"пока существует военная авиация, штурман необходим". День штурманской службы ввс россии

В 2000 году в календаре российских праздников появился День штурмана Военно-воздушных сил России . Приказом Главнокомандующего ВВС Российской Федерации от 2000 года датой праздника был установлен день . В этот день в 1916 году начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Михаил Алексеев подписал приказ о создании Центральной аэронавигационной станции (ЦАНС).

В ходе Первой мировой войны стремительно совершенствовалась структура военной авиации, вследствие чего появились специальные службы: метеорологическая, аэронавигационная, аэрофотограмметрическая, радиотелеграфная и инженерно-техническая. Тогда же была создана и центральная аэронавигационная станция.

В то время еще не существовало точных приборов, которые помогали летчикам прокладывать маршрут, находясь в полете. Поэтому в обязанности штурмана-авианавигатора входила ориентировка в воздухе по земным объектам. Он сличал карту с местностью, опознавал ориентиры, после чего указывал рукой летчику направление дальнейшего полета. Штурман также должен был учитывать данные метеосводок при организации полетов, следить за исправностью навигационного оборудования самолетов и аэродромов, а в случае необходимости - ремонтировать его.

С тех пор техническое оснащение самолетов сильно изменилось. Тем не менее, роль штурманской службы по-прежнему высока, особенно в военной авиации. Если на гражданских самолетах с развитием техники все чаще отказываются от штурмана в составе экипажа, то в ВВС ни один самый совершенный прибор не сможет его заменить. В боевой ситуации приборы навигации могут выйти из строя, а опытный штурман способен проложить маршрут и без них.

Большой вклад в развитие штурманской службы ВВС на начальном этапе её становления в Советской России внёс Борис Васильевич Стерлигов, которого по праву называют отцом-основателем штурманской службы в том виде, в каком она начала своё полноценное развитие в структуре отечественной военной авиации. Ещё Стерлигов известен как участник авиаперелёта по маршруту Москва-Нью-Йорк в 1929 году.

В 1933 году он становится Главным штурманом (флагштурманом) Военно-воздушных сил и руководил главной штурманской службой страны до второй половины 40-х годов. За это время Стерлигов успел разработать методику самолётовождения по компасу (как в дневное, так и в ночное время суток), которая стала единой для лётного состава и штурманов ВВС. Под его руководством были разработаны специальные барометрические измерители высоты и определители скорости самолёта, солнечный курсоуказатель, навигационный визир.

И сегодня значимость штурманской службы для ВВС России и безопасности страны в целом сложно переоценить. По данным Минобороны РФ, в настоящее время в объединениях, соединениях и частях Воздушно-космических сил проходят службу более двух тысячи штурманов различных родов авиации. А основной задачей штурманской службы является обеспечение высокой точности и надежности воздушной навигации, а также эффективности боевого применения авиационного вооружения, средств воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы.

Также хочется сказать, что штурманскому делу в России начали обучать более 300 лет назад в Навигацкой школе. Однако в далекие петровские времена и не помышляли о том, что по прошествии двух столетий специалисты, знающие навигацию, будут бороздить не только водные, но и воздушные просторы. Можно сказать, что у российских штурманов целых четыре праздника. Еще один официальный - . Он празднуется в честь открытия в 1701 году по указу Петра I Школы математических и навигацких наук в Москве.

Кроме того, у штурманов Северного полушария есть еще два неофициальных праздника. Это дни и осеннего равноденствия. Именно в это время можно точно и без инструментов определить стороны света, поскольку солнце в любой точке полушария восходит строго на востоке, а заходит, соответственно, на западе. В этот день упрощаются астрономические расчеты, что облегчает работу штурмана.

В 2000 году в нашем календаре праздников появился День штурмана Военно-воздушных сил России. Приказом главнокомандующего ВВС РФ датой праздника был установлен день 24 марта. Сегодня бортовое оборудование переходит на сложнейшую электронику и жидкокристаллические экраны, но военной авиации штурман все еще необходим.

Первые авианавигаторы

Авиационных штурманов иногда называют «мозгом авиации». Именно они могут привести самолет к цели с точностью до секунды даже без спутниковой навигации. Военный штурман может вручную рассчитать высоту и скорость бомбометания, определить точку сброса и при этом одновременно собирать данные о скорости и направлении ветра, сносе машины, об облаках, воздушных потоках и многом другом.

24 марта выбрано датой празднования дня авиационного военного штурмана неспроста. Дело в том, что именно в этот день в далеком 1916 году подписан приказ о формировании в России Центральной аэронавигационной станции.

Но можно с уверенностью сказать, что профессия штурмана имеет еще более долгую историю. Истоки ее относят к 1701 году, когда Петр I учредил в Москве школу математических и навигационных, «мореходных хитростных искусств учений». В те далекие времена даже не могли представить, что спустя два столетия специалисты, знающие навигацию, будут бороздить не только моря, но и воздушные просторы. А ведь именно принципы, заложенные в петровской навигационной школе, использовались позже при подготовке воздушных штурманов.

Уже в ходе Первой мировой войны активно использовалась военная авиация и в России была создана Центральная аэронавигационная станция. В то время еще не существовало точных приборов, которые помогали летчикам прокладывать маршрут. Поэтому первые штурманы-авианавигаторы вели ориентировку в воздухе по земным объектам: сличали карту с местностью, опознавали ориентиры и указывали рукой летчику направление дальнейшего полета. Инструменты, которые в своей работе использовали аэронавигаторы, сейчас можно увидеть только в музеях военной авиации.

Главный штурман страны

В 20-е годы прошлого столетия штурманы-аэронавигаторы была приравнены к летному составу. Имена некоторых из них навсегда остались в истории авиации. Это, например, штурманы дальней бомбардировочной авиации Владимир Балашов и Анатолий Бурденюк, экипажи которых под командованием командиров Маслова и Гастелло на четвертый день Великой Отечественной войны совершили первый в мире огненный таран по наземным целям, направив свои горящие самолеты в колонны немецких войск.

Огромный вклад в развитие штурманской службы ВВС у нас в стране внес Борис Стерлигов, который считается отцом-основателем штурманской службы в структуре отечественной военной авиации.

Еще в 1929 году Борис Стерлигов с экипажем во главе с командиром Семеном Шестаковым совершил авиаперелет из Москвы в Нью-Йорк. Тогда, через Сибирь и Аляску на самолете АНТ-4 «Страна Советов», они преодолели более 20 тысяч километров за 141 летный час и 29 октября 1929 года приземлились в Нью-Йорке. Весь этот долгий путь штурман Борис Стерлигов прокладывал маршрут, используя лишь компасный курс и наземные ориентиры, не имея никаких радиотехнических средств.

После этого Борис Стерлигов стал главным штурманом Военно-воздушных сил и руководил штурманской службой страны до второй половины 40-х годов. За это время он успел разработать собственную методику самолетовождения по компасу, участвовал в разработке специальных барометрических измерителей высоты и определителей скорости самолета, солнечного курсоуказателя, навигационного визира.

Именно благодаря личному обращению Бориса Стерлигова к руководству ВВС в 1930 году проводится организация аэронавигационной, аэрофотосъемочной и метеорологической служб.

Без курса «ноль»

С тех пор техническое оснащение самолетов сильно изменилось. Но несмотря на это, роль штурманской службы по-прежнему высока, особенно в военной авиации. Если на гражданских самолетах с развитием техники все чаще отказываются от штурмана в составе экипажа, то на военных летательных аппаратах новейшее оборудование еще не может в полной мере заменить штурмана. Ведь даже если все приборы навигации выйдут из строя во время боя, опытный штурман способен проложить маршрут и без них.

Современные самолеты оснащены сложным прицельно-навигационным оборудованием. Оно позволяет решать широкий круг задач по воздушной навигации и боевому применению, причем при различных погодных условиях и в разных географических районах. Оно помогает авиационному штурману «вести» самолет, но также требует от специалиста высокого уровня подготовки и профессионализма.

Так что, как утверждают многие эксперты, хоть штурманы гражданской авиации и «уходят в историю», в военной авиации штурман востребован во всех родах военной авиации: фронтовой бомбардировочной, дальней, военно-транспортной, армейской авиации. Штурман-второй член экипажа нужен на таких современных вертолетах и самолетах, как Ка-52, Ми-28, МиГ-35, Су-34, МиГ-31 и других. В их кабине он - не только навигатор, но и член экипажа, обеспечивающий обнаружение, захват и уничтожение цели управляемыми ракетами с телевизионным, лазерным, командным и другими видами наведения.

В будущем роль штурмана видится в качестве оператора сложных компьютеризированных систем и комплексов вооружения и навигации, в том числе и беспилотников.

Как говорится, в штурманском деле не бывает курса «ноль». И в наши дни штурманская служба придерживается своего прежнего курса - направлена на обеспечение безопасности полетов, навигации и боевого применения летательных аппаратов.

18-22 февраля 2015 года в индийском Бангалоре на авиабазе ВВС Индии «Елаханка» прошла выставка Aero India 2015. Основной тематикой выставки является авиационная военная техника и вооружение. В работе салона приняли участие 623 компании, в том числе 295 индийской и 328 иностранных компаний. Общая площадь экспозиций составила 4,4 га, российские стенды с 274 образцами военной продукции удалось разместить на 800 кв метрах («Рособоронэкспорт», «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), «Ростех», холдинг «Вертолеты России» и др.). Такое скопление военной техники и людей, не могло оставить безучастным Армейского репортера.

История военно-технического сотрудничества (ВТС) между Россией и Индией тянется со времен СССР (1960-е гг.). ВТС охватывает все сферы — ВВС, ВМФ, ПВО, сухопутные войска. Лично выяснить нынешнее состояние дел в области военной авиации оказалось для меня большой удачей. Удивительно, но первым с кем мне удалось обстоятельно поговорить об этом, оказался главный штурман ВВС России — генерал-майор Михаил Звягин. Мы поговорили о планах главного штурмана на 2015 год, целях и задачах генерал-майора на авиасалоне Aero India 2015, о современной технике в ВВС России.



— Как давно вы в этой должности?

— Летом 2009 года был назначен указом президента РФ — Дмитрием Медведевым. В то время (министр обороны Анатолий Сердюков) были сложные времена у всех вооруженных сил страны — оптимизация, штатные мероприятия. Тем не менее штурманская служба сохранила свои позиции. Вначале пришлось серьезно ужаться. Сейчас имеем штатную структуру. Проводим все мероприятия, которые положены штурманской службе, в плане обеспечения.

— За что отвечает главный штурман ВВС?

— Он отвечает за три направления: а) штурманская подготовка летного состава, б) штурманское обеспечение принятие решения на военно-боевые действия, в) обеспечение безопасности штурманского отношения. Безопасность — это самая важная сфера ответственности: не столкновение летательных аппаратов между собой, не столкновение летательных аппаратов с земной и водной поверхностью — это целые методики. Кроме этого — это непопадание в зону разлетов своих авиационных средств поражения, исключение применения оружия вне полигонов (не по заданным целям), исключение потери ориентировки.


— Какие планы у главного штурмана ВВС на 2015 год?

— Мои планы не могут быть отдельны от планов ВВС. Все планы главного штурмана направлены на боевую и оперативную подготовку ВВС. Большое количество учений, показов, демонстраций и, возможно, внезапных проверок. Мои личные планы четко скоординированы со штурманской службой, которую я возглавляю. Все детально расписано: кто, когда и чем занимается. И поэтому иных планов нет.

— Наиболее важным в этих планах является подготовка кадров. В России сейчас определилось одно штурманское училище — Челябинское. В следующем году училище отметит 80 лет. Пока оно не стало самостоятельным — идет процесс аккредитации. По сути это было штурманское училище, которое утратило свой статус. Его не стало при прошлом руководстве вооруженными силами страны. Уже благодаря нынешним руководителям буквально за 2 года, мы возродили это училище. Сейчас активно проводим набор и нам удалось набрать необходимое количество абитуриентов. Было не все так просто. Собрать толковый коллектив и все возродить, это же огромное количество технических средств обучения.

— У нас свои учебные самолеты, которые предназначены только для обучения штурманов. Это своеобразная техника: самолеты Ту-134 и Ан-26 в салонах, которых установлены рабочие места с имитацией рабочего оборудования штурмана экипажа. Самолет сам по себе летит и выполняет задание. Там же находятся инструкторы. На рабочих местах есть радиотехническое, геотехническое, или астрономическое оборудование. Штурман должен знать множество способов позиционирования, поэтому самолеты свои. Вот такая несколько отличная от подготовки летчиков процедура. Поэтому одной из главных задач считаю курирование этого училища, я же его закончил — оно родное. Необходимо обеспечить нормальное функционирование подготовки кадров.


— Недавно вы заявили о необходимости пересмотра программы вооружения до 2020 года. Что требуется изменить?

— Я имел в виду обновление нашего парка учебных самолетов. Мы им продлили назначенный ресурс по техническому состоянию. Но нам надо думать о перспективах. Техника, которая сейчас поступает в войска — это абсолютно другое поколение самолетов — 4+ и далее. А мы пока продолжаем учить на самолеты 2 и 3 поколения. Нынешние штурманы сейчас летают на самой современной технике. У нас в России на Су-30СМ в задней кабине летает штурман. Потому как самолет многоцелевой и очень большой спектр задач по земле идет. Там как раз нужен оператор с серьезной подготовкой, со знанием прицела локационного. Поэтому главком ВВС принял решение, что там будет летать штурман.

— Обновление учебных самолетов — это не простой процесс. Я сегодня подходил к ильюшинским специалистам. Их перспективные Ил-112 и Ил-114 мы давно облюбовали. Эти самолеты, по сути дела, возобновляют нашу программу обновления парка учебных самолетов для штурманов. Я говорил с генеральным директором, высказал ему свои пожелания, что бы мы хотели видеть. Вопрос не простой и ни одного года срока, надо очень серьезно этим заниматься, насколько хватит ресурсов в бюджете. Но это очень важная тема. У нас проведены исследования, написаны научные работы по размещению штурманского оборудования и адаптации. Мы подготовили технические требования с учетом того, что должны быть многофункциональные индикаторы в адаптированной современной технике.


— У вас есть информация о военной штурманской службе других стран?

— Во многих странах штурман как профессия не существует, а в некоторых штурман возведен в достаточно высокий ранг. В США штурман исполняет роль командира экипажа. Они серьезно подошли к процессу подготовки. У них сильная подготовка. Штурман принимает решения, он командир и пилот. В нашей стране штурман никогда не летает командиром и им не является. Во многих странах, я думаю, что это не от хорошей жизни, особенно в странах развивающихся, там штурманской службы нет вообще. Мне некоторое время назад довелось быть советником в алжирской народной республике (два года служил). Они серьезно не занимались штурманской подготовкой, и я предложил им подготовить специалистов на базе нашего Челябинского училища. В конце концов — это получилось. Теперь там порядка трех десятков штурманов. Они действительно поняли, что это очень важно.

— Повторюсь, что далеко не во всех странах профессия штурмана существует. Не каждая страна может себе позволить иметь дальнюю авиацию со стратегической доставкой оружия. Дальние полеты вокруг земного шара, автономные патрули просто не справятся без такого члена экипажа. Это реалии нашей российской армии. Только сильная страна может позволить себе иметь такой род авиации. А здесь формируется соответствующий подход к экипажу.


— С какой целью вы здесь и как регулярно посещаете такие выставки?

— В этом случае я здесь не как главный штурман. Я возглавляю делегацию министерства обороны. Поскольку эта выставка военно-авиационной направленности было принято решение направить сюда представителя главнокомандующего вооруженными силами. В этих рамках я и выполняю свои обязанности. У меня подобрана достаточно серьезная группа специалистов разных направлений. Мы интересуемся современными достижениями аэродромного и оружейного комплексов, боевой подготовкой пилотов, оружием и новой техникой. Я лично стараюсь больше узнать о навигационных комплексах и системах наведения оружия. Мне очень интересно как построены прицельно-навигационные комплексы. По мере возможности стараюсь собрать доступную информацию. Мы обошли практически все стенды выставки. Побывали на борту американских самолетов. Большой интерес у нас вызвал противолодочный самолет разведки P-8A «Посейдон». В начале нас встретили не очень любезно — наложили ограничения на проход в определенные отсеки. В конце концов, достаточно любезно пообщались.


— С определенной регулярностью в СМИ появляются статьи о поступлении в войска не совсем современной техники. Что вы скажите на это?

— Нет оснований для такого рода заявлений. Техника идет достойная, сразу говорю. Есть некоторые проблемы с надежностью, но это детские болезни любой новой техники. В прежние годы было точно так же. Эти моменты в частном порядке устраняются. Сейчас мы в больших объемах получаем технику, и полным ходом идет её освоение летным составом. Поверьте мне, я бываю во многих частях и слышу только положительные отзывы. Уверяю вас, верить тем, откуда поступает информация о недостойной технике, нет никаких оснований. В эту технику заложено много потенциала, не до конца готового к реализации. Мы же технику делаем не на год — два, и даже не пять лет. Заранее закладываются какие-то потенциальные возможности оружия. Поэтому сейчас эта техника используется не на полную мощность. Идут войсковые испытания, освоение летным составом. И это понятно профессионалам и специалистам, но не всем журналистам.

— Есть ли у вас отзывы по Су-35С?

Общие сведения, конечно, есть. Мы обсуждаем все вопросы. Я и говорю, что они носят несистемный характер. Никто не оспаривает замечательные возможности Су-35С — самолета многоцелевого назначения с высокими пилотажными свойствами.


— Ходят слухи, что в ОАКе есть негласная конкуренция самолетов Су-30СМ и Су-35С. Говорят, что Су-30СМ лучше, чем Су-35С.

— Нет, я бы не стал так говорить. Абсолютно беспочвенное заявление. Оно не связано с заложенными в техническое задание для этих самолетов качествами. Если и есть, какие-то огрехи, помарки на начальном этапе освоения, то только потому, что самолет Су-35С стал несколько позднее осваиваться летчиками. Поэтому в рабочем порядке идет притирка. Наладка этой техники. Но, я не скажу, что она ненадежна. Этот самолет уже освоен летчиками и используется по основному предназначению. Но это не так быстро делается. Я даже не хочу комментировать, какие-то слухи о конкуренции самолетов. Я вас уверяю, что в среде военных летчиков центрального аппарата, где я прохожу службу, достаточно конструктивно идет разговор, и нет никакого предпочтения или сравнения. Мы прекрасно знаем, какой самолет для чего предназначен и у нас в этом плане все хорошо. Уверяю вас, я это абсолютно искренне говорю.


ЗВЯГИН Михаил Иванович: 1957 года рождения. Выпускник Челябинского ВВАУШ 1978 года. Прошел все штурманские должности — от штурмана самолета до главного штурмана объединения. С 2009 года — главный штурман ВВС. Освоил более десятка самолетов: Ан-26, Ан-30, Ту-134, Як- 28 (и его модификации), самолеты фронтовой авиации снятые с производства. В настоящее время выполняет полеты на самолетах Су-24 (всех модификаций), Миг-31 и Су-34 с боевым применением в полном объеме. Военный штурман-снайпер, заслуженный военный штурман России.

Posted on Mar. 3rd, 2015 at 03:24 pm | | |

Штурманская служба ВКС России / Фото: 4725.ru

В 2000 году в календаре российских праздников появился День штурмана Военно-воздушных сил России . Приказом Главнокомандующего ВВС Российской Федерации от 2 августа 2000 года датой праздника был установлен день 24 марта. В этот день в 1916 году начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Михаил Алексеев подписал приказ о создании Центральной аэронавигационной станции (ЦАНС).

В ходе Первой мировой войны стремительно совершенствовалась структура военной авиации, вследствие чего появились специальные службы: метеорологическая, аэронавигационная, аэрофотограмметрическая, радиотелеграфная и инженерно-техническая. Тогда же была создана и центральная аэронавигационная станция.

В то время еще не существовало точных приборов, которые помогали летчикам прокладывать маршрут, находясь в полете. Поэтому в обязанности штурмана-авианавигатора входила ориентировка в воздухе по земным объектам. Он сличал карту с местностью, опознавал ориентиры, после чего указывал рукой летчику направление дальнейшего полета. Штурман также должен был учитывать данные метеосводок при организации полетов, следить за исправностью навигационного оборудования самолетов и аэродромов, а в случае необходимости — ремонтировать его.

С тех пор техническое оснащение самолетов сильно изменилось. Тем не менее, роль штурманской службы по-прежнему высока , особенно в военной авиации. Если на гражданских самолетах с развитием техники все чаще отказываются от штурмана в составе экипажа, то в ВВС ни один самый совершенный прибор не сможет его заменить. В боевой ситуации приборы навигации могут выйти из строя, а опытный штурман способен проложить маршрут и без них.

Большой вклад в развитие штурманской службы ВВС на начальном этапе её становления в Советской России внёс Борис Васильевич Стерлигов, которого по праву называют отцом-основателем штурманской службы в том виде, в каком она начала своё полноценное развитие в структуре отечественной военной авиации. Ещё Стерлигов известен как участник авиаперелёта по маршруту Москва-Нью-Йорк в 1929 году.

В 1933 году он становится Главным штурманом (флагштурманом) Военно-воздушных сил и руководил главной штурманской службой страны до второй половины 40-х годов. За это время Стерлигов успел разработать методику самолётовождения по компасу (как в дневное, так и в ночное время суток), которая стала единой для лётного состава и штурманов ВВС. Под его руководством были разработаны специальные барометрические измерители высоты и определители скорости самолёта, солнечный курсоуказатель, навигационный визир.

И сегодня значимость штурманской службы для ВВС России и безопасности страны в целом сложно переоценить. По данным Минобороны РФ, в настоящее время в объединениях, соединениях и частях Воздушно-космических сил проходят службу более двух тысячи штурманов различных родов авиации. А основной задачей штурманской службы является обеспечение высокой точности и надежности воздушной навигации, а также эффективности боевого применения авиационного вооружения, средств воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы.

Нагрудный знак / Фото: i020.radikal.ru

Также хочется сказать, что штурманскому делу в России начали обучать более 300 лет назад в Навигацкой школе . Однако в далекие петровские времена и не помышляли о том, что по прошествии двух столетий специалисты, знающие навигацию, будут бороздить не только водные, но и воздушные просторы. Можно сказать, что у российских штурманов целых четыре праздника. Еще один официальный - День штурмана Военно-морского флота. Он празднуется 25 января в честь открытия в 1701 году по указу Петра I Школы математических и навигацких наук в Москве.

Навигация известна людям с давних пор. Первыми навигаторами были мореплаватели. Водили морские суда по безбрежным просторам морей и океанов капитаны и штурманы (от голландского "штур" - руль, управление и "ман" - человек). С возникновением авиации зародилась воздушная навигация (аэронавигация). Аэронавигация - это наука о том, как безопасно и точно привести самолет из одного места земной поверхности в другое. Русский изобретатель первого в мире самолета А. Ф. Можайский в 1878 году предусмотрел установку на летательном аппарате магнитного компаса, указателя скорости и высоты. Однако в начальном периоде развития авиации основным методом самолетовождения была визуальная ориентировка, и проводил ее летчик. Он имел карту с нанесенными на ней наземными ориентирами - изгибами рек, железной дорогой, населенными пунктами и пр. - и по ним вел самолет. Ведь летали только в хорошую погоду, на незначительной высоте, над местностью, богатой ориентирами. С увеличением скорости и дальности полета летчик, занятый пилотированием воздушного судна, не мог успешно выполнять навигационное обеспечение полета. Поэтому во время первой мировой войны в русской авиации занимался ориентировкой, разведкой и бомбометанием летчик-наблюдатель.

На более совершенных самолетах, конструируемых в годы Советской власти, устанавливались приборы, по которым можно было судить о положении воздушного судна в пространстве даже в условиях невидимого естественного горизонта. Возникла необходимость в специалистах-навигаторах по дальним полетам. Ими стали штурманы.

Основная задача штурмана состоит в том, чтобы указать пилоту верное направление полета, контролировать безопасный и точный полет самолета по заданным маршрутам и высоте, в любое время определить местонахождение воздушного судна и обеспечить его прибытие в пункт назначения в установленное время.

Каждому полету экипажа предшествует тщательная подготовка, в ходе которой штурман подбирает и готовит необходимые карты, таблицы, справочные материалы. Изучает маршрут следования воздушного судна, особенности рельефа местности, над которой будет проходить полет, знакомится с наземными радиотехническими устройствами, расположенными по маршруту, выбирает наземные контрольные ориентиры в пределах трассы, производит предварительные навигационные расчеты, результаты которых записывает в бортовой штурманский журнал, выясняет метеорологическую обстановку на трассе и др. Завершается подготовка розыгрышем полета. Экипажу задаются возможные усложненные условия - отказ отдельных приборов бортового оборудования, средств связи, ухудшение метеорологической обстановки и др. Экипаж вырабатывает способы выхода из этих экстремальных условий. Непосредственно перед вылетом штурман проверяет исправность навигационно-пилотажного оборудования на самолете.

Штурманское кресло в современных самолетах расположено по-разному: в самолете Ил-62 - слева, за спиной командира корабля, в Ту-134 штурман сидит в отдельной застекленной кабине. Перед ним небольшой столик, освещенный лампой. На столике - карты, счетная машинка для производства расчетов в пути, навигационная линейка, простая линейка для промеров расстояний по карте, транспортир, карандаш. Здесь же на столике штурманский журнал - основной бортовой документ, в котором штурман фиксирует всю работу по воздушной навигации, выполняемую экипажем в полете. Перед глазами штурмана - приборная доска, на ней навигационно-пилотажные приборы: указатели скорости, высоты полета, радиокомпасы и др. Он их настраивает и систематически контролирует работу. На этой доске - экран радиолокатора, на котором можно "прочитать" зоны грозовых очагов, видеть отметки от встречных самолетов, просматривать землю. На современных самолетах есть специальный навигационный вычислитель. Он самостоятельно перерабатывает поступившие в него данные о дальности полета, о курсе и угле сноса и подает сигналы в автопилот, который автоматически управляет самолетом.

Полет современного воздушного судна проходит под руководством наземных диспетчерских пунктов управления воздушным движением. Штурман осуществляет взаимодействие диспетчерского и летного состава, находящегося на борту воздушного судна.

На протяжении всего полета штурман проводит ориентировку в пространстве. Обеспечивая точное выполнение полета по заданному маршруту, он фиксирует пролет радиомаяков, которые установлены по всему пути следования, использует необходимую информацию диспетчеров наземных пунктов управления воздушным движением, определяет скорость воздушных течений и вычисляет величину сноса самолета, внося коррективы в дальнейшее его движение. Проверяя точность выполнения графика полета, штурман рассчитывает время пролета очередного контрольного пункта, производит проверку нахождения самолета визуально, путем сличения карты с местностью, где находятся контрольные ориентиры, производит много других измерений и расчетов.

Штурман наряду с другими членами экипажа обеспечивает и безопасность полета: предотвращает попадание воздушного судна в опасные метеорологические условия грозу, интенсивное обледенение воздушного судна, потерю ориентировки. Это одно из наиболее серьезных осложнений полета. Потеря ориентировки может произойти по техническим причинам - при неисправности или полном отказе радиотехнических средств на борту самолета, потери радиосвязи с диспетчерскими пунктами, попадании воздушного судна в опасные метеорологические явления.

В сложных ситуациях полета залогом успешной работы штурмана является не только его профессиональное мастерство, но и определенные качества личности: самообладание, эмоциональная устойчивость, проявление воли, решительности. Только в этом случае он может оценить реально обстановку и принять правильное решение.

Штурман - это оператор. Он воспринимает показания приборов, на основании этого принимает определенные решения и посредством двигательных актов, манипулируя на аппаратуре, подачей речевых сигналов реализует свои решения. На отдельных участках полета (во время взлета и посадки воздушного судна) штурман производит несколько десятков операций в минуту: считывает информацию, выполняет различные расчеты, манипуляции, делает записи в журнале и др. Безошибочность выполнения всех этих операций возможна лишь при хорошем развитии зрительного и слухового восприятия, устойчивости, концентрации и переключаемости внимания, высоком уровне развития оперативной и долговременной памяти.

Труд штурмана на земле и в воздухе - это постоянный поиск. Поиск эффективных методов самолетовождения с учетом погодных условий, сложившихся во время полета, растущего разнообразия полетных заданий, использования постоянно обновляющихся и усложняющихся радиотехнических средств навигации и посадки.

В быстро меняющихся условиях полета особое значение имеет хорошая пространственно-временная ориентировка, которая складывается из восприятия пространственных признаков наземных ориентиров, интервалов времени, образов зрительной оперативной памяти и глазомера. Деятельность опытного штурмана отличает прогнозирование в каждый момент полета предстоящей полетной ситуации и навигационной обстановки на трассе.

Не заменит ли в ближайшее время штурмана автомат - ведь на вооружении экипажа в больших аэропортах в настоящее время самая современная навигационная техника, автоматические устройства, электронно-вычислительные машины? Не уйдет ли в прошлое эта профессия? Не уйдет. Современная техника сделала эту профессию более творческой. Юноши, мечтающие освоить профессию штурмана, еще многие годы найдут, где приложить свои знания, энергию, особенно при полетах на протяженных трассах, в горных районах, в местах, слабо насыщенных наземными средствами навигации.

Тем, кто выберет профессию штурмана, в школе надо особенно глубоко изучать такие предметы, как физика, астрономия, география, основы информатики и вычислительной техники, черчение.

Во время полета все члены экипажа подвергаются воздействиям неблагоприятных факторов: долгого пребывания в сидячем положении, укачивания, перепадов атмосферного давления, шума, вибрации и пр. Противостоять воздействиям этих факторов может здоровый и физически развитый человек. Поэтому при поступлении в учебное заведение абитуриенты подвергаются тщательному медицинскому обследованию.

Штурман гражданской авиации - профессия, требующая высокой умственной работоспособности, оперативного и гибкого мышления, богатых пространственно-временных представлений, длительной и оперативной памяти, исключительной психологической готовности к самодисциплине, строгой самооценки своих решений и действий, неукоснительному выполнению своих профессиональных обязанностей. А так как многие из вышеперечисленных психологических качеств трудно поддаются тренировке, то поступающие в учебное заведение для приобретения профессии штурмана проходят профессионально-психологический отбор.

Инженеров-штурманов готовит Кировоградское высшее летно-штурманское училище гражданской авиации.

Loading...Loading...