Древнегреческий город фивы. Как был устроен древний город Фив? Ядерная крылатая ракета Буревестник – характеристики и перспективы

Фивы в Греции - город с богатой и очень интересной историей. В бронзовый век он был важным микенским центром, в классический период - могущественным городом-государством. Участвовал как в Персидской, так и Пелопоннесской войне. Являлся главным соперником древних Афин. Сегодня город - крупнейший населенный пункт областного подразделения Беотии. А также весьма привлекательное место для туристов, приезжающих сюда практически со всего мира.

Местоположение

Город Фивы в Греции расположен на равнине Анион, между пресноводным озером Илики на севере и горами Ситерон на юге. Соседствует он с Афинами (находятся в 50 км) и Ламией (100 км). Добраться до него можно как по автомагистрали, так и по железной дороге.

История происхождения

Рассказ о происхождении Фив в Древней Греции сохранился в виде легенд и мифов. Так, сами жители страны приписывали основание города Кадму - сыну финикийского цар. Однако доподлинно неизвестно, как именно появился этот населенный пункт.

Никто точно не знает и о том, как он развивался первоначально. При этом современные ученые выяснили, управлялись Фивы земледельческой аристократией, которая защищала целостность города жесткими уставами о собственности и ее передаче в наследство.

Архаический и классический периоды

В конце 6 века до н. э. фиванцы стали враждовать с афинянами, которые помогли маленькой городе Платеа сохранить свою независимость. Они даже сражались в знаменитой битве в 479 году до н.э. от короля Ксеркса I. За что впоследствии были наказаны победоносными греками, которые подошли к Фивам и затребовали выдачи аристократов, являвшихся представителями персидской партии. Когда им в этом было отказано, Павсаний осадил город вместе со своим войском и вынудил фиванцев отдать ему виновных для расправы над ними.

Во время вражды с афинянами Фивы потеряли свою гегемонию над беотийскими городами. Возвращена она им была только в 460 году до н. э. Стены города были восстановлены, а его жители вернули свое могущество. В борьбе Коринфа с Керкирой (435 год до н. э.) фиванцы помогли коринфянам снарядить их экспедицию. Затем вплоть до Никиева мира они поддерживали спартанцев. Однако между двумя союзниками вскоре произошел разрыв, потому что Спарта отказалась упрочить полную гегемонию Фив над Беотией в качестве вознаграждения за помощь.

В 424 году до н. э. фиванцы нанесли серьезное поражение афинянам в битве при Делии и впервые продемонстрировали всю свою мощь. В 404 году до н. э. они призвали греков к полному уничтожению Афин, но уже через год тайно поддержали восстановление их демократии, чтобы суметь противостоять Спарте. В 395 году до н. э. в битве при Халиарте они вновь доказали свою военную мощь, выступая против спартанцев, однако все равно проиграли. Фиванцы не сдавались. И уже в 371 году до н. э. они смогли одолеть спартанцев в битве Левктрах. Победителей приветствовали по всей Греции в качестве защитников угнетенных.

Дальнейшая история

Фиванцы в 371 году до н. э. смогли установить свою власть над несколькими крупными городами. В 395 году они даже примирились с афинянами, которые тоже опасались спартанцев. Но после смерти Эпаминонда в битве при Мантинеи вновь потеряли свое могущество. А в 335 году город был разрушен Александром Македонским. По преданию, уцелеть после погрома смогли лишь храмы и дом поэта Пиндара. Территория города была разделена между другими городами Беотии, а его жителей продали в рабство.

В 323 году до н. э. Фивы были восстановлены Кассандром, который стремился исправить ошибки Александра Великого. Многие города предоставили македонскому царю своих работников. Афиняне, например, перестроили большую часть стены Фив, а жители Месинии вложили в реставрацию свои деньги. В результате общих деяний план по воссозданию населенного пункта был реализован. Несмотря на это, Фивы так и не смогли вернуть назад свое могущество.

В течение раннего византийского периода Фивы в Греции служили местом убежища от иностранных захватчиков. В 10 веке нашей эры город стал центром торговли шелком. К середине 12 века он превратился в крупнейшего производителя этого материала во всей Византийской империи, обогнав Константинополь. Несмотря на жестокое разграбление норманнами в 1146 году, этот населенный пункт был быстро восстановлен и продолжил свое процветание вплоть до своего завоевание латинянами в 1204 году.

Сегодня Фивы - небольшой город, занимающийся производством сельскохозяйственных продуктов. Он весьма популярен у туристов, которые приезжают сюда для осмотра различных достопримечательностей.

Фивы в мифологии

Город Фивы в Греции «окружен» легендами и мифами. Так, некоторые старики-жители этого славного местечка рассказывают о Кадме - сыне Агенора и предке Эдипа. Якобы после убийства гигантского змея (или дракона), которого Арес отправил для защиты арии Весны, Афина поручила Кадму посеять зубы змея в землю. Как только он это сделал, из почвы сразу появились воины, которые и создали город Фивы.

Согласно другой легендой, город были также родиной мифологического панэллинского героя Геркулеса. А еще они являлись местом, где Сфинкс (мифическое существо с головой и грудью женщины, львиным телом, змеиным хвостом и огромными крыльями) требовала у каждого путника разгадать загадку про возраст человека. Тех, кто не смог ответить на нее, существо съедало. Когда царь Эдип разгадал загадку, Сфинкс был уничтожен.

Еще одна мифологическая история, напрямую связанная с городом, - «Семеро против Фив». Между двумя сыновьями Эдипа началась однажды война. Полиник был изгнан его братом Этеоклом из Фив. Он заручился помощью ахейцев из Пелопоннеса, чтобы вновь установить свою власть в городе. Однако при осаде стен Фив шесть из семи чемпионов, в том числе и сам Полиник, были убиты. Тем не менее нападение оказалось успешным, и город был захвачен. Этот миф является, пожалуй, символической метафорой общей ситуации в Греции после окончания микенского периода в ее истории.

Известные люди Фив

Как гласит история, в городе Фивы в Греции в разные годы жили многие достойные люди. Например, здесь бывал Александр Македонский, царь Кассандр, генерал Эпаминондас, генерал Пелопид, художники Аристид и Никомах. Кроме того, тут похоронен евангелист Лука - апостол, христианский святой, первый иконописец и святой покровитель всех живописцев. Из наших современников в Фивах жили певец Харис Алексиу, богослов Панагиотис Брациотис и художник Теодорос Вризакис.

Основная достопримечательность города Фивы в Греции - археологический музей, вновь открытый летом 2015 года. Здесь можно посмотреть различные экспонаты, включая фрески и глиняные горшки, выжженные руками древних жителей страны. Стоит обязательно посетить руины старинной крепости Кадмия, которая была построена в эпоху бронзового века.

Еще одна интересная достопримечательность Фив в Греции - церковь святого евангелиста Луки, в которой и сегодня покоятся его мощи. Говорят, что каждый год возле его гробницы многие люди, страдающие от глазных заболеваний, исцеляются и даже начинают хорошо видеть окружающий мир.

Интересных достопримечательностей города осталось немного. Но побывать в Фивах все равно стоит, чтобы увидеть своими глазами город, где «родился» Геркулес и была написана Лукой 1 из 4-х Евангелий. Удачного путешествия!

Древние египтяне называли свою роскошную столицу Уаст, что в переводе означает «властвующий» или «властвующший город», а греки называли его Фивы , или Фивеи (не путать с греческими Фивами), у Гомера упоминаются «стовратные Фивы», арабы говорили - эль-Уксур - «дворцы». Сами древние фиванцы зачастую именовали в текстах свою родину просто Ниут («город»). История египетских Фив уходит в глубину веков: первые упоминания о городе сохранились в текстах, датируемых 3 тыс. до н. э. Впервые упоминаются при фараоне Микерине (Менкаура) (IV династия; ок. XXVI в. до н. э.). Однако пышному расцвету города предшествовала долгая история. В XXI в. до н. э. он становятся центром объединения страны и впервые на небольшой срок становится столицей Египта при фараонах XI династии Среднего царства. Именно в эту эпоху в Фивах началось активное возведение монументальных святилищ богам и усопшим царям. Местный бог Амон приобрел статус государственного бога.
С началом Нового царства в эпоху XVIII династии (XVI-XIV вв. до н. э.) для города начинается период наивысшего расцвета. Фивы стали политическим и религиозным центром великой державы, границы которой на юге глубоко вдавались на территорию современного Судана, а на западе доходили до Ливии. Большинство фараонов направляло на строительство в этом городе значительную часть ресурсов Египта и его огромных внешних владений. Фивы являлись центром культа бога Амона, здесь сооружались крупнейшие храмы в его честь.

После возрождения Мемфиса, ставшего в XIV в. до н. э. столицей Египта, Фивы сохраняли свою роль крупнейшего культурного и религиозного центра Египта даже спустя столетия, вплоть до греко-римского времени. В начале I тыс. до н. э. Фивы - центр теократического государства, созданного жрецами Амона на юге Египта после распада Нового царства. Это район двух восстаний (205-199 и 199-186 гг. до н. э.) против эллинистической династии Птолемеев. С распространением в первые века н. э. христианства район Фив становится одним из центров монашеского движения.

Многие постройки Фив были разграблены, снесены и разрушены римлянами. Лишь археологам и ученым из свиты Наполеона удалось вновь пробудить Фивы ото сна. Именно тогда зародилась египтология и познавательный туризм в . В древности Фивы располагались на обоих берегах Нила. На восточном старая столица Египта была разделена каналом на две части: на юге родился город , на севере - деревня . На восточном берегу Нила стояли - два грандиозных храма - Карнакский и Луксорский, соединенные аллеями сфинксов.

Величественные храмовые комплексы соседствовали здесь с роскошными дворцами, домами знати, садами редкостных деревьев и искусственными озерами. В лазуритовое небо вонзались золоченые иглы обелисков, вершины расписных храмовых башен-пилонов и колоссальные статуи царей. Сквозь пышную зелень тамарисков, сикомор и финиковых пальм проглядывали выложенные бирюзово-зелеными фаянсовыми плитками оконные проемы богатых домов. Покоренные народы Сирии-Палестины везли сюда бесчисленные сосуды с вином, кожи, столь любимый египтянами полудрагоценный лазурит и произведения ремесла; из далеких областей Африки шли караваны, нагруженные слоновой костью, черным деревом, благовониями и золотом.
На другом берегу Нила, в западной части Фив, находилась царская резиденция и огромный некрополь, расположенный в амфитеатре скал, над которыми возвышается Дехенет - «Западная вершина», называющаяся сейчас эль-Курн. Повелительница этой горы богиня-змея Меритсегер («любящая тишину»), охранявшая покой умерших, согласно легендам, оберегала не только царские погребения, расположенные в Долине царей и Долине цариц, но и гробницы вельмож и простых горожан. Отправляясь в экскурсию лучше взять удобную обувь, головной убор и фотокамеру. При посещении Долины фараонов пользоваться видеокамерой не разрешается.

Богиня Меритсегер была покровительницей Долины царей, и это место выбрал для своего будущего погребения фараон Тутмос I (XVIII династия). Он и его придворный архитектор Инени надеялись, что гробница, запрятанная в скалах, лучше защищена от расхитителей, чем открытые всем взорам пирамиды. А чтобы ввести охотников за легкой наживой в еще большее заблуждение, храмы умерших закладывались в удалении от самих гробниц. В знаменитой Долине фараонов 42 гробницы, почти все - фараонов. В отличие от фараонов Древнего царства, чья столица находилась в Мемфисе, фиванские фараоны времен Нового царства не строили пирамид. Гробницы вырублены в скалах, их старались как можно тщательнее скрыть от постороннего взгляда. Входы в гробницы засыпали крупными камнями, замуровывали. Но и эти ухищрения не уберегли гробницы от разорения.

В течение 500 лет такая форма захоронений оставалась неизменной и лишь немного совершенствовалась. Все гробницы были построены по схожему плану: в известняковой скале проделывали наклонный коридор длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину до 100 м и оканчивающийся тремя или четырьмя комнатами. Стены и потолки коридоров и комнат покрывают не потерявшие до наших дней своей яркости цветные рисунки, рассказывающие о жизни и подвигах покойного. К погребальной камере вели секретные падающие двери, главный вход маскировался земляными холмами и насыпями.

Из 64 обнаруженных до сих пор гробниц самыми примечательными считаются гробницы Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутанхамона, Хоремхеба, Рамсеса I, Сети I, Меренптаха, Рамсеса III, Рамсеса VI и Рамсеса IX. Все гробницы оказались разграбленными еще в древности. Лишь гробница Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером в 1922 г. в полной сохранности. Эта гробница исторически незначительного фараона, умершего в девятнадцатилетнем возрасте, была просто переполнена золотом, украшениями и прочими сокровищами. Тутанхамон, наследник «фараона-еретика» Эхнатона, лишь вновь заменил культ Атона культом Амона.

Долина цариц
В Долине цариц хоронили не только цариц - жен и матерей фараонов, но и рано умерших египетских принцев. В этом некрополе археологам удалось найти уже свыше 70 гробниц. Своим внешним обликом гробницы напоминают усыпальницы Долины фараонов, но немного меньше их размерами. Наиболее интересна расписанная от стен до потолка гробница Нефертари, жены Рамсеса II Великого.

Настенные росписи гробницы иллюстрируют «Книгу мертвых», погребальную камеру осеняет свод в виде звездного неба. После реставрации (1995 г.) эта гробница вновь открыта для посещения. Доступ в гробницу ограничен: посетителей пускают группами по 10 человек и только на 10 минут. За день ее успевают осмотреть лишь 150 человек.
Нефертари и богиня Исида
Росписи также украшают стены гробниц рано умерших сыновей Рамсеса III Аменхерхепешефа и Хаэмуаса. Краски настенной живописи, например морская лазурь, светятся настолько интенсивно, будто картины нарисованы только сегодня.
Росписи гробницы Нефертари
Долина вельмож (Долина знати)
Западные Фивы были местом погребения не только фараонов и их жен. Здесь были захоронены сотни придворных, жрецов и высокопоставленных сановников, стремившихся пребывать рядом со своими правителями и после смерти. Их гробницы расположены вдоль восточного склона фиванских гор и образуют огромный некрополь - Долину знати. Фактически он состоит из 5 кладбищ, сгруппированных вокруг скальных массивов Шейх Абд эль-Курна, Дра Абу эль-Нага, Асасиф, Курнет Мурей, эль-Хоха и эль-Тариф.

Большая часть гробниц датируется временем правления фараонов XVIII и XIX династий. Первые захоронения Долины относятся еще к Древнему царству. В Среднем царстве здесь хоронили фиванских номархов - наместников фараона, управлявших четвертым верхнеегипетским номом Уасет. Еще фараоны IX и Х династий заложили свой некрополь в Западных Фивах, а правитель XI династии Ментухотеп II начал в Дейр эль-Бахри строительство совершенно необычного для того времени заупокойного комплекса, завершенного уже при его преемниках. Во второй переходный период фараоны XVII династии избрали Дра Абу эль-Нага местом для своих погребений. Правители Нового царства перенесли свой некрополь в Долину царей, оставив восточную часть фиванского нагорья своим приближенным сановникам.

Гробницы вельмож не были столь огромными, как гробницы их правителей. Как правило, они состоят из нескольких частей - открытого двора, пространство которого ограничивалось стенами, святилища и уходящей под землю погребальной камеры. Начиная с XIX династии, вход во двор выполнялся в виде пилона - гигантских ворот, бывших неотъемлемой частью архитектуры египетских храмов. Во дворе устанавливались заупокойные стелы, в святилищах - статуи владельца гробницы. Здесь отправлялся заупокойный культ умершего - читались священные тексты и приносились жертвы его ка, жизненной энергии, бывшей одной из составляющих сущности человека. Верхняя часть фасада гробницы облицовывалась гробничными конусами - глиняными цилиндрами-«гвоздиками», замурованными по «шляпки» в толщу стен. На внешней стороне конусов специальными печатями наносилось имя хозяина гробницы и его земные и посмертные титулы.

Рельефы и росписи гробниц вельмож по праву считаются шедеврами египетского искусства. Стены усыпальниц вельмож чаще всего были украшены сценами из их земной жизни. Основной идеей этих росписей было отражение важнейших событий в жизни сановника и благополучия, которого он достиг при жизни. Это делалось отнюдь не для похвальбы - все, запечатленное должным образом на стенах гробницы, должно было окружать человека в загробном мире и доставлять ему радость. Самые интересные гробницы находятся в некрополе Шейх-Абд эль-Курна. Необычайно интересны росписи гробниц Рехмира (визиря Тутмоса III и Аменхотепа II), Сеннефера (управляющего южной частью Фив при Аменхотепе II), Нахта (придворного астронома Тутмоса IV), Рамосе (правителя Фив и визиря при Аменхотепе III и Эхнатоне), Менна (землемера и кадастрового служащего при Тутмосе I). На стенах их усыпальниц изображены погребальные торжества с музыкантами и танцовщицами, крестьяне за полевыми работами, сцены суда. В большинстве случаев на левой стене изображается жизненный путь умершего, а на других стенах - церемония погребения. Со временем Долина знати стала местом захоронения многих людей. Сегодня официально открыто более 500 гробниц (XI-XXVI династии), большое число захоронений было уничтожено еще в древности или все еще сокрыто в недрах фиванских гор.

Колоссы Мемнона
Гигантские статуи фараона Аменхотепа III, которые называют Колоссами Мемнона, приветствуют каждого путешественника на границе зеленых пшеничных полей и безжизненных песков пустыни. Две сидящие фигуры высотой 18 м охраняли некогда вход в несуществующий сегодня гигантский посмертный храм Аменхотепа III. На них сохранились греко-римские графитти времен императора Адриана и других видных деятелей античного мира. В свое время эти колоссы были известны тем, что один из них издавал жалобный стон на заре. Считалось, что таким образом свою мать, богиню утренней зари Эос приветствовал погибший во время Троянской войны от руки Ахилла эфиоп Мемнон. Звуки прекратились после реставрации в 199 г. н. э.

Рамессеум
Рамсес II повелел построить гигантский заупокойный храм в честь бога Амона, который ныне называют Рамессеум. До нашего времени Рамессеум дошел в сильно разрушенном состоянии. Грандиозный заупокойный храм Рамсеса II, воздвигнутый зодчим Пенра на западном берегу Фив. Этот комплекс, называвшийся в древности «Дом Миллионов лет Рамсеса Мериамона», намного превосходил по масштабам и по монументальности оформления подобные памятники, сооруженные фараонами XVIII династии.
В настоящее время входом на территорию заупокойного ансамбля Рамсеса II служит гигантский пилон из песчаника. Поверхность пилона была покрыта раскрашенными рельефами. На барельефах были изображены сцены войн Рамсеса II с хеттами. За пилоном находится первый двор. Южная стена двора являлась одновременно и фасадом расположенного здесь дворца. Во второй двор вела лестница - он был расположен выше первого. С каждой стороны лестницы стояла гигантская статуя Рамсеса (20 м) весом около 1 тыс. т.

Центральную часть дворца занимал приемный зал с 16 колоннами. Дальше можно было попасть в личные комнаты царя и тронный зал. Позади дворца был расположен «женский дом» царя. Второй двор Рамессеума служил подходом к заупокойному храму. Двор был украшен портиками с папирусообразными колоннами осирическими колоссами. Гипостильный (колонный) зал храма имел 48 колонн. Великолепно сохранилась раскраска капителей колонн, имитирующих изумрудные заросли папируса, тростника вечной молодости. За гипостилем находилась культовая часть храма, главное святилище, кладовые. В Рамессеуме находилась знаменитая библиотека, названная Диодором «Лечебницей души», а также большая школа писцов. Под полами храма была найдена шахта с погребением жреца эпохи Среднего царства, а в погребальной камере гробницы были обнаружены магические жезлы, маски и несколько папирусов.

Мединет-Абу (Заупокойный храм Рамсеса III)
Когда-то Мединет-Абу были всего лишь каменоломней для строительства гробниц и храмов. Рамсес III возвел свой мощный посмертный храм в районе Мединет-Абу, взяв в качестве образца Рамессеум. На пилонах у входа изображены сцены побед фараона над врагами. В пределах грандиозных стен справа от входных ворот виден храм, посвященный древним божествам. Слева высятся гробницы божественных жен Амона.
Близ деревни Курна располагаются руины заупокойного храма Сети I, заложенного фараоном для себя и своего отца Рамсеса I.

Располагались на естественных или созданных человеком холмах, чтобы предохранить постройки от затопления водой во время разливов Нила.

Страбон, писал о природе Дельты, что во время разлива Нила все окружающие земли покрывает вода, и Дельта превращается в море, а города и деревни стоят посреди этого моря как острова.

Естественно, на этих холмах пригодной для строительства земли было очень мало, поэтому все постройки в городах Древнего Египта были довольно плотными с очень узкими улочками. Дома строились близко друг другу, практически окна одного дома смотрели в окна другого, а дети, играя на плоских крышах, спокойно перепрыгивали на крышу противоположного дома. Дома в древнеегипетском городе в высоту достигали 4-5 этажей. В те времена канализации не существовало, заботиться об этом было делом хозяйки. Помои нередко выливали прямо на улицу. Египтяне предпочитали находиться не дома, где очень душно, а восседали на крышах, где свежий воздух и по вечерам дует прохладный ветерок, да и запахи, заполняющие египетские улицы не доходят туда. Иногда они спали на крыше.

До наших дней от Фив сохранились только развалины храмов и построек культового назначения. Сегодня его развалины мы называем «городом мертвых». Фотографии Фив отчасти передают очарование древнего города.

Вот как описывает Фивы Сирил Альдред в своей книге «Египтяне. Великие строители пирамид»:

...современный город Луксор, который вместе с примыкающей к нему деревушкой Карнак и другими местечками занимает место, на котором некогда стояли Фивы, южная столица периода высочайшего расцвета Египта во времена Нового царства. Из здешних гробниц и храмов появились многочисленные древности, украшающие коллекции Европы и Америки, а также большое количество документов о прошлом Египта. Теперь возникает опасность, что мы будем воспринимать его историю пристрастно, с точки зрения жителей Фив.

Возле города окаймляющие русло реки холмы уступают место широкой полосе возделанных земель, которые даже сухой справочник Бедекера заставляют выразить своеобразное лирическое одобрение: «Зеленеющие повсюду всходы и пальмы заставляют путешественника, только что покинувшего пустыню, развеселиться; яркие краски придают долине Нила каждое утро и каждый вечер неотразимую прелесть; чистый, не затененный облаками свет солнца омывает каждый предмет даже зимой и делает древние Фивы похожими на волшебную страну, щедро осыпанную дарами вечного процветания». Возможно, то же чувство во времена правления Рамсеса II заставило неизвестного поэта написать серию произведений в честь города и его бога Амона, хотя он чересчур увлекся выбранной темой и высказал не подтвержденные претензии на то, чтобы считать Фивы древнейшим городом мира. Город приобрел свою славу в период Среднего царства, когда местные властители проложили себе дорогу к верховной власти и сделались фараонами, правящими вновь объединенным Египтом. В течение всей истории своего существования Фивы оставались центром сопротивления чуждому правлению с севера. После того как их властители изгнали гиксосов, город приобрел высокий престиж и богатство как основная резиденция правительства. Там фараонам высекали гробницу в скале на западном берегу, а его храм строили поодаль на равнине. Там была найдена в полной неприкосновенности только одна усыпальница, принадлежавшая Тутанхамону; остальные несколько раз подверглись разграблению в древние времена. Их сиятельных обитателей несколько раз поспешно переносили из одного укрытия в другое, пока большинство не нашло более долговечное, хотя и недостойное прибежище в двух массовых захоронениях. Их придворные, заполонившие своими гробницами близлежащие холмы, испытали не лучшую судьбу, но расписанные стены их усыпальниц сохранили для нас имена и много живописных сцен из жизни того времени.

Разумеется, возвышение Фив усилило влияние и богатство бога Амона, чей храм в Карнаке стал подобием национальной святыни, к которой фараоны последующих времен добавляли пристройки и для процветания которой не скупились на пожертвования. Короткое, но запомнившееся правление так называемого фараона-еретика Эхнатона в конце Восемнадцатой династии, переместившего столицу Египта в Амарну, нанесло жестокий удар по могуществу Фив и их бога-покровителя, от которого они со временем оправились, но так и не вернули себе целиком ушедшее величие. После этого город перестал быть резиденцией фараонов, хотя до окончания Нового царства традиция хоронить их в этих местах ревностно соблюдалась. Постепенно Фивы стали священным городом Амона, который сперва правил окрестностями через своего верховного жреца, а позднее через дочь фараона и ее управителя. Закат города был долгим и кровавым. В VII веке до н. э. его разграбили ассирийцы. Через полтора столетия на Фивы напали персы во главе с Камбисом. При Птолемеях его влияние почти исчезло, а затем частично было возвращено после восстания против Птолемея V. При Птолемее X город опять восстал и был захвачен после длительной осады, нанесшей ему огромный ущерб. Невзирая на свою несчастную судьбу, Фивы противостояли жестокому правлению римлян в 30 году до н. э. и за это были почти опустошены. Теперь от «стовратных Фив», описанных Гомером, осталась только дюжина сильно поврежденных пилонов среди развалин храма.

(современный Телль-эль-Амарна) – наиболее хорошо сохранившийся, представляющий собой единую и целостную композицию древнеегипетский город. Город расположен на восточном берегу Нила, на полпути между Мемфисом и Фивами. Это столица фараона Эхнатона. Такое имя принял фараон XVIII династии Аменхотеп.

На египетский престол Аменхотеп IV вступил в 1353 году до н. э. На шестом году правления он порвал с прежней официальной религией и фиванским жречеством, составлявшим в то время самую большую и влиятельную прослойку в обществе. Аменхотеп IV ввёл вместо старых верований культ бога Атона - «единого всеозаряющего животворящего Солнца», а себя объявил верховным жрецом нового бога. Фараон сменил своё имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («Угодный Атону»).

Владения жрецов были конфискованы, фараон запретил богослужения в честь Амона и всех прежних богов, имена богов соскабливались со стен общественных зданий, храмы закрыты по всей стране. Сам фараон вместе с семьёй, новыми жрецами, воинами, художниками, скульпторами, ремесленниками и слугами покинул Фивы - государственную столицу и центр культа бога Амона.

Возведённый город с дворцами, храмами, богатыми кварталами вельмож, садами, парками и прудами был объявлен «землёй бога Атона». Даже тип древнеегипетского храма в этом городе стал совершенно другим.

Однако, Эхнатон в 1336 году до н. э. умер. После его смерти столица возвращена была в Фивы, культ Атона разрушен, и город Ахетатон был покинут и забыт.

Затем руины Ахетатона постепенно занесло песком, и их на несколько тысячелетий укрыла пустыня. Город просуществовал в общей сложности около 17 лет.

На месте Ахетатона новых поселений построено не было, и поэтому, когда археологи раскопали его руины, древний город в почти нетронутом виде предстал перед их изумленными взглядами.

Его постройки протянулись на 10 км с севера на юг.

Через все части и районы столицы проходила главная улица Ахетатона, так называемая царская дорога. В центре рядом с храмом Атона, под прямым углом к нему, располагался главный дворец. Его площадь составляла 700x300 метров. В центральном же квартале была канцелярия, от которой до нашего времени сохранились многочисленные клинописные таблички - Тель-эль-Амарнский архив. В южной части Ахетатона располагались дома придворных, квартал скульпторов. В мастерской начальника скульпторов Тутмоса были найдены скульптуры Эхнатона и Нефертити. В западной части города находились полицейский квартал, арсенал и площадь для парадов. Дом Нефертити, супруги фараона, находился на севере, в одном из жилых районов. Он назывался Серебряным дворцом. На севере Ахетатона находились жилища чиновников и торговцев. По берегам Нила стояли амбары, в гористой части был царский некрополь.

И опять цитата из книги Сирил Альдред «Египтяне. Великие строители пирамид»:

...современный Тель-эль-Амарна, древняя столица ереси. В этом месте окружающие берег утесы отходят назад, создавая большой амфитеатр восемь миль длиной. Здесь разыгралась одна из самых впечатляющих драм Древнего мира, когда юный фараон Эхнатон по вдохновению избрал это место для своего «горизонта Атона» - столицы, посвященной новому единому богу. Четырнадцать огромных, высеченных в скалах стел до сих пор отмечают его границы, а наполовину завершенные гробницы на восточных утесах и пустая гробница фараона в долине рядом все еще позволяют увидеть отблеск угасшего света. Благодаря этим рельефам и надписям сформировались многие из наших представлений о событиях тех далеких времен кризиса и нововведений, о семейной жизни фараона, публичных церемониях вступления в должность, приеме иностранных послов, щедрых жертвах Атону, гимнах и литургиях новой веры. Погребенные под землей свидетельства говорят не менее громко. Амарна - рай для археолога, где на девственной почве была построена, населена и покинута огромная столица, - все это произошло в течение двух десятилетий. Прошлое в Амарне сохранилось до такой степени, что мы и сейчас можем на поверхности песка в вечерних отсветах разглядеть дорожку, которую протоптал во время ежедневного перехода между домом и храмом Пенхази верховный жрец Атона. В процессе раскопок ученые много узнали о планировке города и архитектуре домов Древнего Египта. В Амарне были сделаны два наиболее эффектных открытия на земле, которая и без того богата сенсационными находками. Одно из них произошло при работе немецкой экспедиции в 1911 - 1912 годах: археологи обнаружили развалины студии скульптора с множеством статуй, гипсовых слепков, портретных головок, включая знаменитый бюст супруги фараона, давший нам новый взгляд на египетское искусство и технику изготовления произведений. Более раннее открытие было сделано в 1888 году, когда пожилая женщина неожиданно извлекла на свет из земли забытые архивы аналога министерства иностранных дел в виде трех сотен глиняных табличек, по большей части заполненных аккадской клинописью - международным языком дипломатов тех времен. Эти таблички, заметно пострадавшие за время, когда переходили от одного перекупщика к другому, оказались копиями переписки между египетским двором и правящими домами Ассирии, Вавилонии, Анатолии и Кипра. Однако основная часть этих записей касается взаимоотношений между фараоном и его вассальными городами-государствами Палестины и Сирии. При исследовании этих, к сожалению, поврежденных кусков засохшей глины глазам археологов открылась невероятно живая и неожиданная картина. Мы видим мир образованных людей 2-го тысячелетия до н. э.: привилегированных чиновников, дипломатических курьеров, послов и чрезвычайных послов, путешествовавших от одного дворца к другому с документами, согласно которым заключались брачные союзы, велась торговля, поступали запросы о выдаче преступников, обсуждались дипломатические альянсы, выражались протесты, высказывались требования, предупреждения и просьбы о помощи. Здесь была вся сложная система международных взаимоотношений со своим протоколом, который мало чем отличается от дипломатических протоколов современной Европы. Чувствуется, что и за ней стоят долгие века постепенного развития.

С Египтом европейцев познакомили греки. Античная Греция моложе Египта: когда она находилась на раннем этапе своего развития (I тысячелетие до нашей эры), государство долины Нила вступало в последний период своей многовековой культуры. Интерес античного мира к Египту проявился задолго до того, как он сделался достоянием истории. Уже тогда эта страна была овеяна легендами. Египет воплощал собой мудрость, ключ к познанию которой люди со временем утратили. Считалось, что великий ученый, математик и философ Пифагор почерпнул свои знания из Египта. Отец истории Геродот, посетивший эту страну в середине V века до нашей эры, оставил ее интересное описание.

Город на восточном берегу Нила, ставший в период Среднего и Нового царств столицей государства, известен как Фивы. Под этим названием он упоминается в «Илиаде» Гомера, который воспевает его как «Стовратные Фивы», имея в виду многочисленные башнеобразные пилоны, служившие входом в храм.

На вопрос - почему греки перенесли название своего города в Беотии на египетскую столицу, нет однозначного ответа. Польский археолог К. Михаловский высказал предположение, что это могло произойти в результате сходства в звучании греческого наименования города с египетским названием одного из святилищ Амона в Карнаке. Египтяне же именовали свою столицу и прилегающий округ Уасет. Здесь же находился дворец фараона, поэтому за столичными Фивами закрепилось еще одно обозначение - «нут» - «резиденция правителя», или «город Амона». Позднее греки стали называть его Диосполис Магна - «Великий город Зевса», отождествляя своего верховного бога с древнеегипетским Амоном.

Основным местом культа фиванского бога солнца был храм в Карнаке (современное название по близлежащей арабской деревушке). В Древнем Египте этот храм именовался Ипет-Сут и являлся частью Фив. Фиванский округ (ном) был известен уже эпоху Древнего царства. Однако в тот период Фивы не не играли сколько-нибудь заметной роли в политической жизни страны. С конца Древнего царства начинает усиливаться значение Амона: на территории Фив сооружается первый храм, посвященный этому богу (он не сохранился и о существовании его известно по надписям).

С наступлением эпохи Среднего царства культ Амона стал преобладать в египетской религии. Уже тогда, помимо строительства на восточном берегу Нила, с западной стороны в скалистых горах Дейр эльБахри закладывается заупокойный ансамбль фараонов XI династии. Так было положено начало планировки Фив, разделенных Нилом на административно-политический центр город живых на восточном берегу и некрополь - город мертвых на западном.

В эпоху Нового царства обе части Фив мыслились как единый ансамбль. На восточной стороне достигло расцвета строительство храмовых комплексов, посвященных Амону,- это уже упомянутый Карнак и второй, называемый древнеегипетским именем Ипетресет-Имен («Южный гарем Амона»), но более известный как Луксор. Последнее название возникло в период римской античности, когда римляне основали здесь укрепленный лагерь Костра, который арабы стали называть аль-Кусур, что значит «замки». Это слово, видоизмененное европейцами, и стало звучать как Луксор.

Если Карнак, помимо храма Амона, включал в свой ансамбль храмы богов фиванской триады - богини Мут - супруги Амона и их сына Хонсу, то на территории Луксора находится только один храм, который строился в две эпохи – в царствование фараонов Аменхотепа Ш и Рамсеса II.

Оба храма – Карнак и Луксор – были связаны почитанием Амона. Это нашло отражение в праздничных ритуалах, посвященных главному фиванскому божеству. Самым значительным среди них был Опет – праздник перенесения священной ладьи Амона из северного святилища в южное.

Церемония начиналась в Карнаке, откуда барку со статуей Амона жрецы несли на плечах по дороге процессий к пристани. Там ее погружали на ладью и по Нилу переправляли в Луксор. Народ сопровождал ритуальное празднество по берегу. Главная ось карнакского храма идет перпендикулярно Нилу, храма в Луксоре параллельно. От пристани ладью несли вдоль колоннад и открытых дворов в специально для нее предназначенное помещение - Зал ладьи, не доходя до которого находился так называемый Зал рождения Аменхотепа Ш. Рельефы на стенах повествуют о чудесном зачатии фараона от брака его матери с самим Амоном Ра.


Аллея баранов-сфинксов. Восточные Фивы.

Храмы Карнака соединены с Луксором аллеей бараноголовых сфинксов , ибо баран считался священным животным бога Амона. Панорама Луксора с высокими стройными колоннадами выглядит со стороны Нила величественно. Пересекая реку, мы окажемся на западном берегу, у пристани, от которой в древности начиналась аллея сфинксов, ведущая к заупокойным храмам. Она служила как бы продолжением аллеи восточной стороны - таким образом архитектурные сооружения, расположенные по обоим берегам, составляли единый ансамбль

Великие фараоны Египта, начиная со Среднего царства, сооружали на западном берегу заупокойные храмы. Далеко не все они сохранились, многие дошли в руинах. Раскопки на этой территории ведутся и поныне.


Храм царицы Хатшепсут. Дейр эль-Бахри.

Один из значительных памятников заупокойного культа - храм царицы Хатшепсут , представляющий собой трехъярусное сооружение с наклонно расположенными проходами - пандусами, ведущими на верхние террасы. К храму шла аллея сфинксов, сочетающих в своем облике тело льва с портретной головой царицы. Недалеко находился заупокойный храм Аменхотепа Ш, теперь полностью разрушенный. Он также соединялся дорогой сфинксов с пристанью (два сфинкса из этой аллеи стоят ныне на набережной Невы у Академии художеств). Перед входными башнями-пилонами этого храма установлены две гигантские тронные статуи фараона, высеченные из глыб песчаника. Высота их от основания превышает 17 метров.

Предполагают, что храм был разрушен в результате сильного землетрясения в 27 году до нашей эры. При этом на северном колоссе образовалась трещина. Из-за резких скачков температуры и влажности воздуха в слоях камня возникала вибрация - обычно это происходило, когда лучи восходящего солнца нагревали поверхность: тогда колосс начинал издавать слабые жалобные звуки. Греки, отождествившие статую египетского фараона с героем троянской войны Мемноном, сыном богини утренней зари Эо, считали, что таким образом он жалуется матери на свою гибель от руки Ахилла. Это явление описано у греческого географа Страбона, жившего на рубеже новой эры. Статуи Аменхотепа III известны ныне как колоссы Мемнона.


Колоссы Мемнона. Заупокойный храм Аменхотепа III. Западные Фивы

Неподалеку от заупокойных храмов под высокими скалами находятся захоронения фараонов Древнего Египта. Этот некрополь принято называть «Долиной царей». Над ней господствует вершина Рог - место обитания богини Меретсегерет - покровительницы некрополя (имя в переводе означает «Любящая молчание») . Ее считали «Владычицей Запада» - царства мертвых и обычно изображали в облике змеи: по мнению египтян, она охраняла покой умерших. Гробницы, вырытые в скальном грунте, состояли из нескольких помещений, лестничные спуски и коридоры создавали реальное ощущение схода, что соответствовало представлению о пути в подземный мир загробного царства. Переходы и погребальные камеры уходили в глубь скалы до 100 метров. Некоторые из усыпальниц - настоящие дворцы: стены были расписаны, яркость красок сохранилась и по сей день. Сюжетом росписей служили произведения заупокойной литературы. Среди сцен - изображение пути странствования по загробному миру, предстояние царя перед богами.


Рамессиум. Храм фараона Расеса II. Западные Фивы

В эпоху эллинизма, когда Египет был завоеван Грецией, контакты между странами становятся особенно тесными. Фараоны династии Птолемеев, занявшие египетский престол, ведут в Фивах большую восстановительную работу - строительство идет и на восточном и на западном берегах Нила.

Если египетские Фивы были столицей государства, крупнейшим политическим, религиозным и культурным центром, то их «тезки» в Греции не столь известны. В этой стране было несколько Фив: самый интересный по своей истории - город в Беотии. Как сообщают мифологические источники, название он получил от Фивы - жрицы богини Афины. Согласно одному из преданий Фива считалась дочерью реки Асоп и основала город, который стал носить ее имя. Об этом упоминает римский историк Павсаний.

Расположены Фивы на невысоком холме: город имел круговую планировку, окружался стеной с семью воротами - отсюда его эпитет «семивратный». В центре находился акрополь Кадмея. Сам город и акрополь восходят к микенской эпохе (XIV - XIII века до нашей эры). Миф называет основателем Кадмеи сына финикийского царя Кадма, которого отец послал на поиск похищенной Европы. Преследуемый неудачами, Кадм обратился к дельфийскому прорицателю и получил указание - прекратить поиск и следовать по выходе из святилища за коровой. На том месте, где она ляжет отдохнуть, он должен основать город. Так Кадм и поступил. Но прежде ему пришлось сразиться с драконом, растерзавшим его спутников. Убив чудовище, он по совету Афины засеял поле зубами дракона, и из этих всходов выросли вооруженные люди Спарты. Пятеро из них стали основателями знатных родов в заложенной Кадмом крепости, вокруг которой выросли Фивы.

Хотя в сказаниях многое является мифопоэтическим вымыслом, в них можно отыскать и некоторые исторические факты. Так, Кадму, выходцу из Финикии, приписывается изобретение греческого алфавита, возникшего, как известно, на рубеже IX - VI II веков до нашей эры из финикийского письма.

В сказочном мотиве мифа говорится о странствиях героя и его победе над чудовищем, что могло быть отражением тех древних контактов, которые существовали между Фивами и государствами Малой Азии. Таким образом, названия городов, имена их основателей и правителей раскрывают панораму исторических судеб государств и народов, ушедших в прошлое, но приходящих к нам из глубины веков.

Н. Померанцева, кандидат искусствоведения

ФИВЫ наиболее известный археологический памятник в долине Верхнего Нила, расположенный на обоих берегах реки примерно в 480 км южнее Каира. Фивы, впервые упомянутые в Илиаде , были названы так греками, вероятно потому, что, подобно греческим Фивам, этот город был знаменит своими воротами. Египетское название города – Уасет. Часть территории древних Фив ныне занимают города Луксор и Карнак – оба на восточном берегу Нила; однако в древности Фивы занимали большой участок равнины и на западном берегу реки вплоть до подножий гор, где находились гробницы и погребальные храмы, в число которых входил Рамессеум, храм Амона.

В эпоху Древнего царства (ок. 2800 – ок. 2250 до н.э.) Фивы были незначительным провинциальным центром, управлявшимся полунезависимыми царями, от которых до нас дошло лишь несколько вырубленных в скалах могил. После богатого смутами переходного периода их преемники начали борьбу за объединение Египта, итогом которой явилось подчинение страны фиванской династии в эпоху Среднего царства (ок. 2050 – ок. 1700 до н.э.), знаменующее начало процветания Фив. Хотя большинство оригинальных сооружений этого периода на восточном берегу Нила до нас не дошло из-за активного храмового строительства в эпоху Нового царства, на западном берегу еще и теперь видны гробницы некоторых правителей, прежде всего – Ментухотепа II, фараона XI династии (ок. 2052 – ок. 1991 до н.э.) в Дейр эль-Бахри. На какое-то время столица Среднего царства для удобства управления была перенесена на север, в Мемфис, однако и в то время цари были фиванского происхождения. К концу эпохи Среднего царства, когда междоусобная борьба подорвала целостность государства, цари XIII династии вновь перенесли свою резиденцию в Фивы. Для них было сооружено несколько скромных гробниц, вырубленных в скалах, а надписями засвидетельствованы приношения храму Амона в Карнаке.

В правление чужеземной династии гиксосов (ок. 1700 – ок. 1580 до н.э.), народа неясного происхождения из Передней Азии, город переживал период упадка, но именно Фивы начали завершившуюся победой войну за изгнание гиксосов. Яхмос, первый царь XVIII династии (ок. 1570 – ок. 1345 до н.э.), в конце концов разгромил завоевателей, но предпосылки успеха заложил старший брат Яхмоса Камос, последний правитель XVII династии, которому удалось объедининь Верхний Египет. Царские захоронения XVII династии были разграблены еще в древности, но кое-что из великолепной погребальной утвари сохранилось; для гробниц этого периода характерны находки инкрустированного оружия.

С XVIII династии началась эпоха Нового царства (ок. 1580 – ок. 1070 до н.э.), период расцвета древнего города и культа его верховного бога Амона – золотой век не только для Фив, но и для всего Египта. В течение многих столетий город оставался излюбленной резиденцией фараонов и сокровищницей, в которой скапливались богатства, собранные в качестве дани с покоренных земель. Сокровища Амона постоянно приумножались, а вместе с ними росли власть и влияние его жрецов, к числу которых принадлежали некоторые самые знатные египтяне.

Огромные храмовые сооружения, возвышающиеся на восточном берегу Нила, являются наряду с пирамидами наиболее впечатляющими памятниками египетской цивилизации. Храм Амона в Луксоре, как и его более крупный аналог в Карнаке, возводился в несколько этапов, что видно по его плану, включающему сложные и повторяющиеся ряды пилонов, внешние дворы с колоннадами и гипостильные залы. Этот храм начал строиться при Аменхотепе III (ок. 1455 – ок. 1419 до н.э.) на месте прежнего святилища и был значительно изменен и расширен в последующие годы, особенно при Рамсесе II (ок. 1301 – ок. 1234 до н.э.). Рамсес II возвел новый большой двор с колоннадами и пристроил к входу громадные пилоны, установив перед каждым собственные статуи колоссальных размеров. Одна из хорошо сохранившихся статуй имеет приблизительно 18 м в высоту, что дает представление о гигантских размерах храма.

Храмы супруги Амона Мут, его сына Хонса и бога войны Монта в Карнаке сами по себе производят сильное впечатление, но теряются рядом с Великим храмом Амона, который и сейчас имеет протяженность более 3 км. Ядро храма восходит по крайней мере к XII династии Среднего царства; начиная с эпохи Тутмоса I в начале Нового царства он постоянно реконструировался и расширялся путем непрерывной пристройки дворов, залов с колоннадами и бесчисленных пилонов. Среди заслуживающих внимания частей храма наиболее примечателен Большой гипостильный зал Рамсеса II. Все эти храмы как внутри, так и снаружи сплошь украшены рельефами и надписями, большинство из которых содержат восхваления разных фараонов.

Гробницы фараонов, за некоторыми исключениями, расположены в Долине Царей – месте менее доступном, чем более ранние захоронения, постоянно подвергавшиеся разграблению. Поскольку в долине уже не было места для возведения грандиозных заупокойных храмов, величественные погребальные сооружения стали воздвигать вдоль западного берега Нила. Исключением явился большой террасированный храм царицы Хатшепсут (ок. 1595 – ок. 1503 до н.э.) в Дейр эль-Бахри, соседствующий с храмом Ментухотепа, предшественника Хатшепсут в эпоху Среднего царства.

Двор Аменхотепа III (ок. 1455 – ок. 1419 до н.э.) во второй половине периода правления XVIII династии превосходил по своей роскоши все прежде виденное в Египте; его погребальный храм до сих пор выделяется благодаря двум стоящим перед фасадом сооружения фигурам – колоссам Мемнона, восхищавшим римских путешественников, многие из которых оставили надписи о своем посещении на самих статуях. Среди других погребальных храмов на западном берегу хорошо известен т.н. Рамессеум Рамсеса II.

При Аменхотепе IV (Эхнатоне) столицу временно перенесли в Амарну. Она была возвращена в Фивы его зятем Тутанхамоном, чья неразграбленная гробница была обнаружена в 1922 в Долине Царей. В гробнице Тутанхамона сохранилось все, включая царскую мумию в золотом саркофаге. Богатство этого захоронения помогает представить великолепие утраченных сокровищ из расположенных неподалеку более крупных и значительных царских гробниц.

С воцарением XXVI династии (Саисский период, 663–525 до н.э.) политический центр Египта вновь переместился на север, и древняя столица утратила свое политическое значение. Тем не менее Фивы оставались важным религиозным центром, а после завоевания Египта Александром Великим ненадолго вернули себе независимость. Ранние Птолемеи продолжали расширять и украшать храмы и даже строили новые, однако последнее фиванское восстание завершилось разрушением Фив примерно в 30 до н.э. Страбон (24 до н.э.) нашел на месте прежнего города лишь несколько отдельных поселений; со временем, по мере распространения христианства, храмы и гробницы превращались в церкви и монастыри и использовались для христианских богослужений.

Loading...Loading...