Как называли первый летательный аппарат как называется. Кто создал первый самолет

О полетах в небе с помощью специального устройство задумывался еще Леонардо да Винчи в 16 веке, однако первый полет официально зарегистрирован в начале прошлого века. О том, кому мы обязаны возможностью авиаперелетов, до сих пор ведутся ожесточенные споры, однако факт остается фактом – официально первый полет зарегистрирован в 1903 году. Самый первый самолет в мире изобрели братья Райт.

История авиации

Первые попытки строительства летательного аппарата, способного поднять человека в воздух, начались в конце 18 века. История изобретения летательного аппарата берет начало в Англии, когда сер Джордж Кейли всерьез занялся этим вопросом и издал несколько научных трудов, в которых подробно изложил принцип строительства и функционирования прототипа современного самолета.

Свои работы изобретатель начал с наблюдения за птицами. Ученый посвятил длительное время измерениям скорости полета птиц и размаху крыла. Эти данные впоследствии стали основой нескольких публикаций, положивших начало развитию авиации.

В своих первых зарисовках Кейли представлял самолет как лодку с хвостовым оперением на одном конце и парой весел на носу. Конструкция должна была приходить в движение с помощью весел, которые передавали бы вращение на крестообразный хвостовик в конце судна. Таким образом, Кейли безошибочно изобразил основные элементы самолета. Именно работы этого ученого положили начало развития авиации и стали толчком к разработке концепции самолета.

Первооткрывателем авиации в современном ее понимании стал еще один английский изобретатель – Уильям Хенсон. Именно он получил заказ на разработку проекта летательного аппарата в 1842 году.

Предложенный Хенсоном проект «парового воздушного экипажа» описывал все основные элементы винтомоторного самолета. В качестве устройства, осуществляющего движение всей конструкции, изобретатель предлагал использовать воздушный винт. Многие идеи, предложенные Хенсоном, в последствие нашли развитие и стали применяться в ранних моделях самолетов.

Российский изобретатель Н.А. Телешов запатентовал проект строительства «системы воздухоплавания». Концепция летательного аппарата также была основана на паровой машине и воздушном винте. Спустя несколько лет, ученый усовершенствовал свой проект и одним из первых предложил идею создания реактивного самолета.

Особенностью проектов Телешова была идея перевозки пассажиров в закрытом фюзеляже.

Кто изобрел самолет

Несмотря на то, что разработка конструкции летательного аппарата велась многими учеными в середине 19 века, изобретение самолета приписывают братьям Райт, чей аэроплан совершил кратковременный полет в 1903 году.

Не все согласны с тем, что братья Райт были первыми. Бразилец Альберто Сантос-Дюмонт сконструировал, собственноручно построил и сам же испытал первый в мире прототип дирижабля в 1901 году. Именно тогда было доказано, что управляемые полеты действительно возможны.

По еще одной версии, первенство в изобретении первого рабочего летательного аппарата следует присвоить российскому изобретателю А.Ф. Можайскому, чье имя навсегда останется в истории авиации. Таким образом, споры о том, кто изобрел, и кто создал, самолет ведутся до сих пор.

Интересно! Несмотря на то, что официально изобретение самолета присуждают братьям Райт, все бразильцы уверены в том, что первый в мире самолет изобрел Сантос-Дюмонт. В России же считается, что первый прототип современного самолета построил Можайский.

Работа братьев Райт

Братья Райт не стали первыми изобретателями самолета. Более того, первый неуправляемый полет человека также принадлежит не им. Тем не менее, братья Райт смогли доказать самое главное – то, что человек способен управлять летательным аппаратом.

Именно Уилбур и Орвилл Райт первыми осуществили управляемый полет на летательном аппарате, благодаря чему идея о возможности осуществления пассажирских перевозок по воздуху получила дальнейшее развитие.

В то время, когда все ученые ломали головы над возможностью установки более мощных двигателей для поднятия самолета в воздух, братья сосредоточились на вопросах возможности управления летательным аппаратом. Результатом стал ряд экспериментов с аэродинамической трубой, послуживших основой для разработки крыльев и пропеллеров аэроплана.

Первый планер с двигателем, построенный братьями, получил название «Флаер-1». Он был изготовлен из ели, так как этот материал отличается легкостью и надежностью. Устройство приводилось в движение бензиновым двигателем.

Интересно! Двигатель для «Флаер-1» изготовлен механиком Чарли Тейлором, особенностью конструкции стал небольшой вес. Для этого механик использовал дуралюмин, также называемый дюралем.

Первый успешный полет был совершен 17.12.1903 года. Самолет поднялся на несколько метров и пролетел около 40 метров за 12 секунд. Затем были повторные испытания, в результате которых длительность и высота полета увеличились.

Сантос-Дюмонт и 14-бис

Альберто Сантос-Дюмон известен как изобретатель воздушных шаров, он также иногда указывается как создатель первого в мире управляемого самолета. Ему также принадлежит изобретение дирижаблей, которые управлялись с помощью двигателя.

В 1906 году его самолет под названием «14-бис» поднялся в воздух и пролетел более 60 метров. Высота, на которую изобретатель поднял свой летательный аппарат, составила порядка 2,5 метров. Спустя месяц, Альберто Сантос-Дюмон совершил полет длинной в 220 метров на этом же самолете, установив в результате первый рекорд по дальности перелета.

Особенностью «14-бис» стала то, что конструкция смогла взлететь самостоятельно. Братьям Райт не удалось этого добиться, и их самолет поднялся в воздух с посторонней помощью. Именно этот нюанс стал основополагающим в спорах о том, кого же следует считать изобретателем первого самолета.

После «14-бис» изобретатель всерьез занялся разработкой моноплана, в результате мир увидел «Демуазель».

Альберто Сантос-Дюмон никогда не останавливался на достигнутом и не хранил свои изобретения в тайне. Конструкциями своих летательных аппаратов изобретатель охотно делился с тематическими изданиями.

Летательный аппарат Можайского

Проект своего летательного аппарата ученый представил на рассмотрение еще в 1876 году. Можайский столкнулся с непониманием чиновников Военного министерства, в результате ему не выделили средств на продолжение исследований.

Несмотря на это, ученый продолжил разработки, вкладывая собственные средства, из-за чего строительство прототипа самолета Можайского затянулось на долгие годы.

Самолет Можайского был построен в 1882 году. Первые испытания летательного аппарата закончились катастрофой, однако свидетели утверждают, что летательный аппарат все же поднялся на некоторое расстояние от земли прежде, чем потерпел крушение.

Так как документальных подтверждений полета нет, считать Можайского первым человеком, совершившим полет на самолете, нельзя. Однако разработки ученого послужили основой для развития авиации.

Так кто же был первым

Несмотря на многочисленные споры, о том, в каком году был изобретен летательный аппарат, первый официально зарегистрированный полет принадлежит братьям Райт, поэтому именно американцы считаются «отцами» первого самолета.

Сравнивать вклад в развитие авиации братьев Райт, Сантос-Дюмона и Можайского нецелесообразно. Несмотря на то, что первый самолет Можайского был построен за 20 лет до первого управляемого полета, изобретатель использовал другой принцип строительства, поэтому сравнивать его самолет с «Флаером» братьев Райт невозможно.

Сантос-Дюмон не стал первым, кто осуществил полет, однако изобретатель использовал принципиально новый подход к строительству летательного аппарата, благодаря чему его устройство самостоятельно поднялось в воздух.

Помимо первого управляемого полета, братья Райт внесли весомый вклад в развитие авиации, первыми предложив принципиально новый подход к строительству пропеллера и крыльев летательного аппарата.

Нет смысла спорить, кто из этих ученых стал первым, потому что все они внесли огромный вклад в развитие авиации. Именно их работы и исследования стали основой для изобретения прототипа современного авиалайнера.

Первые военные самолеты

Прототипы «Флаера» братьев Райт и летательного аппарата Сантос-Дюмон использовались в военных целях.

Если братья изначально преследовали цель изобретения техники, которая дала бы преимущество американской армии, то бразилец Сантос-Дюмон был против использования авиации в военных целях. Несмотря на это, его работы послужили отправной точкой для создания ряда летательных аппаратов, которые затем использовались во время войны. Интересно, что Можайский изначально также преследовал строительство летательного аппарата, который бы использовался в военных целях.

Первый реактивный самолет появился в разгар Второй мировой войны.

Первые пассажирские самолеты

Первые пассажирские самолеты появились благодаря И.И. Сикорскому. Прототип современного авиалайнера поднялся в воздух в 1914 году, на борту присутствовало 12 пассажиров. В этом же году авиалайнер «Илья Муромец» установил мировой рекорд, совершив первый полет на дальнюю дистанцию. Он пролетел расстояние от Санкт-Петербурга до Киева, сделав одну посадку для дозаправки.

Авиалайнер также участвовал для перевозки бомб во время Первой мировой войны. Война заставила российскую авиацию на некоторое время замереть в развитии.

В 1925 году появился первый самолет «К-1», затем мир увидел пассажирские авиалайнеры Туполева и самолеты разработки ХАИ. С этого времени пассажирским самолетам уделяется все больше внимания, они приобретают большую пассажировместимость и способность совершать полеты на дальние расстояния.

История развития реактивных самолетов

Первым идею реактивного самолета предложил российский изобретатель Телешов. Попытка заменить винт поршневым двигателем была осуществлена в 1910 году конструктором из Румынии А. Коанда.

Эти попытки не увенчались успехом, и первое успешное испытание реактивного самолета прошло в 1939 году. Испытания проводила немецкая компания Heinkel, однако в ходе конструирования модели было допущено несколько ошибок:

  • неправильный выбор конструкции двигателя;
  • большой расход горючего;
  • частая потребность в дозаправке.

Тем не менее, первый прототип реактивного самолета смог развить высокую скорость набора высоты – более 60 метров за одну секунду полета.

Из-за допущенных конструктивных ошибок реактивный самолет не мог удаляться от аэродрома больше, чем на 50 километров, из-за необходимости частой дозаправки. Из-за ряда недостатков, первая удачная модель так и не попала в серийное производство.

Первым серийным самолетом стал Me-262 в 1944 году. Эта модель стала усовершенствованной версией предыдущей модели компании Heinkel.

Затем разработку реактивной авиационной техники подхватили Япония и Великобритания.

Видео

Таким образом, реактивные самолеты появились в самый разгар Второй Мировой войны. На их счету серьезные боевые победы, однако, потери среди них также очень велики. В первую очередь это связано с тем, что пилоты просто не успели пройти полноценное обучение по управлению принципиально новым летательным средством. С момента первого удачного полета до появления реактивных самолетов прошло всего 30 лет, в течение которых произошел большой прорыв в авиации.

Покорить воздушное пространство люди мечтали давно. В прошлых веках создавали различные летательные аппараты. Впоследствии их конструкции, а также некоторые элементы стали использовать в разработке уже более модернизированных воздушных суден. Прошло немного времени, когда был создан первый самолет в мире.

История авиации

Джордж Кейли в XVIII веке создал несколько научных трудов по теме «Строительство летательных аппаратов». В них он подробно рассказывал о возможностях прототипов современного самолета.

Примечание. Наблюдения он вел за птицами. Он измерял скорость их полета, высоту, а также размах крыльев.

Американский конструктор представлял самолет в виде лодки с хвостовым оперением. Движение всей конструкции обеспечивали весла. Они передавали вращение на хвостовик в виде креста, который находился в конце воздушного судна.

История авиастроения началась в 1842 году. В это время Уильям Хенсон получил заказ на разработку проекта летательного аппарата. Конструктором была создана винтомоторная авиамашина. Воздушный винт поднимал судно, а также обеспечивал его движение. Стоит отметить, что некоторые идеи Хенсона до сих пор используют современные авиаконструкторы.

История самолетов российского производства началась в 20 веке. Изобретатель Н. А. Телешов впервые запатентовал проект «Системы воздухоплавания». Летательные аппараты должны были совершать полет посредством воздушного винта и паровой машины.

Чуть позже этот же конструктор предложил создать реактивный самолет. Разработки велись на основании его запатентованного проекта. Летательный аппарат должен был транспортировать пассажиров в закрытом корпусе воздушного судна. Причем этот аппарат должен был быть реактивным. После этого началось бурное развитие авиационной техники. Современные модели авиасуден поражают своими техническими и летными характеристиками.

Первый самолет в мире и России

Первым, кто изобрел самолет во всем мире, стал Энтони Фоккер. Это событие произошло в 1910 году. Он поднял в небо первый de Spin. К сожалению, летательный аппарат не преодолел большого расстояния. Он врезался в дерево. Фоккер на этом не остановил свои эксперименты.

Энтони Фоккер

В 1911 году он создал компанию, которая уже в 1915 году выпускает первый самолет-истребитель. Именно благодаря этой воздушной машине Германии удалось изменить ход Первой мировой войны.

Характеристики воздушного судна:

  1. Размах крыла авиасудна достигал 8,53 м;
  2. Длина фюзеляжа - 6,76 м, а высота - 2,89 м;
  3. Самолет развивал крейсерскую скорость 132 км/ч.
Примечание. Компания просуществовала до 1996 года.

Первым, кто придумал самолет в России, стал Александр Можайский. Произошло это в 1876 году. В то время он проводил испытания с маленькой лодочкой, на которой были монтированы крылья. Светскую прессу того времени заинтересовало необычное сооружение. О нем появились публикации в различных изданиях.

Александр Можайский

Это изобретение не оставил без внимания и Дмитрий Иванович Менделеев. На тот момент ученый был известен всему миру. Именно он убедил комиссию Главного инженерного управления спонсировать опыты.

Примечание. На тот момент в стране было скептическое отношение к изобретателям такого рода. По этой причине Можайскому не удалось закончить свои опыты.

1881-1886 гг. - начало испытаний летательного аппарата. Все попытки продержаться в воздушном пространстве как можно дольше не увенчались успехом. В 1890 году конструктор умер, так и не закончив свои труды. Многие утверждают, что если бы у него было больше времени и финансов, современные летательные аппараты появились бы гораздо раньше.

Первые пассажирские самолеты

Человеком, который положил начало созданию пассажирских самолетов, являлся Альберто Сантос-Дюмонт. Изначально он конструировал воздушные шары и дирижабли. В 1905 году он закончил работу над проектом первого летательного аппарата. Уже в 1906 году конструктор совершил первый полет на самолете собственного производства. Воздушная машина получила название Oiseau de proie или 14-bis. В переводе такое название означает «Хищная птица».

Альберто Сантос-Дюмонт и его 14-bis

Характеристики первого полета:

  • высота - 2-3 м;
  • дальность - 220 м;
  • время полета - 22 секунды.

Воздушное судно было оснащено съемными шасси.

Глядя на опыт авиаконструирования братьев Райт и Сантоса-Дюмона, российское правительство решило начать свои разработки в этой области. Единственным нюансом стало то, что на территории России на тот момент не было конструкторов, имеющих опыт создания самолетов. Многие из них никогда не видели этих машин.

Первый русский самолет, который смог пролететь несколько десятков метров без аварии, был создан профессором политехнического института г. Киева Александром Кудашевым. В 1910 году он совершил полет на воздушной машине собственного производства.

Опыт конструктора Кудашева перенял Игорь Сикорский. Он создал самолет «Илья Муромец». Это первое пассажирское воздушное судно, которое было оснащено перегородками. Они делили салон на различные отсеки: спальную зону, развлекательный отсек, ресторан и ванную комнату.

Разработка Игоря Сикорского

В 1913 году состоялось знаменательное событие. Самолет впервые поднялся в небо. Уже через год состоялся презентационный полет. На его борту находилось 16 пассажиров.

Первые военные самолеты

Летательный аппарат, которому удалось оторваться от земли, а также провести в воздухе небольшое количество времени, являлся разработкой братьев Райт. Орвил и Уилбур сконструировали его в 1900 году. Первый самолет братьев Райт назывался «Флайер-1». Его первый полет состоялся в 1903 году.

Братья Райт

Воздушная машина провела в воздухе около 59 секунд. За это короткое время она пролетела 260 м. Уже в 1904 году модель была доработана. А еще через год самолет совершил полет на расстояние 39 км.

Характеристики летательного аппарата:

  • размах крыла - 12 м;
  • масса - 283 кг;
  • мощность силовой установки - 9 кВт;
  • масса силовой установки - 77 кг.

Бензиновый двигатель, который разгонял машину до нужной скорости, был монтирован на деревянном каркасе. Шасси у самолета не было. Вместо них для запуска применяли катапульту. Она была оснащена рейсом направления из древесины. На создание такого самолета братья Райт потратили около 1000 дол. США.

Реактивные самолеты

Идея создания реактивного воздушного судна принадлежит изобретателю Телешову. Ее воплотил в жизнь конструктор А. Коанда в 1910 году. Попытки запустить самолет с помощью двигателя не увенчались успехом.

Уже в 1939 году был осуществлен запуск реактивного самолета. Испытания проводила немецкая компания Heinkel. Прототип воздушного судна мог развить высокую скорость за короткое время. Он совершил полет на высоте 60 метров.

В конструкции были допущены определенные ошибки:

  • значительный расход топлива;
  • неправильный выбор силовой установки;
  • постоянная потребность в дозаправке.

Ввиду последней причины, самолет не мог пролететь больше 50 км. Модель не была выпущена в серийное производство, так как ошибки конструкции не были исправлены.

В 1946 году был разработан новый самолет с реактивным двигателем. Достижение принадлежит американской компании Bell Aircraft. Воздушное судно Bell X-1 могло совершать полеты на высоте 24400 м. Оно развивало скорость 2720 км/ч.

Интересный факт! На этом летательном аппарате было совершено 80 полетов.

В 1949 году воздушное судно поднялось на высоту 7600 м и развило скорость до 273 км/ч за 1 секунду.

Сверхзвуковые самолеты

Воздушное судно Bell X-1 по праву считается сверхзвуковым. Именно оно было оснащено ракетным двигателем марки XLR-11. Самолет достиг показателя сверхзвуковой скорости в управляемом полете.

F-100 считается первым серийным истребителем американского производства. Он совершил полет в 1953 году. Первым сверхзвуковым истребителем российского производства стал МиГ19. Он совершил полет в 1952 году. Серийное производство этой модели началось в 1954 г.

F-100

Самолетом принято называть воздушное судно, которое предназначено для осуществления полетов в Земной атмосфере за счет силовой установки, предающей тягу аппарату. В состав агрегата входят неподвижные части, такие как крылья и сам фюзеляж. Основным отличием от аэростата и дирижабля является использование аэродинамики, а не аэростатики, которая создает подъемную силу в процессе полета.

Впервые термин «самолет» был применен в 1857 году капитаном Н.М. Соковниным. Он данное слово применил для управляемого аэростата. Также в 1863 году журналист А.В. Эвальд использовал слово «самолет» в своей статье «Воздухоплавание». В статье было первое предложение создания подобного летательного аппарата с названием «самолет».

История

Кто придумал самолет?

Первые исторические упоминания о летательных аппаратах были еще в древнеиндийской литературе. В ней описаны гипотетические летательные машины – виманы. В фольклоре практически всех народов существует упоминание о летательных аппаратах, таких как ковер-самолет или ступа, в которой летала Баба Яга.

Первым испытателем, который предложил полноценную концепцию летательного агрегата с отдельным двигателем и фиксированным крылом, стал англичанин Джордж Кейли. Его труды датируются концом XVIII века.

Труды Дж. Кейли в авиационной области

Наработки Кейли начал осуществлять с 1796 года, когда начал активно изучать полет птиц. В 1799 году был изготовлен серебряный диск, на который был нанесен придуманный им летательный аппарат, а на обратной стороне диска была нанесена диаграмма сил, которая позволяет осуществить полет. Нанесенное на диск устройство было очень похоже на лодку, но все же оно имело основные детали самолета. В силу этого можно сказать, что Дж. Кейли может считаться человеком, который продумал все основные детали самолетов.

С 1804 года исследователь проводит ряд экспериментов, связанных с аэродинамическими свойствами. За счет этого им была создана новая ротативная установка для исследований поверхностей. С помощью этой установки удалось измерять силу подъема предметов в зависимости от углов атаки. Нужно отметить, что данные были достаточно точными. В итоге после экспериментов был создан им первый планер, который мог пролететь до 27 метров, при этом площадь крыла составляла почти 1 кв. м.

К 1808 году был создан еще один планер с большой площадью крыла и искривленным профилем. Агрегат испытывали на привязи и в свободном полете. За счет полученных данных Кейли опубликовал первые в истории статьи про авиацию. В статьях идет речь о возможности создания конвертоплана с дискообразными несущими поверхностями и полиплана. Данные диски разбиты на 4 сегмента, которые вращаются, за счет этого создается подъемная сила.

Еще одно творение данного конструктора было зафиксировано в статье журнала Mechanics Magazine. В ней шла речь об управляемом парашюте, который оснащен горизонтальными плоскостями.

Все же наибольшими достижениями Кейли является создание летательных аппаратов в полную величину. Первая машина была построена в 1809 году. Машина была оснащена неподвижными крыльями и имела вырез для посадки пилота. Подъем должен осуществляться с помощью машущих крыльев, но в итоге агрегат так и не полетел. Второй аппарат был изготовлен в 1894 году по тому же принципу, что и предшественник. Основным отличием стало наличие колесного шасси и фюзеляжа в виде лодки. В качестве силовой установки выступал сам пилот, а точнее его мышцы. В итоге проведенные испытания показали, что при разгоне с уклона была возможность отрыва от земли, но только с небольшим грузом. Поднять взрослого человека не удалось.

Конструктор занимался проектированием других летательных аппаратов, таких как дирижабли, но дальше разработок дело не пошло.

Кто изобрел самолет?

Разработки Уильяма Хенсона

Данное изобретение можно приписать английскому конструктору Уильяму Хенсону, который в 1849 году получил патент на разработку проекта самолета.

Летательный аппарат Хенсона также обозначали как «паровой воздушный экипаж». Крыло агрегата имело в своем строении лонжероны, нервюры и стойки, все это получило дальнейшее развитие в самолетостроении. Обшивка крыла была двухсторонней, поскольку нервюры имели разную кривизну обводов. Для облегчения конструкции были использованы продольные балки, это позволило сделать крыло пустотелым и более легким.

Крыло крепилось к верхней части фюзеляжа. В самом корпусе был установлен двигатель, который приводил в движение два винта толкающего типа. Также фюзеляж имел место для пассажиров и экипажа.

Хвостовое оперение крепилось к задней части корпуса. Оно имело подвижные детали, а именно рули направления, что касается киля, то он был неподвижный. Конструкция аппарата не имела элеронов, в силу чего мог возникать крен, но конструктор решал данную проблему за счет изменения оборотов винтов. Все это творение имело трехосное шасси с передним колесом.

Разработки Николая Афанасьевича Телешова

Что касается Российской Империи, то первый летательный аппарат был предложен конструктором Н.А. Телешовым еще в 1864 году. Проект конструктора имел название «система воздухоплавания», которая по первоначальному замыслу должна иметь возможность перевозки 120 пассажиров на борту. Данный самолет проектировался как цельнометаллический моноплан с крылом, расположенным на верхней части корпуса. Прямоугольное сечение внутренней части фюзеляжа должно было иметь две пассажирские палубы.

Н.А. Телешов - самолет (проект)

Нужно отметить, что предлагаемое крыло имело малое удлинение при больших геометрических параметрах самого фюзеляжа. Крылья имели немного изогнутый профиль и заострения к концам. Двойная обшивка позволила увеличить их прочность при снижении общего веса. За счет ферменной конструкции и системы расчалок крылья должны были выдерживать большие перегрузки.

Управление аппаратом осуществлялось за счет системы рулей направления и высоты. Всю конструкцию в воздух должен был поднять паровой двигатель, который вращал один винт толкающего типа. Нужно отметить, что сама силовая установка была размещена в средней части корпуса, а с винтом ее соединял большой вал. Для смещения центра тяжести в полете машина должна оснащаться дополнительным грузом, который нужно было перемещать с носовой части в хвостовую или наоборот. Самолет не имел собственной системы шасси, поэтому разбег осуществлялся с применением шасси-тележки. Конечно же, все это так и не было воплощено в реальность.

Разработки самолета Александром Федоровичем Можайским

Морской офицер А.Ф. Можайский в конце XIX века активно начал работы по созданию летательного аппарата, который в дальнейшем был изготовлен в натуральную величину. К сожалению, подробные данные об испытаниях сохранить не удалось. Все же некоторые источники утверждают, что полноценный полет так и не состоялся. Максимальным достижением был кратковременный отрыв аппарата с пилотом. В качестве силовой установки использовался паровой двигатель с недостаточной мощностью.

Это далеко не все мировые разработки летательных аппаратов, которые использовали паровые двигатели в качестве силовых установок. Все же основной проблемой неудач была недостаточная база наработок в области аэродинамики и конструирования аппаратов для полета.

Кто создал самолет?

Первый самолет в мире, который смог осуществить отрыв и полет. Разработки братьев Райт.

Первый удачный опыт конструирования самолета, который смог взлететь, принадлежит братьям Райт. Уилбур и Орвил Райты окрестили свое детище как «Флайер-1». Первый полет данного летательного средства состоялся 17. 12.1903 года. После отрыва от Земли машина пробыла в воздухе 59 секунд, за которые удалось пролететь 260 метров. На этом конструкторы не остановились, доработанная модель в 1904 году смогла впервые выполнить полет по кругу. Еще через год, в 1905 году, был выполнен дальний полет на 39 километров по замкнутой траектории.

Первый самолет

Самолет оснастили бензиновым двигателем и винтом из дерева, все это было установлено на деревянном каркасе из ели. Размах крыльев в аппарате был равен 12 метрам, а масса 283 килограмма. Нужно отметить, что сама силовая установка, которая выдавала 9 кВт, весила 77 килограмм. На постройку всей машины братья потратили порядка тысячи долларов. Полноценного шасси самолет Райтов не имел, для запуска использовали стартовую катапульту с деревянным рейсом направления.

Начало авиастроения в России

Нужно отметить, что создание самолетов немного отставало от мировых наработок, поскольку большую ставку делали на создание дирижаблей, которые планировали использовать в военных целях. Также больше предпочитали создание вертолетов. Ярким примером является «Аэромобиль» конструктора В.В. Татаринова, которому в 1909 году было выделено на постройку 50 тысяч рублей. Кроме этого, было много пожертвований и всевозможной помощи от спонсоров. В итоге на проект потрачены колоссальные деньги, а результат нулевой. После провала данного проектирования практически ни один конструктор не мог получить субсидии на развитие собственных проектов, среди которых было много перспективных.

Все же после удачи братьев Райт правительство России решило обзавестись собственными летательными машинами. При этом покупать самолет «Флайер-1» не стали. Решено создать аппарат собственными силами, только была одна проблема – конструкторы России никогда не видели самолет и незнакомы с особенностями его создания. В силу этого было отмечено множество неудач и аварий еще при разбеге агрегатов.

Первой успешной летательной машиной, которая смогла пролететь несколько десятков метров без аварии, стал самолет Кудашева. Профессор политехнического института Киева Александр Кудашев в июне 1910 года смог пролететь на аппарате собственной конструкции.

Разработки Игоря Сикорского

Наиболее известной разработкой И. Сикорского, конечно же, является самолет «Илья Муромец », который был изготовлен на основе аппарата «Русский витязь». Нужно отметить, что машина принципиально новая и значительно отличалась от первого аппарата. Было изменено все, кроме общей схемы конструкции. Над созданием трудилась группа лучших конструкторов страны во главе с Игорем Сикорским.

«Муромец» был оснащен четырьмя двигателями типа «Аргус» с мощностью в 100 лошадиных сил. Это позволило аппарату обладать весьма большой подъемной силой. С 1915 года некоторые модели оснащались двигателем типа Р-БВ3, он имел 6 цилиндров и оснащался водным радиатором охлаждения. Данный летательный аппарат поистине может считаться первым в мире самолетом для пассажирских перевозок, поскольку имел отдельный от кабины экипажа салон, спальные комнаты и даже туалет с ванной. Также на борту аппарата имелось электрическое освещение и отопление от двигателя. Большим толчком в развитии авиастроения послужило начало Первой мировой войны.

Первый самолет «Илья Муромец» был изготовлен осенью 1913 года. Еще на испытаниях машины удалось установить несколько мировых рекордов. Первый рекорд по грузоподъемности был зафиксирован 12.12.1913 года, когда удалось совершить полет с 1.1 тонны полезного груза на борту. Ровно через месяц был установлен рекорд с 16 человеками и одной собакой на борту агрегата, при этом общая масса достигла 1,2 тонны. Управление самолетом осуществлял сам конструктор Сикорский.

В 1914 году на базе «Муромца» был изготовлен гидроплан с более мощными двигателями, это был самый большой гидроплан в мире до начала 1917 года.

Данной машине принадлежит первый полет по дальности, когда был осуществлен перелет из Петербурга в Киев всего с одной посадкой. При полете была достигнута и максимальная высота полета в 2 километра, при этом на борту было 10 человек. Все это состоялось 05.06.1914 года. Маршрут полета удалось пройти за 6,5 часов.

Все эти достижения и наработки послужили дальнейшему развитию авиационной отрасли как в России, так и во всем мире.

Такие разные на первый взгляд сказочно-мифические летательные приспособления, как крылья Дедала и Икара, ступа Бабы-яги, ковер-самолет и летающие колесницы индийских богов виманы, объединяются по одному важному признаку: все они тяжелее воздуха. Человек с древности мечтал о том, чтобы летать по небу как птица или мчаться среди облаков на повозке. Осуществление этой мечты шло двумя параллельными путями, одним из которых как раз и было создание таких «летающих повозок».

Первые попытки покорить воздушное пространство теряются в глубине веков. Некоторые исследователи считают, что Дедал, герой греческой мифологии , соорудивший для себя и своего сына Икара подобие птичьих крыльев из воска, был исторической личностью. Если верить мифу, крылья Дедала были действующими, хотя однажды и случилась катастрофа, а вот в дальнейшем подобные опыты неизменно приводили к неудачам еще на старте. В наше время доказано, что человеческой мускульной силы для полета недостаточно.

Первым летательным аппаратом тяжелее воздуха, который удерживался в воздухе за счет парения в восходящих атмосферных потоках, был воздушный змей, изобретенный в Китае задолго до начала нашей эры. Впервые полет на таком сооружение зафиксирован в середине VI в., его использовали в качестве средства казни, однако человек, запущенный в воздух на змее, перелетел через городские стены и приземлился живым.

В. Васнецов. Ковер-самолет. 1880 г.

Гибель Икара. Гравюра XVII в.

Спустя три столетия были предприняты попытки не просто подняться и удержаться на воздушных потоках, но и планировать. Арабский изобретатель Аббас ибн Фарнас сконструировал нечто вроде дельтаплана, на котором продержался в воздухе около 10 минут. При этом он мог изменять высоту и направление полета , а затем благополучно приземлился. Другому смельчаку, английскому монаху Эйлмеру Малмсберийскому жившему в XI в., повезло меньше. При попытке планировать на подобии птичьих крыльев он упал и сильно покалечился.

Серьезные исследования возможности полета на аппарате тяжелее воздуха начались лишь в XVIII в. Первой работой на эту тему были «Эскизы машины для полета по воздуху» Эммануила Сведен-борга, изданные в 1716 г. В своей работе Сведенборг показал, что важнейшим условием полета является наличие у летательного аппарата двигателя. В 1799 г. английский изобретатель Джордж Кэйли создал схему планера, которая, за небольшим исключением, полностью соответствовала современным. Кэйли разработал многие азы аэродинамики и ввел такие термины, как «подъемная сила» и «лобовое сопротивление». В 1849 г. планер Кэйли совершил беспилотный полет, а через четыре года был осуществлен и короткий пилотируемый полет.

В течение следующих трех десятилетий модели планеров создавались одна за другой. В 1868 г. француз Жан Мари Ле Бри совершил полет, во время которого поднялся выше точки старта. В 1874 г. Феликс дю Темпл построил беспилотный моноплан из алюминия с размахом крыла 13 м. Фрэнсис Герберт Вен-хэм сделал вывод о целесообразности использования длинных и тонких крыльев, а не широких, похожих на крыло летучей мыши, а также построил первую аэродинамическую трубу. Огромный вклад в развитие авиации внесли также изобретатели Отто Лилиенталь, Перси Пильчер и Октав Шанют, которым удалось построить более совершенные модели планеров и разработать некоторые теоретические аспекты авиастроения.

Первые попытки сконструировать аэроплан с двигателем потерпели неудачу. В 1882 г. Александр Федорович Можайский построил и испытал моноплан, оснащенный двумя паровыми машинами. Самолет после разбега смог оторваться от земли, однако сразу же потерял скорость и рухнул на крыло. Спустя восемь лет французский конструктор Клемент Адер испытал «Эол» жутковатого вида аппарат с паровым двигателем, похожий на летучую мышь. Ему удалось пролететь на нем всего 50 м. Также неудачей окончилось испытание тяжелого самолета, созданного в 1894 г. англичанином Хайремом Стивенсоном Максимом. Более или менее успешные опыты провели американцы Сэмуэл Лэнгли и Густав Уайтхед, но самолет Лэнгли был беспилотным, а Уайтхед не обеспечил документальное подтверждение испытания своей модели.

Отто Лилиенталь, испытывающий планер собственной конструкции. 1895 г.

А. Ф. Можайский.

В 1901 -1903 гг. немало пилотов совершили (или утверждали, что совершили) короткие полеты. Однако либо эти утверждения было трудно проверить, либо высота полета была настолько малой, что могла быть следствием так называемого экранного эффекта своего рода воздушной подушки, образуемой набегающим потоком воздуха. Наконец 17 декабря 1903 г. американские изобретатели братья Уилбур и Ор-вилл Райт осуществили четыре управляемых полета на оснащенном двигателем биплане «Флайер-1». Для взлета использовались встречный ветер и рельсовое устройство, напоминающее катапульту. Полеты проходили на высоте 3 м, были сфотографированы и подтверждены свидетельскими показаниями. Тем не менее в некоторых странах приоритет братьев Райт до сих пор оспаривается. Например, в Бразилии изобретателем самолета считают Алберту Сантус-Ду-монта, который совершил свой полет на три года позже, однако его самолет в отличие от самолетов братьев Райт мог взлетать без направляющих рельсов и в безветренную погоду.

Первый полет: биплан братьев Райт «Флайер-1» отрывается от земли.

Братья Райт.

Первая попытка братьев получить патент на свое изобретение оказалась неудачной, но в 1906 г. им все же удалось запатентовать «летающую машину» и способ управления ею. В дальнейшем братья Райт значительно усовершенствовали конструкцию. Параллельно они уделяли большое внимание теории воздухоплавания, в частности разработке основных принципов аэродинамики. К сожалению, изобретателям пришлось участвовать в затяжных «патентных войнах», в результате которых основанная ими Wright Company была продана (одна из ее преемниц, компания Curtiss-Wright, существует и сегодня, являясь производителем комплектующих для космической промышленности).

Российские конструкторы в то время ориентировались преимущественно на воздухоплавательные аппараты, поэтому в области авиастроения наша страна значительно отставала от Европы и Америки. Только в 1909 г. российское правительство приняло решение о создании отечественного самолета, отклонив предложение братьев Райт о покупке их изобретения. 4 июня 19Юг. после целого ряда неудачных попыток профессор Киевского политехнического института Александр Кудашев смог пролететь несколько десятков метров на сконструированном им биплане. Практически одновременно пробные полеты произвели инженеры Игорь Сикорский и Яков Гаккель.

Едва ли не сразу после изобретения новые модели самолетов начали проектировать с учетом возможности военного применения. Первой страной, которая использовала самолеты в военных целях, была Болгария ее самолеты атаковали и проводили разведку турецких позиций во время Балканской войны 1912-1913 гг. В годы Первой мировой авиации уже отводилась важная роль в наступлении, обороне и разведке.

В 1920-1930-х годах конструкторы полностью отказались от дерева и ткани в пользу алюминия, появились более мощные роторные и радиальные двигатели с воздушным охлаждением.

В кабине истребителя.

Советские и американские летчики установили целый ряд рекордов дальности и скорости, это было своеобразное соревнование, которое также стимулировало развитие авиастроения. В начале 1930-х началась разработка пилотажно-навигационных приборов, затем независимо друг от друга англичанин Фрэнк Уиттл и немец Ханс фон Охайн изобрели и запатентовали турбореактивный двигатель. Первый советский истребитель на реактивной тяге БИ-1 был создан в 1941 г., но в серийное производство не вышел.

Как ни цинично это звучит, Вторая мировая война стала мощнейшим толчком к развитию авиации. Военные задачи предъявили новые требования ко всем параметрам самолетов мощности, скорости, маневренности, дальности полета. Новые модели истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков, транспортных самолетов появились у всех воюющих сторон. В послевоенные годы скоростная авиация повсеместно стала реактивной, что повлекло за собой изменение внешнего вида машин, также были разработаны новые схемы («бесхвостка», «летающее крыло»). В 1947 г. американский летчик Чарлз Йегер на самолете Bell Х-1 впервые превысил скорость звука в управляемом горизонтальном полете. Появились бомбардировщики дальнего действия, способные нести ядерное оружие, а в качестве противодействия самолеты-перехватчики.

Не отставала и пассажирская авиация. Первые реактивные лайнеры De Havilland Comet приняли на борт пассажиров в 1952 г. перевозки начала осуществлять британская государственная авиакомпания ВОАС. Спустя четыре года регулярные пассажирские перевозки на самолетах Ту-104 начались и в СССР. В 1969 г. в эксплуатацию был введен Boeing-747, который и поныне является одним из самых распространенных широкофюзеляжных самолетов. А в 1975 г. «Аэрофлот» впервые осуществил регулярные пассажирские рейсы на сверхзвуковом самолете Ту-144.

Авиация и по сей день продолжает активно развиваться. Последние десятилетия совершенствование происходило в первую очередь в области авиосники электронных авиационных систем. В производство были запущены дистанционно управляемые и полностью автономные беспилотные самолеты, управляемые компьютерными системами. Однако топливный кризис продемонстрировал необходимость альтернативных видов топлива и схем, которые использовали бы меньшее количество горючего. А это значит, что впереди нас ждет новое преображение самолетов.

Британская компания Reaction Engines Limited разрабатывает программу под названием LAPCAT. Цель ее построить самолет на водородном топливе, способный вместить 300 пассажиров и преодолеть расстояние от Брюсселя до Сиднея на скорости 5М (5000 кмч) за 4,5 часа.

То уверяю вас, вам ответили бы по-разному.

В США бы сказали, что пальма первенства, без сомнения, принадлежит братьям Райт. В Европе и Южной Америке (особенно, во Франции и Бразилии) назвали бы имя Альберто Сантос-Дюмона. В России бы возразили, что это, конечно, контр-адмирал Александр Михайлович Можайский. Но кто изобрел первый самолет? И в каком году изобрели самолет?

В большинстве стран, в книгах, посвященных авиации, значится именно это имя, как изобретателей первого в мире самолета. Было ли это так?

Американцы Уирбулл и Орвилл Райт из штата Огайо вначале проектировали планеры, а только потом решили создать летательный аппарат, оснащенный двигателем.

Братья Райт.

Создать его помог им механик Чарли Тэйлор. Двигатель был очень простым и даже примитивным по сравнению с современными моделями. Но нужно учитывать тот факт, что по сути у братьев не было никакой отправной точки.

Они ориентировались на корабельные винты при проектировании самолета. У двигателя не было ни карбюратора, ни топливного насоса.

А цепь цепной подачи была изготовлена на фирме, специализирующийся на производстве цепей для двигателей автомобилей. Его мощность составляла 9 ВТ, а весил он 77 кг.

Макет самолета Flyer-1

Самолет получил название Flyer-1, и его вес насчитывал 283 кг.

Вначале его испытали 14 декабря 1903 года , но попытка оказалась неудачной. Почти сразу он упал.

17 декабря 1903 считается днем, когда в воздух взлетел первый в мире самолет с двигателем. Правда пролетел он всего 12 секунд и 36, 5 метра, со скоростью 43 км/ч. Впоследствии братья ещё летали на нем.

Самое большое расстояние, которое он пролетел – 60 метров, на высоте 3 метра и пробыл в воздухе около минуты. Узнать, какой самый быстрый самолет, можно А про максимальную высоту полета пассажирских лайнеров современности

Позднее самолет передали Смитсоновскому институту в Вашингтоне в качестве ценного экспоната.

Альберто Сантос-Дюмон

Бразилец, проживший больше половины жизни во Франции, прославился там, как первый изобретатель летательного аппарата, способного взлететь без катапульты, сильного ветра либо других технических приспособлений.

Альберто Сантос-Дюмон

Его самолет получил название 14-bis или Oiseau de proie, что в переводе с французского – «Хищная птица».

Самолет Дюмона 14-bis.

23 октября 1906 года он испытал его. Самолет преодолел расстояние в 60 метров, на высоте 2-3 метров. У него было уже шасси, правда несъемное.

А уже 12 ноября того же года талантливый летчик смог совершить мощный прорыв в авиации, пролетев 220 метров, всего за 22 секунды. Тем самым он добился мирового рекорда. А какая средняя скорость совремнного самолета? Читайте

Впоследствии копии этого самолета летали без всяких проблем.

Если вы спросите, в каком году был построен первый самолет, то вам скорее всего назовут 1906 год. Так как именно в этом году был испытан самолет Дюмона.

Многие его сторонники оперируют тем фактом, что аппарат Райтов не мог взлететь сам, при нормальных погодных условиях.

Сторонники Райтов возражают, что все-таки самолет летел, на своем двигателе. Споры на эту тему продолжаются до сих пор.

Александр Михайлович Можайский

Контр-адмирал Российской империи, в период царствования императора Александра Второго, Александр Михайлович очень интересовался летательными аппаратами и является одним из первопроходцев в мировой авиации. В том числе, и отечественной.

Многие советские и русские ученые и историки считают именно его проект — первой в мире попыткой создания самолета.

Он начал его проектировать еще в 1877 г. Однако работа задерживалась по типичной для России причине – государственные комиссии отказывались предоставить ему необходимые денежные средства для проведения исследований.

После многочисленных битв с бюрократами, он получил нужную суммы. И то во многом благодаря личному указанию императора.

Вначале Александр Михайлович хотел использовать только появившиеся тогда двигатели внутреннего сгорания. Но у них был один весомый недостаток – они были слишком тяжелые. Поэтому он принял решение выбрать максимально облегченную модель парового двигателя.

Для их приобретения он отправился сначала в Америку, а потом в Англию. В Лондоне он заказал два паровых двигателя, и они были готовы к 1881 г.

Оставшиеся детали были изготовлены на Балтийском судостроительном заводе, на деньги, пожертвованные Можайскому разными частными лицами.

В 1880 г. он получил и патент на первый в России самолет. К 1883 г. он окончил его сборку. Для его испытания ему было выделено поле в Красном Селе, под Петербургом.

Макет самолета Можайского

Точной даты испытания самолета неизвестно. Доподлинно установлено, что первый полет был проведен в 1884 году. Аппарат даже оторвался от земли, но, вследствие своей неустойчивости, накренился вбок и упал.

Дальнейшие испытания и исследования не были проведены за недостатком финансовых средств.

Итак, мы с вами проследили судьбу первых самолетов мира. Думаю, что на вопрос – когда появился первый самолет – вы тоже уже знаете ответ. Но кто же был первооткрывателем в этой области?

На самом деле, каждый, из приведенных выше, ученых. Ведь все они начинали, по сути, с нуля, поэтому привнесли свой вклад в развитие авиационной техники и освоение небесного пространства.

Loading...Loading...