Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Инвентаризация источников загрязнения

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух состоит из следующих этапов:

  • Подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу ПДВ предприятия;
  • Подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы);
  • Установление источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ для передвижных и стационарных источников выбросов от технологических процессов и оборудования;
  • Оценка экологичности используемых технологий;
  • Формирования компьютерной базы данных об ИЗА в разрезе предприятия.

Инвентаризация является основным этапом перед разработкой тома ПДВ:

1 этап. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбор исходных данных и документов. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет руководитель предприятия

Далее идет 2 этап . Проведение расчетов и оформление результатов работы в соответствии с инвентаризацией и «Рекомендациями по содержанию и оформлению проектов для предприятий». Состав проекта нормативов ПДВ зависит от группы (категории) сложности объекта (предприятия). К основным разделам относятся следующие:
. общие сведения о предприятии;
. характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы;
. проведение инвентаризации выбросов инструментальными методами;
. выполнение расчетов выбросов ЗВ;
. проведение расчетов рассеивания ЗВ в атмосферном воздухе;
. предложения мероприятий по снижению выбросов и нормативов ПДВ;
. мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях;
. контроль за соблюдением нормативов на предприятии.

Третий этап в работе с проектом ПДВ очень зависит от правильно проведенной инвентаризации ИЗА представляет собой с огласование проекта ПДВ и получение разрешения на выбросы загрязняющих веществ, которое осуществляется в следующих инстанциях:
. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» или другая организация, аккредитованная на проведение экспертизы проектной документации для получения экспертного заключения по проекту;
. Территориальное управление Федеральной службы по надзору прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии документации санитарным нормам и правилам;
. Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) для получения разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников.

Исходные данные для проведения инвентаризации ИЗА:

  • Договор аренды земли.
  • Ситуационный план района расположения предприятия, с указанием на нем границы предприятия, селитебной территории, зон отдыха, территорий заповедников и др. в радиусе не менее 500 метров от границы предприятия, М 1:2000, заверенный печатью Архитектурного управления с указанием даты выдачи. Дата выдачи должна быть не ранее шести месяцев до даты заключения настоящего договора и оплаты авансового платежа по настоящему договору.
  • Договор на водоснабжение.
  • Договор на водоотведение.
  • Сведения о теплоснабжении предприятия. При централизированном теплоснабжении дополнительно представить копию договора на энергоснабжение; при наличии собственной котельной дополнительно представлять договор на поставку газа, режимные карты котлов, справку о расходе газа за год по каждому котлу отдельно.
  • Карта-схема предприятия с экспликацией зданий и сооружений, М 1:500 - 1:1000.
  • Предыдущий проект нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) (при повторной разработке проекта).
  • Заключение Управления Ростехнадзора по проекту ПДВ (при повторной разработке проекта).
  • Оригинал Справки отдела экологических расчетов и справок МосЦГМС о климатических характеристиках и фоновых концентрациях загрязняющих веществ района расположения предприятия. Справка (Таблицы мероприятий) о режиме работы предприятия в период неблагоприятных метеорологических условия (НМУ).
  • Справка о расходе сырья и материалов, используемых в технологических процессах, заверенная руководством предприятия.
  • Справка о наличии автотранспорта на балансе предприятия с указанием: состава парка автомашин (грузоподъемность, объем двигателя, тип двигателя), годового пробега, коэффициента использования парка. Количество расходуемого горючего по маркам (при наличии АЗС).
  • Справка о перспективе развития предприятия на 5 лет.
  • Справка об отсутствии залповых и аварийных выбросов.
  • Справка о наличии (отсутствии) арендаторов с указанием профиля их деятельности, месторасположением.
  • Сведения о чистом времени работы, типах, основных характеристиках установленного технологического оборудования, заверенные руководством предприятия.
  • При наличии ТО и ТР - справка о количестве ТО и ТР по каждому типу автотранспорта.
  • Акт обследования предприятия инспектором (при наличии).
  • Аттестат или свидетельство о прохождении подготовки по вопросам охраны окружающей среды.
  • Паспорта очистных сооружений (при наличии сооружений)
  • Паспорта ПГУ (при наличии) или сведения об эффективности очистки ПГУ, заверенные руководством предприятия.
  • Паспорта вытяжных вентсистем (от производственных участков).
  • Паспорта безопасности ЛКМ (при использовании ЛКМ).
  • Паспорт котельного оборудования.
  • Прочие паспорта установленного оборудования.

Нормативные документы:

Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) неорганических химических веществ в почве и допустимые уровни их содержания по показателям вредности.

в атмосферный воздух и их источников

1.1. Общие положения

1. В Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" впервые (в сравнении с ранее действовавшим Законом "Об охране атмосферного воздуха") введена статья, касающаяся инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ имеет название "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 22 "Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников" этого ФЗ и ст. 121 ФЗ N 122-ФЗ от 22.08.04 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":

"Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды" (в настоящее время - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, далее - Ростехнадзор).

Инвентаризацию выбросов вредных веществ в атмосферу (в дальнейшем - "инвентаризацию") проводят все действующие предприятия, организации, учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу.

Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории, количестве и составе выбросов .

Инвентаризация является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности. Основной целью инвентаризации является выявление и учет источников загрязнения атмосферы (ИЗА), определение количественных и качественных характеристик выбросов загрязняющих веществ для:

Подготовки исходных данных для нормирования выбросов и установления нормативов предельно допустимых и временно согласованных выбросов ЗВ в атмосферу (ПДВ и ВСВ) предприятий;

Подготовки исходных данных для оценки загрязнения атмосферы (в частности, в рамках расчетного мониторинга загрязнения атмосферы);

Контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов;

Ведения статистической отчетности о выбросах;

Контроля работы пылеулавливающих и газоочистных установок (ГОУ) и выработки рекомендаций по улучшению их эффективности;

Разработки и установления технических нормативов выбросов (ТНВ) вредных (загрязняющих) веществ для передвижных и стационарных источников выбросов от технологических процессов и оборудования;

Оценки экологичности используемых технологий;

Формирования компьютерной базы данных об ИЗА в разрезе предприятия, отрасли, города и региона.

2. При инвентаризации должны быть выявлены и учтены все возможные источники выделения и выброса ЗВ в атмосферу, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на производственной территории предприятия (в т.ч. и передвижные), а также вредные вещества, которые могут выделиться или образоваться при осуществлении всех процессов, предусмотренных технологическим регламентом производства.

Все источники, относящиеся к конкретной территории предприятия, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии с стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т.д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.

Стационарные источники выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух подразделяются на два типа:

Источники с организованным выбросом;

Источники с неорганизованным выбросом.

Наиболее часто употребляется краткая форма данных терминов: "организованный источник" и "неорганизованный источник".

Под организованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу через специально сооруженные газоходы, воздуховоды и трубы; под неорганизованным выбросом понимается выброс, поступающий в атмосферу в виде ненаправленных потоков газа в результате нарушения герметичности оборудования, отсутствия или неудовлетворительной работы вентиляционных систем, местных отсосов в местах загрузки, выгрузки или хранения сырья, топлива, полупродуктов и продуктов и т.д.

3. Работы по инвентаризации можно подразделить на следующие основные этапы:

Изучение технологического регламента (карты техпроцесса) и составление перечня загрязняющих веществ, которые могут выделяться (образоваться) в ходе технологических процессов. При этом учитываются результаты инструментального и расчетного определения выбросов при предыдущей инвентаризации (для действующих объектов), данные проектной документации (для вновь вводимых в действие реконструируемых объектов) и действующие расчетные методики определения выделений (выбросов) в атмосферный воздух различными производствами;

Подготовка карты-схемы промплощадок предприятия, для которых проводится инвентаризация;

Кодификация и определение координат ИЗА.

Каждому источнику загрязнения атмосферы предприятия присваивается код-идентификатор (как правило, номер, N), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит в дальнейшем для идентификации этого ИЗА в пределах промплощадки предприятия (см. п. 13 раздела 1 настоящего Пособия).

Однако, при необходимости, для крупных предприятий с большим числом источников допускается независимая нумерация ИЗА структурных подразделений предприятия: площадок, цехов и т.д. В этом случае код (номер) ИЗА, указываемый на карте-схеме, может составляться из номеров структурных подразделений предприятия и номера источника внутри структурных подразделений (например, 1.1 - цех N 1, источник N 1);

Анализ результатов периодической (ежегодной) проверки технического состояния ГОУ с целью определения эффективности работы ее оборудования и степени очистки газа;

Примечание: В случаях, если фактические (среднеэксплуатационные) показатели работы оборудования ГОУ не соответствуют проектным или наладочным показателям более чем на 20%, перед началом инвентаризации должны быть выполнены операции технического обслуживания или ремонта.

Выбор методов определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов ЗВ в атмосферу;

Определение количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, включая геометрические характеристики ИЗА и параметры выбрасываемой газовоздушной смеси (ГВС);

Составление отчета по инвентаризации и его утверждение руководителем предприятия.

4. Ответственность за полноту и достоверность данных инвентаризации несет предприятие (в лице руководителя) .

Инвентаризация выбросов проводится один раз в пять лет .

5. Нередко возникает необходимость в проведении корректировки результатов инвентаризации выбросов всего предприятия или его отдельных производств, которая проводится в случаях обнаружения или возникновения несоответствия между существующими характеристиками выбросов предприятия (объекта) и данными последней по времени инвентаризации (в т.ч. на основании которых были установлены нормативы выбросов). К таким случаям, в частности, относятся нижеследующие ситуации.

Контролирующие органы или природопользователи установили наличие:

Неучтенных при инвентаризации источников выброса ЗВ в атмосферу;

Неучтенных при инвентаризации ЗВ в выбросах источников;

Неучтенных при инвентаризации режимов работы источников, выброс при которых приводит к нарушению установленных нормативов ПДВ (ВСВ);

Кроме того, на предприятии в процессе эксплуатации произошли изменения технологии производства, состава исходного сырья и т.п., повлекшие за собой значимые изменения качественных и количественных характеристик выбросов и их источников.

Корректировка инвентаризации может быть проведена или по решению руководителя предприятия, или по предписанию территориального органа Ростехнадзора с указанием факторов, обусловливающих необходимость корректировки инвентаризации.

5.1. Если в течение 5-летнего срока действия инвентаризации на предприятии (или в отдельных его цехах) не произошло никаких изменений в технологии и объемах производства, составе и видах используемого сырья и топлива, то срок действия имеющейся инвентаризации может продляться на 3 - 5 лет (при соответствующем обосновании) по усмотрению территориального органа Ростехнадзора.

Если на предприятии имеются производства, для которых разработаны и утверждены в установленном порядке технические нормативы выбросов (ТНВ), то для таких производств последующая инвентаризация выполняется на основе этих ТНВ.

Примечание: Если в период действия инвентаризации введены в действие новые методики определения выделений (выбросов), то, как правило, учет возможных изменений количественных и качественных характеристик ИЗА выполняется после окончания действия существующей инвентаризации. В отдельных случаях территориальные органы Ростехнадзора, исходя из экологической обстановки в городе (регионе), вправе рекомендовать провести корректировку действующей инвентаризации.

6. При строительстве новых и реконструкции (расширении) существующих объектов и при введении в действие таких объектов возможны отклонения (разрешенные и согласованные) от проектной технической документации, изменения условий эксплуатации оборудования, сырья, материалов в отличие от объектов-аналогов. Для выявления таких различий в количественных и качественных характеристиках источников загрязнения атмосферы необходимо проведение инвентаризации выбросов нового объекта. Как правило, в этих случаях инвентаризация проводится не позднее чем через год после введения в действие основных производственных мощностей данного объекта.

7. В практике воздухоохранной деятельности нередки случаи, когда для предприятия инвентаризацию выполняет одна организация, а проект нормативов ПДВ разрабатывает другая организация. При рассмотрении проекта нормативов ПДВ в контролирующих органах нередко выявляются недостатки, связанные с неполнотой учета источников и вредных веществ, недостаточной обоснованностью данных инвентаризации. В результате предприятие вынуждено нести дополнительные расходы по уточнению инвентаризации. Поэтому целесообразно, чтобы предприятие при заключении договора на проведение инвентаризации с подрядной организацией предусматривало гарантийные обязательства со стороны этой организации по корректировке инвентаризации и компенсации затрат предприятия, понесенных им вследствие неправильной инвентаризации, в случаях, когда необходимость таких действий возникла по вине подрядчика.

Со своей стороны предприятие должно нести ответственность за предоставление исполнителю полных и достоверных данных о технологии производства, материальных балансах, составе сырья и топлива, наличии паспортов вентустановок и газоочистного оборудования (ГОУ), а также обеспечить работу оборудования на режимах, необходимых для проведения инвентаризации.

8. Выборочную проверку достоверности и полноты инвентаризации территориальные органы Ростехнадзора, как правило, осуществляют при государственном контроле за охраной атмосферного воздуха предприятия.

9. Следует обратить внимание на завершающую стадию работ по инвентаризации выбросов на предприятии, связанную с оформлением соответствующей документации, а именно "Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников для предприятия".

Нередки случаи, когда инвентаризация выбросов ограничивается источниками с организованными выбросами, определение параметров которых выполнялось инструментальными методами. При этом результаты расчетного определения выбросов от ряда источников с организованным выбросом, в основном не оснащенных ГОУ, и всей совокупности источников с неорганизованным выбросом не включаются в отчет по инвентаризации. В этих случаях результаты расчетного определения выбросов, как правило, включаются в проект нормативов ПДВ (ВСВ) предприятия. Это приводит к тому, что на предприятии отсутствует единый отчет по инвентаризации выбросов, требуется дополнительная работа по составлению разделов III и IV отчета по инвентаризации , и, кроме того, неоправданно увеличивается объем работы по рассмотрению проектов нормативов ПДВ (ВСВ) в контролирующих органах.

В случаях, когда по рекомендации территориальных органов Ростехнадзора инвентаризация проводится в едином комплексе с разработкой нормативов ПДВ, отдельный отчет по инвентаризации для предприятий может не составляться. При этом вся информация, которая должна содержаться в этом отчете, представляется в проекте нормативов ПДВ в виде соответствующих приложений.

Примечание: В основном это относится к предприятиям, выбросы которых определяются расчетными методами.

10. При выборе сроков проведения инвентаризации следует учитывать возможную годовую изменчивость выбросов в атмосферу и выбирать время года, когда выбросы в атмосферу будут наибольшие. Так, например, для объектов теплоэнергетики, работающих по отопительному графику, таким периодом является холодный период, для открытых поверхностей испарения - летний период и т.д.

11. В соответствии с положением ст. 22 на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны устанавливаться источники выбросов и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.

До введения в действие нормированию подлежали выбросы любых вредных веществ вне зависимости от их массы и степени воздействия на атмосферный воздух. В результате на многих предприятиях (в т.ч. использующих сырье и топливо с широким спектром микропримесей, содержащихся в них) предлагалось нормировать большое количество вредных веществ, выбросы которых не оказывают сколько-нибудь ощутимого (значимого) воздействия на атмосферный воздух. Все это неоправданно увеличивает объем работ по нормированию, а затем и по контролю выбросов.

Для того, чтобы определить источники и перечень вредных веществ, подлежащих нормированию, в НИИ Атмосфера разработаны критерии, позволяющие на первом этапе этой работы без проведения расчетов загрязнения атмосферы по унифицированным программам расчета загрязнения атмосферы (УПРЗА) определить перечень нормируемых вредных веществ, а затем (при необходимости) уточнить этот перечень с помощью расчетов загрязнения атмосферы по УПРЗА.

12. Основные требования к проведению инвентаризации выбросов:

1. Определение параметров ИЗА должно осуществляться при регламентной загрузке технологического оборудования и нормальных условиях эксплуатации газоочистных и пылеулавливающих установок (ГОУ).

2. Наряду с этим параметры ИЗА следует фиксировать и на основных режимах работы технологического оборудования (установки) и стадиях технологических процессов.

3. Результат определения разового значения каждого параметра ГВС и других параметров, характеризующих режим выброса ЗВ из ИЗА, должен характеризовать среднее за 20-минутный интервал времени значение этого параметра.

13. При проведении инвентаризации рекомендуется применять единую сквозную нумерацию промплощадок в рамках предприятия, цехов - в рамках промплощадки, участков - в рамках цехов, источников выделения ИВ - в разрезе каждого источника загрязнения атмосферы (ИЗА), режима (стадии) ИВ - в разрезе каждого ИВ, режима (стадии) выброса - в разрезе каждого ИЗА, ИЗА - в разрезе промплощадки (при наличии только одной промплощадки - в разрезе предприятия), начиная с N 1 в возрастающей последовательности. Принятая нумерация от года к году не должна изменяться.

При появлении нового источника (ИВ, ИЗА) ему присваивают номер, ранее не использовавшийся в отчетности. При ликвидации (консервации) источника его номер в дальнейшем не используют. Всем организованным источникам загрязнения атмосферы присваивают номера от 1 до 5999, а всем неорганизованным источникам - с 6001.

Примечание: Для крупных производственных объектов с большим числом источников допускается рассматривать каждое из структурных подразделений данного объекта как промплощадку.

13.1. При проведении инвентаризации выбор наименований вредных веществ и их кодов выполняется согласно и дополнительным рекомендациям, приведенным в Приложении 1 настоящего Пособия и в разделе 2.

Примечание: В случае отсутствия выбрасываемого вещества в перечне ему присваивается четырехзначный код в диапазоне 9001 - 9999, о чем делается соответствующее примечание в тексте инвентаризации.

Что такое Инвентаризация? Для того чтобы ответить на этот вопрос рассмотрим государственные документы.

На данный момент (октябрь 2017) действует устаревшая «Инструкция по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу» 1991 года, которая предлагает следующее определение:

Инвентаризация выбросов представляет собой систематизацию сведений о распределении источников по территории, количестве и составе выбросов в атмосферу.

Такую формулировку дополняет «Методическое пособие по расчёту, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, 2012» и ГОСТ 17.2.1.04-77:

Инвентаризация выбросов является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории хозяйствующего субъекта, количестве и составе выбросов.

Однако, готовится законопроект «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», который вступит в силу по истечении 6 месяцев после его официального опубликования. Предлагается следующее определение:

Инвентаризация выбросов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность с использованием стационарных источников выбросов в атмосферный воздух.

Из всего вышеизложенного мы понимаем следующее:

1. Инвентаризация проводится для всех юридических лиц, которые имеют стационарные источники выбросов (например, отопительный котёл);

2. На основании Инвентаризации разрабатывается проект ПДВ;

3. Инвентаризация является частью проекта ПДВ.

Зачем проводить Инвентаризацию?

Выполнение ФЗ № 96 «Об охране атмосферного воздуха». Юридические лица, имеющие источники выбросов проводят Инвентаризацию выбросов в порядке, определённом федеральным органом исполнительной власти (Министерство природных ресурсов);

Отсутствие Разрешения на выброс влечёт наложение административного штрафа (статьи 8.21. и 8.5. КоАП). Предприятие может быть оштрафовано или приостановлено на срок до 90 суток;

Проект ПДВ разрабатывается на основании Инвентаризации источников;

Инвентаризация входит в стандартный перечень документов при проверках контролирующих органов.

Штраф за отсутствие Инвентаризации

Статья 8.5 КоАП «Сокрытие или искажение экологической информации»: сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды наказывается административным штрафом:

На должностных лиц от 3 000 до 6 000 рублей;

На юридических лиц от 20 000 до 80 000 рублей.

Статья 8.21 КоАП «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха»: выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения наказывается административным штрафом:

На должностных лиц от 40 000 до 50 000 рублей;

На юридических лиц от 180 000 до 250 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Стоимость Инвентаризации источников

Минимальная стоимость Инвентаризации источников ЗА - 75000 рублей.

Состав отчёта по Инвентаризации

1. Титульный лист;

2. Сведения о разработчике и список исполнителей;

4. Сведения о хозяйствующем субъекте, объекте ОНВ, его отдельных территориях и производственной деятельности, включая сведения о количестве, характеристиках и эффективности ГОУ;

5. Описание проведённых работ по инвентаризации выбросов с указанием нормативно-методических документов, перечня использованных методик выполнения измерений ЗВ и расчётного определения выбросов ЗВ;

6. Карта-схема территории объекта (в масштабе) с источниками загрязнения атмосферы;

7. Характеристики источников загрязнения атмосферы, показатели работы ГОУ, суммарные выбросы по объекту ОНВ, включая: Источники выделения загрязняющих веществ, Источники выбросов загрязняющих веществ, Результаты обследования ГОУ и условий их эксплуатации, Суммарные выбросы ЗВ в атмосферный воздух (т/год), их очистка и утилизация;

8. Результаты определения выбросов ЗВ расчётными (балансовыми) методами;

9. Результаты инструментального определения показателей выбросов с приложением соответствующих расчётов, актов отборов проб и протоколов анализов, в том числе сведений об отборе проб и о количественном определении массовой концентрации ЗВ;

10. Документирование характеристик не стационарности выбросов.

Содержание работ по проведению Инвентаризации выбросов

Обследуется территория объекта, анализируется проектная документация, виды деятельности, данные предыдущей инвентаризации выбросов, результаты производственного экологического контроля и государственного экологического надзора за период действия предыдущей инвентаризации выбросов;

Выявляются все источники загрязнения атмосферы, из которых непосредственно в атмосферный воздух поступает поток газа, содержащий загрязняющие вещества, а также определяются сооружения, технические устройства, оборудование, технологические или иные процессы, являющиеся источниками образования и выделения загрязняющих веществ (источники выделения);

Систематизируются сведения о пространственном размещении источников загрязнения атмосферы;

Изучаются состояние и условия эксплуатации установок очистки газа;

Устанавливаются типы (организованный, неорганизованный), виды (труба, вентшахта, аэрационный фонарь, дефлектор, свеча и другие) и геометрические характеристики (длина, ширина, высота, при наличии устья - вид и размеры устья источника);

Определяются координаты источников;

Устанавливается качественный и количественный состав выбросов с учётом всех загрязняющих веществ, которые могут образоваться, выделиться и поступить в атмосферный воздух, а также определяются показатели отходящих газов (скорость, объёмный расход, температура, давление, влажность);

Документируются результаты инвентаризации выбросов.

Контроль за источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу осуществляется Госкомгидрометом. К настоящему времени завершено выявление всех источников загрязнения, проведена общесоюзная инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и другие среды. В результате инвентаризации получены характеристики выбросов по основным предприятиям различных отраслей народного хозяйства по республикам, основным экономическим районам и почти по 500 городам Классификация источников выброса положена в основу инвентаризации источников загрязнения, которая проводится в соответствии с РД 39-0147098-014-89 На основании материалов по инвентаризации источников автомобильных выбросов или результатов специально выполненных исследований территориального распределения транспортных потоков по городу и их изменения во времени (см. п. 10.2.2) определяют соотношение выбросов автотранспорта и промышленных источников, а также выделяют основные магистрали и районы с интенсивным движением автотранспорта.

Первым этапом разработки проекта ПДВ является инвентаризация источников выбросов.

В марте 1979 г. утверждена ЦСУ СССР и Госснабом СССР «Инструкция по проведению инвентаризации источников выбросов вредных веществ в атмосферу», подготовленная управлением по изучению и контролю загрязнения внешней среды Госкомгидромета ц Отделом статистики природных ресурсов и окружающей среды РФ. Разработана единая форма инвентаризации, каждому вредному веществу присвоен код.

Введение платы за загрязнение окружающей среды значительно продвинуло работы по инвентаризации источников выбросов и сбросов, предприятия серьезно занялись эколого-экономическим обоснованием своей деятельности.

Введение платы за загрязнение окружающей среды стимулировало предприятия провести инвентаризацию источников выбросов (сбросов), обратить внимание на эколого-экономическое обоснование своей деятельности. Введение платы за выбросы (сбросы) вредных веществ в окружающую природную среду - первый шаг на пути создания системы экономических инструментов регулирования природопользованием и охраны окружающей среды в России Важнейшим направлением атмосфероохранной деятельности предприятий отрасли является контроль источников загрязнения атмосферы (ИЗА) в целях получения объективной информации о выбросах ЗВ в воздух. Это необходимо при подготовке исходных данных для разработки программы ведомственного мониторинга антропогенных источников выбросов. Для обоснования такой программы используют методический подход, результаты инвентаризации источников выбросов и расчеты ПДВ.

При оценке состояния природных ресурсов используются данные статистической отчетности, обобщенные материалы инвентаризации источников вредных выбросов, данные государственной системы наблюдений и контроля природной среды.

В соответствии с поправками 1990 г. к Закону о чистом воздухе ЭПА потребовало от неблагополучных по смогу городов Чикаго и Сент-Луис инвентаризации источников выбросов летучих органических веществ и внедрения улавливающих устройств для крупных источников (свыше 2225 т в год). Угольные ТЭС получают задания по снижению удельных выбросов Э02 в расчете на единицу вырабатываемой электроэнергии [Развивалась работа по совершенствованию исследования влияния в регионе хозяйственной деятельности. Проведена детальная комплексная инвентаризация источников загрязнения атмосферного воздуха, природных вод и их анализ. Разрабатывались модели экосистемы оз. Байкал , модели переноса загрязняющих веществ воздушными и водными потоками в регионе озера . Рассчитанные траектории воздушных масс позволили усреднить концентрации и получить потоки загрязняющих веществ на подстилающую поверхность.

С учетом фоновой концентрации производится оценка уровня загрязнения селитебной зоны. Такая работа выполняется по данным инвентаризации источников вредных веществ с использованием ЗВМ по одной из программ ПРЗА.

Эта информация затрагивает не только воздействие предприятия на окружающую среду: декларируемое (экологические паспорта, тома ПДВ и ПДС, экологическая статистическая отчетность, данные инвентаризации источников воздействия и т.д.) или недекларируемое (ситуационные планы, информация мониторинга, данные экологического контроля, специальные исследования), но и социально-экономические аспекты его экологически значимой деятельности (данные по заболеваемости, экономической ситуации в регионе, проекты планировок инфраструктуры градообразующих предприятий, бухгалтерская отчетность, лицензии и договоры, данные о суммах платежей за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и размещение отходов, документальные акты и обозначенные в них суммы эколого-правовой и эколого-экономической ответственности, отчисления в различные фонды и т.д.).[ ...]

Известно, что в окружающую среду практически любого промышленного населенного пункта интенсивно поступает широкий комплекс токсичных химических элементов с выбросами и стоками промышленного и бытового состава. Своевременная инвентаризация источников загрязнения позволяет не только определить предельно допустимые выбросы, но и наметить эффективные меры по их предупреждению.

В результате применения комплекса природоохранных мероприятий, естественной самоочистки и разбавления площади с загрязнением подземных вод выше ПДК сократились с 1989 г. на 25%, снижается содержание хлоридов в водных объектах /55/. На основе инвентаризации источников выбросов в атмосферу разработаны и утверждены нормативы и оформлены разрешения.

Были проведены исследования по оценке воздействия металлов, содержащихся в выбросах ГПЗ на атмосферный воздух. На базе выполненных анализов (на основе их максимальных значений) по содержанию металлов в сырье, технологических средах и дымовых газах была проведена инвентаризация источников выбросов металлов. По данным инвентаризации по 64 металлам были оценены выбросы в атмосферу и по всем металлам (по 24 металлам), имеющим установленные предельно допустимые концентрации (ПДК) были проведены оценочные расчеты загрязнения атмосферы. Результаты расчетов показали, что значимые приземные концентрации на уровне более 0,05 ПДК наблюдаются только по следующим металлам: хрому, алюминию, марганцу и селену. Из них только по хрому расчетная приземная концентрация была получена на уровне 0,1 ПДК. По всем остальным металлам приземные расчетные концентрации составили менее 0,05 ПДК.

Примером успешной работы предприятий, направленной на защиту окружающей природной среды, является деятельность отдела охраны природы, созданного в производственном объединении «Нитрон» для координации работы цехов, служб, отделов, санитарной лаборатории. Отдел охраны природы выявляет источники загрязнения, проводит повторную паспортизацию сточных вод и инвентаризацию источников выбросов, составляет материальный баланс по всем видам отходов. В результате его работы количество загрязнений, сбрасываемых в реку, значительно сократилось.

Тем не менее, несмотря на все указанные проблемы, экологические платежи остаются пока самым эффективным экономическим инструментом из применяемых в настоящее время в сфере охраны окружающей среды, поскольку они способствуют повышению внимания к вопросам борьбы с загрязнением, улучшению инвентаризации источников загрязнения и мониторинга выбросов. И в этом отношении документация, связанная с расчетом, согласованием и взиманием экологических платежей может представлять интерес для аудита.

Основой для разработки экологического паспорта являются согласованные и утвержденные основные показатели производства, проекты расчетов ПДВ, нормы ПДС, разрешение на «природопользование», паспорта газо- и водоочистных сооружений и установок по утилизации и использованию отходов, данные государственной статистической отчетности инвентаризации источников загрязнения и нормативно-технические документы.

Деятельность природоохранных служб в таких областях, как идентификация экологических опасностей, разработка программ природоохранных мероприятий, осуществление производственного экологического мониторинга, экологическое обучение персонала, в наиболее полной степени отвечает требованиям ГОСТ Р ИСО 14001. Как несоответствие требованиям стандарта должны расцениваться несвоевременное проведение инвентаризации источников загрязнения, невыполнение запланированных природоохранных мероприятий и другие факты такого рода, имеющие место на некоторых предприятиях.

Для проектируемого (реконструируемого) предприятия экологический паспорт разрабатывает организация-проектировщик на стадии разработки соответствующего проекта. Экологический паспорт составляется на основе согласованных основных показателей производства, проектов ПДВ, разрешения на природопользование, норм ПДС, паспортов газо- и водоочистного оборудования и сооружений, установок по утилизации и использованию отходов, данных Госкомстата, инвентаризации источников загрязнения и др. нормативно-технических документов. Экологический паспорт согласовывается с местным комитетом по охране природы Администрации и утверждается руководителем предприятия. Экологический паспорт заполняется в 2-х экземплярах: один хранится на предприятии, другой в местном комитете по охране природы с грифом «для служебного пользования».

При мониторинге атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны размещение постов наблюдения, их количество, категория (стационарный, маршрутный, передвижной, подфакельный) и периодичность контроля выбирается в соответствии с требованиями нормативных документов и планом-графиком контроля за соблюдением нормативов ПДВ в зависимости от климатических условий местности, характера, интенсивности, условий функционирования и срока эксплуатации объекта. Перечень контролируемых веществ выбирается на основании инвентаризации источников выбросов предприятия или материалов технико-экономического обоснования хозяйственной деятельности, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.[ ...]

Инвентаризация источников воздействия на окружающую среду -- документированное описание (в т. ч., на основе дополнительных измерений) общего количества, расположения, основных характеристик источников воздействия, включая их соответствие установленным нормативам и лимитам.

Атмосферный воздух города Ижевска по сравнению с воздухом большинства городов, близких по численности населения, характеризуется относительно невысоким уровнем загрязнения; для сравнения: индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) в несколько раз ниже, чем в Кемерово, Новокузнецке и др. Предприятиями города и автотранспортом в атмосферный воздух выбрасывается более 250 загрязняющих веществ. Высокое загрязнение атмосферы взвешенными веществами наблюдается при штилевой погоде в бесснежное время года за счет грунтовой пыли. Проведенная Государственным комитетом экологии инвентаризация источников загрязнения выявила 5,5 тыс. стационарных источников загрязнения атмосферы, принадлежащих 194 промышленным предприятиям. Основной вклад в объем выбросов от стационарных источников вносят предприятия теплоэнергетической отрасли (около 60 %), химической и нефтехимической промышленности (около 12 %), жилищно-коммунального хозяйства и деревообрабатывающей промышленности (около 4 % каждый).С точки зрения многопланового влияния на здоровье человека, присутствие в воде ПХДД/Ф недопустимо, так как из-за высокой токсичности, биологической активности и устойчивости в объектах окружающей среды они отнесены к группе гормоноподобных суперэкотоксикантов.

В настоящее время установлено, что одним из основных источников загрязнения природных объектов ПХДД/Ф являются сточные воды предприятий хлорорганического синтеза. Однако при инвентаризации источников эмиссии ПХДД/Ф преимущественное внимание уделяется газовоздушным выбросам, так как считается, что основными источниками диоксинов являются термические процессы. Между тем исследования показывают, что до 90% эмиссии диоксинов от производств хлорорганического синтеза, включая печи сжигания токсичных отходов, происходит со сточными водами, которые поступают на биологические очистные сооружения (БОС) и далее в природные водоемы. Таким образом, система БОС является практически единственным барьером между источником загрязнения и окружающей средой. Однако в настоящее время проблема распределения диоксинов в системе БОС остается практически не изученной. ЮНЕП осуществляет координацию мониторинга в Средиземном море, проводимого 16 странами.

Программа этих работ охватывает мониторинг нефти и нефтяных углеводородов в морской воде, тяжелых металлов (особенно ртути и кадмия), ДДТ, ПХБ и других хлорсодержащих углеводородов в морских организмах; изучение эффектов воздействия загрязняющих веществ на морские организмы и экосистемы, изучение прибрежного переноса загрязняющих веществ и контроль за прибрежными водами. В работах принимают участие средиземноморские страны. Сюда же относится исследование загрязнений моря от континентальных источников, целью которого является представление государствам, расположенным по берегам Средиземного моря, информации «относительно типа и количества поступления загрязнений от наземных источников и рек, о характеристиках сброса и о практике контроля загрязнений воды. В первой фазе была осуществлена инвентаризация источников загрязнения, сейчас осуществляется сбор фактических данных по сбросам, после чего будет осуществлена оценка всей собранной информации.

Инвентаризация выбросов отходов в атмосферу - это комплекс мероприятий, которые выполняются природопользователями, включающий систематизацию данных о выбросах загрязняющих веществ, выявление их местонахождения, определение показателей выбросов. Детальнее о том, как проходит этот процесс и как заполняется акт инвентаризации источников выбросов, читайте далее.

Терминология

Стационарным источником выбросов являются любые источники выброса ЗВ, располагаемые на территории проверяемого предприятия. Они условно делятся на два типа:

  • организованные (выброс осуществляется через газоходы и трубы);
  • неорганизованные (выброс поступает в атмосферу в результате нарушения работы оборудования).

Цели

Инвентаризация источников выбросов в атмосферу осуществляется с целью:

  • определения норм выбросов;
  • оценки технологических процессов на предмет их соответствия требованиям;
  • сопоставления величин выбросов требованиям нормативных актов;
  • формирования баз данных источников выделений веществ.

Сам процесс осуществляется в соответствии с ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». По данному закону организации, имеющие источники загрязняющих веществ, обязаны: осуществлять контроль источников выбросов, обеспечивать проведение проверки и участвовать в разработке допустимых норм.

Задачи инвентаризации

  • Классификация источников загрязнений.
  • Определение количественного содержания загрязняющих веществ (ЗВ).
  • Оценка уровня влияния выбросов на природную среду.
  • Определение уровня эффективности очистки.
  • Выявление характеристик используемых предприятием ресурсов.

Инвентаризацию осуществляют все предприятия, работа которых связана с выбросом отходов. Во время проведения проверки следует учесть:

  • основные источники выбросов на производственной площадке;
  • объекты тяготения источников;
  • все загрязняющие вещества;
  • архивные данные предыдущих проверок.

Сроки

Организация, проводящая проверку, должна соблюдать действующие нормы. Если работы проводятся силами собственного подразделения, то оформлять лицензию на их проведение не нужно. Инвентаризация источников выбросов в атмосферу по новым, модернизированным источникам должна осуществляться раз в два года с даты выхода документации на оборудование. По действующим источникам выбросов 1 раз в:

  • 4 года - для объектов, отнесенных к 1--й категории;
  • 5 года - для объектов, отнесенных ко 2--й и 3-й категориям;
  • 6 лет - для объектов 4-й категории;
  • 10 лет - для объектов 5--й категории.

Передвижные источники выбросов загрязняющих веществ, а также объекты, оснащенные автоматизированной системой контроля, находящиеся на консервации, проверке не подвергаются.

Этапы

Проверка осуществляется в такой последовательности:

  • подготовка;
  • обследование;
  • получение и оформление результатов.

Рассмотрим каждый из этапов детальнее.

Документация

Перед тем как будет проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ, организация должна:

  • осуществить наладку системы вентиляции и оформить на нее паспорт;
  • оборудовать места отбора по требованиям нормативных актов;
  • -подготовить справку о методах управления технологическим оборудованием;
  • -подготовить статистику о годовом производстве, количестве всех видов потребляемого сырья и вспомогательных веществ.

К справке прилагаются:

  • данные о химических реакциях;
  • диаграммы техпроцесса;
  • порядок запуска и вывода оборудования;
  • другая документация, необходимая для понимания всех аспектов работы.

Подготовка

На этом этапе необходимо выполнить ряд мероприятий:

Разработать программу работ. Эта задача лежит на руководителе экологической службы и представителях организаций, участвующих в процессе.

Издать образец которого будет представлен далее. В нем указываются ответственные за проведение проверки лица в целом по организации и в конкретном подразделении.

Изучить проектную документацию на предмет сырья, используемого в производстве. Специалисты должны выявить ЗВ, выделяющиеся в технологическом процессе. Для этого они знакомятся с результатами предшествующих обследований сырья и оборудования. Все документальные материалы предоставляются руководителю службы по согласованию с инженером.

Визуально проверить газоуправляющие установки (ГОУ), определить места размеры, расположения, направления выбросов. По результатам проверки определяют объем работ, срок их проведения, необходимое обеспечение в виде точек отбора проб и измерительных приборов.

Оценить состояние вентиляционных систем, ГОУ.

По результатам проверки оформляется акт инвентаризации, бланк которого можно получить у представителей экологической службы. В нем делается заключение о работоспособности оборудования. Документ подписывается членами комиссии. При выявлении каких-либо отклонений сотрудники организации под руководством механика (энергетика) и контролем сотрудника экологической службы выполняют работы по их устранению. Затем проводится повторный осмотр. Если работы невозможно выполнить к установленному сроку, то их включают в акт инвентаризации источников выбросов. В документе указывают сроки выполнения, фиксируют потребность в повторном осмотре и текущие замеры.

Приказ о проведении инвентаризации: образец

ООО «АВС»

г. Москва 21.12.2016

о проведении инвентаризации

Для осуществления проверки _________________________ назначается комиссия в составе:

Председатель: Ф.И.О. сотрудника Подпись

Члены комиссии: Ф.И.О. сотрудников Подписи

Проверке подлежит ___________________________.

К инвентаризации приступить 20.12.2016 и окончить 25.12.2016 г.

Материалы по инвентаризации сдать в Росприродназор до 28.12.2016 года.

Руководитель Иванов И.И.

Обследование

На этом этапе осуществляют:

  • ГОУ в соответствии с принятыми ГОСТами.
  • Сбор проб выбросов, их анализ на предмет содержания ЗВ. Для этой цели осуществляют минимум шесть контрольных проб в период проведения технологического процесса. При возникновении аварийных ситуаций, которые могут повлиять на состав выбросов, проводятся дополнительные пробы.
  • Определяют эффективность работы ГОУ путем фиксирования показаний в рабочих журналы.

Организации, которые используют оборудование, находящееся в разных районах города, составляют акт инвентаризации источников выбросов отдельно по каждому объекту. Количество выбросов определяется на основании информации о расходе топлива и времени работы источников ЗВ за предшествующий год.

Инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ предусматривает оценку категории воздействия объектов на воздух. Этот процесс можно осуществить по результатам последней проверки:

  • для объектов, отнесенных к 4 и 5 группам со значением показателя опасности объекта менее 0,1, осуществляются уточненные расчеты ЗВ, устанавливается их количественный и качественный состав;
  • для объектов, отнесенных к 1-3 группам со значением показателя опасности объекта более 0,1, составляются за предшествующий год балансовые схемы энергетических потоков с указанием количества использованного сырья, электроэнергии, топлива, количества изготовленной продукции.

Также в процессе -определяются координаты источников выделения веществ. На объекты наносятся номерные знаки, соответствующие картосхеме производственной площадки. Они присваиваются один раз и не меняются при последующих проверках.

Организованным источникам присваиваются номера 0001-5999, а неорганизованным - 6001-9999. Отдельно отбираются и исследуются источники выделения ЗВ, подсчет которых осуществляется инструментально--расчетными методами, и ГОУ, на которых они образуются. В процессе проверки определяются геометрические параметры выбросов. Калькуляция проводится в условиях регламентной загрузки оборудования с учетом режимов работы и в нормальных условиях эксплуатации.

Оформление результатов

На завершающем этапе систематизируют результаты испытаний, оформляют итоги проверок оборудования, заполняют паспорта проверок и акт инвентаризации источников выбросов. Документы составляется в двух экземплярах. Дополнительно прикладывается пояснительная записка, содержащая расчёты выбросов. Копии документов направляются в управление Росприроднадзора. Комиссия либо подтверждает результаты проверки, либо направляет список замечаний, после ликвидации которых и выдается заключение.

Обработка результатов включает:

  • -формирование таблицы с перечнем параметров, их характеристик;
  • систематизацию результатов проверки, калькуляцию массового выброса всех веществ;
  • определение влияния, которое оказывают стационарные источники выбросов в атмосферу, путем суммирования эффекта воздействия всех ЗВ;
  • -подготовку новых карт-схем приземных концентраций групп суммации, на производственной площадке и в районе ее расположения.

Карт-схемы групп суммации составляются в масштабе 1:25000, производственной площадки - 1:500. При этом на них должны быть такие обозначения:

  • направления сторон света;
  • -заданная система координат;
  • -корпуса и здания, стоянки ТС, дороги;
  • -границы площадки;
  • -номера и -границы источников выбросов;
  • границы жилой и санитарно--защитной зон.

Внесение изменений

В период действия акта разработчики должны корректировать результаты проверки по отдельным источникам ЗВ, если:

  • -произошли изменения технологии производства, качества применяемого топлива;
  • проведена реконструкция и ремонт оборудования;
  • появились дополнительные источники выделения ЗВ;
  • -установлены неучтенные режимы работы;
  • -изменение места нахождения оборудования повлекло за собой увеличение (на 10 % и более) качественных и количественных характеристик;
  • вступили в действие новые акты, регулирующие порядок определения выбросов.

Корректировка результатов осуществляется в течение шести месяцев с момента возникновения указанных обстоятельств.

Ответственность

За нарушение законодательства в области охраны атмосферного воздуха виновные лица несут такую ответственность:

  • Сокрытие, искажение, несвоевременное предоставление полной информации о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения, радиационной обстановке, состоянии земель, водных объектов влечет наложение штрафа в размере 500-1000 рублей (на граждан), 1-2 тыс. руб. (на должностных лиц), 10-20 тыс. руб. (на юридических лиц).
  • Незаконный выброс вредных веществ в атмосферу влечет наложение штрафа в размере 2-2.5 тыс. руб. (на граждан), 4-5 тыс. руб. (на ИП), 40-50 тыс. руб. или приостановление работы на 90 суток (на юридических лиц).
  • Нарушение условий осуществления выбросов влечет наложение штрафа в размере 1,5-2 тыс. руб. (на граждан), 3-4 тыс. руб. (на должностных лиц), 30-40 тыс. руб. (на юридических лиц).
Loading...Loading...