Анализ современных исследований тихого океана. Тихий океан

Первые сведения о Тихом океане собирали народов, населявших его берега. Древние китайцы за несколько веков до нашей эры плавали морями, прилегающих к их стране, имели представление о открытые воды океана.

Полинезийцы совершали плавания между многочисленными островами Океании. Они были замечательными мореплавателями. Нужны направления им подсказывало звездное небо, постоянные ветры и течения, они прекрасно изучили. В отличие от греков, которые не решались удаляться от берегов, полинезийцы путешествовали необозримым просторам самого большого из океанов Земли.

В Европу сведения о самом океан мира дошли лишь во времена эпохи Великих географических открытий. Его открытие связано с именем конкистадора Васко Иуньеса де Бальбоа. В 1510 г. он завербовался в экспедиции, отправлялась с Эспаньолы на помощь основанной А. Охеда крепости Сан-Себастьян (на территории современной Колумбии). В поисках золота Бальбоа начал несколько походов на земли индийских касиков (вождей). При этом любые попытки сопротивления со стороны местных жителей жестоко подавлялись.

Через некоторое время, навербувавшы в колонии добровольцев, Бальбоа отправил испанскому королю сообщение о новой экспедиции. При дворе эту идею поддержали и выделили средства, но во главе экспедиции поставили Педро Ариас Давила. Это был богатый дворянин, сумел показать себя во время Реконкисты и имел влиятельных покровителей. Он недолюбливал Бальбоа по его независимость и талант.

Экспедиция составом две тысячи солдат и матросов оставила Испанию в апреле 1514 Но Бальбоа выступил в поход, не дождавшись подкрепления. В его отряде было только 190 испанцев и несколько сотен индейцев-носильщиков из дружественных племен. Их путь пролегал через горные хребты, лесные дебри, а иногда и трясины. И все-таки испанцы пересекли Панамский перешеек и вышли к Тихому океану, который Васко Нуньес назвал Южным морем. На его берегах конкистадор зачитал традиционную королевскую грамоту, начинается словами: «Вступая во владение для испанской короны этими морями, берегами, гаванями со всем, что в них расположено...»

«Южное море» стало Тихим океаном благодаря выдающемуся пор-тугальському мореплавателю Фернану Магеллана. Он подготовил план большой экспедиции с целью поисков западного пути в Азию и предложил его испанскому королю Карлу I. Членам королевского совета понравилось утверждение Магеллана, Молуккские острова, согласно условиям Тордесильясский договора, должны принадлежать Испании и что кратчайший путь к ним лежит через пролив, в существовании которой Магеллан был вполне уверен. Единственным источником его уверенности были карты, на которых проход в «Южное море» был нанесен без каких-либо оснований и гораздо дальше на север, чем на самом деле. Подобных карт, на которых были изображены несуществующие пролива и острова, горы и реки, в то время было немало.

Впрочем, все-таки был заключен договор, согласно которому испанцы снарядили пять кораблей и обеспечили экспедицию продуктами на два года.

20 сентября 1519 испанский флотилия, ведомая португальским мореплавателем, отправилась в длительный опасный путь. В конце декабря она достигла залива Ла-Плата. В течение нескольких недель путешественники обследовали ее в поисках прохода в Южное море, но все было бесполезно.

Когда экспедиция стала на зимовку в удобной бухте, расположенной на восточном побережье Южной Америки, на трех кораблях были подняты мятеж. Часть офицеров требовала согласования с ними всех решений по дальнейшему плаванию. Они считали, что нужно вернуть каравеллы и идти к «Пряный островов» восточным путем - вокруг Африки. Решительными и обдуманными действиями Магеллан смог подавить бунт. Один из заговорщиков он приказал четвертовать, два других были высажены на берег, остальные - помилованы.

После зимовки настойчивые поиски прохода продолжились. Еще раз подтвердилось утверждение, что вера время дороже знания. В октябре 1520 экспедиция вошла в длинную, 575-километровый пролив (впоследствии названную Магеллановым). Проплывая ее лабиринтам, моряки ночью видели на юге землю с огнями костров. Магел-лан дал ей соответствующее имя - Земля Огней (Огненная Земля).

После более чем месяца блужданий экспедиция оказалась в самом большом из океанов планеты. Океанские воды встретили путешественников благосклонно: во время плавания не было штормов, и Магеллан назвал открытый океан Тихим.

Несмотря на спокойствие океанических пространств, путешествие стало тяжелым испытанием. Флотилия прошла почти 17 тыс. км, но обнаружила только два пустынных острова, сейчас они называются Сан-Пабло и остров Акул. Кончились припасы, моряки умирали от цинги. Участник экспедиции и ее летописец Антонио Пигафетта писал: «Мы ели сухари, но это уже не были сухари, а сухарный пыль, смешанный с червями... Он очень смердов крысиной мочой. Мы пили желтую воду гнилая уже много дней. Мы употребляли также воловью кожу, которая покрывала грот-мачту... Мы вымачивали ее в морской воде в течение четырех-пяти дней, после чего клали на несколько минут на горячие угли и съедали. Мы питались опилками. Крысы продавались по пивдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать ».

Наконец в начале марта 1521 на горизонте появились два населенных острова из группы Марианских. Магеллан назвал их Воровскими, потому что жители похитили в мореплавателей немало вещей. Произошла стычка, во время которой туземцы потеряли семь, а у испанцев была украденного шлюпка. Захватив лишь немногочисленные припасы, моряки снова снялись с якоря и вышли в море. Через некоторое время путешественники подошли к цветущему острову Самар из группы Филипп-пинских островов. Здешние туземцы оказались гостеприимными. Моряки получили в них вволю продуктов и пресной воды. Завязалась торговля. Магеллан и местный вождь обменялись визитами. Магел-лан настойчиво занялся распространением христианства среди жителей острова. Вскоре корабли двинулись дальше.

Флот приближался к острову Себу. Магеллан понимал, что его путешествие подходят завершения. Установление связи с уже открытыми землями Старого Света было лишь вопросом времени.

Один туземец, произошедший им уже понимал язык слуги Ма-геллана, вывезенного им с Малакки.

Во время стоянки кораблей у острова Себу между правителем этого острова и вождем племени на островке Мактан началась междоусобица. Магеллан считал, что должен поддержать своих новых друзей, и ввязался в войну. Он взял с собой сорок членов команды и на нескольких крупных лодках отправился на Мактан. Но туземцев оказалось настолько много, что испанский отряд был отброшен к берегу и вынужден спасаться, убегая к лодкам. Моряки из лодки Магел-лана прикрывали отступление остальных. Дважды шлем командира был сбит с его головы, но он снова возвращал его и продолжал стрелять. Магеллан был ранен в ногу, в лицо ему попала отравленная стрела, а он, находясь уже по пояс в воде, не переставал бороться. Но в тот момент, когда он оглянулся, чтобы убедиться, что все люди благополучно сели в лодки, удар деревянного меча сбил его с ног. Ряды туземцев сомкнулись над великим мореплавателем.

К Молуккских островов дошло два корабля, а продолжить путь в Испанию с грузом пряностей смог только один, имел красноречивое название «Виктория». Экипаж этого судна под руководством капитана Хуана Эль-Кано совершил плавание вокруг Африки и 6 сентября 1522 добрался берегов Испании. На борту корабля оставалось восемнадцать моряков, встречали как героев.

Научный результат экспедиции был грандиозным: мореплаватели отправились в западном направлении, а вернулись с востока, чем было неоспоримо доказано, что Земля имеет шарообразную форму, а Мировой океан представляет собой единое целое. Были опровергнуты представления, господствовавшие с античных времен, о преобладании площади суши над океаническими пространствами.

После того как Ф. Магеллан открыл Огненную Землю, мореплаватели решили выяснить, насколько далеко на юг она простирается. Тогда они не знали, что это сравнительно небольшой архипелаг, и предполагали, что Огненная Земля является частью огромного материка - того самого, который изображен на карте выдающегося ученого К. Птолемея. Как известно, в своем труде «География» он изложил полный свод географических сведений античного мира. На юге земного шара древний ученый расположил неизвестный континент, «уравновешивал» массивы суши Северного полушария. К. Птолемей назвал его «Неизвестная южная земля» (Terra australis incognita).

Гипотеза симметричного устройства земной поверхности хотя и не получила всеобщего признания, но все-таки сыграла определенную роль в возрождении древней теории. Интерес к ней подогревался тем, что европейцы надеялись найти на «Неизвестной южной земли» вожделенное золото и пряности.

Сначала она особенно привлекала мореплавателей Испании. После завоевания Перу они нередко отправлялись с тихоокеанского побережья страны на запад, к Филиппинских островов. Уверенность в существовании материка еще более укрепилась после того, как один из испанских мореплавателей - Альваро Нейра где Менданья в 1567 г. вышел из Кальяо (побережье Перу) и открыл восточнее Новой Гвинеи целый архипелаг. Один из его высоких вулканических островов, покрытый густой экваториальной растительностью, мореплаватель принял за легендарный Южный материк.

Открытые земли путешественник сравнил с легендарной страной Офир, из которой библейский царь Соломон получал золото. Несмотря на то что этого ценного металла на островах не нашли, Менданья назвал их Соломоновы. Мореплаватель вернулся в Перу, а затем, при поддержке Мадрида, снарядил флотилию для перевозки пятисот переселенцев на открытые им острова. Здесь он прожил долгие двадцать лет, пытаясь наладить жизнь колонии. За это время никто из европейцев не посещал архипелаг, поэтому Менданья рассчитывал самостоятельно добраться «Неизвестной Южной Земли».

Хотя колонизаторские способности Менданья оказались посредственными, правительство поручило ему в 1595 г. командование новой экспедицией. Впрочем, его ждало разочарование, свойственное для многих путешественников, которые отправлялись на поиски Terra australis incognita. Менданья смог открыть четыре острова в группе Маркизских островов и остров Санта-Крус (Святого Креста). Маркизские острова - один из важнейших архипелагов Полинезии, той части Океании, куда к Менданья европейцы еще не проникали. Название им мореплаватель дал в честь жены вице-короля Перу - маркизы Каньете.

Острова казались испанцам земным раем. Гористые, покрытые густыми лесами, они, в отличие от Соломоновых островов, выделялись мягкой природой и здоровым климатом. Везде было достаточно пресной воды. На Санта-Кристина, где расположилась временная база экспедиции, вокруг живописной бухты были разбросаны селения с деревянными домами, крытыми камышом.

Однако после убийства одного из местных вождей началась война. Затем произошел мятеж солдат. Эти непогоды подорвали здоровье Мэн-дань, и в 1595 г. он умер. Его жена, главный рулевой Пе-дро Кирос и часть экипажа сумели добраться главной испанской базы в этом районе - Манилы (Филиппины). Лишь два года спустя Кирос оказался в Лиме с печальными известиями о гибели Менданья и более двухсот участников экспедиции.

Плавание Менданья происходило вблизи территорий, которые, согласно Тордесильясский договору, входили в зону влияния Португалии. В то время в этой небольшой европейской страны уже возникла целая колониальная империя, простиралась от Гибралтарского к Малаккского пролива. Португальском вице-королю Индии, находившийся в Гоа (побережье Индии), подчинялись пять губернаторов, управлявших Мозамбиком, Ормузе, Маскатом, Цейлоном и Малаккой.

Имея в своем подчинении такую огромную территорию, пор-тугальцив «Неизвестная южная земля» мало беспокоила. Недостаток человеческих и финансовых ресурсов сдерживала дальнейшие исследования районы. Португальцам нужно было наладить управление в уже захваченных землях. Некоторые открытия они даже засекречивались, так сказать, до лучших времен. Впрочем, это было характерно и для испанцев, а затем - и для голландцев. Так, карты Соломоновых островов были надежно скрыты испанцами в секретных архивах.

В 1605 г. из Перу на трех кораблях отправилась новая экспедиция для поисков «Неизвестной Южной Земли». Ее возглавил Педро Кирос, который был главным рулевым второй экспедиции Менданья.

Кирос сразу же вызвал недовольство команд тем, что выбросил за борт все игральные кости и зачитал приказ, в котором солдатам и матросам предписывалось не пить вина, не ругаться ни в коем случае не угнетать, не обижать и не грабить туземцев в случае высадки на любые либо земли. Может, именно благодаря этому за время длительного плавания в южных морях экспедиция Кирос не утратила ни одного человека. Это беспрецедентный случай в истории испанских морских походов.

Представьте себе, говорил лет пятнадцать назад один американский геолог, что земная суша изучалась бы такими же способами, как океанское дно. В этом случае летчики, курсируя в небе над сплошной облачной пеленой, время от времени опускали бы лот на невидимую поверхность материков, а затем по этим редким и случайным отсчетам «глубин» географы наносили бы на карту горы и низменности. Несомненно, такие методы съемки привели бы к чудовищным последствиям. Через редкую сеть замеров «земных глубин» свободно могли ускользнуть такие «детали» рельефа нашей планеты, как Альпы и Кавказ.

Однако именно таким способом до 30-х годов нынешнего столетия изучалось дно океанов. Лот - свинцовый груз, закрепленный на длинном тросе, был единственным прибором, которым прощупывалось дно, и, чем глубже оно было, тем мучительнее становилась работа гидрографа и океанолога. До середины XIX в. лотом удавалось промерить лишь участки морского мелководья. «Потолок» или, точнее, «пол» лота во времена Кука и Дюмон-Дюрвиля не превышал 500, от силы 1000 морских саженей. Правда, предпринимались попытки измерить лотом и большие глубины, но в этих случаях моряки обычно попадали впросак. Очень трудно было уловить тот момент, когда груз касался дна: трос сматывался с барабана лебедки и после того, как лот ложился на дно. Не мудрено, что американцы Денхем и Паркер «открыли» глубины 14 и даже 15 тыс. м! Однако в 1854 г. американец Брукс усовершенствовал лот, а в 1870 г. знаменитый английский физик Уильям Томсон (впоследствии лорд Кельвин) заменил толстые тросы стальными фортепьянными струнами высокой прочности; лотом и лебедкой новой конструкции (также усовершенствованной У. Томсоном) моряки стали пользоваться для измерения больших глубин, хотя на каждый замер приходилось тратить бездну времени и нервов. Э.X. Ленц еще в 20-х годах усовершенствовал батометр - прибор для взятия проб воды на разных глубинах, но техника исследования океанических вод на большой глубине в XIX и начале XX в. была еще крайне несовершенна. Тем не менее во второй половине XIX в. начался штурм океанов и морей, и океанологи повсюду, и в частности в Тихом океане, стали совершать выдающиеся открытия.

К этому времени, главным образом благодаря исследованиям, проведенным экспедициями Кука, Коцебу, Головнина, Беллинсгаузена и Лазарева, Литке, Фрейсине, Дюперре, Дюмон-Дюрвиля и Уилкса, удалось нанести на карты главные поверхностные течения Тихого океана. Были собраны ценные данные о температуре и солености верхней толщи тихоокеанских вод. Удалось промерить глубины в прибрежных водах многих островов Океании, положено было начало изучению фауны и флоры морских вод.

«Наутилус», идеальное судно для глубинных океанологических исследований, чудо-корабль таинственного капитана Немо, к сожалению, был лишь порождением пламенной фантазии Жюля Верна. В реальных же земных морях океанологам приходилось работать на судах, которые по конструкции своей не слишком отличались от куковского «Индевра» и лаперузовской «Астролябии».

А между тем в третьей четверти XIX в. была поставлена ответственная задача - выяснить рельеф тихоокеанского дна, изучить глубинные воды, составить представление об их режиме, температуре, плотности и об их «биологическом содержимом».

Первая специальная океанографическая экспедиция была снаряжена в Австрии, стране, которая отнюдь не пользовалась репутацией владычицы морей. Австрийский корабль «Новара» в 1857-1860 гг. совершил кругосветное плавание под командой капитана Вюллерсторфа-Урбера. Научной частью экспедиции руководил венский геолог Фердинанд Хохштеттер. Обойдя мыс Доброй Надежды, «Новара» пересекла Индийский океан, вышла к островам Малайского архипелага, посетила китайские моря и затем вокруг Австралии направилась к Новой Зеландии. Через Океанию экспедиция возвратилась в Европу в обход мыса Горн.

Океанографическое оборудование «Новары» было крайне несовершенным, и поэтому значительный вклад в изучение Тихого океана экспедиция внести не могла. Наибольших успехов экспедиция достигла не на море, а на суше. Очерк геологического строения Новой Зеландии, данный Хохштеттером, считается классической работой, и на него неизменно ссылаются все современные исследователи этого острова.

Британское экспедиционное судно «Челленджер I»

Крутой перелом в океанологических исследованиях произошел в 70-х годах XIX в. Три экспедиции (английская на корабле «Челленджер», американская на «Тускароре» и германская на «Газелле») посетили в эти годы Тихий океан и совершили ряд выдающихся открытий. Наибольшее значение имела английская экспедиция на «Челленджере».

«Челленджер» - парусно-паровой военный корабль (корвет) водоизмещением 2300 т - был снабжен паровым двигателем мощностью 1200 л. с. и отлично оборудован наилучшими приборами для океанографических исследований; на нем была паровая лебедка мощностью 18 л. с. Во главе этой экспедиции стоял мореплаватель Джордж Нэрс, участник ряда плаваний в арктические моря; научными работами ведали натуралисты Уайвилл Томсон (умерший в 1882 г. на начальном этапе работ над материалами экспедиции) и Джон Меррей. В обработке коллекций «Челленджера» принимали участие выдающийся немецкий зоолог Эрнст Геккель и геолог А. Ренар.

7 декабря 1872 г. «Челленджер» вышел из устья Темзы и пробыл в плавании до 26 мая 1876 г. Почти весь 1873 г. посвящен был обследованию северной и южной половин Атлантического океана. В конце 1873 г. «Челленджер» от Кейптауна в высоких широтах прошел к Мельбурну и оттуда в начале 1874 г. через Бассов пролив проследовал в Океанию. Пройдя через пролив Кука (между Северным и Южным островами Новой Зеландии), он направился по маршруту: острова Кермадек - Тонга - Фиджи - Коралловое море - Торресов пролив - Молуккские острова - Филиппины - Южно-Китайское море. В 1875 г. от Гонконга «Челленджер» вдоль берегов Филиппин прошел к островам Адмиралтейства, а оттуда двинулся прямо на север, через Каролинский архипелаг в Иокогаму. «Челленджер» прошел на восток до 150° з.д., а затем повернул к югу, зашел на Гавайские острова и от Гавайев через Таити и архипелаг Тубуаи пересек океан в интервале между 20° с.ш. и 40° ю.ш.; у 40° ю.ш. и 135° з.д. «Челленджер» круто повернул на восток и пошел к Вальпараисо. В январе 1876 г. корабль через Магелланов пролив вышел в Атлантический океан. Всего было пройдено 68 900 морских миль - расстояние, более чем втрое превышающее длину земного экватора.

Наблюдения были проведены на трехстах шестидесяти двух станциях. В пятидесяти пунктах Тихого океана с «Челленджера» были замерены глубины, превышающие 2000 морских саженей (3600 м). «Челленджер» нащупал глубочайший на земном шаре желоб между Каролинскими и Марианскими островами - 4475 морских саженей (8145 м) (в 1957 г. океанографы «Витязя» обнаружили здесь глубины свыше 11 000 м).

Со дна Мирового океана было взято тысяча двести проб осадков. Челленджеровцы собрали богатейшие коллекции морских животных, обитающих не только в поверхностных водах, но и на различных глубинах. Обработка материалов, собранных в этом плавании, продолжалась около двадцати лет силами семидесяти шести ученых; итогам плавания посвящена серия специальных трудов, состоящая из пятидесяти двух томов. В Эдинбурге было воздвигнуто особое хранилище-музей (Челленджер-оффис) для материалов экспедиции.

В результате работ экспедиции на «Челленджере» было установлено:

1. Дно Мирового океана (и, следовательно, Тихого океана) весьма неровно. Участки поднятий чередуются со впадинами различной глубины и различного протяжения.

2. Вдали от берегов, в глубоких частях дно океана сложено красными тонкоотмученными глинами и органогенными илами, состоящими из мельчайших скелетных обломков радиолярий, глобигерин и птерапод.

3. На глубине более 150-200 м температура океанских вод не зависит от сезонных колебаний в земной атмосфере и оказывается более или менее постоянной в любых частях Мирового океана.

4. Помимо поверхностных течений существуют еще и глубинные течения. Признаки таких течений удалось обнаружить на глубине от 350 до 550 м.

5. Поверхностные свободноплавающие (планктонные) и прикрепленные (бентальные) морские организмы обитают на глубинах до 100-180 м. Глубже начинается царство животных, приспособленных к жизни в темноте и к колоссальным давлениям.

Кроме того, экспедиция уточнила карту морских течений и магнитных склонений и изучила физические (плотность, температуру, прозрачность) и химические (соленость) свойства воды в различных частях Мирового океана. Были исследованы коралловые острова, открыто множество новых видов морской фауны и флоры. Глубже тысячи метров описано и открыто более тысячи пятисот видов животных.

В 1873-1876 гг. в связи с изысканиями по проектируемой трассе подводного кабеля Сан-Франциско - Йокогама в северную часть Тихого океана было послано океанографическое судно американского флота «Тускарора» под командой капитана Джорджа Белкнепа. Сперва «Тускарора» прошла вдоль Алеутской и Курильской гряд (к востоку от Курильских островов и японской островной гряды была открыта впадина с глубинами свыше 8000 м), затем в средних широтах пересекла Тихий океан.

На «Тускароре» удалось провести больше промеров глубин, чем на «Челленджере», но программа американской экспедиции была куда уже, и итоги ее оказались менее значительными. Важнейшим результатом экспедиции было появление на карте глубоководной впадины Тускарора в северо-западной части Тихого океана.

Обширные исследования в Тихом океане провела в 1875-1876 гг. германская экспедиция Георга Шлейница на корвете «Газелле». Шлейниц в 1874 г. прошел от берегов Германии к мысу Доброй Надежды и далее к Малайскому архипелагу и к северным берегам Новой Гвинеи. В 1875 г. он провел гидрографическую съемку на островах архипелага Бисмарка и у Соломоновых островов, а затем через Коралловое море проследовал к Новой Зеландии и островам Фиджи и Самоа. В начале 1876 г. «Газелле» совершила переход через Тихий океан от Самоа к Магелланову проливу, и на заключительном этапе плавания были проведены основательные океанографические работы в центральной части Атлантики. Экспедиция Шлейница собрала обширные материалы по Новогвинейскому, Коралловому и Тасманову морям и юго-восточной части Тихого океана.

В эти же годы очень интересные океанографические исследования были проведены русскими моряками в северо-западной части Тихого океана.

«… Немногие знают,- пишет участник многих походов советского исследовательского судна «Витязь» геолог Г.Б. Удинцев,- что одним из первых исследователей больших глубин в Тихом океане был русский моряк К.С. Старицкий, осуществивший в период с 1865 по 1871 г. первые, хотя и немногочисленные, измерения глубин с помощью глубоководного лота в дальневосточных морях и северо-западной части Тихого океана на корветах «Аскольд» и «Варяг». Работы Старицкого были продолжены его учеником и помощником Онанцевичем. Интересно отметить, что внимание русских ученых к изучению глубин Тихого океана уже в этот период было настолько серьезным, что именно русскому академику М.А. Рыкачеву принадлежит первое обобщение результатов работ экспедиций на «Челленджере», «Тускароре» и «Газелле». На основании этих данных М.А. Рыкачев составил в 1881 г. одну из первых карт глубин Мирового океана и показал на ней важнейшие особенности рельефа дна Тихого океана».

Адмирал С.О. Макаров

Особое место в исследовании Тихого океана занимает экспедиция замечательного русского мореплавателя Степана Осиповича Макарова на корвете «Витязь». Кругосветное плавание на «Витязе» - судне, специально приспособленном для океанографических исследований, осуществлено было в 1886-1889 гг. Программа исследований предусматривала наблюдение за температурой воды и ее плотностью на различных глубинах (в основном до 400 м) и скоростью течений. Экспедиция провела исследования на двести шестьдесят одной станции.

В Тихом океане С.О. Макаров очень детально обследовал воды Японского, Охотского и Восточно-Китайского морей. В изучение северной половины Тихого океана (а географически к ней относится и часть Океании) С. О. Макаров внес большой вклад. Он дал общую картину круговорота вод в этом огромном бассейне. Серия карт, составленных С. О. Макаровым, позволила дать наглядное представление о температурном режиме и удельном весе поверхностных вод северной части Тихого океана.

В 1895-1896 гг. в Западной Океании новые большие глубины были открыты экспедицией на английском военно-гидрографическом судне «Пенгуин». К востоку от островов Кермадек эта экспедиция обнаружила глубочайшую впадину южной Пацифики - желоб Кермадек - глубиной 5155 морских саженей (9390 м) (в 1958 г. экспедиция на «Витязе» выявила здесь глубины свыше 10 тыс. м).

Американская экспедиция, которая на корабле «Нерон» в 1899 г. вела изыскания под линию транстихоокеанского телеграфа, в Марианском желобе выявила впадину глубиной 9420 м, а спустя тринадцать лет этот «рекорд» был побит экспедицией на германском корабле «Планета», которая обнаружила глубину 9800 м близ берегов острова Минданао. На «Планете» и на другом германском корабле - «Эди Стефан» были проведены обширные океанографические и геологические наблюдения, результаты которых опубликовал немецкий геолог К. Андре.

С 1888 по 1920 г. в Тихом океане крейсировал специальный корабль американской комиссии по рыболовству «Альбатрос». В 1899-1900 и 1904-1905 гг. руководителем научных работ на «Альбатросе» был выдающийся американский натуралист, швейцарец родом, Александр Агассиз. Он провел исследования донных осадков и фауны в различных частях Тихого океана.

Несмотря на значительные успехи в изучении Тихого океана, достигнутые до первой мировой войны, рельеф его дна был изучен куда хуже обращенного к Земле лунного полушария. Довольно отчетливо, правда, обозначались на карте глубокие впадины вдоль внешнего края островных вулканических дуг, окаймляющих берега Восточной Азии, были открыты глубокие депрессии к северу от Новой Зеландии и в центральной Пацифике, но большая часть тихоокеанского дна все еще оставалась неисследованной, и также были не исследованы глубинные воды. Несовершенная техника драгирования не позволяла проникнуть в океанские бездны.

Существенные сдвиги в океанологических исследованиях наметились лишь после первой мировой войны. Прогресс в этих исследованиях был вызван новыми методами зондирования дна. В ходе первой мировой войны появились усовершенствованные эхолоты (приборы для определения глубин), конструкция которых в последующие годы непрерывно улучшалась. Уже в конце 20-х годов нынешнего века широкое применение получили эхолоты с самописцами - приборы, ведущие непрерывную запись глубин. Таким образом, океанографы стали получать вместо «точечных» промеров сплошные профили тех участков дна, над которыми шло судно. Работа ускорилась во много раз. Ведь на «Челленджере» или «Тускароре», чтобы измерить лотом Брукса глубину порядка 4-5 тыс. м, приходилось часами вертеть ворот лебедки. Теперь звуковой сигнал доходил до дна и, отражаясь от него, поступал на корабль за несколько секунд.

В 1925-1928 гг. эхолоты применили немецкие океанологи на специальном судне «Метеор». Преимущество эхолота наглядно было проиллюстрировано в ходе этой экспедиции. Если в 1874-1876 гг. на Челленджере» удалось сделать только триста шестьдесят два промера дна, то за то же время на «Метеоре» выполнено шестьдесят семь тысяч зондировок эхолотом.

В 1927 г. в Тихом океане промеры глубин вела немецкая экспедиция на корабле «Эмден». «Эмден» прощупал глубоководные желоба у Филиппинских и Марианских островов.

В 1928-1929 гг. океанолог Р. Флемминг и геолог П.Д. Траск на корабле «Карнеги» Американского нефтяного института предприняли сбор донных проб в различных морях, и в частности в Тихом океане; попутно они замеряли глубины по профилям («Карнеги» в ноябре 1929 г. сгорел). Полученные в ходе этой экспедиции очень интересные данные о красных глинах, залегающих на дне глубоких впадин, спустя несколько лет были опубликованы молодым американским ученым Роджером Ревеллом, который в 50-х годах стал одним из ведущих исследователей Тихого океана.

С 1923 по 1938 г. с японских кораблей «Синтоку-Мару», «Менсю», «Киото», «Иеддо» были засняты обширные участки дна в западной и центральной частях Тихого океана.

Данные всех океанологических экспедиций 20-х и 30-х годов «настолько расширили представления о рельефе дна Тихого океана, что дали возможность составить первые детальные батиметрические карты, на которых расплывчатые контуры форм подводного рельефа стали постепенно сменяться сложной картиной расчлененной поверхности дна».

Появились обзорные карты дна Тихого океана. С 1922 по 1938 г. американская гидрографическая служба составила три такие карты, а японцы на свои карты положили ряд участков тихоокеанского дна в западной, северо-западной и центральной частях Тихого океана.

Очень важные работы провели в 30-х годах нынешнего столетия англичане на корабле «Дискавери II» в южных частях Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Корабль «Дискавери II», снаряженный в 1929 г., совершил за десять лет тринадцать плаваний под руководством океанологов и геофизиков Д. Дикона, Н. Макинтоша и X. Хердмана. В водах Тихого океана «Дискавери II» выполнил множество часто пересекающихся промерных галсов. Были собраны также многочисленные данные по солености и температуре поверхностных и глубинных вод.

Совершали плавания по различным его акваториям и получали первые представления о ветрах, волнении, течениях и других условиях мореходства, а также о природе неизвестных им ранее побережий, островов и прибрежных вод. Но европейцам величайший из океанов стал известен только в первой половине XVI в. - после завершения кругосветного плавания экспедиции Ф. Магеллана (1519-1522).

В в связи с интенсивными поисками новых земель был собран большой фактический материал о природе Тихого океана.

Военные походы и торговые мореплавания этого периода приносили сведения и собственно научного значения. В 1648 г. С. И. Дежнев впервые прошел проливом, соединяющим Северный Ледовитый и Тихий океаны, получившим позднее название Берингова. В XVIII в. большой вклад в исследования наряду с французами и англичанами внесли русские экспедиции И.И. Беринга и А. И. Чирикова (они достигли берегов Северной Америки, описали часть Курильских о-вов и др.).

К началу XIX в. относятся первые крупные океанографические работы в Тихом океане.

Во время кругосветного плавания под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского (1803-1806) измерялась на разных глубинах, проводились наблюдения за атмосферным . Систематические измерения температуры, солености и плотности воды на разных глубинах производились экспедицией О. Е. Коцебу (1823-1826), во время которой физик Э. Л. Ленц впервые применил батометр. В 1820 г. Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым был открыт материк , а также ряд островов. Большим вкладом в развитие науки явилось плавание на корабле «Бигль» (1831-1836) с участием Чарльза Дарвина.

Новый период в исследовании начался с английской кругосветной экспедиции на специально оборудованном судне «Челленджер» (1872-1876), во время которой велось комплексное океанографическое изучение и Тихого океана.

Для прокладки подводного телеграфного кабеля между Северной Америкой и Азией с 1873 г. США стали использовать свои военно-морские суда с целью изучения рельефа дна. Промеры, которые велись по линии о. Ванкувер - Японские о-ва позволили получить первый широтный профиль дна Тихого океана. С конца XIX в. и до 20-х гг. XX столетия рядом стран было организованно несколько крупных океанографических экспедиций. В результате их работ были выявлены новые подводные хребты и поднятия, глубоководные желоба и котловины, составлены карты рельефа дна и донных отложений, собран обширный материал об органическом мире океана.

С 20-х гг. начался этап детального изучения Мирового океана. Применение эхозондирования с измерениями на ходу судна позволили получить представление о чрезвычайной сложности строения дна океана. Использование сейсмографов выявило наличие тихоокеанского сейсмического кольца. Были продолжены биологические, гидрохимические и прочие исследования Тихого океана.

После второй мировой войны совершенствуется океанографическая техника. Снаряженные новым оборудованием и приборами, через Тихий океан прошли 3 кругосветные экспедиции: шведская, датская и британская. В 1949 г. начались работы научного судна «Витязь» (СССР). С ним связана целая эпоха изучения рельефа дна. Во время многочисленных рейсов «Витязя» были сделаны крупные открытия, прежде всего по морской топографии и геологии Охотского, Японского, Берингова морей и открытой части океана. Впервые проводились длительные наблюдения за течениями. В 1957 г. океанологи «Витязя» нашли глубочайшую впадину Мирового океана - Марианскую (11 022 м). Работы «Витязя» были продолжены научными кораблями «Дм. Менделеев», «Обь», «Академик Курчатов». В послевоенные годы развивалось и международное сотрудничество в изучении Тихого океана. Оно началось со съемки судами Японии, США и Канады северной части океана (программа НОРПАК). Затем последовали совместные международные программы Международного геофизического года (МГГ, 1957-1959), ЭКВАПАК, КУРОСИО, ВЕСТПАК и др. Ведутся стационарные наблюдения в открытом океане, которые осуществляются в ограниченных районах со сменой исследовательских судов. Первые такие станции в Тихом океане организовали Япония и Канада. Крупнейшее открытие 50-х гг. XX в. - обнаружение американской экспедицией глубинного противотечения Кромвелла.

Замечательным техническим достижением является глубоководное бурение. С 1968 г. непрерывно работает специально построенное американское судно «Гломар Челленджер». В исследованиях океана чрезвычайно перспективно применение автономных подводных аппаратов - батискафов. Они имеют возможность погружаться на самые большие глубины, что и используют океанологи для изучения различных глубоководных желобов, в частности Марианской впадины. Велось прямое наблюдение за «расползанием» литосферных плит. Благодаря батискафам открыта своеобразная фауна вокруг гидротерм.

Дата: 01.04.2017

История открытия и освоения Тихого океана. В 1513 испанский завоеватель Васко де Бальбоа, двигаясь на запад, первым среди европейцев пересек Америку и достиг берегов неизвестных водных пространств. Только через семь лет назад благодаря португальцу Ф. Магеллана, который первым пересек неизвестное «море», появилось современное название - Тихий океан. Ф. Магеллан впервые прошел проливом, соединяющий два океана - Тихий и Атлантический, который затем был назван в его честь.

Первый период (до начала XIX ст.)

1. 40 000 лет назад - Аборигены Путешествия к Новой Гвинее, Австралии
2. 1513 г. - Испанцы, В. де Бальбоа Пересек Панамский перешеек, назвал увиденный океан Южным
3. 1519-1521 гг. - Ф. Магеллан Первым из европейцев пересек Тихий океан, назвал его
4. 1648 г. - С. Дежнев Открыл пролив между Тихим и Северным Ледовитым океанами



5. 1768-1799 гг. - Дж. Кук Исследовал острова, в том числе Гавайские и Великий Барьерный риф. Во всех его экспедициях участвовали естествознатели, которые собирали научный материал, проводили географические исследования.


Второй период (начало-середина XIX ст.)

1. 1804-1806 гг. - И. Крузенштерн и Ю. Лисянский Созданы карты частей океана, проведены океанологические исследования



2. 1819 г. - Т. Беллинсгаузен и М. Лазарев Начали глубоководные исследования


Третий период (середина XIX - первая половина XX ст.)

1. 1873-1876 гг.; 1886-1889 гг.; 1894-1896 гг. - Ч. Томпсон и С. Макаров проводили комплексные океанологические исследования: Ч. Томпсон — на корабле «Челенджер», С. Макаров — во время своих кругосветных экспедиций



2. В начале 30-х годов XX в. английское научно-исследовательское судно «Дискавери», измеряя глубины Тихого океана, выявило на его дне срединно-океанический хребет. Продолжая изучать рельеф дна Тихого океана, 1957 советское судно «Витязь» выявило глубокую участок Мирового океана - Марианский желоб.

Назад Вперёд

Понятия "материк", "континет" Тихий океан. Рельеф и и "части света" геологическое строение

См. также

Самый большой и самый древний из всех океанов. Его площадь составляет 178,6 млн. км2. Он может свободно вместить все материки и вместе взятые, поэтому его иногда называют Великим. Название же «Тихий» связано с именем Ф. , совершавшего кругосветное путешествие и проплывавшего через Тихий океан при благоприятных условиях.

Этот океан действительно великий: он занимает 1/3 поверхности всей планеты и почти 1/2 площади . Океан имеет овальные очертания, особенно он широк у экватора.

Народы, населяющие тихоокеанские берега и острова, с давних пор совершали плавания по океану, осваивали его богатства. Сведения об океане были накоплены в результате плаваний Ф.Магеллана, Дж. . Начало широкого его изучения было положено в XIX веке первой кругосветной русской экспедицией И.Ф. . В настоящее время создана специальная по изучению Тихого океана. За последние годы получены новые данные о его природе, определена глубина, изучаются течения, рельеф дна, океана.

Южная часть океана от берегов островов Туамоту до берегов представляет собой область спокойствия, и устойчивой . Именно за это спокойствие и тишину Магеллан и его спутники назвали океан Тихим. Но к западу от островов Туамоту картина резко меняется. Спокойная погода здесь бывает редко, обычно дуют бурные ветры, нередко переходящие в . Это так называемые южные шквалы , особенно свирепые в декабре. Менее часты, но более сильны тропические циклоны. Они поступают в начале осени из , у северной оконечности они переходят в теплые западные ветры.

Тропические воды Тихого океана чисты, прозрачны и имеют среднюю соленость. Их глубокий темно-синий цвет поражал наблюдателей. Но иногда воды здесь приобретают зеленый цвет. Это связано с развитием морской жизни. В экваториальной части океана благоприятные погодные условия. Температура над морем держится около 25°С и почти не меняется в течение года. Здесь дуют ветры умеренной силы. Временами бывает и полный штиль. Небо чистое, ночи очень темные. Особенно устойчиво равновесие в зоне островов Полинезии. В поясе штилей часты сильные, но кратковременные ливни, преимущественно после полудня. Ураганы здесь чрезвычайно редки.

Теплые воды океана способствуют работе кораллов, которых здесь множество. Вдоль восточных берегов Австралии протянулся Большой риф. Это самый крупный «хребет», созданный организмами.

Западная часть океана находится под воздействием муссонов с их внезапными капризами. Тут возникают ужасные ураганы и . Особенно свирепы они в северном полушарии между 5 и 30° . Тайфуны часты с июля по октябрь, в августе их бывает до четырех за месяц. Они зарождаются в районе Каролинских и Марианских островов и потом «делают набеги» на берега , и . Так как на западе тропической части океана жарок и дождлив, острова Фиджи, Новые Гебриды, Новая недаром считаются одними из самых нездоровых мест на земном шаре.

Северные районы океана похожи на южные, только как бы в зеркальном отражении: круговое вращение вод, но если в южной части против , то в северной - по часовой; неустойчивая погода на западе, где тайфуны заходят севернее ; поперечные течения: Северное Пассатное и Южное Пассатное; на севере океана мало плавучих льдов, так как Берингов пролив очень узок и защищает Тихий океан от влияния Северного Ледовитого. Это отличает север океана от его юга.

Тихий океан самый глубокий. Средняя глубина его 3980 метров, а максимальная достигает 11022 м в . Побережье океана находится в сейсмической зоне, так как это граница и место взаимодействия с другими литосферными плитами. Это взаимодействие сопровождается наземными и подводными и .

Характерная особенность - приуроченность наибольших глубин к его окраинам. Глубоководные впадины тянутся в виде узких длинных желобов в западной и восточной частях океана. Крупные поднятия разделяют ложе океана на котловины. На востоке океана расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, которое входит в систему срединно-океанических хребтов.

В настоящее время Тихий океан играет важную роль в жизни многих стран. Половина мирового улова рыбы приходится на эту акваторию, значительную его часть составляют различные моллюски, крабы, креветки, криль. В некоторых странах на морском дне выращивают моллюсков, различные водоросли и используют их в пищу. На шельфе ведут разработку россыпей металлов, у берегов полуострова Калифорния добывают нефть. Некоторые страны опресняют морскую воду и используют ее. Через Тихий океан проходят важные морские пути, протяженность этих трасс очень велика. Хорошо развито судоходство, главным образом вдоль побережья материков.

Хозяйственная деятельность человека привела к загрязнению вод океана и к истреблению некоторых видов животных. Так, в XVIII веке были истреблены морские коровы, открытые одним из участников экспедиции В. . На грани истребления находятся котики, киты. В настоящее время их промысел ограничен. Большую опасность для океана представляет загрязнение вод , отходами промышленности.

Расположение: ограничен восточным побережьем , западным побережьем Северной и Южной Америки, на севере, на юге.
Площадь: 178,7 миллионов км2
Средняя глубина: 4 282 м.

Наибольшая глубина: 11022 м (Марианская впадина).

Рельеф дна: Восточно-Тихоокеанское поднятие, Северо-Восточна, Северо-Западная, Центральная, Восточная, Южная и другие котловины, глубоководные желоба: Алеутский, Курило- , Марианский, Филиппинский, Перуанский и другие.

Обитатели: большое количество одноклеточных и многоклеточных микроорганизмов; рыба (минтай, сельдь, лосось, треска, морской окунь, белуга, кета, горбуша, нерка, чавыга и многие другие); тюлени, нерпы; крабы, креветки, устрицы, кальмары, осьминоги.

: 30-36,5 ‰.

Течения: теплые – , Северо-Тихоокеанское, Аляскинское, Южно-Пассатное, Восточно-Австралийское; холодные – Калифорнийское, Курильское, Перуанское, течение Западных ветров.

Дополнительная информация: Тихий океан является самым большим в мире; впервые его пересек Фернан Магеллан в 1519 году, океан получил название «Тихий», потому что за все три месяца путешествия корабли Магеллана не попали ни в один шторм; Тихий океан принято делить на северную и южную области, граница которых проходит по линии экватора.

Loading...Loading...