Советский истребитель перехватчик миг 31. «Энциклопедия мирового вооружения

– единственный в истории советских и российских ВВС истребитель, официально именуемый «воздушным кораблём». За всю историю авиации одним из самых совершенных перехватчиков является этот самолёт, способный вести боевые действия на высоких скоростях и впервые в мировой практике, оснащённый РЛС с фазированной антенной решеткой.

История создания

В 70-е годы прошедшего века самолётов, именующимися перехватчиками было много, но ни одни из них, даже новейший не обладал возможностью перехвата на малой высоте скоростных целей. Тогда только начинались разрабатывать проекты и , но раньше 1985 года они не могли вступить в строй. Срочно требовался новый перехватчик.

В ОКБ Микояна ещё в 80-е годы начали исследования программы по созданию нового самолёта обнаруживающего цели на высотах от 100 м до 30 км. Был разработан тип тяжёлого барражирующего двухместного перехватчика полностью автономного от наземных пунктов командования.

Руководителем проекта стал в 1972 году генеральный конструктор В.А. Беляков, машина в ОКБ получила обозначение Е-155МП. Новый МиГ получил двухконтурные мощные двигатели Д-30Ф , новое вооружение, РЛС с фазированной решёткой и современный прицельно-навигационный комплекс.

Первый полёт на опытном образце Е-155МП осенью 1975 года 16 сентября выполнил шеф-пилот ОКБ им.Микояна А.В. Федотов. В следующем году после майских праздников опробован в воздухе второй опытный образец. Затем началась программа государственных лётных испытаний, которая продолжалась до 1980 года. Уже в 1981 году машина, получившая обозначение поступила в строевые части ПВО.

Описание конструкции

Традиционная аэродинамическая схема включает в себя высокое расположение трапецеевидного крыла и хвостовое оперение из двух килей и поворотного стабилизатора. Все детали планера выполнены из сплавов титана и алюминия, что позволило значительно уменьшить вес конструкции.

Трёхлонжеронное крыло с наплывами в местах сопряжения с фюзеляжем, повышает аэродинамические характеристики полёта на больших углах атаки, этому способствует и высокая механизация крыла.

Конструкция шасси сделана оригинально, в двухколёсной тележке главной опоры колесо спереди сдвинуто во внутреннюю сторону, а заднее, наоборот, в наружную, что повышает проходимость самолёта на грунтовых и ледовых ВПП.

Передняя стойка с двумя колёсами убирается назад.

Воздухозаборники такие же как у , расположены по бокам, прямоугольного сечения, регулируемые. Семь топливных баков размещены в фюзеляже, четыре в крыльях и два в киле. Общий запас топлива составляет 17330 кг, имеется возможность подвески двух дополнительных баков общей ёмкостью 5 тыс. литров.

В кабинах самолёта, расположенных тандемом, находятся пилот и сзади штурман-оператор. У штурмана размещена основная часть приборов для работы с БРЛО. В ранних выпусках самолётов у штурмана-оператора было один большой круглый и два прямоугольных индикатора на ЭЛТ.

После модернизации обе кабины оснащены цветными ЖКИ дисплеями. В кабине-штурмана-оператора установлена телескопическая выдвижная ручка и рычаги управления двигателем. Белая полоса на доске приборов служит командиру для быстрого восстановления пространственной ориентировки в полёте по приборам.

На впервые в мире установлена РЛС с антенной фазированной решёткой. Станция СБИ-16 «Заслон» осуществляет сопровождение 10 целей и возможность одновременного захвата четырёх из них. Цели обнаруживаются на дальности до 300 км и с помощью аппаратуры передачи данных информация может быть передана на другие самолёты или наземный КП.

Тепловой пеленгатор вкупе с РЛС позволял скрытно прощупывать воздушное пространство в поисках целей незаметно для радиолокационных станций противника.

Технические и лётные данные МиГ-31М

  • Длина самолёта по кончику ПВД – 22,68 м
  • Высота до верхней законцовки килей – 6,15 м
  • Размах крыла – 13,46 м
  • Силовая установка – 2 Х ТРДДФ Д-30Ф
  • Тяговооруженность – 2 Х 34170 кН
  • Вес незаправленного самолёта – 21825 кг
  • Максимальный взлётный вес с двумя ПТБ – 52 т
  • Запас топлива во внутренних баках – 16350 кг
  • Непревышаемая скорость на высоте – М=2,3
  • Максимальная скорость на высоте 17,5 км – 3 тыс. км/ч
  • Крейсерская скорость – М=0,85
  • Наивысшая скорость у земли – 1500 км/ч
  • Динамический потолок – 20600 м
  • Боевой радиус – 720 км
  • Перегоночная дальность – 3300 км
  • Экипаж – 2 чел
  • Вооружение – УР Р-33 большой дальности, УР Р-40Т средней дальности и УР Р-60, Р-60М, Р-73 малой дальности.

Изначально на устанавливалась пушка ГШ-23-6, затем на от неё отказались. На модернизированные МиГи можно было подвешивать корректируемые авиабомбы КАБ-500 и КАБ-1500

Модернизация и возобновление производства МиГ-31

Сейчас Миг-31 поднимается в воздух лишь тогда, когда его готовят на боевое дежурство или же он уже заступил на него. По словам экспертов, этому авиационному комплексу нет равных в мире по скорости, высоте, скороподъёмности в том диапазоне боевого применения, к которому он предназначен.

Мнение о восстановлении производства и модернизации Миг-31 высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин и оно было поддержано депутатами профильного комитета в Госдуме, представителями ВПК и Министерства Обороны. Было решено, что производство начнётся на Нижегородском авиационном предприятии, там же продолжится и модернизация.

Современная война и условия ведения боя требуют от перехватчика, чтобы его агрегаты и узлы, блоки с новыми БРЛО, вооружение и оснащение кабины соответствовали всем требованиям современного перехвата для защиты и безопасности военных объектов России. Ни у кого, даже у американцев нет такого перехватчика как , способного отражать ракетные удары.

Катастрофы МиГ-31

Из-за сильной изношенности парка самолётов лётные происшествия происходят постоянно, но справедливости ради надо заметить, что благодаря высокой выучке лётного состава, гибель пилотов в большинстве случаев удаётся предотвратить. Вот только некоторые аварии и катастрофы в период с 1995 по 2015 год.

1995 год

31 мая вблизи города Комсомольск-на-Амуре в наборе высоты после взлёта на произошло возгорание силовой установки, расположенной справа. Экипаж пытался локализировать пожар, но в это время вспыхнул левый двигатель, пилотам пришлось немедленно катапультироваться. Оба члена экипажа не пострадали.

1997 год

15 января было зафиксировано падение с большой высоты 12-13 км самолёта . Машина упала в районе населённого пункта Кулой Архангельской области и при ударе о землю взорвалась. Экипаж погиб.

27 сентября на самолёте , взлетевшем с аэродрома Хотилово Тверской области начался пожар правой силовой установки. Все попытки экипажа погасить возгорание успеха не имели. По команде с земли лётчики катапультировались, предварительно направив горящую машину в безлюдную местность.

2000 год

5 апреля ночью, возвращаясь на аэродром Котлас в Архангельской области на при выполнении посадки подломилась стойка основного шасси и самолёт резко выбросило с ВПП. От полученных травм один член экипажа скончался.

2007 год

В Карагандинской области казахстанских вооружённых сил, выполняя заход на посадку не дотянул 7 км до ВПП, столкнулся с землёй и разрушился. Оба пилота погибли. Как выяснилось позже, причиной явился отказ пилотажно-навигационных приборов.

2008 год

В апреле при выполнении учебно-тренировочных полётов с аэродрома Канск в Красноярском крае, произошёл срыв фонаря с кабины . Это случилось на высоте 12 км и температуре наружного воздуха – 56 градусов на скорости, превышающей скорость звука. Пилотам удалось погасить скорость, быстро потерять высоту и приземлиться на своём аэродроме. Оба лётчика были представлены к правительственным наградам.

2010 год

18 января экипажу , взлетевшему с аэродрома Большое Савино(Пермь) пришлось совершить экстренную посадку из-за выхода из строя кислородного оборудования. Грамотные действия пилотов и группы руководства полётами помогли предотвратить лётное происшествие и выполнить посадку на аэродроме вылета.

2015 год

30 октября при выполнении плановых полётов с одного аэродромов на Камчатке с экранов радаров пропала отметка самолёта . Судьба самолёта и экипажа до сих пор неизвестны.

Видео МиГ-31: взлёт, посадка

Миг-31

Миг-31 – это скоростной высотный истребитель-перехватчик. Он предназначен не для ближнего, манёвренного боя. Он предназначен только для уничтожения скоростных целей, летящих на высотах от 25 метров до 37 километров. Физический потолок Миг-31 равен 37 650 метров. Стремительный рост скоростей самолётов – истребителей замедлился после того как была достигнута тройная скорость звука. Дело в том, что дальнейшее увеличение скорости истребителя привело бы к значительному усложнению и удорожанию конструкции. Поэтому в дальнейшей работе решили сосредоточиться на другом, совершенствовать бортовое оборудование и вооружение. Это и послужило началом истории истребителя — перехватчика Миг-31.

Миг-31.

Во времена холодной войны очень сложной задачей для советской ПВО была охрана северных и дальневосточных рубежей страны. Там нельзя было развернуть достаточное количество радиолокационных станций и аэродромов. В таких условиях потребовался перехватчик с большим радиусом действия. Существующий на то время перехватчик Миг-25 не обладал достаточным радиусом действия. Положение было усугублено и тем, что изменилась и тактика действия ударных самолётов, которые стали пытаться преодолевать систему ПВО на сверхмалых высотах полёта. Вдобавок, ко всему, в это время, появились крылатые ракеты, которые летели на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности и имели относительно небольшие размеры.

Истребитель-перехватчик Миг-31

Принципы создания перехватчика Миг-31 явились дальнейшим логическим продолжением развития уже существующего истребителя-перехватчика Миг-25. Первое и основное отличие этих машин в том, что Миг-25 был перехватчиком «один в один», то есть один самолёт, предназначенный для уничтожения одной цели в один и тот же момент времени. Миг-31 стал способен уничтожать несколько целей одновременно.

Судя по опыту эксплуатации разных советских истребителей, существующих на тот момент, нам не хватало всевысотности, дальности, скорости полёта на сверхмалых высотах, радаров достаточной мощности, ракет с большой дальностью полёта.

Так же нужен был самолёт способный противостоять даже большим группам целей во взаимодействии с другими самолётами. Управление этой группы должно было осуществляться с помощью специальной аппаратуры передачи данных.

Миг-31 над тайгой

Разработка Миг-31 началась в 1968 году. Это первый советский истребитель, на который установили двухконтурные турбореактивные двигатели. Они являются более экономичными на бес форсажном режиме и к тому же имеют меньшие размеры. Большая экономичность двигателей позволила увеличить запас топлива на самолёте. Двигатель имеет обозначение Д-30Ф-6. Суммарная тяга двух двигателей на форсажном режиме 31 т/сек. Крыло имеет развитую механизацию – предкрылки и закрылки. Это увеличивает подъёмную силу на малых скоростях полёта. Время патрулирования Миг-31 без дозаправки 3,5 часа. Это в два раза больше, чем у Миг-25.

Скорость и высота полёта Миг-25 и Миг-31 отличаются не сильно. Главное их отличие в вооружении и электронной начинке. Миг-25 одноместный самолёт, а Миг-31 двухместный. На Миг-31 в передней кабине сидит первый пилот, а в задней кабине сидит штурман-оператор. Соответственно боевая эффективность Миг-31 на порядок выше. При необходимости штурман-оператор может взять управление самолётом на себя. В кабине штурмана-оператора установлен большой круглый экран по отображению радиоэлектронной информации о тактической обстановке вокруг самолёта. Обязанности экипажа распределили так. Командир корабля пилотирует машину, выполняет пуски ракет, стрельбу из пушки и принимает окончательные решения по ситуации. Штурман прокладывает маршрут, при необходимости изменяет его и выполняет подготовку к воздушному бою.

Миг-31 РЛС с фазированной антенной решёткой

Система управления вооружением Миг-31 получила название «Заслон». Её основа радиолокационная станция с фазированной антенной решёткой. На Миг-25 радиолокационная станция была с механическим поворотом локатора, а на Миг-31 пространство сканирует электронный луч радиолокационной станции и делает он это мгновенно. Причём РЛС с фазированной антенной решёткой выдаёт координаты сразу нескольких целей. На Миг-25 РЛС давала координаты только одной цели, а на Миг-31 сразу десяти. Причём компьютер определяет наиболее опасные из них. Дальность обнаружения до 400 километров. «Заслон» обеспечивает полный комплекс боевых операций. Он обнаруживает, сопровождает, выдаёт решение на захват цели.

Работа пилота сводится к тому, чтобы сделать необходимый манёвр вправо, влево, вверх, вниз, совместить перекрестье прицела с отметкой цели и нажать кнопку.

Миг-31 – это первый истребитель-перехватчик, способный уничтожать сразу несколько целей ОДНОВРЕМЕННО, в том числе крылатые ракеты, летящие на сверхмалой высоте — до 25 метров. Он делает пуск ЧЕТЫРЁХ ракет по ЧЕТЫРЁМ разным целям в одной атаке, примерно в течение 10-ти секунд. Перехватчик может работать без средств наземного наведения на цели.

На машине установлена помехозащищённая система кодированной передачи данных. Это позволяет нескольким самолётам обмениваться информацией о воздушной обстановке между собой и передавать её на землю.

Группа из ЧЕТЫРЁХ машин Миг-31 способна контролировать воздушное пространство шириной 1200 километров. Миг-31 может использоваться как командный пункт для управления другими типами самолётов, например Су-30.

Так же Миг-31 оборудован, прибором теплового обнаружения с дальностью работы 50 километров.

Миг-31 скоростной высотный перехватчик

Первый экземпляр самолёта Миг-31 был построен летом 1975 года. Лётчик-испытатель Александр Федотов первый раз поднял машину в небо 16-го сентября 1975 года. Машина была принята на вооружение в мае 1981 года. Его массовое поступление в войска началось в первой половине 80-х годов 20-го столетия. К концу 80 годов самолёты были разбросаны на более, чем 20-ти аэродромах по всей территории СССР.

Некоторые технические характеристики самолёта Миг-31. Размеры самолёта: Длина 22,7 метра, Высота 6,15 метра, Размах крыла 13,46 метра. Максимальный взлётный вес 46 200 килограммов. Максимальная скорость полёта на потолке 3 800 км/ч. Рабочая высота полёта около 30 000 метров. Дальность полёта около 4 000 километров.

Миг-31, при своём весе более 40 тонн, классифицируется как воздушный корабль. Самолёт пришёл на смену нескольким другим перехватчикам, но существенно превосходил их по боевым характеристикам. Экипажам пришлось привыкать к длительным полётам. Полёты могли проходить над Северным Ледовитым океаном, а это придавало дополнительную психологическую нагрузку.

Миг-31 на земле

Миг-31 вооружён четырьмя ракетами большой дальности «Р-33». Они подвешиваются под фюзеляж. Ракета «Р-33» обладает дальностью полёта 120 км. Она способна поражать скоростные цели на высотах от 25 метров до 35 километров. Под крыло на пилоны подвешиваются четыре ракеты ближнего боя «Р-60» или две ракеты средней дальности «Р-40». Так же Миг-31 вооружён шестиствольной пушкой «ГШ-6-23. Калибр 23 мм, боекомплект 260 снарядов. Она находится в обтекателе за правой стойкой шасси.

Иностранные разведки естественно проявляли неподдельный интерес к этому самолёту. До определённого времени удавалось довольно эффективно скрывать Миг-31 от посторонних глаз и не выдавать о нём никаких сведений. Но в 1985 году в Москве был задержан органами КГБ некий Адольф Толкачёв – сотрудник одного из оборонных предприятий. Оказалось, что он передавал на запад сведения о вооружении Миг-29 и Миг-31. Это послужило дополнительным толчком для дальнейшего совершенствования этих самолётов.

Миг-31

Новая модификация Миг-31 получила улучшенную РЛС и доработанные ракеты «Р-33». Обновлённая версия получила название Миг-31Б. Так же было установлено устройство по дозаправке в воздухе. Это увеличило радиус действия самолёта. Это было особенно важно в северных широтах.

Тридцатого июля 1987 года впервые в Мире на истребителе-перехватчике Миг-31 был совершён перелёт через Северный полюс. Машина находилась в воздухе 7 часов. Дозаправка в воздухе в этом полёте осуществлялась дважды.

К началу 90-х годов было выпущено около 500 перехватчиков Миг-31 различных модификаций.

Готовилась к запуску в серийное производство следующая модификация – Миг-31М. У него была новая электронная начинка, были внесены конструктивные изменения для улучшения лётных характеристик, были установлены новые – более экономичные двигатели с большей тягой, увеличено количество топлива. На модификации Миг-31М был установлен прицельный комплекс «Заслон М». Он мог сопровождать одновременно уже 24 цели и уничтожать 6 из них ОДНОВРЕМЕННО. Количество дальних ракет, под фюзеляжем увеличилось с четырёх до шести. Дальность обнаружения и дальность уничтожения целей существенно увеличилась.

Но в 90-х годах произошёл развал страны и модификация «М» не прошла до конца даже испытания. Технический задел, заложенный в Миг-31М, был использован при модернизации уже существующих самолётов. Они, конечно, не получились с характеристиками Миг-31М, но определённый сдвиг в лучшую сторону произошёл.

Первые модернизированные машины поступили в войсковые части в 2008 году. Они обозначаются Миг-31БМ. Эта модификация получила многофункциональные дисплеи в кабине, машину оборудовали спутниковой навигацией, количество точек подвески под крылом увеличилось с двух до четырёх. По некоторым боевым задачам Миг-31БМ стал почти в четыре раза эффективнее. Фонари кабин поднимаются и опускаются с помощью сжатого азота. Возросшая масса машины потребовала сделать основные стойки шасси не одно, а двухколёсными. Это позволяет использовать Миг-31БМ с ледовых аэродромов.

На сегодняшний день Миг-31 самый мощный комплекс перехвата в России. Он будет использоваться ещё долгое время.

МиГ-31 БМ - новейшая модификация высотного истребителя-перехватчика, аналогов которому в мире нет. Перехватчик МиГ-31БМ является частью системы противоракетной обороны (ПРО), самолёт берёт на себя самые трудновыполнимые функции – уничтожение крылатых и баллистических ракет в любом диапазоне высот в тяжёлых метеоусловиях, доводя оборону до 100% надёжности.

Перехватчик МиГ-31БМ является частью системы противоракетной обороны (ПРО), самолёт берёт на себя самые трудновыполнимые функции – уничтожение крылатых и баллистических ракет в любом диапазоне высот в тяжёлых метеоусловиях, доводя оборону до 100% надёжности. Перед истребителем поставлены и дополнительные задачи по уничтожению спутников, обнаружению и уничтожению самолётов-невидимок 5-го поколения, низколетящих целей с траекторией полёта, огибающей рельеф, беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Сверхзвуковой истребитель-перехватчик с трапециевидным крылом МиГ-31БМ – двухместный высокоплан не имеющий аналогов. Скорость на высоте составляет 2,83 М, у земли 1500 км/ч. Невысокая эксплуатационная перегрузка 5 g не случайна, маневренности недостаточно, но она и не нужна, этот самолёт моментально и точно выпускает свой запас ракет и уходит настолько же быстро, насколько и приближается.

История создания перехватчиков МиГ-31

Конец 1960-х положил начало работам КБ микояновцев, трудившимся над проектом истребителя-перехватчика Е-155МП, прославившегося под наименованием МиГ-31. Совмин СССР постановил от 24.05.1968 г. начать разрабатывать этот проект. Вначале Г.Е. Лозино-Лозинский проработал над ним до 1976 года, пока его не перевели разрабатывать космический челнок «Буран». Дело было передано новому главному конструктору К.К. Васильченко, которого сменяли в процессе времени А.А. Белосвет, Э.К. Кострубский, А.Б. Аносович, Б.С. Лосев. Поставленные на то время задачи, были такими:

Перехват воздушных целей на всех высотах (низкой, средней, высокой) как в простых, так и в сложных метеоусловиях.

Поражение маневрирующего противника и оказывающего активное сопротивление.

Самолёт получил новейшее электронное оборудование, расширившее диапазон возможностей, впервые в мире используется фазированная антенная решётка ФАР, которая открыла новые границы для РЛС. Это один из 29 мировых рекордов перехватчика №1. Передовые зарубежные страны смогли повторить это на рубеже 2000-х годов. Работы велись не на пустом месте, за основу был положен МиГ-25П, с поправкой, что экипаж будет состоять не из одного, а из двух человек. Проектная модель была с двухконтурным движителем Д-30Ф6 в количестве двух единиц, тяга каждого 15,5 тыс.кгс. Тогда уже был установлен и новый рекорд скорости М=2,83. Малая высота покорилась скорости 1500 км/ч.

Под кодом «83» 16 сентября 1975 г. в воздух поднялся планер Е-155ПМ с лётчиком-испытателем А.В. Федотовым. Готовый проектный образец совершил полёт через год, сойдя с Горьковского авиазавода, доработавшего его конструктивно. Там же и организовалось производство этих машин. Первая боевая единица поступила в распоряжение армии 6 мая 1981 под обозначением МиГ-31. Истребитель значительно разнится с разработанным одновременно с ним малым истребителем МиГ-29, его основные цели скоростные, а не маневренные. Перехватчик изначально служит в истребительной авиации войск ПВО, аналогично спецназу.

Что нового в модификации БМ

Вначале 2000-х руководство МиГ обратилось с предложением к новому аппарату власти продолжить работы по модернизации МиГ-31 и получило положительный ответ. Важно, что военное ведомство решило сохранить назначение основных боевых задач, и перехватчик не стал ещё одной версией многофункционального истребителя. От ВКС прозвучало требование улучшить характеристики предшественника по перехвату целей, а также обеспечить возможность качественно модернизировать бортовой электроникой и программным обеспечением и вооружением большой парк устаревающих машин.

В работу включилось множество предприятий и научных институтов, часть из них широко известны в стране – это КБ Вымпел, ГЛИЦ им.Чкалова, НИИ Приборостроения им.Тихомирова, завод Сокол. Порадовали приборостроители разработкой системы управления вооружением (СУВ) «Заслон-АМ», работающей с модернизированной РЛС РП-31АМ, исчисляющий боровой компьютер уникальный, со специальным программным обеспечением (ПО). Эти возможности нового «Заслона» позволяют находить малозаметные цели с ЭПР 3 м2 (истребители 4-го поколения) на расстоянии 320 км и поражать их на 280 км.

Установлена русская спутниковая навигация ГЛОНАСС. Вдвое выросла вероятность поражения гиперзвуковых целей и крылатых ракет. Самолёт стал эффективнее в бою в 1,5 – 4 раза. На его радарах отображаются стелс-самолёты 5-го поколения до входа в ближний бой, что заставит пилотов F-22 задуматься о своей безнаказанности. Первый показ МиГ-31БМ состоялся в 2007-м на выставке МАКС. После доработки перехватчиков видели в 2008-м уже два самолёта, при облёте военного аэродрома в Саваслейке, лётчики 3958-го Керченского Гвардейского Краснознамённого авиаполка дали им хорошую характеристику. Интерьер кабины был сохранён по максимуму, добавился лишь монитор.

С 2006 года у КБ Микояна действует долгосрочный контракт с Министерством обороны РФ. Выпуск серийных самолётов ведётся с 2009 года. До 2016 года проект дорабатывался и выпуск был ограничен. К 2020 прибавиться ещё минимум 60 крылатых машин МиГ-31, обновлённых на заводе «Сокол» до модификации БМ.

Class="eliadunit">

Возможности самолета

Главная угроза миру исходит от авианосных ударных группировок НАТО, несущих к берегам какого-либо региона планеты крылатые американские ракеты «Томагавк». Эти низколетящие цели (2 м – 5 м над поверхностью моря и суши) недоступны противоракетам системы ПРО, но они по силами МиГ-31БМ, оснащённому оборудованием с видимостью в верхней и нижней полусфере. Став всевидящим и многофункциональным, перехватчик цепко держит на своих радарах 24 объекта. Неся на себе несметное вооружение (ракеты воздух-воздух, воздух-море, воздух-земля) массой до 9 т, самолёт готов поразить одновременно до 6 из них. Истребитель перехватывает гиперзвуковые цели до 6 чисел Маха.

Хорошее взаимодействие с зенитно-ракетными комплексами противовоздушной обороны (ПВО) является ещё одним важным преимуществом этого перехватчика. Помимо борьбы с объектами, находящимися на земле, на воде и в воздухе, Миг-31БМ может стать координационным командным пунктом (ККП) для остальных самолётов группы с маломощными РЛС.

В нынешних возможностях нашего МиГа – это наводка ракет, выпущенных с других истребителей, которые в режиме радиомолчания сблизились на дистанцию пуска ракеты. В результате работа группы становится наиболее эффективной. Важно ещё раз отметить, что только МиГ-31 способен побороть незаметные на дальних радарах ПВО низколетящие ракеты «Томагавк» или «ALCM», причём с первого раза. Именно эти ракеты заокеанских маньяков из Пентагона разрушили жизнь в Ираке и Ливии, эти страны не имели в составе вооружения российских перехватчиков.

Конструкция МиГ-31БМ

Устойчивости полёту придают подфюзеляжные кили. Обшивка сверхзвукового самолёта состоит из жаропрочных марок сталей и лёгкого прочного титанового сплава, который сделан из 50% нержавеющей стали, 33% алюминия, 16% титана и 1% композитных материалов. Шасси усиленные, из 3-х стоек, носовая конструкция с тележкой на 2-х колёсах. В дополнение к тормозному парашюту, находящемуся в контейнере, как тормозные щиты, используются створки главных стоек, чтобы максимально сократить тормозной путь.Самолёт вырос за период модернизаций до 22,7 м длины. Высота его 6,15 м. размах крыльев скоростной 13,45 м. Значительная взлётная масса составляет 50 т, удивительно большая и нагрузка вооружением 9 т. Двигатели Д-30Ф6.

Специально для последней версии МиГ-31БМ была разработана принципиально новая схема комплектации кабин для пилота и штурмана от ЗАО «Русская авионика», теперь экипаж может обмениваться информацией. Аналогично фронтовому истребителю МиГ-29СМТ , в кабине пилота справа появился цветной ЖК-монитор с удобным размером экрана 6х8 дюймов.Штурман-оператор видит у себя в кабине три аналогичных монитора для получения и обработки тактической, навигационной информации, телеизображения с управляемых средств поражения и другое, что касается обстановки и состояния самолёта.

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 22690
  • Длина фюзеляжа: 20620
  • Высота: 6150
  • Размах крыла: 13460
  • Площадь крыла: 61,60 м²
  • Масса пустого: 21820 кг
  • Масса с полной заправкой: 39150 кг
  • Максимальная взлетная масса: 46750 кг
  • Максимальный запас топлива: 17330 кг
  • Масса полезной нагрузки полезной нагрузки: до 5000 кг
  • Двигатель: 2 × ТРДДФ Д-30Ф6
  • тяга:
    • максимальная бесфорсажная: 2 × 9500 кгс
    • на форсаже: 2 × 15500 кгс
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: 5G

Летные характеристики

  • Максимальная допустимая скорость - 3400 км/ч
  • Крейсерская скорость дозвуковая - 950 км/ч
  • Крейсерская скорость сверхзвуковая -: 2500 км/ч
  • Практическая дальность -1450 км
  • Боевой радиус - 720 км
  • Практический потолок - 20600 м
  • Динамический потолок - 30000 м
  • Скороподъёмность: у земли 160 м/с:
  • Разбег: 950-1200 м
  • Пробег: 800 м
  • Посадочная скорость - 280 км/ч

Оборудование

Важной частью вооружения является радиолокационная станция РЛС «Заслон-М». Истребитель 4-го поколения обнаруживается на расстоянии 320 км, можно сопровождать эту цель на поражаемом расстоянии 280 км ракетами с инерциальной системой наведения К-37М (русская версия Р-37М на выставках это РВВ-БД, выпускается с 2014 для МиГ-31БМ), на вооружении есть и Р-33С, Р-77, достигающая врага на 120 км. Проводились испытания, подтверждающие данные характеристики, превосходящие аналоги зарубежных стран. К сравнению стоит отметить, что лучший перехватчик СШАF-14D «Томкэт» способен заметить и поразить истребитель противника с ЭПР 3 м2 на расстоянии до 160 км (в 2006-м заменен недоработанным ещё F/A-18E/F «Супер Хорнет», уступающим предшественнику).

Вооружение

На одном из показов в Жуковском МиГ-31БМ продемонстрировал своё вооружение, было видно 4 дальних ракеты Р-33С с радиолокационным наведением, прикрепленные под фюзеляжем на конформных узлах, на левой консоли была одна противолокационная ракета УР Х-31П. В состав вооружения входили 4 ракеты средней дальности РВВ-АЕ, крепились к подкрыльевым узлам.

Используются и устаревающие ракеты Р-40 ТД, сделанные для предшественника МиГ-25 П. Из двухсот стоящих на вооружении 31-х МиГов около 60-ти пройдут модернизацию до уровня МиГ-31БМ к 2020 году. Такие самолёты смогут вооружиться 6-ю ракетами Х-25МП, Х-25МПУ, Х-31П (противолокационными), 3-мя самонаводимыми ракетами типа Х-59 и Х-29 (для поражения движущихся наземных целей).

Для бомбардировки укреплённых стационарных объектов (в т.ч. шахты с баллистическими ракетами противника, штабы) использоваться могут 6 корректируемых авиабомб КАБ-1500 или 8 КАБ-500.

class="eliadunit">

Оборудование

Дальность полёта

Модификации

Эксплуатация

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

Катастрофы

МиГ-31 (по кодификации НАТО: Foxhound - лисья гончая) - двухместный сверхзвуковой всепогодный истребитель-перехватчик дальнего радиуса действия. Разработан в ОКБ-155 (ныне ОАО «РСК „МиГ“»). Первый советский боевой самолёт четвёртого поколения.

МиГ-31 предназначен для перехвата и уничтожения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днём и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, при применении противником активных и пассивных радиолокационных помех, а также ложных тепловых целей. Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800-900 км.

История

Работы по созданию истребителя-перехватчика МиГ-31 началась в ОКБ им. А. И. Микояна в 1968 году. На начальной фазе работами руководил главный конструктор А. А. Чумаченко. Затем, на этапе глубокой инженерной разработки и испытаний, - Г. Е. Лозино-Лозинский. В 1975 году, после того как Глеб Евгеньевич начал заниматься разработкой «Бурана», работы по созданию самолёта возглавил Константин Константинович Васильченко.

Боевые возможности истребителя предполагалось существенно расширить благодаря применению новейшего электронного оборудования, в частности (впервые в мире) РЛС с пассивной фазированной антенной решёткой. МиГ-31 строился по схеме самолёта МиГ-25, но имел экипаж из двух человек - лётчика и штурмана-оператора, размещавшихся по схеме «тандем». Прототип МиГ-31 совершил свой первый полёт 16 сентября 1975 года, за штурвалом его находился лётчик-испытатель А. В. Федотов. В 1981 году началось производство МиГ-31 в Горьком. Первая серия состояла всего из двух самолётов, вторая - из трёх, третья - из шести. Все эти самолёты предназначались для проведения лётных испытаний. Новые перехватчики стали поступать на вооружение ПВО в 1983 году.

Первыми МиГ-31 получили 786-й ИАП, дислоцирующийся в Правдинске, и Центр боевого применения ПВО в Саваслейке. В частях ПВО МиГ-31 пришли на смену Су-15 и Ту-128. В сентябре 1984 года новые перехватчики заступили на боевое дежурство на Дальнем Востоке - на аэродроме Сокол, остров Сахалин.

Производство МиГ-31 было свёрнуто в 1994 году. К концу 1994 года построено более 500 самолётов МиГ-31 и МиГ-31Б.

Во время 2-й чеченской войны МиГ-31 и самолёты ДРЛО А-50 контролировали воздушное пространство Чеченской Республики.

На данный момент производится модернизация состоящих на вооружении самолетов до версии МиГ-31БМ, первые 2 поступили в войска в 2008 году.

Оборудование

Основу системы управления вооружением самолёта МиГ-31 составляет импульсно – доплеровская радиолокационная станция с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) РП-31 Н007 «Заслон», разработки НИИ Приборостроения (г. Жуковский), имеющая дальность обнаружения воздушных целей до 200 км (для цели с ЭПР 19 м² на попутных ракурсах с вероятностью 0.5),дальность обнаружения цели с ЭПР 3м с вероятностью 0.5 на догонных ракурсах 35 км (дальность автоматического сопровождения - 120 км). На модернизированном самолёте МиГ-31БМ максимальная дальность обнаружения воздушных целей увеличена до 320 км. На автоматическое сопровождение принимаются до десяти целей, а новейшие комплексы «Заслона» отслеживает до 24 целей и одновременно может атаковать до 8 целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33 (Р-33С).

Дополнительным средством обнаружения воздушных целей является теплопеленгатор 8ТП, который размещён под носовой частью фюзеляжа (дальность обнаружения - зависит от состояния атмосферы и степени «нагретости» цели. Дальность до 56км). В полётном положении теплопеленгатор убран в фюзеляж, а в рабочем - выпускается в поток. Он сопряжён с РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также для выдачи целеуказания ракетам Р-40ТД и Р-60 с ТГС.

Пилотажно-навигационное оборудование самолёта МиГ-31 включает систему автоматического управления САУ-155МП и прицельно-навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными системами ИС-1-72А с цифровым вычислителем «Манёвр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП» (А-312) или А-331, радиотехнической системой дальней навигации А-723 «Квиток-2». Дальняя радионавигация осуществляется посредством двух систем: «Тропик» (аналогична системе «Лоран») и «Маршрут» (аналог - система «Омега»).

Самолёт оснащен средствами радиоэлектронной борьбы радиолокационного и ИК-диапазонов. Перехватчик МиГ-31 способен выполнять боевые задачи, взаимодействуя с наземной автоматизированной цифровой системой управления (АСУ «Рубеж»), работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночно, а также в составе группы из четырёх самолетов с автоматическим внутригрупповым обменом информации. Цифровая помехозащищённая система связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырёх перехватчиков, удалённых один от другого на расстояние до 200 км и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (в этом случае самолёт выполняет роль пункта наведения, или ретранслятора).

Принципиальные отличия версии МиГ-31БМ:

Бортовой радиолокационный комплекс МиГ-31БМ способен одновременно обнаруживать до 24 воздушных целей, 8 из которых могут быть одновременно обстреляны ракетами Р-33С или Р-37 (последние - на дальность до 280 км). Достигнута возможность перехвата целей, летящих со скоростью, соответствующей М=6, улучшены другие характеристики комплекса

Модернизированные варианты самолета могут оснащаться противорадиолокационными ракетами Х-31П, Х-25МП или X-25МПУ (до шести единиц), противокорабельными УР X-31А (до шести), ракетами класса воздух-поверхность Х-59 и Х-29Т (до трех) или X-59М (до двух единиц), до шести корректируемых авиабомб КАБ-1500 или до восьми КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Максимальная масса боевой нагрузки составляет 9000 кг.

АО «Русская авионика» разработала для него принципиально новую компоновку обеих кабин. Основным недостатком прежней компоновки являлось отсутствие у летчика информации о тактической обстановке: командир не знал, что делает штурман. Теперь в передней кабине с правой стороны приборной доски установлен многофункциональный ЖК-индикатор размером 6х8 дюймов (аналогичный использованному на МиГ-29СМТ). Более существенным изменениям подверглась кабина штурмана-оператора, в которой расположено три таких индикатора, на которые может выводиться самая разнообразная информация (тактическая, навигационная, радиолокационная, изображения с телекамер управляемых средств поражения и т. п.). Самолет получил также индикатор на лобовом стекле, заменивший прежний ППИ.

Навигационный комплекс, которым оснащается модернизированный МиГ-31БМ, в значительной степени унифицирован с МиГ-29СМТ (в его состав входит приемник спутниковой навигации). В результате доработки парка истребителей МиГ-31 отечественные ВВС получили практически новый самолет, имеющий широкий спектр боевого применения.

На экспортном варианте этого истребителя - МиГ-31ФЭ - могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства.

Дальность полёта

Для МиГ-31 с 4 ракетами и двумя подвесными баками, пуском ракет на середине пути, сбросом подвесных баков после их выработки и выпущенной ПМК дозвуковая практическая дальность и продолжительность полёта составляют соответственно 3000 км и 3 ч 38 мин.

Дозвуковая практическая дальность и продолжительность без подвесных баков и убранной ПМК составляет:

  • без ракет: дальность - 2480 км, продолжительность - 2 ч 44 мин;
  • с 4 ракетами и пуском их на середине пути: дальность - 2400 км, продолжительность - 2 ч 35 мин;
  • с 4 ракетами: дальность - 2240 км, продолжительность - 2 ч 26 мин.

Модификации

С момента выпуска МиГ-31 также разработаны многочисленные модификации самолета:

  • МиГ-31Б - серийная модификация МиГ-31, оснащённая системой дозаправки в воздухе;
  • МиГ-31БС - МиГ-31, модернизированный до уровня МиГ-31Б;
  • МиГ-31БМ - модернизация 1998 года, современная версия МиГ-31 для ВВС России. Предполагается модернизировать все состоящие на вооружении самолеты до этой версии (2008 год); В 2008 завершен первый этап ГСИ,продолжается второй этап.
  • МиГ-31Д - экспериментальная модификация, способная нести противоспутниковую ракету «Ишим»;
  • МиГ-31ЛЛ - летающая лаборатория в Жуковском;
  • МиГ-31М - модернизированный в 1993 истребитель-перехватчик с усиленными вооружением, РЛС, БРЭО;
  • МиГ-31Ф - многоцелевой фронтовой истребитель, предназначенный также для атак наземных целей (проект принципиально нового самолёта);
  • МиГ-31ФЭ - экспортный вариант самолёта МиГ-31БМ;
  • МиГ-31Э - экспортный вариант с упрощённым БРЭО;
  • Миг-31ДЗ - серийный истребитель-перехватчик, оборудованный системой дозаправки в воздухе (отличается от МиГ-31Б расположением штанги дозаправки (на МиГ-31ДЗ штанга установлена слева по полёту) и оборудованием второй кабины).

Эксплуатация

Самолеты МиГ-31 эксплуатировались и эксплуатируются кроме России в Казахстане, а также возможно и в Китае.

В ВВС России на вооружении стоят около 137 (+ 100 в резерве) самолётов МиГ-31 в 7 авиабазах:

  • 4 АвГр 6983 АвБ Центральная Угловая 12 МиГ-31;
  • аэродром Елизово, Петропавловск-Камчатский из 2011 г. в составе ВВС 29 МиГ-31;
  • 3958 АвБ авиабаза Саваслейка 12 МиГ-31;
  • 3 АвГр 7000 АвБ авиабаза Мончегорск 14 МиГ-31;
  • 4 АвГр 7000 АвБ аэродром Хотилово 24 МиГ-31;
  • 2 АвГр 6980 АвБ Большое Савино, Пермь 22 МиГ-31;
  • 3 АвГр 6980 АвБ аэродром Канск 24 МиГ-31;

В Казахстане на вооружении 43 МиГ-31 в составе 356-го ИАП - аэродром Караганда.

В ряде источников сообщалось о закупке 24 самолетов в первой половине 1990-х годов, однако нет никаких достоверных подтверждений того, что они действительно поступили на вооружение ВВС Китая.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

МиГ-31 обладает следующими техническими характеристиками:

  • экипаж - 2 человека;
  • длина - 21,62 м;
  • размах крыла - 13,45 м;
  • высота - 6,50 м;
  • площадь крыла - 61,60 м²;
  • масса:
    • пустого самолета - 21 820 кг;
    • с полной заправкой - 39 150 кг;
    • максимальная взлетная масса - 46 750 кг;
  • масса топлива - 17 330 кг;
  • тип двигателя - ТРДДФ Д-30Ф6;
  • тяга:
    • максимальная - 2 × 9500 кгс;
    • на форсаже - 2 × 15 500 кгс;
  • масса двигателя - 2416 кг.

Лётные характеристики

Лётные характеристики Миг-31:

  • максимальная допустимая скорость на большой высоте - 3000 км/ч (М2,82);
  • максимальная допустимая скорость на малой высоте - 1500 км/ч;
  • крейсерская скорость:
    • сверхзвуковая - 2500 км/ч (M2,35);
    • дозвуковая - 950 км/ч (M0,9);
  • практическая дальность:
    • на 2,35 М, высота 18 000 м - 720 км;
    • на 0,8 М, высота 10 000 м - 1450 км:
      • без дозаправки с 2 ПТБ - до 3000 км;
      • с одной дозаправкой - до 5400 км;
    • боевой радиус - 720 км;
  • продолжительность полёта - до 3,3 ч;
  • практический потолок - 20 600 м;
    • при максимальной взлётной массе - 759 кг/м²;
    • с полной заправкой - 635 кг/м²;
  • тяговооружённость:
    • при максимальной взлётной массе - 0,66;
    • с полной заправкой - 0,79;
  • максимальная эксплуатационная перегрузка - 5 g.

Вооружение

МиГ-31 может нести следующее вооружение:

  • пушечное:
    • пушка шестиствольная ГШ-6-23:
      • боекомплект - 260 патронов;
      • скорострельность:
        • при НУ - не менее 8000 мин−1;
        • при t = −60 °C - не менее 6400 мин−1;
  • ракетное на 6 точках подвески (дополнительно 2 точки подвески для ПТБ):
    • ракеты класса воздух-воздух:
      • Р-33,
      • Р-37,
      • Р-40Т(ТД),
      • Р-60(М).

Катастрофы

  • 20 сентября 1979 года, г.Ахтубинск, ГК НИИ ВВС, пожар двигателей из-за утечки топлива. Экипаж успешно катапультировался.
  • осень 1979 года, г.Горький, ПВО СССР, отказ обоих двигателей из-за заклинивания. Экипаж успешно катапультировался.
  • 4 апреля 1984 года, аэродром ЛИИ (г.Жуковский), ОКБ А.И.Микояна, первая версия - отказ системы сигнализации выработки топлива из баков. Вторая версия - разрушение межвального подшипника и разнос двигателя, приведший к нарушению управления самолетом, а затем и взрыву самолета в воздухе. Экипаж погиб.
  • 8 августа 1988 года, Кольский п-ов, 174-й ИАП, пожар во время полета над морем. Самолет успешно посажен на аэродром.
  • 20 декабря 1988 года, г. Семипалатинск, 356 ИАП, ошибка пилота во время выполнения учебного полета - не хватило высоты для вывода самолета из пикирования. Экипаж погиб.
  • 11 января 1989 года, аэродром Громово, 180 гв. ИАП, ложное срабатывание датчика пожар левого двигателя, неудачная посадка на одном двигателе в сложных метеоуслових. Экипаж погиб.
  • 19 ноября 2010 года, взлетевший с аэродрома без боевой нагрузки, МиГ-31, предположительно из-за технической неисправности, вошёл в штопор и разбился в 13.06 в 60 км к северо-востоку от места взлёта (Чусовской район). Экипаж катапультировался.
  • 6 сентября 2011 года в районе аэропорта Большое Савино сразу после взлета разбился «МиГ-31». Погибли оба пилота.

Основные характеристики

    Экипаж, чел. 2

Масса, кг:

    нормальная взлетная 41000

    максимальная взлетная (с двумя ПТБ) 45900

    пустого самолета 22680

    топлива во внутренних баках 15500

    максимальной боевой нагрузки 3000

Максимальная скорость полета, км/ч:

    у земли 1500

    на высоте 3000 (М=2,83)

    Дальность полета (без дозаправки топливом), км 3000

Рубеж перехвата, км:

    форсажный 720 (М=2,35)

    бесфорсажный с ПТБ 1400

    Боевой радиус действия на высоте, км 1200

    Практический потолок, м 20600

    Максимальная продолжительность полета, ч 3,5

Длина, м:

    разбега 1200

    пробега 800

    Максимальная эксплуатационная перегрузка, ед. 5

    Базирование (класс аэродрома) II

Размеры самолета, м:

    длина 22,69

    высота 6,15

    размах крыла 13,46

    Площадь крыла, м 61,6

МиГ-31 является дальнейшей модернизацией истребителя перехватчика МиГ-25. Предназначен для использования в системе ПВО, способен выполнять длительное патрулирование и вести борьбу со всеми классами аэродинамических целей, в том числе малоразмерными крылатыми ракетами, вертолетами и высотными сверхзвуковыми самолетами в любое время суток, при любой погоде и при интенсивном ведении РЭБ.

Самолет двухместный, выполнен по нормальной аэродинамической схеме с трапециевидным высокорасположенным крылом, цельноповоротным стабилизатором и двухкилевым оперением. Планер самолета изготовлен на 50% из нержавеющей стали, 150 - титана, 33% - из алюминиевых сплавов и 1 % - другие конструкционные материалы. Серийный выпуск начался в 1979 г. на авиазаводе в г. Горьком.

Основные отличия МиГ-31 от самолета-перехватчика МиГ-25П связаны с изменением конструкции крыла, увеличением емкости топливной системы и применением крупногабаритных подвесных топливных баков.

Самолет оснащен управляемыми ракетами (УР) класса «воздух - воздух» большой дальности стрельбы Р-33, которые размещены под фюзеляжем на полуутопленных тандемных подвесках.

Силовая установка истребителя МиГ-31 включает два двухконтурных турбореактивных двигателя Д-30Ф6 тягой на форсаже по 15500 кгс.

Внутренний запас топлива общей массой 16350 кг размещается в семи фюзеляжных, четырех крыльевых и двух килевых баках. На подкрыльевые узлы возможна подвеска двух ПТБ по 2500 л.

В состав экипажа входят два человека - летчик и штурман-оператор. Они размещаются в двухместной кабине по схеме «тандем» на катапультных креслах К-36ДМ.

Основу бортового радиоэлектронного оборудования самолета составляет система управления вооружением (СУВ) «Заслон» (РП-31). Она обеспечивает применение УР класса «воздух - воздух» с радио-локационными и тепловыми головками самонаведения, а также стрелково-пушечного вооружения. СУВ «Заслон» состоит из бортовой РЛС с фазированной антенной решеткой БРЛС-8Б, теплопеленгатора 8ТК, прицельно-пилотажного индикатора ППИ-70В и запросчика госопоз-навания.

БРЛС-8Б имеет дальность обнаружения воздушных целей типа «бомбардировщик» 180 200 км. Горизонтальный сектор обзора составляет 140°, вертикальный - от + 70° до - 60°. Станция позволяет обнаруживать цели как в верхней полусфере, так и на фоне земной поверхности, одновременно сопровождать до десяти целей и наводить ракеты на четыре из них.

Теплопеленгатор 8ТК сопряжен с бортовой РЛС и предназначен для пассивного обзора воздушного пространства, а также выдачи целеуказания ракетам с ИК ГСН. Теплопеленгатор обнаруживает цели типа «бомбардировщик» на дальности 50 км.

Пилотажно-навигационное оборудование включает систему автоматического управления САУ-155МП и навигационный комплекс КН-25 с двумя инерциальными навигационными системами с цифровым вычислителем «Маневр», радиотехнической системой ближней навигации «Радикал-НП», радиотехнической системой дальней навигации «Квиток-2». Радионавигационное оборудование обеспечивает вывод истребителя-перехватчика в заданный район с точностью 0,13 - 4 км практически в любой точке земного шара.

МиГ-31 выполняет боевые задачи во взаимодействии с наземной автоматизированной цифровой системой управления, работающей в режимах дистанционного наведения, полуавтономных действий (координатная поддержка), одиночно, а также в составе группы из четырех самолетов с автоматическим внутригрупповым обменом информацией. Цифровая помехозащищенная система связи обеспечивает автоматический обмен тактической информацией в группе из четырех перехватчиков, удаленных один от другого на расстояние до 200 км, и наведение на цель группы истребителей, имеющих менее мощное БРЭО (МиГ-29, Су-27). В этом случае самолет МиГ-31 выполняет роль пункта наведения.

Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяженностью по фронту 800 - 900 км. Целераспределение, а также назначение целей на атаку осуществляет ведущий группы по информации, отображаемой на индикаторе тактической обстановки, с последующей автоматической передачей на борт ведомых перехватчиков.

Самолеты МиГ-31 могут также образовывать боевой порядок для кругового обзора воздушного пространства (как на самолете ДРЛО).

Вооружение

В состав вооружения МиГ-31 входят:
- четыре УР класса «воздух - воздух» большой дальности стрельбы Р-33 (дальность пуска в переднюю полусферу до 120 км, высота боевого применения от 0,05 до 28 км);
- две УР класса «воздух - воздух» средней дальности стрельбы Р-40Т с тепловой ГСН (дальность пуска в переднюю полусферу 50 км, высота боевого применения от 0,05 до 30 км);
- встроенная шестиствольная пушка ГШ-6-23 с темпом стрельбы 6000 выстр./мин. и боекомплектом 260 патронов (под фюзеляжем).
Вместо УР Р-40Т возможна установка четырех ракет малой дальности стрельбы Р-60М (дальность пуска 0,2 - 8 км, высота боевого применения 0,03 - 20 км).
Истребитель-перехватчик МиГ-31 разработан в 1975 году и с 1981 года состоит на вооружении ВВС.
По решаемым задачам, составу оборудования, летно-техническим и боевым характеристикам МиГ-31 значительно превосходит существующие отечественные и зарубежные комплексы перехвата.
Модернизированными вариантами самолета МиГ-31 являются истребители-перехватчики МиГ-31Б (МиГ-31БС), МиГ-31М, многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-31ФЭ, МиГ-31БМ. На них установлены усовершенствованные РЛС, бортовая аппаратура, системы вооружения и управления, позволившие расширить боевые и технические возможности самолетов, а также круг решаемых ими задач.

Истребитель-перехватчик МиГ-31Б (МиГ-31БС)

Модернизированный вариант самолета МиГ-31. Его основные отличия от серийной машины:
- применение усовершенствованной системы управления вооружением «Заслон-А»;
- установка системы дозаправки топливом в воздухе;
- введение новых режимов передачи информации;
- модернизация навигационного вычислителя, обеспечившая внедрение в состав бортового оборудования перехватчика систем дальней радионавигации и космической навигации, что резко повысило надежность самолетовождения в высоких широтах.

Глубокая модернизация самолета МиГ-31. Основные отличия от базовой машины:
- установлена более совершенная модификация РЛС «Заслон-М» с существенно большей дальностью обнаружения целей, увеличенным количеством обнаруживаемых и сопровождаемых целей;
- обеспечена возможность применения шести новых ракет с еще большей дальностью пуска и ракет средней дальности типа РВВ-АЕ в качестве дополнительного вооружения;
- внедрена система спутниковой навигации;

Установлены модернизированные двигатели Д-30Ф-6М;
- изменен интерьер кабины штурмана-оператора;
- увеличен запас топлива во внутренних баках, установлена система дозаправки топливом в полете;
- оборудование индивидуальной защиты и радиоэлектронного противодействия объединено в бортовой комплекс обороны, обеспечена возможность применения станций активных помех.

Многоцелевой фронтовой истребитель МиГ-31ФЭ

Проект очередной модификации самолета МиГ-31.

На МиГ-31ФЭ доработана система вооружения и установлено новое бортовое оборудование.

Такой самолет способен применять большинство находящихся в эксплуатации в ВВС России управляемых ракет класса «воздух - поверхность». Основным средством поражения наземных РЛС могут стать ракеты Х-31П и Х-25МП, надводных морских целей - противокорабельные УР с активной радиолокационной головкой самонаведения. Тактическое управляемое вооружение класса «воздух - поверхность» будет включать две ракеты Х-59М или три X-59 с телевизионно-командной системой наведения или три более легких УР Х-29Л (Т). Вместо управляемых ракет на самолет можно подвешивать корректируемые авиабомбы: три КАБ-1500Л (Кр) или восемь КАБ-500Л (КАБ-500Кр). Лазерно-телевизионная аппаратура системы управления оружием класса «воздух - поверхность» разместится в подвес-ном контейнере. Максимальная масса боевой нагрузки должна составить 9000 кг (шесть бомб ФАБ-1500).

Для поражения воздушных целей на МиГ-31ФЭ имеются ракеты большой дальности стрельбы, ракеты средней дальности РВВ-АЕ и ракеты ближнего боя Р-73. В смешанном варианте вооружения МиГ-31ФЭ оснащен средствами поражения обоих типов (например, четыре Х-31 и четыре РВВ-АЕ), при этом оружие класса «воздух - поверхность» размещается под фюзеляжем, а «воздух - воздух» - под крылом. По компоновке, конструкции и силовой установке МиГ-31ФЭ практически не отличается от серийного перехватчика МиГ-31. По желанию заказчика на самолете могут устанавливаться и интегрироваться с российскими системами образцы вооружения и оборудования западного производства.

Многофункциональный истребитель МиГ-31БМ - самолет с расширенными боевыми возможностями по поражению воздушных целей и значительно возросшим ударным потенциалом. Опытный экземпляр этой машины построен в 1998 году и демонстрировался во время показа многофункционального истребителя МФИ 12 января 1999 года. По образцу МиГ-31БМ предлагается переоборудовать серийные боевые самолеты МиГ-31Б и МиГ-31БС.

В настоящее время МиГ-31 - наиболее массовый тип истребителя-перехватчика в ВВС России. Всего выпущено более 400 самолетов МиГ-31 и МиГ-31Б.

Loading...Loading...