Инструкция по аварийной остановке азс. Вероятность аварий на территории традиционных азс

На территории автозаправочных станций наиболее часто повторяемыми пожароопасными операциями являются: прием топлива от АЦ, хранение топлива (подземный резервуар), заправка транспортных средств. Параметры аварийных ситуаций определяли в соответствии с НПБ 107-97. Значения частот аварийных ситуаций получены из ГОСТ 12.1.004-91, на основании статистических и расчетно-аналитических данных.

Все пожароопасные аварийные ситуации разделены на три основных типа по стадиям технологического процесса.

Прием бензина в подземный резервуар от АЦ.

Сценарий 1. Разгерметизация резервуара АЦ. Причина – износ при эксплуатации. Самыми распространенными местами разгерметизации стенок емкостей являются сварные соединения АЦ. Для АЦ это чаще всего места соединения патрубка слива топлива и стенок резервуара АЦ. Частота события 1,3×10 -3 год -1 (значение взято из ГОСТ 12.1.004-91 для гидравлического резервуара).

Сценарий 2. Перелив топлива при заполнении подземного резервуара. Причина – ошибка оператора. Частота события – 6×10 -4 год -1 (Методическое обоснование и анализ риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.).

Сценарий 3. Разгерметизация паровоздушного пространства технологической системы. Частота разгерметизации равна частоте разгерметизации трубопровода 7×10 -5 год -1 (Анализ и управление риском: теория и практика, 2000г.).

Хранение бензина в резервуаре.

Сценарий 4. Разгерметизация подземного одностенного резервуара. Частота события 1,3×10 -3 год -1 (значение взято из ГОСТ 12.1.004-91 для гидравлического резервуара). При подземном расположении резервуара при разгерметизации возможно попадание топлива в почву и грунтовые воды, а через них в подвальные помещения близко расположенных зданий. В дальнейшем не учитывается.

Выдача бензина при заправке транспортных средств.

Сценарий 5. Переполнение или разгерметизация топливного бака при заправке транспортного средства. Частота этого события – вероятность ошибки оператора 6×10 -4 год -1 (Методическое обоснование и анализ риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.).

Сценарий 6. Разгерметизация гибкого шланга крана-пистолета. Основные причины: износ шланга при эксплуатации (6×10 -4 год -1 из ГОСТ 12.1.004-91 для гибкого шланга) и отрыв шланга при отъезде автомобиля при оставленном в баке автомобиля кране-пистолете – ошибка человека (6×10 -4 год -1 из Методических обоснований и анализа риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.). Суммарная частота – 1,2×10 -3 год -1 .

Возможные события при утечке топлива: пожар пролива, пожар-вспышка, сгорание облака с развитием избыточного давления, без горения.

Для подземного резервуара и АЦ возможность реализации аварии с образованием огненного шара не рассматривается из-за малой вероятности, хотя теоретически такое развитие аварии возможно. Случаи факельного горения также не рассматривались, так как скорости истечения горючего при разгерметизации невелики для существования стабилизированного факела.

Пожар-вспышка или сгорание облака с развитием избыточного давления возможны только при наличии паровоздушного облака. Облако может образовываться в результате испарения с площади разлития жидкой фазы горючего и в результате выброса паров топлива при разгерметизации оборудования во время приема топлива от АЦ. При испарении из пролива облако образуется только при определенных климатических условиях (скорость ветра менее 1м/с – «безветрие»). Частота «безветрия» определяется по метеорологическим наблюдениям, так для Ленинградской области она составляет 0,27 год -1 . Источник зажигания должен появиться после образования облака достаточно большого размера, принято, что время задержки зажигания должно быть больше 15 м и менее 1 часа (частота этого – 0,2 год -1 из Аварии со сжиженными газами – анализ статистики, 1990г.). Вероятность аварии без воспламенения горючего оценивалась по времени задержки зажигания для облаков СУГ как доля случаев, в которых зажигание произошло более чем через 1 час (Аварии со сжиженными газами – анализ статистики, 1990г.). Вероятность случайного появления источника зажигания – 1 год -1 (двигатели внутреннего сгорания, соударение движущихся механических предметов – двери автомобилей и т.д.). Вероятность того, что после воспламенения произойдет взрыв, составляет 0,6, а вспышка – 0,4 (Методическое обоснование и анализ риска процессов доставки, хранения и переработки и распределения нефтепродуктов, СЖУГ и СЖПГ на технологических объектах в районе г. Приморска, 1993г.).

Вероятность реализации аварий.

Сценарий аварии

Ветвь аварии

Вероятность реализации ветви

Утечка ЛВЖ

Горение пролива

Пожар-вспышка

0,021

0,029

Без горения

0,05

Выброс паров ЛВЖ

Пожар-вспышка

0,11

Сгорание облака с развитием избыточного давления

0,16

Без горения

0,73

Вероятности сценариев аварий.

Сценарий аварии

Вероятность сценария аварии

Вероятность реализации ветви

Вероятность аварийной ситуации

Описание

1,3×10 -3

1,17×10 -3

Горение пролива

1,3×10 -3

0,021

2,73×10 -5

Пожар-вспышка

1,3×10 -3

0,029

3,77×10 -5

ВУВ

1,3×10 -3

0,05

6,5×10 -5

Без горения

6×10 -4

5,4×10 -4

Горение пролива

6×10 -4

0,021

1,26×10 -5

Пожар-вспышка

6×10 -4

0,029

1,74×10 -5

ВУВ

6×10 -4

0,05

3×10 -5

Без горения

7×10 -5

0,11

7,7×10 -6

Пожар-вспышка

7×10 -5

0,16

1,12×10 -5

ВУВ

7×10 -5

0,73

5,11×10 -5

Без горения

6×10 -4

5,4×10 -4

Горение пролива

6×10 -4

0,021

1,26×10 -5

Пожар-вспышка

6×10 -4

0,029

1,74×10 -5

ВУВ

6×10 -4

0,05

3×10 -5

Без горения

1,2×10 -3

1,08×10 -3

Горение пролива

1,2×10 -3

0,021

2,52×10 -5

Пожар-вспышка

1,2×10 -3

0,029

3,48×10 -5

ВУВ

1,2×10 -3

0,05

6×10 -5

Без горения

По материалам НТЖ «ПБ» №4, 2001

Многие из вас, наверняка, смотрели видеоролики, на которых блондинки отъезжают от заправки, забыв предварительно вытащить заправочный пистолет из горловины бензобака. Машина трогается, заправочный шланг натягивается, как струна, и вот она, кульминация момента - пистолет с сумасшедшей скоростью вылетает из горловины бака и все присутствующие испуганно разбегаются в разные стороны.

Со стороны все это, конечно, выглядит забавно, однако, никто из нас не застрахован от попадания в аналогичную ситуацию, включая опытных водителей-мужчин. Причина элементарная - самая обыкновенная беспечность. Задумался о чем-то важном, забыл вытащить пистолет, сел-завел-поехал и…уже совсем скоро вы звезда Ютуба с тысячами просмотров!

В общем, что тут говорить - ситуация весьма и весьма неприятная. В нашей сегодняшней статье мы разберем ее с юридической точки зрения и постараемся ответить на вопрос - что делать, если оторвал пистолет на заправке?

Итак, предположим, что сей печальный факт уже свершился, пистолет вырван с корнем и вы растерянно наблюдаете в боковое зеркало, как он беспомощно болтается на заправочной колонке.

Разберем это печальное событие с точки зрения права.

Прежде всего, определимся, относится ли сей факт, с точки зрения Правил дорожного движения, к дорожно-транспортному происшествию?

Отвечаем - да, относится.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил дорожного движения РФ, дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Ключевая фраза здесь, которая вызывает больше всего споров - «в процессе движения по дороге». Является ли АЗС дорогой? С точки зрения того же ПДД, не является - это прилегающая к дорогам территория.

Однако, в 2012 году Верховный Суд России поставил точку в этих спорах, разрешив вопрос на уровне Пленума, который, как известно, для российских судей равнозначен Закону. Так, в Постановлении Пленума № 18 от 24 октября 2006 года Верховный Суд указал следующее: «При привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 12.27 КоАП РФ, следует иметь в виду, что указанные выше действия водителя образуют объективную сторону состава этих административных правонарушений в случаях, когда дорожно-транспортное происшествие произошло как на дороге, так и в пределах прилегающей территории».

Как говорится, комментарии излишни…

В завершение, дабы ни у кого не осталось сомнений относительно правовой природы происшествия, связанного с отрыванием заправочного пистолета, скажем, что в России существует обширная судебная практика по привлечению водителей, оторвавших пистолет и уехавших с АЗС, по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ - «Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся».

Теперь выясним, есть ли вина водителя в этом происшествии?

Из ПДД однозначно следует, что водитель перед началом движения обязан убедиться в безопасности своего маневра, не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Совершенно очевидно, что начиная движение с открытым топливным баком, в котором находится заправочный пистолет, водитель создает опасную ситуацию. Следовательно, вина в указанном происшествии целиком и полностью лежит на водителе.

В общем, как вы уже поняли, вина водителя, по невнимательности оторвавшего заправочный пистолет, в подобного рода случаях, налицо.

А теперь мы расскажем вам, что же, собственно, нужно делать, если вы оторвали пистолет на АЗС.

Во-первых, если вы заметили, что пистолет оторвался - непременно остановитесь. Не стоит пытаться скрыться, делая вид, что ничего не произошло. Вас все равно вычислят и найдут, т.к. все современные АЗС оборудованы камерами видеонаблюдения. Если же вы заметили оторванный пистолет не сразу, то все равно мы настоятельно рекомендуем вам вернуться на заправку, обратиться к менеджеру АЗС и не отрицая случившегося, подчеркнуть, что вы вырвали пистолет неумышленно, т.е, по невнимательности. Также советуем вам обязательно акцентировать внимание на том, что вы не сразу заметили оторванный шланг и поэтому уехали с заправки, но вернулись, как только поняли, что случилось. Это весьма важный момент, который позволит вам избежать проблем с сотрудниками ГИБДД, в случае, если тем придет в голову обвинить вас в умышленном оставлении места ДТП .

Во-вторых, не нужно паниковать и посыпать голову пеплом. И уже тем более, не стоит бояться. Ведь вы не совершили никакого преступления. Вы просто неумышленно причинили ущерб автозаправочной станции и не более того.

Что делать, если работники АЗС требуют возместить ущерб за оторванный пистолет прямо на месте?

Опять же, не пугаться и сохранять трезвость и выдержку. Платить прямо «здесь и сейчас» вы не обязаны. Более того - если у вас есть действующий полис ОСАГО, то платить вы не обязаны вообще. Все дело в том, что оторванный на заправке пистолет - это дорожно-транспортное происшествие, о чем мы уже говорили выше. А следовательно, на этот случай в полной мере распространяются нормы законодательства об ОСАГО. Говоря проще, оторванный вами шланг - это страховой случай, который покрывается полисом ОСАГО. Поэтому, если сотрудники АЗС наседают на вас, пытаясь сорвать денег, вежливо и спокойно сообщите им о вашем намерении вызвать ГИБДД для оформления ДТП, а по вопросу возмещения ущерба порекомендуйте им обратиться к страховой компании. Затем вызывайте сотрудников ГИБДД и после того, как ими будет зафиксирован факт ДТП, можете быть свободны. Все дальнейшие вопросы по поводу возмещения ущерба владельцы АЗС будут решать со страховой компанией. Ведь ваша гражданская ответственность за причинение вреда третьим лицам застрахована и именно за это каждый год мы выкладываем энную сумму, приобретая полис ОСАГО.

И даже если у вас нет полиса ОСАГО, либо вы по каким-то иным причинам не хотите связываться с оформлением ДТП, все равно, не торопитесь платить на месте. Хотя бы по той причине, что всякая вещь имеет свою реальную цену и совсем не обязательно стоимость оторванного шланга именно такова, как это пытаются вам представить возмущенные работники заправки. Нам известны реальные случаи, когда напуганные водители отдавали прямо на месте работникам АЗС весьма приличные суммы - 5, 10 и более тысяч рублей.

Между тем, при обрыве заправочного шланга, как правило, повреждается только одна лишь поворотно-разрывная муфта, которая находится между пистолетом и рукавом. Ремонт или даже замена этой муфты обойдется владельцам АЗС в сумму, обычно, не превышающую 1 000 рублей. А в отдельных случаях разрывная муфта и вовсе оказывается неповрежденной.

Завершая статью, хотелось бы напомнить, что автозаправочная станция - это объект повышенной опасности. Приезжая на заправку, будьте предельно внимательны и осторожны. Возьмите себе за правило перед началом движения повернуть голову и посмотреть на топливную колонку. Если пистолет той марки бензина, которым вы только что заправлялись, висит на колонке, значит все в порядке - можно ехать. Если вы его там не наблюдаете, значит, с высокой долей вероятности он торчит в горловине вашего бензобака.

Вообще, шутки с вырванным заправочным шлангом плохи. При неудачном стечении обстоятельств, оторванный пистолет может с огромной скоростью выскочить из горловины вашего бака и прилететь, не дай бог, кому-нибудь в голову. К несчастью, в России такие случаи уже бывали. На этом все, удачи на дорогах и берегите себя!

Отрыв пистолета на заправке неприятная, но довольно распространенная ситуация. В этой статье мы расскажем вам что делать в таком случае.

  1. Оставайтесь на месте! Если вы уже ухали или заметили оторванный пистолет в горловине своего бака спустя какое-то время, то немедленно вернитесь на АЗС.
  2. Сообщите работникам заправки о случившимся. Для них это обыденная ситуация, поэтому «ругать» вас никто не будет.
  3. Поясните персоналу АЗС, что ваша гражданская ответственность застрахована по договору ОСАГО и вы намерены оформить ДТП. Стоимость поврежденного имущества АЗС — пистолета, шланга или колонки возместит страховая компания.
  4. Вызовите сотрудников ДПС для оформления происшествия.
  5. По приезду сотрудников ГИБДД расскажите им о случившемся, предоставьте полис ОСАГО, водительское удостоверение и документы на автомобиль. Инспекторы вынесут определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, составят справку о ДТП и выдадут вам и персоналу АЗС по её копии.
  6. Можете продолжить движение по своим делам. Заправка получит выплату по ОСАГО без вашего участия.

Что будет если забыл вынуть шланг и уехал?

Запомните, уезжать с места происшествия в такой ситуации крайне глупый поступок. Шланг соединен с пистолетом через специальную муфту, которая разъединяется при большом усилии. Её стоимость составляет порядка 5000 рублей, а если муфта многоразовая, то ущерб составит не более 1000 рублей. Если у вас нет времени дожидаться инспекторов ДПС, то можно сразу на месте возместить стоимость этой детали.

Если вы договорились возместить ущерб АЗС «на месте» без оформления ДТП, обязательно возьмите у персонала АЗС документ, подтверждающий компенсацию повреждений и отсутствие взаимных претензий

При повреждении колонки, а это уже гораздо более крупный ущерб, ДТП лучше все-таки оформить.

За отрыв пистолета ответственности не предусмотрено (такого штрафа в КоАП нет), а вот за «побег» с оторванным пистолетом можно лишиться прав либо присесть на 15 суток, а также получить регресс от страховой на сумму поврежденного имущества. Скупой всегда платит дважды.

Согласно п.1.2 Правил дорожного движения, дорожно-транспортное происшествие — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Исходя из данного определения, отрыв пистолета на АЗС есть ничто иное, как ДТП.

КоАП РФ, cтатья 12.27. Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием
2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, —
влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

ФЗ «Об ОСАГО», cтатья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
1. К страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере произведенной потерпевшему страховой выплаты, если:
г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;

Не стоит надеяться, что такое событие останется незамеченным. Все АЗС оборудованы системами видеонаблюдения, которые детально фиксируют лица, автомобили и их номера.

Читайте также:
  1. XIX и XX династии Египетских фараонов. Внутренняя и внешняя политика. Рамзес II и хетты. Причины упадка новоегипетской державы.
  2. Аномалии индивидуального развития. Типы врожденных пороков развития. Причины и профилактика врожденных пороков развития. Недоношенные дети и проблемы дефектологии.
  3. Бактериальный шок: 1) определение, этиология, клинические проявления 2) наиболее характерные входные ворота 3) факторы прорыва 4) патологическая анатомия 5) причины смерти.
  4. Бронхиальная астма: 1) этиология, патогенез 2) классификация 3) патоморфология острого периода 4) патоморфология при повторяющихся приступах 5) осложнения и причины смерти.
  5. Буржуазные реформы 60-70х гг. (земская, городская, судебная, военная) и причины их незавершенности.
  6. Бюджетный дефицит, причины его возникновения и пути его преодоления в странах с рыночной экономикой.
  7. Вероломное нападение Гитлеровской германии на СССР.Причины поражение красной армии в 1941-1942

1. Загорание нефтепродуктов всегда начинается со вспышки или взрыва паров с воздухом. Первоначальная вспышка паров переходит в воспламенение нефтепродуктов и создает условия для полного его сгорания. Взрывы и пожары могут происходить при воспламенении паро-воздушной смеси как внутри емкостного оборудования, так и на открытой площадке. (район дыхательных клапанов - СМДК-50).

По сравнению с бензином дизельное топливо испаряется значительно медленнее. Тем не менее взрыв смеси паров дизельного топлива с воздухом не уступает силе взрыва паро-воздушной смеси бензина.

Основными причинами возникновения аварий на АЗС являются: открытый огонь, искры, разряды статического электричества, грозовые разряды, самовоспламенение паров (при повышении температуры), пирофорные отложения.

Открытый огонь: зажженная спичка, лампа, брошенный окурок сигареты у хранилищ или ТРК; проведение ремонтных работ с источником открытого огня;

Искра: выполнение работ стальным инструментом, из выхлопных труб машин, эксплуатация неисправного электрооборудования, между раздаточным пистолетом и пластмассовой канистрой или канистрой и бензобаком;

Разряды статического электричества: нарушение системы защиты от статического электричества; плавающие на поверхности нефтепродуктов предметы могут накопить заряды статического электричества и, приблизившись к стенке резервуара, вызвать искровой разряд, который будет источником воспламенения; грозовые разряды, молния (при неисправности конструкций молниезащиты);

Природные катаклизмы.

2. При проведении операций наполнения и опорожнения резервуаров всегда существует вероятность образования в газовом пространстве над поверхностью жидкости смеси паров топлива с воздухом. При увеличении скорости налива нефтепродуктов в резервуары заряды статического электричества накапливаются быстрее, чем отводятся через заземление. В таких случаях с увеличением уровня налива (при наполнении емкости свыше 90% объема) растущее напряжение статического электричества может вызвать искровой разряд, а затем воспламенение или взрыв смеси паров с воздухом и пожар. Так как давление в момент взрыва достигает 1,5мПа, а температура взрыва 1500-1800°С может произойти разгерметизация сосуда. Это обусловит доступ кислорода в разгерметизированный сосуд, развитие пожара или образование огненного шара и дальнейшее развитие аварии. Скорость распространения пламени на поверхности зеркала бензина- 10-15 м /сек.Скорость распространения взрывной волны более 1500 м/сек.



3. Опасность аварии может возникнуть при проведении ремонтных работ в резервуарах. Особую опасность представляют собой пирофорные отложения железа под слоем НП, способные к самовоспламенению в присутствии кислорода воздуха при обычной температуре. Быстрое освобождение емкости от нефтепродуктов создает благоприятные условия для взаимодействия этих отложений с кислородом. При этом пирофорные отложения могут разогреться до температуры 500-700 °С и послужить источником воспламенения и загорания нефтепродуктов. Для предотвращения аварийной ситуации или аварии, вызываемой пирофорными отложениями, необходимо проводить своевременную зачистку резервуаров.

5. Эксплуатация неисправного оборудования, заземления, средств защиты от статического электричества и молнии, несоблюдение графика ППР, отсутствие квалификации у обслуживающего персонала, несоблюдение на АЗС "Правил пожарной безопасности", применение неомедненного инструмента, метроштока, способных вызвать искру - может привести к аварии.

Loading...Loading...