Основные международные акты регулирующие вопросы прав человека. Международные документы

К сожалению или к счастью, не все пять миллиардов жителей Земли являются обладате-лями российского гражданства, поэтому нельзя говорить об абсолютном равенстве статуса человека (который вполне может существовать без государства, например, как Робинзон Крузо) и гражданина (который с паспортом получает и дополнительные права, например, на защиту со стороны государства за рубежом, и дополнительные обязанности, скажем, служить в армии).

Обычное международное право - или просто «обычай» - это термин, используемый для описания общей и последовательной практики, за которой следуют государства, вытекающие из чувства юридического обязательства. Так, например, хотя Всеобщая декларация прав человека сама по себе не является обязательным договором, некоторые из ее положений имеют характер обычного международного права.

Объявления, резолюции и т.д. принятые органами Организации Объединенных Наций

Общие правила международного права - принципы и практика, с которыми согласны большинство государств, часто содержатся в декларациях, прокламациях, правилах, руководящих принципах, рекомендациях и принципах. Хотя они не оказывают юридического воздействия на государства, они представляют собой широкий консенсус со стороны международного сообщества и поэтому имеют сильную и неоспоримую моральную силу в практике государств в отношении их поведения в международных отношениях.

Конституция РФ ставит знак равенства между правами и свободами, входящими в основу правового статуса и человека, и гражданина. Это говорит о том, что, во-первых, права гражданина основываются на общепризнанных принципах и нормах междуна-родного права, относящихся к правам человека. Во-вторых, это свидетельство уважения и гарантия соблюдения этих норм Российской Федерацией в отношении любого лица. Помимо равенства прав и свобод человека и гражданина важным принципом является их неотчуж-даемость. Поскольку эти права принадлежат личности с рождения — никто, в том числе и сам обладатель, не вправе лишить их себя (права на жизнь, честь и достоинство, защиту своих интересов).

Ценность таких инструментов заключается в признании и принятии многими государствами и даже без обязательной юридической силы можно рассматривать как заявление о принципах, общепринятое международным сообществом. В следующем году Всемирная декларация прав человека завершит свою пятидесятую годовщину в преддверии нового века. За последние пять десятилетий мы стали свидетелями исторического процесса постепенного формирования, консолидации, расширения и совершенствования международной защиты прав человека, формирования права на защиту со своей спецификой.

Для осуществления этих прав и свобод необходима их государственная поддержка и защита, которая провозглашается в Конституции как в целом (Статья 19: "...Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина..."), так и при-менительно к отдельным сферам (статья 38: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства").

Этот процесс начался с посылок о том, что права человека присущи человеку и как таковые преследуют все формы политической организации и что их защита не исчерпывается действиями государства. Реализация этого первого бразильского конгресса по правам человека и образованию в области гражданства является подходящей возможностью оценить на основе накопленного в этой области опыта дилеммы и вызовы международной защиты прав человека на пороге нового века.

Первая Всемирная конференция по правам человека в какой-то мере представляет собой постепенный переход от законодательного этапа разработки первых международных документов по правам человека к этапу осуществления таких документов. Вторая Всемирная конференция по правам человека провела глобальную переоценку осуществления таких инструментов и перспектив на новый век, открыв путь для процесса консолидации и совершенствования механизмов международной защиты прав человека. После четырех лет этой последней Конференции мы находим международные органы по защите прав человека перед лицом дилемм и вызовов, характерных для нашего времени, о которых мы расскажем ниже.

Действенной гарантией такого положения вещей является принцип приоритета между-народных норм, в том числе и относящихся к правам человека, установленный статьей 15 Конституции РФ.

Закрепленные в Конституции основные права и свободы личности получают свое развитие в статьях и пунктах особых документов, посвященных правам человека - вернее было бы сказать, что Конституция РФ базируется на нормах международных актов, поскольку возникли они раньше, и их авторитет (особенно это относится к международным документам) весьма высок.

Следует помнить, что в последние десятилетия, благодаря работе этих органов, бесчисленные жертвы были спасены. До начала 1990-х годов на глобальном уровне, например, в Организацию Объединенных Наций было отправлено более 350 000 сообщений о «постоянных нарушениях прав человека». Комитет по ликвидации всех форм расовой дискриминации в первые два десятилетия своей деятельности рассмотрел доклады 810 государств-участников. И Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по делам беженцев после четырех десятилетий функционирования системы в настоящее время заботится о более чем 17 миллионах беженцев во всем мире, не говоря уже о еще большем числе внутренне перемещенных лиц.

Международные документы, посвященные правам человека, весьма разнообразны, од-нако наибольшую известность имеют:

1) Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948г.

2) Международный пакт о гражданских и политических правах 1966г.

3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

На региональном уровне, например, до начала этого десятилетия на европейском континенте Европейская комиссия по правам человека приняла решение о 15 000 индивидуальных жалоб в соответствии с Европейской конвенцией о правах человека, в то время как Европейский суд по правам человека насчитывал 191 которые были представлены на рассмотрение, с 91 ожидающим рассмотрения дела. В Северной и Южной Америке Межамериканская комиссия по правам человека превысила в общей сложности 10 тыс. Обследованных сообщений, в то время как Межамериканский суд по правам человека с 14 мнениями, опубликованными сегодня, осуществлял свою спорную юрисдикцию на регулярной основе, с 11 ожидающими спорных дел сегодня.

Справедливость их положений не зависит от территории какого-либо государства, поскольку содержание их статей — естественные и неотчуждаемые права человека. Вместе с тем, закрепление в Конституции РФ приоритета международных норм делают соблюдение данных актов не просто жестом доброй воли, а правовой обязанностью, гарантируемой го-сударственным принуждением.

На Африканском континенте Африканская комиссия по правам человека и народов рассмотрела почти 40 жалоб или сообщений в рамках Африканской хартии прав человека и народов, некоторые из которых уже были решены. Благодаря усилиям международных надзорных органов на глобальном и региональном уровнях многие жизни были спасены, многие сообщенные и доказанные возмещения ущерба были нарушены, нарушена административная практика, изменены законодательные меры, образовательные программы и другие принятые меры положительные результаты со стороны правительств.

Декларация прав и свобод человека и гражданина была принята в РФ в 1991 году. Она устанавливает основные права и свободы, определяя при этом некоторые гарантии их со-блюдения.Права личности включают право на жизнь, свободу, неприкосновенность, опреде-ление национальной принадлежности. К политическим правам относятся: возможность участия в управлении делами общества и государства, доступ к государственным должно-стям, право на объединения, собрания, митинги, шествия, обращение в государственные ор-ганы. Экономические и социально культурные права дают, возможность быть собственни-ком, обладать правом на труд и отдых, социальное обеспечение (пенсию), образование; сво-бодно пользоваться учреждениями культуры. Данные права осуществляются в соответствии спринципами неотчуждаемости, равенства, защиты их государством и приоритета международных норм. Гарантиями, установленными Декларацией, можно считать право на защиту прав и свобод, установленный порядок уголовного суда (в т.ч. презумпция невиновности и отсут-ствие обязанности свидетельствовать против самого себя и близких родственников). Для осуществления парламентского контроля за правами человека в РФ была введена должность Парламентского уполномоченного по правам человека, обладающего депутатской непри-косновенностью.

Договоры Организации Объединенных Наций по правам человека на самом деле составляют основу универсальной системы защиты прав человека и должны рассматриваться не изолированно, не разделены друг с другом, а в отношении друг друга. Кроме того, эти конвенции пронизаны оговорками, многие из которых, на наш взгляд, явно несовместимы с его объектом и целью. Нам срочно необходимо провести всеобъемлющий обзор нынешней системы оговорок к многосторонним договорам, закрепленной в двух Венских конвенциях о праве международных договоров, которые, на наш взгляд, полностью не соответствуют договорам о правах человека.

Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 г. Права человека являются одной из глобальных проблем современности, одним из приоритетных направлений сотрудничества различных государств. О том, какими правами должен обладать каждый человек на Земле, говорится в специальном документе - Всеобщей декларации прав, принятой Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. Этот день ежегодно отмечается в мире как День прав человека.

Несмотря на практически всеобщее признание тезиса неделимости прав человека, сохраняется несоответствие между методами международного осуществления гражданских и политических прав и экономических, социальных и культурных прав. Соответствующие Протокольные проекты в этом отношении практически завершены, но все еще ожидают одобрения. Многие права, закрепленные в этих двух договорах по правам человека, совершенно оправданны в рамках системы индивидуальных петиций, и очень важно, чтобы это несоответствие процедур было прекращено.

Недопустимо, чтобы экономические, социальные и культурные права по-прежнему игнорировались в нашей части мира, как это было в последние десятилетия. Пренебрежение к последнему является печальным отражением обществ, отмеченных суровой несправедливостью и социальными диспропорциями. Нет смысла придерживаться принципа недискриминации в отношении гражданских и политических прав на конечные последствия и в то же время допускать дискриминацию как «неизбежную» в отношении экономических и социальных прав.

Декларация заложила основу современного международного права в области прав и свобод человека. Она состоит из преамбулы и 30 статей, охватывающих все основные сферы жизнедеятель-ности человека, и содержит широкий перечень как гражданских и политических, так и социальных, экономических и культурных прав. В Декларации также сформулирован ряд условий и требова-ний к осуществлению провозглашенных в ней прав.

Хроническая нищета - это не смертельная казнь, а жестокая материализация человеческой жестокости. Государства несут ответственность за соблюдение всех прав человека, включая экономические и социальные права. Невозможно отделить экономику от социальной, политической и культурной. Крайне необходимо снять эту тему со всей риторикой и рассматривать экономические, социальные и культурные права как истинные права, которыми они являются. Можно только задуматься о поощрении и защите прав человека от единой концепции того же самого, охватывая все вместе.

Всеобщая декларация прав человека была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и поэтому, она имеет лишь рекомендательный характер. Однако провозглашенные во Всеобщей декларации прав человека основные права и свободы в настоящее время рассматриваются подавляющим большинством государств мира в качестве юридически обязательных. Конститу-ции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот доку-мент, включают в себя целый ряд его положений. Не является ис-ключением и Конституция РФ. Закрепленные в ней права, свободы и обязанности являются основными, обладают высшей юридичес-кой силой и подлежат повышенной защите.

Распыленный или фрагментированный взгляд на права человека неизбежно приводит к искажениям, пытаясь отложить реализацию экономических и социальных прав на неопределенное завтра. Преобладающая нынешняя ситуация ухудшения условий жизни населения, поражающая столь многие страны сегодня, может угрожать даже достижениям последних лет в области гражданских и политических прав. Поэтому требуется интегральная концепция всех прав человека.

Одним из великих достижений международной защиты прав человека в исторической перспективе является, несомненно, доступ отдельных лиц к органам международной защиты и признание их международного процессуального потенциала в случаях нарушений прав человека. Последний предоставляет конкретный тип локуса отдельным лицам перед Европейским судом по правам человека. Настаивая не только на правосубъектности, но и на полной правоспособности людей на международном уровне, мы верны историческому происхождению нашей дисциплины, международного права, которое часто упускают из виду сторонники слепого и вырожденного правового позитивизма.

Просмотр содержимого документа
«Международные документы о правах человека.»

Международные документы о правах человека

Международные документы о правах человека. В чем их сущность и значимость?

На протяжении многих веков люди боролись за свои права. Боролись за отмену крепостного права, за отмену рабства, за равноправие.

Учитывая множественность современных международных механизмов защиты прав человека, необходимость более адекватной координации между ними стала одним из приоритетов учреждений международной защиты в конце этого столетия. Термин «координация», как представляется, обычно используется несколько недифференцированным образом, без четкого определения именно того, что это означает; тем не менее, он может иметь другое значение в отношении каждого из методов защиты прав человека в частности. Таким образом, в отношении системы петиций «координация» может означать меры по недопущению конфликта юрисдикции, дублирование процедур и противоречивое толкование соответствующих положений международных документов, сосуществующих с надзорными органами.

Основной шаг в отношении закрепления прав человека на международном уровне был сделан после Второй Мировой войны. Тогда возникла острая необходимость принять международный документ, который бы гарантировали безопасность человека и поддержание мира.

Была создана Организации Объединенных Наций, в которую входили страны, которые выступали против войны, жестокого отношения к людям, пыток в концлагерях и опытов над человеком.

Что касается системы отчетности, то «координация» может означать консолидацию единых руководящих принципов и рационализацию и стандартизацию докладов государств-участников по договорам о правах человека. Что касается системы расследований, это может означать регулярный обмен информацией и взаимные консультации между соответствующими международными органами. Множество международных документов в данной области сопровождается его основной и определяющей единицей цели, защитой человека.

Нельзя отрицать, что в нынешней области защиты в последние годы был достигнут значительный прогресс, особенно в области «юрисдикции» в области прав человека, к которой применяются европейские и межамериканские региональные системы защиты, наделенные постоянными трибуналами прав человека, - соответственно, Европейский и Межамериканский суды по правам человека. Однако еще предстоит пройти долгий путь. Следует поощрять так называемую «универсальную ратификацию» договоров по правам человека, пропагандируемую двумя Всемирными конференциями по правам человека, тем самым помогая обеспечить, чтобы универсальность прав человека преобладала не только концептуально, но и оперативно.

В 1948 году Элеонора Рузвельт (вдова Президента США) возглавила Комиссию по правам человека ООН и подготовила Всеобщую Декларацию прав человека. Комиссия состояла из представителей различных стран: Франции, Ливана, Китая, Чили, СССР, Великобритании и Австралии.

Декларация прав человека провозгласила защиту его прав и свобод, закрепила социально-экономические и культурные права. Однако она не является юридическим документом, при нарушении которого предусмотрено наказание (санкция).

Для этого необходимо, чтобы такая всеобщая ратификация была также неотъемлемой, то есть без оговорок и с принятием факультативных положений, таких как в содержащихся в них договорах, тех, которые закрепляют право на отдельное ходатайство, и тех, которые имеют обязательной юрисдикции международных надзорных органов. Сегодня все 40 государств-участников Европейской конвенции о правах человека, в дополнение к принятию права на петицию в индивидуальном порядке, признают обязательную юрисдикцию Европейского суда по правам человека, что обнадеживает.

Тем не менее она является верховным руководством при рассмотрении дел в суде. Законодательство всех стран, входящих в ООН, строится таким образом, чтобы не противоречить положениям Декларации. Соответственно ее положения закрепляются в Конституциях стран, членов ООН.

На основе Декларации прав человека страны приняли два обязательных договора: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах.

Основными положениями Декларации являются:

    право на жизнь, свободу и личную безопасность

    право на защиту чести, совести, достоинства человека

    право на труд в нормальных и условиях и отдых

    право на образование и на свободное участие в культурной и научной деятельности

    право на защиту интересов посредством профсоюзов, право на равную оплату труда

    неприкосновенность частной собственности

Loading...Loading...