботился о воинах, попавших в плен, указывая способы их выкупа и обеспечивая за ними право на земельный надел.

    Воины, обеспеченные своим земельным наделом, были обязаны за это по приказу царя выступать во всякое время в поход. За отказ выступить или же за замену себя наёмником воин предавался смерти, а человек, заместивший его, получал его надел.

    В сборнике законов Хаммурапи имеется ряд статей, регулирующих аренду земли или сада, игравшую, судя по многочисленным частноправовым документам, большую роль в земельных отношениях того времени. Плата за арендованное поле равнялась обычно одной трети урожая, что при плодородии долины Двуречья было не слишком высокой платой.

    При аренде на условиях отдачи половины урожая сдававший в аренду обязывался участвовать в расходах или в работе по обработке поля. Сад, который давал больше дохода, сдавался за две трети урожая. Арендной платой ограничивались все обязательства арендатора по отношению к собственнику поля. Аренда была краткосрочной, не более чем на один или два года. На более долгий срок сдавалась в аренду ещё не освоенная земля. В этом случае земля сдавалась на 3 года с условием внесения арендной платы лишь в третий год, а поле, предоставленное для насаждения сада, сдавалось на 5 лет, и лишь на пятый год арендатор отдавал собственнику земли половину урожая.

    Следует отметить, что, судя по дошедшим до нас контрактам и другим документам, не все мероприятия Хаммурапи, направленные на облегчение положения экономически слабых свободных, проводились в жизнь. Поэтому даже во время его правления попытка укрепить экономическое положение рядовых свободных не имела большого успеха. Противоречие между бедными и богатыми продолжало существовать и развиваться наряду с противоречием между рабами и рабовладельцами.

    Я - Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду! Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных! Только для неразумного они - пустое, но мудрому они созданы для соблюдения.

    Законник Хаммурапи.

    Введение.

    Вавилония - примитивно-рабовладельческое государство Древнего Востока, располагавшееся по среднему и нижнему течению рек Евфрата и Тигра. Название свое получила от города Вавилона, бывшего крупнейшим политическим и культурным центром государства, достигавшего своего расцвета дважды – в 18 и 7 веках до нашей эры. Собственно Вавилония занимала лишь среднюю часть Двуречья, от устья нижнего Заба (приток Тигра) на севере до города Ниппура на юге, то есть страну Аккад, которая в древних надписях часто противопоставлялась стране Шумер, расположенной в Южной Месопотамии. К востоку от Вавилонии простирались горные области, населенные эламитами и другими племенами, а к западу простиралась обширная пустынная степь, в которой кочевали в 3-2м тысячелетиях до нашей эры племена аморитов.

    Древнейшие поселения, обнаруженные в собственно Вавилонии около современного Джемдет-Насра и древнего города Киша, относятся к концу 4-го и началу 3-го тысячелетия до нашей эры. Население здесь занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Каменные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых противоречий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привозили камень, дерево и руду.

    Древне-вавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи. Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкенумов), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия.

    В 1901 году французская археологическая экспедиция, раскапывая г. Сузы в Эламе (к востоку от Вавилона), обнаружила базальтовый столб, со всех сторон покрытый клинописью. Эта уникальная находка была открытием древнейшего на земле свода законов. Он был составлен в царствование Хаммурапи, царя Вавилона, в XVIII столетии до н.э. На самом верху столба изображен сам Хаммурапи. Он стоит перед троном, на котором восседает верховный бог Вавилона - Мардук. В руках Хаммурапи жезл - символ судебной власти, врученный царю самим богом. Стремление представить законы исходящими от бога было в обычае у всех древних законодателей. Таким образом пытались придать им большую силу.

    Законник Хаммурапи состоит из 282 статей. Из них полностью сохранилось 247. Остальные оказались стертыми. Некоторые из них удалось, впрочем, восстановить по документам знаменитой библиотеки ассирийского царя Ашурбанипала. Законник оказался в Эламе скорее всего в виде трофея. Захваченный и вывезенный из Вавилона каким-то победоносным эламским царьком, он должен был напоминать о поражении Вавилона. Для этого на очищенном от старых надписей месте предполагалось начертать что-нибудь хвалебное. Но дни славы Элама, очевидно, были слишком короткими. В отличие от римлян и славян, писавших свои законы на деревянных досках, древневосточные народы использовали камень. Дерева здесь мало, камня много. Выставленный на городской площади «столб законов» должен был служить правосудию, совершавшемуся здесь же, и одновременно напоминать: никто не может отговариваться незнанием права.

    Структура.

    Статьи Законника Хаммурапи составлены совсем в другой манере, чем это принято сейчас. Мы стремимся изложить норму закона так, чтобы, оставаясь достаточно конкретной, она в то же время охватывала не один какой-нибудь случай, а всю совокупность аналогичных явлений. Древний законодатель мыслил себе закон иначе. Выросшая из судебного решения по конкретному делу, норма права формулировалась так же, как формулируют решение суда: как решение частного случая, казуса. Например: "Если человек выбьет зуб равного себе (по общественному положению), то должно выбить его зуб. " Такую форму изложения называют "казуальной".

    Авторы законника стремились группировать статьи по их содержанию, но строгого различия между правом уголовным, гражданским или процессуальным они не проводили. Это различие, обыкновенное для современного права, в то время, да и много столетий позже, не осознавалось.

    Расположение законов внутри групп и переход от группы к группе осуществляется по принципу ассоциации. Так, первая группа норм (п.1 - 5) устанавливает кару за важнейшие правонарушения: ложные обвинения в убийстве или чародействе, лжесвидетельство и «изменение» судебного решения судьёй. Следующие статьи (п. 6 - 25) посвящены охране собственности царя, храмов, общинников и царских людей. Последний параграф этого раздела касается противоправного завладения чужим имуществом. Поэтому следующий раздел (п.26- 41), касающийся имущества полученного от царя за службу, начинается с параграфа, согласно которому воин, не пошедший в поход или пославший вместо себя наёмника, подлежит смертной казни (не за “ дезертирство “, как обычно считают, а за то, что, не выполнив своих обязанностей и утратив тем самым право на служебный надел, продолжает им пользоваться, т. е. как бы за “ кражу “). Последний параграф этого раздела касается вопроса о противоправном использовании чужого поля, а п.42 (первый в следующей группе) - тоже об использовании чужого поля, но в другом аспекте. Эта четвертая группа норм (п.42 - 88) регулирует операции с недвижимостью и ответственность за правонарушения, касающиеся этого имущества.

    Дальнейшие разделы посвящены следующим нормам:

    п.89 - 126 - торговые и коммерческие операции.

    п.127 - 195 - семейное право.

    п.196 - 214 - умышленные и неумышленные телесные повреждения.

    п.215 - 282 - операции с движимым имуществом, включая наем имущества и личный наем (эти два вида правоотношений вавилонские юристы рассматривали как один).

    Законник не может считаться всеохватывающим. В нем не упоминаются многие государственные и религиозные преступления, основные виды убийства и др. Наказания за них были, по-видимому, столь обычными в практике, что Хаммурапи счел излишним говорить о них в своем кодексе. Главными источниками кодекса были судебные решения самого Хаммурапи и высших судов вообще.

    Законы Хаммурапи.

    Вместе с многочисленными деловыми документами своей эпохи, дошедшими до нас благодаря тому материалу, на котором они были написаны, то есть глине, Законник Хаммурапи свидетельствует о значительной хозяйственной активности вавилонского общества. Продажа земли и строений, аренда пахотного поля и сада, наем быков для работы в поле, заклад имущества при сделках займа (денежного и натурального) - все это подробным образом регламентируется в ЗХ.

    Некоторые статьи ЗХ наводят на мысль, что немаловажной причиной кодификационной деятельности Хаммурапи было желание смягчить социальные противоречия вавилонского общества, вызванные крайними формами эксплуатации деревни богатыми землевладельцами-арендодателями и ростовщиками. ЗХ в некоторой степени ограничивают возможности этого круга стяжателей, заботясь главным образом о податных и военных интересах государства: плательщиком налогов и солдатом был крестьянин, и потому следовало предотвратить его разорение.

    Экономика Вавилонии по Законам Хаммурапи.

    Сельское хозяйство.

    Месопотамия (а в переводе на наш язык - Междуречье), расположена между двумя крупными реками - Тигром и Евфратом, которые и являлись основным крупным источником влаги. Воды этих рек несли ил, который содержал растительные остатки и растворенные соли минералов, и во время половодья оставался на полях, удобряя их. Земли Месопотамии отличались исключительным плодородием, о чем единодушно говорят Геродот и другие античные авторы. Однако для того чтобы в долине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс специальных мелиоративных работ, которые осуществлялись бы круглый год. Надо отметить, что в Месопотамии был чрезвычайно жаркий климат. Температура стояла под 30 градусов Цельсия, порой доходила и до плюс 50. Дождей не бывает долго, до 8 месяцев в году стоит сушь, это приводило к тому, что к концу лета Тигр и Евфрат значительно высыхали. Спасало лишь то, что два раза в год Тигр и Евфрат разливались. Самими ранними были разливы, начинающиеся в момент осенних ливней в горах Иранского и Армянского нагорья. Но самый большой разлив был весенним, апрельским. И связан он был с таянием снегов в горах. Он начинался с апреля, когда обе реки достаточно широко разливались, и продолжался до начала или середины июля, после чего наступал общий спад.

    Поэтому жители Месопотамии с древнейших времён рыли каналы и постоянно следили за их состоянием, сооружали дамбы, шлюзы, колодцы и т.д. Во времена разливов вода по каналам поступала в резервуары и оттуда в летние месяцы подавалась на поля (правда только на поля отдельных хозяев).

    Одновременно приходилось бороться с засолением почв от насыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, использовавшихся для орошения, а также с недостатком дождевой влаги, промывающей почву.

    Loading...Loading...